Как выжить верующему в наше время? Памятка беженца: как выжить во время войны и добраться до пункта эвакуации.

На Украине продолжаются военные действия и гибнут люди. Нам очень хочется сохранить как можно больше жизней. Опытом выживания в зоне военных действий делится психолог Михаил Хасьминский – руководитель центра кризисной психологии.

– Когда война подходит к городу, где вы живете, очень важно трезво оценить ситуацию. Люди склонны надеяться на лучшее и начинают себя убеждать: «В соседнем селе стреляют, но это далеко, до нас не война дойдет». Успокаивая себя подобным образом, можно потерять время. Иллюзии и пустые надежды – ваши враги, они могут вам дорого обойтись.

Ваше спасение – реализм и трезвый анализ ситуации. Сравнивайте информацию, полученную из разных источников. Помните, что война ведется и на информационном поле, во время военных действий количество слухов и сплетен зашкаливает. Нужно очень внимательно относиться к любой информации и больше доверять своим глазам, чем чувствами эмоциям.

Когда уже видна угроза, нужно не дожидаться, пока кольцо сожмется, а стараться выехать заранее, пока есть транспорт. Не надо дожидаться катастрофы. Когда все пойдут, идти будет гораздо тяжелее.

10 правил беженца в пути

1. Прогоните страх и панику
Первое, что необходимо сделать, – убрать страх, ужас, отчаяние и панику. С ними беженцу не по пути. Эти состояния могут привести в плохую ситуацию. Страх, отчаяние и паника ослабляют сознательный контроль человека за своим поведением. Эти чувства для беженца деструктивны, идти у страха на поводу ему нельзя.

Есть исследования, в которых говорится о том, что во время войны, соединения, которые поддались панике и начали беспорядочное отступление, понесли потери во много раз большие, чем их товарищи, панике не поддавшиеся и оставшиеся на своих позициях.

2. Сухой закон
По пути к безопасному месту и в самом пункте эвакуации не должно быть выпито ни капли алкоголя. Выпив, человек теряет контроль над собой и при неправильных реакциях может подвергнуть опасности не только себя, но и всех, кто с ним.

3. Железная дисциплина
Очень важно держаться группы. В большинстве случаев у группы беженцев гораздо больше шансов добраться до безопасного места, чем у одиночки. В группе нужно выбрать старшего и подчиняться ему беспрекословно. Нужно понимать, что любая ссора может стоить кому-то жизни. Железная дисциплина – залог успеха. Поймите это сами и объясните детям. При передвижении нужны внимательность и осторожность. Неразорвавшиеся снаряды, мины – это не шутки.

4. Позаботьтесь о связи
Зарядите мобильные телефоны, возьмите к ним аккумуляторы. Не включайте все телефоны сразу, чтобы в экстренном случае не остаться без связи. Помните о том, что в момент активных боевых действий, особенно с применением авиации, сигнал глушится.

5. Договоритесь о месте встречи
Важно договориться о том, где вы будете встречаться, если кто-то потеряется. Выберите место, запомните его, объясните детям.

6. Снижайте уровень притязаний
Это важный момент, к нему нужно быть морально готовым. Когда человек выходит в зону, где принимают беженцев, он должен быть готов к любым, самым спартанским условиям. Даже если в мирное время останавливался только в лучших отелях. Смена статуса очень болезненно действует на людей.

Чтобы не обострять ситуацию, не выдвигайте требований к принимающей стороне, не ставьте ультиматумов. Довольствуйтесь малым, решайте проблемы постепенно. Самое главное – не проявляйте агрессии, агрессия вызовет недовольство, а ресурсов и у самих беженцев, и у тех, кто их принимает, очень мало, неразумно тратить их на разборки.

7. Храните мир в семье
Беженцы должны быть готовы к тому, что в семье могут начаться конфликты. Все проблемы, существовавшие во взаимоотношениях в мирное время, в условиях острого кризиса могут обостриться, кроме того, могут появиться новые. Нужно быть внимательными и тактичными друг с другом, больше разговаривать с домочадцами, поддерживать их. Поэтому важно сохранять мир и спокойствие, выяснение отношений оставьте до более спокойных времен.

8. Заряжайте «батарейки»
Ваша задача – выжить. Старайтесь оберегать детей, ограждать их от зрелищ, которые могут нанести им травму. Можно помогать тем, кому можно помочь. Но надо учитывать, что помочь всем вы не сможете. Если вы, помогая кому-то, «утонете» сами, это будет плохая помощь. Рассчитывайте свои ресурсы, моральные и физические на долгое время. На пути в пункт эвакуации вам помогут собранность, дисциплина и четкая цель.

Сил у нас гораздо больше, чем мы можем себе представить. Ресурсы у человека очень большие, но их нужно восстанавливать. Когда человек очень устал, силы возвращаются не сразу. После того, как человек «выложился», может наступить состояние полного опустошения.

Очень важно высыпаться и нормально питаться. Сон должен быть полноценным, это – тот самый ресурс, который позволяет человеку восстановиться. При недостатке сна ситуация усугубляется. То же и с пищей, даже если человек из-за стресса не испытывает голода, он должен заставлять себя есть калорийную пищу, чтобы проблемы не усугубить.

Дорога к лагерю беженцев может быть долгой. В пути можно плакать (если плачется), если есть возможность, можно петь (что-нибудь бодрое и ритмичное), очень полезно разговаривать – друг с другом или даже с самим собой, если вы идете в одиночку. Если вы озвучиваете свой внутренний диалог, не нужно этого бояться и стесняться, это нормальная защита от стресса. Но конечно, все это нужно делать, когда выстрелы и взрывы остались далеко позади, безопасность превыше всего.

9. Берегите деньги и документы
Кстати о безопасности. Нечестные люди могут встретиться как в пути, так и в лагере беженцев. Будьте осторожны. Не доставайте лишний раз свои финансовые запасы и дорогие вещи, берегите документы.

10. Доверьтесь Богу
Говорят, что на войне не бывает атеистов, это правда. Нужно помнить о том, что Бог не дает испытаний больше, чем человек может вынести. Сила беженца – доверие Богу и молитва.

В лагере беженцев

Выход из зоны боевых действий – это «война нервов», в ней, как в детской игре в моргалки, кто первым дал слабину, тот и проиграл. Чтобы выжить, нужно полностью напрячься. В лагере для беженцев напряжение отпускает людей и ситуация меняется, но появляются новые проблемы.

Проблема самоидентификации – первое, с чем сталкиваются вынужденные переселенцы и к чему они совершенно не готовы. Раньше они идентифицировали себя как украинцы, граждане Украины. Глава семьи был, например, директором фирмы, его жена заведовала поликлиникой, а дети учились в престижной школе. Теперь они – беженцы и ответы на вопрос «Кто мы?» им придется искать заново.

Люди переживают стресс – они не знают, как себя идентифицировать. Это совершенно нормально. Должно пройти время, прежде чем эта проблема снимется, как правило, сама собой.

У людей, которые покинули места военных действий, могут обостриться хронические заболевания и возникнуть какие-то новые болезни, у которых нет причины. Психосоматические расстройства – частая реакция на стресс. Болезни начинаются не в стадии мобилизации, когда люди испытывают нагрузки, а в стадии демобилизации, в лагере переселенцев, когда опасность уже миновала.

Когда беженцы доберутся до эвакуационного лагеря, у многих из них будет происходить переоценка ценностей. Добро пожаловать в настоящую жизнь! Раньше ценностями были имущество, машины, карьерный рост, но все это осталось в прошлом. У человека, прошедшего через кризис, происходит переоценка, он начинает ценить дружбу, взаимопомощь, многие обращаются к Богу. Это надо поощрять и не нужно этого пугаться.

Методы психологической самопомощи

Эти методы эффективны, но нужно применять их в безопасном месте.
Обратный отчет
Справиться с приступом паники, отчаянием и успокоиться помогает обратный отсчет. Человек, находящийся в стрессе, должен сесть, закрыть глаза и считать в обратном порядке от 100 до 1, называя по одной цифре каждую секунду. Можно представлять себе, как меняются цифры. Это успокаивает, позволяет человеку прийти в себя и дает ему ресурс.

Пять чувств
Человек должен сосредоточить свое внимание на том, какие пять звуков он слышит, и отметить их: «Я слышу пение птиц, шорох листьев, гудение проводов, плеск ручья, шум машины». Аналогично нужно отметить пять запахов, пять предметов, которые он видит. Эта простая техника позволяет из состояния страха и ужаса, когда он вне себя, прийти в себя, сориентироваться во времени и пространстве.

Самовнушение
Для людей в кризисной ситуации полезен такой метод самовнушения, как аффирмация –утверждение, направленное на изменение своего состояния. Такое утверждение должно быть выражено в положительной форме, то есть не содержать частицы «не» (ее наша психика не воспринимает).

Примеры: «Я – веселый», «Я – бодрый», «Голова ясная», «Я осторожен, внимателен и полон сил», «С каждым шагом сил становится все больше».

Михаил Хасьминский

СПРАВКА:
Михаил Хасьминский – руководитель Центра кризисной психологии, созданного по благословению Патриарха всея Руси Алексия при патриаршем подворье в храме Воскресения Христова на Семеновской. В качестве кризисного психолога принимал участие в создании и работе нескольких интернет-проектов группы сайтов «Пережить.ru», созданном для помощи людям, находящимся в кризисной ситуации.

Инструкция

Не поддавайтесь панике, но и не сидите сложа руки, готовьтесь к возможным военным действиям. Война редко наступает совсем внезапно, ее можно узнать по некоторым изменениям в обществе: нагнетание обстановки, неадекватное отношение к представителям разных национальностей, слухи и шепот в очередях магазинов.

Пройдитесь по квартире и посмотрите на привычные вещи с другой стороны - предметы домашней обстановки могут пригодиться для защиты жилища от нападения мародеров.

Возьмите оружие, если оно есть, пройдитесь по квартире и постарайтесь отыскать наиболее удачные для места. Посмотрите, каков угол обстрела из окон. В замкнутом пространстве квартиры вести огонь не рекомендуется, поскольку велик риск попасть в кого-то из членов семьи.

Опасайтесь мародеров. Обычно это одиночки, которых на грабеж толкает голод или жажда легкой наживы. Однако могут встречаться и целые банды, которые способны маскироваться под полицию. Одна семья не сможет им противостоять, поэтому объединитесь с соседями. Учтите, мародеры могут посылать и на .

Если вы оказались в районе боевых действий, в которых не принимаете участия, перед вами стоит одна задача – выжить. Именно этому и должны быть подчинены все ваши действия. Находясь в городе, избегайте появляться на улицах в дневное время , вы можете стать легкой добычей . Если не хотите привлекать к себе лишнее внимание, не разводите днем костров. Ночью разводите их только в закрытых местах – так, чтобы со стороны не было видно открытого пламени или его отблесков.

Сегодня начинает работу богословская конференция « Жизнь во Христе », и портал « » продолжает публиковать беседы о христианской жизни. На вопросы отвечает автор книги «Православная аскетика, изложенная для мирян», священник Павел Гумеров.

– Отец Павел, насколько аскетическая святоотеческая литература применима для мирян? Стоит ли современному православному человеку ориентироваться на литературу, написанную в основном для монашествующих?

– Варсонофий Оптинский сказал так: «Старайся жить, как Бог велит, а не как все живут, потому что мир во зле лежит».

Эти слова особенно актуальны для нашего времени, потому что сейчас все стараются жить, как легче. Главным лозунгом жизни является фраза: «Как нам сделать так, чтобы у нас все было, и нам ничего за это не было?».

Но жить так, как все живут – это тупиковый путь. Большинство людей все равно никогда не будет жить по-христиански. Во все времена христиане были в меньшинстве, особенно христиане, которые задумываются о вопросах аскетики и внутреннего делания.

Почему нам так важна аскетическая литература?

Во-первых, в современном бушующем мире очень многие люди страдают от всевозможных духовных, психических и душевных недугов. Такие явления как , тревога, психологическое одиночество стали повальными болезнями. Психологи даже называют эту всеобщую депрессию чумой XXI века.

А она происходит из-за того, что люди живут, как все.

Как все живут так называемым « , как все друг друга обманывают, как все не думают о том, что такое ответственность, долг, совесть и честь человеческая, – и это приводит к печальным последствиям.

Люди пытаются подлечить свои раны у психологов, у психотерапевтов, но корень проблемы остается.

Хотя надо сказать, что , например, вполне позитивно относился к психологии. Он говорил, что психология вполне совместима с христианством, в том случае, когда она преломлена через призму Священного Писания и святоотеческий опыт.

Сам святитель Феофан был большим знатоком человеческой души и давал такие тонкие советы, которые и теперь можно прочесть в книгах лучших современных психологов, как будто они процитировали его без кавычек.

Для современного православного человека аскетическая святоотеческая литература является руководством к действию даже в большей степени, чем для тех людей, которые жили в православной Руси. Сейчас христианин должен ощущать себя воином Христовым. А что требуется воину Христову? Упражнение в аскетике. Ибо само это слово в переводе с греческого означает упражняться, тренироваться. И какой же ты воин, если ты целыми днями расслабляешься?

– Мы все сейчас в России являемся новообращенными христианами. Многие из нас часто с жаром берутся выстраивать свою жизнь по святоотеческим книгам, но не тут-то было! Как быть в таком случае?

– Начинать надо с простых вещей.

Например, если брать Добротолюбие, то новоначальному следует читать его не целиком, а, скажем, второй том. Он достаточно легок для усвоения и говорит о борьбе со страстями.

Очень близки к нам книги святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, живших в XIX веке. Они проще, чем Добротолюбие, хотя в принципе говорят о тех же самых вещах. У Феофана Затворника есть прекрасные книги «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться», «Страсти и борьба с ними», составленные на основании его писем.

– Какой должна быть молитва современного человека?

– Молитва современного человека должна быть такой же, как и молитва несовременного человека, потому что «Христос и вчера и днесь и сегодня тот же», как говорит нам Священное Писание.

Не должно быть компромисса в плане пересмотра правила, уменьшения его, адаптации или иных облегченных вариантов.

– Но разве преподобный Серафим не пришел к мысли о пересмотре молитвенной практики? Ведь именно он предложил исполнять молитвенное правило, известное православным, как ?



– Во-первых, его формула изложена для людей, которые не могут по каким-то причинам прочитать полное правило, например, в случае большой усталости . Но оно не предлагается в качестве ежедневного правила.

Во-вторых, когда Серафим Саровский советовал так молиться, большое количество людей было неграмотными, и кроме этих молитв они, может быть, больше ничего и не знали.

Не стоит делать себе послабления в молитвенном правиле, потому что это «хороший» способ для современного человека, охваченного тысячей дел и недостатком времени, полностью погрузиться в суету. Мы посвящаем Богу так мало времени, что еще облегчать себе жизнь было бы неправильно.

Установленное молитвенное правило небольшое. Если человек его читает не в первый раз, оно занимает минут десять спокойного чтения. А что, например, среднестатистический мужчина или женщина делает, приходя с работы? Кушает, включает телевизор, включает компьютер, и четыре-пять часов до сна проводит у экрана, и на это у него есть время, а десять минут на Бога почему-то не находится.

– Что Вы скажете по поводу того, что иногда добросовестное чтение всего правила превращается в механическое вычитывание?

– Если человек только приходит в Церковь, то я благословляю читать сначала первые три - четыре молитвы, потом потихоньку прибавлять.

Понятно, что у каждого своя мера: кто-то в Церковь пришел недавно, ему надо правило покороче, детям и юношам, естественно, тоже. Но дело в том, что нельзя постоянно понижать планку: давайте богослужение сократим, давайте переведем его на русский язык.

Есть, конечно, отдельные случаи: круглосуточная работа, кормящая мать, у которой еще трое детей, люди больные, немощные. Если действительно невозможно выполнить все правило, по согласованию с духовником можно что-то менять.

Но только по согласованию с духовником ! Человек слаб, и если действовать самостоятельно, то он может незаметно для себя постоянно понижать планку. Сначала ему тяжело поститься без рыбы, потом тяжело с рыбой, потом тяжело с молочными изделиями, а потом можно вообще не поститься.

Жизнь христианина – это служба как военная. Ведь мы пришли в Церковь не просто для того, чтобы получить эстетическое наслаждение, послушать пение, отдохнуть сердцем и успокоиться. Служба – это труд, это упражнение, это жертва, которую мы приносим Богу в виде своего, в частности, времени.

Ведь мы же так мало делаем: чтение правила, пост, в воскресенье в храм ходим. Если мы даже в этом будем давать себе слабину, постоянно идти за миром, который во зле лежит, то чем мы вообще будем спасаться? Мы же не стяжаем, как подвижники древности, какие-то великие добродетели, которыми мы бы могли спасаться. Мы можем спасаться исполнением правила и тем, что по возможности не будем ссориться с нашими ближними.

Отец Максим Козлов очень много времени посвятил проблеме православия-«лайт» – облегченного, адаптированного православия и ошибочности этого пути. Так можно дойти до чего угодно. Католики, например, от латыни избавились, музыкальные инструменты ввели, мессы сделали в форме чуть ли не дискотеки – а привело это к тому, что люди вообще перестали в церковь ходить. Цель была поставлена сделать лучше, интереснее, комфортнее, а эффект получился обратный.

В советское время христианин был гораздо строже к себе. Он знал, что он белая ворона, что он в гонении, что он именно солдат Христов. Христианин всегда иной .

А в наше время свободы, когда храмы открыты, литература доступна, когда существуют замечательные православные интернет-порталы, ситуация такова, что духовная планка постоянно понижается. Мы постоянно ищем себе легкие пути, тогда как во времена благоприятные для Церкви, когда нас извне не терзают, нужно самому построже к себе относиться. Это единственный путь, который позволяет в этом мире выжить.

Спрашивают, как выжить верующему в наше время? Раньше, мол, не было такого разврата, не было телевизора и т.д.

Но вспомним, как Церковь зарождалась. Малая горстка христиан жила в страшно развращенном Риме . Какие зрелища тогда были? Гладиаторские бои, избиения христиан, пляски полуголых девиц на аренах цирков, тот же театр, который ругал Иоанн Златоуст , потому что это было совершенно развратное зрелище, потакающее самым низменным человеческим страстям. Это был не «Современник» и не МХАТ, и ставили там не «Чайку» Антона Павловича Чехова .

И все эти зрелища были общедоступны. Пошел в Колизей и увидел, как реальная кровь льется, а не кетчуп на экране, как христиан львы терзают, как их на крестах распинают. В повседневной жизни – разврат, всевозможные половые извращения, которые у нас только-только начинают навязывать в качестве «нормы». А в Риме того времени это уже давно было «в норме».

И малая группа христиан именно благодаря строгости своей жизни смогла переквасить, изменить это общество. Не слиться с ним, не понизить требования к себе, а именно его изменить. Им было не легче чем нам.

– После того как первая неофитская ревность ослабевает, обнаруживаешь, что незаметно для себя, пост стал просто сменой меню. Размывается осознание того, чего мы собственно пытаемся достигнуть постом…

.

Первое – это жертва Богу. Очевидно, что Абсолютному и Самодостаточному Богу мы по большому счету ничего дать не можем, но мы можем дать Ему свое сердце, любовь к Нему, которая выражается в посте. Как родителям мил и дорог, преподнесенный их чадом в подарочек неумелый рисунок, также и Богу важно расположение нашего сердца.

Второе значение поста – аскетическое. Пост – это упражнение, которое помогает человеку справиться со страстями , потому что, когда человек пресыщен, страсти мучают его больше. Как сказано, по-моему, в том же «Добротолюбии»: тучные птицы не могут летать. Чтобы начать помышлять о предметах нематериальных, нужно воздержаться от чего-то материального. Еще говорят: «сласти порождают страсти». Обильная калорийная пища способствует проявлению страстей, например, блудной страсти. Пресыщенный человек также склонен к лености , к унынию .

И третье значение поста – это воспитание воли. Почему современной молодежи так трудно? Потому что она выросла во времена, когда все стало доступно. Те люди, которым сейчас по 35-40 лет, выросли во времена некоторых ограничений и им в жизни гораздо легче живется. А поколение, которое выросло в войну и после войны – это вообще самое нравственное и жизнеспособное поколение, потому что тогда были времена суровых ограничений. Они знали, что такое слово «нет», «долг», «нужно».

Сейчас же все доступно, любые вещи, любые игрушки. Телефон устарел, давайте купим поновее, и ничего, что старый еще работает, ведь это уже «отстой», а хочется последнюю модель. И родители покупают, не понимая, что человека надо учить от чего-то отказываться.

Еще одна мудрость поста, связанная с воспитанием воли, состоит в супружеском воздержании.

Надо сказать, что у православных супругов бывает мало проблем сексуального характера. Человек же, не привыкший к воздержанию, неизбежно в браке пресытится. В семейной жизни всегда наступает момент, когда сильные страсти уходят, и человек, не привыкший воздерживаться, будет либо смотреть «налево», либо стараться себя искусственно подогреть, сделать отношения поострее, начинаются всевозможные извращения.

А надо просто соблюдать пост, и все будет нормально. Вы будете всегда желанны и драгоценны друг для друга после поста, у вас не будет желания заниматься ерундой: эротическими фантазиями или просмотром порнографии, для того, чтобы внести разнообразие в свою половую жизнь.

– Как сделать своих детей такими, как было поколение наших отцов, а не потребителями?

– Я не идеализирую советское время. Тогда тоже было очень много минусов: отсутствие свободомыслия, инициативы, все думали так же, как говорит «XVI съезд КПСС», то есть люди были одурманены, плюс воинствующий атеизм и т.д.

Сейчас другие минусы: у нас не хватает идеалов, ориентиров, некоторых запретов. И семье надо стараться в каждое время дать детям то, чего не хватает в обществе.

В советские времена надо было приучать человека к инициативе, свободомыслию, к умению самостоятельно принимать решения. В наше время надо давать детям то, чего не хватает именно сейчас: строгости, авторитета, идеалов, ориентиров в жизни, объяснять для чего люди живут, для чего они работают, для чего они семью создают.

Надо избегать избалованности, потому что, когда папа будет уже на пенсии или просто наступит , не подготовленный к жизни молодой человек уже не сможет сам решать проблемы. Мамочка с папочкой все за него решали, проплачивали курсы, репетиторов, институт, экзамены в институте. А дальше что? Всегда наступит момент, когда человек должен принимать самостоятельные решения, а навыка такого нет.

Пусть лучше ребенок сейчас на вас обидится, за то, что вы ему не купили новую модель телефона, которая уже есть у всего класса. Это совершенно не значит, что потом он не будет вам благодарен.

– Если человек согрешает в связи с постом, например, не может удержаться, чтобы не поскандалить с ближними и дальними, не стоит ли в таком случае пост ослабить?

– Человек во время поста сродни постовому в , который с автоматом в руках охраняет оружейную комнату. Естественно, он должен быть постоянно начеку.

Человек, который охраняет свою душу, находится в объекте особого внимания врага рода человеческого. Не надо думать, что если мы будем поститься, то бесы, дурные помыслы нас будут обходить стороной. Нет, они, быть может, будут мучить нас сильнее, чем обычно.

Но кто предупрежден, тот вооружен. Пост – это время, когда человек, зная свою слабину, должен быть к ней особенно внимательным. Мы должны бдительно смотреть за теми врагами, которые могут подойти и что-то похитить из нашей души.

– Мы знаем, что монашествующие дают обет послушания. А в какой мере послушание необходимо для мирян?

– Послушание – это очень важная вещь, которой не хватает современному человеку.

Сейчас, например, восемьдесят процентов воцерковленных православных людей духовников не имеют. Современному человеку решиться в чем-то ограничить свою свободу очень тяжело. Но я считаю, что каждый обязательно должен иметь своего духовника.

Об этом говорят все святоотеческие книги. Он может быть не семи пядей во лбу, мы может даже превосходить его по духовному образованию, но это человек, которому вручено воспитание в нас навыка послушания.

Эгоизм, гордыня преодолеваются как раз послушанием.

Немаловажно выбирать духовника по своим силам. Как говорится – «бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». Духовник – это не обязательно твой приходской священник, у которого ты регулярно исповедуешься. У духовника, бывает, исповедуются не часто, по обстоятельствам, например, раз в месяц или раз в пост.

Слава Богу, в Москве 500 храмов, тысяча священнослужителей, можно найти себе по сердцу и по душе. Кому-то нужен интеллигентный священник, кому-то попроще, кому-то построже, кому-то помягче.

Все люди разные, и это нормально. Даже если у человека пока нет духовного отца, можно просто найти священника, у которого мы будем исповедоваться регулярно.

Но если ты не хочешь слушаться, если ты считаешь, что некоторые правила духовной жизни ты можешь сам себе назначать, то опять же, можно дойти до полного абсурда.

Например, в храмы ходит огромное количество людей, которых мы, батюшки, в шутку называем «годовиками». Они установили себе правило один раз в год ходить в Церковь, первую седмицу Великого поста поститься, после этого причащаться, и все. И хоть «кол им на голове теши», бесполезно. Они говорят: «Моя бабушка говорила, что надо делать так, а все остальное это уже фанатизм». Но если у каждого мерилом является его бабушка или его мнение, а не учение церковное, то зачем тогда вообще Церковь?

– Что такое духовная жизнь?

– К сожалению, очень многие люди считают, что духовная жизнь – это кулич на Пасху , крещенская вода на Богоявление , вербы в Вербное воскресенье , плюс неделя поста в Великий пост, ну и конечно венчание, крещение и отпевание в соответствующих случаях.

На самом деле это не духовная жизнь, а средства для нашего спасения. И без духовной составляющей эти замечательные традиции, обряды, таинства не будут иметь смысла. Но именно они заменяют у многих людей, даже православных, духовную жизнь, то есть борьбу со своими страстями, исполнение заповедей и любовь к ближнему и к Богу.

Человек говорит: «Почему я одни и те же грехи совершаю, каюсь в них из исповеди в исповедь и никаких изменений не вижу?»

Потому что, есть церковная жизнь, а духовной жизни нет. Человек решил, что написанное в Евангелии – это недостижимый идеал, это не про нас. Но на самом деле Евангелие – это руководство к действию, и в нем не только про или Петра написано, а про меня. Про меня Ты, Господи, говоришь. Вот тогда – это духовная жизнь. Остальное – это просто духовная культура.

– Какие грехи сегодня самые трудные и распространенные?

– В России сейчас две главные язвы: страшный кризис семьи и пьянство. Причем они связаны между собой, потому что у человека пьющего и с семьей будет плохо.

Люди не видят в семье абсолютной ценности, которую нужно беречь и хранить. Семья воспринимается как вещь, стоящая в одном ряду с дачей, квартирой, машиной. Семья же должна стоять на следующем месте после Бога. И православный человек понимает, что супруг дан тебе один раз на всю жизнь, и ты не можешь его заменить, если тебе захочется. Все остальное проходит: карьера, амбиции, здоровье. Сегодня у тебя карьера, а завтра случился кризис, и ты идешь работать на завод последним разнорабочим.

Или повторить участь Майкла Джексона, который хотел дожить до 120 лет, спал в барокамере, а дожил только до 50 лет и даже семью не сохранил.

– Что нужно знать, вступая на поприще борьбы с грехами?

– Нужно различать грехи и страсти.

Страсть это укорененная греховная привычка. Если, например, кто-то напился, то это грех, а если он хронический , то это страсть.

Обычно человек страдает не всеми восемью страстями. У каждого она своя. Нужно свою страсть сначала определить, потом возненавидеть ее, затем обрести решимость бороться с ней, и тогда уже искоренять.

Святитель Феофан Затворник говорит, что мы из раза в раз совершаем одни и те же грехи потому, что не имеем решимости на борьбу. Человеку, как говорится, «и хочется, и колется, и мама не велит».

Мы хотим соблюсти некую меру: быть и благочестивыми православными людьми, и свою страстишку каким-то образом удовлетворять. Она нам мила и приятна.

Когда же человек имеет решимость стать на борьбу с этой страстью, тогда он может ее победить, и примеров этому очень много. Благодаря своей непреклонной воле и помощи Божией люди бросали и наркотики, и алкоголь, и находили выход из страшных ситуаций.

– Как бороться с невидимыми грехами: гордостью и его производными: самолюбием, самомнением и другими? Как увидеть в себе эти грехи?

– Гордость – это, как ни странно, недостаток любви к людям.

Святые отцы говорят, что любой страсти противостоит некая добродетель, которую мы должны стяжать, чтобы с этой страстью бороться. Наивысшей из страстей – гордости противостоит высшая добродетель – любовь.

Человек гордый, эгоистичный по-настоящему любит себя, а не людей. Признаком гордости является осуждение, а также обидчивость, которая тоже происходит от самолюбия.

Для гордого человека свойственно осуждать всех вокруг, начиная с того, кто ему в трамвае на ногу наступил и, кончая правительством или олигархами.

Даже Господь не выносит своего суда, пока человек не умрет, потому что он еще может измениться, как, например, Мария Египетская , которая из блудницы стала великой подвижницей.

Мы же, увидев человека в какой-то краткий отрезок его бытия, выносим моментальный суд, не зная ни его наследственности, ни его жизненных обстоятельств. А может быть, у него тяжелые семейные проблемы, с которыми он не может справиться, или ему зарплату полгода не платят, поэтому он и общается с нами неприветливо.

Нам-то хорошо, у нас сейчас проблем нет и настроение нормальное, а мы его уже осудили. Поэтому надо к человеку со снисхождением относиться, с любовью.

– Как грех гордости проявляет себя в общении?

– В том же самом осуждении .

Или, например, еще одно проявление гордости. Каждому, наверное, приходилось общаться с людьми, которые никого не слушают, говорят только о себе, постоянно пытаются что-то навязать. Общаться с ними очень тяжело.

И наоборот, человек не гордый, любящий людей привлекателен для других. Он приветлив, не заносчив, может и тебя выслушать, и к себе с юмором относится. Пример горделивого человека дает нам Евангелие в образе фарисея, который говорит: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк 18:11).

Противоположностью ему является, например, Серафим Саровский, который всех встречал словами «Радость моя».

– Что такое этика семейного общения? Что должно быть главное в семейной жизни?

– Главное в семейной жизни помнить, для чего мы в эту самую семью объединились. А объединились мы для того, чтобы любить друг друга, для того чтобы делать друг друга счастливыми .

Женщины иногда говорят: «Хочу простого женского счастья». Нет, чтобы сказать: «Я хочу сделать счастливым моего супруга и моих детей».

Ведь счастье не в том, чтобы себя делать счастливым, а в том, когда ты другого делаешь счастливее. Тогда ты сам получаешь огромное удовольствие, счастье.

Об этом часто забывают и начинается: «Я глава семьи, значит, ты должна меня слушаться» или «Я больше зарабатываю, значит, я главнее» и т.д. Постоянно идет какая-то дележка в семье. А ведь иногда просто стоит вспомнить, что после того, как мы прожили четверть века в браке , нам уже вместе, может быть, не так много осталось. Так давайте порадуемся хоть остаток дней, чтобы не было потом нам стыдно, что мы всю свою жизнь потратили не на радость, не на счастье, к которому нас Господь призывает, а на семейную борьбу.

– Как правильно понимать жертвенный подвиг в жизни человека?

– Далеко не каждому человеку в жизни представляется случай или защищая от хулиганов. Может быть, и слава Богу, если такой случай не представится.

Но к жертве призван любой человек. Это каждодневный подвиг – уметь носить тяготы друг друга, уметь прощать недостатки. Прийти вечером усталым, голодным и не завалиться с газетой у телевизора, а помочь жене почитать книжку детям, помыть посуду, вынести помойное ведро.

Или перетерпеть, если какой-то человек говорит тебе что-то неприятное. Это тоже жертва. Есть искушение ответить пообиднее, побольнее, чтобы запомнил надолго. А можно перетерпеть эту вспышку гнева , улыбнуться приветливо, промолчать или, наоборот, что-то хорошее сказать.

И пост – жертва, и аскетика – жертва, и вообще жизнь человека – это жертва. Но эти жертвы могут быть источником радости для нас и для окружающих.

Например, жене неприятно, что муж курит, к тому же детям очень плохой пример. Ради них возьми и брось, приложи усилие, пойди к врачу, к батюшке на исповедь, избавься от курения, пожертвуй этим. И это будет не абстрактной жертвой – когда-нибудь душу положить, когда на супругу кто-то там нападет. Так можно всю жизнь прождать и всю жизнь человеку испортить, потому что каждый день ты не хотел ничего в жертву принести. Не хотел пожертвовать своим эгоизмом, самолюбием, своими привычками, с которыми надо было бороться.

Держать все под контролем

Во время пребывания в местах массового скопления людей необходимо заранее просчитывать различные степени угрозы. Посмотреть на возможные места укрытия и маршруты отхода.

Также следует регулярно заниматься спортом, чтобы быть в хорошей физической форме. В экстремальных ситуациях это пойдет на пользу.

Существуют низкая, средняя и высокая степени угрозы. К первому классу относятся дачи, удаленные местности. Ко второму - улицы, набережные, к третьему - школы и больницы.

Что делать при оповещении о теракте

После оповещения нужно спокойно покинуть опасную зону. Следует избегать массового скопления людей. Пользоваться лучше наземным транспортом. Убегать нужно домой.

Необходимо создать трехдневный запас воды, еды, медикаментов и запасных источников света, собрать документы и подготовиться к возможной эвакуации. Также нужно задернуть шторы.

Теракт уже совершен

Сразу следует найти укрытие. Лучше всего, если оно будет из кирпича или бетона. Такие объекты сложно повредить пулями. В этой зоне нужно сесть или лечь, при этом следует находиться в позе эмбриона.

Так будут защищены важные органы. Если есть дети, то их надо обнять.

Считайте до 10 тысяч

В первый час в кровь выплескивается большое количество адреналина. Из-за этого человек готов бегать или атаковать. Однако затем наступает резкая усталость, что может помешать при беге. Лучше досчитать до 10 тысяч, что составит примерно час. Это время даст вам успокоиться.

Женщина с детьми лежат на полу в ресторане, прячась от боевиков во время теракта в Найроби.

Вас взяли в заложники

Сразу надо внушить себе мысль, что вас спасут, однако на это потребуется много времени. Если вы захотели в туалет, то не стоит об этом говорить. Лучше искать взглядом людей с такими же проблемами. Когда наберется несколько человек, то нападавшим придется решать этот вопрос.

Во время штурма нельзя сразу бежать, особенно навстречу спецназовцам. Таким образом вы попадете под линию обстрела. Также спасители могут подумать, что вы хотите на них напасть.

После спасательной операции пострадавшие проводят до 16 часов в окружении представителей силовых структур, которым нужно знать все сведения о случившемся.

Нужно ли убегать?

Не стоит убегать, если вас захватили террористы. Это может закончиться очень плачевно. В любом случае силовые структуры уже предпринимают меры к спасению.

Ранения

Самыми опасными являются открытые рваные раны. Существует большая вероятность, что человек погибнет от потери крови. Нужно сразу же объяснить помощникам, что произошло и что необходимо предпринять.

Всего есть полторы минуты, чтобы остановить кровь. Пострадавшего нужно перенести в укрытие и помочь. Если прошло 3 минуты, то спасти человека практически нельзя.

Человек без сознания

Пострадавшего человека надо привести в сознание. Для этого нужно сильно нажать на точку между верхней губой и носом. Далее необходимо заставить потерпевшего пошевелиться и понять, какие ранения получил человек.

Сразу же надо определить, есть ли травмы позвоночника.

Что делать под завалом

Сначала надо расчистить дыхательные пути и глаза. Далее следует понять, где низ, а где верх. Для этого нужно плюнуть на губу и понять, куда течет слюна.

Если невозможно выбраться самостоятельно, то необходимо позвать на помощь. Только этого не стоит делать, когда вы слышите стрельбу. Не стоит также кричать беспрерывно. Нужно беречь силы и выдерживать интервалы.

Спасателям надо дать четкую информацию. Сообщить возраст, самочувствие и то, что невозможно выбраться. В этот период может потянуть в сон из-за усталости, это тоже надо озвучить специалистам.

Уходите в другую сторону

Если вы услышали хлопок или крики, то уходите в другую сторону. Не надо проявлять любопытство и снимать все на телефон. Нужно просто уходить.

Никогда нельзя соглашаться присмотреть за чужими вещами. Если увидели забытую сумку, то трогать ее тоже нельзя. Сначала надо опросить людей, находящихся рядом, не их ли это вещь. Если владелец не установлен, необходимо обратиться в полицию.

Попробуйте определить террористов

Террористы могут отличаться необычным поведением. Они могут сильно нервничать и вести себя неадекватно. В их действиях может быть заторможенность, вызванная возможной передозировкой наркотиков.

Еще один признак - это желание не попасть в камеры видеонаблюдения.
Следует уходить подальше от подозрительных людей.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

error: