Восстание боксеров. Ихэтуаньское восстание: описание, история, цели, причины и последствия

Китай до 19 в. был закрытой страной, куда сложно было попасть не только выходцам с Азии, но и европейцам. Но уже в начале 19 в. в Поднебесную стали проникать иностранные государства, которые проводили в этой части света активную колониальную политику. В результате чего, под контроль были взяты внутренние рынки страны, которые попали под влияние британского правительства. В то время Китаем управляла династия Цинн, которая ничего не могла сделать против техники и вооружений Британии, сумевшая покорить территорию всего государства. Битвы были проиграны на полях сражений – военных, политических и дипломатических.

Положение в стране складывалось опасное – постоянно вспыхивали народные восстания, обострялся экономический кризис, активизировалась борьба против захватчиков. Так, общественно-политические движения постепенно охватили весь Китай, целью которых было устранить из Поднебесной иностранцев – британцев, американцев, японцев.

Наиболее активными и хорошо организованными обществами, которые выступали против колонизаторов, были:

  • Дадаохуэй;
  • Ихэтуань;
  • Ихэцюань;
  • Иминьхуэй.

Все организации были тайными, и боролись за справедливость и освобождение страны. Большинство участников обществ занимались спортом, который очень напоминал современный бокс. Поэтому иностранцы называли китайцев боксерами или цюань, т.е. теми, которые выполняли физические упражнения.

Идеология

Верили «боксеры» или восставшие в магические заклинания, поэтому идеологическая основа их борьбы была религиозной, таинственной, мистической. Произнося магические заклинания, восставшие считали, что обретают сверхъестественные способности. В частности, они считали, что их вера защищает от огнестрельного оружия, от ранений саблями, кинжалами, ножами и другими видами холодного оружия. Поэтому среди населения Китая участники тайных сообществ имели репутацию неуязвимых, непобедимых.

Причины и предпосылки восстания

Китай до прихода европейцев развивался по собственным традициям, что отражалось на всех сферах традиционного китайского общества. Но потом стали происходить значительные перемены, которые коснулись, в первую очередь, преобразованием жизни всей страны. Поэтому предпосылкой к началу Боксерского восстания (анг. Boxer Rebellion, кит. 义和团运动) стал экономический фактор, поскольку приход иностранных компаний вызвало значительные перемены в жизни населения страны. Во-первых, была построена сеть железнодорожных дорог. Во-вторых, проложены телеграфные линии. В-третьих, стали разрабатываться месторождения ископаемых.

Результатами такой деятельности американских, немецких, японских, австро-венгерских, британских, французских компаний стали следующие радикальные изменения в экономической сфере:

  • Традиционные промыслы стали уходить в прошлое и большое количество людей остались без работы;
  • Лодочники и носильщики, которые занимались доставкой грузов на дальние расстояния, оказались не удел;
  • Без денег остались и гонцы-бегуны, которые доставляли вести, товары в разные концы огромной китайской империи;
  • Кустарное горное дело стало приходить в упадок, поскольку началась масштабная разработка промышленных бассейнов.

Усилились данные факторы и другими обстоятельствами:

  • Охвативший Китай голод, который был одним из самых значительных в конце 19 в.;
  • Неурожаи;
  • Засухи и наводнения;
  • Перенаселение;
  • Выступления против деятельности миссионеров;
  • Стычки с правительственными войсками и армиями других государств;
  • Произвол немецких военнослужащих, занимавшихся массовыми грабежами, мародерством, насилием;
  • Бездеятельность местных чиновников, многие из которых наживались на крестьянах и рабочих.

Все это способствовало тому, что общественное недовольство стало массовым и охватило большое количество людей, которые разрушали железные дороги, убивали священников, купцов, взрывали шахты и т.д. Толчком к восстанию стали реформы императора Гуансюя, проведение которых началось в 1898 г. Инициативы правителя вызвали недовольство уже и в правительственных кругах, поэтому императора быстро убрали от власти, а его место заняла его жена – императрица Цы Си. И если она всячески поддерживала начинающее восстание, то ее муж выступал категорически против радикальных методов борьбы. Он надеялся, что в проведении своих реформ именно крестьяне будут ему опорой и союзниками. Учитывая, что количество восставших в зимний период 1899-1900 гг. достигла ста тысяч, в Китай стали перекидываться войска. Армии проводили маневры, учения, строить укрепления вокруг посольств.

В ответ «боксеры» развернули активную агитационную компанию, проводили обучение всех желающих, готовясь захватить важные объекты, в том числе и Пекин.

Цели Боксерского восстания

  • Против разрушения традиционного патриархального общества;
  • За возвращение и сохранение китайского национального быта;
  • Против правления Маньчжурской династии, которая завоевала Китай.

Данные цели поддерживала императрица Цы Си, которая издала для этого специальный указ, назначив награды за убийства иностранцев.

Участники восстания

Социальная база Ихэтуаньского восстания была очень разнообразной. В частности, против иностранных колонизаторов боролись обедневшие крестьяне, ремесленники, которые разорились, рабочие, солдаты, которые вернулись с фронтов.

Поведение восставших не было образцовым, поскольку они нападали на селения, грабили, убивали местных жителей.

Ихэтуани верили, что они неуязвимы и их не возьмут пули, снаряды, поэтому даже в уставе организации об этом было указано. Там же был приведен кодекс из 10 правил, которых должны придерживаться все участники восстания. Составлялся устав при содействии императорского правительства, которое настояло на включении в устав таких пунктов:

  • Во всем подчиняться командованию;
  • Оказывать помощь другим участникам восстания;
  • Поддерживать принципы буддизма;
  • Не совершать преступлений, не грабить;
  • Участвовать в боях;
  • Имущество отдавать местным властям;
  • Убивать христиан;
  • Не нападать на других восставших.

За тем, чтобы соблюдались эти правила, следили специальные люди, которые подчинялись командованию. За неповиновение – арест, наказание или смерть.

Начало Боксерского восстания

Начало акциям неповиновения было положено в 1898 г., когда восставшие напали на инженеров и работников, трудившихся на строительстве Китайско-Восточной железной дороге. Одновременно с этим «боксеры» стали преследовать миссионеров. За этим последовали убийства иностранцев и китайцев, которые приняли и исповедовали христианство. Погромы охватили всю страну – кроме железных дорог, саботажи и акции повреждения устраивались в различных мастерских, мостах, государственных учреждениях, осуществлялись проникновения в квартиры и дома европейцев и американцев.

Чтобы поддержать восставших, императрица Цы Си назначила своего сына Дуань-ваня главой кабинета министров. Подобные действия со стороны китайской правящей династии вызвало серьезное беспокойство со стороны Российской империи и США. Были предприняты попытки захватить порт Дагу, но войска были разбиты. После этого китайский императорский дом принимает курс на полную и прямую поддержку восставшим, начав одновременно и войну против иностранных захватчиков.

Битва за Посольский квартал

Поддержка правительства активизировала борьбу за цели, провозглашенные восставшими. Тем более, что они получили поддержку от правительства в виде пищевых ресурсов, вооружения и разрешение на полную свободу действий. Свои действия династия подкрепила декретом, в котором отмечалось, что «боксеры» выполняют свой патриотический долг. 20 июня 1900 г. произошло два события, которые известны в истории, как осада Посольского квартала в Пекине. Сначала оно было блокировано, а потом восставшие убили германского посла в Китае.

В осаде оказались почти пятьсот иностранных граждан, четыреста военнослужащих из разных стран мира, китайцы, которые исповедовали христианство. Ихэтуаньцы получили военную поддержку от правительственных войск. Вместе им удавалось удерживать осаду квартала до середины августа 1900 г., которая длилась 56 дней. Из-за того, что здания посольств находились в различных местах квартала, осажденные создали два укрепленных района:

  • В первый был отнесены посольства Соединенных Штатов, Российской империи и Великобритании;
  • Во второй – Испании, Японии, Германии и Франции.

Всех женщин и детей разместили в английском посольстве, куда обстрелы не доставали.

Посольский район постоянно обстреливался из пушек, разместив их на удобном участке городской стены. На других позициях «боксерам» закрепиться не удалось, поскольку осаждавшие были хорошо вооружены и могли отстреливаться. С Монгольской площади пришелся основной удар по кварталу, что делалось каждую ночь. Но попытки отбрасывались.

Наступление международных войск против восставших китайцев началось с 15 июля, когда русские войска перешли Амур и вторглись в Маньчжурию, где начались бои с китайской правительственной армией и боксерами. Поддержку ему оказывал экспедиционный корпус, укомплектованный войсками из разных стран. В частности, из Российской империи, Франции, США, Великобритании, Австрии, Италии, Японии. Первая попытка захватить порт Тяньцзинь была провальной, но вторая увенчалась успехом – 14 августа 1900 г.

Международные объединенные войска с 4 по 14 августа прорывались к Пекину, и взорвав ворота, вошли в город. Несколько часов длились уличные бои, которые закончились полным поражением восставших. Со стороны иностранцев погибли, в основном, военнослужащие, и гражданские.

Во время осады Китай официально объявил войну странам Запада, что случилось 21 июня, т.е. на следующий день после начала осады квартала.

Захват Пекина стало возможным после того, как британские войска были разбиты восставшими, после чего «боксеры» через Маньчжурию отправились к столице государства. По дороге происходили массовые погромы и убийства христиан, в том числе и китайцев. Согласно свидетельским показаниям, ихэтуаньцы убивали стариков, женщин, детей, уродовали трупы, сжигали их, вскрывали, выкалывали глаза.

После снятия осады, императрица тайно убежала из Имераторского дворца в западные регионы страны, а союзные войска устроили массовые грабежи, мародерства. Из Китая стали вывозиться драгоценности, предметы искусства, золото.

Практически сразу большая часть китайской столицы была оккупирована войсками союзников, которые стали устанавливать свои порядки. Им удалось выбить восставших из дворца, что позволило очистить от «боксеров» весь Пекин. Участники восстания стали наступать в Маньчжурии, дойдя до города Благовещенск. В этой части страны возобновились бои между ихэтуанями и российскими войсками.

Для того, чтобы подавить восстание в бунтующем Китае, иностранные государства отправили сюда новые отряды военнослужащих. Одна Германия сформировала контингент, состоящий из солдат и офицеров, общая численность которых достигала 20 тысяч. Ими командовал фельдмаршал фон Вальдерзее.

Благовещенск и бои в Приамурье

В этом стратегически важном для Китае и России регионе, участники восстания начали действия еще до захвата Пекина. Населенный пункт был легкой целью, поскольку после начала бунта в Поднебесной все войска Российской империи были отведены, чтобы охранять важные объекты Китайской восточной железной дороги. Ее строительство инициировало российское правительство, и поэтому прокладка рельс и шпал проводилась под контролем военнослужащих.

Ихэтуаньцы посчитали, что Благовещенск можно захватить, поэтому начали на него наступления от селения Сахалян (Сахалин). Отсюда проводились обстрелы пароходов, которые ходили по реке Амур. Когда обстрел был проведен первый раз, то население сочло такое поведение китайцев провокационной акцией. Но повторные действия вызвали в городе панику, которая подогревалась прокламациями «боксеров». Агенты восставших сообщали, что готовиться массированный захват Благовещенска. Поддержку оказывали местные китайцы, их в городе было около пяти тысяч. Их количество увеличивалось за счет китайцев, живших в окрестных городках и небольших поселках.

Восставшие помогали местным жителям организовываться в отряды, которые ограбили вооруженные магазины. В дружины принимали всех – крестьян, городских жителей, торговцев, промышленников, военных, а восставшие помогали им учиться владеть оружием, разделив на отряды по охране берега. Но численность отрядов самообороны была не большой – всего около тысячи человек. Активные бои тут развернулись только после освобождения Пекина.

Поражение восстания

Освободив Пекин, войска Российской империи стали наступать на Амур. Им быстро удалось выгнать повстанцев, всех китайцев, оккупировав всю Маньчжурию. Удар по восставшим был нанесен и императрицей, которая увидела, что «боксеры» проигрывали и не могли справиться с союзными войсками. Поэтому она перешла на сторону иностранной коалиции, и под их давлением издала указ о необходимости бороться с восставшими по всему Китаю. Наступление началось по всей стране – в Таньцзине, Шаньхайгуане, Мукдене.

  • Подписано соглашение о том, что здесь можно начать восстановление гражданского российского правления;
  • Вывод китайских правительственных войск;
  • Работы по восстановлению железного полотна на Китайской Восточной железной дороге.

В это время страны-участницы коалиции стали разрабатывать планы относительно будущего Китая. В частности, были достигнуты следующие договоренности:

  • Германия и Великобритания обязывались противостоять экспансии иностранцев на Поднебесную;
  • Япония, как и другие страны Европы, шантажировали Ци Си, выдвигая каждый день новые ультиматумы.

Во время подавления восстания, в Китае появились ложные «боксеры», к которым императрица причисляла тех, кто организовывал и провоцировал бои между армией Китая и ихэтуанями, а также кто грабил, убивал, устраивал поджоги домов китайского населения и чиновников. «Компанию»» им составляли коалиционные войска, которые грабили все селения, куда входили, убивая и гражданских лиц.

В начале 1901 г. отряды участников бунта, которые уцелели, тайно проникли в Маньчжурию, где создали Армию честности и справедливости. В ней было больше 200 тысяч людей, которым руководили Ван Хэда и Дун И. Деятельность этой армии продолжалась до самого конца 1902 г., хотя основная масса ихэтуаней были истреблены еще в 1901 г. Особенно это касалось Пекина и окрестностей столицы, после чего началась партизанская война, которая охватила провинции Хэйлунцзян и Ляонин. Официальной датой окончания восстания считается декабрь 1901 г., а сопротивление длилось еще почти год. Союзные войска стали выводиться из Китая только осенью 1901 г.

Результаты и значение

Еще до окончательного разгрома основной массы восставших, несколько участников коалиции – Австро-Венгрия, Великобритания, Япония, Российская и Германская империи, США, Япония, Франция, Италия – составили и передали общую ноту императорскому правительству Китая. На основании этого соглашения потом и проводилась эвакуация войск союзников, и подписывался Заключительный протокол, который в историографии еще называют «Боксерским». Подписали документ императрица Цы Си, страны названные выше, а также Испания, Нидерланды и Бельгия. Условия были неравными, поэтому Китай оказался в очень плохом положении, чем был в конце 19 в. Среди основных условий, стоит отметить следующие:

  • Найти виноватого, который убил посла Германии в самом начале восстания. Извинения перед немецким императором должен был принести специальный посланник. В Китае должен был сооружен памятник погибшему послу фон Кеттелеру;
  • Подобные требования выдвинула и Японию, поскольку в Посольском квартале в Пекине погиб и их член дипломатической миссии;
  • Правительство должно было найти, а потом убить всех лидеров «боксеров»;
  • Необходимо было восстановить, провести реконструкцию и обновление разграбленных христианских кладбищ на территории всей империи Цинн, поставить на место памятники и возвести новые;
  • В страну запрещалось ввозить боеприпасы, оружие. Этот запрет должен был действовать в течение 2 лет;
  • В Посольском квартале должны были находиться отряды для охраны всех посольств, а также усилена охрана правительственных учреждений;
  • В Китае должны были располагаться войска стран, которые подписали Заключительный договор;
  • В городе Дагу должны были уничтожены все форты и оборонительные сооружения;
  • Китайское правительство не имело право собирать налоги;
  • Были запрещены все религиозные организации и те, которые действовали против граждан других государств;
  • Страны-союзницы получили право построить двенадцать опорных пунктов от китайской столицы до самого моря;
  • Китай должен был выплатить огромную сумму контрибуции, сумма которой составляла 450 миллионов лян серебра. Такая цифра была установлена, исходя из того, что один лян – это один китаец. Вес ляна составлял 37,3 грамма. Доли контрибуции распределились следующим образом: по 7% получили Соединенные Штаты и Япония, чуть больше 11% досталось Великобритании, почти 16% — Франции, 20% получила Германская империя, а 30% — Российская, незначительные доли получили Италия, Испания, Бельгия, Нидерланды и другие. Чтобы Китай выполнил свои обязательства, период выплат был продлен до 1939 г., с условием увеличения сумму каждый год на 4%. Поэтому перед Второй мировой войной было выплачено чуть более 982 миллионов лянов. Соединенные Штаты смогли получить больше, объясняя это своими потерями в борьбе против восставших. Оставшуюся сумму положили в специально созданный фонд оказания помощи китайским студентам и развития различных образовательных программ, а СССР отказалась от оставшейся суммы в 1919 г. Выплаты контрибуции Германии и Австро-Венгерской империи прекратились в 1917 г., когда Китай объявил войну этим странам. В середине 1920-х гг. от своих долей отказались Япония и Великобритания. Выплаты продолжались только для Италии и Франции.

Российская империя получила еще Порт-Артур, Ляондунский полуостров, право контролировать Китайскую Восточную железную дорогу, которая проходила через Маньчжурию. При этом Россия вывела свою армию с этого региона.

Восстание ничего не дало принесло рядовым китайцам, которые снова попали в «жернова» правительства. Оно стало проводить реформы, которые коснулись военной, образовательной и управленческой сфер. Длились преобразования в течение семи лет – 1901-1908 гг., которые прерывались русско-японской войной, вторжением Японии в Маньчжурию, Корею, северные провинции Китая, конфликтами в Монголии и на китайско-советской границе.

В ноябре 1899 года в Китае вспыхнуло Ихэтуаньское восстание. Это народное выступление было направлено против иностранцев, заполонивших Поднебесную. Убийства европейских миссионеров привели к тому что западные державы объявили Китаю войну.

Причины и цели

В конце XIX столетия в Китае доживала свой век империя Цин. Несмотря на броское название, это государство не могло противостоять влиянию западных держав. Первыми в Пекине появились британцы. Они обосновались не только в столице, но и в стратегически важных портах. Европейцы больше всего были заинтересованы в собственном торговом влиянии в восточноазиатском регионе, которое сулило огромную прибыль.

С похожей проблемой столкнулась Япония. Во второй половине XIX века в этой стране начались реформы, призванные перестроить общество и экономику на западный манер. В Китае подобные преобразования провалились. Политика изоляционизма от европейцев также ни к чему не приводила.

Крестьянское недовольство

Сперва западные державы ограничивались торговыми привилегиями. Но в той же второй половине XIX столетия они стали захватывать китайские порты. Через них в страну хлынул поток чужестранцев-миссионеров, проповедовавших в том числе и христианство.

Все это не нравилось простому консервативному населению. Кроме того, в начале 1890 гг. крестьяне пострадали от нескольких засух и других природных катаклизмов, окончательно лишивших их и без того небольших хозяйств. Недовольство бедных слоев привело к тому, что в Поднебесной началось Ихэтуаньское восстание. В историографии оно также известно как Боксерское.

Стихийное восстание

Название «ихэтуани» закрепилось за членами сформировавшихся отрядов, участвовавших в борьбе против иностранцев. Поначалу этим формирования были разрозненными и стихийными, однако с течением временем они объединились в общее националистическое патриотическое движение. Ихэтуаньское восстание было в первую очередь направлено против иностранных миссионеров и китайцев-христиан. Члены отрядов практиковали мистические и религиозные обряды, заимствованные у традиционных китайских культов. Другим обязательным атрибутом восставших были регулярные занятия кулачными боями. Именно из-за этого их стали называть еще и «боксерами».

В ряды ихэтуаней вступали обедневшие ремесленники, разорившиеся крестьяне, солдаты, демобилизовавшиеся из армии и даже подростки с женщинами. Последний факт особенно удивлял европейцев, не привыкших видеть нечто подобное у себя на родине. Ихэтуаньское восстание (особенно на начальном этапе) не поддавалось чьему-либо управлению. В условиях наступившей анархии отряды часто нападали не только на иностранцев, но и на простые крестьянские селения. Такие рейды заканчивались грабежами. Отчасти поэтому многие жители Китая не поддерживали ихэтуаней.

Устав движения

У ихэтуаней был собственный свод из 10 правил, исполнение которых было обязательным. Этот устав был пронизан мистикой, которая являлась характерной чертой всего движения. Например, «боксеры» считали, что они обладают неуязвимостью по отношению к снарядам и пулям. Эта мысль даже была зафиксирована в уставе.

В то же время ихэтуани объясняли гибель своих соратников от пулевых ранений тем, что умереть может только тот восставший, который потерял веру в своих истинных богов. Такое предательство наказывалось тем, что духи отворачивались от солдата. Подобная логика позволяла сохранять в полных суеверных людей отрядах высокую дисциплину. Со временем среди «боксеров» было осуждено мародерство, которое наказывалось военачальниками. Любое награбленное добро (в том числе у иностранцев) солдаты должны были сдавать местным властям. К китайцам-христианам отношение оставалось принципиальным. Еретик должен был отказаться от своей новой веры, в противном случае его ждала гибель.

Консолидация правительства и восставших

Первые локальные выступления ихэтуаней произошли еще в 1897 году. Однако понадобилась еще пара лет для того, чтобы движение приобрело по-настоящему весомый масштаб. В ноябре 1899 года китайское правительство попыталось успокоить страну реформами, однако те провалились. Инициатор и вдохновитель нового курса император Гуансюй был отстранен от власти. Править стала его тетя Цыси. Она открыто поддержала восставших.

До этого в эпицентр выступлений на севере Китая была отправлена императорская армия. Она потерпела несколько поражений. В сложившихся обстоятельствах центральная власть и радикалы заключили перемирие и стали вести совместную войну против иностранцев. До этого цели Ихэтуаньского восстания заключались еще и в свержении правительства, ставшего на путь прозападных реформ. Теперь эти лозунги были убраны. К концу 1899 года количество восставших достигло 100 тысяч человек.

Пожар разгорается

Больше всего иностранцев было в Пекине, где, помимо всего, располагался еще и дипломатический квартал. Однако немалые европейские диаспоры были и в других городах: Ляояне, Гирине, Инкоу, Мукдене и т. д. Именно они стали основными центрами напряженности. Недовольные китайцы устраивали погромы и убийства миссионеров. Ихэтуаньское (Боксерское) восстание заставило отправить в Поднебесную подкрепления. Особенно активной в этом смысле была Россия, имевшая с Китаем огромную по протяженности границу.

Подкрепления стали прибывать в Цинскую империю из Владивостока и Порт-Артура. На первом этапе восстания российскими силами в регионе командовал Евгений Алексеев. Позже его заменил Николай Линевич. Тем временем беспорядки в Китае становились все серьезнее. Чернь поджигала европейские храмы, в том числе и православные церкви, и школы. В конце мая огромная армия «боксеров» двинулась на Пекин. 11 июня это войско вошло в столицу и учинило страшное кровопролитие, жертвами которого стали многие иностранцы. Ихэтуаням удалось обогнать отряд американцев и англичан, который высадился в Тяньцзине и отправился на выручку соотечественникам в Пекине. Постепенно в конфликт оказались втянуты все державы, имевшие в Китае собственные сферы влияния. Это были США, Германия, Япония, Австро-Венгрия, Россия, Великобритания, Италия Франция Испания, Нидерланды и Бельгия.

Кровопролитие в Пекине

Какое-то время китайские власти, понимая, что на пороге большая война, пытались договориться с европейцами. Маневры цинского правительства между иностранными державами и восставшими не могли быть бесконечными. нужно было решить, чью сторону она примет окончательно. 21 июня она официально объявила войну европейцам и Японии. Решающим фактором, повлиявшим на ее решение, стал погром, учиненный ихэтуанями в посольском квартале Пекина за день до того. В ходе этой акции устрашения погиб немецкий посол в Китае.

Императрица пошла на союз с восставшими в первую очередь потому, что она боялась недовольных крестьян больше, чем иностранцев. Этот страх был обоснованным. Причины Ихэтуаньского восстания заключались в ненависти к христианам. В ночь на 24 июня 1900 года эта ярость привела к тому, что в Пекине были убиты все китайцы, исповедовавшие западную религию. Страшное событие стало известно в Европе как новая Позже жертвы той резни были канонизированы православной церковью.

Поражение восставших

2 августа союзные войска начали наступление на Пекин. 13 числа российские части появились в предместьях города. Императрица срочно покинула столицу и перебралась в Сиань. Ихэтуаньское восстание (Боксерское восстание) в Китае достигло своей кульминационной точки. Поражение недовольных в Пекине значило бы, что вся кампания против иностранцев обречена.

Штурм столицы начался 15 августа. Уже на следующий день Пекин оказался в руках держав-союзниц. Теперь главным очагом кровопролития стала Манчжурия. В октябре этот северный регион был полностью оккупирован российскими войсками. Эта операция окончательно подавила Ихэтуаньское восстание. Последствия иностранной интервенции были неясны ни китайскому правительству, ни странам-союзницам. Еще до того как восставшие потерпели окончательно поражение, европейские державы начали закулисный раздел цинского пирога.

Итоги

7 сентября 1901 года потерпевший поражение Китай заключил с западными державами так называемый «Заключительный протокол». Договор включал в себя положения, которые еще сильнее ухудшили положение Цинской империи. Китайское правительство обязывалось наказать всех лидеров мятежа, срыть несколько своих фортов, передать иностранцам 12 городов, запретить все организации, деятельность которых была направлена против европейцев.

Условия являлись кабальными, но у китайских властей не было никаких сил сопротивляться этим требованиям. Ихэтуаньское восстание, кратко говоря, сделало противоречия в регионе еще сильнее и сложнее. В конце концов, через 11 лет, они привели к падению императорской власти в Китае.

Ихэтуаньское восстание - восстание ихэтуаней (буквально - «отрядов гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая с 1898 года (официально о начале восстания было объявлено в 1899 году) по 1901 год. Сначала пользовалось поддержкой властей Китая, но через некоторое время императрица Цы Си перешла на сторону Альянса восьми держав, который и подавил восстание. Отдельные выступления продолжались вплоть до конца 1902 года.
Участники боксерского восстания

Зимой 1899 года в Китай начали прибывать подкрепления российских войск, вслед за чем начались учения и маневры. Ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии на севере Китая, отец Сергий спасся и бежал в Россию. В городах Ляоян, Инкоу, Гирин и Куанчэнцзы прошли массовые манифестации китайцев, а в Мукдене произошла череда убийств и нападений на иностранцев и китайцев-христиан.
Церковь, сожженная восставшими

Российская империя в связи с антихристианскими погромами направляла в Китай все больше войск. 12 мая 1900 года из Порт-Артура и Владивостока на север Цинской империи прибыло подкрепление.
Русские солдаты в Китае

2 июня началась осада европейских концессий в Тяньцзине.
Ихэтуани в Тяньцзине

Китайские христианские беженцы, собранные Отцом Куиллуксом в Апостольскую Миссию во время бомбардировки Тяньцзиня, Китай

20 июня 1900 года ихэтуани начали осаду посольского квартала в Пекине. Артиллерия повстанцев открыла огонь по дипломатическим посольствам европейских государств, где находилось около 900 гражданских лиц и 525 солдат.
Блокпосты в Посольском квартале, Пекин 1900

Забаррикадированные ворота британской Дипломатической миссии

Усиленная наружная стена

Британские морские пехотинцы охраняют Дипломатическую миссию

Укрепленная пагода на территории Дипломатической миссии

Дом в Британской миссии, сигнальщики на крыше

Разрушенные дома в британском посольстве

Мост, соединяющий Французскую миссию с железнодорожной станцией - место ожесточенных боев с восставшими. Пекин 1900

7 июня. 21 июня того же года империя Цин официально объявила войну союзным государствам. Была издана «Декларация о войне»: «Иностранцы ведут себя агрессивно по отношению к нам, нарушают нашу территориальную целостность, топчут наш народ и забирают силой нашу собственность… К тому же они угнетают наш народ или богохульствуют над нашими богами. Простой народ терпит небывалые притеснения, и каждый из них весьма мстителен. Поэтому отважные последователи-ихэтуани сжигают церкви и убивают христиан».
Императрица Цы Си

На это тут же отреагировали все государства, имевшие «сферы влияния» в Китае. К берегам Китая отправился Императорский флот Японии под командованием Хэйхатиро Того, российский Тихоокеанский флот, Королевский военно-морской флот Великобритании, ВМС США, ВМФ Франции и несколько военных кораблей Австро-Венгрии.
Японские войска в Китае

Британские войска в Китае

Французские войска маршируют через Lo-Ко-Чао.

27 июля, кайзер Германии Вильгельм II принимает решение об отправке германских войск в Китай. Перед экспедиционными войсками он произнёс торжественную речь: «Как некогда гунны под водительством Аттилы стяжали себе незабываемую в истории репутацию, так же пусть и Китаю станет известна Германия, чтобы ни один китаец впредь не смел косо взглянуть на немца». Командование германскими войсками, направленными в Китай, возлагалось на бывшего начальника генерального штаба Германской империи Альфреда фон Вальдерзее. Позже он возглавил все коалиционные силы в Китае.
Немецкий военный флот прибывает в Китай для подавления восстания.

Празднование дня рождения германского императора на "SMS Gefion" в Китае во время боксерского восстания

Граф Альфред Людвиг Генрих Карл граф фон Вальдерзе инспектирует американские войска

Европейские войска в Китае

Китайские наемники в рядах европейских армий, Пекин 1900

Это уже задним числом, когда восстание было подавлено, китайские чиновники установили, что общество ихэтуаней зародилось ещё в начале XIX века. Оно отпочковалось от тайного общества «Байляй цзяо» (общество «Белого Лотоса»), чьей целью было свержение иноземной маньчжурской династии Цин, пришедшей к власти в Китае в 1644 году. Но к концу XIX века идеология общества трансформировалась, на первое место вышла задача охранять традиционные конфуцианские этические нормы, карая чиновников-взяточников и тех, кто оказывал недостаточное внимание к старшим и духам предков.

Крестьяне и сами так думали, но у них не было ни смелости, ни средств пойти против граждан великих держав. Ихэтуани дали им и то, и другое. Дело в том, что они отлично владели ушу. Занимаясь ушу, они не только овладевали приемами рукопашного боя, не только учились концентрировать волю и верить в свои силы, но ещё и осваивали медитативные практики. Чтобы входить в транс они часто пользовались специальными веществами, которые помещались в курильницы в помещениях для занятий. Кстати, или из-за занятий ушу или благодаря эмблеме в виде "красного кулака" европейцы называли ихэтуаней «боксерами» (в западных энциклопедиях восстание ихэтуаней так и значится как «восстание боксеров»). При помощи кулачной борьбы, вдохновляемые магическими силами, они якобы становились неуязвимыми для злых духов и должны были использовать свои способности в борьбе против иностранцев, пишет специалист-китаист Сабина Дабрингхаус. Ихэтуани были уверены, что, войдя в транс, они становятся неуязвимыми для пуль и снарядов. От желающих получить волшебные способности не было отбоя.

Для представителей западной цивилизации медитативная практика ихэтуаней представлялись нагромождением нелепых движений. Например, профессор-синолог Дмитрий Позднеев (1865-1942) так описывал их занятия ушу: «В сарае собралось 10 боксеров, на стенах сарая были развешены надписи, видимо, имен божеств или духов, к которым боксеры обращались … На столе перед надписями лежал длинный нож и сосуды с благоуханиями и курениями, как у буддистов … Сначала все ихэтуаньцы простерлись на юго-восток, где обитает их дух, потом вскочили, и главный из них начал странную жестикуляцию и прыжки. Другие подражали ему. Затем первый схватил нож и начал быстро вертеть им в воздухе; у других ножей ни у кого не было, и они остались свидетелями его движений, только строя страшные рожи, наводящие ужас на зрителей… После получасовых упражнений, старший боксер остановился в оцепенении, показывая тем, как было потом объяснено зрителям, что он достиг степени неуязвимости от оружия».На самом деле, ихэтуани были даосами (точнее — радикальными даосами, для которых практика была важнее созерцания). Классический даосизм отличается от классического буддизма довольно сильно. Для буддиста главное — как можно быстрее освободиться от всех привязанностей в этом мире, подавить в себе все желания и достигнуть нирваны — состояния бессознательной умиротворенности. Даосы, напротив, очень ценили жизнь и всегда занимались поисками эликсира бессмертия. Жизнь на небе от жизни на земле для них отличалась только тем, что боги и духи обладают большими способностями по сравнению с людьми. Даосы чтили не Будду, а Юй-ди — Яшмового государя всех 36 Небес, повелителя трех миров, «заведующего» министерствами (так это и называлось) грома, дождя и моровых поветрий. За ним шел бог войны Гуань-ди. Он беспощадно карал всех, кто нарушал законы Поднебесной. Из-за того, что он постоянно пребывал в гневе на многочисленных преступников, лицо у него было ярко красным. Скорее всего именно поэтому ихэтуани носили красные повязки. За Гуань-ди шел бесчисленный список святых и духов, с которыми даосы всегда могли найти общий язык при помощи заклинаний.

(Вопрос: Гуань-Ди и первоимператор Китая Цинь-Ши Х(г)уан-Ди -ь это разное или один образ!?)

Восставшие, выступив на востоке Китая против немцев, двинулись на Пекин, заняли его, а оттуда пошли на Харбин против русских. Под девизом "Поддержи Цин, прогони чужих дьяволов" группы "боксёров" к 1899 году распространились на огромной части северного Китая. 1899 год стал переломным. Наконец пошли дожди, и в глазах народа ихэтуани сразу превратились в могучее войско, посланное Небом.

Голод в результате неурожая и засухи, наводнения и перенаселение, ярость, направленная против иностранных миссионеров и собственное бессилие, содействовали превращению "боксёрского движения" в массовое. Всё новое и чужое, например железнодорожные пути, телеграфные столбы, рудники, всё уничтожалось и священники и купцы подвергались массовым убийствам. Делалось это при попустительстве двора Цин и вдовствующей императрицы Цы Си (Вдовствующая императрица неоднозначно относилась к событиям восстания. Ихэтуани восставали против разрушения старого китайского патриархального быта и имели чёткую антизападную направленность; тем не менее, они также выступали против манчжурской династии, завоевавшей Китай. В начале восстания, 28 мая 1900 г. Цы Си выпустила указ о поддержке восстания.

Движение было своеобразным джихадом - после смерти каждому боксеру обещалось воскрешение. Впереди войска ехали на осликах девочки в красном с красными фонарями и пели песню: «женщины - не причесывайте волосы, отрубим головы чужеземцам, тогда расчешемся. Изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы, убитые дьяволы уйдут в землю, убитые дьяволы отправятся на тот свет.». Повстанцы метили дома иностранцев кровью - это значило, что дом обречен на сожжение, а его хозяин - на смерть. Вступив в Пекин, боксеры на центральной площади деревянной пилой напополам распилили председателя правления КВЖД; у японского секретаря посольства отрезали нос, уши, губы, пальцы, вырвали сердце, а из кожи на спине вырезали пояса. С 23 на 24 июня 1900 они устроили настоящую Варфоломеевскую ночь, истребив всех христиан Пекина. Очевидцы свидетельствовали: «страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах». Всего в ходе восстания в городе погибло 30 000 христиан.

Правительство Китая поддержало восставших; опубликовало указ: «Иностранцы не принадлежат к человеческому люду: они произошли от обезьян и гусей» и объявило награду за каждого убитого иностранца мужчину - 50 лянов серебра, женщину - 40, ребенка - 20…

7 июля 1900 боксеры начали штурм посольских кварталов Пекина продолжавшийся 56 дней. Положение усложнялось, и 8 держав приняли решение ввести в Китай свои войска.

Цы Си внезапно прониклась симпатией к ордам длинноволосых, оборванных крестьян, выступивших с мечами и пиками против армий сильнейших держав мира, как описывает "Боксёров" историк Кай Фогельзанг.

Восстала Чжили, общее число бойцов народной армии достигло 100 тыс. 26 мая 1900 года ихэтуани двинулись походом с юга провинции Чжили на Пекин, круша телеграфные линии, железные дороги, вместе с административными постройками, и без разбора уничтожая христианских миссионеров и китайцев-христиан. Всего погибло около двухсот священников и около тридцати двух тысяч их прихожан.

Надо сказать, что западные державы не смогли вовремя оценить масштаб и угрозу восстания ихэтуаней. Они и думать не могли, что этот забитый народ может решиться на что-то серьезное. Кроме того, они не знали, что императрица Цыси уже обещала восставшим свою поддержку, надеясь с их помощью вернуть Китаю независимость.

10 июня в Пекин из порта Тагу (Таку) был послан лишь двухтысячный отряд морской пехоты под командованием английского адмирала Эдварда Сеймура (Edward Hobart Seymour, 1840-1929) для защиты посольского квартала. 15 июня 1900 они окружили Посольский квартал в Пекине. 19 июня на улице был убит немецкий посланник Клеменс фон Кеттелер. Он находился в пути к Министерству иностранных дел, чтобы выразить протест против ультиматума императорского двора, согласного которому все иностранцы должны были незамедлительно покинуть Пекин. 21 июня Цы Си объявила иностранцам войну. Однако на станциях Лофа и Лянфан они встретили такое яростное сопротивления ихэтуаней, что, понеся большие потери, были вынуждены отступить. Для восставших проход на север был открыт. Часть их войска отправилось дальше на север, в Маньчжурию, остальные 11 июня вошли в Пекин.

Начались погромы магазинов и фирм, имевших дело с иностранцами, и поголовное уничтожение христиан. Сохранился рассказ русского дипломата Бориса Евреинова о погроме католического прихода Нань-Тан у Восточных ворот города: «Целые чаны были полны кровью, — писал он, — повсюду валялись изуродованные трупы стариков, женщин и детей; большинство из них умерло после страшных мучений, судя по застывшим в ужасных судорогах трупам. Были маленькие дети с раскрытыми внутренностями, с выколотыми глазами, с раздробленным черепом и ещё признаками жизни. В одном углу был найден костер с обугленными телами 40 девушек, по-видимому, поскольку трупы были связаны, сожженными живыми». Ихэтуани часто расчленяли трупы тех, кто верил в Иисуса — многие из них были уверенны, что иначе христиане обладали способностью воскресать на третий день.

Июнь 1900 года, когда боксеры заливали христианской кровью захваченный ими Пекин, дал китайской земле первых православных мучеников. "Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову" (Первые христианские мученики из православных китайцев. "За Церковь", 1936, 19, с. 1-3). Приведем описания подвига некоторых из них со слов тогдашняго Начальника Духовной миссии архимандрита, впоследствии митрополита Иннокетия, и архимандрита Авраамия:

Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня 1900 г. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедывали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали голова, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни возстания. По истреблении жилищ христиан, их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах.

По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным смоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван (нужно отметить, что как русская, так и английская транскрипция китайских имен далека от единообразия, и имена китайских новомучеников иногда встречаются в совершенно непохожем виде) умер мученически с молитвой на устах. Учительница миссийской школы Ия Вэн была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но через несколько времени боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэн радостно исповедала Христа перед своими мучителями...

Среди пострадавших за Иисуса Христа были албазинцы, потомки тех славных албазинцев, которые понесли свет Христовой Православной веры в 1685 г. в столицу Китая -- Пекин... За преданность св. Православию Господь наградил их потомков славою исповедничества и мученичества. Албазинцы Климент Куй Лин, Матфей Хай Цюань, брат его Витт, Анна Жуй, и многие другие, не боясь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), без страха встретили мучения и смерть за Спасителя мира, моля Бога о просвещении гонителей и о прощении им грехов...

Среди мучеников и исповедников Христовых из китайцев особо славен священник Митрофан Цзи-Чун со всею своею семьею. Он родился в 1855 г. и 25 лет от роду принял посвящение в сан от рук Японского Епископа Николая... Митрофан был человек смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный; когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя. Он не хотел принимать священного сана и постоянно отказывался, говоря: "Малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?" Но, понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем, повиновался, хотя и знал, что с принятием священства конец его не будет благоприятен. При арх. Флавиане свящ. Митрофан был ему помощником в переводе и проверке книг (речь идет о переводах богослужебных книг на китайский язык, выполнявшихся членами Русской Духовной Миссии; вместе с церквами боксеры сожгли и типографию, уничтожили шрифты и наборные доски). В продолжении пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих, и от внешних мнго обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трех лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежняго жалования. Во всю свою жизнь свящ. Митрофан не был любостяжательным, а многие злоупотребляли этим.

В 1900 г. 1 июня (по китайскому календарю 17-го числа 5-го месяца) вечером здания Миссии были сожжены боксерами. Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели о. Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий, и трудно избежать их. Сам он по нескольку раз в день ходил смотреть на сожженную церковь. 10-го июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел на дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом.

Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом о. иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в 1903 г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем. На месте, где был замучен о. Митрофан, теперь (1920-е г.г.) поставлен крест, и в праздник мучеников туда заходит крестный ход и там совершается поминовение.

В семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли, и три сына: старший Исаия, второй Сергей -- теперь он протоиерей, и третий Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исаии, но на другой день, 11 числа утром, и вместе с другими, всего 19 человек... казнена была через отсечение головы на месте, где теперь "Треугольник" -- богадельня для нищих. Исаия, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цэ-мынь, так как раньше известно было, что он христианин. Мария, 19 лет, невеста Исаии, за два дня до боксерского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семъе своего жениха... Сергей, сын о. Митрофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: "Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру", и осталась на месте, где была церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место блаженного упокоения.

Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исаии удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в отхожем месте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним... Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали. Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещеные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были в вершок глубины, но он не чувствовал боли и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: "Чем виноват мальчик? вина родителей, что он стал дьявольским последователем". Другие поднимали его на смех и поносили, или просто бросали на него презрительные усмешки. Так он был веден, как агнец на заклание.

(Первые христианские мученики из православных китайцев. "За Церковь", 1936, 19).

Черной несправедливостью было бы, особенно в связи со сказанным выше о западных миссионерах, обойти молчанием инославных христиан -- и китайцев, и европейцев, -- принявших мученичество в те же дни. Погибло до 30 тыс. католиков и 2 тыс. протестантов; из 2500 протестантских миссионеров было убито 134, т.е. около 5 процентов (Nat Brandt. Massacre in Shansi. Syracuse Univ. Press, 1994, p. 270). Как дань их памяти, приведем разсказ очевидца событий 9 июля 1900 г. у губернаторского дворца в Тайюане при большом стечении народа:

Первым вывели мистера Фартинга, баптистского миссионера из Англии. Жена рвалась за ним, но он но он мягко отстранил ее и, сопровождаемый солдатами, пошел вперед и опустился на колени, не произнося ни слова. Голова его отлетела в сторону от одного удара тесака. За ним последовали мистер Ходдл, мистер Бэйнон, доктор Ловитт и доктор Уилсон; каждый был обезглавлен с первого удара. Но тут губернатор Ю Шин потерял терпение и приказал, чтобы охрана, вооруженная длинными саблями, помогла убить остальных. Следующими были мистер Стоукс, мистер Симпсон, и мистер Уайтхауз.

Когда с мужчинами было покончено, дошла очередь до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двух детей, крепко прижимавшихся к ней, но солдаты развели их и с одного удара обезглавили мать. Палач отрубил головы детям, вполне проявив при этом свое мастерство; солдаты же оказались куда менее ловкими, и некоторые женщины, прежде чем умереть, получали удар за ударом. Миссис Ловитт была в очках; она держала за руку сына, когда ей рубили голову. Она говорила: "Мы все прииехали в Китай чтобы передать вам добрую весть о спасении через Иисуса Христа; мы не сделали вам ничего плохого. За что же вы нас?" Солдат забрал у нее очки и убил ее.

Когда разделались с протестантами, вывели католиков. Епископ, седой старик с длинной бородой, спросил губернатора, почему он устроил такое злодейство. Ответил ли ему губернатор, я не слыхал, но видел, как он вытащил саблю и наотмашь разрубил старику лицо: кровь ручьем лилась у него по бороде, когда ему рубили голову.

Сразу вслед за ним обезглавили священников и монахинь. Потом привели мистера Пигготта и его спутников из близлежащей окружной тюрьмы. Он все еще был в наручниках, как и мистер Робинсон. Он говорил, обращаясь к окружающим, вплоть до последней секунды, когда его обезглавили с одного удара. Мистер Робинсон принял смерть совершенно спокойно. Когда отрубили голову миссис Пигготт, она еще держала за руку сына: его убили тотчас вслед за ней. Потом убили остальных женщин, и еще двух девочек.

Всего в тот день обезглавили 45 европейцев; из них было 33 протестанта и 12 католиков. Изрядное число христиан-китайцев тут же разделили их участь. Успело стемнеть, пока дело было сделано, и тела оставили на месте до утра. За ночь их раздели, снняли часы и кольца. Наутро их вытащили к Южным Воротам, а головы в клетках выставили на городской стене. Все кругом удивлялись твердости и спокойствию иностранцев: ни у кого, кроме двух-трех малолетних детей, не было видно ни страха, ни слез.

(O"Connor).

20 июня посольский квартал был взят в осаду, длившуюся 56 дней — до 14 августа 1900 года. Там около девятисот европейцев и несколько сотен китайцев-христиан находились под защитой всего 525 солдат, тогда как силы китайцев превышали 20 тысяч человек (это были и ихэтуани, и правительственные войска). Здания миссий были сильно разбросаны, поэтому осажденные решили оборону разделить на два укрепрайона: в первый объединили посольства Англии, России и США, а во второй — Франции, Германии, Японии и Испании. Силы были поделены примерно поровну. Женщин (147 человек) и детей (76 человек) разместили в английском посольстве, как наиболее защищенном от обстрелов. Ели конину, курили листья, боезапас пополняли, отливая пули.

Причины боксёрского восстания коренились в экономико-политическом противостоянии Китая и великих держав того времени, но в религиозном аспекте восстание выразилось во всеобщем протесте китайцев против иноземных религий, прежде всего, против христианства. Следует отметить, что и сами западные миссионеры иногда вели себя не лучшим образом в отношении китайцев, проявляя высокомерие и корыстолюбие, презрение и жестокость к местному населению. Поэтому восставшие относились к христианским проповедникам так же, как и к прочим иностранцам, то есть как к разорителям Китая, а к китайским христианам - как к предателям. Название восстания было дано европейцами по его эмблеме - сжатому кулаку.

Июнь года дал китайской земле первых православных мучеников. “Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову” . Приведем описания подвига некоторых из них со слов тогдашнего Начальника Духовной миссии архимандрита, впоследствии митрополита Иннокетия, и архимандрита Авраамия:

“Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня г. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедывали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан, их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах. По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным самоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван (нужно отметить, что как русская, так и английская транскрипция китайских имен далека от единообразия, и имена китайских новомучеников иногда встречаются в совершенно непохожем виде) умер мученически с молитвой на устах. Учительница миссионерской школы Ия Вэн была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но через несколько времени боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэн радостно исповедала Христа перед своими мучителями...

Среди пострадавших за Иисуса Христа были албазинцы. Климент Куй Лин, Матфей Хай Цюань, брат его Вит, Анна Жуй, и многие другие, не боясь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), без страха встретили мучения и смерть за Спасителя мира, моля Бога о просвещении гонителей и о прощении им грехов...

Среди мучеников и исповедников Христовых из китайцев особо славен священник Митрофан Цзи-Чун со всею своею семьею. Он родился в г. и 25 лет от роду принял посвящение в сан от рук Японского Епископа Николая... Митрофан был человек смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный; когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя. Он не хотел принимать священного сана и постоянно отказывался, говоря: “Малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?” Но, понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем, повиновался, хотя и знал, что с принятием священства конец его не будет благоприятен. При арх. Флавиане свящ. Митрофан был ему помощником в переводе и проверке книг (речь идет о переводах богослужебных книг на китайский язык, выполнявшихся членами Русской Духовной Миссии; вместе с церквами боксеры сожгли и типографию, уничтожили шрифты и наборные доски). В продолжении пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих, и от внешних много обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трех лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежнего жалования. Во всю свою жизнь свящ. Митрофан не был любостяжательным, а многие злоупотребляли этим.

В г. 1 июня вечером здания Миссии были сожжены боксерами. Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели о. Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий, и трудно избежать их. Сам он по нескольку раз в день ходил смотреть на сожженную церковь. 10-го июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел на дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом.

Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом о. иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем. На месте, где был замучен о. Митрофан в 1920-е г.г. поставлен крест, и в праздник мучеников туда заходит крестный ход и там совершается поминовение.

В семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли, и три сына: старший Исаия, Сергей, и Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исаии, но на другой день, 11 числа утром, и вместе с другими, всего 19 человек... казнена была через отсечение головы на месте, где теперь “Треугольник” - богадельня для нищих. Исаия, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цэ-мынь, так как раньше известно было, что он христианин. Мария, 19 лет, невеста Исаии, за два дня до боксерского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семье своего жениха... Сергей, сын о. Митрофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: “Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру”, и осталась на месте, где была церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место блаженного упокоения.

Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исаии удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в отхожем месте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним... Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали. Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещеные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были в вершок глубины, но он не чувствовал боли и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: “Чем виноват мальчик? вина родителей, что он стал дьявольским последователем”. Другие поднимали его на смех и поносили, или просто бросали на него презрительные усмешки. Так он был веден, как агнец на заклание”.

В те дни приняли мученичество и инославные христиане. Погибло до 30 тыс. католиков и 2 тыс. протестантов; из 2500 протестантских миссионеров было убито 134, т.е. около 5 процентов. Как дань их памяти, приведем рассказ очевидца событий 9 июля г. у губернаторского дворца в Тайюане при большом стечении народа:

“Первым вывели мистера Фартинга, баптистского миссионера из Англии. Жена рвалась за ним, но он мягко отстранил ее и, сопровождаемый солдатами, пошел вперед и опустился на колени, не произнося ни слова. Голова его отлетела в сторону от одного удара тесака. За ним последовали мистер Ходдл, мистер Бэйнон, доктор Ловитт и доктор Уилсон; каждый был обезглавлен с первого удара. Но тут губернатор Ю Шин потерял терпение и приказал, чтобы охрана, вооруженная длинными саблями, помогла убить остальных. Следующими были мистер Стоукс, мистер Симпсон, и мистер Уайтхауз.

Когда с мужчинами было покончено, дошла очередь до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двух детей, крепко прижимавшихся к ней, но солдаты развели их и с одного удара обезглавили мать. Палач отрубил головы детям, вполне проявив при этом свое мастерство; солдаты же оказались куда менее ловкими, и некоторые женщины, прежде чем умереть, получали удар за ударом. Миссис Ловитт была в очках; она держала за руку сына, когда ей рубили голову. Она говорила: “Мы все прииехали в Китай чтобы передать вам добрую весть о спасении через Иисуса Христа; мы не сделали вам ничего плохого. За что же вы нас?” Солдат забрал у нее очки и убил ее.

Когда разделались с протестантами, вывели католиков. Епископ, седой старик с длинной бородой, спросил губернатора, почему он устроил такое злодейство. Ответил ли ему губернатор, я не слыхал, но видел, как он вытащил саблю и наотмашь разрубил старику лицо: кровь ручьем лилась у него по бороде, когда ему рубили голову.

Сразу вслед за ним обезглавили священников и монахинь. Потом привели мистера Пигготта и его спутников из близлежащей окружной тюрьмы. Он все еще был в наручниках, как и мистер Робинсон. Он говорил, обращаясь к окружающим, вплоть до последней секунды, когда его обезглавили с одного удара. Мистер Робинсон принял смерть совершенно спокойно. Когда отрубили голову миссис Пигготт, она еще держала за руку сына: его убили тотчас вслед за ней. Потом убили остальных женщин, и еще двух девочек.

Всего в тот день обезглавили 45 европейцев; из них было 33 протестанта и 12 католиков. Изрядное число христиан-китайцев тут же разделили их участь. Успело стемнеть, пока дело было сделано, и тела оставили на месте до утра. За ночь их раздели, сняли часы и кольца. Наутро их вытащили к Южным Воротам, а головы в клетках выставили на городской стене. Все кругом удивлялись твердости и спокойствию иностранцев: ни у кого, кроме двух-трех малолетних детей, не было видно ни страха, ни слез”.

Восстание «ихэтуаней» - годов, антихристианское по своей сути, привело к появлению первых китайских мучеников-христиан: как католиков, так и православных. В году Русская Православная Церковь прославила в лике местночтимых святых 222 китайских мученика, пострадавших во время этого восстания. Сонм мучеников китайских возглавил священномученик Митрофан Цзи, первый православный китайский пастырь, принявший благодать священства при поставлении выдающимся русским миссионером, равноапостольным Николаем Японским. В память их установлено было совершать в день начала избиения христиан в Пекине, 11 июня (24 июня по новому стилю). Позже на месте их погребения была выстроена церковь.

Восстание «ихэтуаней» было рубежом для истории Православия в Китае. На крови святых мучеников возросла Православная Церковь в Поднебесной Империи. В году в Китае насчитывалось уже 32 православных храма, прихожанами которых были 6000 китайских христиан. Православная Церковь открывала миссионерские станы по всей территории Китая, как в городах, так и в глухих уголках провинций, занималась переводами, благотворительностью, создавала систему православного образования, книгоиздательством.

На месте подвига святых мучеников Боксерского восстания в Пекине установлен крест. День их памяти отмечается в православных календарях.

См. также

Первые христианские мученики из православных китайцев. “За Церковь”, 1936

error: