Мягкий знак на конце слов после шипящих. Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих - правило постановки

Ставим мягкий знак:

  1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

- ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

Пример слов: то бишь, всего лишь.

В предложении: Ишь какой хулиган!

Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

Не надо писать:

  1. В существительных именительного падежа.

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

3. В в краткой форме.

Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

4. В местоимениях с шипящими на конце.

Примеры: ваш, наш.

Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

Правила в стихах!

Существительные «много»,

Существительные «мой» -

Знак не ставим никакой!

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда!

Часть речи

Правило

Примеры

Существительное

Ь пишется – ж.р. 3 скл.ед.ч.

Молодёжь, роскошь

Ь не пишется

м.р. 2 скл. ед.ч

Сторож,ключ, плющ

Задач,груш, училищ

Прилагательное

В кратких прилагательных с основой на шипящую Ь не пишется

Свеж, горяч, хорош

Глагол

Неопределенная форма

Беречь, обжечься

2 лицо ед.число

Можешь, рисуешь

Повелительное наклонение

Намажь, не плачьте

Наречие

Всегда (искл. уж, замуж, невтерпёж)

Вскачь, настежь, сплошь

Частицы

Лишь, бишь, ишь, вишь

Примеры для орфографической разминки:

Реч ь , молодёж ь , мыш ь , дич ь , ноч ь , полноч ь , доч ь , печ ь , ретуш ь , суш ь , теч ь , тиш ь. Камыш , товарищ , нож , платёж , фарш , калач , борщ , гараж , монтаж , грош , тягач , обруч , лещ , овощ , плащ , плач, Дач , рощ , зрелищ , пожарищ , крыш , встреч , тысяч Свеж , пригож , погож , вхож , похож , непохож , схож , рыж , бесстыж , дюж , неуклюж , широкоплеч , охоч , неохоч , певуч , живуч , прыгуч , тягуч , везуч , невезуч. Учиш ь , учиш ь ся , носиш ь , носиш ь ся , несёш ь , несёш ь ся, теряеш ь , теряеш ь ся , спиш ь , выспиш ь ся, познаком ь те , познаком ь ся ; брос ь , брос ь ся , брос ь те , брос ь тесь ; отреж ь. Сплош ь , вскач ь , проч ь , напроч ь , точ ь -в-точ ь , навзнич ь , настеж ь , наотмаш ь , невмоч ь.

Упражнение № 1. Объясните правописание Ь, обозначьте орфограмму, указывайте часть речи.

ово щ

Сущ, 2 скл, м.р.

Не плачьте

сведу щ

Краткое прилагательное

увлечься

любуешься

преходящ

взаимопомощь

развлечёшься

расплачешься

хранилищ

обожжёшься

подстеречь

наотмашь

обнаружьте

Упражнение № 2. Данные существительные поставьте в Р.П. мн. ч, составьте словосочетания с подчинительной связью управление.

Упражнение №3. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные с основой на шипящий, запишите, обозначьте орфограмму .

сторожевой

плюшевый

молодёжный

помогать

лучистый

маршировать

бородатый

речистый

Упражнение № 4. Запишите имена существительные в Р.П. мн. числа

Упражнение № 5. Замените полные формы имён прилагательных краткими. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Каким членом предложения являются краткие прилагательные?

хороший друг

пригожий юноша

тягучий мёд

дремучий бор

бесстыжий человек

горячий кофе

широкоплечий юноша

чернокожий полицейский

похожий на отца сын

трескучий мороз

рыжий малыш

тощий гусь

подходящий случай

Упражнение № 6. Измените глаголы по образцам .

обидятся

обид ишь ся

поднимутся

возвращают

изгибают

присмотрят

вырастят

выспятся

    Объясните правописание окончаний глаголов в форме 3-его лица мн. числа.

съесть

Съеш ь , съеш ь те

нарезать

намазать

не плакать

спрятаться

утешиться

назначить

умножить

сбережёшь

Сберечь, сберечься

испечёшь

отвлечёшь

рассечёшь

бережёшь

Упражнение №7. Найти соответствие словосочетаний синонимичным наречиям на шипящий, обозначьте орфограмму .

Упражнение № 8. Заполните графы таблицы (указывайте только номера слов)

1) смаж_ 2) замуж_ 3) молодёж_4) навзнич_ 5) тягач_ 6) сокровищ_ 7) суш _ 8) преследуеш_ 9) могуч_ 10) уж_ 11) вхож_ 12) спряч_тесь 13) вещ_ 14) свеж_ 15) тощ_ 16) скрипач_ 17) напроч_ 18) сбереч_ 19) тиш_ 20) калач_ 21) неуклюж_ 22) хорош_ 23) коттедж_ 24) мелоч_ 25) запряч_ 26) прилеч_ 27) брош_ 28) хронометраж_ 29) горяч_ 30) работящ_ 31) роскош_ 32) принесёш_ 33) рассеч_ 34) реч_ 35) патронтаж_ 36) всезнающ _ 37) электропеч_ 38) высушиш_ 39) рассчитаеш_ся 40) фальш_ 41) престиж_ 42) реванш_ 43) клеиш_ 44) занемоч_ 45) силач_ 46) санврач_ 47) арбитраж_ 48) блестящ_ 49) иш_ 50) пахуч_

В русском алфавите есть две удивительные буквы – мягкий знак и твердый знак. Сами они никаких звуков не обозначают. Зато влияют на соседние.

Мягкий знак выполняет в русском языке две важные функции. Он обозначает мягкость предшествующей согласной и употребляется в качестве разделительного знака.

Иногда мягкий знак в слове слышится, но не . И наоборот… Запомнить все правила и исключения трудно, а писать грамотно очень хочется. Оказывается, научиться этому совсем не сложно.

Мягкий знак после шипящих

Не нужен мягкий знак после шипящих второго склонения единственного числа ( , гараж), первого и второго склонения во множественном числе родительном падеже (луж, лыж) и в кратких прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос "каков?". Например: свежий – свеж, похожий – похож. В с согласной ж на конце (уж, замуж, невтерпеж) мягкий знак тоже не используется, но в слове настежь его следует писать.

Мягкий знак не пишется в местоимениях "наш", "ваш", в частице "аж" и предлоге "меж".

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме

Мягкий знак не пишется в сочетаниях: -чк- (строчка, корочка), –чн– (булочная, прачечная), -нч– (бренчать, бубенчик), –нщ– (гонщик, банщик), -рщ– (сборщик, спорщик), –рч– (сморчок, ), –щн– (изящный, мощный), -ст– (мостик, тростник), - нт– (фантик, кантик).

В иностранных словах с двойной буквой л мягкий знак не пишется (коллектив, коллегия. колли).

Для правописания составных числительных есть свое правило. Если в них второй корень склоняется, мягкий знак писать не следует. Например: восемнадцать – восемнадцатью, пятнадцать – пятнадцатью.

Если основа слова, от которого образовано относительное прилагательное, оканчивается на –нь, –рь, то перед суффиксом -ск– мягкий знак не нужен. Например: зверь – зверский, конь – конский. Исключение составляют прилагательные, образованные от названий месяцев (кроме января), слова китайского происхождения и прилагательные типа деньской. Например: сентябрьский, ноябрьский, но январский; Сычуань - сычуаньский; день - деньской.

У существительных на –ня с предшествующим согласным мягкий знак не пишется. Например: башня – башен. Исключение: барышня – барышень, – кухонь, боярышня – боярышень.

Чтобы узнать, нужен ли мягкий знак в глаголе, оканчивающемся на –тся, задайте к нему вопрос. Если в вопросе мягкий знак отсутствует, значит третьего лица, мягкий знак писать не нужно: "он (что делает?) учится", "они ( ?) заботятся".

Если хотите писать грамотно, выполняйте упражнения на закрепление теории и больше читайте.

Источники:

  • Правописание твердого и мягкого знаков
  • Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих

Написание частицы «не» с местоимениями может представлять собою настоящую проблему - ведь русский язык славится своей неоднозначностью в таких вопросах. Тем не менее, если знать несколько простых правил, это может оказаться не таким уж сложным.

Местоимение - особая часть речи в русском языке, которая обыкновенно употребляется вместо обозначения предмета или существа, а также его свойств и других признаков. При этом местоимение характеризуется собственными правилами правописания, включая случаи написания с частицей «не».

Правила написания частицы «не» с местоимениями

Общее частицы «не» в случае ее употребления с местоимением гласит, что в этой ситуации их следует писать раздельно. При этом такой способ употребления касается самых различных типов местоимений. В частности тех, которые обозначают предмет, существо, признак предмета и другие понятия. Например, таким образом употребляется частица «не» в следующих случаях: «не тот», «не ты», «не каждый» и так далее.

Особые случаи употребления частицы «не» с местоимениями

Отдельную ситуацию представляют случаи употребления частицы «не» в отрицательных местоимениях. Они могут обозначать отсутствие предмета, существа, признака предмета или другого объекта. Например, к группе подобных отрицательных местоимений относятся такие как «некого», «нечего». Кроме того, отрицательные местоимения могут также обозначать неопределенность рассматриваемого объекта, к ним относятся такие местоимения, как «нечто» или «некто». Примечательно, что в большинстве подобных местоимений частица «не» будет находиться под ударением. Если же вам встретилась ситуация, когда в отрицательном частица находится в безударном положении, в большинстве случаев речь идет о другой частице - «ни».

Во всех приведенных и подобных им примерах следует писать частицу «не» слитно с местоимением. Однако это правило касается только тех ситуаций, когда отрицательное местоимение употребляется без предлога. Если же ситуация, в которой употребляется отрицательное местоимение, требует присутствия предлога между частицей «не» и основным словом, их следует писать раздельно. Например, раздельное написание требуется в примерах «не с кем», «не у кого» и подобных.

Наконец, особая ситуация употребления частицы «не» связана со словосочетанием «не кто иной, как». В этом случае, очевидно, присутствует употребление отрицательного местоимения с частницей «не» без предлога, однако оно является исключением из правил и требует раздельного написания частицы и местоимения. То же правило применимо для некоторых вариаций этого словосочетания, а именно: «не кто другой, как», «не что иное, как», «не что другое, как». Однако это правило распространяется только на приведенные варианты словосочетаний, в других комбинациях действуют обычные правила написания частицы «не».

Видео по теме

Источники:

  • Правописание «не» с местоимениями

«ь» (мягкий знак ) по происхождению является славянской. В древней азбуке кириллице была буква «ерь», которая передавала редуцированный (ослабленный) звук почти как нуль звука или как гласный, близкий к звукам [о] и [э]. После утраты редуцированных звуков в древнерусском языке надобность в букве «ерь» отпала, однако из алфавита она не исчезла, а трансформировалась в мягкий знак и получила свое особое назначение.

Буква «ь» выступает в роли разделительного знак а: перед буквами «е, ё, ю, я, и» в корнях, суффиксах и окончаниях именных частей речи в русских и заимствованных словах (бурьян, воробьи, карьер, вороньё); в небольшой группе иноязычных слов перед буквой «о» (павильон, бульон).Буква «ь» используется для обозначения мягкости согласных: в конце слова (кроме шипящих): конь, ; в середине слова перед твердым согласным: свадьба, нянька; в середине слова между мягкими согласными, если при изменении слова второй мягкий согласный становится твердым: возьми (возьму), на зорьке (зорька); для обозначения мягкости «л»: апельсин, стекольщик.Еще одна функция мягкого знак а – обозначение грамматической формы слова: имени существительного в именительном и винительном падеже, оканчивающегося на (дочь, глушь, речь); в форме творительного падежа (детьми, людьми); в различных глагольных формах – инфинитива (печь, сидеть), повелительного наклонения (режь, режьте), в форме второго лица ( , ); в наречиях, которые оканчиваются на шипящие звуки (навзничь, ); в грамматических формах – в конце слов от пяти до сорока (семь, двадцать), а после сорока – в середине количественных числительных (пятьдесят, пятьсот).Обратите внимание, что в наречиях «уж», «замуж», «невтерпеж» мягкий знак не .Также мягкий знак не употребляется в форме родительного падежа множественного числа имен существительных, которые оканчиваются на сочетание «ня», и в производных от них словах с суффиксом -к-, когда в форме именительного падежа единственного числа этому сочетанию предшествует согласная: басен (), вишен (). К исключениям относят слова: барышень, боярышень, кухонь, простынь.Запомните, что буква «ь» пишется в именах прилагательных, образованных от существительных – названий календарных месяцев: июньский, октябрьский. К исключению следует отнести слово «январский».

Видео по теме

Все прекрасно знают, что в русском алфавите имеются две буквы, которые не обозначают звука, не могут начинать слова и быть заглавными. Конечно же, это мягкий и твердый знаки. Эти буквы неслучайно называют «знаками»: их использование помогает правильно передавать звучание слов. С помощью мягкого знака, кроме того, образуются грамматические формы слов, относящихся к разным частям речи. Рассмотрите варианты написания этого знака.

Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

В существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).

Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Упражнение

Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то ветош_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

Это точ_ -в-точ_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как биш_ их... Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпеж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Солнце только начинало подниматься из-за туч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

И как подумаеш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаеш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла теч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла замуж_ , за такого незначительного человека... («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

Я ему говорил... Не плач_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лиш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвеш_ зелено, испортиш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набьеш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Николай в два слова купил за шесть тысяч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

На той стороне ограды старик строгал обруч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фальш_ и лож_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помоч_ им, - сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

И вот в Москве, где каждая встреча ей нож_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Наступила ноч_ - мать благословила доч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

Но иногда - хотя весьма редко - златой луч_ надежды, луч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

И там один ключ_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Не беспокойтесь, не дам-с, - решительно сказал усач_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встреч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Плач_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзнич_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Дич_ ! - завопил взбешенный до ярости Лужин, - дич_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да полож_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охоч_ до зрелищ_ , что никому без себя сеч_
не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

«Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - проч_ миражи, проч_ напускные страхи, проч_ привидения!..» («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смерч_ и все поглотит, все разом... («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали грош_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема «Сочетания чк, чн.»

1.Мотивация к учебной деятельности

Вспомним, чему были посвящены наши последние уроки? (Обозначение мягкости и твердости шипящих согласных звуков на письме)

Сегодня мы с вами продолжаем работу и откроем еще одно новое знание.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

С чего начнем наш урок? (Запишем число классная работа)

Открываем тетради на с.12, записываем число, классная работа.

Вспомним, какие шипящие согласные звуки всегда мягкие? [ч, щ ]

Вспомним, какие шипящие согласные звуки всегда твердые? [ж, ш ]

Вспомним, сочетания ча, ща пишу … (с буквой а)

Сочетания чу, щу пишу…. (с буквой у)

Сочетания жи, ши пишу… (с буквой и)

Откроем учебник на с.55. Найдем алфавитную ленту. Восстановим алфавитную ленту.

Какая первая пропущенная буква в алфавитной ленте? (буква «эм»)

Какое важное, главное слово начинается с этой буквы? (мама)

По-русски – мама, по-грузински – нана, а по-аварски – ласково баба. Как же на других языках звучит слово «мама». Французское «маман», итальянское «мамма», румынское «мама» и испанское «мама». Какой можем сделать вывод? (звучит похоже и имеет общий слог)

Скажите, как вы ласково называете свою маму?

(на доске карточки МАМОЧКА – МАМОЧЬКА)

3.Выявление места и причины затруднения

Чем различны написания этих слов?

Подумайте, выберите правильное написание слова.

Почему вы испытали затруднение. (Мы не знаем правила)

4.Построение проекта выхода и затруднения. (цели, тема, способ, план)

Какая тема нашего урока?

Какую цель поставим? (узнать как пишется сочетание чк. Выявить правило, научиться им пользоваться)

Вспомним, какой звук обозначает буква «че»? (шипящий, мягкий, согласный звук)

Какой можно сделать вывод: поэтому не надо предавать дополнительную мягкость с помощью мягкого знака.

Значит какое слово написано верно?

Сделаем вывод. (Чк пишется без мягкого знака)

Упр.1 Какое еще сочетание встретилось в отрывке из сказки?

Докажите, что это сочетание пишется без мягкого знака.

А теперь немного отдохнем.

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки и носочки.

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки.

Светит солнышко-ромашка

Скоро высохнут рубашки.

5.Первичное закрепление

Работа над словарным словом.

Маме помогают все. Ребенок, но не мальчик. (Девочка)

Упр.3 Прочитайте образец. (река-речка-речной)

Как выполнить задание? (образовать слово с сочетанием чк, которое отвечает на вопрос что?; образовать слово с сочетанием чн, которое отвечает на вопрос какой?)

Повторим план.

Первое слово выполняем вместе. Второе, третье самостоятельно.

Тетрадь с.12 – письмо сочетаний.

6.Рефлексия

Какую цель вы поставили в начале урока? (узнать как пишется сочетания чк, чн)

Вы достигли поставленной цели?

В чем у вас было затруднение?

Как вы открыли новые знания? (вспомнили, что звук [ч] всегда мягкий и смягчать его не нужно)

У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая означает положительный ответ. Желтый – сомнение. Красная – отрицательный.

Я вам буду говорить некие утверждения, а вы поднимать карточки согласия, сомнения или отрицания.

Я знаю, правописание сочетаний чк, чн.

Я знаю, как объяснить, почему эти сочетания пишутся без мягкого знака.

В самостоятельной работе у меня все получилось.

Я доволен своей работой на уроке.

error: