Производство и роспись традиционных русских матрешек – любимое детище и основа бизнеса.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.

По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка.

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря "русским сезонам" С.П. Дягилева в Париже.

Массовому экспорту матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной "Русским обществом пароходства и торговли", с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.

Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.

В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображаюших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены "Кутузов" и "Наполеон" с их штабами. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина, "Конек - Горбунок " П.П. Ершова, басня "Квартет" И.А. Крылова и другие.

100 -летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы по эскизам художников - профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, Крайнего Севера и других регионов.

Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями токарной формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, характерным цветом и деталями костюма.

История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова "Детское воспитание", его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки.

Вообще, Япония – страна множества богов и каждый из них за что-то отвечает: либо за урожай, либо помогает праведникам, либо является покровителем счастья и искусства. В ту разъемную фигурку старца-мудреца были вложены еще четыре фигурки его известных учеников.

Целые комплекты фигурок-божков были популярны тогда в Японии. Фукурума, лысый старичок отвечал за счастье, процветание и мудрость.
Если попытаться проследить дальше, то корни от Японии пойдут в Китай, в Индию, где тоже были популярны разъемные, пустотелые куклы. В Китае издавна существовали резные костяные шары.

Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя, изображала спеленатого младенца. Раскрашена была гуашью.
Эта первая матрешка сейчас находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано Матрена – самая расхожая – что это было самое распространенное имя тогда. Также в его основе лежит латинское слово "mater", что в переводе означает "мать". Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства, с крепким здоровьем и дородной фигурой и отлично подходило новой русской деревянной кукле. Еще говорят, на абрамцевских вечерах проводившихся в усадьбу у Мамонтова, чай подавала прислуга с таким именем.

Вообще-то матрешка как игрушка и явление появилась в России не случайно. Именно в этот период времени в конце XIX-XX в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. На средства меценатов создавались художественные мастерские, различные кружки, в моде были разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле, считается, что мода на «все русское» в начале XX века появилась во многом благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже.
В 1900 -х годах мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской.
Сергиев Посад очень старый центр специализирующийся на производстве деревянных игрушек, часто его даже называют «игрушечной столицей», еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.
Скорее всего, массовое производство матрешек в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки. Также популярности матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге, а с 1909 года ежегодный Берлинский базар кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Позднее “Русское общество пароходства и торговли”, создало передвижную выставку и познакомила с русской матрешкой Грецию, Турцию и Ближний Восток.

В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. В 1904 мастерская Сергиева Посада получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде. Спрос на матрешек с каждым годом увеличивался. В этом же году товарищество "Русские кустари" открыло в Париже свой постоянный магазин, в котором широко были представлены изделия нижегородских мастеров (производили в г. Семенове и Семеновском уезде Нижегородской губернии) - ложки, мебель, посуда с хохломской окраской, игрушки. В этом году за границей был сделан первый заказ на поставку деревянной куклы-матрешки.

Сейчас существует множествовидов матрешек, самыми популярными считаютсяМайдановские(из Полхова Майдана) иСеменовские матрешки.

С начала 1990 -х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.
Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990 -х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских.

В настоящее время на лотках можно найти не только матрешки, расписанные в традиционном стиле, но также очень популярны, так называемыеавторские матрешки , выполненные художником-индивидуалом, профессионалом. Цена на такую игрушку зависит и от известности автора, и от качества работы. Сейчас можно найти матрешки которые были сделаны в единственном экземпляре, некоторые даже, могут быть копии известных картин художников, таких как, Васнецов, Кустодиев, Брюллов и т.д.

Виды матрешек:

Сергиевская матрешка - это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. После переименования Сергиев Посад в Загорск, в 1930 году, такой тип росписи стал называться загорским.

Сейчас существует множество видов матрешек – семеновская, мериновская, полховская, вятская. Самыми популярными считаютсяМайдановские (из Полхова Майдана) иСеменовские матрешки .

Полховский Майдан - известнейшийцентр по изготовлению и росписи матрешек , расположенный на юго-западе Нижегородской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком.

Длясеменовской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Первая матрешечная артель в Семеново была организована в 1929 году, она объединила мастеров-игрушечников Семенова и близлежащих деревень, хотя сам город знаменит в основном, хохломской росписью и изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев.

Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения,использовался и тисненый орнамент. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60 -е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой, это стало своеобразным нововведением в оформлении матрешек. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

Матрешки - технология производства

Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. И быть оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные - восьмиместные, максимум, а в последние годы появились 35 -ти местные, даже 70 -ти местные, матрешки (в Токио демонстрировалась семидесятиместная семеновская матрешка ростом в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью.

Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Хорошая матрешка отличается тем, что: все ее фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрешки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и четкий; ну, и, конечно же, хорошая матрешка должна быть красивой. Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то, что сделано выжиганием, оставалось надолго.

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ, политических режимов.

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)

Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. По некоторым данным, матрёшки появились в России только после Русско-японской войны и возвращения из Японии в Россию военнопленных.

Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие … Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

Оказывается, метод клонирования хорошо знали в конце XIX века. Посудите сами. Японский папа Фукуруму стал родоначальником... Мамы при этом не было. А клонирование произошло в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве. Владелица усадьбы привезла из Японии забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку.

Портрет Саввы Мамонтова

Автопортрет Сергея Малютина

Василий Звездочкин.

Первая русская матрешка - Девочка с петухом

Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину.

Первую матрешку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом-Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Вот мы все матрешка, да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен, и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.

Новая игрушка мгновенно стала популярной. В том же году, как эта кукла появилась на свет, российский консул доносил, что в Германии нюрнбергская фирма “Альберт Герх” и токарь Иоганн Вильде начали подделывать русскую матрешку. Такое же известие пришло из Франции. Но, как показало время, эти игрушки там не привились.

Всемирный триумф матрешки состоялся на выставке в Париже в 1900 году. В 1911 году заказы на игрушку поступили уже от 14 государств мира.

Женщина с узелком (матрешка 10-местная),

Матрешка появилась в Сергиевом Посаде в начале XX века. Потомственный мастер по росписи С.А.Рябышкин вспоминал, как его отец в 1902 году привез из Москвы матрешку и все соседи ходили на нее смотреть, они удивлялись и восхищались необыкновенной куклой. Надо заметить, что в те времена матрешка стоила очень дорого, по сообщению Н.Д.Бартрама стоимость игрушки доходила до 10 рублей за штуку, тогда это были огромные деньги. Впоследствии многие иконописцы занялись росписью матрешек, среди них А.И.Сорокин, Д.Н.Пичугин, А.И.Токарев, а также мастерские Р.С.Бусыгина, братьев В.С. и П.С.Ивановых и другие. Старые матрешки отличались благородством и теплотой колорита, в них использовались живописные эффекты иконописи: роспись "тычком", "контуровка", тщательная прорисовка лица. Заготовки для росписи поставляли в посад из Бабенок Подольского уезда, где впервые была налажена промысловая выточка матрешки. Подольским мастерам в токарном искусстве не было равных.

Бояре
(матрешка 12-местная),

Женщина со сложенными руками
(матрешка 10-местная),
Сергиев Посад, начало XX века

В 1891 году в Сергиевом Посаде по инициативе земства была открыта учебно-показательная мастерская игрушек, руководителем которой был Владимир Иванович Боруцкий, на ее базе в 1913 году организовали кустарно-промышленную артель игрушечников, которая после революции стала называться артелью имени РККА, а затем в 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек (ныне фабрика игрушек №1). Там и стали изготавливать матрешек после закрытия в Москве мастерской "Детское воспитание". В 1905 году в Сергиевскую мастерскую В.И.Боруцкий пригласил токаря В.П.Звездочкина, который обучил сотни учеников. В 30-х годах в Загорск (так переименовали Сергиев Посад в 1930 году) приехали подольские токари Ромахины, Кузнецовы, Березины, Белоусовы, Нефедовы, Новизенцевы. Мастера С.Ф.Нефедов, Д.И.Новизенцев, В.Н.Кожевников до сих пор остаются лучшими изготовителями матрешек.

Ревизор
(к столетию Н.В.Гоголя),

Тарас Бульба
(к столетию Н.В.Гоголя),
художник Н.Бартрам, Сергиев Посад, начало XX века

Степан Разин,
мастер Бусыгин,
мастерская Московского губ. земства, Сергиев Посад, начало XX века

Матрешка пользовалась большим спросом не только в России, но и за границей. После Всемирной Выставки в Париже (1900г.) земская мастерская получила на нее заказы, ежегодно игрушка появлялась на ярмарке в Лейпциге, дошло даже до того, что матрешку начали подделывать иностранцы, о чем сообщил в Санкт-Петербург из Германии российский консул в 1908 году (занималась этим нюрнбергская фирма "Альберт Лерх").

Постепенно ассортимент матрешек в Сергиевом Посаде расширился. Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами, букетами цветов, снопами стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой, старообрядку в черном сарафане с четками, жениха и невесту со свечками в руках, внутри помещались родственники.

Кутузов со своим штабом
(матрешка 8-местная)
к столетию Отечественной войны 1812 года, мастер И.Прохоров,
Сергиев Посад, начало XX века

Наполеон
(матрешка 8-местная)
к столетию Отечественной войны 1812 года,

Была выпущена большая серия бояр. В 1909 году к столетию со дня рождения Н.В.Гоголя были сделаны матрешки Тарас Бульба, Городничий, в котором помещалась Анна Андреевна, Хлестаков, судья, почтмейстер и другие персонажи комедии "Ревизор". В 1912 году к 100-летнему юбилею Отечественной войны с французами были выпущены восьмиместные матрешки, изображавшие Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов. Мастера изготавливали матрешек на темы сказок и басен: "Репка", "Квартет", "Золотая рыбка", "Конек-Горбунок", "Иван-царевич", "Жар-птица". Пытались также изменить форму матрешек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные, но эти игрушки не нашли спроса, их производство прекратилось. До настоящего времени выпускаются матрешки традиционной формы. Надо заметить, что матрешками называются не все деревянные фигурки, а лишь те, которые вкладываются друг в друга.

Народы Прибалтики
(матрешки 8- и 12-местные),
мастер Д.Пичугин, Сергиев Посад, начало XX века

Стрелец-неваляшка,
Сергиев Посад, начало XX века

В 1911 году Сергиевская земская учебно-показательная мастерская выпускала двадцать один вид 2-24-местных матрешек. Самыми ходовыми были 3-, 8- и 12-местные. В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была выточена 48-местная матрешка бабенским токарем Н.Булычевым.

В двадцатых годах прошлого века производство матрешек было налажено в Нижегородской губернии (сейчас Горьковская область) в городе Семенове, деревне Меринове, в селе Полхов-Майдан. Мастер А.Ф.Майоров (1885-1937) привез матрешку из Сергиевого Посада, игрушка понравилась, стали делать своих матрешек: расписывали по крахмальному грунту, рисунок пером расцвечивался анилиновыми красками.

Семья
(матрешка 10-местная),
Мастерская Московского губ. земства,
Сергиев Посад, начало XX века

Семеновская матрешка более стройная и вытянутая, вместо сарафана и передника на кукле изображаются цветы. Загорская (Сергиевская - в 1991г. Загорску было возвращено старое название - Сергиев Посад) матрешка расписывалась гуашью, иногда покрывалась лаком.

В 1918 году в Москве был создан Музей игрушки, при котором была открыта мастерская, в которой изготавливали игрушки. В 1931 году Музей игрушки переехал в Загорск.

Богатырь и девушка
(матрешки 6-местные)
в виде древнерусского шлема,
мастер И.Прохоров, Сергиев Посад, начало XX века

Репка
(матрешка 8-местная)
по мотивам одноименной сказки,
мастер Шарпанов, Сергиев Посад, начало XX века

В 1932 году в Загорске был открыт первый в мире научно-экспериментальный институт игрушки, среди многочисленных образцов разных игрушек была выточена 42-местная матрешка к 42 году Советской власти. При содействии института игрушки производство матрешек разошлось по многим областям СССР. В каждом районе матрешка имела свой собственный облик, так кировская матрешка отделывалась соломкой, матрешка из Уфы (предприятие "Агидель") сохраняла башкирский национальный колорит.

Царевна-лебедь
(матрешка конусообразная
с иллюстрациями к сказке А.С.Пушкина "Царь Салтан"),
Сергиев Посад, начало XX века

Конек-горбунок
(матрешка 12-местная по мотивам одноименной сказки П.П.Ершова),
Сергиев Посад, начало XX века

Производство и роспись традиционных русских матрешек - любимое детище и основа бизнеса

Производственная база интернет магазина сувениров и подарков «Золотой Грааль» расположена в ближайшем Подмосковье, в городе Сергиев Посад. Первое и основное наше направление, появившееся в 2000 году - производство и роспись традиционных русских матрешек . Заготовка древесины, сушка, выдержка и резка, а также все многочисленные операции по росписи и лакированию наших изделий производятся именно здесь.

Настоящая матрешка - не ширпотреб, а произведение искусства, в которое вложено много терпения, труда, и, конечно, таланта. Истинным мастером, из рук которого выходят уникальные и долговечные изделия, нужно родиться, именно поэтому наше производство так гордится своими работниками, резчиками и художниками, хранителями традиций русских народных промыслов, кропотливым трудом создающими прекрасные сувениры, достойные самых известных мировых коллекций.

Правильная заготовка и выдержка материалов - основа производства настоящих русских матрешек

Заготовка древесины трудоемкий процесс, требующий не только свободного места, но и многолетнего опыта и специальных знаний, а потому потомственного резчика Юрия Тимофеевичча Федотова, на протяжении всей жизни занимающегося подбором, сушкой и распилом материалов для наших деревянных изделий, а также изготовлением заготовок для росписи , наше руководство особенно ценит.

Юрий Тимофеевич как никто другой умеет выбрать удачные стволы в липовой роще, знает сроки и правила рубки, секреты правильной обработки древесины, а также особенности технологии выдержки и просушивания заготовок для ручной деревянной резьбы. Под его чутким руководством древесина проходит весь путь от лесного массива до ангара, в котором несколько лет выдерживаются штабеля матрешечных брусков.


Деревянная резьба: многолетний опыт и точность каждого движения

Резка деревянных кукол - кропотливый творческий процесс, занимающий много времени и требующий от мастера не только опыта, но и сосредоточенности. Сначала из заготовки вырезают самую маленькую куклу, затем нижнюю часть следующей по величине, чтобы составные части будущей игрушки идеально вписывались друг в друга.

Верхняя часть второй по величине матрешки предельно точно состыковывается с нижней таким образом, чтобы половинки плотно прилегали друг к другу, и куколка не распадалась на две части при попытке перевернуть или потрясти. Все последующие куклы изготавливают по порядку, начиная с нижней части, с ювелирной точностью состыковывая их в единый красочный ансамбль.

Многолетий опыт, автоматизм выверенных движений и способность увидеть в обычном деревянном бруске плавные линии будущей русской красавицы помогают Юрию Тимофеевичу создавать уникальные сувениры, востребованные самыми придирчивыми ценителями матрешечного промысла в России и за рубежом.



Идеальная заготовка - основа качества матрешки

Каждая вырезанная кукла просушивается в собранном виде, чтобы получившиеся половинки плотно нанизывались друг на друга и не болтались. Затем заготовки шлифуют, полируют и наносят при необходимости слой грунтовки, который должен высохнуть при соблюдении специального температурного режима, во избежание появления потеков и влажных пятен.


Традиционная ручная роспись - уникальные сувениры от уникальных людей


И наконец наступает черед нанесения росписи и в дело вступают женщины. Матрешечная роспись, как и любой народный художественный промысел, требует не только мастерства и отточенных движений, но и знания традиций, понимания истории появления тех или иных народных мотивов в узорной канве, ну и конечно, соответствующего настроения.

Наши художницы - светлые, чистые душой талантливые девушки, много лет совершенствующие национальное мастерство и истинно русский стиль. Каждая из них может рассказать историю потомственных художниц, повествующую о сохранении семейных и профессиональных традиций и передаче секретов мастерства от матери к дочери, от бабушки к внучке.



Последний штрих к портрету символа России

Деревянные матрешки, расписанные в традиционном стиле , несколько дней просушиваются с специальном помещении, а затем поступают в цех лакирования. Покрытие лаком деревянной игрушки - ответственная и не простая в исполнении операция, ведь от итоговой обработки сувенира зависит внешний вид изделия и одним неосторожным движением запросто можно испортить труд множества людей. Поверхность готового изделия должна быть идеально ровной, без потеков, видимых мазков и микротрещин.

В кустарных условиях лак на поверхность изделия наносится руками. Мастерица опускает руки в емкость с лаком и одним отточенным движением наносит покрытие на поверхность игрушки.

На нашей фабрике лак на будущую готовую продукцию наносят при помощи пулеверизатора. Если же партия небольшая, то лакировщицы наносят покрытие руками, как учили их мамы и бабушки. Лакировка производится в несколько слоев, каждый из которых просушивается от 4-5 часов до суток.


Производство деревянных изделий - никто не сможет лучше нас!

На сегодняшнем отечественном сувенирном рынке мы без преувеличения являемся одними из лучших и надежнейших поставщиков, ведь нашему опыту более пятнадцати лет! За это время мы разработали и сумели внедрить в производственный процесс использование экологически чистых и безопасных для окружающей среды материалов и методик, сертифицировали краски и лаковые покрытия, привлекли к сотрудничеству лучших отечественных поставщиков и по праву гордимся своими достижениями и репутацией надежных и долгосрочных партнеров.

Мы постоянно развиваемся и ежедневно ищем интересные идеи, задумываясь что еще мы можем вам предложить? Одна из последних идей нашего руководства - виртуальный конструктор, позволяющий клиенту самостоятельно создать дизайн будущего сувенира. Достаточно всего лишь выбрать из предложенных вариантов соответствующие вашему вкусу элементы декора и отправить заказ. Все остальное мы сделаем сами и уникальный, созданный вашим воображением сувенир, в кратчайшие сроки будет доставлен по указанному вами адресу.

Свяжитесь с нами, и мы расскажем все о нашем подмосковном производстве, дадим грамотную консультацию и ответим на любой возникший у вас вопрос!

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок... Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена. Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Поэтому с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев- Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица". Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала. Повлияли на это и известные русские сезоны С.П. Дягилева. С 1909 года русская матрешка стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930 году Сергиева- Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским". "Загорский стиль" - подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты - сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый "брендеевский" стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: "бычок в камергерском костюме"). При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 года чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования. Помимо "загорских" матрешек за рубежом пользовались известностью "семеновские" и "мериновские" матрешки (село Мериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своими токарными изделиями). В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил "сергиевскую" игрушку. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. С тех пор это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров. Отличительные черты "семеновского" стиля - незатейливое решение образа, но более яркое и своеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Почти одновременно с "мериновскими" игрушками в Поволжье появилась еше одна матрешка - в селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности "полховской" матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), с жестко очерченной головой. "Цветы с подводкой" - роспись по предварительно нанесенному черному контуру - типичная роспись в Полховском Майдане. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается тип матрешки - родом из Вятки. В вятской росписи используется инкрустация соломкой. При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль: обязательно шаль, передник и сарафан, при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили. Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие юбилейное. Коллекция матрешек в собрании Художественно- педагогического музея игрушки в Сергиевом- Посаде убеждает нас в идее, что эта деревянная фигурка была задумана именно как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

Технология изготовления матрешки

Шлифовка заготовки. Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.

Нанесение клея. Клей на матрешке наносится в виде узора.

В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.

Нанесение потали.

Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.

Матрешка

3. Изготовление матрешки

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена. Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Поэтому с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев - Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица". Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала. Повлияли на это и известные русские сезоны С.П. Дягилева. С 1909 года русская матрешка стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930 году Сергиева - Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским". "Загорский стиль" - подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты - сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый "берендеевский" стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: "бычок в камергерском костюме"). При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 года чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования. Помимо "загорских" матрешек за рубежом пользовались известностью "семеновские" и "мериновские" матрешки (село Мериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своими токарными изделиями). В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил "сергиевскую" игрушку. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. С тех пор это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров. Отличительные черты "семеновского" стиля - незатейливое решение образа, но более яркое и своеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Почти одновременно с "мериновскими" игрушками в Поволжье появилась еше одна матрешка - в селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности "полховской" матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), с жестко очерченной головой. "Цветы с подводкой" - роспись по предварительно нанесенному черному контуру - типичная роспись в Полховском Майдане. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается тип матрешки - родом из Вятки. В вятской росписи используется инкрустация соломкой. При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль: обязательно шаль, передник и сарафан, при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили. Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие юбилейное. Коллекция матрешек в собрании Художественно - педагогического музея игрушки в Сергиевом - Посаде убеждает нас в идее, что эта деревянная фигурка была задумана именно как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как формa, цвет, количество, размер.

Шлифовка заготовки

Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.

Нанесение клея

Клей на матрешке наносится в виде узора: на данном рисунке обводим бабочку. В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.

Клеение потали

Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.

Прорисовка фона

Теперь необходимо заняться оформлением изделия и начать стоит естественно с фона. На классических матрешках это платок или шуба, украшенные цветами, на данном же сувенире я нарисую летний луг и яркое голубое небо для создания соответствующего настроения.

Мелкие жучки в травке, сама трава, детали бабочки рисуются яркими красками. На этом этапе собственно и создается основной сюжет сувенира.

Прорисовка деталей обводкой позволяет подчеркнуть их и выделить на общем фоне. После нее фактически получается готовое изделие. Как только матрешка готова, она проходит визуальный контроль качества, и уж только потом поступает на последний этап.

Лакировка

Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает

изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск сувениру.

Заключение

Кто-то из иностранцев назвал матрешку "загадкой и символом России”, что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему. Коллекция же матрешки в собрании Художественного - педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном - в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа...

Шлифовка заготовки. Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку. Нанесение клея. Клей на матрешке наносится в виде узора...

Декоративно-прикладное искусство Индии

искусство индия мастер резчик Нельзя не коснуться и такого своеобразного и яркого искусства Шри Ланка, как маски...

Детский театр кукол

Настольная ширма-телевизор «Всем-TV» для домашнего кукольного театра Настольная ширма-телевизор обрадует любого ребенка и украсит собой детскую, не занимая при этом много места...

Детский театр кукол

Кукла-перчатка петрушечного типа с объемной головой из чулка и ваты Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку самый распространенный и простой в управлении тип кукол для домашнего театра...

Изготовления картин, вышитых крестом

Для начала понадобятся такие простые и знакомые с детства приспособления как иголка (лучше с тупым концом), ножницы, канва (особая ткань с дырочками) и пяльцы Пяльцы удобнее использовать маленького размера с винтом...

Искусство колокольного звона

Самое трудное в литье колоколов: спроектировать профиль церковного колокола. Когда профиль колокола (построение профиля колокола) рассчитан, приступают к изготовлению оснастки. Прежде всего это "кружало": плита...

История русской матрешки

На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрешки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская матрешка”...

Матрешка

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок...

Орнамент елецкого кружева парной техники плетения и деревянная матрешка

История эта очень древняя и в то же время молодая. Существует несколько версий. Кто говорит, что истоки возникновения в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме. Считается...

Проект росписи матрешки "Вокруг света"

В конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - появилась японская точеная фигурка буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с "сюрпризом" - она разнималась на две части...

Развитие женского костюма на стыке двух великих эпох – ренессанса и барокко

Я выбрала для макета куклы свадебное платье Марии Медичи. Оно мне показалось очень торжественным и изысканным. Кукла - одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры - близка и понятна каждому...

Русские деревянные игрушки

Много легенд ходит о происхождении матрешки. По утверждению сотрудников научно-исследовательского института игрушки эта деревянная фигурка появилась в 1890 году в Абрамцевской усадьбе, в Подмосковье...

Шкатулка "Сирень"

1. Для низа шкатулки делаем базовые ролы из полос сиреневой и желтой бумаги (ширина 5мм). 2. Склеить полосы сиреневой и желтой бумаги в произвольной последовательности. Из длиной двухцветной полосы сделать базовый ролл диаметром 70 мм. 3...

Фотограф из России Андрей Вологодский и журналист Анастасия Строкова отправились в село Полховский Майдан Нижегородской области, чтобы показать нашим читателям, как делается главный русский сувенир - матрешка.

1. В селе Полховский Майдан Нижегородской области мало что изменилось за сотни лет. Те же деревянные домики с изразцам. Те же разбитые дороги. Тот же липовый лес. Тот же промысел. Уже четыре века подряд в здешних мастерских рождается самый узнаваемый сувенир России - матрешка.

Крестьяне села переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря. В начале XX века деревянные поделки стали выжигать, немногим позже - красить. Тогда и сложился характерный майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет.

3. Раньше было целое производство и называлось «Красная заря», где всем селом точили и красили матрешек. Даже ходили по домам и проверяли, не точит ли кто дома. Но с развалом Советского Союза не стало и завода. Вся деревня теперь точит дома.Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели. Секреты токарного дела и уникальной
полхов-майданской росписи передаются от отца к сыну, от матери к дочери.

5. Люди живут здесь просто. Честно трудятся. Заготавливают лес, который потом пустят на деревянную утварь и игрушки. Сырье берется в лесу. Кто не хочет ездить в лес, покупает древесину, заказывая полную машину ЗИЛ (зимой стоимость 17 000 рублей (80 900 тенге), а летом - 20 000) (95 200 тенге). Жители рассказывают: «Набросают полмашины коряг, сам разбирайся потом. В 12 км от села есть лес. Там покупаешь разрешение у лесника, и он показывает, где можно рубить, а где - нет. Находятся и такие люди, кто без документов рубит, но если поймают, штраф выпишут 100 000 рублей (476 000 теге)».

9. Токарная мастерская для мужской половины - все равно что второй дом. Здесь они проводят по 10-12 часов в сутки. Иначе на кустарном промысле не заработать.

12. День ненормированный, выходных нет. Есть захочешь - будешь работать.

13. Процесс изготовления матрешек начинается с выбора древесины. Из множества видов деревьев выбирают липу, так как она очень мягкая и с ней легко работать. Лучшее время для заготовки материала - ранняя весна. Дереву нужно подсохнуть, чтобы принять форму, после чего липу распиливают. Нижнюю часть матрешки точат из сухого дерева, которое сохло несколько лет. Верхнюю часть - из сырой, так как в дальнейшем дерево высыхает, и поэтому матрешка плотно захлопывается. Сперва точат самую маленькую цельную однерочку. После приступают ко второй, состоящей из двух частей. Изнутри вся древесина удаляется, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы большего размера и т. д. После матрешку женщины красят масляными красками. Покрывают лаком.

14. - Дед точил, отец точил, и я всю жизнь точу.

16. - Пыльная работа, постоянно этим дышишь. Один раз по молодости как соскочило бревно, в нос угодило. На всю жизнь память.

18. - Раньше мода была в Москве, однерки наточишь, зувындочки, по-нашему, (однерка - самая маленькая матрешка, размер ее 15 мм. - Прим. авт .) . Блатные любили и на штаны… и везде навешивать. Мода была раньше такая. Рубль одна стоила. Можно было на него и опохмелиться.

25. Раньше майданские деревянные изделия продавали лишь в соседних селах. После того как токарные станки стали электрическими, матрешек увидели и дальние города России, и другие страны. С ярмарочных площадей Нижнего Новгорода и Москвы круглобокие красавицы разъезжаются по всему миру.

26. Но не так-то просто сувенирной кукле найти себе дом. Их пакуют в обычные тюки, китайские сумки, волокут по бездорожью… И в дождь, и в снег им приходится томиться на прилавке. Прежде чем кто-то выберет для себя матрешку из сотен конкуренток.

27. В торговле матрешками мало творчества. Это бизнес. В сувенирных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга пятиместные матрешки стоят от 250 (1190 тенге) до 7000 (33 320 теге) рублей.

28. Кроме традиционных точат и матрешек с портретами героев из сказок, а также пасхальные яйца, свистульки, елочки, петушков, булавы.

30. …Однажды папа Карло состругал маленького мальчика Буратино.

У нас все было по-другому. Майданцы выточили и расписали девочку-труженицу, умницу и красавицу. Она дала работу целому селу и стала символом всей России.

error: