Как сделать радиоуправляемую модель самолета из микромашинки. Как сделать самолет на радиоуправлении

Эта статья предназначена для тех, кто впервые решил заняться авиамоделизмом. Она поможет решить самые сложные вопросы, стоящие перед новичками: "С чего начать?" и "А во что это выльется?".

Статья касается только простых моделей самолётов и планеров, с которых начинают новички свой путь в моделизме.

Немного терминов

Даже если вас не интересует процесс изготовления модели, ее устройство, и единственное, что вам надо - это летать, летать и еще раз летать, кое-какие знания о конструкции вашего летательного аппарата всё-таки необходимы. Они не сильно загрузят вашу голову, а вот ясности в вопрос внесут много. В конце концов, не будете же вы, грохнув свою модель, рассказывать коллегам по аэродрому, что у вас сломались "вон та деревяшка и вот эта реечка", а еще и "вот эта штуковина" треснула. Да и процесс возможного ремонта представите более осмысленно.

Все модели устроены довольно похоже, поэтому рассмотрим некую обобщенную радиоуправляемую модель самолёта.

Фюзеляж . Он является основой всей модели. На нём крепятся несущие плоскости, хвостовое оперение, шасси. На нём же, как правило, устанавливается двигатель. Внутри помещается аппаратура управления - это приёмник, аккумуляторы, рулевые машинки.

Крыло . Собственно то, что создаёт подъёмную силу. Именно крыло позволяет держаться модели в воздухе. Оно состоит из левой и правой консолей . Консоли могут устанавливаться под небольшим углом одна к другой, в этом случае их законцовки будут располагаться несколько выше корневых частей. При виде спереди крыло будет иметь слегка V-образную форму. Угол V крыла применяется для повышения устойчивости модели по крену.

Элероны - рулевые поверхности, расположенные на задней кромке крыла и отклоняемые вверх-вниз в противофазе. С их помощью самолёт управляется по крену (наклоняется влево и вправо).

Левая и правая половинки крыла называются консолями .

Хвостовое оперение . В классическом варианте состоит из вертикальной части, которая называется киль , и горизонтальной - она называется стабилизатор . Хвостовое оперение обеспечивает устойчивость самолёта - чтобы он летел прямо и ровно, а не кувыркался в небе, беспорядочно меняя направление движения.

На задней кромке киля располагается руль направления , на задней кромке стабилизатора - руль высоты . Названия рулевых плоскостей говорят сами за себя.

Шасси . Позволяет модели взлетать с земли и садиться на нее. Наличие шасси необязательно, в этом случае старт модели происходит с рук, а посадка - "на брюхо".

Двигатель . То, что движет модель, позволяя ей набирать высоту и поддерживать необходимую скорость.

Бак . Он содержит топливо, необходимое двигателю.


Приёмник . Осуществляет приём сигнала передатчика, его усиление, обработку и "раздачу" на рулевые машинки.

Рулевые машинки . Они преобразуют сигнал с выхода приёмника в движения рулей модели посредством подсоединённых тяг .

Приёмник и машинки питаются от бортового аккумулятора - это, как правило, батарея из четырёх "пальчиковых" элементов.

С чего начинается выбор модели?

Люди, которые никогда раньше не летали на радиоуправляемых моделях, зачастую выбирают свою первую модель исключительно по внешним признакам, покупая наиболее приглянувшийся самолёт. И такое желание вполне оправданно - хочется же иметь самую красивую модель… А в результате первой покупкой иногда оказывается сложный в управлении пилотажный самолёт или хорошая копия самолёта времен второй мировой войны, которой управлять, может быть, еще сложнее. Верно ли такое решение?

В отличие от моделей судов и автомобилей, летающие модели не позволяют учиться "потихоньку", выбирая вначале скорость поменьше. У них есть минимальная скорость, по достижении которой они плохо управляются и просто валятся на землю. На авто- или судомодели, если вы запутались в управлении, можно просто убрать газ и затормозить. С самолетом так не выйдет. Если уж вы взлетели, то надо и посадку делать, иначе будут "дрова". Поэтому первая модель должна вас научить обходиться без "дров". А уж высший пилотаж и прочая эстетика с истинным наслаждением от полета, - это потом.

Давайте-ка лучше вспомним, какую и для чего мы выбираем модель. В первую очередь нам нужно научиться летать - взлетать, держать модель в воздухе, благополучно приземлять ее. Поэтому модель прежде всего должна хорошо подходить для обучения и тренировок, в самую последнюю очередь удовлетворяя вашим эстетическим запросам. Какими свойствами должна обладать учебная модель?

  • Самолет должен быть устойчивым, то есть хорошо держаться в воздухе без активного участия пилота, хотя бы некоторое время. Устойчивые самолеты "прощают" многие ошибки пилотирования, присущие новичкам.
  • Самолет должен быть ремонтопригодным. Горькая правда жизни состоит в том, что ваша первая (да и вторая тоже) модель рано или поздно окажется более или менее подломанной, а то и разбитой в труху - по той простой причине, что вы учитесь летать. Поэтому учебная модель должна позволять проводить простой и быстрый ремонт повреждений и быть изготовлена из дерева или пенопласта, но никак не быть формованной из стеклопластика.
  • Ну и конечно же, модель должна иметь изрядную прочность, но - не в ущерб лётным качествам. Она должна позволять выдерживать жёсткие посадки, но и летать неплохо.

Требования, конечно, противоречивые, но существуют учебные модели, успешно сочетающие в себе все необходимые свойства.

Так что если вы действительно хотите научиться летать, будьте готовы немного поступиться внешним видом самолёта и в качестве первой модели выбирать ту, которая лучше всего подойдет для тренировок.

Если попытаться классифицировать вообще все летающие модели, список окажется весьма длинным, а тесная взаимосвязь классов достаточно запутанной. Классификация вообще занятие сложное и неблагодарное. Да и нужно ли оно сейчас? Вспомнив, что подбираем модель для тренировок и обучения азам пилотирования, мы сможем ограничиться лишь несколькими наиболее распространенными вариантами.

Что же может выбрать начинающий для обучения пилотированию?

  • Самолет с двигателем внутреннего сгорания (ДВС)
  • Электролёт
  • Планер или мотопланер

Расскажем о каждом типе моделей поподробнее.

Самолеты с двигателем внутреннего сгорания

Учебный самолёт с ДВС, как правило, называется "тренировочным" или, для краткости, тренером. Это самолёт с верхним расположением крыла, которое имеет выраженный угол V, придающий модели требуемую устойчивость. Фотография такого самолёта приведена в начале статьи.

Тренер хорош прежде всего тем, что позволяет не только научиться взлетать, садиться и держаться в небе, но и выполнять простейшие фигуры высшего пилотажа - бочки и петли. Еще одно преимущество тренера - возможность полётов даже в достаточно сильный ветер. Ну и конечно же, он больше всего похож на "настоящий" самолёт.

Однако такой тип учебных моделей имеет и ряд недостатков. Прежде всего, вам понадобится инструктор - человек, который научит вас заводить и регулировать двигатель вашего самолёта и проведёт от начала до конца весь процесс обучения полётам. Самостоятельно научиться летать на тренере без серьёзных его повреждений практически невозможно. Так что при отсутствии инструктора рассмотрите возможность полётов на иных типах моделей.

Оптимальным для обучения представляется тренер размахом 1400…1600 мм, с двигателем рабочим объёмом 6.5…7 куб.см и массой 2000-2500 грамм. Он не будет сильно бояться ветра, и в силу большого размаха будет хорошо виден даже на большой высоте. Впрочем, ничуть не хуже окажется и самолётик размахом 1200…1300 мм с двигателем объёмом 3.5…4 куб.см. А для того, чтобы маленький самолёт было хорошо видно в небе, низ крыла можно окрасить яркой флуоресцентной эмалью.

Тренер может быть изготовлен как из дерева (бальзы или липы и сосны), так и из гофропластика – материала, с виду напоминающего гофрированный упаковочный картон (подобные самолёты еще называют «картонычами»). И у тех и у других моделей есть свои плюсы и минусы. Деревянный самолёт имеет меньшую массу и существенно более высокие аэродинамические характеристики по сравнению с гофропластиковым. С другой стороны, самолёт из «гофры» практически невозможно разбить – он только мнётся и гнётся при ударах, от которых деревянный самолёт наполовину разваливается. А с третьей…с третьей оказывается, что «картоныч» редко способен на что-то большее, чем первоначальное обучение полётам и пилотажу. Деревянный же тренер в опытных руках может творить чудеса. Как правило, на «картоныч» устанавливается более мощный двигатель, чем на бальзовый тренер аналогичного размера.

Впрочем, из всякого правила бывают исключения, и существуют очень грамотно спроектированные "картонычи", по лётным характеристикам не уступающие моделям, сделанным из бальзы.

Электролеты

Основной плюс электролёта - это отсутствие необходимости настройки двигателя и простота запуска. И здесь же кроется главный минус электролёта - недостаток тяги. Как правило, модели с электродвигателем по динамике намного хуже моделей с ДВС. Еще один минус - некоторая дороговизна электронной начинки этой модели.

Однако электролёт проще в управлении, чем тренер с ДВС, и менее резв. Он позволяет научиться летать без инструктора, в одиночку - если вы по тем или иным причинам не нашли инструктора.

Оптимальным для обучения электролётом представляется опять-таки высокоплан с изрядным углом V крыла, размахом чуть менее 1000 мм. Мотоустановка - двигатель 400-го класса с прямым приводом винта (без редуктора) или 280-го класса с редуктором.

Планеры и мотопланеры

Медленно летающий планер - идеальная учебная парта для тех, у кого нет поблизости инструктора, а финансовое положение оставляет желать лучшего. Пусть это будет моё личное мнение, но человек, научившийся летать на планере и сразу приучающийся беречь каждый метр высоты и продумывать каждый манёвр, перейдя в дальнейшем на моторную модель, будет летать намного более осознанно и аккуратно.

Главный плюс модели планера - быстрота и простота подготовки к старту. Здесь не требуется запускать и настраивать мотор, заботиться о топливе. Благодаря отсутствию мотора планер является наиболее дешёвой из возможных учебных моделей.

Но в отсутствии мотора есть и большой минус. Для запуска планера (а запускается он подобно воздушному змею) вам потребуется приятель, который будет не прочь побегать в течение всего полётного дня - или резиновая катапульта, которую вы будете растягивать самостоятельно.

Впрочем, этот минус легко устраняется установкой на планер небольшого двигателя внутреннего сгорания или электромотора, при этом сохраняются все основные преимущества планера - неспешность полёта и некоторая задержка в реакциях на движения ручек передатчика.

Уменьшенную вследствие большого размаха маневренность планера можно отнести не к минусам, а к плюсам. Менее маневренная модель будет прощать пилоту более грубые ошибки и позволит научиться летать и без инструктора. Скептики же, заявляющие о невозможности выполнения петель и бочек на планере, могут убедиться в обратном на любых соревнованиях по радиоуправляемым моделям планеров.

Наилучшим образом для обучения подойдёт планер размахом 1700-2200 мм, массой около 1 кг. Мотопланер же будет аналогичных размеров, но потяжелее - до полутора килограммов, в зависимости от массы мотоустановки.

Cтроить самому или покупать?

Хорошо, модель мы с вами выбрали. А откуда её взять? Купить? Сделать? Вот тут решать только вам.

Вариантов три:

  • Купить готовый самолет или ARF-набор (Almost Ready to Fly / Почти Готовый к Полетам)
  • Купить набор заготовок для сборки (Kit)
  • Делать все самому, с нуля.

Вариант получения модели в подарок, наследство, за долги или приобретения за ящик пива в ближайшем кружке не рассмотрены в виду их очевидности.

Сделать самому - дешево, практически бесплатно при желании, но дольше. В зависимости от ваших навыков, наличия времени и используемых материалов уйдёт от месяца до полугода. Если соберетесь строить сами - ознакомьтесь с этим материалом .

Но в любом случае, постарайтесь сразу позаботиться о том, где и у кого вы будете консультироваться, потому что, обладая нулевым начальным опытом, можно понаделать немало ошибок, которые затруднят или даже сделают невозможными полеты вашего крылатого чуда.

Купить набор? Если перспектива самостоятельного изготовления модели вас пугает до потери сознания, а денег на готовую не хватает, попробуйте рассмотреть промежуточный вариант - набор заготовок (Kit). Это и дешевле готовой модели, и сделаете вроде как сами. Набор собирать просто - в инструкции, как правило, всё ясно показано. Набор вы соберете быстро - обо всём уже кем-то подумано за вас, ваша задача - следовать инструкции.

Ну а если нет навыков, желания или времени строить - покупаем модель в магазине или у кого-то из моделистов.

Как разобраться в том, что вы хотите, строить или покупать?

Тут можно отталкиваться от смысла, которым наполнено ваше хобби. Хотите просто летать - покупайте готовую модель. Хотите и строить и летать - тогда покупайте набор или делайте модель сами по чертежам, найденным в Интернете или журналах. Ориентировочные сроки подготовки моделей к полёту таковы:

  • ARF: неделя-две спокойной работы по вечерам
  • Kit: от недели до месяца
  • Самодельная модель: при отсутствии навыков моделирования от 1 до 6 месяцев, в зависимости от ваших талантов

Сразу хочется предостеречь самодеятельных конструкторов: если вы никогда до этого не делали радиоуправляемых летающих моделей, ни в коем случае не вносите в конструкцию, предложенную в журнале, никаких изменений!!! Делайте, как велено. Даже если что-то вам кажется нерациональным. Когда начинающий пилот привозит на поле свою первую улучшенную (по его мнению) им же конструкцию из журнала, бывает, что у окружающих моделистов волосы поднимаются дыбом. А некоторые - так даже плачут от восхищения, хотя изначально модель, описанная в статье, обладала отличными лётными данными… Естественно, что о полётах на перетяжелённой и ослабленной в силовых узлах модели речи не идёт.

Так или иначе, если ваша цель - научиться летать в кратчайшие сроки, первую модель имеет смысл купить, чтобы не завязнуть на полгода с ее изготовлением. Даже если вам очень хочется ее сделать самостоятельно.

Тем, кто хочет в дальнейшем делать самолёты сам, можно посоветовать первую модель все-таки собрать из набора. В процессе сборки наработаются навыки и приобретутся знания о типовых конструктивных решениях тех или иных узлов модели, а время, потраченное на постройку, окажется намного меньше времени создания самодельного самолёта.

Что нужно для запуска

Ну что ж, будем считать, что теперь вы знаете достаточно, чтобы осознанно сделать выбор своей первой модели. Или, по крайней мере, сформулировать вопрос к знающим людям. Такой вопрос, за который вас не засмеют и не отправят читать книжки, а с пониманием ответят. Поэтому пойдёмте дальше и попробуем выяснить, что еще потребуется для запуска модели.

Аппаратура радиоуправления

Это передатчик с ручками, при помощи которого вы будете управлять самолетом, а также бортовая электроника (приемник и рулевые машинки). Выбор аппаратуры - вопрос непростой, и тема для отдельных статей, которые вы можете найти на этом сайте. Единственное, что можно сказать наверняка - то, что аппаратура должна быть обязательно с типом модуляции FM, а не АМ, с четырьмя пропорциональными каналами, не меньше. Тренировочная модель не требует более четырех каналов, чаще два-три, но так уж повелось, что аппаратура с числом каналов меньше, чем четыре, вряд ли пригодится вам в дальнейшем, и купив двух-трёхканалку, уже для второй своей модели вы будете покупать новую аппаратуру.

Авиамодельный симулятор

Абсолютно незаменимая вещь в хозяйстве. На нем можно прекрасно отработать первоначальные навыки управления, без риска сломать свою первую модель и без затрат времени и денег на её ремонт.

Оборудование для запуска

Помимо самой модели и аппаратуры, для запусков вам потребуются дополнительные аксессуары. Например, леер для планера, или стартер и топливо для ДВС. Кроме того, в поле будут полезны некоторые общеупотребительные инструменты и материалы для быстрого ремонта прямо на месте. Все это рассмотрено в следующей главе, применительно к различным типам моделей. Речь пойдет не только о том, что вы возьмете с собой в поле, но и о том, что останется дома. В конце концов, вам ведь нужна более-менее полная картина того, чем запасаться для полётов и чем оборудовать мастерскую.

Оборудование для запуска моделей с ДВС

Топливо и заправочные приспособления . Как правило, используемое топливо состоит на 80% из метилового спирта и на 20% - из касторового масла. Хранить его следует в герметически закрытой ёмкости, лучше всего канистре.

Для заправки модели потребуется специальная помпа, ручная или электрическая. При её отсутствии можно обойтись и пластиковой бутылкой с соответствующим наконечником.

Питание для стартера и свечи . Для питания стартера используется 12-вольтовый аккумулятор: либо герметичный свинцовый на 7.2 А/ч - от блока бесперебойного питания компьютера, либо тот, что установлен в вашем автомобиле.

Для того, чтобы питать свечу двигателя при запуске, потребуется стартовая панель, подключающаяся к этому же аккумулятору, или отдельный аккумулятор на 1.2 В, имеющий достаточно большую ёмкость - несколько А/ч. Панель предпочтительнее, поскольку она позволяет плавно менять напряжение на свече, да и в этом случае не нужно возить с собой отдельного аккумулятора для накала свечи.

Не забудем и цанговый зажим для подключения проводов от панели к свече.

Стартер . Он позволит вам не утруждать себя запуском двигателя вручную. Вещь хоть и не необходимая, но весьма полезная. По крайней мере, в поле он поможет вам сэкономить немало времени на запуске двигателя.

Инструмент, запчасти, материалы для ремонта . Комментарии излишни. Вы берете с собой не только модель и стартовое оборудование, но и инструмент и материалы для сборки, настройки и возможного ремонта модели.

Полётный ящик . Это то место, куда вы и будете складывать всё вышеперечисленное. Ящик можно купить, можно сделать самому. Главное, чтобы в него помещалось всё - и передатчик, и топливо, и инструмент. Поэтому с особым вниманием отнеситесь к покупке или изготовлению этого вместилища - неудобно всё-таки нести в одной руке модель, во второй - ящик, а в третьей - передатчик, который почему-то в ящик не поместился... Даже если вам всего-то нужно перетащить модель и все необходимое от подъезда до машины, не пренебрегайте ящиком - он позволит хранить инструменты и оборудование в порядке и не забывать ничего при выезде на поле.

На приведённых фотографиях показаны два различных полётных ящика - с так называемыми "рогами" - подставкой под фюзеляж для удобства сборки модели - и без оных. Хорошо видны канистры с топливом и стартовые панели.

Оборудование для запуска моделей с электродвигателями

Набор инструментов остаётся неизменным, полётный ящик станет поменьше. "Электрички" не требуют топлива, стартёра - и требуют иных дополнений, необходимых для взлёта.

Ходовые аккумуляторы . Помимо аккумуляторов, питающих передатчик и приёмник, потребуются еще и аккумуляторы для питания ходового электродвигателя, которые могут отдавать большой ток. Лучше всего иметь две батареи - пока на одной вы летаете, другая заряжается.

Быстрый зарядник . Это зарядное устройство, позволяющее заряжать ходовые аккумуляторы от бортовой сети автомобиля прямо в поле, в течение 30-60 минут.

На фото ниже показаны ходовые аккумуляторы и быстрый зарядник.

Еще одно необходимое дополнение - это регулятор хода для электродвигателя модели. Несмотря на то, что данное устройство устанавливается на борту модели, оно упомянуто в этом разделе - потому, что покупка его также потребует определённых затрат.

Оборудование для запуска планеров

И снова инструменты и полётный ящик составят наш багаж. По большому счёту, для первых полётов, когда ваш друг запускает планер с руки, а вы им рулите - больше ничего и не надо. Но вот когда вы освоите полёт с руки по прямой - а это происходит, как правило, за один - два дня - вы захотите забросить планер повыше. Вот что вам понадобится для этого:

Леер . Леска диаметром 1...2 мм. С ее помощью планер запускается подобно змею, а достигнув максимальной высоты, отцепляется и летит самостоятельно, управляемый пилотом. Для ускорения движения планера при затяжке часто применяют блок . В этом случае один конец леера крепят в земле с помощью стального штыря, второй его конец цепляют за крючок на планере, а тот, кто тянет планер, держит в руках блок.

При отсутствии помощника вполне можно использовать катапульту - это тот же самый леер, привязанный к резиновому жгуту, закреплённому в земле. В этом случае достаточно растянуть резину, прицепить к лееру планер - и можно лететь.

О чём следует подумать, пока не поздно

Авиамоделизм - увлекательная штука, и затягивает в него, как в водоворот. И бросить это потом очень сложно, а главное -не хочется. Поэтому подумайте еще раз, готовы ли вы нырнуть в этот омут?

Насколько сильно ваше желание заниматься авиамоделизмом в течение продолжительного времени?

Если вам просто интересно попробовать, не тратьтесь пока и не бегите в магазин. Найдите тусовку моделистов, договоритесь о встрече на поле. Придя к ним, честно и прямо объясните, что вам было бы очень интересно попробовать полетать, но вы не уверены, понравится ли это вам настолько, чтобы заняться моделизмом самому. Посмотрите, как что летает. Попросите попробовать порулить моделью - опытный пилот всегда сможет дать вам порулить немножко, если только у него не супердорогой самолёт. Моделисты, хоть и с виду народ свирепый, в помощи редко отказывают, если об этой помощи тактично просят.

Не торопитесь с покупкой, если совсем не уверены в том, что вам так уж хочется летать!!! Дозрейте хотя бы до состояния "желание летать вроде сильное, но не уверен на 100%" и тогда уже подумывайте о приобретении своего беспокойного лётного хозяйства. Ну а если не "вставляет" вас даже после вылазки на аэродром, бросайте вы это дело. Иначе, купив самолёт и кучу оборудования, будете потом долго и мучительно всё это распродавать себе в убыток. Загляните на форум - там, вероятно, и посейчас висит парочка объявлений о подобной распродаже…

Есть ли у вас знакомый, умеющий управлять летающей моделью, который согласится обучить вас полётам - то есть инструктор?

Допустим, желание летать у вас есть, сильное и устойчивое. А есть ли у вас инструктор, который будет учить вас летать? Если есть - это отлично. Если нет, то круг выбора учебной модели слегка сузится. Вашей учебной моделью станет планер или мотопланер, причём планер может оказаться попроще - отсутствует мотор, который надо регулировать (или заряжать для него аккумуляторы). Вполне можно использовать и электролёт. На таких моделях намного проще и дешевле научиться летать в одиночку, после занятий в симуляторе - методом проб и ошибок. На самолёте, конечно, тоже можно учиться летать самостоятельно, но вы потратите на это на порядок больше времени - как на обучение, так и на ремонт. А ведь на самолёте вам еще и с двигателем предстоит разбираться - как его заводить, настраивать…

Впрочем, это, скорее, авторское мнение. Многие инструкторы считают, что обучение на самолёте происходит быстрее - его не надо затягивать, как планер, что позволяет сделать больше полётов в единицу времени, а мощный мотор позволяет "вытянуть" модель в критической ситуации.

Представляете ли вы себе объём финансовых вложений, которых потребует авиамодельное хобби?

В конечном итоге все рассуждения о первой модели сводятся к единому знаменателю - деньги, деньги и еще раз деньги. Без них, увы, никак не обойтись. И вот здесь жестокий удар разочарования приходится прежде всего по самым молодым моделистам - тем, кто еще не имеет работы и кому родители не могут выдать хотя бы пятидесяти долларов на подержанную аппаратуру… но без минимального количества денег на аппаратуру вы можете рассчитывать только на полёты свободнолетающих моделей, которые будете строить сами.

А ведь авиамоделизм требует гораздо большего, чем 50 долларов на полуубитую аппаратуру. Конечно, не всё сразу, но в зависимости от класса моделей, которыми вы станете заниматься в дальнейшем, ваше хобби потребует тех или иных финансовых вливаний.

Заключение

Хочется надеяться, что по прочтении этой статьи вы уже не пойдёте на форум с вопросом "Помогите!!! Я полный чайник, но хочу радиоуправляемую модель!! Какая лучше всего?!! А что надо для запуска?!!!". Теперь-то вы уже в курсе, что к чему, и скорее всего, после изучения того, что есть на рынке, повесите на форуме скромненькое объявление: "Куплю тренер, с аппаратурой и двигателем, а также стартёр и прикур для свечки". Или, купив аппаратуру, поищете чертежи простенького планера, уже зная примерно, что в нём для чего предназначено, построите его сами, и, научившись летать, станете первым моделистом в вашем родном городе…

Не забывайте, что выбор вашей модели - только ваш , и никто и никогда не даст вам правильный на 100% совет. Не мучайте других моделистов, прося их сделать ваш выбор за вас. Ведь теперь, зная основные критерии выбора первой модели, вы сами найдёте то, что вам лучше всего подойдёт.


Страница 1 из 10

Радиоуправляемая авиамодель - тренер верхнеплан для начинающих авиамоделистов своими руками из потолочной плитки

Не так давно я задался целью сделать фотоинструкцию по изготовлению верхнеплана. Основная цель — создание авиамодели для начинающих.

Верхнеплан хорош тем, что имеет склонность к самостабилизации в полете. Это помогает новичку в случае затруднения — отпустить ручки управления и авиамодель самостоятельно примет горизонтальное положение.

Прототипом я выбрал малоизвестный советский самолет САМ-5-2бис

Цессны и Пайперы делают все кому не лень, а о советских самолетах незаслуженно забывают.

Прототип славился тем, что в сентябре 1937 за 19 часов 59 минут пролетел 3513 км, тем самым установив новый мировой рекорд дальности полета.

В этой радиоуправлемой модели самолета я не использую дефицитные или труднодоступные материалы — типа карбона или углепластиковых трубок. Все максимально заточено для изготовления в домашних условиях из подручного материала.

После окончания изготовления у вас получиться такая вот авиамодель:


Данная авиамодель принадлежит Akzegutor и изготовлена по этой фотоинструкции.

Большое СПАСИБО ему за предоставленные фотографии!

Итак, для изготовления нам потребуется следующее:

Упаковка потолочной плитки.

Канцелярский нож

Линейка металл ическая — для отрезания потолочки ровными линиями

Маркер с тонким стержнем или капилярная ручка.

Клей.

Цветной или прозрачный скотч для обтяжки авиамодели.

Клей можно применять любой из описанных в статье Клеи в моделизме .

Изготовление авиамодели максимально упрощено (но не в ухудшение качества авиамодели). Я постарался избавиться от операций по сгибанию потолочной плитки , так как выгнуть 2 одинаковых крыла для новичка обычно проблематично.

Размах авиамодели получился 96 см без законцовок, полетный вес 760 грамм.

Вопросы можно задать в нашем , обязательно отвечу!

Электроника на Сам5Бисте используется следующая:

Для неспешных полетов можно выбрать из следующих двигателей:

Turnigy 2830 Brushless Motor 800kv

Turnigy 2213 22turn 924k

hacker Style Brushless Outrunner 20-22L

Берите любой который есть в наличии.

Воздушные винты для этих моторов подойдут 10х6 , 10х4.7 , 11х4.7 . В упаковке 6 винтов, советую взять две упаковки - первую и последнюю. Это позволит вам менять винт под погоду или настроение.

Для более быстрых полетов нужен двигатель с большим числом оборотов на вольт:

hacker Style Brushless Outrunner 20-28M

TURNIGY 28-30-azj 14A 1100Kv

hacker Style Brushless Outrunner 20-26M

Воздушные винты для них 8х6 и 9х4.7

К двигателю нужен регулятор, берем на 18-20 ампер или больше.

Hobbyking SS Series 18-20A ESC

TURNIGY Basic 18A v3.1

TURNIGY Plush 18amp

TURNIGY Sentry 18amp - с побаночным контролем батареи

TowerPro w18A

Можно поставить и более мощные, на 25 ампер, если вы будете экспериментировать с винтами.

TURNIGY Sentry 25amp

Hobbyking SS Series 25-30A ESC

TowerPro w25A

Сервомашинки используются следующие:

3 сервы HXT500 5g / .8kg / 10sec Micro Serv

1 сервомашинка на руль высоты из следующих:

HXT - это очень хорошие сервомашинки, дешевые и надежные. Брать более дешевые не стоит.

Аккумулятор нужен 3S с емкостью около 1000 мач.

ZIPPY Flightmax 1000mAh 3S1P 15C

ZIPPY Flightmax 1300mAh 3S1P 15-25C

Turnigy 1000mAh 3S 20C Lipo Pack

ZIPPY Flightmax 1300mAh

Turnigy 1000mAh 3S 25C Lipo Pack

Берите любые, какие есть в наличии. Батарей лучше брать сразу пару. Так как выходить в поля с одной батареей - это слишком мало летать.

С электроникой закончили, пора переходить к изготовлению.

Я не ставил законцовки, так как без них авиамодель боле четко выполняет бочки, но в дальнейшем планирую использовать САМ-5-2бис для полотов с фотоаппаратом, поэтому посталю их под наклонов вверх, это улучшит полетные харакеристики - самостабилизацию в полете и снизит нагрузку на крыло.

Снижение управляемости по элеронам для съемки с небе - не критично:)

Чертеж авиамодели САМ5Бист можно скачать с Depositfile или нашего сайта

В архиве чертежи в PDF и файлы фотографий прототипа САМ-5-2бис. Распечатывайте, склеивайте листы между собой и вырезайте шаблоны.

Крыло самодельной авиамодели

Изготовление авиамодели я начинаю с крыла. Так как крыло — это самая важная часть авиамодели. Как показала практика, авиамодель может лететь с кривым фюзеляжем (например после починки в поле с помощью скотча), но с кривым крылом радиоуправляемая модель самолета летает плохо, или совсем не летает.

Переносим чертеж крыла на потолочку. Это можно сделать с помощью линейки или распечатав PDF файл.


Лист потолочки гнется в одну сторону лучше чем в другую, необходимо сориентировать его таким образом, что бы длинна крыла располагалась как раз на наиболее плохо сгибаемую сторону.

Вырезаем нижнюю часть крыла и наклеи ваем лонжерон-переднюю кромку.

Лонжерон - просто отрезок потолочки шириной в 1 см. Я сделал его сужающимся к краю крыла, но потом пожалел.

Лучше делать просто шириной в 1 см.


Этот лонжерон добавит крылу жесткости на прогиб и позволит сформировать переднюю кромку крыла не прибегая к

Недавно мы сделали самолет на радиоуправлении своими руками и в этой статье я расскажу о самолете более подробно. Самолет выполнен в виде летающего крыла, сделан из пенополистирола, на нем установлен бесколлекторный мотор, приемник, аккумулятор и регулятор скорости. Также есть 2 сервопривода, которые управляют элевонами.

Как сделать самолет своими руками?

Чтобы сделать самолет на радиоуправлении вам понадобится пенополистирол (это материал для утепления стен, продается в строительных магазинах) и резак для пенопласта. Выглядит он вот так:

При помощи этого резака мы вырезали два крыла, выглядят они как на фото:

После того как были подготовлены крылья были сделаны элевоны и винглеты из сотового поликарбоната. Элевоны нужны для управления самолетом в воздухе, для его взлета, посадки и поворота. Винглеты служат для уменьшения завихрений на концах крыла, что приводит к увеличению его подъемной силы.

Чтобы самолет был прочным и не развалился от первого падения мы обклеили его скотчем. Верхнюю часть крыла мы сделали похожей на российский триколор, это красиво и поможет понять в воздухе какой стороной летит самолет-верхней или нижней.

А вот на этом фото все обклеенные детали мы приложили друг другу.

Теперь приступим к установке электроники. Чтобы сделать это правильно, сначала нам необходимо рассчитать центр тяжести самолета исходя из его параметров. Для этого использовался специальный сайт. Мы выяснили, что центр тяжести расположен в 15 сантиметрах от носа самолета.

Зная центр тяжести, мы начали устанавливать электронику. Мотор держится на металлической скобе, которая прикручена к самолету. Оказалось очень важным прикрепить мотор на 4 болта иначе он мог слететь с крепления из-за вибраций. Посмотрите, как работает мотор самолета. Он вращается со скоростью более 11000 оборотов в минуту!

Сервоприводы были врезаны в корпус самолета и приклеены на двусторонний скотч. Элевоны самолета держатся на специальных петлях и связаны с сервоприводами стальными тягами, которые были сделаны из хорошей проволоки.

Чтобы взлететь необходимо опустить элевоны вниз, так увеличивается подъемная сила крыла. А чтоб начать снижение нужно поднять элевоны вверх, тем самым уменьшая подъемную силу. Для поворота направо нужно опустить левый элевон и поднять правый. Для поворота самолета влево нужно поднять правый элевон и опустить левый.

В носовой части самолета на липучку с клеевой основой прикреплены: аккумулятор, регулятор скорости, приемник, а также несколько грузиков, которые помогли добиться правильной центровки самолета. В носовой части самолета был приклеен треугольник из пенополистирола, который может защитить электронику во время жестких посадок.

В этом видео уроке показано, как сделать с помощью элементов, таких, как радиоаппаратура, регулятор оборотов, двигатель, винт, аккумулятор, сервоприводы, потолочный пенопласт, самолет на радиоуправлении. Видео канала Science Vetal ниже.
Для начала работы нужен чертеж, ссылку на него, комплектующие.

Для работы необходимо:
1. Винт.
2. Двигатель и регулятор оборотов.
3. Аккумулятор.
4. Петли.
5. Кабанчики.
6. Тяги.
7. Радиоаппаратура.
8. Шасси.
9. Оконцеватели.
10. Держатель тяг.
11. Сервоудлиннитель.
12. Серво.
13. Потолочный пенопласт.

Вот, например – это первый лист, первая строка, вторая колонка. Все склеил, получается четыре бумажки, размера А 1. Под бумагу подкладываем потолочный пенопласт, начинаем вырезать, используя канцелярский нож.

Чтобы вырезать крыло из пенопласта, склеим 2 части пенопласта большого, потому, что крыло большое. Так же для фюзеляжа. Все склеиваем, при этом необходимо соблюдать угол в 90 градусов.

Носовую сторону самолета немножко подрезаем, вырезаем треугольнички. Понемножку заворачиваем, приклеиваем. С верхней стороной поступим так же. Собираем носовую часть. Есть отверстия, есть выступы. Необходимо попасть друг в друга, склеиваем. Паз в крыле должен получиться. Нужно склеить, посредине получится небольшое отверстие.

Приклеим прямоугольники, также усилим конструкцию с помощью деревянных линеек. В месте изгиба крыла подгибаем его вверх, фиксируем, приклеиваем. Присоединим доску для крепления двигателя. Обратите внимание, что двигатель расположен немножко вверх. Берем киль с рулем поворотов, стабилизатор с рулем высоты, приделаем петли. Две, а на стабилизатор – три.

Двухкомпонентный клей сохнет быстро. Берем кабанчики, вставляем их. В качалке на сервопривод увеличиваем отверстие, потому что диаметр тяги больше, чем первоначальное отверстие. Таким образом два сервопривода, установил тяги. Приклеим распорки, используя бамбуковые шпажки.

Необходимо уложить в пазы провода от сервопривода. При этом, используя по два удлинителя на каждый сервопривод. Приклеиваем нижнюю часть фюзеляжа, придавливаем,чем-нибудь потяжелее.

Соединяем два элемента фюзеляжа самолета, который будет летать на самоуправлении. Отверстия должны совпасть. К верхней части приклеим отсек с двигателем. Крылья обтягиваем желтым скотчем – это даст прочность конструкции, плюс уменьшиться трение, будет хорошо видно на небе. Вставляем шпажки, к которым будут крепиться резинки, они будут держать крыло.

К выводам двигател, подключаем регулятор оборотов. Берем приемник, подключаем оранжевым проводом вверх, третий канал вывод, от регулятора оборотов.

Подключаем в первый канал регулятор поворотов, руль высоты во второй канал. Включаем аппаратуру, подключаем питание на регулятор оборотов, проверяем, в какую сторону вращается двигатель. Проверяем руль высоты, повороты.

Источник: youtu.be/YRgSm-YRkhA

Авиамоделизм – это хобби, которые не требует больших затрат. Главное начать. В статье рассмотрим, как собрать самый дешевый самолёт и сколько это будет стоить.

Сбор необходимых компонентов, инструментов, расходных материалов

Находим нужный чертёж будущей модели. Поиск проблем не вызывает, в свободном доступе более тысячи чертежей, который нам подойдут. Рвать волосы на голове точно не придётся.

Определившись с моделью, начинаем закупку компонентов:

электромотор, аккумулятор, винт, сервоприводы и петли. Заказывать всё будем с али. Такие вещи как шасси, диодные огни мы не берём, так как стараемся собрать всё дешево. Модели и без шасси отлично летают и приземляются.

Нам потребуется:

1. Бесколлекторный электромотор с регулятором оборотов до 2700 об/мин. Покупаем сразу комплект, так дешевле. Двигатель А2212 1000KV с регулятором оборотов 30А и двумя пропеллерами 10х45 – 759 рублей.

2. 3 сервопривода 9 грамм. 82 рубля за штуку. И того: 246 р.

3. Набор петель. 6 шт. – 85 рублей.

4. Аккумулятор на 12 В литий-полимерный. 1500мАч будет достаточно. Power 1500mah 3s 11.1 V. – 742 рубля.

5. Зарядка АКБ через USB – 43 рубля.

Итого на все компоненты тратим 1875 рублей.

Материалы

В ближайшем строительном магазине необходимо закупить

2 потолочные плитки без узора – 50 рублей.

Двухсторонний скотч 10 мм – 60 рублей.

Наждачная бумага 800. Одной хватит. – 45 рублей.

Клей момент 100р.

Деревянная линейка 30 см – 40 рублей. Она пойдёт на раму для мотора и усиления крыльев.

Бумагу, канцелярский нож и краску в принтере в расчёт не беру. А то так можно дойти до стоимости стакана чая и двух бутербродов с колбасой, съеденных во время сборки.

Итого: 2130 рублей. Цена актуальная на 25.01.2019

Можно собрать еще дешевле, но там получится намного более слабая модель. А мы же хотим летать высоко.

Да, все контакты нужно будет паять самому, но так дешевле.

Да, вы скажете, что еще нужен пульт ДУ с передатчиков на 4 канала. Но его в стоимость модели не включаю, так как пульт универсальный и можно использовать и на другие модели. Он вам пригодится и в будущем. Стоимость пультов от 1200 до 3200 рублей FLYSKY. Зарекомендовали себя хорошо.

Остаётся только сборка. Как видите, хобби не требует больших затрат. Эмоций от сборки и полётов вы получите намного больше.

error: