Посыпать голову пеплом: значение фразеологизма. Что значит "Посыпать голову пеплом"

Посыпать голову (главу) пеплом ПОСЫПАТЬ ГОЛОВУ (ГЛАВУ) ПЕПЛОМ. ПОСЫПАТЬ ГОЛОВУ (ГЛАВУ) ПЕПЛОМ. Книжн. Предаваться глубокой скорби (обычно по поводу тяжёлой утраты). - А народ гибнет! Неужели можно так жить? Обсуждаем положение народа, - и бичуем, бичуем себя без конца, посыпаем пеплом головы… Не лучше ли, не благороднее ли молчать, просто пить водку и не трепать слово «народ»? (Вересаев. В студенческие годы). - От библейского рассказа о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землёю, оплакивая своё несчастье или несчастье близких. Лит.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М., 1986. - С. 50.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Посыпать голову (главу) пеплом" в других словарях:

    Посыпать/ посыпать голову (главу) пеплом - Книжн. 1. Предаваться скорби по поводу несчастья, тяжелой утраты. 2. Покаянно признавая свою вину, ошибки, обещать исправиться. ФСРЯ, 347. /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 110 …

    Посыпать главу пеплом - См. Посыпать голову пеплом (ГОЛОВА) … Большой словарь русских поговорок

    Посыпать пеплом главу - Выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов, 2, 12; Есфирь, 4, 1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу какого нибудь… … Словарь крылатых слов и выражений

    Посыпать пеплом главу - Посыпать пепломъ главу (иноск.) знакъ печали, скорби (скорбѣть). Ср. Чтобы сдѣлать мою теперешнюю исповѣдь полною, т. е. еще разъ посыпавъ пепломъ мою убѣленную голову, я долженъ покаяться еще въ трехъ... увлеченіяхъ... Н. Макаровъ. Исповѣдь. 2,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Посыпать пеплом главу - крыл. сл. Выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов, 2, 12; Есфирь, 4, 1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    посыпать пеплом главу - Посыпать пе/плом главу (голову), книжн. Предаться крайней скорби, печали по случаю какой л. утраты, бедствия и т.п. (первоначально: древнееврейский обряд, символизирующий общий траур) … Словарь многих выражений

    посыпать пеплом главу - (иноск.) знак печали, скорби (скорбеть) Ср. Чтобы сделать мою теперешнюю исповедь полною, т.е. еще раз посыпав пеплом мою убеленную голову, я должен покаяться еще в трех... увлечениях... Н. Макаров. Исповедь. 2, 4. Ср. Посыпал пеплом я главу, Из… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    посыпать - 1) посыпать плю, плешь; сов. 1. перех. (что и чего). Насыпать немного чего л. Тут же показались и воробьи: этим посыпали на шлюпку крупы; они наелись и улетели. И. Гончаров, Фрегат «Паллада» [Павел] аккуратно посыпал соль на кусок хлеба. М.… … Малый академический словарь

    посыпать - плю, плешь и (разг.) пешь, пет, пем, пете, пят; посыпь; посыпанный; пан, а, о; св. 1. (что и чего). Насыпать немного чего л. сверху; разбросать по какой л. поверхности. П. корм рыбкам. П. крошек птицам. П. дорожки песком. П. торт орехами. П. хлеб … Энциклопедический словарь

    ГОЛОВА - Адамова голова (глава). 1. Жарг. угол., Алт. Шутл. ирон. Череп, изображение черепа. БСРЖ, 131; Ф 1, 116; БТС, 29; СРГА 1,19. 2. Костром. Шутл. О человеке с большой головой. СРНГ 1, 206. 3. Жарг. угол. Шутл. О лысом человеке. ББИ,17. 4. Арх., Дон … Большой словарь русских поговорок

В этой статье пойдет речь о выражении, которые каждому из нас приходилось слушать: «посыпать голову пеплом». Что значит и откуда пришло к нам это выражение, смысл которого настолько глубок и неоднозначен, и не оставит равнодушным ни одного человека?

Как говорят, человек за одну ночь может стать седым, так и пепел в волосах на голове символизирует печать и скорбь. Это раскаяние и принятие всех мук на свои плечи.

История возникновения

Посыпать головы пеплом было принято в давние времена среди представителей еврейской национальности. Более того, описанное действо можно встретить в Библии. В книге Есфири рассказывается о Мардохее, который в знак скорби и отчаянья от настигшего его горя посыпал голову пеплом, когда узнал о гибели иудейского народа, вырезанного по приказу царя Артаксеркса.

В древние времена у еврейского народа был такой обычай: в знак скорби в связи со смертью родных и близких людей посыпать голову землей или пеплом. Было принято в день похорон или в момент получения страшного известия бурно проявлять свои чувства: громко кричать, плакать. Возможно, чувство вины поглощает человека, перенесшего потерю, поэтому посыпание головы пеплом расценивалось как последнее «прости». Нежелание расставаться с родным и близким человеком, уходящим в сырую землю, выглядело как ритуал возможного соединение с умершим.

Значение

Посыпать голову пеплом — это другими словами: скорбеть, горевать, громко плакать о смерти близкого человека, потеря которого вызывает две сильные эмоции, действующие поочередно, волнообразно: печаль и горе. Горе выплескивается бурно, оно протестует, восстает против потери, требует вернуть все на круги своя, а печаль - чувство смирения и осознания настигнувшего горя. Печаль пассивна, она держит в своем плену человека долгое время, горе подобно удару волны о каменную скалу с невероятной силой, которая тут же отпускает свою добычу, но полностью ее лишает самообладания.

Значение выражения «посыпать пеплом голову» имеет сходство с чувством печали. Пережить этот тяжелый период можно лишь в присутствии тех людей, которые вместе способны разделить горечь утраты. Значение этого печального события становится глубоким и значимым, если о нем рассказать другим людям, увидеть их реакцию на происшедшее. Толкование значения «посыпать пеплом голову» может быть крайне важно, она подобна сигналу того, что человек «нормально, а главное, правильно» реагирует на горе. Тревогу должен вызывать не крик и слезы, а отсутствие таковых, которое свидетельствует о неосознании факта потери близкого, что может привести в дальнейшем к психологическим проблемам.

День сегодняшний

В настоящее время не принято бурно или открыто выражать свои эмоции по поводу потери близкого человека. Нам кажется неуместным поступать так, как это делали наши предки: рвать на себе одежду или посыпать голову пеплом. Что только люди не придумали, что только не изобрели! Но никто не даст четких инструкций, как пережить горе, что делать, как быть? Как принято говорить: жизнь продолжается и ее не остановить, так же всходит солнце, рождаются дети, смеется молодежь. Чувство смирения, раскаяние завладевают душой.

Стоит упомянуть о том, что выражение подобного рода хоть и используется в разговорной форме, но смысловое значение в сравнении с давними временами искажено. Когда говорят «посыпать голову пеплом», могут иметь в виду, что человек принимает нарочито несчастный вид, выставляет свое горе напоказ, как один из вариантов для того, чтобы разжалобить.

Заключение

В заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что жизнь человека состоит из взлетов и падений, счастья и горя, потери и приобретений. Переживая тяжелые времена в жизни, люди научились несколькими словами передавать ту бездну горя, которую хоть раз в жизни, но придется испытать каждому живущему на Земле. Облегчить это чувство не удастся никому, но стоит знать, что страдания по умершему близкому человеку - это процесс принятия и осознания.

Дело в том, что у древних народов ближнего востока посыпание головы пеплом, пылью и землею было частью ритуального выражения горя. Скорбящий рвал на себе одежды и волосы, надевал рубаху из грубой ткани, подобную мешковине, и посыпал голову пеплом и пылью. Так, например древнегреческий поэт Гомер описывает горе Ахилла, узнавшего о гибели своего друга Патрокла:

«Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла,

Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный».

Обычай этот существовал и у древних евреев, а потому о нем не раз упоминается в Ветхом завете.

Например, в книге Есфирь рассказывается о том, как персидский царь Артаксе ркс, владевший землями от Индии до Эфиопии, по просьбе своего фаворита Амана, приказал убить всех евреев на территории своей империи. Узнав об этом, Иудей по имени Мардохе й: «Разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на середину города и взывал с воплем великим и горьким».

А в книге Иова рассказывается о праведнике по имени И ов. Он был «непорочен, справедлив, и богобоязнен и удалялся от зла». Бог благоволил Иову и тот имел много детей и многочисленные стада. Иов жил счастливо и славил Бога. Дьявол же считал, что Иов богобоязнен только потому, что Бог сохраняет его благополучие. И если лишить Иова того, что он имеет, он проклянет Бога. Тогда Бог позволил дьяволу испытать Иова. Иов лишился всего, что имел, а кроме того заболел проказой и покрылся язвами с головы до ног. Из самого счастливого человека, Иов стал самым несчастным. Увидев праведника в таком бедственном состоянии его друзья, «возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу».

А что же Иов? Иов ответил жене своей, которая предложила ему похулить Бога из-за свалившихся этих бед: «Неужели доброе мы будем принимать, от Бога, а злого не будем принимать»? Дьявол был посрамлен, а Иов за свое терпение щедро вознагражден Господом.

Посыпать голову пеплом

Посыпать голову пеплом
Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. I) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким...».
«Вретише» в переводе со старославянского языка означает «рубище» и «старая, ветхая одежда».
Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою...»
Употребляется: как иносказание для крайней скорби, печали или разочарования, для сожаления о своих неверных поступках.
Аналог другого известного выражения - «рвать на себе волосы».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Посыпать голову пеплом" в других словарях:

    посыпать голову пеплом - книжн. предаваться крайней скорби по случаю какой либо утраты, бедствия. Выражение восходит к Библии, где описывается обычай евреев посыпать головы пеплом или землей во время траура или по поводу какого нибудь несчастья. Этот обычай был… … Справочник по фразеологии

    См. Посыпать голову пеплом (ГОЛОВА) …

    Посыпать голову (главу) пеплом - ПОСЫПАТЬ ГОЛОВУ (ГЛАВУ) ПЕПЛОМ. ПОСЫПАТЬ ГОЛОВУ (ГЛАВУ) ПЕПЛОМ. Книжн. Предаваться глубокой скорби (обычно по поводу тяжёлой утраты). А народ гибнет! Неужели можно так жить? Обсуждаем положение народа, и бичуем, бичуем себя без конца, посыпаем… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Книжн. 1. Предаваться скорби по поводу несчастья, тяжелой утраты. 2. Покаянно признавая свою вину, ошибки, обещать исправиться. ФСРЯ, 347. /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 110 … Большой словарь русских поговорок

    Выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов, 2, 12; Есфирь, 4, 1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу какого нибудь… … Словарь крылатых слов и выражений

    Посыпать пеплом главу - крыл. сл. Выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов, 2, 12; Есфирь, 4, 1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Посыпать пепломъ главу (иноск.) знакъ печали, скорби (скорбѣть). Ср. Чтобы сдѣлать мою теперешнюю исповѣдь полною, т. е. еще разъ посыпавъ пепломъ мою убѣленную голову, я долженъ покаяться еще въ трехъ... увлеченіяхъ... Н. Макаровъ. Исповѣдь. 2,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    посыпать пеплом главу - Посыпать пе/плом главу (голову), книжн. Предаться крайней скорби, печали по случаю какой л. утраты, бедствия и т.п. (первоначально: древнееврейский обряд, символизирующий общий траур) … Словарь многих выражений

    1) посыпать плю, плешь; сов. 1. перех. (что и чего). Насыпать немного чего л. Тут же показались и воробьи: этим посыпали на шлюпку крупы; они наелись и улетели. И. Гончаров, Фрегат «Паллада» [Павел] аккуратно посыпал соль на кусок хлеба. М.… … Малый академический словарь

    - (иноск.) знак печали, скорби (скорбеть) Ср. Чтобы сделать мою теперешнюю исповедь полною, т.е. еще раз посыпав пеплом мою убеленную голову, я должен покаяться еще в трех... увлечениях... Н. Макаров. Исповедь. 2, 4. Ср. Посыпал пеплом я главу, Из… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Посыпать голову пеплом Посыпать голову пеплом
Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. I) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким...».
«Вретише» в переводе со старославянского языка означает «рубище» и «старая, ветхая одежда».
Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою...»
Употребляется: как иносказание для крайней скорби, печали или разочарования, для сожаления о своих неверных поступках.
Аналог другого известного выражения - «рвать на себе волосы».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

Пепельная среда у католиков

Многим известно, что по завершении Масленицы начинается пост, который продолжается до Пасхи. Христиане обоих направлений (католики и православные) придерживаются его до дня Воскресения Христова. Однако у католиков и православных пост начинается в разные дни и имеет свое название.

Именно этому дню посвящено произведение Томаса Элиота, написанное в стихах в 1930 году. Чтобы понять, что именно описывал под названием «Пепельная среда» Элиот, важно знать суть самого дня.

Значение праздника

У католиков начало поста выпадает на среду. Почему так происходит, узнаем чуть позже, а для начала разберем, почему Пепельная среда так называется. В начале поста священник в церкви наносит на лоб прихожан крест освященным пеплом. Это напоминает людям о том, что их тела всего лишь прах. Священник проводит процедуру со словами: «Помни, о человек, что прах ты и в прах возвратишься».

Используемый пепел не простой, он должен быть из пальмовых ветвей, которые сохранились с прошлого праздника Вербного воскресенья (Входа Господня в Иерусалим). В странах Европы применяются ветви вербы. В народе их часто называют котиками. Многие прихожане верят, что благословенный пепел способствует хорошему урожаю.

Существуют и другие названия этого дня:

  • Скверная среда.
  • Черная среда.
  • Адамов день.
  • Кривая среда.
  • Безумная среда.

Все эти названия относятся к одному и тому же дню и начинают пост, который должен продлиться 46 дней.

История

Сам обычай сначала предполагал посыпание головы пеплом, но со временем в некоторых странах изменился. Он имеет древнее библейское происхождение. Еще в Ветхом Завете такое действие означало покаяние и смирение человека.

Уже известно, что Пепельная среда является началом поста. Возникла эта традиция в 4 веке. Причем вначале продолжительность его составляла 40 дней, а к 8 веку было принято решение добавить еще несколько дней. С этого времени пост начал проводиться со среды.

Пасха не имеет установленной даты, которая повторяется из года в год. Она отмечается каждый год в разное время, поэтому и Пепельная среда начинается по-разному. Например, в 2015 году она проводилась 18 февраля.

Почему же Адамов день начинается за 46 дней до Пасхи

Ответ кроется в том, что Пепельная среда - это начала поста, а он длится 40 дней, то есть 6 недель. Но католики не придерживаются его по воскресеньям, поэтому эти дни выпадают. Вот поэтому они и начинают его раньше, то есть в среду, а не в понедельник.

У православных же пост непрерывен и составляет все 40 дней подряд. Поэтому свое начало он берет с понедельника, который называется Чистым.

Интересно, что у католиков последний день перед постом называется Жирным вторником. У православных же его знают как Прощеное воскресенье.

Дни Безумной среды до 2020 года

Представленные даты вычисляются по алгоритму, разработанному католической конфессией. В следующие годы Пепельная среда у католиков будет проводиться:

  • 2016 – 10 февраля;
  • 2017 – 1 марта;
  • 2018 – 14 февраля;
  • 2019 – 6 марта;
  • 2020 – 26 февраля.

Пепельная среда в славянских традициях

Простым людям всегда очень сложно устоять перед какими-либо запретами, поэтому поста могут придерживаться далеко не все. Если сегодня священники больше говорят о духовной стороне, а не о воздержании от пищи, то в прошлом веке речь шла о строгом соблюдении христианских догм.

В странах Европы было принято в эти дни носить темную одежду, разрешалось принимать в пищу только определенный список продуктов и не допускалось употребление спиртного. Однако последний пункт был достаточно суров для мужской половины населения, поэтому многие находили оправдание своим слабостям. В целом Пепельная среда у католиков проходит везде одинаково, хотя в некоторых странах существуют свои обряды.

Например, в Чехии мужчины после службы в Кривую среду считали, что рюмочка спиртного, выпитая в этот день, будет спасать их летом от укусов комаров и других насекомых. В некоторых областях даже говорили: «Запить пепел».

Поскольку Пепельная среда разделяла жизнь людей на гулянья и длительное воздержание, к ней относились по-особенному. Так, считалось, что в этот день нельзя прясть нити. Несоблюдение запрета может привести к плохому урожаю льна и конопли, а на того, кому достанется такая одежда, падут несчастья.

В Словакии нельзя в это время подкладывать яйца под наседок, чтобы они не вылупились кривыми. Также женщины готовили длинную лапшу для того, чтобы уродились высокие колосья, и выпекали большие пироги, чтобы свиньи выросли толстыми.

В Польше была традиция, по которой в этот день человек мог украсть у хозяина дома какую-либо вещь, а после продать ее назад владельцу в корчме.

Традиции с сажей

Помимо посыпаний и помазаний пеплом в церкви, славяне проводили свои обряды. Так, в Словакии парни старались сажей помазать молодых девушек, женщины также мазали себя ею. Поляки цепляли над входом в дом сито с пеплом, чтобы все входящие в дом были осыпаны им.

Многие славяне-католики собирали мясопустный пепел из печи для посыпания им семян, жилищ, полей. Это должно было уберечь от пожаров, вредителей, природных катастроф.

Пепельная среда, фото празднования которой представлены в статье, имеет много традиций, дополняющих ее. Чаще всего народ самостоятельно их додумывал, поэтому в разных странах и даже областях они могут отличаться.

Причины несовпадений Пасхи у католиков и православных

Так уж повелось, что празднование христианской Пасхи у православных и католиков не совпадает. Случилось это не из-за раскола и не специально. Дело в том, что празднование высчитывается путем изучения фазы Луны. Конкретнее это должно быть на 14 день фазы после дня весеннего равноденствия. Расчет этого дня у многих древних стран был свой, поэтому в Галлии, Италии, Египте дата Пасхи была своя еще в 4 веке.

Еще одним противоречием послужил календарный раскол, который произошел в 16 веке. Был введен Григорианский календарь, и мир разделился на тех, которые жили по Новому и Старому стилям. Православная церковь оставила в обрядах Юлианский календарь, поэтому все праздники продолжают отмечать по Старому стилю.

Чаще всего разница между Пасхами составляет от одной до пяти недель. Но она не может быть две или три недели. Все эти расчеты ведутся по особому алгоритму. При этом раз в несколько лет Пасха у обеих конфессий может совпадать. Например, в 2014 году так и было. Следующее совпадение будет в 2017 году. Главным условием является, чтобы христианская Пасха не совпадала с еврейской.

Что значит выражение "Посыпать голову пеплом" и откуда оно пошло?

ПОСЫПАТЬ ПЕПЛОМ ГОЛОВУ
Когда вас охватывает горе или отчаяние, вы, как и все окружающие вас, начинаете плакать, "ломать руки", тяжело вздыхать. Иногда дело доходит до громких рыданий.. . Случается, человек впадает в полное оцепенение.
Древние люди выражали свое горе гораздо более бурно. По ритуальному обычаю, глубоко скорбя о несчастье, принято было раздирать на себе одежды, рвать волосы, посыпать голову землею или пеплом.
Вот, например, как описывает Гомер в "Илиаде" скорбь, которая охватила Ахиллеса (или Ахилла) , когда погиб в бою его лучший друг Патрокл:



Сам они, великий, пространство покрывши великое, в прахе,


Язык сохранил и нам, в нашем быту, следы того времени, когда наши предки вели себя в горе, как Ахилл. Мы говорим "посыпать пеплом голову", "рвать на себе волосы", "раздирать одежды" (или "ризы"), когда хотим выразить крайнюю степень скорби или отчаяния.

Янча

Посыпать голову пеплом
Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.) Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, стих 1) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, "разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким... "
"Вретище" в переводе со старославянского языка означает "рубище" и "старая, ветхая одежда".

Eduard yagant

Это выражение пошло от евреев в знак покаяния, печали. Они до сих
пор едят хлеб, яйца, посыпанные пеплом 9 июля в день годовщины раз-
рушения древнего ИеРУСАлима.
Вспомните самосожжение птицы ФенИКС - птицы бессмертия, долголе-
тия. Она, неспроста, в поверьях народов мира питается РОСой. РОСсия
сейчас этот путь пепла и возрождения как раз и проходит, дабы скорее
пришёл на РУСЬ рассвет и россияне стали мыслить, жить росисто, чисто,
что позднее приведёт всех к реальному бессмертию. Не зря нынешний
герб Р. Ф. содержит орла-МУтанта с намёками на процессы "Х", время "Х"!
Кто же не сожжёт свою грязь, тому долголетия не видать как своих ушей.

От куда пошло выражение "посыпать голову пеплом"? И что оно означает?

♑❇ Lɐǝɹ ʌ ɐvmʎ ❇♑

Значение выражения:
быть в отчаянии, печали, сильно скорбеть или сожалеть о своих неверных поступках

Древние люди выражали свое горе очень бурно. По ритуальному обычаю, глубоко скорбя о несчастье, при­нято было раздирать на себе одежды, рвать волосы, посыпать голову землею или пеплом.

Вот, например, как описывает Гомер в «Илиаде» скорбь, которая охватила Ахиллеса (или Ахилла) , когда погиб в бою его лучший друг Патрокл:

Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла,
Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный;
Риза его благовонная вся почернела под пеплом.
Сам он, великий, пространство покрывши великое, в прахе,
Молча простерся и волосы рвал, безобразно терзая.. .

Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.) . Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землёю, оплакивая несчастье своё или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. I) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким...» . Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою... »

Все эти странные, с нашей точки зрения, действия были (да остаются и сейчас у некоторых народов Юга и Востока) естественным выражением у них горя, крайнего отчаяния.

Язык сохранил и нам, в нашем быту, следы того времени, когда наши предки вели себя в горе, как Ахилл. Мы говорим «посыпать пеплом голову» , «рвать на себе волосы» , «раздирать одежды» (или «ризы») , когда хотим выразить крайнюю степень скорби или отчаяния.

Викисловарь
http://www.otrezal.ru/catch-words/356.html

Neznaika

Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.) . Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землёю, оплакивая несчастье своё или своих близких.

error: