Святослав игоревич храбрый. Правление князя святослава игоревича

Святослав Храбрый известен из летописей как правитель Руси в 945-972 годах. Он отличился как смелый полководец. Биография Святослава полна интересных фактов, которые мы рассмотрим.

Происхождение

Древнерусские летописи повествуют, что Святослав Храбрый - это сын княгини Ольги и князя Игоря. Нет точной информации о дате его рождения. В одних источниках указан 942 год, в других - 920.

В истории Древней Руси Святослав Храбрый считается первым вождем, имеющим славянское имя. У его прародителей скандинавское происхождение.

В некоторых источниках имя князя упоминается как Сфендославос. Специалисты предполагают, что скандинавское имя Свен слилось со славянским окончанием -слав. Но не все ученые согласны с подобной трактовкой, ведь многие славянские имена имеют приставку Свент-, которая после потери звуков дает славянский слог «свят», что означает «святой».

Детские годы

В исторических летописях первое упоминание о Святославе имеется в 944 году. Это договор князя Игоря с Византией. По сообщению летописных документов, князя Игоря убили в 945 году за сбор огромной дани. Ольга, имевшая малолетнего ребенка, выступила против древлян.

Поход оказался успешным, и Ольга, одержав победу, покорила древлян и стала править ими.

Летописи информируют, что Святослав все детство был с матерью в Киеве. Ольга в 955-957 годах стала христианкой и пыталась крестить сына. Мать рассказывала ему о счастье быть христианином. Святослав не препятствовал другим обращаться, но сам относился с неуважением к христианству и считал, что дружина не поймет его.

Возмужав, князь возгорелся желанием отличиться как полководец. Он был поистине благороден и всегда сначала объявлял войну народам, затем нападал.

Некоторые специалисты считают, что делегация Ольги в Константинополь была предпринята с целью договориться о браке Святослава и царевны из Греции. Получив отказ, мужчина был обижен и твердо решил остаться язычником.

Взрослая жизнь

О взрослой жизни Святослава летопись говорит с 964 года. В это время юноша возмужал. Правление Святослава Игоревича началось с того, что он выгнал всех христианских священников, приехавших по настоянию матери Ольги. Для Святослава, не желавшего принять христианство, это было принципиальным шагом.

Киевский князь собрал дружину воинов и активно участвовал в походах. «Повесть временных лет» говорит, что он не брал с собой котлов и возов, но резал куски мяса и готовил на углях, а спал под открытым небом, клав под голову седло.

Святослав Храбрый походы начал в 964 году, сначала он пошел на вятичей, живущих на Оке и Волге, затем на Хазарию. Ему удалось победить хазар.

Исторические источники сообщают различные сведения о взятии Хазарии. Одни говорят, что сначала Святославу удалось взять город Саркел, затем Итиль. Другие считают, что в ходе большого военного похода Святославу удалось покорить Итиль, а потом и Саркел.

Князь Святослав смог разрушить Хазарский каганат, позднее он закрепил отвоеванные земли за собой. Вместо Саркела была образована Белая Вежа.

После взятия Хазарии в 966 году Святослав взял верх над вятичами вторично и наложил на них дань.

Антиболгарский союз

В 967 году Византия и Болгария вступили в конфликт. Византийский правитель послал делегатов к Святославу с просьбой о походе в Болгарию. Именно так Византия хотела взять Болгарию и ослабить Русь. Калокир, глава делегации, подписал со Святославом антиболгарский союз и выразил желание занять престол в Византии. Взамен он пообещал русскому князю несметные богатства.

В 968 году Святослав вышел на Болгарию, а после военных действий остался в устье Дуная, куда ему присылали греческую дань.

В 968-696 годах Киев атаковали печенеги, и Святослав туда возвратился. В то же время умерла Ольга, Святослав распределил бразды правления между сыновьями. Затем он пошел с походом на Болгарию, сокрушил ее. Болгарам пришлось просить покровительства у Византии, которая медлила оказывать помощь. В итоге болгарский царь подписал со Святославом союз, и позднее Болгария уже воевала вместе с русами против Византии.

Нападение на Византию

После установления партнерства с болгарами, Святослав оставался на Дунае. Так он расширил собственные земли.

В 970 году Святослав напал на византийские территории во Фракии. Он вместе с войском дошел до окрестностей Константинополя, где состоялся итоговый бой. Его результаты историки трактуют по-разному. В одних документах говорится, что были сокрушены союзные войска Святослава, а затем и его силы. В других сообщается, что Святославу удалось одержать победу, но он отошел, собрав дань.

В любом случае, сражения в Византии закончились к лету 970 года, хотя набеги русов не закончились.

Сокрушение Болгарии

В 971 году император Иоанн I Цимисхий выступает против Святослава, отправляет флот на Дунай, чтобы отрезать русов.

Вскоре взята болгарская столица Преслав, царя взяли в плен. Российские воины прорываются в Доростол, там же располагается и Святослав. Смелость Святослава нарастает вместе с опасностями. По свидетельствам византийских историков, русы вели себя отважно. Когда они не могли спастись, сами наносили себе удары в сердце. Их жены вели себя как настоящие амазонки, участвуя в сражениях. Попадая в плен, русские сохраняли самообладание, ночью сжигали погибших братьев и закаляли над ними пленников, а младенцев пускали в воды Дуная.

Иоанн подходит к Доростолу, русы уходят крепость, осаждаемую в течение трех месяцев. Удача оставляет русских. Отечество их очень далеко, соседние народы на стороне греков. Войско Святослава ослабло от ран и голода, в то время как греки ни в чем не имеют нужды.

Святослав собирает дружину. Одни хотят бежать ночью, другие предлагают о мире. Но князь решает испытать судьбу, чтобы не впасть в презрение у соседних народов. Войско вступает в бой. Князь подбадривает воинов и отдает приказ запереть ворота города, чтобы никто не сбежал.

Сражение начинается утром, к полудню греки изнемогают и начинают отступать. Вскоре бой возобновился. Цимисхий был изумлен мужеством врага и надумал прекратить войну. После этого бой продолжается. Греки очень желали гибели Святослава. Витязь Анемас сокрушил князя и сбросил его с коня, но шлем не дал Святославу погибнуть.

Святослав, потерявший многие силы и будучи тяжело раненным в итоговом бою, решает требовать мира. Иоанн Цимисхий обрадован и принимает условия русов, в свою очередь Святослав покидает Болгарию и заключает союз с Византией. После утверждения мира император обеспечивает россиян продуктовыми запасами и провожает. Военные ресурсы Святослава после сражений резко сократились, армия ослабла.

Историки тех времен анализируют войну как успешную для греков, Святослав же не требовал ничего для России. Восточная Болгария присоединяется к Византии, только западным территориям удается сохранить независимость.

Дружбу Святослава и Цимисхия можно оценивать по-разному. Святослав с небольшим войском отошел в свое отечество. А Цимисхий отправил послов к печенегам, которые были недовольны примирением россиян и греков. Возможно, сами греки известили печенегов о возвращении ослабленной русской армии. Печенеги поджидали русских у порогов Днепра.

Гибель

После объявления мира Святослав подошел к Днепру. Воевода его предупредил, что рядом печенеги. Но Святослав не испугался и решил перезимовать на Днепре. Изнурительный голод и нужда сопровождает русов в это время.

Весной Святослав Храбрый отправляется в опасный путь домой. В очередной схватке он был смертельно поражен. На него напал князь печенегов Куря, отсек голову и пил из черепа Святослава. Лишь немногим русским удалось спастись. Так скончался мужественный полководец, обладавший изумительным великодушием. На месте кончины в Запорожье (Украина) поставлен памятник Святославу Игоревичу. На монументе воин изображен с мечом.

Историки считают, что печенежские воины штурмовали Святослава по настоянию византийцев. Византия стремилась к дружбе с печенежскими народами для охраны от русов и венгров. Сокрушение Святослава нужно было грекам. Хотя летопись инициаторами засады называет болгар, а не греков.

«Повесть временных лет» указывает причины кончины Святослава в том, что он не подчинился матери, которая мечтала сделать из сына христианина. В любом случае, пример Сфендослава - это образ гениального полководца и пример великого государя Русской земли, пленившего многих современников силой своего характера. Святослав Игоревич, биография которого нами рассмотрена, и после смерти своим образом еще долгое время ужасал соседние народы.

О внешности

Греческий писатель того времени, Лев Диакон, ярко рисует киевского князя. Сфендослав был сдержанного роста, имел густые брови и голубые глаза, усы, на лысой голове свивал клок волос, что указывало на знатное происхождение. Выражение лица князя было суровым. В ухе красовалась золотая серьга с камнями. Одежды были белыми и чистыми.

Некоторые источники называют князя безбородым, другие - с редкой бородой. Иногда он описывается с одним клоком волос, а также с двумя косами. Нос князя по описаниям того времени, то курносый, то плоский.

Потомки

История знает детей Святослава Игоревича, это:

  • Ярополк, правивший Киевом;
  • Олег, князь древлян;
  • Владимир, крестивший Русь.

Иногда упоминается Сфенг, которого А. В. Соловьев считает не сыном, а внуком Сфендослава.

Итак, политика Святослава Игоревича резко отличалась от правления его матери Ольги. Правитель больше внимания уделял внешним войнам. Он победил Хазарский каганат и предпринял несколько успешных походов против болгар.

Время рождения сына Игоря и Ольги - князя Святослава вызывает вопросы. «Повесть временных лет» не датирует это событие, отмечая лишь, что в 945 - 946 годах Святослав был ещё ребёнком. Когда войска Ольги и древлян стояли напротив друг друга, готовые к битве, сигналом к сражению послужило копье, брошенное Святославом в сторону врага. Но поскольку он тогда ещё был мал, копьё упало впереди его коня. Некоторые древнерусские летописи, в том числе Ипатьевская, отмечают рождение Святослава под 942 годом. Это, впрочем, противоречит другим летописным данным: ведь Игорь родился в конце 870-х годов, Ольга в 880-х - самое позднее в начале 890-х, а поженились они в 903 году. Получается, что только через 40 лет брака у двух пожилых людей родился сын, что выглядит маловероятным. Поэтому учёные пытались как-то объяснить эти противоречия.

К сожалению, и здесь не обошлось без нигилизма. Так, археолог С. П. Толстов писал даже, что «генеалогия Рюриковичей до Святослава шита белыми нитками”, а Л. Н. Гумилёв полагал, что Святослав вовсе не был сыном Игоря (или был сыном другого Игоря, не Рюриковича). Но источники не дают возможности усомниться в прямом родстве Святослава с Игорем и Ольгой. Не только русские летописи, но и иностранные авторы, такие, как Лев Диакон и Константин Багрянородный, называют Святослава сыном Игоря и Ольги.

Найти выход из сложной хронологической ситуации могут помочь дополнительные сведения из некоторых исторических произведений. Согласно «Летописцу Переяславля-Суздальского”, Владимир, умерший в 1015 году, прожил 73 года, то есть родился в 941 - 942 годах, а ведь он не был первенцем Святослава. Немецкий хронист Титмар Мерзебургский также писал о преклонном возрасте Владимира, умершего «отягчённым годами». А по данным В. Н. Татищева, сославшегося в данном случае на Ростовскую и Новгородскую летописи, Святослав родился в 920 году. И наконец, сообщение Константина Багрянородного в его трактате «Об управлении Империей» (составлен в 948 - 952 гг.) о том, что сын Ингора Сфендослав сидел в Немогарде (большинство исследователей видят в этом названии Новгород). По-видимому, Святослав княжил в Новгороде до того, как официально стал князем киевским, то есть до осени 944 года. В таком случае совершенно непонятно, как двухлетний младенец мог княжить в таком крупном центре Руси да ещё и посылать своего представителя на русско-византийские переговоры (при заключении договора 944 года Святослав был представлен отдельным послом). Конечно, можно предположить, что за Святослава правил его кормилец Асмуд, то есть и княжение, и посольство были простыми формальностями, но тогда какой они имели смысл? Княжичи на Руси могли принимать участие во взрослой жизни с семи-восьми лет, но чтобы младенец двух лет был представлен особо на внешнеполитических переговорах и формально был князем во втором по значению русском городе (причём Константин пишет, что Святослав именно «сидел”, княжил, а не просто владел) - такого никогда не бывало ни до, ни после Святослава!

Всё это позволяет сделать вывод, что Святослав родился раньше 942 года, возможно, в начале 920-х годов, то есть на 20 лет ранее датировки Ипатьевской летописи. Ошибку можно объяснить, предположив, что около 942 года родился не Святослав, а кто-то из его сыновей. На ещё одну сторону этой проблемы обратил в своё время внимание великий историк С. М. Соловьёв. По летописям известен рассказ о том, что мать Святополка Окаянного была приведена сыну Святослава Ярополку в жёны отцом, причём первоначально она была монахиней. Если за этой легендой стоит исторический факт, то в 970 году Ярополк уже был женат, что плохо согласуется с датой рождения Святослава в 942-м. Соловьёв объяснил это тем, что князья могли женить и своих малолетних детей, даже если невеста намного старше: «Разница лет при многожёнстве ничего не значила”. Однако само летописное известие лишний раз свидетельствует о сложности рассматриваемой проблемы.

При анализе датировки рождения Святослава бросается в глаза аналогия с таким же поздним рождением Игоря. По летописным данным, Игорь в момент смерти Рюрика был ещё очень мал (по Воскресенской летописи - двух лет от роду). Святослав как бы повторяет эту ситуацию: ему примерно три года (если признать, что Игорь погиб поздней осенью 944 года, то Святославу тоже было два года). При Игоре воспитатель Олег, который фактически является самостоятельным князем вплоть до своей смерти. При Святославе - Ольга, которая также удерживает бразды правления в своих руках очень долго. Может быть, с помощью аналогии с Игорем летописец попытался объяснить фактическую узурпацию власти Ольгой, представив Святослава ребёнком?

Если Святослав родился раньше, то получается, что Ольга просто отстранила сына от верховной власти. Может быть, в этом следует видеть одну из причин его безудержной военной активности?

Интересно, что, принадлежа к варяжской по происхождению династии, Святослав носил чисто славянское имя. У Константина Багрянородного и Льва Диакона имя князя передано как Сфендослав, что доказывает сохранение в то время в славянском языке носовых гласных. Факт первоначального княжения Святослава в Новгороде можно рассматривать, по сути, как самое раннее проявление династической традиции Рюриковичей сажать на новгородский стол старшего сына, наследника или одного из сыновей великого князя. Таким образом, подчёркивалось и единство двух важнейших древнерусских центров и особое положение Новгорода в системе Древнерусского государства. Святослав начал эту традицию, возникшую почти сразу после оформления Киева как древнерусской столицы (Игорь - первый киевский князь из рода Рюриковичей).

Святослав прославился как отважный и доблестный витязь, деливший со своими дружинниками все трудности и лишения. Он не возил с собой шатра, постели, посуды и котлов, не любил дорогой одежды, а вместе с воинами спал под открытым небом, на земле, положив под голову седло, ел полусырое мясо, испечённое на углях. Под стать образу жизни была и внешность князя - могучего богатыря, закалённого в лишениях и грозного на вид. Святослав был смелым и талантливым полководцем - враги боялись его. «Иду на Вы!», то есть иду на вас, - так обычно предупреждал он противника перед началом войны.

Почти всю свою жизнь Святослав провёл в войнах с соседними государствами. В 964 году он двинулся в земли вятичей, плативших дань хазарам. Это был первый удар по могуществу Хазарского каганата. Вятичи жили в междуречье Оки и Волги, этот глухой край отделяли от остальной Руси дремучие, труднопроходимые леса, и поход туда стал первым подвигом Святослава (много позже Владимир Мономах с гордостью писал, что прошёл сквозь землю вятичей). Затем в 965 году Святослав разгромил Хазарский каганат. Он взял важную крепость, защищавшую Хазарию с Дона, - Белую Вежу (Саркел). Саркел был построен для хазар византийцами ещё в конце 830-х годов. Теперь вся Волга оказалась под контролем Руси, и это не могло не обеспокоить византийцев. С богатыми дарами в Киеве появился посланец Константинополя сановник Калокир, который предложил Святославу направить свой удар на Дунайскую Болгарию. В то время она вышла из-под контроля Византии и перестала соблюдать условия мирного договора, ранее заключённого между двумя странами. Святослав, преследовавший свои цели, согласился. Князю показалась заманчивой мысль овладеть Нижним Дунаем. Ведь это был богатый в хозяйственном и торговом отношении край. Если бы он вошёл в состав Руси, то её границы расширились бы и вплотную подошли к рубежам самой Византийской империи.

В 967 году Святослав начал войну с болгарами. Удача сопутствовала ему. По сообщению летописей, русы взяли 80 городов по Дунаю, а Святослав обосновался в дунайском городе Переяславец. Сюда византийцы присылали ему всевозможные дары, в том числе золото и серебро. В 968 году Святославу пришлось отлучиться, чтобы спасти Киев от нашествия печенегов, но потом он вернулся на Дунай. Летопись сохранила его слова: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же - меха и воск, мёд и рабы». Такая позиция усилила пропасть между Святославом и киевской верхушкой. Киевляне упрекали своего князя: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул...» Вероятно, поэтому и не прислали ему на помощь войска, когда Святослав возвращался после войны с византийцами в Киев.

Но всё-таки Святослава тянуло на Дунай. Вскоре он опять был там, вновь взял Переяславец, вернувшийся за время его отсутствия к болгарам, а затем вспыхнула и война с Византией. Императором тогда являлся армянин по происхождению Иоанн Цимисхий (Цимисхий в переводе на русский язык означает «туфелька»). Он был известен как опытный полководец, но и Святослав не уступал ему в воинском мастерстве. Столкновение двух героев становилось неизбежным. Византийский историк Лев Диакон донёс до нас подлинные слова русского князя: «Сфендослав (Святослав) очень гордился своими победами над мисянами (жители византийской провинции Мисия) ; он уже прочно овладел их страной и весь проникся варварской наглостью и спесью (здесь, конечно, нужно учитывать, что Святослав являлся для византийцев смертельным врагом) . Ромейским послам Сфендослав ответил надменно и дерзко: «Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и убираются в Азию, а иначе пусть и не надеются на заключение мира с тавроскифами (так Лев Диакон называет жителей Руси)».

Император Иоанн, получив такой ответ от скифа, снова отправил к нему послов, поручив им передать следующее: «Мы верим в то, что провидение управляет вселенной, и исповедуем все христианские законы; поэтому мы считаем, что не должны сами разрушать доставшийся нам от отцов неосквернённым и благодаря споспешествованию Бога неколебимый мир. Вот почему мы настоятельно убеждаем и советуем вам, как друзьям, тотчас же, без промедления и оговорок, покинуть страну, которая вам отнюдь не принадлежит. Знайте, что если вы не последуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключённого в давние времена мира. (...) если вы сами не уйдёте из страны, то мы изгоним вас из неё против вашей воли. Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря (Игоря) , который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору (Керченский пролив) прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его дальнейшей жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев (вернее, на древлян) , он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Я думаю, что и ты не вернёшься в своё отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя, - ты найдёшь погибель здесь со всем своим войском, и не один факелоносец не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи». Это послание рассердило Сфендослава, и он, охваченный варварским бешенством и безумием, послал такой ответ: «Я не вижу никакой необходимости для императора ромеев спешить к нам; пусть он не изнуряет свои силы на путешествие в сию страну - мы сами разобьём вскоре свои шатры у ворот Византия (Константинополя) и возведём вокруг города крепкие заслоны, а если он выйдет к нам, если решится противостоять такой беде, мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих (византийское войско состояло во многом из крестьян, в то время как в дружине Святослава были воины-профессионалы) , а мужи крови, которые оружием побеждают врага. Зря он по неразумию своему принимает росов за изнеженных баб и тщится запугать нас подобными угрозами, как грудных младенцев, которых стращают всякими пугалами». Получив известие об этих безумных речах, император решил незамедлительно со всем усердием готовиться к войне, дабы предупредить нашествие Сфендослава и преградить ему доступ к столице...»

Известие о приближении дружин Святослава привело в смятение коварных греков. Русы продвигались к Константинополю. Но Цимисхию удалось мобилизовать свои силы, и Святослав отступил. В кровопролитных битвах решалась судьба Балкан. Наконец Святослав оставил столицу Болгарии - Преслав Великий и укрепился в крепости на Дунае Доростоле (ныне Силистра). Здесь в 971 году его войско было окружено стотысячной армией императора византийцев. Воеводы Святослава считали дальнейшую борьбу бессмысленной и предложили князю сдаться. Но он решительно отказался и обратился к своим немногочисленным воинам с призывом: «Не посрамим землю русскую, но ляжем костьми. Мёртвые срама не имут. Станем крепко, я впереди вас пойду!»

О той же битве рассказывает и Лев Диакон: «В то время как государь (император Иоанн) медленно продвигался по направлению к войску росов, от их фаланги отделилось несколько одержимых отчаянной дерзостью храбрецов, которые, устроив засаду, совершили внезапное нападение и убили некоторых воинов из передового отряда ромеев. Увидев их трупы, разбросанные вдоль дороги, император опустил поводья и остановил коня. Гибель соотечественников привела его в негодование, и он приказал выследить совершивших это злодеяние. Телохранители Иоанна, тщательно обыскав окрестные леса и кустарники, схватили этих разбойников и связанными привели к императору. Он тотчас же приказал их умертвить, и телохранители, без промедления обнажив мечи, изрубили всех их до одного на куски. Тогда войска подошли к пространству, лежащему перед Доростолом... тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы. Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повёл фалангу в бой. Воины сошлись врукопашную, завязалась яростная битва, и в первых схватках обе стороны долго сражались с одинаковым успехом. Росы, стяжавшие среди соседних народов славу победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы. Ромеев же одолевали стыд и злоба при мысли о том, что они, побеждавшие оружием и мужеством всех противников, отступят как неопытные в битвах новички и потеряют в короткое время свою великую славу, потерпев поражение от народа, сражающегося в пешем строю и вовсе не умеющего ездить верхом. Побуждаемые такими мыслями, оба войска сражались с непревзойдённой храбростью; росы, которыми руководило их врождённое зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев, а ромеи наступали, используя свой опыт и военное искусство. Много воинов пало с обеих сторон, бой шёл с переменным успехом, и до самого вечера нельзя было определить, на чью сторону склоняется победа. Но когда светило стало клониться к западу, император бросил на скифов всю конницу во весь опор; громким голосом призвал он воинов показать на деле природную ромейскую доблесть и вселил в них бодрость духа. Они устремились с необыкновенной силой, трубачи протрубили к сражению, и могучий клич раздался над ромейскими рядами. Скифы, не выдержав такого натиска, обратились в бегство и были оттеснены за стены; они потеряли в этом бою многих своих воинов. А ромеи запели победные гимны и прославляли императора. Он раздавал им награды и устраивал пиры, усиливая их рвение в битвах».

Но, несмотря на «победные гимны», Иоанн понял, что Святослав стоит насмерть. Видя, что ему не удастся сломить сопротивление русских, византийский император пошёл на мир. Лев Диакон так описал встречу Святослава с Цимисхием: «Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на вёслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами».

В результате Русь и Византия заключили новый мирный договор - не во дворце или в канцелярии, а прямо на поле брани. Русы обязались впредь не нападать на Болгарию и византийские земли, а греки обещали беспрепятственно пропустить войско Святослава домой, снабдив его небольшим запасом продовольствия. Восстанавливались и торговые отношения между двумя державами. Текст договора, как и обычно, составлялся в двух экземплярах и скреплялся печатями. Следует думать, что на печати русского князя красовалось изображение двузубца - родового знака Рюриковичей.

Возвращаясь на родину, русское воинство разделилось. Одна его часть, во главе с воеводой Свенельдом, направилась по суше, а Святослав с дружиной поплыл по Дунаю в Чёрное море. Затем вошли в Днепр и двинулись на север. Но весной 972 года на днепровских порогах, где суда приходилось перетаскивать волоком, на русскую дружину напали печенеги. Святослав погиб в бою. А печенежский хан Куря сделал из черепа князя, оковав его золотом, чашу. Из этой чаши он пил вино, надеясь, что к нему перейдут ум и мужество славного полководца.

Князь Святослав Игоревич навеки остался в русской истории как отважный воин и великий полководец, покрывший славой русское оружие и укрепивший международный престиж Руси.

У Святослава было трое сыновей. Ещё при жизни он сделал старшего сына Ярополка своим наследником в Киеве, второго сына Олега - князем древлянским, а младшего Владимира, родившегося от наложницы Малуши, по требованию самих новгородцев, князем Новгорода.

Происхождение Малуши неизвестно. В летописях лишь глухо сообщается, что она была дочерью некоего Малка Любечанина. Сестрой Малуши был Добрыня, далёкий прообраз былинного богатыря Добрыни Никитича. Сама же Малуша являлась рабыней княгини Ольги, а потому Владимира княжна Рогнеда и назвала «робичичем», то есть сыном рабыни (но об этом чуть ниже). В историографии возникла интересная гипотеза о родословной Малуши. Выдвигалось предположение о том, что она на самом деле дочь древлянского князя Мала, ставшая после гибели отца рабыней победительницы - княгини Ольги. Но эта версия наталкивается на такие неразрешимые противоречия, что не может быть признана заслуживающей внимания.

Любопытно, что о матери Владимира, правда, не упоминая имени, говорит и скандинавская «Сага об Олаве Трюггвасоне». У конунга Гардарики Вальдамара была старая, дряхлая мать. Она считалась языческой пророчицей, и многие её предсказания сбывались. В Гардарики был обычай: в первый день йоля (языческий зимний праздник, впоследствии отождествлённый с Рождеством), вечером, мать Владимира выносили в кресле в палату, ставили напротив места князя, и старая пророчица предсказывала будущее. Владимир относился к матери с большим уважением и почтением, спрашивал её, не угрожает ли какая опасность Гардарики. В один из вечеров княгиня предсказала рождение в Норвегии Олава Трюггвасона, впоследствии побывавшего на Руси.

Мотив пророчества распространён в средневековой литературе. Но при всей легендарности этого рассказа (исследователи полагают, что в образе матери Владимира могли отразиться черты мудрой княгини Ольги) он добавляет новые краски начальной русской истории.

После смерти Святослава Ярополк стал уже полноправным князем Киева. Но его правление оказалось недолгим. Воеводой при Ярополке, так же как и при его отце и деде, остался Свенельд. «Повесть временных лет» рассказывает, как однажды сын Свенельда - Лют охотился в лесах недалеко от Киева. В это же время на охоту поехал и князь Олег Святославич. «Кто это посмел охотиться на княжеских землях?” - спросил Олег своего воеводу, увидев вдалеке нескольких всадников. «Лют Свенельдич,” - отвечали ему. Тогда князь решил наказать ослушника. Догнав Люта, Олег в гневе убил его. С тех пор Свенельд затаил злобу на Олега и начал уговаривать Ярополка пойти войной на брата.

В 977 году между Святославичами началась усобица. Ярополк двинулся в поход на Древлянское княжество. В первой же битве Олег потерпел поражение и бежал в город Овруч. Как и многие русские города, Овруч был окружён рвом, через который к городским воротам был перекинут мост. Воины Олега и окрестные жители со всех сторон стекались под стены города, надеясь укрыться от приближавшихся дружин Ярополка. На мосту, ведущем в крепость, столпилось множество людей, они теснили и отталкивали друг друга. В эту давку попал и сам Олег. Он с трудом пробивал себе дорогу среди обезумевших от страха людей и, наконец, был сброшен с коня прямо в ров. Сверху падали на него тела задавленных воинов и трупы коней... Когда Ярополк захватил Овруч, он нашёл в городском рву бездыханное тело брата. Князь сокрушался, что начал войну, но остановить её уже было нельзя.

Владимир, княживший в Новгороде, узнал о случившемся и бежал к родственникам в Скандинавию. В 980 году он вернулся на Русь с большой варяжской дружиной и двинулся на юг, к Киеву. По пути молодой князь решил захватить большой и богатый город Полоцк, где княжил Рoгволод. У Рогволода было два сына и красавица дочь, которую звали Рогнедой. Владимир посватался к Рогнеде, но гордая княжна отказала ему («не хочу розути робичича», сказала она, так как по обычаю жена разувала своего мужа после свадьбы), тем более что на ней собирался жениться Ярополк. Тогда Владимир внезапно напал на Полоцк, захватил город и сжёг его. Рогволод и его сыновья погибли, а Рогнеде поневоле пришлось стать женой победителя. Она родила Владимиру четырёх сыновей, одним из которых был Ярослав Мудрый.

Теперь настал черёд и Ярополка. По совету воеводы Блуда, которого Владимир подкупил, Ярополк бежал из Киева, бросив город на произвол судьбы. Лишённые предводителя киевляне даже не сопротивлялись надвигавшемуся войску. Ворота Киева открылись, и Владимир торжественно сел на княжеском престоле своего отца. Ярополк между тем укрылся в небольшом городке Родень, но силы его были истощены. Когда Владимир подошёл к городу, приближённые Ярополка посоветовали своему князю сдаться без боя. С тяжёлым сердцем отправился Ярополк в ставку брата. И только вошёл он в сени дома Владимира, как два охранявших двери варяга подняли его мечами за пазухи. Окровавленное тело князя безжизненно повисло на острых мечах...

Так началось киевское княжение Владимира.

Князь Святослав Игоревич

Нет беды тяжелее, чем презирать врагов.

Лао Цзы

Князь Святослав Игоревич родился в 940 году. Эту дату трудно назвать точной, поскольку в разных источниках она отличается. Он был сыном убитого князя Игоря, но в первый годы после смерти отца трон он не занимал, поскольку был совсем юнным, а страной правила его мать, княгиня Ольга.

Военные походы

В 964 году началась военная деятельность юноши – он повел свое войско на восток, против вятичей. После покорения этого племени князь Святослав Игоревич отправился дальше. На этот раз на его пути был Хазарский Каганат. Раньше это было великое государство, распростертое между Волгой и Доном, но на ту пору Каганат уже утратил былое величие.

Хазары это кочевники, которые промышляли главным образом скотоводством, земледелием, работорговлей и взиманием пошлины с судов. На территории Каганата, по рекам его пронзающим, проходили многие торговые пути, в частности путь Серебрян , по которому шел главный поток драгоценностей из Азии в Европу.

Правление великого князя-воина началось именно с восточного похода, поскольку было крайне важным, чтобы этот торговый путь находился под контролем Киевской Руси. Это был важный момент, поскольку еще Олег построил крепость Тмутаракань, которая позволяла обходить судам Хазарскую территорию. Однако в ответ на это в 830 году была возведена Хазарская крепость Саркел, которая блокировала этот обходной путь. Походом на Саркел, начинались новые походы князя Святослава. В 865 году Святослав Игоревич захватил крепость Саркел, которую впоследствии переименовали в Белая Вежа. Следующим пунктом движения армии русского правителя был северный Кавказ. На своем пути князь Святослав Игоревич разрушал Хазарские города. Кроме того, в этот период правления русичами были нанесены поражения племенам ясов (осетин) и черкесов. Восточные походы князя Святослава этого периода отличались своей успешностью.

Поход на Болгарию

Дальнейшая деятельность Руси была скорректирова на Византийской империей. В 967 году император Византии с помощью Святослава вздумал решить свои давние проблемы. Греки хотели наказать болгар, земли которых часто использовались венграми для прохода к морую, чтобы в дальнейшем угрожать грекам. Византийцы отправили в Киев послов с обещаниями богатых даров, если князь Святослав Игоревич согласится напасть на болгар. Правитель Руси отличалось расчетливость и корыстностью. Он принял предложение послов и во главе 60-ти тысячного войска двинулся через Дунай в Болгарию. Поход в Болгарскую землю увенчались успехом. Болгары не могли на равных сражаться и сдались. Победители захватили великое множество богатств и остановились в городе Переяслаец, севернее современного города Варна.

В 968 году Киев был осажден печенегами. Из-за этого дальнейшее продвижение войск Руси на Запад было отложено, а сам князь спешил вернуться в Киев. В это же время в Болгарии вспыхнуло восстание, которое было направлено против славян, поскольку местные жители не хотели им подчиняться. Эти восстания были далеко не спокойными. Болгары собрали войско, с помощью которого отбили у русских Переяславец. В 970 году князь Святослав Игоревич со своей дружиной отправился в Болгарию и жестоко покарал восставших, подчинив себе всю Болгарию. Со своим войском он дошел до Адрианополя, где был встречен превосходящими силами византийцев, которые испугавшись возможности закрепления на территории Болгар русской армии, спешили разбить неприятеля. Силы были не равны.

Конец правления

Летописцы пишут о том, что со стороны русичей было едва больше 10 000 воинов, в то время, как византийцы смогли собрать более 80 000 человек. Но князь Святослав Игоревич, вдохновляя свое войско собственной храбростью, одержал победу. Греки предложили мир и богатый выкуп. Однако в следующем году они опять развязали войну. Византийский флот блокировал устье Дуная, лишая войско Святослава возможности отступления, и по суши пошли навстречу врагу.

В 871 году после долгой осады греки сожгли Переяславец, уничтожив большую часть русской армии. Великий князь в это время находился в городе Доростоле. Там он узнал печальную новость, там и разыгралось решающее сражение между русскими и греками. После продолжительного сражения русская армия отступила в крепость. С суши ее окружила греческая пехота, с моря – греческие корабли. Так началась осада Доростоля, продолжавшаяся 2 месяца. За это время русское войско значительно сократилось. В решающей же битве греки оказались сильнее, и Святослав был вынужден покинуть Болгарию и возвратиться в Русь. По дороге назад русское войско подкараулили печенеги во главе с князем Кури, который и отрубил голову Святославу. Произошло это в 972 году.


Святославу Игоревичу было всего три года, когда он унаследовал княжеский престол после смерти отца, великого князя Игоря Рюриковича . До совершеннолетия Святослава бразды правления страной взяла его мать, княгиня Ольга.

С малых лет Святослав сроднился с боевой жизнью. Княгиня Ольга, решив отомстить древлянам за убийство мужа, пошла на древлянскую землю и взяла с собой четырехлетнего Святослава, т.к. по древнерусской традиции поход должен возглавлять сам князь. Он первый бросил копье, хотя слаба была еще детская рука, но это была его первая боевая команда дружине.

Князь Святослав Игоревич большую часть своей жизни провел в походах. Война ради выгоды и славы была смыслом его жизни, государственные дела его не интересовали. Поэтому внутреннюю политику князь Святослав возложил на плечи княгини Ольги.

Походы князь Святослав совершал необычайно быстро, не возил с собой никаких обозов и шатров, ел и спал, как простой воин. Дружина относилась к нему с большим уважением. Святослав очень дорожил мнением дружинников и, видимо, по этой причине отказывался креститься. Душа князя-воителя не лежала к христианству с его кротостью и милосердием.

Святослав не любил хитрости и не нападал нежданно, а предупреждал врага, давая ему возможность подготовиться к боевой встрече.

В 964 г. Святослав решил совершить поход в Хазарию. Путь его проходил через вятичей, которые платили дань хазарам. Русский князь Святослав заставил их платить себе и продолжил поход, добравшись до Волги. Худо пришлось болгарам, жившим по Волге: поход Святослава на волжскую Болгарию закончился разорением и грабежом городов и сел.

Навстречу русским вышло большое хазарское войско с самим каганом. Хазары были совершенно разбиты (965 г.). Святослав взял их город Белую Вежу, разорил их землю. После этого он одержал победу над ясами и косогами, жителями Прикавказья.

Недолго отдыхал Святослав в Киеве после череды побед, как к нему прибыло посольство от греческого императора Никифора II Фоки просить помощь против дунайских болгар. В 967 г. киевский князь Святослав отправился на Дунай. Болгары были разбиты, множество городов было захвачено. Святославу очень понравились богатые болгарские земли, занимающие выгодное положение в соседстве с Византией, и он даже захотел перенести столицу в Переяславец.

Хазарский каганат в течение долгого времени был как бы заслоном от набега азиатских кочевников. Разгром князем Святославом хазар открыл путь новой орде, печенеги быстро заняли степную полосу.

В 968 г. печенеги, подкупленные византийским императором, воспользовались отсутствием киевского князя Святослава и окружили Киев. Княгине Ольге удалось вызвать на помощь воеводу Претича, находившегося в это время на противоположном берегу Днепра. Печенеги подумали, что сам Святослав с войском идет на выручку города, и отступили. А когда князь Святослав вернулся в Киев, он прогнал печенегов далеко в степь.

Не сиделось Святославу долго на месте, но княгиня Ольга уговорила его остаться, т.к. чувствовала, что скоро умрет.

После смерти матери в 969 г. Святослав не стал сдерживать свою ненависть к новой вере. Он убивал христиан, в т.ч. высокопоставленных лиц и родственников, уничтожил несколько храмов и церквей.

В том же году князь Святослав отправился во второй поход на Болгарию, оставив вместо себя править трех своих сыновей – Ярополка , Олега и Владимира . На тот момент ситуация в Греции изменилась. Император Никифор II Фока был убит, троном завладел Иоанн Цимисхий.

Святослав одержал победу над болгарами и взял в плен двух сыновей царя Бориса. Новый византийский император не желал господства Святослава в Болгарии, т.к. это представляло бы опасность для Византии. Он отправил к русскому князю послов с дарами и требованием покинуть Болгарию. В ответ Святослав предложил грекам выкупить болгарские города.

Началась война с греками. В результате долгой тяжелой битвы греки завладели Переяславцем, почти все русское войско погибло. Святослав в это время находился в Доростоле, куда затем переместился бой. Греки сильно превосходили по численности и вооружены были лучше.

В течение 3 месяцев находился Святослав в осажденном городе, терпя со своим войском голод, нужду, болезни. В одном из боев он, раненный, едва спасся от плена. Греки тоже были изнурены продолжительными битвами.

Стороны заключили договор, по которому Святослав обязался выдать всех пленных греков, уйти из Болгарии и не начинать войны с Византией, а также мешать нападению на них других племен.

Пока князь Святослав воевал в Болгарии, печенеги опустошали его земли и чуть не завладели Киевом. Говорят, византийский император известил печенежского вождя о том, что Святослав возвращается с малым количеством воинов. Печенеги подстерегли киевского князя, завязалась схватка, и великий князь Святослав погиб со всеми дружинниками.

По преданию печенежский вождь Куря из черепа Святослава сделал чашу, украсил ее золотом и пил из нее на пирах.

Князь Святослав краткая биография для детей

В далёком 942 году в княжой семье рождается, в будущем великий полководец, и князь Святослав Игоревич. В трёхлетнем возрасте он остался без отца, и формально стал считаться князем. Желающая отомстить древлянам за смерть мужа княгиня Ольга, берёт своего четырёхлетнего сына в поход. Будучи совсем ещё мальцом в то время, Святослав впервые в своей жизни начал битву броском копья... Так и началась его славная история как полководца и князя.

Князь Святослав кратко говоря, был очень умелым и проворным воином, один летописец сравнил его с гепардом за его быстроту и резвость в бою, так же летописец подчеркнул умение князя подбирать себе лучших ратников в дружину. Он описал его не как напыщенного, и прихотливого князька, а как настоящего воина умеющего переносить все тягости военных походов, он спал под открытым небом, и не баловал себя яствами княжескими. Не принял он христианства как на том настаивала его мать, а остался язычником как и вся его дружина, он боялся что воины не поймут такого поступка...

В 964 году он начал свой первый крупный поход, против Хазар. Он выбрал путь не на прямую по степям, а
вдоль рек, по Оке и Волге. Союзниками его в походе, были Печенеги и Гузы. Взявши Итиль, Семендер, Саркел он полностью выбил Хазар с Волги, чем очень удивил Византию. И после этого, победоносно вернулся в Киев.

После того как великий князь разбил Хазар, в 968 году к нему прибыло посольство из Византии с огромной суммой золота и множеством разных даров, они предложили поход на Болгарию. Совсем скоро Святослав уже сидел в Переяславце в устье Дуная. Но вскоре он вынужден был вернутся в Киев, так как Печенеги его атаковали. Отбивши их от Столицы, он организовал поход, в последствии которого Каганат бы разбит окончательно. После смерти своей матери, он переустроил управление государством посадивши на киевское княжение Ярополка, в Новгороде Владимира, а над древлянами поставил Олега. После чего двинулся с дружиной на Болгарию снова.

После переворота в Византии, политическая обстановка немного изменилась, Болгары кинулись к ней за
помощью. Но пока в Византии размышляли то Болгары вступили в союз с Русичами. И в 970 году вместе с ними, а так же с остальными союзниками Печенегами и Венграми, напали на Византию. Греки сначала окружили Печенегов, и разбили их, потом взялись за основные силы Русичей с ними не было Святослава, он был в Доростоле, куда впоследствии плавно сместилась битва. Город был взят в трёхмесячную осаду. Войско с обеих сторон было изнеможено, Святослав в одной из битв был ранен. В конечном итоге Византия и Русь заключили договор, в последствии которого князь выдал всех пленных греков, и покинул Болгарию, также он обязался не нападать на Византию и защищать её от нападения племён. Тем временем Русь опустошалась печенегами, и когда князь возвращался, печенеги подстерегли его и в этой смертельной схватке князь был убит. Жизнь великого князя и полководца завершилась весной 972 года в устье реки Днепр.

error: