Теория конвергенции. Большая энциклопедия нефти и газа

Теория конвергенции - буржуазная теория, которая утверждает, что в результате эволюционного развития и взаимопроникновения капитализма и социализма возникает якобы некое единое общество, основанное на сочетании положительных качеств обеих общественно-экономических систем. Наиболее видными сторонниками этой теории являются американские экономисты П. Сорокин, Дж. К. Гэлбрейт и голландский экономист Я. Тинберген. Теория «конвергенции» не представляет собой единой, стройной системы взглядов.

По вопросу о том, в какой системе происходят изменения, существуют три точки зрения: некоторые считают, что изменения в направлении сближения происходят в социалистическом обществе; другие видят такие изменения в условиях капитализма; третьи утверждают, что эволюция имеет место в обеих системах. Отсутствует единство и в отношении путей конвергенции. Многие сторонники теории ссылаются на научно-техническую революцию и обусловленные ею рост крупного производства, особенности управления им, присущие обеим системам. Немало и тех, кто делает ударение на развитии государственного планирования, на сочетании его с рыночным механизмом. Некоторые полагают, что конвергенция идет по всем линиям - в области техники, политики, социальной структуры и идеологии.

Разногласия проявляются и в определении конечных результатов конвергенции. Большинство авторов этой теории приходит к выводу о синтезе двух систем, о возникновении единого общества, отличающегося и от капитализма, и от социализма. Другая точка зрения предполагает сохранение обеих систем, но в существенно измененном виде. Но все они так или иначе подразумевают под конвергенцией поглощение социализма капитализмом. Главный порок всех разновидностей теории «конвергенции» состоит в том, что она игнорирует социально-экономическую природу обеих систем, которая в корне различна. Если частная капиталистическая собственность предполагает эксплуатацию, то социалистическая собственность полностью ее исключает.

Буржуазные экономисты берут за основу своей теории некоторые внешние, формально-сходные черты - применение новой техники, изменения в управлении производством, элементы планировании. Однако по своему содержанию, целям, социально-экономическим последствиям эти черты имеют глубокие существенные отлична в условиях социализма. Вследствие принципиальных различий социально-экономической природы двух систем не может быть слияния капитализма и социализма. Теория «конвергенции» направлена на то, чтобы внушить трудящимся массам иллюзии о возможности постепенной ликвидации антагонистических противоречий капитализма в рамках этой системы, отвлечь их от революционной борьбы.

Cтраница 1


Теория конвергенции была направлена на снятие марксистской однолинейной схемы развития с обязательной заменой капитализма социализмом. В ней обусловливалась идея, что индустриальное общество обладает потенциалом безграничного прогрессивного развития без радикальных (революционных) преобразований и создания мира без границ - общего дома человечества с приоритетом общечеловеческих ценностей.  

Теория конвергенции имеет ряд разновидностей. Различные трактовки наблюдаются как в отношении того, что является основой возникновения сходных черт, так и в отношении будущего общества. Гэлбрейт, например, в качестве основы сближения выдвигает развитие техники. Рассматривая будущее индустриальных систем, он указывает на усиление тенденций конвергенции. Эти тенденции усматриваются им в росте крупного производства, развитии техники, сохранении автономии предприятий, государственном регулировании совокупного спроса и подготовки специалистов. Гэлбрейт находит эти черты как в капиталистическом, так и в социалистическом обществе.  

Теория конвергенции объективно является своеобразным отражением того факта, что крупное, общественное по своему характеру производство нуждается в регулировании в интересах всего общества, чего нельзя осуществить в условиях капитализма. Она призвана представить капитализм прогрессивным строем, якобы приближающимся к социализму, уже доказавшему свои решающие преимущества перед капитализмом.  

Теория конвергенции является своеобразным отражением того факта, что крупное, общественное по своему характеру производство нуждается в регулировании в интересах всего общества, чего нельзя осуществить в условиях капитализма. Теория конвергенции призвана приукрасить капитализм, представить его прогрессивным строем, якобы приближающимся к социализму, уже доказавшему свои решающие преимущества перед капитализмом.  

Согласно теории конвергенции социальные различия социализма и капитализма стираются, поскольку производительные силы, наука и техника становятся все более сходными во всех развитых обществах. Авторы этой теории спекулируют на внешнем сходстве некоторых сторон научно-технического прогресса в экономически развитых странах с разными общественными системами. Акцент во всех вариантах теории конвергенции ставится лишь на одной стороне общественного развития - на развитии производительных сил.  

Суть теории конвергенции состоит в утверждении, будто по мере развития капитализма и социализма у обеих систем возникают и усиливаются сходные черты, различия же постепенно исчезают. По мнению буржуазных идеологов, условия производства, развитие культуры и науки в результате общего прогресса становятся все более одинаковыми в обеих системах. И капитализм и социализм якобы вынуждены решать одни и те же проблемы, применять одинаковые методы их решения.  

Характерной чертой теории конвергенции является утверждение о взаимопроникновении обеих систем: капитализм воспринимает лучшие черты социализма и устраняет при этом свои пороки, социализм тоже постепенно перерождается, воспринимая лучшие черты капитализма и устраняя свои недостатки. Буржуазные теоретики рассматривают проводимые в социалистических странах экономические реформы, исходя из внешних, формальных признаков; усиление использования товарно-денежных отношений они трактуют как возврат к рыночной стихии.  

Основным пороком теории конвергенции, так же как и всех других теорий сходства двух систем, является то что она основывается на формальном подходе и внешних признаках, на игнорировании коренной противоположности общественной социалистической и частнокапиталистической собственности. На самом деле ни развитие техники, ни усиление общих черт в формах организации и управления производством не устраняют этой коренной противоположности, а еще более усиливают ее. При социализме же технический прогресс служит основой для повышения уровня жизни всего народа, для облегчения и сбережения труда.  

Один из вариантов теории конвергенции принадлежит академику А. Д. Сахарову, который в конце 1960 - х гг. считал сближение стран капитализма и так называемого реального социализма, сопровождающееся демократизацией, демилитаризацией, социальным и научно-техническим прогрессом, единственной альтернативой гибели человечества.  

Характерна в этом отношении теория конвергенции.  

Вместе с тем появление теории конвергенции служит своеобразным отражением того факта, что крупное, общественное по своему характеру производство нуждается в общественном регулировании, чего нельзя осуществить в условиях капитализма. Но разумеется, буржуазные экономисты не могут делать такие выводы.  

Характерной чертой всех разновидностей теории конвергенции является утверждение о взаимопроникновении обеих систем - капитализм воспринимает лучшие черты социализма и устраняет при этом свои пороки. Причем основные устои буржуазного строя - капиталистическая собственность, эксплуатация труда - остаются незыблемыми. Социализм якобы тоже постепенно перерождается, воспринимая лучшие черты капитализма и устраняя свои недостатки. Буржуазные теоретики рассматривают хозяйственные реформы в социалистических государствах как некий поворотный пункт, означающий возврат к рыночной экономике, стимулируемой прибылью. Исходя из того, что некоторые экономические категории социализма выступают в формах, внешне сходных с категориями капитализма, буржуазные экономисты изображают совершенствование планирования как отказ от централизованного планового руководства, усиление использования товарно-денежных отношений - как возврат к рыночной стихии.  

Характерной чертой всех разновидностей теории конвергенции является утверждение о взаимопроникновении обеих систем - капитализм воспринимает лучшие черты социализма и устраняет при этом свои пороки. Причем основные устои буржуазного строя - капиталистическая собственность, эксплуатация труда - остаются незыблемыми. Социализм якобы тоже постепенно перерождается, воспринимая лучшие черты капитализма и устраняя свои недостатки. Буржуазные теоретики рассматривают хозяйственные реформы в социалистических государствах как некий поворотный пункт, означающий возврат к рыночной экономике, стимулируемой прибылью. Исходя из того, что некоторые экономические категории социализма выступают в формах, внешне сходных с категориями капитализма, буржуазные экономисты изображают совершенствование планирования как отказ от централизованного планового руководства, усиление использования товарно-денежных отношений-как возврат к рыночной стихии.  

Характерной чертой всех разновидностей теории конвергенции является утверждение о взаимопроникновении обеих систем - капитализм воспринимает лучшие черты социализма и устраняет при этом свои пороки. Причем основные устои буржуазного строя - капиталистическая собственность, эксплуатация труда - остаются незыблемыми. Социализм якобы тоже постепенно перерождается, воспринимая лучшие черты капитализма и устраняя свои недостатки. Буржуазные теоретики рассматривают хозяйственные реформы в социалистических государствах как некий поворотный пункт, означающий возврат к рыночной экономике, стимулируемой прибылью.  

В 70 - е годы популярность теории конвергенции значительно упала. В конце 70 - начале 80 - х годов появились идеи частичной конвергенции, являющиеся результатом приспособления кон-вергенционных идей к изменяющейся социально-экономической и политической обстановке, что, в частности, признается и самими буржуазными авторами.  

Конвергенции теория, современная буржуазная теория, согласно которой экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалистической системами постепенно сглаживаются, что приведет, в конечном счете, к их слиянию. Самый термин «конвергенция» заимствован из биологии (см. Конвергенция в биологии). К. т. возникла в 50-60-х гг. 20 в. под влиянием прогрессирующего обобществления капиталистического производства в связи с научно-технической революцией, возрастанием экономической роли буржуазного государства, внедрением элементов планирования в капиталистических странах. Характерными для К. т. являются искаженное отражение этих реальных процессов современной капиталистической жизни и попытка синтезировать ряд буржуазно-апологетических концепций, имеющих целью замаскировать господство крупного капитала в современном буржуазном обществе. Наиболее видные представители К. т.: Дж. Голбрейт , П. Сорокин (США), Я. Тинберген (Нидерланды), Р. Арон (Франция), Дж. Стрейчи (Великобритания). Идеи К. т. широко используются «правыми» и «левыми» оппортунистами и ревизионистами.

Одним из решающих факторов сближения двух социально-экономических систем К. т. считает технический прогресс и рост крупной промышленности. Представители К. т. указывают на укрупнение масштабов предприятий, повышение удельного веса промышленности в народном хозяйстве, возрастающее значение новых отраслей промышленности и прочее как на факторы, способствующие всё большему сходству систем. Коренной порок таких взглядов - в технологическом подходе к социально-экономическим системам, при котором общественно-производственные отношения людей и классов подменяются техникой пли технической организацией производства. Наличие общих черт в развитии техники, технической организации и отраслевой структуре промышленного производства ни в коей мере не исключает коренных различий капитализма и социализма.

Сторонники К. т. выдвигают также тезис о схожести капитализма и социализма в социально-экономическом отношении. Так, они говорят о всё большем сближении экономической роли капиталистического и социалистического государства: при капитализме направляющая экономическое развитие общества роль государства якобы усиливается, при социализме - уменьшается, так как в результате проводимых в социалистических странах экономических реформ происходит якобы отход от централизованного, планового ведения народного хозяйства и возвращение к рыночным отношениям. Такая трактовка экономической роли государства искажает действительность. Буржуазное государство, в отличие от социалистического, не может играть всеобъемлющей направляющей роли в экономическом развитии, так как большинство средств производства находится в частной собственности. В лучшем случае буржуазное государство может осуществлять прогнозирование развития экономики и рекомендательное («индикативное») планирование или программирование. Принципиально неверна концепция «рыночного социализма» - прямое извращение природы товарно-денежных отношений и характера хозяйственных реформ в социалистических странах. Товарно-денежные отношения при социализме подчинены плановому руководству со стороны социалистического государства, экономические реформы означают совершенствование методов социалистического планового руководства народным хозяйством.

Иной вариант К. т. выдвинут Дж. Голбрейтом. Он не говорит о возврате социалистических стран к системе рыночных отношений, а, напротив, заявляет, что в любом обществе при совершенной технике и сложной организации производства рыночные отношения должны быть заменены плановыми отношениями. При этом утверждается, что при капитализме и социализме якобы существуют сходные системы планирования и организации производства, которые и послужат основой для конвергенции этих двух систем. Отождествление капиталистического и социалистического планирования есть искажение экономической действительности. Голбрейт не делает различия между частно-хозяйственным и народно-хозяйственным планированием, видя в них лишь количественное различие и не замечая принципиального качественного отличия. Сосредоточение в руках социалистического государства всех командных позиций в народном хозяйстве обеспечивает пропорциональное распределение труда и средств производства, тогда как корпоративное капиталистическое планирование и государственное экономическое программирование неспособны обеспечить такую пропорциональность и не в состоянии преодолеть безработицу и циклические колебания капиталистического производства.

К. т. получила на западе распространение среди различных кругов интеллигенции, причём одни из её сторонников придерживаются реакционных социально-политических воззрений, другие же - более или менее прогрессивных. Поэтому в борьбе марксистов против К. т. необходим дифференцированный подход к различным сторонникам данной теории. У некоторых ее представителей (Голбрейт, Тинберген) К. т. связывается с идеей мирного сосуществования капиталистических и социалистических стран, по их мнению, только конвергенция двух систем может спасти человечество от термоядерной войны. Однако выведение мирного сосуществования из конвергенции совершенно неправильно и по существу противостоит ленинской идее мирного сосуществования двух противоположных (а не сливающихся) общественных систем.

По своей классовой сущности К. т. есть изощренная форма апологии капитализма. Хотя она внешне как бы становится и над капитализмом и социализмом, ратуя за некую «интегральную» экономическую систему, по существу же предлагает синтез двух систем на капиталистической основе, на базе частной собственности на средства производства. К. т., будучи в первую очередь одной из современных буржуазных и реформистских идеологических доктрин, вместе с тем выполняет и определенную практическую функцию: она пытается обосновать для капиталистических стран меры, направленные к осуществлению «социального мира», а для социалистических стран - меры, которые были бы направлены к сближению социалистической экономики с капиталистической на путях так называемого «рыночного социализма».

Лит.: Брегель Э., Теория конвергенции двух экономических систем, «Мировая экономика и международные отношения», 1968, №1; Голбрейт Дж., Новое индустриальное общество, пер. с англ., М., 1969; Современные буржуазные теории о слиянии капитализма и социализма, М., 1970; Sorokin P. A., The basic trends of our times. New Haven, 1964; Rose G., Was steckt hinter der Konvergenztheorie?, B., 1969; Meissner Н., Konvergenztheorie und Realitä t, 2 Aufl., B., 1971.

Э. Я. Брегель.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. convergo -сближаюсь, схожусь), одна из основных концепций современной буржуазной социологии, политэкономии и политологии, усматривающая в общественном развитии современной эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем - капитализма и социализма с их последующим синтезом и некоем «смешанном обществе», сочетающем в себе положительные черты и свойства каждой из них. Термин «конвергенция» заимствован буржуазными идеологами из биологии, где он обозначает приобретение относительно далёкими по происхождению организмами сходных анатомических (морфологических) форм в процессе эволюции благодаря обитанию в одинаковой среде.

Конвергенции теорию выдвинули П. Сорокин, Дж. Голбрейт, У. Ростоу (США), Ж. Фурастье и Ф. Перру (Франция), К. Тинберген (Нидерланды), X. Шельский и О. Флехтхейм (ФРГ) и др. Она получила распространение в буржуазной общественной мысли в 50-60-х годов вследствие вынужденного признания экономических достижений социализма и его исторической необратимости *. Преобладающей темой конвергенции теории является стремление увековечить капиталистическую систему, хотя бы в реформированном виде, путём заимствования у социализма научных методов управления обществом, экономического планирования и системы социального обеспечения.

Конвергенции теория включает широкий диапазон философских, социологических, экономических и политических взглядов и футурологических прогнозов - от буржуазно-реформистских и социал-демократических стремлений совершенствования государственно-монополистического регулирования социально-экономических процессов до откровенно апологетических концепций и антикоммунистических попыток «ассимиляции» капитализмом социалистических стран путём навязывания им «рыночной экономики», «либерализации» общественного строя, политического «плюрализма» и мирного сосуществования в области идеологии (3. Бжезинский, Р. Хантингтон, К. Менерт, Э. Гелнер и др.). Некоторые буржуазные социологи и политологи (Р. Арон, Д. Белл и др.) ограничивают конвергенцию двух систем лишь областью экономической деятельности и социальной стратификации, противопоставляя социализм и капитализм в сфере политических отношений и идеологии, тогда как другие распространяют её на общественные отношения в целом. Конвергенции теория была воспринята многими ревизионистами (Р. Гароди, О. Шик и др.) в виде концепций «рыночного социализма», «социализма с человеческим лицом» и т. п.

С крахом надежд буржуазных идеологов на обновление капитализма и эрозию социализма путём его «либерализации» популярность конвергенции теории значительно упала в 70-х годах. Вместе с тем среди буржуазной интеллигенции на Западе получила распространение идея так называемая негативной конвергенции (Р. Хейлбронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.), согласно которой обе социальные системы якобы усваивают друг у друга не столько положительные, сколько отрицательные элементы каждой, что ведёт к «кризису современной индустриальной цивилизации» в целом.

Конвергенции теория спекулирует на некоторых внешних или исторических преходящих явлениях современной социальной действительности, в частности на том обстоятельстве, что социалистические страны, начав своё экономическое развитие с более низкого уровня, чем передовые капиталистические страны, лишь в середине 20 века сравнялись с ними по уровню промышленного развития. Кроме того сторонники конвергенции теории пытаются обосновать её ссылками на объективную тенденцию к интернационализации экономической, политической и культурной деятельности в современную эпоху, на всемирный характер научно-технической революции и т. п. В то же время они игнорируют коренную противоположность социализма и капитализма, которые покоятся на различных системах собственности, обладают принципиально различной классовой природой, несовместимыми политическим строем и идеологией.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Михеев В. И., Капитализм или «индустриальное общество»?, М., 1968; Совр. бурж. теории о слиянии капитализма и социализма. (Критич. анализ), М., 1970; Майснер Г., Теория конвергенции и реальность, пер. с нем., М., 1973; Иванов Г. И., Социальная сущность теории конвергенции, М., 1975; Коцев И., Конвергенция или дивергенция, София, 1979.

Примечания ХРОНОСа

* Указание автора статьи на «историческую необратимость» достижений социализма, как мы видим из XXI века, являются заблуждением. Всё то, что можно отнести к достижениям социализма сегодня демонтируется до основания. Однако слабость советской критики теории конвергенции вовсе не в этом ошибочном тезисе про «необратимость». Советская критика данной теории строилась на предположении, что социализм в СССР есть! А раз он есть, то у него имеются некие положительные стороны, которые возможно сопоставлять с аналогичными чертами капитализма Запада. Таким образом советские философы были втянуты в идеологический спор, из которого имелся лишь один выход, которые и сработал – разрушение СССР.

Критика в адрес теории конвергенции оказалась бы более эффективной, если бы советские теоретики признали, что с конца 20-х до начала 40-х годов XX века в стране была созданная мобилизационная система – экономическая, политическая, идеологическая, управленческая военная – предназначенная только для ведения надвигающейся мировой войны. Никаким социализмом эта модель общества не являлась. Главная проблема этой системы состояла в том, что после окончания войны система не была реформирована и преобразована в НОРМАЛЬНУЮ гражданскую. Номенклатурный аппарат управления, созданный для мобилизации всех управленческих ресурсов накануне войны, не было демонтировал и не мог обеспечить развития общества. Соответственно негативные черты этой «недоделанной» системы управления отличались целым букетом недостатков и давали в руки создателей теории конвергенции сильные козыри для доказательства преимуществ капитализма как бы над социализмом.

Неспособность находившихся на службе у номенклатуры советских философов ПРИЗНАНИЯ очевидного делала их аргументацию бессильной.

Министерство образования Республики Беларусь

Институт парламентаризма и предпринимательства

Кафедра политологии

Курсовая работа

по учебной дисциплине «Политическая идеология»

на тему «Политическая теория конвергенции »

Горунович Михаил Владимирович

(дата, подпись)

Социально-экономический факультет заочного обучения, 5-й курс,

группа 22121/12

Номер зачетной книжки 275/22816

Место работы и занимаемая должность:

ООО «Дексма», электросварщик

Телефоны:

городской:

мобильный: +375292586656

Руководитель

Ст. преподаватель

Горелик А. А.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…..….……3

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ, АНАЛИЗ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ КОНВЕРГЕНЦИИ……………………………………………...……6

РАЗДЕЛ 2. КРИТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОНВЕРГЕНЦИИ ……………………………………….……………..19

2.1. Критика политической теории конвергенции ………………………………19

2.2. Перспективы развития политической теории конвергенции ………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…………….……….29

ВВЕДЕНИЕ

Процессы, происходящие в современной политике, и конвергенция (формирование конвергентной политики) – это во всех смыслах не только взаимосвязанные, но и обоюдоострые проблемы. Их соотношение имеет не только ситуационную, но и методологическую, теоретическую, научно-практическую и стратегическую актуальность. Углубленное изучение их взаимосвязи не следует откладывать «на потом», его необходимо признать делом своевременным и естественным.

Идея конвергенции впервые появилась после второй мировой войны как следствие стремления к миру. В начальный период научного поиска многие считали, что термин «конвергенция» произвольно перенесен буржуазными идеологами в область общественных отношений из биологии, где он означает появление у различных организмов сходных признаков под влиянием общей для них внешней среды. Так, в общей теории систем Людвига фон Берталанфи особо подчеркивается общенаучное значение и общеметодологическая роль аналогии и взаимозависимости между теориями подобия и конвергенции. Конвергенция науки как системы знаний и процессов общественной деятельности людей аналогична конвергенции других сфер общества и общественных процессов.

Основываясь на теории подобия, ученые пытаются доказать, что под воздействием современных производительных сил социализм и капитализм приобретают все больше сходных черт, эволюционируют навстречу друг другу, и рано или поздно они должны слиться и образовать некое новое, конвергентное общество-гибрид.

Современный мировой исторический процесс начинает все чаще трактоваться как процесс взаимодействия реформируемого постсоциалистического общества с саморазвивающимся, самоперерождающимся капитализмом. Считается, что такое взаимодействие включает этапы наступления и отступления социализма, этапы деструкции капитализма и яростных всплесков его активного контрнаступления и временных побед. Стараясь разобраться во всех сложных перипетиях этого процесса, общественно-научная мысль Запада в свое время пыталась найти примиренческое объяснение взаимодействию «двух систем». Однако интерес к данной проблеме пропал, как только капитализм победил в «холодной войне» и социализм оказался если не уничтоженным до конца, то отброшенным далеко назад .

Идея конвергенции оформилась в работах Дж.Гэлбрейта, У.Ростоу, П.Сорокина (США), Я.Тинбергена (Нидерланды), Р.Арона (Франция), Зб.Бжезинского (Польша) и многих других мыслителей. В СССР в эпоху господства марксистско-ленинской идеологии с идеями конвергенции выступал известный физик и мыслитель – диссидент А. Сахаров.

Объектом курсовой работы выступает совокупность отношений, составляющих сущность политической доктрины конвергенции и основные этапы ее формирования.

Предметом исследования является политическая доктрина конвергенции и политические взгляды ее разработчиков и многочисленных последователей.

Целью настоящей работы является анализ взглядов сторонников политической доктрины конвергенции.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и сущность политической доктрины конвергенции;

2. раскрыть политические взгляды критиков политической доктрины конвергенции;

3. рассмотреть перспективы развития политической доктрины конвергенции.

При исследовании были использованы различные справочные и энциклопедические материалы, интернет-ресурсы и др.

При написании работы использовались логический метод исследования, метод анализа политологической, социологической, методической литературы, а также, методы обобщения, сравнения, моделирования.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, оглавление, введение, два раздела, заключение и список литературы. Объем курсовой работы, включая список использованной литературы из 15 наименований, – 30 страниц.

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ , АНАЛ ИЗ И СУЩНОСТЬ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ КОНВЕРГЕНЦИИ

Теория конвергенции (от лат. сonvergere – сближаться, сходиться) объединяет широкий спектр политологических учений и рассматривает в современном цивилизационном общественном развитии тенденцию к сближению и синтезу социализма и капитализма.

Сам термин «конвергенция» заимствован из биологии, где он означает приобретение относительно далекими по происхождению организмами одинаковых свойств и форм благодаря проживанию этих организмов в одинаковой среде. Несмотря на то, что это сходство, зачастую, носило внешний характер, подобный подход позволял решить целый ряд познавательных задач. Подразумевается, что человечество при не совпадающих или противоположных социально-политических системах находится на одном «корабле» Земля, а распространение контактов приводит к взаимному обмену ценностями, поэтому капитализм и социализм обогащаются чертами друг друга и образуют единое «конвергентное» общество .

Последователи пролетарской идеологии марксизма – ленинизма считали, что между капитализмом и социализмом принципиально не может быть ничего общего. Идея вечной борьбы социализма и капитализма, вплоть до окончательной победы коммунизма на всей планете, пронизывала всю социалистическую и, отчасти, буржуазную политику.

После двух мировых войн во второй половине ХХ столетия складывается идея о единстве современного мира в рамках индустриального общества. Теорию конвергенции в различных модификациях поддерживали в своих разработках П. Сорокин (1889-1968 гг), Дж. Гэлбрейт (р. 1908), У. Ростоу (р. 1916), Р. Арон (1905-1983 гг), Зб. Бжезинский (р. 1908) и другие западные теоретики. В СССР с идеями конвергенции выступал А. Сахаров. Он неоднократно обращался к руководству страны, призывая покончить с «холодной войной», вступить в конструктивный диалог с развитыми капиталистическими странами для создания единой цивилизации с резким ограничением милитаризации. Руководство СССР проигнорировало обоснованность подобных идей, изолировав А. Сахарова от научной и общественной жизни.

Теории конвергенции в своей основе гуманистичны. Их возможность обосновывает вывод о том, что развитие капитализма, который был критически осмыслен коммунистами в XIX-XX вв., претерпел очень много изменений. Индустриальное общество, сменившееся в 70-е гг. постиндустриальным, а в конце столетия информационным, приобрело много сторон, о которых говорили идеологи социализма. В то же время многие моменты, являющиеся программными для социализма, не были реализованы на практике в СССР и других социалистических странах. Например, жизненный уровень в странах социализма был гораздо ниже, чем в развитых капиталистических странах, а уровень милитаризации – гораздо выше .

Достоинства рыночного общества и трудности, возникающие при социализме, позволяли предложить уменьшение конфронтации между двумя социальными системами, увеличить порог доверия между политическими системами, добиться ослабления международной напряженности и уменьшения военного противостояния. Эти политические меры могли бы привести к объединению потенциала, который накопили страны капитализма и социализма, для совместного развития всей цивилизации Земли. Конвергенция могла бы осуществляться через экономику, политику, научное производство, духовную культуру и многие другие сферы социальной действительности.

Политическая доктрина конвергенции исходит из методологии технологического детерминизма, согласно которой развитие общества непосредственно определяется наукой и техникой независимо от характера производственных отношений. Ее сторонники утверждают, будто научно-техническая революция привела к созданию «индустриального общества», имеющего два варианта – «западный» и «восточный». По их мнению, все государства, относящиеся к «индустриальному обществу», стремятся рационально эксплуатировать природные богатства, поднимать производительность труда, чтобы повысить жизненный уровень населения и создать строй всеобщего материального благополучия. Для «индустриального общества» с этой точки зрения характерно не только быстрое научно-техническое развитие, но и отсутствие антагонистических классов. Преодолев былую стихийность, оно развивается на плановых началах, в нем отсутствуют экономические кризисы, сглажено социальное неравенство. Понимая под «западным вариантом» «индустриального общества» современный государственно-монополистический капитализм, буржуазные идеологи приписывают ему те свойства, которые на деле присущи только социализму. Это говорит о вынужденном признании силы и жизнеспособности социалистического строя, который сравнительно недавно изображался буржуазными идеологами исторической аномалией и недолговечным, обреченным на провал экспериментом. Реальному же социализму приписываются черты, которые в действительности свойственны капитализму: эксплуатация человека человеком, социальные антагонизмы, угнетение личности. Буржуазные идеологи не только преднамеренно стирают качественное различие между двумя противоположными социальными системами – капитализмом и социализмом, но и пытаются доказать незаконность и ненужность революционного перехода от одного к другому. В этом и состоит основной социально-политический смысл антикоммунистической концепции «единого индустриального общества», являющейся одной из главных составных частей политической доктрины конвергенции. По мысли буржуазных идеологов, под воздействием научно-технического прогресса и в «западном» и в «восточном» вариантах «индустриального общества» будто бы неизбежно возникают сходные признаки и черты, их накопление в конечном итоге должно привести к синтезу двух систем, к возникновению «единого индустриального общества», объединяющего преимущества социализма и капитализма и исключающего их недостатки .

error: