Как научиться логическому мышлению. Развлекайтесь с пользой

Позднее, при династии Цинь, эта линия исследований исчезла в Китае, поскольку тогда философия легизма жестоко подавляла все остальные философские школы. Вновь логика в Китае появилась только с проникновением туда индийской логики буддистов и далее сильно отстала от развития европейской и ближневосточной логики.

Индийская логика

Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н. э.. Две из шести ортодоксально-индуистских (ведийских) школиндийской философии - ньяя и вайшешика - занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика.

Само название школы «ньяя» значит «логика». Главным её достижением и была разработка логики и методологии, ставших впоследствии общим достоянием (ср. аристотелевская логика в Европе). Основным текстом школы были Ньяя-сутры Акшапады Гаутамы (II век н. э.). Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличения надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания (четыре праманы ): , умозаключение, сравнение и свидетельство. Строгая пятичленная схема умозаключения включала в себя: начальную посылку, основание, пример, приложение и вывод.

Буддийская философия (не входившая в число шести ортодоксальных школ) была главным оппонентом ньяиков в логике. Нагарджуна, основательмадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как «катускоти», или тетралемма. Этот четырёхсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания.

У Дигнаги и его последователя Дхармакирти буддийская логика достигла вершины. Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности (включённости в определение), «вьяпти», также известное как «неизменное следование» или «убеждение». Для этой цели они развили учение об «апоха» или различении, о правилах включения признаков в определение или исключения их из него.

Школа навья-ньяя («новая ньяя», «новая логика») была основана в XIII веке Ганешей Упадхьяей из Митилы, автора «Таттвачинтамами» («Сокровище мысли о реальности»). Впрочем, он и опирался на работы своих предшественников X века.

Европейская и ближневосточная логика

В истории европейской логики можно выделить этапы: аристотелевский, или традиционный - период доминирования формальной логики - продолжался сотни лет, в течение которых логика развивалась очень медленно; схоластический этап развития, пик которого приходится на XIV век; нововременной этап.

Логика античности

Основателем логики в древнегреческой философии считается древнегреческий философ Аристотель, так как полагается, что он вывел первую логическую теорию. Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, иПлатон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. Его цикл сочинений «Органон» состоит из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Софистические опровержения».

После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.

Логика в Средневековье

По мере приближения к Средним векам логика получала более широкое распространение. Её начали разрабатывать арабоязычные исследователи, например, Аль-Фараби (ок. 870-950 гг.). Средневековая логика называется схоластической, а её расцвет в XIV веке связывают с именами учёныхУильяма Оккама, Альберта Саксонского и Уолтера Берли.

Логика в эпоху Возрождения и в Новое время

Этот исторический период в логике отмечается появлением множества крайне значимых для науки публикаций.

Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднееДжоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля. Суть Индукции(Обобщения) в том, что знания нужно возводить в принципы. Также необходимо искать причину своих ошибок.

В 1662 году в Париже издан учебник «Логика Пор-Рояля», авторами которого являются П. Николь и А. Арно, создавшие логическое учение на основе методологических принципов Рене Декарта.

Современная логика

В конце XIX - начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Её суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной.

Огромный вклад в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX векематематическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.

Начало XX века ознаменовалось становлением идей неклассической логики, многие важные положения которой были предвосхищены и/или заложены Н. А. Васильевым и И. Е. Орловым.

В середине XX века развитие вычислительной техники привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники.

В 80-х годах XX века начались исследования в области искусственного на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ.

В 80-ые годы начались также изменения в образовании. Появление персональных компьютеров в средних школах привело к созданию учебников информатики с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов работы логических схем и устройств вычислительной техники, а также принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения и разработка учебников информатики с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз знаний.

Основные понятия науки логики

Традиционная логика

Дедуктивное и индуктивное рассуждение в традиционной логике

  • Индукция
  • Дедукция

Силлогистика

  • Силлогизм
  • Силлогистические теории

Классическая математическая логика

Аппарат математической логики

Математическая логика (теоретическая логика, символическая логика) - раздел математики, изучающий доказательства и вопросы оснований математики. «Предмет современной математической логики разнообразен. » Согласно определению П. С. Порецкого, «математическая логика есть логика по предмету, математика по методу ». Согласно определению Н. И. Кондакова, «математическая логика - вторая, после традиционной логики, ступень в развитии формальной логики, применяющая математические методы и специальный аппарат символов и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков) .» Это определение соответствует определению С. К. Клини: математическая логика - это «логика, развиваемая с помощью математических методов ».Также А. А. Марков определяет современную логику «точной наукой, применяющей математические методы ». Все эти определения не противоречат, а дополняют друг друга.

Применение в логике математических методов становится возможным тогда, когда суждения формулируются на некотором точном языке. Такие точные языки имеют две стороны: синтаксис и семантику. Синтаксисом называется совокупность правил построения объектов языка (обычно называемых формулами). Семантикой называется совокупность соглашений, описывающих наше понимание формул (или некоторых из них) и позволяющих считать одни формулы верными, а другие - нет.

Важную роль в математической логике играют понятия дедуктивной теории и исчисления. Исчислением называется совокупность правил вывода, позволяющих считать некоторые формулы выводимыми. Правила вывода подразделяются на два класса. Одни из них непосредственно квалифицируют некоторые формулы как выводимые. Такие правила вывода принято называть аксиомами. Другие же позволяют считать выводимыми формулы A , синтаксически связанные некоторым заранее определённым способом с конечными наборами выводимых формул. Широко применяемым правилом второго типа является правило modus ponens: если выводимы формулы A и , то выводима и формула B .

Отношение исчислений к семантике выражается понятиями семантической пригодности и семантической полноты исчисления. Исчисление И называется семантически пригодным для языка Я, если любая выводимая в И формула языка Я является верной. Аналогично, исчисление И называется семантически полным в языке Я, если любая верная формула языка Я выводима в И.

Математическая логика изучает логические связи и отношения лежащие в основе логического (дедуктивного) вывода с использованием языка математики.

Многие из рассматриваемых в математической логике языков обладают семантически полными и семантически пригодными исчислениями. В частности, известен результат К. Гёделя о том, что так называемое классическое исчисление предикатов является семантически полным и семантически пригодным для языка классической логики предикатов первого порядка. С другой стороны, имеется немало языков, для которых построение семантически полного и семантически пригодного исчисления невозможно. В этой области классическим результатом является теорема Гёделя о неполноте, утверждающая невозможность семантически полного и семантически пригодного исчисления для языка формальной арифметики.

Стоит отметить, что на практике множество элементарных логических операций является обязательной частью набора инструкций всех современных микропроцессоров и соответственно входит в языки программирования. Это является одним из важнейших практических приложений методов математической логики, изучаемых в современных учебниках информатики.

Пропозициональная логика

  • (Пропозициональная логика)

Логика предикатов

  • Логика кванторов
  • Логика первого порядка
  • Логика второго порядка

Исчисления и логические методы

  • Разрешимость,
  • Семантическое древо
  • Таблицы Бета
  • Аксиоматика
  • Натуральный вывод
  • Секвенция (логика)

Логическая семантика

  • Алгебраические семантики
  • Теоретико-множественные семантики
  • Реляционные семантики возможных миров
  • Проблема содержательности семантик логических систем
  • Категорная семантика
  • Теория семантических категорий

Законы логики

  • Закон тождества
  • Закон исключённого третьего
  • Закон противоречия
  • Закон достаточного основания
  • Законы де Моргана
  • Законы дедуктивных умозаключений
  • Закон Клавия
  • Законы деления

Теория моделей

Раздел математической логики, который занимается изучением связи между формальными языками и их интерпретациями, или моделями. Название теория моделей было впервые предложено Тарским в 1954 году. Основное развитие теория моделей получила в работахТарского, Мальцева и Робинсона.

Теория доказательств

Это раздел математической логики, представляющий доказательства в виде формальных математических объектов, осуществляя их анализ с помощью математических методов. Доказательства обычно представляются в виде индуктивно определённых структур данных, таких как списки и деревья, созданных в соответствии с аксиомами и правилами вывода формальных систем. Таким образом, теория доказательств является синтаксической , в отличие от семантической теории моделей. Вместе с теорией моделей, аксиоматической теорией множеств и теорией вычислений, теория доказательств является одним из так называемых «четырёх столпов» основ математики.

Теории логического вывода

  • Теории логического вывода (теория логического вывода)
  • Теории следования (теория следования)
  • Теории импликаций (теория импликаций)
  • Материальная импликация

Неклассические логики

Логики с неклассическим пониманием следования

  • Релевантная логика
  • Паранепротиворечивая логика
  • Немонотонные логики
    • Динамическая логика

Логики, отменяющие закон исключённого третьего

  • Интуиционистская логика
  • Конструктивная логика
  • Логика квантовой механики (Квантовая логика)

Логики, меняющие таблицы истинности

  • Многозначная логика
  • Двузначная логика
  • Трёхзначная логика

Логики, расширяющие состав высказывания

  • Логика вопросов
  • Логика оценок
  • Логика норм

Модальная логика

  • Модальность
  • Алетические модальности (алетическая модальность, алетическая модальная логика, алетические модальные логики)
  • Деонтические модальности (деонтическая модальность, деонтическая модальная логика, деонтические модальные логики)
  • Эпистемологические модальности (эпистемологическая модальность, эпистемологическая модальная логика, эпистемологические модальные логики)
  • Временные модальности (временная модальность, временные модальные логики, временная модальная логика)
  • Строгая импликация
  • Материальная импликация

Недедуктивные логические теории

  • Индуктивная логика
  • Вероятностная логика
  • Логика решений
  • Логика нечётких понятий (логика нечётких множеств, нечёткая логика)
  • Аналогия (умозаключение по аналогии).

Другие неклассические логики

  • Категориальная логика
  • Комбинаторная логика - это логика, которая заменяет переменные функциями с целью прояснить такие интуитивные операции с переменными, как подстановка. Построенная на базе комбинаторной логики система арифметики содержит все частично рекурсивные функции и избегает гёделевской неполноты.
  • Кондициональная логика (условная логика). Её предмет - истинность условных предложений (в частности, сослагательного наклонения). Логика контрафактических утверждений.

Приложения логики

Прикладные проблемы логики и логической семантики

  • Приложения логики в философии
  • Приложения логики в теологии
  • Приложения логики в правовых науках
  • Приложения логики в других дисциплинах

Приложения логики в анализе познавательных процедур

Логический анализ форм и приёмов познания

  • Формы мышления
  • Определение
  • Классификация
  • Абстракция
  • Идеализация
  • Аксиоматизация
  • Формализация
  • Логические проблемы аргументации
  • Логика доказательств

Приложения логики в методологии науки

  • Методология науки
  • Логика науки
  • Логика и эмпиризм

Приложения логики в философии

  • Приложения логики в философии
  • Приложения логики в онтологии
  • Приложения логики в эпистемологии
  • Приложения логики в этике
  • Логические проблемы аргументации (теория аргументации)
  • Аналитическая философия

Приложения логики в психологии

  • Когнитивная наука
  • Когнитивная психология
  • Логика открытий

Поскольку логика устанавливает законы и схемы мышления, существует проблема соотнесения логики с , которое опирается наинтуицию. Творчество без ограничений является идеализацией: оно ограничено психологическими закономерностями восприятия или, например, законами композиции в изобразительном искусстве. Творчество предполагает не только способность выдвинуть интересную идею, но и умение убедительно обосновать её и претворить в жизнь по определённым правилам, следовательно, должно следовать каким-то правилам мышления.

Приложения логики в лингвистике

  • Логический анализ языка
  • Аналитическая философия

Приложения логики в компьютерных науках

  • Динамические логики (динамическая логика)
  • Логики программ (логика программ)
  • Логика экспертных систем (логики экспертных систем)
  • Логика в информатике
  • Доказательное программирование
  • Автоматическое доказательство теорем
  • Логическое программирование

Логическое мышление является одним из востребованных познавательных процессов в ряде профессий. Интерес к его развитию становится все выше. Ведь оно позволяет на основании имеющихся данных сделать ценные выводы. В детском возрасте обеспечивает более легкое усвоение учебного материала, в т. ч. понимания сложных задач. Некоторые специалисты по подбору персонала перед собеседованием проводят тест на логику. Поэтому заниматься ею должен каждый.

Как работает логическое мышление?

Чтобы понимать, как развить логическое мышление, нужно знать его сущность. Представляет оно собой мыслительный процесс. В нем человек должен использовать конкретные понятия и определения. При этом используются различные виды опыта. Основываясь на всем этом, человек способен сделать определенные умозаключения. Поэтому у детей, которые еще не обладают достаточно широкими знаниями и большим опытом, при решении задач умозаключения получаются неверными или неполными.

На уровень логического мышления оказывают влияние следующие факторы:

  • возраст;
  • состояние работы нервной системы и головного мозга – у недоношенных детей, малышей с гипоксией показатели ниже;
  • степень развития речи;
  • активность в познавательной сфере;
  • внимание, память и другие психические процессы.

Мышление человека многообразно. Выделяют такие виды, как творческое, реалистическое, наглядно-действенное и др. Логическое является более системным. В его структуре присутствуют:

  • вводная информация;
  • процесс рассуждения и выстраивания связующих цепочек;
  • умозаключение.

Важно! Уровень развития логического мышления можно улучшить в любом возрасте.

Причины необходимости развития логического мышления

Логические связи способны создавать все люди. Развивать это умение необходимо дополнительно на протяжении всей жизни, потому что:

  • сокращается время на принятие решений, выполнение задач и создание выводов;
  • уменьшается вероятность совершить неправильное действие;
  • улучшается уровень всех мыслительных процессов;
  • повышает конкурентоспособность в процессе обучения или профессиональной деятельности;
  • продлевает жизнь.

Исследователи доказали, что люди, развивающие свои умственные способности, дольше живут и сохраняют свое психическое здоровье.

Взрослым нужно постоянно быть в тонусе, чтобы помогать осваивать логические операции подрастающему поколению. Детям улучшить логическое мышление стоит для того, чтобы успешно справляться с решением математических задач. Современная система образования активно внедряет новые системы проверки знаний, где тест становится основой. Дети с хорошим уровнем такого мышления успешнее справляются с подобными проверками. Если тест вызывает затруднения, родителям нужно прорешать аналогичные и выявить слабые места.

Способы развития логики и мышления

Все виды средств, обеспечивающих развитие логического мышления, можно разделить на условные группы:

  • чтение;
  • логические игры;
  • упражнения и решение математических задач;
  • изучение иностранных языков.

Нужно помнить, что любой опыт деятельности является также фактором, влияющим на развитие логики. Чем больше действий учится осуществлять человек, тем для мышления лучше.

Для успешного освоения различных средств обучения и развития их нужно умело чередовать между собой и давать время на закрепление полученных навыков. Если пройден какой-то тест, то к нему можно вернуться через 1–3 месяца и посмотреть, улучшились ли результаты. При решении типовых задач делать перерывы 1–2 недели в процессе их освоения.

Основные упражнения на логику

Каждый сталкивался с подобными упражнениями. Ведь они включены в программу дошкольного и школьного образования. Любители кроссвордов и сканвордов также постоянно занимаются самосовершенствованием логических операций.

Перед выбором упражнений следует сделать тест на определение текущего уровня, чтобы сравнивать продвижение в будущем.

Можно составить программу упражнений самостоятельно. Также издаются книги, которые наполнены пошаговыми инструкциями и отдельными уроками от простого к сложному. Для проверки усвоения материалов урока предлагается проходить тест.

Внимание! Совершенствование системы логического мышления не подразумевает длительные и изнурительные мероприятия. Достаточно несколько минут в день уделять внимание выбранным упражнениям.

В качестве базовых задач можно использовать:


Улучшить компетенции в логике может каждый, если захочет. Это своеобразный тест на уровень лени. Если постоянно тренировки не проводятся, мыслительные процессы быстро замедляются. Могут происходить также нарушения в памяти и внимании.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт
  • Развлекайтесь с пользой
  • Занимайтесь самообразованием

Логика не является врожденным качеством человеческой личности - мы обучаемся ей в течении жизни. Этот инструмент познания мира скорее чужд, нежели близок нам, поэтому люди старательно увиливают от логических умозаключений, пытаясь думать так, как им выгоднее и удобнее. При этом без нее человечество не смогло бы выжить, ведь базисом для создания большинства законов жизни является все же логика. Парадокс? Да, их в этой многоликой науке немало.

Сегодня мы поговорим о логике как науке и как системе мышления, о том, зачем она нужна и как развить способность логически мыслить, о гранях добра и зла, скрывающихся в запутанных лабиринтах умозаключений.

Как зародилась логика? Корнем логических законов является эмпирическое, то есть опытное познание мира: человек создал или стал свидетелем события, а затем увидел его последствия. После нескольких повторяющихся причинно-следственных ситуаций он запомнил их и сделал определенный вывод. Таким образом получается, что законы логики, как и других наук, были выведены при помощи эксперимента.

Существуют логические аксиомы, которые обязан знать каждый из нас. Отклонение от следования им считается признаком расстройства психики . Но при этом имеется немало законов логики, которые можно перекрутить так, как захочется человеку - а все дело в том, что в этой науке, как и в любой другой, существуют погрешности и исключения.

Для начала рассмотрим, какие базисы своенравной науки подведены под человеческую жизнь. Итак, логические аксиомы, которые являются основой нашего мировоззрения:

1. Векторная направленность времени из прошлого в будущее, его линейность и необратимость. Человек с раннего детства изучает понятия «вчера», «сегодня», «завтра», начинает понимать, что такое прошлое, настоящее и будущее, принимать данность произошедшего как того, что уже не изменишь.

2. Причинно-следственные связи и их односторонняя направленность.

3. К логике относятся понятия меньшего и большого, а также возможности вместить одно в другое (и не только в буквальном, но и в абстрактном смысле); смежности и взаимозаменяемости понятий и наоборот, их несовместимости и невозможности сосуществования в одном временном промежутке.

Например, женщина не может одновременно быть беременной и зачать второго ребенка, человек не может одновременно быть мертвым и живым, больной не может чувствовать себя здоровым, а при плюсовой температуре не замерзает вода.

4. Индукция и дедукция. Индуктивный метод умозаключений ведет от частного к общему и опирается на сходные характеристики различных объектов. Дедуктивный метод, наоборот, ведет от общего к частному и опирается на логический закон.

Дедукция: Когда идет дождь, трава становится мокрой.

Индукция: Трава на улице мокрая, асфальт тоже мокрый, дом и его крыша мокрые - следовательно, идет дождь.

В методе дедукции правдивость предпосылки всегда является залогом правдивости умозаключения, если же результат не соответствует предпосылке, значит, между ними находится разделяющий фактор.

Идет дождь, но трава сухая. Трава находится под навесом.

Проще говоря, метод дедукции дает 100% правдивый ответ. А вот в методе индукции умозаключение, основанное на верных предпосылках, обладает 90% истинности, оно имеет погрешность. Вспомним пример про дождь - если трава, асфальт и дом мокрые, можно с 90% уверенности говорить, что прошел дождь. Но это может быть и роса, и сломавшаяся поливочная машина, которая окатила все вокруг водой.

К индукции относится обобщение результатов повторяющихся событий. Например, если вы подбросите мяч вверх, то он упадет вниз. Если вы сделаете так во второй раз, он снова упадет. После третьего падения вы придете к выводу, что все подброшенные вверх предметы падают вниз - и на этом основан закон притяжения. Но не забывайте, что сейчас мы находимся в поле логики, и у индуктивных умозаключений есть погрешность. Кто знает, может вы сто раз подбросите мяч вверх и он упадет, а на сто первый - застрянет на дереве или окажется на шкафу? А если вы находитесь в невесомости? Конечно, он не упадет вниз.

Поэтому дедукция является более точным методом, а индукция позволяет лишь предполагать с большой долей вероятности.

5. Последовательность действий. Если совершить ряд действий в определенном порядке, мы получим ожидаемый результат. Но если нарушить этот порядок, то результат может оказаться совсем иным или же его не будет совсем. При этом существует немало ситуаций, когда результат не зависит от того, в каком порядке мы выполняем нужные действия. Одним словом это называется алгоритм.

Логика имеет крепкую связь с другими науками. В основе вышеперечисленных правил лежат законы математики, физики, биологии, химии, но именно понимание взаимосвязей является главным столпом логического мышления.

Все, что есть вокруг нас, имеет две стороны - положительную и отрицательную. Не существует ни одного явления, имеющего только одну из сторон. Это же касается логики - несмотря на всю видимую пользу от нее, не стоит слишком увлекаться этой наукой: при неправильном применении она может причинить немало вреда.

Логика может быть орудием зла

Почему человека, который живет исключительно логикой, никто не любит и не одобряет?

Холодный расчет и логика не оставляют места милосердию, любви и самопожертвованию, на которых до сих пор держится наш мир. Логические умозаключения позволяют видеть на несколько шагов вперед, но, как говорится, пути господни неисповедимы - где-то может закрасться погрешность, и четкая логическая система рассыплется, как карточный домик. Таким образом логику и медицину побеждают раковые больные, сумевшие непостижимым образом вылечиться, или женщины, родившие здоровых детей, несмотря на запреты врачей.

Как выглядел бы мир, основанный исключительно на логике? Скорее всего, он был бы благополучным и жестоким - в нем не было бы слабых и больных, бедных и безработных; все люди, не несущие пользу, просто уничтожались бы. Но потому мы и являемся такими, какие есть: когда на поле боя вступают эмоции и чувства, логика терпит поражение. Из-за этого в мире немало бед, но немало и добра - люди помогают друг другу, прощают недостатки своим близким и спасают тех, кого, казалось бы, спасти невозможно.

Логические умозаключения иногда могут идти в разрез с этикой, моралью и даже уголовным кодексом. Не зря ведь маньякам и убийцам кажется, что они поступают вполне логично.

Люди - крайне нелогичные существа

Как мы умудряемся делать неверные логические выводы? Как два человека, имеющие одинаковые предпосылки, приходят к разным умозаключениям?

Как уже говорилось, логика - наука, и как всякая наука она не совершенна, поэтому уступает реальной жизни в истинности. Из всякого правила есть исключение, и в таких случаях логика бессильна. Кроме того, наша психика имеет склонность изворачиваться и хитрить, если умозаключение ей не на руку.

Например: Парень ведет себя отчужденно, не звонит, совсем не обращает на меня внимания. Наверное, я ему безразлична.

Так бы сказала девушка, опирающаяся исключительно на логическое мышление, и все было бы просто - она постарается забыть о своем холодном принце, а он никогда и не узнает, что был объектом ее воздыханий. Но не тут-то то было! В бой вступают эмоции и 10% погрешности индуктивного метода.

Отчуждение, безразличие и отсутствие внимания в 90% случаях свидетельствуют о незаинтересованности в отношениях. Но ведь возможно, что он слишком стеснителен или горд, а может, вбил себе в голову, что симпатии нужно демонстрировать именно таким образом? Мало ли у людей «тараканов в голове»?

В таких случаях логика становится орудием эмоций, и под знаменем ошибочных умозаключений совершается немало глупых поступков. Чтобы этого не происходило, нужно различать тонкую грань между истинными логическими умозаключениями и ложными. Для этого и развивается логическое мышление.

В определенной мере у каждого из нас оно развито - этого требует общество и его уклад. Но для лучшего понимания законов действительности и умения оперировать ими необходимо обладать умением логически мыслить на более высоком уровне, чем рядовые земляне.

Хорошо развитое логическое мышление помогает достигать большего успеха в своей работе, совершать меньше ошибок в житейских ситуациях.

Как же научиться этому? Мозг, как и мышцы, нужно постоянно тренировать. Существует ложный миф о том, что все люди рождаются с предварительно заложенными в них умственными способностями и не смогут стать умнее или глупее, чем дано природой. Это неправда - регулярно тренируя мышление и память, человек постоянно улучшает свои показатели, он может развиваться до конца своих дней. Поэтому регулярная зарядка для ума и развитие интеллектуальных способностей - один из важнейших помощников на пути к самосовершенствованию.

Развлекайтесь с пользой

1. Начните с логических задачек для детей и взрослых - ребусов, упражнений «найди 10 отличий», загадок на внимание и поиск логических ошибок. Их с легкостью можно найти в интернете.

Для примера разгадайте пару задачек:

«Как получается, что мой знакомый сбривает бороду по десять раз в день, но при этом все равно остается бородатым?»

«Ваши друзья использует его чаще, чем вы, притом что оно является вашим. Что это?»

2. Играйте с друзьями в игры на внимание и логику. Ну и что, что вам по тридцать и вы являетесь менеджерами и предпринимателями? Поверьте, куда приятнее в пятничный вечер не бездумно курсировать по барам, а играть в крокодила или ассоциации у кого-нибудь на кухне. В интернете немало таких игр, нужно только поискать - и тогда ваши праздники и выходные наполнятся новым смыслом.

3. Проходите тесты на IQ. Сложно сказать, насколько правдивы интернет-тесты этого жанра, но поломать голову придется основательно. Кроме проверки IQ есть немало других тестов на мышление и логику. Если нечем заняться, отложите в сторону пасьянс и напрягите свои извилины.

4. Развить логическое мышление и стать умнее поможет проект «Викиум» .

Занимайтесь самообразованием

1. Возьмитесь за штудирование какой-либо науки, близкой вам, но такой, до которой ранее не доходили руки. Это может быть химия, физика или история - изучая их, вы попутно развиваете умение логически мыслить. Почему Наполеон напал на Россию? Почему рухнула Римская империя? Почему при соединении двух химических компонентов происходит именно такая химическая реакция, а не иная? Отвечая на эти вопросы, вы учитесь связывать события логическими цепочками - это то, что нужно.

2. Изучите дедукцию и индукцию, а также формулы к ним. Когда происходящая с вами ситуация кажется запутанной, переводите ее в задачу и решайте.

3. Учитесь спорить аргументированно. Когда в следующий раз вам захочется выкрикнуть: «Потому что я так сказал!» или «Ой, все!» - попробуйте вместо этого донести свою позицию до оппонента без лишних эмоций с помощью аргументов. Особенно хорош метод подведения собеседника к необходимому умозаключению с помощью косвенных вопросов, с ответами на которые он согласен.

Ты же знаешь, что женщина является зеркалом успешности своего мужа?
- Ну да.
- То есть у успешного мужчины должна быть шикарная жена.
- Согласен.
- А разве может шикарная жена ходить в старом пуховике?
- Я понимаю куда ты клонишь… Ладно, купим мы тебе шубу.

4. Читайте хорошие детективы. Они помогают тренировать мозг своим запутанным сюжетом и в то же время развлекают. Лучшими представителями этого жанра можно назвать Агату Кристи, Артура Конан Дойля и Бориса Акунина.

5. Играйте в шахматы . Вот где простор для развития логических способностей. Пытаясь просчитать все возможные ходы противника, человек развивает умение видеть причинно-следственные связи. Не любите шахматы? Играйте в нарды или преферанс.

И последнее. Научитесь доверять интуиции. Странно, да? Но в действительности интуиция является результатом подсознательных умозаключений, когда человек, сам того не осознавая, делает выводы из информации, предоставленной окружающим миром. Обычно это выглядит так: «Всегда, когда у меня такое ощущение, это плохо заканчивается». Если же копнуть глубже, это всего лишь память прошлых опытов, когда ситуации были оформлены сходным образом. Дрожащий голос собеседника, его бегающие глаза и попытки отвлечь внимание оппонента от главной мысли разговора - мы уже давно забыли, как вел себя мошенник, прежде чем обмануть, а вот подсознание все прекрасно помнит.

***
Умение логически мыслить, анализировать информацию и делать верные умозаключения является неотъемлемой частью работы любого успешного человека - от этого в прямом смысле зависит его благополучие. Поэтому, развивая ум, мы делаем прямые инвестиции в свое будущее, наполненное достижениями. Но не забывайте о том, что логика может быть коварной - будьте благоразумны и милосердны.

P. S.: Вы разгадали задачки, приведенные в статье? Вот правильные ответы. Бородатый знакомый - это цирюльник, который ежедневно бреет других людей. А наша собственность, которой друзья пользуются чаще, чем мы - это имя, ведь мы сами редко произносим его.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Многие, наверное, слышали, что жизнь становится намного проще, если .

Но как мыслить логически , и что нужно для этого делать знает далеко не каждый.

Начнем с самого главного: с понятия логики. Древние греки были настолько умными и продвинутыми, что современным людям еще долго придется осваивать то, что они там в своих древнегреческих полисах (городах-государствах) напридумывали.

Именно они и ввели в наш обиход термин «логика» и соответствующую ему науку об операциях и неких законах правильного (разумного) мышления. Следовательно, чтобы узнать, как мыслить логически , необходимо понять суть этих законов, правил логики.

Логика является формальной наукой, то есть для нее важно не содержание высказываний, явлений или чего бы то ни было еще, а их форма, структура, взаимосвязь.

Поэтому и все правила логического мышления основаны на построении правильной формы рассуждения.

Основное правило логического мышления: «правильность вывода заключается в том, что от истинных, верных посылок (того, на основании чего делаются выводы, умозаключения – факты, суждения о фактах, принципы, явления, события, высказывания и пр.) всегда следует истинное заключение.

Из чего можно сделать вывод, что логическое мышление может основываться только на реальных фактах, а не на гипотетических (предполагаемых) событиях. В противном случае вывод также будет предполагаемым, неоднозначным, неточным, условным.

Вторым правилом логики является двойственность природы. То есть каждое суждение может быть либо ложным (не соответствующим истине), либо истинным.

Такие правила позволяет нам получать новые сведения из уже существующих фактов, используя только логическое рассуждение.

Особенностью логического мышления является также неприемлемость всего иррационального (того, что выходит за рамки понятия разума: , интуиции, предчувствия и т.д.).

Поэтому в логическом мышлении используются только законы логики и ничего кроме них.

Попробуем освоить простейший закон логики: из двух истинных суждений получим истинный вывод.

Посылка № 1: «Яблоня – это дерево», Посылка № 2 «Некоторые яблони приносят плоды». Вывод: «Некоторые деревья приносят плоды».

Мы из двух разных суждений пришли к частному выводу. Такое умозаключение напрашивается из двух нам известных и истинных фактов. Яблоня – это действительно дерево. И некоторые яблони, правда, плодоносят.

Почему некоторые? Потому что молодые яблони не плодоносят, а бывают еще неурожайные периоды. Поэтому утверждать, что все яблони приносят плоды, мы не можем.

Конечно, логика содержит огромное количество запутанных, а иногда и противоречивых законов, которые на протяжении сотен веков открывали многочисленные ученые в надежде хоть чем-то удивить мир.

Чтобы как мыслить логически , всегда нужно начинать с простого. Разбейте всю имеющуюся информацию на малейшие детали и составляйте из них логический конструктор.

Так, 1. «Иванов – предприниматель». 2. «Все предприниматели ». Вывод: «Иванов зарегистрировал свою предпринимательскую деятельность». С простыми суждениями работать несложно, главное – понять принцип логического вывода.

Какие черты делают женщину привлекательной

Выживаем в мегаполисе: как быть здоровым круглый год?

В какой позе лучше спать

Логическое мышление помогает людям видеть суть событий, проблем, вещей, с которыми они каждый день сталкиваются в разных ситуациях. Умение логически мыслить можно развить до определенной степени. А если вы хотите помочь своему малышу в постижении логики, то начинать следует как можно раньше.

Инструкция

  1. Можете поступить на факультет, в котором логика – один из профильных предметов (философский, юридический и т.д.). Ходите на все занятия и лекции, самостоятельно занимайтесь по списку литературы и учебному плану, который можно согласовать с преподавателем. Чтобы лучше запомнить, составляйте схемы и таблицы. В качестве практических примеров используйте имеющие доказательства и требующие их.
  2. Если вы самостоятельно мечтаете освоить законы логики, возьмите в библиотеке или купите учебники по логике (к примеру, таких авторов: А. А. Ивин, В. И.Кобзарь) и «Логическую энциклопедию». Некоторые учебники можно найти и в Интернете, к примеру, на сайте http://www.i-u.ru/biblio. В поиске этой библиотеки введите слов «логика» и можете качать любую книгу.
  3. В Интернете также есть много тренингов по логике. Но им доверять особо не следует, поскольку программа их программа крайне скудна и является вольным переложением вводной части учебника по логике, только проиллюстрированной в современной форме.
  4. Приобретите сборник логических задач и с него для начала выберите те, которые вы способны решить, почти не задумываясь. Всегда после решения сверяйтесь с ответами. Если нашли ошибки, то не нужно расстраиваться, а лучше постарайтесь понять, как вы нарушили законы логики. Со временем начинайте усложнять задания.
  5. Если вы мечтаете, чтобы ваш малыш умел логически мыслить, всегда отвечайте ему даже на самые нелепые вопросы. Возможно, что через некоторое время он и сам, поразмыслив, придет к соответствующему выводу, что будет свидетельство того, что у него есть первоначальные навыки логики.
  6. Научите малыша сравнивать, обобщать и исключать. К примеру, продемонстрируйте ему парочку подобных предметов (разных размеров или цветов) и попросите ответить, чем они отличаются между собой.
  7. Приобретите развивающие игры, и чтобы ребенок ими заинтересовался, нужно позаниматься вместе с ним, пока он самостоятельно не сможет играть в них. Купите книги с легкими логическими задачками для детей и позаботьтесь о том, чтобы малыш понял их решение.

Упражнения для развития логического мышления

  • Развлечься компьютерной игрой.
  • Блефовать в покере.
  • Обсудить условия контракта.
  • Объяснить ребенку, почему небо голубое.
  • Написать реферат по философии.
  • Задать вопрос влиятельному лицу.
  • Переоборудовать спальню.
  • Спроектировать усовершенствованную мышеловку.
  • Держать себя в руках.
  • Поговорить о прибавке оклада с начальником.
  • Детально вспомнить важный разговор, который был месяц назад.
  • Сочинить «документальную драму».
  • Поразмышлять о бесконечности.
  • Сменить свое настроение с плохого на хорошее.
  • Написать реалистический пейзаж.
  • Разобраться, как работает тот или иной электрический прибор.
  • Написать программу на компьютере.
  • Убедительно солгать.
  • Выучить новый язык.
  • Продолжить ряд 3, 6, 9, 12 как можно дальше.
  • Вспомнить имена своих первых учителей.
  • Наизусть прочитать сонет известного писателя от конца к началу.
  • Попытаться вспомнить во мельчайшых деталях, когда вы последний раз ели шашлык.
  • Отчетливо представить в уме лицо приятеля.
  • Приготовить изысканный ужин.
  • Разобрать трудный текст.
  • Сымпровизировать на сцене.
  • Поучаствовать в телеинтервью.
  • Подготовиться к экзамену.
  • Решить кроссворд.
  • Совершенствуйте свою логику максимально часто. Чем больше нагрузка – тем легче будут проходить следующие занятия. Чем легче занятия – тем больше они вам нравятся. Чем больше нравятся – тем чаще вы будете заниматься. Чем чаще заниматься – тем более развитым вы будете.
  • Повторяйте тренировки. Все упражнения следует делать по нескольку раз, чтобы точно знать, что вы больше не ошибетесь в подобной ситуации. Развитие умственных способностей определяется практикой и временем. Создайте свою процедуру интеллектуального обогащения. Если что-то не получается, сделайте небольшой перерыв и вернитесь чуть позже.
  • Не стоит спешить выполнять упражнения. Чтобы достичь глубинных пластов мышления, нужно время. Терпение и еще раз терпение. Дайте своему мозгу время, чтобы он мог исследовать свои возможности.
  • Занимайтесь, а не анализируйте. Смысл интеллектуальных тренировок заключается в сознательном манипулировании умственными ресурсами. Результат пропорционален вашему желанию напрягать мышцы ума.
  • Пусть все ваши заботы и проблемы останутся где-то в другом месте. Создайте для тренировок рабочую атмосферу. Получайте удовольствие от трудностей и их преодоления.

Видео уроки

error: