Заученная беспомощность. Как избавиться от ощущения беспомощности и взять себя в руки

Синдром выученной беспомощности. Что это такое? Привычка бездействовать в любых ситуациях, даже в тех, когда их исход явно можно изменить к лучшему для себя.

Каким образом он возникает?

Синдром развивается у детей, которые, постоянно пребывая в некомфортных условиях, теряют надежду что-либо исправить. Они не пытаются искать выхода из ситуаций, когда к ним относятся несправедливо, когда им хамят одноклассники, унижают. Они привыкают к своей незаметности, незначительности, неудачливости; к тому, что плохо учатся, к их словам никто не прислушивается, они ничего не могут изменить в своей жизни к лучшему.

Если ребенок внимателен на уроках, старательно выполняет все домашние задания, а учитель все равно ставит уже привычные тройки и двойки – желание бороться за лучшее будущее постепенно исчезает. Учи – не учи, а выше «тройки» не получишь. Чтобы в классе ни случилось, виновным назначается, конечно, он, даже если это не так. И ребенок делает вывод, что такова его участь. Так стоит ли прикладывать какие-то усилия, чтобы стать лучше?

Развитию безынициативности у ребенка способствует деспотичное поведение членов семьи, учителей в школе и т.д.

Положение нередко усугубляется чтением книг, просмотром фильмов, передач, главный мотив которых – безысходность, тщетность попыток изменить ситуацию к положительному исходу, даже наказуемость такой инициативы.

Формированию такого синдрома способствует и преувеличенная забота взрослых. Пагубно стремление родителей выполнять за своего ребенка даже небольшую работу по дому просто потому, что чадо все делает удручающе медленно и отнюдь не лучшим образом.

Да, взрослые, конечно же, сделают все быстрее и качественнее. Но ведь дело не в умениях мам и пап, а в ребенке, в формировании его самостоятельности, активной, деятельной позиции. Пусть он купит не то, за чем вы посылали его в магазин, конкурсы на праздник тоже не совсем удачно подберет, шнурок завяжет неправильно и т.д. Но он делает! Он берет на себя ответственность! Он проявляет свое «я», пытается найти свое место в этой сложной загадочной жизни с пока непонятными ему правилами. И это здорово! Со временем придет опыт, и у него все будет получаться отлично. Но для этого нужно пройти этап неуклюжести, медлительности. Как маленький ребенок: сначала учится ползать и только затем – ходить.

Наберитесь терпения, взрослые, не принижайте достижения любимого чада, старайтесь обращать внимание на ситуации успеха, а не поражения. Если все, за что берется ребенок, получается плохо или, как вариант, хуже некуда, будет ли он стремиться к самостоятельности? Зачем ему это, если он привык, что бездействие намного спокойнее и неприятностей меньше.

Такие ребята и с выбором профильного класса определиться не могут из-за своей нерешительности и привычки непротивлению судьбе. Да и профессию, соответствующую их способностям, подобрать проблемно потому, что они эти свои таланты не проявляют.

Побороть синдром столь удобной позиции – выученной беспомощности, позволяющей без угрызений совести ничего не делать для улучшения своей жизни, – очень сложно. Но необходимо.

Окружите ребенка людьми активными, деятельными, которые сами строят свою жизнь.

Подбирайте книги, спектакли, рассказывающие о ситуациях, когда смелость, решительность, активность позволяют стать хозяином своей судьбы.

Нечего чаду сидеть дома. Пусть ходит на курсы в организации дополнительного образования, на разнообразные кружки, спортивные секции.

Предоставьте ребенку больше самостоятельности. Сначала он будет упираться, отказываться что-либо делать, однако со временем (при условии терпеливости родителей) его жизненная позиция изменится.

Делегируйте своим детям больше полномочий. Советуйтесь по всем вопросам, спрашивайте их мнение, просите помочь, заменить вас в чем-то.

Еще более действенным является ситуация, когда подросток в какие-то дни назначается главным в семье и координирует действия всех домочадцев. Например, когда он ответственный за организацию какого-то большого события, праздника. Это получится ненавязчиво, естественно и заинтересует ребенка. А положительный опыт реализации собственных организаторских талантов и общение со взрослыми на равных помогут в дальнейшем выработать активную, ответственную линию поведения.

Вылечить синдром выученной беспомощности поможет и такая многоплановая деятельность, как волонтерство. Пусть ребенок протянет руку помощи людям, нуждающимся в этом, инвалидам, воспитанникам детских домов. Принесет в зоопарк старые игрушки для животных, примет участие в субботнике и прочее.

Слабый и неуверенный в себе, он вдруг становится необходимым кому-то более слабому. Это совершенно иная жизненная позиция, новый созидательный опыт, который учит искать оптимальные решения возникающих проблем и умению радоваться жизни.

И тогда ему будет интересно учиться, участвовать в неурочной жизни школы, наполнять свою жизнь событиями.

Жизнь – это ежеминутный выбор. Ребенок должен быть готов к этому. Иначе его жизнь превратится в однообразное топкое стоячее болото, трясину, из которой с каждым годом выбраться труднее и труднее. Вспомните милого, обаятельного Обломова. Вы хотите, чтобы жизнь вашего ребенка сложилась так же?

Давайте для начала рассмотрим несколько жизненных ситуаций.

Первая – о женщине, прожившей 15 лет в браке, которая уже давно мечтает уйти от мужа-тирана.

Отношения в их семье далеки от понятия близости, окутаны грубостью и цинизмом с его стороны, пассивностью и жертвенностью – с ее. Муж часто избивает жену, когда, как он утверждает, «у него срывает крышу», а она «попадается под руку»!

Она мечтает о разводе. Но, вот уже 15 лет не уходит, а только тихо плачет по ночам, уткнувшись в подушку…

Вторая, о девушке, которая работает в одной очень известной фирме. Работа престижная, высокооплачиваемая. Но, она просто ненавидит ее! Когда заходит в кабинет к шефу, то уже готова к порции брани и оскорблений в свой адрес, которые уж никак не зависят от качества выполненной ею работы.

Она может сделать все безупречно, вот только начальник сегодня не в настроении, а значит – грушей для битья снова станет она.

Девушка работает в фирме уже больше года, столько же рыдает в туалете после каждого визита к начальнику-самодуру.

И последняя – о мужчине 40 лет, который после сокращения на работе из-за кризиса в компании, получил десяток отказов на собеседованиях, без объяснений или же с объяснением в одно предложение: «Вы нам не подходите!».

У него семья, маленький ребенок, сломанные амбиции и возрастающее желание выпить, чтобы снять стресс после очередного «провала».

Что же общего между этими случаями, кроме того, что, на первый взгляд, все три героя кажутся очень несчастными?

Ответ кроется в основе того, как они воспринимают реальность и что в связи с этим чувствуют.

Психологи во главе с Мартином Селигманом, в подобных случаях говорят о выученной беспомощности, за открытие которой ученый получил награду Американской психологической ассоциации.

В ыученная беспомощность – это пребывание человека или животного в таком состояние, которое характеризуется дискомфортом от влияния на него сложившейся ситуации и отсутствием каких бы то не было попыток ее изменить, хотя такая возможность может присутствовать.

Но, тем не менее, и человек, и животное остаются пассивными, бездейственными, нежелающими менять среду или же воздействовать на нее в ответ.

Такое состояние возникает, когда любые попытки противостоять повторяющемуся негативному опыту систематически заканчиваются поражением, ощущением отсутствия личного контроля над происходящим, в ситуациях постоянного хаоса и неопределенности.

Человек теряет чувство контроля, перестает верить в собственные силы и способность что-то изменить . Вследствие чего могут развиваться подавленность, депрессия, более раннее наступление смерти.

Научно доказано

У теории есть экспериментальная основа – исследовательское подтверждение.

Первые эксперименты, открывшие феномен выученной беспомощности, проводились М. Селигманом на собаках. Животные фиксировались в особые упряжки, по звонку их ударяли током.

В основе лежала теория условного рефлекса Ивана Павлова и гипотеза о том, что на площадке для собак с ослабленной фиксацией и низкой перегородкой, услышав звонок, собаки немедленно будут избегать боли всеми возможными способами, и в первую очередь, сбегать!

Но результат эксперимента был поразительным! Собака оставалась на месте и просто скулила.

Интересно, что другая собака, в опыте которой не было таких испытаний, немедленно убегала с вольера после первого же удара током.

В своих дальнейших исследованиях М. Селигман установил, что собаки, у которых в опыте была возможность повлиять на ситуацию (к примеру, они могли головой нажать на кнопку, выключающую удары тока), оказывали сопротивление и пытались найти выход из ситуации даже, когда были зафиксированы в упряжке.

Результаты говорили сами за себя – чувство выраженной беспомощности возникает, когда отсутствует возможность влиять и контролировать неприятные события.

В последующем подтверждение теории нашлось и в отношении жизни людей. Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден – психологи, изучавшие беспомощность в одном из домов престарелых.

Результаты эксперимента показали следующее: группа пожилых людей, которым предоставили возможность распорядится обстановкой в комнате на свое усмотрение, делать выбор, как наполнить свой досуг (смотреть фильм или нет), и нести самостоятельную ответственность за выбранный ими же подарок (комнатное растение), субъективно ощущали себя менее несчастными, имели лучшее состояние здоровья и общий уровень самочувствия, жили дольше. Чего не скажешь о той подгруппе, которая была лишена этих возможностей.

Таким образом, мы видим, что контроль над ситуацией и собственной жизнью препятствует развитию беспомощности и полной атрофии воли и желания изменить сложившуюся ситуацию.

Можно ли преодолеть выученную беспомощность?

К счастью, ощущение беспомощности и последствия, которые она за собой несет – не приговор! С этим можно работать, не всегда это сделать легко в одиночку, иногда может потребоваться помощь профессионала.

В первую очередь, в работе с выученной беспомощностью важно вернуть субъективное чувство контроля. В этом поможет выполнение действия! Любого действия, которое вы сами выбираете делать.

Вы можете что-то сделать и делаете!

Опыт концентрационных лагерей показывает, что в ситуации чрезмерного давления, нестабильных правил и угрозы смерти, сопровождавшееся наказанием за малейшую провинность, человек очень быстро ломается и теряет силу воли.

Бруно Беттельгейм – психолог, который, согласно его слов, выжил в таких условиях только благодаря тому, что снова и снова брал контроль за жизнь в свои руки! А способ был достаточно прост – он делал все, что было разрешено в лагере по собственному выбору!

На первый взгляд – самые элементарные вещи: чистил зубы, потому что выбирал это, а не потому соблюдал гигиену, ложился спать, а не участвовал в обсуждениях заключенных ночью . Так он чувствовал возможность выбирать, принимать решения и сразу же действовать в связи с ними!

Из этого можно сделать вывод, что шаг номер один в противостоянии выученной беспомощности – искать точки контроля, те сферы и ситуации, в которых вы можете делать выбор и реализовывать собственное решение!

Начните с мелких бытовых вещей: выкинуть старый шкаф, сделать перестановку, решится на звонок, который давно откладывали, и вы очень скоро почувствуете результат.

Фиксировать такие зоны своего влияния можно письменно, постоянно задавая себе вопрос: «Что я могу сделать прямо сейчас?».

Задавать правильные вопросы тоже очень действенный способ. Важно научится различать реальные факты и свое восприятие.

Ведь, очень часто чреда мелких жизненных событий соединяются в одну цепочку и подытоживаются самоуничижительными мыслями: «Я ни на что не способен», «Не стоит даже пробовать», «У меня снова ничего не получится».

Учитесь задавать себе вопросы и искать на них ответы. Например, спросите себя: «Почему я так уверен, что ничего не получится?», «Что заставляет меня так думать?», «Зачем мне так думать?».

Ответив на них, в продолжении можно сделать более развернутую работу по поиску иного взгляда на событие, своеобразное переосмысление происходящего.

Для этого можно воспользоваться схемой ABCDE.

Инструкция звучит следующим образом – расчертите лист бумаги на 5 столбиков, где:

  • Первый – это описание неблагоприятного опыта, (носит название Adversity – неприятный факт): опишите в этом столбике ту ситуацию, которая вызывает чувство беспомощности.
  • Второй – это все ваши мысли по поводу описанного события (Belief – убеждение). Напишите сюда свою интерпретацию происходящего, как вы это видите.
  • Третий столбик должен содержать информацию обо всех ваших реакциях по поводу происходящего (Consequence – последствие): чувствах, желаниях, поведении.
  • В четвертом столбике важно найти доводы и аргументы, как можно опровергнуть ваши убеждения, описанные ранее. Это должно помочь вам засомневаться в их истинности и единоверности!
  • И, наконец, запишите в пятом столбике (под названием Energizing активизация) те чувства, которые возникли у вас после того, как вы прописали новые мысли, более оптимистические, относительно ситуации.
Систематическая работа с вашими пессимистическими мыслями, убеждениями поможет вам находить новые успешные способы решения возникших проблем , не впадая в отчаяние и не чувствуя себя беспомощным при встрече с ними !

Но, важно помнить также о том, что нет единственной «волшебной таблетки», которая бы вмиг исцелила любого!

С чего начать?

Жизненная история каждого из нас уникальна, поэтому, прежде чем испытать определенную методику, следует прислушаться к себе и позаботится о своей безопасности, возможно обратившись за поддержкой и помощью к профессионалу.

Но, главное помнить: преодолевая трудности, мы обретаем силу.

Все в наших руках! Давайте делать выбор в пользу воли и ответственности, а не пассивности и беспомощности!

О том, как диагностировать у себя синдром выученной беспомощности и как с ним бороться, рассказывает бизнес-тренер Надежда Бондаренко.

Вера Фёдорова

В 60-х годах прошлого века американский учёный Мартин Селигман , основатель направления позитивной психологии для бизнеса, проведя ряд исследований, установил наиболее распространённую причину, по которой люди чувствуют себя несчастными.

Как оказалось, человек несчастен, когда думает, что не может повлиять на ситуацию. Причём для некоторых состояние беспомощности становится нормой, превращаясь в «выученную беспомощность».

Надежда Бондаренко, бизнес-тренер и профессиональный оптимист

Симптомы выученной беспомощности

«Я ничего не смогу изменить, ничего не смогу с этим поделать!» - ключевая фраза беспомощных людей. Человек, страдающий выученной беспомощностью, пассивен и безынициативен.

Например, я часто слышу от участников тренингов: «Сейчас кризис, мы ничего не можем дорого продать».

Выученная беспомощность может проявляться собиранием жалоб и несправедливостей от других сотрудников, постоянными проявлениями недовольства: «В этой компании всегда так», «Ничего нельзя сделать, имея такое начальство», «Здесь все против меня» и так далее.

В другой раз она порождает чувство вины: человек бесконечно кается, бия себя в грудь и признаваясь во всех ошибках, реальных и надуманных. Очень много энергии тратится на то, чтобы оправдываться, и она совсем не вкладывается в конкретные действия.

В обоих случаях, независимо от того, жалуется сотрудник или кается, на него нельзя положиться, поскольку от попыток самостоятельно что-то изменить или исправить он отказывается, крайне редко соглашается брать на себя какую-либо ответственность, никогда не идёт на риск. Потери для бизнеса от такого работника очевидны. Компания недополучает свою прибыль. А человек не реализует свой потенциал.


К тому же, поскольку эмоции заразительны, симптомом выученной беспомощности порой страдает весь коллектив. И тогда любой новый сотрудник, который предложит свою схему изменений или активных действий, непременно услышит в ответ: «Тебе что, больше всех надо?..».

Причины возникновения выученной беспомощности

Выученная беспомощность может завладеть человеком после пережитой негативной ситуации, которую он не мог контролировать. Сильный стресс, потеря близких, стихийное бедствие, экономический кризис - все эти события способны выбить почву из-под ног. Объясняя самим себе причины и возможные последствия произошедшего, мы начинаем убеждать себя, что от нас в этой жизни ничего не зависит.

Выученная беспомощность может быть порождением менталитета . Например, живя при тоталитарном режиме, люди из поколения в поколение привыкают к тому, что ими управляют, а они сами ни на что не влияют.

Но чаще всего состояние выученной беспомощности становится следствием череды обычных неудач .


Каждому знакомо ощущение, когда опускаются руки, и ты просто не знаешь, куда и как двигаться дальше. Вопрос только в том, как долго человек пребывает в этом состоянии и насколько быстро начинает предпринимать шаги, чтобы преодолеть, изменить ситуацию. Или пережитый стресс оказывается сильнее, загоняя свою жертву в замкнутый круг негативных мыслей и пассивности?

Любопытный факт: учёные установили, что женщины больше мужчин подвержены выученной беспомощности . Главная причина кроется в воспитании. Девочек, как правило, воспитывают в пассивности, как «слабый пол», в то время как мальчикам с детства внушают, что они должны действовать. К тому же женщины особенно склонны долго «прокручивать» в голове одну и ту же негативную мысль. В психологии этот «апокалиптичный» мыслительный процесс называется эффектом руминации. Руминация вытягивает энергию, опустошает, приводит к отказу от активных действий

К примеру, руководство объявляет, что, в связи с экономическим кризисом и резким падением продаж, работникам больше не будут платить фиксированную часть заработной платы, оставив только бонусную.

В результате многие сотрудники пребывают во вполне оправданной печали, теряют стимул к работе, увольняются. Другие, после недолгих переживаний и размышлений, приходят к выводу, что теперь они сами могут регулировать свой заработок, а это не так уж плохо.

Первая позиция по-человечески понятна, но неэффективна ни для компании, ни для самих сотрудников. Вторая рано или поздно приведёт к положительному результату.

Студенты из контрольной группы, участвующие в исследовании Мартина Селигмана, должны были нажимать на кнопку, чтобы избавиться от неприятного звука. По замыслу эксперимента, далеко не всегда эти простейшие действия венчались успехом. В результате одни участники после двух-трёх неудачных попыток остановить нестерпимый звук вовсе отказывались предпринимать что-либо, другие продолжали упорно жать на кнопку, пока не достигали желаемого результата.

Так почему, пережив потерю или неудачу, кто-то восстанавливается за несколько минут или дней и движется дальше, несмотря ни на что, а кто-то годами пребывает в состоянии выученной беспомощности, рискующей перерасти в клиническую депрессию?

Оказалось, что всё дело во внутреннем объяснении, которое каждый человек даёт себе в ответ на неудачу, .


Столкнувшись с резким отказом, грубостью, другим негативным фактором, оптимист скажет себе: «Не мой день! Вернусь к этому завтра». Любую неудачу он сглаживает внешним объяснением.

Пессимист начнёт искать причины отказа в себе и в конце концов поставит крест на возможности успеха - сегодня, завтра или в любой другой день: «Я всё равно на это не способен», «Я всё равно этого не добьюсь».

«Я дурак, сам кругом виноват» - это не аксиома, не правило и не закон. Это лишь таракан, которого надо выкинуть.

Антиподы самомотивации - самосаботаж, самокопание, самокритика и самобичевание - уже давно стали для многих нормой.

При этом, как говорят участники программы развития мышления: «Я люблю всё вокруг. Я люблю свою семью, люблю свою дочку, люблю свою работу и своих клиентов, так же как и партнёров. Но вся эта любовь не помогает мне тащить с собой кучу тараканов в голове, не мешает мне спотыкаться на ровной дороге и падать с рюкзаком кирпичей в овраг».

Каждый день нам приходится переживать ситуации отказов, конфликтов, мелких неприятностей. И от того, как мы мысленно оцениваем эти события, зависит - МЫ будем управлять ими, или ОНИ нами.

Рисунок Надежды Бондаренко

Три метода лечения выученной беспомощности

Если вы замечаете у себя симптомы выученной беспомощности, срочно берите свои мысли и энергию под контроль.

1. Постарайтесь определить области работы или личной жизни, на которые вы точно можете повлиять, - то, что лежит в области вашего контроля. И сделайте первые маленькие шаги на пути перемен. Осознанно зафиксируйте «зону» своего влияния . Можно это записать или нарисовать: Что я могу сделать? Что висит как «низкорастущий плод», до которого можно дотянуться рукой и сорвать?

Например, один звонок клиенту лежит в зоне вашего контроля. И даже пять звонков.

Выписывайте пять зон ««низкорастущих плодов», пять зон контроля каждый день и начинайте делать это. А после этого фиксируйте результаты в дневнике Успехов, независимо от исхода звонка.

Для борьбы с выученной беспомощностью можно периодически практиковать упражнение под названием «Цена неудачи» .

Например, вы считаете нужным поторговаться с клиентом. Предложить руководителю способ решения какой-то проблемы, бизнес-план. Высказать недовольство коллеге, который не прав. Слова постоянно крутятся у вас на языке, но вы боитесь последствий, если выскажитесь вслух.

Подумайте о том, к каким реальным последствиям для вас это может привести, взвесьте «за» и «против». Возможно, при здравом размышлении вы придёте к выводу, что за эти слова вас никто не уволит и не разразиться бранью в ответ. Худшим вариантом будет, если клиент не пойдёт на уступки, руководитель не примет вашего предложения, а коллега не изменит своего отношения. И тогда вы просто вернётесь в ту же точку, с которой начали. Цена неудачи будет нулевой.

С другой стороны, когда попытка сделана, есть шанс, что она будет успешной. Если же вы промолчите, такого шанса не будет.

Рисунок Надежды Бондаренко

2. Корректируйте стиль своего мышления. Не обвиняйте себя , ищите сбалансированные внутренние объяснения неудач.

Маленький пример: забыла свои вещи на полке в вагоне поезда. Вернувшись домой, по стереотипу, начала себя накручивать. Вовремя спохватилась, остановила «катастрофирование». Успокоившись, позвонила в РЖД и... осознала временность неудачи. Оказалось, что проблема легко решаема. Вскоре мне позвонили из РЖД и сообщили, что вещи едут из Таллинна домой.

Попробуйте перестроить внутренний монолог-руминацию (когда в голове вертится одна и та же негативная мысль) в конструктивный диалог с самим собой.

Учитесь в сложных ситуациях задавать себе правильные вопросы.

Например: почему я так уверен, что меня уволят, что заставляет меня так думать, какая выгода мне от того, что я так думаю?

Научитесь отличать реальные объективные факты от своих убеждений. Ведь мы часто находимся в плену у своих мыслительных привычек просто потому, что однажды «прикрепили» к событию особое убеждение, наделив его смыслом. Это убеждение либо помогает нам в жизни, либо тормозит.

Рисунок Надежды Бондаренко

Почему иногда человек, попадая в проблемную для себя ситуацию, неблагоприятное влияние которой ему доставляет множество негативных переживаний, не пытается ничего изменить, а просто терпит ее? Такую модель поведения психологи характеризуют как «синдром выученной беспомощности». Это одновременно и модель поведения и психологическое состояние.

Личность с синдромом выученной беспомощности привыкает говорить себе: «Да, мне плохо! Но что я могу сделать?! Ничего…». Такая установка не всегда уместна, ей не стоит злоупотреблять, чтоб не превратить свою жизнь в мучение.

Умение принимать жизнь такой, какая она есть, и подстраиваться под сложившуюся ситуацию помогают индивиду выжить и адаптироваться в обществе. Но такая модель поведения неверна, когда ситуация может быть изменена в лучшую сторону усилием воли и деятельностью личности.

Непоправимых ситуаций в жизни мало. Чаще судьба оказывается в руках человека, он делает свой жизненный выбор каждый раз, принимая какое-либо решение. Не принимать решений, «закрывать глаза» на трудности, уходить от них, терпеть невыносимую ситуацию порой легче, чем мужественно и решительно изменить ее. Позиция «мученика», может быть, благородна, но не эффективна, она пассивна, а не активна.

Причины развития синдрома выученной беспомощности

В названии синдрома кроется понимание его причин. Выученность – основная характеристика этого явления. Когда-то пассивность и бездействие были впервые использованы личностью как модель поведения, затем, стали применяться все чаще и чаще, находя подкрепление и, наконец, вошли в привычку.

Подспорьем для возникновения синдрома могут быть:

  1. Перенос опыта личных переживаний непоправимых ситуаций на ситуации, которые можно исправить. Человек, переживший множество неконтролируемых ситуаций, теряет веру в возможность контроля над другими событиями в жизни.К примеру, ребенок, переживший в раннем детстве развод родителей (неконтролируемая ситуация для ребенка), может во взрослом возрасте свой развод (контролируемая ситуация для взрослого) воспринимать как непоправимую ситуацию, не видя возможностей ее исправления.
  2. Перенос опыта переживаний других людей на свою жизнь. В этом случае человек копирует, заимствует модель поведения, наблюдая за поведением других людей в безвыходных ситуациях.
    Например, в некоторых культурах женщина обязана быть покорной и послушной, ее этому учат с детства, такая модель поведения ею воспринимается как традиционная и верная.
  3. Психологические явления: инфантильность, пассивность, безынициативность, чрезмерная привязанность к значимому взрослому и другие.

Рекомендации по избавлению от синдрома выученной беспомощности

Одни люди живут с синдромом выученной беспомощности всю жизнь, привыкая страдать и терпеть, а другие пытаются изменить свой шаблон поведения. Сделать это бывает достаточно сложно.

  1. Правильный круг общения. Когда нужно избавиться от выученной беспомощности, необходимо в круг своего общения включить людей решительных, смелых, волевых и мужественных. Если когда-то человек выучился неэффективной модели поведения, наблюдая за другими, то и теперь сможет переучиться благодаря тому же методу наблюдения.
  2. Выход из зоны комфорта. Иногда люди с синдромом выученной беспомощности остаются заложниками неблагоприятной ситуации по простой причине – известность, комфортность, путь даже и смертельно опасная. Нужно учиться выходить из зоны комфорта, делать то, что неизвестно, страшно, непривычно, превозмогать себя и свои привычные образы действий.
  3. Целеустремленность. Беспомощные люди не умеют ставить цели и даже не имеют мечты (настолько они разочарованы в жизни)! Нужно учиться ставить перед собой цели, пусть даже незначительные. Достигнув, хвалить себя, укреплять веру в собственные силы и возможности.
  4. Ответственность. За человека и за все его действия/бездействия несет ответственность только он сам. Эту ответственность нужно постоянно осознавать. Как бы ни помогали окружающие, ни старались оградить от неприятностей, или, напротив, какие бы преграды и страдания ни причиняли, ответственность несет сам человек.

Выбор быть счастливым или несчастным – в руках каждого!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

error: