После какого слова ставится двоеточие. Где ставится двоеточие

Русский язык велик и сложен. Одной из причин сложности изучения русского языка является гибкость его грамматических конструкций. Запомнить весь свод правил по расстановке знаков препинания является почти непосильной задачей даже для тех, кто считает русский своим родным языком. Одним из сложных в плане расстановки знаков препинания является обычное тире.

Правила постановки тире

Следующие ниже правила описывают, когда ставится тире в предложении (в скобках примеры, иллюстрирующие правила). Итак, в каких случаях ставится тире:

  1. Между сказуемым и подлежащим, если сказуемое является существительным и используется в именительном падеже. (Волк - животное. Хорошая машина - мечта мужчины.) Если сказуемое стоит с частицей не, то тире опускается. (Машина не роскошь.);
  2. Между сказуемым и подлежащим, если подлежащее в именительном падеже, а сказуемое - неопределенная форма глагола или же они оба глагола неопределенной формы. (Мечта - жить вечно. Спать - не мешки тягать.);
  3. Перед "это" ставится тире, если этим словом сказуемое присоединяется к подлежащему. Это правило применимо к словам "это есть", "вот", "это значит" (Лев - это зверь. Летать - вот достойная мечта.);
  4. Перед обобщающим словами после перечислений. (Глаз, нос, рот - всё на лице. Ни слезы, ни мольба - ничто не тронуло его.);
  5. Перед приложением, если оно находится в конце предложения. (Он хотел одного - денег и только денег.);
  6. Между парой сказуемых или предложений, если во втором - резкое противопоставление или неожиданное присоединение к первому. (Я пришел - а все уж здесь! Захотелось выпить - уронил стакан.);
  7. Между предложениями или словами, соединенными без союзов, для подчеркивания резкой противоположности. (Не вода в той чаше - нектар богов.);
  8. Между предложениями, если второе содержит вывод из первого или результат и не соединяется союзом. (Ладонь чешется - деньги будут. Пальцы в розетке - током ударит.);
  9. Между придаточным и главным предложениями, если главное идет вторым и не присоединяется союзом. (Лес рубят - щепки летят.);
  10. В месте распадения простых предложений на две группы слов, если другим способом это выразить невозможно. (Врага - в пыль! А сержанту - медаль «За отвагу».);
  11. В предложении посередине двумя тире выделяются пояснения и дополнения, если выделение скобками снижает выразительность текста. (А Пахомыч - редкий стервец и проныра - вовсе не пришел.);
  12. В предложении посередине двумя тире выделяют распространенное приложение, если необходимо показать его самостоятельность. (За стеной дома - обычного сельского пятистенка - прятался целый отряд.);
  13. В предложении посередине двумя тире выделяется группа однородных членов. (Обычно стройматериалы - доски, гвозди, бревна и скобы - готовят заранее.) Если подобное перечисление предваряется обобщающим словом, то тире нужно только в конце. (Весь отряд, а именно: Петя, Вася, Игорь и Семен - не вышел на линейку.);
  14. После запятой, когда надо отделить главное предложение от группы придаточных и подчеркнуть распад целого на части. (Будет конец света, не будет, - никто не знает.);
  15. После запятой, когда надо указать повышение или понижение в периоде. (Люди летают в космос, обуздали атомную энергию, пишут гениальную музыку, создают небывалые сооружения, - а ты мусор не выносишь!);
  16. Между словами, если эти слова ограничивают пространственный, временной или количественный промежуток. (Рейс Анкара - Ереван. Перерыв 5-7 минут.);
  17. Между составными частями наименования учения или научных учреждений. (Закон Био-Савара-Лапласа.);

Как видите, правил, поясняющих, когда ставится тире, достаточно много, и здесь даже перечислены не все случаи, когда можно использовать этот знак препинания. Также информацию, в каких предложениях ставится тире, можно почерпнуть в статье «Зачем нужно тире ?».

Тире или двоеточие

Часто при письме путают случаи, когда ставится тире, а когда ставится двоеточие. Как правило, двоеточие ставится перед перечислением, предваряемым обобщающим словом; перед прямой речью; перед двумя или несколькими предложениями, не соединенными союзами, одно из которых поясняет другое.

В течение последних семи лет я работаю в Буденновском филиале Центра для одарённых детей “Поиск” методистом отделения русского языка и одновременно преподавателем русского языка. Преподавание языка в таком Центре – это одновременно и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому учитель может перестать совершенствоваться. Необходимо ежедневно расширять свою профессиональную компетентность, а занятия проводить такие, чтобы вооружать ребят не только знаниями, умениями (значимость которых невозможно оспорить!), но и вызывать у детей искренний интерес, подлинную увлечённость и творческое отношение к действительности.

Преподавание русского языка с 5 по 11 классы ведётся по учебникам “Русский язык” под редакцией доктора педагогических наук, профессора С.И.Львовой. В соответствии с программой данного комплекса в распоряжении учащихся имеются справочники по русскому языку, схемы и таблицы по орфографии и пунктуации, этимологический словарик школьника, словарь “Давайте говорить правильно”, книга “Русской речи чудеса”. Но, наряду с использованием готовых методических пособий и учебников, я разрабатываю авторские курсы по русскому языку для учащихся 14-17 лет.

На Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2011-2012 я предлагаю занятие из курса “Знаки препинания. Трудности русской пунктуации” на тему “Двоеточие. Употребление двоеточия в разных синтаксических конструкциях” , рассчитанное на 2 часа. Это седьмой урок по данному курсу в 9 классе. Основная цель данного курса – осветить наиболее трудные и важные вопросы пунктуации как в теоретическом, так и в практическом плане. В занятиях рассматриваются основы русской пунктуации, назначение знаков препинания. Изучение пунктограмм находится в органической связи с изучением синтаксиса и развитием речи. Особая роль отводится наблюдению над интонацией. Внимание уделяется особо сложным пунктуационным правилам и их практической отработке в текстах.

В основу урока положена технология критического мышления, которая применяется мною в течение многих лет практически на каждом занятии в Центре для одарённых детей.

Тип урока: изучение нового материала с опорой на раннее изученный.

Вид урока: исследовательно – объяснительный.

План урока

  1. Теоретические вопросы. Двоеточие.
  2. Экспресс – вопрос.
  3. Теоретический блок. Задания.
  4. Проблемная ситуация № 1.
  5. Отдохни с пользой!
  6. Проблемная ситуация № 2.
  7. Теоретический блок. Задания.
  8. Диагностический тест.
  9. Блиц-вопросы.
  10. Теоретический блок. Задания.
  11. Контрольная работа.

Цель урока: обобщить, расширить и систематизировать сведения о постановке двоеточия в разных синтаксических конструкциях.

Ход занятия

В огромном городе моём – ночь.
Из дома сонного иду – прочь.
И люди думают: жена, дочь, –
А я запомнила одно: ночь.

М.Цветаева

Здравствуй, юный знаток словесности!

Ты, наверное, догадался, читая строки стихотворения М. Цветаевой, что объектами нашего дальнейшего лингвистического исследования будут такие знаки препинания, как двоеточие и тире.

Сегодня мы поговорим о двоеточии. Всё дело в том, что каждый (хотя бы раз в жизни) допускал ошибки, связанные с незнанием постановки этого знака препинания. А что известно тебе о двоеточии?

Предлагаю вспомнить определение.

Двоеточие - знак ____________ в виде двух расположенных одна над другой _________ (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана ________, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Двоеточие - знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Немного о двоеточии

Известно, что древнегреческий философ Платон иногда заканчивал двоеточием целые разделы книги.

Знаешь ли ты, что в большинстве языков двоеточие ставится непосредственно после слова, а после себя требует пробела; в некоторых (например, во французской письменности) оно отбивается (отделяется узким неразрывным пробелом) и от предыдущего слова.

А в церковнославянской письменности двоеточие в целом было эквивалентно русскому знаку “точка с запятой ”, но также используется и в функциях многоточия и даже точки на конце сокращений.

Двоеточие, как знак сокращения, вообще было присуще старым европейским письменностям (в русском языке так было до середины XIX века). Среди языков нового времени эта функция двоеточия сохраняется в шведском и финском, причём даже в середине слова: H:ki (Helsinki).

Мой юный друг, ты знаешь, что двоеточие ставится в разных синтаксических конструкциях.

Задание 1.Экспресс – вопрос.

Двоеточие ставится:

1) в простом предложении после обобщающего слова перед однородными членами предложения;
2) в простом предложении после вводного слова, которое стоит после обобщающего слова, перед однородными членами предложения;
3) в простом предложении перед обобщающим словом, если оно стоит после однородных членов предложения;
4) в бессоюзном сложном предложении со значением причины;
5) в бессоюзном сложном предложении со значением условия;
6) в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения.

___________________

Ответ: 1,2,4,6

С первым заданием ты уже справился. Чтобы выполнить остальные, отправимся в путешествие по страницам Знаний.

Страница первая.

Рассмотрим правила употребления двоеточия в простых предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.

Конечно, ты знаешь, что обобщающими называются слова или словосочетания, выступающие в функции члена предложения, который служит более общим обозначением находящихся при нем однородных членов.

Давай повторим пунктуацию при обобщающих словах и однородных членах предложения.

1. Если однородным членам предшествует обобщающее слово или словосочетание, то перед ним ставится двоеточие, например: Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (К. Паустовский).

2. Если после обобщающего слова (словосочетания) стоят слова как-то, а именно, например, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие, например: Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями (И.Тургенев).

Поработаем с заданиями и попытаемся разрешить некоторые проблемы.

Задание 1.

Укажите предложение с обобщающим словом.

  1. Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны об осени.
  2. Все кругом и сверкало, и переливалось, и искрилось на солнце.
  3. В Азовском море водятся судак и лещ, скумбрия и хамса.
  4. Породы лошадей по их использованию можно разделить на три группы верховые, легкоупряжные и тяжеловозные.
  5. Книги, музыка, живопись учат понимать прекрасное.

Задание 2.

Укажите предложение, в котором нет обобщающего слова.

    Письма пишут разные слезные, болезные, иногда прекрасные, чаще бесполезные.

  1. Собаки, лошади, куры все мокро, уныло, робко.
  2. Матрос встречал много людей то крикливых и насмешливых, то робких и гостеприимных, то драчливых и вспыльчивых, но никто не мог помочь ему найти драгоценный кисет.

    Ваня узнавал старые места лесные заброшенные дороги, уводившие в заросли осинника просеки, заросшие вереском, бессмертником и колосистой травой, и муравьиные тропы в рыжем зернистом песке.

    Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию.

Задание 3.

Укажите предложение, в котором двоеточие не ставится.

    Сквозь молочно-голубую дымку мутно голубело все кругом лес, скалы, острова все тускло, призрачно.

  1. Во всех комнатах в лакейской, в зале, в гостиной прохладно и сумрачно, это оттого, что дом окружен садом, а верхние стекла окон цветные.
  2. Все эти люди матросы разных наций, рыбаки, кочегары, веселые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы.

    Шум от полета ночной птицы, падение снега с ветки на ветку, шелест колеблемой легким дуновением слабого ветерка засохшей былинки все это вместе не могло нарушить тишины, царившей в природе.

  3. Все это звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно, казалось началом сказки,

Проблемная ситуация № 1

Из-под сена виднелись самовар, кадка с мороженной формой и ещё кое-какие привлекательные узелки и коробочки (Л.Н.Толстой).

________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кое-какие привлекательные узелки и коробочки (Л.Н.Толстой).

Ты не знаешь, почему поставлено двоеточие при однородных членах предложения без обобщающего слова?

Мой друг, двоеточие ставится ещё и в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление.

Отдохни с пользой!

Известно ли тебе, что очень часто употреблялся этот знак в XVIII в.:

1) при противопоставлении, например: Одно ясно и подробно понимаем: другия хотя ясно в уме представляем, однако подробно изобразить не можем (М. Ломоносов);

2) перед подчинительным союзом, начинающим придаточную часть, например: Им обогащающийся никого не обидит: за тем что неистощимое и всем обще предлежащее сокровище себе приобретает (М. Ломоносов)

3) перед противительным союзом, например: Испытание натуры трудно, Слушатели: однако приятно, полезно, свято (М. Ломоносов)

4) перед присоединительным предложением, например: Известно в Италии в недавнем времени учинилось, что громовые удары иногда из погребов выходили: и ради того причина оных со всем разныя от Електрической силы была назначена (М. Ломоносов)

Можно заметить, что функции этого знака оформлялись сложно, противоречиво. Процесс, как видим, был длительным, но определенным – знак неуклонно шел путем накопления пояснительно-разъяснительной значимости. В этом смысле интересно обратить внимание, например, на то, что в сочинениях М.В. Ломоносова довольно часто двоеточие стоит на стыке главной части предложения и придаточных причинных (с причинными союзами). С современной точки зрения знак этот лишний, так как значение причины передается лексически – причинными союзами.

И вот постепенно, закрепившись в такой позиции, знак стал ассоциироваться со значением причины, обоснования. Именно поэтому уже в бессоюзном предложении он как бы взял на себя причинное значение, стал знаком содержательно значимым.

Разъяснительно-пояснительная функция двоеточия стойко сохраняется, однако, как увидим далее, юный любитель словесности, знак этот начинает утрачивать некоторые (далеко не все и не всегда!) позиции и уступать место другому знаку – тире.

Именно в этом состоит своеобразие судьбы двоеточия: при четкости функции утрата позиций, где эта функция проявляется.

Проблемная ситуация № 2

Перепиши предложение и найди место двоеточию!

И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый что он тронут и она тронута (Л.Толстой).

___________________________________________________________________________________________

Ответ: И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута (Л.Толстой)

Только сейчас ты узнал, что двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующем главном предложении содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и можно вставить слова а именно).

Страница вторая

О правилах употребления двоеточия в простых предложениях с прямой речью.

Мой друг! Внимательно изучи таблицу и уясни постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Заполни таблицу своими примерами.

Если у тебя всё получилось, то ты, конечно, заметил, что после слов автора, находящихся перед прямой речью, ставится двоеточие; авторская же ремарка, идущая после прямой речи, пишется с маленькой буквы.

Внимание! Вопрос: всегда ли это происходит?

Правильно, не всегда. Если слова автора не содержат обозначений речи, мысли, мимики и движений или чувств говорящего и не допускают вставки после себя глаголов речи, то после слов автора перед прямой речью ставится точка, а в случаях, когда авторская ремарка идет после прямой речи, используется прописная буква. Кстати, только при этом условии перед тире может стоять точка.

Он глянул с усмешкой (и сказал):

– Так я тебе и поверил!

Мне надоели постоянные споры.

– Оставьте меня в покое!

Задание 4. Найди и исправь ошибки в расстановке знаков препинания, внесённые нами в текст.

1. Ты говорил, а я думал – “Ну и крепкая же машинища человеческий организм!”

_____________________________________________________________________

Ответ: в этом предложении должно быть двоеточие, а не тире перед прямой речью.

2. Она сказала:

– Это был, вероятно, прекрасный обычай в старину. Теперь он выходит из моды даже во дворцах.

И, чтобы загладить резкость, она прибавила, улыбаясь

– Впрочем, и дворцы выходят, кажется, из моды.

_____________________________________________________________________________________

Найди “третье лишнее” предложение и объясни свой выбор, например: 1а, реплики разных лиц стоят рядом, а в двух других предложениях реплики разделены словами автора. Знаки препинания не расставлены.

1. ___________________________________________________________________

а) Я кажется слишком долго засиделся сказал он со смущённой улыбкой.
б) Почему вы полагаете что это вздор спросил Гаврилов со своею быстрой усмешкою нисколько не обидевшись.
в) Николай Иванович ещё раз прочёл карточку и спросил Вы чего же собственно хотите.

2. ___________________________________________________________________

а) Фельдшер почтительно возразил Дмитрий Васильевич да вы идите спать.
б) К чему ты это сказал с усмешкою спросила Соня.
в) Однажды в минуту откровенности Василий Горлов заявил мне Ей-богу Дмитрий Васильевич я вас так полюбил.

Ответ: 2б, прямая речь стоит перед словами автора, в двух других – наоборот.

3. ___________________________________________________________________

а) Токарев вспомнил как Таня спрашивала Не жёстко будет тебе и расхохотался.
б) Ну прощайте господа сказал он протягивая свою широкую руку Наташе и Даеву Желаю вам всего хорошего.
в) На время грех жаловаться серьёзно возразил Даев время хорошее и чрезвычайно интересное.

4. ___________________________________________________________________

а) Сидеть на стуле и молчать яростно крикнул он Чтоб я твоего голоса больше не слышал.
б) Задыхаясь Александра Михайловна говорила Таня слушай Не бойся я тебе всё устрою Не бойся радостно повторяла она.
в) Она всхлипывая повторяла Господи господи и не отрываясь смотрела на Таню.

Ответ: 4а, прямая речь прерывается словами автора, в двух других – наоборот.

5. ___________________________________________________________________

а) Вдруг со своею быстрою усмешкою маляр громко сказал Я так рассуждаю что вы неправильно об этом говорите! Это насчёт чего спросил литейщик.
б) Маляр решительно отрезал Не можешь в городе жить Не лезь не в свое место В деревню ступай хозяйствуй А с чего хозяйствовать будешь воскликнул извозчик.
в) Всё вас зовут кричат с почтительною улыбкою обратился он к Осокину. Пускай Я не пойду упрашивающе сказал Осокин.

Ответ: 5в, в предложениях с прямой речью реплики разных лиц разделены словами автора; в остальных реплики разных лиц стоят рядом.

6. ___________________________________________________________________

а) Земляк что ли будет тебе сочувственно спросил парень в блузе. Земляк пробурчал мужик не глядя на парня и сел.
б) Варвара Васильевна сказала Тимофей Степанович ваш чай совсем остыл Дайте-с вам налью свежего. А вот сейчас Я этот допью Балуев поспешно допил чай и протянул стакан Варваре Васильевне.
в) А где Таня спохватилась Варвара Васильевна. Сергей посмеивался Она с мастеровым пошла (По В. Вересаеву).

Ответ: 6б, реплики разных лиц стоят рядом, в двух других реплики разделены словами автора.

Страница третья

Проверь свои знания по постановке двоеточия в разных синтаксических конструкциях, отвечая на блиц-вопросы.

Вопрос 1. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.

В продолжение утра Оленин весь был погружён в арифметические расчёты: сколько он проехал верст, сколько остаётся до первой станции, сколько до первого города.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части.

2) Несколько частей бессоюзного сложного предложения раскрывают содержание первой части.

3) Придаточные части сложноподчинённого предложения поясняют содержание первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

Вопрос 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Не копай другому ямы: сам в неё и свалишься.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.

Мой юный друг! Ты, наверное, уже понял, что на этой странице Знаний речь пойдет о постановке двоеточия в СБП.

Предлагаю вспомнить определение сложного предложения.

Бессоюзное сложное предложение – это _____________, части которого взаимосвязаны по ___________ и _____________ и соединены без помощи _________ или союзных слов интонацией и _________________________.

_______________________________________________________________________________________________________________

Ответ: бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого взаимосвязаны по смыслу и строению и соединены без помощи союзов или союзных слов интонацией и порядком следования частей.

Немного теории

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова “а именно”), например: В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей (Гоголь);

2) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т. п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что ), например: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов); Но (без интонации предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала – запятая вместо двоеточия;

3) если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т. п., а также глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов “и увидел, что”, “и услышал, что”, “и почувствовал, что” и т. п., например: Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами (Лермонтов).

NB! Обрати внимание!

В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения, например: Посмотрел на прорубь – вода дремала (Шишков); Он выглянул из комнаты – ни одного огонька в окнах (В. Панова), – однако в целях оправданной унификации предпочтительнее ставить двоеточие.

4) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку ), например: И Жилин приуныл: видит – дело плохо (Л. Толстой);

5) если вторая часть представляет собой прямой вопрос, например: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов).

Итак, подходит к концу наше шестое занятие по дистанционному курсу “Трудности русской пунктуации”. Как много ты уже знаешь! Предлагаю завершить нашу встречу контрольной работой. Желаю успехов всем знатокам русского языка!

Контрольная работа

1. На месте каких цифр должны быть знаки препинания?

1. Я люблю Пушкина (1) за веселье (2) и мудрость (3) и грусть (4) и благородство.

а) 1, 2, 3
б) 2, 3, 4

2. Всё вложено в роман “Евгений Онегин” (1) ум (2) сердце (3) молодость (4) мудрая зрелость (5) минуты радости (6) и горькие часы без сна.

а) 1 - двоеточие, 2, 3, 4, 5 - запятые
б) 1 - тире, 2, 3, 4, 5, 6 - запятые

3. И в Онегине (1) и в Татьяне (2) и в Ленском (3) важно другое (4) их духовный облик (5) мечты (6) страдания (7) мысли.

а) 1, 2, 5, 6, 7 - запятые, 4 - двоеточие
б) 1, 2, 3, 5, б, 7 - запятые, 4 - тире

4. Никто (1) ни мать (2) ни отец (3) ни Ольга (4) ни соседи (5) ни даже Ленский (6) не в состоянии понять Татьяну.

а) 1, 2, 3, 4, 5, 6
б) 1 - двоеточие, 2, 3, 4, 5 - запятые, 6 - тире

5. Пушкин (1) не только понимает свою героиню (2) но любит (3) и жалеет её.

а) 2
б) 1, 2, 3

6. Поэт замечает милые мелочи быта (1) самовар (2) китайский чайник (3) душистый запах крепкого чая. (По Н. Долининой.)

а) 1 – двоеточие, 2, 3 - запятые
б) 1, 2, 3 - запятые

7. Прогулки (1) чтение нравоучительных романов (2) игра в шахматы (3) стихи в альбоме (4) всё это вполне возможные занятия для влюблённых.

а) 1, 2, 3 - запятые, 4 - двоеточие
б) 1, 2, 3 - запятые, 4 - тире

8. Настоящий писатель (1) это то же (2) что древний рок (3) он видит яснее (4) чем обычные люди. (А. Чехов.)

а) 2, 4 - запятые, 4 - тире
б) 1 - тире, 2, 4 - запятые, 3 - двоеточие

9. Творчество природы (1) и творчество человека различается отношением ко времени (2) природа создаёт настоящее (3) человек создает будущее. (М. Пришвин.)

а) 2 - двоеточие, 3 - тире
б) 2 - тире, 3 - запятая

10. Моя поэзия есть акт дружбы с человеком (1) отсюда моё поведение (2) пишу (3) значит (4) люблю, (М. Пришвин.)

а) 2 - двоеточие, 3 - тире, 4 - запятая
б) 1,3 - тире, 2 - двоеточие

11. Книги роднили меня с миром (1) книги пели о том (2) как многообразна и богата жизнь (3) как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте. (М. Горький.)

а) 1 - двоеточие, 2, 3 - запятые
б) 1, 2, 3 - запятые

12. Вся разница между умным и глупым в одном (1) первый всегда подумает (2) и редко скажет (3) второй всегда скажет (4) и никогда не подумает. (В. Ключевский.)

а) 1 - двоеточие, 3 - запятая
б) 1 - тире, 2, 3, 4 - запятые

13. Гордиться славою своих предков не только можно (1) но и должно (2) не уважать оной есть постыдное малодушие. (А. Пушкин.)

а) 1 - запятая, 2 - точка с запятой
б) 1, 2 - тире

14. Борьба есть условие жизни (1) жизнь умирает (2) когда оканчивается борьба. (В. Белинский.)

а) 1 - тире, 2 - запятая
б) 1 - двоеточие, 2 - запятая

Я уверена, что контрольная работа оказалась для тебя непростой. Потому что постановка тире тоже требует пристального внимания и серьёзного изучения. Именно об этом мы и поговорим на следующем занятии.

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.

Сравните три примера:

и

Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;

Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег .

Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.

Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой .

1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:

Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).

2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский).

3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:

На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).

Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире . Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.

Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :

1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения . В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;

2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;

3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.

Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:

1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);

2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);

3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);

4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).

Где ставится двоеточие

Двоеточие – это один из знаков препинания в русском языке, который обычно ставится либо в сложных предложениях с бессоюзной связью между предикативными частями, либо в предложениях, где есть однородные члены, выраженные любой частью речи.

Постановка двоеточия в русском языке регулируется следующими правилами:

1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение (перечисление, как правило, выражено однородными членами, которые относятся к одному обобщающему понятию). Например:

  • Отовсюду ему мерещились забавные лица: из пней и колод, из ветвей деревьев, едва подрагивающих листвой, из разноцветья трав и лесных цветов.
  • Мне все здесь казалось знакомым: и творческий беспорядок на столе, и хаотично наклеенные постеры на стенах, и валяющиеся всюду диски.
  • В этом лесу можно встретить даже хищников, как-то: волков, лис, иногда медведей.
  • На столе в беспорядке валялись школьные принадлежности: тетради, учебники, листы бумаги и карандаши.
  • 2. В предложениях с перечислением также уместно ставить двоеточие и в том случае, если обобщающего слова нет. Тогда данный знак препинания выступает в качестве сигнала о том, что далее следует перечисление. Например:

  • Из-за угла показались: стриженая девчонка в коротком платье, забавный карапуз на толстеньких ножках и пара мальчишек постарше.
  • 3. Двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово или слова «как то», «а именно», «например»:

  • И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка - напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).
  • 4. Двоеточие ставится после одной из частей бессоюзного сложного предложения, за которой последуют одно или несколько других частей. Естественно, в этом случае никаких союзов не предполагается. Смысловые связи между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении с двоеточием, могут быть следующими:

    а) Разъяснение, пояснение, раскрытие смысла первой части, например:

  • Она не ошиблась: парень и вправду оказался Петром.
  • Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).
  • Тут оказалось такое дело: суп-то он помешал, но забыл снять кастрюлю с огня.
  • б) Причина того, что произошло в первой части. Например:

  • Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
  • Недаром я не видела в тебе будущего мужа: ты всегда был скрытен и холоден.
  • 5. Если два предложения объединены в одно без помощи союзов, то двоеточие между ними ставится в том случае, если первое предложение содержит слова «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать», а в следующих предложениях раскрывается смысл этих слов (таким образом, первое предложение предупреждает, о чем будет говорится в последующих). Например:

  • И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А. Н. Толстой).
  • Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз… (Лермонтов).
  • Вот наконец вскарабкались мы на самый верх, остановились передохнуть и осмотрелись: перед нами открывались небеса.
  • Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский);
  • Я понимала: ты не пара моей дочери.
  • Но (без оттенка предупреждения):

  • Вижу, ты не так прост, как кажешься.
  • 6. Двоеточие ставится в предложениях, вводящих прямую речь, после слов автора. Например:

  • Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).
  • Кошка смотрела на меня будто хотела спросить: «И кто ты такой, чтобы мне указывать?».
  • А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).
  • Примечание. Группу предложений с прямой речью, где слова героя вводятся непосредственно, следует отличать о группы предложений с косвенной речью. В них слова героя вводятся при помощи служебных частей речи, как правило, союзов или союзных слов («какой», «что», «чем» и т.д.), и ставится не двоеточие, а запятая. Например:

  • Я думал о том, какой он все-таки отличный человек.
  • Я не знала, чем мне заняться вечером.
  • Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
  • Постановка двоеточия в предложениях правила

    Самые многочисленные случаи вариативности знаков препинания - параллельное употребление двоеточия и тире .

    1. После обобщающего слова перед перечислением однородных членов предложения часто ставится тире (вместо обычного двоеточия): Там всё иное - язык, уклад жизни, круг людей (Коч.); Всё в них выражало неприязнь - их крикливость, самоуверенность, бесцеремонность (Гран.); Возможны другие вспомогательные персонажи - хозяин мебельного магазина, перемазанный известью маляр, зеленщик из соседней лавки (Евт.); Что её больше волнует - уход мужа или то, что в глазах окружающих перестала существовать «образцовая семья»? (Газ.); И отовсюду - из каждого дома, двора, из каждой руины и переулка - бежало навстречу нам эхо (Пауст.).

    Ср. примеры, где возможен выбор между двоеточием и тире: Его ничто не берёт (: -) ни время, ни невзгоды, ни болезни; Конечно, он изменился (: -) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Трудно объяснить, чем он привлекал к себе (: -) интеллигентностью? свободными манерами? искренностью? добротой?; Но почему он так властвовал над умами и сердцами (: -) радовал и печалил, наказывал и прощал?, Мы оба художники (: -) и ты и я. [См. также § 15, п. 5 и 9.]

    2. В бессоюзном сложном предложении с изъяснительными отношениями встречается наряду с двоеточием также тире. Ср.:

    Я понял: важно, кто рисует (Гран.); Я понял - случилось горе, и молча хотел помочь (Ес.);

    Ефрему казалось: не будет конца пути (Сарт.); И казалось - вот-вот немного, и Фёдор поймёт (Тендр.);

    И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендр.).

    3. Вариативным стало употребление двоеточия и тире в эллиптических предложениях с отсутствующим глаголом восприятия (и увидел, и услышал, и почувствовал и т. п.) . Ср.:

    Прислушался: в горах было тихо (Горб.); Прислушался - вековечная лесная тишина (Сер.);

    Кузьма прислушался: кто-то погонял лошадь (Льв.); Якоб прислушался - невесёлая песня (Герм.).

    Ср. также: Вхожу (: -) всё тихо; Он всё время озирается (: -) не подкрадывается ли кто-нибудь; Рассчитал, прикинул (: -) невыгодно; Он с удивлением смотрел на пятна (: -) это откуда? [См. § 44, п. 4.]

    Ср. постановку тире (вместо ожидаемого двоеточия) в предложениях этого типа: Он искоса посмотрел на неё - она очень молода и красива (М. Г.); Она оглянулась - на неё летела Васька в солдатской гимнастёрке, с угольно-чёрными бровями от переносья до висков (Пан.); Он выглянул из комнаты - ни одного огонька в окнах (Пан.); Посмотрел на прорубь - вода дремала (Шишк.).

    Иногда в этих случаях вместо двоеточия употребляются запятая и тире как единый знак препинания: Я заглянул в гнёздышко, - там всего два птенчика (Вер.); Я обернулся, - всадник уже рядом (С об.); Поднял глаза, - стул подле стола был пустой (Сер.).

    4. Вариативны двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях с причинно-следственными отношениями. Ср.:

    Последние дни флажки на карте не двигались: положение оставалось без перемен (Сим.); А углубляться мы не могли - земля промёрзла (Гран.).

    Ср. также: Кажется, Приморью и без того есть чем подивить мир (: -) одни тигры да женьшень чего стоят; Эти слова при нём не произносите (: -) может обидеться; С таким напарником можно хоть на Марс лететь (: -) надёжный товарищ.

    5. Вариативны двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях с пояснительными отношениями: Авторов этих писем волновали разные проблемы, но объединяло одно (: -) все они ждали от газеты конкретной и действенной помощи; Всех интересовал только один вопрос (: -) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Я помню пушок на его щеках (: -) он только начал бриться; На голове её цветной платок (: -) по алому полю зелёные розы; У меня правило (: -) никакого кофепития перед сном.

    Ср. постановку тире вместо ожидаемого двоеточия: В небе выскакивают беленькие точки - рвутся шрапнели (Кат.); С берёз крупными слезами сыплются капли - идут весенние соки (Кат.).

    6. Параллельное употребление двоеточия и тире встречается при обособлении пояснительных и уточняющих членов предложения: Это означало одно (: -) нужно расстаться; Как долго продолжалось это молчание (: -) минуту, три, десять?; Потом началось главное (: -) поиски, нащупывание новых путей исследования; Кончался их разговор всегда одним и тем же (: -) ссорой; Сколько мне тогда было (: -) девятнадцать или двадцать?; Не знаю, когда уехать (: -) в среду или в четверг.

    Ср. пунктуационное оформление близких по структуре заголовков: Знакомьтесь: Балуев; Внимание - ребёнок.

    В заключение можно указать, что в «конкурентной борьбе» двоеточия с тире «победителем» нередко выходит тире. Это явление отмечается многими исследователями, которые считают, что «в целом тире - знак более свободный, заходящий и во владения двоеточия» и что «выявляется тенденция к вытеснению в ряде случаев двоеточия знаком тире» . Объяснить это можно особым статусом тире среди других знаков препинания: «В настоящее время тире очень употребительный и многофункциональный знак препинания. Он выполняет как грамматические (чисто синтаксические), так и эмоционально-экспрессивные функции; особенно широко используется он в последнем качестве в художественной литературе» .

    Наблюдения над современной периодической печатью подтверждают вывод об «агрессивности» тире: За годы, прошедшие со времени подписания Заключительного акта в Хельсинки, миллионы людей, прежде всего в Европе, лично сумели оценить всё то доброе, что дала им разрядка, - преимущества мирной спокойной жизни, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества (Газ.); Выборы позади - можно отдохнуть (Газ.).

    См.: Гришко Ф. Т. Возможное варьирование знаков препинания // Рус. яз. в школе. 1973. № 5 (оттуда заимствованы и некоторые примеры); Барулина И. Н. О некоторых закономерностях в смешении тире и двоеточия // Современная русская пунктуация. М., 1979.

    См.: Макаров В. Г. О знаках препинания в одном из типов бессоюзных сложных предложений // Рус. яз. в школе. 1977. № 1 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

    Современная русская пунктуация. М., 1979. С. 90.

    Валгина Н. С. Принципы русской пунктуации. М., 1972. С. 55.

    Иванова В. Ф. О первоначальном употреблении тире в русской печати // Современная русская пунктуация. М., 1979. С. 236.

    Двоеточие: где, когда и почему нужно ставить двоеточие

    Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

    Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

    Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

    Двоеточие в простом предложении

    Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

    Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

    В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

    Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

    При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

    В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

    Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

    Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

    Двоеточие в сложном предложении

    Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

  • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.
  • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.
  • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.
  • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.

  • Двоеточие vs тире

    Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: ) нужно расстаться.

    Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

    Правила русской орфографии и пунктуации (1956)

    Пунктуация

    § 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

    1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то, а именно ), например:

    Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.

    2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

    Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.

    § 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно , например:

    И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.

    О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.

    § 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

    а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:

    Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.

    б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:

    Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.

    § 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

    И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.

      Слышу, земля задрожала.

    § 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

    Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».

    Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

    Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
    Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
    Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?

      Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

    Двоеточие - один из старейших знаков препинания. Ему уже без малого 600 лет, а появилось двоеточие в далёком XV веке, практически сразу после самого первого пунктуационного знака - точки.

    У С.Я. Маршака есть стихотворение, которое называется «Знаки препинания» . Так вот двоеточие в этом стихотворении говорит о себе следующие слова:

    Однако, не смотря на всю важность двоеточия, по количеству правил этот знак препинания значительно уступает всем остальным. Чтобы правильно употреблять двоеточие в письменной речи, нужно запомнить всего-то четыре правила.

    Правило первое. Двоеточие и обобщающие слова

    Двоеточие ставится в тех предложениях, в которых используются обобщающие слова и однородные члены предложения. Этот знак препинания нужно ставить после обобщающих слов и перед перечислением.

    Сергей Тимофеевич Аксаков в одном из своих произведений пишет: "Охота с острогою требует трёх условий : тёмной ночи, светлой воды и совершенно ясной погоды ".

    Обобщающее словосочетание в этом предложении подчёркнуто одной чертой, а однородные члены предложения - курсивом.

    Не стоит забывать, что если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то ставим не двоеточие, а тире. Это же предложение в обратном порядке будет выглядеть следующим образом:

    Тёмная ночь, светлая вода и совершенно ясная погода - три условия , которые нужны для охоты с острогою.

    Правило второе. Двоеточие и бессоюзные сложные предложения

    Двоеточие ставится в бессоюзных сложных предложениях в нескольких случаях, а именно: если вторая часть разъясняет или раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чём идёт речь в первой части, а также предупреждает, что дело на этом не заканчивается. Чтобы запомнить это правило, нужно выучить слова, которыми можно дополнить предложение.

    1. Если предложение указывает на причину, то между двумя простыми частями гармонично впишутся союзы потому что и так как . Вспомним всем хорошо известные слова Максима Горького о книгах:

    Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

    Вместо двоеточия мы можем легко поставить и потому что , и так как . В этом предложении видно, как вторая часть раскрывает причину первой, называя нам веские причины того, почему мы должны любить книгу - источник знаний.

    2. Если вторая часть разъясняет первую, то можно поставить слова а именно или как то. Вот пример из произведения А.С. Пушкина:

    Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

    Вместо двоеточия уместно поставить слова а именно .

    3. Если в предложении одна часть предупреждает о дальнейшем изложении, то можно поставить слова и увижу что, и услышу, как. Рассмотрим пример из пьесы Николая Островского:

    Сами видите: всё вокруг в могущественном движении.

    В это предложение мы можем поставить союз что, превратив бессоюзное сложное предложение в сложноподчинённое.

    Правило третье: Двоеточие и прямая речь

    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?»

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил».

    Правило четвёртое. Двоеточие и заголовки

    Двоеточие ставится в заголовках, если они делятся на две части:

    Первая часть (именительная) называет место действия, лицо, общую проблему.

    Вторая часть конкретизирует первую часть.

    Например:

    Бажов: читатель и книголюб.

    Бюджет страны: проблемы и суждения.

    Вот и все правила, которые относятся к расстановке двоеточий в предложениях. Однако не забывайте о том, что этот знак препинания можно использовать и для выражения чувств. Например, так:) или:(.

    Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

    Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

    Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

    Двоеточие в простом предложении

    Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

    Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

    В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

    Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

    При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

    В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

    Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

    Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

    Двоеточие в сложном предложении

    Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

    • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.

    • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.

    • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.

    • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.


    Двоеточие vs тире

    Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: ) нужно расстаться.

    Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

    error: