Библия онлайн. Большая христианская библиотека

Толкования на 2 Пет. 1:5

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 5-7 То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь

Пётр показывает степени преуспеяния. На первом месте вера, так как она есть основание и опора добра. На втором месте добродетель, то есть дела, ибо без них, как говорит апостол Иаков (Иак. 2:26), вера мертва. Далее рассудительность. Какая же рассудительность? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. Затем воздержание. Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собой дар (ибо страсти, несмотря на сдерживающую их свободу, всегда любят стремиться к худшему), то должно превзойти терпение. Оно…

Святой Церковью читается Второе послание Петра. Глава 1, ст. 1–10.

1. Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:

2. благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

3. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,

4. которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:

5. то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

6. в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

7. в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

8. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа…

Преображение Господне на горе Фавор. У ног Спасителя апостолы Иоанн, Петр и Иаков

Какие дерзновенные слова! Именно с них начинается апостольское послание

Святой апостол Петр уже приближался к завершению своего земного пути, когда по Церкви распространилось его второе соборное послание. Мы читаем это послание как духовное завещание апостола, очень проникновенное. Святой Петр напоминает всем про небесные обетования, дабы мы «через них соделались причастниками Божеского естества (греч.:…

Сообщение от pavls 2Pe 1:5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
2Pe 1:6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
2Pe 1:7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

Приходилось ли вам, оправдывая своё нежелание помочь ближнему,

Мне кажется, что данный отрывок в контексте вообще не относится к ситуациям оказания помощи другим людям. Он начинается и заканчивается понятиями «вера» и «любовь», т.е. речь идет о качествах одной личности.

Здесь же «добродетель» я рассматриваю, как синоним слова «праведность», а о том, что в контексте есть «рассудительность», можно судить по следующему за ним качеству: «воздержание».

Здесь подходит следующее высказывание Павла:

«1Кор.10:23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.»

То есть, рассудительность нужна для того, чтобы определить, от чего и как нужно…

Говоря о христианах, что им дарованы великие обетования Божии, чрез которые они могут сделаться причастниками Божественного естества, апостол Петр во Втором своем послании (гл. I, ст. 6, 7) дает нам наставления, как достигнуть этих дарований.

Для этого, говорит он, нужно удаляться от господствующей в мире похотной страсти и со всем старанием приобретать веру. А затем в вере показать добродетель, т. е. добрые дела; в добродетели — рассудительность, т. е. разум духовный; в разуме — воздержание; в воздержании — терпение; в терпении — благочестие; в благочестии — братолюбие; в братолюбии — любовь.

Итак, вера, добрые дела, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь — вот ступени духовной лествицы святого апостола Петра.

Все они имеют между собою тесную внутреннюю связь, каждая из них производит другую, последующую, а последующая возвышает, усовершает и укрепляет предыдущую.

Покажите в вере вашей…

1 Приветствие. 3 «Покажите в вере добродетель, в добродетели рассудительность… » 12 Вера в изложении Петра основывается на его личном свидетельстве и на пророчестве.

1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:

2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,

4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:

5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

[Зач. 64.] Си монъ…

Часть книги: «Предостережения Нового Завета».

2 Петра 1:5-11: «прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей»

В отрывке из второго послания Петра мы читаем:

2 Петра 1:5-7:
«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь».

Должно ли что-либо прилагаться к нашей вере? Апостол Петр говорит: «Да». Что же должно прилагаться к вере? Петр перечисляет: добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Обратите внимание, что он не говорит: «Если вы хотите, то можете использовать этот предложенный список». Наоборот, он делает акцент, говоря: «Прилагая к сему все старание». Пребывать в вере – значит прилагать все старания, чтобы соблюдать те вещи, о которых говорит Петр. Кто должен прилагать старания? Ответ очень прост: «Мы». Да, мы нуждаемся…

О рассудительности На главную

О рассудительности

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры, велика добродетель рассуждения. Соломон, один из самых мудрых людей, просил у Бога не богатства и могущества, а мудрости. Бог даровал ему ее, а сней и все блага жизни. Своей мудростью и рассудительностью Соломон славился на весь мир, и даже из дальних стран приходили послушать его. Премудрый царь так поучал в притчах: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание приятно будет душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого» (Притч. 2, 10-12). Добродетель рассудительности — это то, чего сейчас так нехватает нашему суеверному обществу. А ведь вера без разума — дело опасное. Поэтому рассудительность — это якорь, позволяющий твердо держаться Церкви и не следовать ветрам суеверия, поддерживаемых народной молвой и средствами массовой информации.

Без рассудительности, тяжело человеку держаться Церкви…

«…вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петра 1:5-7).
— этот текст Апостола Петра используется не только для размышления о том, как надо поступать, но и как оправдание для того, чтобы что-то не делать. Имею в виду слова «в добродетельности рассудительность». То есть, я подумал, рассудил, что сейчас не время добродетельности, так что извини, брат…
Конечно, это несколько утрированно, но суть такова: думай головой, прежде чем творить кому-то добро. Примерно так и в проповедях объясняется.

Но вот уважаемый trubchyk нашел, что
В греческом стоит слово не рассудительность, а:
(нравственное) совершенство, превосходные качества, добродетель, благородство;

Словарное определение для Ћret®:
Ћret®, Эсхил in crasi Џret® (a) І
1) доблесть, храбрость, мужество (ЋndrЗn…

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-17930/?stt=1803

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, например. Воздержание – это крайне необходимая добродетель. Но мы знаем, что очень многие люди на простой вопрос: «Какой нынче праздник?» вместо того, чтобы сказать: «Собор новых мучеников и исповедников Российских», начинают говорить, что ещё с восемнадцатого века в России возникли тайные общества, которые были прикрытием масонских организаций. Эти общества потом сгруппировались в два общества - Северное и Южное. Руководители были такие-то. Первая их попытка переворота на Сенатской площади была подавлена артиллерией. Пятерых повесили. И так далее, и так далее. Начинают рассказывать всю историю революционного движения в России. А потом про семнадцатый год. Ведь любые революционные преобразования всегда направлены и против Церкви тоже, потому что их организуют люди, которые одержимы духами нечистыми. И наконец приступают к Собору новых мучеников – как они возникли.

В рассудительности…

1:1,2 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего
Пётр снова не стесняется называть себя рабом Христа и апостолом его, ибо он – точно тем и был. Обращается он к тем, кто так же, как и он (равно с ним) УЖЕ имел веру в Иегову и Христа Его, и имел дар святого духа. Но, тем не менее, он пожелал всем помазанникам по-прежнему продолжать возрастать в познании Бога и Христа. Нет предела познаванию Божественного естества, и вечности не хватит человеку, чтобы постичь Творца, чувствования и разум Его и самое главное — научиться поступать так же, как поступает Он.
тем, кто благодаря оправданию Богом нашим и Спасителем Иисусом Христом, обрел веру, столь же драгоценную, как наша (ПНМ).
Нелицеприятен Бог и вера …

От имени апостола Петра

Как же тогда вышло так, что его стали связывать с именем апостола Петра? На это можно ответить, что его умышленно стали связывать с Петром. Нам это может показаться странным, а в древнем мире это было обычным делом. Письма Платона написал не Платон, а его ученик от его имени. Иудеи тоже часто использовали этот прием. В эпоху между Ветхим и Новым Заветами были написаны книги от имени царя Соломона, Исаии, Моисея, Варуха, Ездры, Еноха и многих других, а в эпоху Нового Завета возникла целая литература вокруг имени апостола Петра - Евангелие от Петра, Проповедование апостола Петра, Откровение апостола Петра.

Один примечательный факт может внести некоторую ясность в этот вопрос - этим методом пользовались и еретики: они писали и издавали вводящие в заблуждение и вредные книги под именами великих апостолов, утверждая, что это и есть учение великих…

Когда вы делаете добро другим, вы в первую очередь делаете добро себе.
Бенджамин Франклин

Сегодня я прочитала пост и даже вставила комментарий. Пост вскоре был удален по правилам см, кто его написал я не знаю и из-за удаленного поста не могу узнать больше.

Суть поста такая. Помогите люди добрые! Отвезли ребенка на лечение в Италию, ребенок умер, тело не отдают до тех пор пока не оплачены счета.

Теперь я, нечего мне больше делать наверное, размышляю… я стала супер бессердечной или крайне недоверчивой.
Мои рассуждения…
1. Не могу понять как такое могло случиться вообще чтоб такого больного ребенка приняли в больницу без предоплаты или взяли маленькую предоплату, вобщем непонятно.
2. Тело не отдают до оплаты по счетам. Если рассуждать логически значит тело находится в морозильной камере за которую так же считается посуточная оплата, которая с каждым днем увеличивается. Выгодно ли это больнице? Если…

Схиигумен Савва (Остапенко)

Духовная лествица святого апостола Петра

Говоря о христианах, что им дарованы великие обетования Божии, чрез которые они могут сделаться причастниками Божественного естества, апостол Петр во Втором своем послании (2Пет. 1:6-7) дает нам наставления, как достигнуть этих дарований.

Для этого, говорит он, нужно удаляться от господствующей в мире похотной страсти и со всем старанием приобретать веру. А затем в вере показать добродетель, т. е. добрые дела; в добродетели - рассудительность, т. е. разум духовный; в разуме - воздержание; в воздержании - терпение; в терпении - благочестие; в благочестии - братолюбие; в братолюбии - любовь.

Итак, вера, добрые дела, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь - вот ступени духовной лествицы святого апостола Петра.

Все они имеют между собою тесную внутреннюю связь, каждая из них производит другую, последующую, а последующая возвышает, усовершает…

Как говорил герой известного мультфильма: «Если добрый ты - это хорошо, а когда наоборот - плохо!» С рождения каждый человек живет в обществе, совершает те или иные поступки и получает им соответствующие оценки. Темой этой статьи станут в основном хорошие и праведные поступки человека, делающего добро или стремящегося к этому. Что такое добродетели, какие они бывают и как можно помочь себе в приобретении таких качеств? Давайте разбираться.

Основные понятия

Добродетель и порок - для многих эти определения не вполне понятны, ведь в обыденном ежедневном употреблении такие слова встречаются нечасто. Конечно, каждый ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо. Однако, в отличие от ценностных установок, принятых в обществе, норм этики и морали, добродетель - это внутренняя потребность творить добро не потому, что «так надо», а просто потому, что иначе не можешь. Также добродетелью можно признать и некие личностные качества человека, помогающие ему найти свое место в…

Во втором послании апостола Петра находится знаменитый текст, который на мой взгляд суммирует очень многие истины, о которых мы говорили выше. Апостол начинает с утверждения, что все, что нам нужно для жизни и благочестия уже дано каждому верующему: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет.1:3,4).
Войти в обладание Божьей благодатью возможно через построение с Богом отношений, основанных на доверии, вере и любви. Такие отношения апостол Петр называет познанием Бога. Отношения с Господом развиваются на основе Его славы и благости к нам. Господь благ и эта жизнеутверждающая истина всегда влечет нас к Нему.
Нам дарованы великие и драгоценные обетования Божьего Слова. В притче о сеятеле Господь назвал их…

Петр перечисляет последовательные ступени развития зрелого христианского характера, начиная со слов предупреждения обращая наше внимание на то, что для успешного прохождения через этот процесс мы должны прилагать старание. Без труда мы не будем иметь успеха и это главная мысль.

Процесс, описанный апостолом Петром, можно сравнить с тем, как яблочное семя развивается в спелое яблоко. Семя — это Слово Божье, посаженное в наших сердцах. От него происходит вера, которая является незаменимой стартовой площадкой, с которой берут свое начало семь восходящих ступеней духовного роста.

Первой в этом списке идет добродетель.
Слово, переведенное здесь на русский язык как «добродетель”, в древнегреческом языке имеет смысл «превосходство” и могло относиться к любому роду деятельности: лепке керамических изделий, вождении лодки или игры на флейте. И поэтому мы не должны ограничивать понимание этого слова просто моральным превосходством. Оно охватывает все сферы жизни: учитель,…

Вы помните, что в прошлой теме, мы с вами говорили о пути спасающей веры. В словах апостола Петра, которые в христианстве называют лестницей Петра, апостол показывает, что из веры должна проистекать добродетель.Добродетель, это следствие веры, добродетель, это свидетельство о наличии веры в человеке :

«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель...» (2Пет.1:5)

Именно добрые дела, которые Бог предназначил исполнять тем, кто верой принял спасение по благодати Божьей, являются подтверждением рождению свыше . Рожденный свыше человек живет не для себя, чего требует падшая природа человека, но, став причастником Божьего естества, он, через живительную связь с Христом, живет для других, по примеру его Господа и Спасителя Иисуса Христа!

Но истина о добрых делах, как о пути веры, была бы не открыта во всей ее красоте, если мы не сделаем еще один, следующий за добродетелью, шаг, по так называемой лестнице Петра:

«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность (знание, ведение, познание, понимание, разумение)» (2Пет.1:5)

Очень часто верующие люди, знающие о том, что мы должны творит добро, ибо во Христе мы для этого и созданы Богом, чтобы творить добро, не спешат его творить, оправдывая свои действия, именно вот этими, прочитанными нами словами, из послания апостола Петра. Вкоторых он, настоятельно рекомендует верующим, проявлять в добродетелирассудительность .Давайте исследуем Библию, для того, чтобы узнать, какой смысл в эти слова вкладывал апостол Пётр, а какой смысл в эти слова вкладывают сегодня современные верующие в большинстве своем?

Современные верующие, в подавляющем своем большинстве, понимают эти слова так:«прежде чем творить добро и помогать людям, нужно хорошо подумать, а нуждается ли тот или иной человек в моей добродетели, или нет? Или же достоин он ее, или нет? Это, по их мнению, и называется проявить в добродетели рассудительность.

Такой подход в понимании слов апостола Петра, позволяет многим верующим, практически уйти от добродетели, оправдывая себя тем, что, по их убеждению, по их рассудительности, данный человек не нуждается в их добродетели, или же он ее не достоин . Но, давайте разбираться, так ли это? Верное ли, это понимание того, что написал апостол Пётр? Посмотрим сначала внимательно на сам текст апостола Петра:

Верующий человек, призывается апостолом Петром к тому, что бы прилагая все свое усердие, показать в своей вере добродетель. То есть, добродетель, это следствие нашей веры, мы уже об этом говорили в пошлой проповеди, отсутствие добродетели, говорит об отсутствии веры, из которой проистекает добродетель . Добродетель не отменяет веру, а наоборот, свидетельствует о ней. Каждая последующая ступенька, описанная апостолом Петром, не отменяет предыдущую, но является как бы продолжением предыдущей, ее следствием, вытекающим из причины. То есть, я проявляю добродетель, потому что у меня есть вера . Вера, это причина, а добродетель следствие проистекающее из упомянутой причины . Понимая это, двигаемся дальше.

Я уже проявляю добродетель, эта та ступенька, на которой я, в данный момент стою, и как следствие моей добродетели, я буду проявлять рассудительность. То есть, теперь уже добродетель становится причиной, а рассудительность - следствием, проистекающим от данной причины . И как вы понимаете, следствие, проистекающее из какой-то причины, не может отменять саму причину, из которой оно проистекло. Ветки на дереве, произрастающие из ствола, не отменяют собой ствол, а проистекают, то есть произрастают из него. Если отменить ствол, по причине того, что из него выросли ветки, и теперь он не нужен, то не будет и веток, произрастающих их него. Если твоя рассудительность, делает тебя настолько всеведущим и всезнающим по отношению к тому, а творить ли тебе добродетель или нет, и ты,в своей рассудительности не проявляешь, добродетель, то правильно ли ты понял слова апостола Петра? Ведь понимая так, ты последующей ступенькой отменяешь предыдущую, твоя рассудительность аннулирует твою добродетель .

Разбираемые нами слова, названы лестницей Петра, это не плохое сравнение, ибо оно наглядно показывает, как из одного произрастает другое. Когда вы идете по лестнице, то разве последующая ступенька противостоит предыдущей и отвергает ее? Конечно же, нет, вы достигаете последующей ступеньки, именно благодаря предыдущей . То есть, имея веру, вы, опираясь на нее как на ступеньку, встаете на следующую ступеньку добродетели, а проявляя добродетель, вы встаете на следующую ступеньку рассудительности, но вы не отменяете добродетелью веру, а рассудительностью добродетель, ибо это скатывание с лестницы вниз, а не подъем вверх . Поэтому, если вы считаете, что рассудительность дает вам право, в том или ином случае не быть добродетельным человеком, то вы не правильно поняли, то о чем в разбираемом нами тексте писал апостол Пётр. Вы наложили свой греховный смысл на его слова! И теперь уже, вы живете и исполняете не слово Божье, а ваше собственное слово, которое, конечно же, в отличие от слова Божьего, не преобразовывает нас в подобие Христа и, конечно же, не спасает !

Если мы понимаем, рассудительность в добродетели, как возможность, пусть даже не во всех случаях, а в некоторых, отказаться от добродетели, по отношению к тем, кто по нашему мнениюне нуждается в нашей добродетели, или недостоин ее, то это понимание вступает в конфликт не только с тем, что писал апостол Пётр, но так же и с другими текстами Писания. А Библия, не должна сама себе противоречить, это незыблемый постулат истины. Взгляните на следующие тексты Слова Божьего:

«И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают … Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук.6:32-36)

«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17)

но пекитесь одобром перед всеми человеками » (Рим.12:17)

«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем…» (Гал.6:10)

Думаю, что этих текстов достаточно, для того чтобы понять важную истину о том, что Бог призывает своих детей быть добродетельными, то есть творить добро для всех: и для добрых, и для злых, и для друзей и для врагов, не пытаясь своей рассудительностью определять, кто достоин получению добра с нашей стороны, а кто нет!

Так, как же нам тогда понимать слова апостола Пётра :

«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Пет.1:5)

Рассудительность «γνῶσις» (гносис) - знание, ведение, познание, понимание, разумение.

Апостол Пётр утверждает, что изнашей добродетели должно проистекать «знание, ведение, познание, понимание, разумение», точно так же как из веры моей проистекает добродетель:

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:14-17)

Вы видите, что моя вера в Бога и в Его спасение, через Христа, приводит меня добрым делам, Бог именно этого преобразования и хотел видеть в нас через веру:

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:8-10)

Вот, точно так же и рассудительность наша, а мы уже знаем, что это слово означает «познание, ведение и понимание» , должны выйти из наших добрых дел, проистечь из нашей добродетели, а не отменить ее.

Какое же понимание должно прийти к нам из нашей добродетели, которое не отменяет саму добродетель?Что мы должны осознать проявляя добродетель? Будьте внимательны, это очень важная истина, позволяющая нам подняться еще на одну ступень по лестнице святости и познания Христа. Из нашей добродетели, к нам должно прийти понимание предназначения добродетели, в Божьем плане спасения . Если вы не верите, то пусть слово божье, вам это докажет.

Вы когда нибудь задавались вопросом, какую роль в божьем плане спасения играют добрые дела? И в помощь вам будет вопрос, почему людей тянуло к Иисусу? Вспомните, как Он себя назвал:

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан.10:11)

Даже враги Христа не могли поднять на Него руку за Его добрые дела, поэтому искали другую причину для того, чтобы убить Христа :

«Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство…» (Иоан.10:31-33)

Христос, научал людей истинам, чрез которые грешники могли обрести вечную жизнь, Он кормил голодных, лечил больных, воскрешал мертвых. Люди получали от Него только добро . Он творил добро, не разделяялюдей. Он в равной степени был добр как к иудею, так и к римскому сотнику, который был одним из тех, кто поработил Его народ. Он являл добро и единоверцам и язычникам, мужчинам и женщинам, даже маленьким детям. Творя добро Иисус не обращал внимание на то богатый ты, или бедный . И вот это добро,исходящее от Христа,и желание помочь всем, не зависимо от того, как к Нему относились те, кому Он помогал и хотел помочь, и притягивало, как магнитом, толпы людей к Нему. В Иерусалиме Его приговорили к смерти, а Он, зная об этом наперед, пред этим сказал о своей заботе, об этом городе и о живущих в нем:

«Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лук.13:34)

Именно добро, совершаемое Христом для всех людей, и притягивало к Нему разных людей . И наш Господь, и Спаситель, дал наставление своим последователям:

«Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоан.13:15)

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан.14:12)

Возвращаясь к вопросу, какова роль добрых дел в плане спасения, и имея пред глазами пример жизни Христа, начальника и совершителя нашей веры, применим этот вопрос теперь не к Христу, а к нам. Посмотрите, что по этому поводу говорит Слово Божье :

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16)

«и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет.2:12)

«ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1Пет.2:15)

«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель…» (2Пет.1:5)

«Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10)

«Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Матф.7:17-19)

Соедините эти тексты воедино, для получения целостной картины, и у вас получится, красивая панорама плана спасения. Мы, спасенные через веру в благодатьБожью, созданы Богом во Христе, как новые творения, рожденные свыше, на совершение добрых дел, проистекающих от нашей веры. Чрез эти наши добрые дела прославляется Бог и открывается Бог, тем, кто еще Его не знает . А если мы не творим добровсем людям, то мы худое дерево, приносящее худые плоды, и такое дерево, пригодно только для огня, а не для вечности, ибо оно не похоже на Христа, приносящего добрые плоды!

Возможно, вы слышали эту правдивую историю, про то, как одна молодая христианская семья в США, Джим и Кора, решила купить себе ферму, чтобыжить и трудиться на земле. Они нашли, через агентство подходящее место и хорошую ферму с черноземом и прекрасными постройками, но их смущало то, что уж очень была низкой цена за такую прекрасную землю и строения, почти смехотворная . Так же их удивляло то, что по близости к этой ферме жил только один человек, хозяин другой фермы и больше никого. Когда же они поинтересовались у соседей живущих подальше, почему такая низкая цена, и почему всего один сосед, то те,им поведали, что вся проблема именно в этом единственном соседе, старике Граймса. Он зловреднейший человек, творящий зло всем, кто селится в продаваемой ферме, потому на этой ферме никто долго не задерживался. Соседи назвали старика Граймса,сущий диавол. Муж, Джим, узнав об этой проблеме, сказал «я убью этого старого диавола» . Кора, его жена, ужаснулась этих слов, сказанных ее мужем, ибо подумала, что мужу на ум пришло, что-то очень не хорошее, не согласующееся с их верой в Бога! А Джим поделился с женой тем, что он собирается сделать со злым стариком Греймсом.

Они дождались когда старикуехал в город продавать картошку, Джим высмотрел, как живет старик и обнаружил, что у того все запущено вокруг дома, да и на ферме. От соседей он узнал, что старик одинок, живет один, у него никого нет.Кора, испекла злому старикупирожки, и Джим, заботно упаковав,положил их пред дверью Греймса.

На следующее же утро они обнаружили, что кто-то разогнал их коров в неизвестном направлении, проделав в заборе их фермы большую дыру. По следам они увидели, что это зло, дело рук их соседа старика Греймса, своего рода благодарность за пирожки . Джим залатал дыру, но не стал навешивать замок, сказав сам в себе с юмором, если старик захочет еще раз выгнать наших коров, то ему не нужно будет прорубать в заборе дырку, для этого теперь есть ворота!

Прошел месяц, и в один из дней, Кора, жена Джима, в слезах показала мужу перерезанную их бельевую веревку, и грязные следы старика Греймса на выстиранных ею вещах, которые теперь валялись на земле.Кора плакала, и требовала применить меры к злому старику, а Джим, как мог, утешил ее текстами из Библии:

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф.5:38,39)

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Матф.6:14)

Кора покаялась в своем гневе, и Джим сказал ей:«я специально купил эту ферму, чтобы Бог, мог проверить меня,а действительно ли я истинный христианин, который может сносить терпеливо зло, и при этом любить своего врага и желать ему добра, или нет?Нам так легко говорить о прощении, но как же сложно это являть в своей жизни». – «Да» , согласилась с ним его жена, и сказала: «завтра я собираюсь, печь хлеб, вот ты сходи к старику Греймсу завтра и положи ему на крыльцо упакованный свежий хлеб» .

Утром, когда они собирались отнести злому старику хлеб,они обнаружили, что их любимая собака была отравлена стариком Греймсом. Жена стала в гневе вспоминать все проделки старика, и говорить: «все можно было снести, но зачем же убивать безвинную собаку?Это просто жестоко сказала она». А Джим спросил ее:«ты все еще хочешь, чтобы я отнес Греймсу хлеб или нет?». Она с болью в сердце сказала:«да, обязательно отнеси, хотела бы я увидеть выражение лица старика, когда он утром обнаружит на крыльце своего дома этот хлеб» .

На следующий день, старик опять поехал в город, чтобы продавать картофель и проезжая мимо дома этой верующей семьи, он увяз на своем грузовике всеми четырьмя колесами в большой яме в грязи, так как накануне прошел ливень. Чем больше он силился выбраться, тем больше безнадежно увязал. Джим увидел это, быстро сел в свой трактор, без слов подъехал к увязшему со стариком грузовику, сам зацепил грузовик и со второй попытки вытащил грузовик из грязи. И все это он сделал без единого слова. Этого старик уже не мог вынести, он выскочил из грузовика и воскликнул: «хватит Джим, все, я больше не могу, вы меня просто убиваете. Всякий раз, когда я вам делаю какое-то зло, вы мне за него воздаете добром, я так больше не могу, я сдаюсь. Больше я так не могу».

Джим ответил: «добро пожаловать соседушка, это была трудная битва, пойдемте в дом и скажем обо всем Коре, она этому очень обрадуется!» Джим протянул старику руку, и на лице Греймса расплылась улыбка, и он в ответ протянул Джиму руку и слабо пожал ее. Когда они вместе зашли в дом, Кора, увидев старика Греймса, застыла как вкопанная, и не могла поверить своим глазам. А Джим сказал: «Кора, познакомься с нашим новым другом Грейсом» . Кора воскликнула: «слава Богу! Я молилась за это!». И она стала суетиться, чтобы угостить Греймса. На что старик ответил:«ну неужели вы уверены, что Бог любит такого злого и вредного человека, как я?». «Да», ответил Джим, «ведь Он послал своего Сына Иисуса, который страдал и умер для того, чтобы каждый грешник мог, раскается и побороть в себе грех». Кора сказала:«Все мы грешники, но Господь принимает нас, и прощает нам все зло наше, если мы раскаиваемся!

На что Греймс ответил: «Я никогда особо не интересовался Богом, но моя жена любила Его, и я не противился Богу, до того дня, когда в страшной аварии погибла моя жена и мой единственный ребенок». Кора, скорбя, сказала:«Какое страшное горе, как же вы страдали!». На что Греймс ответил:«Она была очень доброй женщиной, прекрасной женой, и наш милый сыночек, ему был всего годик. Они возвращались домой из города, когда на них наехал пьяный водитель, и вмиг, их жизнь оборвалась, а водитель даже и не остановился. Это было так жестоко и не справедливо. Вот тогда, я возненавидел Бога, а с Ним и всех кто был счастлив. Я думал, что если случаются подобные несправедливые и жестокие вещи, то нет никакого Бога любви и добра. Я не мог забыть и пережить своего горя! И, так я думал до той поры, пока вы не переехали сюда и не доказали своей жизнью то, что любовь и добро в мире все же существуют ! Простите меня за все зло, что я причинил вам, простите меня ради Бога!».

На что Джим ответил: «мы не только вас прощаем, но мы вам говорим, дорогой Греймс, мы всегда рады будем видеть вас в нашем доме, как доброго друга и хорошего соседа!». А Кора добавила: «приходите, сегодня к нам на ужин и мы, по-настоящему отпразднуем нашу дружбу!».

Это положило начало новой жизни для старика, а так же начало дружбы верующей семьи, с тем, кто раньше проклинал Бога и не верил в Его милость и любовь ! Кора поняла смысл слов, сказанных ее мужем, когда он поклялся убить старого диавола, они силой Божьей сделали обещанное, ведь прежнего мистера Греймса, которым управлял диавол, не стало, он был убит добротой и любовью Божьей, явленной, Богом, через своих детей, Джима и Кору!

Может кто-то из вас имеет подобные опыты в жизни, когда сила доброты останавливала зло? Моя семья имеет. Я уже как-то упоминал об этом. Когда моя семья совершала служение Богу на Украине в п.г.т. Кривое Озеро, к нам попросился на ночлег человек, сказав о том, что его фура с картошкой застряла по дороге, а он, с трудом добрался до поселка, чтобы обогреться, взять пищи, и позвать подмогу. Мы накормили его от души, тем, что у нас было, я отдал ему свои лучшие вещи. Мы жили очень бедно, и он это видел, постелили ему все чистое, и собрали пищу для него. Утром мы проснулись, гостя нашего не было в доме, ночью он тайком ушел. Пищу он оставил, и ничего, кроме свитера, что я ему подарил, не взял. А позже, по селу рассказывали, что ограбили несколько домов и по описанию, к ограбленным заходил тот человек, который был у нас и мы его приняли, как Христа, отдав лучшее, что у нас было. Бог не дал ему сделать нам зло. Он остановил его, через осознание того, что не платят за добро, злом .

Когда мы уже жили в Таганроге, многие из вас знают, что мы выращиваем своими руками овощи, перерабатываем их, продаем и с этого живем. Так вот один человек, торгуя рядом с нами на рынке, обанкротился и нуждался в помощи. Я ему помогсколько мог продуктами, деньгами, снял ему на время жилье в городе, ибо мы живем в хуторе, вдали от города. Он был очень здоровый мужчина, крепкого телосложения, более чем в два раза больше меня.

Позже выяснилось, что он был аферист и бандит, который красиво играл роль и даже пришел несколько раз на богослужение, чтобы войти в доверие. Бог свидетель, что я всегда являл емутолько добро и любовь Христову. И когда однажды, он и его дружки, по их замыслу должны были меня избить,и ограбить, ибо я уже понял кто он, но продолжал являть ему только добро и любовь, он схватил меня, занес свою ручищу, чтобы ударить. Я посмотрел ему в глаза и сказал: «за добро, явленное тебе бить будешь?». Он заревел, как медведь оттолкнул меня от себя, и сказал: «Не могу! Прости». И ушел прочь.

В писании сказано :

«ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1Пет.2:15)

Я верю, в силу добра, ибо видел эту силу Божью наяву, а не прочитал о ней в книгах, я знаю о ней не понаслышке . Когда вы являете добро людям не зависимо от того, какие они, тогда вы даете возможность Духу Божьему, в максимальной степени явить силу Божью, и повлиять на сознание того, кому вы это добро творите. Вспоминайте яркий Библейский пример :

«И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошел искать Давида и людей его по горам…И пришел к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры. И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: "вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно". Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень. И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу. Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь! Саул оглянулся назад, и Давид пал лицем на землю и поклонился ему.

И сказал Давид Саулу: зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: "вот, Давид умышляет зло на тебя"? Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: "не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа". Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее. Да рассудит Господь между мною и тобою…но рука моя не будет на тебе… И возвысил Саул голос свой, и плакал, и сказал Давиду: ты правее меня, ибо ты воздал мне добром , а я воздавал тебе злом; ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня. Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня. И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей» (1Цар.24:3-21)

Что растрогало аждо слез царя Саула, человека, которым управлял злой дух? Он даже признал, что Давид и должен быть царем Израиля. Ответ прост и однозначен, это сделала доброта Давида по отношении к нему, Саулу, человеку, который хотел убить Давида .

Сегодня, в том контексте, в каком понимают современные христиане слова апостола Петра, относительно, того, что нужно проявлять в добродетели рассудительность, и при этом они это понимают так, что прежде, чем сотворить добро нужно выяснить, а достоин ли нашей добродетели человек, или нет. То, в этом контексте, многие современные христиане, не сотворили бы по отношению к Саулу то добро, которое сделал ему Давид, ибо посчитали бы Саула, недостойным этой добродетели. И если бы они, жили в одно время с Давидом и Саулом, то они бы назвали Давида, верующим человеком, который не проявляет рассудительности в добродетели!

Хотя Давид и жил в жестокое ветхозаветное время, но он поступил с Саулом, по евангельскому правилу, которому учит нас Христос :

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:43,44)

Библейское учение однозначно вопросе совершения добра верующим человеком, мы должны проявлять добродетель по отношению ко всем людям, включая и наших врагов, даже не думая о том, что наша рассудительность подсказывает нам то, что они, по нашему мнению не достойны этого:

«никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь (заботиться, стараться, думать наперед)о добром перед всеми человеками . Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром » (Рим.12:17-21)

В этих текстах так много духовных уроков касающейся нашей добродетели, что мы не можем с вами пройти мимо них. Апостол Павел говорит :


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

Духовная дисциплина и верность как ресурс к преображению в святость Христа.

Ллойд-Джонс, Мартин.

То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. 2 Пет. 1:5-7

Петр писал это послание, стремясь помочь людям справиться с духовной депрессией. Он хотел морально поддержать людей, до такой степени охваченных унынием, что они даже засомневались в вере, которую приняли. Упорная духовная депрессия неизменно приводит к сомнениям и склонности оглядываться на прошлое, на прежнюю жизнь, от которой мы были избавлены.

Апостол раскрывает проблему, косвенно упоминая целый ряд подробностей о людях, к которым он обращается. Дав свое наставление, далее он говорит: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Пет. 1:8). То есть подразумевается, что на данном этапе они без плода и без успеха. Петр утверждает, что они были «слепы, закрыли глаза, забыли об очищении прежних грехов своих». Из дальнейших слов можно сделать вывод, что они преткнулись. Он говорит, что если они прислушаются к его наставлению, то «никогда не преткнутся». Более того, если они станут поступать так, как он им говорит, то сделают «твердым» свое «звание и избрание»: Совершенно очевидно, что в то время, когда апостол им писал, они не имели ясного представления о своем «звании и избрании» и потому пребывали в смятении.

Многие придерживаются мнения, что христианин всегда на горном пике, а если это не так, то он и не христианин. Это мнение полностью противоречит Писанию. Люди, к которым пишет Петр, христиане, но они несчастливы. Очевидно, и дела у них не слишком ладятся. Кажется, они и в своей собственной жизни утратили свои ориентиры, да и другим не помогают. Более того, они как будто впали в прострацию, и вера больше не наполняет их радостью и уверенностью. Они не возрастают в познании Господа. Путь глубочайшего понимания, открытый всякому верующему, словно бы теперь закрылся перед ними. Они не продвигаются вперед, они не растут, не приносят плода. Они, определенно, христиане, но их христианство очень мало в чем проявляется, если проявляется вообще. Кроме того, они не понимают смысла своего обращения, они забыли, что получили очищение от своих прежних грехов. Они живут так, словно бы этого не произошло.

Явление, описанное Петром, хорошо известно, мы все сталкиваемся с ним на каждом шагу. Вряд ли оно соответствует тому описанию христианина, которое дает наш Господь. Он обещал, что у христианина «из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). А эти христиане опустили руки, их мучат сомнения. Они не «готовы всякому, требующему», у них «отчета» в их уповании, «дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Они утверждают, что верят, однако само основание их веры колеблется.

Почему же это так? Почему они не похожи на христиан, которые приносят плод веры - и для себя, и для других - и помогают окружающим? Причина кроется в обыкновенном отсутствии внутренней духовной дисциплины и упорядоченности в жизни. И апостол последовательно объясняет это.

Во-первых, веру нельзя сводить к новому мистическому суеверию. Христианам надо не только «взирать на Господа», но и активно преображаться. (2 Кор.3:18) К сожалению, у первых христиан тоже было неправильное представление об их новой вере. Петр убеждает их укреплять свою веру, «прилагая к сему все старание» и добиваясь ее прироста. Вера должна сопровождаться всеми теми плодами, которые он затем перечисляет. Этого-то у них и не было. Они воспринимали веру, и это характерно для многих, как нечто магическое. Основная идея здесь такая: если вера у человека есть, то она будет действовать автоматически. Все, что требуется - это поверить в истину. Некоторые церкви и миссии (особенно западные) даже так и учат: вы должны принять веру, а дальше все пойдет само собой. Сделайте только этот первый шаг, примите решение (формулировки варьируются) - это все, что необходимо.

Такой взгляд на веру дышит каким-то темным суеверием, и, безусловно, именно он является причиной бед многих людей. Под магическим взглядом на веру я подразумеваю преставление о ней, как о чем-то обособленном от нас и завершенном. Между тем, вера должна дополняться достойным поведением, рассудительностью, воздержанием, терпением, благочестием, братолюбием и любовью. К сожалению, многие руководствуются одной-единственной формулой: нужно всегда «взирать на Господа», и до тех пор, пока вы это делаете, больше от вас ничего не требуется. Они утверждают, что любая попытка сделать что-то еще равносильна откату в прежнее «спасение делами». И когда у вас возникает какая-та проблема, они говорят вам: «Только взирай на Господа, пребывай в Господе».

Именно такая точка зрения часто приводит к тому типу духовной депрессии и летаргии, который мы сейчас рассматриваем. Люди, разделяющие ее, пытаются свести наставление Петра к разговору лишь о «пребывании в Господе» и о «взирании на Господа». Какое-то время это срабатывает. Затем что-то начинает идти не так и не похоже, чтобы они «пребывали», и они опять чувствуют себя несчастными. В результате вся их жизнь проходит в попытках поддерживать в себе состояние, которое они называют «пребыванием». Мы должны удостовериться, что наше представление о вере соответствует новозаветному представлению. Нам нужно ясно осознавать, что имеет в виду апостол, когда говорит, что мы должны «показать» в своей вере определенное поведение, дополнять ее христианскими добродетелями.

Вторая причина этого состояния, бесспорно, слабая воля, лень, которые выражаются в недостатке усердия.

Главная причина здесь — наше пренебрежение духовными стимулами, которыми на награждает Бог – надеждой благословения, надеждой благодати, надеждой получение многочисленных даров Божьих. Петр так сильно хочет внушить это читателям своего послания, что повторяет свою мысль еще раз (ст. 10).

Бывает такой тип вялости, общей лени, которая порой нападает на всех нас. Нет никаких сомнений, что вызывает ее в нас сам дьявол. Разве вы не замечали, что когда дело доходит до определенных вещей в духовной жизни, то пыл и рвение, которые мы проявляли в наших мирских делах, куда-то испаряются? У нас достаточно энергии для нашей работы или бизнеса, для удовольствий или разного рода хобби. Хорошенько поработав и затем решив помолиться, мы внезапно испытываем приступ усталости и изнеможения. А разве не любопытно, что всякий раз, когда мы хотим почитать Библию, у нас глаза чуть ли не слипаются? Нам нетрудно убедить себя, что это объясняется чисто физическими причинами и что тут мы просто не можем ничего поделать. В тот момент, когда мы решаем переключиться на какое-то духовное занятие, мы сталкиваемся с этой проблемой лености. Она поражает нас, какими бы бодрыми и энергичными мы ни были до того.

Часто это принимает форму откладывания. К примеру, мы хотим почитать Библию, изучить тот или иной отрывок или прочитать комментарий. Но в данный конкретный момент мы как-то не очень расположены к этому. И мы думаем, что с нашей стороны было бы нехорошо даже подступаться к такому делу, когда мы ощущаем себя не в лучшей форме. Поэтому мы откладываем, решив заняться чтением или изучением Библии при более благоприятных обстоятельствах, когда наше состояние улучшится. Или другой вариант: у нас нет времени, а потом, когда время находится, мы впадаем в какое-то загадочное состояние полной неспособности заняться этим. Не подлежит никакому сомнению, что большинство из нас живут жизнью, в которой серьезно недостает дисциплины и порядка.

В наше время жизнь христианина весьма трудна. Мир и различные институты этого мира делают задачу почти невыполнимой. Самая трудная вещь в жизни - упорядочить ее, стать ее хозяином. Вокруг так много всего, что нас отвлекает - газеты, радио, телевизор, всевозможные обязанности. Надо посещать собрания. Постоянно случаются какие-то непредвиденные «проколы», возникают разнообразные проблемы. Каждый из нас ведет нелегкую борьбу за сохранение своей духовной жизни, за то, чтобы управлять своей жизнью, быть ее хозяином. Любой руководитель церкви подтвердит, что самая частая фраза, которую ему приходится слышать, это: «Я не знаю, что делать; у меня просто нет времени читать Библию и размышлять над ней так, как я того бы хотел».

Здесь может быть только один ответ: это просто недостаток дисциплины, неспособность упорядочить свою жизнь. Нет смысла жаловаться на обстоятельства. Неизбежно возникает ответ, и ответ неопровержимый - у нас у всех есть время! Если мы находим время для всего остального, то можно найти его и для духовных занятий. Секрет успеха заключается в том, чтобы выделить время для своих духовных занятий, расходовать его именно на них, а также беречь время. Настойчиво стремитесь к тому, чтобы «мыслям о душе» уделялось достаточное внимание, даже если это будет в ущерб чему-то другому. Именно в этом корень проблемы - в нашей неспособности упорядочить жизнь, повелевать ею, быть ее хозяином. А ведь в глубине души мы знаем, что должны это делать.

Как лечить эти духовные недуги.

Во-первых, и прежде всего, Петр подчеркивает, что мы должны прилагать «все старание», то есть максимум усилий, чтобы прибавить к своей вере все те качества, на которые он конкретно указывает. Да, это будет битва. Но, памятуя о дарованных нам «великих и драгоценных обетованиях», мы должны вести эту борьбу. Нам созданы все условия для жизни в Боге. Мы избежали растления похотью, которое царствует в мире, поэтому мы должны «более и более стараться делать твердым наше звание и избрание». Итак, лечение заключается в самодисциплине и усердии.

Я призываю Вас прочесть жизнеописание любого святого, который когда-либо украшал своим присутствием Церковь. Вы сразу убедитесь, что наиболее характерными для них чертами были самодисциплина и порядок. И эти черты свойственны всем выдающимся христианам. Независимо от того», к какой «ветви» Церкви они принадлежали, все они были очень дисциплинированными людьми. Они упорядочивали свою жизнь и твердо придерживались установленного распорядка. Несомненно, самодисциплина чрезвычайно одобряется Писанием и она абсолютно необходима.

«Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» (Евр. 11:6). И Он усердно «ищущим Его воздает». В своем поиске мы должны быть усердны. «Но, - возразит кто-нибудь, - это похоже на оправдание через дела. Вы откатываетесь назад, к ереси Римской католической церкви и к католическому вероучению в целом». В ответ на возражение напомню, что не кто иной, как богодухновенный апостол Петр, советует нам «показывать» в своей вере или «добавлять» к ней указанные им добродетели и прилагать к этому все старание. Кроме того, на самом деле никакого противоречия тут нет. Ошибочность учения о возможности оправдания делами заключается в возлагании на духовную дисциплину неоправданных надежд - как будто эта духовная дисциплина сама по себе может спасти душу. Конечно, в этом смысле полагаться на духовную дисциплину неверно. Однако это вовсе не означает, что надо совсем ничего не делать. Библия учит так: делай, что можешь, но не возлагай надежд ни на какие свои действия.

Дело не в самих делах, дело в возлагании надежд на них. Как тонка эта грань! Одной из основных опасностей, угрожающих в наше время протестантизму - особенно в евангелических кругах, - является этот страх впасть в ошибку и надеяться на оправдание делами. В итоге мы впадаем в противоположную крайность и считаем, что дела совсем не играют никакой роли. Мы доказываем, что важна только вера, и совершенно не важно, что я делаю. Конечно, при таком подходе дисциплина не нужна. А зачем? И наша жизнь серьезно страдает от недостатка дисциплины. Ответом на ложное упование, то есть упование на дела -должны быть не лень и бездеятельность, а, напротив, еще большее усердие, чтобы прибавлять к своей вере, показывать ее в жизни. Да, при этом мы всегда помним, что одних только наших действий никогда не будет достаточно. Но мы также напоминаем себе, что Бог, безусловно, воздает усердно ищущим Его. Так много людей говорят, что они отдали бы все ради хотя бы крохотной частички того знания, которым обладали святые. «Почему я не могу пережить это - это божественное тепло в сердце?» - говорят они. Ответ таков: они, собственно, никогда серьезно не старались получить знание. Ознакомьтесь с биографиями святых. Убедитесь, как много времени они уделяли чтению Священного Писания, молитве и различным формам самооценки и духовной дисциплины. Они понимали необходимость культуры и повиновения Господу в духовной жизни. И Бог воздал им, даровав эти чудесные проявления присутствия Самого Себя и тот мощный духовный опыт, который согревал их сердца.

Итак, во-первых, мы признаем абсолютную необходимость просто самодисциплины и просто порядка. Если мы понимаем, как важно выделять определенное время для духовных занятий и упорядочить свое повседневное существование, то должны всеми силами отстаивать наши приоритеты. Если я действительно убежден, что Библия для меня важнее газеты, то я должен читать Библию до того, как возьмусь за газету. Время для молитвы - тут тоже следует проявлять упорство и последовательность. Я непременно выделяю время для молитвы и духовного размышления; лучше я не сделаю что-нибудь другое, но это сделаю. С этого начинается возвращение порядка в нашу жизнь. Многие люди оступаются и становятся несчастными и угнетенными только потому, что не способны взять себя в руки. Но вам придется сделать это самим; никто другой за вас этого не сделает. Если вы не будете выполнять все это досконально, то можете быть уверены - вы так и останетесь угнетенным христианином. «Прилагая к сему все старание», делайте все возможное, будьте сверхревностными. Добивайтесь этого любой ценой.

Во-вторых, совершенно необходимо воплощать свою веру в жизнь, «показывать» ее. Греческое слово, использованное в первоисточнике, имеет отношение к драме, к пьесе. Оно обозначает сопровождение представления оркестром или хором. Представление сопровождалось оркестром, хором, чтобы постановка получилась законченной, гармоничной и совершенной.

Чем же вы сопровождаете свою веру? Первое, что говорит Петр: «Покажите в вере вашей добродетель». «Добродетель» означает моральную энергию. Она подразумевает силу, пыл. Это очень важно. Апостол говорит им, что к вере, которую они уже имеют, они должны присоединить моральную энергию. Перестаньте быть вялыми. Соберитесь, не плетитесь по христианской жизни, как расслабленные. Идите по ней с рвением, энергией и силой. Не создавайте своим поведением впечатление, что вы на грани обморока или полного провала. Не поддавайтесь слабости, но прибавляйте к вере мужество и силу.

Как необходимо это наставление! Сравните среднею христианина с типичным человеком «из мира». Христианин претендует на интерес к духовной сфере, к Царству Божьему. Он говорит, что хочет узнать как можно больше о Боге и о Христе. Это он называет своей верой. И все же - сравните его с человеком, который занимается, к примеру, всерьез спортом. Вы увидите огромную разницу. Посмотрите на радостный интерес, преданность своему делу, дисциплину и энергию спортсмена. Сравнение, увы, не в пользу среднего христианина. Причина этого - неспособность многих христиан дополнить свою веру энергией, свойственной любому увлеченному чем-то человеку.

Далее: покажите «в добродетели рассудительность». Речь идет не просто об изучении доктрины. Это мы в некоторой степени делаем, иначе у нас не было бы веры. Здесь подразумевается проникновение вглубь, даже некоторое озарение. Уверовав в Христа, мы еще не знаем всего; это только начало. В Новом Завете мы находим постоянные призывы и указания на необходимость возрастать в познании: «.чтобы любовь ваша еще более и более возрастала, - говорит Павел, - в познании» (Флп. 1:9). Мы не должны останавливаться только на вере, нам нужно понимать христианскую жизнь и видеть окружающие нас тонкие опасности. Чтобы противостоять им, необходимо усердно читать Писание и книги по Писанию и доктринам веры. Вы никогда не сможете по-настоящему понять свою веру, если не приложите старания и не займетесь этим. Порой это трудный процесс и, уж безусловно, он потребует от вас дисциплины. Студент никогда не станет профессионалом, если не будет много работать и учиться. Это относится к любой сфере. Все эти разговоры о людях с блестящими способностями, которые ничего не делают, а на экзаменах получают высшие оценки - миф чистой воды. Такого просто не бывает. Чтобы добиться глубокого понимания - в чем бы то ни было - нужна дисциплина и постоянные усилия. Дополнить свою веру истинным знанием - чрезвычайно трудная задача, и нам придется серьезно над ней потрудиться.

Следующее, что мы должны приложить к нашей вере - это воздержание, или самоконтроль. Это означает, что вы должны контролировать все до единого аспекты вашей жизни, а не просто свою жизнь в целом. Это означает, что вы должны контролировать себя даже во время еды и питья. У многих людей расстраивается здоровье, потому что они объедаются или слишком много пьют. Другие страдают от усталости и вялости просто из-за недостатка воздержания. Их похоти, страсти, желания господствуют над ними. Некоторые слишком много спят; другие недосыпают. Задумайтесь хорошенько, каким образом эти вещи влияют на наше духовное состояние. Чтобы понять лучше, почитайте биографии святых. Вы увидите, как каждый из них контролировал свою жизнь. Как боялись они любых излишеств. Как ясно понимали, что должны избегать их любой ценой.

Терпение означает стойкость, способность продолжать путь, невзирая на трудности, которые заставляют вас пасть духом. Держаться даже если все, кажется, обернулось против вас и тащит на дно. Но надо выстоять. Вы должны приложить терпение к своей вере. Это не означает, что надо просто пассивно «взирать на Господа»; вы должны специально тренировать в себе стойкость и неизменно - день за днем - следовать за Христом. Терпение нашего Господа может стать для нас лучшим укрепляющим примером в моменты, когда нам хочется бросить все.

И затем - благочестие, которое подразумевает постоянную заботу о поддержании наших взаимоотношений с Богом и чрезвычайное внимание к этим взаимоотношениям. И, наконец, двумя последними пунктами в списке Петра идут качества, определяющие взаимоотношения людей друг с другом. Братолюбие - это чувство, с которым мы должны подходить к другим христианам. Любовь - это любовь ко всем людям, даже если они пока не разделяют нашей веры. Обо всем этом мы должны поговорить подробно.

Проведя нас по этой дороге, каждый шаг которой представляет собой определенный вызов для нас, Петр переходит теперь к поддержке. Во-первых, он напоминает нам о том, кем мы стали - «причастниками Божеского естества»! Вы отдаете себе отчет, что вы собой представляете как христианин? Вы осознаете, что Сын Божий сошел с неба на землю и принял крест, чтобы спасти вас? Он не только взял вас от мира и его похотей, но дал вам Божеское естество. Похоть - причина всякого растления. А так неужели вы намерены оставаться в этом состоянии? Разве вы не хотите избавиться от него? Вы можете это сделать, говорит Петр. Для этого вам надо осознать, что Христос умер, чтобы избавить вас от растленной природы и дать вам природу Божественную. «Конечно, - говорит Петр, - вы помните, что были омыты от прежних грехов. Не могли же вы забыть, что умерли вместе с Христом и, следовательно, мертвы для закона и греха?» Осознание всего этого придаёт дам огромный заряд сил во время этой битвы веры.

Но не останавливайтесь на этом. Поймите, говорит апостол, что только в том случае, если вы приложите к своей вере все эти качества, только тогда ваше состояние кардинально изменится и вы будете всегда радоваться. «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание». А сделать звание и избрание твердым можно, лишь поступая именно так, как учит Петр.

Иначе вы никогда не будете счастливы. Недостаточно сказать: «Слово Божье говорит, что „Всякий верующий.» Я верю - следовательно.» Такой подход верен, но не всегда достаточен. Конечно, посылка правильная; когда мы так рассуждаем, то уже показываем веру. Но если мы считаем, что вера этим исчерпывается, то совершаем колоссальную ошибку. Хотим ли мы сделать свое звание и избрание твердым? Если да, то мы должны с предельным усердием выполнять все то, что перечисляет здесь апостол.

И делая так, мы обретем великую радость, мир и уверенность. Мы будем знать, «на чем стоим». Мы пожнем первые плоды славы, которая ожидает нас.

«Так поступая, никогда не преткнетесь». Ничто не способно до такой степени ввести в уныние, как наши собственные разнообразные промашки. Мы оступаемся и ощущаем себя жалкими и несчастными. Наваливается депрессия. Мы чувствуем, как надежда полностью покидает нас. Что же делать? Стараться избегать «преткновений». Помнить слова апостола. Поступая так, как наставляет Петр, вы никогда не преткнетесь. Так что постарайтесь приложить все, о чем он говорит, к своей вере, и вы не преткнетесь.

И, наконец, как победно это звучит: «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Петр говорит здесь не о нашем спасении, но об окончательном вхождении в славу. В оригинале словам «откроется» (ст. 11) и «покажите» (ст. 5) соответствует одно и то же слово. То есть, если вы постоянно будете дисциплинировать себя, чтобы показывать в своей вере «добродетель. терпение. братолюбие. любовь», то в конце вашей жизни и вам покажется («откроется») «вход в вечное Царство». Петр говорит: «Если вы будете дисциплинировать себя, если вы упорядочите свою жизнь и будете прилагать к вере определенные поступки, то „никогда не преткнетесь» в этой жизни. Вы будете чувствовать уверенность и надежду, и поэтому - радость и счастье. И затем, когда настанет конец, вы перейдете из этой жизни в вечную, победоносно войдя в небесный покой и славу в присутствии Бога».

Если мы несчастны и угнетены, то более чем вероятно, что это объясняется недостатком дисциплины. Поэтому давайте бодрствовать и двигаться вперед, и приложим все старание, чтобы прикладывать к вере поступки и не бояться. Давайте выработаем ясное представление обо всем, чтобы наши идеи были четкими. А после этого - воплотим идеи в жизнь. Мы должны прилагать к своей вере силу и рвение. Нам нужны и добродетель, и рассудительность, и воздержание, и терпение, и благочестие, и братолюбие, и любовь. Давайте начнем получать удовольствие от христианской жизни и помогать другим. Мы будем возрастать в благодати и познании и привлекать к Господу всех, кто нас знает, способствовать расширению Царства Божьего. Таким образом многие смогут прийти к нашей благодатной вере и получить великие и драгоценные обетования, которые никогда не прейдут и обязательно исполнятся.

Ллойд-Джонс, Мартин,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. - 3-е изд. - СПб.: Мирт, 2008. - 176 с.

Говоря о христианах, что им дарованы великие обетования Божии, чрез которые они могут сделаться причастниками Божественного естества, апостол Петр во Втором своем послании (гл. I, ст. 6, 7) дает нам наставления, как достигнуть этих дарований.

Для этого, говорит он, нужно удаляться от господствующей в мире похотной страсти и со всем старанием приобретать веру. А затем в вере показать добродетель, т. е. добрые дела; в добродетели - рассудительность, т. е. разум духовный; в разуме - воздержание; в воздержании - терпение; в терпении - благочестие; в благочестии - братолюбие; в братолюбии - любовь.

Итак, вера, добрые дела, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь - вот ступени духовной лествицы святого апостола Петра.

Все они имеют между собою тесную внутреннюю связь, каждая из них производит другую, последующую, а последующая возвышает, усовершает и укрепляет предыдущую.

Покажите в вере вашей добродетель

Нравственно-духовная жизнь начинается верою. Вера - первая ступень в лествице нашего спасения. Вера должна быть сердечная, искренняя, нелицемерная, несомненная, живая и деятельная. Если ты так веруешь, воспитал в себе такую веру, то непременно будешь обнаруживать ее делами - будешь стараться исполнять волю.Божию, стремиться ко всему доброму: в мыслях, словах и делах.

Такое расположение к доброму, стремление к исполнению воли Божией и соблюдение заповедей Господних разовьет и воспитает в тебе нравственную деятельную силу духа - добродетель, порождаемую верою.

Таким образом, истинная, сердечная, живая вера рождает добродетель, творит добрые дела. Со своей стороны, добродетель возвышает и укрепляет веру, дает ей больше нравственных достоинств, ибо одна вера, без добрых дел, без деятельного стремления к добру, для спасения души весьма недостаточна. «Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? Еда может вера спасти его?» Мало того, такая вера нечиста, суетна, недействующа и даже мертва: «Вера, аще дел не имать, мертва есть о себе» (Иак. 2, 14, 17).

В добродетели же - разум (рассудительность)

Стремясь к добру во всем: в мыслях, словах, делах - и стараясь исполнять волю Божию, христианин опытно научается истинно судить о вещах, различать Божие от человеческого, добро истинное от ложного, зло действительное от мнимого, правду от неправды, т. е. развивает в себе практическую христианскую опытность - святое благоразумие во всех делах. Это и есть нравственное рассуждение, разум духовный, христианское благоразумие.

Значит, добродетель производит духовный разум, но и сама от него приобретает совершенство, ибо какая добродетель полезна, если нет при ней разума? «Ревность не по разуму» (Рим. 10, 2).

В разуме же - воздержание

Духовный разум открывает христианину, где добро и зло, где истина и ложь в нем самом, в его поврежденном сердце, открывает множество худых мыслей, порочных наклонностей, злых похотей и страстей - и христианин ясно видит, как пусты и ложны их обольщения и как они опасны для хода и совершенства духовной жизни. Видя это, он начинает мало-помалу противиться порочным наклонностям, старается удерживаться от уудовлетворения злых похотей, искореняет страсти и, таким обpaзом, приобретает новое нравственное совершенство - воздержание от злых похотей и страстей, соделывая чистым свое сердце. А чистота сердца возвышает и развивает духовный разум его, ибо чистые сердцем, по слову Божию, способны душевным оком зреть Бога и предметы Божественные: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят».

В воздержании же - терпение

Когда христианин мужественно борется с внутренними врагами своего спасения, в то время нападают на него враги внешние: разного рода искушения и соблазны - ложь, клевета, злоречие, укоризны, насмешки преследуют его на всех путях нравственной деятельности. Превратности и несчастия по службе, раздоры и несогласия домашние, недостатки в содержании и обеспечении себя и своих присных, потерю имущества, расстройство здоровья - все это он часто испытывает на себe самом! Искушения на каждом шагу! Сколько же здесь требуется со стороны христианина терпения, и терпения мужественного, часто продолжительного! Такое терпение развивает в себе христианин, приобретший духовное воздержание, научившийся преодолевать умственные пожелания, побеждать страсти.

Терпение - новое, высшее нравственное совершенство - является вслед за воздержанием. Со своей стороны, и терпение трудному подвигу воздержания подает большую силу и крепость. Нетерпеливость среди искушений, уныние в бедствиях есть слабость души, а ослабленный извне дух естественно становится не способным побеждать и внутренних своих врагов.

В терпении же - благочестие

Стяжавши воздержание, научившись благодушному перенесению бедствий, терпению среди искушений, христианин восходит на новую ступень нравственно-духовной лествицы - развивает и воспитывает в себе благочестие.

Благочестие - это нравственно-религиозное настроение христианина, его мыслей, чувств и действий, в котором у него, при всех его мыслях, чувствах и действиях, одно на душе и в сердце - прославление пресвятаго имени Божия, искреннее желание благоугодить Богу, усиленное старание исполнять Его святую волю. Это круг многих добродетелей и нравственных совершенств: здесь и страх Божий, и живое упование на Бога, и всецелая преданность Ему, и смирение, и искренность мыслей и чувств, слов и действий, и чистота намерений и побуждений. «Благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго» (1 Тим. 4, 8).

Оно сообщает нравственное достоинство предшествующим подвигам - терпению и воздержанию. Христианин, обладающий истинным благочестием, еще тщательнее очищает свое сердце от страстей и похотей, зная, что мерзость Господеви даже помысл нечистый, что только чистые сердцем видят Бога, а в искушениях и напастях еще более укрепляется духом, будучи уверен, что Господь не допускает христианину «искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие» (1 Кор. 10, 13), зная еще, что «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8, 18).

В благочестии - братолюбие

Благочестие одушевляет и освещает мысли, чувства и действия христианина, возбуждает особенное движение в его сердце, и в нем из любви к Богу развивается любовь к ближним - сначала не ко всем, а только к единоверным братиям,- развивается братолюбие.

Христианин начинает любить в Господе всех, исповедующих одну с ним веру,- любить искренно. Для него теперь нет ни раба, ни свободного, не существует различия звания и состояния, пола и возраста, для него все христиане - дети одного Отца Небесного, все искуплены драгоценнейшею Кровию Сына Божия, крещены в одной и той же купели крещения - во имя Отца и Сына и Святаго Духа,- все равно призваны ко расению, всем наконец дарует Он от Божественной силы вся, «яже к животу и благочестию» (2 Петр. 1, 3).

Христианин всем сердцем желает спасения и деятельно содействует спасению всех - молитвами, словом участия, утешением, наставлением и своим примером.

Со своей стороны, и братолюбие дает силу благочестию и сообщает ему совершенство: «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть» (1 Ин. 4, 20).

В братолюбии же - любовь

Наконец, христианин восходит на высшую ступень нравственного совершенства - любовь.

Любовь к Богу одушевляет любовь христианина к единоверным братиям, более и более распространяет ее. Любящее сердце христианина, так сказать, расширяется - оно теперь любовию своей обнимает всех людей, не различая их звания, состояния, веры, он любит даже врагов своих. Такая любовь есть верх совершенства - высшая, последняя ступень в духовной лествице.

И преподобный Исаак Сирин говорит: «Кто всех любит равно, милосердно и нераздельно,- тот достиг совершенства».

И апостол Павел учит: «Над всеми же вами стяжите любовь, яже есть союз совершенства».

error: