Получают ли квнщики деньги за выступления. Смешные миллиарды маслякова

Ни одно телешоу в России не удостаивалось столь высокого внимания. Открытие молодежного центра «Планета КВН» в здании бывшего кинотеатра «Гавана» в апреле этого года посетил Владимир Путин. Еще будучи премьер-министром, на встрече с мэром Сергеем Собяниным и бессменным ведущим КВН Александром Масляковым он предложил создать в Москве Дом КВН. «Гавану» быстро освободили от арендаторов, а под проект было создано отдельное ГУП. Путин даже заезжал к Маслякову и встречался с избранными кавээнщиками, когда в здании еще шла реконструкция.

Трансляции игр КВН стабильно входят в тройку самых рейтинговых юмористических передач на российском телевидении. Доступ членов клуба к телеэфиру контролирует Александр Масляков: принадлежащая ему компания «АМиК» продает эксклюзивные права на показы «Первому каналу». По подсчетам Forbes (общаться с нами Масляков отказался), доход «АМиК» от телетрансляций, совместных гастрольных туров команд КВН и отдельных выступлений участников кавээновских лиг разных уровней составляет не менее $3,5 млн в год. Больше, чем у таких знаменитостей из «звездного» рейтинга Forbes, как Алла Пугачева и Никита Михалков. При этом в производство контента — сочинение юмористических текстов, подготовку номеров и т. д. — «АМиК» не вкладывается. Александр Масляков успешно эксплуатирует бренд КВН, к созданию которого был причастен в советские годы. Система, которую он создал, — фактически фабрика эстрадных звезд — нацелена на получение максимально возможного дохода до того, как ее участники дорастут до уровня свободного плавания.

Удачное попадание

Прообраз КВН — передача «Вечер веселых вопросов» появилась на Центральном телевидении в 1957 году. Зрители должны были отвечать на вопросы ведущих — чем больше шуток содержал ответ, тем лучше. После неудачного третьего выпуска передачу закрыли и реанимировали в 1961 году под названием «Клуб веселых и находчивых». Александр Масляков, будучи еще студентом Института инженеров транспорта, начал вести игру в 1964-м. «Мы вместе работали на заводе, но на телевидении оказались вместе совершенно случайно, — вспоминает Анатолий Лысенко, работавший ведущим и редактором молодежных программ Центрального телевидения в 1960-1970-х годах (ныне гендиректор «Общественного телевидения России»). — Маслякова привел его приятель, приглашенный на пробы ведущих. И спустя какое-то время один из режиссеров говорит: а позовите того тощего, который несколько дней назад приходил. Имел в виду Маслякова. Так его и взяли».

В телеэфире уже соревновались не отдельные люди, а команды. КВН быстро превратился в движение — в него стали играть в школах, пионерских лагерях и вузах, лучшие команды получали право стать участниками телевизионной игры. Но в 1971 году за ерничество над советской действительностью КВН прикрыли. Только 15 лет спустя, с началом перестройки, игра снова вышла в эфир с прежним ведущим — Масляковым. «Когда Эрнст, в то время молодой кандидат биологических наук, появился у нас во «Взгляде», Масляков уже был мэтром», — замечает Лысенко.

В середине 1990-х от бывших государственных телеканалов, в том числе ОРТ, начали отделяться производственные структуры. Создал свой бизнес и Александр Масляков. В 1997 году он вместе с женой Светланой Масляковой зарегистрировал компанию «АМиК» и стал производить передачу для телеканала на основании эксклюзивного контракта. КВН к тому моменту стал настоящим брендом. Команды-участники активно гастролировали по своим регионам с эстрадными номерами. Маслякова поначалу это не беспокоило. «Когда мы опаздывали к началу игр и говорили, что были на гастролях, Александр Васильевич говорил: мне без разницы ваши гастроли, мне нужно, чтобы передача была рейтинговая по-прежнему», — вспоминает капитан команды КВН «Уездный город» Сергей Писаренко.

Система находчивых

К тому времени интеллектуальную собственность советского времени уже начали делить. В конце 1997 года рижская фирма Sonar оформила на себя торговую марку «КВН Балтии» — в том числе с правом использования на территории России. Вероятно, это и побудило Маслякова весной 1998 года зарегистрировать на «АМиК» в Роспатенте торговую марку «КВН Клуб Веселых и Находчивых» на 10 лет и на такой же срок — в системе Всемирной организации интеллектуальной собственности с правом использования в пяти странах СНГ и Германии.

Чтобы взять под контроль концертные выступления команд в регионах, бизнесмен-телеведущий попытался запретить им использовать аббревиатуру КВН вне мероприятий «АМиК». «Всем командам, и нам в том числе, представители «АМиК» рассылали письма с таким требованием», — говорит директор одной из московских команд, играющих в Высшей лиге КВН. Для наведения порядка «АМиК» ввела понятие официальной лиги. Этот статус могла получить только местная лига, команды которой регулярно побеждают на отборочных соревнованиях в центральной лиге и добираются до состязаний телевизионных лиг — Премьер-лиги и Высшей лиги.

За каждое выступление в региональной или центральной лиге (за исключением телевизионных) каждую команду обязали платить взнос — от нескольких тысяч до 20 000 рублей в зависимости от уровня игры. Как рассказали Forbes капитаны нескольких команд, что-то отчисляется в бюджет «АМиК», основная же часть средств идет на оплату работы сценариста (которого, как правило, предлагает «АМиК») и аренду зала для репетиций.

Масляков также ужесточил правила для команд, выступающих в телевизионных лигах — Высшей и Премьер-лиге. Команды обязали платить отчисления от всех своих гастрольных поездок и корпоративных выступлений в размере 10-20% от суммы гонорара. «Это система «занесите нам копеечку», а что вы там организовали — ваше дело, — откровенничает капитан петербургской команды, входящей в одну из телевизионных лиг КВН. — Если обратиться к концертному агентству, то оно будет отвечать за билеты, промо, афиши, проблемы будет решать. «АМиК» не отвечает ни за что. Концертный отдел не подкован в продажах, и много концертов срывается из-за того, что люди не могут договориться».

Директор московской команды, играющей в Высшей лиге, признается, что команда в течение года выступает в среднем на 15 концертах и корпоративах. За обычный корпоратив получает не менее 50 000 рублей, за новогодний — 150 000-200 000 рублей. В большинстве случаев организация и оплата выступлений формально проходит через концертный отдел «АМиК». Отчисления за эту услугу могут достигать 40%. Кавээнщики на это идут, поскольку спрос жестко зависит от степени их включенности в систему Маслякова. Как замечает капитан региональной команды, «людям, которые приглашают команду КВН, нужны не столько смешные шутки, сколько факт, что к ним приехали ребята из телевизора. Поэтому у команды, которая в телевизионной лиге выступает четыре года, больше шансов получить заказ, чем у той, которая выступает всего год».

Кроме того, концертный отдел «АМиК» организует гастрольные туры. «Везет Александр Васильевич пять команд по городам Европы. Ребята едут добровольно-принудительно — не могут отказаться, потому что они играют в сезоне», — говорит бывший игрок одной из московских команд-участниц Высшей лиги. По его словам, в 2005 году за один такой концерт каждый участник команды получал $100. По данным представителя другой московской команды, играющей в телевизионной лиге, сейчас плата за одно выступление составляет чуть более $300 на участника. Сергей Писаренко из «Уездного города» рассказывает, что во время гастрольных туров «АМиК» его команда получала за концерт $1300. При этом валовый сбор с одного выступления в зале вместимостью 700 человек, по подсчетам Forbes, составляет более $20 000.

По собственному желанию

Раскручивая «веселых и находчивых», Александр Масляков не смог предотвратить уход самых успешных на вольные хлеба.

Наиболее яркий пример — появление Comedy Club. Бывшие игроки команды «Новые армяне» первыми привели в Россию stand-up comedy. Первое выступление Comedy Club состоялось осенью 2003 года. В кавээновских кругах поговаривают, что Масляков-старший уговаривал армян остаться на «Первом канале», но безрезультатно. О новом шоу услышал генеральный продюсер ТНТ Дмитрий Троицкий, который как раз искал ведущих для русского «стендапа». В апреле 2005 года шоу вышло на ТНТ, а спустя шесть лет телеканал приобрел 75% минус одна акция компании Comedy Club Production, выручка которой по итогам 2010 года составила $136 млн.

Главный рабочий принцип, сделавший Comedy Club в разы успешнее КВН, — не держать бренд исключительно при себе, а делиться доходами. Через год после основания компании генеральный продюсер Comedy Club Production Артур Джанибекян начал продавать лицензию. За 20% отчислений от своих доходов партнеры получили возможность пользоваться брендом Comedy Club — организовывать свои выступления и открывать собственные кафе. Самые успешные резиденты провинциальных проектов Comedy Club приглашались в телевизионный проект материнской компании.

Потянулись в новый проект и успешные кавээнщики. Среди них — Тимур Батрутдинов из команды «Незолотая молодежь» (Высшая лига в 2003 году), Руслан Белый из команды «Седьмое небо» (Премьер-лига и Высшая лига — 2004/2005), Виктор Васильев из сборной команды Санкт-Петербурга (Высшая лига в 1999, 2002 и 2005 годах) и, наконец, шоу-звезда Павел Воля из пензенской команды «Валеон Дассон» (Высшая лига в 2001-м).

«Почему все уходят в Comedy Club? Потому что там вкусный кофе, классные люди, все ржут. Там круто! — рассуждает капитан команды, остающейся пока в системе КВН. — А в КВН не круто, там тяжело. Все очень формализованно. Очень многие озлобившиеся на систему думают: сейчас я доиграю, всего добьюсь — и пропади вы все пропадом, уйду в Comedy или куда еще».

Среди таких «ушельцев» — «Уральские пельмени», отделившиеся от КВН в 2007 году после 12 лет клубной карьеры. Команда активно гастролирует, с 2009 года ведет шоу на телеканале СТС, а годовой доход команды, по оценке Forbes, составляет $2,8 млн. Команда «Уездный город» также продолжает гастролировать после выхода из КВН в 2006 году, причем, как и «Уральские пельмени», выступает под своим клубным названием. «КВН не имеет к нам никаких претензий, мы для него уже все сделали», — уверяет Сергей Писаренко.

Отблеск софитов падает и на тех, кто до телевизионных лиг не добрался. Команда КВН из Калмыкии, став всего лишь лидером центральной лиги, свернула «кавээновский формат» и организовала собственное «Худлахар-шоу». Бывший капитан команды КВН «Байкал» Юрий Яшников, участвовавший в движении КВН 17 лет, признает, что этот бесценный опыт дал ему неплохой заработок. «Большинство кавээнщиков нашего поколения сейчас работает в кино и на телевидении. КВН — это уникальный механизм передачи опыта. Чем опытнее у тебя редактор, тем лучше он расскажет, как играть, и тем на более качественном канале ты потом будешь работать», — говорит он.

Со временем игроки из действующих команд Высшей лиги стали появляться в телепередачах на конкурирующих телеканалах. Одна из участниц команды Высшей лиги «Федор Двинятин» Наталья Медведева перешла в шоу Comedy Woman (производство Comedy Club Production) в тот момент, когда ее команда еще активно участвовала в играх КВН. Масляков решил бороться с конкурентами и пригрозил участникам команд, что будет штрафовать их на $10 000 за появление в эфире конкурирующего телеканала. Вслед за тем чемпион Высшей лиги Евгений Донских был снят с должности редактора рязанской лиги КВН, потому что параллельно работал на СТС в проекте «Цвет нации». Александру Гудкову пришлось уйти из команды Высшей лиги «Федор Двинятин», после того как он стал сценаристом шоу Comedy Woman.

Национальное достояние

В начале 2013 года в «АМиК» произошла революция. Бессменного генерального директора компании Наума Барулю понизили до заместителя, а его место занял Александр Масляков-младший. Он занялся перестройкой отношений «АМиК» с командами. «Еще год назад «АМиК» действовал очень жестко, а сейчас нас вежливо попросили: войдите, пожалуйста, в сезон», — замечает директор одной из московских команд-участниц телевизионной лиги. И добавляет: недавно ей сообщили, что «Первый канал» собирается запускать очередное юмористическое шоу якобы для тех, кто уже отыграл в КВН и хочет остаться на телевидении.

Популярнейший бренд и доступ к первой кнопке — главные козыри Маслякова, которыми он пользуется в игре на две стороны: с участниками КВН и руководством «Первого канала». «Говорят, кроме Эрнста на всем канале никто с ним общаться не может и сам он никого больше не слушает, — рассказывает менеджер одного из телеканалов. — Масляков и компания считают себя мастодонтами, которые лучше всех знают, как делать телевидение. При этом они плохо переносят передвижение по сетке, сокращение хронометража. Управлять ими так же, как другими производителями, в том числе «давить» финансово, невозможно. Но трудности взаимотношений компенсируются высокими рейтингами программы. И вообще, КВН — едва ли не национальное достояние». Судя по всему, это не преувеличение. У Маслякова уже есть два ордена «За заслуги перед Отечеством» — IV и III степени. Первую награду он получил в год 45-летия КВН, вторую — в год 50-летия. Обе с одинаковой формулировкой: «За большие заслуги в развитии отечественного телевидения». Что касается популярности, то, по данным TNS, рейтинг «топовых» трансляций КВН в российских городах с населением более 100 000 человек в 2012 году превышал рейтинг самых успешных выпусков Comedy Club почти в два раза.

Наверное, КВН мог бы удерживать при себе своих звезд и даже создать целый пакет шоу-проектов, если бы перешел на традиционные для современного телебизнеса правила — например, плату за производство контента по заказу. Но пока система имеет эксклюзивный выход на «Первый канал», она в состоянии функционировать исключительно в директивном варианте. «АМиК» — структура диктаторская. Масляков знает, что на смену нынешней Высшей лиге завтра можно набрать новую», — резюмирует капитан-петербуржец. И добавляет: «Если бы КВН вдруг начал платить командам деньги, думаю, все бы рухнуло. Все держится на харизме Маслякова-старшего. И признании его авторитета всеми кавээнщиками».

КВН приносит Александру Васильевичу баснословные доходы, но всеми деньгами в большой семье распоряжается его сноха Ангелина

24 ноября Александр МАСЛЯКОВ отметит 75-летие. Широко, с искренне натянутыми улыбками гостей и очередным почетным званием или орденком от государства. А как же иначе. Заслужил. Столько лет беззаветно и не смыкая глаз - смешил, хохмил. Сколько подметок лаковых туфель протер на сцене, сколько заработал на этом. И вот кто бы мог подумать, что жадность подведет-таки фраера и испортит ему все юбилейное настроение.

Среди своих Александра Васильевича называют Барином. Кличка такая. Получена за вопиющую нескромность в быту и непомерное высокомерие. Основания для такого поведения у него самые веские. Масляков искренне считает себя автором идеи и создателем КВН. Будете смеяться, это так. У него и бумажка с печатью есть.

Уникальный документ датирован 1996 годом. Это свидетельство Российского авторского общества за №1519 «О регистрации произведения - объекта интеллектуальной собственности». Справка требует цитирования: «Настоящим удостоверяется, что в РАО зарегистрирован объект интеллектуальной собственности - сценарий юмористической игры под названием «КВН» (Клуб веселых и находчивых), автором которого, по его собственному заявлению, является Масляков Александр Васильевич.

По заявлению вышеуказанного автора все права на данный объект интеллектуальной собственности, созданный в 1986 году, принадлежат исключительно вышеуказанному лицу. Масляков А. В. свидетельствует, что при создании вышеуказанного объекта им не были нарушены права интеллектуальной собственности других лиц».

Во как! Судя по этому документу, Александр Васильевич Масляков изобрел «Клуб веселых и находчивых» через двадцать пять лет после официальной премьеры КВН на советском телевидении 8 ноября 1961 года. На тот момент Маслякову было 19 лет и он только начинал учиться в Московском институте инженеров транспорта.

Первым диктором КВН была Светлана Жильцова . Она в 1964 году уступила ухаживаниям увлекшегося КВН пылкого бойкого студентика и протащила Сашу Маслякова в штат молодежной редакции Центрального телевидения. Говорят, что их связь продолжалась около пяти лет и породила массу слухов, вплоть до того, что многие сотрудники телевидения считали их мужем и женой.

Однако советские телезрители смотрели игры уже в 60-х и видели его в паре со Светланой ЖИЛЬЦОВОЙ. Фото: РИА «Новости»

Ежу понятно, что никакого отношения к созданию передачи Александр Васильевич не имеет. Зачем же такому уважаемому человеку идти на плагиат и подлог? Да потому, что КВН это не столько шуточки, сколько огромные деньги.

Это действительно первым понял Александр Васильевич и зарегистрировал частную контору по зарабатыванию этих денег - «Телевизионное творческое объединение «АМИК» (ООО «ТТО «АМИК»). Учредителями «ТТО АМИК» стали Масляков Александр Васильевич и его супруга Маслякова Светлана Анатольевна , а генеральным директором стал их сын Александр. Компания продает эксклюзивные права на показы игр Первому каналу. Как пишет журнал «Forbes», доход от телетрансляций, совместных гастрольных туров команд КВН и отдельных выступлений участников лиг разных уровней составляет более $3,5 миллиона в год.

Бизнес действительно завидный. Учитывая, что в производство контента «АМИК» не вкладывается, семья Александра Васильевича просто стрижет «бабки» с двух сторон. Ведь сочинение юмористических текстов, подготовка номеров - все это делается силами участников клуба. Более того, за право выступать под брендом КВН команды Высшей и Премьер-лиги платят отчисления от всех своих гастрольных поездок и корпоративных выступлений. Именно это финансовое закручивание гаек стало причиной ухода самых успешных игроков на вольные хлеба, пример тому - появление шоу «Уральские пельмени» и «Comedy Club».


Однажды конфликтом Масляковых с резидентами «Comedy Club» воспользовались пранкеры. Они позвонили Маслякову-младшему , представившись Тимуром Батрутдиновым , и предложили заняться сексом. Тогда Александр Александрович резко высказался в адрес звонившего. Те не успокоились и позвонили уже Александру Васильевичу. Масляков-старший тоже был довольно несдержан. Он закричал в трубку: «П...да ты, а не звезда. Вас, таких звезд, нарожал КВН! Звезда «Comedy Club» он, скажите, пожалуйста! Звезда - это Брэд Питт , а вы все - так. Ты вообще какое право имеешь мне звонить, сопляк? Звезда - я, а вы все - мусор!»

Пранкерский ролик вызвал настоящий ажиотаж. Больше всех слушателей удивил отказ Александра Васильевича от секса с молодым кавээнщиком. Такого, учитывая давние и устойчивые слухи, от Барина не ожидали.


Был дом государственным, стал частным

В первую очередь КВН сегодня - это культурный центр «Планета КВН», гигантское здание с мультимедийным концертным залом общей площадью 8,7 тысячи квадратных метров, находящийся недалеко от центра Москвы на улице Шереметьевской в доме 2.

Так вот, до осени 2014 года эта золотая недвижимость принадлежала Государственному унитарному предприятию «ММЦ «Планета КВН», единственным учредителем которого являлся Департамент имущества города Москвы. Генеральным директором государственного унитарного предприятия «ММЦ «Планета КВН», то есть госслужащим, был, вы не поверите, сам Александр Васильевич Масляков.

И вот с этого момента, как говорят фокусники, надо внимательно следить за его руками.

28 октября 2014 года встретились генеральный директор частного «ТТО «АМИК» Масляков Александр Александрович (сын) и генеральный директор государственного «ММЦ «Планета КВН» Масляков Александр Васильевич (папа) и приняли судьбоносное решение. Они решили учредить общество с ограниченной ответственностью «Дом КВН» по адресу Москва, Шереметьевская, 2.

Со стороны государства в лице Маслякова-старшего в уставной капитал ООО «Дом КВН» была внесена золотая московская недвижимость и внутреннее оборудование культурного центра «Планета КВН» общей стоимостью 1 391 070 476 рублей. И за это бюджетному госпредприятию причиталось лишь 49 процентов уставного капитала. А частная структура семьи Масляковых в лице сына внесла всего одну бумажку с изображением логотипа - Товарный знак «Международный союз КВН», оценив его в 1 447 848 863 рубля, и получила контрольный пакет в размере 51 процента. Таким веселым и находчивым образом государственное имущество стало семейным.


Генеральным директором новоявленного ООО «Дом КВН», того самого, в чьей собственности оказалось здание «Планеты КВН», стала жена Маслякова-младшего Ангелина. Получив в свои руки главный актив Масляковых, хрупкая девушка моментально проявила деловую хватку. Она сдала помещения «Дома КВН» театру Константина Райкина «Сатирикон» за 86,5 миллиона рублей, полученных «Сатириконом» из российского бюджета на постановку спектаклей. И это все, может быть, выглядело нормально, но когда этим делом заинтересовались, то у Масляковых и дирекции «Сатирикона» мигом обнаружились какие-то общие бизнесы и тому подобные смычки и заинтересованности.

Сейчас на семью Масляковых одно за другим сыплются журналистские расследования. Не исключено, что фактом перевода государственной недвижимости в частную заинтересуются компетентные органы. И вот тогда одна старая сказка может стать былью.

В советское время постоянно ходили слухи о том, что Александр Масляков сидел за валютные махинации. И было ему на зоне совсем не весело. Мол, близость к голубому экрану посчитали там не заслугой, а совсем наоборот. О том времени в одном из интервью вспоминал бывший всесильный шеф Гостелерадио СССР Леонид Кравченко .

Меня даже кагэбэшники убеждали: «Леонид Петрович, он - голубой»! Но это никак не связано с отсидкой, - уверял Леонид Петрович. - Однажды они поехали «стричь» деньги. Брали с собой популярных исполнителей из тех программ, которые вел Александр, и разъезжали с концертами по Волге. Все это делалось под «крышей» Гостелерадио. Однако все вырученные деньги клали в собственный карман, а в кассу телевидения не поступало ни копейки. И вот из Горьковского обкома партии поступает сообщение, что там Александр Масляков выступает с халтурой. Всю бригаду вернули, а Маслякова отстранили от эфира на три месяца. Потом поползли слухи, что он в тюрьме. Тогда решили показать его сидящим в зале во время трансляции КВН и успокоить народ.

Да, гуманное советское государство любило своих звезд и прощало им многие шалости. Возможно, дорогого Александра Васильевича «заочно амнистируют» и сейчас. Подарят ему «Планету КВН» на юбилей и забудут. А если нет, то он в любой момент может, воспользовавшись видом на жительство, уехать в Латвию. Александр Васильевич уже давно является владельцем квартиры в самой «звездной» многоэтажке Юрмалы - Lielupes Mariеnbade. Из окон его квартиры открывается чудесный вид на Рижский залив, а соседи - сплошь знаменитости: Ольга Будина , Валерий Сюткин , Владимир Винокур . Скучно не будет.

Игроки из Ростовской области рассказали, сколько стоит юмор
КВН - это уже давно не просто развлекательная программа «Первого канала». Клуб Весёлых и Находчивых - это государство внутри государства, со своим укладом, словечками, байками и президентом Александром Масляковым, который, скорее, не президент даже, а король: и наследник имеется, Александр Александрович, ведущий премьер-лиги. Когда в далёком 1961 году КВН зародился, вряд ли кто-нибудь мог представить, что времена изменятся, что вместо весёлого смотра студенческой самодеятельности игра превратится в медийный продукт, существующий по законам бизнеса, и что от прежней передачи не останется ничего (кроме самого Маслякова, который, кстати, пришёл в программу только в 1964 году).

О том, сколько стоит играть в КВН, кто пишет шутки для команд и зачем тысячи молодых людей не только в России, но и за рубежом продолжают играть, журналисту donnews.ru рассказали игроки успешных команд из Ростовской области.

Некоторые команды тратят на одну игру более миллиона рублей
Оказалось, что играть в КВН удовольствие не дешёвое. Компания «АМиК» никакие расходы кавээнщиков не оплачивает, у неё другая задача.

Расходы команд на дорогу, проживание и питание не оплачиваются. «АМиК» берёт на себя обеспечение телесъёмочного процесса и определённого количества репетиций и помещений для размещения команд во время них и игры соответственно, - рассказывает игрок высшей лиги, участник команды «Евразы - РостГМУ» Владимир Берадзе .

А между тем игры во всех финальных лигах Международного союза КВН - платные. Как рассказал участник команды «Сборная Батайска “Малая Земля”» Александр Романов , за участие команда должна сделать взнос, но это не единственная и не главная статья расходов.

Взнос, в среднем, 25 тысяч рублей за игру. В премьер-лиге команде нужны авторы - это одна из основных статей расходов. Кроме того, в Москве, как мы все знаем, дорогое жильё. В общем, поездка на игру премьерки обходится команде в среднем в 400 тысяч рублей - в зависимости от размера команды и уровня авторов. Тем не менее, 400 тысяч - это не большой бюджет. Уже в премьер-лиге есть команды, которые на игру тратят больше миллиона. К слову, спонсор команды КВН «Сборная Дагестана» - Сулейман Керимов. Думаю, комментарии излишни. Насчёт высшей лиги точно не скажу, не играл, но четырьмястами тысячами там явно не обойдёшься (в этом году команда «Малая земля» дошла до полуфинала в премьер-лиге КВН. - Прим. авт.). Авторы нужны круче, реквизита больше, количество дней подготовки к игре тоже увеличивается.

Также затратным мероприятием для кавээнщиков становится музыкальный фестиваль в Сочи. По словам Александра Романова , фестивальный взнос составляет 8 тысяч 850 рублей плюс НДС. Стоимость проезда, естественно, разная, в зависимости от отправного пункта команды. Но до Сочи мало доехать, тут ещё нужно найти жильё.

Проживание - проблема. В Сочи есть несколько гостиниц, где живут кавээнщики. Главная - гостиница «Жемчужина». Там проходят все мероприятия фестиваля, там редакторы отсматривают выступления всех команд (их приезжает около 500), там живут самые известные игроки, словом, вся тусня там. Соответственно, и проживание там отнюдь не дешёвое. В феврале в Сочи Олимпиада - соответственно, цены на всё увеличились. Сейчас средний двухместный номер в «Жемчужке» стоит в районе 4000 за сутки. Фестиваль идёт 11 дней. Умножаем на количество человек в команде и получаем стоимость проживания.

С тем, что бизнес стал неотъемлемой частью КВН, согласен и Александр Романов .
- Наверное, КВН - это синтез, где большую часть составляет бизнес. Для нас это была весёлая игра до 2012 года - до тех пор, пока мы не попали в телевизионную лигу. Тогда мы начали ощущать, что КВН закончился. Начался бизнес.

Но, несмотря на то, что КВНа стало меньше, а бизнеса больше, желающих играть в КВН меньше не становятся.
- КВН требует колоссальных затрат. Это почти субкультура, в которой есть свои звёзды, своя культура, свой сленг, своя тусовка. Кто-то хочет, чтоб его девочки любили, кто-то хочет признания, кто-то хочет самореализоваться, кто-то надеется найти работу, кто-то видит перспективу, чтобы через КВН прыгнуть в другую деятельность. По-разному. Для меня это, наверное, работа. Не самая любимая работа, которую я делаю далеко не на отлично, но которую я выбрал осознанно, пожертвовав многим другим. И ни в коем случае не жалею, - подытожил Александр Романов .

Что ж, видимо, КВН - это действительно свой особый мир, куда если уж попал, то обязательно захочешь остаться, несмотря ни на какие лишения. Что-то есть в этой игре особенное. 8 ноября КВНу исполнится 52 года, и если в нём и осталось что-то прежнее, то это нестареющий Масляков. Который из молодого студента МИИТ превратился во владельца крупной компании «АМиК», и из студенческого капустника сделал продаваемый медийный продукт, приносящий немалый доход. Может быть, в современном КВН меньше души, может, он уже не тот, но понятия «формат» и «рейтинг» никто не отменял. И если КВН даже спустя полвека всё ещё смотрят, если не переводятся желающие в него играть, значит, в чём-то Масляков прав.

Comedy Club. От самодеятельности к большому бизнесу

Однозначно, лидером на российском рынке юмора является выросший из КВН Comedy Club, где создание смешного контента поставлено на поток. Телевизионное скетч-шоу очень быстро превратилось в продюсерскую компанию Comedy Club Production, которая стала поставщиком не только телепрограмм, но сериалов и кинофильмов, приносящих очень хорошую прибыль. Например, в 2008 году “Самый лучший фильм” при бюджете в 5 миллионов долларов собрал в прокате более 30 миллионов, в 2010 году “Наша Russia: Яйца судьбы” при скромном бюджете в 2 миллиона собрал более 22 миллионов долларов.

Настоящими звездами с соответствующими гонорарами стали и участники проекта. Например, Семен Слепаков в 2012 году, по данным Forbes заработал 3,5 миллиона долларов, его коллега Павел Воля - 2,4 миллиона, Михаил Галустян, который также продюсировал кинопродукцию со своим участием, - 1,9 млн, Сергей Светлаков - 1,6 млн в год. А прошлогодний доход Светлакова Forbes оценил уже в сумму вдвое больше - 3,2 млн долларов.

Иван Ургант. Самый популярный



По данным компании “TNS Россия”, Иван Ургант в течение нескольких лет является бессменным лидером топа популярных телеведущих. Его гонорар за мероприятие составляет 40-50 тысяч долларов, что, вкупе с другими доходами от съемок в кино и на телевидении позволило Ивану в прошлом году заработать не менее 2,7 млн долларов. И хотя его доходы сопоставимы с доходами звезд Comedy Club, составить Урганту достойную конкуренцию в популярности они пока не могут.

КВН. Конкуренты не дремлют



RIA Novosti

Несмотря на то, что компания Александра Маслякова “АМиК” имеет одну из лучших площадок для продвижения в массы - Первый канал, КВН постепенно сдает позиции. Некогда вышедшие из КВН Comedy Club теперь конкурируют со своим “старшим братом”, так как могут позволить себе предложить талантливым, но малоизвестным молодым артистам, больше.

В отдельный проект выросла и команда “Уральские пельмени”, которая не только делает собственное телешоу, но и успешно гастролирует. Так, по данным издания, стоимость билетов на шоу “пельменей” в Москве составляет от 85 до 340 долларов, а их выступление на корпоративе или частном мероприятии обойдется заказчику в среднем в 13 тысяч долларов, а в новогодние празднике цена доходит до 25 тысяч долларов.

Программы других команд КВН стоят дешевле, отмечает Forbes. Например, “Уездный город” или “Сборная РУДН” будут развлекать за гонорар в размере 5-7 тысяч долларов.

В целом же звезды Клуба веселых и находчивых уступают своим бывшим коллегам из Сomedy Club не только в цене, но и в популярности.

“Квартет И”. Полный цикл

Foto: Itar-Tass/Scanpix

Актерский коллектив, состоящий из четырех артистов (Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин и Ростислав Хаит) хоть и работает в развлекательно-юмористическом жанре, но стоит особняком. Тогда как большинство их коллег это, в первую очередь, продукт телевизионный, “Квартет И” вырос из театра. И в нем остается, несмотря на активное участие в теле- и кинопроектах. В 2012 году Forbes оценивал их доходы в 8,8 млн в год. Как отмечает издание, “Квартет И” - практически предприятие полного цикла, и это позволяет актерам (они же сценаристы и режиссеры) существовать независимо.

Галкин, Петросян и все-все-все



Максим Галкин, без которого не обходится ни одно праздничное шоу на российском телевидении, в прошлом году заработал более 6,8 млн долларов - тут также роль сыграла его востребованность в качестве концертного артиста.

У других юмористов старого формата дела не столь хорошо. С другой стороны, отмечает Forbes, их аудитория очень преданна и готова смотреть передачи с любимыми артистами, передвинутыми далеко от прайм-тайма, даже рано утром. Впрочем, на гонорарах это не сказывается, и “лицо” старой гвардии юмористов Евгений Петросян, который десять лет назад зарабатывал до 1,5 млн долларов в год, сейчас дает концерты в провинциальных залах, а на его выступление в Санкт-Петербурге можно сходить за 10 долларов.

Выступать на мероприятия артистов старого формата зовут теперь тоже не часто, хотя есть и исключения. Например, “Пародийное шоу Владимира Винокура” недавно выступали на одном из корпоративов Сбербанка, а гонорар коллектива составляет в среднем от 6,8 тысяч долларов.

error: