Выражение не боги горшки обжигают что значит. Значение пословицы "не боги горшки обжигают"

О легендарных гончарах из станицы Пашковская ходили легенды. Здешние мастера считались лучшими в изготовлении керамических изделий из залежей местной глины.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено во всех станицах, где были залежи глины, пригодной для керамики. Особо умением изготавливать удивительные предметы из природного материала славилась станица Пашковская. Здешние гончары пользовались почетом и уважением.

Рукотворная красота

У станицы Пашковская располагались лучшие участки с гончарной вязкой глиной. Издавна о здешних мастерах была сложена поговорка: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы». Мастера изготавливали посуду, детские игрушки, кирпичи для собственных нужд, возили свои изделия на ярмарки и продавали их или выменивали на другой товар: ткани, зерно, кожу.
В гончарных мастерских посередине комнат стоял специальный станок, который вращался при помощи ног, а руки мастера лепили из бесформенного куска глины нужный предмет. В углу строили большую печь, где закаляли изделия огнем. На стенах висели полки, заполненные готовыми кувшинами, мисками, кружками, макитрами, свистульками. В помощники брали подмастерье – молодого мальчика, который перенимал все навыки учителя и со временем занимал его место.
Первые гончарные изделия были ломкими и боялись попадания воды. Они был пригодны лишь для хранения сухого зерна. Однажды человек удалял из очага золу и заметил, что попавшая в огонь глина стала прочной как камень. С тех пор все изделия стали обжигать в племени и стали называть керамическими.

Традиционная роспись

На Кубани нет собственного орнамента. Все элементы росписи были заимствованы у переселенцев из других краев. Они приносили с собой новые художественные приемы и навыки. Пашковская керамика отличалась яркими цветами и наличием выпуклых деталей, сверху покрыта глазурью – прозрачной поливой. На изделиях тесно переплетались украинские, русские и кавказские мотивы.
Характерными чертами кубанской керамики был цветочный орнамент, переплетенный с геометрическими рисунками. Изображались листья, цветы, замысловатые узоры, придуманные иностранцами, геометрические фигуры, птицы. С наружной стороны изделия были гладкими, а с внутренней – слегка шероховатыми.
Глиняная посуда «дышала». В ней долгое время пища оставалась вкусной и свежей, сохранялся натуральный аромат трав и специй. В ней можно было готовить в печи разные блюда, от процесса нагревания глина становилась лишь крепче.
Кубанские гончары всегда особо почитались в мире. О них слагались сказки, песни, пословицы. Овладеть гончарным ремеслом удавалось далеко не всем желающим. В каждое изделие следовало вложить много сил физических и душевных.

Выражение "не боги горшки обжигают" - означает, что следует быть уверенным в своих силах, что простой человек может справиться с трудным делом, что не надо опасаться тяжёлой работы, скорее всего вы с ней справитесь. Это русская поговорка, хотя и у английских джентльменов нечто аналогичное имеет место быть. "Any man can do what another man has done ", что можно перевести, как "любой человек может делать то, что другой человек сделал ". У немцев также присутствует похожая пословица "Die Holle ist nicht so heiss, wie man sie macht ", что в переводе означает "Ад не такой жаркий, каким его считают ". А французы говорят "Chacun est l’artisan de son bonheur ", что можно перевести, как "Каждый человек является архитектором своего счастья ".

Синонимы пословицы "Не боги горшки обжигают"

Муравей не велик, а горы копает;

Не ошибается тот, кто ничего не делает;

Есть терпенье, будет и уменье;

Дело мастера боится;

Терпение и труд всё перетрут;

Под лежачий камень вода не течет;

Лучше тихо да вперед, чем скоро да потом назад;

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся;

Душу вложишь - все сможешь;

Больше дела – меньше слов;

Глаза боятся, руки делают.

Применение поговорки в литературе

"Эти глупцы Ситниковы нам очень нужны. Нам просто необходимы такие олухи. Не богам же горшки обжигать" ("Отцы и дети" Тургенев)

"Предстоящая работа, не настолько сложна, как нас заверяют. Ведь не боги горшки обжигают - и самые обычные люди с помощью своей воли способны это сделать" ("Мелочи жизни" Салтыков-Щедрин)

"Я уже пару лет хожу по издателям и выучил всю их подноготную - вы уж поверьте, не святые горшки лепят!" ("Преступление и наказание" Достоевский)

"Не следует чрезмерно веселиться, и расстраиваться тоже не стоит - не боги горшки обжигают. Сегодня сделал небольшое дела, а завтра нужно сделать чуть больше" ("За бегущим днём" Тендряков)

"Достав из кармана записную книжку и вечное перо Дроздов и заявил самым твёрдым тоном: - Тотчас же составим полный план пьесы по актам. Тогда тебе гораздо проще станет её писать. Видишь, не боги горшки обжигают"
("Страна родная" Саянов)

"Почему вам в самом деле не заняться изданием журнала? Не боги горшки обжигают в конце-то концов, те же смертные!" ("Порфирий Петрович Кукушкин" Григорович)

Не Боги горшки обжигают

Быть тебе в раю, где боги горшки обжигают (насмешка)

Нужда научит горшки обжигать.

Ср. "Почему в самом деле не начать издавать журнала? Не боги горшки обжигают , те же люди!" - думал Порфирий Петрович.

Григорович. Порф. Петр. Кукушкин. 12.

Ср. Подходил ее бенефис, а пьесы не было... Она и вздумала сочинить сама... Не боги горшки обжигают! пришло, видно, ей в голову.

Гончаров. Обрыв. 1, 5.

Ср. Вот уже два года скоро по издателям шныряю и всю их подноготную знаю: не святые горшки лепят , поверьте!

Достоевский. Преступление и наказание. 4, 3.

Ср. Многие полагают, будто женская работа не может быть так чиста, как мужская... не напрасно же сложилась по миру пословица: не боги горшки обжигают .

Салтыков. Благонамеренные речи. 8.

Ср. Предстоящая задача совсем не так головоломна, как уверяют. Не боги горшки обжигают - и простые смертные, при помощи доброй воли, сумеют это сделать.

Салтыков. Мелочи жизни. 1, 3.

Ср. Ситниковы (глупцы) нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же горшки обжигать .

Тургенев. Отцы и Дети. 19. Базаров.

Для обыкновенных дел не нужно быть гением: такие дела доступны и обыкновенному человеку...

См. подноготную сказать.

См. олух.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "не Боги горшки обжигают" в других словарях:

    Не Боги горшки обжигаютъ. Быть тебѣ въ раю, гдѣ боги горшки обжигаютъ (насмѣшка). Нужда научитъ горшки обжигать. Ср. «Почему въ самомъ дѣлѣ не начать издавать журнала? Не боги горшки обжигаютъ, тѣ же люди!» думалъ Порфирій Петровичъ. Григоровичъ …

    - (а те ж люди). См. УЧЕНЬЕ НАУКА …

    Не боги же и горшки обжигают. См. ЧУДО ДИВО МУДРЕНОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Муж. (от горншек, горнчек, горнец. ·умалит. от горн) округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или… … Толковый словарь Даля

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? горшка, чему? горшку, (вижу) что? горшок, чем? горшком, о чём? о горшке; мн. что? горшки, (нет) чего? горшков, чему? горшкам, (вижу) что? горшки, чем? горшками, о чём? о горшках 1. Горшок это… … Толковый словарь Дмитриева

    - (иноск.) своего довольно Ср. Конечно, конечно (вы сами справитесь) не боги горшки обжигают, а ума вам не занимать стать. Маркевич. Утро карьериста. 1. См. не боги горшки обжигают. См. занять рассудку … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    - (иноск.) своего довольно. Ср. Конечно, конечно (вы сами справитесь) не боги горшки обжигаютъ, а ума вамъ не занимать стать. Маркевичъ. Утро карьериста. 1. См. Не Боги горшки обжигают. См. Занять рассудку … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - [бох ], бога, мн. боги, ов, зв. боже, муж. 1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Вера в бога. Языческие боги. Б. войны (у древних римлян: Марс). Возносить молитвы богу (богам).… … Толковый словарь Ожегова

    Шка; м. Округлый глиняный сосуд для приготовления пищи, хранения жидких и сыпучих продуктов. Г. с медом. Поставить г. в печь. Г. с кашей вынуть из духовки. Под г. остричь (ровной линией вокруг головы, делая волосы одной длины). От горшка два… … Энциклопедический словарь

    горшок - шка/; м. см. тж. горшочек, горшечный а) Округлый глиняный сосуд для приготовления пищи, хранения жидких и сыпучих продуктов. Горшо/к с медом. Поставить горшо/к в печь. Горшо/к с кашей вынуть из ду … Словарь многих выражений

Книги

  • Уютный дом без особых затрат , Инна Криксунова. Инна Криксунова известна читателям как автор легких, веселых, практичных книг, рассказывающих о том, как добиться успеха в различных областях жизни. Новая книга Инны рассказывает о том, как…

От грозных и огромных пифов

До тонких, выточенных скифов,

Амфоры, лекифы, фиалы,

Арибаллы и самый малый

Киликий, все - живое чудо:

В чертах разбитого сосуда,

Загадку смерти разреша,

Таится некая душа!

В. Брюсов, «Эгейские вазы»

Почти во всех книгах по античной культуре (в том числе и в этой) вы найдете иллюстрации, переснятые с греческих ваз. В каждом музее, где есть такие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: «кратер», «ойнохоя», «килик»… Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты, как нынешние вазы. Но это не так. Перед нами - бытовая утварь, античный ширпотреб. Лишь немногие из этих сосудов были только украшением - например приношениями богам. Остальные служили своему хозяйственному назначению: иные в застолье, иные в кладовой. И даже не в богатых домах, а в домах среднего достатка. В богатых предпочитали сосуды металлические - они не бились. Но металл был дорог, дерева в Греции мало, а хорошей глины - много, особенно в Аттике, где изготовлялись самые лучшие вазы. Так в глиняных домах люди жили с глиняной посудой.

Очертания греческих ваз. В верхнем ряду - три кратера, амфора и гидрия-ведро. В нижнем ряду - пузатая пелика, кувшин-ойнохоя, блюдце-килик, маленький лекиф, кубок-канфар, черпак-киаф и чашка-скиф.


Красивые названия этих сосудов переводятся на русский язык очень легко. Пифос (пиф) - это глиняная бочка для хранения припасов; она была почти шарообразная (чтобы больше вместилось) и очень большая, именно в такой бочке жил нищий мудрец Диоген. Амфора - это бочонок поменьше и с ручками: не для хранения, а для перевозки и переноски вина и масла. Он строен, как человек; «устье», «шейка», «плечи», «тулово», «ножка» - называют археологи его части. Гидрия с тремя ручками - это ведро, в нем женщины на головах носили воду из колодца или родника в дом. Колоколообразный кратер - смеситель, в нем смешивали вино с водой по уже знакомому нам трезвому греческому обычаю. Жерло вулкана называется «кратер» за сходство с широким раструбом именно этого сосуда. Ойнохоя - кувшин с тремя устьицами, чтобы можно было наливать вино одновременно в три чаши. Киаф - черпак на длинной ручке, но он обычно делался не глиняный, а бронзовый, чтобы не разбивался в пьяных руках. Пили налитое вино чаще всего из блюдец, реже - из чашек или из кубков. Блюдце на ножке называлось «килик» («киликий» у Брюсова значит «маленький килик»). Чашка без ручки называлась «фиал» (отсюда нынешнее слово «пиала»); чашка с ручкой - «скиф»; кубок со вскинутыми, как крылья, фигурными ручками - «канфар» (жук); кубок, имеющий форму звериной морды, - «ритон». Это все - сосуды для пищи и питья. А для душистого масла, которым натирали тело, были другие, как наши флаконы: стройные лекифы в виде маленьких амфор и пузатые арибаллы в виде маленьких пифосов.

Все сосуды расписывались черным лаком по красно-рыжей обожженной глине. Более старая манера росписи была чернофигурная, более новая - краснофигурная. При чернофигурной фон оставался красным, фигуры покрывались черным, а по черному процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица. При краснофигурной росписи, наоборот, фон заливался черным, а фигуры оставлялись красными, и на них наносились черные линии, складок и прочие подробности. Это было и красивее и практичнее. Красивее, потому что по светлому можно было выписать больше мелочей: например, чернофигурные головы можно было изобразить лишь силуэтом в профиль, а краснофигурные - также и в фас. Практичнее, потому что когда весь фон черный, то больше поверхности покрыто водонепроницаемым лаком и сосуд лучше держит жидкость.

У амфор, кратеров, ойнохой расписывались бока, у блюдец-киликов - круглые донца. Вписать живое изображение в крут так, чтобы оно его заполняло равномерно и симметрично, очень нелегко. Греки умели это делать замечательно. Темой росписей были главным образом мифологические сцены (особенно в чернофигурную эпоху: поединки героев очень выразительны в черном профиле). Потом появились и сцены из комедий, и бытовые изображения - шествие, состязание, хоровод, школа, рынок, мастерская литейщика, - и, конечно, зарисовки застолий: расписывая килик, мастер с удовольствием изображал на нем веселых остробородых мужчин, которые, угловато раскинувшись на ложах, подносят к губам точно такие же килики. При фигурах надписывались имена, а иногда и реплики. Знаменитая ваза в петербургском Эрмитаже изображает мужчину, юношу и мальчика, показывающих взглядами и жестами на ласточку в небе и переговаривающихся надписями: «Смотри, ласточка!» - «Клянусь Гераклом, правда!» - «Скоро весна!»

А пословицы «Не боги горшки обжигают» у греков тем не менее почему-то не было.

Не так уж часто ищу я примеры позитивного мышления в недрах западноевропейской культуры. Чаще всего мне приходит на ум мудрость Востока - китайский даосизм, японский дзен, древние индийские джатаки... Но пришло время поучиться мудрости у Запада.

Понять смысл этой чудесной поговорки - значит понять саму суть западной культуры, ведь именно с фантастического рывка, сделанного греками древности, пошёл счет нашей современной цивилизации. Выходит так, что мы с Вами, всем, что у нас есть хорошего, обязаны именно этой поговорке.

Для того, чтобы повысить свою личную креативность, всегда надо подпитываться примерами из классической истории. Ведь почти вся история - это в общем-то история креативных личностей, не так ли? Не креативные люди в историю не попадут.

Когда-то греки были бедным, малочисленным народом (а точнее, сборной солянкой из разрозненных, враждующих племён). Они вели сумрачную, небогатую жизнь , во всём полагаясь на своих грозных богов. А фактически, они зависели от своих мощных и жестоких соседей - персов и египтян. Эти два древних мегагосударства были ярким образцом восточных деспотий - и они попортили много крови всем народам Древнего Мира. В Древнем Мире ещё не существовало такого понятия, как «восток-запад». Всё, что было тогда, было - Древний и жестокий к человеческой личности Восток.

И вот некогда (около 30 веков назад) в мире произошло чудо . Это чудо было самым настоящим, и его до сих пор не могут разгадать учёные - так и говорят они, в непохожей на себя манере: «Произошло чудо! И точка».

Что же то было за чудо? А получилось так, что проживающий в бассейне Эгейского моря, маленький, жалкий, не имеющий ни флота, ни армии, ни науки народец вдруг за какие-то 50-80 лет стал родоначальником великой культуры, которую мы теперь называем - Западноевропейская цивилизация. И основана она на признании индивидуальных прав человеческой личности. На признании мощи человеческого ума. На уважении к «Я».

За короткий промежуток времени эллины добились следующих фантастических результатов:

1. украли или купили разрозненные архаические знания египетских жрецов о Вселенной и превратили их в точные науки современного образца, позволяющие вычислять и предсказывать всё что угодно, на основе знания имеющихся законов природы;

2. построили маневренный флот и защитили его самым мощным оружием того времени - «греческим огнём»;

3. стали гегемонами всех известных морских путей того времени;

4. обогнали в международной торговле её традиционных лидеров - финикийских купцов и стали продавать всему миру свои товары;

5. ликвидировали неграмотность - каждый грек умел читать и писать;

6. разбили силами 1:10 (не в свою пользу) самую многочисленную и организованную военную машину того времени - армию персов. И, кстати, после этого вообще стёрли цивилизацию персов с лица земли.

7. Осознали себя единым народом;
8. сделали греческий язык языком культуры, на котором говорил и думал весь тогдашний цивилизованный мир;

9. Отказались от своих старых богов и придумали новую единую религию, ставшую главной мировой религией - христианство.

Правда, последние два пункта греки осуществили конечно не за те уникальные 50 лет, которые в науке считаются «волшебной точкой» грандиозного слома эпох.

Так почему же это всё-таки удалось древним грекам? За что такому маленькому народу такое большое счастье?

Существует ещё одна, важная для понимания поднятой нами темы греческая поговорка:

«Ничего слишком».

Великие греческие ораторы переосмыслили эту коротенькую народную мудрость, создав следующее крылатое выражение: «Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего».

Но как же это всё можно связать: творческие успехи со скромностью, экспансию с жизненным минимализмом? Как можно «не желая большего», завоевать весь мир?

Ответ прост - да только так и можно!
Ошибка перфекционизма

Греки всегда были победителями, но никогда при этом не были перфекционистами. Им не давала быть перфекционистами сама природа.

О чём всегда думает настоящий перфекционист-невротик? Он думет о том, что все его успехи и способности - ничто, по сравнению с успехами и сособностями соседа. И от осознания этого, начинает себя загонять, растрачивая силы и эмоции в бесплодном соревновании.

У настоящего перфекциониста всегда - только видимость работы, видимость роста - на деле он просто паникует, суетится и бьётся в истерике. А это никогда не ведёт к победе. И ещё, главное - перфекционист никогда сам себя не уважает, не любит, не ценит...

Греки же, своё триумфальное шествие по мировой истории начали с первого простого шага - с уважения к самим себе.

Как же они это сделали? В чём реально было выражено это «уважение к себе»? А это весьма интересно!

Мы - не рабы!

Когда историки в один голос твердят о том, что рождение европейской цивилизации на бесплодных греческих островках - это необъяснимое наукой чудо, они всё-таки находят одно объяснение этому «чуду», правда считают его не совсем достаточным, для того, чтобы объяснить чудо ТАКОГО масштаба. А всё же, достаточен этот факт для того, чтобы объяснить рождение европейской цивилизации из ничего, или нет - судить Вам.

Дело в том, что великий и легендарный греческий политик («отец» политики как таковой) афинянин Солон дал своими реформами толчок к тому, чтобы всё это началось - строительство нации, победа над персами и вообще, всеобщий подъём. А точнее, свою роль сыграла всего одна реформа - отмена долгового рабства. До реформ Солона любого грека за невыплаченные долги продавали в рабство. А долги у греков имелись, так как земледельцы (а половина греков были, если не торговцами, то земледельцами) всегда берут кредит под следующий урожай. Урожаи же предсказать невозможно. Вот и не могут фермеры расплатиться с кредитом. И до реформы Солона такие греки-фермеры становились государственными рабами...

Но вдруг Солону пришла в голову мысль: «Грек не может становиться рабом, просто потому что он...грек!» Даже если он задолжал денег (хоть это и это очень важно), он всё равно не может становиться рабом!

И вот, когда эта мысль Солона дошла до каждого грека в виде нового политического курса, началась совсем другая культура, породившая ту самую великую эпоху. Учёные говорят, что в этот момент на греческих островах и в удалённых материковых колониях в один момент родилась нация и это была нация победителей. У них ещё к тому времени не было никакой материальной культуры, чтобы было что противопоставить персам. У них была духовная культура - сила, которую даёт самоуважение. И самоуважение это было прописано в законе, который никто не смел отменить по своей прихоти!

Уроки, которые нам необходимо извлечь

Итак, если мы хотим чего-то добиться в жизни, совершить прорыв (а любое развитие только так и происходит - скачкообразно) и хотим, чтобы этот наш прорыв позже назвали «уникальным, необъяснимым чудом», нам нужно держаться трёх постулатов, ведущих нас через тернии к звёздам:

1. Ничего слишком!
2. Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего.

Эти три правила, если ими руководствоваться в жизни, позволят Вам:

А) трезво оценить имеющиеся у Вас ресурсы,
б) испытать благодарность за то, что они Вам даны,
в) не переживать попусту из-за того, что у Вас нет большего числа ресурсов,

Г) спокойно двигаться вперёд, к своей цели

И, наконец,

Д) стать победителем, вопреки всем прогнозам скептиков, привыкших посыпать голову пеплом и требующих этого же от других.

И начинать так думать, и так жить, нужно с самого раннего детства. Ведь именно в детстве человек максимально подвержен заражению вирусом глупого перфекционизма, который при всех своих «благих порывах», на самом деле не даёт нам продвинуться ни на шаг, сковывая нас робостью, занижая нашу самооценку.

Поэтому, если у вас есть дети, прочитайте им следующее стихотворение, которое в шутливой и лаконичной форме итожит всё то, о чём я так долго рассказывала на материале истории первых веков нашей цивилизации. А если у Вас нет детей, то обратитесь к своему Внутреннему Ребёнку, хотя наш Внутренний Ребёнок и сам знает, где живёт истина, а где - самый визгливый из всех поросят...

Поросята

Весной поросята ходили гулять.
Счастливей не знал я семьи.
Хрю-хрю - говорила довольная мать,
А детки визжали: И-и!

Но самый визгливый из всех поросят
Сказал им: О, братья мои!
Все взрослые свиньи «Хрю-хрю» говорят,
Довольно визжать нам «И-и»!

Послушайте, братья, как я говорю!
Чем хуже я взрослой свиньи?
Бедняжка... Он думал, что скажет «Хрю-хрю»...
Но жалобно взвизгнул «И-и»...

С тех пор перестали малютки играть,
Не рылись в грязи и пыли,
И всё от того, что: не смели визжать!
А хрюкать они не могли...

Мой мальчик! Тебе эту песню дарю.
Рассчитывай силы свои.
И если сказать не умеешь Хрю-хрю,
Визжи, не стесняясь, И-и!

error: