Фонетика как раздел науки о языке. Фонетика как раздел языкознания

Казалось бы, все мы различаем звуки, слова и интонацию. Однако фонетику ввели в школьную программу. Разберемся, зачем школьникам изучать фонетику?

Что изучает фонетика?

Звуки речи окружают нас с самого рождения. Благодаря тому, что мы умеем слышать и различать слова, тон голоса и смысл разговора - мы можем полноценно жить в социуме. Именно это и изучает наука фонетика. Уже в садике дети учатся разбирать слова на определенные звуки и различать гласные, согласные, звонкие и глухие. Это основы фонетики. Эта наука занимается изучением звучания нашей речи. Благодаря законам фонетики речь звучит более выразительно, плавно и гармонично. И это вопрос не только красоты. Неудачные по благозвучию фразы затрудняют концентрацию внимания на мысли и понимание речи.

Практическая фонетика

В начальной школе с детьми занимаются именно практической фонетикой. Данный курс предназначен для корректировки произношения и развития фонематического слуха. Отдельную важность это имеет для детей, которые в дошкольном возрасте не овладели произносительными навыками и нуждаются в том, чтоб их научили правильному произношению. Упражнения по фонетике проводятся с учениками в обычных классах. Но существуют специализированные школы и садики, в которых оборудованы лингафонные кабинеты. Существует достаточно много учебно-методических пособий по практической фонетике именно для детей, ведь артикуляцию важно скорректировать в детстве.

Фонетические ошибки и их причины

Проводя фонетический разбор, ученики совершают типичные ошибки. Например, путают твердые и мягкие согласные, не слышат некоторых букв, ставят неверные ударения или не могут произнести звук автономно от слова, выделить его.

Главная причина - нет внимательного слушания слова. Важно научить ребенка слышать и оперировать звуками. Поэтому на уроках популярно чтение вслух. Проговаривая слово вслух, мы воспроизводим его звучание и через звучание понимаем значение слова.
Наиболее частые фонетические ошибки - дисфония, переразложение, кольцевая рифма, отдаленная рифма.

Тесты по фонетике

На протяжении всего курса и в его конце с детьми проводят тесты, чтобы проанализировать насколько успешно проходит обучение и выявить существующие проблемы. Для этого ученикам предлагают ответить на ряд вопросов по типу:
1) В каком слове больше звуков?
2) В каком слове произносится звук «й»?
3) В каком слове больше букв, чем звуков?
4) В каком слове согласные мягкие?

Также предлагается провести фонетический разбор слова. Для того чтоб вспомнить самому и помочь ребенку разбирать слова - в интернете можно найти теоретический учебный материал. Также существуют сервисы онлайн словарей, которые позволяют проверить себя и помогают в спорных моментах.

Но также иностранный. Однако за много лет большая часть того, что изучалось в школьные годы, забылось. И теперь вы вряд ли вспомните, к примеру, о том, что изучает фонетика .

Фонетика описывает звуковой состав и основные звуковые процессы языка. Это раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка (звукосочетания, слоги, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Фонетика – это самостоятельный раздел языкознания, имеющий свой предмет и задачи. К предмету этого раздела языкознания относится связь между устной, письменной и внутренней речью. Фонетика, в отличие от других языковедческих дисциплин, помимо языковой функции, изучает также материальную сторону своего объекта, а именно работу произносительного аппарата, акустическую характеристику звуковых явлений, а также их восприятие носителями языка. Кроме того, фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов в материальную звуковую форму.

Задачи фонетики:

Установить звуковой состав языка в определенный период его развития;

Изучить язык в статическом состоянии или в развитии;

Определить изменения звуков речи, выяснить причины этих изменений;

Изучить фонетические явления языка в сравнении с фонетическими явлениями родственных языков;

Изучить звуковые структуры нескольких языков с целью нахождения у них общего и специфического.

Как все лингвистические науки, фонетика исследует языковые явления в плане диахронии или синхронии. Изучение фонетики в плане диахронии представляет собой изучение фонетических явлений в изменении, времени или в переходе одних явлений в другие. Изучение фонетики в плане синхронии – это исследование фонетики языка как готовой системы взаимообусловленных элементов.

Что изучает фонетика? Это могут быть фонетические системы отдельных языков (так называемые частные фонетики). Существует и общая фонетика, изучающая звуки речи всех языков. Она определяет возможности артикуляции звуков речевым аппаратом, выясняет общие звуковые законы в языках, исследует природу звуков, анализирует условия их образования, изучает слог, интонацию, ударение.

Также выделяют:

Сравнительную фонетику, которая сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Это необходимо для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Однако такое сопоставление помогает пролить свет также и на закономерности родного языка. В некоторых случаях сравнение родственных языков позволяет проникнуть вглубь их истории.

Историческую фонетику, прослеживающую развитие языка на протяжении длительного периода времени.

Описательную фонетику, рассматривающую звуковой строй того или иного языка на определенном этапе.

Артикуляционную фонетику, рассматривающую анатомо-физиологическую базу речевого аппарата и механизмы речепроизводства.

Перцептивную фонетику, изучающую особенности восприятия звуков человеческим органом слуха. Перцептивная фонетика призвана ответить на вопрос, какие звуковые свойства являются существенными для восприятия речи человеком (к примеру, для опознания фонемы) с учетом изменяющихся артикуляционных и акустических характеристик речевых сигналов. Также она считается с тем, что в процессе восприятия звучащей речи люди извлекают информацию не только из акустических свойств того или иного высказывания, но также из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл сообщения. Перцептивная фонетика выявляет специфические и универсальные перцептивные характеристики, которые присущи звукам языка вообще и звукам конкретных языков.

В зависимости от целей, стоящих перед фонетикой, различают практическую и теоретическую фонетику. Теоретическая фонетика решает вопросы, связанные со звуковой стороной языка, условия образования звуков, закономерности изменения и сочетания звуков, членение речевого потока. Изучение звуковой стороны языка позволяет уяснить грамматические явления, объясняет исторические процессы развития языка.

Что изучает фонетика практическая? В первую очередь, она опирается на положения теоретической фонетики. Изучение звуков на практике имеет значение для постановки правильного произношения звуков языка, для орфографии и так далее. Данные фонетики используют в сурдопедагогике и логопедии.

Можно выделить три аспекта фонетических исследований:

Анатомо-физиологический – исследует звуки речи с точки зрения их создания;

Акустический – рассматривает звук как колебание воздуха, фиксируя его физические характеристики: длительность, частоту и силу;

Функциональный – изучает функции звуков, оперирует фонемами.

На первый взгляд фонетика может показаться скучным предметом, однако для тех, кто всерьез увлекается языкознанием и осваивает иностранные языки , изучение звуковых единиц языка представляет большой интерес.

Лекція № 1

ФОНЕТИКА КАК НАУКА О ЗВУКОВОЙ СТОРОНЕ

ЯЗЫКА

План лекции

Понятие системности языка. Основные особенности системности языка.

Фонетика как наука о звуковой стороне языка.

Связь фонетики с другими лингвистическими дисциплинами.

Правила фонетической транскрипции.

Теоретическое и практическое значение изучения фонетического строя языка.

Литература:

  1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.
  2. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.
  3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.
  4. Реформатский А.А. О сопоставительном методе. Русский язык в национальной школе, 1962, №5.
  5. Реформатский А.А. Лингвистика и поэтика. М., 1987.
  6. Реформатский А.А. О соотношении фонетики и грамматики (морфологии). В кн.: А.А.Реформатский. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.
  7. Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967.
  8. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.,1 979.

10. Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977.

Понятие системности языка. Основные особенности системности языка

На свете существует большое количество языков. Они разнообразны и по звуковому облику, и по словарному составу, и по грамматическому строю. Однако всем им присуще нечто общее: они выполняют одни и те же функции - при их посредстве выражаются какие-то мысли, передаются какие-то сообщения. Другими словами, язык выполняет функцию общения между людьми, является средством общения между ними. Каждый язык обязательно членится на какие-то элементы, повторяющиеся в определенных комбинациях друг с другом в составе других более крупных единиц. Каждый язык обладает обширным набором таких повторяющихся элементов и гибкой системой правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.

Какими бы разными не были определения языка, в них можно обнаружить указание на его системный характер.

Общенаучное понятие системы при всем разнообразии или оттенках его использования всегда включает в себя представление о некотором объединении каких-либо объектов и об отношениях между этими объектами. Объекты, объединяющиеся в систему, обычно называются элементами этой системы.

«Если бы язык был свалкой разрозненных фактов - слов, форм, звуков, то он не мог бы служить людям средством общения. Все многообразие случаев и ситуаций общения, все разнообразие потребностей называния вещей и явлений, выражение разнообразных понятий люди могут превращать в общественную ценность только благодаря тому, что язык системно организован и управляется своими внутренними законами и в каждом языке - особыми. Эти законы группируют весь инвентарь языка в стройные ряды взаимосвязанных явлений, будь то система падежных или глагольных форм, классы частей речи в морфологии, ряды и пары консонантизма и вокализма в фонетике.

Все это в совокупности образует структурную модель языка, распределенную на ряд систем и подсистем, расчлененных и одновременно связанных друг с другом многими отношениями. Вне этих отношений любой факт, будь то слово, форма или звук, - еще не факт языка, как кирпич сам по себе вне своего места в стройке - еще не часть здания, а только строительный материал. Становятся эти элементы фактами языка лишь тогда, когда они подчиняются той или иной действующей в данном языке модели, т. е. когда становятся членами системы», - писал А.А. Реформатский.

Таким образом, язык представляет собой систему. Системна и его звуковая сторона. Это значит, что каждая фонетическая единица определяется своими отношениями к другим фонетическим единицам.

Какие же отношения существуют между единицами системы? В наиболее общем виде их можно свести к трем видам: синтагматические, парадигматические и иерархические отношения.

Синтагматические отношения определяют соединение единиц в речевом потоке - (эти отношения ещё называют комбинаторными).

Парадигматические - это, по терминологии Ф. де Соссюра, ассоциативные отношения (группировка единиц в классы на основании общности или сходства их некоторых существенных свойств).

Иерархические - это отношения по степени сложности, или отношения «вхождения» менее сложных единиц в более сложные. Иерархические отношения могут быть определены в терминах «входит в...» или «состоит из...».

Фонетика как наука о звуковой стороне языка

Раздел науки о языке, занимающийся изучением его звуковой стороны, называется фонетикой. Фонетика как наука изучает «звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях, а также связь между звуковой и письменной формой языка».

Звуковая сторона языка включает две группы единиц: сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

Сегментные - это такие фонетические единицы, которые являются кратчайшими отрезками речевого потока. Сегментные означает отрезок. Речевой поток членится на отрезки разной длины. Самыми кратчайшими, далее неделимыми фонетическими единицами - отрезками, сегментами речевого потока являются звуки речи. Они располагаются в потоке речи друг за другом, образуют последовательность, цепь, линию. Поэтому по-другому они называются линейными фонетическими единицами.

Кроме сегментных фонетических единиц, существуют суперсегментные (надсегментные, сверхсегментные) фонетические единицы. К ним относятся ударение и интонация.

Главное их отличие от звуков заключается в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно, выделены из состава материальных оболочек слов и предложений. Для ударения сегментом является слово (или фонетическое слово), для интонации - предложение.

Звуковая сторона языка - очень сложное явление. Поэтому к ней можно подойти с различных точек зрения. Различают общую и частную фонетику.

Общая фонетика занимается изучением природы звука речи как единства физиолого-акустического и лингвистического аспектов, исследованием общих условий образования звуков речи и их акустических коррелятов, изучением общих закономерностей образования слога, общей теории ударения и интонации, изучением общих закономерностей развития фонетической системы (звуковые законы), общей теории графики и орфографии. Общая фонетика основывается на фактах многих языков.

Звуковая сторона конкретного языка изучается частной фонетикой. Например, фонетика русского языка является частной фонетикой.

Частная фонетика может рассматривать факты какого-то языка статически, вне развития. В этом случае мы имеем фонетику синхроническую или описательную. Например, нашим предметом является фонетика современного русского языка. Значит, эта фонетика синхроническая, описательная, она будет затрагивать вопросы звуковой стороны русского языка нашего времени, поэтому и называется фонетикой современного русского языка. Можно изучать звуковую сторону русского языка какого-то другого периода, скажем, древнерусского. Но и здесь факты языка рассматриваются статически, т.е. в застывшем виде, какими они были в тот период.

Звуковая сторона языка может изучаться диахронически или исторически, т.е. в развитии. Как единицы фонетики русского языка изменялись из периода в период, какие были звуки, что с ними стало, какие остались, какие изменились в другие звуки или совпали с другими звуками, какие вообще исчезли и т.п.? Например, в древнерусском языке были гласные [ъ] и [ь], со временем они в слабых позициях (напр., в конце слова) исчезли, а в сильных позициях перешли в другие звуки: сънъ = сон, дьнь = день (в древнерусск. языке [ъ] являлся гласным звуком непереднего ряда, в сильной позиции - под ударением он перешел в гласный [о], в слабой позиции - в конце слова исчез; [ь] являлся гласным звуком переднего ряда, в сильной позиции - под ударением он перешел в гласный [е], в слабой позиции - в конце слова исчез. Буква ь в конце слова день в современном русском языке является показателем мягкости предшествующего согласного [н"]).

Иногда бывает полезным для объяснения фонетических особенностей современного состояния русского языка пользоваться фактами исторической фонетики. Напр., почему сом -сома (род.пад.), а сон - сна (род.пад.), почему от сущ. стена образуется прилагательное стен-н-ой, а от сущ. смех образуется прилагательное смеш - н - ой и т. д.? Ответить на эти вопросы можно, только используя факты исторической фонетики. Например, в древнерусском языке слово сънъ в форме род.пад. съна в корне имел редуцированный гласный непереднего ряда [ ъ] , который в этом случае оказывался в слабой позиции (перед слогом с сильным гласным [а]) и выпадал; то же самое проис ходило с редуцированным гласным переднего ряда [ь], который в род. пад. слова дьнь, т.е. в форме дьня, оказавшись в слабой позиции (перед слогом с сильным гласным [а]), выпадал: сънъ [сон] - съна [сна]; дьнь [д"ен"] - дьня [д"н"а]. В современном русском языке эти гласные называются «беглыми гласными». Что касается прилагательного смешной, в котором на месте [х] появляется [ш], то такое изменение [х] в [ш] объясняется тем, что в древнерусском языке при образовании прилагательного смешной использовался суффикс -ьн- с начальным редуцированным гласным переднего ряда [ь]. Перед этим гласным все согласные смягчались, кроме заднеязычных [к,г,х], которые в этом положении переходили в мягкие шипящие [ч", ж", ш"]: рука - рук-ьн-ой - руч-ьн-ой - руч-н-ой; другъ - друг-ьн-ый - друж-ьн-ый - друж-н-ый; смехъ смех-ьн-ой - смеш-ьн-ой - смеш-н-ой. Как видно, только после изменения [к - ч], [г - ж], [х - ш], которое имело место перед гласным переднего ряда [ь], сам гласный [ь] выпал, и заднеязычные согласные оказались перед согласным [н].

Для глубокого объяснения фактов какого-то языка нередко обращаются к материалу других языков, в том числе родственных. В этом случае фонетическое исследование становится уже сравнительным, т.к. сравниваются факты разных языков.

Связь фонетики с другими лингвистическими дисциплинами

Какое место занимает фонетика среди других языковедческих дисциплин, изучающих другие разделы, уровни языка, как связана фонетика с лексикой, морфологией и синтаксисом?

Фонетика занимает среди других лингвистических дисциплин особое место. Лексикология, морфология и синтаксис, изучающие различные языковые категории и средства их выражения, имеют дело со смысловой стороной языка. Фонетика - это звуковая форма, в которой представлена грамматическая система языка, т.е. морфологические формы слов в их звуковом оформлении и фразы - во всем разнообразии их мелодического рисунка, с их фразовыми ударениями и т.д. Так, одним из средств выражения грамматических форм в русском языке является фонетика. Сюда входит различное звучание аффиксов (напр., вода - воды), чередование звуков (напр., чередование о/а: докончил - доканчивал), подвижное ударение (напр., руки с ударением на первом слоге и руки с ударением на втором слоге), мелодика (напр., повествовательная и вопросительная) во фразах, различающихся в определенных случаях только движением тона (напр., Ты пойдешь домой. Ты пойдешь домой?). В синтаксисе при характеристике типов предложения по цели высказывания обязательно учитывается интонация. Таким образом, поскольку наша речь всегда является звучащей речью, отношения между фонетикой и грамматикой обнаруживаются в связи между звуковой формой речи и ее грамматическим выражением.

Такова же связь между фонетикой и словарным составом языка, т. е. лексикой. Благодаря наличию тех или иных звуков, входящих в состав слова и составляющих его звуковой облик (напр., стол - стул, стал - стыл), благодаря разноместности ударения (замок - замок) опознается значение данного слова.

Таким образом, звуковой облик слова является той формой, в которую облечено его содержание. Как видно, связь фонетики со словарем сказывается прежде всего в том, что слово немыслимо вне его звукового облика. Поэтому различение слов осуществляется, как правило, через различие их звукового облика.

Правила фонетической транскрипции

Система письма неточно передает звучащую речь: один и тот же звук часто передается на письме разными буквами, а разные звуки могут обозначаться одной буквой. Так, в словах дуб и суп последний согласный звук одинаковый — [п], а пишутся разные буквы — б и п. В слове пир первый согласный звук — мягкий [п"], а пишется та же буква п, что и в слове пыл, в начале которого — твердый звук [п]. Чтобы более точно записывать звучащую речь, наука о языке выработала принципы так называемой фонетической транскрипции.

Фонетической транскрипцией называется система записи звучащей речи — слов или целых фраз — с использованием букв и особых условных обозначений. Транскрипция была придумана задолго до изобретения граммофонной и магнитофонной записи, которая позволяет абсолютно точно фиксировать звучание; благодаря удобству и практической доступности транскрипция широко используется и в научном описании звучащей речи, и в практике преподавания русского языка.

Для школьного преподавания русской фонетики обычно пользуются несколько упрощенной фонетической транскрипцией, которая отражает только основные признаки звуков русской речи. При транскрибировании слов и целых выражений нужно соблюдать ряд правил.

Показателем фонетической транскрипции являются квадратные скобки . В такие скобки заключается транскрибируемый текст или отдельное слово, звук.

  1. Каждому звуку языка в транскрипции соответствует только один транскрипционный знак — буква или специально введенное графическое обозначение звука либо фонетического признака звука.
  2. При транскрибировании используются все буквы русского алфавита, кроме гласных букв е, ё, ю, я и согласных букв щ (обозначает долгий мягкий звук [ш’:], например, щука [ш’:укъ]) и й.

Буква й иногда используется в школьном преподавании фонетики для обозначения особого согласного звука «йот», корый слышится в таких словах, как я [йа], юг [йук], моя [майа], пою [пайу], поёт [пайот], мой [мой], лей [л"эй] и др. Однако чаще всего в транскрипции для обозначения разновидностей этого звука используется латинская буква j («йот»): [ ja ], [ najy ], а также специальные транскрипционные знаки [и] или [ i ], которыми обозначается ослабленный вариант звука «йот» — звук «[и] неслоговой», например в конце слов: [май], [аткрои].

  1. Буквами ъ («ерь») и ъ («ер») в транскрипции обозначаются особые краткие (редуцированные) гласные звуки: [ь] — редуцированный гласный переднего образования, похожий на краткий звук [и], а [ъ] — редуцированный гласный непереднего образования, очень краткий звук, представляющий собой нечто среднее между звуками [а], [э] и [ы].
  2. Для обозначения гласного звука, который произносится в первом предударном слоге после твердых согласных в соответствии с ударными [а] и [о], используется условное обозначение [ Λ ].
  3. В транскрипции используются только строчные буквы (даже при записи произношения личных имен и первого слова фразы): [иван] Иван; [ ja к-вам п"ишу] Я к вам пишу... (П.).
  4. Специальными транскрипционными значками являются:

а) ["] — знак словесного ударения, который ставится над ударным гласным звуком в слове ;

б) [’] (апостроф) — показатель мягкости согласного звука:
[п’ат’] пять;

в ) [:] — знак для обозначения долготы звука: [ан:у] Анну
(В. п.); [иш:"у] ищу; рэж:"у] езжу; другой способ обозначения
долготы звука — черта над соответствующей буквой
;

г) [-] (дефис) — показатель слитности грамматических слов
в рамках одного фонетического слова: [у-вас] у вас; [читал-бы]
читал бы;

Д) [|] — показатель границы между синтагмами в рамках фразы (короткая пауза); [ ׀׀ ]– показатель границы между фразами (длительная пауза ) .

6. Фонетические слова отделяются в транскрипции пробелами, знаки препинания не ставятся, ср.: [што ja магу иш": o
сказат"] Что я могу еще сказать? (П.).

Теоретическое и практическое значение изучения фонетического строя языка

Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение.

Любая лингвистическая (т.е. языковая) единица семантического уровня (напр., морфема, слово, предложение) имеет определенную материальную оболочку, определенное звучание. Благодаря постоянной связи звучания и значения языковая единица всякий раз опознается носителями языка именно как данная, а не какая-то другая единица.

Материальная оболочка морфем, слов, предложений создается из звуковых единиц. Система звуковых единиц языка образует его звуковую сторону.

Звуковая сторона языка является «природной материей» языка, языка слов. Поэтому изучение языка - его грамматического строя и словарного состава - само по себе уже предполагает изучение его фонетической системы. Фонетические единицы существуют не сами по себе и не сами для себя, а для обслуживания лексики и морфологии. Поэтому необходимо изучить функционирование фонем в составе словоформ данного языка, ибо без этого нельзя правильно оценить роль фонетических единиц и их противопоставленности в языке как средства коммуникации.

Фонетика - учение о звуковой стороне языка. Значение фонетики как научной дисциплины определяется прежде всего тем, какое значение имеет в языке его звуковая сторона.

Фонетика полезна во многих практических делах, но не менее важно ее теоретическое значение: она учит молодого филолога понимать, что язык - единая, стройная, умная, внутренне согласованная целостность. Закономерности языка проще, понятны на уровне фонетики, потому что сама фонетика проще лексики и грамматики. Проверить новую теорию, испытать правильность новых лингвистических взглядов удобно на материале фонетики.

Звуковая речь «главнее» письменной. Каждый человек говорит больше, чем пишет (и обычно слушает больше, чем читает). Сначала человек учится говорить и только потом - писать. Навыки письменной речи ложатся поверх навыков устной и от них зависят.

Фонетика имеет большое практическое значение и используется в самых разнообразных областях.

  1. Прежде всего она служит основой для методики преподавания чтения и письма. Рациональное обучение грамоте возможно только при четком понимании различия между звуковой и письменной формой языка и при учете сложных связей, существующих между этими двумя формами языка.
  2. Потребности образования, публичной речи, радио ставят на очередь вопрос об установлении орфоэпических норм, что также является одной из важнейших практических задач фонетики.
  3. Необходимость создания письменности для бесписьменных народов, а также постоянного совершенствования орфографии старописьменных языков определяет практическое значение фонетики и в этом направлении.
  4. На фонетике базируется также логопедия, занимающаяся исправлением недостатков произношения, которые невозможны без ясного представления о механизме произношения и о языковой функции произносимого. Только учитывая эту функцию, можно отличить существенное от несущественного и найти правильный путь к устранению того или иного недостатка речи.
  5. На фонетической основе строится и обучение глухонемых - сурдопедагогика.
  6. Само собой очевидно значение фонетики для постановки произношения, для обучения выразительному чтению и т. д. Обучение может быть рациональным только тогда, когда преподаватель отдаст себе ясный отчет в том, каковы особенности произношения данного отдельного звука, слова, предложения.
  7. В процессе изучения фонетики:

а) закладываются основы научного понимания звуковой
стороны языка в отличие от графической;

б) выясняется система русской графики, т.е. система соотношений между буквами русского алфавита и звуками русского языка;

в) вырабатывается сознательное отношение к орфографии;

г) приводятся в систему и осмысливаются в свете фонетических закономерностей отдельные разрозненные сведения
по языку;

д) многие сведения современного русского языка получают историческое освещение;

е) расширяется лексический уровень знания языка и
обостряется языковое чутье.


План лекции

1. Предмет фонетики

Определение слова «фонетика» заложено в самом названии, образованном от греческого «фоне» – «звук». Объектом изучения фонетики является звучащая речь, начиная со звуков и заканчивая звучащим текстом. Таким образом, в поле исследовательских интересов фонетики попадают фонемы, ударение в слове и предложении, слогообразование и слогоделение, интонация. Фонетика – раздел лингвистики, изучающий природу, развитие и семантические функции звуковой материи языка.

На первый взгляд может показаться, что фонетика затрагивает только план выражения языка, но это не так. Фонетика не может существовать изолированно от значения, поскольку на любом этапе анализа фонетиста интересует, прежде всего, то, как изучаемые им характеристики единицы выражения влияют на её значение.

Фонетика – одна из основных, возможно, самая фундаментальная отрасль лингвистики. Ни одна лингвистическая теория и практика не могут обойтись без фонетики, ни одно описание языка не будет полным и исчерпывающим без фонетики. Вот почему фонетика стоит на одном уровне по значимости с грамматикой и лексикологией.

2. Разделы фонетики

Существуют несколько аспектов фонетики. Прежде всего, выделяют артикуляторный (физиологический), акустический, перцептивный.

Артикуляторная фонетика – раздел фонетики, занимающийся изучением, описанием и классификацией звуков как результата работы речевых органов , т. е. с точки зрения произнесения звуков. Данный раздел фонетики описывает движение воздуха по речевому тракту, координацию органов речи в процессе произнесения отдельных звуков. Это один из старейших и наиболее полно изученных разделов фонетики.

Акустическая фонетика (фоноакустика) тесно связана с разделом физики – акустикой. Для акустической фонетики важны сведения об акустических характеристиках речевого потока: частоте, силе (интенсивности), времени колебательных движений, порождающих звуковую волну. Акустическая фонетика – самая молодая и быстроразвивающаяся отрасль фонетики. Она представляет особый интерес для научных работ по экспериментальной фонетике и прикладной лингвистике.

Перцептивная фонетика призвана изучать особенности восприятия звуковых единиц. Она исследует функции различных отделов слуховой системы и высшую нервную деятельность в процессе восприятия звуков речи, а также то, какие характеристики определяют принадлежность звука к определенной фонеме, как воспринимаются звуки незнакомого языка, какие звуковые характеристики существенны для субъекта, воспринимающего речь человека, а какие нет (влияние окраски голоса на восприятие, телефонных шумов, ошибок в речи, помех). Перцептивная фонетика представляет значительный интерес для всех изучающих произношение, как для преподавателей, так и для студентов.

В качестве четвертого раздела фонетики выделяется функциональная фонетика (фонология, фонемика в зарубежной литературе). Это раздел фонетики, изучающий функциональный аспект звуковой системы языка, т.е. лингвистические функции гласных и согласных звуков, деления на слоги, ударения, просодических характеристик. Функциональным этот аспект назван благодаря коммуникативной функции, выполняемой языком как важнейшим средством общения и передачи мысли. Функциональный аспект звуковой материи языка также называют социальным, т. к. язык – это социальное явление.

Фонология как раздел фонетики была впервые предложена выдающимся российским филологом польского происхождения И. А. Бодуэном де Куртенэ. Позднее Н.С. Трубецкой провозгласил фонологию самостоятельной лингвистической дисциплиной, изолированной от артикуляторной и акустической фонетики. Эту концепцию разделяют многие зарубежные лингвисты , которые рассматривают материальную форму и функцию звучащих языковых единиц речи изолированно друг от друга. Отечественные филологи считают фонологию разделом фонетики.

Помимо разделов фонетики, описанных выше, существуют другие подразделения фонетики.

Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, устанавливает типы звуков в различных языках и соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц – фонем, а также общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

Частная фонетика (дескриптивная фонетика) – это фонетика отдельно взятого изучаемого языка, например, фонетика английского языка. Она изучает произносительную систему и дает описание фонетических единиц конкретного языка.

Лингвисты выделяют также историческую фонетику , чья цель проследить последовательные изменения в фонетической системе конкретного языка (или семьи языков) на различных этапах его исторического развития. Используя лингвистический метод анализа, историческая фонетика анализирует письменные источники и сравнивает различные варианты написания отдельно взятого слова, исследует поэтическую рифму и метрику. Историческая фонетика – часть истории языка.

С исторической фонетикой тесно связана сравнительная фонетика , в фокусе внимания которой находится взаимосвязь фонетических систем двух и более языков, особенно родственных, и выявление соответствий звуковых систем данных языков.

Фонетика подразделяется также на сегментную и сверхсегментную (супрасегментную). Сегмент – кратчайший отрезок звучащей речи. В конкретном звучании это – отдельный звук, в качестве обобщенной единицы фонетической системы языка – фонема. Таким образом, сегментная фонетика – раздел фонетики, изучающий отдельные звуки. Объектом исследования сверхсегментной фонетики являются фонетические единицы большие по протяженности, чем звук: слоги, слова, фразы и тексты.

Фонетика может также быть теоретической и практической (прикладной). Теоретическая фонетика – это обобщенное изложение и лингвистическое объяснение всей системы фонетических средств данного языка.

Практическая фонетика изучает фонетическую систему языка в соответствии с определенным принципом. В своем прикладном статусе практическая фонетика широко используется для постановки произношения и развития навыков ораторского искусства у актеров, певцов, дикторов; в логопедии для лечения многочисленных дефектов и патологических расстройств речи, таких как афазия; в сурдопедагогике для обучения глухих и немых людей.

3. Методы исследования звукового строя языка

В числе методов, используемых в ходе анализа звукового и интонационного строя языка, целесообразно выделить те, которые основаны на субъективном восприятии, и инструментальные методы исследования , использующие различные технические средства: компьютеры, спектрографы, интонографы и др.

С момента зарождения фонетики как науки исследователи опирались только на собственное наблюдение и восприятие (субъективные методы ). Экспериментальные методы (объективные ), позаимствованные из физики и психологии, появились во второй половине 19 в. Эти методы позволили более детально изучить многие явления звуковой волны, процесса артикуляции в любой момент времени и проследить изменения этих явлений на разных временных отрезках. Современные фонетические работы, особенно экспериментальные, сочетают объективные и субъективные методы фонетического анализа.

Артикуляторная фонетика, граничащая с анатомией и физиологией, наряду с методом прямого наблюдения (наблюдение с помощью зеркала за движениями губ, языка) использует рентгенографию, фиксирующую положение органов речи в момент артикуляции, кинорентгенографирование, с помощью которого можно получить сведения о движении органов речи на протяжении артикуляции, о переходных процессах, о варьировании звуков в речевом потоке. Артикуляции губ исследуются с помощью фото- и кино-фотографирования. Используют методы прямого палатографирования и лингвографирования. Язык или небо покрывают красящим веществом, после чего диктор произносит звук или слово; далее с помощью зеркала фотографируется изображение нёба со следами прикосновения языка – палатограмма. Аналогичным образом фиксируют изображение языка – лингвограмма. Исследование движения голосовых связок производится с помощью ларингоскопа и ларингофона (электроакустического датчика), который фиксирует наличие или отсутствие голоса, а также гортанную смычку. В настоящее время в артикуляторной фонетике делаются попытки исследования артикуляции звуков речи с помощью магнитно-резонансной томографии.

Акустическая фонетика измеряет и анализирует колебания звукового потока. Она также прибегает к комбинации метода прямого наблюдения и инструментальных методов. Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектрографы, осциллографы и компьютерные программы для анализа звучащей речи (Speech Analyzer, Praat), которые позволяют изучить речевой поток и его отдельные компоненты в динамике.

Методы, задействованные в перцептивной фонетике, заимствованы из экспериментальной психологии , а также могут создаваться специально, в зависимости от той задачи, которую решает исследователь. Основные виды перцептивной деятельности в таких исследованиях опознание, различение и сравнение звуковых фрагментов разной протяженности. При опознании испытуемые, услышав речевой сигнал (стимул), должны его обозначить каким-то образом (транскрипцией, буквами алфавита), при различении определить, являются ли звуки одинаковыми или разными, при сравнении они решают, какой их звуков похож на третий. По характеру обозначений экспериментатор определяет перцептивные возможности испытуемых, их способность замечать те или иные акустические характеристики, потенциальные способности аудиторов различать звуки с определенными характеристиками и т. д.

Функциональная фонетика использует специальные методы установления фонемного инвентаря языка с помощью дистрибутивного и семантического анализа. Дистрибутивный метод сводится к определению фонемной принадлежности отдельного звука. Семантический метод нацелен на установление фонетической структуры языка благодаря способности фонемы выполнять смыслоразличительную функцию.

4. Связь фонетики с другими науками

Все отрасли фонетики не только тесно связаны друг с другом, но и с другими отраслями лингвистики, такими как грамматика, лексикология, стилистика, история языка. Эта связь обусловлена тем, что язык есть система, чьи составные части неразрывно связаны друг с другом.

Связь фонетики с грамматикой легко проследить на примере звукового чередования , которое является показателем категории числа у некоторых существительных: goose – geese [ɡu:s – ɡi:s], man – men или категории времени у неправильных глаголов: sing – sang – sung .

Фонетика связана с грамматикой также посредством интонации. Иногда только интонация указывает на смысловой центр высказывания. Сравним:

(1)ˋHe came home. (Who come home?)

(2) He ˋcame home. (Did he come?)

(3) He came ˋhome. (Where did he come?)

Интонация может различать предложения по цели высказывания:

(4) He came ˎhome.

(5) He came ˏhome.

В утвердительном предложении (5) восходящий тон используется для выражения вопроса.

Фонетика также связана с лексикологией. Так, только посредством ударения иногда возможно различить части речи: ˈabstract реферат– abˈstract извлекать, ˈobject предмет – obˈject возражать, а также слово и группу слов: ˈblackbird дрозд – ˈblack ˈbird (любая) черная птица.

Слова, одинаковые по написанию, которые называются омографами, различаются только произношением:

bow лук – bow поклон

lead руководство – lead свинец

tear разрыв – tear слеза

wind ветер – wind виток.

Связь фонетики и стилистики происходит посредством интонации и её компонентов: мелодики, ударения, ритма, паузации и тембра, которые служат для выражения значений и эмоциональной окраски высказываний. Интонация одно из основных средств создания образности высказывания. По интонационному рисунку можно определить стилистическую принадлежность текста, поскольку тексты различной стилевой отнесенности обладают специфическим, свойственным только данному стилю, просодическим оформлением.

Фонетика связана не только с лингвистическими отраслями научного знания, но и многими другими науками: физикой, математикой, статистикой, кибернетикой и теорией информации. Артикуляторная и акустическая фонетика тесно взаимодействует с физиологией, анатомией, антропологией. Историческая фонетика неотделима от общей истории и истории отдельно взятой нации, язык которой изучается.

5. Устройство произносительного аппарата человека

Речь является продуктом психической деятельности человека и результатом сложной высокоорганизованной последовательности действий. Совокупность ряда органов, выполняющих артикуляционную работу, называется речевым аппаратом. Рис.1.

На рисунке 1 изображены органы речи: 1 – твердое небо, 2 – альвеолы, 3,5 – губы, 4,6 – зубы, 7 – кончик языка, 8 – передняя часть языка, 9 – средняя часть языка, 10 – задняя часть (корень) языка, 11 – голосовые связки, 12 – мягкое небо, 13 – маленький язычок (увула), 14 – глотка, 15 – гортань.

Звуки человеческой речи возникают путем приведения органов речи в различные положения при прохождении струи воздуха из легких. В процессе возникновения звука задействованы четыре артикуляционных механизма: силовой, вибраторный, резонаторный и преградообразующий.

Силовой механизм – механизм создания воздушной струи, который обеспечивается работой органов дыхания – легких, бронхов, трахеи, гортани. Воздушная струя необходима для работы голосовых связок.

Вибраторный механизм – механизм вибрации голосовых связок. Воздух, высвобождаемый легкими, через трахею поступает в гортань. Голосовые связки (складки), находящиеся в гортани, вне речи раздвинуты и не напряжены. При

Резонаторный механизм звукообразования обеспечивается резонансными колебаниями выдыхаемого воздуха в фарингальной (глотка), ротовой и носовой полостях. Резонатор (от лат. resono – откликаться, звучать) – резервуар, в котором находится воздух. Звуковая волна, обладающая определенными акустическими характеристиками, попадая в резонаторную полость, преобразуется. В результате подобного преобразования мы производим и слышим определенные звуки.

Глотка заканчивается мягким небом. Мягкое небо представляет собой своего рода занавеску, заканчивающуюся маленьким язычком (увулой). Данная занавеска при спокойном дыхании расслаблена, частично закрывает вход в ротовую полость из глотки. Во время глубокого дыхания, зевания и речи небная занавеска поднимается вверх, открывая проход в полость рта и, наоборот, закрывая проход в носоглотку. При прохождении голоса через нос рождаются носовые звуки .

Мягкое небо открывает вход в ротовую полость, переднюю границу которой образуют зубы и губы, а верхнюю – твердое небо. На твердом небе расположены альвеолы: костный валик, внутри которого находятся корни зубов.

В ротовой полости важнейшим произносительным органом является язык. Задняя часть языка называется корнем языка, сторона, обращенная к небу - спинкой, которую принято условно делить на 4 части: кончик языка, переднюю часть, в положении покоя обращенную к передним зубам и альвеолам, среднюю, в покое обращенную к твердому небу, и заднюю –против мягкого неба. Для артикуляции важны движения языка вперед и назад , вверх и вниз, изменения его формы. Сближение и смыкание языка с другими органами (зубами, мягким небом и увулой, твердым небом, альвеолами) создает различного рода преграды выходящему воздуху и формирует тем самым преградобразующий артикуляторный механизм. Препятствия при прохождении воздушной струи создаются также губами.

Все перечисленные произносительные органы можно разделить на активные, снабженные мускулатурой и способные к самостоятельным движениям, и пассивные, т.е. неподвижные. Активными органами являются язык, губы, мягкое небо, маленький язычок (увула), задняя стенка глотки, образуемая мускулами, изменяющими напряженность стенок глотки и её размеры, что существенно влияет на качество звука, голосовые связки, нижняя челюсть, легкие. Пассивные органы: зубы, альвеолы, твердое небо, стенки носовой полости.

    Фонетика изучает звуковую сторону языка, все закономерности сочетанию звуков, а также ударения, интонацию. Также она уделяет внимание разделению слов на слоги и другие отрезки слова в разговорной речи.

    Фонетика - это часть лингвистики. Основным объектом ее изучения являются звуки, благодаря которым человек в устной речи может различать буквы, слоги, слова и т.д.

    Мы знаем, что на письме мы видим определенную букву, а ее произношение может иметь разные варианты, например, согласный звук может быть мягким или твердым или гласный может быть долгим или кратким звуком. И все эти разные вариации произношения букв внутри слова имеют свои обозначения в транскрипции того или иного слова.

    Сама фонема не несет на себе смыслового значения, однако ряд фонем образуют слово, которое порождает значение и некий смысл в голове слушателя.

    Фонетика - это отдельный раздел в лингвистике. Основная задача этой науки - это изучение произносимых звуков речи, а также сложения из них слов. Существует историческая, сравнительная и общая фонетика.

    Фонетика определяется как специальный и отдельный раздел русского языка, занимающийся непосредственно изучением звуков. Такой раздел изучает сочетания звуков, звучание слов и вс прочее связанное с произношением слов.

    Во-первых, фонетика - это звуки, набор звуков, то есть их комплекс в том или ином языке. Во-вторых, это раздел такой науки, как грамматика языка.

    В качестве науки фонетика изучает то, как образуется тот или иной звук, что в нм преобладает: тон или шум, где конкретный звук образуется, в каком положении находится язык, участвует ли носовая полость в образовании звука и т.д.

    Фонос - звук, наименьшая языковая единица, она не имеет смысла. Почему-то в фонетическом анализе указывается открытость-закрытость слога, видимо потому, что слог тоже, чаще всего, не имеет смысла. Но это уже уводит нас от сути вопроса))

    Много понятий и терминов связаны с фонетикой: гласный, протеза, эпентеза, сонорный, билабиальный, ларингальный, открытый, звонкий и др.

    Фонетика - это раздел лингвистики, который изучает звуковое строение языка, звуки речи. Предметом фонетики является связь между внутренней, устной и письменной речью. Так же фонетика если по простому и не вдаваясь в глубокие дебри изучает звучание звуков, сочетание звуков, как изменяются слова при ударении на тот или иной слог. Можно сказать, что фонетика в языке - это раздел грамматики. Надо понимать, что звуки - это звуки, а не что-то иное. Именно со звуков начинается речь во младенчестве.

    Фонетика изучает звуки (глухие и звонкие, гласные и согласные). Их звучание, их сочетание в слогах, а затем в словах.

    Фонетика - это лингвистический термин, которым называют один из разделов учения о языке.

    По своему происхождению это слово, как и множество других научных терминов, пришло к нам из Древней Греции.

    Фонетика занимается изучением звуков речи, их чередованием, как они образуются, какие имеют характеристики. Эта наука изучает также ударение в слове, деление слов на фонетические слоги. Она устанавливает деление звуков на гласные и согласные в зависимости от того, каким способом образуется звук, с помощью только голоса или с участием шума. Среди согласных звуков эта наука выделяет звонкие и глухие, шипящие и свистящие. Согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими в зависимости от позиции в слове. Некоторые звуки бывают только мягкими или только твердыми.

    Всем этим занимается фонетика.

    Фонетика - это раздел русского языка, который изучает звуки, слоги и как они образуются, ударение и его место в слове, как образуются звуки, какие звуки бывают, например: гласные и согласные, звонкие и глухие, непарные и парные, мягкие и твердые. Фонетика также изучает и то, как звуки чередуются между собой (г/ж/з, т/ч/щ). Вроде бы на вид незначительный раздел языка, но имеет существенную роль. Я бы сказала, что с фонетики русский язык начинается. Кстати, с фонетики, речь ребенка начинается, ведь, когда он рождается, он не знает слов и не может их произносить, зато хорошо мы слышим звуки младенца, а потом и слоги, когда он перестает быть младенцем, а становится чуточку старше.

    Это один из разделов лингвистики, с греческого языка переводится как звук, звуковой . То есть фонетика связана непосредственно со звуками, которые используются в речи.

    Фонетический разбор слова - разбор слова с целью выделить те звуки, которые мы произносим при его произношении. Их указывают в транскрипции.

    Например, слово Орхидея. Фонетический разбор - Архидейа.

    Полоса. Фонетический разбор - Паласа.

    Есть такое понятие как фонема . Простыми словами, это один произносимый звук.

    То есть, фонетическая транскрипции состоит из фонем.

    Всего в нашем языке 43 фонемы.

    Если объяснит значение слова фонетка научным языком - то это

    А если сказать просто, это раздел русского языка, изучающий звуки, их сочетания и как они могут звучат в разных словах и многое другое. Также делают фонетический разбор.

error: