Познание человеком самого себя: реальный результат абстрактных поисков. Познай себя и ты познаешь весь мир

Чтобы быть успешным и богатым, нужно что-то понять, что-то внутри себя. Открыть маленькую дверцу и ворваться в огромный мир.

Вы пришли в этот мир не ради кого-то, а ради себя. Позвольте самому себе взглянуть на себя, удивиться и порадоваться. Будьте собой. Ниже следующие 18 уроков самопознания помогут вам в этом непростом путешествии навстречу самому себе и познании себя.

1. Я могу быть только самим собой. Если вы не являетесь самим собою, то вы не живёте, а существуете.
2. Это моя жизнь и мои мечты достойны осуществления. Позвольте своим мечтам выходить за рамки, а действиям двигать вас вперёд. Действуйте по зову сердца, а не по зову общества.
3. Всё хорошее и плохое, - это жизненный урок. Никогда не забывайте то, чему пыталась научить вас жизнь. Она обычно это делает не просто так.

4. Несколько НАСТОЯЩИХ друзей – это всё, что вам нужно. Будьте с теми, кто дорог вам и кому небезразличны вы. Цените время, проведённое вместе, и то тепло, что было получено от близких.
5. Мои действия и слова напрямую влияют на окружающую меня жизнь . Оптимизм притягивает счастье, а реальное дело даёт реальный результат. Не болтайте попусту, живите сейчас, и будет жизнь после.
6. Несдержанные обещания разрушают отношения. Если пообещали – сделайте. А если что-то не нравится, то лучше вообще ничего не обещайте.
7. Мелочи в основном являются важными вещами. В самых простых вещах кроется самая большая радость и счастье. Ловите его.
8. Люди обычно жалею о том, чего они НЕ сделали. Как говорил кот в одном мультике: «Лучше перестать любить, чем вовсе не пылать любовью». Так же и во всём остальном – не оттягивайте на потом.
9. Маленькие люди могут совершать большие поступки. Простыми действиями можно влиять на окружающий мир. Улыбайтесь – и солнце выглянет из-за туч. Отдайте не нужное, но ценное – и получите новое и важное.
10. Неудачи делают нас сильнее и мудрее. Тут как в анекдоте: «Чего хочешь: денег или мудрости?» - «Мудрости» - «Как скажешь» - «Чёрт, надо было брать деньгами!» Уроки надо усваивать.
11. Каждый заслуживает доброго и уважительного отношения. Нет таких рамок, по которым можно определить степень заслуженного уважения. Проявляйте терпение и вам зачтётся.
12. Каждый человек интересен по своему. Чужая душа потёмки, но как же интересно может быть внутри. Открывайтесь сами и проявляйте такт, если вас допускают внутрь другой человек. Ведь так легко нанести смертельную рану по открытой душе.
13. Нет смысла делать что-либо, если я не собираюсь делать это должным образом . Старайтесь быть лучшим в своём деле или хотя бы стремиться к этому, ведь идеала всё равно не существует. Главное не останавливаться.
14. Мошенничество никогда не забывается. Поступая честно – в душе будет покой. Будете врать и юлить – покоя не будет.
15. Личностный рост вначале будет причинять неудобство. Чтобы вырасти, нужно сбросить старую шкуру, выйти из родного защитного панциря. Покиньте зону комфорта, почувствуйте мимолётный страх – и вперёд, на поиск нового себя. Делайте новые дела, посещайте новые места, знакомьтесь с новыми людьми и вы встретитесь с новым «Я».
16. Счастье – это внутренний выбор. Выбирайте правильную обстановку, правильные мысли, правильных людей. Не идеальных, такого не бывает, но тех, кто поддержит ваше состояние счастья.
17. Чем больше я в себя вкладываю, тем лучше руковожу своей жизнью . Не забывайте о самом себе. Подпитывайте себя новыми силами и знаниями. Вы тоже живое существо, которое нужно холить и лелеять. Позвольте себе это.
18. Имея знания, но бездействуя, невозможно чего-либо добиться. Не упирайтесь лбом в барьер под названием «Мне не хватает знаний». Можно быть ходячей энциклопедией, но ничего не достичь. Жизнь любит двигающихся, а не запоминающих.

Кто-то из известных сказал, что познать себя, это самая большая мудрость, какая может быть в жизни каждого человека. Стоит ему понять, познать свое предназначение, цели, моральные качества, нравственную составляющую, моменты, с которыми он может или не может мириться, тут же раскроется его потенциал. Душа «освободится» от лишнего груза и будет ассоциирована с понятием «я есть правда».

Процесс самопознания необходим в любом возрасте, и нельзя полагать, что пожилым это не нужно. Наоборот, проживая годы, мы «обрастаем» толстым слоем негатива и рутины. Необходимо сбросить с себя ненужный балласт и раскрыть истинное «Я». Только узнав от опытных психологов, мудрецов о том, как познать самого себя, можно легко и без страха подойти к концу своего жизненного пути, готовясь ко встрече с Всевышним.

Что такое – познать себя

Мы с легкостью даем оценку другим людям, но при этом совершенно не знакомы с самими собой. А ведь это самое главное для каждого из нас. Только так можно начать бороться со своими пагубными привычками, негативными качествами. В данном случае отлично работает поговорка «Врага надо знать в «лицо!»».

Но как это ни странно, вопрос «Как познать себя?» звучит среди людей реже всего. То есть, никому нет никакого дела до того, кто он, какова его роль в этой жизни, из каких качеств и повадок состоит его моральная сторона. Что примечательно, специалисты по психологии не так переживают по поводу ответа о причине отсутствия поиска самого главного в жизни – самого себя. Ведь это и есть ключ от дверей, за которыми скрывается тайна не только нашего внутреннего мира, но и окружающего. Все просто, задавая себе вопросы, нужно давать и ответы, причем совершенно честные и искренние.

Но мало кто из нас, способен признаться в своих негативных сторонах и даже перед самими собой, мы чаще всего, лицемерим. Но начать все-таки надо. Особенно тем, кто стремится обрести полную гармонию с миром и самим собой. Получать от жизни удовольствие, наслаждение, негативных привычек и дышать полной грудью.

И если вы, прочитав тему статьи, продолжаете её изучать, мы её написали не зря. Но перед тем как начать отвечать, предлагаем ознакомиться с мнением представителей православной религии о том, почему необходимо каждому человеку на планете познать самого себя.


Что значит – познать себя

Духовники утверждают, это самое главное в жизни. Мы должны знать, что происходит в нашей душе, мыслях, сердце и понять, куда мы идем по жизни, к какому знаменателю. Те, кто уже успел познать себя, отлично знакомы со своими предпочтениями, ориентирами и устремлениями. И только так, познав самого себя, они смогли полностью взять верх, контроль над своим существованием и легко управляют теми процессами, что отвечают за каждый наш поступок, в том числе и физиологическими моментами, отвечающими за наше здоровье.

Многие в таких случаях задают закономерный вопрос: «А разве не должно быть первым делом познание Бога?». Нет, в первую очередь изучите себя, иначе невозможно будет познать Господа, ведь мы являемся Его отражением, созданы по образу и подобию Его.

По словам духовников, начинать нужно с доброго, то есть закладывать позитивное основание. Для этого важна правильная, объективная самооценка, которую каждый из нас дает чаще всего с ошибкой. И причиной тому наши же негативные стороны, привычки, вселившиеся во внутренний мир и извращающие объективность взгляда. Так, большинство рассматривает свою персону сквозь пелену собственного же эгоизма и после анализа, нам всем кажется, что не такие мы уж плохие.

Мы часто посещаем святые места, периодически постимся, стараемся не выражаться грубо в праздничные дни и т.д. Мы полагаем, что этим уже заработали себе на «бонус» и хвалим себя, сравнивая с другими, более «плохими» людьми. В этом то и кроется ошибка. Прежде всего не нужно сравнений, необходимо ставить перед собой такую планку, до которой нужно расти и расти.

И если уж, как вам кажется, вы её достигли, поднимайте её еще выше. Как мы знаем, предела совершенству нет! И процесс должен состоять из внутреннего очищения, и уж только потом можно рассмотреть изменения в позитивную сторону внешней составляющей человека. Поверьте, они будут.

Также представителям христианского духовенства нередко задают вопрос: «А что будет, если человек не познает себя? Чем это чревато? Есть ли шанс на спасение?». Ответ разочарует – «Нет! Ведь если мы сами не познаем это, как может нас спасти Господь Бог?». Ведь для того, чтобы «определить» душу в ту или иную сторону, ему нужно её изучить, а в закрытом человеке, это потемки. Так что, не познавший себя пойдет только по отрицательному пути.

Как мы знаем, что главным качеством христианина является любовь. А она должна быть чистой, искренней. Невозможно ощущать данное явление к кому-либо согласно нашей религии, если мы не познаем себя, а затем не очищаемся от негатива. Поэтому предлагаем не откладывать важный момент в сторону и начинаем работу над собой.

Начнем задавать себе вопросы, разработанные опытными специалистами и проверенные на многочисленных опросах годами. Поверьте, ничего лишнего в нашем тесте нет. Главное правило – отвечать честно и открыто, ничего не утаивая. Перестаньте себя обманывать и начните познавать свой внутренний мир. И если на пути встретятся отрицательные моменты, начинайте с ними бороться.

Сразу хотим сказать, что вопросы будут непростыми. Кому-то они покажутся неудобными, способными задеть за «живое»: самолюбие, гордыню, хвастовство, злость, зависть и т.д. Но если мы не приступим к делу сейчас со всей решительностью, то временить будет поздно. Пройдет совсем немного времени, как нам придется «расхлебывать» кашу из нашего невежества, заблуждений и ошибочного выбора жизненного пути.

Поэтому, не нужно обижаться на неудобные вопросы. Мы хотим вам помочь, а не разочаровать. Вы же понимаете, что решение любой проблемы требует некоторой жертвенности. В вашем случае, вы пожертвуете своими амбициями, ну хотя бы на период познания самого себя. И тут нужно сказать честно – данный процесс вы не сможете остановить никогда! А значит, вы никогда не будете амбициозным, наглым, невоспитанным, невежливым, завистливым, злым, ревнивым, жадным, подлым, корыстным, меркантильным человеком.

Те, кто решительно настроен, извините за тавтологию, на решение вопроса, наизусть знают свои проблемы. Например, ленивый человек знает, что ему сложно взяться за какое-то дело именно по причине своей лени. Значит, ему нужно с ней бороться, заниматься самодисциплиной. Так что давайте вместе начнем работать над собой и настроимся на успешный результат, ведь мы знаем о своих недостатках, не так ли?

Как пройти тест

Сразу скажем нашим читателям что вам не нужно быстро отвечать на все представленные вопросы. Более того этого нельзя делать. Прочитайте их внимательно и проанализируйте каждый из них. Мы уже говорили, что они взяты не с «потолка», а разработаны опытными психологами и проверены на многочисленных опросах. В результате совершите ошибку и начнете отвечать стандартно, шаблонно, «жалея» себя и свои нервы.

Как работать с вопросами

Среди представленных есть такие, которые попросту утверждают на то или иное качество человека. Если вы им не обладаете – пропускайте. Например: «Зачем вы курите?». Тут утверждение, а вы человек некурящий, поэтому обходим этот вопрос.

Не все вопросы вызывают одни и те же эмоции. Какие-то ставят человека в тупик, а другие не вызывают никаких ощущений. Итак, начинаем.

  1. С какой стати я должен думать о том, что обо мне думают другие люди?
  2. Как относятся к моей персоне мои знакомые?
  3. По каким причинам я не в состоянии оставаться наедине с самим собой?
  4. Зачем я употребляю спиртные напитки, алкоголь?
  5. Почему я такой стеснительный, робкий человек?
  6. По каким причинам мне так сложно заводить новые знакомства, друзей.
  7. Как относятся ко мне мои же дети?
  8. Должен ли я быть самым лучшим человеком на свете, отличаться от других совершенством?
  9. У меня тяжелая и несправедливая судьба, и что с этого?
  10. Ну почему я так часто и много ругаюсь матерными словами?
  11. Что происходит в окружающем мире?
  12. Нравится ли мне моя работа и должность?
  13. Что мне нужно от этой жизни?
  14. По каким причинам и факторам мои планы никак не исполняются?
  15. Насколько я доволен сделанным выбором?
  16. С какой стати нужно волноваться и нервничать?
  17. На ком лежит ответственность за все проблемы, которые есть в моей жизни?
  18. На ком лежит ответственность за то, что я стал(а) таким?
  19. Неужели тот путь, что я выбрал, является единственно правильным?
  20. Какие факторы и люди мне мешают жить так, как я хочу?
  21. Разве в этой жизни мне кто-то что-то должен?
  22. Разве в этой жизни я кому-то что-то должен?
  23. Почему же я то и дело ругаюсь со своим мужем (женой)? Какой смысл в наших скандалах? Приводят ли наши ссоры к чему то полезному, находим ли мы в них что-нибудь ценное?
  24. Почему же все мои эмоции тут же берут верх надо мной же?
  25. Ну и что с того, что у меня плохое настроение?
  26. Зачем же мне нужны третьи по счету часы или десятое платьице?
  27. Что произойдет со мной, моим здоровьем, телом, умом лет через десять, двадцать или тридцать? Изменится ли течение моей жизни, чем я буду заниматься, смогу ли продолжать в таком же духе, как и сейчас? Насколько мне подходят такие перспективы?
  28. Каким будет мое состояние здоровья, если буду продолжать вести такой образ жизни и в будущем?
  29. Что со мной будет происходить, когда я постарею, какие вещи будут доставлять мне наслаждение и удовольствие, которые радуют меня на данный момент? Смогу ли я наслаждаться той же едой, выпивкой, сексом и другими вещами?
  30. Что творится на моей работе?
  31. Насколько меня устраивает моя работа в плане денежного обеспечения, является ли моя должность делом всей моей жизни?
  32. Почему у меня не получается организовать другие способы получения дохода, другие источники?
  33. Что же произойдет со мной и моей жизнью, если я лишусь своей работы?
  34. Почему я не могу начать работать удаленно?
  35. Почему я не начинаю заниматься собственным бизнесом?
  36. Ну и что с того, что я не такой везучий, как другие, что мне не так повезло?
  37. Чем же я буду заниматься в предстоящие выходные, а что будет на следующих? Чем я себя займу вообще по выходным дням?
  38. Зачем же я курю?
  39. Насколько мне хватает времени для отдыха?
  40. Удовлетворяет ли меня количество свободного времени?
  41. Высыпаюсь ли я?
  42. В хорошей ли физической форме я нахожусь?
  43. Хорошо ли я себя чувствую?
  44. Насколько мне удается сохранить концентрацию собственного внимания?
  45. Как нужно правильно питаться?
  46. Почему же я задерживаюсь на своей работе?
  47. Насколько достаточно мне удается уделять внимания близким?
  48. Почему же я задерживаюсь на работе? Что будет, если я начну уходить домой вовремя?
  49. Почему же я стал исповедовать именно эту религию, а не иную? Разве другие религиозные течения в чем-то ошибаются?
  50. Я всегда прилежно выполнял и выполняю старинные заповеди своего религиозного течения? Если же я этого не буду делать, то, как будет спасена моя душа, в чем я могу быть уверен?
  51. Какой есть смысл в страдании человека?
  52. Какие хобби меня интересуют, что меня привлекает, чем же я увлекаюсь?
  53. Сколько же времени я всегда провожу в разных социальных сетях?
  54. Какое количество времени я посвящаю просмотру телевизора?
  55. Какое количество книг я смог прочитать за прошедший год?
  56. Какая еще существует интересная музыка?
  57. Насколько я эрудирован и образован?
  58. Почему планета Земля не падает на светило Солнце?
  59. Как происходит кодирование генетической, наследственной информации?
  60. Из чего же состоит атом?
  61. Какое количество иностранных языков я знаю?
  62. Адекватно ли я реагирую на критику со стороны в свой адрес?
  63. Когда же был последний случай, что я согласился с посторонним мнением, не совпадающим с моим, и я это открыто признал?
  64. В чем же смысл дискуссий, споров, при которых каждая спорящая сторона стоит на своем, и не воспринимаем мнения со стороны? Неужели именно в таких ситуациях – при спорах рождается та самая истина?
  65. Зачем и почему я должен доказывать кому-то и что-то?
  66. Когда был случай, что я хвалил чужих людей, искренне метал перед ними комплименты?
  67. Чем же я лучше тех лиц, которые мне крайне не нравятся?
  68. За что и почему некоторые люди меня не любят?
  69. Почему и за что же меня любят некоторые люди?
  70. За что же я люблю тех людей, которых действительно люблю?
  71. Насколько же я постарался для того, чтобы мои сильные личностные качества стали еще сильнее и устранились негативные, недостатки?
  72. Как давно я подарил подарок кому-то из близких, безо всякого на то повода?
  73. Как давно я навещал своих родственников, особенно пожилых?
  74. Каково количество тех, кто готов оказать мне бескорыстную, бесплатную помощь в тот момент, когда я буду в этом крайне нуждаться?
  75. Насколько давно я делал уборку в доме?
  76. Как часто я уединяюсь и думаю о жизни?
  77. Как давно я совершал действия, которые не были одобрены другими, и я в результате остался удовлетворен своей позицией, выбором?
  78. Довожу ли я свои дела до конца?
  79. Насколько у меня развито чувство юмора?
  80. Насколько часто и как много я могу смеяться?
  81. Ощущаю ли я от своей жизни удовольствие?
  82. Насколько я счастлив, и счастлив ли вообще?
  83. Как часто я могу жаловаться на свою жизнь?
  84. Есть люди, которым приходится жить в голоде, холоде, без крыши над головой, в окружении угроз и опасностей для жизни. Тогда почему я считаю свои неприятности и проблемы столь серьезными и значительными?
  85. Все ли я предпринимаю для того, чтобы моя жизнь стала лучше?
  86. Почему в мире происходят военные действия, войны?
  87. Где берут начало мои фобии и страхи? Отчего мне так страшно от мышей, ведь они не способны нанести мне вред?
  88. Зачем же мне обижаться на посторонних?
  89. Зачем же мне нужно притворяться тем человеком, коим я не являюсь?
  90. Каковы мои жизненные, серьезные ошибки и проступки?
  91. Почему я живу в одиночестве?
  92. Насколько полезны для меня мои же принципы, моя точка зрения, мировоззрение?
  93. Кто мои друзья, что это за люди и почему же мы продолжаем дружить?
  94. Какие факторы и показатели определяют манеру моего поведения?
  95. В какой день я последний раз делал уборку в собственной квартире, на своем рабочем столе?
  96. Так что же такое «хорошо», а что такое «плохо»?
  97. Насколько я внимателен (внимательна), когда слушаю других – друзей, близких людей?
  98. Много ли я принес окружающим страданий?
  99. Почему же я стыжусь своих родственников, близких?
  100. Что мне известно о смерти?

Наши дорогие читатели, желающие расти духовно, с большим интересом будут отвечать, анализировать и обсуждать данные вопросы. Но мы все же рекомендуем давать только свои ответы, а не те, что были вынесены на семейном сборе. Так, каждый из нас сможет отлично познать себя, свою суть, внутренний мир, повадки, тенденции в характере и духовности. Как только мы сможем разгадать свои же загадки, то направимся в сторону улучшения своих качеств семимильными шагами.

Важным моментом в познании себя является желание человека начать процесс. Чтобы он прошел успешно, и удалось дать только искренние и честные ответы. Необходимо завести дневник, в котором вы будете отражать свои размышления, анализ, эмоции.

Каждую новую эмоцию, курьез, возмущение, стресс – все нужно описывать в своем дневнике. Пишите в нем все, вплоть до своих жалоб на окружение, собственные поступки, нелепые, неприятные ситуации – бумага все стерпит!

Чтобы сбить накал страстей и успокоить внутренний мир, нервы, займитесь медитацией. Это неотъемлемая часть разных восточных практик. Она позволяет человеку сконцентрировать свое внимание на главном и делать анализ всего происходящего беспристрастно.

Уединитесь в укромном месте, где будет тихо и не суетно, и займите удобное для себя положение – лягте, сядьте, скрестив ноги. Сделайте 10 вдохов и выдохов (глубоких). Устраните из головы все лишнее. Не стоит думать о том, что нужно купить в магазине, когда забрать детей из сада. Избавьтесь от суеты!


Дополнительный способ познать себя

Помимо того, что вам нужно провести анализ своего характера, поступков, ощущений, можно также опросить знакомых, родственников близких друзей о том, какой вы человек. Вплоть до того, что прочитайте им вслух вопросы – пусть дадут честные и искренние ответы. Если же в них будет критика, негатив – не вздумайте обижаться. Для человека, стремящегося познать себя и изменить жизнь в лучшую сторону никаких обид и злости быть не должно, а важна только правда!

Начните с самых близких – мужа, жены. Узнайте от них, что им больше всего не нравится в вас. Слушая ответ, не концентрируйте свое внимание на том, что ваш собеседник действительно находит негатив. Прежде всего думайте о том, как себя изменить и возможно, вы узнаете о том, что слишком мало времени уделяете близким, или забываете о жизненно важных событиях.

Теперь очередь родителей. Уж эти товарищи не упустят шанса вспомнить ваше детство и все выпалят по полной. Плохо следите за своим здоровьем, мало едите жидкого, запустили свою внешность, редко им звоните, забываете навестить и т.д.

Ну, все, теперь можно подводить итоги, но перед этим, сравните свои и чужие ответы. Наверняка будут расхождения, но они допустимы только в категории погрешности, поэтому никаких поблажек в свой адрес – будьте честны. В результате ваш характер, а вместе с ним и ваше внутренне состояние, состояние здоровья начнут течь по иному, позитивному руслу. Примерно через недельку-две подойдите к зеркалу и всмотритесь – тот ли человек, что прежде, смотрит на вас искренними, чистыми и любящими глазами? Да нет, это уже другая личность, внутри которой происходят грандиозные преобразования!

Друг на все времена Келер Владимир Романович

«Познай самого себя»

«Познай самого себя»

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

Н. Г. Чернышевский

Умение видеть себя

У человека два видения существующего. И оба разные.

Мировидение учит его одному, а самовидение – другому.

Нет в природе явления, не способного человека хоть чему-нибудь научить. И всегда, учась, он приобретает полезное. Его обогащает познание внешнего мира, обогащает и познание мира собственного.

Не только в том простейшем смысле обогащает, что помогает найти призвание. Мы видели, что природными склонностями к тому или иному делу не ограничивается то, что нас наполняет. Огромный край непочатых духовных и нравственных ценностей есть в каждом. Даже у человека, уже много в себе открывшего. Искать и находить в себе все время – порою непредвиденное – не менее важно, чем найти призвание.

Поняли это давно. «Познай самого себя» – было написано две с половиной тысячи лет назад над входом в храм Аполлона в Дельфах (был такой город в Древней Греции). Сколько воды утекло с тех пор, а люди и поныне повторяют тот совет, следуют ему, как могут.

Оно не удивительно: в нем много мудрости. Размышляя над ним, Гёте сделал вывод как познать себя: надо не просто смотреть в себя, но и работать над собою. Отрицая, как мы помним, возможность узнать себя без знания мира, он приводил еще одно условие самопознания: пытаться исполнить свой долг. Мы приводили в предыдущих главах примеры подобной деятельности.

Дельфийский совет указывает на важность самопознания. Вряд ли можно оспорить мнение Гёте о том, как этого добиться.

Посвятим же настоящую главу не тому, как познать себя, а чт? именно каждый человек может найти в себе, самопознавая.

Найти он может личность (она есть и у тех, кто не создал еще себе Настоящего Капитана). А что такое «личность»?

Непременная черта всякой личности – своеобразие. Заглядывая в себя, человек обязательно познает нечто такое, чего никто другой, кроме него, не имел и не имеет.

Откуда эта особенность?

Причины внешние в том, что никто не получает в точности такого же воспитания, как кто-нибудь другой. Для одинакового воспитания надо прочитать – причем с равным вниманием и пониманием – лишь то, что прочитал другой. Услышать слово в слово, что тот услышал. Пройти во всем совпадающую школу у одних учителей. Испытать одинаковые приключения. Перенести одни и те же болезни и так далее.

Причины внутренние – невозможность полного физического повторения какого-либо другого человеческого тела. В Галактике меньше звезд, чем в каждом из нас простейших органических «кирпичиков»: клеток. Немыслимо представить хотя бы только двух человек, пусть близнецов, с одинаковым набором клеток, вдобавок – одинаково расположенных. А ведь от клеток, от их числа и сочетаний – как и от их форм и жизнедеятельности – тоже зависит индивидуальность существа, личные его особенности.

Не удивительно, что, даже воспитываясь вроде бы в одних условиях, люди никогда друг друга не повторяют.

В одном из своих стихотворений Евгений Евтушенко говорил:

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

И все же человек так или иначе ставит на свои дела печать своего своеобразия – нечто вроде личной «фабричной марки». Из-за нее все дела одного какого-то человека неуловимо схожи между собой. Они похожи на своего мастера.

Если бы в какой-нибудь семье поселился немой, но активный невидимка, то через месяц все прекрасно знали бы, какой он: добрый или злой, возвышенный или ничтожный, умный или глупый. Его дела раскрыли бы его душу нараспашку. Его поступки лучше всяких слов твердили бы ежедневно: «А я такой-то, я такой-то, я такой-то».

Что же еще обнаруживается в личности и, значит, должно быть также введено в ее характеристику?

Еще, например, борьба чувств. Или, если поточнее,– борьба двух видов сил, действующих на человека: внутренних и внешних.

Нет человека, в ком не было бы этой борьбы. Возьмем повседневность.

– Валерка! – кричит подросток в окно другому. – Пошли погоняем мяч!

– Не могу, никак сейчас не могу! – страдальчески отвечает тот. – Уроки делаю, завтра контрольная.

Борьба чувств оканчивается победой долга, внутреннего чувства.

Человек всю жизнь живет среди своих противоречий. Он слушает два голоса, сравнивает их доводы и поступает сообразно с тем, что перевесит: приказ извне или приказ, из души идущий.

Вообрази: зашел человек в столовую пообедать. Зашел и призадумался: какой кусочек хлеба взять – белый или черный? Какой бы он ни взял и сколько бы хлеба ни съел – заплатит одинаково. В этом случае нет внешнего голоса, решает только внутренний, борьба отсутствует.

Пример противоположного. На человека из-за угла внезапно выскочила автомашина. Тут, не раздумывая, надо бросаться в сторону. Здесь человеческий поступок полностью определен приказом внешней силы.

К чему же человек прислушивается чаще? Какие силы внешние или внутренние – действуют на него решительнее?

Если речь идет о всей жизни человека – внешнее превышает. Ведь внешнее – это все его воспитание, которое он получил среди людей.

А если иметь в виду жизнь повседневную, то здесь обычно превышает внутреннее.

Но очень ли оно на самом деле «внутреннее», независимое от окружающего, от внешнего?

На первый взгляд может показаться, что в этом случае проявляет себя полная «свобода воли». Повседневность, мол, та область жизни, где индивид способен самостоятельно, независимо от общественных влияний, формулировать для себя требования нравственности, поступать сообразно с ними.

В действительности полной свободы воли нет и здесь. Все прошлое воспитание, то есть влияние внешнего, те или иные – часто совсем невидимые – силы окружающего накладывают свой отпечаток на любой поступок человека, ограничивают его «свободу». И все равно в условиях нормального здорового общества степень свободы личности оказывается наибольшей.

Как-то советские ученые проделали такой опыт. Записали в большую тетрадь сотни три поступков нескольких нормальных людей, затем сравнили совершенное по побуждениям: число поступков, сделанных по внутренним побуждениям, с числом поступков по побуждениям внешним. Получилась удивительная цифра. Вышло, что в девяти случаях из десяти нормальный человек в нормальной обстановке поступает так, как сам считает надо поступить . Только в одном случае он уступает внешним силам.

Правда, в опыте этом и исполнение долга и подчинение дисциплине отнесено к проявлению внутренних сил. Людей, поступки которых исследовали, только потом спросили: считают ли они разумным не опаздывать в школу или на работу, подчиняться правилам уличного движения и так далее? Значит: добровольно ли делают они все это? Все ответы гласили: «да».

Но ведь так и есть в действительности. Ошибаются считающие исполнение долга и подчинение разумной дисциплине чем-то внешним. Человек, мол, не опаздывает на работу потому, что боится, как бы его не выгнали; солдат лишь из страха наказания выполняет приказ командира, и так далее.

Долг – великая потребность души, а дисциплина – нравственная сила.

Какими механическими – даже просто страшными – стали бы люди, если бы вдруг все их действия начали совершаться без участия внутренних сил. Только по приказу сил внешних.

Исчезла бы инициатива. Люди перестали бы выдумывать, открывать, находить. Поступки и вся жизнь людей приобрели бы унылое однообразие, никакие новшества никого больше не волновали бы.

Исчезли бы старания, заслуги. Все слепо выполняли бы свои обязанности. Жить так – то есть не потому, что я и сам этого добиваюсь, а потому, что мне так приказали,– не заслуга. Это только послушание, вроде послушания дрессированных медведей.

С другой стороны, исчезло бы и понятие вины, пришлось бы отказаться от всяких наказаний за действительные проступки. Ведь будь общество за каждого в ответе, кого в отдельности можно было бы судить?

Он скажет: «Мое хорошее вы не считаете моим, говорите, что я его делаю под влиянием приказа. Тогда признайте, что и мое плохое – не мое!»

И ничего никто ему возразить не сможет.

К счастью, и заслуги человека признают, и от ответственности он не спрячется. За хорошее скажут: «Прими спасибо», а за дурное: «Понеси заслуженную кару».

В обоих случаях выражают совершенную уверенность, что личность – главный автор всех поступков.

Высматривая свое лучшее, человек и сам того не замечая уже высматривает Друга. Какое счастье, когда удается хорошо начать еще в юности, особенно – в ранней. Друг, обретенный в детстве, растет вместе с человеком, толково помогает потом и взрослому.

«Видно, правда, что вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек»,– говорит один из героев Достоевского.

Обретенный в юности невидимый Друг обычно обладателя своего уже не покидает.

Из книги Введение в Лакана автора Мазин Виктор Аронович

Из книги Хризантема и меч автора Бенедикт Рут

VII Оплата «самого невыносимого» «Нет ничего невыносимей гири», говорит японская пословица. Человек должен, как и гиму, оплатить гири, но это - группа обязанностей иного рода. Возможного английского эквивалента ему нет, и из всех известных антропологам в мировой культуре

Из книги На свидании автора Новикова Ирина Николаевна

Как узнать себя Как известно, прежде чем строить отношения, в том числе и интимные, следует хорошо узнать себя.Этот тест поможет вам это сделать.1. Вы считаете, что мимика и жесты – это…а) не подготовленное заранее выражение чувств и внутреннего состояния человека в

Из книги Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

Из книги Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения автора Маслов Алексей Александрович

Презентуйте себя Искусство визитной карточки Визитная карточка – это нечто настолько существенное для китайцев, что искусство создания и обращения с этими кусочками картона надо изучать отдельно. Стоит заметить, что это – отнюдь не традиционное «китайское искусство»,

Из книги Баскервильская мистерия автора Клугер Даниэль

«Восставать против самого прародителя зла…» Всадники Апокалипсиса вообще-то выполняют функции не столько стражей призрачной границы между материальным миром и миром потусторонним, сколько служат грозным предостережением: Зло вот-вот ворвется в мир: «И вот: Конь

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Глава 26. «Люби ближнего своего, как самого себя; я - Г-сподь…». (Ваикра, 19:18) Большинство христиан, да и многие евреи, убеждены, что это «золотое правило» впервые сформулировано Иешу. Но основатель христианства, проповедуя принцип «Люби ближнего своего», просто цитировал

Из книги Сотворение Карамзина автора Лотман Юрий Михайлович

Из книги О подражании Христу автора Кемпийский Фома

Глава 32. Об отречении от себя самого и об оставлении всякого вожделения - Сын Мой, нельзя тебе совершенно войти в свободу, если совсем не отречешься от себя. Узами связаны все собственники и себялюбцы, прихотливые, пытливые, праздношатающиеся, кто всегда ищет любопытного

Из книги Как любить детей автора Амонашвили Шалва Александрович

Люби ближнего своего как себя самого На уроках любимого учителя мы обсуждали такие произведения и таким способом, что менялось наше отношение к самому себе и окружающим. При этом всё строилось на основе идей «Витязя в тигровой шкуре»; эта поэма была опорой для наших

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

Начинающий гусляр Кирилл Кологреев так описал свои впечатления от самого первого знакомства с гуслями «Под Бологом приобрели гусли у Сергея Ивановича (отец решил мне подарок сделать, за что ему большое сыновье спасибо). Там первый раз и заиграл. Показали, как «Русского»

Из книги Китай, Россия и Всечеловек автора Григорьева Татьяна Петровна

Познай себя (Россия – Япония) И опять о том, почему не совпадают Пути Востока и Запада, есть ли в этом некий смысл.Нет ничего случайного в мега– и микромире, есть непознанное, закрытое от сознания. И сейчас, на новом витке Эволюции, когда происходит поворот к целостному

Из книги Шаманизм автора Лойко В. Н.

Из книги Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда автора Чубаров Игорь М.

«Искусство портрета» в отсутствие самого портрета

Из книги Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв. автора Хашаев Х.-М.

Глава 16 О наказаниях за убийство родственника убийцы до и после мировой и за убийство самого убийцы после прощения его § 83. Если кто-либо из родственников убитого убьет родственника убийцы до заключения между собою установленной мировой и после удаления убийцы под

Из книги Когда рыбы встречают птиц. Люди, книги, кино автора Чанцев Александр Владимирович

Близкий друг Сократа Херефон * однажды отправился к дельфийскому оракулу с вопросом: "Есть ли в мире человек мудрее, чем Сократ?"

Оракул передал ответ Бога: "Нет человека мудрее Сократа".

Херефон с радостью передал этот ответ Сократу. Но, к его удивлению, Сократ повел себя так, будто он озадачен и даже испытывает некоторую неловкость.

Сократ не считал, что является самым мудрым и умным человеком на земле. Чтобы опровергнуть заключение, сделанное Богом, он решил найти человека, который окажется более мудрым и репутация которого будет выше уровнем.

Сначала он нашел политика. Политик был высокого мнения о своих знаниях и безостановочно говорил с Сократом. Сократ увидел самодовольство политика и его невежество. Он подумал: "Хотя этот человек ничего не знает о милосердии и красоте, он считает, что знает всё. По крайней мере, я признаю, что невежествен, поэтому, похоже, что я мудрее его".

Сократ остался неудовлетворенным и продолжил свои поиски. Он нашел поэта. Этот человек был гениальным поэтом, но считал, что он самый мудрый человек из живущих просто потому, что он умеет писать стихи.

Потом он встретил ремесленника. К его огорчению ремесленник совершал ту же ошибку, что и поэт. Он считал, что может делать все, потому что обладает хорошим мастерством. Гордыня разрушала его собственный интеллект.

В конце концов, Сократ осознал истинный смысл слов Бога. Бог не сказал, что Сократ является самым умным человеком на земле. Смысл его слов заключался в том, что среди других смертных Сократ является самым мудрым, потому что он осознает свое невежество.

В нашем мире можно обнаружить многих людей, имеющих высокое мнение о себе. Но многие ли из них станут искать доказательства своего незнания со смиренным сердцем?

"Познай самого себя" - эти знаменитые слова, начертанные на главной колонне храма Аполлона в Дельфах, принесли Сократу глубокую мудрость. Сегодня подтверждение Сократа открывает нам ворота мудрости. Часто познание самих себя и познание истины начинается с осознания собственного неведения.

В процессе совершенствования, некоторые люди могут увидеть свои собственные привязанности и недостатки. Они рассматривают Закон как Учителя, отказываются от своих привязанностей и повышают свой Синьсин (природа ума, нравственность, моральный уровень). А другие не могут увидеть свои недостатки, или они даже не допускают мысли, что у них могут быть какие-либо недостатки, и они даже не хотят утруждать себя, чтобы выявить свои собственные проблемы. На самом деле, самые мудрые и самые усердные люди – это, вероятно, самые скромные и смиренные, те, которые могут всесторонне рассматривать свои собственные проблемы.

Познавать себя до конца, занимать правильную позицию, знать, что надо делать, а чего надо избегать, иметь мужество взглянуть на свои собственные слабости и честно исправлять свои ошибки, - только так мы можем стать настоящими совершенствующимися, сможем повышаться и двигаться вперед.

Важнейшим этапом в становлении Сократа как мыслителя явилось провозглашение его «мудрейшим из людей» Дельфийским оракулом (об этом повествует Платон в Апологии Сократа). Размышляя об этих словах и сопоставляя их с собственным убеждением в том, что он «знает только то, что ничего не знает», Сократ пришел к выводу, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Познание меры собственного (и других людей) незнания, к чему побуждают человека и значащиеся при входе в дельфийский храм Аполлона слова «Познай самого себя», стало общим принципом сократовских исследований. Он не считал себя Отелем мудрости, а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине Известно изречение Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю. Для Сократа проблема человека, его внутренний мир - главное. «Познай самого себя» - это его изречение, в сущности, означает требование постоянного познания каждым человеком самого себя. Сократ увидел опасность растворения человека в хаотичной, «безосновной» субъективности софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для него самого. Человек подчиняется некоему внутреннему закону. Этот закон отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить

Человеческое бытие не дано человеку изначально. Он может только сказать: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности единому идеальному началу, общему всем людям.

Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, - познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа - это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека - его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра. Творец в своих произведениях должен выражать состояние души

Познай самого себя говорит Алкивиаду Сократ в «Алкивиаде Первом». Но перед беседой с Сократом, Алкивиад был совершенно уверен в том, что отлично знает себя, потому и претендует на самые высокие роли в политической жизни полиса, в которую вот-вот должен вступить по возрасту. Он высок и красив, богат и знатен, но он ли это?! Нет. Это только то, что ему принадлежит, но не он сам.

Что такое этот сам? Душа, только душа может владеть телом, ибо она знает его. А чтобы владеть самою собой, она должна знать также должна знать себя, свои свойства. Увидеть себя можно в зеркале или в чем-то подобном, подобно глазу видящему себя в лучшей части другого глаза – зрачке, душа видит себя в лучшей части другой души – разумной. При помощи разума познается вещь, а, следовательно, и должное, справедливое обращение с ней.

«Услыхав это, стал я размышлять сам с собою таким образом: что бы такое бог хотел сказать и что это он подразумевает? Потому что сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым; что же это он хочет сказать, говоря, что я мудрее всех? Ведь не может же он лгать: не полагается ему это. Долго я недоумевал, что такое он хочет сказать; потом, собравшись с силами, прибегнул к такому решению вопроса: пошел я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми, думая, что тут-то я скорее всего опровергну прорицание, объявив оракулу, что вот этот, мол, мудрее меня, а ты меня назвал самым мудрым.»1 В итоге мудрым не оказался никто. На их фоне Сократ был не мудрым, а мудрее, ибо знает свое незнание, а другие и этого не знают. Но до того он не знал и этого, следовал мнению большинства (собственно, большинство и образуется через общность мнения). Мнение большинства было таково, что мудрые есть! А почему мудрые? Потому, что говорят мудрые вещи! А почему их слова мудры? Потому что они мудрецы! Это снова круг, только теперь круг глупости. В какой-то момент он может разомкнуться, концы с концами не сойдутся и появится непонимание – место для нового порядка (возможно, даже первого настоящего порядка). К этому Сократа приводят обстоятельства, Алкивиада же размыкает Сократ. Условно, естественное (случайное) и искусственное (специально выстроенное) обращение взгляда на самого себя.

Познать самого себя - это значит найти понятия нравственных качеств, общие у людей; убеждение в существовании объективной истины у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Сократ отождествлял счастье не с выгодой, а с добродетелью. Но делать добро, можно, лишь зная в чем оно: только тот человек храбр, кто знает, что такое храбрость. То есть именно знание того, что такое добро и что такое зло делает человека добродетельным, и зная,что хорошо и что плохо, человек не сможет поступать дурно: нравственность - следствие знания, точно так же безнравственность - следствие незнания доброго. Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим "прислушиваться к природе", ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах,- знаменитый "демон" Сократа. Сократ пробуждал у людей интерес к философии и самопознанию, чего не смогли сделать плачущий философ Гераклит, жалевший «мокрые» души людей, и смеющийся над их глупостью и несуразностью Демокрит. Те возвышались над толпой, а он шёл к ней, открытый для общения, не кичась превосходством своего интеллекта, передавая свои знания подросткам и юношам, вступая с ними в длинные диалоги, чтобы вместе приблизиться к истине, научив их при этом логически мыслить, рассуждать и анализировать.

      Познай самого себя.

Согласно приводимому Аристотелем преданию, Сократ в молодости посетил Дельфы (Дельфийский храм пользовался громадным авторитетом среди всех эллинов). Его взволновала и захватила призывная надпись «Познай самого себя». Это изречение послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще, и выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь шла о принципе познания человеком своего места в мире.

Сократовское проникновение в существо человеческих требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к Познани. Природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели. В подобных стихийно-научных размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения своих предшественников. Предложенные ими объяснения явлений природы не удовлетворяли молодого Сократа. В пору этого разочарования состоялось знакомство Сократа с учением Анаксагора. Сократу на время показалось, что он нашел, наконец, учителя, который ему откроет причину бытия. Но вскоре он увидел непоследовательность учения Анаксагора.

Она состояла в том, что Ум вначале провозглашается им в качестве принципа, который всему в мире сообщает порядок и служит причиной, но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот Ум бездействует, поскольку порядок вещей и их причины определяются не этим Умом, а самими природными вещами – водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем самым подменяется понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы – лишь сфера приложения причины, но не ее источник.

Придя к выводу о неправильности исследования причины бытия, как он ее понимал, эмпирическим путем, на основе данных органов чувств, Сократ перешел к философскому рассмотрению истины бытия и отвлеченных понятий. С этой точки зрения критерием истины является соответствие того, что познается, своему понятию.

Своей трактовкой истины в понятиях Сократ перевел проблематику познания в новую плоскость, сделав предметом философского познания само знание. Все бытие, лишенное собственного разума и смысла, вытеснено из этого предмета, исключено из него. Сократовская философия имеет дело не бытием, но со знанием о бытии. И это знание – результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия.

Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания – природных, людских и божественных явлений и отношений – в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком» 1 .

Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и подлежащего критерию человеческого поведения. Тем самым он вдохнул новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».

Суть же своих философских забот Сократ однажды с некоторой досадой выразил Федру: «Я никак еще не могу, со­гласно дельфийской надписи, познать самого себя» Дело в том, что над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано:познай самого себя! Призыв «Познай самого се­бя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Оба они определили суть его философии.

Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя-значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как лич­ность, а как человека вообще. Главное содержание, цель филосо­фии Сократа-этические вопросы. Аристотель позднее в «Метафизике» скажет о Сократе: «Сократ занимался вопросами нрав­ственности, природу же в целом не исследовал» (1, 6)

Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Бесконечный внутренний поиск. Вечная жажда познания. Кто-то рассыпал по миру «хлебные крошки» смыслов. А я, будто нищий, долгие годы выискивал их, чтобы утолить свой непонятный другим голод. Познание человеком самого себя было вопросом выживания в этом странном мире вокруг. Я всегда чувствовал, что нечто невероятно важное сокрыто в этом вопросе: «Кто Я?».

Познание самого себя – первые шаги

Было точно ясно, что человек – не только физическое тело, ведь радости и наслаждения тела давали мне так мало и совсем не насыщали душу. На самом деле, собственное тело куда чаще бывало мне обузой. Его надо было кормить и купать. Держать в форме и одевать. Постоянно о нем заботиться. Порой это невероятно раздражало.

Где-то прочел, что «тело – это тюрьма духа», и был совершенно согласен. Я точно знал, что человек рожден для великих свершений, а вовсе не затем, чтобы обеспечить своему физическому телу негу и всевозможный комфорт.

Процесс самопознания предполагал, что я, наконец, найду этот реальный инструмент, с помощью которого сложится воедино картина мира вокруг и мое место в ней. В конце концов так и произошло, но прежде меня ждали семь кругов ада.

Я – всё. Лиха беда начало

Я могу развернуть ладонь и впитать в нее дрожь небес,
Я могу воскресить огонь и постигнуть поющий лес…*

В юности я был совершенно уверен, что могу все. Абсолютно все, понимаете? Я могу изменить мир. Да-да, именно так. Было радостное предвкушение: мир вокруг то ли висел на кончиках пальцев, которыми стоило только щелкнуть, и… А может, он свербил на кончике языка в поисках того самого, заветного Слова?..

Казалось, вот-вот – и я найду то самое, чего не хватает. Смогу понять, как воспользоваться этим особым даром. Только познай себя, свое особое устройство – и все получится!

Окружающие откровенно вертели пальцем у виска и отпускали нелестные комментарии по поводу моей самооценки. Общество предполагало, что человек должен жить как все и тянуть эту лямку до смертного одра. Но меня не слишком заботило мнение «тупых обывателей». К тому моменту было и так понятно, что общий язык мы вряд ли найдем.

Я – ничто. Пустота и «черная дыра»

Я могу выживать на миру, где каждый второй – мой враг.
Развеваться на буйном ветру… Я могу. Но не знаю КАК.*

Время неумолимо просачивалось, как песок сквозь пальцы. А я так ничего и не нашел. Каждому человеку положено было окончить школу – и я ее окончил. А еще человеку полагалось приобрести профессию – и скрепя сердце я отправился штурмовать ВУЗ. Сидя на парах, выяснил, что с каждым днем мне все труднее сосредотачиваться на том, что говорит лектор. Я словно «отключался», не воспринимал информацию. Еще труднее было выдержать голоса одногруппников на перерыве – они орали так, что было больно ушам.

Гораздо позже, на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, я узнал, что такие состояния не редкость для человека, обладающего . Они возникают как следствие того, что звуковик искал, но так и не нашел самостоятельно способ, как познать самого себя. Не смог реализовать свое природное устремление к самопознанию и познанию мира вокруг.

А тогда я ничего не понимал. Просто приноровился отгораживаться наушниками с любимой музыкой от этой орущей, невыносимо галдящей толпы. Это не спасало от внутренней пустоты и нарастающей душевной боли. Я стал проваливаться в глубокую депрессию, с черной дырой в сердцевине самого себя. Самооценка с уровня «всемогущий» рухнула до уровня «ничтожество».

Я – ничто. Пустое место. Жизнь бессмысленна и пуста.

Что дает человеку познание самого себя: каков способ – таков и результат

Какое-то время я пытался наполнить свою непонятную жажду с помощью философии. Помогло ненадолго, да и философия не давала ответ: что мне делать с таким вот самим собой, как жить? И для чего? Какой в этом смысл? Физическое тело отягощало меня все больше, я стал чувствовать его как нечто отдельное от себя.

Были попытки, через которые проходил почти каждый человек со звуковым вектором: я жадно глотал всевозможную религиозную и эзотерическую литературу. На какое-то время помогла : мысль о том, что быть «блаженным ничто» – это здорово, убаюкивала. А упражнения частично вернули мне адекватность восприятия собственного физического тела.

Но эти «околосмысловые сублиманты» лишь притупляли ощущение бессмысленности и пустоты. Потом она наваливалась с еще большей силой, с каждым новым витком боль души становилась сильнее. Невыносимая, адская боль. Казалось, в ней повинно мое тело. Невольно приходили мысли, что если сбросить его через окно – может, вместе со смертью физического тела уйдет боль? И наконец останусь Я – вечный, бесконечный и свободный?

Именно в ту пору, когда я признал бесполезными любые способы познания самого себя и всерьез задумывался о суициде, меня пригласили на вводные лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Как происходит познание человеком самого себя

В каждом описании звукового человека я узнавал себя. Замкнутость, нелюдимость, непереносимость громких звуков. Сосредоточение на своих мыслях, ощущение своей потенциальной «гениальности», превосходства над остальными людьми, которые озабочены приземленными вопросами.

Оказалось, основная задача человека со звуковым вектором – это именно познать, раскрыть сокрытые законы, по которым устроен мир вокруг и душа человека. Но меня не миновала та «ловушка», в которую попадал практически каждый человек со звуковым вектором: я пытался раскрыть эти процессы самостоятельно, полагая, что все необходимое сосредоточено во мне самом.

Благодаря тренингу, пришло осознание, что я не единственный человек с такими свойствами, звуковиков рождается около 5%. Они не заинтересованы потребностями физического тела. Но стремятся раскрыть столь желанный замысел, по которому устроен наш мир.

Наша психика (душа) – едина. Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Ненаполненное желание познать устройство души приводит звуковика к депрессии. Чтобы выйти из нее, необходимо сосредоточиться снаружи: научиться точно определять психику другого человека и, как следствие, выкристаллизовать понимание себя. Это дает наполнение, и суицидальные мысли.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана детально описывает устройство нашей психики, давая возможность получить познания человеком самого себя. Это радость раскрытия законов, по которым устроен мир вокруг. Радость реализации, жизни в физическом теле. Осмысленность бытия и счастье сотрудничества с другими людьми:

Познай самого себя

Устал от бесполезной философии? Тело тяготит, а попытки разобраться в смысле происходящего не приносят ничего, кроме боли, пустоты и ощущения чего-то ускользающего? Подари себе шанс увидеть жизнь такой, как она есть, на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »
error: