Морфологический разбор глагола примеры, онлайн словарь на словонлайн. Морфологический разбор глагола

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

В русском языке есть несколько самостоятельных частей речи. К ним относятся глаголы. Данная часть речи обозначает действие или состояние предмета и является одной из самых употребляемых в русском языке. Именно благодаря глаголам создаются наиболее красочные и живые описания и картины в литературе. Можно создавать целые тексты, используя лишь эту часть речи. Поэтому довольно важно знать особенности, грамматическое значение, а также уметь делать морфологический разбор глагола.

Краткая характеристика

Слова данной части речи отвечают на вопросы "что делать?" и "что сделать?". Обозначают они, как уже упоминалось раньше, состояние, действие, которое выполняет тот или иной предмет или объект. Среди основных характеристик глаголов выделяют следующие: начальная форма глагола, наклонение, вид, спряжение, род и залог. Также следует отметить, что глагол играет важную синтаксическую роль в предложении. Разберем все подробнее для того, чтобы не допускать ошибок при морфологическом анализе данной части речи. Единственное, что мы не затронем в статье - разбор глагола по составу.

Инфинитив

Каждый глагол имеет начальную форму, или же, выражаясь научным языком, инфинитив. В некоторых источниках ее также называют неопределенной формой глагола. Инфинитив глагола чаще всего образуется с помощью суффикса "ть". При этом стоит отметить, что неопределенная форма глагола не имеет никаких признаков, кроме вида. При анализе нужно уметь определять форму глагола, для того чтобы верно определить его вид.

Наклонение глагола

Еще одна особенность данной части речи. Выделяют следующие наклонения: изъявительное, условное и повелительное. Каждое из них имеет свой особый лексический оттенок. Изъявительное наклонение обозначает те действия и состояния, которые происходят на самом деле или будут происходить. Имеет нейтральный оттенок и употребляется в любом стиле речи. Условное наклонение глагола обозначает действия, которые возможны при соблюдении определенных условий. Еще они могут обозначать желаемое действие. Образуются данные глаголы с помощью неопределенной формы глагола с помощью суффикса "л", частиц "бы" или "б", которые могут стоять как перед глаголом, так и после него. Кроме того, допускаются случаи, когда частицу и глагол разделяют другие слова. Довольно часто такие глаголы употребляются в разговорной речи, художественной литературе. Повелительное наклонение зачастую выражает просьбу или побуждение к действию, приказ. В основном, глаголы данного наклонения употребляются во втором лице. Образуются данные глаголы с помощью суффикса "те" или суффикса "и", нулевого суффикса. Если к глаголу прибавляется частица "ка", приказ смягчается. Довольно часто используется в официально-деловом стиле.

Время глаголов

Стоит отметить, что глаголы также имеют категорию времени в изъявительном наклонении. Выделяют настоящее, будущее и прошедшее время в глаголах несовершенного вида, и прошедшее и будущее в глаголах совершенного вида. Время глагола определяется с помощью вопросов. Знание этой информации поможет вам правильно сделать морфологический разбор глагола.

Вид глагола

Глагол имеет вид - совершенный или несовершенный. Несовершенный обозначает действие, происходящее в данное время и не имеет границы действия. К примеру, "читать", "плавать". Совершенный обозначает действие, которое имеет ограничение. Например, "дочитать", "доплыть". Это действие ограничено во времени. Большинство глаголов могут принимать тот или иной вид с помощью специальных суффиксов и префиксов, но некоторые глаголы имеют лишь один вид. Например, слово «очутиться» относится к совершенному виду, а слово «принадлежать» - к несовершенному.

Спряжения глаголов

Глаголы имеют также категорию спряжения, то есть систему изменения глаголов по лицам и числам. Есть две группы спряжения глаголов. Каждая из групп имеет свое окончание при спряжении глаголов. Глаголы в 1 спряжении имеют окончание "ут", "ют" в третьем лице множественного числа. Например: "копают, сажают, бегут". Глаголы 2 спряжения имеют окончание "ать", "ять" в третьем лице множественного числа. Например: "кормят, стоят, держат". Знание спряжения глаголов помогает избежать досадных ошибок при написании текстов и сдаче экзаменов.

Род глаголов и возвратность

Также у глаголов есть род, который определяется только в прошедшем времени и определяется по окончанию, так же как и у существительных. Выделяют женский, мужской и средний род. Также у глаголов есть категория переходности. Переходные глаголы имеют постфикс "сь" или "ся".

Залог и переходность

Глаголы имеют страдательный или творительный залог. Страдательный употребляется в том случае, если действие совершается над объектом, к примеру: "Фильм просмотрен Машей". Творительный употребляется в том случае, если действие совершает объект. Например: "Маша смотрит фильм". Еще одна категория глаголов - переходность. Глаголы бывают переходные и непереходные. Те глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными. При этом они могут иметь при себе существительное или местоимение без предлога в винительном падеже. Все остальные глаголы относятся к непереходным. Эти знания вам могут понадобиться и в том случае, если вы решили сделать морфемный разбор глагола.

Синтаксическая роль глагола

Глаголы, так же как и существительные, могут выполнять в тексте различные синтаксические функции. Причем они могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения. Так, глаголы, которые отвечают на вопрос "что?", могут быть подлежащим: "Жить - значит дышать". Что? Жить . Сказуемые-глаголы отвечают на вопрос "что делать?" и "что сделать?". Например: "Я читаю книгу". Что делаю? Читаю . Если слово отвечает на вопросы косвенных падежей, то оно выступает в роли дополнения: "Прошу вас сесть". Прошу о чем? Сесть . Также бывает глагол и определением, если отвечает на вопрос "какой?". Например: "Мысль выспаться была одной из самых назойливых". Мысль какая? Выспаться . Если глагол отвечает на вопросы: "почему?", "как?", "зачем?", "где?", "откуда?", "куда?" и "почему?" - то он выступает в роли определения. Пример: "Я пошла на курсы подучиться". Пошла зачем? Подучиться . Как видите, глагол может выступать любым членом предложения. Это все, что понадобится вам для того, чтобы сделать морфологический разбор глагола.

Схема морфологического анализа

Для того чтобы правильно разобрать глагол как часть речи, нужно знать схему анализа. Приводим наиболее простую схему анализа. Благодаря ей можно быстро и просто проанализировать глагол:

1. Выписываем из предложения анализируемое слово.

2. Записываем его начальную форму или инфинитив.

3. Отмечает постоянные морфологические признаки:

Возвратность;

Переходность.

4. Отмечаем непостоянные признаки:

Наклонение;

5. Отмечаем его синтаксическую роль в предложении.

Тут стоит отметить, что при отсутствии какой-либо из непостоянных морфологических категорий ее не следует отмечать. Данный пункт разбора либо пропускается, либо аргументировано поясняется, почему данный признак невозможно выявить. Как видите, все, что мы разобрали выше, понадобится вам для того, чтобы проанализировать глагол как часть речи.

Пример анализа глагола

Давайте закрепим все прочитанное и разберем один из глаголов на самом простом примере. Проанализируем такое предложение: "Она пошла в лес".

1. Выписываем глагол «пошла».

2. Начальная форма - "пойти".

3. Постоянные признаки:

Вид совершенный;

Невозвратный глагол;

Непереходный.

4. Непостоянные признаки:

Изъявительное наклонение;

Прошедшее время;

Единственное число;

Женский род.

5. Синтаксическая роль в предложении - подлежащее.

Как видите, все довольно просто. Сам разбор занимает всего минуту-две.

Заключение

Итак, вы узнали, что такое глагол, на какие вопросы он отвечает, какие у него есть постоянные и изменяемые признаки. А также научились делать морфологический разбор глагола.

Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.

Слово как часть речи: глагол

Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.

Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).

Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Постоянные признаки глагола

Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:

  • Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым - это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу . А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
  • Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании - в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов - обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
  • Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты .
  • Спряжение - это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют , а ко второму - с окончаниями на -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят . Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.

Непостоянные признаки глагола

Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:

  • Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
  • Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
  • Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.

Как разбирать глаголы как части речи

Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:

  1. Указать название части речи.
  2. Определить начальную форму.
  3. Указать как части возвратность, переходность, спряжение.
  4. Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
  5. Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.

Примеры разбора глагола как части речи

Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.

В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".

  1. Светит - глагол.
  2. Начальная форма - светить.
  3. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
  4. Солнце светит - действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
  5. На - предлог, небе - обстоятельство, ярко - обстоятельство, светит - сказуемое, солнце - подлежащее.

Разбор глагола по составу

Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.

Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.

Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .

Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .

Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.

Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.

Правила морфемного разбора

Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.

Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:

  1. Определение части речи.
  2. Выделение окончания с объяснением его значения.
  3. Подбор однокоренных слов и определение корня.
  4. Выделение приставки и суффикса.
  5. Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.

Разбери глаголы по составу

Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.

Ученики школ и студенты филологических факультетов обязательно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Среди них глагол обычно принято считать наиболее сложным для анализа, поскольку у него много грамматических категорий, которые достаточно трудно определить. Чтобы сделать морфологический разбор глагола правильно, важно точно знать все требования к нему, следовать алгоритму, учитывать все особенности каждой грамматической категории. Сам разбор необходимо выполнять тщательно, внимательно относиться к любому пункту, не забывать об общих правилах анализа. Именно морфологический разбор становится отличным способом регулярно и эффективно повторять грамматические категории глагола, помогает на практике определять свойства глагола, не путать категории и правильно их определять на конкретных примерах.

Выполняем морфологический разбор глагола. Основные принципы разбора, особенности грамматических категорий глагола
Делайте морфологический разбор глагола внимательно. Постарайтесь вникнуть в содержание текста, смысл анализируемого слова. Это необходимо для правильного определения инфинитива, синтаксической роли слова. Сосредоточьтесь и не отвлекайтесь на посторонние факторы. Работайте сначала на черновике. Только полностью выполнив разбор, проверив его, можно приступать к переписыванию на чистовик.
  1. Сначала вам понадобится указать неопределённую форму глагола, инфинитив. Для этого нужно поставить слово в форму, отвечающую на вопрос что делать? или что сделать? Обратите внимание: вопрос должен соответствовать вашему глаголу. Если перед вами глагол «читает», нужно задавать вопрос что делать? (что делает? – читает ), а не что сделать? То есть инфинитив для глагола читает – читать, а не прочитать. Не путайте глаголы разной видовой принадлежности, поскольку вид – это постоянный признак глагола. Он сохраняется, когда вы определяете инфинитив.
  2. Зачастую ученики и студенты забывают записать общее грамматическое значение слова как части речи. Не пропускайте данный пункт. Здесь вам достаточно указать уже выученное общее значение глагола – действие. Оно одинаково для всех единиц.
  3. Следующая категория – возвратность глагола. В школе многие привыкли, что определить возвратность очень просто: достаточно посмотреть на слово, выяснить, есть ли у него формальный показатель возвратности. Им является постфикс –ся, или –сь. Например: тороплюсь, смеётся. На самом деле к данной категории нужно относиться более внимательно, а слово необходимо анализировать глубже и тщательнее. Запомните несколько важных моментов.
    • Возвратным может быть только непереходный глагол. Лучше сначала определить его переходность, а уже после этого анализировать возвратность. Однако в разборах принято сначала указывать возвратность. Поэтому сделать морфологический разбор глагола лучше сначала на черновике, а затем переписывать в заданном порядке.
    • Постфикс –ся или –сь – обязательный признак возвратности.
    • Не путайте невозвратные глаголы с постфиксами –ся или –сь с возвратными. Возвратными не являются глаголы, имеющие данные формальные показатели (постфиксы), но относящиеся к глаголам, которые имеют безличное значение или указывают на интенсивность действия. Например: не думается, стучаться . Эти глаголы – невозвратные.
  4. Точно определяйте переходность глагола. Принято выяснять переходность глагола простым способом. Вам достаточно составить словосочетание с глаголом таким образом, чтобы зависимое слово оказалось в винительном падеже. Запишите словосочетание. Обратите внимание, есть ли в нём предлог. Отсутствие предлога – формальный показатель переходности глагола.

    Переходный глагол должен обозначать в вашем словосочетании действие, направленное на предмет. Сам предмет в результате действия изменяется, возникает. Запомните: вам важно выяснить потенциал слова, подобрать нужное словосочетание, а не просто посмотреть, есть ли предлог в имеющемся контексте.

  5. Грамматическая категория вида чаще всего не вызывает затруднений при морфологическом разборе.
    • Несовершенный вид обозначает действие, которое ещё не завершено, находится в процессе и развитии. Оно пока не закончено, что и дало название виду. Обратите внимание, что от времени вид в данном случае не зависит: глаголы несовершенного вида употребляются во всех трёх временах. Например: он выполняет работу, он будет выполнять работу, он выполнял работу. Прошедшее время не даёт нам представления о завершённости действия, его результате: возможно, человек выполнял работу, но не выполнил её.
    • Совершенный вид сигнализирует о законченности действия. Действие было прекращено, оно достигло своего предела. Нередко глаголы совершенного вида образуются от несовершенных с помощью приставок: читал – прочитал .
    • Простой способ выяснить вид глагола – задать к нему вопрос. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а несовершенного – «что делать?».
    • Важный момент: глаголы совершенного вида не употребляются в настоящем времени.
  6. Спряжение глагола – очень непростая для определения грамматическая категория. Вам потребуется знание исключений, окончаний глаголов, которые относятся к конкретному спряжению. Лучше всего хорошо выучить окончания, а также несколько глаголов, относящихся ко второму спряжению.
    • Когда личное окончание глагола находится под ударением, вы сможете определить спряжение по нему. Лучше всего поставить глагол в форму третьего лица множественного числа.
    • Окончания глаголов первого спряжения: -у (-ю), -ут (-ют), -ешь, -ет, -ем, -ете.
    • Окончания глаголов второго спряжения: -им, -ит, -ишь, -ите, -ат (-ят), -у (-ю).
    • Если личное окончание глагола является безударным, спряжение определяйте по инфинитиву.
    • Глагола первого спряжения – все глаголы с безударным личным окончанием, а также слова стелить, брить.
    • Глаголы второго спряжения – все глаголы, имеющие безударное личное окончание, с инфинитивом на –ить, а также несколько слов-исключений: слышать, дышать, держать, гнать, обидеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, видеть, зависеть.
    • Существуют в русском языке и разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть. Есть глаголы, которые склоняются с особыми окончаниями. Например, создать, дать.
  7. Следующая категория, в которой вам необходимо хорошо разбираться, чтобы сделать морфологический разбор глагола правильно, – категория наклонения. Известны три формы наклонения: сослагательное (условное), повелительное, изъявительное. Чаще всего вы встречаете глаголы изъявительного наклонения, но вам нужно уметь определять любое наклонение.
    • Глагол в изъявительном наклонении имеет формы времени, лица, числа, а также рода, если он употреблён в прошедшем времени. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые будут происходить, происходят или происходили когда-то.
    • Глаголы в повелительном наклонении побуждают к действию, выражают просьбу, приказ или рекомендацию. В данном наклонении глаголы могут изменяться только по числам.
    • Желательное или возможное действие обозначают глаголы в условном наклонении. Эти глаголы изменяются по числам и родам, но не имеют форм времени.
  8. Категория времени есть только у глаголов в изъявительном наклонении, в других случаях её определять не нужно. Обратите внимание на некоторые нюансы:
    • Настоящего времени нет у глаголов совершенного вида.
    • Сложную форму будущего времени образуют глаголы несовершенного вида. Например: буду смотреть.
    Определяя непостоянные признаки, не забывайте, что далеко не все из них могут присутствовать у вашего глагола. Помните особенности грамматических категорий, чтобы не тратить время на установление какого-то признака.
Порядок морфологического разбора глагола: этапы работы
  1. Выпишите слово из контекста – именно так, как оно там употреблено. Это – словоформа вашего глагола.
  2. Выясните неопределённую форму глагола. Запишите полученный инфинитив.
  3. Обозначьте общее грамматическое значение глагола – действие.
  4. Определите по порядку все неизменяемые грамматические категории глагола:
    • возвратность;
    • переходность;
    • вид;
    • спряжение.
  5. Определите изменяемые грамматические категории глагола:
    • наклонение;
    • время;
    • число;
    • лицо;
    • род.
    Желательно применять традиционную формулировку: глагол употреблён в форме.
  6. Выясните синтаксическую роль глагола в предложении. Чаще всего глаголы являются сказуемыми. Выпишите предложение и подчеркните в нём глагол в соответствии с его синтаксической функцией. Запишите, каким членом предложения он является.
Не забывайте об основных особенностях грамматических категорий глагола, нюансах морфологического разбора, выполняйте анализ в соответствии с алгоритмом. Тогда вы сможете сделать морфологический разбор глагола тщательно и правильно.

» (табл.) « «, вернуться

Морфологический разбор глагола (разбор под цифрой 3)

Примечания:

  1. Переходный глагол сочетается с прямым дополнением в винительном падеже без предлога (высмеять кого? двоечника; посадить что? розы), а от непереходного глагола так поставить вопрос нельзя (бежать что? куда? в школу).

Непереходные глаголы сочетаются с дополнениями посредством предлога.

  1. Возвратные глаголы имеют суффикс –ся (-сь). Все возвратные глаголы являются непереходными.
  2. Глаголы совершенного вида (СВ) отвечают на вопрос что сделать? (а НСВ – что делать?)
  3. К I спряжению относятся глаголы на –еть, –ать(-ять), –сти, –зти, –чь; ко II спряжению относятся глаголы на –ить и 13 глаголов-исключений.

Проще определить спряжение по второму лицу. Глаголы I спряжения всегда имеют окончание –ешь (поднимаешь – I спр., смотришь – II спр.)

Глаголы хотеть и бежать — разноспрягаемые

  1. Условное (сослагательное) наклонение – у глаголов с частицей бы. Повелительное наклонение глагола обозначает просьбу, приказ. Если нет ни того, ни другого – изъявительное наклонение.
  2. Время. Будущее время бывает простым (у глаголов СВ: напишу, скажу…) и сложным (у глаголов НСВ: буду писать, буду говорить…)
  3. По лицам глаголы изменяются только в настоящем и будущем времени (я, ты, он..), они изменяются и по числам.
  4. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (писал — писали), а в ед.числе еще и по родам (писал — писала).
  5. Безличныминазываются глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя. При таких глаголах употребление подлежащего невозможно: смеркается, рассветает.

Примеры морфологического разбора глагола

(хотел) предостеречь - глаг., начальн. форма предостеречь;

постоянные признаки: перех., невозврат., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в форме инфинитива;

синтаксическая роль: основная часть составного глагольного сказуемого.

(буду) выращивать - глаг., начальн. форма выращивать;

постоянные признаки: перех., невозврат., НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: изъяв. накл., сложн. будущ.вр., 1 лицо, ед.ч.;

пусть знает - глаг., начальн. форма знать;

постоянные признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повелит. накл., 3 лице, ед. числе;

синтаксическая роль: сказуемое.

подождите - глаг., начальн. форма подождать;

постоянные признаки: перех., невозвр., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повел. накл., 2 лице, мн. числе;

синтаксическая роль: сказуемое.

вошел бы - глаг., начальн. форма войти;

постоянные признаки: неперех., невозврат., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в условн. накл., пр. вр., муж. роде, ед. числе;

синтаксическая роль: сказуемое.

светает - глаг., начальн. форма светать;

постоянные признаки: неперех., невозврат., НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: изъяв. накл., наст.вр., безличн. (употреблен в форме 3 л., ед.ч.);

синтаксическая роль: сказуемое.

умылся - глаг., начальн. форма умыться;

постоянные признаки: неперех., возврат., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: изъяв. накл., прош.вр., муж.р., ед ч.;

синтаксическая роль: сказуемое.

Синтаксические функции инфинитива:

  1. В качестве подлежащего может выступать независимый инфинитив. Он стоит обычно перед сказуемым и отделяется от него тире (паузой). Читать эту книгу — наслаждение.
  2. Инфинитив, входящий в состав сказуемого, обозначает действие лица, названного подлежащим. Я буду говорить с ним. Не станем мы тебя уговаривать.
  3. Инфинитивное обстоятельство цели относится к глагольному сказуемому, обозначающему движение. Я пришел (с какой целью?) требовать справедливости .
  4. Инфинитив — дополнение обозначает действие другого лица или вообще не названного. Брат просил меня (о чем?) перевести текст.
  5. Инфинитив — определение стоит после определяемого существительного и отвечает на вопрос какой? У него появилось стремление (какое?) понять другого человека.
error: