Словарь терминов по обществознанию. Обществознание - это наука, изучающая всесторонне жизнь социума

Обществознание - это наука, изучающая социум и процессы, происходящие в нем. В своем арсенале обществознание имеет множество инструментов, относящихся к разным отраслям знаний. Все, что касается взаимодействия в обществе, тенденций развития человеческого коллектива, является объектом исследования данной учебной дисциплины.

Место обществознания в системе наук

«Обществознание - это наука, изучающая общество» - именно такое определение сформировалось в обывательском сознании, и отчасти оно верно, но все же не полностью отражает суть данной научной дисциплины. Чтобы разобраться, что же собой представляет данная отрасль знаний, для начала поговорим о науках вообще. Итак, наука как термин обозначает систему изучения окружающего мира.

Отрасли знаний с точки зрения исследуемого объекта можно разделить на несколько групп:

  1. Фундаментальные. Науки, являющиеся подспорьем и инструментом, основой для всех остальных. В эту группу входят не только непосредственно науки, как, например, математика, но и те их ответвления, которые являются базой - например, ядерная химия.
  2. Технические. Дисциплины, изучающие техносферу, а также вспомогательные для этого. К этой группе можно отнести архитектуру, кибернетику, информатику, системотехнику, механику и так далее.
  3. Гуманитарные. Науки, изучающие деятельность человека в тех или иных сферах. Литературоведение, искусствоведение, психология.
  4. Прикладные. Те из дисциплин, которые могут иметь непосредственное практическое применение в жизни человека.
  5. Общественные. Пласт наук, которые занимаются исследованием социальных процессов. К этой группе относятся науки, изучающие человека - обществознание, социология, а также дисциплины, изучающие деятельность общности людей: история, политология, экономика, юриспруденция.

Смежные науки

Итак, изучив классификацию наук вообще, мы подошли к вопросу о том, какие науки изучают обществознание. Для начала надо отметить, что гуманитарные дисциплины, которые часто отождествляют с общественными, не обязательно таковыми являются. Так, они исследуют творчество или деятельность отдельных личностей без их непосредственной связи с обществом.

Группа же общественных наук ориентирована именно на деятельность человека в контексте его взаимодействия с другими людьми. Ниже приведены науки, изучающие обществознание. Таблица содержит перечень дисциплин и описание объектов исследования.

Смежные с обществознанием дисциплины

Название дисциплины

Объект изучения

Экономика

Хозяйственная деятельность общества, законы производства, распределения, потребления, обмена

Социология

Закономерности функционирования социума, отношения и общности людей, социальные институты

Культурология

Достижения человечества в искусстве и духовной жизни

Политология

Политическая организация и жизнь социума

Жизнь и деятельность общества в прошлом

Таким образом, изучив таблицу, можно понять, какие науки изучают обществознание. Кроме вышеперечисленных, некоторые специалисты относят к этой группе также психологию, антропологию, философию и педагогику.

Останавливаясь на каждом аспекте человеческой деятельности и проанализировав общую картину, можно сделать вывод о фундаментальности и необходимости данной научной дисциплины.

Экономика как смежная с обществознанием наука

Описывая науки, помогающие изучать обществознание, первым делом стоит остановиться на дисциплине, которая имеет огромное прикладное значение, а в современном мире является одной из основополагающих. Это экономика. Каким же образом она коллаборирует с другими общественными науками, рассмотрим далее.

Как уже было сказано, обществознание - это наука, изучающая социум. Фундаментальной составляющей жизни общества является хозяйственная деятельность, без которой о других видах занятий думать просто не пришлось бы. Производство, распределение, обмен - все эти этапы подразумевают собой как составляющую непосредственно экономическую, так и человеческий фактор. И именно на стыке этих двух взаимосвязанных составных частей взаимоотношений в социуме и возникает потребность в комплексном их изучении. В таких случаях идет речь о появлении экономики в арсенале общественных наук, и дисциплина выступает инструментом исследования.

Социология - центральный элемент обществознания

Социология занимает чуть ли не центральное место в совокупности наук о человеческом коллективе. Дисциплина подробно рассматривает структуру общества, особенности взаимоотношений между людьми, тенденции социума.

Соединяя в себе качества фундаментальной и прикладной науки, социология, с одной стороны, изучает социальные явления, а с другой стороны, может их прогнозировать и таким образом на них влиять.

Научная дисциплина имеет несколько сложных дилемм, связанных с разнородностью подходов ученых к тем или иным вопросам. Так, например, неодинаково отношение ученых из разных школ социологии к вопросу о первоначальной среде общества: является ли она изначально конфликтной либо благоприятной. Именно в решении этого вопроса помогают другие общественные дисциплины. Обществознание - это наука, изучающая возможность применения прикладных знаний из одних отраслей знаний в иные.

Культурология

Со времен, когда первые люди начали объединяться в племена и жить общиной, они начали заниматься и первым творчеством. Удивительно, но наскальная живопись, находимая в наши дни в некоторых местах планеты, может многое сказать о людях того времени. Изобразительное искусство, устное народное творчество, вокал - все это было развито даже тысячи лет назад.

Каково оно - духовное достояние человечества, что оно в себе несет и что может подарить поколениям, которые будут после - вот что изучает культурология.

Обществознание - это наука, изучающая общество со всеми его гранями, и в западной систематике культурология является не самостоятельной дисциплиной, а лишь разделом обществознания. В отечественной же классификации принято выделять эту науку как самостоятельную, со своим предметом и методом изучения.

Политология в системе общественных наук

Политология представляет собой науку об отношениях власти и человека, о функционировании государственного института, о месте человека в этой структуре. Со времен образования первого аппарата управления необходимость в этой дисциплине стала понятна. Ее связь с обществознанием очевидна: государство есть лишь там, где существует общество, и вместе с тем сейчас не существует цивилизованного общества, в котором не было бы государства.

История

Важнейшая роль в системе наук, изучающих общество, отведена такой дисциплине, как история. Охватывая тысячи лет, ведя жизнеописание всех предшествующих поколений, она способна дать ответы на многие вопросы современности. Как развивались отдельные цивилизации, что было апогеем их эволюции и почему они пали - все это дает современному человеку возможность избежать тех же ошибок в будущем.

История показывает, как в те или иные времена взаимодействовали между собой человек и государство, государство и государство.

Обществознание как учебная дисциплина использует для изучения общества различные инструменты и методы. Будучи объединенной с другими общественными науками, данная отрасль знаний позволяет человеку стать на шаг ближе к познанию тайн социума.

Тема: Что изучает предмет «Обществознание»?

Введение в изучение курса.

Родный Николай Викторович,

учитель МБОУ «Веселовская СОШ»

Класс: 5

Цели и задачи:

- объяснить значение курса обществознания,

который содержит обусловленный рамками учебного времени

минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для по-

нимания самого себя, других людей, процессов, происходящих

в окружающем мире;

Познакомить учащихся с задачами и структурой курса обществознания, дать

характеристику наук, изучающих окружающий мир и общество;

Объяснить понятия и термины: общество , философия , социология ,

экономика , психология , юриспруденция , культурология ;

Сформировать положительную установку на изучение нового обществовед-

ческого предмета.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся описывать общественные науки, выделяя их существенные признаки; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

Учащиеся познакомятся с учебником, с принципом работы со схемами, дополнительным материалом.

Формируемые УУД:

личностные: формирование стартовой мотивации к изучению

нового предмета.

метапредметные: развивать у учащихся представление о месте обществознания в системе наук;

формировать целевые установки учебной деятельности;

уметь использовать ключевые базовые понятия курса обществознания;

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группе, мультимедийная презентация.

Тип урока: изучения нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап

Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Они учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Попробуем убедиться в этом на примере одной из них. Эта притча называется «Предназначение».

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер от-

ложил его в сторону.

- Есть пять вещей, которые ты должен знать, прежде чем я отправлю тебя в мир, – сказал он карандашу. – Всегда помни о них, никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри

тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда

должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния ты должен

продолжать писать.

Через понимание и напоминание давайте продолжим свою жизнь на этой Земле, имея полное призвание в своем сердце.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом.

Вопросы к классу

О чем эта притча?

Как вы поняли ее смысл?

( Ответы учеников .)

С этого учебного года вы начинаете изучать новый предмет - обществознание. Его вы будете изучать до окончания школы. В школе преподают много разных предметов разных направлений. Важны не только те предметы, которые связаны с точными науками, а еще и те, которые связаны с обществом. Среди таких предметов находится и обществознание.

Как вы думаете, что мы будем изучать на уроках обществознания?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

( Ответы учеников.)

Что это за предмет? Какую роль он играет в жизни общества?

Чему он учит? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на уроке.

III. Введение в новый материал

Итак, новый предмет, к изучению которого мы приступили,

изучает общество. Что же мы имеем в виду, произнося слово «об-

щество»?

Во времена А.С. Пушкина обществом в России называли аристократический круг, светское общество. Все остальное было народом, толпой. Обществом нередко называют и просто дружескую компанию: «Вечер я провел в обществе друзей».

Так что же такое общество? Авторы учебника утверждают, что общество – это мир людей, в котором мы все с вами живем.

IV. Работа по теме урока

1. Задачи и содержание курса «Обществознание» в 5 классе.

Проблемное задание. Как вы думаете, что должен знать человек

о себе и об окружающих людях?

( Ответы учеников.)

Как вы понимаете термин «обществознание»?

(Обсуждение.)

Итак, обществознание содержит знания об обществе, о законах его развития, об основных сферах общественной жизни, а также

о человеке как о существе социальном, общественном. Обществознание как предмет преподает основы жизни, разъясняет развитие общества, а также роль человека и его действий в обществе. Изучая этот предмет, школьники могут узнать основную информацию об обществе, о человеке, экономике, культуре, духовной жизни и т. д. Некоторые думают, что это не очень важные знания, а на самом деле все зависит от того, как человек смотрит

на мир, и именно в этом и помогает обществознание. Любые достижения человека зависят от того, какую роль он найдет для себя в этом мире, а для начала необходимо познакомится с самим миром и научиться гармонировать с ним. Для этого надо найти свое место в этом мире.

(Можно составить кластер по ходу объяснения)

Обществознание помогает

Понять и познать все, что касается общества.

Вписываться в общество и существовать в нем.

Познакомиться с методами и способами изучения общественных явлений.

Формировать общие знания о человеке и обществе.

Человеческий фактор всегда имел особое влияние на общество, так как он вмешивается во все его сферы: экономику, политику, культуру и т. д. Человек правит всем, поэтому необходимо понять действия людей и знать, как поступать в определенной ситуации в зависимости от поведения

других. Решения и действия людей, а также причины, которые

послужили этим действиям, объясняются обществознанием и тем, чему этот предмет может научить. Еще говорят, что в школе не учат жить. Но это не так. Примером этого утверждения является предмет обществознание. Вы

должны понять, для чего он нужен. Я думаю, что все вы хотите стать настоящими людьми, сформироваться как личность. Обществознание поможет в этом. Предмет «Обществознание», безусловно, не самый простой. И вам необходимо много и упорно трудиться.

2. Науки, изучающие общество

Задание: посмотрите на предложенную схему и прокомментируйте её

Первую группу наук вы изучали в курсе предмета «Окружающий мир». А вот с общественными науками вы еще не знакомы.

Предлагаю совершить увлекательное путешествие в Царство

общественных наук. Царство это большое, состоит из отдельных

впечатлениями, разделимся на группы.

Задание для первой группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Философия».

Задание для второй группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Психология».

Задание для третьей группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Социология».

Задание для четвертой группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Экономика».

Работа в группах (чтение текста, выступление)

Что общего вы увидели в общественных науках?

В чем их различия?

(Ответы учеников)

Предмет «Обществознание» поможет вам приумножить личный опыт, Однако изучение обществознания не ограничивается работой с учебником. Общайтесь с друзьями, изучайте события окружающего мира, анализируйте литературные произведения. Это натолкнет на собственные размышления, на выбор того или иного решения.

Итак, главная задача нового предмета - научить вас лучше ориентироваться в сложном мире людей, а также научить вас размышлять, задавать вопросы и искать ответы на них. Хотите попробовать свои силы?

Снова работаем в группах. Каждая группа, работая с дополнительным материалом, должна ответить на следующие вопросы.

В чем смысл приведенной притчи?

Как бы вы ее назвали?

Чему она нас учит?

Актуальна ли притча сегодня? Почему?

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

Итак, мы начали знакомство с курсом «Обществознание». Давайте вернемся к проблемным вопросам.

Почему, с вашей точки зрения, так важно изучать обществознание?

Чему вы можете научиться на уроках обществознания?

Выскажите свое мнение о знакомстве с новым предметом, употребив следующие фразы.

    Я узнал (а)…

    Я понял (а)…

    Я хочу…

    Мне кажется…

Домашнее задание

    Написать мини-сочинение на тему «Мое знакомство с новым предметом».

Приложение 1.

Дополнительный материал для 1 группы.

Наше королевство одно из самых древних. Оно называется «Философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». В нем живут мудрые люди, которые пытаются найти ответы на основные вопросы, волнующие людей.

Какое место занимает человек в мире?

Каковы основные закономерности развития природы и человека?

Как человек познает мир?

Каково предназначение человека?

О древних жителях этого королевства, философах, существует множество интересных историй.

Однажды философ Фалес отправился изучать звезды и, засмотревшись на небо, упал в яму. Прибежавшая на его крики о помощи служанка

в ответ на причитания заметила:

Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, а хочешь познать то, что на небе!

Другой философ – Диоген – жил в бочке, чтобы не отвлекаться

от научных занятий.

Жители королевства любят задавать друг другу сложные вопросы

и отвечать на них.

Что такое великое? (Здравый смысл. )

Что такое свобода? (Чистая совесть. )

Что прекраснее всего? (Мир. )

Что быстрее всего? (Ум. )

Что мудрее всего? (Время. )

Что самое общее для всех? (Надежда. )

Что трудно? ( Познать самого себя. )

Что легко? ( Давать советы другим. )

Что самое сильное? (Мысль. )

Что самое лучшее? (Счастье. )

Кто счастлив? ( Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа

и развивает свои дарования. )

Жители королевства ценят духовный мир человека. Они изучают этот

Дополнительный материал для второй группы

Это королевство называется «Психология», что в переводе с древнегреческого означает «учение о душе». Существует красивая легенда. Когда-то очень давно у одного царя была дочь Психея, в которую влюбился сын богини любви Афродиты, прекрасный юноша Эрот. И хотя Афронта была против их брака, ведь Психея была смертной и Эрот не смог бы жить в счастливом браке вечно, боги помогли влюбленным. Однако по условиям брака Психея не могла видеть лица своего супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажгла светильник и с восхищением увидела юного бога, но не заметила, как горячая капля масла упала на нежную кожу Эрота. Эрот исчез, и Психея должна была пройти множество испытаний, ей пришлось даже спуститься в царство мертвых за живой водой, чтобы обрести мужа снова. Она попросила бога Зевса разрешить этот брак, Афродита, потрясенная силой любви Психеи, перестала ее преследовать, в итоге смертная женщина волей Зевса обрела бессмертие и влюбленные соединились навеки. Так Психея стала символом души, ищущей свой идеал.
Жители этого королевства - специалисты-ученые - изучают внутренний мир человека, его переживания, т. е. психику человека. Например, люди по-разному реагируют на какие-либо события. От чего зависит столь разная реакция? Ответы на подобные вопросы ищут в этом королевстве.

Это королевство называется «Социология», что в переводе с древнегреческого означает «учение об обществе». Жители королевства - ученые-социологи - изучают законы развития общества, межличностные отношения, отношения между разными группами людей. Все мы знаем историю о мальчике Маугли, который покинул мир животных и возвратился к людям, но не смог вести нормальную жизнь в обществе. Ведь дети выросшие в лесу, утрачивают практически все особенности человека. Люди не могут жить вне общества, без взаимного понимания, дружбы и любви.
Жители этого королевства спорят: почему возникло общество? Их главный девиз: «Понять, а не судить!» В этом они видят свое истинное призвание. Социология изучает людей. Социологи хотят знать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, голосуют и т. п., т. е. все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом. Можно сказать, что социология - наука, изучающая общество в его социально-человеческом обличии.

Это королевство называется «Культурология». Слово культура в переводе с латинского означает «возделывание». В этом королевстве все и изучают культуру, которую называют «второй природой», так высоко оценивая ее. Ученые-культурологи пытаются вывести закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, изучают памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Они исследуют предпосылки и факторы, под влиянием которых формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, анализируют их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Их интересует культурная жизнь в различных обществах, они стремятся выделить особенности и достижения основных типов культуры.
Жители этого королевства искренне считают, что знакомство с мировой культурой - непременный этап развития тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на развитие их страны. Культурологи настаивают на том, что именно в их королевстве можно прийти к пониманию: любая практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна, так же как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

Приложение 2

Дополнительный материал для первой группы
(Рабочее название притчи - «Корень»)

Возле реки в одном лесу росли деревья, которые все силы тратили на то, чтобы быть красивыми и высокими. И конечно, у них не оставалось сил на развитие корня.
Между деревьями, удивлявшими всех своей высотой и огромными цветками, рос небольшой лавр. У него не было цветков, свои силы он тратил на корень. Все смеялись над ним, так как ни особой красотой, ни огромной высотой он не отличался. Деревья говорили ему:
- Лавр! Что же ты тратишь все свои силы на корень? Посмотри, какие мы высокие, какая густая у нас листва, какие душистые цветки!
А лавр отвечал:
- Я лучше буду подпитывать корень, буду расти и давать нуждающимся свои листья.
Но все продолжали над ним смеяться.
И вот однажды поднялся сильный ветер и повалил деревья, славившиеся своей красотой. Слабые корни не смогли удержать их. А лавр остался целым и невредимым, только пару листиков потерял.
Тогда все поняли, что в трудные моменты нам помогает не наша внешняя красота, а то, что скрыто в нашем корне - в сердце.

Дополнительный материал для второй группы
(Рабочее название притчи - «Справедливость»)

- Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
- Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться от кошки в узкое дупло.
- Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на лающего внизу дворового пса.
- Успокойтесь, друзья! - сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе. - В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
- Справедливость, - продолжала сова, - это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
В природе все мудро и продуманно, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости высшая справедливость жизни.

Дополнительный материал для третьей группы
(Рабочее название притчи - «Смысл бананов»)

Путешественник решил провести несколько недель в непальском монастыре (Непал - государство в Южной Азии). Однажды в полдень он вошел в один из множества местных храмов монастыря и увидел улыбающегося монаха, сидящего рядом с алтарем.
- Чем вызвана твоя улыбка? - спросил путешественник.
- Тем, что мне открылся один из смыслов природы, - сообщил монах и открыл свой мешок, достав из него переспевший, тронутый гнилью банaн. - Этот банан похож на жизнь, которая прошла и не была использована по назначению, а теперь для этого слишком поздно.
Затем он вытащил из своего заплечного мешка банан, который был еще зелен и совершенно непригоден для еды. Монах показал его человеку и сказал:
- А вот этот похож на жизнь, которая еще не начала проходить свой путь и ожидает нужного момента, зреет, - и он убрал банан в мешок.
Наконец монах достал из своего мешка спелый банан, очистил его и поделился им с путешественником, сказав:
- Это - настоящий момент. Познай, как прожить его с максимальной пользой и без страха.

Дополнительный материал для четвертой группы
(Рабочее название притчи - «
Нищий и горячий камень »)

Давным-давно сгорела большая библиотека. Уцелела, лишь, одна рукопись. В течении многих лет она покоилась в глубине книжной лавки, и никто не обращал на нее внимание, до тех пор, пока однажды, в лавке не сменился хозяин. Он перебирал свитки, книги, рукописи, и избавлялся от ненужного.Таким образом эта рукопись попала в руки случайного нищего. Перед тем, как разжечь костер ею, чтобы согреться, он поинтересовался о чем же она. В рукописи было написано: «Тот человек, который найдет на берегу моря горячий камень, обретет в жизни все, о чем мечтал» Нищий решил, что терять ему нечего, и поехал к морю. И он поднимал камень за камнем, но были они холодны, и он выкидывал их в море. Так шли дни, недели, месяцы, годы. И, вот, однажды, дрожащая рука коснулась горячего камня. Он поднял его и по привычке выбросил в море.

( Проверка выполнения задания. Выступление групп.)

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Обществознáние - комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии , социологии , социальной психологии , правоведения , экономики , политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.

Обществознание как предмет в средней школе

Обществознание - обобщённый школьный предмет средней школы РФ , затрагивающий разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение » в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук .

Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), начала психологии и общие рассуждения о «духовности » (находящиеся за рамками положительной науки).

Обществознание как комплекс наук

Обществознание - обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества - например, психологии).

Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика , социология , культурология , политология , юриспруденция .

См. также

Напишите отзыв о статье "Обществознание"

Примечания

Ссылки

  • на страницах научно-просветительского журнала «Скепсис»
  • - проект для эффективной подготовки школьников и абитуриентов к единому государственному экзамену (ЕГЭ), а также к государственной итоговой аттестации (ГИА) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту образования РФ по предмету обществознание.

Отрывок, характеризующий Обществознание

В то время как князь Андрей ходил докладывать про багрового генерала, генерал этот, видимо, не разделявший понятий Бориса о выгодах неписанной субординации, так уперся глазами в дерзкого прапорщика, помешавшего ему договорить с адъютантом, что Борису стало неловко. Он отвернулся и с нетерпением ожидал, когда возвратится князь Андрей из кабинета главнокомандующего.
– Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.
Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал.

И многими другими науками, изучающими жизнь человека и общества. Поэтому, стро-го говоря, обществознание - это учебная дисциплина, основная задача которой познакомить читателя с основами общественной жизни. Выше-упомянутые науки являются теми источниками, откуда оно черпает свой материал. Но обществознание является наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, систематизированы и доказаны с помощью особых методов, используемых только наукой. Поэтому дальше, говоря об обществознании, мы будем использовать термин «наука».

Так что же она изучает? Чтобы ответить на этот вопрос, введем разделение на объект и предмет изучения. Объектом исследования будет являться часть реальности, выделенная согласно целям той или иной науки. Так, объектом изучения естественных наук является природа. Объект изучения обществознания - общество в целом. Что это означает?

Общество изучают много разных наук: политология , социология, ис-тория, правоведение. Их еще называют социальными или гуманитарными науками в отличие от естественных наук. Но они исследуют отдельные сферы общественной жизни, например, хозяйственную или духовную жизнь. Обще-ствознание интересуется всеми важнейшими сторонами общественной жиз-ни. Для него важно и то, как люди вступают во взаимоотношения с природой, и как они связываются друг с другом, как они познают, переживают, действу-ют и т. д. Поэтому охватить общество в целом значит рассмотреть хозяйствен-ную жизнь общества, социальные отношения, отношения власти и управле-ния, духовную жизнь, а также взаимоотношения между ними.

Итак, введя такое понятие, как «объект изучения», мы отделили, с одной стороны, сферу интересов обществознания от сферы интересов естественных наук, а, с другой стороны, провели границу между обще-ствознанием и другими гуманитарными дисциплинами.

Вы уже имеете опыт изучения гуманитарных наук и поэтому впра-ве сказать, что знаете, как минимум, одну дисциплину, которая тоже изучает не природу, а общество, и изучает не отдельные части общества. а общество в целом. Это история. Вот зачем нам может пригодиться разде-ление на предмет и объект. Ведь один и тот же объект могут изучать не-сколько наук. Но каждая наука согласно своим интересам выделяет в нем те стороны, которые она считает существенными. Совокупность суще-ственных свойств, выделенных согласно целям той или иной науки, при-нято называть предметом изучения.


Установить, что является предметом обществознания, можно пу-тем сравнения с наукой историей. Вспомним, что она изучает. Обычно историки занимаются исследованием той области, которую называют сло-вом «прошлое». Кроме того, нетрудно заметить, что те стороны обще-ственной жизни, которые исследуют историки, всегда привязаны к опреде-ленному месту и времени. Так они интересуются не духовной жизнью вообще, а духовной жизнью греческого полиса или Римской империи , если рассматривают хозяйство, то это хозяйство древних славян или гер-манцев ит.д. А если копнуть еще глубже, то заметим, что связь интересов историков с местом и временем еще теснее, потому что важную сторону их исследований составляет изучение событий и связей между этими ин-дивидуальными событиями.

Теперь мы подошли ближе к опознанию предмета дисциплины под названием «обществознание». Если объектом ее является общество в целом, а не отдельные его части, то предметом - общие свойства обще-ственной жизни, сохраняющиеся в пространстве и потоке времени у многообразных человеческих объединений. Образно говоря, историки изучают различия в обществе, а обществоведы - сходства.

В науке давно сложилось обозначение таких общих свойств или свя-зей между свойствами. По другому их называют «законами». В данном случае это будут законы общественной жизни или социальные законы. Что такое законы? Законами будут называться всеобщие и необходимые свойства или связи между свойствами каких-либо объектов. Теперь можем уточнить представление о предмете обществознания. Это дисцип-лина, которая стремится получить знание о законах общественной жизни.

Не надо думать, что во всех обществах сразу же будут действовать одинаковые законы, т.е. везде в одно и то же время будет рабовладение либо феодализм. Законы будут действовать только при наличии соответ-ствующих условий. Например, если усложнилась жизнь в обществе, если между людьми стали складываться отношения неравенства, значит налицо условия для возникновения государства. А раз мы говорим об общих свой-ствах, то можем утверждать, что подобные процессы будут происходить в любом обществе в любом месте и в любое время, если сложатся определенные условия. (Строгости ради добавим, что при прочих равных услови-ях). Данное рассуждение позволяет нам понять, почему социальный мир так разнообразен и почему все-таки в нем можно выявить типичные чер-ты. В разных обществах действуют разные законы, потому что складыва-ются разные условия. А с другой стороны, сходные условия приводят к сходным последствиям пусть в разное время.

Вы можете задать еще один вопрос: а чем же обществознание луч-ше истории. Историк изучает жизнь конкретного государства, а общество-вед- государства вообще. Но ведь существуют только конкретные вещи. Государства вообще не существовало. Это верно. Однако мы должны по-мнить: чтобы распознать черты Киевской Руси или варварских государств в Западной Европе, нужно сначала иметь представление о том, что такое государство и чем оно отличается от других форм осуществления власти и управления. Вот чем ученому, изучающему конкретные вещи, может по-мочь наука, изучающая вещи, на первый взгляд весьма абстрактные.

Теперь попытаемся подробнее определить, что представляют со-бой законы общественной жизни. Можно выделить три типа законов: структуры, функционирования и изменений (развития). Что такое струк-тура? Это определенный набор элементов и отношений между ними. И изменений в экономике, то можем их найти в особенностях духов-ной жизни. Мы знаем, что одно из ключевых понятий экономики - понятие «производительности труда», т.е. количества благ, производимых в едини-цу времени. Современная экономика стремится к росту производитель-ности труда.

Однако, когда мы внимательнее присмотримся к жизни сель-ских общин в древности, то не найдем стремления повышать производи-тельность труда. Следует установить причины этого явления. А искать их придется в психологии крестьян, их взаимоотношениях с другими группа-ми общества, особенностях духовной жизни и т.д., т.е. за пределами самой экономики. И, наконец, не любые составные части общества нас интере-суют. Поэтому законы структуры - это такие элементы и связи между эле-ментами, которые необходимы для существования общества.

Следующий тип законов - это законы функционирования. Под фун-кционированием можно понимать выполнение повторяющихся (обра-тимых) действий, благодаря которым обеспечивается существование, стабильность, устойчивость какого-либо элемента общественной жизни или общества в целом. Так функцией государства можно назвать урегулирование взаимоотношений между различными социальными группами. Пока государство эту функцию осуществляет, оно гарантирует как стабильность общества, так и собственную стабильность.

Третий тип законов - это законы изменений. Под изменениями бу-дет понимать необратимые действия, в результате которых какой-либо элемент общественной жизни или общество в целом приобрета-ют свойства, которыми ранее не обладали. Тогда общие причины воз-никновения государства в любом обществе можно считать типичным слу-чаем законов изменений или развития. С образованием государства обще-ство естественно приобретает черты, которыми оно ранее не обладало.

Подведем итог нашим рассуждениям. Объектом изучения для нас явилось общество в целом. Предметом - общие черты общественной жиз-ни. Эти черты мы назвали законами. Все законы, которые описывают со-циальный мир, мы сгруппировали в законы структуры, функционирова-ния и изменений. Таким образом, получили определение предмета обществознания, которым и будем в дальнейшем руководствоваться. Обществознание - это дисциплина, объектом изучения которой является об-щество в целом, а предметом изучения - законы структуры, функциони-рования и изменений общественной жизни.

В школе преподают много разных предметов разных направлений. Важны не только те предметы, которые связаны с точными науками, а еще и те, которые связаны с обществом. Среди таких предметов находится и обществознание. Что это за предмет? Обществознание как предмет преподает основы жизни, разъясняет развитие общества, а также роль человека и его действий в обществе. Этот предмет содержит базу знаний из других наук, так как философия, политология, социология, этика и т.д. Таким образом, этот предмет позволяет освоить основы этих наук.

Изучая этот предмет, школьники могут познать основную информацию об обществе, о человеке, экономике, культуре, духовной жизни и т.д. Некоторые думают, что это не обладает особым значением, а на самом деле все зависит от того как человек смотрит на мир, и именно в этом и помогает обществознание. Любые достижения человека зависят от того какую роль он найдет для себя в этом мире, а для начала необходимо ознакомится с самим миром и найти гармонию с ним. Чтобы найти гармонию с миром надо найти свое место в этом мире.

Функции обществознания :

  • Образовательная – формирует общие знания о человеке и обществе.
  • Познавательная – позволяет понять и познать все, что касается общества.
  • Практическая – позволяет вписываться и существовать в обществе.
  • Методологическая – позволяет ознакомиться с методами и способами изучения общественных явлений.

Получается, что этот предмет, не научит никакой профессии, но поможет формироваться как человек. Человеческий фактор всегда имел особое влияние на общество, так как он вмешивается во все сферы общества: экономика, политика, культура и т.д. Человек правит всем, поэтому необходимо понять действия людей, и знать, как действовать в определенной ситуации в зависимости от действий других.

Решения и действия людей, а также и причины, которые послужили этим действиям, объясняются обществознанием и тем, чему этот предмет может научить. Еще говорят, что в школе не учат жить. Учат, и пример того является предмет обществознание в школе, главное найти в себе силы учить, а еще понять для чего оно нужно. Для начала надо стать человеком, формироваться как личность, а потом чего-то добиваться чего-то. Обществознание поможет в этом. Предмет не очень простой, даже если кажется таким с первого взгляда, и на самом деле необходимо много чего учить и понять, и в этом помогут репетиторы по обществознанию и истории.

Кстати, если вас интересуют сейфы, то на сайте centersafe.ru представлена информация (http://centersafe.ru/) по самым разным моделям.


Если материал был полезен, вы можете или поделиться данным материалом в социальных сетях:
error: