Пол куртц уговаривал пленных. Пол Курц

Почётный профессор университета штата Нью-Йорк в Буффало, председатель Совета по светскому гуманизму, основатель журнала Free Inquiry и глава Комитета по научному расследованию сообщений о паранормальных явлениях (CSICOP - Committee for the Scientific Investigation of the Claims of Paranormal ).

Библиография

  • «Философские эссе о прагматическом натурализме» («Philosophical essays in pragmatic naturalism», 1990),
  • «В защиту светского гуманизма» («In defense of secular humanism», 1984),
  • «Запретный плод: этика гуманизма» («Forbidden fruit: the ethics of humanism», 1987; - рус. пер. - 1993),
  • «Искушение потусторонним» («The transcendental temptation: a critique of religion and the paranormal», 1986; рус. пер. - 1999),
  • «Мужество стать: ценности гуманизма» («The courage to become: the virtues of humanism», 1997; рус. пер. - 2000),
  • «Евпраксофия: жизнь без религии» («Eupraxofy: living without religion», 1989),
  • «Полнота жизни» («The fullness of life», 1974),
  • «Гуманистический манифест 2000: призыв к новому планетарному гуманизму» («Humanist Manifesto 2000: A call for a new planetary humanism», 2000; рус. пер. - см.: 11)
  • «Навстречу новому Просвещению: философия Пола Куртца» («Toward a new Enlightenment: the philosophy of Paul Kurtz», 1994),
  • «Решимость и состояние человека» («Decision and the condition of man», 1965),
  • «Новый скептицизм: исследование и надёжное знание» («The new scepticism: inquiry and reliable knowledge», 1992),

Переводы на русский язык

  • Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма - М.: Рос. гуманист. о-во, 2000.
  • Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание // Пер. с англ. и предисл. В. А. Кувакина. - М.: Наука, 2005. - 306 с. ISBN 5-02-033810-9
  • Куртц П. Искушение потусторонним - М.: Академический Проект, 1999.
  • Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма. - Изд. 2, исправленное - М.: Рос. гуманист. о-во, 2002.
Пол Куртц
англ. Paul Kurtz

Пол Куртц
Дата рождения 21 декабря (1925-12-21 )
Место рождения Ньюарк , Нью-Джерси , США
Дата смерти 20 октября (2012-10-20 ) (86 лет)
Место смерти США
Страна США США
Научная сфера философия
Место работы
  • Университет штата Нью-Йорк в Буффало
Альма-матер
  • Нью-Йоркский университет
  • Колумбийский университет
Награды и премии
Сайт paulkurtz.net
Пол Куртц на Викискладе

Почётный профессор Университета штата Нью-Йорк в Буффало, председатель Совета по светскому гуманизму , основатель журнала Free Inquiry и Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях .

Ранние годы жизни

Куртц родился в Ньюарке, штата Нью-Джерси в еврейской семье , сын Сары Лессер и Мартина Курца . Получил степень бакалавра в Нью-Йоркском университете , а также степень магистра и доктора философии в Колумбийском университете . Курц придерживался левых взглядов в молодости, но служба в армии США во время Второй мировой войны показало ему, что идеология может оказаться опасной. Он видел концентрационные лагеря Бухенвальда и Дахау после того, как они были освобождены и разочаровался в коммунизме , когда столкнулся с русскими подневольными рабочими, которые были доставлены силой в нацистскую Германию , но в конце войны отказались возвращаться в Советский Союз .

Светский гуманизм

Куртц в значительной степени повлиял на секуляризацию гуманизма . До того, как Куртц стал использовать термин светский гуманизм , он воспринимался как религия (или псевдо религия), которая не включает сверхъестественное, так как изначально, этот термин получил широкую известность через христиан-фундаменталистов в 1960-х годах. Это можно увидеть в первой версии оригинального гуманистического манифеста , который ссылается на популярную книгу «Гуманизм: Новая религия», написанную в 1930-м году Чарльзом и Кларой Поттер.

Куртц использовал публичность, созданную фундаменталистами , для того, чтобы увеличить количество членов Совета по светскому гуманизму , а также лишил движение религиозных аспектов, которыми была наделена начальная версия. Он основал Центр исследований (англ.) русск. в 1991 году. В настоящее время существует около 40 центров и обществ во всем мире, в том числе в Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме, Варшаве, Москве, Пекине, Хайдарабаде, Торонто, Дакаре, Буэнос-Айресе и в Катманду.

Критика паранормальных явлений

Ещё один аспект наследия, оставленного Куртцем, это критика паранормальных явлений . В 1976-м году, комитет по научному расследованию сообщений о паранормальных явлениях (CSICOP) начал выпуск журнала «Skeptical Inquirer». Так же, как и Мартин Гарднер , Карл Саган , Айзек Азимов , Джеймс Рэнди , Рэй Хайман и многие другие, Куртц был популяризатором научного скептицизма и критического мышления .

Что касается основателей современного скептического движения, Рей Хайман утверждает, что в 1972-м году, он, вместе с Джеймсом Рэнди и Мартином Гарднером хотели сформировать комитет под названием S.I.R (Sanity In Research). Но ни у кого из них не хватало опыта управления. Вскоре, к ним присоединился Марчелло Труцци , который предоставил структуру работы комитета. Труцци привлек к проекту Пола Куртца и в 1976-м году они сформировали CSICOP .

Куртц писал:

Постоянство проявлений паранормальных явлений, я полагаю, связано с трансцендентным искушением. В моей книге с таким же названием, я представляю тезис, что паранормальные и религиозные явления имеют аналогичные функции в человеческом опыте. Они являются выражением тенденции принимать магическое мышление . Это искушение имеет такие глубокие корни в человеческом опыте и культуре, что оно постоянно вновь заявляет о себе.

Оригинальный текст (англ.)

Explanation for the persistence of the paranormal, I submit, is due to the transcendental temptation. In my book by that name, I present the thesis that paranormal and religious phenomena have similar functions in human experience; they are expressions of a tendency to accept magical thinking. This temptation has such profound roots within human experience and culture that it constantly reasserts itself .

Евпраксофия

Куртц ввел термин - «eupraxsophy» (евпраксофия), для описания таких философий, как светский гуманизм и конфуцианство , которые не опираются на веру в трансцендентное или сверхъестественное. Евпраксофия является нерелигиозной философией или мировоззрением, которое подчеркивает, насколько важно жить яркой и нравственной жизнью, опираясь на такие рациональные методы, как логика, наблюдение и наука (а не вера, мистицизм или откровение). Само слово составлено из греческих слов «добро», «практика», «мудрость». Евпраксофии, как и религии, являются всеобъемлющими по своему мировоззрению, но отказываются от сверхъестественной компоненты религии и избегают «трансцендентного искушения», как выразился Куртц .

Примечания

  1. Юрий Чёрный. Современный гуманизм. Аналитический обзор. Часть 2. (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 26 декабря 2008.
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Почётный профессор Университета штата Нью-Йорк в Буффало, председатель Совета по светскому гуманизму , основатель журнала Free Inquiry и Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях .

Ранние годы жизни

Куртц родился в Ньюарке, Нью-Джерси, сын Сары Лессер и Мартина Курца . Получил степень бакалавра в Нью-Йоркском университете , а также степень магистра и доктора философии в Колумбийском университете . Курц придерживался левых взглядов в молодости, но служение в армии США во время Второй мировой войны показало ему, что идеология может оказаться опасной. Он видел концентрационные лагеря Бухенвальда и Дахау после того, как они были освобождены и разочаровался в коммунизме , когда столкнулся с русскими подневольными рабочими, которые были доставлены силой в нацистскую Германию , но в конце войны отказались возвращаться в Советский Союз .

Светский гуманизм

Куртц в значительной степени повлиял на секуляризацию гуманизма . До того, как Куртц стал использовать термин светский гуманизм , он воспринимался как религия (или псевдо религия), которая не включает сверхъестественное, так как изначально, этот термин получил широкую известность через христиан-фундаменталистов в 1960-х годах. Это можно увидеть в первой версии оригинального гуманистического манифеста , который ссылается на популярную книгу «Гуманизм: Новая религия», написанную в 1930-м году Чарльзом и Кларой Поттер.

Куртц использовал публичность, созданную фундаменталистами , для того, чтобы увеличить количество членов Совета по светскому гуманизму , а также лишил движение религиозных аспектов, которыми была наделена начальная версия. Он основал Центр исследований (англ.) русск. в 1991 году. В настоящее время существует около 40 центров и обществ во всем мире, в том числе в Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме, Варшаве, Москве, Пекине, Хайдарабаде, Торонто, Дакаре, Буэнос-Айресе и в Катманду.

Критика паранормальных явлений

Ещё один аспект наследия, оставленного Куртцем, это критика паранормальных явлений . В 1976-м году, комитет по научному расследованию сообщений о паранормальных явлениях (CSICOP) начал выпуск журнала «Skeptical Inquirer». Так же, как и Мартин Гарднер , Карл Саган , Айзек Азимов , Джеймс Рэнди , Рэй Хайман и многие другие, Куртц был популяризатором научного скептицизма и критического мышления .

Что касается основателей современного скептического движения, Рей Хайман утверждает, что в 1972-м году, он, вместе с Джеймсом Рэнди и Мартином Гарднером хотели сформировать комитет под названием S.I.R (Sanity In Research). Но ни у кого из них не хватало опыта управления. Вскоре, к ним присоединился Марчелло Труцци , который предоставил структуру работы комитета. Труцци привлек к проекту Пола Куртца и в 1976-м году они сформировали CSICOP .

Куртц писал:

Постоянство проявлений паранормальных явлений, я полагаю, связано с трансцендентным искушением. В моей книге с таким же названием, я представляю тезис, что паранормальные и религиозные явления имеют аналогичные функции в человеческом опыте. Они являются выражением тенденции принимать магическое мышление . Это искушение имеет такие глубокие корни в человеческом опыте и культуре, что оно постоянно вновь заявляет о себе.

Оригинальный текст (англ.)

explanation for the persistence of the paranormal, I submit, is due to the transcendental temptation. In my book by that name, I present the thesis that paranormal and religious phenomena have similar functions in human experience; they are expressions of a tendency to accept magical thinking . This temptation has such profound roots within human experience and culture that it constantly reasserts itself .

Евпраксофия

Куртц ввел термин - «eupraxsophy» (евпраксофия), для описания таких философий, как светский гуманизм и конфуцианство , которые не опираются на веру в трансцендентное или сверхъестественное. Евпраксофия является нерелигиозной философией или мировоззрением, которое подчеркивает, насколько важно жить яркой и нравственной жизнью, опираясь на такие рациональные методы, как логика, наблюдение и наука (а не вера, мистицизм или откровение). Само слово составлено из греческих слов «добро», «практика», «мудрость». Евпраксофии, как и религии, являются всеобъемлющими по своему мировоззрению, но отказываются от сверхъестественной компоненты религии и избегают «трансцендентного искушения», как выразился Куртц .

Напишите отзыв о статье "Куртц, Пол"

Примечания

Библиография

  • «Решимость и состояние человека» («Decision and the condition of man», 1965),
  • «Полнота жизни» («The fullness of life», 1974),
  • «В защиту светского гуманизма» («In defense of secular humanism», 1984),
  • «Искушение потусторонним» («The transcendental temptation: a critique of religion and the paranormal», 1986; рус. пер. - 1999),
  • «Запретный плод: этика гуманизма» («Forbidden fruit: the ethics of humanism», 1987; - рус. пер. - 1993),
  • «Евпраксофия: жизнь без религии» («Eupraxofy: living without religion», 1989),
  • «Философские эссе о прагматическом натурализме» («Philosophical essays in pragmatic naturalism», 1990),
  • «Новый скептицизм: исследование и надёжное знание» («The new scepticism: inquiry and reliable knowledge», 1992),
  • «Навстречу новому Просвещению: философия Пола Куртца» («Toward a new Enlightenment: the philosophy of Paul Kurtz», 1994),
  • «Мужество стать: ценности гуманизма» («The courage to become: the virtues of humanism», 1997; рус. пер. - 2000),
  • («Humanist Manifesto 2000: A call for a new planetary humanism», 2000; рус. пер. - см.: 11)

Переводы на русский язык

  • Куртц П. - М.: Академический проект , 1999.
  • Куртц П. - М.: Рос. гуманист. о-во, 2000.
  • Куртц П. . - Изд. 2, исправленное - М.: Рос. гуманист. о-во, 2002.
  • Куртц П. / Пер. с англ. и предисл. В. А. Кувакина . - М.: Наука , 2005. - 306 с. ISBN 5-02-033810-9

Литература

  • // Здравый смысл . - 2005. - № 2 (35) . - С. 25 .

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Куртц, Пол

Это было прощание... Монтсегюр прощался с ними, ласково провожая в другую жизнь...
А в это время внизу, у подножья горы, складывался огромный страшный костёр. Вернее, целое строение в виде деревянной площадки, на которой «красовались» толстые столбы...
Более двухсот Совершенных начали торжественно и медленно спускаться по скользкой, и очень крутой каменной тропинке. Утро стояло ветреное и холодное. Солнце глянуло из-за туч лишь на коротенькое мгновение... чтобы обласкать напоследок своих любимых детей, своих Катар, идущих на смерть... И снова ползли по небу свинцовые тучи. Оно было серым и неприветливым. И чужим. Всё вокруг было промёрзлым. Моросящий воздух напитывал влагой тонкие одежды. Пятки идущих застывали, скользя по мокрым камням... На горе Монтсегюр всё ещё красовался последний снег.

Внизу озверевший от холода маленький человек хрипло орал на крестоносцев, приказывая срубить побольше деревьев и тащить в костёр. Пламя почему-то не разгоралось, а человечку хотелось, чтобы оно полыхало до самих небес!.. Он заслужил его, он ждал этого десять долгих месяцев, и вот теперь оно свершилось! Ещё вчера он мечтал побыстрее возвратиться домой. Но злость и ненависть к проклятым катарам брала верх, и теперь ему уже хотелось только одного – видеть, как наконец-то будут полыхать последние Совершенные. Эти последние Дети Дьявола!.. И только тогда, когда от них останется лишь куча горячего пепла, он спокойно пойдёт домой. Этим маленьким человечком был сенешаль города Каркасона. Его звали Хюг де Арси (Hugues des Arcis). Он действовал от имени его величества, короля Франции, Филиппа Августа.
Катары спускались уже намного ниже. Теперь они двигались между двух угрюмых, вооружённых колон. Крестоносцы молчали, хмуро наблюдая за процессией худых, измождённых людей, лица которых почему-то сияли неземным, непонятным восторгом. Это охрану пугало. И это было, по их понятию, ненормально. Эти люди шли на смерть. И не могли улыбаться. Было что-то тревожное и непонятное в их поведении, от чего охранникам хотелось уйти отсюда побыстрей и подальше, но обязанности не разрешали – приходилось смиряться.
Пронизывающий ветер развевал тонкие, влажные одежды Совершенных, заставляя их ёжиться и, естественно, жаться ближе друг к другу, что сразу же пресекалось охраной, толкавшей их двигаться в одиночку.
Первой в этой жуткой похоронной процессии шла Эсклармонд. Её длинные волосы, на ветру развеваясь, закрывали худую фигурку шёлковым плащом... Платье на бедняжке висело, будучи невероятно широким. Но Эсклармонд шла, высоко подняв свою красивую головку и... улыбалась. Будто шла она к своему великому счастью, а не на страшную, бесчеловечную смерть. Мысли её блуждали далеко-далеко, за высокими снежными горами, где находились самые дорогие ей люди – её муж, и её маленький новорождённый сынишка... Она знала – Светозар будет наблюдать за Монтсегюром, знала – он увидит пламя, когда оно будет безжалостно пожирать её тело, и ей очень хотелось выглядеть бесстрашной и сильной... Хотелось быть его достойной... Мать шла за нею, она тоже была спокойна. Лишь от боли за любимую девочку на её глаза время от времени наворачивались горькие слёзы. Но ветер подхватывал их и тут же сушил, не давая скатиться по худым щекам.
В полном молчании двигалась скорбная колонна. Вот они уже достигли площадки, на которой бушевал огромный костёр. Он горел пока лишь в середине, видимо, ожидая, пока к столбам привяжут живую плоть, которая будет гореть весело и быстро, несмотря на пасмурную, ветреную погоду. Несмотря на людскую боль...
Эсклармонд поскользнулась на кочке, но мать подхватила её, не давая упасть. Они представляли очень скорбную пару, мать и дочь... Худые и замёрзшие, они шли прямые, гордо неся свои обнажённые головы, несмотря на холод, несмотря на усталость, несмотря на страх.. Они хотели выглядеть уверенными и сильными перед палачами. Хотели быть мужественными и не сдающимися, так как на них смотрел муж и отец...
Раймон де Перейль оставался жить. Он не шёл на костёр с остальными. Он оставался, чтобы помочь оставшимся, кто не имел никого, чтобы их защитить. Он был владельцем замка, сеньором, который честью и словом отвечал за всех этих людей. Раймонд де Перейль не имел права так просто умереть. Но для того, чтобы жить, он должен был отречься от всего, во что столько лет искренне верил. Это было страшнее костра. Это было ложью. А Катары не лгали... Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни за какую цену, сколь высокой она бы ни оказалась. Поэтому и для него жизнь кончалась сейчас, со всеми... Так как умирала его душа. А то, что останется на потом – это уже будет не он. Это будет просто живущее тело, но его сердце уйдёт с родными – с его отважной девочкой и с его любимой, верной женой...

Перед Катарами остановился тот же маленький человечек, Хюг де Арси. Нетерпеливо топчась на месте, видимо, желая поскорее закончить, он хриплым, надтреснутым голосом начал отбор...
– Как тебя зовут?
– Эсклармонд де Перейль, – последовал ответ.
– Хюг де Арси, действую от имени короля Франции. Вы обвиняетесь в ереси Катар. Вам известно, в соответствии с нашим соглашением, которое вы приняли 15 дней назад, чтобы быть свободной и сохранить жизнь, вы должны отречься от своей веры и искренне поклясться в верности вере Римской католической церкви. Вы должны сказать: «отрекаюсь от своей религии и принимаю католическую религию!».
– Я верю в свою религию и никогда не отрекусь от неё... – твёрдо прозвучал ответ.
– Бросьте её в огонь! – довольно крикнул человечек.
Ну, вот и всё. Её хрупкая и короткая жизнь подошла к своему страшному завершению. Двое человек схватили её и швырнули на деревянную вышку, на которой ждал хмурый, бесчувственный «исполнитель», державший в руках толстые верёвки. Там же горел костёр... Эсклармонд сильно ушиблась, но тут же сама себе горько улыбнулась – очень скоро у неё будет гораздо больше боли...
– Как вас зовут? – продолжался опрос Арси.
– Корба де Перейль...
Через коротенькое мгновение её бедную мать так же грубо швырнули рядом с ней.
Так, один за другим Катары проходили «отбор», и количество приговорённых всё прибавлялось... Все они могли спасти свои жизни. Нужно было «всего лишь» солгать и отречься от того, во что ты верил. Но такую цену не согласился платить ни один...
Пламя костра трескалось и шипело – влажное дерево никак не желало гореть в полную мощь. Но ветер становился всё сильнее и время от времени доносил жгучие языки огня до кого-то из осуждённых. Одежда на несчастном вспыхивала, превращая человека в горящий факел... Раздавались крики – видимо, не каждый мог вытерпеть такую боль.

Эсклармонд дрожала от холода и страха... Как бы она ни храбрилась – вид горящих друзей вызывал у неё настоящий шок... Она была окончательно измученной и несчастной. Ей очень хотелось позвать кого-то на помощь... Но она точно знала – никто не поможет и не придёт.
Перед глазами встал маленький Видомир. Она никогда не увидит, как он растёт... никогда не узнает, будет ли его жизнь счастливой. Она была матерью, всего лишь раз, на мгновение обнявшей своего ребёнка... И она уже никогда не родит Светозару других детей, потому что жизнь её заканчивалась прямо сейчас, на этом костре... рядом с другими.
Эсклармонд глубоко вздохнула, не обращая внимания на леденящий холод. Как жаль, что не было солнца!.. Она так любила греться под его ласковыми лучами!.. Но в тот день небо было хмурым, серым и тяжёлым. Оно с ними прощалось...
Кое-как сдерживая готовые политься горькие слёзы, Эсклармонд высоко подняла голову. Она ни за что не покажет, как по-настоящему ей было плохо!.. Ни за что!!! Она как-нибудь вытерпит. Ждать оставалось не так уж долго...
Мать находилась рядом. И вот-вот готова была вспыхнуть...
Отец стоял каменным изваянием, смотря на них обеих, а в его застывшем лице не было ни кровинки... Казалось, жизнь ушла от него, уносясь туда, куда очень скоро уйдут и они.
Рядом послышался истошный крик – это вспыхнула мама...
– Корба! Корба, прости меня!!! – это закричал отец.
Вдруг Эсклармонд почувствовала нежное, ласковое прикосновение... Она знала – это был Свет её Зари. Светозар... Это он протянул руку издалека, чтобы сказать последнее «прощай»... Чтобы сказать, что он – с ней, что он знает, как ей будет страшно и больно... Он просил её быть сильной...
Дикая, острая боль полоснула тело – вот оно! Пришло!!! Жгучее, ревущее пламя коснулось лица. Вспыхнули волосы... Через секунду тело вовсю полыхало... Милая, светлая девочка, почти ребёнок, приняла свою смерть молча. Какое-то время она ещё слышала, как дико кричал отец, называя её имя. Потом исчезло всё... Её чистая душа ушла в добрый и правильный мир. Не сдаваясь и не ломаясь. Точно так, как она хотела.

Название: Новый скептицизм: Исследование и надежное знание


Пер. с англ. и предисл. В.А. Кувакина
М.: Наука, 2005. - 360 с.
ISBN 5-02-033810-9

Формат: DJVU
Размер: 10,9 Мб

Качество: сканированные страницы
Язык: русский

Книга выдающегося американского ученого и общественного деятеля Пола Куртца посвящена поиску адекватного современной науке и культуре метода познания и мировоззрения. В работе предлагается оригинальная концепция исследовательского скептицизма, а также философско-практическая парадигма мудрости и достойной жизни - евпраксофия. Труд П. Куртца - это продолжение лучших традиций американской и мировой философии. Сочетая критичность и реализм с оптимизмом и решительностью суждений, автор обосновывает способы мышления и систему моральных, политических и экзистенциальных ценностей, более всего отвечающих фундаментальным началам человеческого существа.
Для философов, науковедов.

Часть 1
Скептицизм в историческом измерении
1. Три разновидности скептицизма 18
Нигилизм 20
Умеренный скептицизм.23
Безверие.24
Исследовательский скептицизм.25
2. Исторический обзор.28
Античный скептицизм 28
Софисты.29
Пирронизм.33
Скептицизм Нового времени.48
Умеренный скептицизм.56
Прагматизм 64
Скептическое исследование 71

Часть 2
Исследование и объективность
3. Преодоление эгоцентризма.73
4. Надежное знание 86
Знание как интерсубъективно подтвержденное истинное убеждение. 86
Свидетельства из первых рук 91
Косвенные доказательства.97
Дополнительные свидетельства 102
Гипотетико-дедуктивный метод 105
Аналитические истины.109
Знаю, как.110
Здравый смысл и наука 111
5. Объективность и этика убеждений.117
Объективный метод.117
Сдержанность в убеждении.125

Часть 3
Паранормальное, религия и фантазии
6. Скептицизм и паранормальное.134
Определение паранормального 134
Перевоплощение 148
Воспоминания детей 152
Возвращение к прошлым жизням с помощью гипноза 155
Дебаты о гипнозе.162
Концептуальные трудности.166
Исцеление верой.168
Библейские чудеса 170
Чудесные исцеления в Лурде 175
Современные исследования случаев исцеления.177
Эдгар Кейс: парапсихологическая диагностика болезней 185
Заключение.188
7. Религиозное неверие 190
Игтеизм.191
Атеизм.195
Апелляция к опыту 202
Дедуктивные доказательства 208
Позитивные основания атеизма 215
Агностицизм.217
Религия как образ жизни.220
Моральные доводы в пользу религии.223
Социологический довод: культурный релятивизм и этническая
лояльность 226
Эстетические доводы 228
Экзистенциально-психологические доводы: эффект плацебо.230
8. Фантазии и иллюзии 232
Психология верования.232
Предрасположенности, склонности и желания 246
Желание узнать будущее.246
Желание быть здоровым.250
Стремление к сексуальному удовлетворению.251
Стремление к вечной молодости.252
Жажда богатства.253
Жажда власти, известности и славы 255
Склонность к агрессии.256
Родственные связи и отношения.258
Этническая лояльность и расовый шовинизм.258
Столкновение со смертью 259
Можем ли мы жить без мифов? 261

Часть 4
Практические суждения
9. Скептицизм и этическое исследование 272
Этический нигилизм 273
Умеренный этический скептицизм.278
Этическое исследование 284
Оценочная база 286
Общие моральные добродетели (decencies) .286
Основные потребности человека.287
Плюрализм ценностей.290
Этический фаллибилизм.294
10. Политическое и этическое исследование.298
Три вида скептицизма в политике 298
Политические абстракции 300
Массовые движения.304
Естественный закон.306
Естественные права.308
Теология вседозволенности (Laissez-faire) 309
Марксизм.310
Постмодернистский нигилизм.316
Скептическое исследование.317
Права человека.320
11. Евпраксофия 325
Потребность в целостном знании 325
Евпраксофы.331
Убеждения 334

Приложение I
Комитет по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах.338
Приложение II
Комитет по научной экспертизе религии 345

Куртц родился в Ньюарке, Нью-Джерси, сын Сары Лессер и Мартина Курца. Получил степень бакалавра в Нью-Йоркском университете, а также степень магистра и доктора философии в Колумбийском университете. Курц придерживался левых взглядов в молодости, но служение в армии США во время Второй мировой войны показало ему, что идеология может оказаться опасной. Он видел концентрационные лагеря Бухенвальда и Дахау после того, как они были освобождены и разочаровался в коммунизме, когда столкнулся с русскими подневольными рабочими, которые были доставлены силой в нацистскую Германию, но в конце войны отказались возвращаться в Советский Союз.

Советский гуманизм

Куртц в значительной степени повлиял на секуляризацию гуманизма. До того, как Куртц стал использовать термин светский гуманизм, он воспринимался как религия (или псевдо религия), которая не включает сверхъестественное, так как изначально, этот термин получил широкую известность через христиан-фундаменталистов в 1960-х годах. Это можно увидеть в первой версии оригинального гуманистического манифеста, который ссылается на популярную книгу «Гуманизм: Новая религия», написанную в 1930-м году Чарльзом и Кларой Поттер.

Куртц использовал публичность, созданную фундаменталистами, для того, чтобы увеличить количество членов Совета по светскому гуманизму, а также лишил движение религиозных аспектов, которыми была наделена начальная версия. Он основал Центр исследований (англ.)русск. в 1991 году. В настоящее время существует около 40 центров и обществ во всем мире, в том числе в Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме, Варшаве, Москве, Пекине, Хайдарабаде, Торонто, Дакаре, Буэнос-Айресе и в Катманду.

Критика паранормальных явлений.

Ещё один аспект наследия, оставленного Куртцем, это критика паранормальных явлений. В 1976-м году, комитет по научному расследованию сообщений о паранормальных явлениях (CSICOP) начал выпуск журнала «Skeptical Inquirer». Так же, как и Мартин Гарднер, Карл Саган, Айзек Азимов, Джеймс Рэнди, Рэй Хайман и многие другие, Куртц был популяризатором научного скептицизма и критического мышления.

Что касается основателей современного скептического движения, Рей Хайман утверждает, что в 1972-м году, он, вместе с Джеймсом Рэнди и Мартином Гарднером хотели сформировать комитет под названием S.I.R (Sanity In Research). Но ни у кого из них не хватало опыта управления. Вскоре, к ним присоединился Марчелло Труцци, который предоставил структуру работы комитета. Труцци привлек к проекту Пола Куртца и в 1976-м году они сформировали CSICOP.

Евпраксофия

Лучшие дня

Куртц ввел термин - «eupraxsophy» (евпраксофия), для описания таких философий, как светский гуманизм и конфуцианство, которые не опираются на веру в трансцендентное или сверхъестественное. Евпраксофия является нерелигиозной философией или мировоззрением, которое подчеркивает, насколько важно жить яркой и нравственной жизнью, опираясь на такие рациональные методы, как логика, наблюдение и наука (а не вера, мистицизм или откровение). Само слово составлено из греческих слов «добро», «практика», «мудрость». Евпраксофии, как и религии, являются всеобъемлющими по своему мировоззрению, но отказываются от сверхъестественной компоненты религии и избегают «трансцендентного искушения», как выразился Куртц.

error: