Самые распространенные ошибки при проектировании дома. Масштабные архитектурные ошибки, которые забрали человеческие жизни и оставили кровавый след в истории

Амфитеатр в Фиденах
Дата: 27 год н.э.
Место: город Фидены
Текущее состояние: Разрушен
Фиденский амфитеатр был разрушен в 27 году н.э. Это деревянное строение обрушилось из-за слишком большого скопления людей, пришедших посмотреть гладиаторские бои. Этот случай убедил архитекторов в необходимости укрепления построек.
Полученный урок: Учёт веса, который сможет выдержать строение.

Александрийский маяк

Дата: 1303 год
Место: Александрия
Текущее состояние: Разрушен
Фаросский маяк в Александрии был одним из семи чудес древнего мира, пока в 1303 не был уничтожен землетрясением. С момента первой постройки (примерно в 280 году до н.э.) это сооружение являло собой пример необычной архитектуры, поскольку в высоту маяк составлял около 384 футов (высота 42-этажного дома), и в то же время был способен выстоять океанские штормы, несколько предшествующих землетрясений и войн.
Полученный урок: К сожалению, некоторые постройки не вечны. Развитие технологий помогает строениям выдерживать самые суровые природные условия.

Пизанская башня

Дата: 1173 год
Место: Пиза
Текущее состояние: Построена
В начале строительства наклонной Пизанской башни в 1173 г. её высота достигала 60 метров. Башня была построена на болотистой местности, в связи с чем вся конструкция начала наклоняться. В конечном итоге, с целью предотвращения падения, башне потребовалось укрепление фундамента.
Полученный урок: Крайне важным является создание прочного фундамента и строительство зданий именно на нём.

Дамба Св. Франциска

Дата: 1928
Место: Лос-Анджелес
Текущее состояние: Разрушена
Дамба Св. Франциска была построена в 1924 и рухнула в 1928, по конструкционным и геологическим причинам. В результате 600 человек погибло при наводнении, вызванном дефектами в фундаменте дамбы.
Полученный урок: Для обеспечения общественной безопасности крайне важны регулярные проверки таких промышленных сооружений, как дамбы, мосты и т.п.

Такомский мост

Дата: 1940 год
Место: Такома
Текущее состояние: Восстановлен
В 1940 году мост через пролив Такома-Нэрроуз обрушился во время бури, став самым большим искусственным рифом, а также самой драматичной ошибкой в истории мостостроения. С того момента проектировка висячих мостов была полностью изменена.
Полученный урок: При строительстве всегда необходимо учитывать такие природные факторы, как ветер и изменения погоды.

Башня Джона Хэнкока

Дата: 1976
Место: Бостон
Текущее состояние: Отремонтирована
Башня Джона Хэнкока – это 60-этажный небоскрёб в Бостоне, который был торжественно открыт в 1976 году. Из-за постоянного термического напряжения, которому подвергались панели здания, его окна вылетали и, пролетев сотни футов, разбивались об асфальт. В конечном итоге было заменено 10 тысяч окон. Общая стоимость починки составила 5 миллионов долларов. Ещё одним просчётом архитекторов была неспособность здания сопротивляться сильным порывам ветра, из-за чего постройка слишком сильно шаталась. Это спровоцировало приступы укачивания у жителей верхних этажей.
Полученный урок: При строительстве таких больших построек, как небоскрёбы, незначительные факторы влекут за собой значительные последствия.

Спа отель «Вдара»

Дата: 2009
Место: Лас-Вегас
Текущее состояние: Отремонтирован
В 2009 году в Лас-Вегасе открылся спа отель «Вдара». Его уникальная изогнутая конструкция способствовала накапливанию солнечных лучей и отражению их в направлении бассейна отеля. Это часто приводило к повышению температуры у бассейна, вызывая солнечные ожоги у людей и плавление предметов.
Полученный урок: Архитекторы должны совмещать несколько обязанностей и опираться на различные области знаний, в том числе и на науку.

«Лотос Риверсайд»

Дата: 2009
Место: Шанхай
Текущее состояние: Разрушен
В 2009 году жилой комплекс «Лотос Риверсайд» в Шанхае состоял из одиннадцати 13-этажных зданий. Выкапывание подземного гаража под одним из зданий привело к обвалу всего дома, поскольку изъятая из-под него земля позже была выброшена на свалку около реки. Из-за большого веса берег реки обрушился, вследствие чего речная вода впиталась в землю, превратив почву под зданием в грязь.
Полученный урок: Даже во время ремонтных работ всегда необходимо проверять фундамент и другие важные элементы конструкции. Прочность конструкции и общественная безопасность являются высшим приоритетом.

Один из примеров торжества современного дизайна над инженерным разумом и неосознанного вреда человеческому здоровью - лондонский мост Миллениум. Сотрудники архитектурного бюро Monberg and Thorsen так много внимания уделили внешнему виду моста, что совершенно забыли рассчитать, выдержит ли конструкция большое скопление людей.

Новая переправа через Темзу, естественно, привлекла внимание горожан: на церемонию открытия, состоявшуюся 10 июня 2000 года, пришли около 100 000 человек. Все они прогулялись в тот день по Миллениуму (одновременно мост вмещает до 2000 человек), при этом многие почувствовали слабость, тошноту и головокружение, а некоторые даже не смогли устоять на ногах.

Оказалось, что единовременное нахождение на мосту большого количества людей приводит к редкому резонансному явлению, вследствие которого мост раскачивается. В срочном порядке Миллениум был закрыт на реконструкцию.

Повторное открытие моста, в конструкцию которого добавили демпферы (устройства для предотвращения колебаний), состоялось лишь 22 февраля 2002 года. В честь первоначального провала архитекторов за мостом закрепилось прозвище «Шаткий» (Wobbly).


Такома-Нэрроуз

За 60 лет до открытия Миллениума установкой демпферов уже пытались решить проблему другого моста - Такома-Нэрроуз в Вашингтоне. Еще во время строительства работники прозвали мост «Галопирующая Герти»: в ветреные дни амплитуда его раскачивания составляла 1,5 метра. Причиной этого стала самонадеянность главного архитектора Леона Моисеефф. Опираясь на созданную им самим «теорию отклонения», он предположил, что подвесной мост шириной 11,9 м с пролетом 854 м не будет раскачиваться от ветра.

Власти штата понадеялись на опыт человека, принимавшего участие в создании Манхэттенского моста и знаменитых Золотых Ворот, и полностью доверили ему проект стоимостью 8 млн долларов.

Несмотря на попытку исправить ситуацию и реконструировать мост, 7 ноября 1940 года центральный проем Такома-Нэрроуз не выдержал порывов ветра, достигавших 65 км/ч, и рухнул в реку. По счастливой случайности в тот момент на нем находился всего один автомобиль. Его водитель вовремя успел покинуть мост, в панике забыв на заднем сиденье свою собаку, которая и стала единственной жертвой катастрофы.

Концертный зал им. Уолта Диснея


Еще один известный архитектор, потерпевший фиаско, - канадец Фрэнк Гери (он популярен настолько, что стал первым представителем своей профессии, появившимся в «Симпсонах»). В 1999 году мэтр взялся за проект концертного зала имени Уолта Диснея. Четыре года и 50 млн долларов спустя в Лос-Анджелесе появилось здание, чьи футуристичные фасады, облицованные пластинами из нержавеющей стали, поражали воображение жителей и гостей города.

Недовольными остались только обитатели близлежащих домов: фасады работали по принципу параболического зеркала, концентрируя и отражая солнечные лучи и превращая апартаменты в настоящую сауну (периодически температура в них поднималась до 60 градусов Цельсия). После нескольких случаев тепловых ударов панели на фасадах концертного зала были зашлифованы, чтобы снизить отражательную способность.

Впрочем, архитекторы продолжают наступать на грабли, опробованные Гери. Построенный в 2009 году в Лас-Вегасе отель Vdara Spa отражал лучи прямиком в район бассейна, став причиной солнечных ожогов у постояльцев. А лондонский небоскреб Walkie Talkie в 2013-м расплавил несколько автомобилей, припаркованных на Фэнчарч-стрит.

Lian Yak


Впрочем, история знает примеры архитектурных ошибок, которые привели к гораздо более серьезным последствиям, чем тепловые удары и гибель домашних питомцев.

Одна из крупнейших трагедий в истории Сингапура произошла 15 марта 1986 года. Здание Lian Yak Building, в котором размещалось отделение банка Industrial and Commercial Bank и отель New World, обрушилось, погребя под завалами больше полусотни человек, 33 из них -погибли.

Причиной обрушения стали неправильные расчеты: при проектировании никто не посчитал, выдержит ли постройка саму себя и свою «начинку». Когда наружные стены, согласно задумке архитекторов и дизайнеров, были облицованы керамической плиткой общим весом около 50 тонн, на крыше установлены дополнительные башни для кондиционирования отельных номеров, а в банке - сейф весом 22 тонны, Lian Yak Building попросту не выдержал собственный вес и рухнул в считаные минуты.


«Сампунг»

Но самой ужасной в своих масштабах трагедией обернулось поведение сеульского бизнесмена Ли Джуна. На волне строительного бума в Южной Корее в 1987 году Ли Джун приобрел участок земли на месте бывшей городской свалки, предназначенный для возведения четырехэтажного жилого дома. Вместо этого предприниматель решил построить торговый центр, уговорив (то есть, называя вещи своими именами, просто дав взятку) главного архитектора добавить к проекту еще один этаж.

Спустя какое-то время Ли понял, что без эскалаторов перемещение покупателей будет затруднено, и настоял на том, чтобы убрать «лишние» колонны, поддерживавшие перекрытия. Архитектор, понимавший, к чему могут привести такие правки, отказался это сделать, за что и был немедленно уволен. Дальнейшим проектированием торгового центра занимались сам Ли Джун и его сын Ли Хан-Санг, не имевшие соответствующего образования.


В конце 1989 года крупнейший на тот момент сеульский торговый центр, получивший название «Сампунг» (Sampoong), был достроен. К моменту открытия здание представляло собой пятиэтажную конструкцию без потолочных балок, с большим недостатком опорных колонн (для пущего увеличения внутреннего пространства они по желанию Ли еще и были уменьшены в диаметре) и большим атриумом, которого также не существовало в изначальном проекте. С 1993 года все вышеперечисленное еще венчали три 15-тонных кондиционера, которые были расположены на крыше.

Несмотря на все ошибки, допущенные при проектировании и строительстве, «Сампунг» функционировал почти пять лет, став одним из самых популярных магазинов в Южной Корее и пропуская до 40 000 покупателей ежедневно. Все завершилось 29 июня 1995 года: перекрытия в конце концов не выдержали и все пять этажей сложились менее чем за полминуты, погребя под собой 1500 человек (502 человека так и не спасли). Обрушение «Сампунга» стало крупнейшей техногенной катастрофой и оставалось таковой вплоть до 11 сентября 2001 года.

Скупой Атилий

Мы часто любим повторять: «Вот раньше-то как строили!», разумеется, имея в виду качество, надежность, «на века!» и все такое прочее. Так вот, древние архитекторы тоже, бывает, ошибались, как это случилось с амфитеатром в городе Фидены.

Правда, в данной ситуации виноват вовсе не архитектор, а элементарная жадность. Дело было так: в 27 году нашей эры некий Атилий решил построить в Фиденах, пригороде Рима, амфитеатр для гладиаторских боев и прочих зрелищ.

А так как главной целью Атилия было вовсе не желание развлечь почтенных римлян, а, как в последствии было указано при составлении полицейского протокола – «грязная нажива», то предприниматель постарался максимально сэкономить как на материалах, так и на предварительном исследовании грунта на месте постройки. Проще говоря, он построил из ничего на каком-то болоте нечто с виду грандиозное в форме амфитеатра. Собрал туда гладиаторов и развесил по всему великому городу завлекательные афиши.

Кончилось все очень печально. Когда в постройку Атилия набилось 30 тысяч человек зрителей, амфитеатр рухнул и более 20 тысяч так и остались под обломками.

После этой трагедии римский сенат постановил, что впредь перед любым строительством необходимо проводить исследования почвы там, где планируется фундамент здания. А чтобы исключить экономию средств на постройке зрелищных заведений, был введен запрет на проведение игр теми, чье состояние оценивалось меньше чем в 400 тысяч сестерциев, (это около миллиона долларов по нынешнему курсу).

Постройку Атилия, разумеется, никто восстанавливать не стал. Судьба его самого неизвестна, скорее всего, его казнили и правильно сделали.

Та самая башня

При возведении все в той же Италии знаменитой Пизанской башни, которая, собственно, является колокольней католического собора Санта Мария Ассунта, уроки предков явно были позабыты. Башня начала крениться еще в процессе строительства, а все потому, что ее непомерно маленький фундамент был размещен на крайне заболоченной почве.

Пизанцы долгое время подозревали, что автором неудачного проекта является их земляк – скульптор Боннано Пизано. Сначала Пизано был не против такой славы, а когда увидел башню достроенной и уже кривой до невозможности, то заявил, что во всем виноваты гастарбайтеры и вообще так и было задумано.

Но пизанцы, не осознавая еще своих будущих выгод от потока туристов, требовали, чтобы колокольня стояла прямо, как и положено. Пизано потрогал кладку, прикинул высоту и заявил, что не имеет к этой архитектурной нелепице никакого отношения. После чего, как не старались пизанцы найти ответственного за столь явное нарушение правил строительства – никто в авторстве не признавался.

Помучившись в неизвестности, пизанцы дождались смерти Боннано, списали на него все архитектурные просчеты и похоронили скульптора по соседству с башней, которая так и стоит до сих пор, постоянно окруженная толпами позирующих туристов, принимающих при этом, если судить по их же фотографиям, самые нелепые позы.

Св. Франциск не помог

Дамба св. Франциска входила в целую систему дамб и водохранилищ, призванных обеспечивать водой такой мегаполис как Лос-Анджелес. Ее строили два года – с 1924 по 1926-й. А в марте 1928 года дамба рухнула, выпустив 45 миллиардов литров воды, которая затопила несколько городков и унесла с собой жизни как минимум 600 человек. Позднее трупы находили даже на мексиканской границе. Последние останки жертв этой катастрофы были обнаружены в пустыне в 1992 году.

Проведенное правительственной комиссией расследование показало, что: типоразмеры плотины соответствуют нормам; бетон, который шел на строительство, был качественным; никаких землетрясений в указанный период не происходило; фундамент отличный. А вот место, на котором этот фундамент был размещен, явно подкачало. Оказывается нижний правый край плотины опирался на выход слюды – довольно неустойчивого в плане основания материала. В результате чего постройка и рухнула.

Более поздние исследования показали, что плотина стояла на древнем разломе. Из-за просачивания воды разлом пришел в движение, что и привело к трагедии.

Главного инженера и строителя плотины Вильяма Малхолланда суд наказывать не стал. Ведь никакая техника того времени не смогла бы определить наличие разлома. Однако Малхолланд искренне считал себя виновным, так как сам лично за несколько часов до катастрофы осматривал подозрительные трещины на плотине, но пришел к выводу, что все в норме. После суда инженер отдалился от дел и остаток жизни прожил затворником. Дамбу восстанавливать не стали.

«Галопирующая Герти»

Такомский мост, или висячий мост Такома-Нэрроуз, построенный через пролив с одноименным названием в штате Вашингтон, строители прозвали «Галопирующей Герти» за то, что при сильном ветре дорожное полотно моста начинало опасно раскачиваться.

Мост открыли для движения в июле 1940 года, но уже в ноябре того же года движение закрылось само собой по причине обрушения центрального пролета. Причина аварии, согласно официальной версии: «Явление вынужденного механического резонанса, когда частота колебаний ветрового потока совпадает с собственной частотой колебаний конструкций моста. А главной причиной разрушения является аэроупругий флаттер (динамические крутильные колебания) из-за недоучета динамических ветровых нагрузок при проектировании сооружения». Проще говоря, ветер в тот день был слишком сильным (до 65 километров в час), а мост не был рассчитан на то, что воздушный поток будет выкручивать его стальные конструкции как постиранное белье.

После обрушения Такомского моста (к счастью, обошлось без жертв) были заново пересмотрены все основы проектирования каких бы то ни было сооружений с точки зрения аэродинамики. В 1950 году мост построили заново, уже с учетом новых веяний, и он стал на тот момент третьим самым длинным висячим мостом в мире. С 2002 по 2007 год для увеличения пропускной способности рядом был возведен еще один такой же мост.

В архитектуре, как и в хирургии, все должно быть точным. Ведь от того насколько качественно выполнена работа зависит жизнь человека. В нашем списке представлены 12 ошибок архитекторов и строителей, которые обернулись катастрофой, и от которых погибли люди.

1. Торговый центр Sampoong, Сеул, Южная Корея, 1995

Самый крупный торговый центр Sampoong в Южной Кореи рухнул в 1995 году. Причиной были грубейшие нарушения, которые допустили архитекторы. В результате 502 погибших и 937 раненых.

2. Мост через реку Туо - Фэнхуан, Китай, 2007

В Китае, в провинции Ханань, в 2007 году закончились строительные работы 268-метрового моста. Но сразу после их завершения случилась катастрофа. Мост через реку Туо рухнул, когда проводились работы по демонтажу лесов. Результат – 30 погибших, 60 раненых и свыше 10 пропали без вести.

3. Мост Сонсу Тегё, Сеул, Южная Корея, 1994

В Южной Корее, вскоре после завершения ремонтных работ на мосте Сонсу Тегё случилась авария. Часть его отвалилась, в результате чего автомобили и автобусы, которые в то время проезжали по мосту, рухнули с высоты 20 метров. Эта катастрофа забрала жизни 32 людей, многие из них были дети.

4. Шоссе 19 Overpass, Лаваль, Квебек, 2006 год

В 2006 году в Квебеке, на шоссе 19 Overpass, обрушилась часть дорожного покрытия длинной 20 метров. В результате этой аварии 5 человек погибло и 6 травмированы.

5. Кемпер-арена, Канзас-Сити, Миссури, 1979

В 1979 году в Миссури обрушилась крыша Кемпер-арены. К счастью в этой аварии никто не пострадал.

6. Мост I-35W, Миннеаполис, Миннесота, 2007

Конструкция этого моста была давно устаревшей, но никто не придавал этому значения, до тех пор, пока в 2007 году в час пик часть моста обрушилась. Машины, которые находились на мосту оказались в воде. Тогда погибло 13 людей, ранены – 145.

7. Большой Бостонский тоннель, Бостон, 2006

В этом тоннеле обрушился потолок весом 25 тонн, во время движения автомобилей. Один человек погиб.

8. Детская площадка Pier One, Бруклин, Нью-Йорк, 2010

Неизвестно кто был архитектором данной детской площадки, но он явно просчитался с ее материалами, так как летом в 50-ти градусную жару большинство конструкций из стали сильно нагревались, делая площадку непригодной для детских игр.

9. Концертный зал имени Уолта Диснея, Лос-Анджелес, 2005

Фасад этого невероятно роскошного Концертного зала в Лос-Анджелесе пришлось срочно изменять, так как его архитектор не учел одну важную деталь. Металл был сильным отражателем солнечных лучей, в результате чего люди, проживающие рядом, мучились от высокой температуры.

10. Тоннель Виль-Мари, Монреаль, Канада, 2011

В этом тоннеле была установлена специальная бетонная конструкция, которая помогала водителям адаптироваться к темноте. Но в 2011 году на дорогу обрушилась бетонная плита этой конструкции. К счастью, пострадавших не оказалось.

11. Отель Hyatt Regency, Канзас-Сити, Миссури, 1981

Это происшествие случилось в июле 1981 года, когда в отеле рухнули 2 навесные галереи. Тогда погибло 114 человек и ранены 216.

12. Дамба Баньцяо, провинция Хэнань, Китайская Народная Республика, 1975

В 1952 году была построена дамба под названием Баянцо, которая предназначалась для защиты от наводнений. Но при ее сооружении архитекторы и строители допустили недопустимые ошибки. В 1975 году тропический тайфун «Нина» снес эту дамбу. Результат очень плачевный. Эта катастрофа унесла жизни 26 тысяч человек.

error: