Использование древесины. Что делают из дерева

Когда-то леса покрывали почти две трети земной суши, но сегодня из-за самых разных причин это соотношение изменилось, и леса занимают лишь треть суши. Из-за интенсивного сельского хозяйства леса растут в основном в горных или отдаленных районах,

Канады, северной Европы, Скандинавии и России, а также в гористых районах мира. Во многих тропических областях Америки, Африки, Азии и северной Австралии раскинулись густые тропические леса. Все они с давних времен используются человеком.

Давайте разберем, что можно сделать из древесины . Именно
хвойные леса обеспечивают треть мировой потребности в древесине . Они дают мягкую древесину, необходимую для строительства, производства тары и изготовления бумаги. Для того чтобы изготовить 270 экземпляров 190-страничной книги, требуется целое дерево!(заметка сайт) Вот почему ученые многих стран разрабатывают проекты рационального вторичного использования дерева или далее замены его другими материалами.

Тропические леса дают в основном твердую древесину. Она идет на производство мебели и строительство. Ежегодно каждый житель Америки использует такое количество деревянных изделий, что по объему оно равно дереву высотой в 30 метров и 41 сантиметра в диаметре. В целом же в мире ежегодно расходуется более 230 миллионов деревьев. Примерно 2500 миллионов людей, половина населения Земли, использует дерево для отопления и приготовления пищи.

Однако из хвойных деревьев можно получить и использовать не только древесину, но и массу полезных и необходимых предметов. Зачастую мы и не догадываемся, что исходным сырьем для них послужило дерево. Так, для изготовления многих лекарств (например, хинина и аспирина) используется кора тропических деревьев. Резина, лаки, смолы, воск и красители также изготавливаются в результате переработки различных веществ, получаемых из деревьев.

Из древесины изготавливают целлюлозу, это одна из главных областей применения деревьев. А целлюлоза, в свою очередь, дает нам бумагу, взрывчатые вещества, лекарства,
целлофан и ткани. Вот почему ученые так интенсивно ищут и находят способы замены натуральной древесины.

Все мы с вами используем бумагу, жизнь без бумаги была бы не полноценной. Бумага используется везде и повсюду. Маленькие дети рисуют и пишут в школе, студенты чертят в институте, взрослые распечатывают договора, счета на работе. Все это на бумаге! Но никто не задумывался, как бумагу изготавливают. Вот по этому, я советую посмотреть небольшое видео, как из леса делают целлюлозу, а потом всеми нам знакомую бумагу.Данный пост старался написать небольшой, но емкий. Если будут вопросы, задавайте не стесняйтесь, постараюсь ответить на все вопросы.

Все изделия из массива выглядят шикарно, если подойти к изготовлению с умом. Не каждое дерево подходит для того или иного изделия. Чтобы вещь из массива радовала и глаз, и кошелек, попробуем в этом немного разобраться.

Основные параметры, по которым выбирается древесина для производства различных изделий: прочность, устойчивость к деформации, износостойкость. Все эти три качества объединяют в один показатель – плотность древесины, то есть, отношение массы дерева к его объему.

Виды древесины в зависимости от плотности:

А) Мягкая (до 540 кг/м 3) – ель, сосна, осина, липа, пихта, тополь, каштан, ольха, кедр;

Б) Твердая (550-740кг/м 3) – лиственница, береза обыкновенная, дуб, ильм, бук, платан, грецкий орех, клен, яблоня, ясень;

В) Очень твердая (от 750 кг/м 3) – береза железная, рябина, белая акация, граб, кизил, самшит, фисташковое дерево.

Теперь разберем преимущества некоторых основных пород дерева.

Начнем с самого простого и экономичного: это сосна , из этого дерева делают практически все. Оно просто в обработке, стоит недорого, а при правильной технологии подготовки и окраски изделия из сосны прослужат долгие годы. Из сосны изготавливают двери, лестницы, окна, спальни, кухонные гарнитуры, столы и табуреты, также из нее делают мебель для бань, беседки, вагонку — и это лишь малая часть того, что можно сделать из этого прекрасного дерева!

Плюсы:

  • податливость в обработке. Сосна легко строгается вдоль волокон, но с трудом – в поперечном направлении. При распиле все наоборот – поперек бревно режется легко, а вдоль – плохо.
  • легко склеивается;
  • в зависимости от окраса и структуры древесины, сосну используют как для изготовления мебели с последующей лакировкой, так и для каркасов, и различных конструкций с облицовкой шпона из твердых пород;
  • как и все хвойные, имеет приятный запах, выделяет фитоцинды, которые считаются лечебными.

Далее в ценовой категории — лиственница , это хвойное дерево обладает исключительными свойствами. Лиственница не подвержена воздействию влаги, и даже наоборот — во влажном помещении или климате она становится только крепче. Также она пожаро- и биоустойчива, ей не страшны насекомые и плесень. Это лучший материал для уличной мебели: беседки, лавочки, террасы, качели, заборы, заборчики и даже туалеты. Также лиственница более плотная и прочная, чем сосна, поэтому кухонные гарнитуры и лестницы, сделанные из лиственницы, прослужат дольше, чем сосновые. Это уникальный материал и по стоимости, и по своим качествам.

Плюсы:

  • высокая влагостойкость;
  • отличные показатели прочности (лучшие среди хвойных пород);
  • мало подвержена короблению;
  • используется для изготовления резных деталей.

Следующий вид древесины в нашем списке — это береза . По стоимости этот материал на порядок выше предыдущих, по своей структуре береза однородна, без пор и мягких волокон, поэтому эта порода древесины хороша для точеных и резных изделий, таких как балясины, каннелюрные ножки, резные рамы для зеркал и картин, багеты. Для плоских деталей используют клееный мебельный щит, так как по своей природе береза — не самый стабильный материал, тем самым немногим уступая более ценным породам древесины.

Плюсы:

  • однородное строение и красивый цвет древесины;
  • хорошо гнется;
  • в производстве мебели из массива используется в качестве имитации ценных пород (хорошо окрашивается при травлении).

Еще один вид древесины — это бук , он прекрасно подходит для точения и резки, он более плотный и долговечный, чем сосна и береза, прекрасно поддается обработке, идеальный вариант для мебели в спальню, входных групп, кабинетов, библиотек, резных сувениров, картин и т.д.

Плюсы:

  • высокие декоративные качества: красивая текстура как при радиальном, так и тангенциальном разрезе,
  • быстрый в просушке, не трескается;
  • легок в обработке: колется, пилится, режется, гнется;
  • отлично отбеливается и окрашивается с помощью специальных растворов, — практически не изменяет красивый природный оттенок при лакировании.

Более ценной породой древесины является ясень . Это твердая порода, имеющая очень красивую текстуру и поры. Ясень идеально подходит для домашней мебели, будь то спальня, кухонный гарнитур, кабинет или столовая, резная или прямая мебель из ясеня одинаково шикарно смотрится, а различные эффекты окраски, такие как золочение, серебрение, патинирование, придают изделию неповторимый шик. Мебель из ясеня прослужит десятилетия! А в последствии ее можно отреставрировать, и мебель заиграет новым блеском.

Плюсы:

  • отлично гнется после пропаривания;
  • мало трескается при сушке;
  • при обесцвечивании приобретает необычный оттенок седины.

Заключает наш список самый известный и изысканный вид древесины — дуб . По своим свойствам дуб превосходит все вышеперечисленные виды древесины. Дуб не боится воды и насекомых, ему не страшна гниль и время, под воздействием внешних факторов он становится только крепче и красивее, приобретая насыщенный темный цвет. С древних времен дуб считался символом силы и богатства. Из него изготавливают столы и полностью кабинеты руководителей, массивные двери из дуба стоят в самых роскошных домах, лестницы из этого материала имею неповторимый лоск, а кухня или спальня из дуба говорит о состоятельности его хозяев.

Плюсы:

  • несмотря на высокую вязкость древесины, обрабатывается довольно хорошо;
  • легко гнется;
  • устойчив к гниению;
  • хорошо поддается приемам искусственного старения.

Отдельно можно поговорить о тех породах древесины, которые используются при отделке саун и бань, это породы, которые не имеют в своем составе смол, или они содержатся в древесине в минимальном количестве. Идеально для вагонки в баню или сауну подходят кедр, липа или осина , все они одинаково хороши и отличаются лишь цветом и текстурой.

Кедр


Плюсы:

  • стойкость к гниению и червоточине;
  • подходит для резьбы;
  • имеет специфический древесный аромат.

Липа

Плюсы:

  • хорошо противостоит сырости,
  • древесина прочна и пластична,
  • имеет красивый белый и сливочный оттенок.

Для полка отлично подходит африканское дерево абаши или абачи — это уникальное дерево имеет низкую теплопроводность, что не дает обжечь тело человека, а также абаши устойчив к повышенной влажности и отлично поддается обработке.

В народном хозяйстве древесина применяется очень широко: в промышленном и гражданском строительстве ее используют для изготовления отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, а также окон, дверей, паркета и т. п. Древесина - сырье для изготовления целлюлозы, бумаги, картона, этилового спирта. При химической переработке древесины получают канифоль и скипидар; из коры дуба, ивы и лиственницы добывают дубильные вещества, употребляемые в кожевенной промышленности.

В судостроении древесину применяют при закладке судов на стапеле и спуске их на воду (кильблоки, спусковые дорожки стапеля, полозья, подбрюшины), для покрытия металлических палуб, для изоляции и оборудования провизионных кладовых, трюмов, кают и других помещений, для изготовления деревянной мебели, возведения строительных лесов, временных трапов.

Широкое применение древесины объясняется ее техническими свойствами. При относительно небольшой массе она обладает достаточной прочностью, легко обрабатывается, хорошо склеивается, а изделия из нее отличаются хорошими декоративными качествами.

Вместе с тем древесина имеет и ряд отрицательных свойств. При изменении влажности она разбухает, усыхает, растрескивается и коробится. Естественные древесные материалы подвержены загниванию и легко воспламеняются. В меньшей степени эти недостатки свойственны прессованной древесине, древесностружечным и древесноволокнистым плитам.

Растущее дерево состоит из корней, ствола и кроны. Корни всасывают из почвы влагу, питательные минеральные вещества и удерживают дерево в почве. Ветви и листья дерева образуют крону. В листьях происходит так называемый процесс фотосинтеза. Они поглощают из воздушной среды углекислый газ, который разлагается на углерод и кислород. Кислород из листьев выделяется в воздух, а углерод под влиянием солнечного света, взаимодействия с влагой и растворенными в ней минеральными веществами образует различные органические соединения, необходимые для питания дерева, которые распространяются по внутреннему слою его коры.

Ствол поддерживает крону дерева, хранит влагу, а также запасы питательных веществ, вырабатываемых листьями. Он состоит из сердцевины, древесины, камбия и коры (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Строение ствола
1 - кора; 2 - камбий; 3 - древесина; 4 - сердцевина

Сердцевина, расположенная в центре ствола, представляет собой рыхлую мягкую ткань и занимает незначительную часть ствола. Далее располагается древесина, занимающая большую часть ствола.

Камбий охватывает древесину сплошным кольцом. Он состоит из клеток, способных к делению и росту.

Кора защищает дерево от механических повреждений и от неблагоприятных влияний окружающей среды. Внутренний слой коры (лубяной) служит для отложения запасов питательных
веществ, выработанных в листьях. По строению коры можно определить породу дерева.

Древесина - основной технический материал, свойства которого неразрывно связаны с ее строением. Макроструктура (элементы строения) древесины хорошо видна на разрезах ствола невооруженным глазом. Так, на разрезах четко выделяются годичные слои, сердцевинные лучи, ядро и заболонь.

Годичные слои - концентрические круги вокруг сердцевины - хорошо видны на торцовом срезе. На радиальном срезе они просматриваются в виде продольных линий, на тангенциальном - в виде дугообразных кривых. У живого дерева каждый год вырастает один годичный слой. Рост происходит от камбиального слоя, поэтому чем ближе расположен слой к сердцевине, тем он старее. По числу годичных слоев на торцовом срезе комлевой части ствола можно определить возраст дерева. Годичный слой состоит из ранней древесины, образованной в весенний период роста, и поздней, развивавшейся в летний период. Окраска ранней древесины светлая. Поздняя древесина имеет более темную окраску и отличается большой плотностью и высокими механическими качествами.

Сердцевинные лучи сохраняют, а также проводят влагу и питательные вещества в горизонтальном направлении между годичными слоями. На торцовом срезе ствола (особенно у дуба, бука и клена) сердцевинные лучи имеют вид радиально расположенных узких полосок, на радиальном срезе - светлых или темных блестящих полосок, а на тангенциальном - темных штрихов с заостренными концами, расположенных по длине ствола.

У деревьев некоторых пород окраска периферийной и центральной частей ствола на торцовом и радиальном срезах различна. Такие породы деревьев называют ядровыми. Породы деревьев, стволы которых на срезе не имеют этого различия окраски, называют заболонными.

Центральная, темноокрашенная часть древесины, прилегающая к сердцевине, является ядром. Оно состоит из омертвевшей древесины, которая отличается повышенной стойкостью к загниванию, так как содержит значительное количество смол и дубильных веществ.

Заболонь - часть древесины раннего образования, состоящая из молодых клеток. В растущем дереве по заболони движется влага с растворенными в ней минеральными веществами. Ширина заболони зависит от возраста и места произрастания дерева. Широкую заболонь имеют сосна и дуб. По механическим свойствам заболонная древесина не отличается от древесины ядра, но менее устойчива к загниванию, так как легко впитывает влагу.

Микроструктура древесины различима только под микроскопом. Основными элементами древесины являются клетки, древесные волокна, сосуды и трахеиды.

Клетки представляют собой тонкие замкнутые оболочки, внутри которых находятся протоплазма и ядро. Клетки размножаются путем деления: ядро делится на две части и из одной клетки образуются две малые. По мере роста каждая из них делится также на две и т. д. Живые клетки служат для передачи питательных веществ друг другу и хранения запасов этих веществ на зимний период.

Урок окружающий мир во 2 классе «А».

Тема: Деревья леса. Что человек делает из древесины.

Цели урока : создание условий для формирования у младших школьников представления о деревьях леса, о использовании человеком древесины.

Задачи:

    Образовательные: познакомить учащихся с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям разных профессий; обратить внимание на острую экологическую проблему – уничтожение лесов.

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям разных профессий; прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.

    развивать познавательный интерес к новой информации, побуждать к изучению нового, обратить внимание на острую экологическую проблему –уничтожение лесов.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения : ИКТ, словесный, наглядный, практический

Основной метод : проблемный

Форма организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Board компьютер, документ камера, слайды по теме: «Из чего что сделано», аудиозапись с голосами птиц;учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир»: 2 класс, ч. 2, тетради на печатной основе, гербарий деревьев Волгоградской области, индивидуальные карточки с заданиями, комплект картинок в конвертах для групповой работы, различные предметы из дерева, куски древесины.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверьте, ребятки

Все ль на месте?

Всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Т.М. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, удивлены, что по расписанию у нас окружающий мир, а приготовились мы ещё и к уроку технологии, пригласили учителя биологии. Представляю преподавателей, которые проведут для вас этот урок.

Е.В.Я учитель биологии. Ребята!Вас ждут на этом уроке необычные открытия.

В.Б. Я учитель технологии. Удивительные сюрпризы.

Т.М. Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы.

Е.В . Внимательно слушать учителей и ответы товарищей.

В.Б . Помогать друг другу, выполняя практические задания.

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

О лесе, о деревьях леса.

Слайд № 2 на тему: «Лес»

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём.

Т.М. Ребята, скажите, а все ли знаете о деревьях?

Уч-ся: Нет!

Т.М Как вы считаете, нам надо пополнить знания о деревьях леса?

Уч-ся: Да!

Т.М С чего начнём наш урок?

Уч-ся: С планирования.

Т.М. В начале урока мы всегда что делаем?

Уч-ся: Вспоминаем пройденное.

Т.М. На любом уроке мы что-то узнаем, чему-то учимся, значит дальше мы будем…

Уч-ся: узнать новое

Знания не будут прочными, если их не ….

Уч-ся: закрепить

Т.М. А также обязательно любую работу надо…

Уч-ся: проверить и оценить.

(На доске появляется картинный план).

Т.М. Ну а теперь приступаем к работе. Я надеюсь, у нас все получится.

Посмотрите, кто опять пришёл нам в гости.

Слайд № 3.

Уч-ся: Ле-со-ви-чок! Приглашаю поиграть в лесную игру «Да», «Нет».

Т.М. Поиграем? Приготовьте карточки.

Индивидуальная работа по карточкам «ДА», «НЕТ».

а) Дереву этому не страшны морозы, жара, засуха. Ему нужно много света и солнца.

А отвар этого дерева используется для лечения зубов и дёсен. Это – сосна ? +

б) Если залить кипятком высушенные цветки этого дерева, то получится очень вкусный, ароматный, лечебный чай от простуды. Полезен и ароматный, светлый мёд этого растения.

Это берёза? (Нет, липа ).

в) Мощный ствол, толстые ветви, на которых расположены жёсткие листья. Дерево – долгожитель. У многих народов это дерево считалось самым красивым.

(Это тополь?) -, дуб.

г) Лиственное дерево, которое может достигать 30-метровой высоты. Листья сидят на длинном черешке, имеют округлую форму и состоят из пяти пластинок. Плоды этого дерева очень интересные – похожи на маленькие вертолётики. (Это клён?) +

д) Хвойное дерево, возраст которого может достигать до 600 лет. Листья видоизменены в хвоинки-иголки длиной 3 см, могут держаться на дереве от 6 до 8 лет. Иногда эта лесная красавица украшает дома людёй в новогодние праздники.

Это сосна? -, ель.

Т.М. С Лесовичком поиграли. Что посоветуем ему?

Уч-ся: Быть внимательнее и больше читать.

2. Групповая работа по карточкам.

Т.М. Ребята, вы знаете, деревья не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще всего они собираются компаниями. Чтобы выполнить следующее задание вам тоже надо объединиться в группы. (Садятся по группам).

Руководители групп получите задания. (Задания разноуровневые).

(Держу конверты веером).

Т.М. Распределите обязанности в группе.

Прочитайте задание и приступайте к работе. В уголке листа поставьте ретроспективную оценку работы. (Л )

(Дети работают. После выполнения обводят оценку цветным карандашом).

Е. В . Проверка на документ камере .

Проверка работы в группах.

Наша группа подготовила интересное сообщение о …

Все ребята в нашей группе помогали найти правильные ответы на вопросы.

Мы смогли без ошибок составить ответы на вопросы.

Я очень доволен работой группы.

( Группы рассказывают о проделанной работе при помощи экрана).

Работа над новым материалом

Е.В . А хотите узнать, какие интересные деревья существуют?

Уч-ся: Да!

Слайд № (Рассказ учителя).

Они живут в жарких странах. А более подробно вы узнаете о них, когда начнёте изучать биологию.

Е.В. Ребята, а в нашей Волгоградской области есть тоже интересные деревья – долгожители. Это знаменитый тополь и дуб.

Слайд№

Е.В. На нашей выставке представлены книги, из которых вы можете узнать много нового и интересного о растениях Волгоградской области.

(Выставка: Толковые словари, справочники и т.д.)

На память о нашем уроке учащиеся 11 класса дарят вам буклеты о растениях Волгоградской области.

(Учащиеся 11 класса раздают буклеты).

III. Сообщение темы и цели урока.

Т.М. Ребята, оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево.

Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?

Уч-ся: Изучать, что можно сделать из дерева.

Т.М. Где можно проверить наше предположение?

Уч-ся: В учебнике.

Т.М . Откройте учебник, стр.48.

Прочитайте тему нашего урока.

Совпало наше предположение?

В.Б .Ребята! А что такое древесина?

Ответы детей.

Слайд №

В.Б. Древесина – это плотная часть дерева, находящаяся под корой. (Словарь).

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише =

Деревцо всё выше.

IV. Работа по теме урока.

1.Работа с учебником. Чтение текста.

В.Б - В учебнике рассмотрите рисунок – схему. Прочитайте о том, как человек использует древесину, запомните, что узнали нового и скажите все мне по одной фразе,

(Ответы детей).

В.Б. И это правильно.

Слайд №

В.Б. Человек давно-давно начал использовать древесину для своих нужд. Много лет на Руси служило дерево людям. Плотники ставили избы, столяры мастерили шкафы, скамьи, колыбельки для детей, миски, ложки. Умельцы вырезали из дерева игрушки, плели лапти.

И сейчас деревья иг рают огромную роль в жизни людей. Вокруг нас множество разных предметов, сделанных из древесины (на столе разложены разные предметы из дерева).

2.Практическая работа.

В.Б. А сейчас мы с вами попробуем что – то сделать из дерева.

В.Б. У вас на столах лежат конверты (пластинка из дерева, наждачная бумага, шаблон листочка дерева).

Учитель рассказывает о художественной обработке изделия.

А сейчас давайте попробуем применить на практике работу с древесиной.

(Учитель изначально демонстрирует учащимся задание и на примере показывает, в чем будет заключаться их деятельность на протяжении практической работы).

3.Работа на интерактивной доске.

Т.М. Составим «Синквейн» по теме урока.

Какое главное слово было на уроке?

Древесина

Какая? Твердая, крепкая, вязкая, мягкая.

Что делают? Пилят, рубят, стирают, строгают.

Изделия из дерева: книга, труба, тетради, шкафы, парты, ручка, скалки, ножницы, лыжи.

V. Домашнее задание.

Т.М . Дома вы выполните задание по выбору:

1.Составьие паспорт дерева. Учебник, стр.50

2.Чтение текста: стр. 48 – 49.

VI. Итог урока.

1. Заключительная беседа. Рефлексия.

Т.М. Мы благодарим всех тех, кто хорошо работал сегодня на уроке, был активен.

Если были какие-то затруднения, нерешённые вопросы не переживайте, вы ведь учитесь и всё у вас получится.

Поднимите руки, кто считает, что заслужил «5» на уроке? «4», «3»? (Самооценка учащихся.). Я рада, что ваша отметка совпадает с моей. Молодцы!

Бывая в лесу, мы всегда должны помнить, что наше право - пользоваться его дарами,

а наша обязанность – охранять его.

В.Б.«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать».

error: