Иконы божьей матери. Богоматерь с младенцем на троне со святыми мучениками

В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.

Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!»

С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.

В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии.

Этот праздник установлен в IX веке в память неоднократного избавления Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Волахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная св. евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь:

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавлъшеся от злых, благодарственная восписуем Тираби Твои, Богородице!»

И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Ее жизни - риза и пояс Ее; но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по
счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос - приветствием архангела: радуйся.

Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами видимыми.

Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.

Молясь перед иконами, люди почитают не сам предмет, а то, что он символизирует: великих святых или значимые в религиозном отношении события. Удивительна в этом отношении Божья Матерь — иконы, все образы с ней весьма различны. Они отличаются настолько, словно речь идёт не об одной Богородице, а о многих, каждая из которых бесконечно любит людей и желает помочь им, но делает это по-своему по-особенному.

Среди огромного числа образов Богоматери особенно можно выделить несколько. Каждая из них наделена своей историей, и к ним обращаются с разными вопросами, но все они одинаково значимы для верующего человека.

Икона Божией Матери «Иверская»

Иверская икона Пресвятой Богородицы также называется Вратарницей или Привратницей, поскольку несколько раз она неизвестным образом оказывалась в киоте над входом в обитель, откуда её после уже не убирали. Позднее на месте её расположения был отстроен храм, где она теперь и находится.

Икона легко узнаваема, поскольку на ней правая щека Богоматери отмечена кровоточащей раной. В остальном сюжет более привычен: левой рукой она придерживает младенца, а правая ладонь при этом протянута к нему в молельном жесте.

Иверской Богородице принято молиться об избавлении от всех зол и утешении в беде, спасении от пожара, хорошем урожае.

Дни почитания Вратарницы – 25/12 февраля, 26/13 октября, второй день Пасхальной седмицы (недели).

Икона Божьей Матери «Владимирская»

По одному из преданий, автором иконы являлся апостол и евангелист Лука. По завершении работы он показал дело рук своих Богоматери и она сама благословила икону. Образ показывает Богородицу держащей младенца правой рукой, а её левая ладонь лишь слегка касается одеяний маленького Иисуса, который обнимает свою мать за шею. «Приметой» Владимирской иконы Божьей матери считают виднеющуюся «пяточку» (ступню) Спасителя.

Образ считается чудотворным. Он использовался во время постановления Российских митрополитов и Патриархов, и приобрёл статус главной отечественной святыни. Владимирскую молят о защите от нападений извне, о единстве и избавлении от лжеучений, примирении врагов.

Дни почитания – 3.06/21.05, 6.07/23.06 и 8.09/26.08.

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Согласно своему названию икона изображает Богородицу пронзённой семью стрелами. Считается, что крестьянин Кадниковского уезда, обнаружил её на церковной колокольне, где на неё ступали, считая, что это обыкновенная доска. Семистрельная Божья Матерь, иконы, все образы которой трудно сосчитать имеет более известную разновидность, именуемую «Умягчение Злых Сердец».

По некоторым источникам возраст Семистрельной составляет не менее 500 лет. В 1917 году она находилась в Иоанно-Богословской церкви, но была утеряна и на сегодняшний день её месторасположение неизвестно.

Этот образ иконы Божьей Матери молят об излечении холеры, избавлении от хромоты и расслабления, примирении врагов. День почитания – 13/26 августа.

Икона Божией Матери «Державная»

Образ был обнаружен в одной из подмосковных церквей в 1917-м году, в тот день, когда Николай II отрёкся от престола. Все увидели в этом определённое знамения, хотя конкретная трактовка события могла сильно отличаться в зависимости от того, кто брался рассуждать об этом.

На иконе Богоматерь изображена как Небесная Царица: облачённая в красные одеяния, величественно восседающая на царском престоле, увенчанная короной и нимбом. В ладонях у неё покоятся держава и скипетр, а на коленях сидит младенец Иисус. На сегодняшний день икона находится в Коломенском, в храме «Казанской» иконы Божией Матери.

Основная тема молитв, посвящённых Державной Богородице – правда. Её просят о честности в словах, делах, любви и о сбережении России. День почитания – 2/15 марта.

Некоторые полагает, что Тихвинская была написана ещё при жизни самой Богоматери. Отличительным её признаком можно считать свиток, который младенец держит в одной руке. Пальцы другой руки Спасителя сложены в благословляющем жесте.

Сейчас образ размещён в московской Тихвинской церкви. Списки с него размещены во многих других церквях, монастырях и храмах.

Тихвинской молятся о возвращении зрения, изгнании бесов, излечении детей и избавлении от расслабленности суставов в случае паралича. День почитания – 26/9 июня.

Первое упоминание образа связано с 12-м веком. История гласит о том, что после наступления Батыя на Городецкий монастырь, всё обратилось в пепел, но икона осталась абсолютно невредима. Позднее Василий Костромской, узревший явление Богоматери, переправил образ в Кострому, в собор Феодора Страстилата. Это и дало ему известное ныне название.

На иконе Спаситель находится на правой руке Богоматери. Правой же ладонью Богородица поддерживает его ножку. Сам младенец прижимает к Матери лицо и левой рукой обнимает её за шею.

Молить Феодоровскую Богородицу нужно о благополучном разрешении трудных родов. Дни почитания: 27/14 марта и 29/16 августа.

Скоропослушница в чём-то напоминает Тихвинскую Божью Матерь (она тоже является образом типа Одигитрия – Путеводительница). Её относят к числу чудотворных икон. Место создания Скоропослушницы – святая гора Афон, а ныне она пребывает в стенах монастыря Дохиар.

История, связанная с этим образом, гласит о монахе из глупого интереса закоптившем лик Богородицы. За это он был лишён зрения. Продолжительными молитвами монах смог вернуть его и с тех пор икона «слышит» просьбы всех страждущих и помогает им.

Молиться Скоропослушнице нужно, прежде всего, об излечении от слепоты, хромоты и расслабления, а также об избавлении от плена и спасении людей попавших в кораблекрушении. День почитания – 9/22 ноября.

Происхождение не установлено. Поступила в музей до 1951 г.
Реставрировалась в 2002 г. Л. Д. Рыбцевой.

Изображение Богоматери, окруженной клеймами с иллюстрациями Молитвословия Пресвятой Богородице, можно рассматривать как один из вариантов композиции «Похвала Богоматери» .

Все части иконы объединены надписями, цитирующими Богородичный тропарь: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою» (вверху: «Богородице Дево радуйся, благодатная Марие»; в среднике: «Благодатная Марие, Господь с тобою»). В центре иконы, на облаках, в окружении ангелов, представлена Богоматерь с Младенцем на престоле. Младенец Христос в золотом облачении восседает на левой руке Богоматери, ногами опираясь на ее колени. В его левой руке свиток, правая высоко поднята в благословляющем жесте. Подобный образ Христа Эммануила традиционно воспринимался как символ Боговоплощения и искупительной жертвы. Христос предстает как владыка и Спаситель мира, освящающий истинный храм своей плоти - Богородицу.

Восседающая на престоле Богоматерь уподобляется дому Божественной Премудрости и престолу жертвенного Агнца. Она облачена в красные с золотым узором одежды и покрывающий голову белый плат цельной формы, без спадающих на плечи концов. В правой руке Богоматерь держит скипетр, а ангелы увенчивают ее короной. Эти атрибуты указывают не только на царственность, но и на приснодевство Богоматери: корона символизирует «венец воздержания», а скипетр напоминает ветхозаветный прообраз Богоматери - жезл Ааронов и восходящие к нему гимнографические символы - «лозу истинную» и «отрасли неувядаемой розгу». Таким образом, Богоматерь прославляется как сокровище чистоты и непорочности.

Литературным источником для композиций в клеймах послужил рассказ из сборника украинского богослова Иоанникия Голятовского «Небо Новое», популярного в ярославском искусстве, начиная с последних десятилетий XVII века. Чудо седьмое в разделе «Чудеса Пресвятой Богородицы над молящимися ей» повествует о Фоме, епископе Кантуарийском, который имел обычай ежедневно прославлять Пречистую, припоминая ее земные «утехи». Явившаяся епископу Богоматерь сказала, что хотела бы слышать от него и прославление той радости, которую она испытывает на небе. Епископ исполнил желание Пречистой, сочинив славословие в ее честь. Иконографические источники клейм следует искать среди западноевропейских гравюр или их повторений в украинской книжной графике.

Восьмиугольные клейма в пышных золотых обрамлениях располагаются вокруг средника иконы. Их цикл начинается на верхнем поле и развивается по кругу. В первых семи клеймах изображены события из жизни Богоматери, свидетельствующие об исполнении предвечного замысла Творца и о воплощении Спасителя от Девы Марии. В последующих клеймах Богоматерь воспевается как Божия избранница, непорочная дщерь человеческая, через которую получает освящение человеческий род. Кроме того, она прославляется как Пренепорочная Дева, чистотой равная небесным силам, покровительница всех скорбящих, Царица Небесная, которой подвластны ангельские чины, заступница за человечество перед Христом, богоравная, удостоенная небесного престола.

В нижних углах иконы находятся еще два клейма. Слева изображено явление Богоматери молящемуся перед ее иконой Фоме Кантуарийскому, а справа, в картуше, помещен текст молитвословия, сочиненного Фомой: «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие, яко зачала еси плотию сына [Божия] ...». Заканчивается текст словами: «Сия похвала Пресвятой Богородице напечатана в книге Новаго Неба Чудо [Пресвятой Богородицы] Фоме архиепископу Кантуарийскому и научи его хвалу... дни глаголати...». На полях иконы изображены преподобный Иоанн Пещерник (слева) и мученица Улиания (справа) - видимо, святые, соименные заказчикам иконы.

Своеобразный «перевод» прозаического панегирика Иоанникия Голятовского в молитву, иллюстрации которой получили распространение в изобразительном искусстве, возник после 1700 года. Не исключено, что это произошло именно в Ярославле. Впервые эта молитва и соответствующая ей композиция появились на южной паперти ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (1703–1704). Представленная на выставке икона является точным повторением толчковской фрески. Известна и еще одна икона на этот сюжет, несколько отличающаяся от публикуемой, - «Благовещение с десятью клеймами» середины XVIII века из ярославской церкви Спаса на городу (ЯХМ). Сохранился также рукописный вариант молитвы местного происхождения, датируемый временем около 1798 года.

Колорит иконы, строящийся на контрасте черно-зеленых полей, темно-зеленого фона, ало-красных небес и золотых обрамлений, придает ей вид триумфальной композиции в духе барокко.

Икона «Богоматерь на троне» (еще одно название - «Богородица на престоле») – может рисоваться в любом из иконографических стилей – будь то Панахранта либо Умиление, либо Знамение, либо в другом стиле. Данный тип икон изображает Божию Матерь на престоле с Младенцем на коленях. Символизм заключается в том, что Богоматерь и Младенец изображают идеальную Церковь, совершающую Святое Причастие, Таинство Евхаристии. Богородица с покрытой головой, в величественной позе держит богомладенца, вся Ее поза показывает строгость, выдержанность и самообладание. Трон в данном типе икон как нельзя лучше символизирует царственное величие Божией Матери.

Происхождение основных типов образов Богоматери, которая ровно восседает на троне и держит Младенца на коленях, относятся еще к III-IV векам. Это первый тип моленного образа Богоматери. Он появился в катакомбах Присцилы, где изображена сидя женщина, держащая голого младенцем на руках. Данное изображение и интерпретируется как образ Богородицы. Первый раз в христианском искусстве в церкви Санта-Мария Маджоре, что находится в Риме, это изображение появилось в алтарной части храма.

Русские иконописцы и мастера церковной росписи переняли тип иконы Богоматери с Младенцем на престоле и стали изображать их в окружении святых или ангелов. Однако, данный тип не сильно прижился в России и встретить его можно было не стихийно, а местами, эпизодически.

В церковном искусстве наоборот, - традиционным считалось изображение Богоматери на престоле в аспиде храма. Дионисий использовал данный мотив для украшения храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Связывают это в духом времени, когда Великого князя московского провозгласили Государем и Самодержавцем всея Руси.

Второй виток в своем развитии образ Богородицы на престоле получил во время правления императриц в России, во время эпохи русского барокко. Скипетр и держава, как символ земной царской власти, появились на иконе, но исчезли предстоящие (ангелы и святые). Начали появляться иконографические признаки той иконы, которая спустя сто лет получила название «Державной» и считается одной из самых известных икон данного типа.

Другая, не менее известная икона – «Всецарица». Она была написана в 12 веке, почти 200 лет хранилась на Афоне, в Ватопедском монастыре. Христиане стали замечать, что после молитвы перед этой иконой, случаются исцеления от онкологических заболеваний, поэтому данная икона считается чудотворной.
Существует предание – перед иконой Богородице «Всецарица» появился молодой человек и стал что-то непонятное бормотать. Лицо Богородицы в какой-то миг лицо Богоматери блеснуло, на подобии молнии, и молодой человек отлетел от иконы и пал на землю. Когда он пришел в себя, то исповедался и рассказал, что занимался магией, был далек от церкви и Бога, а в монастырь пришел, чтобы испытать свою силы на иконах. Произосшедший с ним случай, убедил парня измениться, поменять всю свою жизнь – он остался на Святой Горе и постригся в монахи. Это было первое проявление иконой своей силы.
Впоследствии стали замечать, что икона исцеляет от злокачественных опухолей, поэтому к ней ходят с просьбами и мольбами об исцелении.

Богоматерь на троне

Икона, приписываемая критской школе последней четверти XVI в.

Этот иконографический тип известен в России обычно под именем Кипрской Богоматери, чудотворная мозаичная икона которой была известна на Кипре еще в начале VII в. Кроме того, этот образ носит название Печерской Божией Матери – от чудотворного образа в Киево-Печерской Лавре. Замечательные переводы этого образа находятся также в храмах Мистры: Перивлепты (второй половины XIV в.) и Пантанассы (начала XV в.). Особенно широко это изображение привилось на средневековом Западе, где оно стало излюбленной формой скульптурных изображений Богоматери. Аналогичные нашей иконе изображения имеются и среди фресок и икон XVI в. на Афоне.

Богоматерь на престоле. Скульптура. Начало XIV в. Сербия. Монастырь Соколица

Воспроизведенная здесь икона представляет собой торжественное изображение Богоматери, сидящей на троне и держащей прямо перед Собой на коленях Отрока Христа, Которого Она придерживает левой рукой у плеча, правой – у ноги. Младенец изображен в позе Вседержителя: благословляющим правой рукой, а левой держащим свиток, упирающийся в колено. По сторонам подходят, преклоняясь, с левой стороны от зрителя Архангел Михаил, с правой – Архангел Гавриил. По бортам иконы, в так называемых клеймах, где помещаются обычно семейные или особо чтимые святые, а также сцены из Священной истории и из жизни святых, расположены в верхнем ряду: Благовещение, Распятие, Снятие со Креста, Сошествие во ад. На левом от зрителя борту иконы сверху вниз: Иоанн Предтеча, апостол Петр, великомученик Георгий и великомученица Екатерина; с правой стороны: Иоанн Богослов, апостол Павел, великомученик Димитрий Солунский, прп. Антоний Великий. В нижней части иконы: свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст, свв. Константин и Елена, свт. Василий Великий и свт. Николай.

Богоматерь с Младенцем и ангелами. Мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово. Равенна. VI в.

Критская школа, которой приписывается эта икона, восходит к XIV столетию. Будучи в XIV–XV вв. явлением чисто провинциальным (о чем свидетельствуют росписи на Крите), после падения Константинополя в 1453 г. она становится главной его преемницей и начинает играть большую роль, особенно в XVI в., но уже широко используя заимствования с Запада.

Воспроизведенная на с. 142 икона представляет собой один из лучших известных нам образцов иконописи этой школы и показывает, что отдельные мастера и в конце XVI в. держались иконописного канона. Величественная и строгая поза Богоматери со столь же величественным Отроком Христом, восседающим на Ее коленях как на престоле, резко контрастирует с позами ангелов, склоняющихся с молебно простертыми к Богоматери руками. Превосходство Божией Матери над ними как «высшей всех Ангел и Архангел и всея твари честнейшей» подчеркивается здесь и размерами Ее фигуры – большей, чем фигуры ангелов.

Богоматерь Печерская (Свенская). Россия. 1288 (?). ГТГ

Не меньшей торжественностью дышат и фигуры святых, изображенных на бортах иконы. Эта несколько официальная торжественность, которая была свойственна строгой иерархичности Византийской империи, еще более подчеркивается здесь ярко выраженой линейностью и сухой, детализированной трактовкой формы, придающей, особенно одеждам святых, изображенных на бортах иконы, несколько металлический характер. Эти свойства, унаследованные критской школой от последнего периода византийского искусства, являются характерными ее чертами. Но эти особенности, придающие изображению некоторую холодность, отнюдь не нарушают общего единства иконы, которая производит строгое и сильное впечатление.

Богоматерь Умиление. Вторая половина XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

Из книги Легенды русских тамплиеров автора Никитин Андрей Леонидович

О Троне. Однажды между рыцарем-тамплиером и рыцарем-мальтийцем зашел разговор о традициях. Тамплиер указывал, что мальтийцы растеряли все те ценности, которые были у них раньше.- Но мы не знаем, что есть ценного у вас, - возразил ему мальтиец.Тогда тамплиер спросил его,

Из книги Мир наизнанку автора Прийма Алексей

Гипотеза о последней колонии Я думаю, это был отряд из самой последней колонии атлантов, оставшихся на Земле ко времени правления фараона Хеопса в состоянии ясного, так сказать, атлантического ума.Все остальные колонии уже деградировали к тому времени, постепенно

Из книги Пифагор. Том II [Мудрецы Востока] автора Бязырев Георгий

РЕКОМЕНДАЦИИ - ДЛЯ НОВОЛУНИЯ, ПОЛНОЛУНИЯ, ДЛЯ ПЕРВОЙ И ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ ЛУНЫ …Там детство пахнет мокрой кошкой, там звезд хватает детворе. Луна - похожа на картошку, обуглившуюся в костре. И я под ней играю в прятки, Луне своей дурацки рад. А у картошки путь несладкий -

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

Тайны последней битвы ЧТО ТАКОЕ АРМАГЕДДОН Собственно, битва Добра и зла на нашей планете происходила постоянно, на протяжении всей истории, начиная с момента самого появления зла на Земле - а именно, духовного падения некогда блистательного Люцифера и превращения его

Из книги Легенды российских тамплиеров автора Никитин Андрей Леонидович

10 О троне Однажды между рыцарем Тамплиером и рыцарями Мальтийцами зашел разговор о прошлом обоих традиций. Рыцарь Тамплиер указал, что Мальтийцы потеряли то ценное, что было у них раньше.Те возразили: «Но мы не знаем, что есть ценного у вас, нечем вам хвалиться».Рыцарь

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

НЕУДАЧА ПОСЛЕДНЕЙ РЕЛИГИИ В умах многих правление Соломона было временем триумфа еврейского народа, на самом деле это было не так. Его строительная программа производит впечатление, но была слишком эпатажной и затратной, за пределами реальных финансовых средств только

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

От придирок в школе или на работе Если к человеку без конца придираются в школе или на работе, следует прочитать этот заговор 12 раз кряду:Отец, Сын и Святой Дух, Благодать Божия, небесная, сойдите, на меня рабу Божию (имя) пойдите, слава и похвала, умножайтесь, с каждым Божиим

Из книги Мастера государственной измены автора Платонов Олег Анатольевич

Состав масонских лож конца XVIII - первой четверти XIX века Половину членов масонских лож, действовавших в России, составляли иностранцы (заезжие или находящиеся на русской службе). А если учесть всех лиц иностранного происхождения, а также всех не относящихся к

Из книги Йога прозрения автора Николаева Мария Владимировна

Аджна открывается последней… Йог, упрочивший перед смертью дыхание в межбровье, Преданно созерцая Господа, воистину достигает Бога! Бхагавадгита (8.10) Бесполезно работать с Аджной, если вы не проработали нижние центры. Именно попытки «открыть третий глаз» без всякой

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Икона Божией Матери Знамение Икона конца XVI в. Икона Знамения принадлежит к наиболее чтимым иконам Богоматери. Это изображение с характерно воздетыми руками относится к иконографическому типу Оранты, но с Христом на груди. Жест молитвы, воздетые руки, характеризующий

Из книги Волшебство на каждый день от А до Я. Подробный и вдохновляющий путеводитель по миру природной магии автора Блейк Дебора

Богоматерь Одигитрия Иконографический тип Богоматери Одигитрии (? ?????????) имеет несколько прототипов, восходящих к глубокой древности. Византийское предание возводит его к образу, написанному св. Евангелистом Лукой. Согласно этому повествованию Сама Богоматерь

Из книги Азбука счастья. Книга I. «Главное о человеке» автора Лада-Русь (Пеунова) Светлана

Корсунская икона Божией Матери Умиление Икона московской школы XVI в., 26?19,5 см Название Корсунской иконы Божией Матери происходит от города Корсунь, под которым разумеется древний Херсон, или Херсонес, греческий торговый порт в Крыму около Севастополя, в котором согласно

Из книги автора

Крещение Господне Икона, приписываемая московской школе, XVI в. И абие восходя от воды, виде разводящася небеса и Духа яко голубя, сходяща нань. И глас бысть с небесе: Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мк. 1:10–11; из евангельского зачала, читаемого на Утрене

Из книги автора

Четверти В начале ритуала мы призываем четыре элемента – Землю, Воздух, Огонь и Воду – присоединиться к нашему кругу. Мы называем их четырьмя четвертями или сторожевыми башнями (один предмет, разные названия – простите, я не собиралась вас запутывать). Как следует из

Из книги автора

Глава восьмая «Учат в школе, учат в школе, учат в школе…» Некий юноша просил Мудреца научить его управлять государством. Мудрец сказал: «Охотно, но для начала назначу тебя правителем своего сердца. Когда осилишь это царство, тогда придешь ко мне». Восточная притча Чему

error: