Что изучает фонетика и орфоэпия? Для чего нужно изучать фонетику? Фонетика – это наука о звуках.

Что такое фонетика? Давайте разберемся. Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Что такое фонетика?

Лексика русского языка богата и разнообразна, как богат и звуковой состав. Его изучением занимается отдельная наука. Мы говорим сейчас именно о фонетике. Само слово произошло от греческого термина, обозначающего "звуковой", "звук". Поможет ответить на вопрос о том, что такое фонетика, определение - это раздел языкознания, в котором изучаются различные звуки речи, а также их соединения в том или ином языке (слоги, закономерности создания речевой цепочки звуков, их сочетания). Возможно, еще не совсем ясно, о чем идет речь. Сейчас главное - лишь отметить, что важнейшим понятием этого раздела является звук.

Изучает его влияние на объекты и субъекты специальная дисциплина - звуковедение.

Звук и буква

Для того, чтобы уяснить себе, что такое фонетика, необходимо сначала четко разграничить термины "звук" и "буква". Не следует смешивать данные понятия. Слова "кто" и "что" различаются именно звуками ([ш] и [к]), а не буквами. Ведь именно в речи существует русский язык. Что такое фонетика, вы поймете, когда уясните разницу между двумя понятиями, данными в заголовке.

Звуки слышатся и произносятся, буквы же читаются и пишутся. Другие соотношения невозможны: нельзя произнести букву, проговорить, пропеть, продекламировать, невозможно ее и услышать. Элементы алфавита не бывают ни мягкими, ни твердыми, ни звонкими, ни глухими, не безударными, ни ударными. Все подобные характеристики относятся именно к звукам. Это они являются языковыми единицами, буквы же принадлежат лишь алфавиту и не имеют, чаще всего, отношения к описанию языковых закономерностей. Выбор буквы определяет качество звука, а не наоборот. Следовательно, можно сделать следующий вывод. В любом языке существуют звуки независимо от того, есть в нем письменность или нет.

Сам по себе он, в отличие от других единиц языка (слова, морфемы, предложения, словосочетания), не имеет определенного значения. Функция звуков в языке - обеспечение возможности нашего общения - сводится к различению и формированию слов и морфем.

Предмет фонетики

Отвечая на вопрос, что такое фонетика, определение мы уже привели. Рассмотрим теперь предмет этого раздела языкознания. Его составляет тесная связь между письменной, устной и внутренней речью. В отличие от разных других языковедческих отраслей, фонетика занимается изучением не только лишь языковой функции, но также материальной стороны объекта: рассматривает работу аппарата речи, акустическую характеристику некоторых звуковых явлений, а также то, как носители языка воспринимают их.

Данная наука, в отличие от так называемых "нелингвистических" дисциплин, рассматривает все эти явления как элементы определенной системы, которые служат для воплощения предложений и слов в звуковую, материальную форму. Без этого, как известно, общение невозможно.

Поскольку звуковую сторону нашего языка можно рассматривать в функционально-языковом и акустико-артикуляторном аспектах, в этой науке выделяют собственно фонетику и фонологию.

Следует также знать, что такое фонетика и орфоэпия, в чем их различие. Последняя представляет собой раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение.

История науки фонетики

Что такое фонетика, правило соединения звуков в речи, различные ее аспекты - все это люди знали не всегда. Эта дисциплина не сразу же составила раздел науки о языке, несмотря на то, что древнеиндийские ученые имели блестящие достижения в данной сфере, а александрийские и греческие составили удачную классификацию различных звуков. В дальнейшем лингвистика на эту сторону языка обращала мало внимания.

17 век отмечен как начало изучения того, как звуки образуются в речи. Подобный интерес был вызван необходимостью обучения глухонемых (труды Х. П. Бонета, И. К. Аммана, Дж. Уоллиса). В конце 18 века ученый Х. Краценштейн основал акустическую теорию гласных, развитую в дальнейшем Л. Р. Гельмгольцем в середине 19 века. К этому времени исследования в области физиологии и анатомии были обобщены в работах Э. В. Брюкке. Учение о звуковой стороне с лингвистической точки зрения во всех разделах впервые было представлено в труде Й. Шмидта и Э. Зиверса в 1872 году. Большой вклад в данную науку внесло на сегодняшний день множество ученых, задававшихся вопросом, что такое фонетика. Примеры наиболее известных из них: Р. Раск, Панини, Я. Гримм, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. Шлейхер, Ж. П. Руссло, Ж. Жильерон, П. Пасси, Э. Зиверс, Д. Джоунз, М. Граммон, Л. В. Щерба, В. А. Богородицкий, Н. С. Трубецкой, Е. Д. Поливанов, Р. О. Якобсон, М. Халле, Г. Фант, Р. И. Аванесов, Л. Р. Зиндер, Л. Л. Касаткин, М. В. Панов, Л. А. Вербицкая, Л. В. Бондарко, О. Ф. Кривнова, С. В. Кодзасов.

Стоит отметить, что даже в первой половине 19 века ученые еще плохо различали буквы и звуки. Сильно продвинула фонетику вперед необходимость создавать в колониях грамматики туземных языков, а также изучение различных бесписьменных диалектов и описания языков в сравнительно-историческом аспекте.

Три аспекта исследований

Существует три аспекта фонетических исследований. Первый из них - артикуляционный (то есть анатомо-физиологический). Он изучает звук речи с позиции его создания (например, установлено, что он произносится на выдохе). Рассматривается, какие органы участвуют в произношении, пассивны или активны голосовые связки, вытянуты ли при этом губы вперед и т. д.

Второй аспект - акустический (другими словами, физический). В нем звук изучается как некоторое колебание воздуха, отмечаются его физические характеристики: сила (амплитуда), частота (высота) и длительность.

Третий - функциональный (фонологический). При его рассмотрении мы отмечаем функции, которые имеют звуки в языке, применяем такое понятие, как "фонема".

Акустическая, перцептивная, артикуляционная и функциональная фонетика

Акустическая фонетика изучает звуки речи как физические явления, описывает такие их характеристики, как высота (которая зависит от частоты колебаний), сила (от амплитуды), громкость, тембр и длительность звука. Также этот раздел рассматривает физиологию и анатомию речевого аппарата.

Перцептивная изучает особенности анализа и восприятия звуков речи органом слуха, то есть ухом.

Функциональная фонетика (то есть фонология) рассматривает в качестве элементов языковой системы звуковые явления как служащие для формирования слов, морфем и предложений.

Методы фонетических исследований

В различных аспектах применяются разные методы.

Для артикуляционного аспекта - интроспекция (самонаблюдение), палатографирование, одонтографирование, лингвографирование, фотографирование, рентгеносъемка, киносъемка.

Методы, применяемые в акустическом аспекте изучения: осциллографирование, то есть преобразование различных колебаний воздуха в конкретный акустический сигнал, интонографирование, спектрографирование.

Разделы фонетики

Фонетика также делится на общую, историческую, сравнительную и описательную. Общий раздел изучает закономерности, характерные для всех мировых языков, их звукового строя. Сравнительная сопоставляет его с другими (в основном родственными) языками. Фонетика историческая прослеживает то, как развивался он на протяжении длительного периода (иногда с момента появления конкретного языка - отделения его от праязыка). Предмет описательной - звуковой строй на конкретном этапе развития (чаще всего фонетический строй именно современного языка).

Основные фонетические средства и единицы

Итак, что такое фонетика, мы определились. Перечислим теперь основные ее единицы. Они делятся на суперсегментные и сегментные.

Сегментные - это единицы, которые возможно определить в потоке речи: слоги, звуки, фонетические слова (такт, ритмические структуры), фонетические фразы (синтагмы).

Остановимся поподробнее на этих терминах. Фонетическая фраза - определенный отрезок речи, который представляет собой смысловое и интонационное единство, с обеих сторон выделенное паузами. Синтагма (иными словами, речевой такт) - это отрезок некоторой фонетической фразы, который отмечен тактовым ударением и особой интонацией. Между тактами паузы не обязательны (либо они могут быть короткими), деление это не очень интенсивно. Следующий термин - фонетическое слово (то есть ритмическая структура) - представляет собой часть фразы, которая объединена словесным ударением. Наименьшая единица любой речевой цепочки - слог. А звук - это минимальная единица фонетики.

Суперсегментные единицы

Суперсегментные (различные интонационные средства) накладываются в речи на сегментные. К ним относятся динамические (ударение), мелодические (тон) и темпоральные (длительность или темп). Ударение представляет собой выделение определенной единицы в ряду некоторых однородных с помощью интенсивности звука (энергии). Тон - речевой ритмико-мелодический рисунок, который определяется изменением частоты некоторого звукового сигнала. Темп представляет собой скорость речи, определяющуюся числом сегментных единиц, которые мы произносим за единицу времени. Время звучания этого сегмента называется длительностью.

Надеемся, вы понимаете теперь, что такое фонетика, какова история этой науки, можете назвать ее основные разделы и единицы. Мы постарались максимально полно и по возможности лаконично все это описать.

Лекція № 1

ФОНЕТИКА КАК НАУКА О ЗВУКОВОЙ СТОРОНЕ

ЯЗЫКА

План лекции

Понятие системности языка. Основные особенности системности языка.

Фонетика как наука о звуковой стороне языка.

Связь фонетики с другими лингвистическими дисциплинами.

Правила фонетической транскрипции.

Теоретическое и практическое значение изучения фонетического строя языка.

Литература:

  1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.
  2. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.
  3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.
  4. Реформатский А.А. О сопоставительном методе. Русский язык в национальной школе, 1962, №5.
  5. Реформатский А.А. Лингвистика и поэтика. М., 1987.
  6. Реформатский А.А. О соотношении фонетики и грамматики (морфологии). В кн.: А.А.Реформатский. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.
  7. Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967.
  8. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.,1 979.

10. Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977.

Понятие системности языка. Основные особенности системности языка

На свете существует большое количество языков. Они разнообразны и по звуковому облику, и по словарному составу, и по грамматическому строю. Однако всем им присуще нечто общее: они выполняют одни и те же функции - при их посредстве выражаются какие-то мысли, передаются какие-то сообщения. Другими словами, язык выполняет функцию общения между людьми, является средством общения между ними. Каждый язык обязательно членится на какие-то элементы, повторяющиеся в определенных комбинациях друг с другом в составе других более крупных единиц. Каждый язык обладает обширным набором таких повторяющихся элементов и гибкой системой правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.

Какими бы разными не были определения языка, в них можно обнаружить указание на его системный характер.

Общенаучное понятие системы при всем разнообразии или оттенках его использования всегда включает в себя представление о некотором объединении каких-либо объектов и об отношениях между этими объектами. Объекты, объединяющиеся в систему, обычно называются элементами этой системы.

«Если бы язык был свалкой разрозненных фактов - слов, форм, звуков, то он не мог бы служить людям средством общения. Все многообразие случаев и ситуаций общения, все разнообразие потребностей называния вещей и явлений, выражение разнообразных понятий люди могут превращать в общественную ценность только благодаря тому, что язык системно организован и управляется своими внутренними законами и в каждом языке - особыми. Эти законы группируют весь инвентарь языка в стройные ряды взаимосвязанных явлений, будь то система падежных или глагольных форм, классы частей речи в морфологии, ряды и пары консонантизма и вокализма в фонетике.

Все это в совокупности образует структурную модель языка, распределенную на ряд систем и подсистем, расчлененных и одновременно связанных друг с другом многими отношениями. Вне этих отношений любой факт, будь то слово, форма или звук, - еще не факт языка, как кирпич сам по себе вне своего места в стройке - еще не часть здания, а только строительный материал. Становятся эти элементы фактами языка лишь тогда, когда они подчиняются той или иной действующей в данном языке модели, т. е. когда становятся членами системы», - писал А.А. Реформатский.

Таким образом, язык представляет собой систему. Системна и его звуковая сторона. Это значит, что каждая фонетическая единица определяется своими отношениями к другим фонетическим единицам.

Какие же отношения существуют между единицами системы? В наиболее общем виде их можно свести к трем видам: синтагматические, парадигматические и иерархические отношения.

Синтагматические отношения определяют соединение единиц в речевом потоке - (эти отношения ещё называют комбинаторными).

Парадигматические - это, по терминологии Ф. де Соссюра, ассоциативные отношения (группировка единиц в классы на основании общности или сходства их некоторых существенных свойств).

Иерархические - это отношения по степени сложности, или отношения «вхождения» менее сложных единиц в более сложные. Иерархические отношения могут быть определены в терминах «входит в...» или «состоит из...».

Фонетика как наука о звуковой стороне языка

Раздел науки о языке, занимающийся изучением его звуковой стороны, называется фонетикой. Фонетика как наука изучает «звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях, а также связь между звуковой и письменной формой языка».

Звуковая сторона языка включает две группы единиц: сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

Сегментные - это такие фонетические единицы, которые являются кратчайшими отрезками речевого потока. Сегментные означает отрезок. Речевой поток членится на отрезки разной длины. Самыми кратчайшими, далее неделимыми фонетическими единицами - отрезками, сегментами речевого потока являются звуки речи. Они располагаются в потоке речи друг за другом, образуют последовательность, цепь, линию. Поэтому по-другому они называются линейными фонетическими единицами.

Кроме сегментных фонетических единиц, существуют суперсегментные (надсегментные, сверхсегментные) фонетические единицы. К ним относятся ударение и интонация.

Главное их отличие от звуков заключается в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно, выделены из состава материальных оболочек слов и предложений. Для ударения сегментом является слово (или фонетическое слово), для интонации - предложение.

Звуковая сторона языка - очень сложное явление. Поэтому к ней можно подойти с различных точек зрения. Различают общую и частную фонетику.

Общая фонетика занимается изучением природы звука речи как единства физиолого-акустического и лингвистического аспектов, исследованием общих условий образования звуков речи и их акустических коррелятов, изучением общих закономерностей образования слога, общей теории ударения и интонации, изучением общих закономерностей развития фонетической системы (звуковые законы), общей теории графики и орфографии. Общая фонетика основывается на фактах многих языков.

Звуковая сторона конкретного языка изучается частной фонетикой. Например, фонетика русского языка является частной фонетикой.

Частная фонетика может рассматривать факты какого-то языка статически, вне развития. В этом случае мы имеем фонетику синхроническую или описательную. Например, нашим предметом является фонетика современного русского языка. Значит, эта фонетика синхроническая, описательная, она будет затрагивать вопросы звуковой стороны русского языка нашего времени, поэтому и называется фонетикой современного русского языка. Можно изучать звуковую сторону русского языка какого-то другого периода, скажем, древнерусского. Но и здесь факты языка рассматриваются статически, т.е. в застывшем виде, какими они были в тот период.

Звуковая сторона языка может изучаться диахронически или исторически, т.е. в развитии. Как единицы фонетики русского языка изменялись из периода в период, какие были звуки, что с ними стало, какие остались, какие изменились в другие звуки или совпали с другими звуками, какие вообще исчезли и т.п.? Например, в древнерусском языке были гласные [ъ] и [ь], со временем они в слабых позициях (напр., в конце слова) исчезли, а в сильных позициях перешли в другие звуки: сънъ = сон, дьнь = день (в древнерусск. языке [ъ] являлся гласным звуком непереднего ряда, в сильной позиции - под ударением он перешел в гласный [о], в слабой позиции - в конце слова исчез; [ь] являлся гласным звуком переднего ряда, в сильной позиции - под ударением он перешел в гласный [е], в слабой позиции - в конце слова исчез. Буква ь в конце слова день в современном русском языке является показателем мягкости предшествующего согласного [н"]).

Иногда бывает полезным для объяснения фонетических особенностей современного состояния русского языка пользоваться фактами исторической фонетики. Напр., почему сом -сома (род.пад.), а сон - сна (род.пад.), почему от сущ. стена образуется прилагательное стен-н-ой, а от сущ. смех образуется прилагательное смеш - н - ой и т. д.? Ответить на эти вопросы можно, только используя факты исторической фонетики. Например, в древнерусском языке слово сънъ в форме род.пад. съна в корне имел редуцированный гласный непереднего ряда [ ъ] , который в этом случае оказывался в слабой позиции (перед слогом с сильным гласным [а]) и выпадал; то же самое проис ходило с редуцированным гласным переднего ряда [ь], который в род. пад. слова дьнь, т.е. в форме дьня, оказавшись в слабой позиции (перед слогом с сильным гласным [а]), выпадал: сънъ [сон] - съна [сна]; дьнь [д"ен"] - дьня [д"н"а]. В современном русском языке эти гласные называются «беглыми гласными». Что касается прилагательного смешной, в котором на месте [х] появляется [ш], то такое изменение [х] в [ш] объясняется тем, что в древнерусском языке при образовании прилагательного смешной использовался суффикс -ьн- с начальным редуцированным гласным переднего ряда [ь]. Перед этим гласным все согласные смягчались, кроме заднеязычных [к,г,х], которые в этом положении переходили в мягкие шипящие [ч", ж", ш"]: рука - рук-ьн-ой - руч-ьн-ой - руч-н-ой; другъ - друг-ьн-ый - друж-ьн-ый - друж-н-ый; смехъ смех-ьн-ой - смеш-ьн-ой - смеш-н-ой. Как видно, только после изменения [к - ч], [г - ж], [х - ш], которое имело место перед гласным переднего ряда [ь], сам гласный [ь] выпал, и заднеязычные согласные оказались перед согласным [н].

Для глубокого объяснения фактов какого-то языка нередко обращаются к материалу других языков, в том числе родственных. В этом случае фонетическое исследование становится уже сравнительным, т.к. сравниваются факты разных языков.

Связь фонетики с другими лингвистическими дисциплинами

Какое место занимает фонетика среди других языковедческих дисциплин, изучающих другие разделы, уровни языка, как связана фонетика с лексикой, морфологией и синтаксисом?

Фонетика занимает среди других лингвистических дисциплин особое место. Лексикология, морфология и синтаксис, изучающие различные языковые категории и средства их выражения, имеют дело со смысловой стороной языка. Фонетика - это звуковая форма, в которой представлена грамматическая система языка, т.е. морфологические формы слов в их звуковом оформлении и фразы - во всем разнообразии их мелодического рисунка, с их фразовыми ударениями и т.д. Так, одним из средств выражения грамматических форм в русском языке является фонетика. Сюда входит различное звучание аффиксов (напр., вода - воды), чередование звуков (напр., чередование о/а: докончил - доканчивал), подвижное ударение (напр., руки с ударением на первом слоге и руки с ударением на втором слоге), мелодика (напр., повествовательная и вопросительная) во фразах, различающихся в определенных случаях только движением тона (напр., Ты пойдешь домой. Ты пойдешь домой?). В синтаксисе при характеристике типов предложения по цели высказывания обязательно учитывается интонация. Таким образом, поскольку наша речь всегда является звучащей речью, отношения между фонетикой и грамматикой обнаруживаются в связи между звуковой формой речи и ее грамматическим выражением.

Такова же связь между фонетикой и словарным составом языка, т. е. лексикой. Благодаря наличию тех или иных звуков, входящих в состав слова и составляющих его звуковой облик (напр., стол - стул, стал - стыл), благодаря разноместности ударения (замок - замок) опознается значение данного слова.

Таким образом, звуковой облик слова является той формой, в которую облечено его содержание. Как видно, связь фонетики со словарем сказывается прежде всего в том, что слово немыслимо вне его звукового облика. Поэтому различение слов осуществляется, как правило, через различие их звукового облика.

Правила фонетической транскрипции

Система письма неточно передает звучащую речь: один и тот же звук часто передается на письме разными буквами, а разные звуки могут обозначаться одной буквой. Так, в словах дуб и суп последний согласный звук одинаковый — [п], а пишутся разные буквы — б и п. В слове пир первый согласный звук — мягкий [п"], а пишется та же буква п, что и в слове пыл, в начале которого — твердый звук [п]. Чтобы более точно записывать звучащую речь, наука о языке выработала принципы так называемой фонетической транскрипции.

Фонетической транскрипцией называется система записи звучащей речи — слов или целых фраз — с использованием букв и особых условных обозначений. Транскрипция была придумана задолго до изобретения граммофонной и магнитофонной записи, которая позволяет абсолютно точно фиксировать звучание; благодаря удобству и практической доступности транскрипция широко используется и в научном описании звучащей речи, и в практике преподавания русского языка.

Для школьного преподавания русской фонетики обычно пользуются несколько упрощенной фонетической транскрипцией, которая отражает только основные признаки звуков русской речи. При транскрибировании слов и целых выражений нужно соблюдать ряд правил.

Показателем фонетической транскрипции являются квадратные скобки . В такие скобки заключается транскрибируемый текст или отдельное слово, звук.

  1. Каждому звуку языка в транскрипции соответствует только один транскрипционный знак — буква или специально введенное графическое обозначение звука либо фонетического признака звука.
  2. При транскрибировании используются все буквы русского алфавита, кроме гласных букв е, ё, ю, я и согласных букв щ (обозначает долгий мягкий звук [ш’:], например, щука [ш’:укъ]) и й.

Буква й иногда используется в школьном преподавании фонетики для обозначения особого согласного звука «йот», корый слышится в таких словах, как я [йа], юг [йук], моя [майа], пою [пайу], поёт [пайот], мой [мой], лей [л"эй] и др. Однако чаще всего в транскрипции для обозначения разновидностей этого звука используется латинская буква j («йот»): [ ja ], [ najy ], а также специальные транскрипционные знаки [и] или [ i ], которыми обозначается ослабленный вариант звука «йот» — звук «[и] неслоговой», например в конце слов: [май], [аткрои].

  1. Буквами ъ («ерь») и ъ («ер») в транскрипции обозначаются особые краткие (редуцированные) гласные звуки: [ь] — редуцированный гласный переднего образования, похожий на краткий звук [и], а [ъ] — редуцированный гласный непереднего образования, очень краткий звук, представляющий собой нечто среднее между звуками [а], [э] и [ы].
  2. Для обозначения гласного звука, который произносится в первом предударном слоге после твердых согласных в соответствии с ударными [а] и [о], используется условное обозначение [ Λ ].
  3. В транскрипции используются только строчные буквы (даже при записи произношения личных имен и первого слова фразы): [иван] Иван; [ ja к-вам п"ишу] Я к вам пишу... (П.).
  4. Специальными транскрипционными значками являются:

а) ["] — знак словесного ударения, который ставится над ударным гласным звуком в слове ;

б) [’] (апостроф) — показатель мягкости согласного звука:
[п’ат’] пять;

в ) [:] — знак для обозначения долготы звука: [ан:у] Анну
(В. п.); [иш:"у] ищу; рэж:"у] езжу; другой способ обозначения
долготы звука — черта над соответствующей буквой
;

г) [-] (дефис) — показатель слитности грамматических слов
в рамках одного фонетического слова: [у-вас] у вас; [читал-бы]
читал бы;

Д) [|] — показатель границы между синтагмами в рамках фразы (короткая пауза); [ ׀׀ ]– показатель границы между фразами (длительная пауза ) .

6. Фонетические слова отделяются в транскрипции пробелами, знаки препинания не ставятся, ср.: [што ja магу иш": o
сказат"] Что я могу еще сказать? (П.).

Теоретическое и практическое значение изучения фонетического строя языка

Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение.

Любая лингвистическая (т.е. языковая) единица семантического уровня (напр., морфема, слово, предложение) имеет определенную материальную оболочку, определенное звучание. Благодаря постоянной связи звучания и значения языковая единица всякий раз опознается носителями языка именно как данная, а не какая-то другая единица.

Материальная оболочка морфем, слов, предложений создается из звуковых единиц. Система звуковых единиц языка образует его звуковую сторону.

Звуковая сторона языка является «природной материей» языка, языка слов. Поэтому изучение языка - его грамматического строя и словарного состава - само по себе уже предполагает изучение его фонетической системы. Фонетические единицы существуют не сами по себе и не сами для себя, а для обслуживания лексики и морфологии. Поэтому необходимо изучить функционирование фонем в составе словоформ данного языка, ибо без этого нельзя правильно оценить роль фонетических единиц и их противопоставленности в языке как средства коммуникации.

Фонетика - учение о звуковой стороне языка. Значение фонетики как научной дисциплины определяется прежде всего тем, какое значение имеет в языке его звуковая сторона.

Фонетика полезна во многих практических делах, но не менее важно ее теоретическое значение: она учит молодого филолога понимать, что язык - единая, стройная, умная, внутренне согласованная целостность. Закономерности языка проще, понятны на уровне фонетики, потому что сама фонетика проще лексики и грамматики. Проверить новую теорию, испытать правильность новых лингвистических взглядов удобно на материале фонетики.

Звуковая речь «главнее» письменной. Каждый человек говорит больше, чем пишет (и обычно слушает больше, чем читает). Сначала человек учится говорить и только потом - писать. Навыки письменной речи ложатся поверх навыков устной и от них зависят.

Фонетика имеет большое практическое значение и используется в самых разнообразных областях.

  1. Прежде всего она служит основой для методики преподавания чтения и письма. Рациональное обучение грамоте возможно только при четком понимании различия между звуковой и письменной формой языка и при учете сложных связей, существующих между этими двумя формами языка.
  2. Потребности образования, публичной речи, радио ставят на очередь вопрос об установлении орфоэпических норм, что также является одной из важнейших практических задач фонетики.
  3. Необходимость создания письменности для бесписьменных народов, а также постоянного совершенствования орфографии старописьменных языков определяет практическое значение фонетики и в этом направлении.
  4. На фонетике базируется также логопедия, занимающаяся исправлением недостатков произношения, которые невозможны без ясного представления о механизме произношения и о языковой функции произносимого. Только учитывая эту функцию, можно отличить существенное от несущественного и найти правильный путь к устранению того или иного недостатка речи.
  5. На фонетической основе строится и обучение глухонемых - сурдопедагогика.
  6. Само собой очевидно значение фонетики для постановки произношения, для обучения выразительному чтению и т. д. Обучение может быть рациональным только тогда, когда преподаватель отдаст себе ясный отчет в том, каковы особенности произношения данного отдельного звука, слова, предложения.
  7. В процессе изучения фонетики:

а) закладываются основы научного понимания звуковой
стороны языка в отличие от графической;

б) выясняется система русской графики, т.е. система соотношений между буквами русского алфавита и звуками русского языка;

в) вырабатывается сознательное отношение к орфографии;

г) приводятся в систему и осмысливаются в свете фонетических закономерностей отдельные разрозненные сведения
по языку;

д) многие сведения современного русского языка получают историческое освещение;

е) расширяется лексический уровень знания языка и
обостряется языковое чутье.

Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки в потоке речи, их сочетаемость и их позиционные изменения.

В основе описательной фонетики может лежать как акустическая характеристика звуков речи, так и артикуляторная. С акустической точки зрения звуки речи характеризуются следующими признаками: высотой, силой, тембром и длительностью. Высота звука зависит от количества колебаний голосовых связок, выражаемого в герцах в сек.: чем больше герц в сек., тем выше звук. Сила звука, или интенсивность, зависит от амплитуды колебаний голосовых связок. Сила звука измеряется в децибелах. Тембр звука зависит от совокупности основного тона и обертонов. Длительность звука зависит от количества времени, расходуемого на произнесение звука. Длительность звука связана с темпом речи. Чем быстрее темп, тем меньше длительность звука и наоборот, чем медленнее темп, тем больше длительность звука.

Артикуляторная характеристика звуков основана на различиях в движении органов речи.

Как акустические, так и артикуляторные характеристики основываются на результатах, полученных с помощью экспериментально-фонетических методов.

Среди экспериментально-фонетических методов выделяются акустические и соматические. К акустическим методам, с помощью которых изучаются различные акустические свойства звуков, относятся, например, спектрографический и осциллографический. К соматическим методам, в основе которых лежит регистрация движений органов речи, относится, например, рентгенографический.

В "Русской грамматике" при описании интонации используются акустические характеристики звуков речи, а в фонетическом описании - их артикуляторные характеристики. При описании артикуляции звуков приводятся рентгенограммы. В "Фонетике" дается также описание сочетаний звуков в словоформах, в разных позициях по отношению к морфемной структуре словоформ. Это описание позволяет выявить возможности и ограничения сочетаемости звуков в словоформах с точки зрения фонетики и морфемного состава.

Речевой поток представляет собой непрерывную линейную последовательность звуков. Звук является минимальной незначимой единицей речевого потока. Звук выступает в речи нерасчлененно, как единое целое; из него нельзя выделить отдельные элементы произношения (артикуляции). Так, например, можно произнести один за другим звуки, составляющие слово моль, но нельзя произнести отдельно мягкость звука [л`] или лабиализованность (огубленность) звука [о].

Примечание 1. Здесь и везде далее звуки и их сочетания в пределах словоформ заключаются в квадратные скобки (например, [с`т`う п`]), а фонемы и их сочетания в пределах словоформ - в две вертикальные черты || (например, |c 3 т`еп` 2 |).

Примечание 2. Выделение отдельных звуков является в известной мере огрубленным, так как в потоке речи звуки следуют непосредственно один за другим, изменяясь в зависимости от качества предшествующего или последующего звука.

Сам по себе звук не обладает языковым значением, но косвенно он связан со значением: из звуков состоят значимые единицы, которые могут, в частности, состоять и из одного звука. Например, в русском языке звук [и] в пределах словоформы может быть морфом, несущим определенное значение: в словоформе кони и - флексия им. п. мн. ч., в словоформе (в) пути - это флексия предл. п. ед. ч., в словоформе руки - флексия род. п. ед. ч., в словоформе зови - флексия повелительного наклонения. При линейном звуковом членении, например, в словоформе руки выделяются четыре звука: [рук`и], не связанные каждый в отдельности ни с каким значением а при членении этой же словоформы на морфы выделяются две значимые звуковые последовательности, два морфа: [рук`-и].

Словоформы могут состоять из одного, двух и более звуков. Так, словоформы (предлоги) с, о, в состоят из одного звука, ад, на, по - из двух, под, при, раз - из трех, ворс, порт, кость - из четырех, караван, сарафан - из семи звуков.

Звуки делятся на гласные и согласные. При произнесении согласных струя воздуха встречает преграду, образующуюся в результате смыкания (полного или частичного) органов речи. При произнесении же гласных струя воздуха не встречает никакой преграды, воздух свободно проходит через органы речи.

Русская грамматика.

Закономерности слияния звуков, звукосочетания - это все то, что изучает фонетика. Эта наука является разделом одной большой дисциплины - лингвистики, которая исследует язык как таковой.

Основы фонетики

Чтобы было понятнее, что изучает фонетика, достаточно представить себе устройство любого языка. Внутри него есть важная связь между внутренней, устной и письменной речью. Фонетика - это та самая наука, которая исследует эти конструкции. Важными дисциплинами для нее являются орфоэпия (правила произношения) и графика (письменность).

Если сложить в единую картинку букву (знак) и ее звук, то получится важный инструмент человеческой речи. Это именно то, что изучает фонетика. Кроме того, она исследует еще и материальную сторону произношения, то есть те инструменты, которыми пользуется человек в своей речи. Это так называемый произносительный аппарат - совокупность органов, необходимых для артикуляции. Специалисты по фонетике рассматривают акустические характеристики звуков, без которых невозможно нормальное общение.

Появление фонетики

Чтобы понять, что изучает фонетика, также необходимо обратиться к истории этой науки. Первые исследования, посвященные звуковому строю языка, появились в среде древнегреческих философов. Устройством речи интересовались Платон, Гераклит, Аристотель и Демокрит. Так в VII веке до н. э. появилась грамматика, а вместе с ней -фонетический анализ и разделение звуков на согласные и гласные. Это были только предпосылки зарождения современной науки.

В эпоху Просвещения европейские ученые впервые задались вопросом о природе образования звуков. Основоположником акустической теории воспроизведения гласных стал немецкий врач Христиан Кратценштейн. То, что именно медики стали пионерами фонетики, на самом деле неудивительно. Их исследования речи носили физиологический характер. В частности врачей интересовала природа глухонемоты.

В XIX веке фонетика изучала уже все мировые языки. Ученые разработали сравнительно-исторический Он заключался в сопоставлении разных языков по отношению друг к другу. Благодаря такому удалось доказать то, что разные наречия имели общие корни. Появились классификации языков по большим группам и семьям. Они основывались на сходствах не только в фонетике, но и в грамматике, лексике и т. д.

Фонетика русского языка

Так для чего нужно изучать фонетику? История ее развития показывает, что без этой дисциплины сложно понимать природу Например, фонетика русской речи впервые была исследована Михаилом Ломоносовым.

Он был универсальным ученым и больше специализировался на естественной науке. Однако русский язык всегда интересовал Ломоносова именно с точки зрения публичных выступлений. Ученый был известным ритором. В 1755 году он написал «Российскую грамматику», в которой были исследованы фонетические основы отечественного языка. В частности автор объяснил произношение звуков и их природу. В своем исследовании он пользовался новейшими на тот момент теориями европейской лингвистической науки.

Международный фонетический алфавит

В XVIII веке ученые Старого Света познакомились с санскритом. Это один из индийских языков. Его примечательность в том, что это наречие является одним из самых древнейших из ныне существующих в человеческой цивилизации. Санскрит имел индоевропейские корни. Это привлекло внимание западных исследователей.

Вскоре с помощью фонетических изысканий они определили, что у индийских и европейских языков есть далекий общий язык. Так появилась универсальная фонетика. Исследователи поставили перед собой задачу: создать единый алфавит, в котором бы были запечатлены звуки всех мировых языков. Международная система записи транскрипции появилась в конце XIX века. Она существует и дополняется и сегодня. С ее помощью легко сопоставлять самые далекие друг от друга и непохожие языки.

Разделы фонетики

Единая фонетическая наука делится на несколько разделов. Все они изучают свой аспект языка. Например, общая фонетика исследует закономерности, которые присутствуют в наречиях всех народов мира. Подобные изыскания позволяют находить их общие точки отсчета и корни.

Описательная фонетика фиксирует современное состояние каждого языка. Объектом ее изучения является звуковой строй. Историческая фонетика необходима для прослеживания развития и «взросления» определенного языка.

Орфоэпия

Из фонетики выделилась наука более узкая дисциплина. Что изучает фонетика и орфоэпия? Ученые, специализирующиеся на науках, исследуют произношение слов. Но если фонетика посвящена всем аспектам звуковой природы речи, то орфоэпия необходима для того, чтобы определить правильный способ воспроизведения слов и т. д.

Подобные исследования начались как исторические. Язык является в своем роде живым организмом. Он развивается вместе с народом. С каждым новым поколением язык избавляется от ненужных элементов, в том числе и в произношении. Так архаизмы забываются и заменяются новыми нормами. Это именно то, что изучает фонетика, графика, орфоэпия.

Орфоэпические нормы

Нормы произношения в каждом языке устанавливались по-разному. Например, унификация русского языка произошла после Октябрьской революции. Появились не только новые но и грамматика. Весь XX век отечественные лингвисты тщательно изучали пережитки, которые остались в прошлом.

Язык в Российской империи был очень неоднородным. Орфоэпические стандарты в каждом регионе отличались друг от друга. Это было обусловлено большим количеством диалектов. Даже в Москве существовал свой собственный говор. До революции его считали нормой русского языка, однако через несколько поколений он бесповоротно изменился под влиянием времени.

Орфоэпия изучает такие понятия как интонация и ударение. Чем больше носителей языка, то больше вероятность, что у отдельной группы будут собственные фонетические нормы. Они отличаются от литературного стандарта собственной вариацией образования грамматических фонем. Такие уникальные явления собираются и систематизируются учеными, после чего попадают в специальные орфоэпические словари.

Графика

Другой важной для фонетики дисциплиной является графика. Ее также называют письменностью. С помощью установленной знаковой системы фиксируются данные, которые человек хочет передать с помощью языка. Сперва человечество общалось только посредством устной речи, но у нее было множество недостатков. Главным из них была невозможность зафиксировать собственные мысли так, чтобы они могли сохраниться на каком-нибудь физическом носителе (например, бумаге). Появление письменности изменило эту ситуацию.

Графика исследует все аспекты этой сложной знаковой системы. Что изучает наука фонетика вместе с этой близкой к ней дисциплиной? Сочетание букв и звуков позволило человечеству создать единую систему языка, с помощью которого оно общается. Взаимосвязь двух важных ее частей (орфоэпии и графики) у каждого народа своя. Лингвисты изучают их. Для понимания природы языка нет ничего более важного, чем фонетика и графика. Что изучает специалист с точки зрения двух этих систем? Их смысловыми единицами являются буквы и звуки. Именно они - главные объекты изучения лингвистических наук.

error: