Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона «Введение Богородицы во Святая Святых

Основой для создания иконографии « » стали описания этого события, зафиксированные в таких письменных источниках как «Протоевангелие Иакова» (гл. 7–8), «Евангелие псевдо-Матфея» (гл. 4–7). Эти апокрифические тексты отражают устное церковное предание, повествующее о рождестве и детстве Пресвятой Богородицы.

Написанное во второй половине II века «Протоевангелие Иакова» получило распространение в восточной части христианского мира, а «Евангелие псевдо-Матфея», датируемое IX веком, было популярно на Западе. Этим объясняются некоторые различия между западным и восточным вариантами иконографии праздника.

В большинстве случаев церковные образы того или иного события создаются после появления празднования в календаре. Празднование «Введения во храм» было установлено достаточно поздно. В VIII веке праздник отмечен в некоторых месяцесловах, а в IX веке он был уже широко распространен на Востоке.

Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена «Введение во храм». Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Сцена «Введения» встречается в интерьерах церквей, расположенных на всей территории восточно-христианского мира: в киевском Софийском соборе, церкви Успения в Дафни (недалеко от Афин), Псковском Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), Кралевской церкви монастыря Студеница (Сербия), соборе афонского монастыря Хиландар, церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Стамбуле.

Самые ранние изображениям праздника на иконах - это фрагменты эпистилиев* XII века из монастыря Ватопед и обители великомученицы Екатерины на Синае.

Центром композиции является маленькая, хрупкая фигура Пресвятой Девы, приведенной родителями согласно их обету в Иерусалимский храм. К Ней склоняется вышедший навстречу первосвященник; по преданию это был праведный Захария, отец . Фигура Захарии помещается или в открытых вратах ограды, или за затворенными вратами, напоминающими царские врата иконостаса. Позади первосвященника может быть изображен церковный престол, а над ним - сень (киворий). Все эти детали соотносятся с текстами паремий и песнопений богослужения, которые раскрывают тему Богоматери как одушевленного храма, вместившего невместимое Божество.

Первая и вторая паремии праздника (Исх. 40: 1–5, 9–10, 16, 34–35; 3 Царств 7:51; 8: 1, 3–7, 9–11) повествуют об устройстве Моисеем скинии и построении Соломоном храма. И скиния и храм согласно толкованию святых отцов являются прообразами Богородицы. Несколько нарочитое изображение на иконе дверей напоминает верующим о другом прообразе - видении пророком Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез 44. 1–4). Это пророчество традиционно истолковывается как указание на приснодевство Богородицы.

Наличие в композиции деталей именно христианского храмового убранства вряд ли может быть объяснено тем фактом, что художники бесхитростно изображали современные им храмовые интерьеры. Разумеется, ветхозаветного храма они видеть не могли, но существовали его описания. И средневековые художники были достаточно образованы, чтобы понимать, что там не было царских врат, а жертвенник не был похож на престол православного храма. Этим анахронизмом могло сознательно подчеркиваться то, что Введение во храм, как и Рождество Богоматери, - это начало времени Нового Завета, «предображение» благоволения Божия (как говорится в тропаре), предвкушение эры Спасения и Благодати. Иерусалимский же храм - это место, неразрывно связанное с эпохой Закона, с ушедшим в прошлое ветхозаветным периодом.

В произведениях IX–XIII веков позади Богородицы изображались праведные Иоаким и Анна, а за ними процессия дев с зажженными свечами в руках. В поздне-византийский период в иконографической схеме произошло изменение: иудейские девы стоят сразу за Богородицей, а Ее родители представлены замыкающими торжественное шествие. В верхней части композиции изображается сцена питания Богоматери ангелом. Пресвятая Дева представлена внутри храма, сидящей на ступени Святая Святых.

В западноевропейских произведениях времени позднего Средневековья и Ренессанса Богородица изображается в одиночестве восходящей к порогу храма по крутым ступеням лестницы, поскольку в повествовании псевдо-Матфея делается акцент на этом эпизоде. Шествие дев со светильниками не изображается, так как о нем нет упоминания в указанном латинском источнике. Художники Возрождения со свойственным этому периоду вниманием выстраивают массивные архитектурные фоны. Многие мастера создают образ Иерусалима I века до Р.Х., соединяя элементы современной им итальянской архитектуры (лоджии, дворцы, дозорные башни, рустованные стены) с деталями сохранившихся античных построек (обелиски, цилиндрические храмы-толосы).

В русских памятниках также наблюдается тенденция перехода от «условных» архитектурных фонов, унаследованных из византийской традиции, к попыткам передать формы отечественной архитектуры: белокаменные резные фасады, закомары, луковичные главки, шатровые звонницы. А в XVII веке, ознакомившись с западноевропейским искусством (в основном посредством гравюр), русские мастера пытаются заимствовать не только отдельные изображения «античных» построек, но и способы перспективного построения пространства.

_________________________________

* Эпистилий - длинная горизонтальная икона с изображением нескольких праздников; ставился поверх местных икон иконостаса.

Эсташ Лесюэр. Ок.1640-1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.

Икона «Введение во храм Богородицы» описывает торжественный момент начала спасения людей — маленькая Святая Мария, будущая Богородица, возвращается назад к Богу.
Перед этой иконой Введения хорошо молиться о помощи, об укреплении веры, о добродетельной жизни, конечно же, о прощении грехов.
Также Богородицу, через эту икону, молят об исцелении от разных заболеваний. Девушкам Пресвятая Богородица помогает удачно выйти замуж.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ПРАЗДНИК ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

После рождения Святой Марии Богородицы , ее родители, Анна и Иоакам, стали самыми нежными родителями на всей земле. Они очень любили свою, вымоленную у Бога дочку и благодарили Господа за подаренное счастье.
Вместе с тем они понимали, что они также должны были исполнить свою клятву – отдать Марию в храм для служения Господу Богу. Свою малышку, которая была для них настоящей драгоценностью в их жизни, они должны были оторвать от себя своими руками. Но их обещание и вера в Бога для родителей были, конечно же, превыше всего.
Благочестивые Иоаким и Анна с раннего возраста готовили Марию к предстоящей разлуке. Они рассказали Ей о Боге, о том, что Она должна быть в храме, в котором Ее воспитают по Божиим законам.

Иерусалимский храм был очень величественным и важным зданием древности. Это даже было не здание, а целый мир, в котором люди жили, молились в его храмах, расположенных на большой территории, и приносили свои жертвы Богу. Этот храм некоторые историки сравнивают даже с целым государством со своим укладом жизни, своими порядками и законами. В Иерусалимском храме, в самой середине находилось большое Святилище со «Святая Святых», в котором находились главные святыни, оно знаменовало собой присутствие Бога среди Его избранного народа.

Когда Марии исполнилось три годика, родители решили отвести Богородицу в Иерусалимский храм. По обычаям того времени, Ее родители пригласили на праздник посвящения родственников и друзей, которые вместе с ними отправились в священный город к храму. После трехдневного пути, отдохнув и переодевшись, торжественная процессия стала подходить к храму, где их ждали предупрежденные о будущем посвящении священники.

С легкостью преодолев 15 (по числу псалмов, которые пели священники перед входом в храм) высоких ступеней, Мария оказалась перед первосвященником Захарией, который, по преданиям, позже стал отцом . Он поцеловал девочку, благословил Ее и, неожиданно для всех, повел Ее внутрь святилища храма, в Святая Святых. Это было особое святое место, куда сам первосвященник мог входить только один раз в году, в день всеобщего поста, чтобы принести жертву за грехи всего народа.
Все видевшие это были удивлены такому поступку Захарии, ведь они не знали, что Дух Святой открыл священнику истину о будущем Богородицы.

После того, как был произведен обряд посвящения, Святая Мария осталась при храме, а Анна и Иоаким вернулись к себе домой. Им было, конечно, грустно без своей Девочки, но они в любой момент могли навестить Ее.
Мария каждое утро первым делом молилась в Святая Святых, а потом, вместе с другими девами, Отроковица изучала Закон Божий, обучалась грамоте, рукоделию и ухаживала за болящими.
Святой Епифаний Кипрский так описывал житие Богородицы:

“Она любила учиться, читала Священное Писание и размышляла об оном. Также пряла шерсть и лен и вышивала шелками… Особенно любила Она вышивать одежды для священников”.

Когда Пресвятая Дева уже девять лет находилась в храме, в восьмидесятилетнем возрасте умер Ее отец Иоаким. Чтобы быть поближе к Дочери, мать Богородицы Анна переехала жить к Ней поближе, в Иерусалим. Через два года не стало и ее.
Святая Мария очень любила жизнь, но после смерти родителей ничего не осталось на земле, что связывало бы Ее с миром, поэтому для Себя Она решила Свою жизнь посвятить Богу.
После достижения совершеннолетия, когда Пресвятой Деве исполнилось четырнадцать лет, по закону, Она должна была оставить храм и выйти замуж.
Но Она заявила, что останется Девой и будет служить только Господу. Эти слова Богородицы смутили священство, ведь по пророческим предсказаниям вскоре должен быть рожден Спаситель, поэтому все молодые люди из рода царя Давида ОБЯЗАНЫ были вступать в брак.

По преданиям во храм были приглашены двенадцать неженатых и вдовствующих мужей, чтобы из них избрать мнимого мужа, который хранил бы девство Святой Марии. Чтобы понять, кому было предназначено стать супругом Марии, первосвященник взял у них посохи и положил их на алтарь храма, помолившись Богу, чтобы Он указал на «достойного, обручиться с Девою ».
Божия воля стала понятна на следующий день – утром посох вдовца Иосифа расцвел. Но у Иосифа были уже взрослые дети, и он не хотел стать посмешищем для людей, которые бы судачили о такой молодой жене. Первосвященник с трудом уговорил Иосифа взять в жены сироту, заботиться о Марии и быть хранителем Ее девичества.
После обручения Иосиф и Мария покинули храм и отправились жить обратно в Назарет.

С того дня, когда произошло событие Введения во храм Святой Марии прошло более двух тысяч лет. Около 70 года н.э. этот храм был разрушен римлянами, от него осталась только одна стена. Но до сих пор этот праздник Введения во Храм святыми родителями Иоакимом и Анной их дочери - Пречистой Девы Марии, почитается Церковью, как Великий, его вспоминают христиане всего мира.

Духовный смысл праздника Введение во Храм Пресвятой Богородицы:

Значение этого события, Введения во храм Пресвятой Девы Марии, в том, что именно с него начинается служение Богородицы Богу и начало спасения мира. В этом чистом и святом месте Богоматерь училась настоящей любви ко Господу и подлинному смирению.
Кроме этого сам праздник служит нам напоминанием о необходимости истинного христианского воспитания людей в вере и благочестии.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

ВИДЕОФИЛЬМ

Реферат читанный 25 января 1902 года, в заседании Церковно-Археологического Отдела при Обществе Любителей Духовного Просвещения

Прежде чем приступить к написанию сего реферата, мне необходимо нужно было изучить самую постройку второго Иерусалимского храма. Прочитав с большим вниманием Библию , «Историю Евреев» – Иосифа Флавия и соображаясь с евангельскими сказаниями и преданиями, я нашел, что описание видения пророка Иезекииля дает подробные и точные указания о втором Иерусалимском храме и об окружающих его постройках.

Как Зоровавель, так и Ирод Великий и другие строители только постепенно дополняли эти постройки по указанному Господом плану и размерам.

Составив по описанию прор. Иезекииля план, я надеюсь составить в свободное время фасад и разрез храма со всеми подробностями, которые определились теперь для меня более ясно, почему я и осмеливаюсь высказать свое предположение о том, как Пресвятая Богородица могла войти в храм и во Святое Святых.

Около всего храма, т. е. дворов храма, была построена стена, которая изнутри двора была в 6 локтей вышины и такой же меры толщины; двор был длиной и шириной по 500 л. На этой стене могли стоять римские воины, наблюдавшие за находившимися в храме евреями, и другие язычники, и это место называлось «двором язычников», так как оно находилось не внутри ограды, а на ней самой. На стене этой была устроена Иродом галерея с крышей на колоннах и с фронтоном. На крышу галереи с западной стороны, или, как говорит евангелие, «на крыло храма», возводил диавол Господа Иисуса Христа для искушения; эта сторона была перед Кедронским потоком, заключавшим в себе очень много разного камня. Стена в этом месте доходила снаружи до 70 л., так что самый храм от потока был высотой в 120 л. Входов с этой стороны в ограду храма не было: входы находились с трех сторон, а именно: с северной и с южной стороны, где храм достигал до 60 локтей высоты, со входа восточной стороны, от оврага, где храм был в 100 л. высоты. Через овраг была устроена Иродом галерея с находившимся в ней музеем, по стенам которого были развешаны щиты и другие оружия, отбитые евреями у врагов. Галерея имела 400 л. длины и 50 л. шир. Из нее был подъем в 15 ступеней в притвор храма, устроенный башней, выступавшей из стены.

Иосиф Флавий пишет, что в восточные врата входили евреи вместе с женами после полного очищения, т е. по рождении первого дитяти.

Башня разделялась на две половины окружавшей храм стеной, в которой были ворота. Обе половинки ворот задвигались за столбы и были, как и самые столбы, украшены резьбой; на столбах лежал карниз. По сторонам притвора, выходившего снаружи ограды, было по 3 квадратных комнаты, в 6 локтей каждая; окна их были обращены к наружной стороне храма, а двери выходили в проход притвора; около них были выступы для сиденья народа, шириной и вышиной в локоть, а над ними, на колоннах, были, навесы, шириной в 5 л., под ними дозволялось быть продавцам голубей и меняльщикам денег.

За воротами храмовой стены, т. е. уже внутри храма, была вторая, такая же половина башни, выступавшая во двор храма, с одинаковым расположением комнат и построек. В одну из таких комнат с северной стороны, во второй половине башни, евреи могли привести ко Христу грешницу; здесь Он, сидя на выступе, устроенном для сиденья, мог писать на песке, так как комнаты были немощеные, без полов. Из этой комнаты евреи свободно могли уйти по одному в двери, выходящие в проход, и Христос мог остаться Один с грешницей.

Длина обеих половин башни внутри, без стен, была 60 л., а ширина 50 л. В притворе первой половины башни, как видно, места для торговцев было мало; поэтому надо думать, что они перебрались в другую половину, находившуюся уже в храме; отсюда-то, вероятно, и выгнал их Господь во время своей земной жизни, хотя они и торговали жертвенными предметами.

Очень жаль, что в современных постройках церквей не делают притворов, как это было указано Господом; между тем, эти притворы были бы полезны во многих отношениях, напр., для продажи восковых свечей, для стояния женщин до сорокадневной очистительной молитвы и т. п. В древних постройках церквей были притворы, где и находились женщины до прочтения священником очистительной молитвы и где старосты продавали свечи.

Итак, вторая половина башен восточной, северной и южной выходила в первый двор храма, имевший 50 л. ширины и называвшийся пророком «дорогою», потому что он обходил вокруг храма, внутри его наружной стены. На западной стороне этого двора были устроены кухни, длиной в 40 л.; в них приготовлялось жертвенное приношение для народа.

За башнями, между вторым двором, были притворы, по 10 л. шириной; на северной стороне такого притвора стояли 8 столов для заклания жертв и маленькие столики, в локоть, – для орудий. Около ворот был вход в комнату, где омывались жертвы, откуда они, омытые и приготовленные, проносились и провозились к жертвеннику.

По углам первого двора, называвшегося дорогой, находились 4 площади по 100 квадратных локтей, где находились женщины;·они назывались «двором женщин».

На одном из дворов была цистерна, наполнявшаяся дождевой водой; вода эта считалась священной, так как она стекала с крыш храма; ее пил бывший в храме народ. Для стока воды была устроена канава.

Вторые ворота с восточной стороны выходили на второй, возвышающийся на 4 ступени, уложенный каменными плитами двор, в 50 л. ширины; он шел между двором, называемым дорогой, и четырьмя квадратными площадями по 100 л. и образовывал собою крест, каждый конец которого имел 100 л.; у креста было 12 сторон, по числу колен израильских, и он назывался «израильским двором».

Третий двор, называемый «священным», образовывал из себя второй крест, каждое крыло которого было по 100 квадратных локтей; посередине его стоял самый храм.

Восточная площадь двора оставалась свободной, а на середине западной – стоял жертвенник, на котором совершались жертвоприношения.

На северной и южной площадях священного двора были устроены трехэтажные дома для тысячи священников, которые трапезовали здесь и переодевались в священные одежды перед службой, а после службы – надевали обыкновенные одежды и вечеряли; отсюда же они выходили учить народ; при этих домах были устроены и кладовые.

Самый храм стоял посреди площадей и был окружен каменной оградой, имевшей по 100 л. длины и ширины; с западной стороны в ней находилось четверо ворот, с северной и южной – по одному проходу для священников, а с восточной – одни ворота, под названием «княжеские», и 2 прохода в жилые помещения девиц. По бокам храма, с северной и южной стороны, находились 2 трехэтажные дома; в обоих было 33 комнаты с окнами в храму, а дверями и притворами к ограде; тут же была и лестница на кровлю зданий и храма. По углам зданий было 4 двора по 20 л. квадрату; на одном из них была устроена печь, в которой священники пекли священные хлебы. Здания и храм вмели в плане тоже крест. По углам зданий были для очередных священников при алтаре и жертвеннике 4 помещения, которые соединяли здания девиц с храмом; с западной стороны ограды были по бокам притвора храма два здания: для певчих и музыкантов.

Самый храм разделялся на 3 части: на притвор, храм и Святое Святых; с восточной и западной стороны храм имел по одной двери; по сказанию Иосифа Флавия, на дверях, шир. и вышиной в 10 л., находились завесы, одна из которых, с западной стороны, и «раздралась надвое, сверху до низу», по смерти Спасителя на кресте, а за вторую вошла Богоматерь.

Храм был внутри в 40 л. длиной и в 20 л. шириной; притвор был длиной в 20 л., а шир. – в 11 л.; Святое Святых имело 20 л. квадрату. Стена храма внутри была построена в 3 яруса, уступами; так что храм в 1-м ярусе имел 20 л. шир., во 2-м – 22 л., в 3-м – 24 л.; храм расширялся также и в длину и, после надстройки его Иродом, достигал до 60 л. высоты.

Во Святом Святых находилась каменная плита, состоявшая из 12 камней, положенных, как жертвенник, Авраамом и Исааком; на них то, по повелению Господа и Авраама, и лег добровольно 25-летний Исаак; на них же и был принесен в жертву, по испытании их веры Господом, зацепившийся за терновый куст овн. Во время всесожжения его Господь слил все 12 камней в один. Иосиф Флавий пишет, что будто бы на этом камне Иаков видел во сне лествицу, а Моисей – несгораемый терновый куст и слышал голос Господа. Когда Давид покупал эту гору, то на этом месте было гумно для молотьбы хлеба. В первом Иерусалимском храме на сем камне стоял кивот завета, а во втором кивота завета не было, так как Господь обещал Сам непрестанно присутствовать на том месте в храме. Во втором храме, по бокам камня, были устроены две стены, толщиной в 2 локтя, длиной в 6 л., по размеру скинии. С восточной и западной стороны находились наглухо закрытые двери, сделанные из кедрового дерева и имевшие 7 л. шир.; а над ними – верея, по нашему – фриз с карнизом. На каждой половинке дверей были вырезаны в рост херувимы, обращенные человеческими лицами к пальмам, находящимся посередине дверей, а львиными – в противоположные стороны; кроме херувимов двери украшались орнаментами наподобие растущих цветов и растений, которые были так искусно вырезаны, как пишет Иосиф Флавий, что казались как бы живыми.

Внутренние стены храма, так же как и двери, были украшены херувимами с пальмами и орнаментами, с позолотой фонов, а местами и орнаментов, а наружные стены были также украшены херувимами и орнаментами, вырубленными из известкового камня. Каждую неделю эти украшения промывали, а к большим праздникам белили, так как на них оседала копоть от жертвоприношения; для того, чтобы дым не проникал в храм, окна и двери закрывались завесами.

С западной стороны Святого Святых стоял семисветильник, а с восточной, – между святилищем и восточной дверью, – кадильный жертвенник, и это место называлось «кадильным алтарем».

На северной стороне храма был в 1 л. ширины проход, через который входили очередные первосвященники для зажжения светильников утром и вечером и для возложения фимиама на кадильный жертвенник.

Пресвятая Богородица с родителями и провожатыми, взойдя по 15 ступеням в притвор храма и пройдя вторую половину башни и притвор, входит четырьмя ступенями на вымощенный двор, перед вторыми, «израильскими воротами», а через эти ворота – во двор, шириной в 100 лов., а длиной в 50 л., по бокам которого стояли по 3 отдельных, небольших здания; внутри зданий находилось по 1 комнате, в 6 кв. л., с сиденьями. Кругом отдельных зданий, на израильском дворе было 30 зданий, в которых священники учили народ, и в одном из которых 12-летний Господь был найден Богоматерью сидящим среди учителей Иудейских.

Пройдя этот двор и взойдя еще 4 ступени, Пресв. Богородица вышла на площадь священного двора, перед третьими воротами, перед которыми только и мог встретить Ее Захария с другим духовенством в облачении, так как они не имели права выходить в облачении из священного двора в другие дворы. Когда Она прошла третьи ворота, то Захария мог взять Ее за руку и провести двором в 100 л. к восточным воротам, находившимся в ограде храма и стоявшим, как и самый храм, на 10 ступеней выше священного двора.

Захария должен был провести Пресв. Деву в боковой ход притвора, в жилые помещения девиц.

Вероятно, введение во храм было во дни новомесячия, когда ворота, называвшиеся «красными, княжескими и золотыми», были отворены, а они открывались только в эти дни, в дни субботние и в большие праздники. Они назывались «красными», потому что были сделаны из кедрового дерева, имеющего красный цвет; «золотыми» – потому что фоны, а местами и орнаменты, были вызолочены; «княжескими», – потому что князь, стоя под их вереей, вкушал священные хлебы перед народом и сидел около них во время народных собраний.

Через эти ворота видна была вторая завеса восточной двери; входить в них, по сказанию пророка, ни князь, ни первосвященник не имел права. Свв. Иоаким и Анна и шедшие со свечами девицы, сверстницы Богоматери, т. е. имевшие не более 4-х и не менее 3-х лет, должны были остаться у входа на лестницу. Богоматерь, очевидно, не была предупреждена, что в эти ворота входить нельзя, а св. Захария объяснил наверно, что за этой завесой непрестанно присутствует Господь; поэтому Она, влекомая высшей силой и приготовленная родителями к служению Богу, пробежала по 10-ти ступеням через отворенные ворота и через притвор. Может быть, по повелению Господню, чудесно поднята была завеса двери, а может Она и Сама отдернула ее и вошла во Святое Святых; всего Она прошла 33 ступени: 15 – в храм, 8 – храмом и 10 – во Святое Святых.

На Захарию и на других священников могло напасть как бы оцепенение, так что они не могли остановить Ее. Пройти за Нею в ворота Захарии было нельзя, так как в народе произошло бы возмущение и его побили бы камнями; он должен был обойти притвором, пройти через комнату очередных священников и проходом войти за Ней в кадильный алтарь. Предание говорит, что св. Захария, вошедши за Ней во Святое Святых, поднял Ёе выше себя, т. е. как бы выше священства, поцеловал и посадил на третью ступень святилища, а Богоматерь, сидя на ступенях, от радости трепетала ногами.

И церковная песнь воспевает: «Радуйся горо необозримая; радуйся лествице высокая; радуйся купино неопалимая: с Тобою Господь»!

Боковым проходом Богоматерь могла входить и после во Святое Святых, незамеченная никем, кроме очередного священника при храме.

Я верую, что пророк Иезекииль указывает на Пресвятую Богородицу, как на вошедшую славу Господню, освятившую собой весь храм и все его отделения, и, по преданию, с Ней входили Ангелы и служили Ей; и Она вошла торжественно, как в божеской, так и в человеческой славе, окруженная божественной чистотой – девственницами со свечами. А муж в льняной одежде, с тростью измерения и с веревкой в руке, стоявший около пророка, был никто иной, как Слово Божие, Господь наш .

Св. Захарию нельзя писать на иконах в первосвященнической одежде, так как первосвященником он не был, а был только первым священником своей чреды и не имел права надевать ее; сами первосвященники надевали ее всего раз в год и в ней входили за вторую завесу и то через притвор, а не в княжеские ворота, в которые, по моему предположению, вошла одна Пресвятая Богородица, и ни до Нее, ни после Ее никто не входил так торжественно.

Богородичный праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы» – один из великих церковных праздников – отмечается Церковью 4 декабря по новому стилю. Праздник был установлен в память того дня, когда трехлетняя Дева Мария была приведена в Иерусалимский храм для посвящения Богу в соответствии с обетом, данным её родителями – святыми Иоакимом и Анной. Этот праздник был установлен во времена правления императора Юстиниана (VI век), с VIII века он появился в некоторых месяцесловах, но широкое распространение получает только в IX веке. С этого момента и начинает формироваться иконография праздника.

Событие Введение Богородицы во храм описано в Протоевангелии Иакова, тексте II века. В нём повествуется о том, что родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около его входа стояли призванные отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева легко преодолела пятнадцать ступеней храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию – Захарией, отцом святого Иоанна Крестителя. По особому откровению Она была введена во Святая Святых. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при Иерусалимском храме, которое продолжалось до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя там, Мария всецело посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию, получая пищу, как рассказывает нам предание, из рук ангела. По происшествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была поручена заботам Иосифа Обручника, дабы не нарушать отеческих преданий.

Сокровенный смысл праздника выражен в обращенных к Деве Марии словах ветхозаветного первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израилевым искупление» (Иак. 7). Эта тема раскрывается и в тропаре праздника: «Днесь спасения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласновозопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение». Так мы видим, что Введение во храм становится прообразом, предвестием приближающегося Рождества Христова, а значит и грядущего спасения людей.Эту связь мы видим и в Церковном календаре, когда за Введением следует праздник Рождества Христова. А также в особенностях устава богослужений — именно с праздника Введения Церковь поет ирмосы канона Рождества Христова на ка-тавасиях воскресных канонов.

Древнейшие изображения «Введения во храм Пресвятой Богородицы» известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI-XII веках. Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. Смысловым центром иконы является фигура Пресвятой Девы.

Традиционная композиция иконы Введения во храм разделена на две части. В одной части, символизирующей Ветхий Завет, за спиной Богородицы изображаются Богоотцы Иоаким и Анна в окружении иерусалимских дев, шествующих с зажженными свечами в руках (при этом Богоотцы могут, как возглавлять шествие, так и замыкать его). В византийских памятниках IX-XIII вв. во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители, которые вручают Ее священнику как дар, обещанный Богу. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу («В храм тя принесоша, Всенепорочная Чистая… яко жертву чисту» (6-й тропарь 8-й песни 2-го канона). Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Сам Господь. В палеологовскую эпоху в иконографии композиции «Введение во храм» акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Праведные Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие, девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда изображается со свечой в руке. В русских иконах встречаются различные варианты изображения процессии. Святые Иоаким и Анна могут как возглавлять шествие (как на иконе из Кирилло-Белозерского монастыря), так и замыкать его (в среднике иконы Введение во храм с клеймами жития Богородицы), а также находиться в окружении иерусалимских дев (например, на Новгородской иконе-таблетке).

В другой части композиции — указывающий на Новый Завет, изображена Дева Мария и встречающий её первосвященник Захария, фигура которого помещается или в открытых вратах ограды, или за затворенными вратами, напоминающими царские врата иконостаса. Изображение распахнутых или закрытых врат соотносится с песнопениями службы, в которых Богородицу называют «Двере Господня»: «к Нейже, дивяся, Захария вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двeри» (стихира праздника). Этот эпитет Богородицы основан на видении пророка Иезекииля таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез 44. 1-4). Это пророчество читается в качестве паремии на службе в праздник Введения и является прообразом Приснодевства Богородицы. Позади первосвященника может быть изображен церковный престол, а над ним - сень (киворий). Изображение деталей присущих храму христианскому подчеркивает то, что Введение во храм, как и Рождество Богоматери, - это начало времени Нового Завета. Иерусалимский же храм - это место, неразрывно связанное с эпохой Закона, с ушедшим в прошлое ветхозаветным периодом.

В верхней части композиции (справа или слева) изображен эпизод кормления Девы Марии ангелом. Этот эпизод имеет евхаристический смысл, который отражен также в богослужении праздника: «Небесным воспитана Дева Хлебом верно в Храме Господни, родила еси миру жизни Хлеб, Слово» (стихира на хвалитех праздника).

Интересна композиция иконы XVI века из частного собрания. Видно, что иконописец старается передать формы отечественной архитектуры: белокаменные резные фасады, закомары, луковичные главки, шатровые звонница, но при этом мы видим завесы с изображением Херувимов, которые, как нам известно, были также помещены на завесах Скинии, а затем и самого Иерусалимского храма. В левой части композиции – провожающие Марию Святые Иоаким, Анна и иерусалимские девы, справа – встречающие её первосвященник Захария, и девы, живущие при храме, которые посвятили себя служению Богу.

Совсем другую композиционную схему имеет икона Введения во храм XIV века, происходящая из Троицкой Церкви села Кривое, Архангельской области.

Уникальная особенность составляет включение в композицию фигуры праведного Иосифа Обручника, по жребию принявшего из рук Захарии воспитанную в храме двенадцатилетнюю святую отроковицу Марию для соблюдения её чистоты и непорочности (Иак. 9). Эта деталь в иконе — указание на будущее событие. Часто в храмовых декорациях сюжет обручения Марии Иосифу следует за сюжетом Введения во храм.

Церковь, изображенная на заднем плане, разделена на отдельные нефы, в каждом из отделений храма мы видим изображения светильников, которые были реальностью храма русского – подвешенные паникадила или лампады в каждом нефе. Дева Мария, сидящая на ступенях, изображается в левой части – там, где в храме, если стоять лицом к алтарю, находится жертвенник. Помещение здесь этого сюжета связано с Проскомидей, совершающейся на жертвеннике, и являющейся предуготовительной частью Литургии, как и событие Введения во храм Богородицы хронологически предшествует Евангельскому циклу, предуготавливает нас к рождению в мир Христа и последующего спасения рода человеческого через принесение Его в жертву. Как Дева Мария была отдана Её святыми родителями наслужению Богу, «яко непорочное приношение» (стихира на литии) в Иерусалимский храм, так и Христос затем принес Себя в чистую жертву ради спасения людей.

Источники:

  1. «Пречистому образу Твоему поклоняемся…» Образ Богоматери в произведениях Русского музея. Каталог выставки. 1995 год.
  2. Давидова М.Г., Лепахин В.В. Введение во храм Пресвятой Богородицы. – СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2013 – 76 с.

Шпак Елена, 3 курс

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является для Церкви одним из главных событий Священной истории. В этом действии, за внешним ветхозаветным обрядом Своего посвящения Богу, Матерь Божия начала тот путь, который завершился великой победой и осуществлением надежд всего человечества - приходом в падший мир Спасителя, Господа Иисуса Христа.

Начиная рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоит отметить, что сведений о нем нет в канонических Евангелиях. Впервые это событие упоминается в апокрифических текстах, в частности, в греческом Протоевангелии Иакова (II век) и латинском Евангелии псевдо-Матфея (IX век). Эти источники, в свою очередь, отражают устное предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Божественного Откровения.

Главным сюжетом праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями, праведными Иоакимом и Анной. Долго не имея детей, праведные супруги дали обет - если у них родится ребенок, они посвятят его Господу Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка -родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского - «госпожа», «надежда»).

В дальнейшем Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию. По отцу Божия Матерь происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери - из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающиеся будущего рождения Мессии, - ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно.

После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет - их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий. Здесь мы и встречаемся с Преданием Церкви о введении во храм Пресвятой Богородицы.

Это торжественное событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим первосвященником был праведный Захария - отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Мария была введена в Святая святых - центральное место Иерусалимского храма. Это было сделано по особому Божиему повелению: ведь по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год. Мария же была допущена в Святая святых как Матерь Спасителя, Который должен был родиться от Нее. Богослужебные тексты сравнивают Ее с одушевленным кивотом (шкафчик, ящик) Божиим. После этого Мария остается жить и служить в храме - здесь Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения.

По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет. Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались. В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида. Собственно, на этом и заканчивается рассказ о главном смысле праздника.

Как же событие Введения во храм Пресвятой Богородицы вошло в состав великих двунадесятых праздников христианской Церкви? Исследователи считают, что появление праздника непосредственно связано со временем правления византийского императора Юстиниана Первого. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы. Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.

Начиная с восьмогоI века праздник Введения кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем пишет две гомилии (беседы) патриарх Константинопольский Герман I. Таким образом, к восьмому веку началась складываться традиция празднования события Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начиная же с девятого века праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку. Окончательно в число великих двунадесятых праздников Введение вошло уже после четырнадцатого века.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

Иконография праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы относится к композиционному типу - то есть на иконе изображается целый ряд людей, строений и так далее.

На переднем плане представлена процессия людей, идущих к храму, который изображается в виде кивория (навеса) на тонких колоннах, находящегося внутри ограды. Главными действующими лицами являются Богородица и Ее родители - праведные Иоаким и Анна. Именно родители приводят Марию в храм как дар, обещанный ими Богу.

Второй частью композиции является фигура первосвященника (по Преданию Церкви - праведный Захария), который встречает у ворот храма Пресвятую Богородицу. Первосвященник и вся процессия изображаются склоненными перед Девой Марией.

На заднем плане иконы видна еще одна фигура Пресвятой Богородицы, к Которой слетает ангел Божий. Несмотря на то, что Божия Матерь изображается маленькой, именно она является центральной фигурой композиции в целом. И первосвященник, и родители, и сонм верующих, и ангелы - все склоняются перед Той, Кому суждено стать Матерью Спасителя человечества.

Молитва Богородице перед иконой введения во храм

"О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."

Молитва в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

"К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надежда христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиях защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего! Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедям. За мой ропот в болезнех, трудах и несчастиях не отступи от мене, но пребуди Материю и Покровительницею мене малодушнаго. Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победита моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковию провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его безконечных радостей. Аминь."

error: