Байрон, Джордж Гордон – биография. Биография байрона

Джордж Байрон, фото и биографию которого вы найдете в этой статье, заслуженно считается великим Годы его жизни - 1788-1824. С эпохой романтизма неразрывно связано творчество Джорджа Байрона. Отметим, что романтизм возник в конце 18 - начале 19 века в Западной Европе. Это направление в искусстве появилось в результате Французской революции и просветительства, связанного с нею.

Романтизм Байрона

Люди, которые старались мыслить прогрессивно, были недовольны итогами революции. Кроме того, усилилась. Романтики в результате этого разделились на два противоборствующих лагеря. Одни призывали общество возвратиться к патриархальному быту, к традициям Средневековья, отказаться от решения назревших проблем. Другие же ратовали за продолжение дела Французской революции. Они стремились внести в жизнь идеалы свободы, равенства и братства. Джордж Байрон примкнул именно к ним. Проводимую английским правительством колониальную политику он резко обличал. Байрон выступал против принятия антинародных законов и подавления свобод. Этим он вызвал большое недовольство власти.

Жизнь на чужбине

В 1816 году против поэта началась враждебная кампания. Ему пришлось навсегда покинуть родную Англию. Изгнанник на чужбине активно участвовал в борьбе греческих повстанцев и итальянских карбонариев за независимость. Известно, что А.С. Пушкин считал гением этого поэта-бунтаря. Англичанин пользовался большой популярностью у декабристов. Белинский, выдающийся русский критик, также не обошел его вниманием. О Байроне он отзывался как о поэте, который внес большой вклад в мировую литературу. Хотите познакомиться с ним поближе? Предлагаем прочитать подробную биографию Байрона.

Происхождение Байрона

Он родился в Лондоне 22 января 1788 г. Происхождение его было высоким как со стороны отца, так и со стороны матери. И Джон Байрон, и Кэтрин Гордон были выходцами из высшей аристократии. Тем не менее детство будущего поэта прошло в условиях крайней бедности.

Дело в том, что Джон Байрон, гвардейский офицер (на фото выше), вел очень расточительную жизнь. Отец будущего поэта промотал за короткий срок два больших состояния, которые достались ему от первой супруги и от второй, матери мальчика. У Джона от первого брака была дочь Августа. Ее воспитывала бабушка, и только в 1804 году началась ее дружба со сводным братом.

Раннее детство

Родители вскоре после рождения Джорджа разошлись. Отец отправился во Францию и умер там. В шотландском городе Эбердине прошло раннее детство будущего поэта. Здесь же он обучался в Грамматической школе. По окончании третьего класса из Англии пришло сообщение о том, что двоюродный дед Джорджа умер. Так Байрону по наследству перешел титул лорда, а также Ньюстедское аббатство - родовое поместье, находящееся в Ноттингемском графстве.

И замок, и поместье были в запущенном состоянии. Средств на их восстановление не хватало. Поэтому мать Джорджа Байрона решила сдать в аренду Ньюстедское аббатство. Сама она вместе с сыном поселилась в Саутвелле, расположенном неподалеку.

Что омрачало детство и юность Байрона?

Детство и юность Байрона омрачало не только отсутствие средств. Дело в том, что Джордж был хромым от рождения. Доктора придумывали различные приспособления для того, чтобы справиться с хромотой, однако она не проходила. Известно, что мать Байрона имела неуравновешенный характер. Она попрекала сына в пылу ссор этим физическим недостатком, что причиняло молодому человеку глубокие страдания.

Обучение в Харроу

Джордж в 1801 году поступил в закрытую школу в Харроу. Она была предназначена для детей знатного происхождения. Здесь готовили будущих дипломатов и политиков. Роберт Пиль, ставший затем министром внутренних дел, а впоследствии и премьер-министром Англии, учился в одном классе с таким великим поэтом, как Джордж Гордон Байрон. Биография нашего героя продолжается событиями в личной жизни.

Первая любовь

В возрасте 15 лет, в 1803 году, Байрон влюбился в Мэри Чаворт. Это произошло во время каникул. Девушка была старше Джорджа на 2 года. Вместе они проводили много времени. Однако этой дружбе не суждено было закончиться свадьбой. Любовь к Мэри долгие годы терзала романтическую душу такого поэта, как Байрон Джордж Гордон. Краткая биография переходит к описанию студенческих лет Джорджа.

Студенческие годы

Юноша в 1805 году стал студентом Кембриджского университета. Период обучения в нем был временем проказ, наслаждения и веселья. Кроме того, Джордж увлекался спортом. Он занимался боксом, плаванием, фехтованием, верховой ездой. Впоследствии стал одним из лучших в Англии пловцов Джордж Байрон. Интересные факты о нем, не правда ли? В это же время он увлекся чтением. Вскоре многие начали замечать, что у Байрона Он был способен запоминать текст целыми страницами.

Первые сборники стихотворений

"Британские барды", Джордж Байрон

Краткая биография знакомит читателей и с трудностями, с которыми пришлось столкнуться поэту на протяжении его жизненного пути. В частности, в журнале "Эдинбургское обозрение" в 1808 году появилась анонимная рецензия. В ней неизвестный беспощадно высмеял произведения Байрона. Он написал, что тот не владеет языком художественной литературы и посоветовал ему учить поэзию, а не публиковать корявые стихи. Джордж Байрон в ответ на это издал в 1809 году поэму "Британские барды". Успех произведения был огромным. Поэма выдержала четыре издания.

Двухлетнее путешествие, которое совершил Джордж Байрон

Краткая биография его отмечена двухлетним путешествием, в которое Байрон отправился в конце 1809 г. Он закончил в это время свою поэму под названием "По стопам Горация", а также создал стихотворные путевые заметки. Путешествие сильно повлияло на развитие творчества и поэтического дара Байрона. Путь его начался с Португалии, после чего Джордж посетил остров Мальту, Испанию, Албанию, Грецию, Константинополь. Летом 1811 года Байрон возвратился в Англию. Здесь он узнал о том, что его мать тяжело больна. Однако Джорджу не удалось застать ее в живых.

"Паломничество Чайльд-Гарольда"

Джордж уединился в Ньюстеде и принялся за работу над своей новой поэмой, которую он назвал "Паломничество Чайльд-Гарольда". Однако когда произведение было закончено, редактор Меррей выдвинул требование исключить из поэмы строфы, имеющие политический характер. Джордж Байрон, биография которого свидетельствует о его любви к свободе, отказался переделывать произведение.

В образе Чайльд-Гарольда Байрон воплотил черты нового героя, который находится в непримиримом конфликте с моралью и обществом. Актуальность данного образа обеспечила успех поэмы. Она была переведена практически на все языки мира. Вскоре имя Чайльд-Гарольда стало нарицательным. Под ним подразумевается разочарованный во всем человек, который протестует против действительности, враждебной ему.

Деятельность в Палате лордов

Он решил отстаивать свою позицию не только в стихах. Джордж Байрон вскоре занял место в которое досталось поэту по наследству. В Англии в это время очень популярно стало луддитское движение, заключавшееся в протесте ткачей против появившихся ткацких машин. Дело в том, что автоматизация труда многих из них оставила без работы. А у тех, кому удалось получить ее, сильно снизилась заработная плата. Люди видели корень зла в и принялись разрушать их.

Правительство решило издать закон, согласно которому те, кто разрушал машины, должны были быть приговорены к смертной казни. Байрон произнес речь в парламенте, протестуя против столь бесчеловечного законопроекта. Джордж заявил, что государство призвано защищать интересы граждан, а не нескольких монополистов. Однако несмотря на его протесты, закон был принят в феврале 1812 г.

В стране после этого начался террор против ткачей, которых стали осуждать на казнь, ссылать в ссылку, заключать в тюрьму. Байрон не остался в стороне от этих событий и опубликовал свою гневную оду, в которой обличались авторы закона. Что написал Джордж Байрон еще в эти годы? Целая серия романтических поэм вышла из-под его пера. Расскажем вкратце и о них.

"Восточные поэмы"

Джордж Байрон с 1813 года создал серию романтических поэм. В 1813 году появились "Гяур" и "Абидосская невеста", в 1814 г. - "Лара" и "Корсар", в 1816 г. - "Осада Коринфа". В литературе их принято называть "Восточными поэмами".

Неудачная женитьба

Английский поэт Джордж Байрон в январе 1815 г. женился на Аннабелле Мильбенк. Эта девушка происходила из аристократической Супруга Байрона выступала против его общественной деятельности, явно противоречившей курсу правительства. В семье в результате этого возникали размолвки.

У пары в декабре 1815 г. родилась дочь, которую назвали Адой Августой. А уже в январе 1816 г. жена ушла от Байрона без объяснения причины. Родители ее сразу же выступили инициаторами бракоразводного процесса. Байрон в это время создал несколько произведений, посвященных Наполеону, в которых выразил мнение о том, что, ведя войну против Бонапарта, Англия принесла своему народу много горя.

Байрон покидает Англию

Развод, а также "неправильные" политические взгляды привели к тому, что на поэта началась травля. Газеты до такой степени раздули скандал, что Байрон не мог даже просто выйти на улицу. Он покинул родину 26 апреля 1816 года и больше уже не вернулся в Англию. Последним стихотворением, написанным в родных краях, стали "Стансы к Августе", посвященные Байрона, которая была для него опорой все это время и поддерживала в Джордже творческий дух.

Швейцарский период

Сначала Байрон намеревался пожить во Франции, а потом в Италии. Однако французские власти запретили ему останавливаться в городах, разрешив только проехать по стране. Поэтому Джордж отправился в Швейцарию. Он поселился у Женевского озера на вилле Диодати. В Швейцарии он познакомился и подружился с Шелли. Период проживания в этой стране - с мая по октябрь 1816 г. В это время были созданы поэмы "Тьма", "Сон", "Шильонский узник". Кроме того, Байрон приступил к написанию еще одной поэмы, "Манфред", а также создал третью песнь "Чайльд-Гарольда". После этого он отправился в Венецию.

Знакомство с Гвиччиоли, участие в движении карбонариев

Здесь произошло знакомство с графиней Гвиччиоли, в которую Байрон влюбился. Женщина была замужем, однако она ответила поэту взаимностью. Тем не менее графиня вскоре уехала в Равенну вместе с мужем.

Поэт решил перебраться вслед за своей возлюбленной в Равенну. Это произошло в 1819 году. Здесь он активно участвовал в движении карбонариев, которые в 1821 году начали подготовку к восстанию. Однако оно не началось, поскольку некоторые члены организации оказались предателями.

Переезд в Пизу

В 1821 году Джордж Гордон перебрался в Пизу. Здесь он жил с графиней Гвиччиоли, к тому времени уже разведенной. Шелли также жил в этом городе, однако осенью 1822 года он утонул. Байрон с 1821 по 1823 г. создал следующие произведения: "Марино Фальеро", "Сарданапал", "Двое Фоскари", "Небо и земля", "Каин", "Вернер". Кроме того, он начал свою драму под названием "Преображенный урод", которая осталась незавершенной.

Байрон создавал знаменитого "Дон Жуана" в период с 1818 по 1823 год. Это великое творение, впрочем, тоже осталось незавершенным. Джордж прервал свою работу для того, чтобы участвовать в борьбе за независимость греческого народа.

Участие в борьбе за независимость греческого народа

Байрон осенью 1822 г. переехал в Геную, после чего отбыл в Миссолонги (в декабре 1823 г.). Однако в Греции, так же как и среди итальянских карбонариев, наблюдалось отсутствие единства среди повстанцев. Байрон потратил много сил, пытаясь сплотить бунтарей. Джордж провел большую организационную работу, пытаясь создать единую повстанческую армию. Очень напряженной была в то время жизнь поэта. К тому же он простудился. Байрон написал в день своего 36-летия стихотворение, получившее название "Сегодня мне исполнилось 36 лет".

Смерть Байрона

Он очень переживал из-за болезни Ады, своей дочери. Вскоре, однако, Байрон получил письмо с сообщением о том, что она выздоровела. Джордж на радостях сел на коня и отправился на прогулку. Однако начался сильный ливень, который стал фатальным для простуженного поэта. Жизнь Джорджа Байрона оборвалась 19 апреля 1824 года.

Байрон оказал большое влияние на мировую литературу 19 века. Появилось даже целое направление, известное как "байронизм", которое отразилось в творчестве Лермонтова и Пушкина. Что касается западной Европы, влияние этого поэта ощутили Генрих Гейне, Виктор Гюго, Адам Мицкевич. Кроме того, поэмы Байрона легли в основу музыкальных произведений Роберта Шумана, и Петра Чайковского. И по сей день в литературе ощущается влияние такого поэта, как Джордж Байрон. Биография и творчество его интересуют многих исследователей.

В Лондоне (Великобритания), в семье разорившегося дворянина капитана Джона Байрона.

Воспитывался на родине матери Екатерины Гордон в Абердине (Шотландия). После смерти двоюродного деда Джордж Байрон унаследовал титул барона и поместье Ньюстед Эбби, которое находилось под Ноттингемом, куда Байрон переехал вместе с матерью. Поначалу мальчик получал домашнее образование, затем учился в частной школе в Далвиче и в Хароу. В 1805 году Байрон поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета.

В 1806 году Байрон издал свою первую книгу стихов "Стихи на случай" (Fugitive Pieces), которая была написана для узкого круга читателей. Уже через год появилась вторая его книга "Часы досуга" (Hours of Idleness). Критики однозначно отвергли "Часы досуга", однако критическая публикация появилась в свет лишь спустя год после издания самого произведения. За это время Байрон успел убедиться в своем литературном таланте, поэтому смело ответил критикам сатирой "Английские барды и шотландские обозреватели" (English Bards and Scotch Reviewers).

В 1809 году Байрон покинул Лондон и отправился в длительное путешествие. Он побывал в Испании, Албании, Греции, Турции и Малой Азии.

В 1811 году Байрон вернулся в Англию. В начале 1812 года вышли две первые песни написанной им на Востоке поэмы "Паломничество Чайльд Гарольда" (Child-Harold’s Pilgrimage); третья песнь была опубликована в 1817 году, четвертая в 1818 году, после путешествий в Швейцарию и Италию. В образе Чайльд Гарольда воплощены типичные черты нового героя, находящегося в непримиримом конфликте с обществом и моралью. Актуальность этого образа определила успех поэмы, переведенной на все языки мира. Имя Чайльд Гарольда вскоре стало нарицательным для обозначения человека, во всем разочарованного, несущего в себе протест против враждебной ему действительности.

Вдохновленный успехом "Чайлда Гарольда", поэт продолжил плодотворно работать, создав с 1812 по 1815 год поэмы "Гяур" (The Giaour), "Абидосская невеста" (The Bride of Abydos), "Корсар" (The Corsair), "Лара" (Lara).

В 1816 году он поселился в Швейцарии, где подружился с английским поэтом Перси Биши Шелли (Percy Bysshe Shelley) и написал поэмы: "Сон" (The Dream), "Прометей", "Шильонский узник", (The Prisoner of Chillon), "Тьма" (The Darkness), третью часть поэмы "Чайльд-Гарольд" и первые акты "Манфреда". В 1818 Байрон переехал в Венецию (Италия), где создал последний акт "Манфреда", четвертую часть "Чайльд-Гарольда", "Жалобу Тассо" (The Lament of Tasso), "Мазепу", "Беппо" и первые песни "Дон Жуана". В 1818 году управляющему имением Байрона удалось продать Ньюстед, что позволило поэту расплатиться со своими долгами. В 1819 году Байрон пишет "Пророчество Данте" (Prophecy of Dante).

В 1820 году Байрон поселился в Равенне (Италия). В этот период он работает над исторической драмой в стихах "Марино Фальеро" (Marino Faliero), выпускает сатиру "Видение суда" (The Vision of Judgment), заканчивает драму в стихах "Каин" (Cain). В 1821 он переехал в Пизу, где был одним из соиздателей политического журнала "Либерал", здесь же он продолжил работу над "Дон Жуаном". В 1822 лорд Байрон перебрался в Геную, где написал драму "Вернер", драматическую поэму "Преображенный урод" (The Deformed Transformed) и поэмы: "Бронзовый век" (The Age of Bronze) и "Остров" (The Island). В 1823 году, снарядив на собственные средства военный корабль, поэт отплыл в Грецию, где шла национально-освободительная война против турецкого господства. Он стал одним из вождей восстания, но заболел и умер от лихорадки в греческом городе Миссолунги 19 апреля 1824 года. Байрон был погребен в родовом склепе в церкви Ханкелл-Торкард неподалеку от Ньюстедского аббатства в Ноттингемшире.

Байрон был женат на Анне Изабелле Милбэнк (Anne Isabella Milbanke), с которой обосновался в Лондоне. 10 декабря 1815 года у поэта родилась дочь Августа Ада, но уже 15 января 1816 года леди Байрон забрав с собой дочь, уехала к родителям в Лестершир, объявив о том, что не вернется к мужу.

Творчество Байрона раскрыло новые стороны и возможности романтизма как художественного метода. Поэт ввел в литературу нового героя, обогатил жанровые и поэтические формы, язык лирической поэзии, создал новый вид политической сатиры. Огромное влияние, оказанное Байроном на мировую литературу XIX века, породило целое движение в разных национальных литературах, известное под названием "байронизм" . Байронизм нашел свое отражение в творчестве Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, в западной Европе влияние творчества Байрона ощутили Виктор Гюго, Генрих Гейне, Адам Мицкевич. Поэмы Байрона стали основой для музыкальных произведений Гектора Берлиоза, Роберта Шумана и Петра Чайковского. Трагедии поэта были воплощены на оперной сцене Гаэтано Доницетти и Джузеппе Верди. Произведениями Байрона вдохновлены ряд живописных работ Эжена Делакруа.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В Лондоне (Великобритания), в семье разорившегося дворянина капитана Джона Байрона.

Воспитывался на родине матери Екатерины Гордон в Абердине (Шотландия). После смерти двоюродного деда Джордж Байрон унаследовал титул барона и поместье Ньюстед Эбби, которое находилось под Ноттингемом, куда Байрон переехал вместе с матерью. Поначалу мальчик получал домашнее образование, затем учился в частной школе в Далвиче и в Хароу. В 1805 году Байрон поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета.

В 1806 году Байрон издал свою первую книгу стихов "Стихи на случай" (Fugitive Pieces), которая была написана для узкого круга читателей. Уже через год появилась вторая его книга "Часы досуга" (Hours of Idleness). Критики однозначно отвергли "Часы досуга", однако критическая публикация появилась в свет лишь спустя год после издания самого произведения. За это время Байрон успел убедиться в своем литературном таланте, поэтому смело ответил критикам сатирой "Английские барды и шотландские обозреватели" (English Bards and Scotch Reviewers).

В 1809 году Байрон покинул Лондон и отправился в длительное путешествие. Он побывал в Испании, Албании, Греции, Турции и Малой Азии.

В 1811 году Байрон вернулся в Англию. В начале 1812 года вышли две первые песни написанной им на Востоке поэмы "Паломничество Чайльд Гарольда" (Child-Harold’s Pilgrimage); третья песнь была опубликована в 1817 году, четвертая в 1818 году, после путешествий в Швейцарию и Италию. В образе Чайльд Гарольда воплощены типичные черты нового героя, находящегося в непримиримом конфликте с обществом и моралью. Актуальность этого образа определила успех поэмы, переведенной на все языки мира. Имя Чайльд Гарольда вскоре стало нарицательным для обозначения человека, во всем разочарованного, несущего в себе протест против враждебной ему действительности.

Вдохновленный успехом "Чайлда Гарольда", поэт продолжил плодотворно работать, создав с 1812 по 1815 год поэмы "Гяур" (The Giaour), "Абидосская невеста" (The Bride of Abydos), "Корсар" (The Corsair), "Лара" (Lara).

В 1816 году он поселился в Швейцарии, где подружился с английским поэтом Перси Биши Шелли (Percy Bysshe Shelley) и написал поэмы: "Сон" (The Dream), "Прометей", "Шильонский узник", (The Prisoner of Chillon), "Тьма" (The Darkness), третью часть поэмы "Чайльд-Гарольд" и первые акты "Манфреда". В 1818 Байрон переехал в Венецию (Италия), где создал последний акт "Манфреда", четвертую часть "Чайльд-Гарольда", "Жалобу Тассо" (The Lament of Tasso), "Мазепу", "Беппо" и первые песни "Дон Жуана". В 1818 году управляющему имением Байрона удалось продать Ньюстед, что позволило поэту расплатиться со своими долгами. В 1819 году Байрон пишет "Пророчество Данте" (Prophecy of Dante).

В 1820 году Байрон поселился в Равенне (Италия). В этот период он работает над исторической драмой в стихах "Марино Фальеро" (Marino Faliero), выпускает сатиру "Видение суда" (The Vision of Judgment), заканчивает драму в стихах "Каин" (Cain). В 1821 он переехал в Пизу, где был одним из соиздателей политического журнала "Либерал", здесь же он продолжил работу над "Дон Жуаном". В 1822 лорд Байрон перебрался в Геную, где написал драму "Вернер", драматическую поэму "Преображенный урод" (The Deformed Transformed) и поэмы: "Бронзовый век" (The Age of Bronze) и "Остров" (The Island). В 1823 году, снарядив на собственные средства военный корабль, поэт отплыл в Грецию, где шла национально-освободительная война против турецкого господства. Он стал одним из вождей восстания, но заболел и умер от лихорадки в греческом городе Миссолунги 19 апреля 1824 года. Байрон был погребен в родовом склепе в церкви Ханкелл-Торкард неподалеку от Ньюстедского аббатства в Ноттингемшире.

Байрон был женат на Анне Изабелле Милбэнк (Anne Isabella Milbanke), с которой обосновался в Лондоне. 10 декабря 1815 года у поэта родилась дочь Августа Ада, но уже 15 января 1816 года леди Байрон забрав с собой дочь, уехала к родителям в Лестершир, объявив о том, что не вернется к мужу.

Творчество Байрона раскрыло новые стороны и возможности романтизма как художественного метода. Поэт ввел в литературу нового героя, обогатил жанровые и поэтические формы, язык лирической поэзии, создал новый вид политической сатиры. Огромное влияние, оказанное Байроном на мировую литературу XIX века, породило целое движение в разных национальных литературах, известное под названием "байронизм" . Байронизм нашел свое отражение в творчестве Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, в западной Европе влияние творчества Байрона ощутили Виктор Гюго, Генрих Гейне, Адам Мицкевич. Поэмы Байрона стали основой для музыкальных произведений Гектора Берлиоза, Роберта Шумана и Петра Чайковского. Трагедии поэта были воплощены на оперной сцене Гаэтано Доницетти и Джузеппе Верди. Произведениями Байрона вдохновлены ряд живописных работ Эжена Делакруа.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



Байрон

Байрон

БАЙРОН Джордж Гордон, лорд (George Gordon Byron, 1788–1824) - английский поэт. Р. в Лондоне, происходил из древнего знатного, обедневшего и опустившегося рода, учился в аристократической школе в Гарроу, потом в Кембриджском университете; в 1806 анонимно напечатал книгу легких стихов «Fuggitive pieces», к-рую сжег, по совету знакомого; в 1807 издал под своим именем сборник стихов «Часы досуга» (Hours of Idleness), вызвавший резкую критику со стороны журн. «Edinburgh Review» (автор - будущий либеральный министр Брум). Б. ответил сатирой «Английские барды и шотландские обозреватели» и отправился путешествовать (Испания, Мальта, Албания, Греция, Турция); дорогой вел стихотворный дневник, к-рый по возвращении (1812), издал в переработанном виде под заглавием «Паломничество Чайльд-Гарольда» (Child-Harold’s Pilgrimage, 1 и 2 чч.). Поэма сразу сделала его «знаменитостью». В этом же году выступил в палате лордов с двумя политическими речами, из к-рых одна была посвящена критике закона, направленного против рабочих, виновных в разрушении машин. Литературное творчество и полит. деятельность сочетаются с рассеянным образом жизни светского дэнди (наиболее продолжительная связь - с Каролиной Лам-Ноэль, изобразившей его весьма тенденциозно в своем романе «Glenarvon»). В период от 1812–1815 Б. создает ряд поэм («Гяур» - «The Giaour», «Абидосская невеста» - «The Bride of Abydos», «Корсар» - «The Corsair», «Лара» - «Lara»). В 1815 женился на мисс Мильбэнк, с к-рой в следующем году разошелся; ее тенденциозные данные о Б. послужили для американской писательницы Бичер-Стоу (см.) материалом для ее книги против Б. Завершая цикл поэм «Осадой Коринфа» (The Siege of Corinth) и «Паризиной», Б. покидает навсегда Англию, где его разрыв с женой вызвал негодование лицемерного светского и буржуазного общества. Он поселился (1816) в Швейцарии, где подружился с Шелли (см.) и написал поэмы: «Сон» (The Dream), «Прометей», «Шильонский узник», (The Prisoner of Chillon), «Тьма» (The Darkness), III ч. «Чайльд-Гарольда» и первые акты «Манфреда». В 1818 Б. переехал в Венецию, где создал последний акт «Манфреда», IV ч. «Чайльд-Гарольда», «Жалобу Тассо» (The Lament of Tasso), «Мазепу», «Беппо» и первые песни «Дон-Жуана». В 1819 познакомился с граф. Терезой Гвиччиоли (послужившей оригиналом для Мирры в его трагедии «Сарданапал»), под влиянием к-рой изучал итальянскую историю и поэзию, написал «Пророчество Данте» (Prophecy of Dante) и пьесы: «Марино Фальери» и «Двое Фоскари» (Two Foscari). В 1820 в Равенне примкнул к революционному движению карбонариев; здесь же написаны: мистерия «Каин», сатира против Саути, «Видение суда» (Visie of the Judgement) и «Небо и земля» (Heaven and Earth). В 1821 переехал в Пизу, где вместе с Гент (Leigh Hunt) издавал политический журнал «Либерал» (первоначально «Карбонарий»), продолжая работу над «Дон-Жуаном». В 1822 поселился в Генуе, где написал драму «Вернер», драматическую поэму «Преображенный урод» (The Deformed Transformed) и поэмы: «Бронзовый век» (The Age of Bronze) и «Остров» (The Island). В 1823 отправился в Грецию участвовать в национально-освободительной войне против Турции, заболел и умер 19 апреля 1824. Незадолго до смерти написал стихотворение «Сегодня мне минуло 35 лет», где выражал надежду (не сбывшуюся) умереть на поле битвы. Смерть Б. вызвала на континенте в либеральной части общества чувство печали и была оплакана Гёте (во II ч. «Фауста» в образе юного, погибающего после чудесного взлета, Эвфориона), у нас Пушкиным («К морю»), Рылеевым («На смерть Б.»).
Потомок старой феодальной знати, Б. жил и творил в эпоху, когда в Англии прочно воцарялась буржуазно-городская цивилизация. Он видел, как хозяином жизни становился капиталист: «владениям его не видно края», «ему везут богатые дары из Индии, Цейлона и Китая», «ему подвластны целые миры», «лишь для него повсюду зреет жатва золотая». Подлинными «монархами» становятся «банкиры», «чьи капиталы нам дают законы», «то укрепляют нации они, то ветхие расшатывают троны». Для Б. эти новые хозяева и монархи воплощались в образе еврея («жида») Ротшильда («Дон-Жуан»). Также решительно отталкивался Б. и от урбанического строя жизни. Когда в «Дон-Жуане» ему предстояло изобразить Лондон, он несколькими пренебрежительными словами отмахнулся от этой задачи. Вслед за поэтом Коупер Б. любил повторять: «Бог создал природу, а смертные - города». В поэме о Дон-Жуане городу, где люди, «стесняя себя, теснят друг друга», где живут «тщедушные и хилые поколения», к-рые «ссорятся и дерутся из-за пустяков» (из-за наживы), противопоставлена американская колония в лесах, где «воздух чище», где «простор»; здесь «забот не зная, стройны и сильны», «чуждые злобы» колонисты, «дети природы» - «в стране привольной процветали». Отталкиваясь от современной буржуазно-городской обстановки, Б. уходил в страны, где еще крепок был феодально-натуральный уклад (восточные поэмы) или в средние века («Лара»), в аристократическую Венецию («Фоскари», «Марино Фальери»), в помещичье-рыцарскую Германию («Вернер»), или в «галантный» аристократический XVIII в. накануне Великой французской революции («Дон-Жуан»). Центральный образ поэзии Б. - деклассированный аристократ в окружении буржуазной обстановки. Он или когда-то владел поместьем и, потеряв его, был ввергнут в нужду («Вернер») или в лучшем случае владеет еще замком, к-рый однако не более как намалеванный декоративный фон («Манфред»). Герои Б. - люди бездомные, беспокойные и беспочвенные скитальцы. Они кочуют по белому свету, как Чайльд-Гарольд, или разъезжают по морям, как Конрад, или мечутся по миру, игралище судьбы, как Дон-Жуан. Пережившие свой класс и не слившиеся с каким-нибудь другим, они живут обособленной и одинокой жизнью, отшельниками, как Чайльд-Гарольд («его друзьями были горы, отчизной - гордый океан», «как маг следил он за звездами, их дивным миром наполнял, и шар земной с его бедами пред ним навеки исчезал»), или как Манфред, с проклятьем на устах ушедший от людей в альпийские горы, где живет одиноко, как «лев», следя за бегом звезд, блистаньем молний и падением осенних листьев. Чужие в современности, они любят уходить в созерцание обломков прошлого величия, как Чайльд-Гарольд и Манфред, размышляющие над развалинами Рима о бренности всего земного. Пессимисты, не верящие, как и сам Б., ни в религию, ни в науку, считающие единственным, что неоспоримо и непреложно, - смерть, - они в то же время унаследовали от своих аристократических предков культ «любви-страсти», противоположный буржуазному идеалу супружества и семейственности. Чайльд-Гарольд, проводящий свой досуг среди красавиц и пиров, и Конрад, к-рый был «рожден для нег и мирных наслаждений», превращаются в любимца Б., в Дон-Жуана. Предки его восходят к аристократическому XVII в., к эпохе придворно-абсолютистской культуры, когда из эксплоататоров крепостного труда они переродились в хищников любви, и к «галантному» XVIII в., когда они доигрывали до конца свою эротическую вакханалию. Дон-Жуан Б. - тот же сын «галантного века», такой же эротик, но уже упадочного типа, потерявший агрессивность и активность своих хищных предков, пассивный любитель «мирных наслаждений», к-рый не нападает на женщину, а сам является предметом ее нападения (Дон-Жуан - любовник доньи Юлии и Екатерины II) или же жертвой случайной встречи (Дон-Жуан и Гайде, Дон-Жуан в гареме султана). Тот же эротик, поклонник «неги», в лице Сарданапала восседает на троне и, когда вынужден стать активным (защита государства от врага), предпочитает пассивно уйти из жизни. И под тем же углом характерного для героя Б. культа любви-страсти скомпанованы женские образы Б. Его женщины и девушки живут только для страсти, сознают себя только как любовницы и, если порой выходят за пределы «нег и наслаждений», - обращают свою активность разве только на задачу нравственного перерождения любимого мужчины, как гречанка Мирра, никогда не поднимаясь до роли общественной и революционной деятельницы, как многие женские образы его друга, поэта Шелли. Центральный герой Б. однако не только скиталец, одиночка, пессимист и эротик, но еще и бунтарь. Вытесняемый новым классом с арены жизни, он объявляет войну всему обществу. Бунт его на первых порах стихийный, анархический, бунт мести. Как в феодальном обществе, уже отмершем, он становится разбойником на море, как пират Конрад, и на суше, как сын Вернера, атаман лесной шайки, «черной банды», после того как отца лишили поместья и старик, совершив из нужды кражу, запятнал честь древнего рыцарского герба. Бунтуя против социального порядка, к-рый поставил его вне жизни, разбойник превращается затем в богоборца Каина и объявляет войну уже не людям, а богу. Изгнанный творцом из рая не за свою вину, обиженный богом Каин восстает против него также стихийно-анархично, убивая брата, и руководимый Люцифером, критическим разумом, объявляет весь созданный божеством миропорядок, где царят труд, разрушение и смерть, таким же несправедливо жестоким, каким бунтари Б. объявляли общественный порядок.
Скиталец, одиночка, пессимист, эротик, бунтарь и богоборец - все эти черты образуют однако только одну сторону лика центрального образа Б. Вытесняемый с арены жизни новым буржуазным классом, байроновский аристократ неожиданно становится борцом за интересы и идеалы этого враждебного ему класса. Он становится этим борцом и в области мышления и в области действования. Своим восстанием против бога-творца и верой в мощь критического разума Каин расчищает почву для научного исследования, свободного от религиозно-церковных фетишей и пут, почву для нового позитивного мировоззрения воцарявшейся буржуазии. Так и в сфере общественно-политического действия герой Б. вольно и невольно идет на службу к победителю старой аристократии. Чайльд-Гарольд превращается из светского дэнди в странствующего агитатора, призывая угнетенные чужими и своими поработителями нации к вооруженному самоопределению и самоосвобождению: итальянцев, слишком долго поклонявшихся искусству и слишком мало стремившихся к свободе, возбуждая к борьбе против Австрии, как греков, потомков марафонских бойцов, - к борьбе против Турции. Ненавистник буржуазного общества становится глашатаем идеи национальной свободы и независимости, т. е. господства либеральной национальной буржуазии. В «Бронзовом веке» протест против феодально-помещичьей реакции, объективно задерживавшей развитие буржуазных отношений, облекается в великолепную, грозную и уничтожающую сатиру, (в частности на Александра I: «вот щеголь-властелин, войны и вальсов верный паладин, умом - казак, с калмыцкой красотой, великодушный - только не зимой (1812); в тепле он мягок, полулиберал; он бы не прочь свободу уважать там, где не нужно мир освобождать» и т. д.). Сарказмы по адресу феодально-монархической реакции, по адресу «Священного союза» сочетаются со скорбью по поводу гибели европейских вольных республик, возникших под ветром великой революции, и с верой в мощь и будущее «нового света» - Америки: «есть далекий край, свободный и счастливый», «могучий океан хранит его народ» («Ода к Венеции»). Рассеянные во множестве произведений Б. выпады против феодально-монархического режима концентрируются затем в поэме о Дон-Жуане, где спокойное повествование о любовных приключениях героя то и дело прерывается то гневным развенчанием феодально-самодержавного милитаризма во имя мирного сотрудничества народов (по поводу взятия екатерининскими войсками крепости Измаил), то страстными призывами к революции («Народ, очнись... иди вперед... Борись со злом, свои права любя»), и где в потоке пестрых событий, переносящих читателя из великосветского будуара на поле битвы, из восточного гарема ко двору русской царицы, раздается явственно слышимая песня, «что в мир пришла свобода». И недаром - хотя это не вяжется с образом искателя «нег и мирных наслаждений» - Дон-Жуан должен был по замыслу, не выполненному за смертью его творца, закончить свою карьеру эротика в Париже, сотрясенном революцией, расчищавшей дорогу буржуазному обществу, - и притом в рядах восставшего народа. И однако этот политический либерализм радикального оттенка до конца жизни Б. уживался в нем с враждебным буржуазии сознанием феодала. В своей последней поэме, в своей «лебединой песне» - «Остров» - Б. переносится мысленно на затерянный вдали от городов Англии, в океане, остров, где нет частной собственности на землю, где употребление золота неизвестно, где люди - дети природы - живут как в раю. «Золотой век», не знавший золота - это лишь облеченная в покров руссоизма проекция феодального социализма.
То же противоречие, к-рое раздваивает образно (а порой не образно) выраженную идеологию Б., пронизывает и форму, в к-рой эта идеология выражена. С одной стороны, Б. продолжает и реставрирует поэтические жанры аристократического прошлого. Он начинает свою поэтическую деятельность сожженной книгой легких светских стихов, столь обычных в аристократическом обществе XVIII в., чтобы потом возродить поэму елизаветинской эпохи с ее строфической и стихотворной конструкцией («Чайльд-Гарольд», «Беппо», «Дон-Жуан»), или же он, конкурируя с романами «тайн и ужасов», заимствуя оттуда мотивы и настроения, облекает их в аристократизированный покров «кошмарной» поэмы (восточные поэмы - «Гяур», «Абидосская невеста», в особенности «Осада Коринфа» и «Паризина»). Приверженность Б. к аристократическим формам явно сказалась и в его драматургическом творчестве, в классическом построении и оформлении его драм из итальянской жизни («Фоскари», «Марино Фальери»). Наконец его крупнейшее произведение «Дон-Жуан» представляет собой не что иное, как облеченный в стихотворную форму любовно-авантюрный роман в стиле галантного века, если отбросить лирические отступления философского или политического содержания. А наряду с этими аристократическими и классическими жанрами в его творчестве живут черты, противоположные аристократической и классической эстетике - в виде бурно разлагающего каноническую форму лирического индивидуализма, пейзажной живописи, меланхолических, восходящих к «кладбищенской» поэзии, картин разрушения, восточной экзотики, позднее реалистически-бытовых приемов - черты, вошедшие, хотя и в измененном виде, в светско-классическую поэзию Б. из поэзии развивавшегося уже в XVIII в. романтизма. Наконец по мере развития поэтического творчества Б. его первоначально героизированные, поднятые на пьедестал, окруженные эффектной декорацией («Чайльд-Гарольд», «Корсар», «Манфред» и т. д.) образы заметно снижаются, теряют свою «сверхчеловеческую» необычайность и исключительность и, действуя в будничной обстановке, сами становятся будничными персонажами («Беппо», «Дон-Жуан»), «буржуазными» героями. В дальнейшем развитии английской общественности и литературы герой Б. еще более снижается, превращаясь под пером Бульвера (см.) в Пелгэма, светского дэнди, вынужденного заняться изучением политической экономии, чтобы сделать карьеру, и благополучно кончающего ее на посту министра, а потом под пером Дизраэли-Биконсфильда (см.) - в его светских героев (Контарини Флеминг, Вивиани Грей), превращающихся в создателей новоторийской партии с империалистической программой (Кенигсби, Танкред), чтобы в конце XIX в. пережить еще одну метаморфозу и предстать перед публикой в образе последнего дэнди, эстета, эротика, аморалиста, чуждого всяких общественных и политических устремлений декадента Дориана Грея О. Уайльда (см.). Между тем как Б. на родине не пользовался, как глава «сатанинской» (выражение поэта Саути), т. е. революционной, «школы» поэзии, популярностью ни при жизни, ни даже в настоящее время ею не пользуется, на континенте творчество его нашло значительный отзвук в эпоху так наз. «романтизма». В отдельных странах, в зависимости от их специфического положения и от классовой природы писателей, из общего комплекса творчества Б. культивировались отдельные разрозненные мотивы: иногда скитальчество, одиночество, разочарованность («байронические» поэмы Пушкина, Лермонтова, А. де Виньи, А. де Мюссе) и иногда богоборчество (Ленау), иногда политический либерализм (наши декабристы; монолог Репетилова в «Горе от ума», Рылеев), иногда идея национального освобождения и борьбы (польские романтики - Мицкевич, Словацкий, Красинский; итальянцы первой половины XIX в. - Монти, Фосколо, Никколини). То, что обычно раньше объединялось именем «байронизма» и истолковывалось как влияние Б., представляет на самом деле родственные творчеству Б. местные литературные явления, по сходству приуроченные к его имени, что не исключает знакомства указанных писателей с произведениями Б.Библиография:

I. Лучшее англ. изд. сочин. Б.: Works of Lord B., new, revised and enlarged edition, 13 v., L., 1898–1904 (Prothera G. and Coleridge E.). Русск. изд., 3 т., СПБ., 1904–1905 (Брокгауз-Ефрон, Под редакцией Венгерова С.).

II. Биографии: Веселовский А. Н., Б., М., 1902; Elze K., Lord B., Berlin, 1886; Ackermann, B., Heidelb., 1901. О поэзии Б. Тэн И. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи о развитием литературы, т. II, СПБ., 1871; Брандес Г., Главные течения в литературе XIX в., М., 1881; Де Ла Барт Ф., Критические статьи по истории романтизма, Киев, 1908; Розанов М. Н., История английской литературы XIX в., М., 1910–1911; Коган, П. С., Очерки по истории зап.-европ. литературы, т. I, М, 1922; Жирмунский В. М., Б. и Пушкин, Л., 1924; Сборник «Б. 1824–1924», Л., 1924; Волгин В. П., Очерки социалистических идей, Гиз, 1928. Вступит. статьи к переводам в изд. Брокгауза и Ефрона. Donner, B.’s Weltanschauung, Helsingfors, 1897; Kraeger, Der B-sche Heldentypus, München, 1898; Eimer, B. und der Kosmos, Heidelberg, 1912. Robertson, Goethe and B., 1925, Brecknock A., B., A study of the Poesy in the Light of new discoveries, 1926. О байронизме: работы Спасовича (сочин., тт. I и II), Веселовского А., («Этюды и характеристики», ст. «Школа Б.» и др.), Котляревского Н. (Мировая скорбь и др.); Zdriehowsi, B. i jego wiek; Weddigen, B.’s Einfluss auf die europäischen Literaturen.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Ба́йрон

(byron) Джордж Ноэл Гордон (1788, Лондон – 1824, Миссолунги, Греция), английский поэт, один из крупнейших представителей романтизма . Детство и юность были омрачены бедностью и болезнью (врождённой хромотой). Однако юноша сумел преодолеть физический недостаток и стал прекрасным спортсменом: фехтовал, боксировал, плавал и ездил верхом. В 1798 г. Байрон унаследовал титул лорда и поместье, через три года поступил в частную школу (где и начал писать стихи), а в 1805 г. – в Кембриджский ун-т. С 1809 г. Байрон – член палаты лордов. Его речь 1812 г. в защиту луддитов (английских рабочих, которые ломали машины, лишающие их заработка) признана одним из лучших образцов ораторского искусства. В это же время он пишет «Оду авторам билля против разрушителей станков». Писать стихи Байрон начал в 13 лет, его первый поэтический сборник «Часы досуга» (1807) вызвал критику журнала «Эдинбургское обозрение», но юный поэт не проявил ожидаемой робости и ответил сатирической поэмой «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809), в которой выступил против литературы, уводящей читателя в прошлое, и против бездарных и пошлых пьес, шедших в английских театрах, вступил в полемику с поэтами «озёрной школы » и В. Скоттом. В 1809–11 гг. Байрон путешествует по Португалии, Испании, Албании, Турции, Греции. Удивительная природа этих стран, их богатая событиями история (и их нищета в настоящем) потрясли поэта. Вернувшись в Англию, наряду с лирическими произведениями он сочиняет политические стихи, в которых обличает тиранию и произвол правителей. Одновременно пишет романтические «восточные поэмы»: «Гяур», «Абидосская невеста» (обе – 1813), «Корсар», «Лара» (обе – 1814), принесшие ему общеевропейскую славу и развившие тему романтического героя. Непременным мотивом этих поэм была трагическая любовь. Поначалу дающая герою надежду на преодоление одиночества, она заканчивалась либо изменой, либо гибелью возлюбленной, что ещё более усугубляло одиночество и причиняло герою нечеловеческие страдания. В центре этих поэм – сильная, волевая личность, наделённая мощными страстями и находящаяся в состоянии войны с обществом. Образ «байронического героя» – разочарованного, чуждого всем страдальца, бросившего вызов окружающему миру, получил дальнейшее развитие в поэмах «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812-18), «Шильонский узник» (1816). Герой поэм Байрона – всегда изгой, нарушающий законы общественной морали, жертва общества и одновременно мститель, герой и преступник в одно и то же время. Чайльд Гарольд, чьё имя стало нарицательным,

…в обществе был сумрачен и хмур,


Хоть не питал вражды к нему. Бывало,


И песнь споёт, и протанцует тур,


Но сердцем в том участвовал он мало,


Лицо его лишь скуку выражало.


(Перевод В. В. Левик)
Образ Чайльд Гарольда оказал большое влияние на литературу Европы и России (в т. ч. на творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова).

В 1816 г. из-за семейных неурядиц (неудачного брака и затянувшегося бракоразводного процесса) и политической травли Байрон покидает Англию. Он едет в Швейцарию, где знакомится с П. Б. Шелли, который становится его другом и политическим единомышленником. Затем переезжает в Италию и вступает в ряды борцов за её независимость – карбонариев (по собственному признанию, «сочувствуя национальному делу итальянцев более, чем любому другому»). В 1824 г. поэт погибает от лихорадки в Греции, где был участником борьбы греческого народа за освобождение от турецкого ига.


Байрон жил в мире, в котором рушились старые устои, менялись идеалы, с этим во многом связаны пессимизм и разочарованность, которыми отмечены произведения поэта. Неприятие зла во всех его проявлениях и отстаивание свободы личности в поэме «Бронзовый век» (1823) переходит в сатиру и прямой политический протест в романе в стихах «Дон Жуан» (1818-24, не окончен). Слова героя этого произведения могут служить эпиграфом ко всей жизни и творчеству Байрона:

Вечно буду я войну вести


Словами – а случится и делами -


С врагами мысли. Мне не по пути


С тиранами. Вражды святое пламя

Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788–1824)

Поэт-романтик, мыслитель, член Палаты лордов. Байрон принадлежал к аристократической, но обедневшей семье, в десять лет после смерти деда унаследовал титул лорда.
Студентом Кембриджского университета он опубликовал сборник «Часы досуга» (1807 г.), а славу ему принесла поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда», печатавшаяся отдельными выпусками с 1812 по 1818 г.

Его стихотворения и поэмы передают сложную, изменчивую гамму чувств: от безоглядного бунтарства до отчаяния, вызываемого всевластием «тьмы».

Конфликт Байрона с конформистски настроенным английским обществом, завязавшийся уже после его поэтического дебюта, обострил крайне неудачный брак с Аннабелой Мильбэнк. В январе 1816 г. она покинула Байрона из-за его «ужасных привычек», под которыми подразумевала неприятие любой ортодоксии, включая и непререкаемые моральные запреты. Скандал подогревался небеспочвенными слухами о более чем родственных чувствах поэта к его сводной сестре Августе Ли. Она была адресатом нескольких его самых проникновенных стихотворений.

В мае 1816 г. Байрон был вынужден покинуть родину - как оказалось, навсегда. Пережитое потрясение стало «вечным ядом», отравляющим его жизнь в оставшиеся годы. Оно наложило отпечаток на тональность цикла стихотворений «Еврейские мелодии» (1815 г.), где отзываются метафоры Библии, на поэму « Шильонский узник» (1816 г.), драматические мистерии «Манфред» (1817 г.) и «Каин» (1821 г.).

Поэмы Байрона, построенные как лирическая исповедь персонажа, сочетающего в себе черты незаурядной личности и типа, свидетельствующего о верованиях и болезнях эпохи, стали литературным событием.

В Швейцарии, где прошли первые месяцы изгнания, а затем в Италии Байрон пережил творческий подъем, приступив с осени 1817 г. к поэтической хронике «Дон Жуан». Страстная влюбленность в графиню Терезу Гвичьоли, лишенную возможности соединить свою судьбу с Байроном, способствовала сближению поэта с карбонариями и активному участию вместе с ее отцом и братьями в итальянском освободительном движении. С началом греческого восстания против османского владычества Байрон подчинил свою жизнь борьбе за освобождение Эллады, на собственные средства собрав и вооружив отряд, с которым прибыл к месту событий.

error: