Большая энциклопедия нефти и газа. Смотреть страницы где упоминается термин единоначалие

Одним из основных принципов управления является принцип единоначалия, который формулируется следующим образом: чем полнее взаимосвязь подчинения подчиненного с руководителем, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и тем выше чувство персональной ответственности за результаты работы .

6. Принцип безусловной ответственности.

Поскольку ответственность, будучи взятым на себя обязательством, не может быть делегирована, то ни один руководитель не может за счет делегирования освободиться от ответственности за деятельность подчиненных, так как именно он делегирует полномочия и распределяет обязанности. Подчиненные, приняв поручение и получив необходимые для его выполнения полномочия, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители же в свою очередь несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных.

7. Принцип соответствия полномочий и ответственности.

Поскольку полномочия есть право выполнять порученную работу, а ответственность - это обязательство выполнить ее, то отсюда логически вытекает, что полномочия должны соответствовать ответственности. Из этого очевидного обстоятельства вытекает следующий принцип: ответственность за те или иные действия не может превышать предполагавшуюся объемом делегированных полномочий, но и не должна быть меньше ее. Данное соответствие не носит математического характера, оно скорее пространственно-временного порядка, поскольку и полномочия, и ответственность касаются выполнения одной и той же задачи.

    Линейный тип организационной структуры (тип прямого подчинения). Линейная организационная структура носит такое название потому, что все ее элементы находятся на прямой вертикальной линии подчинения от верхнего уровня до нижнего уровня. В основу линейной организационной структуры управления положен принцип единоначалия, который предполагает предоставление руководителю широких прав и полномочий для выполнения его функций. Менеджер имеет право единолично принимать решения по управлению подразделением и несет персональную ответственность за деятельность коллектива. Сам менеджер обычно подчинен вышестоящему органу управления. Однако руководитель этой начальственной структуры не имеет права без разрешения непосредственного руководителя (менеджера) отдавать распоряжения его подчиненным.

Достоинства : четкая система взаимных связей, ясная ответственность, быстрая реакция и обратная связь в ответ на указания вышестоящего руководства.

Недостатки: отсутствие подразделений по планированию производства и подготовке решений, тенденция к волоките при решении смежных проблем подразделений, перегрузка менеджеров верхнего уровня.

Руководителю низшего и среднего звена свойственны:

1) психологический дисбаланс прав и ответственности (ограниченность в правах, хотя несут полную ответственность за работу), что приводит к нервно-психическим перегрузкам, ухудшению здоровья;

2) ролевая неопределенность - нечеткость распределения прав, обязанностей, ответственности); психологическое давление с двух сторон: подчиненные и вышестоящее руководство, что обусловливает повышенную тревожность и невротизацию руководителя.

2. Функциональный тип организационной структуры. Особенностью данного типа организационной структуры является то, что каждая структурная единица специализируется на выполнении определенной функции. Для промышленных предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, типичными являются следующие основные функции: планирования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, маркетинг, финансы. Выполнение распоряжений руководителя функционального подразделения в пределах его полномочий обязательно для нижестоящих структурных подразделений.

Достоинства структуры : освобождение руководителей производственных подразделений, от необходимости решения специальных вопросов, возможность использования опытных специалистов, уменьшение потребности в экономистах.

Недостатки структуры: усложнение взаимосвязей, затруднение координации действий по управлению, проявление тенденций к чрезмерной координации.

    Линейно-штабная структура управления . Линейно-штабная структура управления имеет такие же характеристики, как и линейно-функциональная структура. Она предусматривает функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней.

Главной задачей линейных руководителей в этом случае является координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации. Именно по такому принципу построено управление Москвой.

Достоинства структуры : более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; некоторая разгрузка высших руководителей; хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления при условии наделения штабных подразделений правами функционального руководства; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.

Недостатки структуры: недостаточно четкое распреде¬ление ответственности в связи с тем, что лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении; тенденция к чрезмерной цен¬трализации управления; многие недостатки аналогичны недостаткам линейной структуры, частично в более ослабленном виде.

    Линейно-функциональный тип организационной структуры. Это один из наиболее распространенных вариантов организационного построения предприятий. Сущность данного типа структуры заключается в том, что руководство производством обеспечивается как линейным аппаратом, так и функциональными.

Основу линейно-функциональных структур составляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации: маркетинг, финансы, плановый, производство. По каждой из подсистем формируется иерархия служб, так называемая «шахта», которая пронизывает всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Линейные руководители осуществляют непосредственное руководство производством, каждый из них выступает в качестве единоначальника в соответствующем производственном подразделении. Линейные руководители наделяются необходимыми правами и несут ответственность за конечные результаты деятельности подчиненных им подразделений. Функциональные службы (отделы: плановый, труда и зарплаты, финансовый, бухгалтерия и др.) ведут необходимую подготовительную работу, осуществляют учет и анализ деятельности предприятия, разрабатывают рекомендации по улучшению функционирования предприятия. На основании этих рекомендаций линейный аппарат принимает необходимые решения и отдает распоряжения, обеспечивающие выполнение соответствующих заданий. Персонал линейного аппарата и функциональных служб непосредственно не подчинен друг другу, однако имеет определенные взаимные обязательства по решению задач, стоящих перед предприятием.

Достоинства структуры : освобождение линейных руководителей от несвойственных им функций обеспечения производства ресурсами; возможность координации действий между линейными и функциональными подразделениями; высокая степень специализации структурных подразделений предприятия.

Недостатки структуры : необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущих вопросов производства, экономики, кадров как с соответствующими функциональными службами, так и высшим руководством; длинная цепь команд и, как следствие, искажение коммуникаций.

    Матричный тип организационной структуры . Впервые эта структура была предложена КаориИшикава и по сей день с небольшими изменениями функционирует на фирме Тоуоtа и многих других фирма. Такая структура управления называется также программно-целевой. Этот вариант организационной структуры основан на программно-целевом принципе выполнения работы, который предполагает разработку программы (проекта, темы, задания) для достижения конкретной цели. Руководитель, возглавляющий программу, наделяется необходимыми правами по привлечению соответствующих производственных и функциональных подразделений на время выполнения того или иного этапа работы.

При этом специалисты таких подразделений, участвующие в выполнении данного этапа программы, продолжают подчиняться сво¬им непосредственным руководителям. При матричной структуре управления может выполняться одновременно несколько программ. Главное, чтобы для их осуществления было достаточно материальных, финансовых и квалифицированных трудовых ресурсов. Таким образом, при матричном типе организационной структуры параллельно функционируют вертикальная и горизонтальная линии исполнительной власти, что требует в первую очередь от менеджеров высшего звена управления четкой координации проводимых работ.

Достоинства структуры : ориентация на выполнение конечной цели программы; межфункциональная координация работы; эффективное текущее планирование; рациональное использование качественных ресурсов; повышение степени контроля за работой; разгрузка высшего руководства. Недостатки структуры : трудности в обеспечении баланса власти между руководителями вертикального и горизонтального уровней; нарушение коммуникаций между постоянными и временными участниками работы; сложность отчетности и контроля за работой; угроза двойного подчинения для сотрудников; высокие требования к квалификации персонала.

    Дивизиональная структура управления . Дивизиональные (от англ. (division - отделение) структуры управления стали возникать к концу 20-х гг. XX в., когда резко увеличились размеры предприятий. Они стали многопрофильными, технологические процессы усложнились.

Деление системы управления в этом виде структур может происходить по трем видам: 1. по продукту; 2. по группам пользователей; 3. по географическому признаку.

Крупные корпорации, первыми использовавшие данные структуры управления, стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям. За руководством оставалась стратегия развития, научно-исследовательские разработки, финансовая и инвестиционная политика. Этот тип структур сочетает централизованную координацию и контроль деятельности с централизованным управлением. Ключевые фигуры в управлении организации с дивизиональной структурой - не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения, так называемые дивизионы.

Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация. Пик практического использования этих структур пришелся на 60-70-е гг. XX .

Достоинства структуры . Такая структура способна обеспечить управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными друг от друга подразделениями. Дивизиональная структура обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно-штабной. Отделения становятся «центрами получения прибыли» при расширении границ их самостоятельности наблюдается более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки структуры: большое количество «этажей» управленческой вертикали; разобщенность штабных структур отделений со штабами компании; основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки, например, волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений, и так далее; дублирование функций на разных «этажах», и как следствие, очень высокие затраты на содержание управленческой структуры; в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно-штабная структура со всеми ее недостатками. Органический тип структур управления. Органические структуры управления стали развиваться с конца 70-х гг. XX в. Еще такие структуры называются адаптивными, так как способны быстро реагировать на изменения рынка. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, быстро приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур такого типа являются матричные (программно-целевые), проектные и бригадные формы структур.

13 Особенности адаптивныхоргструктур (сетевая, многомерная, партисипативная и.д.р.)

АДАПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА - организационная структура фирмы, гибко изменяющаяся, быстро приспосабливаемая к обновляющимся целям, задачам, функциям фирмы и переменам во внешней экономической среде, во внутренних условиях своей собственной деятельности.

органиграмма

особенности

преимущества

недостатки

Бригадная организационная структура (в основу положена групповая форма организации труда и производства)

автономная работа рабочих групп (бригад);

самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;

замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;

привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

данная структура наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам.

сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;

гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;

работа в группах создает условия для самосовершенствования;

возможность применения эффективных методов планирования и управления;

сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

усложнение взаимодействия;

сложность в координации работ отдельных бригад;

высокая квалификация и ответственность персонала;

высокие требования к коммуникациям.

Проектная организационная структура

(основной принцип – концепция проекта)

в дополнение к действующейоргструктуре создается группа управления проектом, которая комплектуется из высококвалифицированных специалистов;

группа управления проектом выходит на разные уровни управления и одновременно может решать несколько проблем, связанных с осуществлением проекта;

после выполнения проекта структура распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе).

сокращение сроков осуществления проекта;

высокая гибкость;

сокращение численности управленческого персонала.

проблемы при установлении заданий и при распределении во времени работ;

трудности в установлении ответственности;

очень высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта;

дробление ресурсов между проектами;

сложность взаимодействия большого числа проектов в компании.

Матричная (программно-целевая) организационная структура

группы управления проектами имеют выход на внешнее руководство фирмы и на конкретных исполнителей;

принцип двойного подчинения исполнителей – непосредственному руководителю функциональной служб и руководителю проекта или целевой программы;

создаются возможности для параллельного осуществления проектов в рамках программы, что позволяет сократить сроки реализации программы;

применяется, в основном, в наукоемких отраслях, первенство в широком использовании на практике принадлежит компании IBM и компьютерному производству в целом.

лучшая ориентация на цели проекта;

более эффективное текущее управление;

усиление личной ответственности руководителя за программу в целом и за ее элементы;

вовлечение руководителей и специалистов в сферу активной творческой деятельности.

войное подчинение исполнителей может привести к сбоям и нарушениям в осуществлении проектов;

трудности в установлении ответственности за работу;

возможность конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и руководителями проектов.

в теории управления - предоставление руководителю каких-либо органа, учреждения, предприятия полномочий, необходимых для выполнения его функций, а т.ж. установление его персональной ответственности за результаты работы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЕДИНОНАЧАЛИЕ

организационная форма управления, при которой во главе учреждения или предприятия стоит одно лицо (министр, начальник, директор, заведующий, управляющий), единолично руководящее данным учреждением или предприятием, разрешающее все вопросы, подведомственные атому органу, и несущее ответственность за его деятельность.

В условиях советского строя необходимо безусловное и строжайшее единство воли для направления совместной работы строителей коммунизма. Е. и установление строгой ответственности каждого работника служит интересам наиболее успешного решения задач построения нового общества. Вопрос об укреплении Е. не раз ставился на партийных съездах и съездах Советов. Многочисленные высказывания о Е., сочетании его с коллегиальностью в. обсуждении подведомственных вопросов и необходимости усиления ответственности исполнителей за проведение в жизнь принимаемых решений содержатся в трудах В. И. Ленина и И. В. Сталина.

Необходимость сосредоточения в руках руководителей всей полноты власти требует установления строгой ответственности руководителя за порученную работу.

Е. не исключает коллегиальности в обсуждении. проектов тех решений, которые выносятся единолично и за которые начальник несет единоличную ответственность. «Коллегии необходимы, – писал Ленин еще в 1918 г., – но коллегиальные управления не должны обращаться в помеху практическому делу» (Соч., т. 28, стр. 355).

Советское Е. сочетает сосредоточение всей полноты власти и ответственности у начальников с последовательно осуществляемым демократическим требованием опираться на коллектив учреждения или предприятия, на парторганизацию, профсоюзную организацию данного учреждения или предприятия, ставить на предварительное обсуждение вопросы организации работы учреждения или предприятия, вопросы производственной программы, плана и т. д. Но «Коллегиальность, поскольку она имеет место в процессе обсуждения или решения, должна безусловно уступать свое место единоличию в процессе исполнения» [ВКП(б) в резолюциях..., ч. 1, 6-е изд., 1940, стр. 333].

Е. опирается на доверие народных масс к руководителям. «При нашем, советском, строе, – учит И. В. Сталин,-–...хозяйственные руководителя имеют все основания пользоваться доверием и любовью народа, так как они управляют хозяйством не ради прибылей кучки капиталистов, а ради интересов рабочего класса, ради интересов всего народа» (Ленин В. И. и Сталин И. В., О социалистическом соревновании, 1941, стр. 227).

Е. на производстве означает осуществление директором, под непосредственным руководством министерства или отдела исполкома, в ведении которого находится данное предприятие, всех своих полномочий, право представлять предприятие, распоряжаться в установленных законом пределах всеми средствами и имуществом предприятия, совершать от его имени все операции, входящие в круг его ведения, испрашивая разрешение у министерства (или отдела исполкома) лишь в случаях, указанных в законе, проводить повседневный контроль и проверку исполнения. Директор несет ответственность за выполнение плана, соблюдение финансовой и договорной дисциплины и хозяйственное ведение дел. Первичные партийные организации производственного типа осуществляют контроль за деятельностью администрации предприятия и тем самым помогают администрации укреплять социалистическую законность, порядок и организованность на предприятии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вопрос об этом принципе в прокурорском надзоре чрезвы­чайно сложен. В литературе он был сначала признан как само собой разумеющийся, как основа правового регулирования складывающихся при его осуществлении отношений 70 ; затем отвергнут как не имеющий существенного значения при выпол­нении надзорных функций 71 . Потом вновь поднялся этот вопрос, более того, стали высказываться суждения о принципе коллегиальности в деятельности прокуратуры 72 . Заметим, что в ст. 4 За­кона о прокуратуре Российской Федерации, посвященной принципам прокурорского надзора, ни одно из указанных начал не нашло своего отражения.

Формы руководства деятельностью прокуратуры имеют су­щественное значение для повышения ее эффективности, дейст­венности. Их две: коллегиальность и единоначалие. В извест­ной мере условно можно говорить, что коллегиальность более интеллектуальна, но менее оперативна, единоначалие - наобо­рот. Учитывая достоинства и недостатки этих видов управле­ния, законодатель применительно к прокуратуре избирает еди­ноначалие. В условиях значительного роста преступности, на­рушений законности во всех сферах общественных отношений оно практически более оправданно, ибо позволяет интенсивнее вести борьбу с ними. Один руководитель суть одно толкование законов, надзор за исполнением которых осуществляют подчи­ненные ему работники. Он же стимулирует последних на опе­ративное принятие мер по устранению и предупреждению правонарушений, привлечение виновных лиц к ответственности. Но такое руководство должно быть квалифицированным, для чего прежде всего необходим надлежащий подбор кадров. В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона о прокуратуре Российской Федерации на должности районных, городских и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имею­щие стаж работы прокурором или следователем в органах про­куратуры не менее 3 лет. Они должны иметь высшее юридиче­ское образование, обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и по состоянию здоровья быть способными выполнять возлагаемые на них служебные обязан­ности. На должности прокуроров областей, краев, республик, входящих в состав РФ, назначаются лица, которые кроме того должны быть не моложе 30 лет, иметь стаж прокурорской, следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет (п. 3). Обладание указанными качествами позволит им квалифициро­ванно руководить подчиненными прокурорами.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры познают их содержание, практику применения, методику выяв­ления нарушений законности, располагают необходимыми све­дениями о ее состоянии в районе, городе, области и т.д. Приобретенный ими опыт дает возможность предлагать действенные способы борьбы с правонарушениями. Поэтому руководители прокурорских органов обязаны в своей работе опираться на знания подчиненных. Только при таком условии руководство окажется действенным.

Использование коллективного опыта нашло свое яркое вы­ражение в проведении разного рода совещаний. Например, в районных, городских прокуратурах они проводятся ежене­дельно и именуются производственными. Там обсуждаются наиболее актуальные вопросы укрепления законности в районе (городе), намечаются соответствующие мероприятия, происхо­дит обмен опытом и т. д. Совещания могут проводиться по ито­гам работы за месяц, квартал, год. На них обсуждаются во­просы толкования и применения законов, подзаконных актов. В аппаратах областных, краевых и других вышестоящих проку­ратур созданы коллегии, работа которых представляет собой использование коллективного опыта при осуществлении проку­рорского надзора. На заседаниях коллегий также обсуждаются наиболее важные вопросы укрепления законности, разрабатыва­ются мероприятия по его совершенствованию.

Естественно, возникает вопрос: не утверждается ли наряду с единоначалием и принцип коллегиальности? Такое теорети­чески возможно, если одна часть вопросов решается единолич­но, другая - коллегиально. Но на практике произошло иное: единоначалие сочетается с коллегиальностью при доминирова­нии первого. Коллегия - не орган управления, она не является участником служебных отношений, возникающих между выше­стоящими и нижестоящими прокурорскими органами. Согласно ст. 20 Закона о прокуратуре Российской Федерации коллегии суть совещательные органы. Их решения реализуются (причем в обязательном порядке) приказами соответствующих прокуро­ров, которые дают установки в свете своего понимания законо­дательства, ситуации в регионе.

В литературе утверждается, что единоначалие не является самостоятельным принципом прокурорского надзора, будучи неотъемлемой составной частью принципа централизма 73 . Дейст­вительно, связь между ними существует, но они различны по своему содержанию. Если принцип централизма отражает под­чинение нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим, то принцип единоначалия указывает на способ управления проку­рорской системой. Единоначалие в своем практическом прояв­лении имеет два аспекта: внешний и внутренний. Первый - это управление вышестоящего органа нижестоящими; второй - уп­равление внутри конкретного органа. Например, прокурор об­ласти помимо руководства прокурорами районов, городов руководит работой структурных подразделений областной прокура­туры: управлением, отделами. В свою очередь начальники этих подразделений руководят работой входящих в их состав прокуроров. То же самое относится к прокурору района или города. Он организует работу своих помощников, следователей. Тут уж единоначалие проявляет себя вне централизма.

Не совсем правильна трактовка принципа единоначалия. Суть его видят в том, что прокурор единолично решает все воп­росы, вытекающие из практической деятельности прокуратуры 74 . Но единоначалие и единоличное решение вопросов, возникаю­щих при осуществлении прокурорского надзора, не одно и то же. Исполняя служебные обязанностей, помощники прокурора часто сами разрешают вопросы, связанные с выявлением нару­шений законности и средствами реагирования на них. Едино­началие выражается в руководстве как прокурорскими органа­ми, так и их работниками. Принцип единоначалия - это такое положение, в силу которого руководство надзорной деятельнос­тью осуществляет единолично прокурор, возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурное подразделение. Всю систему возглавляет Генеральный прокурор РФ; ее часть - прокурор области, края, республики, входящей в состав федерации; орган - прокурор района, города; структур­ное подразделение - начальник управления, отдела.

Данный принцип нашел свое отражение в п. 1 ст. 14 Закона о прокуратуре Российской Федерации, где указывается, что Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный проку­рор РФ. Тем самым он признается единоличным руководите­лем центрального органа в прокурорской системе. Но такое оп­ределение единоначалия несколько ограниченно. Генеральный прокурор РФ единолично возглавляет всю систему органов прокуратуры. В этом смысле данный принцип получил более четкое закрепление в п. 1 ст. 17 того же закона. В нем отмеча­ется, что Генеральный прокурор руководит органами прокура­туры в РФ. Аналогичные указания содержатся и в отношении прокуроров республик, входящих в состав РФ, краев, областей, автономных округов (п. 1 ст. 15), районов, городов (ст. 16). Все они возглавляют соответствующие прокурорские органы и осу­ществляют единоличное руководство ими.

На основе принципа единоначалия определяется правовое положение должностных лиц прокурорских органов. Его последовательное претворение в практику дает основание для выво­да, что весь объем надзорных полномочий, предоставляемых органу, возлагается на прокурора, его возглавляющего. Что же касается подчиненных ему работников, то они выступают в роли помощников, содействующих ему в реализации прав и испол­нении обязанностей. В связи с этим возникло и их наименова­ние - помощники прокурора района, города, области, края или республики.

Все надзорные полномочия, предоставляемые соответствую­щему прокурору, можно подразделить на два вида: непередавае­мые и передаваемые.

Непередаваемые полномочия должен осуществлять сам про­курор района, города, области и т.д. Они более существенны и реализация их требует высокой квалификации. Например, прокурор района, города должен сам руководить расследовани­ем преступлений следователями прокуратуры, санкционировать аресты, обыски, выемки почтово-телеграфной корреспонденции, утверждать обвинительные заключения по уголовным делам, рас­сматривать материалы об административном выселении и т.д.

Передаваемые полномочия предоставляются помощникам про­курора. Чаще всего они касаются выявления нарушений закон­ности. Помощники уполномочиваются проводить проверки ис­полнения законов в учреждениях, предприятиях, организациях, участвовать в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, рассматривать жалобы и т.д. Заместители же прокурора наделяются более широкими полномочиями.

В соответствии с принципом единоначалия во всех основ­ных отношениях с органами власти и управления, учреждения­ми, предприятиями, организациями прокурорский орган пред­ставляет прокурор, его возглавляющий. Это означает, что все сколько-нибудь существенные акты прокурорского реагирования, как правило, должны исходить от него и им подписываться, даже если в их составлении участвовали помощники. В виде исключения помощник прокурора, прокурор управления, отде­ла может приносить кассационный или частный протест в суд второй инстанции по делу, в рассмотрении которого он прини­мал участие (п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре Российской Фе­дерации). В силу своего правового положения прокурор может давать обязательные для исполнения указания о толковании и применении норм права. Бывает, что у работников прокура­туры появляются различные мнения относительно тех или иных установок, содержащихся в законе, подзаконном акте. После обсуждения на совещании прокурор района, города, областиизлагает свое мнение по этому поводу, и оно приобретает характер предписания. Возможны также указания относительно разрешения конкретных споров о применении норм права, на­пример, по поддержанию государственного обвинения в суде, иска в гражданском судопроизводстве. Но они обязательны при условии неизменности фактических обстоятельств уголовного или гражданского дела. Если во время судебного разбиратель­ства последние изменились, указание утрачивает силу.

Казалось бы, можно говорить о принципе назначаемости про­куроров. Как уже отмечалось, Генеральный прокурор РФ на­значается Советом Федерации, а все другие - Генеральным про­курором (ст. 12 Закона о прокуратуре Российской Федерации). Но вряд ли это является самостоятельным принципом проку­рорской системы. Назначение - неотъемлемая часть принципа единоначалия. Генеральный прокурор РФ вправе как назначать на должности лиц, соответствующих предъявляемым требова­ниям, так и отстранять, если они не в состоянии выполнять возложенные на них обязанности, применять по отношению к ним меры поощрения и взыскания, давать различные указания. Принцип единоначалия имеет широкое содержание, вклю­чающее в себя весь комплекс полномочий по руководству работой органов прокуратуры.

Как уже отмечалось, для обеспечения эффективности команд отношения между подчиненными и начальником должны быть ясными и простыми. Наилучший способ обеспечить такую координацию заключается в том, чтобы подчиненный отвечал только перед одним начальником и получал приказы только от него. Это и есть принцип единоначалия, который применяется на большинстве фирм. Согласно этому принципу лицо, у которого возникла какая-либо проблема, должно обратиться к своему непосредственному начальнику по данному вопросу. Так же и руководитель высшего ранга не должен отдавать приказы, сотрудникам низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. Несмотря на определенные недостатки (длинная цепь команд, медленный обмен информацией, негибкость и др.), принцип единоначалия весьма длительное время применялся множеством организаций и не утратил своей актуальности в качестве координирующего механизма для отдельных организаций.

Таким образом, единоначалие является принципом производственно-хозяйственного управления, основанным на подчинении персонала (коллектива работников) единой волей руководителя (управляющего), который наделен необходимыми правами для управления доверенным ему участком работы и насеет за работу этого участка всю полноту ответственности. Реализация принципа единоначалия предполагает четкое разграничение прав и обязанностей каждого руководителя (работника), его высокую компетентность и ответственность каждого за порученное дело. Единоначалие не означает, однако, бездумное выполнение любых выполняемых распоряжений. Обычно наиболее важные решения обсуждаются коллективно (на собраниях акционеров или трудовых коллективов, заседаниях совета директоров или правлений). При всех условиях наилучшие результаты в управлении фирмой достигаются, когда персонал хорошо информирован о целях проводимых мероприятий, когда эти цели продуманы и обсуждены, когда руководитель опирается на свой трудовой коллектив.

Норма управляемости, определяемая как число работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю, устанавливается посредством делегирования линейных полномочий. Технически руководитель высшего звена организации вместо создания цепи команд может принять решение о том, чтобы каждый сотрудник отчитывался непосредственно перед ним. Поскольку высшее руководство в конечном итоге отвечает за успешное выполнение всех задач независимо от того, сколько имеется нижестоящих руководителей, оно, несомненно, заинтересовано в сохранении возможно большего контроля. Однако на практике неумение удержать норму управляемости на достаточно малом уровне делает координацию почти невозможной. Какой же должна быть идеальная норма управляемости? Предлагается широкий диапазон чисел, причем ряд авторов считает наилучшей норму от 7 до 10 подчиненных. Однако современные исследования показывают, что величина нормы широко варьируется. Существенное влияние на этот процесс оказывает использование современной управленческой техники, автоматизированных систем управления. На нее влияет характер выполняемых задач, характеристики подчиненных, относительные способности руководителя и др. Очевидно, что, если не удерживать норму управляемости на достаточно низком уровне, руководство будет не в состоянии выполнять обязанности по координированию деятельности подчиненных.

Принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним.

  • - одно из фундаментальных положений квантовой механики, согласно которому тождественные частицы с полуцелым спином не могут одновременно находиться в одном и том же состоянии...
  • - 1) в субъективном смысле - основное положение, предпосылка; 2) в объективном смысле - исходный пункт, первооснова, самое первое...

    Начала современного Естествознания

  • - 1. Основное, исходное положение некоей теории, учения и пр. Руководящая идея, основное правило деятельности. 2. Внутреннее убеждение, взгляд, определяющие нормы поведения. 3...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям...

    Новейший философский словарь

  • - см....

    Китайская философия. Энциклопедический словарь

  • - англ. principle; нем. Prinzip. 1. Основное, исходное положение к.-л. теории, учения, науки, мировоззрения, полит, организации и т. д. 2. Руководящая идея, основное правило деятельности. 3...

    Энциклопедия социологии

  • - см. Единоначалие...

    Большой юридический словарь

  • - 1) осн. исходное положение к.-л. теории, учения, науки, мировоззрения, полит, орг-ции. 2) Внутр. убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - Гаврило - серб. националист. В 1912, будучи гимназистом, поехал в Белград, чтобы поступить на воен. службу и принять участие в Балканских войнах 1912-13...

    Советская историческая энциклопедия

  • - - одна из основополагающих категорий классической китайской философии...

    Философская энциклопедия

  • - принцип, согласно которому полномочия руководства в компании, организации, подразделении концентрируются в руках одного лица - руководителя...

    Словарь бизнес терминов

  • - принцип организации управления, свойственный централизованным, линейным структурам управления, состоящий в том, что главные функции и полномочия руководства на предприятии, в учреждении, подразделении...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - или начало - то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов. Указанием П. начинается философия у греков...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д....

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Это слово, заимствованное из французского или немецкого, восходит к латинскому principium, буквально означающему "начало"...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

"ПРИНЦИП ЕДИНОНАЧАЛИЯ" в книгах

автора Гречена Евсей

Глава третья Войска без единоначалия Оставив свой министерский кабинет в Санкт-Петербурге и прибыв в Вильно, Барклай де Толли нашел там императора Александра, который в начале войны попытался взять на себя общее руководство.Военный историк Карл фон Клаузевиц с

3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия

Из книги История психологии автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия Алкмеон(VI–V вв. до н. э.), известный в истории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом.Ученый впервые дал систематическое описание

§ 4. Потенциальная иерархия идеального мира раскрывается в космосе. Принцип индивидуальности и принцип группы. Н. В. Бугаев

Из книги Закон синархии автора Шмаков Владимир

§ 4. Потенциальная иерархия идеального мира раскрывается в космосе. Принцип индивидуальности и принцип группы. Н. В. Бугаев Космос есть единый организм и, как всякий организм, он имеет и свою внутреннюю сущность и свое тело. Согласно Плотину, - «так как мы говорим, что мир

8. (НП1) Первый принцип НП (принцип следования «МСИ») - «материальное следует за идеальным»

автора Артамонов Денис

8. (НП1) Первый принцип НП (принцип следования «МСИ») - «материальное следует за идеальным» Первый принцип ножниц полезности, является основой всех дальнейших доказательств.Этот принцип постулирует, каким образом происходит взаимодействие между двумя мега-категориями

9. (НП2) Второй принцип НП (принцип изменения «ПРИЗ») - «наши представления о реальности, изменяют её»

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

9. (НП2) Второй принцип НП (принцип изменения «ПРИЗ») - «наши представления о реальности, изменяют её» Второй принцип НП рассматривает идеи, в конкретной форме, как своеобразные программы, влияющие на действие человека и которые мы можем принимать, отвергать, изменять или

11. (НП4) Четвертый принцип НП - принцип человека (вселенности человека) или принцип всевозможности

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

11. (НП4) Четвертый принцип НП - принцип человека (вселенности человека) или принцип всевозможности Четвертый принцип НП - один из самых важных принципов этой книги, определяющих как, нам относится самим к себе, наиболее полезным образом.Необходимость появления принципа

12. (НП5) Пятый принцип НП - принцип улучшения или принцип вселенной

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

12. (НП5) Пятый принцип НП - принцип улучшения или принцип вселенной Пятый принцип, является логическим продолжением - дополнением четвертого принципа. С его помощью, я хотел бы провести определенную параллель между целью, смыслом самой Вселенной и нашей деятельностью

Принцип концентрации ресурсов как ключевой принцип развития российского государства. Концентрация на внутренних и муниципальных проектах

Из книги автора

Принцип концентрации ресурсов как ключевой принцип развития российского государства. Концентрация на внутренних и муниципальных проектах Одним из принципов тактики и стратегии в военном деле является сосредоточение сил и средств на направлении главного удара. Этот

§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії

Из книги Кримінальне право України. Загальна частина. автора Вереша Роман Вікторович

§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії Цей принцип означає, що покарання, яке застосовує суд до особи злочинця, має бути у межах закону, конкретним та індивідуальним з урахуванням тяжкості вчиненого

8. Принцип продолжения устоявшегося выражения (принцип Николая Фоменко)

Из книги Клад для копирайтера [Технология создания захватывающих текстов] автора Слободянюк Элина Петровна

8. Принцип продолжения устоявшегося выражения (принцип Николая Фоменко) Благодаря шоумену Фоменко в наш обиход вошли переиначенные или продолженные пословицы и общеизвестные высказывания. Все их помнят: «Первым делом мы испортим самолеты, ну а девушек – а девушек

3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны)

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны) В кратком изложении этот принцип гласит, что сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться

2.2. Демократизация старой армии – основной фактор подрыва единоначалия командного состава

Из книги Морально-боевое состояние российских войск Западного фронта в 1917 году автора Смольянинов Михаил Митрофанович

2.2. Демократизация старой армии – основной фактор подрыва единоначалия командного состава Еще К. Маркс и Ф. Энгельс, исходя из опыта революций в Европе середины ХIХ в., указывали на необходимость борьбы революционеров за демократизацию буржуазных армий как на одно из

Глава третья Войска без единоначалия

Из книги Война 1812 года в рублях, предательствах, скандалах автора Гречена Евсей

Глава третья Войска без единоначалия Оставив свой министерский кабинет в Санкт-Петербурге и прибыв в Вильно, Барклай де Толли нашел там императора Александра, который в начале войны попытался взять на себя общее руководство.Военный историк Карл фон Клаузевиц с

Глава 18: О том, как в исповедании трех ипостасей соблюдаем благочестивый догмат единоначалия, и обличение утверждающих, что Дух подчисляется

Из книги Творения. Часть III. Книга 2. О Святом Духе к святому Амфилохию автора Великий Василий

Глава 18: О том, как в исповедании трех ипостасей соблюдаем благочестивый догмат единоначалия, и обличение утверждающих, что Дух подчисляется Господь, предавая нам об Отце и Сыне и Святом Духе, не счетом переименовал Их, ибо не сказал: в первое, второе и третие, или - в одно,

Шаг 6 Принцип тайны и принцип открытости при изучении и практике йоги

Из книги Курс Йоги 510. Йога Обучения автора Бегунова Виктория

Шаг 6 Принцип тайны и принцип открытости при изучении и практике йоги Глава 6 «Принцип тайны и принцип открытости при изучении и практике йоги»1. Принцип тайны.Принцип Тайны в йоге. До тех пор, пока изучение или практика какого-либо раздела йоги не завершена, об изучении или

error: