Тяжелый мотоблок. Как сделать прицеп из автодеталей

Приобретая прицеп для мотоблока, вы значительно расширяете функциональность техники и сокращаете объем работ, выполняемых вручную. В то же время цена таких конструкций может стать обременительной для бюджета, поэтому многие владельцы земельных участков рассматривают возможность самостоятельного изготовления конструкций.

Виды и назначение моделей

Устройство прицепа для мотоблока зависит от его грузоподъемности и назначения. Эти параметры влияют и на стоимость изделий.

  • Для легких мотоблоков используются прицепы с шириной 1 м и длиной 0,85-1,15 м. Их грузоподъемность составляет 300 кг, а стоимость – от 200$.
  • Прицеп для мотоблока от 5 л.с (средняя категория) больше по габаритам. При такой же ширине (1 м) их длина достигает 1,4-1,5 м. Цена подобных изделий – от 250 $.
  • У прицепов для тяжелых мотоблоков увеличены и длина, и ширина. Габаритные размеры 1,2х2,0-3,0 м. Для столь внушительных размеров требуется более надежная опора, поэтому такие изделия выпускаются двухосными. При приобретении таких моделей придется потратить не меньше 500$.
  • Самые простые модели – цельные. Их геометрия не меняется, стенки и дно соединены неподвижно.
  • Кузов с откидными бортами хорошо приспособлен для транспортировки крупногабаритных грузов, вес которых не превышает установленные для конкретной категории изделий нормы.
  • Самосвальный прицеп наиболее удобен при разгрузочных работах. Используя его, нет необходимости брать в руки лопату или другой ручной инструмент. Кроме того, самосвальный прицеп увеличивает производительность работ.

Нюансы конструкции

Планируя приобретать или делать своими руками прицеп, важно учитывать связь некоторых особенностей конструкции с грузоподъемностью изделий.

  • Самосвальные прицепы на двухосных прицепах с большой грузоподъемностью оснащаются гидравлическим приводом, обеспечивающим легкое опрокидывание.
  • У одноосных моделей опрокидывание обычно происходит за счет специфического расположения центра тяжести, достаточно ручного устройства.
  • Прицепы с грузоподъемностью свыше 350 кг оснащаются механическим тормозом. При движении с горки полностью загруженного мотоблока с прицепом остановить их с помощью лишь тормоза транспортного средства будет весьма затруднительно.

Самостоятельное изготовление

Изучив стандартные конструкции, которые предлагают производители, можно думать, как сделать прицеп к мотоблоку своими руками. Следует выбрать удобную конструкцию. Самосвальный прицеп несколько сложнее в исполнении, но функциональнее. Однако при редком использовании техники выбирают решение проще.

Чертежи и схемы

В качестве начального этапа хорошо эскизно нарисовать самодельный прицеп к мотоблоку с указанием размеров. На этот рисунок можно будет ориентироваться при выборе материалов, определить по нему сложные и требующие более тщательной разработки узлы. Впоследствии можно выполнить более подробную и точную схему.

Важно учитывать, что центр тяжести нагруженного правильно сбалансированного прицепа находится ближе к переднему борту, но так, чтобы он не заходил за колесную ось.

Рама прицепа

Надежность рамы определяет прочность и долговечность, которой будет обладать самодельный прицеп мотоблока.

  1. Для изготовления каркасной решетки подойдет труба с квадратом (прямоугольником) в сечении и уголок.
  2. Для изготовления передней и задней поперечин выбирают уголок 25х25 мм.
  3. В роли лонжеронов выступают трубы 60х30 мм.
  4. Элементы соединяются с помощь пяти вспомогательных поперечин так, чтобы результатом стал каркас-решетка.
  5. К продольным трубам по углам решетки приваривают четыре вертикальные стойки.

Дальнейшие действия определяются типом выбранной модели.

  • Самосвальный прицеп должен иметь откидной борт с заднего торца короба.
  • Изделие с откидными бортами требует аналогичной конструкции всех (трех) бортов за исключением обращенного к мотоблоку.
  • Рамы откидных элементов изготавливаются отдельно от общего каркаса, а у самых простых моделей – как его элементы.

Обшивка каркаса

В качестве обшивки бортов обычно выбирают материал, использование которого не будет удорожать изделие, то есть, имеющийся под руками.

  • Дерево (доски, оставшиеся после постройки надворных сооружений) не практично из-за невысокой устойчивости к влажности. Доски придется пропитывать специальными составами, тщательно прокрашивать и следить за целостностью покрытия.
  • Пластик влагоустойчив, он не подвержен разрушению под воздействием многих химических веществ. Пластик дешев, но его недостатком является низкая механическая прочность.
  • Металлические листы с антикоррозийным покрытием – наиболее прочный, но и достаточно дорогой вариант. Если самосвальный прицеп будет интенсивно эксплуатироваться, лучше остановиться на металле. При выполнении зашивки соединение раскроенных листов с рамами может выполняться с помощью сварки.

Перед обшивкой бортов необходимо покрыть горизонтальную поверхность решетки (пол кузова). Для этой цели хорошо подойдет дюралюминиевый лист, который фиксируют при помощи болтов.

Обшитые рамы откидных бортов соединяются с основным каркасом при помощи петель и снабжаются шпингалетами, задвижками-засовами или накидными крюками для фиксации в закрытом состоянии.

Ходовая часть

Для обеспечения движения прицеп для мотоблока может оснащаться колесными узлами старого транспортного средства или (более простой вариант) садовой тачки. Для их крепления приваривается дополнительная труба или ось.

Ступица чаще крепится напрессовкой, для чего ее заднюю часть растачивают и надевают на ось (трубу), контролируя отсутствие перекоса. Колеса монтируются на штифтах, после чего закрепляются гайками. Финальный этап – навинчивание колпака.

Установка колес от тачки производится по упрощенной схеме

Соединение прицепа с мотоблоком

Сцепка мотоблока с прицепом – ответственный элемент конструкции.

Оптимальный вариант для самостоятельного изготовления – простой и надежный узел «труба в трубе». К изогнутой трубе с одной стороны приваривается в вертикальном положении еще короткий отрезок трубы для соединения с мотоблоком при помощи шкворня. На противоположном конце основной (изогнутой) трубы также наваривается еще один отрезок и устанавливается шкворень для соединения с прицепом. Такая конструкция обеспечивает надежное соединение в сочетании с подвижностью, необходимой на поворотах и неровностях.


Использование мотоблока в хозяйстве часто требует дополнительного навесного оборудования. Сэкономить на его покупке можно, изготовив прицеп к мотоблоку своими руками. Эта работа несложная и доступна каждому при наличии небольших навыков в слесарном мастерстве.

Возможные варианты прицепа

Прицепы для мотоблока чаще всего выходят из строя из-за превышения допустимой нагрузки. Поэтому вначале следует определиться с основными видами работ, для которых предназначается модель, и объемами перевозок. Возможны следующие варианты.

Легкий прицеп. Модель, рассчитанную на грузоподъемность 50-70 кг без веса водителя, легко можно сделать из обычной садовой тележки с одной осью. К ней достаточно приварить прицепной механизм и сделать подставочку для сиденья.

Универсальный вариант пригоден для перевозки малогабаритных грузов весом до 120 кг на участке с неровным рельефом. П-образная рама сваривается из двутавра. К дышлу присоединяется прицепное устройство из плуга.

Тяжелая модель на резиновом ходу наиболее рациональна, хотя и немного дороже. Она позволяет использовать все возможности мотоблока и удлиняет срок его службы на десятки лет. Для ее изготовления необходимо приобрести металлопрофиль нужного размера и некоторые запчасти автомобильной ходовой.

Необходимые материалы

Комплект материалов и оборудования, необходимых для работы, состоит из:

  • электросварочного аппарата;
  • болгарки;
  • электродрели со сверлами разных размеров;
  • десятка электродов No 4;
  • стального профиля – трубчатого квадрата с размерами 40Х40 длиной 20 м и 20Х40 длиной 15 м;
  • стальной трубы, внутренний диаметр которой соответствует внешнему размеру подшипника у ступицы;
  • листового металла 2-миллиметровой толщины площадью 2Х3 м;
  • двух ступиц в комплекте от автомобиля «Москвич» марки М2140 либо М 412;
  • двух колес от него же, в нормальном техническом состоянии;
  • двух навесов от гаражных ворот.










Основные габариты можно подобрать самостоятельно, в зависимости от видов работ, например, 150Х200 см. Высота самодельного прицепа подбирается таким образом, чтобы в рабочем состоянии он имел горизонтальное положение. Грузоподъемность прицепа для обычного мотоблока не должна превышать 500 кг. Для мощных мотоблоков с двигателем в 12 л. с. параметр грузоподъемности может быть и больше. Прицеп можно прикрепить к мотоблоку с помощью стандартной сцепки от плуга или изготовить ее самостоятельно. Водило делается из трубы круглого сечения с выносом от прицепа до отверстия крепления 1,3 м.

Сварка корпуса

Для изготовления остова самодельного кузова следует:

  • раскроить металлопрофиль квадратного сечения;
  • сварить прямоугольную раму из продольных и поперечных лонжеронов;
  • внутри нее сделать пару поперечных проставок для усиления днища кузова;
  • далее вырезать и соединить с помощью сварки борта прицепа – 4 штуки высотой по 50 см;
  • борта зашить стальными листами и приварить к основе кузова;
  • дно выложить листовым металлом и скрепить с балками из металлопрофиля;
  • задний борт установить с помощью дверных петель, чтобы можно было его при выгрузке откидывать;
  • при желании можно сделать откидными боковины;
  • обработать конструкцию антиржавчиной и покрыть грунтовкой.

Ходовая часть

Самой важной частью работы является монтаж ходовой части. Сначала следует приготовить колесную ось. Колеса приспособить можно любые, но прицеп для мотоблока, сделанный на резиновом ходу, облегчит управление и повысит безопасность при езде. Ось прочно приваривается к лонжеронам в нескольких точках и продольному шарниру. Ее длину нужно выбрать с учетом того, чтобы колеса не выступали за габариты самодельного кузова.

Для лучшей фиксации оси используют уголковые опоры. Ходовой узел нужно установить строго параллельно поперечной балке каркаса. Использование трубчатой оси повысит прочность конструкции при превышении допустимой нагрузки. Положение ступиц в трубе должно обеспечивать минимальное биение колеса.

Изготовление сцепки для прицепа

Эффективное использование разнообразного навесного оборудования на мотоблоке невозможно без качественной сцепки. Ее можно сделать своими руками, сэкономив на покупке заводского механизма. При изготовлении сцепного устройства надо обеспечить:

  • совместимость размеров для мотоблока и навесного оборудования;
  • простоту и надежность в эксплуатации;
  • возможность настройки оборудования под выполнение определенной задачи.

Главной деталью сцепки является П-образный кронштейн с отверстиями крепления. Через них он крепится при помощи штырей:

  • с одной стороны - к мотоблоку;
  • с другой стороны – к прицепу или другому навесному оборудованию.

Материалом для этого узла может служить швеллер нужного размера. Отверстия должны быть определенного диаметра. Штыри делаются из высокопрочной стали. Положение устройства меняется с помощью рычага. Сцепной узел размещается под рулевым управлением.

Преимущества и недостатки самодельного прицепа

Когда в хозяйстве появляется необходимость в использовании прицепа для мотоблока, многие стоят перед выбором: что выгоднее – купить устройство или сделать прицеп своими руками? Решение каждый принимает самостоятельно, в зависимости от своих навыков в мастерстве и существующих цен на рынке. Преимущества самодельного агрегата состоят в возможности:

  • определять его габариты по своим потребностям;
  • изменять какие-то параметры;
  • выбирать прочные и долговечные материалы, которые обеспечат прицепу для мотоблока долгий срок эксплуатации;
  • использовать подручные приспособления, которые позволят сэкономить на заводских образцах.

Прицеп, сделанный своими руками можно оснастить и другими полезными приспособлениями, например, светоотражателями, тормозами. Для управления необходимо приобрести некоторые навыки, которые потребуют небольшого времени.

Такое оборудование, как мотоблок, является отличным помощником при работе в поле, саду, на даче или ферме. Для расширения возможностей техники, к ней можно присоединить прицепное устройство и перевозить грунт, мусор, урожай, инструменты и другие тяжелые или габаритные грузы. Сделать прицеп к мотоблоку можно своими руками, потратив на это всего несколько дней. В результате получится незаменимый помощник, который облегчит дальнейшую работу.

Подготовительные работы

В первую очередь необходимо обдумать каких размеров должен быть прицеп , чтобы он подошел к определенному мотоблоку, и его удобно было использовать. После этого нужно будет набросать чертеж или эскиз тележки, на котором отобразить конструкцию с разных ракурсов, проставить все размеры и прорисовать узлы.

Механизмы прицепов

Продумать нужно все до мелочей , чтобы во время сборки техники не возникло никаких затруднений. Для этого необходимо разобраться:

Разобравшись со всеми этими вопросами, можно приступать к подготовке списка необходимых материалов и подсчета примерной стоимости будущего прицепа.

Простой прицеп к мотоблоку «Нева»

Чтобы приступить к изготовлению тележки своими руками, необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:

  • дюралюминиевый лист толщиной от 2 мм;
  • листы из стали толщиной от 0,8 мм;
  • рессоры и колеса;
  • стальные трубы 25х25 и 60х30 мм;
  • швеллер;
  • крепежные элементы;
  • шуруповерт;
  • сварочный аппарат;
  • электролобзик;
  • болгарку.

Рама прицепа будет цельной конструкцией , установленной на каркасной решетке. Для ее изготовления две траверсы 25х25 мм нужно сделать поперечными и присоединить к ним трубы 60х30 мм так, чтобы в результате получилась решетка.

К готовой решетке привариваются две продольные трубы , сверху которых с помощью сварки крепится обвязка 25х25 мм. В качестве материала для бортов будут служить листы стали, которые вырезаются необходимых размеров и привариваются.

Наступила очередь балки, для изготовления которой понадобятся два швеллера. Элементы вставляются друг в друга, после чего на один из концов получившейся детали надеваются колесные оси.

Лонжерон соединяется с помощью рессор, конец которых следует надеть на ось балки и ось серьги. Затем к той же балке стремянками нужно приварить центральную часть рессор.

В последнюю очередь своими руками нужно сделать дышло из труб 60х30 мм . Их следует состыковать и с помощью сварки одну часть присоединить к прицепу, а другую – к лонжеронам.

Простой прицеп для мотоблока готов. Хотелось бы отметить, что для соединения его деталей специалисты рекомендуют использовать сварочный аппарат. Такое крепление позволит эксплуатировать конструкцию длительное время.

Многофункциональный прицеп для мотоблока своими руками: этапы работ, видео инструкция

Определившись с размерами и набросав чертеж, следует просчитать какое количество метров металлопроката и сколько швеллеров понадобится для изготовления самодельного прицепа. Это необходимо для того, чтобы обезопасить себя от лишних затрат на приобретение ненужных деталей и крепежных элементов.

Необходимые материалы и инструменты:

  • сварочный аппарат;
  • стальные уголки 40х40 мм и 50х25 мм;
  • брус размером в 50х50 мм;
  • доски толщиной в 20 мм;
  • обрезки труб круглого и прямоугольного сечения;
  • колеса в сборе со ступицей.

Будущий прицеп будет состоять из четырех основных узлов , соединенных посредством сварки.

Этапы работ:

Прицеп-самосвал для мотоблока готов. Теперь можно закреплять подножку и сиденье водителя, с которого будет осуществляться управление техникой.

Самодельный прицеп к мотоблоку из автодеталей

Составив заранее чертеж и подготовив необходимые материалы и инструменты, своими руками собрать такой прицеп можно за 1–2 дня.

Для работы понадобятся:

  • передние полуоси от «Жигулей» или «Москвича»;
  • швеллер в 65 мм по длине кузова;
  • уголки 60х60 мм;
  • две трубы длиной в 2 м;
  • одна труба 60х40 мм, длиной в 3-5 м;
  • сварочный аппарат.

Несущей деталью конструкции будет ось, которая изготавливается из швеллера . Его длина зависит от длины будущего прицепа. С обеих сторон швеллера с помощью сварки присоединяются полуоси от автомобиля. Сверху устанавливаются профильные трубы:

Для обеспечения конструкции прочности и жесткости, от передних углов тележки следует протянуть профильные уголки или трубы . Стыки можно соединить болтами или сваркой.

Рама для прицепа готова. Теперь на нее можно установить сделанный своими руками простейший деревянный кузов, сиденье и прицепить к дышлу.

Посмотрев видео инструкцию и изучив статью, можно понять, что для того, чтобы сделать прицеп для мотоблока своими руками не нужно быть конструктором или механиком. Для осуществления задуманного понадобится чертеж, необходимые инструменты, материалы и немного желания и свободного времени.

Прицеп для мотоблока, вещь нужная, а порой даже необходимая в частном хозяйстве. В данном материале рассмотрим, как сделать прицеп для мотоблока своими руками, ориентируясь на чертежи и описание к ним.

На схеме ниже, самодельный прицеп к мотоблоку, способный перевозить груз весом более 400кг, но обо всем по порядку. Прицеп оснащен водительским местом, он неприхотлив в эксплуатации и довольно прост в изготовлении.

Прицеп к мотоблоку - приступаем к изготовлению

Прицеп для мотоблока : 1 - кронштейн навесных орудий мотоблока «Электроник», 2 - консоль, 3 - водило, 4 - подножка (доска 20мм), 5 - сиденье водителя (доска 20мм), 6 - рама, 7 - кузов (доска 20мм), 8 - балка опорная (брус 50x50мм, 3 шт.), 9 - болт М8, 10 - кольцо упорное (труба 58x4), 11 - колесо (от мотоколяски СЗД, 2 шт.). – общ. Вид

Чертежи прицепа для мотоблока

Условно, прицеп можно разделить на несколько основных узлов: водило, рама, кузов, колеса.

Водило, включает в себя несколько деталей, соединенных сваркой. Основную нагрузку здесь, на себя берет стык дышла с корпусом поворотного узла, поэтому это место усиленно 4-мя ребрами жесткости.

Водило

1 - корпус поворотного узла, 2 - дышло (труба 49x3, L1850), 3 - рамка подножки (уголок 25x25x4), 4 - упор (труба 58x4), 5 - ребро жесткости (s4), 6 - накладка (полоса 25x4).

Рама изготовлена из стальных элементов: труб, прямоугольного и круглого сечения, уголков и прутка. Они сварены между собой, и образуют конструкцию (раму), конструктивные особенности рамы обусловлены сельской местностью, где при езде дорога изобилует неровностями, ямами и т.д.

Для колесной оси, используется стальной стержень диаметром 30мм, который соединен при помощи сварки, косынками с лонжеронами и корпусом продольного шарнира, и угловыми опорами. Длина стержня 1070мм, длина выбрана такой, чтобы колеса не выступали за обводы кузова.

Рама прицепа

1 - раскос (уголок 21 х21 хЗ), 2 - рамка сиденья (уголок 21x21x3), 3 - стояк (труба 50x25x4), 4 - стойки сиденья (уголок 40x40x4), 5,14 - подкосы передние (труба 50x25), 6, 15 - лонжероны продольные (уголок 40x40x4), 7, 8 - опоры колесной оси правые (уголок 32x32x4), 9,16 - подкосы задние (труба 50x25), 10 - поперечина усиливающая (уголок 40x40x4), 11 - корпус продольного шарнира (труба 58x4), 12 - ось колесная (пруток 0 30), 13,17 - лонжероны поперечные (уголок 40x40x4), 18 - косынки (s4).

Кузов прицепа – выбираем материал изготовления

Кузов прицепа, сделан из досок, толщиной 20мм, для большей прочности, на углах он усилен металлическими накладками. К раме, кузов крепится при помощи трех опорных рамок из бруса 50*50мм и болтов.

Данная телега, в основном предназначена для перевозки грузов в мешках, поэтому её борта не откидываются.

Также, кузов прицепа можно сделать из разных подручным материалов, листового металла, толщиной не менее 1-1,2 мм, профнастила, досок и даже пластика. Для кузова подойдет любой материал, если он отвечает вашим задачам и требованиям. Здесь надо рассчитать нагрузку, тип перевозимых грузов и т.д.

Наиболее универсальным вариантом, будет изготовление кузова и листа металла, а чтобы продлить срок службы прицепа, металл следует загрунтовать и покрасить.

Для кузова из дерева, на углы устанавливают металлические накладки, это придает жесткости и прочности самодельному прицепу. Крепление к раме выполняют болтами и трех опорными рамками.

При изготовлении кузова из профнастила, не лишним будет установка дополнительных ребер жесткости.

Ось и колеса для прицепа мотоблока

Колеса в данном прицепе позаимствованы от мотоколяски СЗД, колеса идут со ступицами в сборе, а ось обточена под посадочный диаметр.

Для изготовления колесной оси, понадобится стальной стержень длиной 1-1,05 метра. Такая длина стержня обусловлена размера нашего самодельного кузова прицепа. Сделайте уголки и косынки стальными опорами. Использую сварочный аппарат приварите продольный шарнир и лонжероны к стальном стержню используя косынки и уголки. Ось кронштейна и серьги одеваются на лонжероны.

Колеса для самодельного прицепа, подойдут от любой техники, лишь бы они подходили по размеру. Так, довольно просто приладить колеса от Жигулей или мотоколяски, в последнем варианте уже имеются ступицы с нужным нам диаметром оси.

Те, кто силен в технике, утверждают, что можно использовать колеса от садовой тележки, радиус которых составляет 16-18 дюймов, и замечательно подходит под прицеп.

Прицеп, соединяется с мотоблоком при помощи консоли, консоль, сделана таким образом, чтобы подходить под штатную сцепку мотоблока, для навесного оборудования. Верхняя часть консоли представляет из себя ось, вокруг которой вращается поворотный узел водила, в двух подшипниках. Подшипники прикрыты пыльниками, а пространство между ними, заполнено смазкой. Возможно, будет полезна тема " ".

Водило соединено с рамой прицепа, шарнирно, т.е. дышло вставлено в трубчатый корпус продольного шарнира, все это зафиксировано болтом М8 и упорным кольцом. На не ровной дороге, это позволяет колесам прицепа, быть независимыми от положения колес мотоблока.

Поворотный узел водила

1 - консоль, 2 - пыльники, 3,6 - подшипники 36206, 4 - корпус, 5 - втулка распорная, 7 - втулка дистанционная, 8 - шайба, 9 - гайка М20х2,5, 10 - масленка, 11 - дышло.

Самодельный прицеп к мотоблоку видео подборка

Так же, представляем видео, на которых показано как сделать прицеп для мотоблока своими руками на опыте людей справившихся с эти делом.

error: