«Я — битлист»: интервью с Андреем Макаревичем. Андрей Макаревич: «Наше правило — жены и девушки к работе не допускаются

Десять лет назад, во время телеинтервью с Андреем Макаревичем, я спросила его: «Как мне вас представить?» Макаревич ответил: «Просто Андрей Макаревич». Сегодня, думаю, стоит добавить: Андрей Макаревич, народный артист России.

Давайте делать паузы в словах,
Произнося и умолкая снова,
Чтоб лучше отдавалось в головах
Значенье вышесказанного слова.

«Паузы», 1985 г.

В прошлом году, когда на Новом Арбате появился первый плакат «пятая колонна» с пятью фотографиями, в том числе и Бориса Немцова, я спросила у Немцова, какие чувства у него были, когда он увидел свой портрет на правительственной трассе. Немцов ответил так: «Во-первых, я понимаю, что это признание наших заслуг. А, во-вторых, я считаю, что это очень достойные люди, все, с кем я рядом. В-третьих, я считаю, что это характеризует не нас, а скорее власть. Потому что вешать подобные баннеры на книжных магазинах - такое можно было представить в Германии 30-х годов, но представить себе такое даже в позднем Советском Союзе было нельзя». А какие у вас возникают чувства, когда вы видите свое изображение теперь уже на регулярно появляющихся баннерах на Новом Арбате или на полу вокзального туалета?

Я стараюсь свои чувства не беспокоить этим. Не могу сказать, что мне это доставило удовольствие, когда это было в первый раз. Хотя компания действительно была достойная. А дальше, просто в силу того, насколько я способен сам собой управлять, я этого стараюсь не замечать.

- Но мне кажется, что вам не всегда это удается.

Нет, не всегда, потому что я не машина, а человек, но в большой степени мне это удается. Потому что если на каждый чих реагировать, то не наздравствуешься.

Ваша цитата: «Мразь всегда жила и живет среди людей, внутри людей. И чтобы она вдруг в одночасье заполнила пространство, совсем не обязательно ее вызывать - достаточно тихонько позволить. Это вам любой священник скажет, любой настоящий священник». Получается, что эта мразь в нашем народе была уже в избытке, если сейчас так поперла?

Думаю, что в любом народе в большей или в меньшей степени это существует. Для того чтобы разбудить это дело, в одном случае, наверное, нужно больше усилий, в другом меньше. В нашем случае усилий потребовалось немного, потому что, к большому сожалению, люди у нас свободными так и не стали, и станут очень нескоро. Поэтому им очень легко задурить голову. Свободного человека зазомбировать невозможно, потому что он все подвергает собственной персональной оценке. А эти нет. Так обстоят дела. Можно сколько угодно расстраиваться по этому поводу, но это все равно, что расстраиваться по поводу плохой погоды, она от этого не улучшится.

«Нас выбирают не первый уже раз…»

Будет день горести,
Может быть,
вскорости.
Дай мне Бог
дождаться встречи
с ним.
В этот день горести
Я воздам почести
Всем врагам,
противникам своим.

«Будет день», 1979 г.

Еще одно ваше высказывание: «Давным-давно, я помню, еще Ельцин искал национальную идею, собирал интеллигентных дядей и искал, не нашел. А вот Путин нашел. В народном исполнении звучит примерно так: «Обама - чмо, американцы - пиндосы, Европа - гейропа, всех уроем». И, судя по рейтингам, работает высоко». Как вы считаете, почему именно это подействовало на электорат? Потому что это примитивно?

Потому что это примитивно, это ярко и это отвечает огромному количеству комплексов, которые живут в наших людях. Между прочим, отчасти я в этом виню демократическую нашу прессу и телевидение 90-х. Потому что на протяжении 10 лет нам с утра до ночи рассказывали, как у нас все плохо. Я тогда еще молодому Саше Любимову говорил: «Это все интересно. Но я так устал от негатива с утра до ночи. Я уже знаю, что надо говорить. Но сколько можно про это рассказывать? Где одна маленькая, не придуманная, а какая-то реально хорошая новость? Ведь что-то же происходит. Ну вот где-то открылся хлебозавод, например. Ерунда, но позитив. Он говорит: «Нет, это никому не нужно».

- Но зато сейчас на телевидении сплошной позитив. В реальности, простите, жопа, а в телевизоре - позитив.

У нас при всем желании не получается позитива, потому что то какой-нибудь траулер потонет, то какой-нибудь магазин сгорит. У нас раз в день что-нибудь обязательно происходит.

- Вот слова из вашей совсем недавно написанной песни «Разговор с соотечественником» :

«Только-только зажили спокойно в стране…
Как страны показалось им мало.
И вот теперь: я в говне, ты в говне, - все в говне!
Ну чего тебе, брат, не хватало?!»

А вот что написал тот самый «Главплакат», который развешивает на Новом Арбате баннеры с «пятой колонной» и которому за это ничего не бывает: «Коллектив «Главплаката» вынужден с прискорбием констатировать, что у заслуженного певца ртом Андрея Вадимовича Макаревича наблюдается усугубляющая фиксация на анально-фекальной теме, без нее теперь не обходится ни одна песня Макаревича, ни одно его интервью».

Это неправда. Я могу перечислить большое количество песен, где эта тема не затрагивается вообще, но мне неинтересно с ними вступать в полемику, крайне неинтересно. Я не хочу вставать на их ступеньку и с ними разговаривать. Если происходящее у меня вызывает какие-то зашкаливающие эмоции, я лучше напишу песню про это и вывешу ее в Facebook.

- Когда вас массированно гнобили после выступления на Украине, вы обратились с письмом к Путину…

Минуточку. Я к Путину обращался с письмами несколько раз, за что себя сам не очень одобряю, честно скажу. (В августе 2013 года Андрей Макаревич написал открытое письмо Путину о высоком уровне коррупции в России, в октябре 2013 года - еще одно письмо о коррупции. Поводом для этого послания стал четырежды погасший Олимпийский огонь во время эстафеты передачи Олимпийского огня . - Е. М .) Что касается этого <последнего> случая, мне было просто крайне неприятно, что все звучащее основано на абсолютном вранье. На абсолютном вранье. Я подумал: ну это наши центральные каналы (кстати, Первый канал был исключением)! Где их инструктируют? Их инструктируют в Кремле. Но, вообще говоря, мы выбираем президента, мы граждане, он гарант наших прав. К кому мы должны обращаться? Мы должны обращаться к гаранту нашей Конституции, если на всю страну с утра до ночи звучит вранье по моему поводу.

- Путин вам ответил?

Нет. Он мне не ответил. Я успокоился, потому что все проходит, вот и это прошло.

- Но хотя бы травля прекратилась после этого обращения?

Нет, конечно. Она довольно долго еще продолжалась, около полугода. А потом как-то стихла. Потому что нельзя в одну дудку все время дудеть, надо какой-то новый объект искать, новую тему.

- Андрей, вы говорили, что эта травля затеяна людьми из администрации президента…

Я не берусь это утверждать на страницах такой уважаемой газеты, как ваша. Потому что любая информация должна иметь подтверждение. Никакого подтверждения у меня на этот счет нет. А те источники информации, откуда я это получил, это все не на бумаге и без печати. Поэтому - я так предполагаю.


Мне кажется, что эта организованная травля была показательной, поскольку вы человек известный, популярный…

Естественно. Они же не просто так выбирают… Нас выбирают не первый уже раз. Нас выбирали в конце 70-х годов, потом нас выбирали после Олимпиады-80, потому что долбить надо по тем, кого видно, тогда все остальные призадумаются. Ничего не изменилось в этом смысле. Технологии абсолютно одни и те же.

В 70-е мы были просто не той величины, и мы никому не принадлежали, мы ни к кому не относились. Но комитет за нами ходил, ОБХСС, на нас натравленный из горкома партии, за нами ходил. Мы очень раздражали с идеологической точки зрения, и в основном после того, как то ли «Голос Америки», то ли «Радио Свобода», то ли «Город Лондон Би-би-си» передали несколько наших песен и рассказали о том, как стремительно набирает популярность такой подпольный ансамбль, причем в основном благодаря своим стихам. Ну не могли же они не среагировать.

В 80-е прошла Олимпиада, потом умер Брежнев… При Андропове началось, при Черненко продолжилось все завинчиваться. При Черненко был потрясающий указ, который разрешал музыкантам, не будучи профессиональными композиторами, исполнять с эстрады, по-моему, не более 11 или 13 процентов собственных песен. Но это, как ни смешно, к идеологии имело далекое отношение. Это переполошился Союз композиторов, который вдруг понял, что тают ресторанные авторские, потому что по всей стране вдруг запели песни каких-то неизвестных людей. И, конечно, был донос в ЦК. А поскольку подписали его люди очень заслуженные, то тут же и отреагировали.

- А сейчас это все-таки идеология.

Сейчас, конечно.

- Реакция Пескова на ваше письмо Путину вас удивила? Песков сказал: «То, что он <Макаревич> трактует как травлю, также можно назвать и реакцией общественного мнения. Вряд ли здесь стоит апеллировать к президенту».

Так я не слежу за этим, клянусь вам. Вот вы мне какие-то рассказываете вещи, а я чем меньше об этом знаю, тем лучше себя чувствую. И когда я писал эти письма, которые вполне мог бы и не писать, между прочим, я совершенно не ждал, что завтра мне Владимир Владимирович ответит: «Дорогой Андрей, прочитал твое письмо и задумался…» Я же нормальный…

- Это было бы замечательно, если бы он вам так ответил.

Наверное, но я этого не ждал.

- Но все-таки писали.

Я говорю еще раз, я это писал для себя скорее. У меня что-то накипало и…

- Вы обратились, но ответа не последовало…

Я перестал писать.

- Обидно же, что не ответил?

Хорошо, если опять возникнет какая-нибудь подобная ситуация, опять надо к кому-то будет обратиться, к кому бы вы обратились?

Ни к кому.

«Я у власти никогда ничего не просил»

Наш путь к вершинам бесконечно труден:
То лбом об стену, то наоборот.
К нам в Холуево приезжает Путин,
Чтобы увидеть, как живет народ.

Народ в ключе такого поворота
Поднялся на великие дела,
И церковь поменяла план работы,
И исполком забил в колокола.

«К нам в Холуево приезжает Путин», 2011 г.

- После всей этой показательной травли у вас возникли проблемы с концертами по России, их стали отменять…

Нету такого документа, который запрещает наши концерты.

- Да, но «телефонное право» не отменяли.

Конечно. Вот куда не позвонили, не уследили, там происходят. Или позвонили, а им сказали: «Вы знаете, хорошо, отменим, только дайте нам документик». Тогда говорят: «Ну, смотрите, на ваше усмотрение, но чтобы без митингов». Хотя какие митинги на наших концертах? Это даже уже не смешно.

- А «Разговор с соотечественником» вы сейчас поете на концертах?

Нет, я эти песни вообще не пою на концертах.

- А если просят?

Мало ли чего просят. Знаете, интереснее всего публике, чтобы артист штаны снял, но это не все и не всегда делают.

- Но ведь вам наверняка хотелось бы исполнить эту песню?

Нет. Это разные вещи. У меня сейчас несколько очень разных музыкальных проектов. Есть «Машина времени», которой через два месяца 46 лет исполнится, с которой мы недавно замечательно проехали по Германии, в Париже были, здесь играли, кстати, после этого, и ничего, все нормально как-то прошло. А есть «Оркестр креольского танго». Есть джазовая программа, которая называется «Идиш-джаз», с которой мы, совершенно неожиданно для меня, с очень большим успехом выступили в Америке и вот сейчас в Израиле. Вообще из России везти в Америку старый американский джаз - это большое нахальство. Тем не менее получилось. Поэтому у меня полно работы. При этом мы постоянно играем в клубах, на события такого масштаба никто внимания не обращает.

- А большие площадки…

Это же еще и местная инициатива, это еще и местное руководство, которое часто хочет впереди паровоза пробежать. Да везде по-разному. Вот Сибирь у нас сейчас такая вообще интересная. Там, видите, то на спектакль обидятся, на оперу, то вдруг «Гражданскую платформу» начинают реформировать. Там много интересного происходит, в Сибири. Мы туда не едем… У нас там были концерты запланированы, но они отменились. Ну отменились, и ладно.

- Не по вашей инициативе?

Нет. Они и планируются не по нашей инициативе. Вообще артист едет туда, куда его приглашают. Крайне было неприятно, когда Сегей Иванов, по телевизору выступая и в «Комсомольской правде»…

- Сейчас я скажу, что он сказал.

Я помню, что он сказал: что, дескать, Кремлю больше делать нечего, как заниматься проблемами Макаревича. А проблема в том, что на него просто ходить перестали. Но это неправда, потому что там, где концерты все-таки не отменяются, можно посмотреть, как на нас ходить перестали.

- А как вы думаете, Иванов сказал это специально, чтобы вас унизить?

Вот мне это абсолютно неинтересно. Была, наверное, такая затея - внушить обществу, что перестали ходить на этих артистов, тогда, может, и вправду перестанут.

- А давно вы общались с представителями нашей власти?

Я вам хочу сказать, что вообще за все время своей жизни наше общение можно пересчитать по пальцам одной руки, и никогда я к этому не стремился и не стремлюсь сегодня. Зачем мне с ними общаться? Меня туда не зовут. Происходило общение, когда ко мне обращались за чем-то, а не я к ним. Я у них никогда ничего не просил, за одним-единственным исключением, когда мы проводили в Казани фестиваль «Сотворение мира». Это был фестиваль, который прошел пять раз, пять лет подряд (это было во времена Медведева), он был признан самым выдающимся музыкальным событием десятилетия в Европе. И поскольку мы приглашали известных артистов из разных стран, фестиваль был затратный, а билеты туда не продавались, это была история на площади, свободный вход, 250 тысяч человек, в Казани. И один раз, когда Медведев к нам пришел в клубик (2010 год, «Ритм Блюз Кафе» . - Е. М. ), я ему сказал: «Поддержите наш фестиваль». Потому что сначала Казань это все поддерживала, потом Казани уже стало не хватать денег, и половина денег тогда пришла от президента, половина была от казанской мэрии. Это все было абсолютно прозрачно, подотчетно. Потом Медведев приехал на Сабантуй по приглашению Минниханова в Казань, а в этот же день по удаче и фестиваль проходил. Во-первых, я знаю, что Медведев любит эту музыку. Во-вторых, я думаю, что ему было все-таки интересно посмотреть, на что государство дало деньги. Он остался довольным, и это был первый и последний раз, когда я у властей что-то просил.

- Но вообще трудно себе представить на таком концерте, например, Путина.

С Путиным мы рядом на концерте Маккартни сидели. Это, правда, было давно.

- Это какой был еще Путин?

Это домедведевский еще Путин был (2003 год. - Е. М. ).

«Я не могу этого Киселева видеть…»

Рассмеши меня, Петросян,
До соплей меня рассмеши,
Я хочу быть весел и пьян
На поминках мятежной души.

Мне наскучил неравный бой,
Плетью обуха не перебить,
Не хочу быть самим собой,
Я таким как все стану быть.

«Рассмеши меня, Петросян», 2005 г.

Андрей, я посмотрела вашу страницу в Facebook и должна сказать, что очень сильно ваш Facebook отличается по стилю до Крыма, до войны на Украине и после. До этого - мирный, без ругательных слов, без какашек, говна и т.д. А вот после… У меня есть ощущение напряжения и желания всех послать…

Ну, простите, мой Facebook ровно настолько отличается, насколько наша жизнь до Крыма отличается от жизни после Крыма. Это всего лишь моя реакция на то, что происходит. И не надо из меня делать Юза Алешковского, слово «какашки» и «говно» было у меня использовано один раз в одной песне, там оно было очень к месту. Во всем остальном, в высказываниях я стараюсь быть предельно корректным и никого не обзывать, независимо от того, насколько мне эти люди близки или не близки.

Вот «Сноб», не Facebook: «Достали! Все, достали! Господа холуи, проходимцы, приспособленцы и просто идиоты, не смейте меня учить любить родину…»

Это еще до Крыма (ноябрь 2013 года . - Е. М .).

- А в связи с чем вас заставляли родину любить?

Уже не помню. Это уже начались какие-то патриотические экзерсисы.

- Мне казалось, что у нас патриотизм с Крыма начался.

Нет, еще задолго до Олимпиады. Это же все не в один день происходит.

- А на телевидение вас зовут сейчас?

- А на Первый канал?

- Это после Крыма началось?

Думаю, что да, конечно. Ну не зовут и не зовут, елки зеленые. Мы первые 20 лет прожили без всякого телевидения и радио, ничего, никто не умер. Тогда были магнитофоны, сейчас интернет есть.

- А вы вообще телевизор смотрите?

Я включаю его ночью, перед сном, на пять минут, чтобы посмотреть новости. Потому что надо понять, что еще где взорвалось и изменилось ли что-то кардинально в мире. Вот только за этим. Ну иногда попадаю, могу Познера послушать с удовольствием. Ночью бывают иногда фильмы неплохие.

Ваша цитата по поводу телевидения: «На протяжении Великого поста адепты православия рекомендуют воздержание от всякого рода развлечений, в частности, смотреть телевизор. Боже, как мудро. Не смотрите эту агитпарашу».

Я имел в виду политические ток-шоу, которые, абсолютно, как у Стругацких, включают излучатели. Те, на кого не действуют <излучатели>, это выродки. Вот на меня не действует. Я не могу этого Киселева видеть, например, биологически не могу, с этой ручкой, с попочкой, да. А кому-то, видимо, нравится. А кто-то считает, что нет оснований не доверять нашим центральным каналам. А почему мы должны не доверять?! Вот эта идея, что нас всех хотят поработить, мы в кольце врагов, она почему-то замечательно в головах пускает корни.

Месяца четыре назад одна весьма образованная женщина, работающая в каком-то серьезном офисе менеджером, начальником отдела, причем до этого в разговоре в ее рассуждениях все было нормально, сказала: «Ну, скоро же Киев будет наш, и я тогда туда поеду работать. Ну как, ну Киев же наш скоро будет!» Я понял, что надо уходить с этой темы, потому что дальше кто-то из нас головой в стенку упрется.

А есть музыканты, с которыми вы не то что дружили, но просто общались, но эти крымско-украинские события разделили вас. Ведь теперь часть людей живет по принципу - «Крым наш» или не наш.

Общаться я буду точно так же, как и общался. Я не живу по этому принципу.

- Но живут другие.

Это их проблемы.

- А вы много потеряли друзей в связи с «Крым наш»?

Друзей я не потерял вообще. У меня не так много друзей. С одним есть разногласия, еще со школьным товарищем, но мы с ним редко видимся.

Концерт - это откровенный вызов на провокацию

Рождаясь, не выбирают страну,
И нам вовек не оборвать эту нить.
Моя страна ушла на войну,
И я не смог ее остановить.

Кому власть да сласть , кому тюрьма да сума,
А я не в силах эту боль превозмочь.
Моя страна сошла с ума,
И я ничем не могу помочь.

«Моя страна сошла с ума», 2014 г.

Для вас стало удивлением, что ни одна концертная площадка не согласилась провести концерт, посвященный памяти Немцова?

Нет, совершенно нормально. Мало того, это я настаивал и уговаривал Мишу Козырева не делать этот концерт где-то на улице, в Зеленом театре…

- В Stassen Нами?

Да. Потому что, во-первых, никогда бы там не собралось 14 тысяч человек. А полупустой зал на таком событии - это просто некрасиво. Во-вторых, это откровенный вызов на провокацию. Ну опять придут какие-то дурачки с каким-нибудь газом, с каким-нибудь плакатом, начнется драка. Вот зачем это? Если мы хотим действительно вспомнить Борю, вот есть телевизионный канал, у которого достаточно большая аудитория, гораздо бо льшая, чем вместимость Зеленого театра, так давайте оттуда споем и скажем все, что хотим.

- Да, но телеконцерт и живой концерт на площадке - это разные вещи, это разная атмосфера…

Там тоже будет живая музыка, никто не собирается под фонограмму работать…

Получается, что те, для кого Крым «не наш», вынуждены отказываться от возможности провести концерт, чтобы избежать провокаций…

Я не думаю, что такой концерт был бы лучше в данной ситуации, именно в данной ситуации. Пройдет и это. И, возможно, скорее, чем мы думаем.

- А вы не хотите баллотироваться в Госдуму?

Упаси Господь! Зачем?

И что? И что я там буду делать среди этих людей?

- Но, может быть, будут еще какие-то другие люди.

Еще двое-трое? Да перестаньте, я вас прошу. Можно я буду заниматься тем, что я люблю?

- То есть вам не предлагали?

Боря Немцов в свое время из меня чуть министра культуры не сделал. Я его вовремя остановил. Я и Черномырдин, с двух сторон.


- Это 1997 год?

Да, где-то так. Причем мы ему сказали одно и то же: «Боря, ты офигел», мы ему сказали, не слыша друг друга.

- А почему? Из вас бы отличный вышел министр культуры.

Ну какой, зачем мне это нужно? Я пишу неплохие песни. Я ни черта не понимаю в этой бюрократии, и что я буду сидеть в кабинете с этими бумажками и ощущать свое собственное бессилие. Я не хочу этим заниматься.

- Бумажками могли бы помощники заниматься, а вы стратегией.

Да перестаньте. Я ненавижу это все. Я никогда не служил, за исключением тех шести лет, когда был вынужден, спасаясь от возможной статьи за тунеядство, работать в архитектурной конторе. Я занимаюсь тем, что я умею. И, слава богу, это приносит радость не только мне, а еще большому количеству людей. И не надо меня ни в Думу, никуда больше, пожалуйста.

«Грабли не меняются…»

Не ходи к маме, мы себе сами -
Альфа и Омега «громких дел».
Иванов Ваня взял и пукнул в Храме,
Так приперло, что не утерпел.

Вышло не складно, пукнул - и ладно,
Но через неделю в полночь вдруг
Лбы в камуфляже руки Ване вяжут.
К сожаленью, был услышан пук.

«Ваня пукнул в Храме», 2012 г.

- С появлением уголовного дела против Pussy Riot Россия постепенно движется в сторону православного Ирана. А теперь еще к этому присоединился и ура-патриотизм. Со всех сторон духовные ценности, скрепы, оскорбления чувств верующих, а как следствие - увольнение директора Театра оперы и балета в Новосибирске, снятие из репертуара театра постановки «Тангейзер», подбрасывание к дверям МХТ свиной головы…

Ужасно, что грабли не меняются. Все годы советской власти все время с чем-то боролись, то с сумбуром вместо музыки, то с американской заразой - джазом, то с Пастернаком, которого никто не читал, но все осуждали, то с лженаукой - генетикой. Это кончалось только тем, что мы просто еще больше отставали от мира. Потом спохватывались, бежали догонять, не догоняли. И вот сейчас мы еще больше отстанем от мира. Я не говорю, что в мире все идеально. Мне многое в мире не нравится и многое нравится, но он развивается как живое существо, по естественным законам. А мы будем недоразвиты. Нам потом все равно этот путь проходить, но с большим отставанием.

- Зато у нас есть ядерная кнопка. Мы этим очень гордимся.

Не у нас одних красная кнопка, и я надеюсь, что об этом помнят. Причем у нас не самое совершенное оружие в мире.

- Да, но людям вдалбливают эту мысль по телевизору, и они в это верят.

Ну что же с этим поделать? Я не собираюсь исправлять человечество даже на одной шестой части суши. Я не хочу, это бессмысленное занятие. Дай Бог, их исправит время - или не исправит. А последние 100 лет, 200 лет, 300 лет российской жизни мне не дают ощущения, что их исправит время. Тем более я не хочу тратить на это свои нервы.

- То есть вы не хотите тех людей, для которых «Крым наш», переубедить, попытаться объяснить…

Это бессмысленно.

Это бессмысленно. Я для них не авторитет, для них Киселев авторитет, а я нет. Я делаю свою работу ровно для тех, кому это интересно. У меня нет задачи понравиться всему человечеству. Я знаю в лицо 20 своих слушателей, я не знаком с остальными, но я приезжаю в любой город и вижу полный зал, значит, людям интересно то, что мы для них играем. Слава тебе, Господи. Они пришли, они получили удовольствие. И мне совершенно неинтересно каждого из них перевоспитывать на предмет Крыма, и не только Крыма. В какой-то степени в своих песнях я излагаю свое видение мира. Принимают они - хорошо, нет - ну нет.

Я болезненно воспринимаю то, что происходит со страной. Но я далек от фанаберий относительно того, что я завтра возьму и разверну мир в обратную сторону. Нет, конечно.

По поводу страны у вас есть такая фраза: «Нас всех волокут в направлении Северной Кореи. Вчера запретили твердый сыр, завтра запретят интернет, послезавтра загранпаспорта».

Это худший сценарий. Надеюсь, что до этого не дойдет. Я не ощущаю себя невостребованным. Мне этого вполне достаточно.

- А на Украину вы поедете?

Мы там уже были недавно с программой «Песни про любовь», в канун 8 Марта, с «Акапелла Экспресс». Мы проехали по четырем городам. Это прошло абсолютно вне политики, вне каких-то выступлений на концертах. Люди просто, как в старые времена, когда мы туда еще ездили, пришли послушать музыку, они были очень благодарны. Мы были в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Одессе. Мало того, на каждом концерте мы еще собирали деньги (просто коробочку ставили), и я уже знал, на что они пойдут. Они пошли на предметы туалета и детскую еду для детей-беженцев из того же Донецка. И я вам хочу сказать, что, может быть, мы не безумную сумму собрали, но было ощущение, что все в зале вставали и каждый клал туда денежку. Я сильно сомневаюсь, что где-нибудь на концерте у нас такое же количество людей встало бы и положило денежку. Встали бы, положили, но не весь зал. Это по поводу того, как на Украине относятся к тому, что происходит.

- А в России вы собирали на концертах деньги для детей Донбасса?

Мы здесь собирали очень много, для Доктора Лизы собрали. Мне запрещали благотворительный концерт, чтобы собрать деньги, чтобы Лиза поехала в Донецк и вывезла оттуда тяжелобольных детей. Это осенью было. Только Гениева (Екатерина Гениева, директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы . - Е. М .) провела у себя, потому что она всех послала. А до этого три зала отказались.

Весной прошлого года у нас был концерт «Машины времени» на открытом воздухе в «Лужниках», и мы собрали для фонда Чулпан Хаматовой очень приличную сумму. Мы этим постоянно занимаемся, мы просто это не афишируем, потому что, по-моему, афишировать это не очень красиво…

P. S. «Однажды мир прогнется под нас», 1997 г.

Вот море молодых колышет супербасы,

Мне триста лет, я выполз из тьмы.
Они торчат под рейв и чем-то пудрят носы -
Они не такие, как мы.

И я не горю желаньем лезть в чужой монастырь,
Я видел эту жизнь без прикрас.
Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнется под нас.
Однажды он прогнется под нас.

Андрей Макаревич категорически не согласился с вхождением Крыма в состав России, чем вызвал шквал критики со стороны как простых людей, так и коллег "по цеху". В этом коротком интервью мы попытались узнать у Андрея Вадимовича истинные причины его позиции по Крыму.

Корр. Андрей Вадимович, сейчас для вас не лучшие времена. Могли ли вы когда-нибудь представить, что окажетесь в опале не у государства, а у простых людей? И что причиной будет вхождение Крыма в состав России. Почему вы не поддержали воссоединение Крыма с Россией?

Андрей Макаревич – Не было никакого воссоединения. Была банальная оккупация чужой территории. Воссоединение – это добровольный акт, а в Крыму было насилие над Украиной. Зверское, лицемерное насилие над страной, которая пытается вырваться из лап русской цивилизации. Да и цивилизация ли это, тоже вопрос. По мне нет. Это просто территория, много веков диктующая своим соседям как надо жить. А соседи не хотят жить как мы. Ну не хотят и всё тут. Они хотят жить как Бельгия, Франция и Швеция. У России нет авторитета, чтобы убедить своих соседей жить с ней в одном государстве. Из инструментов – только насилие.

Корр. Но не стал настоящей Украиной даже за 60 лет пребывания в её составе и большинство людей хотели, чтобы стал российским. Вы отказываете им в этом праве?

А.М. Я не отказываю им в праве на ошибку. Они ещё сильно пожалеют о своём выборе, если, конечно, признать, что там действительно большинство за Россию.

Корр. Вы сомневаетесь?

А.М. Я скорее не доверяю никаким референдумам, проведённым под дулами автоматов. Так не бывает. Этому ужаснулся весь цивилизованный мир. Так нельзя себя вести в приличном обществе. Мы ещё раз показали миру – нам нельзя доверять.

Корр. А почему цивилизованный мир не ужасался, когда Киев был охвачен страшными беспорядками, которые привели к жертвам и к тому, что на Украине называют революцией? Но этот же мир был страшно огорчён, что вдруг «уплыл» из их рук без единого выстрела.

А.М. Конечно, огорчён. Даже если в Крыму планировались базы НАТО, то ничего страшного я в этом не вижу. Наш флот должен был уйти. Украинское государство имело право на такое решение. Это ваше дело, кого вы пускаете пожить в свою квартиру, а кого нет. Соседей это не должно волновать.

Корр. Многие связывают вашу позицию по Крыму с наличием винного бизнеса в Крыму, а не с вашими политическими взглядами.

А.М. У меня никогда не было никаких винзаводов в Крыму. Это моя человеческая позиция. Подмяв , и совершили фатальную ошибку. Во что она выльется мы не знаем. Самое худшее – это распад России. Самое невинное – это возврат к полусоветскому прошлому и вхождение России в число стран-изгоев.

Корр. Какой выход из ситуации?

А.М. Выход? Выход только один – вернуть и оставить Украину в покое.

Корр. Но если крымчане не хотят возвращаться в состав Украины, то как быть с этим?

А.М. А это не должно вас волновать. Люди могут быть и не согласны, но земля чужая. Её надо вернуть и забыть всё, что произошло, как страшный сон. Только тогда вернётся в состав цивилизованных государств. Убеждайте соседей быть с вами не с помощью автоматов, предложите что-то такое от чего никто не сможет отказаться. Есть что-либо подобное у России? По-моему, нет.

За кулисами «Битлз-Феста», посвященного 13-летию портала «Beatles.ru », c Андреем Макаревичем пообщался Олег Мартишин — наш журналист и лидер группы «Father McKenzie», также выступившей на фестивале. Андрей Вадимович, возможно, впервые дал развернутое интервью, посвященное группе The Beatles, и подробно поведал о своих битломанских предпочтениях.

На вашей памяти в середине 60-х выходили новые альбомы The Beatles. Каково было услышать с пылу с жару их новый (!) альбом, например, «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band»?

Мы на битлов тогда очень рассердились. Сначала из-за того, что они нам не понравились с усами, и потом, все-таки это был не рок-н-ролл, это был не тот драйв, к которому мы привыкли на их предыдущих пластинках. Потребовалось где-то несколько суток, чтобы мы в это въехали.

А когда вышел «The White Album»?

Ну тут мы уже были готовы ко всему, особенно после «Magical Mystery Tour».

Когда вы впервые услышали альбом «Abbey Road», сразу ли оценили все его великолепие и симфонизм?

Я их тогда просто не узнал. У нас в то время Игорь Мазаев на басу играл, он принес пленку, правда очень плохо записанную, поставил «Come Together» и спросил: «Кто поет?» Я слушал-слушал, говорю: «Не знаю», а он мне: «Мудила, это же Битлз, новая пластинка!» Мне было очень стыдно, но битлы действительно умудрялись настолько не держаться за то, что было успешно сделано на предыдущих записях, что в общем-то их не всегда можно было узнать, особенно если впервые слышал в плохом качестве.

Когда The Beatles распались, всем было интересно — по какому же пути пойдет каждый из битлов? Какими были ваши впечатления от первых сольных альбомов, насколько ожидания совпали с результатами?

Начнем с того, что это было большое горе, когда они распались. Первый альбом Маккартни тогда мне показался очень симпатичным своей какой-то простотой домашней и мелодичностью. Что касается Леннона, то я все равно считаю, что он сделал одну великую пластинку — это «Plastic Ono Band» 1970 года, все остальное меня как-то не торкает.

А маккартниевский второй альбом «Ram »?

Первая пластинка была все равно чуть-чуть более трогательной. До сих пор на каждом альбоме, включая последние релизы, у Пола есть всегда как минимум одна песня, которая вышибает и соплю и слезу, потому что она всегда очень и очень мелодичная, и, как правило, минорная. Маккартни, конечно, мелодист номер один в мире.

Какими были ваши первые впечатления от прослушивания песен «Free as a Bird» и «Real Love» с битловской «Antology»?

«Free as a Bird» — фантастическая песня, «Real Love» — чуть послабее. Это потрясающая работа Джорджа Мартина, прежде всего. Он сумел из этих кусочков создать абсолютно битловский саунд, непередаваемую магию. Хотя я читал внимательно про то, какой это был адский труд — тональности подгонять и тому подобное.

Почему, несмотря на дальнейшее развитие рок-музыки и появление, возможно, более масштабных и изобретательных групп (Led Zeppelin, Queen, Pink Floyd и т.д.), The Beatles до сих пор остаются рок-группой номер один?

Они не ставили границ жанра, не ограничивали себя какой-то стилистикой. Они смело уходили куда угодно. Ник Кон (английский рок-журналист — прим. ред.), кстати, по этому поводу писал, что битлы как раз и угробили рок-н-ролл, потому что были гениями, у них все получалось. А вслед за ними все бросились в эксперименты, рок-н-ролл рухнул, потому что не все были такие талантливые, как The Beatles. Однако в итоге все свелось к так называемому «формату», который я терпеть не могу.

Как вы относитесь к группам, которые намеренно продолжают битловскую тематику, например, Electric Light Orchestra? Даже Джон Леннон говорил, что если бы The Beatles не распались, они бы звучали как ELO.

Ну, ты знаешь, точно так же можно говорить, что Билли Джоэл продолжает тематику Элтона Джона, хотя на самом деле они весьма разные ребята. Также я бы не сказал, что Electric Light Orchestra сознательно копируют The Beatles, они взяли от битлов то, что у них очень любили, на чем они сами росли, это в них вошло помимо их желания. Я не думаю, что Джефф Линн ставил себе задачу скопировать саунд The Beatles — нет, он придумал свой саунд.

Что вы думаете о группе The Traveling Wilburys — это занимательный джем-проект для души или лучшая супер-группа всех времен и народов?

Ну какой это джем — два студийных альбома, для джема многовато! Это очень хорошая работа, очень профессиональная, не натужная, легкая, здесь хорошо выбрана стилистика. Когда Борис Гребенщиков вернулся из Америки, The Traveling Wilburys как раз писали первый альбом, он у них был на сессии и привез еще не отмастеренные Джеффом Линном записи. Они были гораздо лучше — все-таки Линн все очень прилизывает. Песни стали такие аккуратненькие — а раньше они были сырые, где было вот каждого слышно, первоначальные записи были невероятно кайфовые.

Как лично на вас повлиял Джордж Харрисон как соло-гитарист? Какие его исполнительские приемы вы выделили бы в первую очередь?

Я считаю, что он один из лучших вот таких «групповых» гитаристов в мире. То, что он играет — это невероятно красиво, весьма легко для восприятия и иногда невероятно сложно для исполнения, и это не «сложность ради сложности». Джордж в последние годы играл слайдом, на записи он всегда делал дабл-треки в унисон, это чудовищно сложно вот с такой интонацией играть самому с собой железочкой, поверьте мне, это я вам как гитарист говорю. Но тем, кто этого не знает, подобное в голову никогда и не придет. Кажется — три нотки сыграл, просто поет как-то гитара по особенному. Он фантастический гитарист, я бы его уж в «пятерку лучших» точно поставил.

Почему даже первые альбомы The Beatles первой половины 60-х «качают», звучат удивительно мощно, плотно, в отличие не только от альбомов своих современников (The Rolling Stones, The Who и др.), но даже на порядок качественнее рок-альбомов конца 70-х?

Все это за счет Джорджа Мартина — я считаю, что этому человеку надо поставить памятник еще при жизни, потому что в общем-то именно он — создатель битловского звука. Послушай, как The Beatles звучали в то же время на BBC Live: вроде все то же самое, но нет этой плотности. Мартин первый взял компрессоры и разогнал их со страшной силой, и получилась такая вот «стена звука», хотя вроде две гитарки играют, и не из чего... И конечно битлы были потрясающие вокалисты, тут ничего не скажешь.

Что же тогда скажете про альбом «Let it be», который был спродюсирован Филом Спектором?

Я «Let it be» вообще не люблю. Единственная пластинка, которую я не люблю, потому что там уже слышно, что они не вместе. Атмосфера отчужденности и того, что каждый по отдельности — она слышна в каждой песне.

А «Let it be ... Naked» (ремикс из оригинальных записей к этому альбому, изданный в 2003 году — прим. ред.)?

Ты знаешь, это все из цикла «а теперь мы еще продадим их носки, а потом продадим маечки». Я бы не стал. Например мы пишемся, оставляем какие-то дубли. Раньше то мы их стирали, потому что пленку экономили, сейчас уже что-то остается. Но если мы выбрали лучшее, значит мы так решили. Мы сами решаем, что показывать. И потом — собирать всякие обноски... Я понимаю, для коллекционеров это интересно, но никакой революции это ведь не делает.

Не могу обойти вниманием ваш альбом «Time Machine» и работу на студии «Abbey Road». Какие у вас остались впечатления от сотрудничества с Хэймишем Стюартом, Рэем Купером, Полом Викенсом (сессионные музыканты Пола Маккартни — прим. ред.)?

Я давно уже заметил, что чем музыкант более великий, тем он проще в общении, с ним проще работать, все вышеперечисленные — очень позитивные, очень легкие люди. Ко всем музыкантам они относятся как к братьям — во всем мире так принято. Первое, что сказал нам Пол Викенс: «Ребята, помогите клавиши из багажника достать». Это было настолько «по-нашему»! Мы пошли и вытащили эти клавиши. Крутые — только наши попсовые артисты, больше в мире таких нет.

На студии Abbey Road стоит тот самый микшерный пульт, на котором писались битлы, и вы пели в те же битловские микрофоны...

Ты понимаешь, «Abbey Road» потрясающа тем, что сотрудники студии за 81 год ничего не выбросили. Ты хочешь пульт, на котором записывался «The Dark Side of the Moon»? Сейчас тебе его привезут, не волнуйся — только плати деньги. Хочешь пианино, на котором играл Леннон? Вот оно, пожалуйста. У них все есть, и мы через битловский пульт прогоняли голоса, прогоняли барабаны, использовали все эти ламповые старые усилители. Это был экспириенс сумасшедший — когда музейная оторопь пропадает, ты уже начинаешь смотреть, как работают инженеры, как работают звукорежиссеры. Как это все моментально, как это все точно, как вот они стараются сделать все, чтобы музыканту было в кайф, чтобы у него не испортилось настроение, чтобы он не ждал — это удивительно!

Как вы относитесь к британскому року середины 90-х, так называемому стилю брит-поп, когда такие группы как Oasis, Blur, The Verve, Suede стали использовать битловскую стилистику?

Меня проехало это все, честно. Я считаю, что была группа The Kinks, которая несколько опередила свое время, и весь брит-поп потом из нее просто вырос, как опята на пне, понимаешь. И мне интереснее слушать первоисточник — а я The Kinks обожаю!

Если уж про первоисточники — почему не менее гениальные и мелодичные The Beach Boys не так популярны как The Beatles, по крайней мере в России?

Ты знаешь, это все таки вокально-инструментальный ансамбль. Брайан Уилсон — очень хороший мелодист, очень хороший аранжировщик и «студиомэн». Но у них нет вот того драйва, который для меня субъективно отличает рок-н-ролл от вокально-инструментального ансамбля. Я был потрясен, когда прочитал, что какой-то американский журнал (понятно, почему американский, а не английский) признал лучшей песней мирового рок-н-ролла «Hotel California». The Eagles — замечательная группа, но это все же вокально-инструментальный ансамбль.

Но зато какие вокалы! Какие инструменты!

Какие инструменты?! Ничего особенного! Вокалы хорошие, мелодисты чудесные — но роком там и не пахло. Рок это не «харда», это не «фуззы» и не кожаные куртки, а это свинг вот этот, это драйв, с которым играют The Rolling Stones, с которым играл Леннон всегда, понимаешь? The Eagles за этим и не гнались — у них красивые мелодии, красивое трехголосие.

Кстати, в одном из интервью Юрий Антонов сказал, что The Eagles он обожает, посадил журналиста к себе в машину и заставил прослушать их новый альбом от начала до конца.

Я, кстати, очень хорошо понимаю, почему Антонов любит The Eagles — потому что Антонов такой же мелодист. Они в очень близком жанре работают, смотри: у Антонова нет ни одной песни, которая не была бы хитом. Это уникальный случай вообще в мире! Все, что он написал — это хиты! Так не бывает! И правильно он пляшет от мелодии, хотя, как ни странно, мы (так получилось) в Лос-Анджелесе погуляли немножечко с Джо Уолшем (гитарист The Eagles — прим. ред.) — он абсолютно рок-н-ролльный тип. Он по жизни совершенно отвязный негодяй, который пьет все, что течет, и курит все, что дымится. Удивительно, но это не проецируется на его музыку. Джо Уолш — чудный гитарист, и их с Харрисоном объединяет то, что они не техникой похваляются, они играют мелодию прежде всего.

Как вы относитесь к позднему этапу сольного творчества Пола Маккартни (начиная с альбома «Driving Rain» 2001 года)? И по мелодике, и по мировоззрению его песни сильно изменились — ренессанс ли это в его творчестве или скорее декаданс?

Я считаю, что это абсолютно естественный процесс, потому что вообще все люди становятся старше. Никому еще на свете не удалось задержаться в своем возрасте на какое-то продолжительное время. Я когда послушал «Kisses on the Bottom » (последний альбом Пола Маккартни, состоящий из кавер-версий ретро-эстрадных стандартов — прим. ред.), у меня возникло такое маленькое злорадное чувство: «а я ведь пришел к этой музыке на 10 лет раньше» (смеется).

Как раз наши музыкальные критики проводили параллели между «Kisses on the Bottom» и вашим «Оркестром Креольского Танго».

Понимаешь, мне приятно, что Пол приехал к тому, до чего я докопался — значит мы где-то мыслим параллельно. Меня это очень греет. А в «Kisses on the Bottom» ребята знают стилистику, это очень важно, там нет ни одной ноты мимо жанра, это так все точно и вкусно сыграно.

Какие модели гитар, которые битлы использовали в своих записях, есть в вашей коллекции?

У меня есть 6-струнный «Rickenbacker» харрисоновский, есть «Gretsch Country Classic», и в принципе, этого вполне достаточно. Если мы ставим задачу сделать битловскую стилизацию, я ставлю шлифованные струны гладенькие. Эти гитары обе очень характерные, если их еще включить в Vox ламповый, то сразу получается такая битловская «стеночка». Если ее еще скомпрессировать, а если еще и спеть как они, чего не получается...

В своих книгах вы писали, что иногда для профилактики полезно воткнуть «Rickenbacker» в Vox и...

Конечно! И взять первый аккорд «A Hard Day’s Night»! Ух прямо!!!

Какие особо редкие издания битловских пластинок присутствуют в вашей коллекции винила?

Ты знаешь, я не коллекционер, но у меня есть все из битлов — весь «парлофоновский» винил, первопрессы. У меня есть несколько сорокапяток, не все, но зато тех времен — «парлофоновских». Потом я купил разные перемикшированные издания, но это уже все неважно, это все желание, знаешь, на одном и том же блюде заработать два раза.

Кстати, меня поразил момент, когда мы записывались на «Abbey Road», в третьей студии Джордж Мартин с сыном Джайлзом как раз сводили альбом «Love» (сборник mashup-версий песен The Beatles — прим. ред.), и они нас к себе позвали. Сначала Джордж Мартин к нам зашел, и это был конечно ступор! Я даже вопреки своим правилам с ним сфотографировался. А потом он сказал: «Ребята, ну заходите, мы сейчас как раз делаем интересную пластинку для Cirque du Soleil». Я пришел — а это маленькая микшерная студия, и лежат коробки вот этой полудюймовой пленки, и на них написано «John Lennon — Strawberry fields forever — Take 8». Ну тут у меня руки затряслись — потому что вот это та самая пленка! Джордж Мартин даже надо мной по-доброму посмеялся.

Вы встречались с Полом Маккартни — какие впечатления?

Ну это нельзя было назвать встречей, потому что это происходило за пять минут до его концерта на Красной площади. Я очень хорошо по себе знаю — когда мне надо выходить на сцену, и в этот момент ко мне подводят какого-нибудь мальчика из Улан-Удэ и говорят: «Вот парень из очень хорошей группы», я конечно скажу: «Привет! Как дела?», но мне до фени. Я думаю только о том, что мне надо выходить — и я это очень хорошо видел и понимал, и мне от него ничего не надо было. Но руку ему пожал — ручка у Маккартни маленькая, я поразился. Бас-гитарист — а ручка крохотная совсем. А с Ринго встретиться не получилось, меня не было в Москве.

И в завершение небольшой блиц. Вы «леннонист» или «маккартист»?

Это некорректный вопрос. Я — «битлист».

Три особо любимых и близких сердцу альбома The Beatles.

«A Hard Day’s Night», «Revolver», а вот с третьим будет проблема.

Может, «Abbey Road»?

На третьем месте уже все остальные альбомы после «Revolver» (смеется).

Три самые любимые и сокровенные песни The Beatles?

Вот это точно не назову. По детству это была «All My Loving», это была «A Hard Day’s Night», да наверное и весь альбом «A Hard Day’s Night». И еще песня «Chains», как ни странно!

Три неудачные, на ваш взгляд, песни The Beatles?

Практически весь альбом «Let it Be», кроме самой песни «Let it Be».

А как же «The Long and Winding Road»?

Ничего особенного.

«Across the Universe»?

Хорошая ленноновская песня, но не более того.

Любимый сольный альбом от каждого битла?

У Джона Леннона — это «Plastic Ono Band», у Маккартни — не знаю, «Ram» или первый «McCartney» — честно, не могу выбрать. Джордж Харрисон в своих сольных альбомах несколько занудный — он очень хорош, но его много. Вот если бы он выпускал альбом, где было три песни — было б замечательно. Харрисон слишком одинаковый.

Даже боюсь спрашивать про Ринго Старра.

А я и не следил за его сольным творчеством (смеется).

Фотогалерея. Группа Машина Времени в студии «Abbey Road», Лондон

Редакция «Trill» выражает благодарность Антону Чернину и Алексею Богаевскому за помощь в организации и проведении интервью.

Фото — Наталья Голубь , Владимир Матецкий . Фотографии предоставлены пресс-службой группы Машина Времени . Публикуются впервые.

Андрея Макаревича обвиняют чуть ли не в измене Родине. Давайте попробуем разобраться, что же он такого сделал? Начнем с предыстории (политическая жизнь Макаревича) и закончим совсем недавними фактами (песня Макаревича «Моя страна сошла с ума» и его выступление на Украине).

Макаревич всегда активно отстаивал права народа

У Макаревича по жизни есть свои убеждения, которым он бесприкословно следует. Еще в 1991 году он активно поддерживал Ельцина. «Машина времени» выступала на баррикадах у Белого дома в поддержку его защитников. Позиция Андрея была такова: коммунисты мешают жить, их надо свергнуть, возможно, новая власть будет лучше.

Но спустя годы (где-то в 2010), артист-политик понял, что новый режим не оправдал его надежд. Именно тогда появилось его письмо, адресованное президенту Дмитрию Медведеву с призывом о справедливом разбирательстве дела Ходорковского. Под письмом также подписались А. Скляр, В. Шахрин, Б. Гребенщеков, Е. Федоров, К. Кинчев.

После этого было множество открытых писем, выступлений, передач, акций и интервью. Макаревич старался донести до людей проблемы «карманных» судов, коррупции, лишения выбора и т.д.

Макаревич одним из первых выступил против аннексии Крыма

Макаревич убежден, что Крым присоединен незаконно и всячески это пропагандирует. По его мнению российское правительство внушает населению ложную информацию и за счет этого творит свой «беспридел».

Причина в том, что Россия до сих пор отсталая страна. Потому что если исключить несколько больших центральных городов, то около 80 % населения черпают информацию из телевизора. Голову задурить очень несложно, особенно если использовать дубовые, агрессивные методы.

После того, как Макаревич и другие артисты осудили политику Путина (в апреле 2014) в Москве, на Новом Арбате, появился баннер с фотографиями известных россиян, которые не поддержали оккупацию полуострова.

Юрий Шевчук, Андрей Макаревич, политики Алексей Навальный и Борис Немцов

Потому что я получил хорошее воспитание. Вранье научился отличать от блестящей и привлекательной, но внутри гнилой лжи. У меня масса друзей в Украине, я с ними постоянно общаюсь, поддерживаю связь. Есть возможность сравнивать информацию. Не хочу сказать, что у вас все безупречно в этом смысле - тоже агитации хватает. Но тем не менее, сопоставляя одно с другим и третьим, ты приближаешься к истине.

Интервьюер: Новым-старым трендом в РФ стало появление так называемой пятой колонны. Причем по советскому образцу - кто не с нами, тот против нас. Это на уровне общественной истерии и разговоров или можно реально пострадать за иное мнение?

Думаю, что нашего президента Путина так учили. Чему и как его могли учить в том месте, где он получал образование [Путин в 1975 году был аттестован младшим офицером КГБ СССР, работал по линии контрразведки, а после окончил курсы переподготовки в Высшей школе КГБ]?

Макаревич спел песню «Моя страна сошла с ума»

6 сентября в студии «Эхо Москвы» на Гоголевском бульваре лидер группы «Машина времени» презентовал свою новую песню, название которой говорит само за себя. В песне Макаревич призывает страну «не быть говном».

Макаревича называют фашистом за выступление на Украине

12 августа Андрей Макаревич по приглашению президента Фонда волонтеров Украины Тимофея Нагорного поехал гастролировать в Донбасс и выступил в украинском городе Святогорске. Макаревича же обвиняют в том, что он, якобы, ездил на Украину и выступал за большие деньги с концертом перед украинскими военными.

Эти ребята сознательно пользуются враньем, которое было напечатано в желтой прессе, что якобы я ездил в Славянск выступать перед украинскими силовиками, в честь чего меня называют фашистом. А я ездил не в Славянск, а в Святогорский монастырь и выступал перед детьми-беженцами из Донецка и Луганска по приглашению фонда волонтеров Украины и готов подтвердить это документально»

Спустя несколько часов после концерта Макаревича на Украине в сети появилась новость: некий блогер Александр Губанов, сторонник «Гражданской платформы», утверждал, что своими глазами видел, как Андрей Макаревич, сидя в гримерке «где стол ломился от фруктов и напитков», «получал деньги от организаторов благотворительного концерта, буквально пересчитывая пачку из пятитысячных рублевых купюр». Лидер «Машины времени» прокомментировал это так:

Я читал это в ЖЖ. Это опять абсолютно вброс левый какой-то. Потому что не было там даже гримерки никакой. Выдуманная история просто.

Интервьюер: А вы не знаете такого – Александра Губанова?

Человека такого нет, я вас уверяю. Наверняка вымышленный персонаж. Специальные товарищи работают.

Публичная реакция властей на выступления Макаревича на Донбасе

После концерта на Украине депутаты предложили лишить Макаревича всех присужденных званий и ордена «За заслуги перед Отечеством», объяснив предложение тем, что в период, когда Национальная гвардия Украины продолжает убивать мирных жителей, российские звезды не должны переходить на сторону киевских властей.

Министр иностранных дел Сергей Лавров счел выступление Андрея Макаревича в Святогорске неоднозначным вопросом и предложил оставить «это целиком на его совести».

Иосиф Кобзон же заявил: «Я против лишения Андрея Макаревича званий и наград».

Кроме того, Макаревич обратился с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину, попросив главу государства прекратить «шабаш», порочащий его имя. Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что травлю, на которую жалуется артист, можно также охарактеризовать как общественную реакцию.

Макаревич сейчас в Новой Зеландии

Совсем недавно Макаревич высказался на своей страничке в Фэйсбуке, сопроводи пост замечательными фото из Новой Зеландии, где он сейчас и отдыхает, ограничившись от всей суматохи:

Я наконец сформулировал для себя что такое война. Это когда два (три, четыре) негодяя не договорились о своих делах, и 10 (20,30, 50, 100) тысяч закодированных дурачков и 100 (200, 500, 1000) романтиков с оскорбленным чувством Родины идут убивать друг друга.

И ещё - это когда нам кажется что может и обойдётся, а через минуту уже поздно.

P.S. Я бы тоже на его месте «свалил» бы подальше, а то был уже Навальный до него — чуть не посадили

2016-03-11T22:50:10+00:00 Oksanamo Люди

Андрея Макаревича обвиняют чуть ли не в измене Родине. Давайте попробуем разобраться, что же он такого сделал? Начнем с предыстории (политическая жизнь Макаревича) и закончим совсем недавними фактами (песня Макаревича «Моя страна сошла с ума» и его выступление на Украине). Макаревич всегда активно отстаивал права народа У Макаревича по жизни есть...

[email protected] Administrator Капризулька

Дал большое интервью креативному редактору «Собеседника» поэту и писателю – о том, что происходит на Украине, о новой волне травли и ее параллелях с тем, что творилось вокруг «Машины времени» в восьмидесятые, и бесценном опыте шкуры «врага народа».

АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ: МОЯ ТРАВЛЯ - НЕ ЗАКАЗ ВЕРХОВ, А ПОЛИТИКА СРЕДНЕГО ЗВЕНА.

– Где ты перешел границу?

– Что значит «перешел»? Я что, пересекал ее? Мы въехали на Украину совершенно официально, на таможне под Белгородом. С обеих сторон – сплошные улыбки и просьбы сфотографироваться. Потом тридцать километров до Харькова, потом девяносто до Славянска и еще примерно тридцать до Святогорска. Так что в Славянске я был, хоть и очень недолго. Прошелся по центру, увидел, что его почти восстановили. Вот окраины – да, сильно разрушены. Никаких расправ там не происходит, ополченцы зря пугают всех, что украинцы зверствуют на отвоеванных территориях. Да никто и не верит, собственно. Скажу тебе честно: все это зарастет так, что не будет видно шва. И между украинцами, и между Украиной и Россией. У меня сейчас, кстати, работает парень из тех мест, он мне показывает фотографию: неразорвавшаяся ракета торчит около хаты. «Это украинская армия вас обстреливает?» – «Да нет, украинская армия у нас в селе стоит. Это от ополченцев прилетело, только вот откуда у них «Град»?» Но зла он, мне кажется, не держит. То есть это не такое зло, какое бывает при настоящей войне.

– А как, по-твоему, наши, которые там воюют, – они герои?

– Че Гевары эти? Нет, не герои. Люди с российскими паспортами приехали в чужую страну, подожгли ее, потом исчезают куда-то… Пусть даже там воюет ничтожный процент – пятнадцать тысяч из боеспособных четырехсот, – но они это начали. А я, если честно, сепаратизма не люблю – ни украинского, ни российского, ни татарского. Согласно карте 1918 года, Ростов и Краснодар – украинские города; если бы какой-нибудь реконструктор с украинским паспортом сегодня в Ростове или Краснодаре заговорил о том, что это исконно малороссийские территории, – он договорить бы успел?

– Думаю, не успел бы.

– И это, по-моему, правильно. Никогда еще дробление никого не сделало сильней – и вообще, знаешь, когда есть большая территория, то даже по физическим законам давление на ней перераспределяется и каждому в отдельности достается меньше. Чем больше страна, тем больше в ней воздуха. А раз мы против сепаратизма у себя – давайте и к другим его не экспортировать.

– Ты не сталкивался на Украине с ненавистью ко всему русскому?

– Во всяком случае, мне о ней никто не говорил, и уж подавно я не чувствовал ее на себе. Те же просьбы сфотографироваться, те же дети подбегают за автографом.

– У тебя есть догадки: почему именно ты? Смотри, ведь и в восьмидесятом под ударом оказалась именно «Машина»…

– В семидесятые, в восьмидесятые – все понятно: мы просто было популярней всех. Торчали над поверхностью. А уж потом… голубь гадит в одну точку, это его ноу-хау.

– Тем не менее, понимаешь, у меня такое чувство, что ты и в школе, и в молодости не знал травли. Такой был общий любимец. Как оно теперь чувствуется?

– Бесценный опыт, бесценный. Когда тебе тридцать лет подряд поют в уши, что ты наше всё, а потом ты сразу враг народа и певец для карателей – только за то, что тебе не понравилась аннексия и ты сказал об этом вслух, – это несколько отрезвляет. Как у Бродского, помнишь?

– Да, «Развивая Платона». «Это твой шанс увидать изнутри то, на что ты так долго глядел снаружи».

– Совершенно верно. «Запоминай же подробности».
Что касается опыта травли – ну почему же, он бывал, хоть и не в таком масштабе, конечно. Когда мы в семьдесят девятом пришли в Росконцерт – всё, предатели идеалов рок-н-ролла. Когда я стал вести «Смак» – то же самое, Макароныч, нас на пищу променял… Ничего не поделаешь, люди любят искать предателей, это их сплачивает. В предатели попадаешь даже за то, что меняешься и начинаешь петь не то, что вчера. Для тех, кто не движется с места, любое движение – предательство. Ну и нормально.

– Чем ты объясняешь такую безумную ненависть к Украине в российских верхах? Ну чего такого – этот Майдан? Ведь последствия его были бы для России ничтожны…

– Ничего себе ничтожны! Люди скинули власть – ты понимаешь, какой это прецедент? Я не говорю о том, что они начали делать после: тут глупостей хватало. Но, как говорится, …

– А чем объясняется шум вокруг гуманитарной колонны? Почему столько двусмысленностей, такое недоверие?

– А с колонной, кажется, дело столь же темное, как и с «Боингом». Почему там столько пустого места, в этих грузовиках? Да и вообще – после того, как в Донецк и Луганск из России приехало столько подозрительных людей и грузов, вполне естественно распространять подозрения даже на сахар. Даже если не имеется в виду ничего, кроме гуманитарной помощи.

– У тебя не начались пока неприятности с отменами концертов, запретами выступлений и все такое?

– Это будет видно осенью. В начале сентября, кстати, будет концерт в пользу тех же самых беженцев в Москве. Вот и посмотрим, отменят ли. Потом – большая поездка по Сибири. Вообще много всего запланировано, включая выступления в Германии и Франции…

– Ну, это-то вряд ли отменят.

– Разве только не выпустят отсюда.

– Сейчас широко обсуждается твой ответ Лимонову…

– Пусть обсуждается. Некоторые люди пишут, что не стоило опускаться. Я же, напротив, считаю, что не стоило утираться. Я как-то к этому не привык. Он большую часть своей нагло-лживой статейки – все с теми же штампами про карателей – посвятил моей андропаузе. Я просто предлагаю ему убедиться, что никакой андропаузы нет. Ну в самом деле, охамел человек.

– Он уже сказал, что до полемики опускаться не будет, потому что воспарил. Воспарил, видимо, до Габрелянова. Но почему прочие деятели культуры молчат и ничего не скажут в твою защиту?

– Почему, они говорят – Юра Шевчук, Лия Ахеджакова, многие другие. Но ведь печатают не тех, кто говорит в защиту. Они обзванивают некоторое количество людей, а публикуют тех, чье мнение совпадает с… Вот не знаю, называть ли это политикой партии. С одной стороны, на предложение лишить меня наград неожиданно резко отреагировал Мединский. С другой – я не думаю вообще, что все это – заказ верхов. Это политика среднего звена, старающегося услужить и забегающего впереди дрезины.
«Телевизор сегодня смотрят, как фрик-шоу»

– Не думаю. Осенью она схлынет. Я не стал бы все-таки утверждать, что она проникает в народ так уж глубоко. Поверь мне, это на поверхности – как ржавчина. Большинство сохраняют…

– …пофигистический нейтралитет.

– Ничего подобного. Большинство сохраняют здравый смысл, как оно всегда и бывает в России. Даже советская пропаганда не затрагивала глубин – всем было все понятно. А уж сейчас… телевизор вообще смотрят, как фрик-шоу. По крайней мере большинство. И ко мне каждый день подходят на улицах все больше людей – держитесь, мы с вами и все такое.

– Они говорят это тихо.

– Но часто.

– Ты не ожидаешь больших социальных катаклизмов? Из-за цен и все такое?

– Не дай бог. И вообще, я исповедую практическую магию: то, о чем много говорят, случается. Если сейчас начать много говорить о катаклизмах, они будут, а после них всегда хуже. Всегда, это проверено. Давайте все предсказывать погромы – и накликаем погромы.

– Ты написал новые вещи с учетом этого… нового опыта?

– А вот это – нет. То есть им на короткое время удалось добиться, что я не писал нового. Это потому, что, когда пишешь, надо не то чтобы хорошо к себе относиться… хотя и это тоже… но не тратить нервную энергию на сопротивление всякой мерзости. Когда пишешь, эта энергия нужна тебе вся.

– Напоследок еще один не очень приличный вопрос. Ты хоть раз надевал эти награды? Государственные?

– Все сразу? Да. Ярмольник решил правильно, по-советски отметить Первомай. С салатом «Оливье», с просмотром телевизора. И каждый должен был стилистически соответствовать. Я подумал: а чем я буду соответствовать-то? И решил: надену все награды. У меня есть медаль «Защитнику свободной России» – за 1991 год. Есть церковный орден. Есть орден Почета – Ельцин тогда всю «Машину» наградил. Есть «За заслуги перед Отечеством». Несколько юбилейных медалек. Значок народного артиста. В общем, когда я все это нацепил, получилось довольно внушительно. Но только за столом у Ярмольника – другого случая не представилось.

Андрей Макаревич — Дмитрий Быков

error: