Прицеп для мотокультиватора своими руками чертежи. Как сделать прицеп для мотоблока своими руками: чертежи и рекомендации по сборке

Мотоблок – это незаменимая и нужная техника, которая пригодится для работы на приусадебном участке, в саду. С его применением без труда можно обработать земельный участок и перевезти много разнообразных грузов, например, инструменты, сено, различный урожай, удобрения, материал для посадки, дачный мусор. Если в стандартную модель мотоблока не входит прицеп, решение задачи есть — это самодельная тележка для мотоблока.

Мотоблоки бывают : легкие, средние и тяжелые (профессиональные). Модели отличаются по своей массе, мощности и по функциональным возможностям. Мотоблок может комплектоваться окучником, грунтозацепом, плугом, картофелесажалкой, косилкой, мотоблочными граблями, сеялками и сажалками. Аналогами мотоблоков считаются мотокультиваторы, но эта техника создана для выполнения лишь одной функции – обработка земли в редких случаях имеются небольшие дополнительные возможности.

  • незаменимое устройство на приусадебном участке;
  • при создании используются простые материалы и технологии;
  • экономия денежных средств, ведь примерная минимальная стоимость нового прицепа от 12 тыс. рублей и б/у от 8 тыс. и выше.

Недостатки заводских тележек:

  • не всегда имеется в продаже агрегат, который подходит по всем параметрам;
  • технические параметры и качество не всегда соответствует завышенной цене.

Размеры тележки для мотоблока

Габариты прицепа зависят от необходимой грузоподъемности. Кузов стандартного размера, который может выдержать вес 2,5 ц., равен:

  • ширина – 1150 мм;
  • длина – 1500 мм;
  • высота – 280 мм.

Когда выбраны параметры подходящей тележки, нужно рассчитать количество метров металлопроката и число швеллеров для изготовки рамы и сцепки.

Подготовка списка материалов

Рекомендуется написать перечень нужных материалов исходя из того что уже есть в наличии и по мере необходимости добавлять остальное по продвижению сборных работ. Если вместо профильной трубы квадратного и прямоугольного сечения уже имеются в наличии круглые трубы. Рекомендуется разработать сооружение устройства на базе своего сырья.

Чертеж простой тележки для мотоблока

Телега рассчитывается на вес груза 450-500 кг, не учитывая водительскую массу тела. В нее легко поместятся до 8 мешков картофеля.

Чертеж тележки

  1. — опора для навесных участков;
  2. — консоль;
  3. — водило;
  4. — подножка;
  5. — сиденье;
  6. — каркас (рама);
  7. — кузов;
  8. — опорная балка 3 шт., (брус 50х50);
  9. — болты (М 8);
  10. — упорная конструкция (трубы стальные 58х4);
  11. — колеса.

Поэтапная сборка и отделка – это самые трудные задачи:

  1. следует отобрать нужные детали;
  2. очистка от ржавчины, обработка преобразователем;
  3. при надобности обрезать все лишнее, если указано в чертеже;
  4. подогнать части и объединить.

Рама тележки

Железные уголки и обрезанные трубы с круглым и прямоугольным сечением — это самые подходящие части для конструирования каркаса телеги. Сооружение предполагает трудные условия для работы, например на неровной (изрытой) местности.

Совет: элементарная рама для агрегата сооружается из пары труб и колес на подшипниках. Кузов с каркасом соединяется штырями. Дополнительная установка пружин смягчит тряску на колдобинах.

Водило тележки

Телега для мотокультиватора имеет колесную ось — это стальной штырь с поперечником 3 см, и длиной 1 м. Размеры стержня подобраны с учетом габаритов кузова, что бы колеса ни выпирали за его пределы. Конструкция сваривается через опорные уголки, косынки с продольными шарнирами и брусьями каркаса.

Чертеж тележки

  1. — корпус поворотной системы;
  2. — дышло (трубы 49х3);
  3. — рама подножки 4шт., (уголки 25х25);
  4. — Упорная конструкция — 4 шт.;
  5. — ребра жесткости;
  6. — полоски 25х4 (накладки).

Полезная информация! Конструкция водило тележки — механизм из запчастей, скрепленных методом сваривания. Нагрузка будет идти в основном на поворотную конструкцию и на зону сцепного соединения прицепа. Рекомендуется в этом месте дополнить для прочности части стальной конструкции (ребра).

Кузов

Может состоять из металла либо досок (20 мм), конструкцию нужно усилить стальными уголками. Кузов прицепа присоединяется к каркасу несколькими фиксированными подпорными частями (брус 50х50). Размещение нагрузки для телег с единой базисной точкой заключается в расположении центра тяжести, который не пересекает линию колесного штыря. По бокам и снизу рекомендуется установить ребра жесткости. Если тележка собирается для задачи возить грузы в мешках, значит, откидные борта делать не нужно.
Совет: что бы быстро разгружать прицеп, заднюю стенку кузова делают открывающейся или добавляется механическое устройство для переворачивания телеги.

Мотоблок с кузовом, система соединения

Для сцепления прицепа с мотоблоком понабиться сделать консоль. Верх опоры должен копировать обводы рукоятки культиватора, потому что крепеж производится с консолью навесной конструкции. Нижняя часть, которая состоит из оси и двух подшипников для бурового ротора (РУП) закрепленных узлом вращающейся конструкции водила. Место посередине подшипников необходимо смазать и закрыть пыльниками. В условиях большой нагрузки на прицеп при эксплуатации. Рекомендуется сделать сцепку и водила подвижными.
Соединительный механизм телеги монтируется в цилиндрический корпус продольного шарнира, конструкция закрепляется упорным кольцом. Этот тип конструкции позволит колесам тележки не зависимо вращаться. Управлять мотоблоком будет намного проще при поездках по неровным участкам.

  1. Консоль.
  2. Пыльник.
  3. Подшипники.
  4. Корпус.
  5. Распорная втулка.
  6. Подшипник.
  7. Распорочная трубка.
  8. Шайба.
  9. Гайка (М 20х2,5).
  10. Прибор для смазки.
  11. Дышло.

Колеса

По отзывам опытных народных умельцев, рекомендуется подбирать покрышки от моторной коляски и установить их в комплекте с центральной частью колес. Имеется нюанс – это обточка концов стержня оси, что бы он подошел под размеры поперечников подшипников ступицы. В результате тележка может эксплуатироваться с данными колесами много лет.
Железный круг с диаметром примерно 30 мм отлично подходит под заготовку для колесной базисной точки. Центральный вал следует соединить с продольным шарниром и угловыми опорами при помощи сваривания.

Если подобраны обыкновенные колеса с осью:

  • к поперечной части рамы присоединяется уголок либо приваривается к ней часть трубы;
  • внизу уголка либо трубы следует просверлить дыру что бы зафиксировать штуцеры и колесную ось.

Дно тележки

Лучше всего выполнить днище тележки из листового металла, толщина листа которого составляет 2-3 мм. Обрезная доска так же подойдет, но будет менее прочной. Потратив на работу 3-4 дня, получите тележку, которая будет служить достаточно долго.

На этапе завершения самодельной конструкции прочно закрепляется кресло водителя, устанавливаются колеса. Для удобства необходимо сделать подножку, что бы ноги не находились навесу. Телега для мотоблока своими руками может смело эксплуатироваться. Собранный прицеп при желании красят и с достоинством пользуются им без трудностей!

Готовая самодельная тележка для мотоблока – незаменимая конструкция для легкой транспортировки различных грузов.

Одним из самых необходимых инструментов для каждого огородника, фермера или садовода, который владеет механизированной аграрной техникой, является прицеп для мотоблока. Используя мотоблок в хозяйстве, можно посадить, вспахать культивировать. А если к мотоблоку прикрепить прицеп, то получим отличного помощника, который сможет транспортировать довольно тяжелые грузы. Размеры прицепа для мотоблока рассчитываются таким образом, чтобы быть универсальным и многофункциональными агрегатом. Также они облегчают работу фермера, за счет наклона кузова и возможности открывать задний борт.

Оптимальные размеры прицепа для мотоблока

На большинстве прицепов можно работать сидя, благодаря установленному сидению. Прежде, чем подбирать прицеп для мотоблока, необходимо проверить его совместимость с самим мотоблоком. Также нужно учитывать прочность рамы и толщину стального листа, чтобы при эксплуатации мотоблока, не происходила деформация прицепа.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах, каких размеров бывают прицепы.
Прицеп самосвальный ПМ-0,6С. Длинна прицепа 1400 мм. Ширина прицепа 1000 мм. Грузоподъемность 350 кг.

Прицеп мотоблочный с рессорами 7С. Длинна прицепа 2900 мм. Ширина прицепа 1000 мм. Высота прицепа 1200 мм. Максимальная грузоподъемность 500 кг.


Прицеп к мотоблоку самодельный. Длинна прицепа 2250 мм. Ширина прицепа 965 мм. Высота прицепа 885 мм. Грузоподъемность 400 кг.

Чертеж прицепа к мотоблоку

Этот прицеп может использоваться как с мотоблоком, так и с легковым автомобилем, и является трансформированным агрегатом. Оснащен простой подрессоренной подвеской.

Одно из назначений прицепа — возможность перевозить мотоблок автомобилем. Узел «Вилка» позволяет погружать и разгружать мотоблок одному человеку без особых физических усилий.

При отсутствии легкового автомобиля, прицеп оснащается кузовом и подсоединяется к мотоблоку. Вместо фрез на мотоблок устанавливаются колеса. У прицепа хорошая подрессоренная подвеска, благодаря чему наблюдается отличная мягкость хода, хорошая продольная устойчивость и практически отсутствует жесткость. Части прицепа способны легко разъединяться, что позволяет компактно хранить прицеп, в разобранном состоянии.

Длинна кузова составляет 2320 мм, ширина 1590 мм, а высота 500 мм. Ширина колеи — 1490 мм. Размеры кузова: длинна 1500 мм, ширина 1200 мм, высота 300 мм. Размер вилки 500х300 мм.

Возможности комплектации

Все части по деталям

Варианты использования прицепа

Размеры прицепа

Главное цель прицепа — перевоз груза. Сам прицеп — это промежуточное звено при транспортировки груза. Следовательно первостепенная задача при создании прицепа — достижение малого веса и хорошей грузоподъемности. Все элементы конструкции прицепа рационально используются. Вес шасси — 25 кг. Вес перевозимого груза — 200 кг. При хранении прицеп занимает очень мало места, и легко помещается в легковой автомобиль.

После покупки мотоблока и проверки его рабочих возможностей, владельцу хочется дополнить эту полезную машину грузовым прицепом.

Получив еще одну колесную ось, кузов и сиденье мотоблок превращается в универсального помощника, которым можно успешно пользоваться круглый год.

Мотоблок с прицепом успешно заменит не только мини-трактор, но и грузовик. А если у прицепа есть самосвальное устройство, то вам не придется махать лопатой, разгружая песок или щебень, чернозем или навоз.

Заводской прицеп для мотоблока может иметь грузоподъемность от 300 кг до одной тонны и разные размеры кузова. Здесь все зависит от технических характеристик мотоблока, поэтому производители прицепов приспосабливают свою продукцию под легкие, средние и тяжелые ручные трактора (мотоблоки).

Сегодня , поэтому разновидностей грузовых адаптеров для них предлагается немало. Размерный ряд кузовов таких прицепов представлен следующими вариантами.

Для легких мотоблоков обычно используют прицепы с кузовом шириной 1 и длиной 0,85-1,15 метра. Грузоподъемность таких адаптеров не превышает 300 кг. Стоимость легких тележек находится в районе 12 — 15 тыс. рублей.

У тележек, рассчитанных на работу с мотоблоками средней мощности (4,8-8 л.с.), размер кузова составляет 1,0х1,5 м или 1,1х1,4 м при грузоподъемности от 300 до 500 кг. Стоимость грузовых адаптеров данного класса зависит от комплектации и компании-производителя и может составлять от 19 до 40 тыс. руб.

Для тяжелых машин мощностью более 10 л.с. используют одноосные или двухосные прицепные тележки с кузовом шириной 1,2 и длиной от 2 до 3 м. Они способны перевозить грузы весом от 500 кг до 1 тонны. Цена таких адаптеров находится в диапазоне от 42 до 60 тыс. руб.

Высота бортов у стандартных мотоблочных прицепов составляет от 30 до 35 сантиметров. Для большегрузных тележек используют каркасные бортовые ограждения высотой 50-60 см.

Прицепы грузоподъемностью более 350 килограмм оборудуются механическим тормозом . Этого требуют правила техники безопасности. При движении вниз по крутому уклону погасить инерцию груженого прицепа одним тормозом мотоблока вам не удастся. Поэтому, подбирая прицеп для тяжелого ручного трактора, обязательно обратите внимание на наличие данной опции.

Стандартный самосвальный прицеп для легких и средних мотоблоков не имеет подъемного гидравлического цилиндра. Кузов в нем устанавливают таким образом, что центр тяжести груза находится на поворотной оси. Подобная центральная балансировка заметно облегчает процесс ручного опрокидывания.

Для повышения удобства погрузки и разгрузки некоторые модели прицепов, кроме заднего, имеют также два боковых открывающихся съемных борта.

Кузова прицепов чаще всего изготавливают из окрашенного оцинкованного листа, окрашенного черного стального листа или из ударопрочного пластика. Первый вариант является наиболее качественным и долговечным, хотя и самым дорогим.

Самостоятельное изготовление прицепа к мотоблоку

Конструкцию грузового адаптера к мотоблоку нельзя назвать архисложной. При наличии электросварки, болгарки и дрели сделать прицеп к мотоблоку своими руками сможет практически каждый владелец ручного трактора.

Основными элементами конструкции, для изготовления которых потребуется чертеж или подробная схема являются рама, водило и кузов.

1 — кронштейн навески мотоблока; 2 – поворотная консоль, 3 – водило; 4 – подножка; 5 — сиденье (доска 20мм); 6 – рама прицепа; 7 - борт кузова из доски 25 мм; 8 — опорная балка рамы (брусок 50×50мм); 9 – фиксирующий болт шарнира М8; 10 – задний шарнирный узел; 11 — колесо

Изучая представленное на рисунке устройство прицепа для мотоблока, вы заметите, что водило через поворотный узел и консоль соединяется с прицепным модулем мотоблока. Второй конец водила вставляется в центральную трубу рамы.

Конструкция «труба в трубе» образует своеобразный длинный шарнир. Он позволяет колесам прицепа менять свое положение независимо от колес мотоблока во время преодоления ям и кочек. Это решение позволяет избежать деформировании конструкции прицепа.

1 — поворотный узел; 2 – «дышло» (круглая труба 60 мм); 3 – рамка подножки (уголок 25 мм); 4 – ребра жесткости

Шарнирная сцепка мотоблока с прицепом производитсяс помощью консоли – стальной оси. Она стоит в поворотном блоке водила на подшипниках. К верхней части консоли приваривают фланец, которым она крепится к сцепке мотоблока.

Для усиления стыка дышла с корпусом поворотного узла нужно использовать 4 ребра жесткости из стальной полосы толщиной 4 мм.

Изготавливая самодельный прицеп к мотоблоку, его раму сваривают, используя несколько видов металлопроката: уголок, трубы прямоугольного и круглого сечения. Несущая рама должна быть прочной и жесткой, чтобы при движении с полной загрузкой элементы ее конструкции не деформировались.

1 - раскос (уголок 20 х20); 2 - рамка сиденья (уголок 20×20); 3 — стойки сиденья (уголок 40×40); 4,5 - подкосы передние (труба 40×20); 6 — обвязка рамы кузова (уголок 40×40); 7, 8 – стойки колесной оси (уголок 32×32); 9,10 - подкосы задние (труба 40х20); 11 — усиливающая поперечина (уголок 40×40), 12 - труба центральная 58×4; 13 — ось (пруток 30 мм), 14 — косынка (лист 4 мм).

Для фиксации трубы водила в центральной трубе рамы через них просверливают отверстие и вставляют болт с контргайкой и шпилькой. При этом в центральной трубе нужно вырезать длинное «окошко».

В нем фиксирующий болт, проходящий через трубу водила, сможет перемещаться вокруг оси прицепа, не смещаясь в продольном направлении. Это завершающая операция, необходимая для надежной работы шарнира «труба в трубе», о которым мы рассказали выше.

Для изготовления колесной оси нужно взять стержень из качественной стали диаметром 30 мм. С центральной трубой рамы, обвязкой платформы из уголка и подкосами его соединяют электросваркой.

Несъемный кузов можно изготовить из 25-миллиметровых досок или же сделать его борта из стального листа толщиной 1,5 мм, наварив его на вертикальные стойки из уголка 40х40 мм. Если же есть необходимость в открывании бортов, то к раме нужно приварить несколько петель, к которым будет крепиться рамка борта. К углам рамки необходимо приварить шпингалеты, которые будут фиксировать борта в транспортном положении.

У правильно сбалансированного прицепа для мотоблока центр тяжести груза располагается ближе к переднему борту и не заходит за ось вращения колес. Это требование нужно учесть при составлении чертежа самодельной конструкции.

В качестве колес для прицепа можно использовать легковые автомобильные, купив их в сборе со ступицами. Перед установкой колес на ось нужно аккуратно проточить ее посадочные места под внутренний диаметр подшипников колесных ступиц и снабдить контргайкой с фиксирующим шплинтом.

Полезное видео

Планируя покупку мотоблока, практически всегда приходится задумываться о хорошем навесном оборудовании для полноценной работы на земельном участке. Навесное оборудование для плуга и прицеп для мотоблока нужны, как воздух. С этим утверждением не поспоришь, но стоят они немало, и денег на покупку такого лафета не всегда можно выкроить из ограниченного бюджета обычного человека. Поэтому основную часть капитала лучше потратить на приобретение классного мощного мотоагрегата с американским или японским мотором, и сделать прицеп для мотоблока своими руками. Тем более что чертежи для любого варианта прицепа к мотоблоку отыскать — не проблема.

Варианты исполнения прицепа для мотоблока

В зависимости от планируемых объемов перевозки, способа использования прицепа и возможностей мотоблока можно изготовить несколько различных вариантов:


Важно! Основная причина, по которой прицепы к мотоблоку выходят из строя, — на лафет, рассчитанный на 120 кг., грузят больше, чем позволяет грузоподъемность и размеры прицепа.

Тяжелый вариант позволит перевести одним разом и навесное оборудование, и плуг, и весь запас картошки на посадку. Срок службы такой машины исчисляется десятками лет.

Рама прицепа: 1 — раскос (уголок 21х21х3), 2 — рамка сиденья (уголок 21х21х3), 3 — стояк (труба 50х25х4), 4 — стойки сиденья (уголок 40х40х4), 5,14 — подкосы передние (труба 50х25), 6,15 — лонжероны продольные (уголок 40х40х4), 7,8 — опоры колесной оси правые (уголок 32х32х4), 9,16 — подкосы задние (труба 50х25), 10 — поперечина усиливающая (уголок 40х40х4), 11 — корпус продольного шарнира (труба 58х4), 12 — ось колесная (пруток диаметром 30), 13,17 — лонжероны поперечные (уголок 40х40х4), 18 — косынки (s4)

Как сделать прицеп к мотоблоку своими руками

Для постройки тяжелого и устойчивого прицепа к мотоблоку нам понадобится следующее оборудование и материалы:

  1. Электросварочный аппарат, болгарка, электродрель с комплектом сверл, с десяток электродов №4;
  2. Стальной профиль - трубчатый квадрат 40х40 мм. -20м, 20х40мм. -15м., стальная труба с внутренним диметром, соответствующим наружному размеру подшипника ступицы, листовой металл толщиной 2мм. и общей площадью 2х3м.;
  3. Две ступицы в сборе, от автомобиля М2140 или М412, пара москвичевских колес с «живой» резиной, две пары навесов для гаражных ворот.

Работа по изготовлению прицепа к мотоблоку с покрасочными работами займет не менее трех дней. Основные габариты прицепа понятны из схемы, грузоподъемность приведенной схемы - не менее 500кг, больший вес для обычного мотоблока опасен. Если вы приобрели мотоблок по типу "ЗУБР"а или "Garden Scout GS 101DE" с дизелем в 12 лошадок, можете грузить и больше.

Собираем каркас по чертежам и фотографии

На первоначальном этапе необходимо раскроить материал и сварить электросваркой остов для грузового отделения прицепа. Он представляет собой прямоугольную раму, сваренную из металлопрофиля квадратного сечения. Если следовать чертежам, то получится 120х180 см. Мы будем делать 150х200 см. Внутри прямоугольной рамы необходимо сделать две поперечные проставки, как на фото. Это усилит днище грузового отделения будущего прицепа.

Далее вырезаем из профиля 40х20мм. и свариваем четыре борта, каждый высотой 500 мм. Борта зашиваем стальными листами и привариваем к основе грузового отделения, на дно укладываем лист металла и крепим его к балкам из металлопрофиля. Задний борт можно установить на больших дверных навесах, что позволит откидывать его при выгрузке. Все сваренные части конструкции тщательно обрабатываем преобразователем ржавчины и покрываем грунтовкой.

На следующем этапе необходимо вырезать из металлопрофиля и сварить прицепное устройство для крепления к мотоблоку и несущий каркас, на который будет устанавливаться изготовленный ранее грузовой отсек прицепа.

Форма и размеры несущего каркаса, и способ крепления прицепа к мотоблоку понятны из фото. Размеры квадратной части каркаса соответствуют половине грузового отсека.

Навесы необходимо тщательно выровнять по уровню и приварить с максимальным качеством сварки. Благодаря такой рационализации грузовой отсек прицепа получит возможность опрокидываться для выгрузки без изменения положения мотоблока.

Изготавливаем ходовую часть прицепа к мотоблоку

Прицеп будем изготавливать на резиновом ходу, это значительно упростит управление мотоблоком, повысит безопасность и комфорт при движении. Колеса со ступицами на двух опорных подшипниках обеспечивают минимальное сопротивление качению, поэтому даже с полностью загруженным грузовым отсеком мотоблок довольно легко пройдет по грунтовке или даже травянистому грунту.

В этом варианте не используются полноценные тормозные устройства, но технически такая возможность есть,и при желании вы сможете дополнить ступицы крышками и тормозными колодками от М412. Чтобы не связываться с гидравликой, можно использовать тросовый привод от ручного тормоза.

Для установки трубы с подшипниками и ступицами на прицеп необходимо предварительно вырезать и приварить к каркасу три опорные вертикальные стойки из металлопрофиля 40х40мм., высотой каждая в 120-150 мм. При установке трубы потребуется приложить немало терпения для точного позиционирования ходового узла параллельно поперечной балке каркаса прицепа. Трубчатая ось позволяет обеспечить высокую прочность и жесткость даже при двукратном превышении максимального груза или прохождении поворота на высокой, как для мотоблока, скорости движения.

Далее привариваем трубу, устанавливаем и настраиваем положение ступиц в трубе так, чтобы биение диска колеса, одетого и закрученного гайками на ступице, было минимальным. Сразу после завершения выравнивания, прихватите шов сварочными точками и обварите полноценный шов.

Чтобы снизить нагрузки на вертикальные стойки, от трубы до рамы каркаса необходимо вырезать и приварить усилители в виде металлопрофиля.

Для крепления прицепа к мотоблоку можно переделать стандартную сцепку на основе плуга или изготовить переходник по типу фаркопа. Главное условие — соединение должно иметь возможность свободно поворачиваться в горизонтальной плоскости, не мешать управлению мотоблоком и быть достаточно прочным, учитывая большой вес конструкции.

На треугольнике прицепа необходимо установить вертикальную стойку со скамейкой или сидением для водителя. Высоту и месторасположение сидения выбирают, исходя из длины ручек управления мотоблока. Пространство под ногами рекомендуют закрыть металлической сеткой или приваренной тонкой арматурой.

Заключение

Управление тяжелым лафетом к мотоблоку потребует определенного навыка, поэтому первые попытки следует выполнять исключительно на безлюдной местности. Кроме того, для подобного рода конструкций работниками ГИБДД могут требоваться регистрация и оборудование лафета для мотоблока габаритами, стоп-сигналами, тормозами.

Приобретая прицеп для мотоблока, вы значительно расширяете функциональность техники и сокращаете объем работ, выполняемых вручную. В то же время цена таких конструкций может стать обременительной для бюджета, поэтому многие владельцы земельных участков рассматривают возможность самостоятельного изготовления конструкций.

Виды и назначение моделей

Устройство прицепа для мотоблока зависит от его грузоподъемности и назначения. Эти параметры влияют и на стоимость изделий.

  • Для легких мотоблоков используются прицепы с шириной 1 м и длиной 0,85-1,15 м. Их грузоподъемность составляет 300 кг, а стоимость – от 200$.
  • Прицеп для мотоблока от 5 л.с (средняя категория) больше по габаритам. При такой же ширине (1 м) их длина достигает 1,4-1,5 м. Цена подобных изделий – от 250 $.
  • У прицепов для тяжелых мотоблоков увеличены и длина, и ширина. Габаритные размеры 1,2х2,0-3,0 м. Для столь внушительных размеров требуется более надежная опора, поэтому такие изделия выпускаются двухосными. При приобретении таких моделей придется потратить не меньше 500$.
  • Самые простые модели – цельные. Их геометрия не меняется, стенки и дно соединены неподвижно.
  • Кузов с откидными бортами хорошо приспособлен для транспортировки крупногабаритных грузов, вес которых не превышает установленные для конкретной категории изделий нормы.
  • Самосвальный прицеп наиболее удобен при разгрузочных работах. Используя его, нет необходимости брать в руки лопату или другой ручной инструмент. Кроме того, самосвальный прицеп увеличивает производительность работ.

Нюансы конструкции

Планируя приобретать или делать своими руками прицеп, важно учитывать связь некоторых особенностей конструкции с грузоподъемностью изделий.

  • Самосвальные прицепы на двухосных прицепах с большой грузоподъемностью оснащаются гидравлическим приводом, обеспечивающим легкое опрокидывание.
  • У одноосных моделей опрокидывание обычно происходит за счет специфического расположения центра тяжести, достаточно ручного устройства.
  • Прицепы с грузоподъемностью свыше 350 кг оснащаются механическим тормозом. При движении с горки полностью загруженного мотоблока с прицепом остановить их с помощью лишь тормоза транспортного средства будет весьма затруднительно.

Самостоятельное изготовление

Изучив стандартные конструкции, которые предлагают производители, можно думать, как сделать прицеп к мотоблоку своими руками. Следует выбрать удобную конструкцию. Самосвальный прицеп несколько сложнее в исполнении, но функциональнее. Однако при редком использовании техники выбирают решение проще.

Чертежи и схемы

В качестве начального этапа хорошо эскизно нарисовать самодельный прицеп к мотоблоку с указанием размеров. На этот рисунок можно будет ориентироваться при выборе материалов, определить по нему сложные и требующие более тщательной разработки узлы. Впоследствии можно выполнить более подробную и точную схему.

Важно учитывать, что центр тяжести нагруженного правильно сбалансированного прицепа находится ближе к переднему борту, но так, чтобы он не заходил за колесную ось.

Рама прицепа

Надежность рамы определяет прочность и долговечность, которой будет обладать самодельный прицеп мотоблока.

  1. Для изготовления каркасной решетки подойдет труба с квадратом (прямоугольником) в сечении и уголок.
  2. Для изготовления передней и задней поперечин выбирают уголок 25х25 мм.
  3. В роли лонжеронов выступают трубы 60х30 мм.
  4. Элементы соединяются с помощь пяти вспомогательных поперечин так, чтобы результатом стал каркас-решетка.
  5. К продольным трубам по углам решетки приваривают четыре вертикальные стойки.

Дальнейшие действия определяются типом выбранной модели.

  • Самосвальный прицеп должен иметь откидной борт с заднего торца короба.
  • Изделие с откидными бортами требует аналогичной конструкции всех (трех) бортов за исключением обращенного к мотоблоку.
  • Рамы откидных элементов изготавливаются отдельно от общего каркаса, а у самых простых моделей – как его элементы.

Обшивка каркаса

В качестве обшивки бортов обычно выбирают материал, использование которого не будет удорожать изделие, то есть, имеющийся под руками.

  • Дерево (доски, оставшиеся после постройки надворных сооружений) не практично из-за невысокой устойчивости к влажности. Доски придется пропитывать специальными составами, тщательно прокрашивать и следить за целостностью покрытия.
  • Пластик влагоустойчив, он не подвержен разрушению под воздействием многих химических веществ. Пластик дешев, но его недостатком является низкая механическая прочность.
  • Металлические листы с антикоррозийным покрытием – наиболее прочный, но и достаточно дорогой вариант. Если самосвальный прицеп будет интенсивно эксплуатироваться, лучше остановиться на металле. При выполнении зашивки соединение раскроенных листов с рамами может выполняться с помощью сварки.

Перед обшивкой бортов необходимо покрыть горизонтальную поверхность решетки (пол кузова). Для этой цели хорошо подойдет дюралюминиевый лист, который фиксируют при помощи болтов.

Обшитые рамы откидных бортов соединяются с основным каркасом при помощи петель и снабжаются шпингалетами, задвижками-засовами или накидными крюками для фиксации в закрытом состоянии.

Ходовая часть

Для обеспечения движения прицеп для мотоблока может оснащаться колесными узлами старого транспортного средства или (более простой вариант) садовой тачки. Для их крепления приваривается дополнительная труба или ось.

Ступица чаще крепится напрессовкой, для чего ее заднюю часть растачивают и надевают на ось (трубу), контролируя отсутствие перекоса. Колеса монтируются на штифтах, после чего закрепляются гайками. Финальный этап – навинчивание колпака.

Установка колес от тачки производится по упрощенной схеме

Соединение прицепа с мотоблоком

Сцепка мотоблока с прицепом – ответственный элемент конструкции.

Оптимальный вариант для самостоятельного изготовления – простой и надежный узел «труба в трубе». К изогнутой трубе с одной стороны приваривается в вертикальном положении еще короткий отрезок трубы для соединения с мотоблоком при помощи шкворня. На противоположном конце основной (изогнутой) трубы также наваривается еще один отрезок и устанавливается шкворень для соединения с прицепом. Такая конструкция обеспечивает надежное соединение в сочетании с подвижностью, необходимой на поворотах и неровностях.

error: