Что такое пассионарность? Значение слова. Что означает слово "пассионарность"

Поведения;

  • группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю ;
  • устойчивыми эволюционирующими системами ;
  • иерархическими структурами.
  • Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

    хотя и могут ими быть.

    Этнические системы [ | ]

    Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос , этнос , субэтнос , конвиксия и консорция . Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

    Суперэтнос Самая крупная этническая система. Состоит из этносов . Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы. Этнос Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом . Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером . Субэтнос , конвиксия и консорция части этноса , обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы , старообрядцы , казаки .

    Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

    Формы этнических контактов [ | ]

    Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии [ ]

    Этнические антисистемы [ | ]

    Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии [ ]

    Л. Н. Гумилёвым была предложена и более тонкая классификация по признаку пассионарности , включающую девять её уровней.

    Уровень Название Пояснение Описание
    6 жертвенный высший уровень человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью . Примерами таких личностей являются Ян Гус , Жанна Д"Арк , протопоп Аввакум , Иван Сусанин
    5 человек вполне готов рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен. Это патриарх Никон , Иосиф Сталин и др.
    4 уровень перегрева / акматической фазы / переходный То же самое что 5, но в меньшем масштабе - стремление к идеалу успеха . Примеры - Леонардо да Винчи , А. С. Грибоедов , С. Ю. Витте , Наполеон Бонапарт , Александр Суворов .
    3 фаза надлома стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то, что Л. Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная»). Тут за примерами далеко ходить не надо - это все крупные учёные, художники, писатели, музыканты, и т. д.
    2 поиск удачи с риском для жизни Это искатель счастья , ловец фортуны, колониальный солдат , отчаянный путешественник, ещё способный рискнуть жизнью.
    1 пассионарии, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни
    0 обыватель нулевой уровень тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту. Количественно он преобладает почти во всех фазах этногенеза (кроме обскурации (время окончательной потери пассионарности)), но лишь в инерцию и гомеостаз является определяющим в поведении этноса.
    -1 субпассионарии ещё способны на какие-то действия, приспособление к ландшафту
    -2 субпассионарии не способны на действия, изменения. Постепенно с их взаимоистреблением и давлением внешних причин либо происходит гибель этноса, либо берут своё гармоничники (обыватели).

    Л. Н. Гумилёв неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не коррелирует со способностями личности, и называл пассионариев - «люди длинной воли». Может быть умный обыватель и довольно глупый «учёный», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно как и наоборот; это всё не исключает и не предполагает друг друга. Также пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как темперамент: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями.

    Пассионарные толчки [ | ]

    Время от времени происходят массовые мутации , повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность внеземными процессами. Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Возможно время от времени на землю попадает луч жесткого излучения от Солнечного протуберанца.

    Пассионарные толчки, описанные Л. Н. Гумилёвым (легенда к карте):

    I (XVIII век до н. э.).

    1. Египтяне -2 (Верхний Египет). Крушение Древнего царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое царство . Столица в Фивах (1580 г.) Смена религии. Культ Озириса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нумибию и Азию.
    2. Гиксосы (Иордания. Северная Аравия).
    3. Хетты (Восточная Анатолия). Образование хеттов из нескольких хатто-хуритских племен. Возвышение Хаттуссы . Расширение на Малую Азию. Взятие Вавилона.
    II (XI век до н. э.).
    1. Чжоусцы (Северный Китай: Шэньси). Завоевание княжеством Чжоу империи Шан Инь. Появление культа Неба. Прекращение человеческих жертвоприношений. Расширение ареала до моря на востоке, Янцзы на юге, пустыни на севере.
    2. (?)Скифы (Центральная Азия).
    III (VIII век до н. э.).
    1. Римляне (центральная Италия). Появление на месте разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения римской общины-войска. Последующее расселение на среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г. до н. э. Смена культа, организации войска и политической системы. Появление латинского алфавита.
    2. Самниты (Италия).
    3. Эквы (Италия).
    4. (?)Галлы (южная Франция).
    5. Эллины (средняя Греция). Упадок ахейской критомикенской культуры в XI-IX вв. до н. э. Забвение письменности. Образование дорийских государств Пелопоннеса (VIII в.). Колонизация эллинами Средиземноморья. Появление греческого алфавита. Реорганизация пантеона богов. Законодательства. Полисный образ жизни,
    6. Киликийцы (Малая Азия).
    7. Персы (Персида). Образование мидян и персов. Дейок и Ахемен - основатели династий. Расширение Мидии. Раздел Ассирии. Возвышение Персиды на месте Элама, закончившееся созданием царства Ахеменидов на Ближнем Востоке. Смена религии. Культ огня. Маги.
    IV (III век до н. э.).
    1. Сарматы (Казахстан). Вторжение в европейскую Скифию. Истребление скифов. Появление тяжелой конницы рыцарского типа. Завоевание Ирана парфянами. Появление сословий.
    2. Кушаны -согдийцы (Средняя Азия).
    3. Хунны (южная Монголия). Сложение хуннского родоплеменного союза. Столкновение с Китаем.
    4. Когурё (южная Маньчжурия, Северная Корея). Возвышение и падение древнего корейского государства Чосон (III-II вв. до н. э.). Образование на месте смешанного тунгусо-маньчжуро-корейско-китайского населения племенных союзов, выросших впоследствии в первые корейские государства Когуре, Силла, Пэкче.
    V (I век).
    1. Готы (южная Швеция). Переселение готов от Балтийского моря к Чёрному (II в.). Широкое заимствование античной культуры, закончившееся принятием христианства. Создание готской империи в Восточной Европе.
    2. Славяне . Широкое распространение из Прикарпатья до Балтийского, Средиземного и Чёрного морей.
    3. Даки (современная Румыния).
    4. Христиане (Малая Азия, Сирия, Палестина). Возникновение христианских общин. Разрыв с иудаизмом. Образование института церкви. Расширение за пределы Римской империи.
    5. Иудеи -2 (Иудея). Обновление культа и мировоззрения. Появление Талмуда. Война с Римом. Широкая эмиграция за пределы Иудеи.
    6. Аксумиты (Абиссиния). Возвышение Аксума. Широкая экспансия в Аравию, Нубию, выход к Красному морю. Позже (IV в.) принятие христианства.
    VI (VI век).
    1. Арабы -мусульмане (Центральная Аравия). Объединение племен Аравийского полуострова. Смена религии. Ислам. Расширение до Испании и Памира.
    2. Раджпуты (долина Инда). Низвержение империи Гупта. Уничтожение буддийской общины в Индии. Усложнение кастовой системы при политической раздробленности. Создание религиозной философии Веданты. Троичный монотеизм: Брама, Шива, Вишну.
    3. Боты (южный Тибет). Монархический переворот с административно-политической опорой на буддистов. Расширение в Центральную Азию и Китай.
    4. Китайцы -2 (северный Китай: Шэньси, Шаньдун). На месте почти вымершего населения северного Китая появились два новых этноса: китайско-тюркский (табгачи) и средневековой китайский, выросший из группы Гуаньлун. Табгачи создали империю Тан, объединив весь Китай и Центральную Азию. Распространение буддизма, индийских и тюркских нравов. Оппозиция китайских шовинистов. Гибель династии.
    5. Корейцы . Война за гегемонию между королевствами Силла, Пэкче, Когуре. Сопротивление танской агрессии. Объединение Кореи под властью Силла. Усвоение конфуцианской морали, интенсивное распространение буддизма. Формирование единого языка.
    6. Ямато (Японцы). Переворот Тайка. Возникновение центрального государства во главе с монархом. Принятие конфуцианской морали как государственной этики. Широкое распространение буддизма. Экспансия на север. Прекращение строительства курганов.

    График, изображающий зависимость пассионарности этнической системы от времени её существования. По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка , послужившего причиной появления этноса.
    По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы в трех шкалах:
    1) в качественных характеристиках от уровня P2 (неспособность удовлетворить вожделения) до уровня Р6 (жертвенность);
    2) в шкале "количество субэтносов (подсистем этноса) индексы n+1, n+3 и т. д., где n - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в гомеостазе;
    3) в шкале «частота событий этнической истории».
    Данная кривая является обобщением 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных для различных суперэтносов , возникших вследствие различных толчков.

    VII (VIII век).

    1. Испанцы (Астурия). Начало Реконкисты. Образование королевств: Астурия, Наварра, Леон и графства Португалия на базе смешения испано-римлян, готов, алан, лузитан и др.
    2. Саксы . Раскол империи Карла Великого на национально-феодальные государства. Отражение викингов, арабов, венгров и славян. Раскол христианства на ортодоксальную и папистскую ветви.
    3. Скандинавы (южная Норвегия, северная Дания). Начало движения викингов. Появление поэзии и рунической письменности [ ] . Оттеснение лопарей в тундру.
    VIII (XI век).
    1. Монголы (Монголия). Появление «людей длинной воли». Объединение племен в народ-войско. Создание законодательства - Ясы и письменности. Расширение улуса от Жёлтого до Чёрного моря.
    2. Чжурчжэни (Манчжурия). Образование империи Цзинь полукитайского типа. Агрессия на юг. Завоевание северного Китая.
    3. Самураи в Японии. После этого Япония иллюстрирует интерференцию ПТ VII и XI веков и в конечном итоге переход японского этногенеза с линии ямато на самурайскую линию. Например революция Мэйдзи и отстранение самураев от власти это признак надлома самурайского этногенеза.
    IX (XIII век)
    1. Литва . Создание жесткой княжеской власти. Расширение ВКЛ от Балтийского до Чёрного моря. Принятие христианства. Слияние с Польшей .
    2. Великороссы . Исчезновение Древней Руси, захваченной Литвой (кроме Новгорода). Возвышение Московского княжества. Рост служилого сословия. Широкая метисация славянского, тюркского и угорского населения Восточной Европы.
    3. Турки-османы (запад Малой Азии). Консолидация османским бейликом активного мусульманского Населения Ближнего Востока, пленных славянских детей (янычары) и морских бродяг Средиземноморья (флот). Султанат военного типа. Оттоманская Порта. Завоевание Балкан, Передней Азии и Северной Африки до Марокко.
    4. Эфиопы (амхара , Шоа в Эфиопии). Исчезновение Древнего Аксума. Переворот Соломонидов. Экспансия эфиопского православия . Возвышение и расширение царства Абиссиния в Восточной Африке.

    Кроме того, в трудах Гумилёва разбросаны упоминания о других толчках, почему-то не сведённых автором в общую таблицу. К ним принадлежит пассионарный толчок в Латинской Америке, породивший ацтеков, инков и некоторые другие индейские этносы; толчок в Южной Африке в конце 18 века, породивший этнос зулусов, и др. Упоминаются также толчки, которые сам автор относил к гипотетическим, будучи не уверенным в том, связать ли с пассионарными толчками некоторые исторические события, такие как возвышение Альморавидов или сопротивление Ирландии завоеванию.

    Пятый век, ПТ по линии Ирландия-Уэльс-Западная Африка (Сопротивление Уэльса нормандскому завоеванию и захват Уэльса на стадии надлома)

    В связи с огромным поднятием активности Китая, Японии, Ирана, Ирака и. т. д. в XIX-XX вв. дискутируется вопрос о десятом пассионарном толчке, произошедшем в конце XVIII века . Одни (гипотеза принадлежит В. А. Мичурину) проводят его по линии Япония - Ближний Восток, другие (гипотеза выдвинута М. Хохловым) - по вертикальной линии, проходящей через Кавказ . Если не забывать о том, что толчок точно доказано прошел через территорию Зулусов, то меридиальный характер ЮАР-Грозный-Ориенбург и время середины 17 века будет вернее. По мнению Пенежина В. А. имеют место два отдельных меридиальных пассионарных толчка. Азиатский просматривается время- середина XVI века и линия Маньчжурия -Китай-Вьетнам-Кампучия-Сингапур-Малайзия (Захват маньчжурами Китая, начало широкого распространения ислама в Индонезии)

    Этногенез [ | ]

    Начальные условия [ | ]

    Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:

    • нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза,
    • сочетание двух или более ландшафтов на территории,
    • присутствие двух или более этносов на территории.

    Протекание [ | ]

    Типичный этногенез состоит из следующих стадий:

    Срок Название Примечания
    0 лет (начало отсчёта) Толчо́к или дрейф Как правило, не отражён в истории.
    0-150 лет Инкубацио́нный пери́од Рост пассионарности. Отражён только в мифах .
    150-450 лет Подъём Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории.
    450-600 лет Акмати́ческая фа́за , или перегре́в Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества.
    600-750 лет Надло́м Резкий спад пассионарности. Гражданские войны , раскол этнической единицы.
    750-1000 лет Инерцио́нная фа́за Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание.
    1000-1150 лет Обскура́ция Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация .
    1150-1500 лет Мемориальная Сохранение только памяти о жизни этноса.
    1150 лет-неопределённо долго Гомеоста́з Существование в равновесии со средой.

    Взаимодействие этносов [ | ]

    Способы, которыми взаимодействуют этносы , определяются их уровнем пассионарности, комплемента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз , ксению и химеру .

    Критика пассионарной теории этногенеза [ | ]

    Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

    Теории «химер», «антисемитизм» [ | ]

    Согласно Л. Н. Гумилеву,

    …экзогамия, отнюдь не относящаяся к «социальным состояниям» и лежащая в иной плоскости, оказывается реальным деструктивным фактором при контакте на суперэтническом уровне. И даже в тех редких случаях, когда в зоне контакта появляется новый этнос, он поглощает, то есть уничтожает, оба прежних.

    Это высказывание критикуют Ю. Бромлей и В. А. Шнирельман .

    В.Шнирельман к тому же обвиняет Гумилёва в антисемитизме:

    Хотя примеры «химерных образований» рассыпаны по всему тексту… он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым «хазарским эпизодом». Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси.

    См. также [ | ]

    Похожие труды [ | ]

    • «Византизм и славянство » (Леонтьев)
    • «Россия и Европа » (Данилевский)
    • «Закат Европы » (Шпенглер)
    • «Постижение истории » (Тойнби)
    • «Ноосфера » (Вернадский)

    Примечания [ | ]

    1. Гумилев Л. Н. // Большая российская энциклопедия , т.8 М., 2007, с.155..

    Значение слово «пассионарный» неизвестно широкому кругу людей. Тем не менее, оно нередко мелькает в телевизионных передачах и некоторых средствах массовой информации, когда речь идет об известных личностях или истории государств. Поэтому неудивительно желание любознательного человека разобраться в том, что означает слово «пассионарный». В этом поможет информация, изложенная в данном обзоре.

    Общее определение

    Рассматривая значение слова «пассионарный», нужно отметить, что данный термин относится к одной из характеристик как человеческой личности, так и государства. Сегодня нами будет уделено наибольшее внимание рассмотрению личности.

    Пассионарного человека как будто гложет изнутри неуемная жажда деятельности. Она направлена на осуществление цели, которую ему обычно трудно не только проконтролировать, но и объяснить самому себе.

    Она связывается со способностью таких людей к получению из внешней среды большего количества энергии, чем та, которая ему необходима для выживания - как личности и видовой единицы.

    Излишняя энергия пассионарной личностью подсознательно направляется на формирование внутреннего состояния сверхнапряжения и сосредоточения на какой-то идее.

    Смерть не пугает

    Чтобы разобраться в том, что значит «пассионарный», нужно усвоить, что идеи, о которых идет речь, всегда направлены на изменение окружающего мира. Хотя при этом стремление к деятельности не всегда осознанно, а цели зачастую иллюзорны.

    Но для одержимых ими людей они кажутся важнее, чем сама их жизнь. Ради своих целей они готовы жертвовать ею. Жертвенность является наивысшим проявлением пассионарности. Такое отсутствие боязни собственного смертельного исхода ради достижения цели можно назвать антиинстинктом.

    Происхождение термина

    Мысль о том, что существует биохимическая энергия живого существа, которая влияет на человеческую психику, была высказана еще философом и естествоиспытателем Владимиром Вернадским. Однако сам термин «пассионарность» был введен в науку советским и российским ученым Львом Гумилевым в середине прошлого века.

    Он является одним из ключевых в его трудах и заимствован у Долорес Ибаррури, которая была одним из ярчайших лидеров и ораторов в компартии Испании в 20-м веке. Ее называли Пассионарией, что значит «страстная».

    Важным свойством пассионарных людей является их заразительность. Выступая перед слушателями, они способны зажечь их волей к победе, идеями, мыслями. Как, например, военные лидеры, которые выступают перед боем. Согласно пассионарной теории Гумилева, от количества таких людей зависит мировоззрение, образ жизни, направление развития тех групп, в которые они входят.

    Личность пассионария

    Пассионарные личности относятся к производительному типу. Это первооткрыватели, изобретатели, созидатели. Они способствуют накоплению энергии и ее преобразованию, рационализации жизни. Эти люди рисковые, активные и предприимчивые.

    При этом уровень способностей у них необязательно высокий. А пассионарность может быть направлена как на подвиги, так и на преступления, как на творчество, так и на разрушение, как на благо, так и на зло. Вот только равнодушие здесь полностью исключено.

    Вот наглядные примеры пассионариев:

    • Колумб.
    • Ньютон.
    • Жанна Д"Арк.
    • Александр Македонский.
    • Михаил Ломоносов.
    • Петр I.
    • Гитлер.
    • Наполеон.

    Шкала Гумилева

    Для лучшего понимания значения слова «пассионарный» целесообразно рассмотреть представленную Гумилевым шкалу. На ней он размещал три типа людей. На одном конце находились пассионарии, а на другом - субпассионарии.

    Посередине, между двумя крайностями, находятся гармонические личности (гармоники). У них инстинкт самосохранения и пассионарность уравновешены.

    Причины появления

    В заключение изучения вопроса о значении слова «пассионарный» поговорим о причинах появления таких людей. Согласно воззрениям уровень пассионарности личности задан с самого рождения.

    По его мнению, появление в одном ареале большого числа пассионариев обусловлено активацией космического излучения. Многие его коллеги критиковали такую позицию, упрекая предположения ученого в излишнем мистицизме.

    Согласно теории могут быть и отдельные личности, и целые народы. Больше того, то, каким образом и в каком направлении развиваются общественные группы, по его мнению, находится в прямой зависимости от числа входящих в них пассионариев. А, значит, и от общего уровня пассионарности, характеризующего данный этнос.

    Главный труд Льва Николаевича Гумилева - «Пассионарная теория этногенеза». В нем он объяснял формы взаимодействия народов друг с другом, их достижения, упадок и смерть сменой фаз этногенеза. Под последним понимается процесс формирования этнической общности на базе различных компонентов.

    Пассионарный

    ПАССИОНА́РНЫЙ -ая, -ое; -рен, -рна, -рно. [от лат. passio (passionis) - страдание, страсть] Книжн. Обладающий повышенной активностью, страстностью (о человеке, людях, народе). П-ая волна. П-ые тенденции.

    Пассиона́рность, -и; ж. П. германцев.


    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "пассионарный" в других словарях:

      Ая, ое, рен, рна (… Словарь иностранных слов русского языка

      Прил., кол во синонимов: 1 страстный (37) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      пассионарный - пассион арный … Русский орфографический словарь

      пассионарный - ая, ое; рен, рна, рно.; (от лат. passio (passionis) страдание, страсть); книжн. см. тж. пассионарность Обладающий повышенной активностью, страстностью (о человеке, людях, народе) П ая волна. П ые тенденции … Словарь многих выражений

      Пассионарный признак в пассионарной теории этногенеза, рецессивный генетический признак, обусловливающий пассионарность, то есть, повышенную абсорбацию особей биохимической энергии из внешней среды и выдачу этой энергии в виде работы.… … Википедия

      В Пассионарной теории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Наблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка… … Википедия

      Пассионарный толчок в Пассионарной теории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Наблюдается на поверхности Земли в… … Википедия

      Лев Николаевич (1912 1992) русский историк этнолог, философ, автор оригинальной концепции исторического процесса. Сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Арестовывался в 1933 и 1935. В заключении на Беломорканале и в Норильске (1938 1943).… … Новейший философский словарь

      У этого термина существуют и другие значения, см. Этногенез (значения). Э̀тногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение») процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез … Википедия

      ТОП 10 стран по количеству эмигрантов, 2007 2008 г.г. № Страна Количество эмигрантов (млн. чел.) 1 … Википедия

    Книги

    • Откровения знаменитостей , Дардыкина Наталья Александровна. В новую книгу вошли откровенные и увлекательные беседы с признанными деятелями отечественной и мировой культуры - писателем Михаилом Веллером, Виктором Ерофеевым, поэтами Евгением Евтушенко,…
    • Сокровенное сказание монголов. Великая Яса , Чингисхан. В ушедшем тысячелетии Азия породила два великих нашествия – гуннов и татаро-монголов. Но если первое, после поражения на Каталаунских полях от объединенных сил римлян и варваров, схлынуло и…

    (от лат.-страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.


    Смотреть значение Пассионарность в других словарях

    Пассионарность — - термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.
    Политический словарь

    Пассионарность — (нем.) - в теории этногенеза (Л. Н. Гумилев) - особое свойство характера людей, производимое вариациями энергии, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное)........
    Исторический словарь

    Пассионарность Как Характеристика Поведения — - избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.
    Исторический словарь

    Начала Современного Естествознания. Тезаурус

    Пассионарность

    (от фр. passion - страсть) - в концепции Льва Гумилева повышенная тяга к действию у людей, возникающая из-за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Появляется в результате мутаций.

    Этнографический Словарь

    Пассионарность

    термин, введенный в этнологию Л.Н.Гумилевым, означающий биохимическую энергию живого вещества биосфервы, определяющая способность этнических коллективов проявлять активность; повышенная тяга к действию.

    понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза.

    П. могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению. Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: "Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды".

    П. является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. Такие изменения возможны при наличии П. как признака не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный (очень часто встречаемый, закономерный) характер. К личностям, обладающим пассио-нарностью, могут быть отнесены Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д"Арк и др. Для пассионариев характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса.

    Кривые роста и падения П. являются общими закономерностями этногенеза. Личности, обладающие свойством пассионарности, по мнению Гумилева, способны оказывать огромное влияние на других людей: могут способствовать развитию этноса и прогрессу его общественной жизни, но могут и серьезно препятствовать этому. С точки зрения П., этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматиче-ская фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями- возможное исчезновение этноса.

    (Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999 )

    Геополитический глоссарий

    Пассионарность

    термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.

    Русская Философия. Энциклопедия

    Пассионарность

    (от лат. passio - страсть)

    термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-гео-графических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.

    error: