Выражение семь раз отмерь раз отрежь. Семь раз отмерь один раз отрежь значение пословицы

Антонова Вероника Александровна
Сказка «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Жил был один Заяц . И был этот Заяц веселый, добрый малый, с охотой брался он за любое дело, вот только разбираться долго в деле не любил…

Один раз сломалась у него табуретка, и косой задумал сделать себе новую, хорошую.

Вот Заяц взял в руки топор, пилу, молоток и гвозди, раз, два – и, готово! Табуретка вышла на славу, но…так как Заяц долго не думал и не мерил как следует длину ножек, то одна ножка получилась длиннее других.

А, - сказал Заяц , - и так сойдет.

Вот один раз пришел в гости к Зайцу его друг Ежик. Сели они пить чай, Заяц поставил на стол самовар и чашечки.

Погоди, дорогой друг, - сказал Ежику Заяц , - сейчас я тебя угощу таким вкусным вареньем, какое ты еще ни разу не пробовал!

С этими словами Заяц встал на табуретку и полез за вареньем, которое стояло на самой верхней полочке шкафа. Но, так как табуретка сильно качалась (одна ножка-то у неё была длиннее, чем все остальные, Заяц не удержался и с большим грохотом упал на пол. Что тут было! Банка с вареньем тоже упала и разбилась, варенье растеклось по всему полу, а сам Зайчик очень сильно ударился головой, так что у него на лбу вскочила огромная шишка!

Противная табуретка! – закричал косой, - ой, ой, как больно!

Ежик помог несчастному подняться на ноги, и даже помог убрать с пола осколки и разлитое варенье.

Это во всем табуретка виновата, она меня скинула, - пожаловался Заяц.

Ну-ка, дай я посмотрю, - попросил Ежик. А всем известно, что Ежик был мастер на все руки. – Да у твоей табуретки одна ножка длиннее другой! Вот поэтому-то ты с нее и упал!

Как же ты так мерил доски?

А я вообще их не мерил, - признался Заяц. – А зачем? У меня ведь глаза косые…

Ежик стал охать и уверять своего товарища, что необходимо всегда точно все делать, иначе будешь всегда падать и получать шишки на свою голову.

-Семь раз отмерь , один раз отрежь , – сказал он .

Да я быстро сейчас же все исправлю, - сказал косой и побежал вприпрыжку за пилой.

И он укоротил у табуретки длинную ножку, опять ничего не измеряя.

Вот и все! – обрадовался Заяц.

Но табуретка опять почему-то шаталась…

Какая непослушная!

Ежик внимательно осмотрел работу и произнес :

Чудак! Теперь ты сделал ее слишком короткой!

Не беда! - успокоил его Заяц, и принялся ровнять на этот три остальные ножки…

Но его творение опять не хотело стоять ровно.

Эх, эх, мастер, - только качал головой Ежик.

Но Заяц уже не слушал Ежика. Он все пилил и пилил…Сначала три ножки были длиннее, чем другая, четвертая ножка, но как только он подпилил их, то оказалось, что теперь они короче, а другая длиннее всех остальных…Так он пилил целый час, пока от ножек, увы, почти совсем ничего не осталось. Табуретка стала низенькая-низенькая, а вместо ножек одни маленькие неровные пенечки…Кто на такой сидеть будет?

Что же это у тебя получилось, братец? – спросил Зайца Еж.

Заяц почесал затылок и развел руками…Наконец-то он остановился и увидел, что наделал.

Ничего не понимаю, как так вышло.

Придется мне подарить тебе то, без чего не может обойтись ни один настоящий мастер ! – загадочно произнес Ежик, - но помни, что это вещь – волшебная.

И на следующий день Ежик принес Зайчику…ЛИНЕЙКУ!

Держи её и береги, она тебе много раз пригодится! – сказал Еж , - но главное, помни – семь раз отмерь , один раз отрежь !

Довольно часто в нашей жизни мы сталкиваемся с ситуацией, когда люди говорят: «Семь раз отмерь – один отрежь». Это очень хорошая пословица, несущая в себе глубокий смысл. К сожалению, не всегда люди следуют этому правилу.

Чему же учит данная пословица? Я считаю, она учит тому, что нужно тщательно взвешивать свои действия. Прежде чем что-то сделать, необходимо хорошенько подумать о том, как правильно это сделать и какие последствия совершенное действие повлечет за собой. Ведь необдуманные действия могут причинить вред не только самому себе, но и другим людям.

Часто в своей жизни мы сталкиваемся с тем, что совершаем какие-то поступки второпях. Необдуманные действия могут привести к большим проблемам. К примеру, можно купить что-то ценное, потратив огромное количество денег. А потом, при детальном осмотре окажется, что эта вещь неисправна.

Но самое важное значение этой пословицы заключается в том, что совершенное действие отменить уже нельзя.

«Отмеряя», мы можем ошибаться, но исправить свои ошибки еще можно. «Отрезав», изменить что-то уже нельзя.

Так и слово, сказанное сгоряча, может ранить собеседника. Извиниться и попытаться сгладить свою вину, конечно, можно. Но исправить сказанное уже нельзя.

Поэтому и говорят «7 раз отмерь – 1 раз отрежь», ибо пути назад уже не будет.

Значение

Когда мы выбираем продукты домой, то нам не стоит долго думать, ведь все и так почти понятно. Необходимо ориентироваться на наши желания или, может быть, планы на вечер. Например, мы придумали сделать на ужин спагетти с сыром, поэтому здесь не нужно долго думать, мы просто берем составляющие этого блюда.

Иначе обстоят дела, когда нужно принять судьбоносное решение. Например, куда пойти учиться? Здесь стоит взвесить все за и против, потом взять лист, расписать свои сильные и слабые стороны, подумать о своих интересах. Некоторые, правда, не столь фундаментально подходят к выбору специальности и доверяют вузу по географическому принципу, то есть тому, который находится ближе всего к дому. Они, конечно, рубят с плеча, а мы призываем придерживаться пословицы «7 раз отмерь – 1 раз отрежь».

Правда, практика показывает, что фундаментально мы подходим к выбору специальности или нет, все равно выполняем стихийный социальный заказ. Проще говоря, большая часть наших профессиональных знаний так и пылится где-то у нас в подсознании, но зато неиспользуемые навыки образуют базу для нашей интуиции. Тот, кто доверяется реке времени, как правило, садится на мель. А наш объект исследования, помимо прочего, учит сознательному отношению к жизни.

Плюсы и минусы осторожности

Сознательность – это хорошо, но она воспитывается осторожностью. Человек порывистый вряд ли думает о последствиях своих действий, даже когда итоги совсем плачевные. Собственно, это и называется опытом. Есть заблуждение, что дурак учится на своих ошибках, а умный – на чужих. Практика показывает, что никто или почти никто не учится на чужих ошибках, потому что человек втайне верит в свою уникальность и непогрешимость. И.А. Бродский выразил это емкой строчкой: «Смерть – это то, что бывает с другими». Причем выражение универсально, ибо болезни, неприятности, невзгоды – это все тоже случается с другими. Если бы чужой опыт чему-то учил, то, наверное, несчастий в мире было бы меньше. Хотя опыт ближайших родственников все-таки учит, тем более, когда человек непосредственно страдал от образа жизни, который диктуется хорошо известными вредными привычками. Но даже подобной «наукой» овладевают не все те, кто страдал в детстве, некоторые, наоборот, воспроизводят разрушительный образ жизни родителей, не найдя лучшего ответа для вызовов жизни.

Но тот, кто руководствуется выражением «7 раз отмерь – 1 раз отрежь», как принципом, вряд ли попадет в лапы патологических иллюзий, ведь фразеологизм настаивает на предельно серьезном отношении к реальности и миру. Поэтому надо тщательно думать, прежде чем действовать.

Но у осторожной позиции есть и минусы, их легко предсказать. Основной недостаток сводится к аргументу, вернее, знаменитой цитате из фильма, который все обязательно посмотрят 31 декабря: «Великое вам не по плечу». Человек, беспрестанно думающий о безопасности и о том, «как бы чего не вышло», скорее всего, не сможет встретить безумную любовь или совершить авантюрный поступок. Но, конечно, поговорка «7 раз отмерь – 1 раз отрежь» не втягивает в свою смысловую орбиту патологии. Здесь говорится о банальном, но в то же время, умеренном здравомыслии. Последнего мы особенно желаем в преддверии новогодних праздников.

Как понять смысл пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?

    Смысл этой пословицы очень прост и понятен. Прежде, чем принять какое-либо решение, сначала надо хорошенько подумать и тщательно вс взвесить. И лишь только потом принимать единственно верное и правильное решение. В противном случае может сработать не менее известная поговорка,Поспешишь-людей насмешишь!

    В мом понимании, эта пословица, предостерегает от поспешных действий. Возможно эту пословицу, придумали портные, закройщики. Смысл этой пословицы заключается в том, что прежде, чем что то делать, надо многократно вс продумать.

    Данная пословица таит в себе мудрость. Только следует прислушаться к ней. А смысл ее в том, что не нужно с горяча принимать какие-то жизненно важные решения, иногда время терпит. Поэтому, человек не должен забывать, что у него есть голова, которая дана для того, чтобы думать: сначала десять раз все взвесить, за и против, а потом уже принять окончательное решение.

    Сужу по своему мужу, он вечно, что нибудь делает у себя в мастерской а потом пять раз переделывает. То это короче сделает, то то длиннее отрежет вместо того, что бы все обдумать, взвесить все ЗА и ПРОТИВ а потом уже стукнуть один раз молотком.

    Пословица очень старая и мудрая она говорит о том что русские всегда были людьми умными и мудрыми. Ну в каком еще языке так образно можно выразить свою мысль - сначала несколько раз подумай прежде чем что то делать а уж потом только делай. Тут все как нельзя просто.

    Ну это же очень просто: Семь раз подумай вс взвесь,один раз сделай(выбрав лучший вариант) Я лично так понимаю. А лишние поспешные движения, метания, в данном случае отрезания как правило не приводят к хорошему результату. То есть отрезав уже не склеишь, не сошьшь не верншь сделанного обратно и надо хорошо подумать прежде чем сделать то что обрато вернуть будет нельзя.

    Смысл этой старой пословицы заключается в том, что перед тем, как что-то сделать, необходимо тщательно подумать, взвесить все за и против, только потом делать. Например, Вы решили сшить штору, сначала произведите все вычисления, пометьте, где обрезать ткань, проверьте себя, а потом уже действуйте. Ведь если Вы отрежете не там, штора получится некрасивой.

    Смысл этой пословицы ясен и понятен. Прежде что то сделать, лишний раз обдумать, взвесить вс за и против, только тогда принимать какое то решение. Потому что, допустив ошибку исправить е уже будет не в силах.

    Смысл в том, что сначала подумай хорошенько, взвесь все доводы за и против, а потом уже делай, а то многое, исправить невозможно.

    Пословица- Семь раз отмерь, один раз отрежь, заставляет обдумывать свои действия. Принимать более правильные и взвешанные решения. Смысл этой мудрости заключается в том, что прежде надо думать, а потом делать(или не делать).

    Смысл этой пословицы мне известен еще со школьной скамьи. Мне тогда мама часто ее повторяла, когда я делала уроки. Она говорила, чтобы я перед тем, как написать правильный ответ, вначале проверила его несколько раз, а потом писала в чистовик.

    А еще смысл пословицы можно описать так. Если ты что-то делаешь, то не делая в спешке. Все обдумай, взвесь, а тогда уже принимай решение или действуй.

    Смысл данной пословицы в том, что прежде чем принимать какое либо решение стоит сначала все хорошенько обдумать и взвесить, чтобы в дальнейшем не пожалеть об скоропалительном решении. Так как у допущенных ошибок могут быть и последствия.

Давно это было. Родился у нас сын, ежедневная стирка руками привела к тому, что недели через 2 у меня ладошки покрылись какими-то страшно чешущимися волдырями. Помчалась к врачу - вердикт - аллергия на мыльно-рыльные. На любые. Мне запретили даже мыться с мылом, любым. Муж взялся стирать, но вскоре и он устал от этого мероприятия. Было решено искать деньги и покупать редкую и дорогую по тем временам вещь - машинку-автомат.

Я, ошалев от радости перед такой покупкой, побежала в ванную, где стояла старая чугунная ванная и померила расстояние между ней и стенкой, куском откусанной на ходу нитки. Так с этой ниткой в магазин и приехала. Увидела машинку и влюбилась - хочу эту и никакую другую. Ниточку приложила - подходит. Купили, к вечеру нам ее привезли, водрузили в коридоре, т.к. установку назначили на утро. У меня началось паломничество подружек, которые щупали удивительный агрегат и записывались в очередь на стирку особо трудноотстирываемых вещей - курток и прочего. Все счастливы были ровно до приезда установщиков. Машинка не проходила. Причем сантиметров так 7 лишних. Тут стена, тут ванная, а больше ее и поставить некуда.

Меня долго уговаривали поехать заменить на другую, поменьше, но я уперлась - хочу эту, я ее уже люблю. В конце концов приехал мой отец, покрутился, притащил из машины болгарку и выпилил кусок ванной. Я от неожиданности просто стояла и смотрела на этот кошмар - столбы черной пыли. Правда я быстро убежала - вдыхать это было невозможно. В конце-концов кусок был отпилен, машинка вошла на свое законное место, а вот ванную я, вы не поверите, отмывала несколько месяцев подряд - эта металлическая пылища оказалась такой въедливой, просто нереально. Отец потом еще долго кашлял этой гадостью, проклиная себя, что не подумал надеть респиратор.

После этого все, кто приходил в гости, заходя в ванную расспрашивали, что это мы сделали такое. Приходилось сознаваться в своей откровенной глупости и упертости.

Но один очень приятный момент все-таки был. Машинка наша проработала 19 лет без единой поломки. Когда она уже окончательно "устала" и все со всех сторон проржавела, а в конце-концов и вышла из строя какая-то деталь, которую заменить уже не представлялось возможным, мы ее, со слезами на глазах, поменяли на новую. Но хочу сказать, что старую мы разобрали - она внутри была вся, как новая - абсолютно, хотя никаких средств типа калгонов, даже при нашей сильно жесткой воде я никогда не использовала.

Вот так бывает - я влюбилась в машинку, она в меня и ради этой любви даже ванную не жаль...

Но вы все равно, пожалуйста, измеряйте все по несколько раз, во избежании...

(Пользователь Tasia70)

Как символ Земли и тела, семерка является первым числом, охватывающим и духовное, и временное. Число таинств, относящихся к духовной стороне вещей, таинственная божественная сила в природе.

Семь — это мистическая природа человека: 7 = 3 (ум, душа, дух) + 4 (мир). Семь дверей человека: два глаза, два уха, две ноздри и рот. Кроме того, семь — число Вселенной, макрокосма, означает полноту и совокупность.

Семь ключей миропонимания символизируют собой семь точек зрения на каждую вещь. Это означает, что каждое явление можно рассматривать как форму, отвечающую трем планетным принципам: физически-эфирному, принципу психической жизни и принципу полезности для существования других форм. С другой стороны, каждое явление можно также рассматривать с трех точек зрения духовного видения: как выражение идеи, как проявление жизненного смысла и как проявление любви. Седьмой ключ миропонимания открывает самую сущность вещей. Эти семь творческих сил обозначают семь свечей священных светильников, они запечатлены в символике и легендах Востока. И каждый духовный импульс, даваемый человечеству, имеет семь спектров своего проявления: семь таинственных Кумар, Духов с Венеры, творят семь Посвятительных Школ и Путей, семь религий.

И не только на земле, но и на небе присутствует эта семерка: в семи звездах Большой Медведицы (иногда их считают «нерушимыми», поскольку они видны круглый год в северном полушарии), в семи звездах каждого по-настоящему сгруппированного созвездия. Ибо поистине число семь, изображающее три первоосновы мира, отраженные в четверичном законе динамики, есть число, управляющее жизнью Космоса. Три высших принципа господствуют над четырьмя низшими и владеют их элементами.

Число семь — это совершенство, уверенность, безопасность, покой, обилие, восстановление целостности мира, синтез, а также девственность и число Великой Матери. Семь космических эр, Семь Небес, областей ада, основных планет и соответствующих им металлов, мировых сфер, лучей Солнца (седьмой луч Солнца — это путь, по которому человек переходит из этого мира в следующий). Семь возрастов человека, столпов мудрости, цветов радуги, дней недели , нот, октав, чудес света, семь смертных грехов, семь категорий абсолютной оценки.

Данные инженерной психологии подтверждают, что число семь есть некий максимум запоминания человеком сигналов-символов. Семь — это «пропускная способность» нервной системы человека, определяющая объем человеческой памяти. Наиболее прочные и работоспособные группы, коллективы состоят из трех или семи человек, связанных одной задачей.

В некоторых традициях существует (или существовала в древности) семеричная система счисления. Таким образом, число 7 выступает как наиболее употребительный космический показатель, универсально характеризующий все, что подлежит счислению. Это число является одним из основных числовых параметров вселенной. Магическая семерка в культурах различных народов мира имела значение максимума, предела, полноты, ограничения: семь мудрецов, семь древнеиндийских риши (обожествляемых мудрецов), семь великих богов Древнего Шумера, семь Духов в египетской религии, семь матерей-прародительниц нганасан в Африке.

В магии на нити для заговаривания семь узлов, семь раз повторяются заклинания.

В астрологии существуют семиконечная звезда магов; семь Плеяд, семь главных планет (Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер и Марс).

У алхимиков в «Великом Делании» участвуют семь металлов. В Египте семь Хатор — божеств Судьбы; у жриц Хатор — семь сосудов; семь дочерей Ра делают семь узлов на своих семи туниках; семь ястребов Ра — это семь мудрецов; семь коров и бык изображают плодородие; семь домов подземного мира с трижды семью вратами. Число семь посвящено Озирису.

У пифагорейцев семь — космическое число, включающее тройку Небес и мира; бог мира; совершенство.

В греко-римской традиции семерка посвящена Аполлону, на лире которого семь грун, а также Афине (Минерве) и Аресу (Марсу). У Пана семь флейт. В Греции семь великих мудрецов.

В еврейской традиции семь — оккультное понимание. В еврейском году семь гаких праздников; менора имеет семь ветвей; семь лет строился Храм.

В шумеро-семитской традиции семь подразделений лунного календаря, семь дней недели. «Тебе светить рогами, чтобы отметить шесть дней, а на седьмой — половиной диска», поэтому седьмой день становится символом оппозиции к Солнцу, темноты и зла. Так что на седьмой день опасно что-либо предпринимать, и он превращается в день отдыха.

Существуют также семь поясов Земли, семь Небес, символизируемых ярусами зиккурата, семь ветвей Древа Жизни с семью листьями на каждой, семь врат ада, семь демонов Тиамат и уничтожающих ее ветров, семь цветов, печатей, божеств судьбы.

Число семь связано с самыми различными христианскими понятиями и предметами; оно соотносится с сакральной областью мистического постижения тайн христианской космологии, богопознания и футурологии.
В христианстве Бог символизируется седьмым, центральным лучом посреди шести лучей творения. Существуют семь Таинств, семь даров Святого Духа, семь (3 + 4) богословских и основных добродетелей, семь смертных грехов, семь горных хребтов в чистилище, семь свободных искусств, семь хрустальных сфер с планетами, семь главных пороков, семь ангелов присутствия, семь бесов, изгнанных Христом, семидневный пост и покаяние, семь радостей и печалей Марии, семь защитников христианства, семь соборов древней церкви, семь престолов, семь печатей.
В Ветхом Завете — семь алтарей Ваала, семь жертвенных тельцов и баранов, семь труб, семь обходов вокруг Иерихона, семь омовений Неемана в Иордане, семь цепей Самсона, семь раз чихает ребенок, воскрешенный Елисеем, Ковчег нельмой месяц, и голубь был послан через семь дней.

В русской культуре неделя; «Быть на седьмом небе от счастья», «Семеро одного не ждут», «Семь бед — один ответ». Слово «семья» происходит от «семь». Народная традиция связывает число семь со святостью, здоровьем и разумом. Семерка объединяет целостность единицы с идеальностью шестерки , создавая своеобразную внутреннюю симметрию.

В исламе первое совершенное число — семь; семь Небес, климатов, земель и морей, цветов, пророков, действенных сил, состояний или остановок сердца; Каабу обходят семь раз, что символизирует семь атрибутов Бога.

Семиглавые драконы известны в Индии, Персии, дальневосточном регионе, особенно в Камбодже, встречаются в кельтском и средиземноморском фольклоре. В индуизме семь драгоценных камней брахманов, семь богов до потопа, от которого спаслось семеро мудрецов. В буддизме семь — число подъема, восхождения к высшему, обретения центра. Семь шагов Будды символизируют восхождение по семи космическим ступеням, выходящим за пределы времени и пространства. Семиэтажная прасада в Бороба-дуре является священной горой и мировой осью, с вершиной на трансцендентном севере, достигающей царства Будды. У китайцев существуют семь фей и животных духов.

Тройственный символизм семёрки и её графическое изображение Эзотерический символизм семёрки состоит в том, что она представляет собой законченный циклический процесс или явление, при котором троичная сущность всегда облекается в четверичную материальную форму. Все проявленное мироздание пронизано семеричными структурами. В своем божественном аспекте семёрка, как коренное среди "числ предвечных", олицетворяет собой идею полноты проявленного цикла с его единством идеальных (троичность) и материальных (четверичность) качеств. Она выражает идею господства духа над формой. В своем природном аспекте данное число будет означать семеричную полноту проявлений. В своем человеческом аспекте семёрка выражает идею победы высшей триады над четверкой низших тел, рождающих в человеке ощущение отдельности.

В своем графическом изображении семёрка представляет собой семилучевую звезду или пантакль, нижняя часть которого имеет квадратичную форму, а верхняя — треугольную.

Атрибуты и сущность семёрки Символизируя собой совершенство Макрокосма, соединенного с Микрокосмосом, семёрка означает целостность, полноту, высшую симметрию, тайну, всеохватность, законченность. Мэнли Холл пишет о пифагорейском восприятии семёрки следующее:

"Пифагорейцы называли гептады, 7, достойной поклонения. Она считалась числом религии, потому что человек управляется семью небесными духами, которым человек делает приношения. Она часто называется числом жизни, потому что полагали, что рожденный через семь месяцев после зачатия человек живет, но те, кто рождается через восемь месяцев, часто умирают. Один автор называет её Девой без Матери, Минервой, потому что она родилась из головы Отца, монады. Ключевыми словами к гептаде являются «удача», "случай", «опека», "управление", «правительство», "суждение", «сновидения», "голоса", «звуки» и то, что ведет вещи к их концу. Божества, чьи атрибуты были выражены гептадой, — это Осирис, Марс, Клио (одна из Муз)."

Универсальность числа 7, его всеобщий характер подчеркивали многие исследователи проявлений числового символизма в различных культурах. Так В. Н. Топоров пишет:

""Магическое число 7" (по словам Дж. Миллера) характеризует общую идею вселенной, константу в описании мирового дерева, полный состав пантеона, число сказочных героев-братьев (ср. "Семь братьев", "Семь Симеонов" и сестёр и т. п.), число дней недели, число дней праздников, количество цветов спектра, тонов в музыке, основных запахов стереохимической теории, константу, определяющую объем человеческой памяти. В некоторых культурно-языковых традициях существует семеричная система счисления и/или число 7 выступает вообще как наиболее употребительное число, характеризующее почти универсально все, что исчисляется в мифопоэтическом космосе."

По свидетельству Блаватской о сакральном значении числа 7 знали задолго до Библии, где эта тема получила дальнейшее развитие — еще Гесиод применял высказывание "седьмой есть священный день", Основательница Теософского Общества дала свой подробный список тех областей бытия, где число 7 проявляет свою священную природу:

"Употребление числа семь никогда не было ограничено одной народностью. Это достаточно свидетельствуют семь ваз в Храме Солнца около развалин Бабиана в Верхнем Египте; семь огней, на протяжении веков, постоянно горящих перед алтарем Митры; семь священных храмов арабов; семь полуостровов, семь островов; семь морей; семь гор и рек Индии и Зохара; еврейские Сефироты или Духов; семь созвездий, упомянутых Гезиодом и Гомером; и все нескончаемые семеричности, которые встречаются востоковедами в каждом открытом ими манускрипте."

Блаватская следующим образом видит сущность семёрки:

"Рассматриваемое как совокупность, состоящая из 6 и 1, или Шестеричности и Единства, число 7 было невидимым центром, Духом всего, ибо не существует шестиугольного тела без седьмого свойства, которое составляет центральную точку, как например, кристаллы и снежинки в так называемой «неодушевленной» природе. Кроме того, число семь, говорят они, имеет все совершенства единицы — числа чисел. Ибо, как абсолютное единство не связано и неделимо, следовательно, не имеет и числа, и ни одно число не может воспроизвести его, так же точно и число семь, ни одна единица, заключающаяся внутри Декады, не может породить или воспроизвести его. И именно четыре дает арифметическое деление между единицей и семью, ибо оно превосходит первую тем же числом [три], так же как оно само превышается семью, ибо четыре на столько же чисел превышает единицу, на сколько семь превышает четыре."

Как всегда ёмкую и полную характеристику числа со всеми его атрибутами дает X. Э. Керлот:

"СЕМЬ символизирует совершенный порядок, полный период или цикл. Заключает в себе союз троичности и четверичности и поэтому наделено исключительной ценностью. Оно соответствует семи направлениям пространства (т. е. шести существующим измерениям плюс центр), семиконечной звезде, примирению квадрата с треугольником посредством наложения последнего на предыдущий (как небо на землю) или путем вписывания одного в другой. Это число образует базовую серию для музыкальных нот, спектральной шкалы и планетарных сфер, как и для богов, соответствующих им; а также для главных добродетелей и противоположных им смертных грехов. Оно также соответствует кресту с его тремя измерениями, и в заключение, это символ страдания."

"Число 3 (дух, ум, душа) снисходит в 4 (мир), и результатом является сумма 7, или мистическая природа человека, состоящая из тройного духовного тела и четырехсоставной материальной формы. Они символизированы в кубе, который имеет шесть граней и таинственную седьмую точку внутри. Шесть граней — это направления: север: запад, юг, восток, верх, низ, или же земля, воздух, огонь, вода, дух и материя. В середине всего стоит 1, которая представляет фигуру стоящего человека, от центра которого в кубе расходятся шесть пирамид. Отсюда происходит великая оккультная аксиома: "Центр есть отец всех направлений, измерений и расстояний"."

Семерку считали девственным числом, поскольку, как писал древнеармянский философ Давид Анахт, в отличие от других чисел "семь не порождает никакое число из входящих в десятку и не порождается каким-нибудь числом". Потому семёрка представляет собой сокровенный центр шестиугольника или шестиконечной звезды, который как бы не касается ни одного из шести углов, поскольку принадлежит иному пространству и иной реальности. Именно по этой причине такой центр является средоточием мистической силы. Оккультисты утверждают, что "седьмой ключ есть иероглиф священной семеричности, царской власти, жречества (Посвященного), восторжествования и истинного достижения путем борьбы. Это магическая власть во всей её силе, истинное "Святое Царство"".

Керлот описывает также не только число, но и сам принцип семеричности, лежащий в основании числа семь: "Это есть некий порядок составления (композиции) семи элементов. В конечном счете семеричность основана на семи направлениях пространства: два противоположных направления для каждого измерения плюс центр. Этот особый порядок из шести подвижных и одного неподвижного элементов проецируется на неделю как модель семеричности во временном протяжении. "Три" во многих культурах является числом, относящимся к небу (небесам) (т. к. это число образует вертикальный порядок трехмерного пространственного креста), и число четыре ассоциируется, с землей (по причине четырёх сторон двух горизонтальных направлений, сравнимых с основными пунктами. Следовательно, семь — это число, выражающее сумму небес и земли (как двенадцать есть выражение умножения их качеств). В религии семеричность выражается или подразумевается в триадах (таких, как три теологических добродетели) плюс четыре основных добродетели, а также в семеричности основных грехов. В традиционной теории символов семеричность рассматривается как производная или аналогичная духовным принципам семи планет или древним мифологическим божеством. На небесах «семь» приобретает особый смысловой оттенок в образовании созвездия Плеяд — дочерей Атласа (шесть из которых видимы, а одна невидима). Число семь с его характерным синтетическим качеством рассматривается как символ трансформации и взаимодействия всех иерархически организованных порядков в целом. Отсюда семь нот диатонического ряда, семь цветов радуги, семь планетарных сфер и семь планет".

Представляет собой интерес соотнесённость числа семь с планетами и вообще астрологическими свойствами. Для этого необходимо посмотреть как применяется принцип семеричности в соотнесении с идеями астрологии. Так по свидетельству Керлота "семеричность берется как разделенная на числа

Трегубов Кирилл, Хворост Владислав

Человек столкнулся с необходимостью измерений в древности, на раннем этапе своего развития – в практической жизни, когда потребовалось измерять расстояния, площади, объемы, веса, и, разумеется, время.

Измерение – это один из способов познания. С измерениями тесно связано развитие науки и техники. Научные исследования сопровождаются измерениями, позволяющими установить количественные соотношения и закономерности свойств изучаемых явлений.

В представленной презентации рассматривается история возникновения измерений, появление системы СИ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семь раз отмерь, один раз отрежь…

Человек столкнулся с необходимостью измерений в древности, на раннем этапе своего развития – в практической жизни, когда потребовалось измерять расстояния, площади, объемы, веса, и, разумеется, время. С чего начались методы измерения?

Измерение – это один из способов познания. С измерениями тесно связано развитие науки и техники. Научные исследования сопровождаются измерениями, позволяющими установить количественные соотношения и закономерности свойств изучаемых явлений. Измерение – это сравнение какой-либо величины с однородной величиной, принимаемой за единицу меры.

Д.И. Менделеев писал: "Наука начинается с тех пор, как начинают измерять: точная наука немыслима без меры". Измерение физической величины – длины, площади, объема, веса, температуры - проводится опытным путем с помощью различных средств измерений, например, весов, термометра.

В процессе измерения осуществляется нахождение опытным путем числового значения измеряемой величины, например длины, веса, температуры, в принятых единицах измерения. Сопоставление результатов измерения какой-либо величины и точек числовой прямой производится по шкале (лат. scala - лестница).

Метрология – это наука об измерениях и методах обеспечения их единства. По мере развития человеческого общества и метрологии, в частности, конкретное понятие о мере постепенно дополнялось абстрактным понятием «единица измерений». Первые общегосударственные системы мер возникли очень давно: не менее четырех тысячелетий «тому назад», в Древнем Вавилоне. Следующим «объектом» был Древний Египет.

Опыт Вавилона и особенно Египта был воспринят и Древним республиканским и императорским Римом, и Россией и ее предшественницей - Киевской Русью. С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. В Киевской Руси мерами длины служили пропорции (меры) человеческого тела. Система древнерусских мер длины включала в себя четыре основные меры; верста, сажень, локоть, пядь.

« день » – расстояние, проходимое пешим человеком за день; « выпряжай » – расстояние между пунктами, где перепрягали лошадей; « нержение камня » – расстояние, которое пролетает брошенный камень; « перестрел » – расстояние, которое пролетает стрела, выпушенная из лука (60-70 м). Постепенно выработалась такая мера, как верста (от глагола «верстать», «уравнивать»). В древнерусских источниках упоминается с конца XI века. Одна верста равнялась 750 саженям или 1.140 метрам. Таким образом, древнерусская система мер длины имела следующий вид: 1 верста = 750 саженям = 2250 локтям = 4500 пядям. Для измерения больших расстояний первоначально использовались приблизительные бытовые меры: отрезки пути, преодолеваемые за определенный интервалы времени:

Существовал ряд мер массы: золотника, фунта (гривны), пуда. Наибольшая из известных эталонных гирь имела массу, равную двум пудам. Имелся целый набор мер объема от бутылки до ведра (12,29904 л) и до бочки, равной 40 ведрам.

К XVIII веку насчитывалось до 400 различных по величине единиц мер, употребляемых в разных странах. Разнообразие мер затрудняло торговые операции. Поэтому каждое государство стремилось установить единообразные меры для своей страны. Для единства измерений в Киевской Руси существовали образцы меры, которые хранились у князей или в церкви, например, «золотой пояс Святослава» Ярославича (1073-1076) или «Локоть Иваньский » (1334 г.) – мера, переданная в распоряжение епископа и купеческой корпорации при церкви Иоанна Предтечи в Новгороде.

Система мер является одним из признаков государственности, она развивается вместе с государством и защищается им. В России, ещё в XVI и XVII вв. были определены единые для всей страны системы мер. В XVIII в. в связи с экономическим развитием и необходимостью строгого учёта при внешней торговле, в России встал вопрос точности измерений, создании эталонов, на основе которых можно было бы организовать поверочное дело (" метрологию ").

В 1736 г. Сенат принял решение об образовании Комиссии весов и мер во главе с главным директором Монетного правления графом Михаилом Гавриловичем Головкиным. Комиссией были созданы образцовые меры – эталоны. При Павле I указом от 29 апреля 1797 г. об "Учреждении повсеместно в Российской империи верных весов, питейных и хлебных мер" была начата большая работа по упорядочению мер и весов. Завершение ее относится к 30-м годам XIX в. Указ 1797 г. был составлен в форме желательных рекомендаций. Указ касался четырех вопросов измерения: орудий взвешивания, мер веса, мер жидких и сыпучих тел.

В 1841 году в соответствии с принятым Указом "О системе Российских мер и весов", узаконившим ряд мер длины, объема и веса, было организовано при Петербургском монетном дворе Депо образцовых мер и весов - первое государственное поверочное учреждение. 20 мая 1875г Россией была подписана метрическая конвенция. В этом же году была создана Международная организация мер и весов (МОМВ). Место пребывания этой организации - Франция (Севр). В 1889г. в Депо образцовых мер и весов поступили эталоны килограмма и метра.

В 1893 г. в Петербурге на базе Депо была образована Главная палата мер и весов, которую возглавлял до 1907г. великий русский ученый Д.И. Менделеев. В 1900 г. при Московском окружном пробирном управлении состоялось открытие Поверочной палатки торговых мер и весов. Так было положено начало организации метрологического института в Москве (в настоящее время - Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы - ВИНИМС).

На пороге XIX в. произошло знаменательное в истории метрологии событие: декретом французского революционного правительства от 10 декабря 1799 г. была легализована и введена во Франции в качестве обязательной метрическая система мер. 20 мая 1875 года семнадцать стран подписали Метрическую конвенцию. кг

Метрическая система мер была допущена к применению в России законом от 4 июня 1899 года, проект которого был разработан Д. И. Менделеевым, и введена в качестве обязательной декретом Временного правительства от 30 апреля 1917 года, а для СССР - постановлением СНК СССР от 21 июля 1925 года. В 1930г. произошло объединение метрологии и стандартизации. В 1954г. был образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при СМ СССР (в дальнейшем Госстандарт СССР).

На основе метрической системы была разработана и принята в 1960 году XI Генеральной конференцией по мерам и весам Международная система единиц (СИ). В течение второй половины XX века большинство стран мира перешло на систему СИ.

К настоящему времени метрическая система официально принята во всех государствах мира, кроме США, Либерии и Мьянмы (Бирмы). Последней страной из уже завершивших переход к метрической системе стала Ирландия (2005 год). В Великобритании и Сент-Люсии процесс перехода к СИ до сих пор не закончен. Китай, завершивший этот переход, тем не менее использует для метрических единиц древнекитайские названия. В США для использования в науке и изготовления научных приборов принята система СИ, для всех остальных областей - американский вариант британской системы единиц.

Интересные факты Образцом меры длины при определении величины аршина и сажени послужила линейка, принадлежавшая ранее Петру I. На линейке был обозначен полуаршин. По этой полуаршинной мере были изготовлены образцы мер длины - медный аршин и деревянная сажень. В 1989 году у линейки был юбилей. Ей исполнилось 200лет.

Интересные факты В ряде стран Европы, в том числе и в древней Руси, для разметки линий на листах пергамента применялись железные прутья. Когда в 1789 году во Франции началась работа по внедрению метрической системы мер, в Париже были изготовлены две платиновые линейки с метрическими делениями длиной в один метр и шириной 25 мм, называемые эталоном метра. По их образцу изготовили деревянные линейки для академиков, а позднее и для парижских студентов. У школьников линейки появились только в конце XIX века. В Россию линейка попала в 1812 году в качестве военного трофея. В 1899 году по инициативе знаменитого химика Д.И.Менделеева приступили к производству линейки и в России.

Интересные факты В глубокой древности число 7 оставалось долгое время очень большим. Эти представления о величине числа 7 сохранились в русских пословицах и поговорках и дошли до наших дней: “Семь раз отмерь, один раз отрежь”. “Семеро одного не ждут”. “Семь бед – один ответ”. “Один с сошкой, семеро с ложкой”. “Лук от семи недуг” и другие.

Древние люди считали число 7 таинственным и загадочным. Про непонятное и теперь мы говорим, что это книга за “семью печатями”, а народные сказки повествуют о “семимильных сапогах”, о “ семицветиках ” и т.д. И в наши дни в народе почитают число 7. Счастливый человек чувствует себя “на седьмом небе”. Не случайно в неделе 7 дней, в радуге – 7 цветов, в музыке – 7 нот. Интересные факты

Интересные факты В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок: Пишешь аршинными буквами – крупно. Коломенская верста - шутливое название очень высокого человека. Косая сажень в плечах" – широкоплечий. Умом Россию не понять, Аршином общим (казённым) - не измерить. Тютчев.

Источники информации: http://www.kipstory.ru http://sveta-mukina.ucoz.ru http://pravo-znanie.ru www.reyt-va.ru http://mer.kakras.ru Спасибо за внимание!

error: