Фотосъемка портрета, учимся снимать качественный портрет. Как снимать студийные портреты в домашних условиях

Практически каждому человеку хоть раз в жизни доводилось снимать людей. Если не своей камерой, то хотя бы тогда, когда его это просят сделать владельцы фотокамеры. Очень интересно рассматривать фотографии своих родных, близких и знакомых. И чтобы эти снимки не были похожими на фотографии на паспорт, водительское удостоверение или военный билет, прочитайте внимательно эту статью. Когда зритель после просмотра нескольких снимков начинает зевать, значит, фотографии не удались. Так постарайтесь снять так, чтобы при рассмотрении своих портретов у объекта съемки невольно на лице появлялись улыбка, восхищение, и вы могли услышать слова благодарности. А дети и внуки могли гордиться своими родителями, дедушками и бабушками.

С чего начинается хороший портрет?

Довольно часто перед съемкой люди начинают стесняться, комплексовать и зажиматься. Часто приходится слышать, что люди плохо получаются на фотографиях, они не фотогеничны. И из-за этого просто не хотят фотографироваться. Как они ошибаются!!! Это не они не фотогеничны, это фотограф, который их снимал прежде, относился к своей работе формально. Не бывает плохих моделей, бывают только плохие фотографы, которым нужно дружить с камерой, и любить и уважать людей.

Любого человека в мире можно снять так, что он себе очень понравится и скажет вам большое спасибо. Абсолютно любой человек фотогеничен, более того - чем необычнее человек, тем более выразительный и интересный можно сделать сюжет и даже жанровую фотографию.

Казалось бы, все очень просто: навел объектив фотокамеры на человека, нажал кнопку спуска, и портрет готов. Осталось только напечатать шедевры. Если бы все было так просто, то не было бы тонн унылых и неинтересных фоток типа «Здесь был Вася», «Я и моя Люся», «Я на фоне моря» и т.д. Такие снимки интересны только их владельцам, да и то только для того, чтобы снимки просто были.

Чтобы сделать хороший портрет, надо быть не только фотографом, но и психологом

Итак, с чего начинается хороший портрет? С терпения и наблюдательности. Хороший фотограф - это не только художник, но психолог. Не торопитесь нажать на спуск. Изучайте модель. Найдите характерные жесты, мимику, наклоны, повороты головы, реакцию на различные события. Для того чтобы сделать удачный кадр, часто приходится делать порядочную серию снимков. Большинство людей устают позировать уже после третьего дубля. Чтобы не прекращать съемки и добиться желаемого ведите непринужденный разговор.

Самое главное, по возможности, избегайте съемки «в лоб» - это не интересно. Вовсе не обязательно, чтобы объект съемки смотрел строго в объектив и, вымученно улыбаясь, ждал, пока «вылетит птичка». Даже дети знают, что из современного «цифровика» давно уже не вылетают птички. Придумайте шутку, вспомните анекдот, что-нибудь смешное, тогда на лице модели появится естественная, радостная улыбка. Или расскажите что-то интересное, увлекательное. Общайтесь с моделью, втяните в разговор, тогда выражение лица будет естественным. Следите за мимикой, снимайте, когда появятся выразительные эмоции. Детям приготовьте конфету, мини-сюрприз и т.д. Когда вы из-за спины перед нажатием на кнопку спуска вытащите шоколадку или игрушку, на лице ребенка непроизвольно появится восторг. Вот тогда и воспользуйтесь моментом. Если ребенок незнакомый, потратьте немного времени, чтобы стать для него своим. Маленьким детям нужно немного времени, чтобы изучить незнакомого человека. Поначалу ребенок может капризничать, демонстративно корчить рожицу, отворачиваться. Проявите терпение и изобретательность, тогда ваши усилия будут вознаграждены отличными снимками.

Хорошо, просто замечательно, когда люди смотрят в сторону, а не в объектив. Когда люди в момент съемки увлеченно занимаются своим делом, снимки будут естественными, и не напряженными. Непостановочные снимки, сделанные «по ходу дела» - наиболее интересные. На них обычно люди выглядят расслабленно, естественно. Они лучше раскрывают человека и позволяют его запечатлеть таким, каким он выглядит в жизни. Непостановочный портрет передаст характер, без натянутых поз и искусственных улыбок. Художественная ценность такого портрета будет намного выше.

Хорошо, когда человек на портрете смотрит не в объектив, а в сторону

После того, как вы определились с моделью и мысленно видите будущий кадр, осталось его реализовать на практике. Возникает вопрос с кадрированием. То есть нужно так выстроить границы будущего кадра, чтобы все в нем оказалось уравновешенным. Очень важный момент: постарайтесь, чтобы в кадре было как можно меньше лишнего. Объектив фотокамеры фиксирует все, что мы порой просто не замечаем. И тогда на снимке может оказаться совершенно посторонний человек, чья-то рука, голова, предметы, не имеющие никакого отношения к сюжету. Если можно что-либо удалить из кадра без ущерба для фотографии, убирайте смело. Снимок от этого только выиграет. Оставлять в кадре нужно лишь те предметы и элементы окружения, которые помогут дополнить композицию портрета. Например, очень хорошо, когда на портретной фотографии присутствуют руки портретируемого. Они могут добавить выразительности, лучше раскрыть характер человека. Портрет хорошо может дополнить лишь один предмет: шляпа, трубка, мобильный телефон и т.д. Однако когда предметов много, взгляд теряется.

Не располагайте модель строго по центру. Когда человек на снимке находится в самой середине кадра и строго смотрит в объектив, это не самая удачная фотография. Гораздо лучше, если вы сместите объект немного в сторону: влево или вправо. Но не перестарайтесь. Если будет слишком много пустого пространства, то такая фотография будет казаться неуравновешенной.

Портрет во весь рост

Если вы хотите снять человека во весь рост, например на фоне моря или горного пейзажа, не старайтесь одновременно запечатлеть также и всю полноту красивого пейзажа. Вы должны снять либо пейзаж, либо человека. Одновременно снять все «в одном флаконе» не получится. Поэтому кадрируйте снимок так, чтобы человек не терялся на фоне пейзажа. Он должен быть передан достаточно крупно, узнаваемо. А задний план захватите так, чтобы он лишь был удачным фоном. Вспомните старые бабушкины фотографии, когда в фотосалонах были модными рисованные пейзажи: только самая малость, небольшой характерный фрагмент. И вы постарайтесь, чтобы зритель увидел не пейзаж, а именно портрет.

При съемке портрета в полный рост не обязательно ставить модель по стойке смирно

Перед тем как сделать снимок, еще раз посмотрите - нет ли ничего лишнего на снимках. Возьмите за правило перед нажатием на кнопку спуска еще раз все перепроверить. Очень часто на снимках видны пустые пластиковые бутылки, стаканы, пакеты и прочий мусор. Поначалу их фотограф их просто не замечает. Старайтесь, чтобы не было в кадре различных «некрасивостей»: железяк, труб, заборов, старых гнилых досок и прочего хлама. Если, конечно, все это не является авторской задумкой для фотоконкурса на экологическую тематику. Снимок должен быть уравновешен по композиции: много неба, моря и так далее, и на фотографии окажется слишком много пустого пространства, которое не работает на замысел, в этом случае на портрет.

Еще одна распространенная ошибка: обращайте внимание, чтобы из головы человека ничего «не росло». Довольно часто на снимках за головой торчит фонарный столб, дерево, ветка и т.д.

Старайтесь перед тем, как сделать снимок проследить, чтобы одежда сидела нормально, была чистой, на ней не было пятен, грязи. Либо перекомпонуйте кадр, чтобы исключить из кадра неудачные участки. Поправьте одежду, прическу, если нужно. Проследите, чтобы на заднем плане не было посторонних людей. Лучше немного подождать и выбрать момент, когда сзади не будет посторонних людей, чем снять рядом с близким человеком случайного прохожего.

Фотография смотрится намного лучше, если разделена на три части, как по вертикали, так и по горизонтали, а сюжетно важные элементы (голова, глаза, рот) расположены в пересечении этих частей.

На групповом портрете старайтесь ставить людей плотнее друг к другу

Групповой портрет снимать нужно так, чтобы люди стояли близко друг к другу, чтобы между их плечами не было просветов. Высокие должны располагаться немного дальше, детей можно поставить на передний план. Разумеется, в этом случае все должны смотреть на фотографа. Когда кто-то зевает, смотрит в сторону или закрыл глаза, то снимок уже неудачен, и его нужно сделать заново. Диафрагму следует зажимать так, чтобы кадр был резок по всему полю - f8 и больше. Выдержку установите не более 1/60 секунды, чтобы избежать «шевеленки».

Снимать портрет вовсе не обязательно в полный рост, можно снять человека и по пояс. В этом случае руки уже играют более важную роль. Хорошо, когда они не просто висят. Можно снять человека, когда он разговаривает по мобильному телефону, держит в руках букет цветов, курит и т.д. Такие снимки более выразительны. В каждом случае проверяйте - подходит ли выбранный вариант вашей модели. Не надумана ли поза, окружение, сюжет. Например, не стоит снимать подростка с сигаретой, крепкого мужчину с букетиком цветов, а хрупкую женщину с бензопилой.

Поза человека должна быть расслабленной, модель не должна стараться изо всех сил выпрямить спину и т.д. это смотрится неестественно. Хорошо смотрятся портреты, когда модель развернута под углом сорок пять градусов к камере, и при этом непринужденно наклоняет голову. Естественная улыбка не будет лишней.

Когда человек сидит, обращайте внимание на ноги. Можно попросить скрестить голени. Но ситуаций, когда модель кладет ногу на ногу лучше избегать, это портит кадр.

Крупный план

Неплохие и довольно интересные портреты получаются крупным планом, когда на фотографии передано только лицо или даже часть лица. Совершенно не будет ошибкой, если вы лицо не полностью впишете в границы кадра. Можете смело убрать макушку, уши и даже оставить только лишь одни глаза. Это ваше право - взгляд фотографа может быть оправдан в любом случае, когда на снимке человек хорошо узнаваем. Лучше показать характерный взгляд человека, чем мутный и невзрачный портрет во весь рост по стойке смирно. Когда снимается портрет крупным планом, то возрастает изобразительная нагрузка на каждый элемент, все здесь становится важным. Поэтому косметика, прическа, небритость и т.д. - все это будет хорошо заметным.

Необязательно, чтобы лицо модели поместилось в кадр целиком

Ракурс

Конечно, портреты смотрятся замечательно, когда фотокамера расположена именно на уровне глаз модели. В таком случае получается прямой контакт с человеком. Но это не всегда самое лучшее решение. Есть десятки различных вариантов, и ваша задача - выбрать из них наиболее интересный и динамичный, чтобы показать человека с лучшей стороны. Вы можете снимать снизу, сверху, сбоку. Кроме того, у людей часто бывают недостатки: лысина, низкий лоб, крупный нос и т.д. Снимая, нужно стараться не акцентировать внимание на недостатках. По возможности их нужно скрывать.

Когда у модели очень маленькие глаза, снимайте с близкого расстояния, чтобы камера была ближе к глазам, и немного сверху. Если нос с горбинкой, снимайте спереди. Если лицо у человека вытянуто, то снимать нужно сверху, если же лицо широкое, то снизу. Когда нос большой, попытайтесь изменить точку съемки - немного ниже лица, модель при этом должна немного откинуть голову. Людей, склонных к полноте, не стоит снимать в профиль - нужно найти точку, чтобы двойной подбородок был незаметен. За лысеющим человеком расположите темную ткань или подберите темный фон - лоб и голова будут темнее.

При съемке портрета будьте деликатны, старайтесь смягчать недостатки модели

Будьте всегда деликатны и уважайте людей, тщательно скрывайте на снимках их недостатки. Например, если снимаете пожилых людей, не делайте это с близкого расстояния, крупным планом, чтобы все морщинки и фактура кожи выступали на передний план и напоминали о возрасте. Пожалейте нервы людей. Если не снимаете специально старость как таковую, сделайте так, чтобы снимок не был слишком резким, смягчите его. Для этого раскройте шире диафрагму (f2-4) и не снимайте в жестком свете.

Глубина резкости снимка

Для портретной съемки глубина резкости имеет очень большое, можно сказать ключевое значение. Только портрет во весь рост должен быть целиком резким, и то не всегда. Для этого диафрагма может быть установлена на f5.6-f11 и даже выше, если позволяет камера. Очень выигрышно смотрятся портреты с размытием, когда портретируемый отдален от заднего плана. Это достигается за счет широко раскрытой диафрагмы f2-f4, в этом случае глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) сильно уменьшается. И все, что после объекта фокусировки и перед ним, оказывается «размытым». Перед человеком в этом случае не должно быть посторонних предметов. За ним фон должен быть по возможности однотонным, без различных отвлекающих деталей. Хорошо, когда эту роль выполняет листва деревьев, морская синева, горная дымка или небо. Хуже, когда это жилые многоэтажки, резкие ветви оголенных деревьев, заводские трубы и т.д.

При фокусировке следите за тем, чтобы в фокусе находились глаза. Снимок будет казаться нерезким, если глаза окажутся не в фокусе даже если рот, нос получатся сверхрезкими. Глаза должны быть всегда четкими, ясными, открытыми - это зеркало души. Портрет будет вполне удачным, когда в зоне резкости окажутся только одни глаза. Если нет возможности передать резкими оба глаза, наведите фокус на глаз, который ближе к зрителю.

Портреты с размытым задним планом выглядят очень выигрышно

Для съемки портретов подходят телеобъективы. Чтобы отделить человека от фона и сделать размытым фон, нужен именно «телевик». Для съемки портрета подойдут объективы с фокусным расстоянием от 50 мм (стандартный) и выше в эквиваленте для 35-миллиметровой пленки. Снимать человека широкоугольным объективом не стоит, вы получите искаженные пропорции лица. Хотя для съемки групповых портретов, разумеется, нужен именно широкоугольный объектив, либо придется отходить на очень большое расстояние, что в большинстве ситуаций просто неприемлемо.

Освещение

Успех портрета зависит от света. Свет - важнейшая составляющая портрета. При каком свете снимать? Однозначно самое лучшее освещение - это дневной свет, тогда вы можете выставить минимальное значение чувствительности 100 ISO и даже 50 ISO, если позволяет камера. Низкая чувствительность обеспечивает более качественное и детализированное изображение, лучшие тональные переходы, чистые и сочные цвета.

Чем выше чувствительность ISO, тем грубее и «грязнее» изображение, которое проигрывает по приближенности к оригиналу. Поэтому определите максимальную допустимую чувствительность вашей камеры, когда кожа не выглядит как серая наждачная бумага.

Иногда чувствительность умышленно завышается, чтобы создать искусственно эффект зернистой пленки для черно-белой фотографии. Но это скорее исключение, чем правило.

Даже если освещения достаточно для съемки с рук, лучше установить камеру на штатив и попросить модель не двигаться. Резкость и четкость снимка от этого выиграют. Но все должно быть в разумных пределах. Даже если камера на штативе, очень длинная выдержка не поможет - модель ведь живой человек и все равно делает какие-то маленькие движения. Если есть в камере или объективе стабилизация, то эту возможность обязательно используйте, снимок выиграет по микрорезкости.

При съемке в помещении можно подсветить лицо модели заполняющей вспышкой

В какое время снимать днем? Самое плохое время - это середина солнечного дня, полдень. Солнце находится высоко, свет ослепительно яркий, а тени получаются резкими и глубокими. При съемке в тени лица получаются почти черными. В таких случаях нужно включать режим заполняющей вспышки. Она позволит намного смягчить тени и сделает лицо равномерно освещенным. Если есть возможность, снимайте утром или ближе к вечеру, когда солнечный свет становится мягким, очень хорошим с точки зрения фотографии. Это самое удачное время. Очень хорошие условия для фотосъемки в пасмурную погоду. Равномерное, мягкое освещение способствует получению хорошо проработанных мягких портретов. Но и тогда часто бывает желательно использовать заполняющую вспышку, особенно если на улице темновато.

Если снимаете портрет в помещении, старайтесь днем использовать свет из окна. Откройте шторы, встаньте спиной к окну так, чтобы свет из окна падал на модель. Свет от встроенной вспышки - не самое лучшее решение для съемки портретов в помещении. Нужно учитывать, что с расстояния ближе одного метра встроенная вспышка превращает лицо в белый плоский блин. А далее трех или шести метров, в зависимости от модели камеры, встроенная вспышка практически уже бесполезна. Поэтому в ресторанах, банкетных залах, домах торжеств не снимайте портреты со встроенной вспышкой на больших расстояниях, особенно с применением зума. Вы получите намного лучший и качественный результат, если будете снимать с использованием дополнительной внешней вспышки. Для портретов в помещении это оптимальное решение. Разумеется, самый лучший результат обеспечат профессиональные осветительные приборы. Но это очень дорого, да и неудобно. Внешняя вспышка достаточно недорогое и в то же время легкое и компактное решение вопроса освещения. Снимки будут заметно лучше, чем со встроенной вспышкой. Лучше, когда внешняя вспышка имеет поворотную головку, тогда можно «выстелить» ею в потолок, чтобы получить рассеянное равномерное освещение. Но когда потолки очень высокие, цветные и имеют неровную форму, то они поглощают свет от вспышки. В таких случаях нужно наклонить головку блица в сторону человека. По возможности старайтесь не «пыхать» в лоб.

Если снимаете портрет человека ночью, на фоне ночной темноты, кроме вспышки можно использовать фонарик. С его помощью можно добиться интересных эффектов, подсвечивая модель.

В творческом плане нет никаких ограничений: если есть модель, значит, должна созреть и фотография. Как это будет сделано - решать вам. Иногда можно сделать самую удачную фотографию, нарушив все правила. И только тогда этот снимок понравится модели. Но для этого нужно очень хорошо знать правила и уметь их применять на практике. Тогда смело их нарушайте: экспериментируйте, пробуйте, иначе не будет движения вперед в фотоискусстве. Ведь кто-то должен открывать новые горизонты.

Вообще-то не стоит помещать модель в центре кадра, но иногда эксперименты с композицией получаются очень удачными

Основывайтесь на внутреннем видении, на том, что подсказывает подсознание. Если внутри все протестует, значит, так поступать не нужно - ищите другую композицию, свет, ракурс, перебирайте разные варианты, делайте серии снимков. Если фотография нравится прежде всего вам, вызывает желание ее долго рассматривать, то вы на правильном пути.

При съемке портретов ощущаются все преимущества цифровых технологий. Не приходится ждать, пока проявленную пленку вернут из лаборатории, результат вы сразу видите на дисплее, и если он не понравится, можно сразу переснять. Вообще, не стоит ограничиваться одним кадром - всегда полезно сделать несколько снимков, а затем отобрать лучший из них для печати. Кто-то получится с закрытыми глазами, кто-то отвернется в сторону, изображение может оказаться недостаточно четким, что не сразу увидишь на ЖК-дисплее, и т.д. Поэтому всегда стоит делать дубли.

В большинстве цифровых камер есть режим портретной съемки - на практике он часто дает неплохой результат. И если у вас еще нет навыков ручной съемки, бесспорно, лучше использовать портретный режим, чем полностью автоматический. Разумеется, более гибкие возможности и полный контроль обеспечивает режим ручной съемки, когда вы можете установить нужную диафрагму, выдержку, чувствительность. Если снимаете цифровой зеркальной камерой, то наиболее подходящие объективы для портретной съемки это «фиксы» - объективы с фиксированным фокусным расстоянием 85 мм и 100 мм, а также 135, 150, 180 и 200 мм. Только при этом нужно учитывать, что фокусные расстояния увеличиваются при использовании их на цифровых камерах с «кропнутой» матрицей. Соответственно, рассчитывать габариты помещения, где будет производиться съемка. Зумы обеспечат менее качественный результат, но пользоваться ими, несомненно, удобнее. Особенно когда нет времени на «зумирование» ногами, нет возможности отойти дальше или во время репортажа, экскурсии и т.д.

Из зумов наиболее предпочтительными будут объективы с фокусными расстояниями 70-200 мм. Все остальное - дело вкуса и финансовых возможностей. Но есть и откровенно плохие объективы. Поэтому перед покупкой посмотрите в интернете тестовые снимки, примеры, пообщайтесь на форумах и только потом уже покупайте, чтобы не менять его на более удачный.

При сложном, резком освещении кадр спасет правильная экспокоррекция

Если при съемке портретов «на автомате» результат не устраивает, а с ручными настройками возникают проблемы, то можно сделать автобрекетинг - серию снимков с разной экспозицией, - а затем отобрать лучший. Цвет кожи людей не одинаковый: у кого-то светлее, у кого-то темнее, поэтому поверхность кожи по-разному отражает свет. В связи с этим, требуется вносить экспокоррекцию, чтобы цвет кожи получился на снимке естественным.

Если есть возможность, снимайте в формате RAW, затем проще будет исправить недостатки на компьютере. Результат после обработки будет более качественным, чем если бы вы снимали в формате JPG.

Возможности современного программного обеспечения огромны. Используя их, можно существенно улучшить снимки. Можно исправить неудачную экспозицию, сделать кадр резче или мягче, выправить тени, из нескольких кадров скомпоновать один, убрать все лишнее. И даже волшебным образом можно изменить возраст - сделать лицо молодым и красивым. Современные программы позволяют переодеть модель в другую одежду, изменить прическу и даже мимику.

Только одно неисправимо: пересвеченные и смазанные фотографии остается только удалить. Но не спешите сразу удалять все неудачные снимки. Они еще могут пригодиться вам - и не только для анализа собственных ошибок. Нередко неудачный снимок можно вполне удачно обработать в редакторе, умело применив фильтры, различные эффекты, и тогда фотография превратится в фотокартину, получится очень удачный стилизованный художественный портрет. Его даже можно распечатать на специальном холсте для струйной печати. Остается только одеть в багетную раму и повесить на стенку.

Если модель забудет о том, что ее снимают, получится отличный, естественный кадр

Снимайте больше, и тогда ваши снимки будут улучшаться с каждым разом. Фотографируйте постоянно, благо с цифровиком не нужно экономить на пленке. Учитесь на примерах хороших работ. Внимательно рассматривайте работы мастеров - фотографов, художников, скульпторов. Берите их приемы на вооружение. Учитесь. Но при этом старайтесь искать свой путь в фотографии. Помните о главном: человек, которого вы снимаете, требует внимания. Каждый человек чем-то отличается от другого. Подчеркивайте и усиливайте его индивидуальность. Исправить на компьютере можно практически все, кроме безразличного взгляда.

Портретная съемка, как ни одна другая фотосъемка, полна всяких правил и условностей. И хотя очень многие принципы уже постоянно нарушаются фотографами, есть еще несколько основополагающих постулатов, которые следует учитывать, чтобы избегать явно нелепых образов. Давайте рассмотрим основы основ в данном уроке фотографии и разберемся как правильно фотографировать портреты начинающим.

Портретная ошибка номер 1. Неловкость ситуации, нелепость поз

Если ваша модель будет находиться в неудобном для себя положении, вряд ли получатся достойные фотографии. Ваша модель должна чувствовать себя раскрепощено, не напряженно и полностью доверять фотографу. Прежде, чем начать съемку, особенно если вы впервые работаете с моделью, необходимо в обязательном порядке обсудить типы фотографий, которые бы вы хотели сделать. Для этого у каждого фотографа должно быть две подборки: удачных и неудачных фотоснимков. Покажите несколько примеров хороших фотографий, объясните почему данные изображения "работают", за счет чего та или иная фотокарточка смотрится выигрышно в сравнении с другими.

Объясняйте модели, что вы хотите, чтобы она делала, как стояла или сидела, рассказывайте как это выглядит со стороны. Ваша задача - создать максимально комфортные условия, в которых не чувствуется скованности и неловкости от общения.

Даже, если модель настаивает на некоторых вещах, проще согласиться с ней, а потом сказать нечто подобное: «это здорово, теперь давайте попробуем..." Нередко бывает так, что модели говорят, что неудобно держать руки каким-то определенным образом, они чувствуют неестественность и поза кажется дискомфортной. Тем не менее, на снимках зачастую именно продиктованные вами позы выглядят более выигрышно. Не забывайте - фотограф управляет всем тем, что происходит на его творческой площадке.

Портретная ошибка номер 2. Неуклюжие руки

Неопытные модели часто не знают, что делать со своими руками. Фотограф может столкнуться с тем, что модель просто опускает руки, и они у нее безжизненно болтаются вдоль тела. Гораздо выигрышнее будет смотреться положение рук, когда они как бы скользят по верхней части бедер. Такой прием хорошо работает во многих случаях.

Скрещенные на груди руки также могут выглядеть очень эффектно, только следует остерегаться создания визуального барьера для зрителя.

Если вы не хотите, чтобы изображение передавало тревогу или напряжение, следите, чтобы руки модели была расслабленными, а не сжатыми в кулаки. Поможет получить нужный эффект, если вы попросите модель взять что-то в руки или коснуться опоры рядом.

Если модель находится за спиной кого-то, кто сидит, например, можно расположить кисти рук на спинке стула или положить на плечи другого человека.

По опыту можно утверждать, что самая большая проблема у начинающих моделей - это правильное расположение рук. При этом ведь руки в портрете являются вторым центром внимания после глаз и чаще даже более выразительны, чем глаза. Именно поэтому фотографу стоит очень тщательно подготовиться в этой области - рассмотреть примеры и варианты, подумать над тем, что он хочет выразить снимком, и какие жесты будут подчеркивать это на фотографии.

Портретная ошибка номер 3. Нет - косой сажени в плечах!

Обычно плечи являются самой широкой частью человеческого тела. Даже у женщин. При съемке, когда модель располагается строго фронтально, плечи получаются визуально широкими, что не может сделать женщину более красивой, а значит изображение модели будет проигрывать.

Разверните модель под небольшим углом в отношении камеры и вы получите аккуратные плечи и тонкую талию, все линии будут изящно изогнуты, что не может не понравиться зрителю и самому портретируемому.

Вообще фронтальный портрет без изгибов и движения чаще всего смотрится как фото на паспорт.

Портретная ошибка номер 4. Шея должна быть красивой и гладкой!

Если тело вашего субъекта по задумке отвернуто от камеры под таим углом, что образуются физиологические складки на шее, необходимо сделать так, чтобы их не было видно на фотографии.

Попросите модель, например, поднять воротник пиджака или рубашки или задрапируйте шею шарфом или платком. В качестве альтернативы - используйте другой угол для съемки. Попросите развернуться человека к камере не за счет поворота головы, а за счет более крутого поворота корпуса в районе талии.

Андрей Белкин

Перегибы, как любые линии, будут привлекать внимание зрителя. Их можно "драпировать" не только вещами, но даже руками, прикрыв то место, где образуются складки.

Портретная ошибка номер 5. Следы от одежды.

Отпечатки на коже от ремня, бюстгальтера, пояса, других поддерживающих аксессуаров или носок с колготками, относятся к классическим ошибкам, о которых, как правило, забывают или просто не учитывают.

NW Model Photographer

Вы должны убедиться в том, что если планируется фотосессия с демонстрацией украшений или открытой шеи модели, необходимо заранее снять всю одежду, которая оставляет следы на коже. Кожа должна полностью восстановиться, прежде чем вы начнете фотосессию. Закладывайте на этот процесс около 30 минут. А лучше заранее попросите модель прийти в свободной одежде, которая не оставляет следов.

Портретная ошибка номер 6. Избегайте зажатости

Как правило, портретная фотография требует минимум пространства вокруг модели. Тем не менее, обращайте внимание на то, что человек в кадре не был полностью зажат, тем более, если модель смотрит в сторону. Ее взгляд не должен упираться в край кадра, в фотографии всегда должно быть достаточно воздуха.

Обращайте внимание на то, сколько свободного места у вас есть вокруг модели, особенно, если человек передвигается или камера находится на . Такое положение вещей - создает дополнительные трудности для фотографа, поэтому следует учитывать насколько гармонично в видоискателе расположение портретируемого и сколько вокруг него свободной площади.

Теоретически зажатость или срез конечности границей кадра приводит к дискомфорту смотрящего. У изображения появляется некая напряженность, у зрителя возникает ощущение неудобства. Поэтому в общем случае не стоит зажимать и обрезать конечности по суставам, но если в задачу фотографа входит показать напряженность - тогда прием зажатости изображения может стать хорошим дополнительным штрихом.

Портретная ошибка номер 7. Головы в ряд

Когда у вас в кадре находится несколько человек одновременно, не стоит их располагать ровно по линеечке, или чтобы все головы находились на одной высоте. Компоновка "строго в ряд" делает снимок примитивным и заурядным.

Избежать подобного можно довольно просто, если располагать моделей на разной высоте относительно друг друга. Кого-то можно посадить в кресле, другого расположить на подлокотнике, а третий человек может легко и удобно разместиться на полу.

Подобное распределение может помочь решить и еще одну задачу - создать ту самую "динамику треугольника", по канонам которой взгляд зрителя будет двигаться между объектами и по кругу фотографии. Снимок будет динамичным и гармоничным по композиции.

Портретная ошибка номер 8. Нежелательные "головные уборы"

В то время, как фотограф следит за осанкой модели, вполне реально забыть и не обратить внимание на то, что находится на заднем плане. Не забывайте проверять , чтобы избежать совершенно ненужных вещей, "растущих" из головы человека: столбов, ламп, опор, растений и деревьев.

Только в том случае, если нечто на заднем плане служит дополнительным элементом для создания задуманного образа, оно может там находиться. Во всех остальных вариантах вы получите критическую ошибку, которую необходимо избегать, дабы не прослыть новичком или профаном в фотографии.

Портретная ошибка номер 9. Не смотрите снизу вверх

И хотя в некоторых случаях съемка снизу вверх сделает ваши фотографии лучше и будет выглядеть визуальным комплиментом для модели (например, зрительно удлинит ноги), нижняя точка съемки чаще всего покажет множество подбородков у портретируемых, увеличит размер ног и непропорционально уменьшит голову.

Следует внимательно следить за тем, на сколько нужно присесть, чтобы фотоснимок получился максимально эффективным без неприятных искажений человеческого тела.

Портретная ошибка номер 10. Не надейтесь на детскую сознательность

Иногда фотографам везет и дети могут даже попозировать несколько минут перед фотокамерой, особенно если они уже раньше фотографировались или находятся в таком возрасте, когда можно отвлечь маленьких моделей от важных больших детских дел и заинтересовать на мгновение процессом фотосъемки.

К нужно готовиться отдельно. Фотограф должен помнить, что снимать взрослых моделей и детских - это не одно и то же. Фотосессии даже близко не похожи между собой. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется уложиться в самые короткие сроки с тем, что вы будете двигаться вокруг моделей, чтобы найти правильный угол, вы будете перемещать реквизит, а не просить детей передвинуться, дабы получить лучший ракурс. Терпение будет вознаграждено в том случае, когда все сделано правильно.

Портретная съемка-самый востребованный вид фотоискусства. Как не крути, а портреты были популярны ещё с самого появления фотоаппарата, да и очевидно, что в будущем тоже будут ещё популярнее. У вас точно есть парочка портретов, как минимум один вы можете наблюдать в паспорте.

Фото на паспорт все предпочитают скрывать

И как оно бывает в большинстве случаев, портрет в паспорте просто ужасен: настолько вы там плохо получились, что с радостью бы никому и никогда бы его не показывали. А этого можно было легко избежать и сейчас мы расскажем вам основные ошибки и советы, которые будут полезны, как и фотографу, так и модели при портретной съемке.

В статье мы ответим на четыре главных вопроса:

Настройки фотоаппарата

Многие новички, купив себе крутую зеркалку, напрасно полагают, что завтра же станут мастерски фотографировать людей . А вот и нет. Накопить денег на крутой аппарат-ещё пол дела. Нужно ещё понимать, как он работает и все его секреты.

У абсолютно всех профессиональных и полупрофессиональных фотоаппаратов обязательно есть три режима:

Режим диафрагмы «А»

Грубо говоря, выдержка регулирует отверстие в фотоаппарате, через которое в него проникает свет. Чем больше отверстие, тем больше света может попасть. Тут уже очевидно, что стоит отталкиваться от освещенности и фона и выставлять нужную вам диафрагму .

Фон в студии будет отражаться на лице модели. Так же диафрагма регулирует, насколько сильным будет фокус на фото. Это зависит от задумки фотографа. Хотите вы одну деталь в фокусе (к примеру глаз), или вы хотите захватить всё.

Правило простое:

  • Всё в фокусе при значении диафрагмы- 16 — 22
  • Акцент на детали при значении диафрагмы- 1,8 — 3,5

Как зависит резкость кадра от выбранной диафрагмы

Режим выдержка «S»

Это тот промежуток времени, на котором будет проникать свет на матрицу фотоаппарата и скорость затвора. Чем темнее условия съемки, тем больше нам нужно времени, чтобы аппарат успел словить свет и наоборот.

Если вы когда-то сталкивались с ночными фото, где вместо машин остались лишь следы от фар-это результат очень длинной выдержки. Так что, если вам нужен ночной портрет, выставляйте выдержку не меньше одной секунды. А если вам нужен скоростной портер-1/250 секунды.

Ручной режим «M»

Это сочетание двух вышеупомянутых режима. При ручном режиме фотограф выставляет самостоятельно и выдержку, и диафрагму. Такое возможно только в студии с правильным статичным освещением. Если в кадр попали нежелательные детали, то используйте кадрирование. А о правильном освещении мы поговорим детальнее.

Источники света

Если вы думали, что в фотоискусстве самый главный инструмент-фотоаппарат, то вы заблуждаетесь. Главный аспект портретной фотографии - это свет! Поэтому очень важно грамотно его выстроить, ссылаясь на правила портретной съемки. Если речь идёт о студийном оборудовании, то чаще всего встречаются либо два источника света, либо один. У каждого есть свои плюсы и минусы.

Съемки с одним источником света в анфас

Съемки с одним источником света лучше всего подходят для портрета в анфас. Или у вас есть какая-то авторская задумка и вы хотите эмоциональный портрет, чтобы только одна часть лица была в свету.

А сейчас очень важный совет! . Никогда не фотографируйте пожилых людей с одним источником света. Он даст тень каждой морщинки лица и шеи модели. Хоть и существует поговорка «Мои года-моё богатство», однако не все любят акцентировать на этом внимание. Так что с этим нужно осторожнее.

Два источника света будут гарантией очень гладкой кожи модели. Если вам нужен стандартный портрет, то можете, не раздумывая, использовать два источника света. Расположите их симметрично по отношению к модели и приступайте к съемке.

Высота точки съемки

Это очень важный аспект любого вида съемки, но почему-то некоторые фотографы абсолютно не уделяют ему должного внимания. Всего существует три основные позиции фотоаппарата относительно человека:

1. Выше уровня глаз модели

Фотографируя под таким углом, вы скорее получите карикатурное изображение. У модели будет большая голова, лоб, неестественный нос. Губы же наоборот будут относительно маленькие, чего девушки уж очень не любят. Да и весь человек будет казаться гуманоидом с неправильными пропорциями тела.

2. Ниже уровня глаз модели

Такой тип съемки может быть уместен лишь для передачи величия модели. Например, если вы фотографируете очень влиятельного человека, лучше использовать ракурс «снизу». Это легко объяснить психологией. Смотря на это фото, вы заметите, что человек как бы смотрит на вас (но на самом деле в камеру) с высока. И сразу будет ощущение, что вы ниже его. Такой ракурс не подойдет для фото милой девушки или маленького ребенка.

3. На уровне глаз модели

Это самый универсальный вариант, ведь он лучше всех передает действительность. Так вы можете фотографировать как и обычную учительницу, так и супермодель для обложки. Фотографируя на уровне глаз модели, вы точно не прогадаете.

Основные позиции фотоаппарата относительно модели

Фокусное расстояние при съемке портрета.

Нет такого пользователя в сети Интернет, который бы не был знаком с жанром портрет. Сэлфи, которым завалены все фотохранилища, это тоже портрет. Абсолютно понятно желание владельца зеркальной камеры, будь то цифровая современная или совсем еще недавно широкораспространенная пленочная, снять красивый портрет. Часто слышу от пользователей смартфонов любых марок, что портрет получается какой-то не такой. Вроде глаза на месте, улыбка та самая любимая, нос в порядке, дефекты кожи автоматически убраны, ну однозначно модель узнается, но что-то не то. Так что же это?

Заговор производителей софта или железа? Ответ слишком прост и в то же время требует время для разбирательства. Виной всему фокусное расстояние объектива смартфона или планшета. Вспомните, с какого расстояния вы обычно снимаете лицевой портрет. Чаще всего это расстояние приблизительно равное 1 метру.

Теперь закройте рукой один глаз, а другим глазом посмотрите на модель с дистанции 0,5-1 метра так, как это делает объектив айфона. Сразу видны геометрические искажения, вроде вытянутости носа, отсутствию ушей. Поучается картинка которая напоминает отражение лица в новогоднем ёлочном зеркальном шаре. Почти шарж. Конечно программные средства телефона пытаются убрать и исправить эти искажения, но искаженное лицо модели остается. И на выходе мы получаем недовольство.

Природа наградила нас двумя глазами. Мы способны одновременно заглядывать сразу за обе стороны головы и видеть сразу два уха. Именно поэтому я в предыдущем абзаце просил вас закрыть один глаз. Так наиболее легко приходит понимание фокусного расстояния.

Вот что мы видим одним глазом с близкого расстояния:

Налицо перспективные искажения. Девушку, будь она вашей знакомой, узнать конечно можно, но назвать такой портрет удачным нельзя. Шарж да и только.

Второй портрет снят объективом с фокусным расстоянием больше, чем в первом случае. И сразу порядок. Давайте рассмотрим портреты снятые объективами с еще большим ФР (фокусным расстоянием).

И еще больше:

В последнем случае мы видим обратную картину — лицо расплющивается в блин и становится как бы нарисованным на картонке. Это влияние длиннофокусного объектива.

Типы лица

Планета носит на себе огромное количество типажей лица. Это зависит от расы, национальности, места проживания и точнее будет сказать, что зависит от генетики.
Существует шутливая характеристика типов лица среди фотографов старой школы. Людей с плоским типом лица называют «пицца» или «блин», а про людей с ярко вытянутым носом и выставленной вперед формой лица говорят «лошадь».

Я отношусь с глубоким уважением к гражданам стран Юговосточной Азии, Средней Азии, Китайцам, но тем не менее это типичные пиццы:

Аналогия думаю понятна, поэтому приводить фотографию с лошадью не буду.

К чему я рассказываю про типы лица. Индустрия моды и красоты навязывает нам стандарты правильного и красивого лица. Это как раз девушка стоящая ровно посередине градации Пицца — Лошадь. И именно поэтому девушка с восточным типом лица формы «пицца» спокойно воспримет свой портрет широкоугольным объективом. Это первый снимок из вышеприведенных. Портрет снят 16-миллиметровым объективом. Он вытягивает плоское лицо модели и делает его максимально приближенным к эталону красоты.

И напротив, девушка с вытянутым лицом больше захочет видеть себя глазами объектива с фокусным расстоянием 200, а то и 350мм.

Вот почему не всем нравятся сэлфи со смартфона.

Выбор объектива под определенный тип лица.

Из предыдущей главы напрашиваются вполне определенные выводы по подбору объектива для съемки портрета. Объектив фотограф должен подбирать по тип лица. Снимаете портрет бурятки или китайки — ваш выбор 20-40мм. Снимаете портрет ярко выраженной жительницы Скандинавии — берите дальнобой на 200мм.

Что делать с обычным типом лица. Самым что ни на есть обычным типом. Тут есть вполне устоявшееся правило про 50-70мм. Действительно при съемке штатным объективом мы получаем обычное лицо без искажений. Это фокусное максимально приближено к нашему глазному восприятию. Нам так комфортно.

Приводя величины ФР я говорю именно о ФР объектива, написанном на корпусе объектива. Специально не путаю вас кроп-факторами и псевдо-ФР. Подумайте сами, от того что мы отрежем по краям любой из вышеприведенных портретов ведь совсем не поменяется форма лица модели. Уши не выглянут и в блин лицо не расплющится. Поэтому кроп-фактор в данном случае не важен.

Как снять красивый портрет на KIT 18-55 (Canon или NIKON)

В ваших руках объектив с переменным фокусным расстоянием от 18 до 55 мм. Как же снять красивый портрет таким объективом? Есть несколько секретов.

  1. В 99% случаев портрет будем снимать с полностью выкрученным кольцом ФР до отметки 55мм. Как бы не казалось тесно, не уменьшайте величину фокусного расстояния.
  2. Нужно отойти дальше от модели, насколько это возможно в рамках композиции. Держите себя в руках, не уменьшайте фокусного для того чтобы подойти ближе. Помните об искажениях.
  3. KIT 18-55 объектив достаточно темный и потому просто необходимо поставить чувствительность до 1600 ISO. Не слушайте любителей отыскать цифровой шум и мусор при хххх-кратном увеличении кадра. Высокая величина ИСО позволит снимать с короткой выдержкой и не смазать кадр при максимально открытой диафрагме. Стабилизатор пусть помогает, если он есть.
  4. Учитывайте тип лица модели. Если вам выпала удача снимать портрет монгольской девушки, то можно чуть уменьшить ФР до 25-30мм. Она не обидится и скорее всего похвалит вашу работу.
  5. Обязательно снимайте в RAW. Конвертация из сырого формата позволит убрать излишний оттенок цвета освещения, хроматические аберрации, и оптическую дисторсию объектива. Более того, самые удобные и эффективные изменения уровней яркости можно сделать именно на этапе конвертации. Это даст вам спасительные палочки вытаскивания снимка из брака при небольших огрехах экспозиции.

В данном материале рассмотрим несколько ценных советов для начинающих портретных фотографов. Портретная съемка — сложный жанр фотографии, но если знать основные законы, то учиться становиться значительно легче. После прочтения статьи сразу применяйте и внедряйте, только так вы сможете добиться видимых результатов.

Лишнее место над головой

Когда новички снимают портретные фотографии, они обычно не сильно задумываются о композиции и оставляют слишком много места над головой модели. Это очень серьезная ошибка, нарушающая гармонию в портретной фотографии.

Это свободное место не несет в себе никакой информации, а лишь только добавляет ненужное свободное пространство. Таким образом, если вы снимаете крупноплановый портрет, старайтесь никогда не располагать лицо модели под верхней горизонтальной линией третей и при компоновке кадра всегда держите это правило в голове.

На примере справа показана заштрихованная область, где лицо смотрелось бы наиболее гармонично. Исключения здесь могут быть в том случае, если вы хотите придать дополнительный акцент интересному заднему плану.

Портретная съемка — портретная ориентация!

Подавляющее большинство фотографий снято в горизонтальной ориентации, ведь это и понятно — фотоаппараты прежде всего рассчитаны для именно такой съемки, в силу своей конструкции и расположения кнопок.

Портретная съемка подразумевает вертикальное расположение фотоаппарата, это так называемая, портретная ориентация. Для того, чтобы получать более интересные портретные фотографии, расположите свой фотоаппарат вертикально и снимайте в таком режиме. Этот совет особенно полезен при съемке полноростовых портретных фотографий.

Конечно же, как и в любом правиле, здесь существуют исключения, некоторые из которых я рассмотрю в примерах ниже.

Использование батарейного блока

Если вы, как и я, много снимаете портретных фотографий, то большое количество времени будете проводить с камерой, расположенной в портретной ориентации. Спустя какое-то время вы устанете постоянно тянуться правой рукой к кнопке спуска затвора камеры, расположенной не слишком-то и удобно.

Для многих фотоаппаратов существуют батарейные блоки, позволяющие комфортно снимать портреты, но также и существенно увеличивающие время автономной работы камеры.

Помимо кнопки спуска, на блоке могут располагаться дополнительные управляющие диски и кнопки, облегчающие навигацию по меню и управление основными настройками фотоаппарата.

Также, при использовании тяжелого объектива, батарейный блок помогает улучшить баланс при удержании фотоаппарата.

Солнце за спиной

В портретной съемке на улице, яркий солнечный свет часто может помешать вам получить естественное выражение лица, т.к. он может попадать в глаза. Модель начинает щуриться и все это выглядит на фотографиях неестественно.

Чтобы этого избежать — располагайте солнце позади, чтобы свет попадал не на лицо, а на на затылок и плечи. Таким образом вы избавитесь от этой проблемы, а также и получите на снимках приятный подсвеченный ореол вокруг плеч и головы.

Если же лицо получается слишком темное, то используйте вспышку или отражатель для высветления.

При использовании ручной вспышки будьте аккуратны при выставлении мощности, ведь нам нужно не высветлить, а лишь слегка подсветить лицо. Следовательно начинайте с минимальных значений и находите требуемый уровень.

Снимайте на широкий угол почти вплотную

Используя широкоугольный объектив для съемки портретов, пропорции на снимках могут быть искажены. Избежать этого вы можете расположив модель близко к объективу. Таким образом получаются нормальные пропорции по центру и периферии кадра, но искаженные по краям. Следовательно располагайте модель не близко к углам кадра.

Съемка в горизонтальной ориентации

Итак, мы только что разобрали и усвоили правило съемки портретов в вертикальной ориентации. Теперь мы можем его и нарушить (в этом вся и прелесть правил в фотографии, как только вы их осваиваете — то можете их нарушить).
Обратите внимание на наличие свободного пространства для взгляда слева

Портреты в профиль желательно делать в горизонтальной ориентации. Все дело в том, что лицо модели обращено к границе снимка и, при съемке в портретной ориентации, создается впечатление, что оно как бы зажато в «коробке». Поэтому всегда нужно оставлять свободное пространство для взгляда.

Съемка на телеобъективы

Всегда старайтесь снимать портреты с использованием телеобъективов, так как они обладают свойством оптической компрессии перспективы кадра, позволяющим получить глубину в фотографии. Длиннофокусная оптика меньше искажает перспективу, уменьшает геометрические искажения и позволяет лучше размыть фон при съемке портретов.

Старайтесь снимать на объективы с фокусным расстоянием больше 50 мм. Профессиональные фотографы снимают моделей с большого расстояния и используют при съемке максимальное фокусное расстояние объектива. Например, если есть объектив 28-135 мм, то следует использовать для съемки портрета 135 мм, чтобы получить максимально эффектный снимок.

Улучшите фон для портрета

При компоновке кадра и подборе фона, хорошо работает правило — «Чем меньше, тем лучше». Любые лишние объекты на заднем плане могут отвлекать зрителя от объекта самой съемки — модели.

Цель портретной фотографии — выделить модель в кадре, акцентировать на ней внимание зрителя. Всегда уделяйте ваше внимание деталям в кадре. Если вы снимаете в помещении, то некоторые объекты можно просто физически передвинуть, тем самым улучшив фон итоговой фотографии. Снимая на улице, располагайте модель так, чтобы сзади нее не было ничего существенного.

В итоге, если на фоне не останется лишних отвлекающих объектов, то человек на переднем плане безусловно окажется в центре внимания. Что, собственно, и требуется.

Модная композиция

Так как большинство снимков делается в горизонтальном или вертикальном положении фотоаппарата, то все снимки, полученные в другом ракурсе — выглядят по-другому! Сегодня одним из очень популярных методов является съемка под углом. Вам достаточно наклонить фотоаппарат влево или вправо и сделать несколько кадров. Вскоре вы добьетесь желаемой композиции.

Не бойтесь обрезать макушку

Данный подход при съемке является логическим продолжением рекомендации «не оставлять слишком много места над головой модели». Можно не бояться обрезать верхнюю часть головы модели, и как бы странно это не звучало, данный метод широко используют профессиональные фотографы для того, чтобы максимально заполнить кадр лицом модели. Ведь макушка и верхняя часть лба несет очень небольшую композиционную нагрузку в кадре.

Важно помнить то, что крайне нежелательно обрезать подбородок человека на фотографии. Когда обрезается верхняя часть изображения, лицо все равно смотрится вполне гармонично. Но если обрезать нижнюю часть лица, то фотография получается неестественной и даже странной.

error: