Что привело к крушению титаника. Как потонул титаник

Корабль затонул за 2 часа 40 минут. В момент катастрофы на борту находилось 1 316 пассажиров и 891 член экипажа, всего 2 207 человек. Из них спаслись 705 человек, 1 502 погибли. Крушение «Титаника» вызвало широчайший общественный резонанс, став самой крупной по числу жертв морской катастрофой своего времени. В настоящее время входит в пятёрку крупнейших по числу жертв морских катастроф мирного времени всех времён.

14 апреля 1912 года

23:00 «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист Джек Филлипс «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.

23:39 Находящийся в «вороньем гнезде» на мачте «Титаника» вперёдсмотрящий Фредерик Флит замечает айсберг, находящийся всего в ¼ мили (663 метра) прямо по курсу корабля. Флит немедленно трижды ударяет в колокол и кричит в трубку телефона: «Айсберг прямо по курсу!». Первый помощник Уильям Мэрдок тут же отдает команды «Право на борт!» (в оригинале "Hard a"starboard" - согласно использовавшейся в то время системе команд, она соответствовала перемещению румпеля вправо; перо руля и следовательно нос судна при этом поворачивались влево) и «Стоп!», а затем «Полный назад!», рассчитывая обойти айсберг слева.

«Титаник» не успевает выполнить маневр и скользящим ударом врезается в подводную часть айсберга. На глубине от одного до шести метров ниже ватерлинии айсберг повреждает корпус лайнера на протяжении порядка 90 метров. Как показали исследования покоящихся на дне останков судна, «Титаник» получил несколько узких, но длинных пробоин.

Корпус «Титаника» встал под углом в 19 градусов и погрузился в воду по третью дымовую трубу. Под водой отломилась вторая дымовая труба. Все, кто не успел зацепиться за канаты шлюпбалок или палубные надстройки , скатились в воду, сбитые полетевшими вниз стульями и шезлонгами. Некоторые не пытались снова забраться на корму, а сами прыгали вниз.

Корма «Титаника» возвышалась уже на 60 метров над водой, пассажиры с палуб срывались в воду.

Был зафиксирован последний сигнал SOS с «Титаника». На «Титанике» отказывает электрооборудование и гаснет свет.

Под углом в 23 градуса корпус судна начал разламываться между второй и третьей трубами. После того, как корма окончательно отломилась, упали в воду третья и четвёртая трубы.

Через 2 часа и 40 минут после столкновения с айсбергом, кормовая часть «Титаника» встала почти вертикально (под углом в 70 градусов), накренилась на левый борт и начала быстро уходить под воду. Последние из оставшихся на палубе, видя отсутствие шансов на спасение, сами прыгали вниз. Океанские воды прорвались внутрь быстро тонущего судна, своим напором ломая двери и переборки . Всего через полминуты вода уже сомкнулась над кормовым флагштоком «Титаника».

Потерпевшие крушение в складной шлюпке "D"

На скорости около 13 миль в час носовая часть «Титаника» врезается в океанское дно на глубине 3750 метров, зарываясь в осадочные породы дна [неавторитетный источник? ] .

Кормовая часть «Титаника» опускается на океанское дно, вращаясь по спирали, на скорости около 4 миль в час .

После гибели «Титаника» только одна шлюпка вернулась к месту затопления для спасения выживших. Шлюпка номер 4 не вернулась, но была близко и подобрала 8 членов команды, двое из которых позже умерли. Шлюпка номер 14 спасла 4 человек, один из которых, Уильям Хоут, позже умер.

До места катастрофы добирается «Карпатия » и подбирает шлюпку номер 2.

Примечания

Литература

  • Capitan L. Marmaduke Collins. THE SINKING OF THE TITANIC. An Ice-Pilot"s Perspective . - Breakwater Books, Limited, 2002. - 198 p. - ISBN 1-55081-173-8 Текст для ознакомления
  • Jay Henry Mowbray. The Sinking of the Titanic: Eyewitness Accounts . - Dover Pubns, 1998. - ISBN 0-486-40298-3 Текст для ознакомления
  • Robert Gannon. What Really Sank the Titanic? - Popular Science, vol. 246, no. 2 (February 1995). - P. 49-55, 83-84. (Один из вариантов хронологии)

Ссылки

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Сегодня хотелось бы поговорить о вещах серьезных, даже более того — трагических. 15 апреля весь мир отмечает прискорбное событие… Это дата гибели Титаника, который современники считали непотопляемым лайнером.

Удивителен тот факт, что до сих пор, несмотря на официальную версию катастрофы, бытуют различные мнения и версии того, что случилось в ту злополучную ночь.

Место, где затонул «Титаник»

Титаник по праву считался самым роскошным судном начала прошлого века, поэтому известие о его гибели повергло в шок всю мировую общественность. По официальным данным, погибло около 1500 людей, включая пассажиров и членов экипажа. Несмотря на то, что двадцатый век принес немало бедствий, катастроф и войн, трагедия Титаника остается не менее трагичным событием, интерес к которому не утихает и по сей день. Событие, произошедшее вблизи острова Ньюфаундленд в ночь с 14 на 15 апреля, обросло множествами слухов и домыслов, имеющих достаточное количество последователей.

Место, где затонул Титаник на карте имеет следующие координаты — 41046′ северной широты и 50014′ западной долготы.


Однако, впоследствии было установлено, что заявленные данные неверны, поэтому даже сейчас нет точных сведений, относительно точных координат места крушения. Это не единственная странность, которая сопровождала всю эту историю, поэтому давайте попытаемся разобраться в некоторых версиях случившегося, ведь сама трагедия не ограничивается лишь столкновением с айсбергом, она более обширна и сложна.

Версии трагедии

Пожалуй, мы не узнаем до конца всей правды той ночи, несмотря на проведенные расследования. Конечно, они внесли некоторую ясность в случившееся, но осталось еще очень много «белых пятен», которые до сих пор остаются загадкой. Одни свидетельства противоречили другим, некоторые доказательства, если их более детально проверять и изучать, становились более чем сомнительными — все это породило множество спекуляций и легенд на данную тему, которые имеют своих последователей и в наши дни.

Некоторые из этих версий могут выглядеть невероятными, но история показывает нам, что рациональное объяснение происходящего не всегда может быть возможным. Как бы то ни было, нужно говорить об этом, искать истину, и тогда истина сделает нас сильнее. Другой вопрос, что истина вряд ли может быть известна нам с вами — простым обитателям, черпающим информацию из интернета. В любом случае, мы можем изучить различные версии и причины случившегося, а уж каждый для себя решит, какая из них близка лично ему.

Первая версия — заговор сильных мира сего

Все мы с вами любим теории заговоров, от некоторых из которых немного попахивает шизофренией и паранойей. Однако, некоторые факты выглядят настолько бесспорными, что поневоле переходишь из разряда скептиков в группу сомневающихся, как минимум. В истории с Титаником все тоже очень загадочно и спорно. Но начнем все по порядку.

Немало людей сходится во мнении, что катастрофу с Титаником спланировали заранее. Как бы дико это не звучало, но на это указывает несколько любопытных фактов. К примеру, Джон Морган — известный американский миллиардер и, по совместительству, владелец компании, которой принадлежал лайнер, ровно за сутки до предполагаемого отплытия аннулировал свой билет.


Вы наверно скажете, что это не более, чем обычное совпадение? Может быть, но примеру Моргана последовали еще 55 человек, которые должны были плыть в первом классе. Думаю, не стоит напоминать о том, что в первых классах путешествуют исключительно богатые люди, а если учесть, что среди этих 55 встречаются такие люди, как Джон Рокфеллер, Генри Фрик и Альфред Вандельфильд, бывшие близкими друзьями самого Моргана, то это наталкивает на определенные размышления.

Я понимаю, что отказ от круиза не может считаться единственным доказательством данной версии

Но есть и несколько других моментов, которые косвенно подтверждают такую трактовку событий или, по крайней мере, заставляют по-новому взглянуть на них.

Так, в 1907 году состоялось подписание договора о создании нового круизного лайнера, аналогов которого не было в мире. Две стороны — Брюс Исмей (к слову, близкий приближенный Рокфеллера и Моргана) и лорд Пирри затеяли поистине масштабное производство, результатом которого должен быть тот самый непотопляемый корабль. Тогда говорили, что лайнер обладал сверхпрочным дном, а сам Титаник мог оставаться на плаву, даже если будут затоплены четыре его отсека.

Однако, в 90-х годах прошлого века, российские специалисты взяли пробы металла Титаника на глубине, чтобы провести исследование. Результаты повергли многих в шок. Оказалось, что это не просто обычный металл, но еще и с большим добавлением серы, что делало его очень хрупким при отрицательных температурах. Многие недоумевают, почему при производстве Титаника — передового на тот момент лайнера, рекламная кампания о котором шла полным ходом, использовалась сталь такого низкого качества. Объяснение, что была допущена конструкторская ошибка не выдерживает никакой критики.

Есть версия, что таким образом компания экономила свои средства, но они не могли не знать о том, что такая сталь не выдержит даже малейшего столкновения в ледяной воде, поэтому подобная халатность также вызывает сомнения. Также остается непонятным, почему на Титанике отсутствовали прожекторы, ведь этот лайнер считался самым современным и передовым. Тоже просчет конструкторов?

Действительно, странностей очень много

К слову, одним из первых, кто спасся в ту трагическую ночь, был наш старый знакомый Брюс Исмей. Именно он был в числе первых, кто сел в спасительную шлюпку, после чего дождался прибытия парохода «RMS Carpathia», который также принадлежал компании «White Star Line», изготовившей Титаник. Был даже отдан приказ спасать сначала пассажиров первого класса, а нижнюю палубу приказано было запереть. Именно там находилось 1500 человек, среди которых было много женщин и детей, погибших в ту роковую ночь.


Вторая версия — подмена

Следующей версией, которую тоже можно отнести к теории заговора, считается история с Олимпиком. Мало, кто знает, но это точная копия Титаника, которая была короче его всего на два дюйма, т.е. длину обычного спичечного коробка. Чувствуете, к чему я клоню?

Дело в том, что визуально было невозможно отличить один корабль от другого. Кроме того, о злоключениях Олимпика можно составлять отдельную книгу. Так, сразу после спуска на воду, он столкнулся с дамбой. Затем с ним приключалось большое количество мелких и крупных аварий, поэтому можно с уверенностью назвать его «несчастливым кораблем».

Именно поэтому, многие страховые компании не хотели иметь дело с таким незадачливым лайнером, не желая его страховать, чего так рьяно добивались владельцы судна. Было принято решение поставить Олимпик в доки до принятия решения о его дальнейшей судьбе.


У нас есть план

Тут и стала прорисовываться версия, согласно которой компания «White Star Line» пожелала избавиться от Олимпика весьма оригинальным образом, выдав его за Титаник, который, к слову, был застрахован. Учитывая, что конструктивно и внешне они очень похожи, сделать это было совсем нетрудно.

Достаточно лишь заменить табличку с названием лайнера, поменять некоторые предметы интерьера и т.д. План действительно выглядит логичным, ведь никто даже не заподозрит о подмене, совершенно резонно полагая, что перед ним тот самый «непотопляемый» Титаник, а не «вечный неудачник» Олимпик.

Естественно, намеренно топить лайнер никто не собирался, ведь вряд ли кого-либо убедила версия, что современный Титаник мог утонуть от обычного столкновения с айсбергом. Разумно полагать, что

план заключался в следующем: спровоцировать столкновение корабля, после чего благополучно доплыть до Нью-Йорка, а хозяева компании, в свою очередь, получат внушительную сумму, которая причитается им по страховке.

Если учесть, что Эдвард Смит — капитан корабля, буквально нарочно гнал с большой скоростью по опасному маршруту, игнорируя всяческие предупреждения о находящихся вблизи айсбергах, то данная версия становится довольно правдоподобной.


Но, в 1985 году, когда был обнаружен на глубине корпус затонувшего корабля, данная версия была опровергнута официально. Дело в том, что на гребном винте лайнера была четко видна цифра — 401, т.е. серийный номер Титаника, тогда как номером Олимпика было число 400. Можно было бы подвергнуть и этот факт сомнению, предположив, что компания заменила винт после столкновения с другим кораблем (а их было немало в истории Олимпика), но серийный номер Титаника встречается и на других частях корабля, поэтому этот момент можно закрыть. Хотя согласен, версия интересная.

Третья версия — борьба за Голубую ленту

Если вы прагматичный человек, то вы наверняка заинтересуетесь версией про «Голубую ленту». Данная награда давалась тем суднам, которые быстрее всех пересекали Атлантический океан. Естественно, между компаниями сразу разгорелась нешуточная конкуренция, ведь завоевание данной награды сулило довольно большие преимущества.

Нет, победитель не получал денежного приза, но сам корабль получал нечто большее — это всемирный почет в морской отросли, а также авторитет, который вряд ли можно добыть иными способами. Такой престиж неминуемо приводил и к материальной выгоде, ведь судно, получившее данную награду, получало контракт на доставку всевозможной почты — весьма прибыльный бизнес по тем временам. Да и посудите сами, если бы вы были миллионером, то на каком лайнере вы бы поплыли? Конечно, на том, который отмечен престижной наградой.


На тот момент, судном, которое владело Голубой лентой, была «Мавритания», принадлежащая компании, являющейся давним конкурентом «White Star Line». Понятно, что хозяева компании спали и видели, как утрут нос противнику, поэтому сделали ставку на Титаник, рассчитывая, что он пересечет Атлантический океан быстрее «Мавритании». Именно поэтому, капитан Титаника шел по опасному участку, намеренно срезая путь.

Изначально, маршрут предполагал небольшой крюк, чтобы избежать столкновения с айсбергами, которых достаточно на том участке воды. Но Смит нарочно проигнорировал опасность, гоня на всех порах по прямой линии, желая побить . Это может показаться безумием, но Смит наивно предполагал, что даже если столкновение произойдет, то оно не приведет к трагическим последствиям, а сам рекорд можно всего лишь перенести на более поздний срок.

Такая беспечность стоила очень дорого

По стечению обстоятельств, после столкновения с айсбергом было затоплено пять отсеков, т.е. на один больше, чем мог перенести Титаник. К тому же, капитан рассчитывал на то, что айсберг не пробьет прочную сталь лайнера, ведь такого, по его мнению, быть не должно. Тут мы опять возвращаемся к вопросу качества металла, используемого при производстве Титаника.

К тому же, многие сторонники данной версии упускают из виду один немаловажный момент. Дело в том, что скорость «Мавритании» — последнего перед Титаником обладателя «Голубой ленты», составляла 26 узлов. Максимальная же скорость самого Титаника составляла не более 24 узлов, поэтому непонятно, как он мог опередить «Мавританию». Опять же, многие скажут, что капитан знал это, поэтому намеренно не снижал хода, двигаясь по кратчайшему маршруту, поэтому единого мнения нет. Загадки, загадки, загадки…..

Шизотерические причины гибели «Титаника»

Одним словом, версий на тему трагической гибели «Титаника» довольно много. Это я еще не рассказал о немецкой торпеде, якобы потопившей Титаник, и проклятии египетской мумии! Вот, где настоящая шизофрения, о которой я говорил в начале. Чтобы можно было оценить весь масштаб слухов, которые до сих пор ходят вокруг этой трагедии

на истории про мумию — остановлюсь подробнее

В общем, дело было очень давно (про мумию же говорим), жила в Египте некая особа, имеющая дар предвидения. Утверждать так ли это было на самом деле или нет, я не возьмусь, да и не относится это к делу. Так вот, наша прорицательница умерла, после чего из нее сделали мумию по давней традиции. Нашли ее в ходе раскопок, которые проводились неподалеку от Каира в конце девятнадцатого века.

Мумия захоронена была с большим количеством различных сокровищ, среди которого было изображение Осириса. Там красовалась надпись и смысл ее заключался буквально в следующем — ты сокрушишь взглядом любого, кто посмеет встать на твоем пути. Это стало быть относилось к мумии и тем вероятным обидчикам, которые будут покушаться на нее.

Мумия была куплена сначала одним коллекционером, затем другим и так далее, по цепочке. Все они погибали от страшного проклятия, которое кружило вокруг мумии, но кто будет разбираться в истинных причинах их смерти? Если человек умирает в 90 лет, то вряд ли причиной может быть мумия. В конце концов, мумию покупает неназванный американский миллионер, который пожелал переправить ее из Англии в США.


Думаю, не нужно объяснять, какое судно он выбрал для этого

По легенде, мумия хранилась в обычном деревянном ящике в непосредственной близости от капитанского мостика. Естественно, пройдоха Смит, будучи любопытным малым по своей природе, заглянул в этот заветный ящик. Встретившись глазами с мумией, у капитана сразу же помутился рассудок. Это и заставило его гнать по опасному участку воды, где дрейфовали айсберги, при этом еще и не сбавляя скорости.

Удивительно, но есть сторонники и у этой теории

Однако, они упускают из виду один момент. Смысл мумий — это возможность сохранения оболочки тела, чтобы душа усопшего могла вернуться. Вернуться на то место, из которого она, собственно, выпорхнула. Логически было бы предположить, что главной задачей мумии, было бы избавление от всяческого риска и ситуаций, когда ее драгоценное тело могло бы пострадать.

Понятно, что после того, как она оказалась бы в ледяной воде, мумия бы сохранилась не более, чем на пару дней. Довольно сомнительный подход к самосохранению, прямо скажем… Вообще, подобного рода версии — это прерогатива желтой прессы, так что не будем их судить об этом.

Думающий человек просто не возьмет такую газету в руки, ну а остальные пусть развлекают себя на досуге такими небылицами.

Кстати, хотелось бы извиниться перед Эдвардом Смитом, образ которого я несколько фривольно изобразил. Несмотря на то, что он повел Титаник по опасному маршруту, он был человеком чести до конца. Остался на уже погибающем корабле, не предпринимая попыток спастись. Это давняя морская традиция, когда капитан не покидает тонущий корабль, и она каждый раз буквально захватывает дух.

В общем, нам с вами вряд ли доведется узнать все о тех событиях, которые происходили в ночь на 15 апреля. Поэтому, лучшим нашим поступком будет почтить память всех погибших пассажиров и членов экипажа, еще раз вспомнив о них.

Вконтакте

105 лет назад, 15 апреля 1912 года, "непотопляемый корабль", "самый огромный и роскошный океанский лайнер" на первом же своем рейсе врезался в айсберг и унес с собой на дно океана более полутора тысяч пассажиров. Казалось бы, за много десятков лет уже не осталось тайн и секретов об этой страшной катастрофе. И все же давайте вспомним как это было.

Капитан Эдвард Смит на борту "Титаника". Фото: New York Times

Первая официальная версия

Два правительственных расследования, которые провели по следам катастрофы, постановили что именно айсберг, а не дефекты корабля, стали причиной гибели лайнера. Обе следственные комиссии заключили, что затонул "Титаник" не частями, а целиком - крупных разломов не было.

Вину за эту трагедию полностью переложили на плечи капитана корабля - Эдварда Смита, который погиб вместе со своей командой и пассажирами атлантического лайнера. Эксперты упрекали Смита в том, что корабль шел со скоростью 22-х узлов (41 км) по опасному ледяному полю - в темных водах, недалеко от берегов Ньюфаундленда.

Открытие Роберта Балларда

В 1985 году океанографу Роберту Балларду после длительных безуспешных поисков все-таки удалось отыскать останки корабля на глубине около четырех километров на дне океана. Тогда же он открыл, что на самом деле "Титаник" раскололся пополам до потопления.

Спустя пару лет обломки корабля впервые подняли на поверхность и тут же появилась новая гипотеза - для строительства "непотопляемого корабля" использовали низкопробную сталь. Однако по мнению экспертов, низкопробной оказалась вовсе не сталь, а заклепки - важнейшие металлические штифты, связывающие вместе стальные пластины корпуса лайнера. А найденные обломки "Титаника" и вовсе свидетельствуют, что корма корабля не вздымалась высоко в воздух, как считали многие. Считается, что "Титаник" разделился на части, находясь сравнительно ровно на поверхности океана - это явный знак просчетов конструкции корабля, которые утаили после катастрофы.

Просчеты конструкции

"Титаник" построили в сжатые сроки - в ответ на производство конкурентами нового поколения скоростных лайнеров.

"Титаник" мог держаться на плаву, даже если 4 из его 16 водонепроницаемых отсеков были бы затоплены - это удивительно для корабля таких гигантских размеров.

Однако в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года всего за несколько дней дебютного рейса лайнера вскрылась его ахиллесова пята. Корабль, из-за своих габаритов, не был достаточно поворотлив, чтобы суметь избежать столкновения с айсбергом, о котором кричали дозорные последнюю минуту. "Титаник" не столкнулся с роковым айсбергом лоб в лоб, а проехал по нему правым боком - лед пробил дыры в стальных пластинах, затопив шесть "водонепроницаемых" отсеков. И уже через пару часов корабль полностью заполнился водой и пошел ко дну.

По мнению экспертов, изучающих потенциальное слабое место "Титаника" - заклепки, установили, что из-за того, что время поджимало строители стали использовать низкопробный материал. Когда лайнер наткнулся на айсберг, слабые стальные стержни в носу корабля не выдержали треснули. Считается, что не случайно вода, затопив шесть отсеков, скрепленных стержнями из низкосортной стали, остановилась ровно там, где начались заклепки из высококачественной стали.

В 2005 году очередной экспедиции, изучающей место катастрофы, по обломкам днища удалось установить, что во время крушения корабль накренился всего на около 11 градусов, а вовсе не 45, как долгое время считалось.

Воспоминания пассажиров

Из-за того, что корабль накренился совсем немного, у пассажиров и команды было ложное чувство безопасности - многие из них не понимали серьезности ситуации. Когда вода достаточно затопила носовую часть корпуса, корабль, оставаясь на плаву, раскололся надвое и затонул в минуты.

Чарли Джугин, шеф-повар "Титаника", стоял вблизи кормы во время крушения корабля и не заметил никаких признаков разлома корпуса. не заметил он также и всасывающей воронки или колоссального всплеска. По его сведениям, он спокойно отплыл от корабля подальше, даже не намочив волос.

Однако некоторые пассажиры, сидевшие в спасательных шлюпках, утверждали, что видели корму "Титаника", высоко поднятую в воздухе. Однако это могло быть лишь оптической иллюзией. При наклоне в 11 градусов, торчащих в воздухе пропеллерных винтах, "Титаник" высотой в 20-этажное здание казался еще выше, а его крен в воду - еще больше.

Как затонул "Титаник": модель в реальном времени

В Нью-Йорке продали меню последнего обеда на потерпевшем крушение в 1912 году лайнере "Титаник". За него выручили 88 тысяч долларов (около 1,9 миллионов гривен).

Компания "Blue Star Line" объявила о строительстве "Титаника-2". По словам конструкторов, судно станет точной копией знаменитого лайнера, затонувшего в 1912 году. Однако лайнер оснастят современными средствами безопасности. Финансировать проект взялся австралийский горный магнат Клайв Палмер.

Теперь этот 105-летний крекер считается самым дорогим в мире.

Оказывается, крекер производства "Спиллерз энд Бейкерз" под названием "Пилот" входило в комплект для выживания, который размещался на каждой спасательной шлюпке. Позже один из таких продуктов достался человеку, который держал его в качестве сувенира. Это был Джеймс Фенвик, пассажир судна "Карпатия", которое поднимало выживших после кораблекрушения.

СПРАВКА

В ночь на 15 апреля 1912 года "Титаник" столкнулся с айсбергом и затонул. Он плыл в Атлантическом океане по пути из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк. Тогда погибли около 1,5 тысяч человек, в основном, пассажиры третьего класса. Всего на нем было более 2,2 тысяч человек.

Гибель крупнейшего морского лайнера под названием «Титаник» является самой известной и обсуждаемой трагедией подобного рода. На эту тему исследовано бесконечное количество документов, приводятся воспоминания тысяч свидетелей, написаны сотни работ и книг, сняты документальные и художественные фильмы...

Тем не менее тайна гибели «непотопляемого корабля» до сих пор не разгадана до конца и, более того, эхо величайшей трагедии доносится до наших времен.

Место гибели этого «непотопляемого» лайнера, утонувшего в холодных водах Атлантики после столкновения с айсбергом 15 апреля 1912 года, находится в координатах 41°43"55" северной широты 49°56"45" западной долготы, что в 600 километрах от острова Ньюфаундленд. Во время этой катастрофы утонуло 1 513 человек из 2 224 пассажиров и членов экипажа.

Только 711 несчастных были спасены подобравшим их кораблем «Карпатия». В настоящее время «Титаник» находится в нескольких милях от координат, которые были переданы радистом в момент крушения, и поэтому он был обнаружен лишь недавно.

Мешала поискам и огромная глубина, на которой лежит изрядно проржавевший и покрытый водорослями остов корабля, — 3 750 метров. Технологий для поисков на такой глубине раньше просто не существовало.

ПЕРВЫЙ ЗВОНОК

Скажем сразу, что мистическая предыстория этого события, связанного с именем корабля, началась еще 2 000 лет назад с древнего мифа, в котором говорится, что Зевс сбросил восставших против него великанов-титанов в темные глубины Тартара...

Катастрофа «Титаника» стала легендарной и сопряжена с различными необъяснимыми случаями, совпадениями и пророчествами. Увы, на них обратили внимание только после гибели корабля.

Так, к примеру, еще на стадии строительства судна на верфи в Белфасте среди докеров постоянно ходили пугающие слухи о том, что лайнер ожидает скверная судьба, поскольку они неоднократно слышали странные стуки в той части судна, где у него располагается второе дно.

Их связывали с наличием в этом замкнутом пространстве целой бригады рабочих верфи, случайно замурованных внутри и неспособных выбраться наружу. Постепенно стуки стали тише, а потом и вовсе пропали, но разговоры об этом не только не прекратились, а стали еще активнее, поскольку на верфи начали появляться призраки тех, заживо замурованных докеров.

ЗАБОЛЕТЬ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ

Около сотни пассажиров, с трудом доставшие билет на этот корабль, накануне отплытия внезапно сдали билеты обратно. Никто из них потом не смог толком объяснить причину такого решения.

Мало того, даже сам владелец судна, миллионер Пирсон Морган, отказался плыть на корабле «по состоянию здоровья». Несмотря на «плохое здоровье», его в последующие дни видели улыбающимся и веселым на одном из французских курортов под руку с любовницей.

МЕСТЬ ЕГИПТЯНКИ

Были и очевидные пророчества. Так, например, в 1912 году молодожены Тэд и Бланш Маршалл проводили медовый месяц на острове Уайт, мимо которого проходил «Титаник». Когда Бланш увидела судно, она вся задрожала и, выкрикнув «Корабль не доплывет до Америки, он утонет, а многие пассажиры погибнут!», потеряла сознание.

Позднее она сообщила врачам и мужу, что причиной было ее видение. Поначалу на это не обратили внимания, решив, что у женщины просто нелады с психикой.

А еще раньше некая американская поэтесса в 1874 году написала роковую песню о столкновении большого корабля с айсбергом. Но самым известным является случай, когда за 14 лет до катастрофы с «Титаником» Морган Робертсон опубликовал роман «Тщетность», в котором с удивительной точностью описал внутреннее устройство корабля, предсказав даже его название (у Робертсона он назывался «Титан»).

Совпадали даже все научно-технические данные вымышленного и реального кораблей, число пассажиров и количество спасательных шлюпок, а также многие другие детали. Но больше всего впечатляет, что выдуманный «Титан» точно так же погибал от столкновения с айсбергом.

К дополнительной мистической причине гибели корабля многие относят и проклятие древней египетской прорицательницы. Ее мумия была извлечена из гробницы и отправлена на «Титанике» на выставку в Лос-Анджелес. Она и ушла на дно вместе с ним.

ТИТАНИЧЕСКИЕ «ШУТКИ»

Считается, что потусторонняя активность, связанная с «Титаником», усилилась в наше время, когда со дна начали поднимать части затонувшего корабля и личные вещи пассажиров. Многие посетители выставки этих предметов с ужасом рассказывали, как ниоткуда взявшиеся призраки срывали со стен фотографии или роняли на пол экспонаты, толкали экскурсантов и хватали их за волосы...

Но проделки привидений можно списать на впечатлительность посетителей. А ведь есть и реальное продолжение этой истории, которое уж точно ничем, кроме мистики, объяснить невозможно. Так, например, корабль с похожим названием — «Титаниан» — столкнулся с ледяной глыбой в 1939 году, что до смерти напугало экипаж, наслышанный о вышеупомянутой трагедии.

Как некую запредельную шутку можно расценивать падение неизвестно откуда взявшейся ледяной глыбы на крышу одного из домов во время просмотра фильма о «Титанике», а также «утопление» героини кинематографического «Титаника» — актрисы Кейт Уинслет, исполнившей роль шекспировской Офелии в фильме «Гамлет».

Или же «водная» тема другого главного героя — актера Ди Каприо в фильме «Пляж». Таким образом, все, что так или иначе связано с трагедией злополучного корабля или его названием, несет в себе мистическую угрозу...

СИГНАЛ ИЗ ПРОШЛОГО

Однако самое удивительное во всей этой многолетней истории, что радиосигналы с тонущего «Титаника» поступают до сих пор. Один такой случай был зафиксирован 15 апреля 1972 года, когда радист американского военного корабля «Теодор Рузвельт» принял с давно затонувшего океанского лайнера сигнал о помощи.

Радист поначалу решил, что у него галлюцинации или что кто-то решил его разыграть. Теряясь в догадках, он запросил берег. Ответ оказался на удивление флегматичным: на сигнал SOS не отвечать, продолжать двигаться прежним курсом. Уже в порту командованию этого линкора настоятельно разъяснили, что давно утонувший корабль по понятным причинам не может подавать сигналы.

Однако радисту корабля, который поймал сигнал SOS, показалось странным, что разъяснения по поводу его иллюзий или неустановленного шутника в эфире давали представители ФБР, а не его непосредственное начальство. Он не поверил и начал свое расследование. Оказалось, что в разные годы, с периодичностью один раз в шесть лет, аналогичные сигналы с утонувшего «Титаника» слышали и многие другие радисты.

ПУТЕШЕСТВУЮЩИЕ ПО ВРЕМЕНИ

Абсолютно необъяснимой выглядит и следующая история. В начале августа 1991 года научно-исследовательское судно «Ларсон Напер» в том самом месте, где некогда утонул «Титаник», якобы подобрало спасательную шлюпку.

В ней находился бородатый мужчина в годах, облаченный в морскую офицерскую форму начала века и утверждавший, что он является капитаном «Титаника». Поскольку человек настойчиво твердил, что сейчас 1912 год, то его поместили в психиатрическую клинику. Что с ним было дальше — неизвестно...

В том же 1991 году глубоководный робот достал со дна океана из руин «Титаника» некоторые вещи, которых там никак не могло быть, поскольку они относились к другому времени. Это было ружье, из которого, как считалось, стрелял капитан, желая прекратить панику, но выпущенное в 1928 году, и чемодан с 10 000 долларов, датированных 1996 годом!..

В 1992 году в Северной Атлантике некое норвежское судно занималось ловлей сельди. Внезапно у него отказал двигатель, и в то же время рыбаки увидели, как по правому борту в зоне их видимости из морской пучины возник огромный корабль. Видно было, как по его палубе мечутся люди и падают в воду. Надпись на борту судна гласила, что это и есть тот самый «Титаник»!

Но уже через две минуты призрачный корабль в мгновение ока скрылся в водах Атлантики. На поверхности воды видны были борющиеся со стихией пассажиры с затонувшего корабля. Однако рыбаки траулера не могли подплыть к ним из-за поломки своего двигателя, поэтому дали команду SOS в эфир, на которую откликнулся военный корабль США.

Он поднял на борт около десятка людей в спасательных жилетах, на которых было написано Titanic. Примечательно, что это действительно были люди, а не призраки умерших. Однако в дальнейшем вся информация о случившемся также была засекречена.

В 1994 году, опять-таки в водах Атлантики, где затонул «Титаник», моряки датского рыбацкого судна увидели в спасательном круге посиневшую от холода девочку приблизительно двух лет. Ее вытащили из воды, отогрели и оказали медицинскую помощь.

Примечательно, что на круге также была надпись: Titanic. Пытались расследовать этот случай, но безуспешно. Девочка была слишком мала для того, чтобы что-нибудь рассказать. А когда она выросла, то уже ничего не помнила о том, что с ней было...

СМЕРТЕЛЬНАЯ ПЕТЛЯ

Понятно, что появление людей из прошлого на месте гибели корабля кажется абсолютно невозможным и не отвечает ни одной из существующих научных теорий.

А поэтому за дело взялись парапсихологи. По их предположению, время в этом месте потеряло свое значение, образуя своеобразную петлю. В результате этого некоторые пассажиры «Титаника» попадают в наше время.

Другими словами, «Титаник» столкнулся не столько с айсбергом, сколько с порталом во времени, в результате чего не только предметы, но и люди попадают из прошлого в будущее и наоборот. Правда, случаев, когда наши современники попали в прошлое, пока не зафиксировано. Да и как их зафиксируешь? Возможно, они в этом месте и были, но утонули вместе с другими пассажирами «Титаника»...

НЕ ЗНАЯ БРОДУ...

Как известно, все художественные кинофильмы о гибели «Титаника» снимались в безопасных условиях на суше, были смоделированы на макетах и муляжах и с помощью компьютерных технологий. До сегодняшних дней не отмечалось даже попыток по созданию полной копии «Титаника». Эта идея, казалось, никогда не сможет найти своего творца — слишком страшной оказалась мистическая напасть, исходящая от имени этого корабля...

Однако смельчак все-таки нашелся. Им оказался австралийский миллионер Клайв Палмер, который в апреле 2012 года, когда отмечалось столетие со дня гибели «Титаника», внезапно объявил всему миру, что он закажет китайской компании полную копию этого лайнера, но с современной начинкой — двигателем и остальным навигационным оборудованием.

Название будущего корабля — «Титаник II», что, по его мнению, отвлечет от лайнера мистическую угрозу. Предположительная дата спуска корабля на воду — 2016 год. Однако, по некоторым данным, «Титаник II» все-таки не будет построен, по-видимому из-за тех же мистических опасений...

Аркадий ВЯТКИН

Крушение пассажирского лайнера «Титаник», во время которого погибли 1517 из 2229 пассажиров и членов экипажа (официальные данные немного разнятся), стало одной из самых масштабных морских катастроф мирного времени.

712 выживших пассажиров «Титаника» подобрало спасательное судно «Карпатия».

Лишь немногие катастрофы вызывали подобный резонанс и имели столь сильное влияние на общественное сознание. Катастрофа изменила отношение к социальной несправедливости, повлияла на правила осуществления пассажирских перевозок в Атлантическом океане, способствовала ужесточению требований к наличию достаточного количества спасательных шлюпок на борту пассажирских судов и привела к созданию Международной ледовой службы.

14 апреля 2016 года исполнилось 104 года со дня катастрофы «Титаника», который стал одним из самых знаменитых кораблей в истории. Теме крушения «Титаника» посвящено множество книг и фильмов, выставок и мемориалов.

В 2:20 «Титаник» разломился на две части и затонул. В то время на его борту находилось около тысячи человек. Люди, которые оказались в ледяной воде, вскоре умерли от гипотермии. (Frank O. Braynard Collection)

Британский пассажирский лайнер «Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, в свой первый и последний рейс 10 апреля 1912 года. Перед тем как отправиться в Нью-Йорк, «Титаник» зашел в Шербур (Франция) и Квинстаун (Ирландия). Через четыре дня пути, 14 апреля 1912 года, в 23:40 по местному времени лайнер столкнулся с айсбергом в 603 километрах к югу от Ньюфаундленда.

Катастрофа повергла в шок весь мир. Расследование причин крушения «Титаника», которое началось через несколько дней после катастрофы, способствовало значительному усовершенствованию системы безопасности судоходства. (United Press International)

Пассажирский лайнер «Титаник» отбывает в свой первый и последний рейс в Нью-Йорк из Квинстауна, Ирландия, 1912 год. На борту лайнера находились самые богатые люди того времени: миллионеры Джон Джейкоб Астор IV, Бенджамин Гуггенхайм и Исидор Штраус, а также более тысячи эмигрантов из Ирландии, Скандинавии и других стран, которые собирались начать новую жизнь в Америке.

Рабочие покидают судостроительную верфь «Харленд энд Вулф» в Белфасте, где в период с 1909 по 1911 год был построен «Титаник». На момент спуска на воду «Титаник» являлся крупнейшим пассажирским лайнером в мире. На этом снимке 1911 года «Титаник» находится на заднем плане.

Обеденный зал на «Титанике», 1912 год. Лайнер был спроектирован и построен по последнему слову техники и служил воплощением роскоши и комфорта. На его борту находился спортзал, бассейн, библиотеки, рестораны высокого класса и роскошные каюты.

Комната для пассажиров второго класса на борту «Титаника», 1912 год. Более 90% пассажиров второго класса составляли мужчины, которые остались на борту тонущего лайнера, так как первыми в спасательные шлюпки садились женщины и дети.

«Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, 10 апреля 1912 года. Некоторые специалисты считают, что причиной катастрофы «Титаника» стало низкое качество заклепок корпуса, которые использовались при строительстве лайнера.

Высота лайнера от киля до вершины дымовых труб составляла 53,3 метра, 10,5 из которых находились ниже ватерлинии. «Титаник» был выше большинства городских зданий того времени.

Капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит, управлявший крупнейшим лайнером своего времени. Длина «Титаника» составляла 269,1 метра, ширина - 28,19 метра, водоизмещение - более 52 тысяч тонн.

Недатированный снимок первого помощника капитана «Титаника» Уильяма Макмастера Мэрдока, которого почитают как героя на родине, в шотландском городе Долбитти. Однако же в фильме «Титаник», получившем множество премий «Оскар», персонаж Мэрдока предстает трусом и убийцей.

На церемонии, посвященной 86-й годовщине гибели «Титаника», исполнительный вице-президент кинокомпании 20th Century Fox Скотт Нисон вручил школе города Долбитти чек на сумму 8 тысяч долларов США, чтобы принести извинения родственникам офицера.

Предположительно, айсберг, с которым 14 апреля 1912 года столкнулся пассажирский лайнер «Титаник». Фотография была сделана с борта судна-кабелеукладчика Mackay Bennett, которым управлял капитан Декартерет.

Судно Mackay Bennett одним из первых прибыло на место катастрофы «Титаника». По словам капитана Декартерета, это был единственный айсберг вблизи места крушения океанского лайнера.

Пассажиры и некоторые члены экипажа эвакуировались в спасательных шлюпках, многие из которых отплывали заполненными лишь частично. Эта фотография спасательных шлюпок, приближающихся к судну «Карпатия», была сделана пассажиром «Карпатиии» Луисом М. Огденом.

Снимок был представлен на выставке документов, имеющих отношение к катастрофе «Титаника», которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия.

Спасательное судно «Карпатия» подобрало 712 выживших пассажиров «Титаника». На фотографии, сделанной пассажиром «Карпатии» Луисом М. Огденом, видны спасательные шлюпки, которые приближаются к «Карпатии».

Этот снимок также экспонировался на выставке документов, которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче.

Хотя на «Титанике» были продвинутые меры безопасности, такие как водонепроницаемые отсеки и водонепроницаемые двери с дистанционным управлением, на корабле не хватало спасательных шлюпок для всех пассажиров.

Лодок хватало только на 1178 человек - это лишь треть всех пассажиров и экипажа. На этом фото вы видите спасение пассажиров с «Титаника».

Репортеры берут интервью у пассажиров затонувшего «Титаника», которые сошли на берег с борта спасательного судна «Карпатия», 17 мая 1912 года.

Семилетняя Ева Харт со своим отцом Бенджамином и матерью Эстер, 1912 год. Ева и ее мать спаслись с тонущего «Титаника», но ее отец погиб во время крушения британского лайнера в ночь на 15 апреля 1912 года.

Люди стоят на улице, ожидая прибытия судна «Карпатия».

Огромная толпа людей собралась возле конторы пароходной компании White Star Line на Бродвее в Нью-Йорке, чтобы узнать последние новости о крушении лайнера «Титаник», 14 апреля 1912 года.

Люди читают сводки возле конторы газеты The Sun в Нью-Йорке после крушения «Титаника».

В двух посланиях, которые были отправлены из Америки страховщикам Lloyds of London в Лондон, ошибочно утверждалось, что другие суда, в том числе «Вирджиния», находились поблизости и оказывали помощь во время катастрофы «Титаника».

Эти лоты будут проданы с молотка на аукционе «Кристис» в Лондоне в мае 2012 года.

Выжившие пассажиры «Титаника» Лаура Франкателли и ее наниматели леди Люси Дафф-Гордон и сэр Космо Дафф-Гордон стоят на борту спасательного судна «Карпатия». Франкателли рассказала, что слышала ужасный грохот, а затем - крики о помощи, когда ее лодка отплывала от тонущего океанского лайнера «Титаник» в ту трагическую ночь в 1912 году.

Пассажирский лайнер «Титаник» незадолго до отправления в свой первый и последний рейс, 1912 год.

На фото, обнародованном аукционным домом Henry Aldridge & Son/Ho в Уилтшире, Великобритания, 18 апреля 2008 года, запечатлен крайне редкий артефакт - пассажирский билет на «Титаник».

Экспонат, завещанный Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия, Уолтером Лордом, - телеграмма Маркони. Мисс Эдит Рассел (журналистка и выжившая с «Титаника») писала в журнал Women’s Wear Daily: «Спаслась на “Карпатии”, сообщите матери». «Карпатия», 18 апреля 1912 года.

Обеденное меню ресторана на борту «Титаника», подписанное выжившими пассажирами. Уолтер Лорд завещал этот документ Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия.

Нос затонувшего «Титаника», 1999 год.

Один из винтов пассажирского лайнера «Титаник». Снимок был сделан во время экспедиции на место кораблекрушения 12 сентября 2008 года. Пять тысяч артефактов будут проданы на аукционе, который состоится 11 апреля 2012 года, почти через 100 лет после катастрофы «Титаника».

Правый борт носовой части «Титаника». Этот снимок был обнародован Океанографическим институтом Вудса Хоула 28 августа 2010 года.

Часть борта «Титаника», цепи и дополнительный якорный буй. Доктор Роберт Боллард, который нашел обломки «Титаника» почти 20 лет назад, вернулся на место трагедии, чтобы посмотреть на ущерб, причиненный кораблю и его сокровищам мародерами и искателями легкого обогащения.

Огромный винт затонувшего «Титаника» лежит на дне Атлантического океана. Снимок не датирован. Первые туристы, которые посетили место кораблекрушения в сентябре 1998 года, увидели винт и другие части знаменитого лайнера.

Этот 17-тонный фрагмент корпуса «Титаника» был поднят на поверхность во время экспедиции на место кораблекрушения в 1998 году.

17-тонный фрагмент пассажирского лайнера «Титаник», который был поднят со дна океана во время экспедиции на место кораблекрушения, 22 июля 2009 года. 11 апреля 2012 года этот экспонат будет продан на аукционе вместе с 5 тысячами других артефактов.

Золотые карманные часы Waltham American - личная вещь Карла Асплунда - на фоне картины «Титаника», нарисованной Си Джем Эшфордом. Часы нашли на теле Карла Асплунда, затонувшего вместе с «Титаником».

Деньги с «Титаника». Владелец одной из самых богатых коллекций вещей, найденных на «Титанике», выставил ее на аукцион в 2012 году - в год 100-летия со дня крушения знаменитого лайнера.

Фотографии Феликса Асплунда, Сельмы и Карла Асплунда и Лиллиан Асплунд в Девизесе, Уилтшир, Англия. Эти фото - часть коллекции вещей Лиллиан Асплунд, имеющих отношение к «Титанику».

Лиллиан было 5 лет в апреле 1912 года, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул во время своего первого путешествия. Девочка спаслась, но ее отец и трое братьев и сестер были среди тех 1514 человек, которые погибли.

Артефакты, найденные на месте крушения «Титаника», экспонируются на выставке TITANIC The Artifact Exhibit в Калифорнийском научном центре: бинокль, расческа, посуда и треснувшая лампа накаливания. 6 февраля 2003 года.

Очки, найденные среди обломков «Титаника». Полная коллекция найденных на месте крушения «Титаника» артефактов будет выставлена на аукционе в апреле 2012 года - через 100 лет после трагедии.

Золотая ложка с «Титаника».

Хронометр с капитанского мостика «Титаника» выставлен в Научном музее в Лондоне. Это один из более 200 предметов, поднятых со дна океана в том месте, где затонул «Титаник».

Посетители выставки в музее могут пройти всю историю знаменитого лайнера в хронологическом порядке - от чертежей для его строительства до момента гибели после столкновения с айсбергом.

Прибор для измерения скорости «Титаника» и лампа Gimbal - одни из артефактов, представленных в музее в Нью-Йорке.

Представленные в нью-йоркском музее предметы с затонувшего «Титаника».

Чашка и карманные часы - одни из многих предметов, найденных на «Титанике», а также пуговица с флагом компании White Star Line и небольшой иллюминатор.

Эти ложки с «Титаника» - часть выставки в музее Южного Норуолка, штат Коннектикут.

Позолоченная сумочка - один из предметов с «Титаника».

Корма «Титаника» с двумя торчащими из грязи и песка пропеллерами покоится на дне океана в 600 метрах к югу от носа корабля.

Первый полный снимок легендарных обломков. Мозаика фото состоит из 1500 снимков высокого разрешения, сделанных с помощью сонарных исследований.

Правый борт корабля. Первым на дно океана опустился нос «Титаника», так что передняя его часть зарылась в песок, навсегда закрыв смертельные раны, оставленные айсбергом.

Изуродованная корма в профиль.

Корма «Титаника», вид сверху. Это сплетение металла представляет собой загадку для ученых. Как сказал один из них: «Если вы расшифруете это, вы полюбите Пикассо».

Через трещину в корме видны два двигателя «Титаника». Эти огромные сооружения, покрытые ржавчиной, когда-то приводили в движение самый большой на то время лайнер в мире.

error: