Антиохийское подворье. Церковь архангела гавриила на чистых прудах

Меншикова башня, Церковь Архангела Гавриила в Москве - православный храм в честь Архангела Гавриила; самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве.

Церковь Архангела Гавриила выстроена в стиле московского барокко, под влиянием светского дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими колоннами, многочисленные скульптурные украшения и др.). Она представляет собой башню с двумя глухими восьмигранными ярусами звонов - вытянутый нижний четырехугольный и над ним квадратный ярус внутри зрительно сливаются в единое пространство.

Высота самого храма - 26 м. Крестообразный в плане (в верхней части). Обходные галереи - деревянные (повторение погибших при пожаре 1723 г.). Высокие восьмигранники плавно соединены друг с другом крышами. Стены украшены белокаменным скульптурным декором.
Особенно выделяется главный, западный фасад с боковыми волютами (спиралевидными завитками с главками в центре). Западный вход с балконом наверху и двухколонным коринфским портиком. Над порталами рельефные изображения: над южным входом - архангел Гавриил, над северным - архангел Михаил. Над западным, главным, входом - композиция «Вознесение Христово».

Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

Юго-западный вход

Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782-1806 гг. Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола для ритуальных мелодий: несмотря на свою высоту, Меншикова башня не имела колоколов.


Первая церковь во имя архангела Гавриила на этом месте была впервые упомянута в записях переписи 1551 года. К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679. Двадцать лет позже влиятельный государственный деятель Александр Меншиков консолидировал земельные участки к югу от современных Чистых прудов. Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи, которая проживала в соседнем квартале с запада, на месте нынешнего Центрального почтамта.

###Страница 2

В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году - приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Доменико Трезини, подчинённый Зарудного, был из европейских мастеров (из семей Fontana, Rusco, Ferrara и пр. из кантона Тичино), но через полгода он был отправлен в Санкт-Петербург. Новая церковь была структурно завершена к 1707 году, высота составила 81 метр и сравнилась с высотой колокольни Ивана Великого. Здание первоначально имело пять уровней с каменным (нефом, квадратную башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке.

В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и бросил все свои московские проекты, забрав большинство мастеров с собой. Работа над интерьерами башни замедлилась; частные владения Меншикова внутри храма были перестроены в обычный алтарь.


В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, раздробив деревянные потолки и уничтожив интерьеры нефов (частично). Боковые алтари, однако, выжили и продолжают действовать в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773-1779 башня была восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным. С другой стороны, оригиналы скульптурной отделки этого периода были практически утрачены (современная скульптура состоит, в основном, из цементных копий).


Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как храм в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со стен были стерты масонские символы и изречения. По другим сведениям, в 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как летний храм. Как тёплая, была построена меньшая неоклассическая церковь Феодора Стратилата, которая также используется как колокольня.

В самом конце XIX века почтамтское начальство отказалось от содержания церкви и она стала приходской.


Храм был закрыт в 1930-е.


Существующий иконостас перенесён из церкви Преображения в Преображенском, которая была разрушена в 1960-х годах; иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь города Махачкалы.

В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III (Тахан). Во время его официального собеседования с Патриархом Московским Алексием I было решено возобновить деятельность Антиохийского подворья. Подворью были переданы два храма, во имя Архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата; открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года по завершении Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей мира.

Восстановление церкви Архангела Гавриила началось лишь спустя пятьдесят лет после разрушительного пожара. Все расходы взял на себя житель Мясницкой улицы Г.З. Измайлов, который состоял в масонской ложе. Измайлов не стал восстанавливать сгоревший верхний ярус, вместо него храм был увенчан главкой в форме золотой еловой шишки. Скульптуры по углам нижнего восьмерика заменили декоративными белокаменными вазами. Внутри устроили новые галереи, заменили лепнину, возобновили роспись. В 1780-х годах был разобран Введенский придел, в результате чего южный и северные фасады трапезной стали симметричными.

В некоторых источниках говорится, что по распоряжению Измайлова внешние и внутренние стены Гаврииловской церкви украсили масонскими надписями, символами и эмблемами, которые были убраны лишь в середине XIX века по распоряжению митрополита Филарета. Он считал эти символы чуждыми православной церкви и относил их к действиям западной церкви, пытающейся распространить свои обычаи. Не исключено, что в верхнем помещении храма проходили собрания масонской ложи. Основатель масонского общества мартинистов в Москве профессор университета И.Г. Шварц жил недалеко от Гаврииловского храма.

В романе писателя А.Ф. Писемского «Масоны» церковь Архангела Гавриила упоминается неоднократно: «Храм своими колоннами, выступами, вазами, стоявшими у подножия верхнего яруса, напоминал скорее башню, чем православную церковь, – на куполе его, впрочем, высился крест; наружные стены храма были покрыты лепными изображениями с таковыми же лепными надписями на славянском языке: с западной стороны, например, под щитом, изображающим благовещение, значилось: «Дом мой – дом молитвы»… Молящиеся все почти были чиновники в фрачных вицмундирах, обильно увешанные крестами».

В начале XIX века в бывшей усадьбе Меншикова разместился Почтамт, которому была передана Меншикова башня. Несколько десятилетий церковь оставалась ведомственной и именовалась «Архангела Гавриила при Почтамте». В 1806 году по заказу «почт директора» Ф.П. Ключарева при Гаврииловском храме на линии Телеграфного переулка построили церковь Федора Стратилата, которая использовалась как колокольня. Во время нашествия на Москву наполеоновских войск в 1812 году дом Почтамта и обе ведомственные церкви уцелели и даже не имели никаких повреждений. Сохранилась в целости и вся церковная утварь.

В 1838–1840 годах усилиями почтового ведомства Гавриловская церковь обновлялась. В 1872 году Почтамт отказался от содержания храма Архангела Гавриила. Ведомство посчитало, что иметь особую церковь – излишняя роскошь, и полностью прекратило ее финансирование. Гаврииловский храм стал приходским. С течением времени церковь оказалась застроенной со всех сторон. После постройки в 1910-х годах нового здания Почтамта на Мясницкой улице храм Архангела Гавриила стал виден только от Телеграфного (Архангельского) переулка, а ведь при Меншикове он был главной архитектурной доминантой Москвы.

Церковь закрыли в 1930-е годы. Четырехколонный портик, выходивший за красную линию, снесли. Великолепный иконостас XIX века в советское время передали в Успенский храм Махачкалы. В 1941 году Меншикова башня была повреждена немецкой авиацией. В 1948 году в Москве открыли подворье Антиохийского Патриархата при Патриархате Московском и всея Руси. Церкви Архангела Гавриила и Федора Стратилата были переданы подворью, в них возобновились богослужения. Русскую и Антиохийскую Апостольскую Церкви связывают многовековые духовные узы. По преданию, первый митрополит Киевский Михаил был сирийцем.

Всеобщими усилиями в 1950-х годах были произведены реставрационные работы. С 1977 года и по сегодняшний день подворье возглавляет епископ Филиппопольский Нифон – представитель Патриарха Великой Антиохии при Патриархе Московском и всея Руси. Благодаря нему Антиохийское подворье было практически единственным местом в Москве, в котором крестили, венчали и отпевали людей, не требуя паспорта, как это делалось почти во всех церквях Москвы для учета таинств. Епископ Нифон известен как пламенный проповедник. Божественные литургии в Антиохийском подворье ведутся на церковнославянском языке.

На первый взгляд, церковь Гавриила имеет мало общего с предшествующими ей традициями русского зодчества. Не зря же ее прозвали «Меншикова башня». Но Гаврииловский храм можно считать своеобразным развитием русских башенных храмов, которые называли «иже под колоколы». Зарудный использовал при строительстве элементы архитектуры эпохи Петра Великого, например, светский декор или европейскую форму завершения – шпиль. В церкви Архангела Гавриила, наверное, впервые настолько ярко выражено сочетание черт традиционного русского зодчества и западных архитектурных тенденций.

Меншикова башня оказала влияние на архитектуру Петербурга. В качестве примера можно вспомнить Петропавловский собор. В Гаврииловской церкви особенно сильно подчеркнуто нарастание динамики объемов от нижнего к верхнему. Праздничный декор не только украшает Меншикову башню, но и придает ей легкость, что не так-то просто, учитывая ее внушительные размеры. Триумфальное обрамление создают боковые огромные валюты и двухколонный коринфский портик с балконом наверху. Картуши белокаменных аттиков над торцами рукавов нижнего объема заполнены рельефными композициями на евангельские темы.

Особого внимания достойно рельефное изображение Вознесения Христова над главным западным порталом. Храм Архангела Гавриила богато украшен скульптурой: ею декорированы капители колонн и пилястр, гирлянды, пространство между окнами. Большую роль в восприятии внутреннего пространства здания играют деревянные обходные галереи. Галереи, балкон над иконостасом, выступы ложи вносят элемент неожиданной многоплановости и живописности во внутреннюю организацию пространства. Первооснова декоративного убранства интерьера, несмотря на пожар и последующие обновления, сохранилась.

В книге «Русские достопамятности» статья о Меншиковой башне заканчивается так: «Помните, бывало, приближаясь к Москве, вы, осенив себя крестом, намечали: вон златоглавый Кремль с храмами Божьими и дворцами царскими; высокие башни вокруг Кремля, как бы вековые стражи кремлевской святыни; вон там и сям церкви, как золотые колосья на ниве Божией; там вдали, на северо-востоке от Кремля, башни: Сухарева и Меншикова, – памятники Петровского времени. И вы, полные глубоких дум о прошлом, с благоговением вступили в Москву…. Совсем не то ныне. С шумом и визгом вторгает вас в Москву длинновязый паровоз».

А это 1883 год! К счастью, авторы этой замечательной книги не знают, что стало с Москвой теперь. Но как бы столица ни менялась, благодаря таким памятникам архитектуры, как церковь Гавриила, Москва сохраняет свой неповторимый облик. Меншикова башня вдохновляла многих творческих людей. Художник и большой любитель искусства И.Э. Грабарь написал о Меншиковой башне такие прекрасные слова: «Что такое ее архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь все – от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора».

Денис Дроздов

Первые упоминания о деревянной церкви в честь Архангела Гавриила в Москве (ныне - Меншикова башня) относятся к 1551 году. Перестроили ее в камне к 1657 году, а через 22 года (в 1679) году заметно расширили.

Близкое расположение Храма архангела Гавриила к подворью именитого соседа способствовало тому, что Александр Меншиков стал прихожанином этой церкви.

В 1701 году он выделяет деньги на ремонт культового сооружения, но уже в 1704 году отдает приказ о его полном сносе.

Фото 1. Меньшикова башня на старой фотографии.

Храм архангела Гавриила в Москве - новая постройка

Возведение нового Храма архангела Гавриила (Меньшиковой башни) поручено Ивану Зарудному и его подчиненному, европейскому мастеру Доменико Трезини. Правда, последнего через полгода отправили в Санкт-Петербург.

В 1706 году Александр Меньшиков передает в дар храму икону Полоцкой Божьей Матери. Князь привез Образ из под Калища, с места своей победоносной битвы. Согласно легенде, этот Образ Божьей Матери принадлежал кисти известного евангелиста Луки.

Фото 2. Шпиль храма архангела Гавриила в Москве.

Пережила икона и большой пожар 1723 года, и переезд в Петербург в 1726 в новую домовую церковь Меньшикова на Васильевском острове, но бесследно пропала в 1727 году после отставки князя.

К 1707 году Храм(Меншикова башня) был структурно завершен. Высота здания со шпилем составила 81 метр, что превышало высоту в Кремле на три метра. Это вызвало недовольство у коренных москвичей и так не особенно любивших Александра Даниловича.

В 1708 году для башни были приобретены часовой механизм и 50 колоколов ( отбивали каждые четверть часа, полчаса и час, а в полдень звучала мелодия из всех колоколов). Шпиль был увенчан флюгером в виде ангела, а стены храма украшала искусно выполненная декоративная лепнина, утраченная в течении XVIII века.

Фото 3. Богатое убранство церкви архангела Гавриила.

После отъезда Меньшикова в Петербург финансирование Храма (Меньшиковой башни) прекратилось. Он начал быстро ветшать. Иван Зарудный предупреждал князя о возможных последствиях разрухи, но Александр Данилович уже потерял интерес к своему детищу.

В 1723 году в Храме Архангела Гавриила случился великий пожар.

14 июня, в день отпевания священника, скончавшегося накануне во время вечерней молитвы в стенах Храма, набежала гроза и молния ударила прямо в крест. Загорелся сначала купол сооружения. Затем огонь охватил деревянную ферму, из-за чего начали сыпаться прикрепленные там купола и ломать своды церкви. Много народа, пытавшегося вынести из охваченного огнем здания различные ценности, погибло в этой стихии.

Денег на восстановление не выделяли и Храм (Меньшикова башня) простоял в разрушенном состояниивплоть до 1773 года.

Фото 4. Лепнина на входом в культовое сооружение.

Именно в этом году восстановлением культового сооружения занялсяГавриил Измайлов, состоявший в масонской ложе Педагогической семинарии, т.н. мартинистов.

Исходя из этого, храм приобрел особые черты и нынешний вид: купол оформили в виде винтообразной свечи, верхний восьмиугольник заменили куполом в стиле барокко, скульптуры по углам нижнего восьмиугольника заменили на вазы. Кроме этого, наружные и внутренние стены Храма украсили масонскими надписями, символами и эмблемами, которые демонтировали лишь в 1852 году по наставлению митрополита Филарета.

Фото 5. Памятная доска на Меньшиковой башне.

В 1792 году в здании усадьбыАлександра Меньшикова разместился почтамт, к которому отнесли и Меньшикову башню. Вплоть до конца девятнадцатого столетия церковь считалась ведомственной и называлась Храмом архангела Гавриила при Почтамте. Лишь из-за нехватки денег у почтового ведомства на содержание церкви, она стала приходской.

Храм закрыли для богослужений в 30-е годы двадцатого столетия, во времена Советской Власти.

В 1945 году, на Поместном Соборе Русской православной церкви, было решено восстановить Антиохское подворье. Связано это было с приездом на Собор Александра III, его величества Патриарха Антиохского. Открытие подворья при Храме Архангела Гавриила прошло 17 июля 1948 года.

Святынями храма считаются иконы Богоматери Благодатное Небо и Архангела Гавриила, обрамленной серебряной ризой.

Меншикова башня (Храм Архангела Гавриила) расположена по адресу: Москва, 15А (метро «Чистые пруды»).

Меншикова башня, что находится в Архангельском переулке возле московских Чистых прудов, получила своё название в честь светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова - знаменитого фаворита Петра I, жившего там неподалеку.


Собственно, это не башня, а церковь Архангела Гавриила, построенная в стиле «петровского барокко». А ещё её историю связывают с масонством.


Ранее на этом месте стояла деревянная церквушка XVI столетия. Князь Александр Данилович Меншиков, приобретя усадьбу на Мясницкой, был там частым прихожанином.


В 1704 году по его приказу деревянный храм снесли и принялись возводить новое здание. Это совпало с очисткой Поганых прудов.


По данным историков, этот водоём в ХVII-ХVIII столетиях загрязнили живущие тут купцы, кидавшие в воду остатки мяса и навоз, потому пруды и получили название Поганых.


Портрет князя Александра Даниловича Меншикова. Около 1710 г.

Сподвижник Петра I князь Александр Данилович Меншиков приказал очистить пруды, запретил сбрасывать туда нечистоты и дал новое название - Чистые пруды.


Официально считается, что церковь у Чистых прудов спроектировал в начале XVIII века архитектор Иван Петрович Зарудный.


По неофициальным же данным, её строителем был швейцарец Доменико Трезини. «Поучаствовал» в проекте якобы и сам Пётр I.


Меншикова башня - так предпочитали именовать её москвичи - разительно отличалась от других московских построек того времени.


Она была одним из самых ранних зданий в городе, выстроенных в стиле барокко. Её венчал 30-метровый шпиль с флюгером в виде ангела, парящего с крестом в руке.


В 1708 году были установлены часы-куранты, отбивавшие каждые четверть часа, а в полдень звонившие во все пятьдесят колоколов.


В 1706 году в храме появился образ Полоцкой Божьей Матери, попавший в руки Александру Даниловичу Меншикову во время битвы под Калищем и, по преданию, писанный самим евангелистом Лукой.


Отличительной чертой церкви архангела Гавриила была высота - 81 метр. Она на три метра превышала даже колокольню Ивана Великого, являвшуюся одной из основных достопримечательностей Москвы.


Горожане, не благоволившие к царскому фавориту Меншикову, поговаривали, что он нарочно распорядился воздвигнуть такой высоченный храм, чтобы их «уязвить» и заставить почувствовать себя ничтожествами.


Впрочем, князь Александр Данилович Меншиков прожил здесь недолго, в 1710 году перебрался в Петербург, куда его назначили на должность генерал-губернатора.


Башня осталась без присмотра и начала ветшать. Летом 1723 года приключилось сразу два драматических события. 13 июня один из служивших в храме священников после вечерней службы упал замертво прямо на паперти. А на следующий день началась гроза, в церковный шпиль ударила молния, и здание загорелось. Сгорел весь деревянный верх, а часы с колоколами рухнули вниз, проломив своды. Это привело к гибели многих людей, которые пытались спасти церковные ценности. Неужто Бог покарал за гордыню, за то, что попытались приблизиться к нему?


Драгоценную икону, однако же, удалось спасти. В 1726 году её перевезли в Петербург, в домовую церковь А.Д. Меншикова на Васильевском острове, но в 1727 году князь был сослан, а икона пропала.


Полстолетия Меншикова башня простояла полуразрушенной. В 1770-е годы её начали восстанавливать на средства Гавриила Захарьевича Измайлова. О нём очень мало известно. Говорили, что он происходил из богатого рода, владел домом на Мясницкой и был масоном. В ходе реставрации верхний ярус заменили округлым куполом, а шпиль сделали винтовым, и теперь он напоминал пламя свечи. Вместо белокаменных статуй ангелов с орудиями Страстей поставили вазы.

Говорят, здание по указанию Г.З. Измайлова также было украшено масонскими символами, эмблемами и изречениями на латыни. Башню, по легендам, неоднократно использовали для масонских собраний. В 1852 году митрополит Филарет приказал уничтожить масонскую символику, но сделано это было только в 1863 году. И то их сбили или заменили лишь частично. Шпиль же, похожий на свечное пламя, сохранился, как и вазы, и фигуры со свитками в руках над южным входом. Правда, надписи на свитках стёрты.


Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в неоклассической церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782-1806 годах.


Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола. Несмотря на свою высоту, Меншикова башня колоколов не имела. В 1792 году в бывшем дворце А.Д. Меншикова на Мясницкой улице разместился Главный почтамт. Он находится там и сейчас. С 1821 году Меншикова башня стала именоваться церковью Архангела Гавриила при почтамте. В самом конце XIX века почтамтское начальство отказалось от содержания церкви и она стала приходскою. Храм был закрыт в 1930-е. Существующий иконостас перенесён из московского храма Преображения Господня в селе Преображенском, который был разрушен в 1964 году. Иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь города Махачкалы.


В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III (Тахан), бывший в начале ХХ века настоятелем Антиохийского подворья в Москве.


Во время его официального собеседования с Патриархом Московским Алексием I было решено возобновить деятельность Антиохийского подворья.


Для организации подворья Московской Патриархии в начале 1948 года были переданы два храма, во имя Архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата.


Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года по завершении Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей мира.

error: