Когда ставится тире, а когда дефис? Разница между тире и дефисом.

Дефис и тире

Владимир Афанасиев

В одном издательстве на вопрос: «А почему, собственно, вы употребляете, например, в предложении “в статистике продаж чаще наблюдаются результаты в 2-3 миллиона долларов» дефис, тогда как в другом месте этой же статьи “Однажды на картину “Парусники в Коллюр” был даже установлен эстимейт в 3–4 миллиона долларов, но своего покупателя она не нашла” используете короткое тире? Где же логика?» — последовал ответ: «Если этот знак можно заменить на “или”, то следует употреблять дефис».
В качестве комментария к этому ответу и написана данная статья.

Итак, поговорим об этих самых «черточках».

Какие же они бывают?

В отличие от лингвистики, где их всего два вида — дефис и тире — в современной полиграфии их три: дефис, короткое тире и длинное тире .

Первый тип — это всем известный дефис, который употребляется в основном в словах типа «как-нибудь» и им подобных, а также в качестве знака переноса. Как явствует из его назначения, этот знак пишется слитно с предыдущими и последующими знаками, за исключением таких случаев, как, например, «радио- и телеаппаратура», где он применяется совместно с пробелом справа (так называемый висячий дефис).

Дефис употребляется и при наборе телефонных номеров, где служит разделителем для более удобного прочтения и запоминания. Этот знак также используется при написании имен сайтов и почтовых адресов в Интернете.

Второй тип — это длинное тире. Размерность его обычно равна кеглю шрифта, из-за чего его иногда называют кегельным тире (в Windows — alt + 0151, в PM и InDesign его можно набрать, используя Shift + Alt + -). Длинное тире представляет собой тот самый знак, который все мы так не любим именно за его «кегельность» — то вот, что пишет Гиленсон о правильном оформлении этого знака: «Тире в начале абзацного отступа должно быть отделено от последующего текста полукегельной (полукруглая шпация или пробел, равный половине кегля шрифта набора). Тире за запятой или точкой, а также между числами в значении «от—до» должно быть расположено без отбивки. Во всех остальных случаях тире отбивается двухпунктовыми шпациями».

Некоторые нюансы, или «Пляшущие черточки»

Первое. При проектировании шрифта каждый из вышеупомянутых знаков располагается по-разному. Обычно дефисы и длинное тире центрируют таким образом, чтобы они располагались посередине строчных знаков, а короткое тире - посередине цифр* или прописных знаков (рис. 1). Отсюда возникают небольшие проблемы, связанные, например, с тем, что если знак «дефис» (или «длинное тире») стоит в слове (фразе), набранном прописными буквами, то его необходимо поднимать вручную.

Второе. Если предыдущая проблема хорошо всем знакома и уже успела набить оскомину, то вторая встречается лишь в некоторых шрифтах. Она заключается в том, что дизайнеры шрифтов, руководствуясь одним только им ведомыми соображениями, нарушают приведенное выше правило и выравнивают тире почему-то посередине (и выше) прописных знаков (рис. 2).

Третье. Если бы первыми двумя нюансами все ограничилось, то большинство полиграфистов могли бы считать себя самыми счастливыми людьми на свете. Однако не все так просто. Дизайнерская мысль идет дальше и преподносит нам новые подарки. Не подумайте, что на рис. 3 а показано короткое тире. Вовсе нет. Именно таким в представлении доморощенного дизайнера должен быть дефис. На рис. 3 б продемонстрирована та же самая гарнитура, но созданная профессионалами. Как говорится, почувствуйте разницу!

Четвертое. Естественно, что дизайнеры - народ творческий и потому им некогда отслеживать такие мелочи, как разница в размерах тире в одной и той же созданной ими гарнитуре (рис. 4). А выкручиваться приходится верстальщику.

Понятно, что самое большое желание самодеятельных дизайнеров, берущихся за создание и разработку шрифтов - сделать так, чтобы никому (ни верстальщику, ни корректору, ни редактору) не было скучно, а основной их заботой стало бы отлавливание всех этих «блох», помещаемых творческими личностями в самых неожиданных местах. Поэтому мой вам совет: пользуйтесь только проверенными, отобранными гарнитурами.

Цитируемый абзац состоит из трех предложений. Первое предложение никаких возражений не вызывает. Можно только добавить, что необходимо обязательно ставить жесткую полукруглую шпацию, а не просто пробел, так как это выравнивает строки по вертикали.

Теперь о двух других предложениях.

Во втором предложении Гиленсон озвучивает один из подходов к употреблению знака тире с пробелами. Другой подход — даже после точки или запятой нужно ставить перед этим знаком пробел. Впрочем, этот вопрос до настоящего времени никак не урегулирован, то есть единое мнение отсутствует. Я думаю, что все-таки следует заключать тире в пробелы во всех случаях, кроме рассмотренного ниже. Это позволяет читателю делать хотя бы маленькую паузу в условиях современного, достаточно плотного набора.


А теперь про исключение из этого правила: знак тире следует ставить без отбивки между словами в значении «от—до». Например: поезд «Москва—Владивосток» (чтобы нельзя было прочесть как «Москва — это Владивосток»). Почему я ратую за употребление в подобных случаях именно тире, а не короткого тире? А вы попробуйте набрать без тире такое, например: «поезд Комсомольск-на-Амуре—Ростов-на-Дону». Для нормального чтения здесь необходимо только полноценное тире. А вот между числами в значении «от—до», думаю, допустимо использовать короткое тире без пробелов — как более компактную форму записи (например, 1941–1945), что очень актуально, с учетом повсеместного распространения узких колонок.

В третьем предложении Гиленсон говорит, что «…тире отбивается 2-п. шпациями». Дело в том, что Гиленсон писал свой справочник в эпоху повсеместного горячего набора; но сегодня вставка двухпунктовой шпации вызовет известные затруднения. А потому предлагаю читать третье предложение так: «Во всех остальных случаях тире отбивается обычным пробелом».

Третий тип — короткое тире. Как уже писалось выше, этот знак следует употреблять между числами в значении «от—до», ибо это более компактная форма записи. Нежелательно, но допустимо употреблять этот знак вместо полноценного длинного тире в газетах и журналах, если в них бездумно, то есть без учета специфики русской полиграфии (и в первую очередь — шрифтов), спроектирован макет издания.

1 В данной статье мы не рассматриваем еще один вид «черточек» - знак «минус».

2 Знак «дефис» применяется в качестве разделителя не только для цифр, но и для слов (пример: «Комсомольск-на-Амуре»), в отличие от некоторых западных издательств, где используют слэш (пример: «Frankfurt/M», то есть «Франкфурт-на-Майне).

Такой орфографический знак, как дефис, пришел в русский язык из немецкого («divis» -типографический термин). А в немецкий этот знак попал из латинского языка («division», то есть разделение).

Многие путают дефис с таким пунктуационным знаком, как тире. А подобного рода путаница на письме может исказить смысл написанного. Различие между этими двумя, на первый взгляд, очень похожими знаками довольно большое.

Под дефисом подразумевается «единитный» знак, а тире раньше называли «мыслеотделительным» знаком. Его также именовали и «чертой» (не путать с «черточкой»). Впервые тире было употреблено в конце 18 века русским писателем Н. Карамзиным. Одни ученые называли такой знак «молчанкой», а другие - «знаком отчаяния».

Термин «тире» пришел в русский язык из французского в 19 веке («tiret», производное от «tirer», то есть тянуть). Сам термин был занесен в словарь В. Даля в значении одного из знаков препинания, который используется на письме в той части текста, где писатель задумывается, хочет обозначить пропуск или внести в текст дополнение или некую загадку.

Итак, дефис - это орфографический знак с соединительной функцией. Такой знак представляет собой короткую соединительную черточку, которая употребляется внутри слова (Напр.: Представление выглядело как концерт-загадка.).

Тире - это пунктуационный знак в виде длинной черты, которая разделяет отдельные части предложения. При чтении тире отмечается паузой. (Напр.: Такой концерт - это настоящая загадка для зрителей.).

Артемия Лебедева.

На клавиатуре одна чёрточка, она обычно правее нуля и повыше букв «З» и «Х». Неосведомлённые люди называют её попеременно то дефисом, то минусом, то тире. Лебедев объясняет нам, что это четыре (учитывая две разновидности тире) различных символа. На самом деле их как минимум девять , и об этом я и расскажу вам сейчас.

Что касается минуса (−), о нём уже многим хорошо всё известно: минус используется в математических выражениях, имеет такую же ширину, как любая цифра, выравнивается по высоте заглавной буквы, в отличие от тире и дефиса, и записывается в HTML как − .

На этом месте все обычно переходят к тире. Но постойте, мы ещё не рассмотрели три символа!

Какой символ употребляется в записи номеров телефонов (555‒41‒72)? Дефис, скажете вы; а вот и нет! Для этого есть отдельный символ: цифровая чёрточка (figure dash). Выглядит она (‒) практически как минус, но минусом при этом не является.

Вы можете спросить: а почему тогда нельзя использовать минус, раз он выглядит точно так же? Потому что минус - это знак вычитания, а в номере телефона ничто ни из чего не вычитается. По той же причине, по которой для выделения текста нужно использовать em , а не i . Это нельзя объяснить, это можно только познать.

Цифровая чёрточка имеет код U+2012 и в HTML записывается как ‒ .

О сим­во­ле пе­ре­но­са , так­же на­зы­вае­мым мяг­ким де­фи­сом, тоже мно­гим известно. Этот символ, обо­зна­ча­емый в HTML как - , рас­став­ля­ет­ся в сло­вах меж­ду сло­га­ми в тех мес­тах, где мож­но сде­лать пе­ре­нос . На эк­ра­не он не ото­бра­жа­ет­ся, за ис­клю­че­ни­ем слу­чая, ког­да по­па­да­ет на ко­нец стро­ки; в этом слу­чае брау­зер (го­во­рят, с треть­ей вер­сии да­же Firefox на­учил­ся это де­лать) не пе­ре­но­сит всё сло­во це­ли­ком, а ста­вит де­фис и пе­ре­но­сит остав­шу­юся часть сло­ва.

Это особенно помогает в длинных словах, перенос которых создаёт огромные пустые пространства в правой части экрана. Огромный недостаток символа переноса состоит в том, что его неудобно расставлять вручную (впрочем, с этим могут справиться программы автотипографирования) и в том, что его употребление захламляет и делает нечитаемым исходный код текста (поэтому лучше, если расстановка символов переноса производится CMS на этапе генерации HTML‐ кода из хранящегося в базе данных текста).

Ещё один похожий на дефис символ - чёрточка (⁃), употребляемая в качестве маркеров списков (чёрточный буллит ). В Студии Лебедева справедливо замечают , что в русской типографской традиции нет такого понятия, как буллит (имея в виду традиционные кружки с квадратиками), и предлагают в качестве маркера употреблять (длинное) тире; как вы можете заметить, они именно так делают (или делали) на своём сайте и даже разразились статьёй , рассказывающей, как это сделать.

На самом деле для маркеров списков существует специальный символ, имеющий код U+2043 (впрочем, Лебедев утверждает, что к русской типографике это не относится). В HTML сделать для списка такой маркер довольно просто, используя CSS:

Ul{ list-style: none inside; } ul>li: before{ content: "\2043"; margin-left: -1ex; margin-right: 1ex; }

(Разумеется, приведённый код не идеален, да и работать будет лишь в правильных браузерах, но идея вам ясна, надеюсь.)

Теперь наконец‐ то можем перейти к тире; здесь всё уже хорошо изъезжено: известна разница между коротким тире (-, en dash, чёрточка шириной с букву «n», -) и длинным тире (—, em dash, чёрточка шириной с букву «M», —). Известно, что в русской типографике употребляется исключительно длинное тире (хотя ведутся споры касательно возможности употребления короткого тире в числовых диапазонах), тогда как на Западе обычно предпочитают en dash.

Длинное тире также употребляется в русском языке в диалогах. На Западе же для этой цели часто употребляют отдельный символ горизонтальной черты (―):

― Je m’ennuie tellement, dit-elle.

― Cela n’est pas de ma faute, rétorqua-t-il.

Итак, девять различных чёрточек:

Знак HTML Название Назначение и употребление
- - дефисоминус вместо всех остальных чёрточек при отсутствии технической возможности
дефис для разделения частей слова: «светло‐ серый», «по‐ моему», «кое‐ кто» и т. п.
минус математические выражения: 2 − 3 = −1
цифровая чёрточка номера телефонов и другие цифровые коды
­ - символ переноса в (длинных) словах в тех местах, где можно сделать перенос
чёрточный буллит маркер списка
- - короткое тире западная типографика
длинное тире русская типографика
горизонтальная черта диалоги (в западной типографике)

И, для сравнения, в одной строке:
- ‐


­

-

Разница между дефисом, тире и знаком минус состоит исключительно в их длине. 🙂
Если блогер или просто «пишущий в интернет» хочет знаниями блеснуть, себя показать, похвастаться перед любимой девушкой, то наиболее просто это сделать, став знатоком орфографии и пунктуации. 🙂 И что характерно, сделать это можно не вставая с дивана и совершенно бесплатно!

Как много в мире вещей, которые мне совершенно не нужны. (Сократ)

Тем не менее, из таких, совершенно ненужных вещей, иногда можно получить что-нибудь полезное. Особенно, если не хочется выглядеть профаном. Не стыдно не знать всего, стыдно не знать ни фига. 🙂

Как известно, наряду с общеизвестными родами (мужским, женским и бесполым, т.е., средним родом), существуют и другие рода, например, голубой, розовый, гомосексуальный, род трансвестит и пр. Кроме того, наряду с «обычным» правописанием существует и компьютерное правописание, которое вносит коррективы в «обычное».

Многим не известен тот факт, что в русской типографской традиции существует три типа горизонтальной чёрточки: тире, знак минуса и дефис.
Поэтому, подавляющее большинство современной печатной продукции делается дизайнерами, которым известен только один знак: дефис. Так получилось потому, что на клавиатуре персонального компьютера только он доступен без дополнительных усилий. А ленивым, конечно, столько знаний и не нужно, им хватает одной кнопки.

Дефис, минус и тире отличаются друг от друга, в первую очередь, областью применения, а во вторую - длиной.


Минус: –

И не заметишь при чтении разницу. И зачем парить мозги над этими длинами?

В увеличенном масштабе соотношения между знаками более наглядны.

Минус:
:

Приведены примеры из гарнитуры Таймс. В любых шрифтах, кроме моноширинных, разница между знаками должна быть такая же.

Дефис употребляется в словах и словосочетаниях русского языка:

  • для присоединения частиц (кто-либо, где-то);
  • для присоединения префиксов (во-первых, по-русски);
  • для разделения сложных слов (физико-математический, иссиня-черный);
  • в качестве знака сокращения (физ-ра);
  • в словосочетаниях (бизнес-ланч, интернет-кафе);
  • в качестве знака переноса (в интернете сегодня практически не встречается)
    и т. д.

Дефис в хороших шрифтах выровнен по высоте строчных знаков, так как среди прописных встречается крайне редко (ср. «Ё-МОЁ» и «ё-моё»).
Минус и дефис не являются, вопреки распространенному мнению, одним и тем же знаком. Минус должен быть такой же ширины, как и знак плюс (и все цифры в любом шрифте всегда делаются моноширинными, иначе наборщики точно чокнулись бы подгонять их в таблицах). Особенно хорошо это заметно в знаке «плюс-минус» (и «минус-плюс»).

Главная примета отличия дефиса от тире, даже если кто-то их изобразил одинаковой длины, - тире отбивается пробелами с обеих сторон, а дефис не отбивается вообще.
Тире обычно изготавливается шрифтовиками шириной с букву M (и называется на английском, соответственно, em dash).

Иллюстрация показывает разницу между тире, минусом и дефисом. Следует обратить внимание: знак минуса занимает по ширине столько же места, сколько и любая цифра:

(Это тоже «Таймс»)


Ещё в некоторых шрифтах можно обнаружить знак подчеркивания. В письменной речи он не нужен и вообще не существует в типографике. А впервые появился на пишущих машинках в качестве самого дешевого способа делать горизонтальные линейки.

Следует ещё добавить, что в ОпенОфисе имеется автозамена, которая «вычисляет» разницу между дефисом и тире, и корректирует текст. ВордПресс о таких тонкостях не знает и, поэтому, тире приходится копипастить или пользоваться таблицей знаков в визуальном редакторе (когда не в облом, конечно).

Итак, ТИРЕ СТАВИТСЯ-я-я-я….

1. Между подлежащим и сказуемым с нулевой связкой, если главные члены выражены существительным, инфинитивом, количественным числительным в именительном падеже, а также словосочетанием, содержащим указанные части речи. (И эта фраза, товарисчи, есть полная абракадабра 🙂)

Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды? (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Любовь украшает жизнь.
Любовь - очарование природы… (М.М. Зощенко, «Голубая книга. Любовь»)

Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается.
(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Замечу кстати: все поэты - любви мечтательной друзья.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

А гений и злодейство - две вещи несовместные. (А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»)

- Прокатилов - сила! - начала компания утешать Стручкова.
(А.П. Чехов, «На гвозде»)

Знать, мой удел - лелеять грёзы
И там со вздохом в высоте
Рассыпать огненные слёзы. (А.А. Фет, «Ракета»)

Это типичное пижонство - грабить бедную вдову. (И. Ильф и Е. Петров, «Двенадцать стульев»)

2. Перед словами это, вот, значит, стоящими между подлежащим и сказуемым.

А уменьшить сумму человеческих жизней на 50 миллионов лет - это не преступно. (Е. Замятин, «Мы»)

Но мы-то знаем, что сны - это серьёзная психическая болезнь.
(Е. Замятин, «Мы»)

Вечно жить среди мучений,
среди тягостных сомнений -
Это сильных идеал,
Ничего не создавая, ненавидя, презирая
И блистая, как кристалл. (Н. Гумилёв, «Злобный гений, царь сомнений…»)

3. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - существительным в именительном падеже, тире ставится в следующих случаях:

а) при логическом выделении местоимения:

Она - виновница того превращения. (И.А. Гончаров, «Обломов»)
Ты - лестница в большом, туманном доме. (В.В. Набоков, «Лестница»)

б) при противопоставлении:

Я жажду и алчу, а ты - пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита. (Б.Л. Пастернак, «Чудо»)

Вот мы - соучастники сборищ.
Вот Анна - сообщник природы. (Б.А. Ахмадулина. Анне Каландадзе)

в) при обратном порядке слов:

Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта - я».
(А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»)

г) при структурном параллелизме частей предложения:

Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество! (А.А. Блок, «О, я хочу безумно жить!»)

4. При наличии паузы на месте отсутствующего главного или второстепенного члена в неполных предложениях.

Блуждая глазами, Иван Савельевич заявлял, что днём в четверг он у себя в кабинете в Варьете в одиночку напился пьяным, после чего куда-то пошёл, а куда - не помнит, где-то ещё пил старку, а где - не помнит, где-то валялся под забором, а где - не помнит опять-таки. (М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

Зимой на Песчаной улице было много свету, было серо и пустынно, весной - солнечно, весело, особенно при взгляде на белую стену протоиерейского дома, на чистые стёкла, на серо-зеленые верхушки тополей в голубом небе. (И.А. Бунин, «Чаша жизни»)

Огонь огнём встречают,
Беду - бедой и хворью лечат хворь. (В. Шекспир, «Ромео и Джульетта»)

5. Интонационное тире между любыми членами предложения.

Лежали мёртвые - и лепетали ужасную, неведомую речь.
(А.С. Пушкин, «Пир во время чумы»)

Князь снял запор, отворил дверь и отступил в изумлении, весь даже вздрогнул: перед ним стояла Настасья Филипповна.
(Ф.М. Достоевский, «Идиот»)

Это - гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору. (И. Ильф, Е. Петров, «Двенадцать стульев»)

6. В примечаниях объясняемое слово отделяется от объяснения тире (независимо от формы выражения сказуемого).

Сивилла Самийская - от названия острова Самос. (Д.С. Буслович, «Люди, герои, боги»)

7. При обобщающих словах:

а) если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения:

Опалу, казнь, бесчестие, налоги, и труд, и глад - всё испытали вы. (А.С. Пушкин, «Борис Годунов»)

Торжество самосохранения, спасение от давившей опасности - вот что наполняло в эту минуту всё его существо. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

б) когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, после него ставится двоеточие, а после однородных членов ставится тире, если после них предложение продолжается:

Всё вокруг: залитое кровью поле, французы, валяющиеся грудой повсюду, разбросанные грязные тряпки в крови - было мерзко и отвратительно. (Л.Н. Толстой, «Война и мир»)

Толпа строений: людских, амбаров, погребов - наполняла двор. (Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)

8. Между словами и цифрами для указания пространственных, временных или количественных пределов («от … до»).

…Вехой была когда-то по большому водному пути Воронеж - Азов. (М.А. Шолохов, «Тихий Дон»)

Примечание. Если между существительными - именами собственными или цифрами можно вставить или, то ставится дефис.

Явились и две-три прежние литературные знаменитости, случившиеся тогда в Петербурге и с которыми Варвара Петровна давно уже поддерживала самые изящные отношения.
(Ф.М. Достоевский, «Бесы»)

9. Для обособления приложения, если оно носит пояснительный характер.

Другое же дело - получение денег - точно так же встречало препятствия. (Л.Н. Толстой, «Анна Каренина»)

10. Перед приложением, стоящим в конце предложения, если оно логически выделено.

В моей комнате я застал конторщика соседнего имения - Никиту Назарыча Мищенку. (А.И. Куприн, «Олеся»)

Он прошел всю Богоявленскую улицу; наконец пошло под гору, ноги ехали в грязи, и вдруг открылось широкое, туманное, как бы пустое пространство - река. (Ф.М. Достоевский, «Бесы»)

11. Для обособления распространенных согласованных определений, стоящих в конце предложения, особенно при перечислении:

Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с пёрышками, и без пёрышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель - чёрных, белых, желтых, кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и с камушками. (М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

12. Для обособления второстепенных членов предложения, выраженных инфинитивом, носящих пояснительный характер, - и в конце и в середине предложения:

Кот Василий взял весенний отпуск - жениться. (А. и Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»)

Из-за Сибгатова у Донцовой даже изменилось направление научных интересов: она углубилась в патологию костей из одного порыва - спасти Сибгатова. (А.И Солженицын, «Раковый корпус»)

13. Для обособления вставных конструкций.

Убили его - какое странное слово! - через месяц, в Галиции.
(И.А. Бунин, «Холодная осень»)

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены - и это знаем сами -
Мы расточать, а не копить. (А.А. Ахматова, «Нам свежесть слов…»)

14. Между частями сложносочиненного предложения, если в предложении содержится противопоставление или указывается на быструю смену событий.

Лошади шли шагом - и скоро стали. (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

Гетман воцарился - и прекрасно. (М.А. Булгаков, «Белая гвардия»)

15. Для интонационного отделения придаточного и главного предложений (часто - в предложениях с параллелизмом структуры).

Если смерть - светло я умираю,
Если гибель - я светло сгорю.
И мучителей моих я - не прощаю,
Но за муку - их благодарю. (З.Гиппиус, «Мученица»)

А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно - что жилы отворить. (Б.Л. Пастернак, «Разрыв»)

16. В бессоюзных сложных предложениях, если:

а) вторая часть противопоставляется первой:

За мной гнались - я духом не смутился. (А.С. Пушкин, «Борис Годунов»)

Твори добро - не скажет он спасибо. (А.С. Пушкин, «Борис Годунов»)

б) вторая часть содержит следствие, результат, вывод из того, о чём говорится в первой:

Вели - умру; вели - дышать я буду лишь для тебя. (А.С. Пушкин, «Каменный гость»)

Я встретил вас - и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло. (Ф.И. Тютчев, «К.Б.»)

Я умираю - мне не к чему лгать. (И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

в) вторая часть содержит сравнение с тем, о чем говорится в первой:

Пройдёт - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублём одарит. (Н.А. Некрасов, «Мороз, Красный нос»)

г) в предложении выражается быстрая смена событий, неожиданное присоединение:

Приди ко мне на рюмку рома,
Приди - тряхнем мы стариной. (А.С. Пушкин, «Сегодня я поутру дома…»)

д) первая часть указывает на время или условие совершения действия, о котором говорится во второй части:

Условие:

Бог даст - лет десять, двадцать,
И двадцать пять, и тридцать проживёт он. (А.С. Пушкин, «Скупой рыцарь»);

Мне ведь наплевать, Варвара Ардалионовна; угодно - хоть сейчас исполняйте ваше намерение. (Ф.М. Достоевский, «Идиот»)

Время:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет - Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?» (И.А. Бунин, «И цветы, и шмели…»)

е) с изъяснительным значением второй части (перед ней можно вставить союз что); однако обычно в этом случае ставится двоеточие, сравните:

Я знаю - гвоздь у меня в сапоге
кошмарней, чем фантазия у Гёте! (В.В. Маяковский, «Облако в штанах»)

Я скажу тебе с последней прямотой:
Всё лишь бредни - шерри-бренди - ангел мой.
(О. Мандельштам, «Я скажу тебе…»)

ж) вторая часть является присоединительным предложением (перед ней стоит или можно вставить слово это):

Орущих камней государство -
Армения, Армения!
Хриплые горы к оружью зовущая -
Армения, Армения! (О. Мандельштам, «Армения»)

17. При прямой речи.

и НЕ СТАВИТСЯ-я-я-я….

Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, если:

1. Перед сказуемым есть отрицание, вводное слово, наречие, союз, частица:

Я очень жалею, что мой муж не доктор. (А.П. Чехов, «Именины»)

Ещё один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума? (В.М. Шукшин, «Срезал»)

Сравните при наличии паузы:

Степа был хорошо известен в театральных кругах Москвы, и все знали, что человек этот - не подарочек. (М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

Так начинают понимать.
И в шуме пущенной турбины
Мерещится, что мать - не мать,
что ты - не ты, что дом - чужбина. (Б.Л. Пастернак, «Так начинают…»)

2. Перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения:

[Трофимов:] Вся Россия наш сад.
(А.П. Чехов, «Вишнёвый сад»)

Сравните при наличии паузы: Господин Г-в служит, а господин Шатов - бывший студент. (Ф.М. Достоевский, «Бесы»)

Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь - только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями. (В.В. Набоков, «Другие берега»)

3. Именное составное сказуемое предшествует подлежащему:

Славное место эта долина! (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

4. Подлежащее в сочетании со сказуемым является фразеологическим оборотом:

«Чужая душа потёмки, - отвечает Бунин и добавляет: - Нет, своя собственная гораздо темнее». (И. Ильин, «Творчество И.А. Бунина»)

5. Подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - существительным в именительном падеже:

Да, Льюс - это тип. Конечно, он зануда, но запас слов у него гигантский. (Дж. Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»)

6. В предложениях разговорного стиля:

Что волосы! Вздор волосы! Это я говорю! Оно даже лучше, коли драть начнёт, я не того боюсь… (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

в эти летние вечера-а-а….

Заключение

1. Особо нудные знатоки насчитывают более 50 случаев, когда надо ставить тире.
2. Отличные цитаты. Уже только из-за них следует прочитать настоящий пост.
3. «Как (чем) отличается звучание дефиса от тире в устной речи?»
В устной речи дефис никак не акцентируется, а тире звучит, как «красноречивое молчание» в течение 0,5 секунды. 🙂
4. Дефис/тире актуальны только для печатных текстов. Для рукописных творений он не имеют никакого значения.





и другие.

На этом самый нудный пост окончен. Но не окончено изучение грамоты. 🙂

error: