Не боги горшки обжигают кто сказал. Значение пословицы "не боги горшки обжигают"

Знаете, откуда в русский язык пришла эта поговорка? Поговорка «не боги горшки обжигают» досталась нам от культуры древних греков. И понадобилась она мне для урока позитивного мышления, который будучи на сей раз длинным, обещает быть интересным.

Не так уж часто ищу я примеры позитивного мышления в недрах западноевропейской культуры. Чаще всего мне приходит на ум мудрость Востока - китайский даосизм, японский дзен, древние индийские джатаки... Но пришло время поучиться мудрости у Запада.

Понять смысл этой чудесной поговорки - значит понять саму суть западной культуры, ведь именно с фантастического рывка, сделанного греками древности, пошёл счет нашей современной цивилизации. Выходит так, что мы с Вами, всем, что у нас есть хорошего, обязаны именно этой поговорке.

Для того, чтобы повысить свою личную креативность, всегда надо подпитываться примерами из классической истории. Ведь почти вся история - это в общем-то история креативных личностей, не так ли? Не креативные люди в историю не попадут.

Когда-то греки были бедным, малочисленным народом (а точнее, сборной солянкой из разрозненных, враждующих племён). Они вели сумрачную, небогатую жизнь, во всём полагаясь на своих грозных богов. А фактически, они зависели от своих мощных и жестоких соседей - персов и египтян. Эти два древних мегагосударства были ярким образцом восточных деспотий - и они попортили много крови всем народам Древнего Мира. В Древнем Мире ещё не существовало такого понятия, как «восток-запад». Всё, что было тогда, было - Древний и жестокий к человеческой личности Восток.

И вот некогда (около 30 веков назад) в мире произошло чудо. Это чудо было самым настоящим, и его до сих пор не могут разгадать учёные - так и говорят они, в непохожей на себя манере: «Произошло чудо! И точка».

Что же то было за чудо? А получилось так, что проживающий в бассейне Эгейского моря, маленький, жалкий, не имеющий ни флота, ни армии, ни науки народец вдруг за какие-то 50-80 лет стал родоначальником великой культуры, которую мы теперь называем - Западноевропейская цивилизация. И основана она на признании индивидуальных прав человеческой личности. На признании мощи человеческого ума. На уважении к «Я».

За короткий промежуток времени эллины добились следующих фантастических результатов:

  1. украли или купили разрозненные архаические знания египетских жрецов о Вселенной и превратили их в точные науки современного образца, позволяющие вычислять и предсказывать всё что угодно, на основе знания имеющихся законов природы;
  2. построили маневренный флот и защитили его самым мощным оружием того времени - «греческим огнём»;
  3. стали гегемонами всех известных морских путей того времени;
  4. обогнали в международной торговле её традиционных лидеров - финикийских купцов и стали продавать всему миру свои товары;
  5. ликвидировали неграмотность - каждый грек умел читать и писать;
  6. разбили силами 1:10 (не в свою пользу) самую многочисленную и организованную военную машину того времени - армию персов. И, кстати, после этого вообще стёрли цивилизацию персов с лица земли.
  7. Осознали себя единым народом;
  8. сделали греческий язык языком культуры, на котором говорил и думал весь тогдашний цивилизованный мир;
  9. Отказались от своих старых богов и придумали новую единую религию, ставшую главной мировой религией - христианство.

Правда, последние два пункта греки осуществили конечно не за те уникальные 50 лет, которые в науке считаются «волшебной точкой» грандиозного слома эпох.

Так почему же это всё-таки удалось древним грекам? За что такому маленькому народу такое большое счастье?

Существует ещё одна, важная для понимания поднятой нами темы греческая поговорка:

«Ничего слишком»

Великие греческие ораторы переосмыслили эту коротенькую народную мудрость, создав следующее крылатое выражение: «Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего».

Но как же это всё можно связать: творческие успехи со скромностью, экспансию с жизненным минимализмом? Как можно «не желая большего», завоевать весь мир?

Ответ прост - да только так и можно!

Ошибка перфекционизма

Греки всегда были победителями, но никогда при этом не были перфекционистами. Им не давала быть перфекционистами сама природа.

О чём всегда думает настоящий перфекционист-невротик? Он думет о том, что все его успехи и способности - ничто, по сравнению с успехами и сособностями соседа. И от осознания этого, начинает себя загонять, растрачивая силы и эмоции в бесплодном соревновании.

У настоящего перфекциониста всегда - только видимость работы, видимость роста - на деле он просто паникует, суетится и бьётся в истерике. А это никогда не ведёт к победе. И ещё, главное - перфекционист никогда сам себя не уважает, не любит, не ценит...

Греки же, своё триумфальное шествие по мировой истории начали с первого простого шага - с уважения к самим себе.

Как же они это сделали? В чём реально было выражено это «уважение к себе»? А это весьма интересно!

Мы - не рабы!

Когда историки в один голос твердят о том, что рождение европейской цивилизации на бесплодных греческих островках - это необъяснимое наукой чудо, они всё-таки находят одно объяснение этому «чуду», правда считают его не совсем достаточным, для того, чтобы объяснить чудо ТАКОГО масштаба. А всё же, достаточен этот факт для того, чтобы объяснить рождение европейской цивилизации из ничего, или нет - судить Вам.

Дело в том, что великий и легендарный греческий политик («отец» политики как таковой) афинянин Солон дал своими реформами толчок к тому, чтобы всё это началось - строительство нации, победа над персами и вообще, всеобщий подъём. А точнее, свою роль сыграла всего одна реформа - отмена долгового рабства . До реформ Солона любого грека за невыплаченные долги продавали в рабство. А долги у греков имелись, так как земледельцы (а половина греков были, если не торговцами, то земледельцами) всегда берут кредит под следующий урожай. Урожаи же предсказать невозможно. Вот и не могут фермеры расплатиться с кредитом. И до реформы Солона такие греки-фермеры становились государственными рабами...

Но вдруг Солону пришла в голову мысль: «Грек не может становиться рабом, просто потому что он...грек!» Даже если он задолжал денег (хоть это и это очень важно), он всё равно не может становиться рабом!

И вот, когда эта мысль Солона дошла до каждого грека в виде нового политического курса, началась совсем другая культура, породившая ту самую великую эпоху. Учёные говорят, что в этот момент на греческих островах и в удалённых материковых колониях в один момент родиласьнация и это была нация победителей. У них ещё к тому времени не было никакой материальной культуры, чтобы было что противопоставить персам. У них была духовная культура - сила, которую даёт самоуважение. И самоуважение это было прописано в законе, который никто не смел отменить по своей прихоти!

Уроки, которые нам необходимо извлечь

Итак, если мы хотим чего-то добиться в жизни, совершить прорыв (а любое развитие только так и происходит - скачкообразно) и хотим, чтобы этот наш прорыв позже назвали «уникальным, необъяснимым чудом», нам нужно держаться трёх постулатов, ведущих нас через тернии к звёздам:

  1. Ничего слишком!
  2. Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего.
  3. Не боги горшки обжигают...

Эти три правила, если ими руководствоваться в жизни, позволят Вам:

А) трезво оценить имеющиеся у Вас ресурсы,
б) испытать благодарность за то, что они Вам даны,
в) не переживать попусту из-за того, что у Вас нет большего числа ресурсов,
г) спокойно двигаться вперёд, к своей цели

И, наконец,

Д) стать победителем, вопреки всем прогнозам скептиков, привыкших посыпать голову пеплом и требующих этого же от других.

И начинать так думать, и так жить, нужно с самого раннего детства. Ведь именно в детстве человек максимально подвержен заражению вирусом глупого перфекционизма, который при всех своих «благих порывах», на самом деле не даёт нам продвинуться ни на шаг, сковывая нас робостью, занижая нашу самооценку.

Поэтому, если у вас есть дети, прочитайте им следующее стихотворение, которое в шутливой и лаконичной форме итожит всё то, о чём я так долго рассказывала на материале истории первых веков нашей цивилизации. А если у Вас нет детей, то обратитесь к своему Внутреннему Ребёнку, хотя наш Внутренний Ребёнок и сам знает, где живёт истина, а где - самый визгливый из всех поросят...

Поросята

Весной поросята ходили гулять.
Счастливей не знал я семьи.
Хрю-хрю - говорила довольная мать,
А детки визжали: И-и!

Но самый визгливый из всех поросят
Сказал им: О, братья мои!
Все взрослые свиньи «Хрю-хрю» говорят,
Довольно визжать нам «И-и»!

Послушайте, братья, как я говорю!
Чем хуже я взрослой свиньи?
Бедняжка... Он думал, что скажет «Хрю-хрю »...
Но жалобно взвизгнул «И-и »...

С тех пор перестали малютки играть,
Не рылись в грязи и пыли,
И всё от того, что: не смели визжать!
А хрюкать они не могли...

Мой мальчик! Тебе эту песню дарю.
Рассчитывай силы свои.
И если сказать не умеешь Хрю-хрю ,
Визжи, не стесняясь, И-и !

А теперь предлагаем вам сделать несколько полезных упражнений для психологических карт .

Для начала осмыслим то самое крылатое выражение древних греков: «Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего ».

Эта же идея породила ещё более краткий афоризм: Ничего слишком!

Итак, упражнение №1 «Ничего Слишком»

Как можно связать творческие успехи – со скромностью, экспансию – с жизненным минимализмом?

Как можно «не желая большего», завоевать весь мир?

Часть Первая. Как можно связать творческие успехи со … скромностью?

Сначала разберёмся со значением слова «скромность». Какое понятие, как вы думаете, ему противопоставляется?

Нам кажется, что «скромности» противопоставляется её антипод – «тщеславие». Итак, вот вам пара антонимов: «скромность – тщеславие».

А что же такое «тщеславие»? Это «желание тщетной славы».

А что значит «тщетной»? Тщета – это то, что мелко, недолговечно, некачественно, скоропреходяще, быстро кончается, комично, смешно и суетно, мелко, местечково, недостойно мудреца, имеет малую ценность по гамбургскому счёту. «Сегодня в газете, вечером в клозете». «Певица широко известная в Марьиной Роще».

Теперь вы понимаете, как можно связать творческие успехи со скромностью (то есть, невосприимчивостью к соблазнам тщеславия)?..

Тщеславием заразиться очень легко, особенно если не соблюдать основы умственной гигиены (не будь дурой и всё).

Общество пропитано тщеславием, как спёртый воздух в автобусе – микробами.

Тщеславие – это когда:

    вы хотите, чтобы ваш ребёнок был круглый отличник по всем предметам, хотя умный родитель разгрузит ребёнка ОТ ВСЕГО (даже от хождения в эту самую школу), чтобы ребёнок занимался только ОДНИМ предметом, который ему и нужен, понятен и интересен,

    это когда вы хотите ходить зимой без шапки с распущенными волосами и в тонких колготках с осенними сапогами на высокой шпильке по сугробам, хотя никто из тех, кто так ходил, ещё не вышел через неделю замуж за миллионера, а скорее полежал в больнице с воспалением лёгких и даже вы это знаете,

    это когда вы как Специалист, Мастер и просто Личность специально ухудшаете, примитивизируете, «подстраиваете под мифический НАРОД» качество своего контента и своих публичных интересов (это может быть и жадность, надежда на прибыль, но иногда это чистое тщеславие), хотя проще показать свою голую попу и лайков вообще будет мильярд,

    это когда вы выбираете не ту профессию, которая вам ближе, а модную-премодную специальность, хотя через 10 лет все её носители станут безработными либо от перепроизводства специалистов данной профессии, либо от возникновения новой, ещё более модной профессии,

    это когда вы устраиваете некрасивый скандал из-за того что вашего ребёнка не поставили «в танец», в первый ряд на коллективной фотографии, дали самый короткий текст стишка в «монтаже», роль «обезьяны», а не «принцессы», хотя, глядя на ваши истерики, никто не проникнется симпатией к вашему ребёнку, а ваш ребёнок вряд ли будет благодарен вам за такую «защиту».

Итак, примеров Тщеславия – тысячи, от самых убогих до весьма хорошо замаскированных, ведь тщеславием пропитан весь социум. А наша с вами задача – п ротивопоставить зуду Тщеславия – Скромность – и тихо добиться личных творческих успехов в одном каком-то деле в одну единицу времени... (А потом опять заново и что-то новое).

Упражнение «Из колхозной молодёжи панковал один лишь я!..»

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ. МОИ ЛИЧНЫЕ БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ ТЩЕСЛАВИЯ

Спонтанно, 3 карты из колоды "1000 Дорог ". Давайте посмотрим, что может отвлечь вас от Настоящего Дела и отправить на глупый суетный конкурс «У кого жёлтая струя дальше».

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ. КЕМ БЫ Я МОГЛА СТАТЬ, ЕСЛИ БЫ НЕ СОРЕВНОВАЛАСЬ СО СВЕТКОЙ В КОЛИЧЕСТВЕ УХАЖЁРОВ С РАЙОНА В СПОРТИВНЫХ ШТАНАХ

Елена Назаренко

О легендарных гончарах из станицы Пашковская ходили легенды. Здешние мастера считались лучшими в изготовлении керамических изделий из залежей местной глины.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено во всех станицах, где были залежи глины, пригодной для керамики. Особо умением изготавливать удивительные предметы из природного материала славилась станица Пашковская. Здешние гончары пользовались почетом и уважением.

Рукотворная красота

У станицы Пашковская располагались лучшие участки с гончарной вязкой глиной. Издавна о здешних мастерах была сложена поговорка: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы». Мастера изготавливали посуду, детские игрушки, кирпичи для собственных нужд, возили свои изделия на ярмарки и продавали их или выменивали на другой товар: ткани, зерно, кожу.
В гончарных мастерских посередине комнат стоял специальный станок, который вращался при помощи ног, а руки мастера лепили из бесформенного куска глины нужный предмет. В углу строили большую печь, где закаляли изделия огнем. На стенах висели полки, заполненные готовыми кувшинами, мисками, кружками, макитрами, свистульками. В помощники брали подмастерье – молодого мальчика, который перенимал все навыки учителя и со временем занимал его место.
Первые гончарные изделия были ломкими и боялись попадания воды. Они был пригодны лишь для хранения сухого зерна. Однажды человек удалял из очага золу и заметил, что попавшая в огонь глина стала прочной как камень. С тех пор все изделия стали обжигать в племени и стали называть керамическими.

Традиционная роспись

На Кубани нет собственного орнамента. Все элементы росписи были заимствованы у переселенцев из других краев. Они приносили с собой новые художественные приемы и навыки. Пашковская керамика отличалась яркими цветами и наличием выпуклых деталей, сверху покрыта глазурью – прозрачной поливой. На изделиях тесно переплетались украинские, русские и кавказские мотивы.
Характерными чертами кубанской керамики был цветочный орнамент, переплетенный с геометрическими рисунками. Изображались листья, цветы, замысловатые узоры, придуманные иностранцами, геометрические фигуры, птицы. С наружной стороны изделия были гладкими, а с внутренней – слегка шероховатыми.
Глиняная посуда «дышала». В ней долгое время пища оставалась вкусной и свежей, сохранялся натуральный аромат трав и специй. В ней можно было готовить в печи разные блюда, от процесса нагревания глина становилась лишь крепче.
Кубанские гончары всегда особо почитались в мире. О них слагались сказки, песни, пословицы. Овладеть гончарным ремеслом удавалось далеко не всем желающим. В каждое изделие следовало вложить много сил физических и душевных.

Часть Первая

Не боги горшки обжигают.

Осенний марафон

Ранняя осень. Еще не ясно, кончилось лето, или только собирается заканчиваться. А в лесу благодать. Хорошо вот так выбраться из душного города в тень лесных великанов, кое-где уже начавших подергиваться осенним золотом. Здесь Илья отдыхал душой. Даже веселая компания реконструкторов и ролевиков, для которых он мастерил доспехи, расположившаяся на небольшой поляне, не смогла испортить ему удовольствие от отдыха на природе.

Приплыли. – Констатировал замечтавшийся Илья, наблюдая как из кустарника в пяти шагах от него, выламывается обманчиво-неповоротливая туша матерого медведя. – М-да, а ведь так хорошо все начиналось...

Косолапый потянул носом воздух, и покосившись на человека, замер. Илья сглотнул непонятно когда накопившуюся горькую слюну, и попытался сделать шаг назад. Хозяин леса тихо уркнул, мол, не шебуршись, и Илюха замер на месте. Такие приказы лучше не игнорировать, а то и сам не заметишь, как на голову укоротишься. Так они стояли друг против друга, пока...

Ну надо же. – Ехидный голос раздался из-за спины медведя, и на поляну вышел жилистый бородатый дядька неопределенного возраста, в потрепанном камуфляже. Мужик обозрел открывшуюся ему картину, потрепал усевшегося на пятую точку медведя по загривку, и небрежно поигрывая суковатой дубиной, явно заменявшей ему посох, с любопытством уставился на Илью. Парень поежился. Но в тот момент, когда ему окончательно надоело молча играть в гляделки, мужик его опередил.

Ты посмотри, Потапыч, какой молодец к нам забрел. И как только обережный круг пройти умудрился, а? – «Лесник» повернулся к Илье. – И что ты здесь забыл, мил человек?

Медведя уберите. – Хрипло попросил Илья.

Тю. Он же не собака, что бы всякие «сидеть-лежать» исполнять. Захочет, сам уйдет. – Усмехнулся мужик в усы, и обратился к зверю. – Верно, Михайла?

Медведь глянул на людей, и отчетливо кивнул, словно подтверждая, да мол, так и никак иначе. «Лесник» проследил за фигеющим от происходящего Ильей, и неопределенно хмыкнул.

Михайла, а он ничего, да? Другой на его месте, уже такого деру дал, что только пятки засверкали, а этот, смотри, держится... – «Лесник» кивнул парню. – Ладно, храбрец, идем к заимке, там поговорим, раз уж так все сложилось.

Не, спасибо... – Илья потихоньку начал приходить в себя от шоу с дрессированным медведем, и его сумасшедшим хозяином. – Мне... это, пора. Друзья волноваться будут. Я пойду, если вы не против.

«Лесник» с медведем переглянулись, и, у парня возникла абсолютная уверенность, ухмыльнулись.

Ну-ну. Иди, парень. Посмотрим, куда ты придешь. – Неожиданно согласился «лесник», и ушел с поляны. Медведь глянул на парня не по-медвежьи выразительным взглядом, в котором прямо светилась легкая насмешка, и нырнул в кусты. Оставшись один, Илья сделал разворот через левое плечо, и опираясь на памятные ориентиры, медленно пошел обратно на полянку реконструкторов, к палаткам, музыке и водке. Особенно к последней... О, а вот и знакомая ель. Поднырнуть под ее ветви, и привет ролевикам... Опа! Парень резко затормозил на краю небольшой ухоженной полянки, на которой не было и намека на стоянку приятелей. Зато имелась небольшая изба, и еще какое-то длинное и низкое, рубленное строение. Все это невеликое хозяйство окружал небольшой жердяной забор. А на завалинке устроились давешний лесник с медведем, и сосредоточенно лопали чернику из лукошка. Илья выматерился, развернулся и побежал.

Когда он в восьмой раз вышел все на ту же полянку с заимкой, то просто плюнул на все, и подойдя к объедающимся ягодами хозяевами, молча присоединился к ним. Вскоре лукошко показало дно, и медведь, убедившись что больше халявы не будет, ушел, негромко рыкнув на прощание. «Лесник» хлопнул гостя по плечу, и поднявшись, открыл перед ним дверь в дом.

Заходи, Илюша. Садись к столу, чайком побалуемся. Закрепим, так сказать результат.

Какой результат? – Насторожился Илья, решив начисто игнорировать все странности в поведении хозяина, в том числе и знание имен незнакомых прежде людей.

Как какой? – Натурально удивился «лесник». – Черника-ягода, она друг мой коварная, сытое брюхо и пронести может, а пустое так укрепит, что потом неделю туалетная бумага без надобности будет.

Окончательно офигевший Илья безропотно вошел в дом, и устроился за старым скобленым столом, вросшим в центре небольшой комнаты. Хозяин тут же отошел куда-то за печь, большую, беленую как на советских иллюстрациях русских народных сказок, а когда вернулся, поставил на стол пару пиал, чайник и сахарницу. Наполнил бело-синие узорные пиалы духмяным, почти черным чаем, и подвинул одну из них гостю.

Ну что, Илюша, рассказывай, как попал в мой лес, что позабыл в здешних буреломах?

Какие здесь буреломы? – Удивился Илья. – Сколько ни шел, даже не споткнулся ни разу.

Вот как! – Почему-то обрадовался лесник. – Это замечательно, Илья. Хороший знак! Давай рассказывай, как тебя на Урал забросило.

Хоть бы представился... – Пробурчал тот.

И верно. – Усмехнулся «лесник». – Совсем я тут одичал, без человеческого общения. Лавром меня кличут, Илюша... Доволен? А теперь рассказывай.

И Илья рассказал. Как сорвали его с перспективных раскопок древнего капища (вон, оберег Перунов на груди, оттуда вытащили. Сохранность потрясающая!) в Москву, и уволили «по собственному», что бы не мешал золотишко в том раскопе найденное, прихватизировать. Как тем же вечером, в Сокольниках, встретил бывшего сослуживца, впавшего в детство, и размахивавшего текстолитовым мечом. И как, с подачи все того же бывшего лейтенанта, а ныне «капитана гвардии герцога Шверина», занялся изготовлением для его шатии-братии игровых доспехов. Благо, с какой стороны к горну подходить, Илье известно не понаслышке. И как спустя три месяца, все те же реконструкторы затащили его в поход на Урал...

Да, Илья. Угораздило же тебя. – Хмыкнул Лавр. – Ладно. Все что ты мог, рассказал, я все что хотел, увидел. Темно уже. Лезь на печь, и спи. А завтра я попробую тебя вывести к твоим реконструкторам...

Утро встретило путников туманом, и осенней свежестью. Илья наскоро умылся холодной дождевой водой из бочки, врытой у избы, и начал искать Лавра. «Лесник» обнаружился за длинным строением непонятного назначения. Он боролся... со вчерашним медведем. Илья от неожиданности икнул. Причем это не был бой насмерть. Противники сближались, и пытались заломать друг друга, а после того как кому-нибудь из двоих это удавалось, моментально раскатывались в стороны, и начинали сходиться заново. «Ни хрена ж себе, кунг-фу по-русски» - Пробормотал Илья. Всего увиденного им здесь, хватило бы, что бы навсегда утратить материалистический взгляд на мир... Но Илья и так обходился без этого самого взгляда достаточно давно... А посему, довольно быстро пришел в себя.

О! Ты уже проснулся? – Заметил гостя «лесник», и небрежно погладив вставшего на все четыре лапы медведя по кудлатой башке, направился к Илье. Мишка же, заметив опасливый взгляд гостя, тихо рыкнул, и мохнатой торпедой исчез в лесу.

Вместо завтрака, Лавр набил сумку едой, и через полчаса, они с Ильей уже вышли на еле заметную тропинку.

А ты странный, Илья. – Сообщил куда-то в пространство Лавр, когда они остановились перекусить. – Другой бы на твоем месте, кучу вопросов накидал, а ты молчишь... Неужели не интересно?

Любопытство - опасная черта. – Пожал плечами Илья, сам немало пострадавший от этой черты, как в армии, так и на гражданке.

Да, но без него скучно жить, не находишь? – Улыбнулся Лавр. Илья задумался, и прожевав бутерброд, кивнул.

Без него, любой человек, просто живой труп. – Резко ответил Лавр. – Знаешь... Впервые на моей памяти, Лес принял такого как ты. Я буду рад увидеть тебя снова. Приезжай ближе к зиме, Илья Находник. Может научишься чему-нибудь.

Может и приеду. – Не стал отнекиваться Илья.

Ага. Интересно стало! Значит, не так уж тебе нравится на печи лежать да лапу сосать. – Рассмеялся Лавр. – Это здорово. А теперь, иди. Пройдешь во-он меж тех сросшихся берез, только обязательно между ними. Потом перейдешь ручей, а там и поляна твоих реконструкторов... Ясно, Находник?

Угу. – Кивнул Илья. – Спасибо, что проводил, Лавр. Кстати, а почему «Находник»?

Так на Руси называли всех пришлых. Таких как ты, парень. – Голос Лавра затих. Илья обернулся, но странного лесника-лесовика рядом, словно и не было никогда. Даже трава не примялась там, где он только что стоял. Илья вздохнул, и двинулся указанным маршрутом.

О! А вы все стонали, «где Илья, где Илья»! – Капитан герцога Шверинского, он же Эдик Розумов, бывший лейтенант российской армии, хлопнул Илью по спине, и всучил банку пива. – Наша нигде не пропадет, да Илюха?

Точно, Эд. – Кивнул тот.

Слушай, а действительно, куда ты исчезал-то? – Поинтересовался Эдик, когда ажиотаж вокруг потерявшегося, а затем внезапно нашедшегося «члена экипажа», окончательно спал.

Там. – Неопределенно махнул в ночную темень рукой, Илья.

И что там? – Слегка опьяневший Эд мог достать своим занудством даже банкомат.

Выяснял одну важную вещь. – Шепотом ответил Илья.

Выяснил? – Настойчиво поинтересовался реконструктор.

А как же... – Ухмыльнулся Илья.

И что ты выяснил? – Продолжал наседать тот.

Что там наша тоже не пропадала. – Под пьяный хохот завершил «разводку» Илья. Эдик понял, что его накололи, и отвалил. А кузнец остался у костра, наблюдать как яркие искры устремляются к небу. Иногда, если смотреть снизу, от самой земли, кажется, что эти искры взлетая, не гаснут, а застывают на небосводе далекими звездами, и тихонько подмигивают наблюдателю...

На следующий день, похмелившийся отряд, под надзором Ильи аккуратно собрал весь накопившийся за пару дней мусор, и покинул место стоянки, что бы вернуться в пока еще душный город, к работе, семьям и проблемам.

Лавр стоял на высоком берегу реки, в тени уже покрывшейся золотым одеянием березы, и задумчивым взглядом провожал удаляющийся вверх по реке отряд. Стоило замыкающему скрыться из виду, как лесник вздохнул... и огненно-рыжей рысью метнулся в лес.

Не было счастья, да несчастье помогло

Ахает молот в кузне, шипит вода и масло, исходит яростным жаром горн. А кажется, что это молотом стучит пульс в висках, и паром обращается соленый пот, выступающий на пышущей огнем коже. Кипит работа. Час, другой, пятый. Но вот замер пневмомолот, угасает горн, двое пропахших железом кузнеца вываливаются из жаркой кузницы на мороз. И тот поначалу боится коснуться этих странных существ, закопченных, разгоряченных...

Все, Илюха. На сегодня закончили. – Мастер утер пот со лба, и с завистью глянул на своего молодого помощника, умывающегося снегом. Сам бы нырнул в сугроб, да супруга ругаться будет. Вон она, финансовый директор, блин, стоит у входа в офис, рукой машет.

Как, Роман Львович? Мы ж хотели ту ограду добить! – Удивился Илья, встряхнувшись так, что во все стороны только капли полетели.

Сегодня, не выйдет. Уж извини. Супружница моя, к делам припрягла. – Развел руками мастер. – Давай на днях. Я звякну.

Лады. – Кивнул Илья, и пошел одеваться. Нельзя сказать, что он был шибко рад, что сегодня не пришлось работать допоздна, зато теперь у него появилась возможность полноценно выспаться. А то ночью сон ни к черту. То давешний «лесник» привидится, да на острых железках махать вроде как учит, то вообще какой-то старик невообразимо древний, всю ночь на него пялится своими жуткими бездонными зенками... В общем, не сны а одно мучение. Единственная радость, это днем поспать. Как убитый, ни снов ни видений, красота! Правда в полночь Илья все равно отрубается, сколько кофе не пьет. Ну да ладно. Особой мороки от того нет. Потому и к людям в белых халатах сдаваться не станем. От них потом хрен выберешься.

Илья сам не заметил как добрался до дома, поднялся на последний этаж родной «хрущобы»... и вдруг насторожился, сам не зная почему. В душе поселилась четкая уверенность, что дома кто-то чужой. Это было странно, поскольку кроме генеральской дочки – жены Ильи, никого другого в квартире быть не могло. Парень тихо открыл дверь, и осторожным крадущимся шагом прошел по короткому коридорчику к двери в их с Иркой спальню. Прислушался... и тихо хмыкнув, удалился на кухню.

В анекдотах такая ситуация называется «возвращается муж из командировки...». Илья постоял у окна, заварил себе кофе, и закурил. В груди поселилась пронзительно холодная пустота. Словно кто-то вынул его потроха, а оставшееся свободным место, обдал жидким азотом. На частично разоренном любовниками столе, нашелся коньяк, полбутылки которого, Илья тут же и проглотил, словно в надежде что огненная жидкость растопит лед и наполнит не только желудок, но и душу. Не вышло. Парень устроился на подоконнике, и уставился куда-то вдаль.

Скоро в коридоре послышались шлепки босых ног, и на кухню ввалился их обладатель. Увидел Илью, хрюкнул и попятился.

Куда это ты? А поздороваться? – Удивился кузнец, узнав Иркиного сотрудника. Тот что-то пробулькал, и через мгновение, одним прыжком оказался у входной двери, а там и выскочил вон. Как был, в одних трусах. На шум захлопнувшейся двери выглянула Ирина. Илья окинул ее оценивающим взглядом.

На Ленинградке, больше сотни не заработаешь. – Заметил жене, и пока та в ступоре смотрела на происходящее, Илья выудил из кармана мобильник, и набрал номер тестя. – Виктор Борисович, здравствуйте. Извините, вы не могли бы подняться к нам в квартиру?

Илья крайне редко обращался к тестю так официально. Последний раз генерал слышал от него такую речь, когда Илья просил у него руки Ирины, три года назад. Живший двумя этажами ниже, генерал вошел в квартиру зятя, спустя пару минут после его звонка. За это время Ирина не проронила ни слова, только буравила Илью таким ненавидящим взглядом, словно это он, сволочь, ей изменил, да еще и ограбил.

Виктор Борисович оповестил о своем приходе гулким смехом.

Поднимаюсь к вам, а на лестнице что-то шебуршит. Ну, думаю, опять молодняк стены поганит. Гаркнул, а оттуда мужик в одном исподнем, ка-ак порскнет! Ну чисто заяц. – Поделился тесть, но взглянув на бесстрастную физиономию Илья, осекся. Глянул на стол, с явными следами романтической встречи... и тяжко вздохнув, присел на край табурета.

Так это что, он отсюда...? – Тихо спросил тесть. А тут и Ирина выплыла из ванны, изображая «Снежную королеву». Увидев дочь, генерал смачно выматерился.

Вот так, дядь Вить. – Развел руками Илья.

Ясно. Что решать будем, лейтенант?

Что значит «решать»?! – Вызверилась Ирина. – Я вам что, вещь?!

Захлопни рот, шалава. – Сухо бросил тесть, и выжидательно посмотрел на Илью. Жаль было парня. Куда как жаль! А дочь... Ну что ж. Значит его вина, отцова. Не так воспитывал.

Дядь Вить. Я у тебя ее забрал, тебе и возвращаю. Хоть и стыдно, а другого выхода я не вижу. – Произнес кузнец. Тесть хмуро кивнул.

Прости, Илюха. Не думал я, что оно вот так у вас выйдет.

Ирина не проронила ни слова, ошеломленная грубым приказом отца. Таким она его еще никогда не видела. Да и Илья... Хорош гусь... каменный.

Вечером, отставной генерал сидел у себя на кухне, и молча смотрел телевизор, время от времени опрокидывая в рот стопку. А дочь в это время выкладывала матери, собственную версию событий, щедро сдабривая рассказ слезами и всхлипами, до тех пор, пока их не оборвал хлесткий звук пощечины. Видно и Марии Ильиничны нервы не выдержали. Да что уж теперь? Раньше надо было учить, пока дочь поперек лавки умещалась...

Этой ночью Илья вновь провалился в сон с Лавром. Лесник, ни слова ни говоря, кинул парню тяжелую саблю, и по поляне закружился стальной вихрь. Свистят клинки, рассекая тугой воздух, клацают зубы от мощных ударов, и льется, льется над поляной яркий серебристый свет, освещая все вокруг. Сияние его становится нестерпимо ярким, и Илья понимает, что нет у него в руке сабли, а тело не укрывает гибкая броня доспеха. И сидит он напротив старого, высохшего словно египетская мумия старика, и тот повелительно смотрит в его глаза. Вот встретились взгляды, и Илья понимает, что его все глубже и глубже затягивает в темную бездушную бездну, прятавшуюся за подслеповатыми окнами водянистых глаз старого Велемира. Именно так звали этого зловещего дедушку. Илья был уверен в этом так, как бывает уверен только спящий человек. И именно эта уверенность, убеждала его по утрам, что все увиденное, всего лишь сон. Яркий, последовательный, запомненный до мельчайших деталей, и тем не менее, только сон.

Сегодня, у Ильи все валилось из рук. От вчерашней холодной отстраненности не осталось и следа. Грудь разрывалась от тупой боли потери и нанесенной обиды, а лицо то и дело стягивала маска недовольства и злобы. Мастер не преминул заметить происходящее с помощником, и во время обеденного перерыва положил руку ему на плечо.

Илья, с завтрашнего дня ты в отпуске. На месяц. И пока не придешь в норму, на глаза мне не попадайся. Ясно? – Сказал, как отрезал. И не поспоришь ведь с ним. Ухмыльнется только, да приказ об отпуске всучит. Для ознакомления. Илья вздохнул. А может так и надо? Съездить куда-нибудь отдохнуть... развеяться. Вон и Лавр приглашал на свою заимку с чудесами...

Стоило принять решение, и Илье сразу как-то полегчало. Он даже договорился с кузнецами-соседями, вечером пойти попить пивка в местном баре. Благо пятница – всероссийский праздник.

В баре шумно, недалеко от их стола уже гуляет компания работяг с завода, где кузнецы арендуют помещения. Быть большому махалову! Обычно Илья в этих разборках меж пролетариями-заводчанами и капиталистами-кузнецами (не на государство, на себя работают), участия не принимает, но сегодня... Льется водка, осаживаемая пивом, бурлит кровь и требует выхода накопившаяся со вчерашнего дня злость. О, а вот и пролетарии на наших полезли! Эх, размахнись рука!

Замутненное алкоголем сознание Ильи, еще выхватывает отдельные эпизоды битвы, перемежаемой треском мебели и визгом каких-то левых дам, а потом раздается звон разбитой витрины, вой «луноходов», и ноги сами уносят кузнеца куда-то на улицу, а голос созывает «соратников».

Ушли. Сегодня за веселье будут платить заводчане. Как впрочем, и в прошлый раз. Кузнецы закуривают, смеются, потирая проступающие синяки, а Илья, поняв, что перебрал, быстро прощается с коллегами, и идет на соседнюю улицу, через сквер.

Опа! А это уже не порядок. От увиденного, Илья моментально протрезвел. Еще бы! Только что, он пробирался на соседнюю улицу, что бы не нарвавшись на ментов, спокойно поймать тачку до дома, и вдруг оказался на знакомой поляне, где закутавшись в сугробы расположилась заимка Лавра. От Москвы до Урала, за несколько минут! А вот и хозяин, и судя по виду он огорошен не меньше гостя.

Ты откуда взялся? – Крякнул «лесник», а Илья стоит в сугробе, да плечами пожимает. А уж перегаром от него несет! Лавр вздохнул, помог выбраться гостю из снега, и провел в дом. – Идем уж, чудо! Видно тебе на роду написано, всю жизнь лезть куда ни попадя.

Это как? – Захлопал глазами Илья, поудобнее устраиваясь на лавке.

Как-как... – Передразнил Лавр. – Как сюда попал, понял? Захотел меня проведать, нажрался, да лесом пошел... и принимай гостя, Лаврушка. Скажешь, нет? Чего молчишь, Находник?

Лавр повернулся к притихшему парню, но тот, разомлевший в жарко натопленной комнате, уже сопел в обе ноздри.

Дембель не предусмотрен.

Лавр в очередной раз пожал плечами, и подвинул собеседнику пиалу с душистым чаем. Спор, который они вели, изрядно поднадоел «леснику». Но не станешь же оборачиваться рысью, только для того, что бы доказать юнцу свою правоту! То есть можно было бы, да за такие шутки боги по головке не погладят...

Видать, так боги решили. – Снова вздохнул Лавр.

Да что ты заладил, «боги, боги»! – Вспылил Илья. – Должно же быть какое-то рациональное объяснение, моему появлению в твоем лесу?!

Какое? – Поинтересовался Лавр. – Зеленые человечки принесли?

Издеваешься. – Констатировал Илья.

Почему же? Мне действительно интересно. А вдруг ты и в самом деле найдешь какое- то объяснение... – Усмехнулся «лесник», но тут же посерьезнел. – Видишь ли, я точно ЗНАЮ, как ты сюда попал. И ты знаешь. Как-никак сам шел. Вот только поверить в это не можешь. Ну вот я и подожду, пока ты сам себе этого не докажешь. Все легче, чем глотку рвать.

Вот так?

Вот так. – Подтвердил Лавр. – Эх, и чего я дурак, тебя вместе с твоими попутчиками тогда в болото не завел, то-то радости криксам, да болотнику было! А уж насколько мне сейчас спокойнее пришлось?!

Илья фыркнул.

Не веришь, что я смог бы? - Усмехнулся Лавр, и прислушался к какому-то шороху. – Или в болотных крикс не веришь? Если последнее, то просто на пол глянь, у печки. Только тихонько.

Илья чуть повернул голову, и обомлел. У печи сидело нечто, похожее на растрепанную куклу, но в аккуратной, даже где-то щегольской, расшитой крохотными красными узорами, льняной рубахе и синих штанах, из которых торчали меховые лапы. И это нечто, спокойно пило молоко, налитое в миску. Илья моргнул, и живая кукла исчезла.

Эт-то что? – Булькнул парень.

Домовой. – Спокойно ответил Лавр. Тут же раздался глухой стух падающего тела. «Лесник» хмыкнул, встал из-за стола, и подняв Илью словно пушинку, перенес на лежанку.

Ох и хлипкая нынче молодежь пошла. – Проворчал Лавр, укрывая бесчувственное тело теплым одеялом.

А на следующий день началось учение Ильи. Почему он тогда же не ушел с заимки, парень и сам не мог сказать. Любопытство наверное... да и понимал, что стоит покинуть этот лес, как все его легкое настроение тут же рухнет, и снова припомнятся проблемы и обиды, чуть не вытрясшие из него душу. Это если совсем честно.

И полетели дни. Время от времени, Лавр устраивал Илье жесткий спарринг, во время которого, парня охватывала ощущение какой-то нереальности происходящего. От «Лесника» просто невозможно было улизнуть. С раздражающим Илью постоянством, Лавр оказывался точно на пути парня, и тут же уводил бой в партер. Избавиться от хватки этого жилистого человека было почти невозможно, и когда Илье это впервые удалось, ошеломлены были оба, и ученик и учитель. Лавр, правда моментально пришел в себя, и довольно улыбнувшись, кинулся в новую атаку. С этого момента, кроме борьбы, во время которой тела борцов казалось намертво прирастают друг к другу, Лавр ввел в спарринг ударную технику. И первым же легким хлопком в солнечное сплетение, отправил Илью в нокаут. Как всегда после проигрыша, а Илья так и не выиграл ни одной схватки с учителем, парень отправлялся на хозяйственные работы, которых предостаточно в любом деревенском доме. А уж на лесной заимке... Помогая Лавру, Илья и сам не замечал, как меняется. Как привычно у него выходит то, чего раньше он не только не умел, но и не подозревал о существовании таких умений в природе. Услышать лося за десяток километров, не вопрос. Успокоить кабана встретившегося на тропинке, и это можно. И много-много всякого иного. Правда, долгое время Илья не замечал происходящих перемен. Первое понимание пришло, только когда Илья во время очередной недельной «прогулки по лесу», напоролся на шатуна, и привел его к Лавру. Увидев сидящего на пятой точке худющего медведя, и стоящего рядом с ним в немом изумлении от собственной выходки Илью, Лавр усмехнулся.

Нахлебника притащил. – Стирая улыбку, проворчал «лесник».

Да я же... а он... вот и... – Пробормотал Илья, но Лавр, не слушая его, отправился в ледник, и вернулся оттуда, с оленьей ногой на плече. Медведь повел носом, но остался на месте. Илья недоуменно глянул на зверя, и тот, словно получив разрешения, ухватил мясо.

М-да. Этак он наши запасы за две недели подъест. – Озабоченно произнес Лавр, и протянул Илье нож. – Иди на охоту.

С этим? – Возмутился Илья. – И кто на кого будет охотиться? Я на оленя, или волки на меня?

С волками договоришься. – Отмахнулся Лавр, и уже на полпути к дому проговорил. – Человек может все.

Илья глянул на терзающего оленину медведя, и почему-то поверил словам «лесника». А через день приволок на заимку тушу лося. Рассказать кому, как волки загоняли для него этого здоровяка, никто не поверит! Правда, не за просто так. Пришлось им отдать второго сохатого, Да еще и разделать, чтоб клыкастым удобнее его рвать было...

Илья с восторгом завалился на лежанку, и почти тут же провалился в опостылевший за полгода сон.

Лавр, только честно, с этим дурацким сном, тоже твои шуточки? – Утром поинтересовался у «лесника», Илья.

Шуточки?! – Возмутился Лавр, и ухватив ученика за руку потащил за сарай. – Стой здесь.

А сам, на мгновение скрывшись в низкой постройке, вернулся с двумя саблями.

Держи! – Разъяренный Лавр метнул Илье один клинок, и тот вонзился в землю у его ног. – Посмотрим, какие это шуточки! Защищайся, щенок!

Двое замерли против друг друга, на искрящейся снежным покрывалом поляне. Мгновение, и два стремительных, смазанных силуэта сошлись в неистовом танце. Легко звякнула сталь, и один из клинков вонзился в дерево, а другой прижался к шее Лавра, удерживаемый рукой Ильи.

Вот так-то. А ты говоришь – шуточки. – Прохрипел Лавр, сверля Илью суровым взглядом так, словно это он держит бритвенно острое лезвие у яремной вены кузнеца. – Если бы ты учился этому наяву, тебе и десяти лет не хватило, что бы дойти до такого мастерства... А теперь помоги мне встать, Находник.

Так это взаправду? – Охренел Илья, убирая саблю. Перед его глазами пронесся только что выигранный бой. Кисельный воздух рассекаемый саблей, медленные движения противника, от которых так легко уклоняться... и оглушительная тишина вокруг.

Нет, понарошку. – Хмыкнул отряхиваясь от налипшего снега Лавр, но взглянул на ученика и посерьезнел. – Я не поддавался, если ты об этом. Так что ты победил меня в честном поединке. А значит вечером, я отведу тебя в одно место. Посмотрим, что скажут тебе боги...

Илья хмыкнул. А вечером, Лавр кликнул кузнеца, и две тени скользнули меж деревьев. К удивлению Ильи, сгустившаяся вокруг тьма совершенно не мешала ему видеть, да и Лавр, похоже не страдал от отсутствия света. Час «волчьего шага» (того самого, что привел пьяного в дупель Илью на заимку Лавра), и оба путника оказались на заснеженной поляне, в центре которой высилась громада частокола, древнего словно окружающий их лес. От растрескавшихся, покрытых какими-то странными наплывами бревен буквально веяло теплом и такой седой древностью, что мурашки пробирали до костей. Скрипнули отворяемые руками Лавра ворота, и Илья охнул. Его взору предстало капище. Могучие фигуры из дерева, словно окружили Илью. Лавр поклонился на восемь сторон, и пристально глянул на кузнеца. Парень поежился, и сделав шаг вперед, повторил действия «лесника». Тут же сами собой захлопнулись ворота, отрезая людей от внешнего мира. В центре утоптанной поляны, на которой как и на идолах не было ни одной снежинки, ярко полыхнуло пламя костра, и тут же опало, расстелившись ровным огненным ковром. Сверкнули в свете этого костра серебряные усы Перуна, под ликом которого встал Лавр. Илья подошел к своему «Вергилию», и тот ни говоря ни слова, ухватил парня за руку. Молнией блеснул в руке Лавра изогнутый нож. Илья не успел отшатнуться, и бритвенно острое стальное жало, полоснуло его по запястью. Закапала в подставленную ладонь Лавра, кровь. Илья в ступоре наблюдал за происходящим. Шлепки капель крови отдавались в его ушах мерным грохотом барабанного боя. Кузнец, преодолевая сопротивление собственного тела, посмотрел в глаза Лавра, и увидев в них ту самую бездну, что приходила к нему каждую ночь в облики старого Велимира, захрипел от беспредельного ужаса, и рухнул наземь. Тело несчастного забилось в судорогах, и внезапно вспыхнув, исчезло.

Замер мир. Погас огненный ковер, суровые лики славянских богов погрузились во тьму, и Лавр шаркающей походкой покинул святилище. Закрыл ворота, и бросив последний взгляд на массивные створки, пробормотал, - Эх, Илюша. Ты уж прости меня старого, что ни словом не обмолвился, не рассказал всего. Да не в моей то было воле. Прости если сможешь...

От грозных и огромных пифов

До тонких, выточенных скифов,

Амфоры, лекифы, фиалы,

Арибаллы и самый малый

Киликий, все - живое чудо:

В чертах разбитого сосуда,

Загадку смерти разреша,

Таится некая душа!

В. Брюсов, «Эгейские вазы»

Почти во всех книгах по античной культуре (в том числе и в этой) вы найдете иллюстрации, переснятые с греческих ваз. В каждом музее, где есть такие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: «кратер», «ойнохоя», «килик»… Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты, как нынешние вазы. Но это не так. Перед нами - бытовая утварь, античный ширпотреб. Лишь немногие из этих сосудов были только украшением - например приношениями богам. Остальные служили своему хозяйственному назначению: иные в застолье, иные в кладовой. И даже не в богатых домах, а в домах среднего достатка. В богатых предпочитали сосуды металлические - они не бились. Но металл был дорог, дерева в Греции мало, а хорошей глины - много, особенно в Аттике, где изготовлялись самые лучшие вазы. Так в глиняных домах люди жили с глиняной посудой.

Очертания греческих ваз. В верхнем ряду - три кратера, амфора и гидрия-ведро. В нижнем ряду - пузатая пелика, кувшин-ойнохоя, блюдце-килик, маленький лекиф, кубок-канфар, черпак-киаф и чашка-скиф.


Красивые названия этих сосудов переводятся на русский язык очень легко. Пифос (пиф) - это глиняная бочка для хранения припасов; она была почти шарообразная (чтобы больше вместилось) и очень большая, именно в такой бочке жил нищий мудрец Диоген. Амфора - это бочонок поменьше и с ручками: не для хранения, а для перевозки и переноски вина и масла. Он строен, как человек; «устье», «шейка», «плечи», «тулово», «ножка» - называют археологи его части. Гидрия с тремя ручками - это ведро, в нем женщины на головах носили воду из колодца или родника в дом. Колоколообразный кратер - смеситель, в нем смешивали вино с водой по уже знакомому нам трезвому греческому обычаю. Жерло вулкана называется «кратер» за сходство с широким раструбом именно этого сосуда. Ойнохоя - кувшин с тремя устьицами, чтобы можно было наливать вино одновременно в три чаши. Киаф - черпак на длинной ручке, но он обычно делался не глиняный, а бронзовый, чтобы не разбивался в пьяных руках. Пили налитое вино чаще всего из блюдец, реже - из чашек или из кубков. Блюдце на ножке называлось «килик» («киликий» у Брюсова значит «маленький килик»). Чашка без ручки называлась «фиал» (отсюда нынешнее слово «пиала»); чашка с ручкой - «скиф»; кубок со вскинутыми, как крылья, фигурными ручками - «канфар» (жук); кубок, имеющий форму звериной морды, - «ритон». Это все - сосуды для пищи и питья. А для душистого масла, которым натирали тело, были другие, как наши флаконы: стройные лекифы в виде маленьких амфор и пузатые арибаллы в виде маленьких пифосов.

Все сосуды расписывались черным лаком по красно-рыжей обожженной глине. Более старая манера росписи была чернофигурная, более новая - краснофигурная. При чернофигурной фон оставался красным, фигуры покрывались черным, а по черному процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица. При краснофигурной росписи, наоборот, фон заливался черным, а фигуры оставлялись красными, и на них наносились черные линии, складок и прочие подробности. Это было и красивее и практичнее. Красивее, потому что по светлому можно было выписать больше мелочей: например, чернофигурные головы можно было изобразить лишь силуэтом в профиль, а краснофигурные - также и в фас. Практичнее, потому что когда весь фон черный, то больше поверхности покрыто водонепроницаемым лаком и сосуд лучше держит жидкость.

У амфор, кратеров, ойнохой расписывались бока, у блюдец-киликов - круглые донца. Вписать живое изображение в крут так, чтобы оно его заполняло равномерно и симметрично, очень нелегко. Греки умели это делать замечательно. Темой росписей были главным образом мифологические сцены (особенно в чернофигурную эпоху: поединки героев очень выразительны в черном профиле). Потом появились и сцены из комедий, и бытовые изображения - шествие, состязание, хоровод, школа, рынок, мастерская литейщика, - и, конечно, зарисовки застолий: расписывая килик, мастер с удовольствием изображал на нем веселых остробородых мужчин, которые, угловато раскинувшись на ложах, подносят к губам точно такие же килики. При фигурах надписывались имена, а иногда и реплики. Знаменитая ваза в петербургском Эрмитаже изображает мужчину, юношу и мальчика, показывающих взглядами и жестами на ласточку в небе и переговаривающихся надписями: «Смотри, ласточка!» - «Клянусь Гераклом, правда!» - «Скоро весна!»

Не так уж часто ищу я примеры позитивного мышления в недрах западноевропейской культуры. Чаще всего мне приходит на ум мудрость Востока - китайский даосизм, японский дзен, древние индийские джатаки... Но пришло время поучиться мудрости у Запада.

Понять смысл этой чудесной поговорки - значит понять саму суть западной культуры, ведь именно с фантастического рывка, сделанного греками древности, пошёл счет нашей современной цивилизации. Выходит так, что мы с Вами, всем, что у нас есть хорошего, обязаны именно этой поговорке.

Для того, чтобы повысить свою личную креативность, всегда надо подпитываться примерами из классической истории. Ведь почти вся история - это в общем-то история креативных личностей, не так ли? Не креативные люди в историю не попадут.

Когда-то греки были бедным, малочисленным народом (а точнее, сборной солянкой из разрозненных, враждующих племён). Они вели сумрачную, небогатую жизнь , во всём полагаясь на своих грозных богов. А фактически, они зависели от своих мощных и жестоких соседей - персов и египтян. Эти два древних мегагосударства были ярким образцом восточных деспотий - и они попортили много крови всем народам Древнего Мира. В Древнем Мире ещё не существовало такого понятия, как «восток-запад». Всё, что было тогда, было - Древний и жестокий к человеческой личности Восток.

И вот некогда (около 30 веков назад) в мире произошло чудо . Это чудо было самым настоящим, и его до сих пор не могут разгадать учёные - так и говорят они, в непохожей на себя манере: «Произошло чудо! И точка».

Что же то было за чудо? А получилось так, что проживающий в бассейне Эгейского моря, маленький, жалкий, не имеющий ни флота, ни армии, ни науки народец вдруг за какие-то 50-80 лет стал родоначальником великой культуры, которую мы теперь называем - Западноевропейская цивилизация. И основана она на признании индивидуальных прав человеческой личности. На признании мощи человеческого ума. На уважении к «Я».

За короткий промежуток времени эллины добились следующих фантастических результатов:

1. украли или купили разрозненные архаические знания египетских жрецов о Вселенной и превратили их в точные науки современного образца, позволяющие вычислять и предсказывать всё что угодно, на основе знания имеющихся законов природы;

2. построили маневренный флот и защитили его самым мощным оружием того времени - «греческим огнём»;

3. стали гегемонами всех известных морских путей того времени;

4. обогнали в международной торговле её традиционных лидеров - финикийских купцов и стали продавать всему миру свои товары;

5. ликвидировали неграмотность - каждый грек умел читать и писать;

6. разбили силами 1:10 (не в свою пользу) самую многочисленную и организованную военную машину того времени - армию персов. И, кстати, после этого вообще стёрли цивилизацию персов с лица земли.

7. Осознали себя единым народом;
8. сделали греческий язык языком культуры, на котором говорил и думал весь тогдашний цивилизованный мир;

9. Отказались от своих старых богов и придумали новую единую религию, ставшую главной мировой религией - христианство.

Правда, последние два пункта греки осуществили конечно не за те уникальные 50 лет, которые в науке считаются «волшебной точкой» грандиозного слома эпох.

Так почему же это всё-таки удалось древним грекам? За что такому маленькому народу такое большое счастье?

Существует ещё одна, важная для понимания поднятой нами темы греческая поговорка:

«Ничего слишком».

Великие греческие ораторы переосмыслили эту коротенькую народную мудрость, создав следующее крылатое выражение: «Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего».

Но как же это всё можно связать: творческие успехи со скромностью, экспансию с жизненным минимализмом? Как можно «не желая большего», завоевать весь мир?

Ответ прост - да только так и можно!
Ошибка перфекционизма

Греки всегда были победителями, но никогда при этом не были перфекционистами. Им не давала быть перфекционистами сама природа.

О чём всегда думает настоящий перфекционист-невротик? Он думет о том, что все его успехи и способности - ничто, по сравнению с успехами и сособностями соседа. И от осознания этого, начинает себя загонять, растрачивая силы и эмоции в бесплодном соревновании.

У настоящего перфекциониста всегда - только видимость работы, видимость роста - на деле он просто паникует, суетится и бьётся в истерике. А это никогда не ведёт к победе. И ещё, главное - перфекционист никогда сам себя не уважает, не любит, не ценит...

Греки же, своё триумфальное шествие по мировой истории начали с первого простого шага - с уважения к самим себе.

Как же они это сделали? В чём реально было выражено это «уважение к себе»? А это весьма интересно!

Мы - не рабы!

Когда историки в один голос твердят о том, что рождение европейской цивилизации на бесплодных греческих островках - это необъяснимое наукой чудо, они всё-таки находят одно объяснение этому «чуду», правда считают его не совсем достаточным, для того, чтобы объяснить чудо ТАКОГО масштаба. А всё же, достаточен этот факт для того, чтобы объяснить рождение европейской цивилизации из ничего, или нет - судить Вам.

Дело в том, что великий и легендарный греческий политик («отец» политики как таковой) афинянин Солон дал своими реформами толчок к тому, чтобы всё это началось - строительство нации, победа над персами и вообще, всеобщий подъём. А точнее, свою роль сыграла всего одна реформа - отмена долгового рабства. До реформ Солона любого грека за невыплаченные долги продавали в рабство. А долги у греков имелись, так как земледельцы (а половина греков были, если не торговцами, то земледельцами) всегда берут кредит под следующий урожай. Урожаи же предсказать невозможно. Вот и не могут фермеры расплатиться с кредитом. И до реформы Солона такие греки-фермеры становились государственными рабами...

Но вдруг Солону пришла в голову мысль: «Грек не может становиться рабом, просто потому что он...грек!» Даже если он задолжал денег (хоть это и это очень важно), он всё равно не может становиться рабом!

И вот, когда эта мысль Солона дошла до каждого грека в виде нового политического курса, началась совсем другая культура, породившая ту самую великую эпоху. Учёные говорят, что в этот момент на греческих островах и в удалённых материковых колониях в один момент родилась нация и это была нация победителей. У них ещё к тому времени не было никакой материальной культуры, чтобы было что противопоставить персам. У них была духовная культура - сила, которую даёт самоуважение. И самоуважение это было прописано в законе, который никто не смел отменить по своей прихоти!

Уроки, которые нам необходимо извлечь

Итак, если мы хотим чего-то добиться в жизни, совершить прорыв (а любое развитие только так и происходит - скачкообразно) и хотим, чтобы этот наш прорыв позже назвали «уникальным, необъяснимым чудом», нам нужно держаться трёх постулатов, ведущих нас через тернии к звёздам:

1. Ничего слишком!
2. Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего.

Эти три правила, если ими руководствоваться в жизни, позволят Вам:

А) трезво оценить имеющиеся у Вас ресурсы,
б) испытать благодарность за то, что они Вам даны,
в) не переживать попусту из-за того, что у Вас нет большего числа ресурсов,

Г) спокойно двигаться вперёд, к своей цели

И, наконец,

Д) стать победителем, вопреки всем прогнозам скептиков, привыкших посыпать голову пеплом и требующих этого же от других.

И начинать так думать, и так жить, нужно с самого раннего детства. Ведь именно в детстве человек максимально подвержен заражению вирусом глупого перфекционизма, который при всех своих «благих порывах», на самом деле не даёт нам продвинуться ни на шаг, сковывая нас робостью, занижая нашу самооценку.

Поэтому, если у вас есть дети, прочитайте им следующее стихотворение, которое в шутливой и лаконичной форме итожит всё то, о чём я так долго рассказывала на материале истории первых веков нашей цивилизации. А если у Вас нет детей, то обратитесь к своему Внутреннему Ребёнку, хотя наш Внутренний Ребёнок и сам знает, где живёт истина, а где - самый визгливый из всех поросят...

Поросята

Весной поросята ходили гулять.
Счастливей не знал я семьи.
Хрю-хрю - говорила довольная мать,
А детки визжали: И-и!

Но самый визгливый из всех поросят
Сказал им: О, братья мои!
Все взрослые свиньи «Хрю-хрю» говорят,
Довольно визжать нам «И-и»!

Послушайте, братья, как я говорю!
Чем хуже я взрослой свиньи?
Бедняжка... Он думал, что скажет «Хрю-хрю»...
Но жалобно взвизгнул «И-и»...

С тех пор перестали малютки играть,
Не рылись в грязи и пыли,
И всё от того, что: не смели визжать!
А хрюкать они не могли...

Мой мальчик! Тебе эту песню дарю.
Рассчитывай силы свои.
И если сказать не умеешь Хрю-хрю,
Визжи, не стесняясь, И-и!

error: