Биологическое отличие человека от животного. Что отличает человека от животного

«Чем человек отличается от животного?» — вечный вопрос, который занимает умы как ученых, так и обычных людей. И это продолжается, видимо, столько, сколько существует свет. Кого-то, кто ведет себя неподобающе, могут назвать животным – будто это унижает человеческое достоинство. А котам, собакам и другим домашним любимцам приписывают вполне человеческие черты характера и даже обнаруживают их сходство с владельцами. Эта идея зафиксирована в примете: питомцы похожи на своих хозяев. Действительно ли разница между гомо сапиенс и теми, кого мы привыкли называть братьями меньшими, так велика?

Отличия человека и животного

С биологической точки зрения и человек, и одноклеточная бактерия – близнецы-братья, так как оба являются организмами. Но человек – несоизмеримо более сложный механизм, обросший помимо биологических качеств еще и выраженными физическими, социальными, духовными и многими другими. Ученые описывают отличия животных и людей по-разному, но в целом их можно свести к пяти пунктам:

  1. Человек обладает речью и мышлением.
  2. Он способен к осознанному творчеству.
  3. Преображает действительность и создает материальные и духовные ценности, нужные для жизни, то есть творит культуру.
  4. Изготавливает и использует орудия труда.
  5. Кроме биологических, удовлетворяет еще и духовные потребности.

Однако ученые готовы поспорить как минимум с тремя из перечисленных пунктов.

Между людьми и животными меньше отличий, чем полагали ученые

Пункт №1: Мышление и речь

Принято считать, что только человек способен мыслить в формах суждения, рассуждения и умозаключения. Кроме того, его сознание может производить с информацией различные операции: анализировать синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать и обобщать. Среди животных способности к мышлению раньше находили только у обезьян, и то исключительно человекообразных, и не у всех, а только у некоторых видов.

Способность к речи также приписывалась исключительно людям. Среди аргументов в пользу этого утверждения называли способность к передаче и восприятию информации, а также использование для этого различных методов, например, письма или музыки. Сегодняшняя наука смотрит на вопрос мягче, и на то есть основания, подтвержденные экспериментами.

В 2013 г. финские ученые опубликовали результаты исследования, проведенного на собаках. В ходе эксперимента животным показывали фотографии разных людей: знакомых и не знакомых ушастым участникам. Исследователи следили за движениями глаз и активностью мозга собак. Оказалось, барбосы задерживали взгляд, когда видели знакомые лица, а их мозг в это время работал активнее. До эксперимента наука придерживалась мнения, что способностью узнавать по фотографии обладают исключительно люди и приматы.

В 2013 г. объединенная группа исследователей из Америки и Японии объявила, что коты распознают голоса хозяев. Эксперимент провели на 20 мурлыках, и 15 из них – то есть 75% – отправились на зов хозяина, услышав его голос из другой комнаты. Оставшиеся 5% «участников» с места не двинулись, но явно отреагировали на звук. Обращения незнакомцев животные проигнорировали.

В 2014 г. ученые из Великобритании получили интересные результаты в ходе эксперимента, посвященного восприятию речи собаками. Оказалось, что близкие друзья человека понимают речь и распознают эмоции. Исследователи выяснили это, проанализировав движения головы собак. Так, на фразы, произнесенные без эмоций, животные, прислушиваясь, поворачивали голову в правую сторону, а на сказанные неотчетливо, но эмоционально – в левую.

Ученые исходили из предпосылки, что информация, перерабатываемая в одном из полушарий, воспринимается как услышанная противоположным ухом. То есть фраза, которую животное воспринимает левым ухом, перерабатывается правым полушарием, и наоборот. По результатам оказалось, что распределение функций полушарий головного мозга у собак почти полностью соответствует таковому у людей: правое обрабатывает информацию, связанную с эмоциями, а левое отвечает за аналитическое мышление.

Отдельного внимания заслуживает язык дельфинов. Его изучают уже очень давно и пристально. Ученые выяснили, что эти животные много коммуницируют между собой и используют для этого около 190 разных сигналов, в основном свисты, щелчки, жужжания, скрипы и т. п. И это не считая так называемого языка жестов – как и люди, дельфины передают информацию с помощью движений, положения тела и головы.

Более того, у дельфиньего языка есть синтаксис. Это значит, что отдельные «слова» или «словосочетания», имеющие собственный смысл, животные могут собирать в различные комбинации и, таким образом, формировать новые смыслы. (К слову сказать, то же свойство недавно обнаружили и у языка синиц.) Дельфины живут семьями, и у каждой из них есть свой «диалект». А знакомые «голоса» эти животные способны помнить более 20 лет.

Помимо своего языка у дельфинов существуют синтаксис и диалекты

Известно, что дельфины-афалины могут учить сигналы, которые им подает человек. Кроме того, и дельфины, и китообразные способны подражать услышанным звукам. Однако в 2014 г. ученые обнаружили, что косатки не просто повторяют услышанное – они используют выученное для коммуникации. Исследователи проанализировали речь косаток, живших в неволе, и сравнили его с языком этих же животных, только обитавших в дельфинарии, по соседству с афалинами.

Выяснилось, что китообразные чаще пользовались звуками из речи дельфинов, а одна из косаток даже освоила сигналы, выученные афалиной от человека. Таким образом, косатки оказались способны освоить язык другого вида животных и использовать его для общения. Что говорит не только о коммуникативных способностях этих животных, но и о высокоразвитом мышлении.

Пункт №2: Изготовление и использование орудий труда

Принято считать, что только люди для производства материальных благ способны создавать орудия труда. Некоторые высшие животные могут пользоваться природными материалами вроде палок и камней, но сами орудий не создают. Ученые доказывают, что такое утверждение не совсем верно. Во-первых, братья наши меньшие все же способны преобразовывать природные орудия так, чтобы с их помощью можно было добиваться поставленных целей. А во-вторых, на это способны не только высшие животные, как считалось раньше.

В 2011 г. британские и новозеландские исследователи обнаружили такую способность у новокаледонского ворона. Птицы должны были добыть кусочки мяса из цилиндров, наполненных водой, с помощью «камешков» из металла и пластика. Вороны выбирали «орудия», которые помогали им поднять уровень жидкости быстрее. По результатам эксперимента исследователи пришли к выводу, что птицы в состоянии оценить массу и форму «камешков», а еще понимают, когда попытки добыть еду бесплодны и их пора прекратить.

Кстати, интересно, что у диких воронов эти навыки были более выраженными, чем у содержавшихся в неволе. Четырьмя годами позже, в 2015-м, ученым удалось зафиксировать на видео еще один навык новокаледонских воронов. Оказалось, эти птицы умеют сгибать веточки в форме крючка, чтобы затем доставать ими еду из трещин в древесной коре и ворошить опавшую листву в поисках чего-нибудь вкусного.

Новокаледонские вороны решают задачки на уровне пятилетних детей!

В 2012 г. подобные навыки зафиксировали и у новозеландских попугав. Чтобы добыть необходимый для организма кальций, птицы брали в клюв финиковые косточки или мелкую гальку и терли ими ракушки моллюсков, которые лежали на дне клетки, а получившийся порошок слизывали. Жили пернатые в одном из британских природных парков, и в их компанию периодически попадали новички. Старожилы даже обучали новеньких этому «искусству»: брали в клюв орудие и показывали, как с ним обращаться.

Орудиями труда пользуются даже беспозвоночные, в частности осьминоги. В 2009 г. ученым удалось снять такие сюжеты. Осьминоги приспособились использовать в качестве защиты скорлупу кокосовых орехов. Интересно, что эту «броню» моллюски переносят с места на место, для чего им приходится проделывать непростые манипуляции. Сперва осьминог подыскивает хорошую скорлупу (или две – такое тоже случается).

Для этого он промывает находку. Отыскав нужную, помещает в нее свое тело, а если половинок две, складывает их одна в другую. Забравшись в скорлупу, он выдвигает щупальца и перемещается, перебирая ими. Дойдя до точки назначения, моллюск закапывается в песок и укрывается «панцирем». А при необходимости может залезть в одну половинку и накрыться другой.

В том же году ученые смогли задокументировать, как орудием труда пользовалась рыба. Тихоокеанская рыбка Choerodon anchoago, чтобы открыть ракушку моллюска, пользовалась камнем, причем не первым попавшимся. Она находила раковину и отправлялась на поиски подходящего камня и, найдя, принималась бить о него панцирем беспозвоночного, пока он не открывался. И, конечно, использование орудий труда свойственно приматам. Так, шимпанзе не только используют орудия труда, но и перенимают у сородичей максимально эффективные способы их применения.

Получив орудие труда, обезьяны учатся эффективно его применять

Обезьяны бонобо используют для решения разных задач различные инструменты. Когда им предложили достать еду из-под завала, для удаления слоя камней они воспользовались оленьими рогами, почву разрыхляли короткими ветками, а копали – длинными. Самка бонобо, жившая в зоопарке, для отпугивания назойливых исследователей изготовила некое подобие копья: сняла с длинной палки сучки и кору, а затем заточила зубами. При этом, как уверены ученые, животное позаимствовало идею у служащих зоопарка, которые пользовались подобными приспособлениями.

Капуцины не просто пользуются камнями, чтобы разбивать орехи, но еще и анализируют эффективность своих действий. Эти обезьянки после каждого удара проверяют, насколько успешным он был, и меняют тактику, чтобы добиться результата поскорее.

Пункт №3: Биологические и духовные потребности

Принято считать, что наряду с биологическими потребностями человек также удовлетворяет социальные и духовные. Этому противопоставляется стремление удовлетворить только биологические у животных. Но и это не совсем так. Есть ли у животных духовные потребности – сложный вопрос. Однако то, что они не ограничиваются только биологическими, у ученых уже сомнения не вызывает.

Так, животные определенно способны испытывать то, что люди называют эмоциями. Коты испытывают удовольствие от поглаживаний. В 2001 г. ученые обнаружили, что лабораторным крысам нравится щекотка. Животные даже реагировали на нее попискиваниями, немного напоминающими смех. Правда, услышать этого невозможно – крысы «смеялись» на частотах, которые не воспринимаются человеческим ухом.

Доказано, что собаки испытывают ревность — а значит, и другие эмоции

Ученым также удалось экспериментально доказать, что собаки испытывают ревность. В 2014 г. исследователи из Калифорнийского университета провели тест на 36 собаках. У каждой из них появилось три «конкурента» – мягкая игрушка, ведерко в виде тыквы и анимированный пластиковый пес. С последним хозяин должен был «общаться»: гладить, разговаривать, читать книги.

В ходе эксперимента собаки злились и были агрессивными, почти треть из них – 30% – изо всех сил старались привлечь внимание хозяина, а четверть даже огрызались на игрушку. Ведерко посчитали опасным только 1% подопытных шариков. Что интересно, несмотря на определенно искусственный характер игрушки, абсолютное большинство собак – 86% – понюхали ее под хвостом, как они делают это с сородичами. Очевидно, бобики приняли «соперников» за настоящих животных.

Пожалуй, наиболее показательным будет в этом плане отношение к сексу. Инстинкт размножения – самый сильный, ведь он обеспечивает выживание вида. Однако многочисленные исследования подтверждают, что животные предаются плотским утехам вовсе не только для продолжения рода, но и для удовольствия. Так, к примеру, самки обезьян бонобо и белолицых капуцинов совокупляются с самцами не только в тот период, когда готовы к оплодотворению.

Дельфины тоже занимаются сексом для удовольствия. Самки этих млекопитающих способны выносить и родить малыша только один раз в несколько лет, а вот случаи близости между особями происходит гораздо чаще. Среди них также распространены гомосексуальность и контакты между особями разного возраста, когда одна из них еще не готова к выполнению репродуктивной функции. Случаи гомосексуальности встречаются и у тех же бонобо, белолицых капуцинов и бурых медведей.

Дельфины занимаются сексом отнюдь не только для продления рода!

Пример дельфинов показателен еще в одном плане. Животные, обитающие в неволе, замечены в попытках вступить в близкую связь с представителями других видов. Ученые заметили, что дельфины могут «предлагать» своим соседям секс. Братья наши меньшие практикуют и оральные ласки. Ученые зафиксировали такое поведение у уже упомянутых бурых медведей, приматов, коз, гепардов, летучих мышей, львов, пятнистых гиен и овец.

Человек VS животное: кто победит?

Создавать культуру и творить для собственного удовольствия, как видим, животные пока не умеют. Или мы просто об этом не знаем? Наука развивается, исследователи обнаруживают все новые и новые удивительные подробности из жизни наших соседей по планете. Например, поведение осьминогов, рыб, дельфинов и китообразных долгое время оставалось загадкой. Все потому, что техника не позволяла наблюдать за ними в естественной среде и так, как того хотелось ученым.

Но время идет, технологии совершенствуются, и вот уже исследователи могут заглянуть в самые потаенные уголки мироздания. Даже прикрепить крошечные камеры к птичьим хвостам, как это случилось с новокаледонскими воронами. Три из пяти мифов о различии людей и животных уже развеяны. Кто знает, может быть, революционные новости, которые разнесут в пух и прах оставшиеся два, появятся уже завтра? Кто знает. Да и так ли это важно?

С каждым годом ученые узнают о разуме животных все больше

Вряд ли кто-то из нас окажется принципиально лучше и совершеннее. Человек освоил ближайшее космическое пространство – и при этом бессилен перед лицом супербактерии, которая возникла из-за бездумного приема антибиотиков им же самим. Люди придумали совершеннейшие метеостанции – и продолжают гибнуть от цунами и извержений вулканов, хотя животные узнают о предстоящем бедствии гораздо раньше и успевают спастись. Сложнейшая структура человеческих отношений все равно не в силах потягаться с идеальной иерархией, выстроенной пчелиными семьями и муравейниками.

Человек – всего лишь часть животного мира. Так что, пожалуй, самым разумным было бы считать гомо сапиенс составляющей природного разнообразия. Совершенной, прекрасной и заслуживающей существования и развития – но не больше, чем того заслуживают синий кит или мельчайшая гусеница. Потому что именно разнообразие обеспечивает жизни на Земле стабильность и продолжение. А к этому стремятся и растения, и животные, и люди. Основного инстинкта пока никто не отменял.

Человек - вершина мироздания. Человек - это особый биологический вид, равных которому не знает природа. Человек - это тот, благодаря которому общая картина мира постоянно изменяется и прогрессирует.

А чем, собственно говоря, люди отличаются от представителей животного мира? Какие особенности делают человека существом совершенным и неповторимым?

Основные признаки, которые свидетельствуют об уникальности человека, таковы:

- Речь

Гортань в горловой части человеческого организма располагается ниже, нежели у шимпанзе. Именно эта особенность наделяет человека возможностью говорить, т.е. речевой способностью. По свидетельствам историков, данную черту наши предки получили в дар порядка 350 тысяч лет назад.
Кстати, тогда же произошло формирование у людей подъязычной кости. Ее уникальность заключается в том, что она не связана ни с одной из прочих костей тела. Результат подобной нон-закрепленности - способность к членораздельному произношению слов.

- Прямохождение

Способность ходить вертикально позволяет человеку свободно распоряжаться иными своими конечностями - руками. Правда, тут есть и свои минусы. Во-первых, поясничный изгиб в нижней части спины, позволяющий людям держать равновесие во время ходьбы, делает эту область уязвимой, подверженной различного вида болям, растяжениям и прочим недугам. Во-вторых, изменения в строении таза, которые необходимы для передвижения на ногах, и относительно большой мозг младенцев, делают человеческие роды более опасными в сравнении с аналогичным процессом в мире животных. До тех пор, пока медицина не стала более совершенной, роды считались едва ли не главной причиной женской смертности.

- Отсутствие шерсти

На квадратном сантиметре кожного покрова человеческого тела расположено такое же количество волосяных луковиц, что и у приматов. Однако, в отличие от братьев меньших у представителей человеческого мира волосы светлее, короче и тоньше.

- Руки

Распространенное представление о том, что только люди имеют противопоставленный большой палец, ошибочно. Такой же особенностью наделено и большинство приматов. Правда, у человека такие пальцы есть только на руках, в то время как у человекообразных обезьян они имеются и на ногах.
Уникальность данного признака человеческого тела в том, что люди могут соединять свой большой палец с мизинцем и безымянным пальцем, могут касаться вышеуказанными перстами основания большого пальца. Следствием данного умения является наличие у человека исключительной ловкости и сильной хватки.

- Особый мозг

В процентном соотношении к телу мозг человека составляет 2,5%. Несмотря на то, что у многих представителей мира животных этот орган существенно больше, человеческое «серое вещество» единственное в своем роде. Он наделяет человека способностью рассуждать, творить, делать научные открытия.

- Одежда

Люди, по крайней мере, их превалирующее большинство, укрывают свое тело одеждой. Как известно, животные такой привилегией не пользуются. За исключением домашних питомцев и цирковых животных, которых против их воли наряжают хозяева и дрессировщики-смотрители.

- Огонь

Когда человек сумел «обуздать» огненную стихию, он получил возможность ориентироваться в темноте, сумел приблизить ночное время к дневному, научился защищаться с помощью огня от хищников. Кроме того тепло, излучаемое огнем, позволило человеку согреваться при холодной погоде, а впоследствии - сделало возможность завоевания и освоения более холодных территорий. И главное - даровало такой ценный навык, как приготовление пищи. По мнению специалистов ученого мира, данное умение оказало весомое влияние на эволюцию человека. Пища, прошедшая тепловую обработку, легче пережевывается и лучше переваривается. Вероятнее всего, именно это обстоятельство поспособствовало уменьшению размера зубов и пищеварительного тракта человека.

- Румянец

Люди - это единственный биологический вид, на лице которого проявляется румянец. Чарльз Дарвин назвал это свойство «самым необычным и самым человеческим из всех выражений». Причины, по которым люди краснеют и тем самым помимо воли раскрывают свои самые сокровенные эмоции, до сих пор остаются загадкой. Кстати, самой распространенной является версия о том, что румянец помогает людям быть честными, и это весьма благоприятно отражается на взаимоотношениях в социуме.

- Длительный период детства

Родители-люди опекают свое потомство намного дольше, нежели родители-приматы. С чем связана такая длительность? С точки зрения эволюции, наибольшей выгодой для человека была бы способность к быстрому взрослению и воспроизведению как можно большего числа себе подобных, т.е. потомков. Однако, в реальности все по-другому. Вполне возможно, что «виновником» является большой мозг человека, который требует больше времени для обучения и роста.

- Жизнь после детей

Как известно, животные размножаются вплоть до наступления своей смерти. Люди могут продолжать жить и после прекращения способности к воспроизводству. Причина сего заключается в свойственных людям социальных связях. К пример, в большой семье семьям своих собственных детей могут помогать их родители, т.е. бабушки и дедушки. У животных подобное является очень редким исключением.

Начнем с понятия человека. Человек - это существо, состоящее из двух единств: биологического и социального. Биологическое начало дает жизнь человеку и относит его к природе, а социальное - относит его к обществу и учит говорить, совершать деятельность, взаимодействовать с другими людьми.

Животное - это существо, живущее на планете Земля и не обладающее признаками человека.

К отличительным признакам человека от животного относят:

1) Высокоразвитый мозг и мышление. Человек обладает самым развитым мозгом из всех существ, живущих на планете Земля. Мозг человека способен создавать новое и учиться новому, воспринимать различную информацию, анализировать и делать соответствующие умозаключения. Несмотря на то, что мозг человека самый высокоразвитый, он не самый большой по объему. Есть в мировом океане животные, мозг которых превосходит человеческий.

2) Членораздельная речь. Речь - это совокупность звуков, которые человек преобразует в слова и тем самым обменивается информацией с себе подобными. Речь может быть устной и письменной. Устную речь мы слышим, а письменную видим на бумаге или экране телевизора, монитора. У каждого народа (этноса) свой язык. Однако есть и универсальный язык, на котором можно объясняться во многих странах мира - это английский язык.

3) Целенаправленная творческая деятельность. Из всех живых существ на Земле, только человек способен творить, т.е. создать нечто новое никогда ранее не существовавшее. Деятельность человека всегда предполагает наличие цели (желаемого результата своей деятельности), а поведение животного подчинено инстинктам, которые он приобрел с рождения.

4) Мнимые потребности. Человек обладает как подлинными, так и мнимыми потребностями. Подлинные потребности - это потребности, идущие во благо человеку, а мнимые - во вред. К мнимым потребностям можно отнести вредные привычки человека (курение, алкоголизм, игромания и т.д.).

5) Прямохождение. Только человек ходит прямо на двух конечностях имея при этом четыре.

6) Изготовление орудий труда. Человек изготавливает орудия руда (например молоток). Животные используют природные орудия труда.

Помимо отличительных особенностей, человек и животное во многом схожи. Это касается биологических потребностей, таких как потребность в еде, питье, воде, воспроизводстве рода и т.д.

Говорят, что всё живое, что вас окружает – это всё живые существа. И человек – это одна из многих форм жизни на Земле, но она уникальная, поскольку только человек может делать осознанный выбор и формировать свою судьбу. Другие формы жизни находятся в неосознанном состоянии. Но если мы думаем, что только человек способен испытывать эмоции и чувственные наслаждения в полной мере, то это ошибочно, т.к. все живые существа получают чувственные удовольствия, и зачастую намного лучше и качественнее, чем это может делать человек.

Примеры того как животные наслаждаются лучше человека:

  • самые сладкие и длинные сны может видеть только медведь,
  • ни один человек не имеет зрение лучше, чем у птиц;
  • обоняние: у многих животных ощущение запаха просто удивительное, например, у собаки, которая просто понюхав вашу сумку сразу узнает, что в ней было;


Примеры чувственных наслаждений животных:

  • ни один человек не в состоянии есть столько, сколько ест корова: только слюны корова вырабатывает от 40 до 150 литров день (для сравнения, человек за сутки вырабатывает от 0,5 до 2,0 л слюны);
  • самые накачанные - это лошади, и для этого им не нужно постоянно ходить в тренажерный зал;
  • лучше всех и дольше всех сексом могут заниматься обезьяны и голуби: они могут делать это до нескольких десятков раз в день без особых последствий для своего организма, что не скажешь о человеке;
  • со скоростью бега гепарда могут соревноваться только некоторые спортивные машины.

И это далеко не полный список...

Отличие человека от животного

И обо всём этом говорят древнейшие писания: животные наслаждаются чувственной жизнью намного лучше и качественней, чем человек, причём, не прилагая к этому никаких усилий. Они с самого рождения получают такую милость Господа.

Единственное отличие человека от животного – это наличие сознания , т.е. способности к самосознанию и Богу. И если человек не использует этот уникальный дар, то уже в этой жизни у него проявляются характерные признаки животной жизни:

  • желание подольше спать,
  • чаще и больше кушать,
  • соперничать и подавлять окружающих, забывая о более эффективном способе общения – сотрудничестве и взаимопомощи,
  • сознание наполняется инстинктами, с огромным преобладанием инстинкта размножения и продолжения рода.

Это связано с тем, что вести осознанную жизнь, т.е. жизнь, наполненную желанием помогать другим и дарить счастье, намного сложнее, и требует немало усилий, тогда как животные желания легче, комфортнее и быстрее достигаются. Но это рушит основы человеческой жизни...

Видеоролик отличие человека от животного
Е.М. Чайтанья Чандра Чаран

(28.2 Мб, контейнер AVI, формат DivX 4)

Таким образом, если человек не использует уникальность человеческой жизни по назначению, он будет постоянно разочарован и страдать. Именно это и является причиной того, что человек хочет:

  • больше спать, т.е. быть в неосознанном состоянии, иначе он страдает, а во сне тепло, приятно и комфортно;
  • желание подавлять и соперничать, поскольку считает всех врагами, которые мешают ему наслаждаться,
  • больше кушать и заниматься сексом: это физиологические действия, автоматически приносящие наслаждение, тогда как получить счастье от общения с другими людьми намного сложнее.

Но человек, начинающий жить желаниями животного , начинает ещё больше страдать, поскольку желания животных качественнее и легче достигаются в теле животного. В теле же человека много не поспишь, много не съешь, много сексуального удовольствия не получишь... А желания будут всё копиться и копиться, поскольку желания по свое природе безграничны. А безграничные желания без способности их реализовать приносят просто невыносимые муки... Именно это толкает человека на ещё большие глупости:

  • пьянство;
  • наркотики;
  • извращения;
  • садомазохизм и многое другое...

Человек начинает просто издеваться над своим телом, которое не может дать ему того, чего он хочет. Но всё это безрезультатно, поскольку человеческое тело способно реализовывать человеческие желания и немного животных желаний. Это всё равно что от легковой машины требовать выполнять работу трактора...

Продолжение в статье «Человек и чувства », или о том, чем следует занимать свои чувства с точки зрения Вед

ЧЕЛОВЕК

Теории происхождения человека.

- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Человек - биопсихосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (памятью, абстрактным мышлением, и тд.), способное создавать орудия и использовать их в общественном труде.

Человек - биологическое существо:

Человек – часть живой природы;

Наличие инстинктов;

Биологические потребности.

Человек - социальное существо:

Регулирование инстинктов;

В обществе формируются речь, мышление, навыки общественной деятельности;

Создатель и носитель культуры человеческого общества;

Предпосылкой развития человека является наследственность, источником его развития считают социальную среду, т.е. общество подобных ему людей.

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

1. моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

2. обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

3. выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.


Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Индивид (лат. неделимое, особь) единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических черт: разума, воли, интересов.

Это понятие употребляется в значении «конкретный человек». Его признаками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, т.е. то, что роднит этого человека с другими людьми.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. Это отличие данного человека от других, как по внешнему облику, так и по характеру.

Личность (англ. персона)человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые реализуются в общественной жизни.

Личностью человек становится в процессе социализации.

Социализация (лат. общественный) осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества, в результате которого люди осваивают социальные нормы и культурные ценности общества, накапливают опыт и знания.

Стадии социализации: детство, юность, зрелость, старость.

Процесс социализации начинается с того момента, когда индивид, вступая в человеческие отношения, определяет себя и своё отношение к людям.

Социализация происходит как результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия (воспитания).

Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других, оказание им помощи при усвоении социальных ролей, - это родители, братья, сёстры, родственники, друзья, учителя (агенты первичной социализации); преподаватели вуза, сотрудники, руководство (агенты вторичной социализации).

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на социализацию (семья, школа, церковь, СМИ)

Десоциализация – утрата или отказ от усвоенных ценностей, норм поведения.

Ресоциализация – восстановление …

error: