Включение в состав российской империи царства польского. Царство Польское в составе Российской империи: история, даты, события

Другим национальным районом, обладавшим первоначально широким государственно-правовым статусом, была Польша, получившая после присоединения к России Герцогства Варшавского название Царства Польского.

В XYIII веке стержень польской проблемы составляли украинские и белорусские земли, находившиеся под властью Речи Посполитой. Но Россия пока не ставила задач возвращения этих земель и даже отклонила проекты раздела Польши, предложенные Австрией, Пруссией и Швецией. Вместе с тем, стремясь обеспечить свое влияние в регионе, Россия активно вмешалась в дела о «польском наследстве». В случае смерти Августа II, она хотела видеть на польском престоле его сына. 2-м претендентом на польскую корону был Станислав Лещинский, тесть французского короля Людовика XY. Дипломатией и войнами (почти до 1735 года) польским королем стал Август III, сторонник России.

По решению Венского конгресса, завершившего победу над Наполеоном, в 1815 году большая часть Герцогства Варшавского, созданного императором французов из отобранных у Пруссии польских земель, была передана России и была присоединена к уже входившим в неё польским землям. Еще раньше, по Тилъзитскому договору Александра I с Наполеоном, к России отошла от Пруссии польская Белостокская область.

На этой территории было провозглашено Царство Польское. В 1815 году Александр I утвердил для Польши получила Конституционную хартию – «Учредительную хартию», в соответствии с которой в Польше вводилась автономия и давался статус королевства. Александр I даже присягнул «Учредительной хартии», и Император российский стал одновременно кролем польским. Наличие Конституции в Польше создало своеобразное положение, когда самодержавный в империи монарх стал ограниченным в ее части. Во время отсутствия царя в Польше его представлял наместник (поляк).

По мнению современных польских исследователей, статус Польши в составе Российской империи после 1815 г. можно определить как личную унию.

Конституция Царства Польского была более либеральной, чем Конституция Герцогства Варшавского, дарованная ему Наполеоном. Конституция Царства Польского вообще была наиболее либеральной из конституций тогдашней Европы.

В Центральной Европе Польша являлась единственным государством, обладавшим парламентом, избираемым прямыми выборами всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян. С 1818 года стал избираться законосовещательный Сейм . Сейм состоял из двух палат: Сената и Посольской избы из 128 депутатов, избираемых на местах.

Сенат составляли представители знати, пожизненно назначаемые царем, посольскую палату («избу») составляла шляхта и представители общин (глины). Депутатов избирали на воеводских сеймиках, в которых участвовала только шляхта. Сейм созывался в 1820 и 1825 гг. Сейм обсуждал законопроекты, вносимые в него от имени императора и короля, или Государственного совета. Законодательной инициативой Сейм не обладал (им располагал Государственный совет), он мог лишь принимать или отвергать законопроекты. В представительных органах было обеспечено преобладание дворянства.


При Александре I Сейм созывался трижды – в 1818, 1820 и 1825 гг., и уже тогда наметился конфликт между конституционными учреждениями Польши и самодержавной властью.

Во время отсутствия царя в Польше его представлял наместник (поляк). Сейм не пользовался правом законодательной инициативы (им располагал Государственный совет), он мог лишь принимать или отвергать законопроекты. В представительных органах было обеспечено преобладание дворянства.

Исполнительная власть сосредотачивалась в руках наместника царя , при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный совет . Управление Польшей стал осуществлять административный совет во главе с наместником императора и 5 министерствами: военного, юстиции, внутренних дел и полиции, просвещения и вероисповедания. Это был высший исполнительный орган, контролируемый наместником.

Судебные органы отделялись от администрации. Была провозглашена несменяемость судей и учреждено городское самоуправление. Территория Царства Польского была разделена на 8 воеводств, которые пользовались самоуправлением.

Провозглашалась свобода печати.

В Царстве Польском была сохранена своя армия, в качестве официального государственного языка выступал польский, органы власти формировались, как правило, из поляков. Существовал герб Царства Польского, католическая религия была объявлена пользующейся «особым покровительством правительства». Сохранилось гражданское законодательство, введенное в Герцогстве Варшавском в 1808 г., по образцу Кодекса Наполеона. Провозглашалась свобода печати.

Предоставление конституции Царству Польскому, как и другие льготы, было своеобразным утешением для поляков, лишившихся самостоятельного государства. Для России же включение нового края в состав империи оказалось источником беспокойств; всем протяжении XIX и даже XX в. В то же время вряд ли можно согласиться с мнением некоторых авторов, что для России присоединение такого в то время экономически развитого района не имело хозяйственного значения.

Даже столь широкие права, которые получило Царство Польское, не устраивали, впрочем, определенную часть поляков, преимущественно шляхту. Она мечтала о восстановлении независимой Польши, притом в границах Речи Посполитой, то есть с включением в ее территорию литовских, белорусских и украинских земель.

Это явилось главной причиной восстания 1830 – 1831 гг. Однако восстание привело к потере и существовавших вольностей. После подавления польского восстания 1830 г. Николаем I был издан (1832 год). Им стало определяться правовое положение края. «Органический статут», который отменял многие либеральные привилегии для территорий с польским населением: отменил польскую конституцию, а Польша объявлялась неотъемлемой частью империи. Польская корона стала наследственной в русском императорском доме.

Сейм упразднялся, а для обсуждения наиболее важных вопросов стали созываться собрания провинциальных чинов.

В марте 1832 году там было образовано особое наместничество, во главе с генералом И.Ф. Паскевичем. Он наделялся диктаторскими полномочиями. В 1837 году польские воеводства были преобразованы в губернии, делопроизводство переведено на русский язык. Из государства Царство Польское превратилось в провинцию.

Для управления судами в Варшаве создавались два департамента имперского Сената. Вся образовательная система перешла в подчинение Министерства народного просвещения. С 1839 года в гимназиях вводились русские программы, русский язык стал обязательным в школах. Были закрыты Варшавский и Виленский университеты.

Все это вызывало недовольства со стороны поляков, создавало условия для новых массовых выступлений. Наместничество в польских землях просуществовало до 1874 года, затем там было учреждено Варшавское генерал-губернаторство, а вся территория стала официально именоваться Привисленским краем.

Финляндия, Польша и другие западные районы империи, будучи включенными в нее, не стали тем не менее колониями России. По своему экономическому развитию они стояли на одном уровне с Центральной Россией, и их экономика продолжала успешно развиваться в составе империи.

Финляндия, Польша и другие западные районы империи, будучи включенными в нее, не стали тем не менее колониями России. По своему экономическому развитию они стояли на одном уровне с Центральной Россией, и их экономика продолжала успешно развиваться в составе империи. Переселение шло не на вновь присоединенные территории из метрополии, а как раз, наоборот – из Прибалтики и Белоруссии на восток, в глубь России. Западные районы империи стали не сырьевой, а наоборот, промышленной базой страны.

В 1772 году произошёл первый раздел Польши между Австрией, Пруссией и Россией. 3 мая 1791 года т.н. Четырёхлетний сейм (1788-1792) принял Конституцию Речи Посполитой.

В 1793 году - второй раздел, ратифицированный Гродненским сеймом, последним сеймом Речи Посполитой; к России отошли Белоруссия и Правобережная Украина, к Пруссии - Гданьск и Торунь. Была отменена выборность польских королей.

В 1795 году после третьего раздела польское государство перестало существовать. К России отошли Западная Украина (без Львова) и Западная Белоруссия, Литва, Курляндия, к Пруссии - Варшава, к Австрии - Краков, Люблин.

После Венского конгресса Польша вновь была разделена. Королевство Польское с Варшавой получила Россия, Великое герцогство Познань получила Пруссия, а Краков стал отдельной республикой. Краковская республика ("вольный, независимый и строго нейтральный город Краков с округом") была аннексирована Австрией в 1846 году.

В 1815 же году Польша получила Конституционную Хартию. 26 февраля 1832 года утверждён Органический Статут. Российский император короновался царём Польским.

В конце 1815 года с принятием Конситуционной Хартии Царства Польского были утверждены и польские флаги:

  • Морской штандарт царя Польского (то есть русского императора);

Жёлтое полотнище с изображением чёрного двуглавого орла под тремя коронами, держащего в лапах и клювах четыре морских карты. На груди у орла коронованная горностаевая мантия с малым гербом Польши - серебряным коронованным орлом на червлёном поле.

  • Дворцовый штандарт царя Польского;

Белое полотнище с изображением чёрного двуглавого орла под тремя коронами, держащего в лапах скипетр и державу. На груди у орла коронованная горностаевая мантия с малым гербом Польши - серебряным коронованным орлом на червлёном поле.

  • Флаг военных судов Царства Польского.

Белый флаг с синим андреевским крестом и красным кантоном, в котором изображён герб Польши - серебряный коронованный орёл на червлёном поле.

В польской флаговедческой литературе последний флаг именуется "флагом польских черноморских торговых компаний XVIII века". Однако, это утверждение вызывает очень большие сомнения. Скорее всего в данном случае мы имеем дело с фальсификацией. Дело в том, что андреевский флаг орлом использовали польские эмигранты в качестве национального. В силу весьма сложных отношений между Россией и Польшей польским националистам было крайне неприятно осознавать, что национальным флагом поляков служил по сути оккупационный российский флаг. В результате и был рождён миф о "польских торговый компаниях".

Другие официальные флаги Польши времён её бытности в Российской Империи не известны.

В ходе трёх разделов Речи Посполитой это некогда могущественное и сильное государство прекратило своё существование. Польша была поделена между Россией, Австрией и Пруссией.

По итогам разделов, в составе Российской империи оказалась половина бывшей Речи Посполитой: современные Литва, Украина, Белоруссия и западная часть Латвии (восточная — уже принадлежала российским государям)

История польских земель в составе Российской империи

По состоянию на 1914 год земли, полученные по итогам трёх разделов Речи Посполитой, делились на несколько губерний:

  • Виленскую;
  • Витебскую;
  • Волынскую;
  • Гродненскую;
  • Ковенскую;
  • Курляндскую;
  • Минскую;
  • Могилёвскую;
  • Подольскую.

Поскольку Речь Посполитая была многонациональным государством, в разных частях которого были приняты свои порядки, русские правители старались действовать сообразно ситуации. Так, например, на территории Украины и Белоруссии проводилась активная политика русификации, а в Литве сохранялась большая часть местных устоев и традиций.

Российские императоры, занимаясь устройством внутренних дел бывшей Речи Посполитой, учитывали прежний опыт политического управления этой страной. Главными причинами кризиса конца XVIII века были шляхетская анархия и слабость центральной власти. Поэтому было решено установить на новоприобретённых землях жёсткую централизованную систему управления. Подобная политика не встретила поддержки ни у шляхты, недовольной тем, что её лишили прежних вольностей, ни у крестьян, которые почувствовали усиление крепостного гнёта.

Многие поляки хотели найти поддержку у Франции, которая в конце XVIII — начале XIX века стала представлять угрозу для Австрии, Пруссии и России. Так в составе французской армии стали появляться польские легионы. Однако Наполеон Бонапарт не оправдал ожиданий польских патриотов. Легионы он использовал в своих целях, посылая их на самые сложные и трудновыполнимые задания.

Тогда взор поляков обратился на Петербург. К тому времени новым российским императором стал Александр I, обещавший своим подданным либеральные реформы. Он назначил на место министра иностранных дел своего близкого друга — этнического поляка — Адама Ежи Чарторыйского. Чарторыйский предложил императору проект возрождения польско-литовского государства, которое должно было стать союзником и опорой России. План был одобрен, но после катастрофы под Аустерлицем Чарторыйский пал в немилость и был лишён своего высокого поста. Разочарованные поляки снова заняли профранцузскую позицию.

В ходе завоеваний Наполеон подчинил себе те польские территории, которые входили в состав Австрии и Пруссии. На этих землях было образовано Герцогство Варшавское — сателлит наполеоновской Франции. На территории Герцогства действовал Кодекс Наполеона, наделявший местное население целым рядом гражданских прав и свобод.

Поражение Наполеона и создание в 1815 году Царства Польского, возглавляемого русским монархом, было принято поляками как новый удар. Впрочем, благодаря Конституции 1815 года, дарованной полякам Александром I, отношение местного населения к Петербургу стало более благосклонным. Конституция позволяла полякам формировать собственное правительство и возрождала польский сейм. Однако эйфория улеглась после того как в свои права вступил наместник Царства Польского — великий князь Константин Павлович, отличавшийся жестокостью по отношению к своим подданным. Итогом его правления стало польское восстание 1830 года, окончившееся неудачей, массовыми репрессиями и ликвидацией польской конституции. На момент восстания на русском престоле находился Николай I — «рыцарь самодержавия», боровшийся с революциями по всей Европе.

После его смерти и прихода к власти либерально настроенного Александра II поляки снова стали верить в возрождение своей национальной самостоятельности. В эпоху правления Александра II в Царстве Польском действительно начался подъём, в первую очередь, в экономике. Однако реформа 1861 года вызвала волнения не только в Польше, но и по всей России. Запутанность и консервативность реформы стала причиной выступлений крестьян и радикально настроенного студенчества. Репрессии в отношении польской молодёжи стали причиной очередного всенародного восстания уже 1863 года. Восстание хотя и окончилось рядом уступок по отношению к польскому крестьянству, в целом, означало поражение бунтовщиков. Александр II не стал слишком сурово отвечать на польское восстание, но в эпоху правления его преемника — Александра III — в Царстве Польском стала проводиться жёсткая политика русификации. Стали пресекаться малейшие попытки сохранить национальную идентичность, началось наступление на католическую церковь.

Впрочем, консервативная реакция не означала экономического упадка. Напротив, в 1890-х годах Царство Польское вместе со всей Россией переживало экономический подъём и демографический бум. Одновременно по всей Европе начались восстания рабочих против владельцев фабрик и несправедливого трудового законодательства. В Польше эти бунты носили также характер национально-освободительной борьбы. При этом польские революционеры тесно сотрудничали с русскими неонародниками и социалистами.

Большие надежды на возрождение польской автономии возлагались на Николая II. Однако новый император предпочёл придерживаться консервативного курса своего отца. В 1897 году на заре зарождения русского парламентаризма возникла Национально-Демократическая партия Польши, позже принимавшая участия в заседаниях российской Думы.

Крайнее недовольство среди польской общественности вызвала русско-японская война 1905 года. Последовавшая за этими событиями Первая русская революция была активно поддержана поляками. Из-за нерешительности русского императора обстановка накалялась всё больше, многие поляки переходили к вооружённым выступлениям под руководством будущего основателя польской армии — Юзефа Пилсудского.

Перед началом Первой Мировой войны Пилсудский объявил, что поляки должны встать на сторону Тройственного союза и всячески помогать Германии и Австро-Венгрии сокрушить Российскую империю. В 1915 году войска Тройственного союза заняли территорию Царства Польского и основали здесь формально независимое государство, фактически полностью зависевшее от немецкой политики. Временное правительство позже пыталось вернуть Польшу в лоно Российской империи, но весной 1918 года большевики подписали Брестский мирный договор, по которому РСФСР признавала независимость бывшего Царства Польского. Несколькими месяцами позднее СНК РСФСР признал условия трёх договоров о разделе Речи Посполитой более недействительными.

Национальный подъём

Сначала исчезновение независимой Польши вызвало череду междоусобий и конфликтов среди местного населения. Представители разных социальных групп обвиняли в катастрофе друг друга. Произошла потеря идеалов и национальных ценностей. На какое-то время в стране воцарились пассивность и фрустрация. Однако по прошествии всего одного десятилетия раздоры стали уходить в прошлое. Национальная трагедия перестала быть причиной споров и стала толчком к сплочению поляков. На протяжении всего XIX века польская общественная мысль, так или иначе, вращалась вокруг понятия «нация». Большинство авторов видело причину падения Речи Посполитой в её отсталости от других европейских держав и отсутствии необходимых социальных преобразований.

Большую роль в формировании и сплочении польской нации сыграли:

  • участие поляков в наполеоновских войнах;
  • опыт самоуправления 1815-1830 гг.;
  • участие в российском народническом движении;
  • католическая вера, остававшаяся для поляков всё это время показателем национальной самоидентификации.

Как и Финляндия, Царство Польское в составе Российской империи находилось фактически до конца ее существования как автономное образование, имеющее собственную конституцию. В 1915 году после оккупации польской территории австро-венгерскими войсками было образовано непризнанное Королевство Польское, а после окончания Первой мировой войны независимость Польши была гарантирована на

Речь Посполитая

По Люблинской унии 1569 года Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство, названное Речью Посполитой (дословный перевод на польский язык латинского respublica). Это было нетипичное государственное образование: короля избирали сеймом и постепенно он терял рычаги управления страной. Значительной силой обладала шляхта, то есть дворянство. Однако работа сейма тоже была парализована, поскольку любое решение могло быть принято лишь единогласно. На протяжении XVII-XVIII вв. Речь Посполитая постепенно превращалась в объект европейской политики, а на ее территории претендовали значительно окрепшие соседи: Швеция и Московское царство. Несмотря на осознание польским обществом многочисленных проблем и безрадостных перспектив, никаких решительных шагов по исправлению ситуации сделано не было. Король стал номинальной фигурой, а шляхта не желала расставаться со своими привилегиями даже перед угрозой потери государством независимости.

К концу XVIII века больше всего в польских территориях были заинтересованы Пруссия, Австрия и Россия. Однако императрица Екатерина II стремилась сохранить независимую Польшу, поскольку это позволяло ей единолично контролировать это государство через своих ставленников. С такой позицией не были согласны австрийцы и пруссаки. Они оказывали давление на русское правительство, и Екатерина, понимая, что из-за польских земель может вспыхнуть новая война, согласилась на раздел.

В 1772 году Речи Посполитой был навязан договор, по которому она теряла треть своей территории. Россия получила восточные области Белоруссии и польскую часть Ливонии. В 1793 году произошел второй раздел. Россия стала обладательницей центральных областей Белоруссии и Правобережной Украины. Независимость сохранила лишь четверть Речи Посполитой. После неудачного в 1795 году Пруссия, Австрия и Россия разделили между собой остатки страны.

В ходе разделов был завершен процесс возвращения земель, утраченных На историческую польскую территорию Россия не претендовала, что позволило Екатерине отказаться от титула королевы польской.

Образование Царства Польского

Одной из причин создания автономного Царства Польского в составе Российской империи была необходимость добиться лояльности местного населения и тем самым обезопасить западные границы. Другая причина проистекала из деклараций Венского конгресса, проходившего после разгрома наполеоновской Франции. Три государства, участвовавшие в разделах, гарантировали автономию польским землям, но реализовано это было лишь русской стороной.

Важную роль в процессе создания автономии играл либерально настроенный русский император Александр I. Он искренне полагал, что это позволит организовать сотрудничество и взаимовыгодное существование между двумя славянскими народами.

Правовые аспекты

Включение в Царства Польского проходило согласно положениям Венских договоров, ратифицированных 3 мая 1815 года. Из них следовало, что польские земли закрепляются за Россией навсегда.

За время наполеоновских войн произошло перераспределение разделенных между тремя государствами земель. Так, помимо прежних территорий было присоединено к России Такое значительное территориальное приращение, безусловно, отвечало стремлению Александра создать для России плацдарм в Европе, но одновременно оно приносило и новые проблемы. Разрешить их предполагалось дарованием конституции Царству Польскому при Александре I. План императора вызвал резкое противодействие Англии и Австрии. В частности, представители этих государств, ссылаясь на шляхетскую анархию в последние годы существования Речи Посполитой, утверждали, будто бы поляки не достигли необходимого уровня развития, чтобы получить конституцию. Они предлагали ограничиться лишь введением местного самоуправления, но Александр решительно отверг такое предложение.

Подготовка польской конституции

После окончательного присоединения к России Царства Польского специального органа, занимающегося разработкой конституции, создано не было. Первый проект документа был подготовлен ближайшими советниками императора, в том числе князем Адамом Чарторижским - поляком по происхождению. Но Александра документ не удовлетворил. Во-первых, он был чрезмерно велик, а во-вторых, был проникнут олигархическим духом. Чарторижский согласился с замечаниями императора и приступил к разработке нового проекта.

К работе были привлечены многие видные польские общественные деятели. Их усилиями был составлен новый, состоящий из 162-х статей, конституционный проект. Император лично ознакомился с ним и внес поправки, касающиеся расширения его полномочий. Только после этого текст конституции на французском языке был подписан. 20 июня 1815 года он был обнародован, а со следующего года вступал в законную силу. Таким образом, на разработку конституции вошедшего в состав Российской империи Царства Польского ушло немногим больше двух недель.

Документ состоял из семи разделов, посвященных основным проблемам государственного устройства новообразованной автономии. Кратко их можно свести к следующему:

  • основные принципы государственного устройства Царства Польского в составе Российской империи;
  • закрепленные права и обязанности поляков;
  • организация и функционирование исполнительной ветви власти;
  • принципы формирования законодательных органов;
  • отправление правосудия и организация польских судебных учреждений;
  • формирование местных вооруженных сил.

Такая организация статей, их удельный вес от общего корпуса текста конституции (наиболее детально разработаны статьи, касающиеся исполнительной власти) полностью соответствует принятой годом ранее Конституционной Хартии во Франции.

Законодательная власть

Согласно конституции Царства Польского 1815 г. высшим законодательным органом становился двухпалатный сейм, в состав которого входил также польский царь (то есть, российский император). Сейм собирали раз в два года, в случае же необходимости внеочередной сессии, царь издавал специальный указ. Членов Сената, верхней палаты, назначал царь пожизненно из числа принцев, епископов, воевод и кастелянов. Для того чтобы стать сенатором, необходимо было преодолеть возрастной и имущественный цензы.

Нижнюю палату формировали из представителей губерний Царства Польского, и поэтому именовалась она Палатой послов. 77 человек принадлежали к числу дворян, а всего в палате заседало 128 депутатов. Численность Сената не должна была превышать половины от этого числа. Выборы в Палату послов были двухступенчатыми, а для избирателей действовал умеренный имущественный ценз.

Между двумя палатами было установлено равноправие: царь мог отправить законопроект в любую из них. Исключение делали лишь для законов, связанных с финансовой сферой. Их в обязательном порядке направляли сначала в Палату послов. Законодательной инициативой сейм не обладал. Голосование по законопроекту было открытым, никаких изменений текста не допускали, это было прерогативой Государственного совета. Царь при этом обладал правом абсолютного вето.

Исполнительная власть

Главой этой ветви являлся царь. Его полномочия были чрезвычайно широки. Так, лишь монарх имел право на объявление войны и заключение мира, а также управление вооруженными силами. Лишь он мог назначать сенаторов, епископов и судей. В ведении монарха находился также бюджет. Кроме того, царь обладал правом помилования и роспуска Палаты послов с назначением новых выборов.

Таким образом, царь был центральной фигурой в управлении Царством Польским. При этом все же был неограниченным монархом, поскольку был обязан принести присягу на верность конституции. Поскольку все время находиться в Польше он не мог, была введена должность наместника, которого назначал царь. Его полномочия совпадали с царскими за исключением права назначения высших должностных лиц.

При царе или наместнике учреждался совещательный орган - Государственный совет. Он мог составлять законопроекты, утверждать министерские отчеты, а также заявлять о нарушениях конституции.

Для решения текущих вопросов создали правительство, состоявшее из пяти министерств. Область их компетенции была следующей:

  • вероисповедание и система образования;
  • юстиция;
  • распределение финансов;
  • организация правоохранительных органов;
  • военные дела.

Предпосылки польского восстания 1830 года

При Александре I Царство Польское в составе Российской империи было одной из наиболее динамично развивающихся областей. Экономический рост наблюдался во всех областях народного хозяйства, благодаря чему был преодолен дефицит бюджета. О повышении уровня жизни свидетельствует и рост населения: всего к 1825 году на территории автономии проживало 4,5 млн человек.

Однако накапливались и кризисные моменты. Прежде всего, польская национальная элита рассчитывала на включение в состав Царства Польского земель, приобретенных Россией в ходе трех разделов. Рассчитывать на это позволяла позиция императора Александра, но, столкнувшись с серьезным противодействием, император отказался от этой идеи.

Другим источником недовольства поляков была фигура наместника - брата императора, Константина. Хотя тот всячески пытался понравиться свои подопечным, его откровенно деспотические методы управления встречали глухое сопротивление. Среди офицеров участились случаи самоубийств, а интеллигенция объединялась в подпольные кружки, запрещенные после выступления декабристов.

Не вызвало радости и воцарение Николая I, в отличие от старшего брата не симпатизировавшего либеральным течениям и неприязненно относившегося к конституции. Несмотря на личное отношение, он все же принес присягу и намеревался сохранять сложившиеся с момента включения в состав Российской империи Царства Польского методы управления. Но поляки решили добиваться независимости. В 1828 году оформился "Военный союз", внутри которого разрабатывали планы вооруженного восстания.

Восстание и его последствия

Революция июля 1830 г. во Франции подтолкнула поляков к действию. Выдвинув лозунг восстановления Речи Посполитой в границах до первого раздела, польская армия выступила против русских частей. Наместник был свергнут и едва избежал расправы. Показательно, что Константину Павловичу доносили о брожении в армейских частях, но тот не спешил применять крутых мер, опасаясь польских националистов меньше, чем императора. Сам же Николай по решению повстанцев был низложен в качестве польского царя.

Несмотря на ожесточенное сопротивление, польская армия была наголову разбита 26 мая 1831 года. Вскоре под контролем повстанцев осталась только Варшава, державшаяся до 7 сентября. Решительными действиями императору Николаю удалось удержать Царство Польское в составе Российской империи. Но последствия восстания для поляков были трагичными. Николай получил возможность отменить конституцию и привести систему управления в соответствие с общеимперской. Были упразднены сейм и Госсовет, министерства заменили ведомственными комиссиями. Армия Царства Польского была расформирована, а возможность местного правительства распоряжаться финансами - значительно урезана.

После восстания

Привилегии Царства Польского при Николае I стремительно сокращались. На смену конституции пришел Органический статут 1832 года, в котором была заложена идея постепенного слияния Польши с Российской империей. Руководящие должности заместили русскими чиновниками, а ряд польских ведомств (например, путей сообщения или Варшавский учебный округ) вошел в прямое подчинение центральным органам управления.

Установившийся авторитарный режим вызвал массовую эмиграцию польской интеллигенции. Из-за границы они пытались путем распространения прокламаций и воззваний поднять на восстание польский народ, в особенности крестьянство. Однако сохранившиеся еще со времен Речи Посполитой противоречия между шляхтой и крестьянством были столь сильны, что ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Кроме того, николаевская администрация в противовес национализму выдвинула консерватизм и клерикализм. Влияние католической церкви сводило к нулю все попытки эмиграции убедить народ в необходимости борьбы за независимость.

В 1863 году поляки все же предприняли новое восстание, которое русской армии вновь удалось подавить. Очередная попытка освободиться от русского владычества показала, что интеграционный курс Николая I успехом не увенчался. Между двумя народами установились взаимное недоверие и неприязнь. Не облегчала ситуацию и насильственная русификация: в образовательных учреждениях преподавали историю России, да и само обучение вели на русском языке.

Необходимо отметить, что в образованных кругах едва ли не всех западных государств разделы Речи Посполитой считались исторической несправедливостью. Особенно ярко это проявилось, когда поляки оказались разделенными между двумя противоборствующими лагерями в годы Первой мировой войны и вынуждены были сражаться друг с другом. Осознавали это и многие русские общественные деятели, но высказывать подобные мысли вслух было опасно. Однако упорное стремление поляков к независимости сделало свое дело. На завершающем этапе Первой мировой войны американский президент в своих 14 пунктах по мирному урегулированию отдельно вынес польский вопрос. По его мнению, восстановление Польши в исторических границах являлось принципиальным вопросом. Однако расплывчатость термина "исторические границы" вызвала ожесточенные дебаты: считать ли таковыми те, что сложились к 1772 году или же границы средневекового Польского королевства? Неудовлетворенность решениями конференций в Версале и Вашингтоне привела к войне между РСФСР и Польшей, завершившейся победой последней. Но международные противоречия этим не исчерпывались. На ряд польских областей претендовали Чехословакия и Германия. Это, а также другие спорные решения мирных конференций после Первой мировой, привели к новой большой войне в Европе, первой жертвой которой стала независимая Польша.

Польша находилась в составе Российской империи с 1815 по 1917 годы. Это был бурный и сложный период для польского народа – время новых возможностей и больших разочарований.

Взаимоотношения России и Польши всегда были непростыми. В первую очередь это следствие соседства двух государств, которое на протяжении многих столетий порождало территориальные споры. Вполне естественно, что во время крупных войн Россия всегда оказывалась втянута в пересмотр польско-российских границ. Это коренным образом влияло на социальные, культурные и экономические условия в прилегающих областях, а также на жизненный уклад поляков.

«Тюрьма народов»

«Национальный вопрос» Российской империи вызывал различные, порой полярные мнения. Так, советская историческая наука назвала империю не иначе как «тюрьмой народов», а западные историки считали ее колониальной державой.

А вот у русского публициста Ивана Солоневича мы находим противоположное высказывание: «Ни один народ в России не подвергался такому обращению, какому подвергалась Ирландия времен Кромвеля и времен Гладстона. За очень немногими исключениями все национальности страны были совершенно равны перед законом».

Россия всегда была полиэтническим государством: его расширение постепенно приводило к тому, что и так неоднородный состав русского общества стал разбавляться представителями разных народов. Это касалось и имперской элиты, которая заметно пополнилась выходцами из европейских стран, приезжавших в Россию «на ловлю счастья и чинов».

Для примера, анализ списков «Разряда» конца XVII века показывает, что в боярском корпусе лиц польского и литовского происхождения было 24,3%. Впрочем, «русские иностранцы» в подавляющем большинстве теряли свою национальную идентичность, растворяясь в российском обществе.

«Царство Польское»

Присоединившись по итогам Отечественной войны 1812 года к России «Царство Польское» (с 1887 года – «Привислинский край») имело двоякое положение. С одной стороны, после раздела Речи Посполитой это хоть и было совершенно новое геополитическое образование, но все еще сохраняющее связь в этнокультурном и религиозном планах со своей предшественницей.

А с другой – здесь росло национальное самосознание и пробивались ростки государственности, что не могло не повлиять на взаимоотношения поляков и центральной власти.
После присоединения к Российской империи в «Царстве Польском», несомненно, ожидали перемен. Перемены были, но воспринимались не всегда однозначно. За время вхождения Польши в состав России сменилось пять императоров, и у каждого был свой взгляд на самую западную российскую губернию.

Если Александр I слыл «полонофилом», то Николай I в отношении Польши выстраивал политику куда более трезвую и жесткую. Впрочем, ему не откажешь в стремлении, по выражению самого императора, «быть столь же хорошим поляком, как и хорошим русским».

Российская историография в целом позитивно оценивает итоги столетнего вхождения Польши в состав империи. Возможно, именно взвешенная политика России по отношению к западному соседу помогла создать уникальную ситуацию, при которой Польша, не являясь самостоятельной территорией, на протяжении ста лет сохраняла государственную и национальную идентичность.

Надежды и разочарования

Одной из первых мер, введенных российским правительством, была отмена «кодекса Наполеона» и замена его польским кодексом, который в числе прочих мер наделял крестьян землей и предполагал улучшение финансового положения малоимущих. Польский сейм новый законопроект принял, однако отказался запрещать предоставляющий свободы гражданский брак.

В этом отчетливо обозначились ориентиры поляков на западные ценности. Пример брать было с кого. Так в Великом княжестве Финляндском уже к моменту вхождения Польского царства в состав России было отменено крепостное право. Просвещенная и либеральная Европа была Польше ближе, чем «крестьянская» Россия.

После «александровских свобод» пришло время «николаевской реакции». В Польской губернии почти все делопроизводство переводится на русский язык, или на французский для тех, кто не владел русским. Конфискованные имения жалуются лицам русского происхождения, также русскими замещаются все высшие должностные посты.

Николай I в 1835 году посетивший с визитом Варшаву чувствует назревающий в польском обществе протест, а поэтому запрещает депутации выразить верноподданнические чувства, «дабы предохранить их ото лжи».
Тон выступления императора ударяет своей бескомпромиссностью: «Мне нужны деяния, а не слова. Если вы будете упорствовать в своих мечтаниях о национальной обособленности, о независимости Польши и тому подобных фантазиях, вы навлечёте на себя величайшее несчастие... Говорю вам, что при малейшем волнении я прикажу стрелять в город, обращу Варшаву в развалины и, конечно, не отстрою ее».

Польский бунт

Рано или поздно на смену империям приходят государства национального типа. Эта проблема затронула и Польскую губернию, в которой на волне роста национального сознание обретают силу и политические движения, не имеющие себе равных среди других губерний России.

Идея национальной обособленности, вплоть до восстановления Речи Посполитой в ее прежних пределах охватывала все более широкие слои масс. Разгонной силой протеста выступало студенчество, которое поддержали рабочие, солдаты, а также разночинные слои польского общества. Позднее к освободительному движению примкнула часть помещиков и дворян.

Основные пункты требований, предъявляемых повстанцами, это аграрные реформы, демократизация общества и в конечном итоге независимость Польши.
Но для российского государства это был опасный вызов. На польские восстания 1830-1831 и 1863-1864 годов российское правительство отвечает резко и жестко. Подавление бунтов оказалось кровопролитным, однако чрезмерной жесткости, о которой писали советские историки, не было. Бунтовщиков предпочитали отсылать в отдаленные российские губернии.

Восстания вынудили правительство принять ряд контрмер. В 1832 году был ликвидирован польский сейм и расформирована польская армия. В 1864 году были введены ограничения на использование польского языка и передвижение мужского населения. В меньшей степени итоги восстаний коснулись местной бюрократии, хотя среди революционеров были дети крупных чиновников. Период после 1864 года отмечен усилением в польском обществе «русофобии».

От недовольства к выгодам

Польша, несмотря на ограничения и ущемления свобод, получала определенные выгоды от принадлежности к империи. Так, при правлении Александра II и Александра III поляки стали чаще назначаться на руководящие должности. В некоторых уездах их число достигало 80%. Поляки имели возможность продвижения по государственной службе отнюдь не меньше чем русские.

Еще больше привилегий давалось польским аристократам, которые автоматически получали высокие чины. Многие из них курировали банковскую сферу. Для польской знати были доступны доходные места в Петербурге и Москве, также они имели возможность открыть свое дело.
Нужно отметить, что в целом Польская губерния имела больше привилегий, чем другие регионы империи. Так, в 1907 году на заседании Государственной Думы 3-го созыва было озвучено, что в различных российских губерниях налогообложение доходит до 1,26%, а в крупнейших промышленных центрах Польши – Варшаве и Лодзи оно не превышает 1,04%.

Интересно, что Привислинский край на каждый отдаваемый в государственную казну рубль получал обратно в виде дотаций 1 рубль 14 копеек. Для сравнения Среднечерноземный край получал всего 74 копейки.
Немало правительство тратило в Польской губернии на образование – от 51 до 57 копеек на человека, а, к примеру, в Центральной России эта сумма не превышала 10 копеек. Благодаря такой политике, с 1861 по 1897 год количество грамотных в Польше увеличилось в 4 раза, достигнув отметки 35%, хотя в остальной России эта цифра колебалась в районе 19%.

В конце XIX столетия Россия вступила на путь индустриализации, подкрепленной солидными западными инвестициями. Дивиденды от этого имели и польские чиновники, участвуя в железнодорожных перевозках между Россией и Германией. Как следствие – появление огромного количества банков в крупных польских городах.

Трагичный для России 1917 год завершил историю «русской Польши», дав полякам возможность становления собственной государственности. То, что обещал Николай II – свершилось. Польша обрела свободу, однако столь желаемой императором унии с Россией так и не получилось.

error: