Почему мы стремимся к одиночеству.

В наше время модно быть сильным духом человеком. Дело даже не в моде, а в необходимости. Современный образ жизни не оставляет нам другого выбора. Постоянная конкуренция на работе и в личной жизни, растущие потребности и

катастрофический недостаток свободного времени — чуть дашь слабинку, и круговорот жизненных событий выкинет тебя на берег, как ненужный груз.

В такой неблагоприятной атмосфере человек должен не только постоянно удерживать завоеванные позиции, но и самосовершенствоваться. Несоответствие запросов общества и собственных сил на удовлетворение потребностей — вот основная причина стрессов и депрессий.

Каким должен быть 21 столетия? Умным, образованным, ухоженным, законопослушным, воспитанным, самодостаточным? Да, самодостаточность — это то, что отличает духовно зрелую личность от закомплексованного индивида. Эта зрелость вызывает уважение, зависть, стремление подражать и гамму прочих противоречивых чувств. Считается, что самодостаточный человек — это нечто изолированное, замкнутое в самом себе и поддерживающее само себя собственными силами, свободное от мнения окружающих и прочих предрассудков. Но означает ли такая свобода наличие счастья? И самодостаточен ли человек, не достигший определенных высот, но довольный своим нынешним состоянием дел? В каких сферах жизни проявляется это качество?

С точки зрения психологии, самодостаточность — это способность индивидуума преодолевать свои проблемы и удовлетворять свои потребности собственными силами. Главными качествами самодостаточного зрелого человека являются отсутствие страха и полное принятие ответственности за свои поступки. Если такая личность что-то делает, то делает это в первую очередь для себя и для своих близких, мнение окружающих здесь вовсе не необходимый атрибут, похвала и уважение — это скорее приятное дополнение к тому удовлетворению, которое уже получено от удачно проделанной работы. Самодостаточность может проявляться в разных сферах жизни:

1. В хозяйственной — подразумевается самостоятельность принятия решений в бытовых вопросах.

2. В социальной — означает признание и компетентность человека в тех делах, которыми он занимается. При этом важно, чтобы индивид сам был удовлетворен собой и своей работой.

3. В психологической — значит принятие самого себя, отсутствие страха или дискомфорта перед возможным одиночеством. Человек не боится своих внутренних проблем, ему есть чем заняться наедине с собой. Однако самодостаточность — это

вовсе не отсутствие привязанности или любви к кому-либо. Это лишь отсутствие зависимости.

Что касается такой спорной категории как самодостаточность женщины, то здесь можно сказать лишь одно: излишняя показная уверенность и сила могут помочь построить карьеру, но в отношениях с представителями противоположного пола они неуместны. Несоблюдение этого простого правила зачастую ведет к проблемам в личной жизни.

Самодостаточность — это не врожденное качество, оно приобретается в процессе развития и социальной адаптации. Его можно развить целенаправленно, работая над собой. Помните, что лишь вы — творец своей жизни, несущий ответственность за все, что в ней происходит.

Новости и общество

Самодостаточность - это стремление к одиночеству или бегство от реальности?

9 августа 2013

В наше время модно быть сильным духом человеком. Дело даже не в моде, а в необходимости. Современный образ жизни не оставляет нам другого выбора. Постоянная конкуренция на работе и в личной жизни, растущие потребности и катастрофический недостаток свободного времени — чуть дашь слабинку, и круговорот жизненных событий выкинет тебя на берег, как ненужный груз.

В такой неблагоприятной атмосфере человек должен не только постоянно удерживать завоеванные позиции, но и самосовершенствоваться. Несоответствие запросов общества и собственных сил на удовлетворение потребностей — вот основная причина стрессов и депрессий.

Каким должен быть идеальный человек 21 столетия? Умным, образованным, ухоженным, законопослушным, воспитанным, самодостаточным? Да, самодостаточность — это то, что отличает духовно зрелую личность от закомплексованного индивида. Эта зрелость вызывает уважение, зависть, стремление подражать и гамму прочих противоречивых чувств. Считается, что самодостаточный человек — это нечто изолированное, замкнутое в самом себе и поддерживающее само себя собственными силами, свободное от мнения окружающих и прочих предрассудков. Но означает ли такая свобода наличие счастья? И самодостаточен ли человек, не достигший определенных высот, но довольный своим нынешним состоянием дел? В каких сферах жизни проявляется это качество?

С точки зрения психологии, самодостаточность — это способность индивидуума преодолевать свои проблемы и удовлетворять свои потребности собственными силами. Главными качествами самодостаточного зрелого человека являются отсутствие страха и полное принятие ответственности за свои поступки. Если такая личность что-то делает, то делает это в первую очередь для себя и для своих близких, мнение окружающих здесь вовсе не необходимый атрибут, похвала и уважение — это скорее приятное дополнение к тому удовлетворению, которое уже получено от удачно проделанной работы. Самодостаточность может проявляться в разных сферах жизни:

1. В хозяйственной — подразумевается самостоятельность принятия решений в бытовых вопросах.

2. В социальной — означает признание и компетентность человека в тех делах, которыми он занимается. При этом важно, чтобы индивид сам был удовлетворен собой и своей работой.

3. В психологической — значит принятие самого себя, отсутствие страха или дискомфорта перед возможным одиночеством. Человек не боится своих внутренних проблем, ему есть чем заняться наедине с собой. Однако самодостаточность — это
вовсе не отсутствие привязанности или любви к кому-либо. Это лишь отсутствие зависимости.

Что касается такой спорной категории как самодостаточность женщины, то здесь можно сказать лишь одно: излишняя показная уверенность и сила могут помочь построить карьеру, но в отношениях с представителями противоположного пола они неуместны. Несоблюдение этого простого правила зачастую ведет к проблемам в личной жизни.

Самодостаточность — это не врожденное качество, оно приобретается в процессе развития и социальной адаптации. Его можно развить целенаправленно, работая над собой. Помните, что лишь вы — творец своей жизни, несущий ответственность за все, что в ней происходит.

Как говорилось ранее, одиночество - переживание состояния отчужденности от общества. Некая социализация. Социальная дезадаптация. Однако, творческие люди часто стремятся к уединению. Общество мешает им сосредоточиться, вдохновиться, сотворить.

Самоуглубляясь в художественном переживании, художник достигает не только "ослабления" внешней реальности, но и укрепления своего воображаемого мира как не менее важной реальности; способен сделать этот мир для множества вовлеченных в него живым, развивающимся, самодостаточным.

Как и у любого человека, переживание художника -- это, прежде всего борьба против невозможности реализовать внутренние необходимости своей жизни. Вместе с тем работа художника по перестройке своего психологического мира направлена не столько на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием (как естественный результат переживаний большинства), а, скорее, на достижение соответствия между каждым новым замыслом и его художественным претворением. Художнику приходится преодолевать, таким образом, не разрыв сознания и жизни, а разрыв сознания (замысла) и его действительного воплощения.

Если обычное переживание нацелено на выработку "совладающего" поведения, достижение реалистического приспособления человека к окружению, то переживание художника озабочено проблемой выражения собственного видения и чувствования в максимальной степени полноты и совершенства. Импульсы, которые получает творческий дух его натуры, гораздо сильнее и действеннее, чем те, которые диктуют реальные необходимости жизни. Более того, "смысловое принятие бытия" у художника только тогда и может состояться, когда открывается простор осуществлению внутренних необходимостей его жизни. Таким образом, приоритетное стремление художника -- не в том, чтобы просто выжить, проникнувшись императивами внешней действительности, а в том, чтобы иметь возможность сотворить то, что ему предназначено.

На этих путях рушится увлекающая некоторых психологов и философов сентенция, гласящая, что "жизнь выше, чем ее смысл". Художник, пожалуй, мог бы сказать иначе: художественное прозрение жизни, ее одухотворение выше, чем то, что формулируется как ее смысл, оправдание языком теории. Развивая эту идею о силе проницательного творческого начала, можно утверждать, что в известном смысле любовь художника к творчеству есть нелюбовь его к "миру", невозможность оставаться в границах этого "мира". В психологической науке удачное "совладеющее" поведение описывается как повышающее адаптивные возможности личности. У художника же все наоборот: чувство обретенной в завершенном произведении искусства адаптивности усиливает стремление заглянуть за новые горизонты, расширить границы, углубиться в муки выращивания нового замысла, в конечном итоге вновь приводящего творца к выходу за пределы данного мира.

Беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что это процесс далеко не только спонтанный. В какой бы мере человек, осененный талантом, ни полагался на силы "извне", ему необходимо мастерство (овладение мастерством), умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать и себе установку на творчество. Все это требует овладения разными навыками защиты - от бесконтрольности аффектов и инстинктов, от диктата канона, шаблона, рутины и т.п. Главный защитный фактор - это способность художника осуществить интеграцию своего "я". Именно потому, что интенсивность "повышенной" жизни художника слишком велика и амплитуда его переживаний гораздо выше, чем у обычного человека, он принужден в творческом акте максимально "собирать" себя. Требуется жесткая самодисциплина, чтобы добиваться в этой концентрации синтеза, гармонии, удерживать установку на целесообразность действий. Необходимость достигать колоссальной концентрации сил в момент создания произведения, наряду с потребностью вживания в разные роли, может быть оценена как еще одно константное, повторяющееся состояние, сопровождающее жизнь художника. Способность художника добиваться собранности души в ее высшем средоточии, выходить в иррациональном порыве за пределы себя, за пределы данного мира, подчинять этому все прочие цели обсуждалась в литературе уже начиная с античности. История искусств хранит множество примеров, когда смертельно больному писателю, живописцу удавалось оттянуть время смерти до момента завершения произведения. Энергия творчества способна на время нейтрализовать не связанные с ней физические ощущения, болевые стрессы. Необходимость в колоссальной концентрации сил в момент создания произведения и сопровождающий ее последующий "откат" - этот устойчивый механизм любого творческого акта также проявляет себя в бытийной, повседневной жизни, накладывает отпечаток на человеческие характеристики художника. Пламя угасает, и состояние творческого порыва сменяет обыденность. Отсюда и безудержное стремление к одиночеству, которое принимает у художников характер пандемии.

С одной стороны, творчество есть то, что связывает художника с другими людьми, становится для него убежищем от одиночества. С другой -- "писатель может говорить свободно только наедине с самим собой... Для того, чтобы установить контакты с современниками, он должен порвать всякие контакты с ними и в этом всегда есть что-то от безумия". Чем в большей степени художник достигает уровня индивидуального самосознания, утверждая свое уникальное личное тождество, тем в большей степени он сталкивается лицом к лицу со своим одиночеством. С одной стороны, одиночество художника, когда оно выступает как условие его творчества, есть добровольное уединение. ("Только тот любит одиночество, кто не осужден его испытывать".) Такого рода наблюдения накоплены и психологической наукой: "Здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погруженности в уединение с целью их переработки, поскольку в глубинах нашего сознания происходит гораздо большая часть процесса мышления, чем на уровне линейного мышления, привязанного к внешнему миру". Индивидуально - психологические особенности одинокой личности представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

Не желаемое одиночество

Желаемое

1. При неудовлетворенности количеством оценки

А) завышенное ожидание при средних и низких способностях и качествах личности

Б) высокий уровень притязаний при средних и низких способностях и качествах

В) невысокая коммуникативность

А) заниженная ожидаемая оценка

Б) низкий уровень притязаний

В) коммуникабельность

Г) демонстративность

2. При неудовлетворенности качеством оценки

А) завышенная самооценка

Б) повышенная тревожность

В) неуверенность, мнительность, подозрительность

Г) низкий интеллектуальный уровень или морально-этический

А) заниженная самооценка

Б) высокий интеллектуальный уровень

3. При неудовлетворенности значимостью оценки

А) мягкость, отсутствие собственных мнений и убеждений

А) твердость, упрямство, самонадеянность

В случае художника можно говорить о "позитивном типе одиночества", переживаемом как необходимое условие раскрытия новых форм творческой свободы, генерирования нового опыта, новых экспериментов. В противовес этому негативный тип одиночества связан, как правило, с переживанием отчуждения от своего "я", состоянием "печальной пассивности", летаргического самосострадания и т.п. Многие художники, называющие себя одинокими, не были изолированы от остальных в объективном смысле. Многие состояли в браке, жили с друзьями и семьей. Сильной детерминантой одиночества здесь была неудовлетворенность наличием имеющихся друзей и взаимосвязей и связанное с ней чувство депрессии.

Таким образом, по теоретической части, мы делаем, следующие выводы:

1) Одиночество - совокупность и взаимодействие различных эмоций и чувств, образующих механизм переживания одиночества. Одиночество - показывает разрыв связей внутреннего и внешнего мира личности;

2) Одиночество является показателем разрыва связи внутреннего мира человека с социумом;

3) Одиночество не следует рассматривать как отдельную эмоцию или чувство. Очевидно, что это совокупность эмоций и чувств таких как отчаяние, страх, отчужденность, печаль, тревога и т.д., причем состав и количество подобных "составляющих" может меняться. Поэтому "одиночество" скорее относится к понятию переживание данных эмоций и чувств (т.е. переживание одиночества);

4) Изолированность от общества, хотя и может спровоцировать переживание одиночества, не является обязательным условием его возникновения;

5) Провоцирующие проявления одиночества - психосоциальные основные источники: старшие (мать, отец, семья, ближайшее окружение, учителя); сверстники (классный коллектив, группа, друг, любимый человек); общество, государство.

Что такое одиночество? На этот вопрос у каждого свой ответ. Для одних это состояние наступает после ночи, проведенной в пустом доме. Другие могут жить в уединении месяцами (например, на полярных станциях). Но большинство из нас все же не любит долго быть в отрыве от людей.

У длительной изоляции есть много неприятных и даже опасных спутников - от тяжелой депрессии до когнитивного расстройства с непоправимыми последствиями для здоровья. Психолог Джулианна Холт-Люстадт обнаружила, что у людей, которые испытывали социальную изоляцию постоянно, на 30% был повышен риск смерти. Если одиночество так губительно, зачем кому-то стремиться к нему?

Между тем о плодотворности времени, проведенного наедине с собой, говорили многие поэты, художники и философы. Генри Торо в знаменитом романе «Уолден, или Жизнь в лесу» воспевал уединение. «Я нахожу полезным проводить большую часть времени в одиночестве. Общество, даже самое лучшее, скоро утомляет и отвлекает от серьезных дум», - писал он. Торо описывал собственный опыт: он прожил два года в уединенной хижине, обеспечивая себя всем необходимым. Правда, раз в неделю он выезжал в город, чтобы пообедать с друзьями.

Люди склонны к креативному мышлению, когда чувствуют себя отверженными

Связь между одиночеством и творчеством сложно отрицать. «Жизнь писателя, когда он на высоте, протекает в одиночестве, - говорил Эрнест Хемингуэй в своей нобелевской речи. - Избавляясь от одиночества, он вырастает как общественная фигура, и нередко это идет во вред его творчеству». Об озарениях, которые приходят в периоды уединения, сообщали Моцарт, Гайдн, Гете, Пикассо, Тесла, Эйнштейн и многие другие.

Хотя одиночество может обернуться мучительным самокопанием, сомнениями и страхами, оно может помочь нам лучше понимать мир. В эксперименте психиатров Джона и Стефани Касиоппо участники, заявившие о своей склонности к одиночеству, быстрее других реагировали на стимулы, связанные с угрозой (речь идет о реакциях мозга, которые регистрировал томограф). Джон Касиоппо предположил, что такие люди более отзывчивы и проницательны, поскольку могут тонко улавливать изменения в окружающей обстановке и поведении других.

Есть и другое возможное объяснение. Шэрон Ким, организационный психолог из Университета Джона Хопкинса, обнаружила, что люди склонны к креативному мышлению, когда чувствуют себя отверженными. Самое интересное в том, что никакого отвержения на самом деле может и не быть. Просто атмосфера отчужденности каким-то образом помогает нам видеть то, мимо чего проходят другие.

С эволюционной точки зрения одиночество - это важный механизм выживания, считает специалист по психологии развития Памела Куолтер. Оно побуждает нас искать общества других подобных нам, чтобы не остаться без пищи и защиты. Без чувства одиночества мы не познаем радости общения и совместной жизни. «Неслучайно среди тех, кто не способен на это переживание, много психопатов», - объясняет Джон Касиоппо.

Стремление к одиночеству может принимать разные формы. Скитания по съемным квартирам, отказ от долговременных отношений, переезд в другую страну - эти действия могут казаться беспорядочными и вредными, но они связаны с самосохранением. В современном мире наше «Я» рискует раствориться в огромном количестве социальных ролей, статусов и ситуаций, в которых нам приходится вести себя определенным образом. В результате возникает отчужденность: мы забываем, кто мы такие, чего хотим и ради чего живем.

Тяга к одиночеству - защитный механизм, который предохраняет нашу личность от распада, от вымывания под напором бесконечного потока «других». Потеря себя, возможности слышать свой голос и различать его в нестройном хоре чужих голосов в конечном счете пугает не меньше, чем одиночество со всей его болью и недостатками.

Можно сказать, что в нашем отношении к одиночеству кроется парадокс. Мы считаем его благом, но только тогда, когда сами ищем его. Оно необходимо нам, как холодный душ, который смывает с нас пыль и прикосновения других людей, очищая поры и обостряя чувства.

Поколение молодых более инфантильно, им нравится оставаться в детской до зрелого возраста. Какова бы ни была причина, стремление к одиночеству - это не просто одна из особенностей современного мира, это болезнь, считает ученый Сандомирский. Однако есть... Эрик Кляйненберг утверждает, что в настоящее время происходит переход от парного существования в рамках семьи к стремлению человека жить в одиночестве . Эти перемены не только неизбежны, но более того - они свидетельствуют о новом витке развития...

https://www.сайт/journal/139506

С сердцем, а может из-за того, что все таки каждый человек индивидуален, и природой дано ему быть одиноким. Одиночество испытывают в разных возрастных категориях: от юных лет и аж до конца своих дней. Всё зависит от состояния души, от накопленных... либо искать альтернативу в сложившейся ситуации. Иногда у людей возникает страх перед тем, что они не в состоянии в одиночестве преодолеть что-либо. Они нуждаются в помощи, в подсказке, в покровительстве, как дети, которые не имеют опыта и...

https://www..html

Очевидно, что названные дисциплины упустили из виду эту существенную структуру человеческого сознания, сознания, сформированного глубоким и изначальным одиночеством . * Но Фрида Фромм-Рейхман, конечно же, не виновата, когда она отрицает то, что называет «дезинтегрирующим одиночеством ». «Стремление к взаимной близости,- отмечает Ф. Фромм-Рейхман,- сохраняется у каждого человека с детства и на протяжении всей жизни; и нет ни одного...

https://www.сайт/psychology/15860

... стремление человека уйти от одиночества . По природе своей человек не должен быть одинок. Но в семье моряка, в силу его профессиональной деятельности, вероятность одиночества возрастает. И особенно остро это ощущает женщина. Однако одиночество ... были счастливы и хороши собой, не стыдитесь порой быть отъявленной эгоисткой: воспользуйтесь своим временным одиночеством и совершите увлекательное путешествие к самой себе. Позитивному и рациональному использованию времени наедине с собой...

https://www.сайт/psychology/11092

Времени. И именно поэтому люди так часто испытывают разочарование, когда входят в отношения, ведомые желанием уйти от внутреннего одиночества , натыкаясь на холодное или неуважительное отношение к себе со стороны партнера. Он, партнер, просто отражает то, что... минимальное, по мере возможности. Что будет дальше, ощутите сами, если последуете этой рекомендации. Итог Одиночество – это состояние, переживаемое внутри себя, часто ощущаемое как пустота, но по факту являющееся скорее разрывом...

error: