Ограниченный натурализм в искусстве бидермейера. Платья и модный костюм в стиле бидермейер

Бидермейерский период длился с поражения Наполеона в 1815 до революции 1848 года. Во время Бидермейера европейский континент был озарен пробуждением желания добавить в дизайн интерьера новую элегантную простоту.

Стиль бидермейер в интерьере – уютная провинциальность

Основная идея стиля бидермейер заключается в том, что каждый элемент пространства помещения должен иметь утонченную элегантность, с акцентом на конструкцию и функциональность. Сочетание различных объектов невероятной красоты было важным принципом создания нового интерьера. В каждой комнате располагалось несколько различных видов стульев. Считалось, что в хорошем интерьере должна быть интеллектуальная и творческая атмосфера, которая бы позволила обсуждать искусство, музыку, поэзию.


В этой дизайнерской среде выросли такие музыкальные гении, как Бетховен и Шуберт. Трудно переоценить культурные достижения этой чудесной эпохи. Бидермейер считается переходным периодом между классической (1770-1815) и романтической (1840-1870) эпохами. В различных странах это время имело разные названия. Впрочем, в каждой отдельной области были свои особенности.


на фото кабинет в стиле бидермейер

Чистые, простые линии и незамысловатая, функциональная форма характеризуют мебель этого художественного стиля. Наброски рисовались в небольших масштабах с изящными и элегантными формами. Лишенный ненужный прикрас Бидермейер обращает внимание человека на красивую шпонированную древесину, которая составляет площадь поверхностей. Раньше столы изготавливались из темно-красного дерева с тенденцией к имперскому стилю. В последующие годы бидермейерская мебель начала производиться из более светлых пород – березы, ясеня, груши, вишни. Мастера создавали причудливые стили.

на фото спальня с мебелью бидермейер

Кстати, термин «Бидермейер» был создан благодаря псевдониму поэта, который саркастически описывал интересы и вкусы немецкого обывателя. Имя «бидер» обозначает «простенький», а слово «мейер» произошло от популярной немецкой фамилии.

Сегодня стиль Бидермейер снова становится невероятно популярным. Всемирно известные архитекторы Роберт Вентури, Чарльз Дженкс, Майкл Грейвс и Мило Боман вновь позволили нам насладиться его красотой. Эти творцы с успехом используют элементы стиля в качестве вдохновения для разработки собственных линий мебели.

Кроме того, стоит отметить, что мебель, созданная в Бидермейерском дизайне, является чрезвычайно ценной для современных коллекционеров. Ее можно легко использовать для безукоризненного оформления современных домов. Антиквариат с миниатюрными пропорциями отлично смотрится в маленьких квартирах и частных жилищах. Это роскошное сочетание красоты, стиля и функциональности. Что нам еще нужно?

Попробуйте обустроить собственный дом в этом дизайне, и вы непременно останетесь довольны полученным результатом.

Несколько современных интерьеров в стиле бидермейер



на фото интерьер столовой комнаты в стиле бидермейер



на фото современная спальня в стиле бидермейер

Стиль бидермейер, распространившийся по Европе в начале XIX века, имеет немецкое происхождение. Сам термин образован от слова «bieder» (обывательский, простой), и это говорящее название.
Интерьер помещения, оформленного в этом стиле, удобен и по-домашнему уютен. Он – отражение мировоззрения представителей буржуазного класса, стремления человека жить в практично обставленном и комфортабельном доме.

Особенности стиля Бидермейер в интерьере

Внимание уделяется не только функциональности, но и красоте каждого элемента интерьера.

Характерные черты стиля:

  1. Много свободного пространства, хорошо продуманное освещение.
  2. Все предметы обстановки подбираются в контексте максимального комфорта и уюта.
  3. Основная цветовая гамма: насыщенный багровый, глубокий коричневый, теплый желтый.
  4. Мебель выполнена из светлых пород дерева. Обивка украшена простенькими узорами (полосы, цветы). Мебельная группа размещена в центре помещения. Особенности комнаты (ниши, пустоты) подчеркиваются разнообразным декором.
  5. Главный мотив в оформлении – круг. В комнате не должно быть острых углов, только плавные линии, мягкие переходы.
  6. Обилие декоративных элементов, придающих помещению уют: подушки, картины, ручная вышивка, фарфоровая посуда, многочисленные светильники, настенные и напольные часы, пледы, покрывала.
  7. Текстиль имеет красочную расцветку. На обивке мебели могут быть мелкие узоры, цветочные мотивы, орнаменты, изображения птиц.


Материалы и отделка

Стены, потолок и пол не привлекают внимание, отделаны максимально просто.

Стены

В качестве отделочных материалов используют традиционные: бумажные обои, краску для стен, штукатурку. А также возможен декор стен тканью.

Для оформления стен предпочтительны спокойные и теплые оттенки: розовый, сливочный, коричневый, молочный или голубой. Обои могут быть однотонными или иметь незатейливый орнамент.

Потолок

Отделка потолка также очень скромна: гладкая поверхность без резных элементов, многоярусных конструкций или рисунков. Допустимо умеренное использование лепнины.

В современном варианте при оформлении помещения в стиле бидермейер можно использовать натяжные потолки светлых оттенков.

Пол

Самый подходящий вариант отделки пола – паркет. Поскольку он отличается достаточно высокой стоимостью, используют бюджетный аналог – ламинат. При этом важно, чтобы покрытие имитировало натуральное дерево.

Двери и окна


Современная гостиная в стиле бидермейер фото

Оконные проемы в помещении должны быть крупными, впускающими внутрь большое количество солнечного света.

Вместо дверей, обычно, используют двустворчатые конструкции, именуемые «болтушками».

Стилевая мебель

Предметы обстановки отличаются добротностью. Выполнены из массива дерева светлых пород (черешни, клена, ясеня, березы, груши).

Центральный элемент комнаты – большой стол. По стенам располагают шкафы для посуды или серванты, комоды, бюро. Дополняют обстановку этажерки, витрины, трюмо, угловые шкафчики.

Места отдыха – широкие диваны, низкие мягкие кресла с удобными подлокотниками, стулья с мягкой набивкой. Также используют создающие комфорт мелочи: скамеечки для ног, мягкие пуфы, кресла-качалки.

Основные признаки мебели в стиле бидермейер:

  • мягкие линии;
  • плавные изгибы спинки кресел и диванов;
  • гнутые ножки;
  • обивка выполнена из яркого ситца или репса с растительным или полосатым узором.

Кровати из гладкого дерева, без украшений; балдахины отходят в прошлое, их почти не используют.


Детали и декор


Основные декоративные элементы для стен – гравюры, настенные тарелки, вышивки ручной работы, старинные акварели. В деревянных рамках развешивают семейные фотографии.

Фарфоровую посуду выставляют на всеобщее обозрение, размещая ее в посудных шкафах и сервантах. На полки этажерок ставят книги, статуэтки, изящные шкатулки.
Столики покрывают скатертями с вышивкой ручной работы, ажурными салфетками, на них ставят вазы с живыми цветами, настольные лампы.

Кстати украшение живыми цветами в стиле бидермейер – распространенная практика; их размещают повсюду: на этажерках, столиках, на полу в кадках.

Текстиль

Скромность обстановки компенсируется декором. Уют привносят с помощью текстиля – его в интерьере бидермейер используют активно.

Ковер – обязательный элемент. Мягкий, с длинным ворсом, он не должен занимать всю поверхность пола – его устилают в центре комнаты.

Для штор используют дорогие качественные ткани – бархат или муслин, украшают кисточками, благодаря чему декор окна приобретает черты сентиментального романтизма.

Бидермейер (Бидермайер) - это художественное направление, получившее распространение в искусстве, архитектуре и дизайне Германии и Австрии в 1815-1848 годах. Этот стиль был назван в честь литературного персонажа, созданного поэтом Эйхродтом. Бидермейер-стиль преуспевающего буржуа. За образец был взят аристократический ампир и приспособлен его для повседневной домашней жизни.

Появление стиля бидермейер

Бидермейер считается одним из направлений романтизма, и в то же время он обладает некоторыми чертами ампира – он вобрал в себя некоторые свойства обоих этих стилей. В нём отразились некоторые явления буржуазной среды (бюргерства), а стиль ампир выразился в более мягких, «домашних» и «уютных» формах. Стилю бидермейер свойственно большое внимание к изображению интерьера, природы, а также бытовых предметов и деталей. Стиль бидермейер нашёл своё выражение в первую очередь в живописи. Также нередко он применялся и в оформлении интерьеров.

Появлению данного стиля способствовало нестабильная политическая ситуация в Германии и Австрии, где царили реакция и застой, тревога и меланхолия. У многих возникала потребность в том, чтобы скрыться от реальности. Выходом из такого состояния стало погружение в семейную и дружескую атмосферу, поиск романтики и простых жизненных радостей. Идеализм – основная характерная черта бидермейера. В искусстве всё чаще встречаются бытовые сценки, в которых прослеживается стремление найти привлекательные черты в обыденном мире.

Со временем понятие «бидермейер» нашло своё отражение во многих сферах: графике, оформлении интерьера, мебельной промышленности. Активно развивается роспись – появились новые орнаменты для фарфора и стекла. К началу XX века это понятие стало отождествляться с ностальгией по прежним временам. Официально в тот период бидермейер признан не был, однако это не помешало ему распространиться практически по всей Европе. Проник бидермейер и в Россию – случилось это в пушкинские времена, когда предпочтение отдавалось простым вещам, сочетающих в себе черты классицизма и ампира.

В начале XX века бидермейер получил негативную оценку, этот стиль воспринимали как мещанский, так как он обладал такими чертами, как сентиментальность и поэтизация вещей, что и послужило причиной для такой оценки.

Бидермейер в интерьере

Интерьеры в стиле бидермейер существенно отличаются от интерьеров прошлого периода – теперь им свойственны интимность, соблюдение пропорций, простые формы и светлые цвета. Помещения были просторными и хорошо освещёнными, отчего они становились комфортными и приятными для пребывания. Стены красили в светлые тона, в основном в белый, или оклеивали тиснёными обоями – чаще в полосатыми. Рисунок мебельной обивки старались сочетать с цветом оконных занавесок. Что касается орнамента, то продолжали использоваться пальметты эпохи ампир, только фон чаще выбирался другой, например, фиолетовый.

На смену строгости классицизма пришли естественные формы и более плавные линии. Некоторые конструкции отличались оригинальностью и практичностью. Было положено начало многофункциональной, комбинированной мебели – трансфформирующейся и раздвижной.

Критерием предметов быта стали считаться, прежде всего, высокое качество и надёжность. Предпочтение отдавалось простым формам, не было излишка декоративных элементов. Предметы мебели оживлялись яркими расцветками обивки, в комнатах вешали занавески насыщенных цветов.

В период расцвета стиля бидермейер появилось такое явление как «чистая комната». Чаще всего это понятие относилось к гостиным, в котором находилось довольно много мебели. Как правило, она группировалась в центре комнаты так, что оставалось минимум пустого пространства.

Неотъемлемой частью интерьера в стиле бидермейер были всевозможные шкафы и комоды. Благодаря простым формам цвета и текстуры дерева стали более заметными. Большая часть появившихся в ту эпоху типов мебели по-прежнему актуальна и используется для оформления классического интерьера.

От ампира бидермейер унаследовал простоту и лаконичность. Также стиль позаимствовал некоторые элементы архитектуры ампира: колонки, пилястры, карнизы, элементы «античного» декора.

От английской традиции бидермейер перенял стремление к практичности. Стены комнат украшались обоями, рисунок которых повторял узор обивки мебели. Простота формы компенсировалась яркостью цветов.

Стулья, кресла, диваны всё чаще стали с изогнутыми спинками и подлокотниками. Вернулась мода и на гнутые ножки мебели, поэтому бидермейер нередко сравнивали с рококо.

Типичным предметом обстановки-небольшой шкаф с фанерной дверцей. Двери и стенки корпусной мебели покрывались тонкими листами, которые не деформировались со временем, что стало ещё одним показателем практичности.

Центром внимания становится гостиная – она копировала аристократический салон, но она являлась не только показателем благосостояния, но и нормальной жилой комнатой.

Ещё одним характерным атрибутом интерьера в стиле бидермайер стало кресло - массивное, но солидное и удобное, чаще всего обтянутое гобеленом.

Формы типичного для эпохи бидермайера дивана напоминают ампирные, только они предельно упрощены, и лишены излишней роскоши. Подлокотники и ножки кресел изогнутые, как и у большинства предметов мебели.

Что касается тканей, то они могли быть разными - сатин, шёлк, шерсть, гобелен. Главное - спокойные цвета и характерные мотивы: сочетание полоски и пальметт с розетками или разбросанные по плоскости отдельные цветочки.

Настенные часы с маятником в «футляре» простой формы - типичный элемент эпохи бидермайер.

Вообще можно сказать, что стилю бидермейер присуща эклектичность – он зародился как альтернатива предшествующим эпохам и попытка найти баланс между внешним видом и комфортом.

Характерные черты стиля бидермейер

Особенности:

  • нежелание воспринимать действительность, тяга к романтическим, сентиментальным образам и сюжетам;
  • стремление существовать в замкнутом мире вещей, в уютном интерьере;
  • пропорции становятся более сбалансированными, выбор делался в пользу простых форм и светлых цветов;
  • помещения светлые и просторные, стремление сделать интерьер не только красивым, но и комфортным.

Орнаменты:

  • обилие цветных элементов и рисунков с изображением цветов;
  • рисунок на оконных занавесках должен быть одинаковым (или по крайней мере сочетаться) с мебельной обивкой.

Элементы интерьера:

  • округлые формы, плавные, изогнутые силуэты, балки, плоские стены;
  • мебель светлых естественных тонов дерева;
  • довольно пёстрая обивка;
  • полы застилаются однотонными коврами;
  • дверь чаще всего разделена надвое по центру (горизонтально);
  • использование витрин, этажерок, угловых шкафчиков и трюмо;
  • стены обязательно оклеены обоями с ненавязчивым, но характерным рисунком;
  • очень желательно наличие камина, каминная полка чаще всего широкая и мраморная;
  • занавески, сшитые из бархата или муслина;
  • предметы искусства: картины, миниатюры и пр.
  • В связи с наличием ностальгических мотивов для оформления интерьера в стиле Бидермейер также свойственно наличие фотографий. Чаще всего они размещались в тяжелых деревянных рамках и располагались в случайном порядке.
  • Как и во многих других стилях, в интерьере бидермейера старались располагать зелёные растения и предметы рукоделия.

Мебель в стиле бидермейер

Популярнейшим предметом обстановки становится стол, за которым читают, пишут, играют – на стол можно также поставить цветы. Практически для каждого случая существует стол определённого вида. Становятся популярными секретеры с потайными ящичками. Большим спросом пользуются конструкции с раздвижными столешницами, а также с откидными крышками.

Мебель тёплых тонов, написанные акварелью картины, различные гравюры, а также большое количество декора, украшений и сувениров характерны для интерьеров того периода. При этом бидермейер можно назвать практичным: он допускает наличие только тех предметов мебели, которые являются функциональными и комфортными. Мебель наконец стала в первую очередь удобной, и только потом красивой – у ампира бидермейер позаимствовал идею лаконичности и практичности.

Примеры работ в стиле Бидермейер

Одним из наиболее ярких примеров стиля бидермайер можно считать замок Тегель, построенный в Берлине К.Ф. Шинкелем по заказу семейства Вильгельма фон Гумбольдта. Замок Тегель – небольшое двухэтажное здание, достаточно лаконичное и строгое снаружи. Внутри можно заметить элементы эллинской архитектуры: дорические колонны, античные рельефы и скульптуры, характерные ещё для стиля ампир. Но при этом немало внимания уделено комфорту. В комнатах стояли удобные диваны, этажерки и прочая удобная мебель, можно было заметить и семейные реликвии. При этом главным критерием в интерьерах такого стиля стала не красота и роскошь, а функциональность всех предметов.

Производство бытовых предметов стало массовым, общедоступным, их уникальность утрачивала своё значение, а производство упрощалось. Декоративная живопись сменялась обоями, которые были гораздо дешевле. Преобладали рисунки в полоску, горошек, арабесковый орнамент.

После эпохи бидермайера наступает период стилевой неопределённости. В архитектуре и искусстве в целом наблюдается смешение различных стилей и эпох, начинается господство эклектизма, или эклектики.

В 30-40 годах 19 века законодателями моды были не только Англия и Франция, но и Германия и Австрия. Именно из Германии и был заимствован стиль бидермейер в одежде. Он обеспечил, в первую очередь, то, чего так не хватало модницам того времени. Речь идет о комфорте, безопасности, простоте и функциональности в одежде одновременно.

Бидермейер в одежде

Стиль бидермейер в одежде в большей степени коснулся женского платья. Во времена особенно популярным было платье без талии. Конечно, такая модель была практичной и удобной, но при всех этих достоинствах она не подчеркивала женскую фигуру. Именно поэтому примерно в 1820 году платье подверглось кардинальным изменениям. Лиф стал приталенным, юбка несколько укорочена, ну а талия спущена чуть ниже, что и придавало фигуре большую женственность. И снова модницы стали прибегать к помощи корсетов.

С течением времени талия на таких платьях опускалась все ниже и ниже. Для того чтобы визуально сделать ее еще уже, в моду вошли широкие рукава с говорящим названием «бараний окорок» или «ветчинообразные». Рукава были настолько широкие, что для поддержания их формы использовался китовый ус.

Стоит отметить, что стили бидермейер и романтизм тесно перекликаются между собой. Чтобы образ приобрел особую романтичность, девушки были вынуждены сильно белить свои лица. Именно это считалось аристократической красотой.

Мода на бидермейер исключала женские пальто. Альтернативой им стали теплые шерстяные платья, только напоминающие пальто. Снова актуальными стали украшения из жемчуга, броши, длинные серьги, диадемы, декоративные иголки и гребни.

Внедрение стиля бидермейер позволило многим дамам вести активную жизнь. Некоторые из них вышли за пределы своих будуаров и начали появляться на биржах, другие увлеклись спортом.

Название «бидермайер» может показаться благозвучным разве что только немцам. Но сам стиль, очень милый и душевный, наверняка придется по вкусу многим.

Он воплощает мировоззрение типичного представителя среднего класса первой половины XIX века, а именно тягу к простоте, семейному уюту и отрицание показательности.

Такая обстановка олицетворяет стабильность и неспешность бюргерского бытия. В доме каждый день проходит по одному сценарию.

Кому-то такое положение вещей покажется скучным, но в этом есть и свои маленькие радости, которые умели видеть и ценить обыватели небольших городишек.

Истоки стиля бидермайер

Бидермайер в интерьере появился еще во время существования стиля ампир . Поначалу на него смотрели с улыбкой и уж точно не воспринимали как образец красоты или хорошего вкуса.

Ампир затенял его своей величественностью и помпезностью. Но со временем большинство квартир бюргеров стали обустраивать именно в духе бидермайер, ввиду его практичности и доступности.

Данный стиль причисляют к романтизму. Он переполнен наивностью и нежностью, насколько это возможно у немцев. Бидермайер – стиль счастливых людей, часто жителей провинции, которые находят радость в малом, ценят семейный очаг и умеренный уклад жизни.

Само название можно перевести, как «простодушный господин Майер». Оно взято из псевдонима некого Людвига Эйхродта, писавшего эпиграммы для журналов.

В то время появилась мода на изображение повседневной жизни и в прозе, и в художестве. На полотнах можно увидеть довольного мужчину, занятого выращиванием кактусов, или женщину, пишущую любовное послание за маленьким столиком.

Эти произведения интересны тем, что в самых подробных деталях показывают нам интерьер в стиле бидермайер.

Основные черты стиля бидермайер в интерьере

Итак, что же мы увидим, рассматривая такой интерьер? В первую очередь бросается в глаза чистота и практичность обстановки – как раз те качества, которые мы привыкли приписывать немецкому народу.

Хоть в основе построения композиции можно заметить штрихи ампира, но все формы очень упрощены и выглядят лаконично.

Стиль бидермайер причисляют к эклектическим, то есть объединяющим несколько других. Нередко в нем встречаются китайские или японские элементы декора, популярны также турецкие комнаты.

В общем, все, что мило сердцу среднестатистического городского жителя, вместилось в этот стиль.

Отделка комнат зачастую простая: плиточный или дощатый пол, покрашенный светлой краской потолок и стены. Иногда стены оклеены обоями в полоску или мелкие цветочки. Расцветку для мебельной обивки старались подобрать схожую с изображениями на обоях.

Цветы вообще занимают почетное место в интерьере в стиле бидермайер. И не удивительно, ведь они встречаются во всех ответвлениях романтизма. Букеты и вазоны обязательно украшают помещения.

Популярным становится создавать гербарии: засушенные цветы вставляют в рамку со стеклом, вешают на стены или просто ставят в вазы.

Декоративные предметы интерьера в стиле бидермайер

Вещи, сделанные собственными руками, стают предметом гордости. Их размещают в комнате для гостей, так называемой чистой комнате, которая появляется в квартирах как раз в тот период.

Очень популярны акварели и вышивка гладью или крестом.

Кроме самодельных декоративных предметов, на показ выставляются фарфоровые статуэтки и посуда, особенно сувениры, привезенные из других стран.

Для этого в гостевой комнате обязательно присутствует витрина – шкаф, стеклянный с трех сторон, с многочисленными полочками.

Бидермайер – стиль радушных хозяев.

Проведение времени с друзьями за вкусным обедом или чашкой чая – самое лучшее развлечение того времени, разве что после охоты. Поэтому обязательно имелся хороший дорогой фарфоровый сервиз, который также часто находил место на витрине.

Бидермайер в мебели

Очень примечательна мебель в стиле бидермайер.

После замысловатых аристократических гарнитуров, почитаемых ранее в Европе, она выглядит довольно просто, но впервые обладает исключительной функциональностью и удобством.

Эта мебель уже очень напоминает сегодняшние изделия.

Для ее изготовления выбирают древесину дешевых пород: фруктовые или хвойные деревья. Красные породы отошли на задний план из-за своей высокой стоимости.

Формы мебели в стиле бидермайер прямые и четкие, но все же с некоторыми закруглениями, вероятно, пришедшими со стиля рококо.

Особенно часто их можно проследить в изгибах ножек у стульев или в плавных линиях диванных спинок и подлокотников.

Неактуальным становится изготовление одиночных изделий, организовываются специализированные цехи.

От мебели уже не требуют украшать интерьер, а только выполнять как можно больше полезных функций: раздвижные и откидные столы, стулья, преобразовывающиеся в лестницы, секретеры с бесчисленным количеством выдвижных ящичков.

Что касается расположения мебели в комнате, то чаще всего она концентрируется в центре, например большой овальный стол с несколькими креслами или диваны вокруг небольшого столика.

Вдоль стен располагались шкафы или книжные полки. Пустот старались оставить как можно меньше.

Мягкая мебель получила большое распространение в рамках стиля бидермайер. На это повлияло введение машинного производства текстиля, что увеличило его ассортимент и количество. Стают популярными чехлы на мебель, а балдахины наоборот уходят в прошлое.

Стиль бидермайер в интерьере отличается гостеприимностью и теплой семейной обстановкой. Он подходит особенно для небольших квартир с низкими потолками, а в огромных особняках будет смотреться неуютно и даже нелепо.

Бидермайер – это воплощение немецкого качества и практичности, очень приятный комфортный стиль.

error: