Надо ли вести ребёнка к логопеду? И как научить его говорить правильно на дому. В развитии речи важно не упустить золотое время

Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обращать внимание?

Пусть время работает на вас: речь ребенка до 3 лет

Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной, нужно лишь найти логопеда, который специализируется на работе с малышами.

Для того чтобs понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка.

Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить . Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание.

В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги : «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя. Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией. Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания.

К 1,5 годам начинает самого крохи. В этом возрасте малышам пора употреблять простые слова: «мама», «папа», «дай», «ав-ав» и т.д. В 1 год словарный запас малыша пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но ребенок осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день.

Уже к 2 годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями . Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

Речь ребенка от трех до пяти

Даже деткам, в речи которых родители не замечают особенностей, имеет смысл посетить кабинет логопеда в возрасте 3-4 лет. Есть и явные отклонения, которые нуждаются в коррекции с помощью специалиста. Опять же, в зависимости от возраста ребенка, к его речи предъявляются разные требования.

В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат малыша хорошо развит. Ребенок должен уметь выполнять простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.д. В этом же возрасте проверьте, может ли кроха воспроизвести простой ритм. Отсутствие этих навыков должно встревожить заботливых родителей. Логопед в таком случае не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат.

Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Обратите внимание на эту особенность в речи крохи, когда будете консультироваться с доктором. А вот правильного произношения всех звуков пока может и не быть. Оно может сформироваться только к 5 годам.

Если ребенок пока не умеет говорить «ш», «щ», «р», «л», в три года это не повод бежать к логопеду. Шипящие и сонорные («р», «л») звуки самые сложные, они могут появиться в речи маленького оратора последними. Понаблюдайте, как малыш произносит слова с этими звуками. Если пропускает их, на данном этапе это не страшно. А вот если вместо «л» произносит «в», «р» произносит гортанно , на французский манер, лучше все-таки посетить специалиста. Любое искажение звуков нужно исправлять. Своевременная коррекция поможет сделать так, чтобы неправильное произношение не закрепилось.

В 4,5-5 лет ребенку пора не только правильно произносить все звуки, но и уметь составлять связные предложения . Попросите малыша описать картинку или событие. Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, это отклонение от нормы. Понаблюдайте некоторое время, реагирует ли кроха на ваши исправления, и если прогресса не будет, побеседуйте со специалистом.

Как видите, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи малыша не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.

Анастасия Михайлюк специально для www.сайт.

При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www..

Добавить комментарий

К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Валентина, если у Вас нет возможности обратиться к логопеду, то Вам могут помочь несколько наших советов:

1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук в начале, середине, конце слова, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.

2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.

3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием. Добиться результатов вы сможете только при условии положительных эмоций ребенка.

Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.

«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.
«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).

4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты; с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.

5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).

Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.

То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук!

6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.

7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.

8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.

9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.

Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или:

Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.

Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».

Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель, свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам. При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный, у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей.

Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ, сказку.

Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены сторицей. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка.

Рассказывает сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Кисилева.

— Смотрите, а на елке сыски висят.

...Мы с Мишкой так и покатились.

Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — «сыски»...

— Я правильно сказала сыски! Это у меня зуб вывалился и свистит...

— У меня целых три вывалилось, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки!

...Глядя на них я так хохотал, что даже проголодался...

Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

В. Драгунский «Заколдованная буква »

Картавить разрешается

Произносить звуки неправильно детям разрешается до 4,5-5 лет, говорят логопеды. Более того, в этом возрасте они имеют полное право на коверканье слов. У них еще идет формирование звукового строя речи, и дети как бы пробуют разные варианты звукопроизношения.

Ребенок может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука «р» или твердого «л»... К 4-5 годам произношение обычно самостоятельно выправляется и помощь логопеда большинству детей не бывает нужна.

На самом деле неумение четко произносить пресловутое «р» или «ш» - не самая большая беда в жизни. И логопеды иногда высказывают крамольную мысль: ну и пусть не выговаривает... Если только вы не прочите своему малышу карьеру политика или актера и «лыба» не вызвана патологией речи.

Чем старше ребенок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможным. Так что, если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи у подростка вам будет трудно.

Но иногда (и, к слову, в последнее время все чаще и чаще) неумение говорить правильно бывает вызвано у ребенка именно патологией речи. И вот тут уже плохая дикция обернется трудностями при письме и чтении, а, значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда вам не обойтись.

В то утро я быстро справился с уроками, потому что они были не трудные. …Я сочинил предложение: «Мы построили салаш». А больше ничего не было задано.

В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера»

Не теряйте гласные!

Насторожиться и заподозрить, что не все с речью вашего ребенка в порядке, родители должны при таких ошибках.

Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо слова «шапка» он говорит «сапка» - это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяет их.

Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, а даже если ему 2 года и он только заговорил, ведите его к логопеду.

Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 3, и даже в 4 года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов.

Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака».

Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные - это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется в двух-трехлетнем возрасте.

Ребенку больше 3,5 лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями.

Точно так же, как если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через рот, а ведь наша речь предполагает носовое дыхание.

А у нас сегодня кошка

родила вчера котят…

С. Михалков «А что у вас?»

Кто припас словарный запас?

Логопед не только «ставит» звуки, он проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и зрительная память… Умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами…

К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды… К сожалению, сегодня без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Хорошо, когда в семье есть бабушка, которая и сказку почитает, и переключит боевик на отечественный мультик. Но даже чрезмерно занятые папа и мама могут выкроить минуты для разговора со своим малышом. Просто в то время, когда вы варите борщ, меняете колесо в машине, работаете на компьютере, поясняйте ему, что вы делаете.

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одного стихотворения - это тоже повод обратиться к логопеду.

Три года - возраст почемучек. Но дети, которые плохо запоминают, - мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы. Нелюбознательность ребенка - тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана не особенностями развития, а неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложненной маминой беременности или тяжелых родов.

К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 годам и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

Перед школой надо уже четко знать, где «право», где «лево», что такое «вчера» и что такое «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушено зрительное и временное восприятие.

Так что на самом деле всем детям перед школой полезно посетить логопеда. Специалист посмотрит, соответствует ли развитие вашего ребенка возрасту, и подскажет, на что надо обратить внимание и как вам с малышом в преддверии школы заниматься.

Игры, тренирующие речь

У кого ловкие чуткие пальчики - у того хорошая развитая речь. Развить мелкую моторику помогут такие игры:

Насыпьте в одну коробочку горох, в другую фасоль, поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупу в общую кастрюлю. К 3-4 годам у нормально развивающегося ребенка действия должны быть скоординированными.

Спрячьте в кастрюлю с крупой маленькую игрушку - пусть ребенок копается в крупе, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы малыш на ощупь отгадал, что там спрятала мама.

Зрительную память тренируем так.

Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Справа от дома - ели, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы… Пусть перерисует эту картину в точности. Не так важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если малыш деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не замечает детали и зрительное восприятие у него нарушено.

Теперь тренируем слуховую память.

Различает ли ваш ребенок бытовые шумы? Попробуйте, сможет ли он не глядя, на слух определить, что какой звук издает: работающий миксер, закрывающаяся дверца холодильника, спичка, чиркающая о коробок…

А чтобы ребенок соотносил себя в пространстве…

Постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой... А если развернуться в другую сторону?

Не ждите молниеносных результатов. Придется десятки раз проделать эти упражнения, прежде чем речь улучшится.

Личное мнение

Елена Цыплакова:

Лично у меня никогда не было необходимости заниматься с логопедом. Но вот когда начались съемки «Кармелиты» (Елена Цыплакова - режиссер популярного сериала. - Ред.), выяснилось, что такого рода проблемы есть у Маши Козаковой, исполняющей в сериале роль Хитаны. Она сразу же начала заниматься со специалистом. Для актера правильная речь - это очень важно.

1. Речь ребенка начинает активизироваться уже к трем месяцам. Обычно к этому возрасту ребенок начинает издавать разные звуки и лепотать. Если к 3-4 месяцам ребенок продолжает молчать, то это может быть тревожным звоночком на который нужно обратить внимание. К 8-10 месяцам ребенок начинает пытаться скопировать речь взрослых пытаясь произнести первые слоги «ма», «па», «ба» и др. Уже в этом неосознанном возрасте ребенок начинает откликаться на свое имя и понимать слова, которые адресованы ему. Поводом к обращению к специалисту за консультацией является, то что ребенок к концу первого года не реагирует на речь родителей и не пытается произносить первые слова или своеобразное мычание в момент когда пытается выразить свою речь.


2. К двум годам ребенок должен хорошо понимать речь взрослых, а так же уметь сам выразить свою речь простыми фразами. Обратиться к специалисту стоит если ваш ребенок выражается исключительно жестами и не формулирует простые фразы, а так же если у ребенка к двум годам слишком маленький словарный запас или вообще его отсуцтвие.


3. Так же одной из причиной обращения к логопеду является замена ребенком простых звуков на другие (Например, «К» заменяет на «Т»).


4. Если в 3-3.5 ребенок пропускает слоги в словах, так же переставляет местами или не произносит окончания в словах.


5. В возрасте от 4-5 речь ребенка должна быть четкой. Обратиться к логопеду стоит когда речь вашего ребенка смазанная и невнятная с пропусками многих звуков.


6. Если ребенок после пяти лет произносит многие звуки мягко: «Кися», «щапка».


7.В возрасте 6-7 лет у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно. Обратиться к логопеду нужно если у ребенка старше 6-ти лет нет правильного произношения какие-то звуков.


8. Если ребенок говорит с запинками и повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.


9. Если у ребенок в возрасте 6-7 с трудом запоминает стихотворения, не может ответить на вопросы и с трудом запоминает и перессказывает рассказ.


10.Если у ребенка в возрасте 8-9 лет в школе проблемы с письмом.

Профилактика речевых нарушений, своевременная их диагностика и коррекция – лучший способ для становления Вашего ребенка как полноценной личности. После трёхлетнего возраста формирование интеллекта ребенка начинает напрямую зависеть от уровня развития речи. Недостатки или задержки речевого развития могут пагубно сказаться на полноценности мышления, состоянии памяти, восприятия и внимания ребенка. Именно поэтому ранняя диагностика и квалифицированная помощь ребенку в освоении речи станут залогом его дальнейшего успешного развития.

Что такое логопедия (немного теории)

Основоположник педагогического направления логопедии, выдающийся исследователь детской речи и речевой патологии Р.Е.Левина характеризует логопедию как отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания .

При обращении к логопеду следует очень внимательно отнестись к уровню квалификации специалиста и его опыту. В противном случае занятия с Вашим ребенком могут не только стать неэффективными, но и нанести вред развитию малыша .

Логопед – это обязательно специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием (по специальности логопедия и имеющий сертификат по логопедии), который:

Обладает теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии;

Владеет методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций;

Владеет методами индивидуального и группового восстановительного обучения.

А теперь перейдем от теории к практике…

Родители – главный источник общения ребенка, и они же являются первыми, кто видит и слышит становление речи своего крохи. Поэтому именно родители должны стать первыми экспертами в характеристике речи своего ребенка. Тогда при обнаружении каких-либо отклонений от возрастных норм, они смогут своевременно привести ребенка к логопеду.

Попробуйте сравнить речь своего малыша с данными таблицы.

Заключения врачей-специалистов и логопед

Развитие речи тесно связано с общим развитием ребенка. И нарушения физиологического становления малыша могут негативно повлиять на формирование полноценной речи. Поэтому самое правильное – провести всестороннее исследование здоровья ребенка (диспансеризацию).

Диспансеризация – комплексное обследование ребенка различными специалистами, позволяющее в полной мере отслеживать все особенности развития вашего ребенка и своевременно решать возникающие проблемы.

К логопеду нужно обратиться, если по результатам диспансеризации и заключениям детских врачей-специалистов выявлено следующее.

Диагностика на основе общего впечатления от речи

В ходе обследования речевого развития обязательно обращает внимание и на общее звучание речи , умение ребенка общаться. Этот аспект очень важен для характеристики общего и интеллектуального развития ребенка. Часто такое впечатление от общения с ребенком становится предпосылкой для более тщательного обследования уровня мышления, специфики восприятия и внимания, особенностей памяти малыша.

Причиной более углубленного обследования может стать полное нежелание ребенка участвовать в общении, как словесно, так и эмоционально. И некоторые другие признаки, которые первично могут увидеть у своего ребенка и сами родители.

Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль.

Выдоха у ребенка не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова. Слова прерываются, создается впечатление всхлипывания.

Малыш не стремиться к общению. Общение со взрослыми и сверстниками сводится к минимуму, ребенок играет один или участвует только в «неречевых» играх (например: салочки, догонялки), ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.

Малыш говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно. Ребенок «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций.

Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. Ребенок довольствуется бытовыми ответами (например: «да», «нет», «неа», «там»), не используя полные предложения. На прогулке, дома, при чтении книг у ребенка не возникает вопросов «Почему?», «А что это?», «А зачем?», «А как…?».

С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом:

Ребенок плохо усваивает или совсем не может запомнить буквы;

Не различает звуки в словах (например: б-п, д-т, ж-ш, з-с);

Пропускает при письме части слов, элементы букв;

Ребенок плохо усваивает принцип чтения, читает с большим трудом;

Ребенку трудно объединить две буквы в слог.

Посещение логопеда – залог дальнейшей успешности

Если у Вас возникли хоть какие-то сомнения в правильности развития речи Вашего ребенка – приходите на приём к логопеду. Не стоит ждать 5-7 -летнего возраста, когда многие речевые проблемы станут глобальными и будут мешать усвоению школьных знаний. Чистое звукопроизношение, сформированный фонематический слух и определенный словарный запас – стандартные требования для поступления в школу.

Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом, успокоив Вас и развеяв все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша.

А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, логопед объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, назначит и проведет с Вашим малышом необходимые занятия по исправлению всех недостатков речи.

Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры. И тогда, возможно, именно Ваш ребенок станет великим актёром, выдающимся политиком или даже президентом… Заложите основу успешности Вашего ребенка уже сейчас!

Лебедева Е.Н., детский врач-логопед, логопед-дефектолог детской поликлиники «Маркушка»

error: