Экспортно-импортные квоты. Существуют экспортные и импортные внешнеторговые квоты

Проблемы современной сырьевой стратегии нефтеэкспортеров отнюдь не ограничиваются инвестиционной политикой , сохраняясь и в других смежных областях, к важнейшим из которых продолжает относиться обеспечение оптимальных объемов экспорта и соответственно валютных поступлений, а также ценообразование. Все эти вопросы представляют особый интерес, поскольку их анализ позволяет подойти к решению более общих проблем - сущности ОПЕК, механизма взаимодействия ее участников, - которые продолжают оставаться предметом длительной и достаточно оживленной дискуссии исследователей, особенно на протяжении десятилетия, минувшего после первого обострения энергетического кризиса в мировом капиталистическом хозяйстве . Для энергосырьевого хозяйства Ливии и Алжира, так же как и для данной группы отраслей и в других странах - участницах ОПЕК, характерна чрезвычайно высокая экспортная квота. Цифровые значения этого показателя применительно к основному под-  


Чтобы сдержать развитие отмеченных процессов с целью возможно дольше сохранить за нефтью, природным газом и продуктами их переработки роль крупного источника экспортных доходов, ряд членов ОПЕК, включая Алжир и Ливию, разрабатывают и уже начинают осуществлять программы экономии наиболее дефицитных видов углеводородного сырья и перехода на альтернативные энергоресурсы. Ливия строит атомную электростанцию при содействии СССР, Алжир намерен осваивать солнечную энергию. Пока еще трудно судить о том, насколько успешными окажутся эти мероприятия. Например, АНДР предполагает замедлить снижение экспортной квоты в общем производстве первичных энергоносителей с 8,5% за 1970-1979 гг. (когда она уменьшилась от начального уровня 93,5 до 85%) до 5,2% в течение 1979-1990 гг., с тем чтобы к концу прогнозируемого периода зарезервировать 79,8% годовой продукции для поставок за рубеж и расширить физический объем последних более чем ла 78 млн. т ежегодно в пересчете, на нефтяной эквивалент (рассчитано по ). Решающее значение для реализации этих планов должен иметь дальнейший рост вывоза природного газа . Он позволил бы компенсировать абсолютное и относительное уменьшение внешнеторгового потенциала нефтяной промышленности , который к началу 90-х годов вряд ли существенно превысит половину ограниченных мощностей по добыче жидкого углеводородного сырья (см. Прил., табл. 4).  

Экспортная квота Ливия АНДР 59,9 21,4 53,4 34,2 59,0 34,2  

К концу 1970-х годов разногласия между этими тремя группами стран по поводу распределения общего объема добычи, размеров экспортных квот, ценовой политики и получаемых доходов усилились. Ослабление позиций ОПЕК на мировом рынке нефти способствовало усилению этих разногласий. ОПЕК потерял воз-  

После шокового падения цен в 1986 году страны ОПЕК попытались вернуть контроль над рынком, введя экспортные квоты и сократив объем добычи нефти . Цены вновь выросли, особенно в 1989 году. Однако этот успех ОПЕК оказался временным. В 70-е годы на долю ОПЕК приходилась половина мировой добычи нефти , а в 1985 году - менее 31 %. Экспортные квоты при такой низкой доле мирового рынка перестали влиять на его состояние. Возможности ОПЕК поддерживать высокий уровень мировых цен на нефть были исчерпаны. Сокращение добычи странами ОПЕК вело к тому, что образовавшуюся брешь тотчас же закрывали другие страны. Страны МЭА, к тому же, могли маневрировать своими коммерческими и (реже) стратегическими запасами нефти. Главной заботой всех стран ОПЕК в этих условиях стала забота о сохранении своей доли продаж на мировом рынке , о том, чтобы эту долю не перехватили другие страны.  

В последние десятилетия определились долговременные тенденции в международной торговле товарами . Прежде всего это небывало высокие темпы роста , не знающие равных за всю историю мирового рынка . За 1913-1938 гг. физический объем (т.е. в неизменных ценах) экспорта возрос на 20%, а за 1950- 1998 гг. увеличился более чем в 7 раз. В 50-90-е годы XX в. мировой торговый оборот расширялся в 1,5-2,0 раза быстрее реального ВВП. В результате растущая часть производства опосредована международным обменом. Увеличивается экономическая открытость стран, т.е. повышается экспортная квота экономики - доля продукции стран, идущая на внешний рынок , и импортная квота - доля внутреннего потребления товаров , покрываемая за счет импорта. В 1938 г. средняя мировая экспортная квота составляла 9,9%, в 1958 г. - 10,9, в 1997 г. - 22,1%.  

К наиболее крупным должникам относятся государства, обладающие высоким экономическим потенциалом. Поэтому размер внешнего долга мало о чем свидетельствует. Для оценки платежеспособности необходимо иметь представление об экономической ситуации в стране, которая в конечном итоге определяет платежеспособность. Решающее значение имеет достигнутый уровень экономического развития , измеряемый объемом ВВП в абсолютном выражении и в расчете на душу населения. Но поскольку платежи по обслуживанию долга осуществляются обычно в иностранной валюте , то страны с развитым экспортным сектором экономики находятся в лучшем положении. Степень участия страны в международном разделении труда определяется экспортной квотой (соотношением экспорта с ВВП). Платежеспособность зависит от темпа роста ВВП и экспорта. Если они превышают темп увеличения внешнего долга , то платежеспособность страны будет укрепляться даже при быстром росте долга.  

Сбор за участие в конкурсах, в аукционах, за выдачу лицензий и экспортных квот  

Четвертой чертой конъюнктуры является то, что, несмотря на исключительную противоречивость, она представляет собой единство противоположностей, складывающихся в процессе воспроизводства общественного капитала. Всеобщая связь элементов конъюнктуры видна из анализа международных товарных рынков . Так, например, в конце января 1998 г. осложнение политического конфликта в Ираке и угроза военных действий США привели к росту цены на нефть. Это, в свою очередь, увеличило спрос на нефть других стран Азиатского региона, но после заявления министра нефти Саудовской Аравии о нежелании снизить объем экспортных квот цены на нефть упали.  

ЭКСПОРТНАЯ КВОТА - установленный объем производства и поставок на экспорт определенных товаров. Обычно квоты устанавливаются международными торговыми соглашениями и двусторонними договоренностями.  

С 1 июля 1992 г. введен новый порядок экспорта стратегически важного сырья - нефти, газа, нефтепродуктов, других энергоносителей, металлов. Раньше из-за некомпетентности экспортеров эти товары продавались за рубежом значительно дешевле цен мирового рынка . Теперь экспорт такого сырья будет осуществляться только предприятиями, зарегистрированными в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации и имеющих специальное разрешение. Выделенные экспортные квоты будут продаваться на аукционах.  

В начале 80-х годов американская автомобильная промышленность при поддержке своих рабочих успешно лоббировала введение квоты на импорт японских автомобилей. Японское правительство, в свою очередь, распределило эту квоту среди производителей автомобилей. Ограниченное предложение японских автомобилей на американском рынке позволило японским производителям увеличить свои цены и, следовательно, свои прибыли. Американские квоты на импорт в действительности обеспечили японских производителей автомобилей соглашением типа картеля, которое увеличило их прибыли. Когда в середине 80-х годов американские квоты на импорт были отменены, японское правительство заменило их собственной системой экспортных квот для японских производителей автомобилей. (Ключевой вопрос 7.)  

Для определения степени интернационализации хозяйственной деятельности применяется специальный показатель - экспортная квота производства. В нем фиксируется доля продукции, производимой на экспорт  

Что касается нашей страны, то ее экспортная квота (при пересчете на основе официального курса рубля) повысилась с 4% в 1991 г. до 20% в 1996 г. Но это произошло главным образом за счет почти двукратного сокращения объема ВВП. Важно также отметить, что объем российского сырьевого экспорта (нефть, газ, лесоматериалы, металлы, алмазы) целиком зависит от состояния мирового рынка , и возможности его расширения практически исчерпаны.  

Заметно повысилась мировая экспортная квота (20% в 1997 г.). Этот показатель составляет в среднем для развитых стран 27%, для развивающихся стран - 12%.  

В первую очередь это показатели участия в мировой торговле . Так, часто подсчитывают экспортную квоту, т.е. отношение экспорта к ВВП страны. Этот показатель нельзя трактовать как долю экспорта во всем объеме ВВП, потому что экспорт учитывается по ценам экспортируемых товаров и услуг, а ВВП - только по добавленной стоимости . Тем не менее величина экспортной квоты говорит о важности экспорта для национальной экономики . Часто экспортную квоту исчисляют только по экспортируемым товарам  

Хотя уровень интернационализации национальных экономик растет, этот процесс не идет прямолинейно. Так, уровень экспортной квоты, существовавший у США в первые два десятилетия XX в., восстановился только в 70-80 гг. До сих пор не достигнуто и вряд ли будет превзойдено то соотношение между вывозом капитала и внутренними капиталовложениями в ведущих странах Западной Европы , которое существовало в указанный период (например, накануне Первой мировой войны Великобритания экспортировала капитала больше, чем инвестировала у себя дома). К тому же процесс интернационализации идет с различной скоростью в разных регионах. Вероятно, сейчас он наиболее интенсивен в наиболее динамичных регионах мира - Восточной и Юго-Восточной Азии.  

Экспортная квота в странах с примерно одинаковым уровнем экон кого развития заметно различается в Японии - 10%, Германии - 25 и Н дах - 55%. Чем можно объяснить эти различия  

Поступательное развитие МРТ приводит к повышению роли внешней сферы в современной экономике. Это проявляется прежде всего в быстром расширении традиционной формы внешнеэкономической деятельности - торговли, что находит выражение в достаточно быстром росте экспортной квоты. Она поднялась с 10,9% в 1970 г. до 14% ВВП всего мира в 1990 г.  

Так, по последним данным, объем экспорта товаров и услуг стран ЕВС составил 17,1% их совокупного ВВП, тогда как экспортная квота в Японии и в США равнялась соответственно 11,6 и 11,0%. На импорт стран Еврозоны приходится около 15% их ВВП, тогда как импортная квота в США составляла 13%, а в Японии - 10%.  

Экспортная квота охватывает перечень товаров, экспорт которых осуществляется с ограничениями в соответствии с международными обязательствами РФ.  

Каким целям служат импортная и экспортная квоты  

Изучаемые страны к концу прошлого десятилетия экспортировали от 90% (Алжир) до 96% (Ливия) общего физического объема производства этой продукции. В тот же интервал вписывались параметры еще двух африканских нефтеэкспортеров - Нигерии и Габона, а также одного ближневосточного государства - Ирака. Более высокая (свыше 97-98%) экспортная квота наблюдалась лишь у четырех аравийских нефтяных монархий (Саудовской Аравии , Кувейта, ОАЭ и Катара). Показатели четырех остальных участников ОПЕК были заметно ниже. Средневзвешенный уровень для всех членов организации, вместе взятых, определялся в 93%. К началу 90-х годов большинство специалистов предсказывают существенное его снижение. Например, согласно прогнозам американского исследователя Ф. Фешараки, последнее могло бы достигнуть порядка 20%.  

В сложившейся обстановке, которая отягощается затянувшимся ирано-иракским конфликтом, участникам ОПЕК все труднее согласовывать свои интересы и действия. Одновременно со стороны крупнейшего нефтеэкспортера - Саудовской Аравии - предпринимаются все более активные попытки привнести в эту организацию тот самый силовой принцип, который характерен для классических монополистических группировок. Так, резолюция чрезвычайной лондонской конференции ОПЕК, принятая 14 марта 1983 г., формально закрепила за аравийским королевством роль своеобразного арбитра, которая присвоена им фактически ранее благодаря начавшемуся в 1981 г. спаду конъюнктуры на рынке жидкого топлива. Ключевая позиция обеспечивается тем, что в отличие от всех других участников организации, которым выделялись четко ограниченные экспортные квоты, для этой страны не устанавливался потолок производства. Предполагалось регулирование саудовской нефтедобычи и экспорта в зависимости от динамики рыночной ситуации . Последняя же, по всей видимости, подлежит индивидуальной оценке данным государством.  

Непосредственно за сентябрьской революцией 1969 г. в Ливии последовали глубокие изменения экономической и социальной политики . Однако перемены произошли прежде всего в ее целях, методах и социальной направленности, в значительно меньшей степени затронув инструментарий и базу, которые за период 60-х годов успели набрать весьма сильную инерцию. Прежде всего сохранился открытый тип ливийской экономики, ставший почти неотъемлемым признаком малых нефтеэкспортирующих стран, но характерный также, хотя и в несколько меньшей степени, для таких гораздо более крупных государств, как Алжир. Воспроизводственные процессы и в первую очередь условия реализации основной части валового продукта для них в значительной мере продолжают определяться факторами мирового капиталистического рынка, как свидетельствуют данные табл. 9 об экспортной квоте в производстве ВВП и об импортной - в потреблении.  

В основе роста эффективности экономики, как известно, лежит разделение труда , как в национальных границах, так и в глобальных масштабах. По многим показателям степень интернационализации мировой экономики в начале века была достаточно высокой. Внешнеторговая квота (экспорт плюс импорт к ВВП) в начале XX в. в целом составляла 20-30%. Для некоторых стран она была заметно выше. Так, экспортная квота английской промышленности в 1912 г. составляла 40%, а ежегодные английские инвестиции за рубежом перед Первой мировой войной в среднем превышали внутренние в 3-4 раза1. Высока была экспортная квота в колониях и зависимых территориях, даже без учета заниженных вывозных цен, что затрудняет сопоставление этого показателя с современных уровнем.  

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Имеются следующие статистические данные:

Расчёт внешнеторговой квоты будем производить по формуле:

Втк = (ВТ/ВВП)*100 = (Э+И) / ВВП х 100%, где

ВТ - сумма экспорта и импорта в денежном выражении (Э+И);

ВВП - объём валового внутреннего продукта.

Результаты расчётов занесём в таблицу, предварительно переведя ранее рассчитанный ВВП из млрд.руб. в млрд.долл. США:

1.Валовой внутренний продукт (млрд.руб.)

2. Объем импорта (млрд.долл.США)

3.Объем экспорта (млрд.долл.США)

4.Курс долл. США (в руб.)

5.ВВП в млрд.долл. США

Внешнеторговая квота(млрд.долл.США)

По результатам вычислений можно сделать выводы о том, что экономика России 2000 - 2006 годы являлась открытой, но прослеживается снижение внешнеторговой квоты в последние годы анализируемого периода по сравнению с 2000 годом. При подобной тенденции существует вероятность перехода экономики рассматриваемой страны к ещё более закрытой форме, т.к. внешнеторговая квота 2001 - 2006 гг. менее 50%.

2. Российская ферма производит пшеницу и молоко, для чего максимально может использовать 400 ч труда и 600 га земли. Производство 1 т. пшеницы требует 10 ч труда и 5 га земли. Производство 1 т молока требует 4 ч труда и 8 га земли:

какие факторы производства относительно более интенсивно используются для производства пшеницы, какие для производства молока.

В состоянии ли ферма произвести одновременно 50 т молока и 90 т пшеницы?

В нашем случае, труд более интенсивно используется в производстве пшеницы (так как 10 ч труда > 5 га земли).

А земля более интенсивно используется в производстве молока (так как 4 ч труда < 8 га земли).

Нет, ферма не в состоянии произвести одновременно 50 т. молока и 90 т. пшеницы так как нужно 1100 часов и 850 га земли.

3. Допустим, в России и США производятся 2 товара - оборудование и сырье. В США единица оборудования производится за 1 рабочий день, единица сырья - за 3 дня. В России единица оборудования производится за 4 дня, единица сырья - за 2 рабочих дня:

какая страна и в чем обладает абсолютным преимуществом;

какой из 2 товаров США и России выгоднее покупать не на внутреннем, а на международном рынке?

Затраты времени, раб. дн.

Относительные цены, ед.

Единица оборудования

1/3 ед. сырья

2 ед. сырья

Единица сырья

3ед. оборудования

1/2 ед. оборудования

Сведя все данные в таблицу, мы видим, что:

1) Абсолютное преимущество: у США - по оборудованию, у России - по сырью, согласно разнице в затратах на производство товаров;

2) России выгоднее покупать оборудование на мировом рынке. При его покупке на внутреннем рынке за единицу оборудования производитель отдаст 2 ед. сырья, при покупке в США - только 1/3 ед.

США выгоднее покупать сырье на мировом рынке. При его покупке на внутреннем рынке придется отдать 3 ед. оборудования, при покупке в России - только 1/2 ед.

4. Допустим, что страна А производит сахар и пшеницу. При отсутствии внешней торговли соотношение цен на эти блага устанавливается на уровне 1 т сахара = 0,5 т пшеницы. В стране Б аналогичное соотношение цен будет 1 т сахара = 2 т пшеницы.

Что выгоднее экспортировать и импортировать обеим странам?

Из таблицы видно, что стране А выгодно экспортировать сахар и импортировать пшеницу. Стране В выгодно экспортировать пшеницу и импортировать сахар.

5. Рынок труда в 2 странах (Х и У) характеризуется следующими данными: функция спроса на труд в стране Х имеет вид: D1=5000-20w, а в стране У: D1=3500-5w. Функция предложения труда в стране Х имеет вид: S1=2000+10w, а в стране У: S1=1500+5w.

Каков уровень равновесной заработной платы (долл. США в месяц) и уровень равновесной занятости (тыс.человек) в каждой стране?

Предположим, что в обеих странах сняты все ограничения на перемещения рабочей силы. Какими будут направления миграции рабочей силы и ее величина?

Предположим, что в результате передвижения рабочей силы в стране эмиграции равновесная часовая ставка заработной платы выросла на 10 долл. США. Как изменится объем эмиграции из этой страны?

Каким будет новый уровень равновесной заработной платы в принимающей стороне?

1) Страна X

5000-20w=2000+10w

w = 100 - уровень равновесной заработной платы

Qd= 5000-20*100=3000

Qs= 2000+10*100=3000

3000 - уровень равновесной занятости

w = 200 - уровень равновесной заработной платы

Qd= 3500-5*200=2500

Qs= 1500+5*200=2500

2500 - уровень равновесной занятости

2) Так как заработная плата в стране Y выше, то направление миграции рабочей силы будет из страны X в страну Y.

3) Если заработная плата в стране X вырастет на 10 долл. США, то объем спроса на труд в стране X:

D1=5000-20*110=2800 (тыс. чел)

Объем предложения:

S1=2000+10*110=3100 (тыс. чел)

3100-2800=300 (тыс. чел)

Объем миграции составит 300 тыс. чел.

4) Новый уровень равновесной заработной платы в принимающей стране:

3500-5w-(1500+5w)=300

3500-5w-1500-5w=300

3500-1500-300=5w+5w

w=170 (долл. США)

6. Ситуация на рынке труда в странах А и В определяются такими показателями:

W - реальная заработная плата в странах А и В в условных денежных единицах за час труда.

1) Найдите равновесную ставку реальной заработной платы и объем занятости в обеих странах.

2) Из какой страны в какую будут стремиться уехать работники, и почему?

1) Страна А

6w+(-2w)=80+(-120)

w = 5 -равновесная ставка реальной заработной платы

90 -объём занятости

2w-6w=60+(-140)

w=10 -равновесная ставка реальной заработной платы

120 - объём занятости

2) Из страны А работники будут стремиться уехать в страну В, так как реальная заработная плата выше в стране В.

7. Допустим, курс доллара к евро составляет 1:3, следовательно, один и тот же товар в США стоит, к примеру, 400 долл., а в Германии 1200 евро. Какой экспортер получит дополнительный доход (США или Германия), если курс доллара искусственно понизится до соотношения 1:2? Определите величину дополнительного дохода в национальной валюте.

Производитель товара в Германии при экспорте данного товара в США продаст его за 400 дол., при курсе доллара 1: 3 он возвращает себе 1200 марок - столько, сколько он выручил бы при продаже товара в Германии; при курса 1: 2 он возвращает 800 марок, т.е. экспорт становится невыгодным.

Экспортер из США продает товар в Германии за 1200 марок, получая за них в банке при курсе 1:3 - 400 долларов, столько, сколько этот товар стоит в США; при курсе доллара 1:2 экспортер из США, продавая товар в Германии за 1200 марок, получит за них в банке 600 долларов. Это на 200 долларов больше, чем цена аналогичного товара в США. Следовательно, при курсе доллара 1:2 экспортер получит дополнительных доход в 200 долларов на каждую единицу проданного товара в Германии.

8. Приведена таблица спроса на рубли

экспорт импорт валютный резерв

Предположим, что в России устанавливается валютный курс 1 руб. равен 0,024 долл. Количество предлагаемых по этому курсу рублей равно 180 млрд.

Должен ли ЦБ России продавать или покупать национальную валюту?

Если ЦБ России должен покупать рубли, то где он может взять их необходимое количество?

Если российское правительство установило валютный курс 1 рубль = 0,024 долл., а количество предлагаемых по этому курсу рублей 180 млрд, то в этих условиях ЦБ должен покупать избыток предлагаемых рублей, т.е. 180 млрд руб. - 160 млрд. руб. = 20 млрд руб при курсе 1 рубль = 0,024 долл.

Каждая страна, если она участвует в международных экономических отношениях, должна иметь государственный валютный резерв. Именно из этого резерва правительства берут валюту для корректировки валютного курса, т.е. ЦБ России для покупки избыточных на валютном рынке рублей доллары возьмет из государственного валютного резерва.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Договорно-правовая база, регулирующая торговые отношения Российской Федерации и США. Динамика и структура взаимной торговли. Инвестиционное сотрудничество двух стран. Проблемы и перспективы развития экономических отношений. Экспорт и импорт России.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Объем производства и потребления товара, структуры экспорта и импорта товара. Технологические изменения в отрасли. Теория спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. Государственное регулирование рынка. Производство экономических благ.

    методичка , добавлен 26.12.2008

    Адвалорный тариф на импорт. Эффект заключения таможенного союза между странами. Условия инвестирования денег. Вид функции спроса на импорт и экспортного предложения. Расчет общего экспорта. Производственные возможности стран. Величина торгового баланса.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2010

    Задачи анализа внешнеэкономической деятельности. Географическая структура импорта развивающихся стран, его объем и среднегодовая динамика. Расчет показателя импортной квоты. Научно-технический прогресс и товарная структура импорта развивающихся стран.

    реферат , добавлен 10.04.2010

    Динамика внешнеторгового оборота Республики Беларусь, экспорт и импорт товаров. Направления внешнеэкономического сотрудничества Республики Беларусь с Литвой, динамика статистики экспорта основных видов продукции, темпы роста, абсолютное значение прироста.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2011

    Изучение основных направлений развития внешнеторговой деятельности России. Характеристика экспорта и импорта РФ и конкурентоспособности в международной торговле. Отношения России и международных экономических организаций, интеграционных объединений мира.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2010

    Экспорт из Китая. Сборка и изготовление известных мировых брендов электроники, товаров повседневного потребления. Вложения в экономику Китая. Импорт в Украину. Проблемы украинского товара и высокотехнологичной продукции на пути к мировому рынку.

    презентация , добавлен 09.12.2013

    Особенности осуществления внешнеэкономических операций (разбор конкретных ситуаций). Расчет и обоснование цен во внешнеторговых сделках. Разработка контракта на экспорт (импорт). Операции на биржах, составление оферт и запросов иностранным партнерам.

    методичка , добавлен 21.03.2010

    Понятие внешнеторговой политики и основные направления. Внешнеторговая политика как элемент общей внешнеэкономической политики и деятельности. Методы нетарифного регулирования. Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства.

    реферат , добавлен 10.04.2014

    Виды международных экономических отношений. Налоги на экспорт и импорт. Участие России в международной торговле товарами и услугами. Товарная структура экспорта страны в 2009 году. Поступление иностранных инвестиций в 2008 году. Миграция рабочей силы.

Изучая свой предмет, международная экономика опирается на ряд базовых понятий и допущений, которые рассмотрим подробнее.

Основой развития международных хозяйственных связей является международное разделение труда - предпосылка становления мирового рынка и мирового хозяйства.

Международное разделение труда - это устойчивая концентрация производства определенной продукции в отдельных странах, которая определяет их специализацию в международном обмене, высшая степень развития общественного разделения труда.

Факторы международного разделения труда разделяют на три группы:

- природно-географические - климатические условия, природные ресурсы, размеры территории, численность населения, экономико-географическое расположение;

- социально-экономические - численность трудовых ресурсов, производственный и научно-технологический потенциал, производственная и социальная инфраструктура, исторические традиции производства, хозяйственный механизм, в т.ч. механизм внешнеэкономических связей;

- научно-технический прогресс.

Первая и вторая группы факторов являются определяющими для международного распределения факторов производства - сосредоточение определенных факторов производства в различных странах, являющееся предпосылкой экономически эффективного производства ими определенных товаров по сравнению с другими странами (естественной преимущества).

Экономические ресурсы распределены между странами неравномерно. Некоторые страны имеют значительные природные запасы нефти, газа, железной руды, других полезных ископаемых, некоторые владеют значительными земельными угодьями, лесами, водными ресурсами, трудовыми ресурсами. По-разному страны обеспечены накопленными запасами необходимого для производства основного капитала. Разным является уровень развития научно-технологического потенциала. Существуют также отмены исторических традиций и опыта производства и др. Кроме того, эффективное производство товаров требует различных комбинаций ресурсов. Например, Австралия, которая не имеет достаточного количества трудовых и капитальных ресурсов, но обладает значительными земельными угодьями, имеет благоприятные условия для специализации на производстве „землемісткої" продукции - зерна, шерсти, мяса. Бразилия имеет сочетание тропического климата, плодородных почв, многочисленной неквалифицированной рабочей силы, следовательно, имеет необходимые условия для специализации на производстве кофе. В современных условиях влияние природного фактора сглаживается научно-техническим прогрессом в той мере, в которой применение новой техники, более совершенных технологий позволяет странам исполнить нехватку природных ресурсов - замещать природное сырье искусственными материалами, труд - капиталом и тому подобное. Научно-технический прогресс является определяющим фактором современного международного разделения труда.

Международное разделение труда имеет две формы: международную специализацию и международную кооперацию. Основной из них является международная специализация - устойчивая ориентация национальных экономик на производство определенной продукции с целью ее реализации на мировом рынке. Она может быть межотраслевой, отраслевой, предметной, подетальною, технологической. Международная кооперация представляет собой объединение усилий производителей нескольких стран в производстве определенных видов товаров для мирового рынка, которое может приобретать форм реализации совместных программ, договорной специализации, создание совместных предприятий.

В процессе углубления международного разделения труда происходит интернационализация экономического развития - возникновение устойчивых экономических связей между странами, в результате которых все формы взаимодействия экономических субъектов приобретают международный характер. Она начинается с интернационализации международного обмена перерастает в интернационализацию производства, а в дальнейшем - в интернационализацию всей хозяйственной жизни. Важнейшими формами проявления интернационализации экономического развития является расширение международного производства, распространение транснациональных корпораций, создания международных экономических организаций, появление и распространение региональных интеграционных объединений, трансформация национальных экономических систем в открытые экономики.

В процессе интернационализации экономического развития происходит усиление взаимозависимости экономик всех стран. Национальные экономики становятся звеньями единого экономического пространства, в котором любые действия одного или нескольких субъектов международной экономики затрагивают интересы всех (или многих) других, то есть приобретают глобального характера. Развитие процессов глобализации стал характерным признаком современного развития цивилизации. Глобализация подвела человечество к черте, за которой международная экономика перестает быть простой совокупностью национальных хозяйств, а все более становится единым рынком, единым производственным и финансовым пространством.

Абсолютное большинство современных национальных экономик открыты для внешнего мира.

Открытой называют национальную экономику, связанную с экономиками других стран потоками экспорта, импорта и финансовых операций. Открытая экономика является антиподом автаркии - экономики, ориентированной в своем развитии лишь на внутренние возможности, изолированной от мирового рынка и международной конкуренции. Такая экономика в своем развитии опирается не только на национальные производственные возможности, но и использует преимущества международного экономического сотрудничества, развивает все формы международных экономических отношений.

Показателями открытости национальной экономики является экспортная, импортная и внешнеторговая квоты.

Экспортная квота - это выраженное в процентах отношение объема экспорта

(Е ) страны к ее ВВП (У), которое характеризует роль страны в качестве продавца на мировом рынке товаров и услуг:

По показателю экспортной квоты большинство стран мира являются открытыми экономиками. В середине 1990-х гг. наивысшие степени открытости демонстрировали Сингапур (более 100% за счет реэкспорта), Ирак (более 80% за счет экспорта нефти), Ирландия (70%), Бельгия (60%). Высокой (более 40%) была экспортная квота была в странах с переходной экономикой. Низкий показатель экспортной квоты в группе развитых стран имели США (7,5 %) и Япония (9,2); в группе развивающихся стран - Бразилия (7,2%) и Индия (7,9%); в группе стран с переходной экономикой - Армения (9,5%). Средние показатели (20-30%) имели страны разных групп - Германия, Дания, Канада, Чили, Венгрия и др. В начале XXI века. этот показатель в среднем составлял: в развитых странах 27%, в развивающихся - 12%, в странах с переходной экономикой (кроме России и Украины) - 5,5%. Небольшие промышленно развитые страны, тесно связанные с системой международного разделения труда, имели экспортные квоты более 50%. Экспортная квота Украины в середине 1990-х гг. колебалась в пределах 40-45%, в 2004 г. достигла отметки 63,6% и снизилась до 50,9% в 2012 г. . В целом по показателю экспортной квоты экономика Украины имеет стабильно высокий уровень открытости.

Импортная квота - это выраженное в процентах отношение объема импорта (2 ) к ВВП (У), характеризует зависимость страны от мировых рынков товаров и услуг:

По показателю импортной квоты наиболее зависимыми от заграничных поставок товаров и услуг в 1990-х гг. были Сингапур (155%), Гонконг (128%), Малайзия (86%), Бельгия (55%), Словакия (54%), Ирландия (54%), Чехия (46%), Ирак (43%), Болгария (42%), Зимбабве (42%). К странам с наименьшим уровнем зависимости принадлежали Бразилия (4,8%), Япония (6,4%), Индия (8,5%), США (9,9%). В большинстве промышленно развитых стран степень зависимости от импорта колебалась в пределах 15-20%. Импортная квота Украины показывает высокую степень зависимости от мирового рынка. В середине 1990-х гг. она колебалась на уровне 44-48%, в 2005 г. составляла 50,6% и возросла до 59,3% в 2012 г. .

Внешнеторговая квота - это выраженное в процентах отношение внешнеторгового оборота (суммарного объема экспорта и импорта) к ВВП страны, которое характеризует интенсивность ее международных торговых связей:

В середине XX века. в открытых относили экономики дЕ2 > 10%. Ныне

открытой считается экономика, которая имеет дэг > 45%. Чем больше значение внешнеторговой квоты, тем более открытой является национальная экономика. Среди развитых стран по показателю внешнеторговой квоты относительно высокий уровень открытости демонстрируют Канада - 71%, Германия -63%, Великобритания - 55%, Франция - 50%, Италия - 48%, ниже уровни открытости имеют США (24%) и Япония (22%). Значительно выше уровне открытости большинства стран с переходной экономикой: Словакия - 142%, Беларусь -124%,Чехия - 123%, Венгрия - 117 % . Внешнеторговая квота Украины в 2005-2008 гг. составила 102%, в 2009 г. снизилась до 94% и вновь повысилась до 110% в 2012 г. .

В международной статистике чаще всего используют показатель зависимости от международной торговли, который определяется как выраженное в процентах отношение напівсуми экспорта и импорта страны к ее ВВП, что характеризует среднюю зависимость страны от мирового рынка:

По этому показателю выделяют три группы стран :

високозалежні (ЦЕХ > 45%), к которым в основном относятся небольшие по территории страны с различными уровнями развития (Бельгия, Люксембург, Швейцария, Дания, Швеция, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней, Панама, Македония и др.);

середньозалежні (14% < дЕг < 44%), к которым относятся крупные развитые страны (Германия, Великобритания, Франция);

низькозалежні (0 < дЕг < 13%), к которым относятся разные страны - и

высокоразвитые, ориентированные прежде всего на собственный мощный экономический потенциал (США, Япония) и страны с низким уровнем вовлеченности внешнеэкономических связей и международной конкурентоспособности (Беларусь, Заир, Либерия, Сомали и др.).

В Украине показатель средней зависимости от международной торговли, рассчитанный по (1.4), в 2012 г. составил 55% , что относит ее к группе высоко-зависимых стран. Впрочем высокая степень открытости отечественной экономики по всем показателям, к сожалению, свидетельствует не растущую международную конкурентоспособность украинских товаров, а прежде всего имеющиеся структурные диспропорции: зависимость экономики от импорта энергоносителей, которая в значительной степени вызвана экспортом низкотехнологичной продукции, их нуждается.

Все рассмотренные показатели открытости экономики (1.1 - 1.4) имеют недостаток, поскольку отражают открытость только для одной из форм международных экономических отношений - международной торговли и не учитывают других форм. Для основательной характеристики открытости их экономики дополняют показателями квоты прямых и портфельных иностранных инвестиций - выраженного в процентах отношения объема соответствующих иностранных инвестиций к ВВП страны. Обе квоты отражают место страны на международном финансовом рынке и свидетельствуют о привлекательности ее инвестиционного климата. Квота портфельных инвестиций характеризует уровень привлекательности для иностранных инвесторов краткосрочных финансовых инструментов, квота прямых инвестиций - долгосрочных инструментов. Показатели инвестиционных квот Ц1 > 5% считаются достаточно высокими, в Украине они стабильно низким.

Однако и эти показатели в полной мере не отражают степени открытости экономики, поскольку на открытость влияют фискальная (налоги), монетарная (валютный курс), внешнеэкономическая (торговые ограничения) политика государства, емкость внутреннего потребительского рынка, уровень развития инфраструктуры, коммуникаций и связи и много других факторов.

Для аналитических целей в международной экономике все страны разделяют на большие и малые открытые экономики.

Большая открытая экономика имеет мощный экономический и ресурсный потенциал, значительный удельный вес в международной торговле и мировых финансовых потоках, а значит, может оказывать реальное влияние на состояние мировых товарных и финансовых рынков, уровень мировых цен и процентных ставок, уровни производства, занятости и доходов других стран. К странам с большими открытыми экономиками в реальном международном пространстве традиционно относят США, Японию, Германию и другие ведущие государства мира.

Малая открытая экономика имеет незначительную долю в мировой торговле и мировых финансовых потоках, поэтому не влияет на состояние мировых товарных и финансовых рынков, а сама находится под их влиянием. Изменения уровней мировых цен и процентных ставок, а также циклические колебания в экономиках крупных стран неизбежно сказываются на состоянии малых открытых экономик. Большинство стран мира являются малыми экономиками.

Важными для понимания особенностей процессов, происходящих в международной экономике, является понятие экспортируемых и неекспортованих товаров. Теоретически анализ открытой экономики обычно основывается на предположении, что все произведенные национальными производителями товары могут быть реализованы либо внутри страны, либо за рубежом. Товары, которые могут перемещаться между различными странами, называются экспортируемыми товарами. Цены экспортируемых товаров складываются под влиянием соотношения спроса на них и их предложение как в стране, так и за рубежом. В открытой экономике внутренний спрос на экспортируемые товары и их предложения не обязательно должны збалансовуватись, их дефициты или излишки ликвидируются за счет экспортно-импортных операций. В долгосрочном периоде существует тенденция к их выравниванию между странами.

Однако наряду с экспортированными существует ряд товаров и услуг, которые физически нельзя перемещать, они потребляются только там, где произведены, то есть неекспортованими. К ним относятся жилье, здания, сооружения, транспорт, услуги парикмахеров, юристов, врачей, учителей, домохозяек, аренда жилья и др. Даже если в некоторых странах их цены будут ниже, чем в других, то слишком большими, чтобы получить выгоду от торговли, могут оказаться транспортные и другие сопутствующие расходы перемещения. Цены неекспортованих товаров определяются исключительно соотношением внутреннего спроса на них и их предложение. Внутренний спрос на непереміщувані товары и их предложение должны уравновешиваться, поскольку разбалансировка между ними не ликвидируется за счет экспорта или импорта. Поэтому цены неекспортованих товаров могут значительно отличаться от цен мирового рынка и цен аналогичных товаров в разных странах.

Степень експортованості товаров определяют два основных фактора - транспортные расходы и протекционистская торговая политика. Чем меньше доля транспортных расходов в общем объеме издержек производства, тем больше возможностей экспортировать товар. Технический прогресс в сфере коммуникаций за счет снижения затрат существенно расширил перечень экспортируемых услуг. Например, создан мировой рынок банковских услуг, страхования, растет экспорт проектных разработок, программного обеспечения, туризма. С другой стороны, протекционистская политика может перевести товары стран-партнеров из экспортированных в неекспортовані, когда за счет установления импортных тарифов или квот цены аналогичных отечественных товаров будут ниже. Товар также не будет экспортироваться, если на мировом рынке его цена ниже, чем внутренняя.

Важнейшее значение имеет соотношение цен экспортируемых и неекспортованих товаров. Относительная цена экспортируемых товаров (РТ ) , выраженная в цене неекспортованих (См ), является реальным валютным курсом: э = РТ / Рм . Изменение

валютного курса изменяет состояние текущего счета платежного баланса и стимулирует перемещение ресурсов между секторами экспортируемых и неекспортованих товаров, следовательно, влияет на структуру внутреннего производства и потребления страны с открытой экономикой. Согласно правилом экспортируемых/неекспортованих товаров увеличение совокупного спроса в открытой экономике приводит к росту производства неекспортованих товаров, сокращению производства экспортируемых и рост импорта, и наоборот.

В своих исследованиях международная экономика, как и другие науки, опирается на систему общих принципов и способов познания и специфические методы.

Наиболее общим методом познания является диалектика, которая включает в себя единство конкретного и абстрактного подхода, анализа и синтеза, индукции и дедукции, логического и исторического, количественного и качественного анализа.

Начинают исследование с помощью таких общенаучных методов как наблюдения и отбор конкретных фактов, которые могут подтвердить выдвинутую гипотезу. Однако факты дают довольно хаотическую картину. Для того, чтобы их упорядочить и выявить доминирующую тенденцию, необходимо провести статистический анализ - сгруппировать данные, проследить их динамику. В международной экономике, как и в макроэкономике, широко применяется метод агрегирования показателей, то есть их обобщение по специальным методикам.

По статистическим следует экономический анализ который позволяет абстрагироваться от нетипичных, второстепенных характеристик и выявить сущностные стороны процесса, которые подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы. Далее выявляют функциональные связи между элементами системы (синтез). Как в микро - и макроэкономике, международной экономике также применяется предельный анализ, хотя сфера его применения значительно уже.

Международная экономика, как было выяснено, прошла в своем развитии несколько этапов. Определенные исторические условия обусловили особенности ее функционирования на каждом из них. Поэтому в анализе важно соблюдать единства исторического и логического подходов.

Различают анализ прошлого периода (ex post), и анализ будущего (ex ante). Анализ данных за прошлый период (ex post) очень важен для объяснения путей и средств, с помощью которых система достигла сегодняшних параметров развития. Он позволяет корректировать предыдущие концепции и служит основой для определения факторов дальнейшего развития. Анализ ex ante - это прогнозирование будущих тенденций на основе уже подтвержденных научных концепций. Он позволяет выявить способы влияния на достигнутый состояние системы с целью содействия позитивным тенденциям и исключения влияния отрицательных.

Для аналитических целей в международной экономике, как в микро - и макроэкономике, применяется экономическое моделирование - упрощенное описание исследуемой системы, который позволяет охарактеризовать ее свойства, установить взаимосвязи между основными экономическими переменными. Объектом анализа в экономических моделях, как правило, является эндогенные (внутренние) переменные, их реакция на действие экзогенных (внешних) переменных. Выяснение функциональных связей между эндогенными и экзогенными переменными позволяет объяснить многие процессы, которые наблюдаются в международной экономике.

Экономический анализ и экономическое моделирование в международной экономике основываются на ряде предположения, самым распространенным из которых является предположение „2x2". В теоретическом анализе международной торговли предполагают, что мировая экономика представлена двумя странами, которые производят два вида товаров (2 країних2 товары), расширенной ее версии есть модель „2x2x2" (2 країних2 това-рих2 факторы производства). Анализ влияния торговой политики, последствий движения капитала и рабочей силы также осуществляется на примере двух стран, одна из которых является экспортером, а вторая - импортером товара (капитала, рабочей силы).

Большинство моделей строятся по допущений совершенной конкуренции на товарных рынках, свободы торговли и абсолютной мобильности факторіє производства. Хотя такие модели значительно упрощают действительную ситуацию, однако позволяют получить результаты, которые справедливы для реального мира международной экономики, со многими странами, многочисленными факторами производства, несовершенно конкурентными рынками и влиянием правительственной и международной экономической политики.

Подавляющее большинство моделей международной экономики базируются на микро - и макроэкономических моделях - модели трансформации производственных возможностей, модели рыночного равновесия, модели оптимизации структуры производства в конкурентной рыночной системе, модели межвременного выбора, моделях общего макроэкономического равновесия для открытой экономики и др.

Рассмотрение предмета и метода международной экономики позволяет определить ее функции - теоретическую, практическую, методологическую, мировоззренческую.

Международная экономика как наука выполняет теоретическую (познавательную) функцию, изучая и научно объясняя механизм функционирования и доминирующие тенденции развития международной экономики как объекта исследования.

Практическая функция международной экономики состоит в разработке рекомендаций для реальной экономической политики относительно возможных путей решения проблем мирового экономического развития. Эти рекомендации, которые определяют основы международной экономической политики и делового поведения субъектов между народной экономики, существенно зависят от доминирующих в экономической науке теоретических взглядов.

Методологическая функция международной экономики связана с тем, что эта фундаментальная наука служит теоретической базой для прикладных наук, таких как международные финансы, внешнеэкономическая деятельность предприятий и многих других.

Мировоззренческая функция следует из того, что изучение реальных проблем и перспектив развития международной экономики формирует тип экономического мышления и мировоззрение человека, помогает определить его гражданскую позицию и поведение в условиях глобального экономического пространства.

Выводы

Международная экономика является составной частью современной экономической теории - фундаментальной науки о хозяйстве, которая изучает поведение экономических субъектов в условиях ограниченности ресурсов. Так же, как микро - и макроэкономика, она рассматривает проблемы, порожденные функционированием рынка, но на другом, мегауровне исследования.

Предметом международной экономики являются закономерности взаимодействия национальных экономик в сфере международной торговли, движения факторов производства, финансирования и формирования международной экономической политики.

Международная микроэкономика изучает закономерности движения между странами товаров и факторов их производства.

Международная макроэкономика сосредоточивается на закономерностях функционирования открытых национальных экономик и мирового хозяйства в целом.

Объектом международной экономики как науки является международная экономика как совокупность национальных экономик стран мира и хозяйственных связей между ними.

Субъектами международной экономики являются юридические и физические лица (национальные субъекты хозяйствования, государства и их объединения, международные экономические организации) участвуйте в международной экономической деятельности.

Основными формами международных хозяйственных связей и отношений между субъектами международной экономики выступают: международная торговля; международное движение факторов производства (капитала, труда, технологий), международная производственная деятельность, международные валютно-финансовые отношения.

Основой развития международных хозяйственных связей является международное разделение труда - устойчивая концентрация производства определенной продукции в отдельных странах, которая определяет их специализацию в международном обмене. В процессе углубления международного разделения труда происходит интернационализация экономического развития - возникновение устойчивых экономических связей между странами, в результате которых все формы взаимодействия экономических субъектов приобретают международный характер.

В своих исследованиях международная экономика опирается на систему общих принципов и способов познания и специфические методы (метод агрегирования показателей, экономическое моделирование, прогнозирование). Она выполняет теоретико-познавательную, практическую, методологическую и мировоззренческую функции.

Очевидным является тот факт, что интенсивное участие государства в международной торговле приносит неоспоримые выгоды развитию его экономики. Объемы поставок продукции на экспорт, так же как и её качество, являются факторами экономического роста государственной экономики . Тем не менее, подавляющее большинство стран приводит в жизнь политику ограничения свободной торговли. В числе прочих мер, которые позволяют эту политику реализовать, находится экспортная квота. Её введение необходимо в качестве способа стабилизации цен в тех странах, экономика которых находится в зависимости от объемов экспорта какого-либо товара, продукции или сырья.

Понятие экспортной квоты

Под экспортной квотой подразумевается объем производства некоторых товаров и поставки их на экспорт, который установлен в каждом конкретном государстве и регулируется международными торговыми договоренностями. Данный показатель является количественным и характеризует, насколько значим экспорт того или иного вида продукции для всего народного хозяйства конкретной страны, а также отдельных отраслей её производства. Экспортную квоту рассчитывают на определенный период в виде отношения объема экспорта того или иного вида продукции к объему его внутреннего производства в том же периоде времени.

Для внешнеэкономической торговли соблюдение ограничений по объему экспорта товаров имеет столь важной значение, что параметр «Квота» указывается при оформлении на границе экспортной декларации .

О чем говорит показатель экспортной квоты.

Оценивая участие конкретного государства в международной торговле по показателю экспортной квоты, нужно учесть следующий важный момент. Квота в большей степени отражает степень связи конкретной продукции с общемировым рынком, чем непосредственную конкурентоспособность данного продукта. Например, целый ряд бедных стран поставляют на мировой рынок лишь один какой-то вид сырья (например, тропические фрукты), но при расчетах выглядят как активные участники международной торговли. В то же время высокоразвитые страны (Япония, США) с огромными объемами экспорта высококачественной продукции по результатам расчетам имеют вид стран с ограниченными внешними связями. Это кажущееся разногласие объясняется просто: огромный процент производимого продукта потребляется непосредственно на внутреннем рынке страны.

·

Квота

Экспортные

Импортные

По охвату квоты делятся на:

Глобальные

Индивидуальные

· Лицензирование

Разовая лицензия

Генеральная лицензия

Глобальная лицензия

Автоматическая лицензия

Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар.

Квотирование экспорта и импорта в условиях функционирования Таможенного союза

В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

Система явных предпочтений

·

«Добровольное» ограничение экспорта

Наряду с тарифными методами государства используют нетарифные методы торговой политики, для количественной квалификации которых используются индексы частности, покрытия торговли и воздействия на цены. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включает квотирование, лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта. Квота определяет количество и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту или импорту. Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение между экспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на внеценовой основе. “Добровольное” ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера от использования “добровольных” ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших “добровольные” ограничения на их экспорт.

КВОТИРОВАНИЕ

количественное ограничение экспорта, импорта определенных видов товаров, проводимое государственными органами в качестве меры регулирования внешнеэкономической деятельности.

Квотирование

комплекс мер по введению ограничений во внешнеэкономической деятельности в области производства, экспорта или импорта товаров, проводимый со стороны государства или международных организаций.

КВОТИРОВАНИЕ

меры государственного (надгосударственного) регулирования внешнеэкономической деятельности, вводимые государственными и международными органами, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров за счет установленных квот.

Квотирование

количественные ограничения производства, экспорта и импорта товаров (по физическому объему или стоимости), вводимые межгосударственными и национально-государственными органами с целью регулирования международной торговли, а также сбалансирования внутренней торговли и платежей.

КВОТИРОВАНИЕ

разновидность мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, вводимых государственными и международными органами, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров. Основаниями для таких ограничений могут быть обязательства страны по международным соглашениям, а также необходимость соблюдать национальные интересы.

Квотирование (контингентирование)

ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции или одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Квотирование

вводимые государственными органами ограничения производства, экспорта и импорта товаров. Основаниями для таких ограничений могут быть обязательства сторон по международным соглашениям, а также необходимость соблюдения национальных интересов. Экспортные квоты обычно вводятся в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими доли каждой страны–участницы соглашения в производстве или экспорте определенного товара. Квоты устанавливаются и при так называемом добровольном ограничении экспорта товаров в определенную страну. К. на основе внутреннего государственного регулирования принимается для сбалансирования поставок и платежных балансов с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также в качестве ответственных мер на дискриминационные действия иностранных государств. В рамках установленных квот экспорт и импорт товаров осуществляется по лицензиям, выдаваемым уполномоченными государственными организациями. Копии лицензий прилагаются к таможенным декларациям для пропуска товаров за границу.

КВОТИРОВАНИЕ

ДОБЫЧИ НЕФТИ

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (PRORATION). Ограничение добычи сырой нефти (в США) в виде квот производства, устанавливаемых либо в добровольном, либо в обязательном порядке с целью сохранения ее запасов и регулирования рынка сырой нефтиКвотирование осуществляется штатами с различной степенью жесткости — от обязательных квот в штате Техас, установленных его Железнодорожной комиссией (Комиссией штата по коммунальным услугам) до добровольных ограничений Комитета по сохранению запасов нефти штата Калифорния. При этом не существует никаких ограничений в штате Иллинойс, одном из основных нефтедобывающих штатов США. Нефтяной договор между штатами был подтвержден Конгрессом, к-рый на основании Нефтяного закона Коннэлли запретил перевозки между штатами нефти, добытой сверх квот, установленных на основании законов штатов о пропорциональном распределении ее добычи. Основой для установления квот в соответствии с этими законами является ежемесячная оценка спроса на сырую нефть, подготавливаемая Бюро по эксплуатации недр Министерства внутренних дел США.

КВОТИРОВАНИЕ

англ. quota – часть, доля) – введение государством на определенное время количественных ограничений объемов ввозимых (импортных) или вывозимых (экспортных) товаров. К. является широко используемым инструментом гос. регулирования внешнеэкономич. деятельности. При введении импортной или экспортной квоты устанавливается предельный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок по импорту или экспорту определ. видов товаров в установл. временныґх пределах во внешнеэкономич. отношениях с определ. странами или иностр. фирмами. К. применяется с целью уравновешивания платежных балансов, в качестве мер, обеспечивающих соблюдение нац. интересов, или ответных мер на дискриминац. действия иностр. гос-в. К. используется также госвом для регулирования спроса и предложения на внутр. рынке или исполнения обязательств, вытекающих из междунар. соглашений. В 90-е гг. К.

Нетарифные ограничения внешней торговли (стр. 3 из 10)

часто применялось и как активный фактор регулирования внешнеэкономич. отношений между группировками разл. стран. Напр., в рамках ЕС (см. Европейский экономический, валютный и политический союз) действует система, устанавливающая контроль над ввозом и вывозом определ. контингентов товаров в определ. временной период (см. Контингентирование). Эта система в отд. периоды охватывала более половины внешнеторг. оборота ЕС. К. экспорта обычно вводится в соответствии с междунар. стабилизац. соглашениями, устанавливающими доли стран-участниц соглашения в экспорте определ. вида товара. Экспортные квоты могут также устанавливаться и при т.н. добровольном ограничении экспорта товаров в определ. страну в отношении пр-тий, нарушивших законодательство о добросовестной конкуренции данной страны-импортера, что является примером ограничит. деловой практики с целью спасения фирм или нац. «чести мундира». К. импорта вводится гос-вом как форма протекционизма – целенаправл. ограждения внутр. рынка от товаров иностр. произва в интересах нац. производителя. В отд. случаях К. используется как элемент давления для достижения более выгодных договоренностей с контрагентом. В рамках устанавливаемых квот импорт или экспорт товаров осуществляется по выдаваемым уполномоченными на то гос. орг-циями лицензиям, копии к-рых прилагаются к тамож. декларациям

При применении нетарифных административных мер государство балансирует товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от излишних поставок импортной продукции, так и от возможностей возникновения дефицита товаров национального производства на внутреннем рынке в случае чрезмерного экспорта национальной продукции.

1. Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

· Квотирование/ Контингентирование

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Квоти­рование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продук­ции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или выво­зу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на им­порт или экспорт ограниченного объема продукции и одновре­менно запрещает нелицензированную торговлю. Два этих понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);

Импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся на:

Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара;

Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингенты) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

· Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:

Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

Генеральная лицензия разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок;

Глобальная лицензия разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

Автоматическая лицензия разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот.

Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

· «Добровольное» ограничение экспорта

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта - добровольные эк­спортные ограничения (ДЭО) , когда не страна-импортер устанав­ливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязатель­ства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее вре­мя заключено несколько десятков подобных соглашений, огра­ничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты.

«Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

Наряду с тарифными методами государства используют нетарифные методы торговой политики, для количественной квалификации которых используются индексы частности, покрытия торговли и воздействия на цены. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включает квотирование, лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта. Квота определяет количество и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту или импорту.

Квота — это государственное ограничение экспорта — импор-та…

Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение между экспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на внеценовой основе. “Добровольное” ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера от использования “добровольных” ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших “добровольные” ограничения на их экспорт.

Слово квота

Слово квота английскими буквами(транслитом) — kvota

Слово квота состоит из 5 букв: а в к о т

Значения слова квота. Что такое квота?

Квота (лат. quota) - норма, доля или часть чего-либо допускаемого в рамках возможных соглашений и договоров. Ограничительные меры называют квотированием.

ru.wikipedia.org

КВОТА (МВФ) (quota, IMF) Доля стран-участниц Международного валютного фонда (МВФ) (International Monetary Fund, IMF) в общем капитале этой организации.

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 1999

Квота импортная

Квота импортная - форма государственного регулирования внешней торговли, предполагающая установление количественных ограничений на ввоз в страну определенных товаров (например, определенное число автомобилей в течение года).

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — СПб: РНБ, 2011

Квота Импортная - а. Метод ограничения ввоза товаров в государство. К.и. может распространяться на отдельный товар, группу товаров, на отдельное государство или группу стран.

Квота В Страховании

Квота в страховании — доля участия страховщика в страховании определенного объекта, страхуемого одновременно несколькими страховщиками в порядке сострахования.

Квота В Страховании - англ. quota in insurance доля участия страховщика объекта или риска, страхуемого одновременно несколькими страховщиками, оформленная единым страховым полисом с указанием в нем доли ответственности каждого из участников или…

Словарь бизнес терминов. — 2001

Золотая квота

Словарь финансовых терминов

Золотая квота — четвертая часть взноса страны-члена Международного Валютного Фонда в совокупный капитал Фонда, оплата которой до 1978 г. производилась золотом.

ЗОЛОТАЯ КВОТА - в Международном валютном фонде (МВФ): часть взноса страны — члена МВФ, которая оплачивалась золотом.

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 1999

Тарифная квота

Тарифная квота Тарифная квота — квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере.

Словарь финансовых терминов

Словарь финансовых терминов

Тарифная квота — квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок пошлин.

Импортная квота

ИМПОРТНАЯ КВОТА - ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости (ст. 2 Закона № 63-ФЗ). Годовой объем импортной квоты в качестве специальной защитной меры не должен быть меньше среднегодового объема импорта данного товара в…

Энциклопедия налогообложения. — 2003

ИМПОРТНАЯ КВОТА (import quota) Количественное ограничение импорта какого-либо вида товара. Квота может быть установлена в единицах стоимости или физического объема. Установленная в единицах физического объема…

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 1999

Импортная квота — экономический показатель, характеризующий значимость импорта для национального хозяйства, для отдельных отраслей и производства, по различным видам продукции.

Словарь финансовых терминов

Экспортная квота

ЭКСПОРТНАЯ КВОТА ЭКСПОРТНАЯ КВОТА — количественный показатель, характеризующий значи- мость экспорта для народного хозяйства, отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции.

Словарь финансовых терминов

Экспортная квота — установленный объем производства и поставок на экспорт определенных товаров. Экспортные квоты вводятся в странах, экономика которых зависит от экспорта конкретных видов сырья, как средство стабилизации цен.

Словарь финансовых терминов

Экспортная квота — экономический показатель, характеризующий значимость экспорта для национального хозяйства, для отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции.

Избирательная квота

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА. 1) Количество мандатов (мест) в представительном органе, которое выделяется какой-либо национальной или социальной группе населения, субъекту федерации, другой территории, имеющей специфические особенности, и т. д.

Энциклопедический словарь конституционного права. — 2011

Избирательная квота Избирательная квота — наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота может определяться для каждого избирательного округа в отдельности или для всей страны в целом.

Словарь финансовых терминов

Избирательная квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе.

Большой юридический словарь. — М., 2009

Индивидуальная квота

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КВОТА - квота, ограничивающая размер поставки какого-либо товара из одной страны в другую; устанавливается либо на основе глобальной квоты…

Индивидуальная квота Индивидуальная квота — квота, ограничивающая размер поставки какого-либо товара из одной страны в другую.

Нетарифное регулирование внешней торговли

Различают: — пропорциональные индивидуальные квоты, устанавливаемые на основе глобальной квоты…

Словарь финансовых терминов

Индивидуальная квота — квота, ограничивающая размер поставки какого-либо товара из одной страны в другую. Различают: — пропорциональные индивидуальные квоты, устанавливаемые на основе глобальной квоты…

Словарь финансовых терминов

Гендерные квоты

gender.academic.ru

Гендерные квоты — узаконенный уровень представительства женщин и мужчин в органах власти. В основе квот лежит современная концепция равенства женщин и мужчин. В общем, квоты для женщин означают смену одной концепции равенства на другую…

Гендерный глоссарий

Русский язык

Морфемно-орфографический словарь. - 2002

Примеры употребления слова квота

Ранее существовала квота на работу для 21 тысячи работников из Болгарии и Румынии.

По его словам, по просьбе правительства Москвы, эта квота была упразднена министерством труда.

Аналитики, опрошенные агентством, также ожидают, что квота не изменится.

Раньше при выявлении таких случаев полученная квота перераспределялась, теперь же ее сокращают.

При этом, напомним, квота УЕФА, выделенная поклонникам дортмундского клуба, около 25 тысяч билетов.

Туда едет очень много россиян, а на страну есть определённая квота.

У нас есть стандартная квота на VIP пропуска, на Гран При Монако мы запрашиваем еще 30 пропусков дополнительно.

Система распределения рыболовных квот в России не раз становилась предметом дискуссий и судебных разбирательств. В этом году дело может дойти до международного скандала с так называемой «марокканской квотой». Причина - очередная попытка Федерального агентства по рыболовству (ФАР, Росрыболовство) обойти требования российского закона о распределении квот в марокканских водах. И в этот раз история будет иметь не самые приятные последствия, поскольку бьет по самому больному - экономике и престижу страны.

Особый улов

Сотрудничество в рыболовстве с Королевством Марокко исторически развивалось с 1978 года, когда было подписано советско-марокканское соглашение. С тех пор стороны ежегодно согласовывают промысел пелагических видов рыб российскими рыболовными судами. Порядок распределения квот на промысел основан на «историческом принципе» и определен российским законодательством, которое охраняет интересы государства и его представителей в бизнес-сфере.

Однако уже на протяжении трех лет Росрыболовство разными способами пытается обойти закон в части распределения прав вылова в марокканских водах, доказывая в судах, что в отношении этого региона должен применяться некий специальный порядок.

Свой подход ведомство аргументировало тем, что промысел в экономической зоне королевства имеет специфику, не позволяющую применять общий порядок, установленный законом о рыболовстве и существующими правилами, утвержденными правительством России. При этом Росрыболовство не приводит какого-либо обоснования изложенной позиции нормами российского или международного законодательства.

Впервые «особый» подход был применен в 2013 году, после подписания соглашения между правительствами РФ и Королевством Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства. В нем Марокко предоставило России квоту на вылов 100 тысяч тонн рыбы (сардины, сардинеллы, скумбрии, ставриды и анчоусов) у своего побережья. При этом количество российских судов, допущенных к промыслу в атлантической рыболовной зоне королевства, было ограничено 10 единицами.

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Решение вопроса распределения квот на работу в марокканских водах Росрыболовство тогда делегировало Ассоциации отечественных рыбопромышленников, ведущих промысел в зонах стран западного побережья Африки (АОРЗПА). Свое решение ведомство как раз объяснило «особым» порядком.

Распределение квоты на добычу рыбы среди членов АОРЗПА вскоре стало причиной судебного разбирательства. Выяснилось, что большая часть квот досталась «Еврофиш» и «Альянс Марин», а крупные добытчики, осуществлявшие лов в марокканских водах в течение многих лет, остались «за бортом». Так, одна из крупнейших рыболовецких компаний страны - Мурманский траловый флот (МТФ) - получила вдвое меньшую квоту, чем рассчитывала. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала подобный шаг незаконным, а заместитель руководителя ФАС Александр Кинев прямо назвал данный случай примером картельного сговора.

В 2014 году распределение «марокканских квот» вновь не обошлось без скандала. На этот раз определить размер квот путем публичной оферты агентство поручило подконтрольному ФГУП «Нацрыбресурс». Единственным условием для заключения договоров с этим предприятием стало внесение десятью первыми претендентами оплаты в размере 555,7 тысячи долларов за судно на расчетный счет ФГУПа. Таким образом «Нацрыбресурс» якобы обеспечил беспристрастность конкурса.

Примечательно, что сообщение о планирующемся размещении оферты появилось на сайте ведомства 10 июля, а уже днем позже в 15:00 ФГУП опубликовал на своей страничке и саму оферту с платежными реквизитами для перечисления платы. В тот же день оферта была проведена. Победителями ее стали знакомые компании - холдинг «Еврофиш», выкупивший квоту для семи траулеров, а также группа «Альянс Марин», получившая право на лов для трех судов.

Как выяснилось позже, оплату они внесли практически сразу же после выхода сообщения, с 15 до 16 часов. Все остальные желающие участвовать в конкурсе (помимо МТФ исторически на марокканские квоты претендовало другое крупное предприятие - «Вестрыбфлот») и на этот раз оказались не у дел. В итоге ФАС еще раз предписало Росрыболовству прекратить действия, которые ведут к ограничению конкуренции и несправедливому порядку распределения квот. Агентство попыталось оспорить действия антимонопольного ведомства в суде, однако первая и апелляционная инстанции поддержали доводы ФАС.

На днях антимонопольщики возбудили дело в отношении должностного лица Росрыболовстве за невыполнение в установленный срок предписания. Пока же шли все эти разбирательства, путина прошла и реализовать свое законное право рыбодобытчики в прошлом году не успели.

И вновь продолжается суд

В этом году участники рынка вновь ждали конкурса, что называется, затаив дыхание. С 18 по 20 мая 2015 года в Москве прошла третья сессия российско-марокканской смешанной комиссии по рыболовству, созданной для исполнения подписанного в 2013 году межправительственного соглашения. 26 мая Росрыболовство опубликовало информационное сообщение, устанавливающее порядок участия владельцев российских судов в конкурсе на выделение квот. Согласно этому документу, все полученные заявки должны были поступить в министерство сельского хозяйства и морского рыболовства Марокко (через представительство Росрыболовства в Королевстве). Предварительный отбор заявок ФАР не предполагается.

Таким образом Росрыболовство фактически отказалось от выполнения своей государственной функции по распределению квоты, возлагая ее на иностранное государство, что ведет к нарушению государственного суверенитета России. Рынок зашумел: новые правила не просто противоречили нормам российского национального законодательства, а создали беспрецедентную ситуацию.

8 июня арбитражный суд города Москвы вынес заключение о принятии обеспечительных мер и запретил ФАР направлять заявки и документы российских юрлиц и частных предпринимателей на ведение промысла в пределах промысловых районов, установленных межправительственным соглашением от 2013 года.

К слову, самим марокканцам не так важно, кто будет заниматься выловом, для них важнее в срок получить компенсационные платежи, которые выплачивает российская сторона, и список судов. Печальный след оставила история с российской компанией «Севнаучфлот», которая, не расплатившись за выловленную рыбу, покинула зону Марокко. Чтобы не повторилось подобного, подданные марокканского короля требуют от Российской Федерации гарантий по обеспечению установленных правил доступа к своим ресурсам. И не более того.

Между тем частое изменение правил игры в распределении квот сводит на нет всю деятельность российских рыбопромышленников, которые не в состоянии строить долгосрочные планы, не зная, что ожидает их в будущем. Неслучайно отечественная рыбодобывающая отрасль в последнее время стагнирует: согласно данным того же Федерального агентства по рыболовству, по итогам 2014 года впервые за пять последних лет объемы добычи рыбы оказался ниже уровня предыдущих лет.

И проблему уже понимают в чиновничьих кабинетах. «Последние годы мы не занимаемся ни совершенствованием орудий лова, ни открытием новых районов промысла, ни разработкой новой продукции. Мы все собираемся и делим квоты. Похоже, других проблем в отрасли нет», - заявил в конце прошлого года председатель общественного совета при Росрыболовстве Александр Родин.

Тем временем история со срывом промысла российских судов у западного побережья Африки может закончиться полным прекращением промысла в марокканской подзоне. Не говоря уже о звучавших ранее заявлениях о расширении марокканской квоты. И кто бы ни нес ответственность за конкретные действия в Росрыболовстве, к России теперь будут относиться с оглядкой на эту историю.

Существуют экспортные и импортные внешнеторговые квоты

Замену же нам найти легко - к королевским чиновникам уже выстроилась очередь из европейских и китайских рыбаков, желающих заняться добычей в марокканских водах.

error: