Праздник Николая Чудотворца: дата, история и традиции. При помощи этой молитвы Николаю Чудотворцу и вере в чудо, которое она свершает, человек может исцелиться от неизлечимой болезни, избежать бед, резко изменить свою судьбу в лучшую сторону, ощутить прил

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Всё об этом почитаемом святом Вы узнаете из данной статьи!

Какой сегодня праздник: 22 мая 2018 года отмечается церковный праздник День Святого Николая Чудотворца

Сегодня 22 мая отмечается День Святого Николая Чудотворца. Накануне вечером в храм Христа Спасителя в Москве из итальянского Бари доставили частицу мощей Николая Чудотворца.

22 мая 2018 года в народе почитают Святого Николая. Согласно народному календарю, в году есть два праздника, посвященного Николаю Чудотворцу - Никола зимний 19 декабря и Никола весенний (летний) – 22 мая.

Николая Чудотворца чтут также на Западе, а в России даже далекие от Церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. Кроме посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается святой Николай на богослужениях и в другие дни недели.

Николай Чудотворец: в чем помогает

Святителя Николая особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям.

День Святого Николая Чудотворца 22 мая: почитание на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей, в честь его имени святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина, а над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Народные традиции

На Руси Николая Угодника считали «старшим» среди святых. Его называли «милостивым», в честь него строили храмы и называли детей.

На Николу Зимнего люди устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво, а на Николу Летнего, или Вешнего крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.

Кому покровительствует удивительный и известный святой?

Николай Чудотворец признается покровителем детей, а в Европе даже именуется прототипом Санта-Клауса. Он также благосклонен к путешественникам, всем морякам, торговцам и тем, кому для исцеления необходимо настоящее чудо.

Почему Святого Николая именуют Угодником?

Такое имя святой получил за свое угодное служение Богу. Николай Угодник молился с такой силой и верой, что даже после смерти его мощи оставались не тронутыми тленом. Они мироточили, и от этой благодати исцелялись сотни верующих.

Как правильно праздновать 22 мая?

22 мая – День Святого Николая – Чудотворца славят и чествуют в самых разных церквях и приходах. Верующие в этот праздник стараются отказаться от мяса и яиц, накрывая столы с рыбными блюдами.

Ранее, когда сельское хозяйство было развито больше, на Николу Вешнего христиане организовывали массовые шествия с вереницами икон и образов. Верующие люди участвовали в молебне, просили о милости и дожде. Обычно, крестные ходы заканчивались в полях или возле водозаборных колодцев. Считалось, что милостивый Николай может подсобить в борьбе с засухой и непогодой.

Сегодня в данный день можно посетить храм, где обязательно будет проводиться служба. Можно также помолиться дома, прося Николая Угодника о помощи в каком-либо деле.

Вечером нужно собраться всей семьей за праздничным столом и провести общую благодарственную молитву святому за его заступничество. Это христианское торжество не связано с трагическими событиями, поэтому праздновать можно легко и весело.

В день памяти Николы Вешнего ничего не стоит делать для себя лично. Так как святой все отдавал людям, то и верующим в такой день стоит отдать что-то на благотворительность, подать милостыню или деньги на строительство церкви. Приветствуется помощь сиротам и детским домам, а также бедным семьям.

Легенда о появлении праздника

Святого Николая славят 22 мая и 19 декабря. На Николу Зимнего принято одаривать друг друга презентами. А во время весеннего торжества можно ограничиться красивыми поздравительными открытками и словесными пожеланиями счастья, добра и мира.

Святой Николай почитаем всеми христианами. Его очень часто вспоминают при ежедневных службах и отводят ему особенное место в христианской иерархии святых.

Существует легенда о том, что когда один крестьянин застрял со своей телегой в грязи, он попросил о помощи проходящего мимо Святого Касьяна. (37.112.220.246) . Но тот отказал, сославшись на то, что торопится к Господу. Когда же рядом с крестьянином проходил Святой Николай, он помог тому вытащить телегу из канавы и явился к Господу весь в грязи. Там у святого спросили, почему он так испачкался и задержался, на что он ответил, что помогал человеку, по информации на 23:05:17. С тех пор Николая Угодника восхваляют дважды в год, а христианского Святого Касьяна раз в четыре года.

О зимнем празднике, посвященном Николая Угоднику, также есть свое сказание. Еще при жизни святой узнал, что в его городе есть бедняк, который решился на страшный грех. Чтобы выбраться из бедности и выдать замуж двух дочерей, человек задумал отдать третью девушку в бордель. Тогда Николай Чудотворец пробрался ночью в дом бедняка и подкинул ему мешок с золотом. Бедный человек не мог поверить своему счастью и выдал замуж старшую дочь. Затем Николай Угодник пробрался в дом бедняка с мешочком золота во второй раз, и мужчина сыграл свадьбу для средней дочери. Бедняку было интересно, кто же его благодетель? Поэтому в третий раз он выследил епископа и бросился за ним, чтобы поблагодарить того за невиданную щедрость. А затем выдал замуж и третью дочь, стало известно Рос-Регистр. С тех пор на 19 декабря закрепился обычай дарить подарки и небольшие сувениры, которые тайно размещаются ночью возле камина или елки.

За свои земные годы данный святой сотворил множество невероятных чудес и свершил огромное количество добрых дел. Он не отказывал в помощи ни верующим, ни язычникам, побуждая в них раскаяние и наставляя на истинный путь.

Верующие люди знают, что 22 мая – День Святого Николая. Они с радостью ходят на службу, помня о заступничестве архиепископа. И верят, что даже после смерти святой оберегает их с небес, дарит им защиту и надежду на исцеление недугов. Удивительный человек и популярный в народе святой одинаково известен как в России, так и за границей. В его честь возведено много храмов и церквей. Его знают не только христиане, но и люди иной веры. Святого помнят и славят в своих молитвах все верующие в православии и католики.

Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца

Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа - его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день имееновали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

В чем помогает Николай Чудотворец

Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие (биография) Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах - точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

Почитание святителя Николая на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря - Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

Иконография святителя Николая

Иконография святителя Николая сложилась в Х-XI веках. При этом самая древняя икона, а именно фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме, относится к VIII веку.

Есть два основных иконографических типа святителя Николая - ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы - фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На этой фреске святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.

Иконы поясного иконографического типа изображают святителя с закрытым Евангелием на левой руке. Древнейшая икона такого типа в монастыре святой Екатерины на Синае относится к XI веку. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.

Иконописцы создавали и житийные иконы Николая Угодника, то есть изображающие разные сценки из жизни святителя - порой до двадцати разных сюжетов. Самая древние из таких икон на Руси - это новгородская из погоста Любони (XIV век) и коломенская (сейчас хранится в Третьяковской галерее).

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу

глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод:

Правилом веры, образцом кротости, воздержания учителем показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, нищетой – богатство: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Перевод:

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

Молитва первая Николаю Угоднику

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!

Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Молитва третья святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая.

Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне.

О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство.

Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:

Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворимох ни сохранихом повелений его.

Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:

Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Молитва четвертая святителю Николаю Чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.

Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва пятая святителю Николаю Чудотворцу

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!

Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва шестая святителю Николаю Чудотворцу

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани.

И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Что можно есть в день памяти Николая Чудотворца

19 декабря по новому стилю приходится на Рождественский, или Филиппов, как его еще называют, пост. В этот день можно есть рыбу, но нельзя есть мясо, яйца и другие продукты животного происхождения.

Чудеса святителя Николая

Николай Чудотворец считается покровителем, заступником и молитвенником о плавающих и, вообще, всех, кто путешествует. Например, как говорит житие святителя, в юные годы, путешествуя из Миры в Александрию, он воскресил моряка, который во время жестокой бури сорвался с мачты корабля и, упав на палубу, разбился насмерть.

Митрополит Сурожский Антоний. Слово, произнесенное на всенощной под праздник святителя Николая, 18 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти… Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой - мы об этом ликуем. Как же это возможно?

Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. Как бы ни была крепка наша вера, как бы надежда нас ни окрыляла, как бы мы ни были уверены в том, что Бог любви никогда окончательно не отделит друг от друга тех, которые любят друг друга хоть несовершенной, земной любовью - все-таки остается грусть и тоска о том, что мы не увидим в течение долгих лет лица, выражения глаз, светящихся на нас лаской, не прикоснемся к дорогому человеку благоговейной рукой, не услышим его голоса, доводящего до нашего сердца его ласку и любовь…

Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни, и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни.

Умирая, святые могли сказать, как Павел говорил: я подвигом добрым подвизался, веру сохранил; теперь готовится мне награда вечная, теперь я делаюсь сам жертвоприношением…

И вот это сознание - не головное, а сознание сердца, живое чувство сердца о том, что святой не может от нас отлучиться (так же как от нас не отлучается ставший для нас невидимым Христос воскресший, так же как не отсутствует невидимый нам Бог), вот это сознание позволяет нам радоваться в день, когда, как говорили древние христиане, человек родился в вечную жизнь. Он не умер - а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он - в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день, когда уже все преграды разделения падут, и когда мы возликуем не только о победе вечности, но о том, что Бог и временное вернул к жизни - но во славе, новой сияющей славе.

Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия - это человек, до конца ставший Человеком… Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком.

И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был небесным человеком, а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво.

Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился окаждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь - все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека.

Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

Он нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом. Когда я был юношей, мой отец мне раз сказал: научись в течение твоей жизни так ожидать смерть, как юноша трепетно ожидает прихода своей невесты… Вот так ждал и святитель Николай часа смертного, когда раскроются смертные врата, когда падут все узы, когда вспорхнет душа его на свободу, когда ему дано будет лицезреть Того Бога, Которому он поклонялся верой и любовью. Так и нам дано ждать - ждать творчески, не ждать оцепенело, в страхе смерти, а ждать с радостью того времени, той встречи с Богом, которая нас сроднит не только с Живым Богом нашим, со Христом, ставшим человеком, но и с каждым человеком, потому что только в Боге мы делаемся едины…

Отцы Церкви нас призывают жить страхом смертным. Из столетия в столетие мы эти слова слышим, и из столетия в столетие мы их превратно понимаем. Сколько людей живет страхом того, что вот-вот наступит смерть, и за смертью - суд, а за судом - что? Неизвестно. Ад? Прощение?.. Но не об этом страхе смертном говорили отцы. Отцы говорили о том, что если бы мы помнили, что через мгновение можем умереть, как бы мы спешили делать все добро, которое мы еще можем успеть сделать! Если бы мы думали постоянно, трепетно о том, что стоящий рядом с нами человек, которому мы сейчас можем сделать доброе или злое, может умереть - как бы мы спешили о нем позаботиться! Не было бы тогда никакой нужды, ни большой, ни малой, которая превосходила бы нашу способность жизнь посвятить человеку, который вот-вот умрет.

Я уже сказал нечто о своем отце; простите - я скажу еще одно личное. Моя мать три года умирала; она это знала, потому что я это сказал ей. И когда смерть вошла в нашу жизнь, она жизнь преобразила тем, что каждое мгновение, каждое слово, каждое действие - потому что оно могло быть последним - должно было быть совершенным выражением всей любви, всей ласки, всего благоговения, которые между нами были. И вот три года не было мелочи и не было крупных вещей, а было только торжество трепетной, благоговейной любви, где все сливалось в великое, потому что и в одном слове можно заключить всю любовь, и в одном движении можно выразить всю любовь; и это должно быть так.

Святые это понимали не только по отношению к одному человеку, кого они любили особенно ласково и на протяжении каких-то малых лет, на которые у них хватало духа. Святые умели так жить в течение целой жизни, изо дня в день, из часа в час, по отношению к каждому человеку, потому что в каждом они видели образ Божий, живую икону, но - Боже! - порой такую оскверненную, икону такую изуродованную, которую они созерцали с особенной болью и с особенной любовью, как мы созерцали бы икону, затоптанную в грязь перед нашими глазами. А каждый из нас грехом своим затаптывает в грязь образ Божий в себе.

Подумайте над этим. Подумайте над тем, как славна, как дивна может быть смерть, если только мы проживем жизнь, как святые. Они - подобные нам люди, отличающиеся от нас только смелостью и горением духа. Если бы мы подобно им жили! И как богата могла бы быть для нас память смертная, если вместо того, чтобы называться, на нашем языке, страхом перед смертью, она была бы постоянным напоминанием, что каждое мгновение есть и может стать дверью в вечную жизнь. Каждое мгновение, исполненное всей любовью, всем смирением, всем восторгом и крепостью души, может распахнуть время к вечности и нашу землю сделать уже местом, где явлен рай, местом, где живет Бог, местом, где мы едины в любви, местом, где все дурное, мертвое, темное, грязное побеждено, преображено, стало светом, стало чистотой, стало Божественным.

Дай нам Господь вдуматься в эти образы святых, и не друг друга, даже не себя спрашивать о том, что же делать, а обратиться прямо к ним, к этим святым, из которых некоторые были поначалу разбойниками, грешниками, людьми страшными для других, но которые сумели величием души воспринять Бога и вырасти в меру возраста Христова. Станем их спрашивать… Что с тобой случилось, отче Николае? Что ты сделал, как ты раскрылся силе Божественной любви и благодати?.. И он нам ответит; он своей жизнью и своей молитвой сделает для нас возможным то, что нам кажется невозможным, потому что сила Божия в немощи совершается, и все нам доступно, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе.

Митрополит Сурожский Антоний. О призвании христианина.

Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Николая 19 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас с праздником!

Когда мы празднуем день такого святого, как Николай Чудотворец, которого не только русское сердце, но вселенское Православие восприняло как один из самых совершенных образов священства, делается особенно трепетно и служить Божественную литургию и предстоять ей; потому что прежде чем он стал сотаинником апостолов, святитель Николай был подлинным, истинным мирянином. Сам Господь открыл, что именно его надо было поставить священником - за чистоту его жизни, за подвиг его любви, за его любовь к богослужению и храму, за чистоту его веры, за его кротость и смирение.

Все это было в нем не словом, а было плотью. В тропаре ему мы поем, что он был правило веры, образ кротости, учитель воздержания ; все это его пастве явилось самим делом, сиянием его жизни, а не только словесной проповедью. И таким он был еще мирянином. И таким подвигом, такой любовью, такой чистотой, такой кротостью он стяжал себе высшее призвание Церкви - быть поставленным архиереем, епископом своего града; быть перед глазами верующего народа (который сам является телом Христовым, местом пребывания Святого Духа, божественным уделом), среди православного народа стоять, как живая икона; чтобы можно было, взирая на него, в его глазах видеть свет Христовой любви, в его действиях видеть, воочию пережить Христово божественное милосердие.

Мы все призваны следовать одним путем. Нет двух путей для человека: есть путь святости; другой путь - путь отречения от своего христианского призвания. Не все достигают той высоты, которая нам явлена во святых; но все мы призваны быть настолько чистыми своим сердцем, своим помышлением, своей жизнью, своей плотью, чтобы мы могли быть как бы воплощенным присутствием в мире, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, Самого Христа.

Мы призваны быть так совершенно, так полно отданными Богу, чтобы каждый из нас стал как бы храмом, где живет и действует - и в нас и через нас - Святой Дух.

Мы призваны быть дочерьми и сынами нашего Небесного Отца; но не иносказательно только, не потому только, что Он с нами обращается, как отец обращается с детьми. Во Христе и силой Святого Духа мы призваны подлинно стать Его детьми, подобными Христу, приобщившись Его сыновству, получив Духа сыновства, Духа Божия, так, чтобы наша жизнь была сокрыта со Христом в Боге.

Этого мы не можем достигнуть без труда. Отцы Церкви нам говорят: пролей кровь и получишь Дух… Мы не можем просить Бога о том, чтобы Он вселился в нас, когда сами мы не трудимся над тем, чтобы приготовить Ему святой, очищенный, богопосвященный храм. Мы не можем Его звать в глубину нашего греха вновь и вновь, если не имеем твердого, пламенного намерения, если мы не готовы, когда Он к нам снизойдет, когда Он нас взыщет, как заблудшую овцу, и захочет понести обратно в отчий дом, быть взятыми и унесенными навсегда в Его Божественных объятиях.

Быть христианином - это быть подвижником; быть христианином - это бороться за то, чтобы преодолеть в себе все, что является смертью, грехом, неправдой, нечистотой; одним словом - преодолеть, победить все то, из-за чего Христос был распят, убит на Кресте. Грех человеческий Его убил - мой, и ваш, и наш общий; и если мы не избываем и не изживаем греха, то мы приобщаемся либо тем, которые небрежением, холодностью, безразличием, легкомыслием отдали Христа на распятие, либо тем, которые злобно Его хотели уничтожить, стереть с лица земли, потому что Его облик, Его проповедь, Его личность были их осуждением.

Быть христианином - это быть подвижником; и однако самим нам спастись невозможно. Наше призвание настолько высоко, настолько велико, что человек своими силами не может осуществить его. Я уже говорил, что мы призваны быть как бы привитыми к человечеству Христа, как веточка прививается к животворному дереву - с тем, чтобы жизнь Христова била ключом в нас, чтобы мы были Его телом, чтобы мы были Его присутствием, чтобы наше слово было Его словом, наша любовь - Его любовью, и наше действие - Его действием.

Я сказал, что мы должны стать храмом Святого Духа, но больше чем вещественным храмом. Вещественный храм содержит в себе присутствие Божие, но не пронизывается им; а человек призван так соединиться с Богом, как, по слову святого Максима Исповедника, огонь пронизывает, проникает железо, делается с ним одно, и можно (говорит Максим) резать огнем и жечь железом, потому что больше нельзя различить - где горение и где горючее, где человек и где Бог.

Этого мы не можем достичь. Мы не можем стать сынами и дочерьми Божиими только потому, что мы сами этого хотим или об этом просим и молим; мы должны быть приняты Отцом, усыновлены, должны стать, по любви Божией ко Христу, тем, чем Христос является для Отца: сынами, дочерьми. Как же нам этого достичь? Ответ на это нам дает Евангелие. Петр спрашивает: Кто же может спастись? - И Христос отвечает: Невозможное человеку возможно Богу. ..

Подвигом мы можем открыть свое сердце; охранить от нечистоты свой ум и душу; мы можем направить свои действия так, чтобы они были достойны нашего призвания и нашего Бога; мы можем плоть нашу сохранить чистой для приобщения Тела и Крови Христовых; мы можем открыться Богу и сказать: Прииди, и вселися в ны … И мы можем знать, что если мы искренним сердцем этого просим, этого хотим, то Бог, Который хочет нам спасения больше, чем мы умеем сами себе его хотеть, нам егодаст. Он же Сам в Евангелии нам говорит: Если вы, будучи злыми, умеете добрые подарки давать своим детям, насколько больше Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него…

Поэтому будем всей силой нашей человеческой немощи, всем горением нашего тусклого духа, всей надеждой нашего сердца, тоскующего по полноте, всей нашей верой, которая вопиет к Богу: Господи, верую, - однако помоги моему неверию! , всем голодом, всей жаждой нашей души и тела будем просить Бога о том, чтобы Он пришел. Но вместе с тем, всеми силами нашей души, всеми силами нашего тела будем приготовлять Ему храм, достойный Его прихода: очищенный, посвященный Ему, охраненный от всякой неправды, злобы и нечистоты. И тогда - придет Господь; и совершит, как Он обещал нам, с Отцом и Духом, Тайную вечерю в наших сердцах, в нашей жизни, в нашем храме, в нашем обществе, и воцарится Господь во век, Бог наш в род и род.

Санта-Клаус

В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще - на Рождество Христово.

У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса - история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах.

У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное - он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь.

Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери.

Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха.

Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый»

19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия - Никола Зимний и Никола Осенний.

Николой Вешним (то есть весенним), или Николой Летним, называли праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, который отмечается 22 мая по новому стилю.

Словосочетание «Никола Мокрый» происходит от того, что этот святой во все века считался покровителем моряков и, вообще, всех путешествующих. Когда храм во имя Николая Угодника строили мореходы (часто - в благодарность за чудесное спасение на водах), в народе его называли «Никола Мокрый».

Народные традиции празднования дня памяти Николая Угодника

На Руси Николая Угодника почитали «старшим» среди святых. Николу называли «милостивым»; в честь него строили храмы и называли детей - с древности и вплоть до начала XX века имя Коля было самым популярным среди русских мальчиков.

Про Николу Зимнего (19 декабря) в избах в честь праздника устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво. Праздник считался «стариковским», самые уважаемые люди села собирали в складчину богатый стол и вели долгие беседы. А молодежь предавалась зимним развлечениям - каталась на санках, водила хороводы, пела песни, готовилась к святочным посиделкам.

На Николу Летнего, или Вешнего (22 мая), крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.

22 мая Русская Православная Церковь отмечает день переноса мощей святителя Николая . В народе этот день с любовью называется "Никола Летний".

Святитель Николай - один из самых любимых на Руси святых, в его честь воздвигнуто множество церквей. В каждом доме обязательно была икона святителя, перед ней зажигались неугасимые лампады, перед ней молились о благополучном замужестве, о путешествующих, мореплавателях, об избавлении от клеветы. Православная Церковь воспоминает святителя Николая каждую неделю: по четвергам каждой неделю наряду с апостолами.

По преданию, свт. Николай родился во второй половине III века в городе Патары в Ликии (историческая область в Малой Азии) в семье благочестивых родителей. До глубокой старости они не имели детей и в непрестанной молитве просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: родился сын, который при крещении получил имя Николай, что значит по-гречески "побеждающий народ".

Юноша воспитывался под руководством своего дяди - местного епископа. В качестве призвания Николай избрал служение Богу. Пройдя путь от младшего церковного служителя до архиерея, он стал архиепископом города Миры Ликийские. Николай отличался любовью и состраданием к людям, помогал нищим и обездоленным, раздавая почти все получаемые деньги. Себе он оставлял только самое необходимое.

Однажды Николай тайно подбросил три узелка с золотом в дом одного человека, который попал в крайне бедственное положение и должен был выдать замуж трех своих дочерей за нелюбимых женихов. Человек впал в отчаяние и решил пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для приданого. Святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы, получил от Бога откровение о преступном намерении отца и решил избавить его от нищеты и духовной гибели. В полночь он бросил в окно золото, а сам поспешно возвратился домой. Отец возблагодарил Бога и вскоре смог выдать замуж старшую дочь. Второй раз повторил свт. Николай благодеяние, а на третий раз отец решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и поблагодарить его: когда святитель бросил третий узел, отце догнал его и пал к его ногам, но святитель, по глубокому смирению велел никому не рассказывать о случившемся.

За кротость и доброту святитель Николай снискал огромную любовь народа.

Как сказано в житии святого Николая, он совершил путешествие в Иерусалим. Достигнув древнего города, святитель, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм.

Возвратившись в Ликию, святой хотел уйти от мира в Сионскую обитель, но Господь возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; иди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!".

Повинуясь, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. После кончины архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских, после того как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании, в видении был указан избранник Божий - святой Николай.

Став архиепископом, Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости и любви к людям . Это было особенно дорого для Ликийской церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284 - 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. При приходе к власти равноапостольного Константина, святитель Николай возвратился к своей пастве.

Еще одним знаменательным событием в житии свт. Николая стал I Вселенский Собор, созванный императором Константином в 325 году, когда распространялась ересь Ария. (Он отвергал божество Христа и не признавал Его Единосущным Отцу.) Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок неподобающим и лишили святителя Николая архиерейского сана и заключили его в тюремную башню. Но вскоре многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Тогда свт. Николай был освобожден, ему вернули сан.

Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж.

Достигнув глубокой старости, в 345 году святитель Николай мирно скончался.

По преданию, его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро. В XI столетии турки начали свои нападения на Греческую империю, при котором святыни христиан - храмы, мощи и иконы, - подвергались поруганию. Была попытка подвергнуть поруганию и мощи св. Николая, но страшная буря с громом и молниею не позволили этого сделать.

В 1087 году купцы итальянского города Бари вывезли мощи святителя Николая из Мир Ликийских . Объясняли они свой поступок желанием спасти христианскую святыню от уничтожения турками-мусульманами, которые в то время бесчинствовали во владениях греческой империи в Малой Азии. Также есть предание, что Николай явился во сне одному священнику из города Барии и повелел перенести его мощи в этот город.

Для переноса мощей были снаряжены три корабля . Пресвитеры и знатные горожане под видом торговцев отправились в Миры. Одновременно с жителями Бари в Миры отправились и венецианцы, которые также хотели перевести мощи Николая к себе.

Баряне прибыли в Ликийскую землю окружными путями, через Египет и Палестину. Вначале баряне пытались подкупить монахов и забрать мощи. Но монахи стали сопротивляться, и тогда баряне применили силу. Гробница была вскрыта, и мощи перевезли в Барии. Путешествие длилось 20 дней и завершилось 9 мая (22 мая по новому стилю).

Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными исцелениями больных. А через год в городе специально была построена церковь во имя святителя Николая, которую освятил папа Урбан Второй.

Преподобный Нестор Летописец свидетельствует, что первая церковь во имя Святителя Николая на Руси была построена в Киеве еще в 882 г - до официального принятия христианства.

Прекрасно характеризует нам надежду русского воинства на святителя также следующий обычай, соблюдавшийся в Московской Руси. В 9 или 10-м часу вечера, когда запирались ворота Кремля, стража стрелецкая начинала так перекликаться: "Близ собора Успенского часовой страж первый начинал протяжно и громогласно, как бы нараспев: "Пресвятая Богородица, спаси нас!" За ним второй в ближнем притине возглашал: "Святые Московские чудотворцы, молите Бога о нас!" Потом третий: "Святый Николае чудотворец, моли Бога о нас!" Потом четвертый: "Вси святии, молите Бога о нас!" Пятый: "Славен град Москва!" Шестой: "Славен град Суздаль!" и так называли Ростов, Ярославль, Смоленск и проч. Потом первый опять начинал: "Пресвятая Богородица..." и т. д. Ясно видно, кого, наряду с Божией Матерью и Русскими угодниками Божиими, Русские воины считали своим защитником и покровителем".

Церковное предание хранит свидетельства о множествах чудес, совершаемых по молитвам Николая. Предание о том, как Николай Мирликийский избавил от смерти трех невинно осужденных, вдохновило И. Репина на написание картины. В клеймах иконы святителя запечатлены чудеса, вошедшие в его жизнеописание.

Но не только в книгах и летописях можно прочитать о чудесах святителя: и сегодня святитель как и всегда помогает тем, кто обращается к нему с молитвой, и современные нам чудеса святителя происходят не реже, чем в прежние времена.

Много чудотворных икон святителя были созданы в России и принесены из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения врагов.

22 мая празднуется день святителя Николая Чудотворца. В народе этот праздник называется Никола Летний.

Святому Николаю в православном календаре праздников отдается два дня поминовения - 19 декабря и 22 мая. (Никола Зимний и Никола Летний). Если в декабре верующие поминают день смерти Чудотворца, то майский день поминовения связан с переносом его мощей.

Существует легенда, которая объясняет, почему в церковном календаре святителю Николаю отведено целых два дня поминовения. Шли как-то святой Касьян и Николай Чудотворец, увидели мужика, который пытался вытащить воз из грязи. Касьян прошел мимо - не захотел пачкаться, а Николай помог мужику. Узнал об этом Бог и положил Николе два праздника в году.

Святитель Николай Чудотворец - один из самых почитаемых и любимых святых в православном мире. Молитвы к Николаю Чудотворцу имели особую силу. Ему принято молиться о помощи, заступничестве, замужестве, об удаче в дороге.

Святой Николай еще при жизни был известен своими чудесами и добрыми делами. Несмотря на почтение его людьми, он оставался скромен и кроток и всю свою жизнь прослужил Богу. Во имя его построено большое количество храмов по всему миру. Его иконы источают чудотворное миро, а молитвы, обращенные к нему, имеют результат.

Приметы, традиции и обычаи на Николу Летнего

Николай Чудотворец всегда считался самым приближенным к Богу святым. По примете, молитвы в этот день имеют большую силу.
Начиная с Николы Летнего 22 мая начинали выгод лошадей, а также посадку картошки и гречихи. В этот день стригли овец.
В этот день молодые девушки, желающие выйти замуж, обращались к святому Николаю Угоднику, так как он считается еще и покровителем влюбленных.

Дождь на Николу Летнего - к счастью и богатому урожаю. Про этот день говорили: «Велика милость Божья, коли в Николин день дождь пойдет».
Если на Николу заквакают лягушки, то урожай будет хорошим.
С Николиного дня начиналось Предлетье (с 22 мая по 10 июня). В это время могли быть дожди и грозы. Хорошим знаком считалась сырая погода в это время - «Дождь в мае хлеба поднимает».

Молитва Николаю Чудотворцу, исполняющая желания
Святитель Николай Чудотворец (Николай Угодник) особо почитается православным верующими. Этот святой считается самым приближенным к Богу и посредником между Всевышним и человеком, именно поэтому молитвы, обращенные к нему, являются самым сильными и эффективными.

Есть особая молитва к Николаю Чудотворцу, которая способна исполнить любое доброе желание человека. Обращаться со своими просьбами к святителю можно в любое время. Но, как утверждают верующие, молитвы будут быстрее услышаны именно в дни памяти Николая Чудотворца - 19 декабря и 22 мая. В дни, называемые в народе днем Николая Зимнего и Николая Летнего.

Молитва Николаю Чудотворцу на желание

«Чудотворец Николай, помоги мне в желаниях моих бренных. Не сердись на просьбу дерзкую, но и не покинь меня в делах суетных. Что во благо возжелаю, исполни своей милостью. Коли лихое хочу, отврати напасти. Пускай все желания праведные исполнятся, а жизнь моя счастьем наполнится. Да будет воля твоя, аминь.»

После этой молитвы подумайте о своем желании. Оно должно быть добрым, и не причинять вреда окружающим, в ином случае оно не исполнится.

Если ваше желание материальное, то следует прочитать молитву на деньги к Николю Чудотворцу:

«О, всесвятый Николай, угодник Господа, наш заступник и в любых скорбях помощник. Помоги мне грешному да унылому в моем житие, умоли Господа даровать мне оставление моих грехов, совершенных от юности и в течение жизни всей, делом, словом и помышлением и всеми моими чувствами. И помоги мне, окаянному, умоли Господа Бога избавить меня от мытарств и вечного мучения. Да всегда прославляю Отца, Сына и святого Духа, и твое милостивое предстательство, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Настройтесь серьезно на молитву, произносите слова с душой и осознанием того, что и кому вы это говорите. А главное, уповайте не только на святых, но и на самого себя. Желаем удачи.



В течение христианского года, как ни странно и что бывает крайне редко, день Святого Николая в 2018 году или в любой другой год отмечают дважды. Есть событие летнее, а есть зимнее. Именно зимнему дню Святого Николая всегда уделялось особенное повышенное внимание. Речь идет от 19 декабря по новому стилю или 6 декабря по григорианскому календарю.

Важно! В праздник день Св. Николая, как можно догадаться из названия события, почитают архиепископа Николая, который умер в этот день где-то в 345 году. Это был добрый и милосердный человек, искренно верующий в Бога и помогающий людям.

Так как католики придерживаются в своем летоисчислении григорианского , то День Святого Николая в 2018 году у них выпадает на шестой день последнего месяца года. В Греции, несмотря на то, что там православная церковь, событие также отмечается 6 декабря. Другие православные верующие этот день отмечают 19 декабря.

Важно! Как уже упоминалось выше, бывает День Святого Николая в 2018 году летний. В таком случае отмечают день перенесения мощей святителя, приходится праздник на 22 мая.

Из истории праздника

Николай был единственным сыном у богатых родителей. Но родители его рано умерли. Жил мальчик в Малой Азии, в городе Мира, что находился в юго-восточной части этого региона. О Святом Николае сложено много легенд, и этот святой является одним из самых любимых у детей.

К примеру, одна из легенд рассказывает о бедной девушке. Бедняк хотел отправить дочерей заниматься блудом, потому что, уже не мог их сам прокормить, а выдать замуж удачно дочерей не получалось. Николай решил помочь мужчине и три ночи подряд в окно комнаты, где спали сестры, он подкидывал по куску золота. Так как у девушек появилось приданое, они могли искать себе хороших мужей. Николай делал тайно множество добрых дел: покупал больным людям лекарства, дарил детям игрушки, раздавал беднякам вещи. Будучи богатым человеком от рождения, Николай тайно помогал бедным. Об этих поступках помнят до сих пор, отмечая лень Святого Николая в 2018 году летний и зимний каждый год. В честь праздника можно сделать .




После того, как люди выследили человека, который всем помогает, они назначили его епископом. Когда Николай умер, то больные приходили на его могилу, чтобы получить исцеление. Дети под праздник Николая зимой получают подарки от этого святого.

По-народному «Николин день»

Среди народа день Св. Николая называют просто, но с огромной любовью «Николин день». В этот денек вспоминают обо всех добрых деяниях, которые совершил святой. Традиционно в этот день принято одаривать детей от имени Св. Николая. Подарки, как правило, родители прячут в труднодоступных местах, а детки должны их отыскать.




Что касается православных верующих, то принято класть подарки от Святого Николая прямо под подушку. У католиков этого святого часто называют просто Дедушка Мороз, и он кладет подарки в носки, которые развешиваются у камина или прямо у кровати.

О других традициях праздника

В этот день по всему миру проводятся благотв. концерты для деток сирот. Их организацией занимаются юношеские и молодежные организации. День Св. Николая во многих странах мира также является Международным днем помощи бедным. Для христиан, у которых на этот период выпадает Рождественский пост, допускаются послабления и вне зависимости от дня недели можно кушать рыбу.

Интересно! На землях Руси зимний праздник Святого Николая всегда был большим и важным. Его отмечали в течение нескольких дней, близкие родственники и соседи собирались вместе. Отказаться от празднования – это проявить неуважение к святому.

Считается, что Святой Николай Угодник в этот день идет по заснеженным полям, спускаясь с небесных болей. В этот день он обходит всю землю, изгоняя с нее темных духов.
День Святого Николая в 2018 году католики и протестанты отметят 6 декабря, а православные верующие этот день отмечают 19 декабря. Из года в год даты праздника не меняются, а его традиции остаются неизменными, приятными и красивыми.

Никола Летний - праздник, который православные христиане отмечают каждый год 22 мая. Наиболее близкий к труду крестьян на Руси, Николай Угодник почитается как народный святой. Этот день сопровождает множество примет и традиций.

Майский день связан с переносом мощей святого Николая Угодника . Он является одним из любимейших и почитаемых святых у православных христиан, к которому обращаются с самыми разными просьбами о помощи.

Приметы праздника

В день празднования крестьяне начинали выводить на дальние выпасы лошадей, стригли овец, занимались посадкой картофеля. Все это сопровождалось молитвами и благодарностями святому, который приглядывал за животными и не давал погибнуть урожаю.

Влюбленные почитали его как своего покровителя, и в день Николы Летнего возносили молитвы к святому старцу о поиске любви, благословении на свадьбу.

Если в день праздника шел дождь, крестьяне считали это хорошим знаком, который сулил богатый урожай и отсутствие засухи. Сырая погода в период с 22 мая по 10 июня также считалась счастливой приметой, ведь именно по периоду Предлетья наши предки определяли, каким будет лето.

Кваканье лягушек несло добрую весть — ожидался богатый урожай фруктов и овощей.

В день праздника молитвы к святому имеют огромную силу, и каждый может попросить Николая Угодника об исцелении недугов, любви и отпущении грехов.

Цветение ольхи в этот день сулило финансовое благополучие: если дерево расцветало на чьем-то дворе, семья могла не беспокоиться за свое благосостояние.

Нежелательно в день праздника пользоваться ножницами и острыми предметами для рукоделия.

Традиции дня Николы Летнего

В ночь перед праздником в семьях пекли угощение, состоящее из пирогов и каши, а на полях разводили большие костры. Это делалось перед выгоном скотины на летние пастбища и являлось своеобразным обрядом, защищающим живность от бед.

В этот день крестьяне совершали обряд, который оберегал домашнюю скотину от посягательства волков. Делали они это с помощью острого ножа, который втыкали в порог дома или в стол. В печь клали камень, который накрывали горшком, и произносили слова заговора:

«Коровушка моя, кормилица и поилица, сиди дома, носа не показывай, а волк голодный бока свои покусывай, да на мою скотину не поглядывай».

Наши предки ранним утром выходили в поле и умывались росой. Эта традиция защищала от невзгод и болезней, прибавляя здоровья на весь год.

После омовения росой люди шли к своим домам, вставали лицом к солнцу и просили у Николы богатого урожая, молились и восхваляли Чудотворца, который внимал просьбам каждого.

Традиционно в день праздника каждый в семье занимался чем-то полезным. Труд и молитвы считались хорошим знаком. Предки верили, что Никола Летний наблюдает за всеми и отмечает старательных и трудолюбивых людей, помогая им преодолевать трудности.

После посещения церкви крестьяне мылись в бане, возносили молитвы святому, а затем надевали чистые одежды и трижды кланялись, осеняя себя крестным знамением, произнося:

«Батюшка Никола, на мою семью взор свой обрати, от лиха защити. Помоги в работе, чтобы зиму прожить беззаботно».


Каждая хозяйка начинала генеральную уборку, чтобы дом был чистым и привлекал внимание святого. Скотине в этот день перепадало много лакомств, ее холили, вынимали колючки, насекомых, чистили и меняли подстилку. Курам давали поклевать каши, сваренной со сливочным маслом, чтобы они неслись и не болели.

Мужчины для защиты домашней птицы вбивали в землю жерди, украшенные полосками разноцветных тканей. Эта традиция, по поверьям, давала защиту от хищников, которые старались пробраться к поселениям, чтобы полакомиться доступной добычей.

Завершали празднование Николы Летнего семейным ужином. Многочисленные родственники собирались за столом и угощались тем, что Бог послал.

В этот день никогда не отказывают в просьбах о помощи. Считается, что отказ наводит на семью семь лет бед, поэтому каждый считал своим долгом подавать нищим и нуждающимся. Это делалось не столько из-за боязни несчастий, сколько по собственной воле. Николай Угодник всегда помогал тем, кто нуждается, и верующие старались придерживаться такого же поведения.

Проведите этот праздник в кругу семьи и обязательно вознесите молитвы Чудотворцу . Ваша искренность и желание избавиться от неприятностей обязательно вознаградятся по заслугам. Желаем вам хорошего настроения, здоровья, благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

22.05.2017 04:41

Успенский пост начинается с Медового Спаса. Чудесное торжество вместило в себя как христианские, так и...

error: