История фразеологизма нести свой крест. Нести свой крест

Нести крест Высок. Терпеливо и последовательно переносить испытания, страдания, превратности судьбы. Она не отходила от него ни на минуту, где могла, вливала слово утешения, чаще всего молилась и несла свой крест со смирением христианина (Герцен. Елена).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Нести крест" в других словарях:

    нести крест - выдерживать, терпеть, нести свой крест Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Нести крест свой - Нести крестъ свой. Ср. Тебя угнетаетъ сознанье, Что шатко общественный крестъ Ты несъ, получая даянье Съ пятнадцати прибыльныхъ мѣстъ. Некрасовъ. Современники. 2. Герои времени. Ср. Мой крестъ несу я безъ роптанья: И то, и это наказанье. М. Ю.… …

    нести крест свой - Ср. Тебя угнетает сознанье, Что шатко общественный крест Ты нес, получая даянье С пятнадцати прибыльных мест. Некрасов. Современники. 2. Герои времени. Ср. Мой крест несу я без роптанья: И то, и это наказанье. М.Ю. Лермонтов. Валерик. Ср. Где… …

    КРЕСТ - муж. крыж, две полосы или два бруска, один поперек другого; две черты напересечку одна другой. Крест бывает: прямой, косой (андреевский), равноконечный, длинный и пр. Крест есть символ христианства. По различию исповеданий, чтится крест… … Толковый словарь Даля

    Крест - У этого термина существуют и другие значения, см. Крест (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с пр … Википедия

    Крест - - евр. цлав. Распятие. Крест. Распятие. Слово крест, лат. «крукс», первоначально обозначало вообще позорный столб или столб мучения, который мог иметь различную форму. У некоторых* древних народов преступников привязывали к столбу за руки над… … Словарь библейских имен

    КРЕСТ (БОЛЬШОЙ) - ♠ Испытание, из которого вы выйдете с честью. Железный проявите непреклонность и наберитесь терпения. Деревянный простота решений является залогом к успеху. Золотой вы обретете поддержку влиятельного человека. Серебряный вы найдете… … Большой семейный сонник

    крест - (иноск.) мирские бедствия, судьба Тяжел крест, да надо несть. Бог по силе крест налагает. Ср. Иному жизнь одна игрушка, Другому жизнь тяжелый крест. Кн. П.А. Вяземский. Заметки. См. нести крест … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Крест - Крестъ (иноск.) мірскія бѣдствія, судьба. Тяжелъ крестъ, да надо несть. Богъ по силѣ крестъ налагаетъ. Ср. Иному жизнь одна игрушка, Другому жизнь тяжелый крестъ. Кн. П. А. Вяземскій. Замѣтки. См. Нести крест свой … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Нести свой крест. Тяжелый крест - Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого либо. Выражение это возникло на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

Книги

  • Царский путь Креста Господня , . Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга «Царский путьКреста Господня». В ней… Купить за 396 руб
  • Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную , . Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга "Царский путь Креста Господня" . В ней…

Я уже неоднократно упоминал, что люди неверующие, безбожники и атеисты, сами того не подозревая, очень часто цитируют слова Священного Писания, которые вошли в общечеловеческое употребление в виде афоризмов, фразеологизмов, поговорок и т. д.
Одно из таких выражений – «нести свой крест».

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
(Мар.8:34)

В общеупотребительном значении, это выражение означает идти к своей цели, преодолевая все препятствия и испытания, встречающиеся на пути, безропотно переносить трудности, жизненные невзгоды, исполнять свой долг и т. д.
В определенном смысле все эти значения верны. Ибо абсолютно каждый человек сталкивается в жизни с проблемами, трудностями, испытаниями, которые ему нужно преодолевать. Нет ни одного человека, которому бы не приходилось это делать. Нет ни одной человеческой жизни, в которой бы не было проблем. В этом смысле, каждый человек несет свой жизненный крест – кто-то полегче, кто-то потяжелее, но несут все.

Однако, в устах Христа слова о несении своего креста звучат несколько иначе. Они звучат, как необходимое условие следования за Ним. Крест, о котором говорит Иисус, крест, который должен возложить на себя каждый, кто желает быть учеником Христа, кто желает следовать за Ним в Царство Божие. Это необходимое условие следования за Христом, которое весьма прямо и однозначно дает понять, что это следование, этот путь не будет легкой и веселой прогулкой.

Христос был предельно честен со Своими учениками. Христос предельно честен и с нами, со всеми, кто является христианином или желает им стать. Христос не обещает нам бархатную ковровую дорожку или путь устланный розами. Христос предельно честно обещает трудный и тяжелый путь с крестом на плечах. И на этих честных обещаниях Христа построено наше богословие, которое мы называем «Теологией Креста» — противоположность современным неопротестантским учениям о «преуспевании, процветании, богатстве и славе», которыми Христос, якобы, должен обеспечить каждого, кто последовал за Ним.

Лукавая проповедь о пути без креста.

В последнее время, появилось великое множество лукавых делателей, имеющих вид служителей Христовых, которые учат совершенно иному, чему учил Христос, и обещают совершенно иное, что обещал Христос — а именно, комфортное и беззаботное христианство, в котором можно прекрасно обойтись и без отвержения себя, своих эгоистических желаний и вожделений, и без несения креста своего.

Никто не может утверждать, что его обманным путем побудили следовать за Иисусом. Иисус никогда не пытался подкупать людей, обещая им легкий путь. Он не обещал людям покоя и благоденствия. Заявить человеку, что он должен быть готов нести свой крест, значило сказать ему, что он должен быть готов к тому, что на него будут смотреть как на преступника, что он должен быть готов умереть.

Этимология выражения «Нести крест свой».

Ведь само выражение «Нести свой крест» происходило от одной особенности казни через распятие, которую практиковали римляне.
Преступник, осужденный на казнь, должен был нести на себе тяжелую деревянную перекладину, именуемую «патибулум», к которой прибывали руки казнимого.
И когда человека вели по улице с патибулумом на плечах, все видели, что это ведут преступника, ведут на страшную и позорную казнь. И многие, пытаясь усилить страдания осужденного на смерть, кидали в него камнями, плевали, обливали нечистотами.

И вот именно это предлагает нам сделать Христос – взять и возложить на себя свой крест, свой патибулум, орудие казни, и сделаться в глазах этого мира преступниками, изгоями.
И все, что будет делать этот мир — это только лишь пытаться усилить тяжесть нашего креста. Не нужно ждать от мира того, что он будет помогать нам его нести.

Различие христианского и светского смыслов несения креста.

И согласитесь, если посмотреть на слова Христа именно в таком ключе, то их смысл очень отличается от того, какое значение вкладывается в это выражение людьми неверующими.
Да, и верующие, и неверующие в равной степени несут крест житейских, бытовых проблем.
Однако, взять свой крест по Христу – это значит добровольно возложить на себя дополнительные трудности и испытания, связанные именно со следованием за Христом, связанные с христианской жизнью.

Ведь с того самого момента, как мы встали на путь следования за Христом, мы, по сути, встали на путь войны, ибо у нас появилось три сильных, злобных и жестоких врага – дьявол, мир, и плоть.
А любая война — это трудное, суровое и опасное дело, где нет никакого место праздности, благоденствию и комфорту.

Да, Господь совершенно не против, что-бы, кто-то был успешен, кто-то жил в достатке, а кто-то даже и в изобилии. Однако, совершенно не это является главным в христианстве. Не это является целью жизни христианина.

Наша цель – следование за Христом, и выше мы уже рассмотрели два условия, без выполнения которых следовать за Ним просто невозможно – отвергнуться себя и взять свой крест.
Да не обольстит вас никто тем, что в христианстве есть какие-то «обходные пути», которыми можно достичь Царства Божьего без выполнения этих условий.

Чтобы вылечить больное человечество, нужно горькое лекарство, уверен иерей Андрей Чиженко.

Жизнь все бежит,

Жизнь все течет,

И жизнь несется

От слова «несу»…

В Евангелии написано: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» (Мф. 16:24). В Синодальном переводе Библии на русский язык над словом «крест» стоит пометка, а в сноске указано, что под крестом подразумевается жизнь человеческая.

То есть в данном контексте слово «крест» и слово «жизнь» – синонимы. Потому выражение «нести свой крест» можно заменить фразой «нести свою жизнь». Отсюда выплывает вполне логичный вопрос: «Куда ее нести?» и вполне логичный ответ: «К Богу». Почему Господь определил жизнь нашу человеческую как крест?

Ведь мир и тысячи лет назад, и сейчас воспринимает ее совсем по-другому: как карнавал, фейерверк, море удовольствия и «вечный» праздник. Но православие говорит нам о том, что зачастую это пир во время чумы. И чтобы вылечить больное человечество, нужно горькое лекарство: крест – одновременно как орудие казни греха и страстей и как орудие воскресения, спасения рода человеческого.

«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями», – точно сказал святой первоверховный апостол Павел (Гал. 5:24). Выразительна символика крестоношения в Таинстве Крещения. Почему в нем используется вода? Она – символ земли, а земля – символ смерти и погребения. Троекратное погружение в воду при Крещении – образ смерти ветхого человека, а также первородного и всякого другого греха. Троекратное восстание во имя Отца и Сына и Святаго Духа – символ воскресения нового обновленного духовного человека – новой твари. Но для того чтобы стать таким, нужно последовать за Христом, подняв на плечи свой крест – на личную СВОЮ Голгофу, без которой не бывает и воскресения.

Под крестом (крестоношением) каждого человека подразумевается все в его жизни – таланты, способности, обстоятельства и события, с ним случающиеся, люди, которые его окружают, и вообще все то, что формирует душу человека.

Как писал преподобный Серафим Вырицкий: «От Меня это было». Все, что ни случается с человеком в жизни, – от Господа. Это можно сравнить с тем, что Бог – наш Учитель, мы на земле – ученики. Все, что происходит с нами в жизни – от Бога, и люди, которых мы встречаем во время своего земного пути, тоже посланы Им. Даже враги. В великой книге православной аскезы «Добротолюбии» сказано, что нужно любить своих врагов. Для падшего, запутавшегося в грехах человеческого сознания это почти не возможно. Но святые отцы поясняют, вернее, указывают тот путь, с которого нужно начать дело любви к врагам. Они пишут о том, что мы должны воспринимать наших врагов как орудие в руках Господа, служащее для нашего исправления. Образно выражаясь, враги (и вообще все люди) – хирургический скальпель в ладони Всевышнего, которым он вскрывает глубоко закоренелую рану нашей гордыни, чистит гной грехов да страстей.

Вспомним великолепную меткую фразу героя сельского православного батюшки (его роль играет Сергей Маковецкий) в фильме «Преображение», которую он сказал о своей матушке: «Она – мой точильный камень». Развивая эту мысль, можно сказать, что мы все друг для друга точильный камень.

Господь, как ЛУЧШИЙ Врач, моделирует для каждого из нас именно те жизненные обстоятельства и посылает именно тех людей, которыми в целокупности нас исправляет и направляет на верный путь.

Мне очень нравится выражение «Земная жизнь – училище для души». Точно сказано!

Мы ученики на земле. Наш жизненный крест, кажущийся порой очень тяжелым, нужен для того, чтобы распять наши страсти, пронзить гвоздями событий наши пороки и похоти, вознести руками встречающихся нам по жизни людей, нашу душу от земли с тем, чтобы умер ветхий наш плотский человек и воскрес-восстал новый – духовный гражданин Царства Небесного.

Это необходимо. И крест – основа нашего спасения.

Именно потому грех самоубийства – тягчайший. Ведь человек добровольно лишает себя креста. Он внутренне будто говорит Богу:

– Мне то, что Ты даешь, не нужно. Не хочу этого знать. Ну и что, что спасительно?! Я не желаю. Если Ты не даешь мне того, чего я хочу, хотя и знаю, что для меня это губительно, то я не приму и того, что Ты мне даешь.

В этом грех сатанинской гордыни.

Потому, дорогие братья и сестры, накануне Крестопоклонной недели хочется сказать о том, что нужно смиренно и терпеливо нести свой крест. Умер близкий родственник – Божья воля. Попал в больницу – Божья воля, посмотри, проанализируй, следствием какого греха явилась болезнь. Может, Господь тебя останавливает в земном суетном беге, чтобы ты поднял голову ввысь: помолился, попостился, пособоровался, поисповедовался, причастился. Родился ребенок – Божья воля. Приняли на работу – радуйся! На то Божья воля! Уволили с работы. Ничего, радуйся! На то тоже Божья воля. А Он то, как любящий Отец, тебя не оставит.

Просто прими своей крест. Прими Божью волю – и ты увидишь, как Он все устроит. Одна игуменья говорила о том, что просит у Бога только двух вещей: полностью предаться Его воли и покаяния. А еще она говорила, что не нужно искать земной справедливости. Ее нет. А небесная справедливость на земле пригвождена ко кресту. И это космический вселенский закон. Ведь недаром Крест называют Честным и Животворящим. В нем – источник жизни для человеков. Важно это понять. И когда это осознаешь, получишь радость Богообщения, которую никто и никогда у тебя не отнимет. И крест откроет тебе новую прекрасную жизнь.

Иерей Андрей Чиженко

Первоисточник этого выражения - Библия.
В Евангелии от Иоанна (оно мне нравится больше других) говорится о том, что Иисус сам нес крест, на котором его должны были распять (гл. 19, ст. 17): «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа».
Иносказательноэто означает терпеливо выполнять свой долг, обязанности; мужественно переносить удары судьбы, ее невзгоды.

В детстве я услышала притчу на эту тему, которая очень мне понравилась:

Один человек пришел к Богу, и говорит:
- Госполь, я знаю, что каждый должен нести свой крест, но мой слишком тяжел для меня... Нет ли у тебя чего полегче?
- Хорошо, - ответил Бог, - пойдем, выберешь себе сам.
Зашли они в громадное помещение, где было очень много крестов - одни сплошные крести, всех видов и размеров. Мужик долго ходил, выбирал, примеривался, наконец выбрал один: ладный такой крест, удобный, легкий и совсем небольшой по размеру.
- Вот, этот крест как раз по мне! - сказал он Господу.
На что Бог ответил:
- Ты выбрал свой крест!

***
Есть на эту тему французская песенка:
Les croix
Mon Dieu, qu"il y en a des croix sur cette terre
Croix de fer, croix de bois, humbles croix familières
Petites croix d"argent pendues sur des poitrines
Vieilles croix des couvents perdues parmi les ruines



Et moi, pauvre de moi, j"ai ma croix dans la tête

Mon Dieu qu"il y en a sur les routes profondes
De silencieuses croix qui veillent sur le monde
Hautes croix du pardon dressées vers les potences
Croix de la déraison ou de la délivrance

Et moi, pauvre de moi, j"ai ma croix dans la tête,
Immense croix de plomb vaste comme l"amour
J"y accroche le vent, j"y retiens la tempête
J"y prolonge le soir et j"y cache le jour

Mais moi, pauvre de moi, j"ai ma croix dans la tête
Un mot y est gravé qui ressemble à "souffrir"
Mais ce mot familier que mes lèvres répètent
Est si lourd à porter que j"en pense mourir

Перевод:

Кресты
Господи, сколько же крестов на этой земле,
Кресты из железа, кресты из дерева,
Скромные привычные крестики,
Крестики из серебра, висящие на груди,
Старые кресты монастырей, потерянные среди руин...





Господи, сколько же их на дальних дорогах,
Тихих крестов, которые следят за миром,
Высокие кресты прощения, обращённые к виселицам,
Кресты безрассудства или избавления.

И я, бедная я бедная, у меня свой крест*
Огромный свинцовый, тяжёлый крест, широкий как любовь,
К нему я прицепляю ветер, им я задерживаю бурю,
Им я продлеваю вечер и в нём я прячу день.

И я, бедная я бедная, у меня свой крест
Слово на нём выгравировано, похожее на "страдать"
Но слово это привычное, что губы мои повторяют,
Так тяжело нести его, что я думаю, что от этого умру.

Еще притча на эту тему:

Шли два человека, каждый нес свой крест, но один постоянно роптал и просил у Бога облегчить ношу, а другой нес его со смирением, хотя сам склонялся под тяжестью креста.
Первый просил со слезами, и Господь всё более и более облегчал его ношу, крест становился всё меньше и меньше; а второй терпел.
И вот они подошли к глубокой пропасти. Тот, который нес тяжелый большой крест, положил его над пропастью и легко перешел на другую сторону, а у второго крест был настолько мал, что он не смог перейти по нему и упал в бездну...

И еще притча - вариация на ту же тему:

Однажды человек, постоянно недовольный своей жизнью, спросил у Бога:
- Почему каждый должен нести свой крест? Не можешь ли Ты дать мне крест полегче? Я устал от каждодневных трудностей!
И вот снится этому человеку сон. Видит он вереницу медленно идущих людей, и каждый несёт свой крест. И сам он тоже идёт среди этих людей. Устал он идти, и показалось человеку, что его крест длиннее, чем у других. Тогда он остановился, снял крест с плеча и отпилил от него кусок. Идти стало намного легче, и он быстро дошёл до места, куда направлялись все. Но что это? Перед ним глубокая пропасть, и лишь по другую её сторону начинается земля Вечного Счастья. Как же туда добраться? Вокруг не видно ни мостика, ни кладки.
Человек заметил, что люди, шедшие с ним, с лёгкостью переходили на другую сторону. Они снимали с плеч свой крест, перебрасывали его через пропасть, и переходили по нему, как по мостику. Только он не мог перейти. Его крест был слишком коротким. Человек горько заплакал, говоря: «Ах, если бы я знал»...
Проснувшись, он больше не просил у Господа крест полегче.

А вот притча о женщине, которая не желала нести свой крест.

Одной женщине очень не нравилась, та жизнь, которую ей приходилось вести. Она постоянно роптала на Бога, говоря: «Зачем, Бог, Ты заставляешь меня нести этот крест, я не хочу, мне не удобно. Нельзя ли мне дать что-то получше».
Ночью ей приснился сон. Идет она по городу и тащит на себе огромный крест. Идет и жалуется всем, как несчастна ее жизнь и что она не хочет нести этот крест и зачем Бог на нее возложил это бремя. Перед собой женщина увидела церковь и решила занести туда свой крест и сдать его священнику. Она зашла и вдруг увидела, что в церкви стояли другие разные красивые кресты. Она отставила к стене свой крест и пошла выбирать другой. Первый крест, который она увидела, был весь из чистого золота, он величественно сверкал на солнце, демонстрируя всем свое достоинство. Женщина решила, что вот он ее крест именно о нем она мечтала столько времени, именно он идеал ее воображения. Она подошла к кресту и стала примиряться, как взять его, но, сколько бы усилий она не прилагала, все они были тщетными. Крест оказался очень тяжелым. Все что удалось женщине - чуть-чуть качнуть крест и он всей своей массой повалился на нее, едва ли не раздавив ее.
Женщина отошла от этого креста, стерла со лба выступившую испарину и подумала: нет это не тот крест, который мне нужен, уж больно он тяжел для меня. Пойду, поищу, нет ли здесь что-нибудь другого более подходящего, легкого.
Ей сразу же в глаза бросился другой неплохой крест. На вид он был значительно легче первого, но не уступал ему по красоте. Он тоже блестел на солнце, потому что был весь измазан медом. «Какой прекрасный сладкий крест, - подумала женщина. – С таким крестом я никогда не пропаду, и буду жить как у Христа за пазухой».
Надеясь, что ее поиски наконец-то увенчались успехом, женщина энергично подошла к кресту и положила его себе на спину. Все бы ничего, но крест оказался скользким от меда, которым он был покрыт. Он так и норовил соскользнуть со спины, от этого ношение его было весьма затруднено. Бедная страдалица постоянно поправляла его, изрядно замарав свои руки. После долгих попыток женщине пришлось отказаться от медового креста, она поняла, что от сладкого креста жизнь слаще не становится. Но даже после того как она отставила этот крест в сторону ее проблемы не закончились вся ее одежда и руки были перепачканы вязкой массой. Теперь до чего бы она ни дотрагивалось прилипало к ней, оставляя грязные пятна на одежде. Руки очень быстро стали грязными из-за пыли, которая покрывала неказистую церковную утварь. «Что за дурная идея пришла мне в голову взять этот крест в свои руки, - думала женщина.- Наверняка здесь есть более достойные кресты, чем этот «замарашка».
Вглядываясь в полумрак церкви, она действительно увидела такой крест, который сразу позволил ей забыть две предыдущие неудачи. Этот крест не мог оставить равнодушным даже самого черствого человека. Он был весь от самого своего основания до макушки покрыт цветами. Такое разнообразие красок способно растопить самое каменное сердце. Женщина долга не решалась подойти к этому шедевру. Она смотрела на него издалека, воображая, как она пойдет с ним по городу, и как люди будут удивляться, и завидовать ей говоря: «Вот это красота. Надо же, как некоторым везет». Она представляла, как изменится ее дом, если она внесет туда этот прекрасный несравненный крест. А запах. Крест источал тонкий изысканный запах. В этом запахе женщина узнала все то дорогое и ценное к чему стремится каждый человек.
Наполненная грезами женщина подошла к цветочному кресту и уверено протянула свои измученные руки к своей мечте. Но боль пронзила ее тело, развевая сладкий туман в голове. Под цветами на кресте были острые ядовитые шипы, которые разрывали ее плоть, принося адское мучение. Женщина попыталась нащупать на кресте место, где бы не было шипов, но весь крест на всем протяжении был покрыт зловещими колючками. Не веря, что мечта ускользает из рук, женщина снова и снова пыталась ухватиться за крест и острые «когти» цветков все больнее впивались в ее тело и душу. Совсем обессиленная она рухнула на пол, истекая алой кровью.
Какой кошмар творился в голове мученицы. Все что раньше она строила в своем воображении, разрушилось за одну минуту. Рушились не только ее мечты, но и сам смысл жизни показался далеким и не понятным.
Грязное, окровавленное тело женщины отказывалось слушаться. Словно кадры немого кино пролетели в ее голове последние полчаса, которые женщина провела в церкви. Ей пришлось приложить не мало усилий, чтобы подняться и сделать первый шаг к двери.
Подойдя к стене, женщина взяла первый попавшийся крест и обреченно поплелась домой. Ее удивило, насколько удобен и легок этот крест для нее. Расположив его на своей спине, она уныло стремилась наружу, на свежий воздух. Лишь вздох свежего приятного воздуха позволил ей, наконец, до конца осмыслить то, что с ней произошло. Но самое большое потрясение с ней произошло оттого, что она увидела, что крест на ее спине это тот самый крест, с которым она пришла в церковь.
И не было для нее ничего ценнее и любимее чем этот крест.

Вот как обьясняет значение выражения Митрополит Кирилл:

Иисус сказал Своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (то есть жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25).

Говоря о Своих предстоящих страданиях, о Кресте и смерти, Господь одновременно подчеркивает, что непременным условием следования за Ним также является подъятие и несение человеком собственного креста. Почему вдруг возникает этот образ креста? Чем был крест в Римской империи? Это было орудие распространенного, но особого способа казни. Крест означал не только мучительную и страшную казнь, но был символом глубокого позора и унижения. Другими словами, крест являл собою полноту боли и человеческого страдания, образ соединения физических и нравственных мучений, знак самой смерти.

Однако в слове Спасителя крест удивительным образом вдруг предстает как некая заповедь человеку, как нравственный долг каждого, кто желает следовать за своим Господом и Учителем. Что же такое крест в евангельском понимании? Прежде всего это реальность, изначальная данность нашего существования, которая присутствует в жизни каждого человека и не зависит от его воли. Свой крест нет необходимости искать, его не нужно специально для себя придумывать, ибо он уже существует в нашей жизни.
Это страдание и боль, которые порождаются не зависящими от человека обстоятельствами, преодолеть которые он не в силах.

Взять крест - значит принять скорбные обстоятельства жизни, вытерпеть и превозмочь посланные испытания, не пасть под их бременем, не дать им раздавить себя. Когда человек обретает веру во Христа, она удивительным образом умножает его внутренние силы. Каким же образом?

Господь не просто говорит: «Возьми крест свой, и следуй за Мною», но «Отвергнись себя, и возьми крест свой...» Это очень важное условие обретения человеком внутренних духовных сил, необходимых для несения своего креста.
Способность человека нести крест есть не что иное, как выражение внутренней силы.

Ну... крест как бы уже есть, что прямо сказано в тексте, осталось только отказаться от себя, и тогда все будет. Честно говоря мне, как современному человеку и почти что психотерапевту, не совсем понятно, как это работает, ибо миллионы людей, отказавшихся от себя как раз ищут себя же для того, чтобы обрести необходимые ресурсы для "несения креста". Но несмотря на непонимание верю, что так и есть, ибо у каждого - свой путь. Кто=то отказывается от себя и несеткрест, кто-то - звезду Давида, а кто-то находит себя вместе с источником силы ибо все мы дети Божьи по образу и побобию, и в каждом все уже есть изначально...

Есть, оказывается, и другие мнения по поводу данного выражения. Довольно любопытные и нестандартные.

Например, вот это:
"Мир экстрасенсов"
У всех ли крест один? Оказывается, нет. Есть такие, чья жизненная задача в два раза сложнее, чем у других людей. Есть люди, несущие два своих собственных креста.
Это люди, родившиеся на границе знаков зодиака, или те, кто не знает даты своего рождения, или есть две даты рождения - истинная, и другая, указанная в документах.

У людей, несущих два креста жизненная задача намного сложнее, чем у всех остальных. Такие люди всегда живут в большем напряжении, как моральном, так и физическом, часто выбирают опасную работу, вступают в опасные связи, подвергаются большему риску в своей деятельности. Что посоветовать таким людям, чтобы жизнь их стала приятней, - заниматься несколькими делами, иметь массу увлечений, общаться с людьми разных интересов, тогда два креста не будут давить, повышая давление в душе и создавая опасные ситуации, их энергии станут реализовываться.

Елена Балдина:
Человек несет два креста в том случае, когда он не выполнил задачу в своей предыдущей жизни, а времени на ее выполнение нет, не успел, тогда на него пошел счет кармы--т.е- "вешают" предыдущую часть невыполненной задачи и новую.... Я таких людей знаю в реальной жизни....

Точка зрения тренера кафедры плавания Волгоградской физкультурной академии Михаила Чернова (отрывок из статьи Н. ПОЛЯКОВОЙ) .

– Как ты думаешь, что означает фраза «Нести свой крест»? – спросил меня Михаил Петрович.
– Ничего хорошего, по-моему. Вспоминается Иисус Христос, идущий на Голгофу и несущий огромный крест, на котором он будет распят...
– А вот и нет. Дело в том, что суть человеческой конструкции – это как раз крест. Вертикальная линия – позвоночник, который на Востоке называют еще «антенной мира». А горизонтальная – плечи, руки. И все жизненно важные органы находятся как раз на протяжении или пересечении этого «креста». Поэтому нести свой крест – это идти, выпрямив позвоночник и развернув плечи, то есть добившись, чтобы форма креста была правильной. И желательно, чтобы вертикальная линия, то есть сам позвоночник, действительно стремилась вверх, а этого можно добиться только в том случае, когда вся фигура человека будет подтянутой, летящей, направленной ввысь. Ведь предназначение людей – это соединение земли и неба... Когда же человек идет ссутулившись, то он блокирует главные энергетические каналы, пережимает питание многим органам, а со временем начинает болеть.
– Все чудесно, но большинство людей, развернув плечи и гордо подняв голову, ходят по улицам нечасто. А прыгать от восторга им хочется и вовсе редко – придавливают к земле всевозможные проблемы, отрицательные эмоции...
– Ага, начнем с ключевого – как настроиться на позитив? Мы привыкли думать, что даже мелкий негатив – это плохо. А на самом деле – это просто «вешки» на нашей дороге жизни, которые показывают или лишний раз подтверждают, что в том направлении не надо двигаться, опасно. Зачем же рыдать и корить себя, если ты просто сделал шаг или несколько не в ту сторону? Ну, заблудился, бывает, прими этот результат и иди дальше, в другую сторону. Это касательно жизненных результатов. Второй момент – боль. Мы избалованы и считаем, что любая боль – это тоже плохо. А на самом деле организм просто сигналит: «Не делай так, мне некомфортно, опасно!». Мы же «затыкаем» его обезболивающими таблетками. Организму ничего не остается, как работать в аварийном режиме, а потом раз – и инфаркт, инсульт, язва, диабет, гипертония... И как один все пациенты, приходя к врачу, утверждают: «Да вроде ничего не болело, а тут...» Когда в уме и теле больше ясности – это корни безопасности!

***
А вот еще. Для меня это высказывание - настоящее откровение:

Когда человек... идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Мне последнее мнение импонирует больше всего. Как-то сразу легко и просто ложится на весь мой жизненный опыт и полученные знания, и не вызывает ни сомнений, ни желания опровергнуть...

error: