Галактион вологодский. Преподобный Галактион, Вологодский чудотворец


затворник, священномученик (ск. 24.09.1612), во св. крещении Гавриил, сын боярина Бельского, потомка литовских князей, казненного во время малолетства Иоанна Грозного, когда Гавриилу было семь лет. Его скрыли друзья отца в г. Старица, где преподобный и получил образование. Но оттуда, по указанию Божиему, он удалился в Вологду, изучил там сапожное ремесло, женился на простой девушке и жил с ней счастливо трудами своими. После смерти супруги Гавриил поручил свою малолетнюю дочь родственникам, а сам соорудил келью, выкопал рядом колодец и пруд, окружил деревьями, обнес все это оградой и там поселился, приняв постриг с именем Галактиона. Он приковал себя цепью к потолку, питался хлебом и водой, дремал, стоя на коленях. Почитавшие его горожане приходили к святому за советом и наставлениями. Однажды он посоветовал горожанам воздвигнуть однодневную церковь во имя Знамения Божией Матери, но это было отвергнуто. С грустью предсказал тогда преподобный, что церкви: Св. Димитрия Прилуцкого, которая вся была окружена торговыми лавками, и Свято-Троицкая, воздвигнутая неким богачом, враждебно относившимся к нему, - будут разорены. «Увидите, что скоро будет», - прибавил он. В сентябре 1612 поляки и литовцы пришли в Вологду и разрушили церкви. Во время вторжения поляки схватили и святого, набросились на него, избили и вытащили за цепь из хижины, нанося ему удары мечом. На голову преподобного бросили бревно. Он терпел молча и скончался на третий день. Погребли его в келье. Тогда сограждане святого раскаялись и воздвигли на могиле его церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Когда же собралась братия, то воздвигли еще одну церковь во имя Сошествия Святого Духа - так основался Свято-Духов монастырь. От мощей прп. Галактиона истекало множество чудес, как и от воды выкопанного им источника.
Память прп. Галактиону отмечается 24 сентября/7 октября.

Галактион Вологодский
// Вологда в минувшем тысячелетии: человек в истории города. – Вологда, 2007. – С. 34-35.


Преподобный Галактион.
Миниатюра из «Сборника житий
вологодских святых». Начало XVIII века

Тропарь Галактиону Вологодскому

«Днесь град Вологда тобою всемирне хвалится, возсиял бо ecu пресветло яко солнце и чудесы твоими град и веси, преподобие Галактионе, озарил ecu. И ныне молися Господеви избавитися душам нашим от прелести вражия спастися граду нашему от поганскаго и всех противных наития, и испроси у Христа Бога любовию чтущим тя прегрешений прощения и просящим твоея помощи от всякия скорби избавление, и вопиющим к тебе: Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, яко же благоволи».

Галактион Вологодский 1535-1612

Общерусский святой, основатель вологодской Галактионовой пустыни (впоследствии Свято-Духова монастыря)
Жизнь святого подвижника Галактиона Вологодского отделена от всей последующей истории Вологды жутким погромом города в сентябре 1612 года – печально знаменитым «Вологодским разорением»... Тогда погиб и сам Галактион, и многие свидетели его праведного жития, не говоря уже о сгоревших в огне городского пожара исторических документах. Потому-то так много спорного в сохранившихся рассказах о его жизни, записанных спустя десятки лет после мученической кончины преподобного.
Многочисленные исцеления и другие чудеса, происходившие от мощей Галактиона и от воды выкопанного им колодца, заставили вологжан обратиться к управлявшему в 1627-1645 годах Вологодско-Пермской епархией епископу Варлааму с просьбой поставить на месте его погребения церковь. Владыка распорядился собрать рассказы старожилов и составить житие Галактиона. Первый биограф святого слабо разбирался в политической истории Московского царства. Он написал, что Галактион, в миру Гавриил, был сыном князя Ивана Ивановича Бельского, лишенного жизни по воле Ивана Грозного... Позже историки поправили, что князя Бельского звали Иваном Федоровичем, был он из знатнейшего рода Гедиминовичей, не раз подвергался опале в годы малолетства царя Ивана, но в 1540 году вознесся на вершину власти и стал вместе с митрополитом Иоасафом фактическим правителем государства. В 1542 году к власти пришли князья Шуйские. Ненавистного им Бельского сослали на Белоозеро. Памятуя, что князь Иван не раз уже переносил опалу и возвращался в Москву, к нему послали убийц... Но как стала известна тайна происхождения Галактиона, чуждавшегося мирской славы? При этом книга боярских родословий называет И. Ф. Бельского бездетным, что заставляет предположить происхождение Гавриила–Галактиона из другой ветви Бельских...
Гавриилу было тогда около семи лет. Мальчика укрыли в Старице. Отрок обратился к Богу, исправно молясь ему и посещая все церковные службы. Неизвестно, долго ли он прожил в Старице, но однажды оставил этот город и отправился в Вологду. Здесь Гавриил пристал к одному сапожнику, жившему на Глинках, недалеко от церкви Флора и Лавра (она дала название Фроловской улице, ныне часть улицы Чехова). От него научился сапожному ремеслу. Прижившись в Вологде, Гавриил женился на местной простой девушке. Родилась дочь. Однако семейная жизнь была недолгой. Жена умерла. Позже тяжело болел и сам Гавриил. Превратности земной жизни утвердили его в намерении посвятить себя Богу. Оставив дочь на попечение родственников, Гавриил стал монахом с именем Галактион.
В каком монастыре принял он монашеский постриг? На этот вопрос также нет ответа. Галактион повторил монашеский подвиг Иринарха Затворника, подвизавшегося в Борисоглебском Ростовском монастыре, и назывался в числе его немногочисленных учеников. Иоанн Верюжский высказал предположение, что он посетил Иринарха и именно в его монастыре был пострижен. Может быть, так оно и было, а может, одного слуха о подвижнике было достаточно, чтобы Гавриил Бельский избрал наиболее подходящий для себя способ спасения души.
В болотистом месте близ реки Содимы Галактион испросил себе клочок земли. Там он поставил келью, окопав ее рвом, собравшим грунтовые воды. Рядом вырыл колодец, посадил деревья. Галактион затворился в келье, не выходя из нее и подвизаясь в строгом постничестве и непрестанной молитве. Ремесла своего, однако, он не бросал. Лишь небольшую часть заработанного оставлял себе на пропитание, довольствуясь куском хлеба и чашкой воды из колодца. Изнуряя плоть, Галактион приковал себя цепью к потолочной балке. Непрерывно творя молитвы, он никогда не ложился спать, и лишь чутко дремал иногда, стоя на коленях и держась за цепь. К затворнику стали приходить люди за духовными советами, и, как говорится в житии, он равно принимал и богатых, и бедных, слово его было исполнено силы духа, утешало скорбящих и вразумляло гордых.
В молитве преподобный Галактион достиг особой духовной благодати. Однажды в вологодской земле стояла сильная засуха, и епископ (в нем иногда видят преподобного Антония, управлявшего епархией в 1585-1587 годах) послал просить затворника помолиться вместе со всеми об избавлении от бедствия. Впервые за долгие годы Галактион оставил келью и молился в храме Святой Троицы. Хотя одновременно с ним молилось множество людей, последовавший дождь объяснялся вологжанами как следствие помощи Галактиона. Затем вновь потянулись годы его строгого затворничества...
Преподобномученик Галактион остался в памяти вологжан как человек, которому было открыто Богом о предстоявших городу бедствиях. Тогда, в начале XVII столетия, на Руси настали годы великой смуты. Осенью 1612 года к Вологде, оставленной ушедшими во всенародное ополчение воеводой и ратниками, двигался отряд поляков, литовцев и разбойных людей. Никто не чуял беды. Никто, кроме Галактиона. Вновь покинул он келью, пришел в земскую избу и призвал однодневно построить храм в честь Знамения Божией Матери. Лишь таким образом, говорил он, могли вологжане отвести беду, избегнуть нашествия, посланного им Богом за грехи. Речь шла о срочной постройке обыденного храма. Стало быть, Галактион не пророчествовал, а прозорливо предупреждал о непосредственно грозящей опасности. Вологжане не вняли предупреждению, а один из них даже заявил, что Галактион беспокоится прежде всего о самом себе, желая иметь храм рядом со своей кельей.
22 сентября 1612 года поляки и литовцы ворвались в Вологду, перебили много жителей, осквернили и ограбили церкви, а затем подожгли город и посады. В синодике жертв погрома мы видим и имя преподобномученика Галактиона. День его кончины, 24 сентября (7 октября по новому стилю), стал днем его памяти.
Епископ Варлаам дал распоряжение о постройке на месте упокоения мощей преподобного деревянной Знаменской церкви. Тогда же здесь был основан монастырь – Галактионова пустынь. При архиепископе Маркелле в 1654 году на пожертвование царя Алексея Михайловича вместо деревянной церкви была возведена каменная, а рядом построили соборный каменный храм Сошествия Святого Духа. Обитель стала именоваться Свято-Духовым монастырем. Теплая Знаменская церковь обгорела в 1854 году и была перестроена в стиле эклектики. Две церкви образовали живописный ансамбль, бывший замечательным украшением города. Около трех веков Свято-Духов монастырь был одним из главных центров религиозной жизни города, местом массовых паломничеств, торжественных праздничных служб и крестных ходов.
После революции монастырь прекратил существование. Затем настал черед церквей: в 1924 году была закрыта Свято-Духовская, в 1928-м – Знаменская, впоследствии она была разрушена до основания. В помещениях порушенной обители разместилось управление НКВД... Уцелела, лишившись глав и звонницы, только церковь Сошествия Святого Духа. Бывшее монастырское кладбище, на котором были похоронены не только монахи, но и многие именитые вологодские граждане, было поглощено спортивным комплексом стадиона «Динамо».
Л. С. Панов

Источники и литература: Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью иместночтимых. Вологда, 1880. С. 609–627; Галактион (Вельский), прмч.// Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 285–288; Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Ч. IV. Вологда, 1994. С. 8– 11; Коноплев N. А. Святые Вологодского края. М., 1895. С. 106–108; Преподобный Галактион Вологодский // ВЕВ. Прибавления. 1901. № 18. С. 518-519; Соколова Л. В. Житие Галактиона Вологодского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 1. СПб., 1992. С. 336-337; Ч. 4. СПб., 1992. С. 705.

Из грамоты царя Алексея Михайловича
вологодскому таможенному голове Грязному Комарову (3 марта 1659 года)

«...Пожаловалимы, великий государь... на церковное строение каменные церкви нашия великого государя денежные казны тысечю двести двенатцать рублев, и тою... нашею великого государя денежною казною состроены две церкви каменные да колокольня соборная, церковь Сошествие Святаго Духа да теплая церковь с трапезою Знамение Пречистые Богородицы над чюдотворцом Галахтионом ».
Старая Вологда. XII – начало XX в.: Сборник документов и материалов. Вологда, 2004. С. 186.

Рака преподобного Галактиона в Знаменской церкви Свято-Духова монастыря. Фотография начала XX века

«Летом 1655 года при архиепископе Маркелле долгое время в Вологде стояла сырая погода и проливные дожди, препятствовавшие созреванию и уборке хлеба. Граждане вспомнили, как еще при жизни пр. Галактиона тогдашний архиепископ просил его прийти в соседний храм помолиться вместе с народом о прекращении засухи и то, как скоро Господь тогда умилосердился и послал дождь. Поэтому они стали просить архиепископа идти с крестным ходом для молебствия ко гробу преподобного. Архиепископ Маркелл назначил для этого 11 августа. Когда совершалась служба в монастырской церкви, небо прояснилось, заблистало солнце, и настала самая теплая и благоприятная погода. С этого времени начался крестный ход из собора в монастырь, совершающийся ныне в Духов день ».
Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Вологда, 1880. С. 625.

Галактион Вологодский (ум. 1612) - преподобный русской церкви.

Галактион Вологодский:

Биография

По утверждению жития его, « рождение имея в царствующем граде Москве », был сыном « князя Иоанна Иоанновича Бельского », которого Иван Грозный « повеле предати смертной казни ». Эту генеалогию принимают некоторые биографы Галактиона ( A. H. Муравьев и составитель новейшего жития его в русском переводе Четьих-Миней ); большинство же, как граф М. В. Толстой , О. Верюжский, Степановский, считают его сыном князя Ивана Фёдоровича Бельского , низвергнутого Шуйскими в 1542 году (той же версии придерживается « ЭСБЕ » ), хотя составитель нового жития Галактиона в русских Четьих-Минеях считает этого князя дедом Преподобного. В. О. Ключевский называет его отца просто князем Иваном Бельским . Но еще в конце XVII века в Вологде не решились высказать определенного взгляда на происхождение Галактиона, и архиепископ Вологодский Гавриил доносил патриарху Адриану о Галактионе и другом Вологодском угоднике Герасиме, что « какова чина в мире быша и како пожиша и в коя лета, известия совершенного несть ». Е. Е. Голубинский прямо называет Галактиона « загадочного происхождения подвижником и затворником Вологодским » . Не вполне установлено и мирское имя Галактиона: обыкновенно называют его Гавриилом, но есть некоторое основание называть его и Георгием .

По житию, в 1542 году, во время гонения на князей Бельских , « сродницы и добродеи » скрыли Гавриила, « седмилетна суща », в городе Старице . Из Старицы Гавриил « втай » ушел в Вологду и поступил в ученики к « усмарю » (кожевнику, сапожнику). Возмужав, он « поя себе жену от простых людей »; от этого брака у него родилось « детище - женский пол ». Овдовев и « вскормив » дочь, Гавриил предался аскетическим подвигам .

Он выпросил себе « у градских людей » небольшое место « близ посаду на Содиме реце » и поселился там в « келейце мале ». Он принял монашество с именем Галактиона, по имеющему основание в рукописных источниках мнению О. Верюжского, в Ростовском Борисоглебском монастыре и был учеником знаменитого Ростовского затворника Преподобного Иринарха, которому Галактион подражал в подвигах. О. Верюжский признает также « несомненным то, что Галактион имел иерейский сан ». Галактион отличался строгим воздержанием, угнетал себя лишениями и трудами, носил власяницу и вериги. Вскоре он совсем затворился в келье и даже « приковася чепию железною » к матице потолка .

Уважение вологжан к Галактиону было очень велико. Во время междуцарствия Галактион призывал жителей Вологды к покаянию и убеждал их построить при его келье церковь Знамения Богородицы; но постройке церкви помешал богатый посадский человек Нечай Щелкунов .

« Пустынька на речке Содемке » сделалась предметом почитания вологжан. Сначала здесь была построена церковь Знамения, а в 1654 году, на средства, пожертвованные царём Алексеем Михайловичем , церковь Святого Духа и основан мужской Свято-Духов монастырь .

В XVII веке не один раз возбуждался вопрос об освидетельствовании мощей Галактиона и о причтении его к лику святых. Последний раз об этом хлопотали вологжане при архиепископе Гаврииле, который « обрете » гроб Галактиона в земле « цел и тлением не объят », но не было найдено достоверных сведений о жизни затворника, а « неколикая чудеса » его оказались « правде по приличности мало сходными », так что « достоверитися совершенно » было « нечим, яко обретошася прочии святии чудостворцы ». « Сего ради мерность наша », - писал архиепископу Гавриилу патриарх Адриан в 1691 году, - таковая смотревше, из земли мощей их (Галактиона и еще других Вологодских угодников, Герасима и Игнатия) изимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви, яко совершенных мнимых чудотворцев, пением и почитанием и на иконах изображении возбраняем, зане в незнании почитати не подобает, и, святи ли они, подлинно неизвестно ". Несмотря на это, в 1717 году в честь Преподобного Галактиона была составлена особая служба .

Примечания для "Галактион Вологодский"

  1. Муравьев, Русская Фиваида, 112-119
  2. Верюжский И., Свящ., «Исторические Сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархий», 609-627
  3. Степановский, «Вологодская Старина», 80-83, 309.
  4. Толстой M. В. Книга, глаголаемая: «Описание о Российских Святых», № 245
  5. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  6. Ключевский В. О., «Жития Святых как исторический источник», 324-325

Краткое житие преподобномученика Галактиона Вологодского

Опа-са-ясь гне-ва ца-ря Иоан-на Гроз-но-го, род-ствен-ни-ки опаль-но-го кня-зя Ива-на Ива-но-ви-ча Бель-ско-го тай-но увез-ли его се-ми-лет-не-го сы-на Гав-ри-и-ла в го-род Ста-ри-цу. В зре-лые го-ды мо-ло-дой князь, ви-дя неми-лость ца-ря к его ро-ду, уда-лил-ся в Во-лог-ду и по-се-лил-ся у че-бо-та-ря, у ко-то-ро-го на-учил-ся са-пож-но-му ре-ме-с-лу. Су-пру-же-ство его бы-ло недол-гим, вско-ре же-на умер-ла, и князь Гав-ри-ил вос-пи-ты-вал ма-лень-кую дочь.

Пре-врат-но-сти зем-ной жиз-ни укре-пи-ли в кня-зе Гав-ри-и-ле на-ме-ре-ние по-свя-тить се-бя Бо-гу. Ис-про-сив ме-сто на ре-ке Со-ди-ме, он око-пал его рвом, по-ста-вил кел-лию око-ло хра-ма во Имя Пре-свя-той Тро-и-цы и, при-няв ино-че-ский по-стриг с име-нем Га-лак-ти-он, стал под-ви-зать-ся в пост-ни-че-стве и мо-лит-ве. По-движ-ник не остав-лял сво-е-го ре-мес-ла, а день-ги, по-лу-чен-ные за ра-бо-ту, де-лил на три ча-сти: од-ну по-свя-щал Бо-гу, дру-гую от-да-вал ни-щим, а на тре-тью кор-мил-ся сам.

Воз-рас-тая в ду-хов-ной жиз-ни, пре-по-доб-ный Га-лак-ти-он за-тво-рил-ся в кел-лии, при-ко-вав се-бя к стене це-пью. Бо-го-бо-яз-нен-ные хри-сти-ане по-да-ва-ли ему пи-щу через окош-ко. От-ды-хал по-движ-ник ма-ло, стоя на ко-ле-нях и дер-жась за цепь, пи-тал-ся толь-ко су-хим хле-бом и во-дой. В кел-лии пре-по-доб-но-го Га-лак-ти-о-на не бы-ло ни-че-го, кро-ме вет-хой ро-го-жи, ко-то-рой он по-кры-вал-ся.

Ско-ро к за-твор-ни-ку ста-ли при-хо-дить за ду-хов-ны-ми со-ве-та-ми, и он рав-но при-ни-мал и бо-га-тых, и бед-ных, сло-во его бы-ло ис-пол-не-но си-лы ду-ха, уте-ша-ло скор-бя-щих и вра-зум-ля-ло гор-дых. В мо-лит-ве пре-по-доб-ный Га-лак-ти-он до-стиг осо-бой ду-хов-ной бла-го-да-ти. Од-на-жды, ко-гда в во-ло-год-ской зем-ле дол-гое вре-мя бы-ло без-до-ж-дие, епи-скоп Ан-то-ний с крест-ным хо-дом при-шел ко хра-му Свя-той Тро-и-цы и по-слал про-сить за-твор-ни-ка по-мо-лить-ся вме-сте со все-ми об из-бав-ле-нии от об-ще-го бед-ствия. Пре-по-доб-ный Га-лак-ти-он по-слуш-но оста-вил кел-лию и мо-лил-ся в хра-ме, и Гос-подь по-слал обиль-ный дождь ис-сох-шей зем-ле. По-движ-ни-ку бы-ло от-кры-то Бо-гом о пред-сто-яв-ших Во-лог-де бед-стви-ях. Он вы-шел из кел-лии и, за-ко-ван-ный в це-пи, при-шел в зем-скую из-бу и объ-явил: "Гре-хи при-зва-ли на нас ля-хов и лит-ву. Пусть нач-нут пост и мо-лит-ву и по-спе-шат по-стро-ить храм в честь Зна-ме-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри, и Небес-ная Ца-ри-ца, как преж-де Нов-го-род (па-мять ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри Зна-ме-ния Нов-го-род-ской 27 но-яб-ря), из-ба-вит Во-лог-ду от гне-ва Бо-жия". Один из при-сут-ство-вав-ших, Нечай Проску-ров, ска-зал: "Не о нас, а о се-бе хло-по-чет он, хо-чет толь-ко храм иметь вбли-зи се-бя. А что бу-дет с хра-мом, ко-гда ты умрешь, ста-рец?" Пре-по-доб-ный Га-лак-ти-он стро-го от-ве-тил: "Гнев бли-зок к Во-лог-де. Что до ме-ня, то на мо-ем ме-сте про-сла-вит-ся Бог - по-стро-е-на бу-дет оби-тель", - и ска-зал, что Тро-иц-кий храм, по-стро-ен-ный Неча-ем, бу-дет со-жжен и дом Нечая за-пу-сте-ет. Про-хо-дя ми-мо хра-ма в честь пре-по-доб-но-го Ди-мит-рия При-луц-ко-го (па-мять 11 фев-ра-ля), он ска-зал: "Чу-до-тво-рец Ди-мит-рий мо-лил Спа-си-те-ля за го-род, но его оскор-би-ли - во-круг хра-ма его на-стро-и-ли ла-вок и за-ве-ли тор-го-вый шум. И этот храм ра-зо-рен бу-дет".

Про-ро-че-ство пра-вед-ни-ка вско-ре ис-пол-ни-лось. В сен-тяб-ре 1612 го-да по-ля-ки и ли-тов-цы во-рва-лись в Во-лог-ду, пе-ре-би-ли мно-го жи-те-лей, осквер-ни-ли и огра-би-ли хра-мы Бо-жии, а за-тем по-до-жгли го-род и по-са-ды. Как пред-ска-зы-вал пре-по-доб-ный Га-лак-ти-он, дом и храм, по-стро-ен-ные Неча-ем, бы-ли со-жже-ны, как и го-род-ской храм во имя пре-по-доб-но-го Ди-мит-рия.

Пре-по-доб-ный Га-лак-ти-он был убит за-во-е-ва-те-ля-ми 24 сен-тяб-ря 1612 го-да. Бла-го-че-сти-вые хри-сти-ане по-греб-ли те-ло пре-по-доб-но-му-че-ни-ка в его кел-лии. Над ме-стом по-гре-бе-ния ста-ли со-вер-шать-ся чу-дес-ные ис-це-ле-ния. При епи-ско-пе Вар-ла-а-ме (1627-1645) над мо-ща-ми пре-по-доб-но-му-че-ни-ка Га-лак-ти-о-на был по-стро-ен храм в честь Зна-ме-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри и ос-но-ва-на оби-тель. По бла-го-сло-ве-нию ар-хи-епи-ско-па Мар-кел-ла (1645-1663) в оби-те-ли был по-стро-ен со-бор-ный храм во Имя Свя-то-го Ду-ха, и мо-на-стырь стал име-но-вать-ся по это-му хра-му.

Полное житие преподобномученика Галактиона Вологодского

Пре-по-доб-ный Га-лак-ти-он ро-дил-ся в Москве в цар-ство-ва-ние Иоан-на Ва-си-лье-ви-ча Гроз-но-го (1533-1584 гг.). По сво-е-му про-ис-хож-де-нию он при-над-ле-жал к са-мо-му знат-но-му бо-яр-ско-му ро-ду: от-цом его был князь Иоанн Иоан-но-вич Бель-ский, по-то-мок ли-тов-ских кня-зей. При Кре-ще-нии от-ро-ку на-ре-че-но бы-ло имя Гав-ри-ил. Отец его под-верг-ся цар-ской опа-ле и был каз-нен, ко-гда от-ро-ку бы-ло семь лет. Род-ствен-ни-ки от-вез-ли его в го-род Ста-ри-цу, и он про-жи-вал там, скры-вая от всех свое про-ис-хож-де-ние, и Бог хра-нил его. Бла-го-че-сти-вый от-рок усерд-но по-се-щал храм Бо-жий, рев-ност-но изу-чал Бо-же-ствен-ное пи-са-ние, а про-пи-та-ние до-бы-вал се-бе ре-меслом са-пож-ни-ка. До-стиг-нув со-вер-шен-но-ле-тия, он со-че-тал-ся бра-ком с де-ви-цей из про-сто-го зва-ния, но су-пру-га его вско-ре умер-ла, оста-вив по-сле се-бя но-во-рож-ден-ную дочь. Ви-дя в этом ука-за-ние свы-ше, Гав-ри-ил ре-шил-ся по-свя-тить се-бя Бо-гу. Он от-дал дочь свою на вос-пи-та-ние род-ным, воз-ло-жил на се-бя тя-же-лые вери-ги и на-чал под-ви-зать-ся в по-сте и мо-лит-вах. Го-род-ских жи-те-лей он упро-сил дать ему неболь-шой уча-сток зем-ли близ по-са-да на ре-ке Со-ди-ме, по-ста-вил там се-бе неболь-шую кел-лию и за-тво-рил-ся в ней. Вско-ре он при-нял ино-че-ский по-стриг и на-ре-чен был Га-лак-ти-о-ном. Не оста-вив сво-е-го ре-мес-ла, он шил са-по-ги и за-ра-бо-тан-ные день-ги де-лил на три ча-сти: церк-ви, ни-щим и се-бе на про-пи-та-ние. Сво-и-ми ру-ка-ми он ис-ко-пал близ ке-ллии пруд, об-са-дил его де-ре-вья-ми и раз-вел в нем ры-бу. Дни свои инок про-во-дил в тру-дах, а но-чи - в непре-стан-ных мо-лит-вах и пес-нях ду-хов-ных. Бла-го-дать Бо-жия про-све-ти-ла ра-зум его, воз-дер-жа-ние и пост усми-ри-ли плоть, уеди-не-ние и без-мол-вие раз-ви-ли сми-ре-ние, на-пол-ни-ли серд-це его ра-до-стью и ве-се-льем.

Жи-те-ли го-ро-да Во-лог-ды и окрест-но-стей, узнав о див-ном жи-тии пре-по-доб-но-го Га-лак-ти-о-на, при-хо-ди-ли, чтобы по-смот-реть на него, по-лу-чить бла-го-сло-ве-ние, услы-шать сло-во на-зи-да-ния. А свя-той не до-воль-ство-вал-ся обыч-ны-ми ино-че-ски-ми по-дви-га-ми: он при-ко-вал се-бя це-пью к по-тол-ку сво-ей ма-лой хи-жи-ны, так что не мог ни вый-ти ку-да-ли-бо из сво-е-го за-тво-ра, ни лечь на пол; ко-гда его одоле-вал сон, то он толь-ко пре-кло-нял ко-ле-на и в та-ком по-ло-же-нии, дер-жась за цепь, на крат-кое вре-мя за-бы-вал-ся дре-мо-той. В ред-ких слу-ча-ях он по-ки-дал кел-лию, как, на-при-мер, од-на-жды во вре-мя ве-ли-кой за-су-хи, гро-зив-шей го-ло-дом, ко-гда Во-ло-год-ский вла-ды-ка по-слал за ним про-сить, чтобы пре-по-доб-ный по-мо-лил-ся о да-ро-ва-нии до-ждя в хра-ме со всем на-ро-дом. Гос-подь услы-шал мо-лит-вы пра-вед-ни-ка и все-го на-ро-да и по-слал силь-ный дождь, на-по-ив-ший ис-том-лен-ную зно-ем зем-лю.

Смут-ное вре-мя бы-ло то-гда на зем-ле рус-ской: один за дру-гим яв-ля-лись са-мо-зван-цы, а по-ля-ки и ли-тов-цы бро-ди-ли по Ру-си и про-из-во-ди-ли гра-бе-жи и на-си-лия. Ис-пол-нив-шись да-ра про-зре-ния, пре-по-доб-ный Га-лак-ти-он рас-ко-вал свою цепь и в ве-ри-гах явил-ся в зем-скую из-бу, где со-би-рал-ся на-род. Он со-ве-то-вал граж-да-нам по-стро-ить в один день на ме-сте сво-их по-дви-гов храм во имя Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы и па-мять чу-да от ико-ны Зна-ме-ния в Ве-ли-ком Нов-го-ро-де, с ве-рой в то, что Ца-ри-ца Небес-ная за-щи-тит го-род и из-ба-вит всех от на-ше-ствия ино-пле-мен-ни-ков. Од-на-ко жи-те-ли Во-лог-ды не при-ня-ли бла-го-че-сти-во-го со-ве-та, а неко-то-рые пря-мо об-ви-ни-ли свя-то-го в ко-ры-сти - де-скать, за-бо-тит-ся он толь-ко о се-бе и ле-нит-ся хо-дить в даль-ний храм. В от-вет Га-лак-ти-он пред-ска-зал на-ро-ду по-дроб-но о гря-ду-щих бед-стви-ях, ко-то-рые и про-изо-шли, ко-гда вско-ре, 22 сен-тяб-ря 1612 г., Бо-жи-им по-пуще-ни-ем на Во-лог-ду на-па-ли по-ля-ки и ли-тов-цы. Они со-жгли хра-мы, мно-гих пре-да-ли смер-ти, мно-гих взя-ли в плен, не по-ща-ди-ли и угод-ни-ка Бо-жия. На-бро-сив-шись на него с бе-шен-ством, вы-та-щи-ли его вон из кел-лии, во-ло-ча, нещад-но би-ли, по-но-си-ли бран-ны-ми сло-ва-ми, ко-ло-ли ме-ча-ми, сбро-си-ли ему на го-ло-ву брев-но с кры-ши зда-ния. Ви-дя при-бли-же-ние сво-ей кон-чи-ны, свя-той мо-лил Гос-по-да про-стить ему все пре-гре-ше-ния и из-ба-вить от воз-душ-ных мы-тарств. Из-му-чен-ный вра-га-ми, он пре-ста-вил-ся ко Гос-по-ду с мо-лит-вой 24 сен-тяб-ря 1612 го-да. Бла-го-че-сти-вые лю-ди по-греб-ли его в кел-лии, ко-то-рую ста-ли усерд-но по-се-щать, так как Бог про-сла-вил чу-де-са-ми Сво-е-го угод-ни-ка.

Вско-ре по прось-бам граж-дан Во-лог-ды ар-хи-епи-скоп Во-ло-год-ский Вар-ла-ам по-ве-лел на-пи-сать жи-тие свя-то-го, воз-двиг-нуть храм в честь ико-ны Зна-ме-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри на ме-сте кел-лии его и со-брать бра-тию. При сле-ду-ю-щем ар-хи-епи-ско-пе Мар-кел-ле по-стро-ен был со-бор-ный храм во имя Свя-то-го Ду-ха, по име-ни хра-ма и мо-на-стырь стал на-зы-вать-ся Свя-то-Ду-хо-вым. Служ-ба свя-то-му бы-ла со-став-ле-на в 1717 го-ду.

Молитвы

Тропарь преподобномученику Галактиону Вологодскому

Днесь град Во́логда тобо́ю всеми́рне хва́лится,/ возсия́л бо еси́ пресве́тло я́ко со́лнце/ и чудесы́ твои́ми град и ве́си, преподо́бне Галактио́не, озари́л еси́./ И ны́не моли́ся Го́сподеви/ изба́витися душа́м на́шим от пре́лести вра́жия/ спасти́ся гра́ду на́шему от пога́нскаго и всех проти́вных наи́тия,/ и испроси́ у Христа́ Бо́га любо́вию чту́щим тя/ прегреше́ний проще́ния/ и прося́щим твоея́ по́мощи от вся́кия ско́рби избавле́ние,/ и вопию́щим к тебе́:// Бог наш с на́ми, просла́вивый уго́дника Своего́, я́ко же благоволи́.

Перевод: Сегодня город Вологда тобой всему миру похваляется, ибо ты воссиял ярко, как солнце, и чудесами твоими города и села, преподобный Галактион, озарил ты. И сейчас молись Господу об избавлении душ наших от обольщения вражеского, о спасении города нашего от нападения язычников и прочих противников, и испроси у Христа Бога всем с любовью почитающим тебя прощение прегрешений и просящим твоей помощи от всякой скорби избавление, взывающим к тебе: «Бог наш с нами, изволивший прославить угодника Своего».

Ин тропарь преподобномученику Галактиону Вологодскому

Днесь град Во́логда тобо́ю хва́лится, преподо́бне,/ возсия́л бо еси́ пресве́тло, я́ко со́лнце,/ гра́ды и ве́си чудесы́ твои́ми озаря́я./ И ны́не, преподобному́чениче Галактио́не, Го́сподеви моли́ся/ стране́ на́шей от нахожде́ния сопроти́вных изба́витися,/ и у Христа́ Бо́га прегреше́ний на́ших оставле́ние испроси́,/ и от вся́кия ско́рби избавле́ние пода́ждь/ любо́вию чту́щим тя, и вопию́щим ве́рно:// Бог наш с на́ми, просла́вивый уго́дника Своего́, я́коже благоволи́.

Перевод: Сегодня город Вологда тобой гордится, преподобный, ибо ты ярко воссиял, как солнце, города и села чудесами твоими озаряя. И сейчас, преподобномученик Галактион, Господу молись об избавлении страны нашей от нападения противников, и у Христа Бога прегрешений наших прощение испроси, и от всякой скорби избавление подай с любовью почитающим тебя и взывающим с верой: «Бог наш с нами, изволивший прославить угодника Своего».

Кондак преподобномученику Галактиону Вологодскому

Благоче́стно на земли́ пожи́в/ и муче́ния вене́ц прия́л еси́, прече́стне,/ дре́вом во главу́ от наше́дших градоразори́телей убие́н/ я́ко до́брый учени́к Спа́са Христа́,/ оста́вив оте́чественный свой град и дру́ги/ стра́нствовати любве́ ра́ди Христо́вы ева́нгельски изво́ливый./ Сего́ ра́ди тя почита́ем, пе́сньми вопию́ще:/ от бед изба́ви нас при́сно моли́твами твои́ми,// уго́дниче Бо́жий Галактио́не, о́тче наш.

Перевод: на земле прожив, ты получил мученический венец, почитаемый, бревном тебе разбили голову захватчики города. Как хороший ученик Спасителя Христа, ты оставил свой родной город и друзей, пожелав евангельски странствовать ради любви Христовой. Потому почитаем тебя, взывая в молитвенных песнопениях: «От бедствий избавляй нас всегда молитвами твоими, угодник Божий Галактион, отче наш».

Молитва преподобномученику Галактиону Вологодскому

Преподо́бне о́тче наш Галактио́не, свети́льниче стране́ на́шей, подвигополо́жников удобре́ние, Во́логды гра́да засту́пниче те́плый и неусы́пный, за ны гре́шныя ко Всеми́лостивому Бо́гу на́шему Иису́су Христу́и ко Святе́й Пречи́стей Ма́тери Его́, Влады́чице на́шей Богоро́дице, Присноде́ве Мари́и моли́твенниче, мо́лим твою́ честну́ю святы́ню мы, недосто́йнии раби́ твои́, зря на святочудотво́рный о́браз твой духо́вными взо́ры стоя́ще во огра́де селе́ния твоего́, не забу́ди нас, си́рых, но я́ко оте́ц чадолюби́вый посети́ ду́хом душ на́ших не́мощь и испроси́ моли́твами твои́ми у Христа́ Бо́га на́шего, да освяти́т ду́ши на́ши и ум наш просве-ти́т, и вразуми́т, и со́вести на́ша от вся-́кия скве́рны очи́стит, и от нечи́стых помышле́ний, и вре́дный разуме́ний, и губи́тельнаго уны́ния, и изба́вит нас от бесо́вских наве́тов, и дневны́х и нощны́х озлобле́ний, и да́рует нам и́скреннее покая́ние, се́рдцу сокруше́ние, сле́зы и умиле́ние, воздержа́ние и тре́звость, смиренному́дрие и кро́тость, чистоту́ душе́вную и теле́сную, нищелю́бие же и страннолю́бие, и друг дру́гу нелицеме́рную любо́вь, и милосе́рдие, и вся́кое благоволе́ние. О всеблаже́нне о́тче наш Галактио́не, сподо́би ны после́довати по си́ле пути́ спасе́ния, я́ко да твои́ми моли́твами Преблаги́й Христо́с, Бог наш, пока́жет нам, гре́шным, благода́ть и ми́лость Свою́, и вся́ких зол и бу́дущаго муче́ния нас свободи́т, и сподо́бит насле́дником Ца́рствия Своего́ Небе́сного, сла́вящих Его́ и велича́ющих ку́пно со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому преподобному Галактиону, Вологодскому чудотворцу

Кондак 1

Избранный от княжескаго рода и призванный в иночество скорбьми многими, угодниче Божий преподобномучениче Галактионе, в песнех восхваляем тя с любовию, небеснаго предстателя и заступника нашего; ты же, отче, яко имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, молися выну о спасении нас грешных и от всяких бед свобождай чтущих святую память твою, да зовем ти: Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец и всего мира Создатель, провидев, яко сосуд избран имаши быти Божия благодати, отче Галактионе, от юности твоея многими скорбьми воспита тя в подвижника совершенна о Христе, сильнаго словом и делом пред Богом и человеки, нас же подвизает пети тебе: Радуйся, благородных родителей сыне; Радуйся, княжескаго рода святое прозябение. Радуйся, в отрочестве от смерти напрасныя Богом сохраненный; Радуйся, град отечествия твоего оставивый. Радуйся, праведно и непорочно на земли поживый; Радуйся, гражданство Иерусалима Небеснаго улучивый. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче.

Кондак 2

Видев кончину страдальческую родителя твоего и врагов лютость, искавших твоея погибели, отче Галактионе, ты же, подражая Христу, в младенчестве Своем бегавшему от гнева Иродова, избежал еси смерти горькия, благодарственно взывая ко Господу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев добре непостоянство благ мира сего прелестнаго, Галактионе богомудре, чести и славы и богатства уклонился еси и яко един от нищих во град Вологду пришел еси, в нем же пребывая, от труда рук своих не токмо сам питался еси, но и нищих снабдевал еси; о сем тя хвалим и зовем: Радуйся, кроткий Иисусов последователю; Радуйся, смиренный Христов подражателю. Радуйся, трудами праведными питавыйся; Радуйся, праздность душевредную возненавидевый. Радуйся, нищих питателю; Радуйся, убогих благодетелю. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче.

Кондак 3

Сила Божия в немощи твоей совершашеся, Галактионе преблаженне, егда благий ярем Христов на ся возложил еси и, веригами железными стягнув тело твое, в затвор тесный себе заключил еси, в молитвах непрестанных пребывая и выну вопия ко Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имел еси помысл чист и непорочную душу, отче преподобне, и ангелоподобное житие на земли проходил еси, смиряя плоть твою подвигами великими; темже яко воистину ангела земнаго и человека небеснаго тя ублажаем и глаголем: Радуйся, ангельскаго образа усердно возжелавый; Радуйся, в схиму святую облеченный. Радуйся, мечем молитвы непрестанно вооруженный; Радуйся, воине Христов непобедимый. Радуйся, вместо доспехов ратных веригами железными обложенный: Радуйся, вся искушения диавольская победивый. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче.

Кондак 4

Буря страстей не потопи корабля души твоея, Галактионе преблаженне, но веянием Святаго Духа направляем, в тихое пристанище безстрастия вшел еси и, безмолвное житие в затворе много лет препровождая, непрестанно воспевал еси Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше прозорливыя твоя глаголы, отче преподобне, жители града Вологды о скорогрядущем на них гневе Божием, познаша тя, предстателя усерднаго за них ко Господу, и потщашася покаянием очистити себе от скверн греховных, тебе же, яко покаяния проповеднику, возглашаху сицевая: Радуйся, яко Иона, покаяние согражданом твоим проповедавый; Радуйся, яко Иеремия, о разорении града Вологды горце рыдавый. Радуйся, древним пророком равночестный; Радуйся, будущая яко настоящая провидевый. Радуйся, возшедый на высоту совершенства духовнаго; Радуйся, рабе Христов, верность Ему до конца сохранивый. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче.

Кондак 5

Боготечно, яко звезда путеводная, шествовал еси, преподобне отче, и примером жития твоего святаго многих ко Христу привел еси, ныне же всю страну Вологодскую благодатно озаряеши многими чудесы твоими. Не престай умоляти за ны Господа, о еже сподобитися и нам вкупе с тобою пети Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше исполнение пророческих твоих глаголов, дивно сбывшихся в разорении града Вологды от литовцев, сограждане твои, отче Галактионе, благоговейно воспоминаху твоя увещательная к ним словеса, ими же тщался еси привести их к покаянию, посту и молитве, в умилостивление праведно движимаго на них гнева Божия, темже и взываху тебе: Радуйся, молитвенниче ко Господу за люди согрешившия; Радуйся, провозвестниче воли Божией человеком. Радуйся, дивный провидче судеб Господних неисповедимых; Радуйся, усердный рачителю благолепия храмов Божиих. Радуйся, строение обители иноческия на мосте подвигов твоих предсказавый; Радуйся, клеветы напрасныя и посмеяние кротце претерпевый. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче.

Кондак 6

Проповедник был еси покаяния людем Вологодским, Галактионе блаженне, и страстотерпец добрый, положивый душу твою за град и люди единоверныя, убиен быв от злонравных литовцев, яко агнец незлобивый, и ныне во обителех райских светло ликуеши, вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси зарею многих чудес, преподобномучениче, и от раки твоея честныя благодатныя исцеления точиши всем, с верою приходящим; молим тя, угодниче Божий, уврачуй данною ти свыше благодатию и наши недуги душевныя и телесныя, да зовем ти: Радуйся, страстотерпче добропобедный, биение лютое от литовцев претерпевый; Радуйся, кровию твоею землю обагривый. Радуйся, по триех днех страдания телеснаго душу твою в руце Божии предавый; Радуйся, на месте подвигов твоих честно погребенный. Радуйся, вериги твоя и гроб твой цельбоносны явивый; Радуйся, радости скорбящим подателю. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче.

Кондак 7

Хотящим нам молитвы принести ко Господу, буди нам споспешник добрый, отче Галактионе, и яко же при жизни твоей, бездождию бывшу во граде Вологде, по молению архиерея и всего народа молитвою твоею дождь обилен у Господа испросил еси; тако и ныне проси нам милости у Всещедраго Владыки Христа, да благодарственно поем Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно бысть житие твое подвижническое и многострадальное, преподобне отче наш Галактионе, дивны суть и чудеса твоя, имиже прослави тя Господь по смерти, о них же недоумения благохвалити тя по достоянию, смиренно приносим ти глаголы сия: Радуйся, страны Вологодския Богом дарованный покровителю; Радуйся, правило преподобнаго иноческаго жития. Радуйся, молитв благоприятное кадило; Радуйся, бездождие молитвами разрешивый. Радуйся, дождь обилен и благорастворение воздуха у Господа испросивый; Радуйся, святыя обители твоея боголепное украшение. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче.

Кондак 8

Странно есть видети, преподобне, яко вода от кладезя, рукама твоима ископаннаго, недужными с верою приемлемая, целительна бывает. Молим тя, угодниче Божий, и нас, жаждою духовною палимых, напой водою Божия благодати, да принесем Владыце нашему плоды добрых дел и сподобимся благоприятно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь любовию Божественною преисполнен быв, Галактионе досточудне, ближних твоих искренно любил еси и усердно им благотворил еси, каковую же любовь твою к людям, ти сродным, и по смерти являти не престаеши, подвизая ны пети тебе: Радуйся, на высоту совершенства о Христе восшедый; Радуйся, мужу желаний духовных. Радуйся, сияющий, яко солнце, в Царствии Небеснем; Радуйся, мрак страстей разгоняющий в нас святыми твоими молитвами. Радуйся, ведущий нас невидимо на стезю благоугождения; Радуйся, реко исцелений благодатных. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче.

Кондак 9

Вси ангели Божии и святых лицы восприяша тя с любовию в сожитие райское, страстотерпче преподобне, егда биенный люте от нечестивых литовцев дух твой испустил еси и Сам Творец ангелов венцем славы небесныя увенча тя, Ему же помолися, преподобномучениче, да и нас смиренных не лишит Он наследия Царства Небеснаго и пения Ему со святыми: Аллилуиа.

Икос 9

Витии суесловнии, глаголавшии на тя стропотная и прекословная, преподобне отче, по неложному предсказанию твоему, посрамишася и погибоша, ты же радостно пребывавши со святыми и память твоя чествуется с похвалами до днесь, на месте же подвигов твоих обитель иноческая красуется, яко же предрекл еси, и благоукрашенныя храмы Божии стоят, в них же славословие Божие совершается, тебе же приносятся хвалебныя песни сицевыя: Радуйся, горняго мира украшение; Радуйся, дольняго мира заступление. Радуйся, иноков слава и похвала; Радуйся, постников удобрение. Радуйся, крови твоея излиянием град Вологду освятивый; Радуйся, неверныя знаменьми грозными устрашаяй. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче.

Кондак 10

Спастися всем нам помолися, преподобне, и не престай ходатайствовати за нас пред Престолом Пресвятыя Троицы, яко имый дерзновение к Триипостасному Владыце; молимся тебе прилежно, помози нам грешным странствие земное благочестно скончати и во славе Царствия Христова вечно пети Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною молитв твоих небесных град Вологда ограждается и святая обитель твоя нерушимо пребывает, вси же, чтущии тя, у гроба твоего утешение получают, Галактионе многострадальне, темже приемлюще от тебе множество даров Божия благодати, благодарственно взываем: Радуйся, милосердия Христова подражателю; Радуйся, вечныя блаженныя жизни наследниче. Радуйся, радости святых сопричастниче; Радуйся, венца мученическаго сподобивыйся. Радуйся, благодати Божия таинниче; Радуйся, Пресвятыя Троицы верный исповедниче. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче.

Кондак 11

Пение ангельское слышиши и доброту райскую созерцаеши, преподобне отче Галактионе, отнудуже и наше пение смиренное услыши, прося нам свыше у Господа великия и богатыя Его милости, да присно благодарим тя, предстателя нашего, и вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлыми лучами чудес сияеши, Галактионе богоносне, и ими выну озаряеши души верных, с усердием и любовию приходящих к цельбоносному твоему гробу; не мним бо тя мертва суща, но жива о Христе, внемлюща гласом нашим хвалебным и вопиющим таковая: Радуйся, святче Божий, со святыми почиваяй; Радуйся, избранниче Христов, земнородныя благоутробно посещаяй. Радуйся, по успении твоем чудесы многими святость твою показавый; Радуйся, от гроба твоего струи целебныя источивый. Радуйся, различныя болезни исцелеваяй; Радуйся, во всяких бедах скорый помощниче. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога, врачевати недуги душевныя и телесныя прославляем, отче Галактионе; не забуди нас, усердно призывающих тя, во время тяжких обстояний и в час смерти нашея не остави нас молитвами твоими, да в радости вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Восхваляем великия твоя подвиги, ублажаем мученическую кончину твою, святе Галактионе, и с несомненною верою припадая к цельбоносному гробу твоему, величающе тя зовем: Радуйся, Пресвятыя Живоначальныя Троицы великий угодниче; Радуйся, Пресвятыя Владычицы Богородицы изрядный слуго. Радуйся, ангельских ликов собеседниче; Радуйся, всех святых сожителю. Радуйся, свеще, в молитвах к Богу возженная; Радуйся, душ наших к Царствию Горнему руководителю. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче.

Кондак 13

О, пречудне и богоносне отче наш Галактионе, заступниче наш теплый и молитвенниче непрестанный. Приими от нас милостиво малое сие моление и сохрани всех нас от врагов видимых и невидимых, от всякия скорби, напрасныя смерти и будущия муки; да сподобимся с тобою и со всеми святыми воспевати Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Прп. Галактион Вологодский.

Имя преподобного Галактиона Вологодского бесспорно имеет немалое значение среди мучеников сего периода. На его долю пришлось нелегкое время неустройства и погромов, что, в свою очередь, является стимулом в духовном отношении. О личности святого мы можем судить на основании его жития и работ некоторых исследователей.

Прп. Галактион, согласно житию, был сыном потомка литовский князей, боярина Ивана Ивановича Бельского [Таль.,с.320]. Однако проф. Голубинский пишет о том, что “И. И. Бельского, казненного Иваном Грозным, вовсе не существовало. Ученные предполагают, что он был сын боярина Феодора Ивановича Бельского, убитого по приказу Шуйских в 1542-м году, в малолетство Грозного. Таким образом, - заключает Голубинский, - “происхождение Галактиона остается загадочным”[Гол.,с.197]. Таким образом, мы можем заключить. что сей юноша Из жития известно, что Гавриил (“в родословных книгах мирское имя преподобного другое - Георгий”[жит.,с.134]) в семилетнем возрасте был укрыт родственниками и отправлен в г. Старицу.

Вступив в супружество, из-за скорой смерти супруги, “возложил на себя вериги и начал подвизаться в посте и молитвах”[жит.,с.135]. Так было положено начало знаменитому, в те годы, монастырю. Не имея учителя духовной жизни, сущность монашеского делания он осмысляет самостоятельно. И он, вероятно, пришел к пониманию того, что выбор иноческого пути влечет за собой и полное переустройство внутреннего мира и образа жизни. Тайно приняв постриг с именем Галактиона и “приковал себя цепью к стене в своем затворе”[Тал.,с.320].

Ведя аскетический образ жизни преподобный сподобился дара предсказания, утешения. Полнота внутреннего мира в его душе заменяла ему оставленный мир, с его суетой и обманчивыми прелестями жизни. Он ушел из этого мира, дабы со временем, стяжав благодать Святого Духа, отдать себя для преображения страждущего мира. Галактион ничего не имел в своей келье, кроме рогожки и бедной одежды.“Со временем, узнав о добродетельной жизни подвижника, к затворнику стали приходить за советами, и он принимал всех одинаково, и богатых и бедных; его слова и молитвы были исполнены силы“[Трои.,с.29-30].

Множество троп сходилось к келье преподобного. И он воссиял подобно светилу среди мрака в Вологодской земле, потому что его жизнь и слова были близки сердцу людей приходивших к нему и, вероятно, выражали суть исканий и стремлений русского народа.

Предсказания и мученическая кончина старца.

Впоследствии, святой предсказал, что Вологодская земля будет разорена поляками. “Грехи призвали на нас ляхов и Литву: пусть начнут пост и молитву, - предсказывал старец, - и поспешат построить храм Знамения Богоматери. Царица небесная избавит Вологду...”[Тол.,с.483]. Тем не менее жители Вологды не вняли совету старца. Один из видных горожан, Нечай Щелкунов стал даже противоречить святому: “... ради собственного удобства добивается он постройки новой церкви... ведь, есть неподалеку храм Флора и Лавра и церковь святой Екатерины”. Святой отвечал: “ Не о себе я забочусь, а о нашем городе... здесь будет построена обитель, соберется и братия...”[свят.,с.137-138]. Св. Галактион обличал горожан за осквернение места вокруг церкви прп. Димитрия Прилуцкого: “вы прогневали своего заступника... построили лавки и открыли торговлю; знайте же, что храм сей будет разорен первым”[свят..с.138]. Святой предсказывал одним смерть от вражеских мечей, а другим спасение.

И Сие предсказание исполнилось 22 сент. 1612 г., когда поляки напали на Вологду и, согласно летописи “город взяли и людей всяких посекли, и церкви Божии поругали, и город и посады выжгли до основания”[Тол.,с.483]. “При разорении церквей в Вологде польскими людьми и русскими ворами (в сентябре 1612 г.) умерщвлены: 3 протоиерея, 34 священника, 6 дьяконов и 6 иноков,.. Самого епископа Вологодского Сильвестра злодеи взяли в плен и четыре ночи держали под стражей, много раз приводили к казни и отпустили чуть живого”[Мак.,гл.1;1]. Тогда же пострадал и прп. Галактион находившийся в своей келье, “которого жестоко били и терзали”. Скончался старец на третий день 24 сент. Жители окрестных мест, почитатели мученика, погребли тело страдальца в бывшей его келье.

error: