Что за праздник Сретение Господне: история, традиции, приметы. Что за праздник сретение господне и как его правильно отмечать

Среди православных праздников можно встретить праздник Сретения. И у некоторых сразу может возникнуть вопрос о том, а что такое Сретение. Какие события породили его? Сретение Господне — один из самых почитаемых Двунадесятых христианских праздников. Почитаются события, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Пресвятой Девы Богородицы. Праздник Сретение — непереходящий, и его принято отмечать 15 февраля. Слово «сър?тение» с церковнославянского переводится как «встреча».

День Сретения определил точку времени, когда встретился Ветхий Завет с Новым Заветом — древний мир с миром христианства. Все это произошло благодаря одному человеку, в Евангелии этому отведено особенное место. Однако начнем по порядку. В Евангелии от Луки написано, что Сретение Господне произошло ровно через 40 дней после Христова Рождества.

Существует очень интересный факт, связанный с ответом на вопрос о том, какого числа сретение. В 528 году в Антиохие прошло сильное землетрясение, и много народа погибло. Потом в тех же землях (в 544-м) возникла эпидемия моровой язвы, и люди стали умирать тысячами. В эти дни страшных бедствий одному благочестивому христианину было открыто провидение, чтобы праздник Сретения народ совершал торжественнее. И тогда в этот день были проведены всенощное бдение (общественное богослужение) и крестный ход. И только тогда эти страшные бедствия в христианской Византии прекратились. Тогда Церковь в благодарность Богу установила Сретение Господне праздновать 15 февраля торжественно и благоговейно.

История праздника

В то время у иудеев существовали две традиции, которые были связаны с рождением младенца в семье. Женщине после родов запрещалось приходить в Иерусалимский Храм 40 дней, это если родился мальчик, а если девочка — то и все 80. По истечении срока роженица должна была принести очистительную жертву в Храм. Для жертвы всесожжения и для очищения грехов приносили молодого ягненка и голубка. Бедная семья вместо ягненка приносила в жертву еще одного голубка.

Родители новорожденного мальчика на 40-й день должны были прийти с ним в Храм, чтобы совершить таинство посвящения Богу. И это была не простая традиция, а закон Моисеев, установленный в память об освобождении евреев из рабства и исхода из Египта. И вот теперь мы подходим к самому главному Евангельскому событию, которое подробно объяснит, что такое Сретение.

Из Вифлеема в Иерусалим прибыли Мария и Иосиф. На руках у них был Богомладенец. Их семья жила бедно, поэтому они принесли в жертву двух голубков. Пречистая Богородица, несмотря на то что родился Иисус в результате непорочного зачатия, все равно принесла положенную жертву с кротостью, смирением и большим уважением к иудейским законам.

Теперь, когда обряд был совершен и Святое Семейство собиралось выйти из Храма, тут к ним приблизился старец по имени Симеон. Это был великий праведник. Взяв Богомладенца в руки, он с огромной радостью воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое…»

Симеон

На момент встречи с Младенцем Христом старцу Симеону насчитывалось более 300 лет. Это был очень почитаемый и уважаемый человек, один из 72 ученых, которым было поручено перевести Евангелие с еврейского на греческий язык. В этот субботний день он оказался в этом Храме совсем не случайно, ведь именно Святой Дух привел его сюда.

Когда-то очень давно Симеон занялся переводом книги пророка Исаии, он сильно удивился, прочитав там такие непонятные для его разума слова: «Се Дева во чреве примет и родит Сына». Тогда он про себя подумал, что не может девственница родить, и хотел изменить слово «Дева» на «Жено». Как вдруг явился Ангел с Небес и запретил делать это, а также сказал ему, что пока тот не увидит своими глазами Господа Иисуса — не умрет, и что истинно пророчество.

«Ныне отпущаеши»

С того момента он долго ждал этой минуты, и наконец-то исполнилось пророчество Ангела — Симеон увидел Младенца, которого родила Пренепорочная Дева. Теперь он мог спокойно почить с миром. Церковь же назвала Симеона Богоприимцем, и он прославился как святой.

Уже потом Епископ Феофан Затворник написал, что с момента Сретения Ветхий Завет уступает место христианству. Теперь же эта евангельская история каждый день упоминается в христианском богослужении — «Песнь Симеона Богоприимца», или по-другому — «Ныне отпущаеши».

Предсказания Симеона

Симеон, взяв в руки свои Младенца Пречистой Девы, сказал ей: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».

Что он имел ввиду? Оказывается, споры в народе обозначают преследования, уготованные Ее сыну, открытие помышлений — Суд Божий, оружие, которое пронзит Ее сердце — пророчество о Распятии Иисуса Христа, ведь смерть он принял от гвоздей и копья, страшной болью прошедших через сердце матери.

Икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» стала яркой иллюстрацией пророчества Симеона. Иконописцы изобразили Божью матерь, стоящей на облаке с воткнутыми в сердце семью мечами.

Пророчица Анна

Еще одно важное событие произошло в этот день, и еще одна встреча случилась. К Богородице подошла 84-летняя старица Анна-пророчица, так называли ее горожане. Она работала и жила при храме и была благочестивой, так как находилась в постоянном посте и молитве. Анна поклонилась Младенцу Христу, вышла из Храма и стала рассказывать всем горожанам Великую новость о том, что в мир пришел Мессия. А тем временем Иосиф и Мария с Младенцем, исполнив все, что положено было по закону Моисея, вернулись в Назарет.

Теперь понятно, что такое Сретение? Ведь Сретение — это встреча со Спасителем. Имена старца Симеона и Анны-пророчицы вписаны в Священное Писание, они дали нам пример, так как с чистым и открытым сердцем приняли Господа. После встречи с Богомладенцем Иисусом Симеон отошел к праотцам.

Праздник Сретения

Сретение Господне — древний праздник во христианстве. В IV-V веках народом произносились первые сретенские проповеди, взять, например, святителей Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Григория Нисского.

Некоторых интересует вопрос о том, какого числа Сретение. В церковном календаре неизменное место занимает праздник Сретения, который всегда отмечается 15 февраля. Но если же дата Сретения Господня попадает на понедельник первой седмицы в Великий пост, что тоже может быть, то праздничное богослужение переносится на 14 февраля.

Отвечая на вопрос о том, что такое Сретение, в первую очередь надо сказать, что это праздник, посвященный Господу Иисусу. В первые века это был день чествования Богородицы. Поэтому тот, кто назовет этот праздник Богородичным, отчасти тоже будет прав. Ведь и по строю богослужения в этот день обращения в молитвах и песнопениях к Богородице занимают центральное положение. Такая двойственность праздника Сретения оказала влияние и на цвет одежд, в которые облачаются священнослужители на службе. Белый цвет стал символом Божественного света, голубой — непорочность и чистота Богоматери.

Свечи. Сретение

Традиция в праздник Сретения святить церковные свечи пришла в православие от католиков. В 1646 году Киевский митрополит Петр Могила очень подробно описал этот католический чин в своем требнике, когда устраивался крестный ход, представляющий собой шествие с факелами. Таким образом Римская Церковь отвлекала свою паству от языческих традиций, связанных поклонением огню.

В Православной Церкви к сретенским свечам относились по-особенному трепетно и благоговейно. Эти свечи хранились весь год и использовались во время домашней молитвы.

Традиция празднования Сретения

В итоге традиция праздновать христианское Православное Сретение перемешалась с языческими обрядами. Со встречей Симеона со Святым Семейством нашлась еще одна календарная аналогия. День Сретения стал праздником встречи зимы с весной. Люди отмечают на Сретение приметы разного рода. Например, существуют различные поговорки типа: «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотили», «на Сретение зима с весною встречается» и т. д. Первые оттепели или морозы имели название Сретенские. На Сретение приметы подсказывают, скоро ли наступит тепло или еще долго будет холодно.

Отметив народными гуляниями праздник Сретения, крестьяне начинали готовиться к весне. Скотину отправляли из хлева в загон, семена подготавливали к посеву, занимались побелкой деревьев и т. д.

Интересно то, что в США и Канаде праздник Сретение отмечается 2 февраля и приурочен к нему еще один известный праздник — День сурка.

А вот в Читинской области есть город Сретенск, названный в честь этого Великого праздника.

В некоторых других странах в этот день празднуют День православной молодежи, утвержденный в 1992 году главами поместных Православных церквей. Эта идея принадлежит Всемирному Православному Движению молодежи «Синдесмосу».

Сюжеты икон

Икона Сретение иллюстрирует сюжет повествования от евангелиста Луки, где Благочестивая Дева Мария отдает в руки своего младенца Иисуса старцу Симеону. За спиной Матери Божьей стоит Иосиф Обручник, который несет клетку с двумя голубями. А позади Симеона изображена Анна-пророчица.

Один из самых древнейших образов можно найти в мозаике собора Санта-Мария Маджоре города Рима, которая была создана в начале V века. На ней можно рассмотреть, как Святая Дева Мария с Богомладенцем на руках направляется к святому Симеону, и в это время ее сопровождают ангелы.

Православное Сретение на Руси было изображено на двух фресках XII века. Первая находится в Кирилловской церкви города Киева. Вторая икона Сретение — в Новгороде, в церкви Спаса на Нердице. Довольно необычное изображение Сретения на иконах есть в средневековом грузинском искусстве, там вместо алтаря изображается символ жертвы Господу — горящая свеча.

Икона Благодатной Марии «Умягчение злых сердец» (по-другому она имеет название «Симеоново проречение», «Семистрельная») связана с событиями Сретения. У этой иконы острые стрелы пронзают сердце стоящей на облаке Богородицы, по три стрелы с одной и другой стороны и одна снизу. Но есть икона, где Божью Матерь пронизывает кинжал, а не стрелы.

Эти иконы символизирует пророчество святого старца Симеона Богоприимца, которое он сделал после встречи с Богоматерью и ее Младенцем.

Верующие люди всегда обращаются к этим иконам с молитвой. При смягчении сердца облегчаются не только их телесные, но и душевные страдания. Им известно, что если молиться перед образом Богородицы за своих врагов, то постепенно начнет гаснуть враждебное чувство и исчезнет злость, уступив место милосердию и доброте.

Православный праздник Сретение Господне в народной традиции символизирует не только встречу Христа с праведником Симеоном, но и встречу зимы с весной. Это неудивительно, ведь старославянское слово «сретение» означает «встреча». сайт рассказывает об истории этого древнего солнечного праздника, а также его основных приметах и интересных христианских традициях.

Что такое Сретение и когда его празднуют

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Православные христиане отмечают праздник ежегодно 15 февраля. В православии Сретение относится к посвященным Христу двенадцати (двунадесятым) важнейшим праздникам и всегда отмечается в один и тот же день.

Филипп де Шампань. Принесение во храм

Смысл библейской легенды

Сретение Господне связано с библейской легендой, описанной в Евангелии от Луки. Согласно преданию, в этот день - сороковой после рождения Иисуса - Дева Мария принесла в храм младенца, чтобы совершить совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Как того требовал ветхозаветный закон, женщине, родившей мальчика, нельзя было переступать порог храма 40 дней (и 80, если на свет появлялась девочка). Также в церковь нужно было принести Господу благодарственную очистительную жертву - годовалого ягненка, а во оставление грехов - голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Кроме того, на 40-й день нужно было посетить храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырёхвекового рабства.

И хотя Дева Мария не нуждалась в очищении, поскольку Иисус родился от непорочного зачатия, она переступила порог храма в знак смирения. Навстречу ей вышел старец Семион (по-древнееврейски означает «слышание»). По преданию, старец прожил 360 лет: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).


Фра Бартоломео. Сретение

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Симеон взял на руки младенца и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Кто такая Анна Пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 - 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 - 38).


Франческо Бассано-младший. Сретение Господне

Сретение в традиционном представлении славян

Традиционно Сретение принимается славянами как долгожданная встреча уходящей и ослабевающей зимы с наступающей весной. Уходят холода и тёмные ранние вечера, световой день постепенно увеличивается, а это означает, что весна уже очень близко.

Что можно и что нельзя делать в Сретение

На Руси Сретение как праздник любили за то, что в этот день прежде всего нужно было веселиться и отдыхать, в то время как ссоры, брань и излишне усердная работа были неуместны, так как могли обидеть солнце. На Руси в Сретение принято было гулять на свежем воздухе, угощаться блинами, которые символизируют светило, всячески веселиться и радоваться скорейшему приближению весенней поры. Не зря мы уже неоднократно упомянули солнце - праздник Сретение напрямую связан с обрядами «ублажением небесного светила», которое является самым ярким природным символом весны.

На Сретение нельзя печалиться и скучать, а также не принято выполнять работу. Даже все дела по дому и быту, кроме приготовления пищи, оказывались под запретом. Также не принято было в этот день совершать уборку в доме, подметать и работать на дворе и в огородах. По поверию считалось, что такие действия могут навлечь беды не только на человека, но и на его близких и даже на всю деревню. Кстати, стирка и мытьё тоже оказывались в Сретение под запретом.

Среди запретов в Сретение также брань и ругань - в этот солнечный день она сулит сплошные неприятности.

Сретение Господне входит в число 12 главных церковных праздников, которые посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Сретение Господне не является переходящим праздником и всегда приходится на 15 февраля. В переводе с древнеславянского слово "сретение" означает "встреча".

Праздник установлен в память о встрече, описанной в Евангелии от Луки, которая произошла на 40-й день после Рождества Христова.

СРЕТЕНИЕ
В этот день Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Иисуса Христа. По ветхозаветному закону, женщине, родившей младенца мужского пола, в течение 40 дней было запрещено входить в храм Божий.

После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, но по глубокому смирению она подчинилась предписанию закона.

И когда Богоматерь переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец - по имени Симеон, что на древнееврейском означает "слышание".
В Евангелии от Луки сказано: "Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня".

Симеон, согласно преданию, был одним из 72 книжников, которые по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий. В год, когда Святому исполнилось 360 лет (по некоторым источникам около 300 лет), Святой Дух привел его в Иерусалимский храм.

По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд.

Симеон понял, что пророчество исполнилось и Младенец на руках Марии - тот самый долгожданный Мессия, о котором писали пророки в течение сотен лет, и теперь он мог спокойно умереть.

Богоприимец взял на руки младенца и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля". Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как Святого.

Об этом же свидетельствовала и жившая при Иерусалимском храме престарелая вдова пророчица Анна. Слова, сказанные Симеоном в момент встречи, стали частью православного богослужения.

ИСТОРИЯ
Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников, но несмотря на это до VI века этот праздник отмечался не так торжественно.

Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века, а на Западе - с V века. Тогда Сретение в Иерусалиме не было еще самостоятельным праздником, и называлось "сороковым днем от Богоявления".

В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек.
В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее и внесла в число основных праздников.

Праздник Сретения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. На второй день торжества 16 февраля Церковь празднует память праведного Симеона, которого назвала Богоприимцем, и Анны пророчицы - Святых, чей личный духовный подвиг, как известно, оказался непосредственно связан с событиями Сретения.

СУТЬ
Священнослужители поясняют, что суть праздника - в долгожданной и спасительной встрече, в этот день встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека - Ветхим и Новым.

В лице Симеона, одного из лучших людей отходящего времени, Ветхий Завет приветствовал и поклонился Новому Завету, который должен был воплотить в себе Младенец Христос.
Закон Божий, данный еврейскому народу, встречается с новым высшим Законом Божественной любви, принесенным миру Господом нашим Иисусом Христом.

Икона с изображением "Сретение". XII век. Грузинская перегородчатая эмаль
По сути вся жизнь человечества до пришествия Спасителя - долгое и томительное ожидание радости этой встречи, Сретения Господня. И этот долгожданный день настал - человечество в лице Симеона ясно узнало и твердо исповедало, что после многих тысячелетий своего самовольного отлучения от Бога оно наконец-то встретило своего Создателя.
Ведь Симеон держал на своих руках Того, Кто, по Своему таинственному изволению преступив пределы вечности и всемогущества, "умалился" до состояния беспомощного Младенца, держал - Самого Бога.

Этот светлый праздник является равноценным как для Господа нашего Христа, так и для Девы Марии.

ТРАДИЦИИ
В этот день, помимо праздничной литургии в храмах, иногда проводится крестный ход. Люди воздают благодарения небесам, а также забирают свечи из храма себе домой, чтобы зажигать их во время чтения молитв.

По обычаю, в день Сретения Господне освящают церковные свечи. Этот обычай пришел в православную церковь от католиков в 1646 году. В народе верили, что свечи, освященные в Сретение Господне, могут защитить дом от молнии и пожара.

После праздника крестьяне начинали множество "весенних" дел, в том числе выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. Помимо трудов по хозяйству, в деревнях конечно же проводили гулянья.
В народе верили, что 15 февраля встречаются зима с весной, о чем свидетельствуют множество поговорок - "на Сретение зима с весною встретилась", "в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила".

Согласно приметам, если на Сретение Господне стоит холодная погода, то и весна будет холодной. Если ожидается оттепель, то жди теплую весну. Но, как бы то ни было, а Сретение - это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими.

Симеоново проречение
С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которую именуют "Умягчение злых сердец" или "Симеоново проречение".

Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу", которое он изрек после того, как взял на руки Богомладенца и благословил святого Иосифа и Пречистую Деву Марию.

Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копьем, так и душу Пречистой поразит некое "оружие" печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына.

Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких "символических" икон Богородицы. Все прибегающие к ним с молитвою чувствуют, как облегчаются страдания душевные и телесные.
Образ "Умягчение злых сердец" происходит, предположительно, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, или где и когда она явилась, нет.

Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце Которой пронизывают семь мечей - по три справа и слева и один снизу. Выбор образа меча на иконе не случаен, поскольку он связан в человеческом представлении с пролитием крови.

Число "семь" в Священном Писании означает "полноту" чего-либо, в данном случае - полноту всего того горя, "печали и болезни сердечной", которые перенесла Пресвятая Дева в Ее земной жизни.

Празднование этому образу совершается в Неделю Всех Святых (в первое воскресенье после Троицы).

МОЛИТВА
О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сретение Господне - один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православии, он является непереходящим и отмечается 15 февраля (2 февраля по ст.ст.), на 40-й день от Рождества Христова

Значение праздника

«Сретение» в переводе с церковнославянского языка означает встречу и символически указывает на одно из значимых событий в земной жизни Иисуса Христа, описанное в Евангелии от Луки.

На сороковой день после рождения Младенца Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм. Согласно закону Моисееву, женщине, родившей мальчика, не должно было в течение 40 дней ходить в храм Божий, а по прошествии этого срока надлежало матери с младенцем принести Господу благодарственную и очистительную жертву в храме. Не смотря на то, что Дева Мария не нуждалась в очищении, она смирилась и подчинилась предписанию закона.


В то время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон. Он был одним из тех, кто, согласно преданию, занимался переводом Ветхого Завета с иудейского на греческий язык для Александрийской библиотеки. Во время перевода слов пророка Исаии Симеон усомнился в пророчестве о том, что Спаситель родится от Девы. Он даже хотел исправить текст, но откровение, снизошедшее на праведного старца, открыло ему, что он будет жить до тех пор, пока не увидит, как пророчество сбывается.

Приехав в Иерусалим, святой Симеон поселился там и ежедневно посещал храм, ожидая встречи с Младенцем. И вот на 365 году его жизни такая встреча состоялась - в храме появился Спаситель на руках у матери Девы Марии. Тогда святой Симеон взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 - 32).

Деве Марии же он предрек: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Слова «оружие пройдет в душу» толкуются следующим образом: значит, участь Матери Божией подразумевает тяжелые испытания и страдания через Ее Сына.

История становления празднества

Сретение Господне – один из древнейших праздников христианской Церкви, он был известен еще с IV века н.э. на Востоке, а на западе - с V века н.э.

История хранит свидетельства о том, что в этот день в разное время произносили проповеди святители Мефодий Патарский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

До VI века н.э. этот праздник совершался не так торжественно, как это принято сейчас.

В 528 году н.э., во время правления императора Юстиниана, город Антохию («колыбель христианского богословия») сотрясло землетрясение, в результате которого погибло много людей. За этой бедой последовала другая – в 544 году моровая язва унесла жизни тысяч человек. Тогда, согласно преданию, одному из благочестивых христиан открылось, что Сретение Господне нужно праздновать торжественнее. После совершения в день праздника всенощного бдения и крестного хода, бедствия прекратились.

Песнопения, вышедшие из-под пера святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Косма, епископа Маиумского, святителя Германа, архиепископа Солунского и многих других, украсили празднование Сретения Господня и дошли до наших дней.

С праздником Сретения связана икона Пресвятой Богородицы под названием «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение», которая символизирует исполнения пророчества святого Симеона «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). На иконе изображена Богоматерь с 7 воткнутыми в сердце мечами: три справа, три слева и один снизу. Эту икону не следует путать с иконой Богородицы под названием «Семистрельная», хотя образы Божьей Матери на обеих иконах весьма схожи (на иконе «Семистрельной» - три меча с одной и четыре с другой стороны).
Верующие просят перед обеими образами о примирении враждующих и избавления от жестокосердия.

Традиция освящения свечей


В праздник Сретения Господня принято освещать свечи. Это древний чин, который в православной традиции совершается в знак очищения мира Светом Христова Евангелия.

Традиция происходит от древнего обычая устраивать в день Сретения шествие, наподобие крестного хода, с зажженными светильниками.

В молитвах на освящение свечей в праздник Сретения Господня верующие молятся о том, чтобы их души и сердца, просвещенные Святым Духом, избегали греха («слепоты»). А зажженная свеча символизирует огонек Благодати Божией, который нужно хранить на протяжении жизненного пути.

Хранят Сретенские свечи бережно весь год, а возжигают их для домашней молитвы.

15 февраля Православная Церковь отмечает Сретение Господне. Этот праздник принадлежит к числу двунадесятых и знаменует особую встречу: благочестивого Симеона с Богомладенцем Христом. Что же на самом деле произошло тогда, на 40-й день после рождения Спасителя? Какой смысл это имеет сегодня?

Ветхозаветная традиция

На 40-й день после рождения Богомладенца Христа Пресвятая Богородица вместе с Иосифом Обручником пришли в Иерусалимский храм. Закон Моисеев предписывал приносить в храм всех первенцев — первых сыновей — для посвящения их Богу. Кроме этого, в знак благодарности Господу родители жертвовали двух голубей.

Почему именно на 40-й? Эта традиция берет начало с ветхозаветных времен. Столько, согласно книге Левит, длился период очищения для женщины, родившей ребенка мужского пола.

Сретение Господа Иисуса Христа с Симеоном Богоприимцем

В Иерусалимском храме Богомладенца встретил некий Симеон, в Евангелии названный мужем праведным и благочестивым. Христианская традиция нарекла его Богоприимцем.

Симеон взял на руки маленького Иисуса и произнес слова, прозвучавшие как пророчество:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля

То есть он точно знал, с Кем только что встретился: Симеон Богоприимец назвал маленького Иисуса Владыкой. Но что означала речь старца?

Ждал встречи с Богом… 300 лет

Священное Предание свидетельствует, что Симеон принадлежал к числу 72 толковников, приглашенных египетским царем Птолемеем II для перевода Писания на греческий язык. Однажды, работая над книгой пророка Исайи, он решил немного отредактировать текст. Как такое может быть — «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» — усомнился Симеон. Наверняка «жена»!

Но только он решил исправить эту «ошибку», Ангел остановил его. Посланник Божий сказал, что Симеон не умрет до тех пор, пока не увидит рожденного от Девы.

Согласно Преданию, старцу пришлось не один век ждать Сретения Господнего. Он прожил 360 лет. И вот, наконец, ведомый Духом Святым, Симеон пришел в Иерусалимский храм, чтобы встретить Того, кого так давно жаждал увидеть.

Феофан Затворник так написал об этой встрече:

В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству

Пророчества Симеона и Анны

Готовыми воспринять речь и пророчество Симеона Богоприимца оказались не только Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник. Евангельский сюжет упоминает еще и некую престарелую вдову Анну Пророчицу. Значительную часть своей жизни она провела в Иерусалимском храме, пребывая в непрестанном посте и молитве.

За такие духовные труды Бог и открыл ей большую тайну — что это за Младенец. Из евангельского чтения в праздник Сретения Господнего мы узнаем, что пророчица Анна «славила Господа и говорила о Нем».

Но вернемся к Симеону. Он не только обратился к маленькому Иисусу. Не только сказал, что в мир пришел Спаситель, свет, просвещающий язычников, и слава для израильского народа. Симеон Богоприимец также заговорил с Девой Марией. Старец указал, какой путь ждет Иисуса:

Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий

Одни будут слушать и принимать Его, а другие — ненавидеть и желать смерти. Не принявшие Христа — падут, а последовавшие за Ним — восстанут, то есть спасутся.

Падение и восстание многих также можно понимать как разрушение телесных страстей и восстание человека для вечной жизни, избавление его от следствий первородного греха.

Пресвятой Богородице тоже придется нелегко. Ей, по словам Симеона, «оружие пройдет душу». Через 33 года это и свершилось, когда Мария стояла и смотрела на крестную смерть Сына. Ее сердце словно пронзил острый меч.

На иконе праздника обычно изображают пять фигур. По центру — Богомладенец, Богородица и на возвышении — Симеон Богоприимец. В некоторых сюжетах Дева Мария передает Сына старцу, но чаще Симеон уже держит маленького Иисуса на руках. Голова его склонилась над Младенцем, словно старец произносит перед Ним свою молитву-пророчество.

По левому краю изображают Иосифа Обручника с двумя голубями в руках, а по правому — пророчицу Анну. Благочестивая вдова выглядит по-разному. Иногда она просто стоит за спиной Симеона, на других же иконах ее взор обращен к небу.

Но в некоторых сюжетах Сретения Господнего пророчица Анна держит в руках свиток с надписью: Сей Младенец сотворил небо и землю, что указывает на сочетание во Христе человеческой и божественной природы.

Смысл праздника и традиция освящения свечей

Церковь всегда с особым пиететом относилась к евангельскому повествованию о встрече Богомладенца со старцем Симеоном. Но как самостоятельный праздник в церковном календаре Сретение Господне впервые стали отмечать в Риме в конце V века. В те времена были распространены массовые шествия со свечами, до сих пор сохранившиеся в католицизме. Символически они связаны со словами старца Симеона: …Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников...

В первой половине VI века праздник Сретения Господнего стали отмечать и в Византии, откуда он пришел на Русь. В православии шествия со светильниками не получили распространения, зато со временем появилась традиция освящения свечей. Его чин был введен киевским митрополитом Петром Могилой в 1646 году и вошел в составленный им «Требник».

В молитве из чина освящения заложен тот же смысл, что и в словах Симеона о просвещении:

Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир: излей благословение Твое на свещы сия, и освяти я светом благодати Твоея

К сожалению, современному человеку свойственно подменять смысл праздника традициями и «красивыми» обрядами. Поэтому важно понимать, что суть Сретения Господнего не в красной строке из церковного календаря и тем более не в освящении свечей. Смысл праздника даже выходит за пределы евангельского повествования о встрече старца Симеона с Богомладенцем.

Для каждого отдельного человека сущность Сретения выражается в вопросе: «А состоялась ли моя встреча с Богом?» Одним уже посчастливилось пережить этот опыт, а другим нужно еще ждать и ждать. Но пример 360-летней жизни Симеона Богоприимца показывает, что в этом ожидании заложен сокровенный смысл.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

error: