План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: открытое занятие по развитию речи "По сказкам Чуковского". План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект НОД «По страницам сказок Корнея Чуковского

Евстолия Петрова
«Путешествие по сказкам Чуковского». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Развитие Речи

Занятие по теме :

«Путешествие по сказкам К . Чуковского »

Старшая - подготовительная группа

Воспитатель : Петрова Е. А.

Вид : Развитие речи

Тип : Повторно-обобщающее.

Цель : Обогащение словарного запаса детей.

Программное содержание :

1) Учить детей давать развернутые ответы , использовать в ответах на вопросы оригинальный текст автора. Развивать словотворчество и творческие способности детей. Расширять словарный запас детей. Работать над лексическим значением слова.

2) Формировать культуру цитирования. Развивать умение обобщать информацию, выделять в тексте смысловые части.

3) Воспитывать читательский интерес и любовь к произведениям К. Чуковского .

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, вы любите сказки ? А что такое сказки ?

Дети : Сказки – это волшебные истории, в которых есть необыкновенные герои, волшебные предметы и волшебные превращения.

Вос-ль : Показывает книгу Чуковского . – Ребята, вы знаете, кто написал эти замечательные сказки ?

Дети : К. Чуковский .

Вос-ль : А вы любите эти сказки ? Давайте вспомним их названия.

Дети : (Называют) .

Вос-ль : (Из книги выпадает приглашение) . – Ой, ребята, а вам приглашение в волшебную страну Чукондию , где живут сказки К . И. Чуковского . Попасть туда нам помогут ваши знания сказок Чуковского . Давайте вспомним то, на чем ехали звери в сказке «Тараканище» .

Дети :

«Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ним раки на хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле,

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле».

Вос-ль : Как можно назвать все, на чем передвигались звери, одним словом? (транспорт) . Я думаю, что нам с вами больше всего подходит шарик, ведь волшебная страна очень далеко. (дети берутся за веревочку, привязанную к шару, выходят в группу )

Вос-ль :

«Что за чудо, чудо, чудо расчудесное!

Не цветочки на нем,

Не листочки на нем,

А чулки и башмаки,

Словно яблоки!»

Дети : Это чудо-дерево.

Вос-ль : Правильно.

«Лапти созрели,

Валенки поспели,

Что вы зеваете,

Их не обрываете!»

Давайте все вместе собирать урожай.

Дети : Срывают и говорят название (сапоги зимние, туфли детские и т. п.)

Вос-ль : Давайте оставим обувь под Чудо-деревом, может быть она кому-нибудь пригодится.

Посмотрите, у нас на пути паутина. В ней запутались не мошки да букашки, а буквы. Ой, посмотрите, все сказки из книжки пропали , наверное, это злой паук их утащил, давайте, скорее, поможем им. Вспомните названия сказок и с какой буквы они начинаются.

Вос-ль : Ребята, а в нашей книжке какой-то конверт, а в нем задание : придумать и загадать загадку про героя сказки .

Дети : выполняют задание.

Вос-ль : Посмотрите, море синее горит! Эй, пожарные, бегите, помогите, помогите! Что же делать, как нам быть, как нам море потушить? Давайте скорее вспомним, в какой сказке загорелось море ?

Дети : «Путаница» .

Вос-ль : А звери пытались потушить море?

Дети :

«Долго-долго крокодил море синее тушил –

Пирогами и блинами, и сушеными грибами.

Прибегали два курчонка – поливали из бочонка,

Приплывали два ерша – поливали из ковша…»

Вос-ль : А море погасло? Кто же нам поможет потушить море?

Дети : Бабочка.

Вос-ль : Что-то бабочка не летит. Но зато у меня есть волшебный порошок, который мне поможет вас превратить в бабочек. Раз, два, три – бабочка, лети! (музыкально - ритмическая композиция)

Вос-ль : Корней Иванович Чуковский очень любил детей и слушать, что они говорят, но он и сам был большой выдумщик. Он даже имя себе придумал, ведь настоящее его имя Алексей Корнейчуков .

Давайте вспомним, какие необычные имена героев, названия или просто слова встречаются в сказках Чуковского .

Мой-до-дыр-

Барма-лей-

Ай-болит-

Муха-Цокотуха-

Вос-ль : Молодцы, вижу, что вы хорошо знаете героев сказок Чуковского . Вы готовы ещё помочь волшебной стране, тогда помогите вернуть правильные названия сказкам , а то эта вредная путаница их все перепутала.

1. Арболит (Айболит)

2. Гадость (Радость)

3. Крашеное солнце (Краденое солнце)

4. Кармалей (Бармалей)

5. Федорино море (Федорино горе)

6. Худо-дерево (Чудо-дерево)

7. Пуганица (Путаница)

Вот она нам и попалась уходи в свою сказку . Вы просто молодцы! Навели порядок в волшебной стране, и за это вам сюрприз, который лежит в этой шкатулке. А кто его приготовил, вы отгадаете, если из своих приглашений, которые вы получили, составите ее портрет. (дети выполняют задание)

Кто же у вас получился?

Дети : Муха-Цокотуха.

Вос-ль : Правильно, а что нашла муха в сказке ? (денежку) . Да, и сегодня она вам хочет подарить шоколадные монетки, пусть они вам тоже принесут удачу.

А нам пора возвращаться в д/с, но не грустите, ведь мы всегда можем сюда вернуться, стоит только открыть книжку.

(по произведениям К.И. Чуковского)

Задачи :

I. Обучающие:

  • Закрепить в памяти детей произведения К.И.Чуковского;
  • Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок Чуковского, узнавать их;
  • Учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в предложениях;

II. Развивающие:

  • Развивать память, сообразительность, находчивость и быстроту реакции;

III. Воспитывающие:

Предварительная работа : организовать в группе (книжном уголке) выставку произведений К.И.Чуковского, подобрать художественные иллюстрации к этим произведениям, просмотр фильма: «Откуда пришла книга».

Педагог встречает детей в книжном уголке.

Педагог (загадывает детям загадку про книгу):

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Дети (отгадывают загадку).

Педагог: Правильно, дети, это книга. Мы часто говорим: «Книги - наши друзья».

Почему книгу считают другом? (отвёты детёй)

Педагог: Кроме загадок, есть пословицы и поговорки о книгах. Какие может быть

вспомните и вы? (Дети перечисляют).

1. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

2. Книги для ума, что теплый дождик для всходов.

3. Кто много читает, тот много знает/

4. Книга подобна воде - дорогу пробьет везде.

Педагог рассматривает с детьми книги, которые живут в книжном уголке.

Педагог: Посмотрите, ребята, сколько у нас здесь разных книге известными рассказами, стихами, загадками и с нашими любимыми сказками.

Педагог: Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир- рассказывают о земле, космосе, жизни в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных, птиц. Не зря говорит пословица: «Книга- источник знаний!».

Педагог: Дети, а вы помните, какой фильм про книгу мы смотрели недавно.

(Дети называют фильм: «Откуда пришла книга!»).

Вот какой нелегкий путь совершает книга и поэтому обращаться с книгами нужно
бережно.

(дети перечисляют известные им правила обращения с книгами):

1. Не рвать, не мять.

2. Не есть за столом.

4. Ничего не ставить на книги/

5. Вовремя их «лечить»

Педагог: Вспомните, пожалуйста, кто пишет все книги.

Дети называют.

Педагог: Правильно, это писатель.

Педагог вместе с детьми рассматривает писателя.

Педагог: В нашем книжном уголке есть портрет писателя, которому бы исполнилось в этом году 130 лет. Этот писатель написал много сказок, а также стихов. И зовут его

Корней Иванович Чуковский.

Педагог: Ребята, вспомните, пожалуйста, какие вы знаете произведения К.И.Чуковского (читали дома или в детском саду).

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга - лучший спутник мои и друг.

Дети перечисляют известные им произведения К7И.Чуковского.

Педагог проводит с детьми игру: «Угадай-ка».

Педагог: Как хорошо вы знаете и помните произведения Чуковского. И сейчас вы должны угадать из какого произведения Чуковского данные строчки:

1. Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

(Краденое солнце).

2.. .... А лисички взяли спички,

К морю синему пошли

Море синее зажгли.

(Путаница).

3. ...Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Звери задрожали, в обморок упали.

(Тараканище).

4. ...Таня, Ваня задрожали -

Бармалея увидали.

Он по Африке идет,

На всю Африку поет.

(Бармалей).

Педагог: Молодцы, ребята, справились с этим заданием.

Педагог проводит игру: «Чьи это слова?»

Педагог: А теперь, вы должны отгадать кому принадлежат слова:

1. «Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил»

(Сороки - белобоки из Краденого солнца)

2. «Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу».

(Муха-Цокотуха).

3. «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!»

(Мойдодыр).

4. «Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

(кит из Путаницы)

5. «Ой, вы, бедные сиротки

Утюги и сковородки».

(Федора)

6. «Погодите, не спешитё?

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую»

(Тараканище)

7. «И мне не надо ни Мармелада, ни шоколада,
А только маленьких детей»

(Бармалей) - чую»

Педагог проводит игру: «Да - нет »ище)

Педагог: Хорошо вы справились сзаданием.

Я утверждаю, что все эти сказки написал К.И. Чуковский. Так ли это?

Айболит............ (высказывания детей)

Винни-Пух................ (противоречие)

Колобок................ (это русская народная сказка).

Дети отвечают.

Педагог проводит игру: «Назовите имя? »

Педагог : А сейчас я начну, а вы продолжите:

Доктор................... (Айболит)

Акула............................. (Каракула)

Разбойник, злодей, ужасный.......................... (Бармалей)

Великий умывальник........................... (Мойдодыр)

Муха......................... ..(Цокотуха)

Бабушка................. .(Федора)

Имена детишек Крокодила.,,(Тотоша и Кокоша).

Педагог проводит игру: «Собери героев в одну сказку».

Педагог: Посмотрите - ка, беда, герои сказок потерялись и не могут найти свою сказку. Поможем им найти друг друга? (ответы детей)

Дети получают карточки с изображением героев сказок Чуковского. Педагог дает им время, для того, чтобы дети объединились в одну сказку (правильно нашли героев и назвали книжку)

Звучит музыка . Дети выполняют задание.

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пройдем от страницы к странице

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

1. «Муха-Цокотуха» (паук- злодей, жучок, паучок)

2. «Айболит» (медведь, лиса, заяц, корова)

3. «Телефон» (цапля, медведь, мартышка)

4. «Мойдодыр» (грязнуля, умывальник, мойдодыр)

5. «Федорино горе» (курица, бабушка, самовар )

Педагог : Сегодня мы с вами вспомнили сказки Чуковского. А теперь посмотрите на иллюстрации к каждой сказке и скажите, как вы думаете, кто их нарисовал? Ответы детей.

Педагог: Правильно, все иллюстрации в книгах рисует художник. Самое интересное занятие - делать картинки к детским книжкам.

Педагог : Мы сейчас станем на какое-то время художниками - иллюстраторами и нарисуем свое любимое произведение К.И.Чуковского.

Звучит музыка, дети рисуют рисунки, которые педагог оформляет общей выставкой на тему «Сказки дедушки Ко рнея».

Конспект занятия

"По сказкам Чуковского"

Подготовил воспитатель:

Абгарян Е.Н.

Волгодонск 2014г.

    Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.

    Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.

    Побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.

МАТЕРИАЛ: портрет К. И. Чуковского, иллюстрации к произведениям, “Королева книга” со страницами, разрезная картинка из четырех частей к сказке “Федорино горе” (бабушка Федора), запись сказки «Путаница» читает Чуковкий.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение сказок К. И. Чуковского “Мойдодыр”, “Доктор Айболит”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе”.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель. Ребята, вы верите в чудеса?

Воспитатель. У нас в группе сегодня утром произошло настоящее чудо!

– Вы хотите увидеть?

Воспитатель. Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте (дети закрывают глаза, педагог достает книгу-Королеву).

– А теперь открывайте глаза и смотрите. Увидели чудо? Видите, это королева Книга, какая она красивая? Она, вам нравится? (Да). Давайте откроем и заглянем на первую страницу. Что же на первой странице? Здесь, ребятки, правила обращения с книгой.

    Книги брать чистыми руками.

    Книги нельзя рвать.

    Книги нельзя мять.

    Нельзя рисовать на книгах.

    Нельзя загибать углы.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Умеете правильно обращаться с книгой.

– Но Королева книг нам подсказывает еще одно золотое правило, которое надо запомнить: “Книги любят тишину”, поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными, если хотите что-то сказать или ответить, надо руку поднимать. Все, запомнили это правило? (Да).

– Как мы должны вести себя?

Дети: тихо.

Воспитатель. Вот теперь мы можем заглянуть на следующую страницу, что же там?

– Кто это, ребята? (Корней Иванович Чуковский).

– Сегодня Королева книг приглашает нас в гости к вашему самому любимому писателю, которого любят и взрослые, и дети, к Корнею Ивановичу Чуковскому.

– В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей!

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят,

Кто умеет слушать сказки

Воспитатель. Сегодня с Королевой книгой, мы вспомним сказки К. И. Чуковского.

– Ребята, а вы помните, как К. И. Чуковский начал писать сказки? (Нет).

– Тогда я вам напомню.

– Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас.

У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело.

Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал.

Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.

После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые.

– А вы, любите сказки?

Воспитатель. Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете?

Дети. “Телефон”, “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе”.

Воспитатель. Молодцы, много знаете сказок.

– Давайте, посмотрим, что же на следующей странице Королевы книги (переворачивает страницу, на ней отрывок из “Мойдодыра”).

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка – в печку!

Я за книжку,

Та – бежать

И в припрыжку

Под кровать!”

– Ребята, вы узнали, о какой сказке идет речь?

Дети.“Мойдодыр”.

– Про кого, эта сказка? (Ответы детей.)

– Корней Иванович Чуковский очень не любил детей, которые не моют руки, не умываются. Про таких грязнуль он и написал сказку, которая называется “Мойдодыр”

– Наши дети тоже приготовили вам сюрприз. Они выучили стихи их этой сказки, и сейчас они вам их почитают. Давайте послушаем наших ребят.

I ребенок.

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

“Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

II ребенок.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки.

III ребенок.

Я – Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат,

И тебе головомойку,

Неумытому, дадут –

Прямо в Мойку,

Прямо в Мойку

С головою окунут!”

IV ребенок.

Тут Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок командир,

Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

V ребенок.

“Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!”

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Воспитатель. Спасибо, ребята, присаживайтесь на стулья. Я очень рада, что вы любите сказки К. И. Чуковского.

– Здесь загадки, ребята

Воспитатель.Молодцы, ребята. Вы, справились с заданием. Дети. Это бабушка Федора из сказки “Федорино горе”.

Воспитатель.Чему учит нас эта сказка?

Дети. Быть аккуратными, чистоплотными, беречь посуду, мыть ее, прибираться дома.

Воспитатель. Давайте заглянем на следующую страницу Королевы книги и посмотрим, что же еще она нам приготовила.

– А здесь игра “Доскажи словечко”. Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.

Добрый доктор ……….(Айболит)!

Он под деревом ………..(сидит)

Приходи к нему лечиться

И корова, и ……………..(волчица).

И жучок, и ………………(червячок),

И медведица

Всех излечит, исцелит

Добрый…………………(доктор Айболит)!

Воспитатель. Вам понравилось играть? Из какой сказки эти строчки?

Дети. Да! Из сказки “Доктор Айболит”

ФИЗМИНУТКА

Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?

Воспитатель. Давайте встанем в круг и покажем, доктору Айболиту, что мы здоровы, лечить нас не надо.

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Как орлы летим, парим,

Во все стороны глядим,

Где же Африка – страна?

Может, помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем,

Как веселый, звонкий мячик.

Скок-поскок, скок-поскок,

Не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам

По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали,

Сами сильными стали.

– Вот какие мы сильные и здоровые. Садитесь, ребятки.

– Что же на следующей странице Королевы книги?

– Кто это, ребята? (Муха-Цокотуха).

– Вы хотите ее оживить? (Да).

Я вас превращу сейчас в волшебников. Закрывайте глаза и не подглядывайте. Загадывайте желание и произносите про себя, чтобы Муха ожила (звучит музыка и ребенка превращаем в Муху-Цокотуху, одеваем крылья и усы. С окончанием музыки дети открывают глаза).

– Ребята, наша картинка ожила.

Муха-Цокотуха. Я по полю утром шла?

Муха-Цокотуха. На полянке я копеечку нашла.

Дети. Побежала на базар и купила самовар.

Муха-Цокотуха.

Я – Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Я сегодня жду гостинца,

Я сегодня – именинница.

Я ходила на базар,

Я купила самовар.

Угощу друзей чайком,

Пусть приходят вечерком.

Я – Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

У меня для гостей

Много вкусных сластей!

Воспитатель. Спасибо Муха-Цокотуха, присаживайся к ребятам.

– Ребята, скажите, эта героиня из какой сказки к нам пришла?

Дети. Из сказки “Муха-Цокотуха”.

Воспитатель. Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал К. И. Давайте, еще раз назовем их (перечисляют).

– Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?

Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.

Воспитатель. Чему нас учат сказки?

Дети. Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.

Воспитатель. Спасибо К. И. Чуковскому за замечательные сказки. И в заключении нашего занятия давайте послушаем как сам К.И.Чуковский читает свои сказки. Мы свами послушаем сказку «Путаница»

Занятие веселое,дети прожили его на одном дыхании.

МБДОУ детский сад №10

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Ознакомление с художественной литературой.

«Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Составила:

Воспитатель

Коваленко Валентина Анатольевна

Ход занятия:

Цель: закрепить и расширить представление детей о детском писателе К.И. Чуковском и его творчестве.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей эмоционально и активно воспринимать произведения К.И. Чуковского.

Закрепить у детей умение правильно и внятно произносить слова и словосочетания.

Учить детей понимать скрытый смысл произведений К.И. Чуковского.

Формировать у детей умение подбирать слова на заданную тему.

Развивать у детей интерес к выразительному чтению наизусть отрывков из произведений К.И. Чуковского.

Развивающие:

Расширить и активировать словарный запас детей.

Развивать умение отвечать на вопросы полными развернутыми предложениями.

Продолжать работу по правильному согласованию слов в предложении.

Развивать просодическую сторону речи (интонация и высота голоса).

Развивать звуковое и зрительное восприятие.

Развивать координацию движений с речью, мелкую моторику пальцев/рук.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе.

Словарная работа:

Фото галерея, сказочник, творчество.

Предварительная работа.

Чтение сказок К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность: рисование на тему: «Мой любимый персонаж». Раскрашивание раскрасок с героями любимых сказок. Лепка на тему: «Посуда бабушки Федоры», «Мойдодыр и его друзья». Изготовление детьми с родителями «Книжек-малышек», С.Р.И. «Больница Айболита».

Материал:

рамки под фото (по количеству произведений);

кукла Путаничка

ТСО (магнитофон);

портрет К.И. Чуковского;

предметы к игре - телефон, шоколад, перчатки, мыло, фонендоскоп, колпак врача, блюдце,

воздушный шар,монета.

иллюстрации к произведениям «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр», «Телефон»;

страницы раскраски по количеству детей;

магниты на доску.

  1. I. Организационный момент:

Дети входят в группу:

  1. II . Воспитатель (далее В) читают стихотворение:

Давайте любимые книжки откроем,

И снова пойдем от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем.

Опять повстречаться, сильней подружиться

В.- Дети, я вас сегодня приглашаю отправиться в путешествие по сказкам. А вот куда будет наше путешествие, догадайтесь сами.

Звонит телефон.

В. - У меня зазвонил телефон. «Кто говорит?»

В. - Откуда?

Д. - От верблюда.

В. - Что вам надо?

Д. - Шоколада.

В. - Из какого произведения этот отрывок?

Д. - ответы.

В. - А кто написал это произведение?

Д. - ответы.

В,_ Для кого писал свои произведения К.И.Чуковский?

Д. - ответы.

В. - Значит, как можно сказать про него?

Д. - Детский писатель

В. - К. И. Чуковский - любимый детский писатель, сказочник. Его книги очень любят дети и с удовольствием читают взрослые. Корней Иванович очень любил детей, всегда с большим интересом общался с ними, много наблюдал за ними, и ему очень хотелось, что бы дети росли добрыми, отзывчивыми, аккуратными, бережно относились ко всему, что нас окружает, были честными, трудолюбивыми.

В. - А вы догадались, куда мы отправимся в путешествие?

Д. _ ответы

В.- А на каком транспорте мы могли с вами отправиться в путешествие? Чтоб нам было удобно и все мы поместились?

Д.- ответы. (На поезде)

В:- Давайте все вместе поедим на поезде да еще и с песней. Присаживайтесь по удобнее и поехали.

Д:- (дети строятся друг за другом и исполняют знакомую песню «Паровоз новенький блестящий».)

Дети проходят и присаживаются на стулья.

В.- Первая наша станция «Сказочная»

В. - Я вам предлагаю поиграть в игру «Герои сказок» .

В. - Посмотрите, я сейчас уберу занавеску с доски, а там Корней Иванович в окружении своих любимых героев.

В.- (убирает занавеску, а там пустые рамки.)- Что случилось? Куда же все исчезли?

(слышится хихиканье) - Не чего не понимаю?

В. - Кто это так хихикает? (появляется кукла Путаничка)

К.- А это я всё вам перепутала! Ха-ха-ха, хи-хи-хи.

В. - А кто ты такая? Мы с тобой не знакомы,

К. - Я кукла Путаничка. Не желаю,что бы вы путешествовали.

В. - Кукла Путаника,а мы можем и тебя взять в путешествие с нами. Только помоги нам вернуть на место картины из любимых наших произведений К.И.Чуковского.

К. - А, вот и они. Только вам нужно будет отгадать мои загадки.Я буду читать отрывок из сказки, а вы отвечайте и находите картинку.

В. - (читает отрывок),

Д. - (отгадывают и берут соответствующего героя и вставляет в фото на доске.)

Отрывки из сказок:

  1. 1 . Муха по полю пошла,
    Муха денежку нашла.
    Пошла Муха на базар
    И купила самовар… «Муха-цокотуха»

    2 . А за ними кот
    Задом наперед.
    А за ним комарики
    На воздушном шарике.
    А за ними раки
    На хромой собаке. «Тараканище»

    3 . Одеяло
    Убежало.
    Улетела простыня,
    И подушка,
    Как лягушка,
    Ускакала от меня. «Мойдодыр»

4. Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы. «Федорино горе»

5 . Прибежали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат - не потушат,

Заливают, не зальют.

(Путаница) .

  1. Приходи к нему лечится

И ворона, и волчица.

(Айболит)
(В группе мигает свет)

В. _ Что случилось? Почему мигает свет?
7 . Горе, .горе, крокодил

Солнце в небе проглотил.

Наступила темнота-

Не ходи за ворота…

(Краденое солнце) .

  1. 8 . А, потом позвонили мартышки:

«Пришлите, пожалуйста, книжки».

(Телефон)

В. - А кто сочинил все эти сказки?

Д. - ответы.

В, - Посмотрите на герое. Как вы думаете, что получилось у нас?

Д. - ответы.

В. - А получилась фотогалерея (выставка фотографий). Повторим четко по одному, вместе, тихо-громко.

В. - Молодцы, вот здесь навели порядок. Занимайте места в нашем веселом паровозике и отправимся дальше.

Следующая сказочная станция называется «Угадай-ка»

К. - А я хочу вас пригласить поиграть еще в одну игру «Из какой сказки предмет»

В. - В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Дети подходят к столам, под скатертью в корзине лежат разные предметы из сказок К.И. Чуковского.

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

К. - Справились с заданием.

Я буду Доктором Айболитом! (одевает на голову шапочку доктора)

В.- Да посмотри на нас какие мы, сильные и здоровые, нас не надо лечить.(дети делают физ.минутку)

ФИЗМИНУТКА

Нас не надо вам лечить(шагают на месте)
Добрый доктор Айболит!
Будем бегать и шагать, будем силы набирать.
Не болят у нас животики(поглаживают животики),
Как у бедных бегемотиков,
К солнцу руки мы потянем (руки тянут вверх),
А потом к траве присядем.(приседают)
Как орлы летим, парим,(машут руками)
Во все стороны глядим.
Где же Африка-страна?(глядят из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем (поскоки на месте),
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам (шаг на месте)
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали.(показывают, какие сильные)

К. - Вижу какие вы молодцы.Такие здоровые и крепкие отправляемся дальше

В. - наше путешествие продолжается и на следующей сказочной станции кукла Путаничка нам приготовила ещё 1 одно задание называется «Кто есть кто?»

К. - Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор )
Бармалей - (разбойник )
Федора - (бабушка )
Каракула - (акула )
Мойдодыр - (умывальник )
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики )
Цокотуха - (муха )
Рыжий, усатый великан - (таракан )

В. - Молодцы вы справились! Скажи Путаничка у тебя есть еще задания? Согласись ребята справились со всеми твоими заданиями и заслужили награды.

К. - Да вы просто умницы и умники. Хорошо вы знаете сказки и стихи К.И.Чуковского этого замечательного автора. Мы вспомнили наши любимые сказки, которые вы читали в группе с воспитателями и дома с родителями.

В. - А почему вам его сказки нравятся?

Д. - Веселые, смешные, добрые, поучительные, интересные, игривые, любимые.

В. - А чему сказки К.И. Чуковского нас учат?

Д. - Быть добрыми, смелыми, аккуратными, вежливыми.

В. - Давайте скажем К.И. Чуковскому спасибо за такие добрые и поучительные детские произведения. Мне понравилось с вами путешествовать и играть.

К. - Ребята, у меня есть ещё одна книга, это книга с секретом. В ней рисунки из сказок К.И. Чуковского, только они не такие красочные, их надо раскрасить. Я вам сейчас раздам эти картинки, и мы с вами поедем на нашем веселом паровозике в группу и разукрасим их. Затем соберем все листочки и эту красочную книгу подарим малышам! Занимайте места в нашем веселом паровозике, Ой-ой-ой Я еще хочу вам передать сладкие угощения от Мухи-Цокотухи, Я ведь тоже была приглашена на день рождения и вот это вам!

(дети под пение песни паровозика уезжают и попрощаются с куклой Путаничкой)

Конспект НОД

«По страницам сказок Корнея Чуковского»

ЦЕЛИ:

Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.

Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.

Побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.

МАТЕРИАЛ : портрет К. И. Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям, “Королева книга” со страницами, разрезная картинка из четырех частей к сказке “Федорино горе” (бабушка Федора).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение сказок К. И. Чуковского “Мойдодыр”, “Доктор Айболит”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе”.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитател ь. Ребята, вы верите в чудеса?

Дети : да!

Воспитатель . У нас в группе сегодня утром произошло настоящее чудо!

– Вы хотите увидеть?

Дети : да!

Воспитатель . Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте (дети закрывают глаза, педагог достает книгу-Королеву).

– А теперь открывайте глаза и смотрите. Увидели чудо? Видите, это королева Книга, какая она красивая? Она, вам нравится? (Да). Давайте откроем и заглянем на первую страницу. Что же на первой странице? Здесь, ребятки, правила обращения с книгой.

Дети:

Книги брать чистыми руками.

Книги нельзя рвать.

Книги нельзя мять.

Нельзя рисовать на книгах.

Нельзя загибать углы.

Воспитатель . Молодцы, ребята! Умеете правильно обращаться с книгой.

– Но Королева книг нам подсказывает еще одно золотое правило, которое надо запомнить: “Книги любят тишину”, поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными, если хотите что-то сказать или ответить, надо руку поднимать. Все, запомнили это правило? (Да).

– Как мы должны вести себя?

Дети : тихо.

Воспитате ль. Вот теперь мы можем заглянуть на следующую страницу, что же там?

– Кто это, ребята? (Корней Иванович Чуковский).

– Сегодня Королева книг приглашает нас в гости к вашему самому любимому писателю, которого любят и взрослые, и дети, к Корнею Ивановичу Чуковскому.

– В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей!

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят,

Кто умеет слушать сказки

– Хотите, в гости? (Да).

Тогда, пойдемте.

Дети проходят и садятся на стулья).

ХОД ЗАНЯТИЯ

На столе стоит портрет К. И. Чуковского, дети садятся на стулья, на доске иллюстрации к произведениям.

Воспитатель . Вот, мы и пришли в гости. Здесь нас уже ждут книжки, которые написал К.И.Чуковский.

Воспитатель . Сегодня с Королевой книгой, мы вспомним сказки К. И. Чуковского.

– Ребята, а вы помните, как К. И. Чуковский начал писать сказки? (Нет).

– Тогда я вам напомню.

– Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас.

У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело.

Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал.

Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.

После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые.

– А вы, любите сказки?

Дети : да.

Воспитатель . Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете?

Дети. “Телефон”, “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе”.

Воспитатель . Молодцы, много знаете сказок.

– Давайте, посмотрим, что же на следующей странице Королевы книги (переворачивает страницу, на ней отрывок из “Мойдодыра”).

“Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка – в печку!

Я за книжку,

Та – бежать

И в припрыжку

Под кровать!”

– Ребята, вы узнали, о какой сказке идет речь?

Дети. “Мойдодыр”.

Воспитател ь. А кто, мне покажет эту книжку, где она стоит? (Один из детей показывает среди выставленных книг “Мойдодыра”).

– Как ты догадался? (на ней Мойдодыр нарисован.)

– Правильно ребята, по иллюстрации на обложке книги мы можем определить о ком или о чем говорится в этой книге, нам рисунок помог.

– Про кого, эта сказка? (Ответы детей.)

– Корней Иванович Чуковский очень не любил детей, которые не моют руки, не умываются. Про таких грязнуль он и написал сказку, которая называется “Мойдодыр”

– Наши дети тоже приготовили вам сюрприз. Они выучили стихи из этой сказки, и сейчас они вам их почитают. Давайте послушаем наших ребят.

Дети наизусть читают отрывки из книги.

Аналогично просматриваются другие страницы КНИГИ. (Дети также читают небольшие отрывки)

Воспитатель . Спасибо, ребята, присаживайтесь на стулья. Я очень рада, что вы любите сказки К. И. Чуковского.

– Что же на следующей странице Королевы книги?

– Здесь загадки, ребята. Надо выбрать любую цифру, я загадаю вам загадку под этой цифрой.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы, справились с заданием.

Давайте заглянем на следующую страницу Королевы книги и посмотрим, что же еще она нам приготовила.

– А здесь игра “Отгадай произведение”. Я буду читать строчки, а вы отгадывайте, что же это за сказка.

Воспитател ь. Вам понравилось играть? А теперь вам нужно немножко отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

Доктор Айболит . Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?

Воспитатель . Давайте встанем в круг и покажем, доктору Айболиту, что мы здоровы, лечить нас не надо.

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Как орлы летим, парим,

Во все стороны глядим,

Где же Африка – страна?

Может, помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем,

Как веселый, звонкий мячик.

Скок-поскок, скок-поскок,

Не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам

По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали,

Сами сильными мы стали.

– Вот какие мы сильные и здоровые

Воспитатель . Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал К. И. Давайте, еще раз назовем их (перечисляют).

– Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?

Дети . Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.

Воспитатель . Чему нас учат сказки?

Дети. Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.

Воспитатель . Спасибо К. И. Чуковскому за замечательные сказки. Я вижу, вы нарисовали рисунки к своим любимым сказкам. Какие они у вас получились замечательные.

– А сейчас я вас приглашаю посмотреть выставку рисунков.


error: