Что такое мимика? Значение слова. Психология жестов - наука о чтении мыслей и чувств

Дарина Катаева

У кого не возникало желания понять, о чем думает его собеседник? Обманывает ли он вас? Как он, в действительности, относится к вашему мнению? Как же хочется найти ответы на эти вопросы, ведь тогда мы заранее бы знали, стоит ли доверять этому человеку и что от него можно ожидать. Однако такая удивительная возможность есть у каждого, если знать секреты микромимики. С помощью нее вы поймете, как научиться читать мысли людей по лицу!

Секреты микромимики лица

Разные выражения лица у девушки

Чтобы научиться читать мысли людей по лицу, нужно понять, как связаны мимика человека и его сознание. Микромимика – это эмоциональная реакция человека, которая находит свое проявление в малейших движениях нашего лица. Изучением этой взаимосвязи занимается невербальная психология. Согласно ее теории, есть общение вербальное, то есть реальное, а есть невербальное – без задействования языка, но с помощью мимики, жестов и интонации голоса.

Мысли человека и его мимика неразрывно связаны, более того, сокращение мышц лица происходит как произвольно, так и непроизвольно, поэтому иногда мы не в состоянии в полной мере владеть своими эмоциями, которые ясно видны на лице. От хороших знаний и практики зависит ваше умение читать мысли и чувства собеседника и эффективность вашего общения. Особенно внимательным стоит быть, когда мимика не соответствует словам человека, ведь это уже указывает на малейшее проявление лжи.

Нет ничего сверхъестественного или экстрасенсорного в понимании мыслей человека. Мышцы вокруг глаз, щеки, морщинки возле носа, губы – это подсказки, через которые можно понять истинное отношение другого человека к происходящим событиям. С помощью таких мимических подсказок распознаем 7 основных типов эмоций.

Счастье

Человек, испытывающий радость и удовлетворение, не будет скрывать свои чувства. Язык мимики указывает на его ощущения. Уголки рта приподнимаются, носогубные складки тянутся к щекам, а образуются морщинки. Распознать эту эмоцию человека просто, однако иногда возникают сомнения, если у человека , но при этом глаза говорят о противоположном.

Удивление

Искреннее удивление выражается в непроизвольном поднятии бровей, расширению глаз и открыванию рта, губы при этом образуют овал. Удивление – эмоция, подделать которую проще всего. Однако есть секреты, с помощью которых вы поймете, насколько новая и поразительная мысль, произнесенная вами. Обратите внимание на морщины на лбу и на появление блеска вокруг зрачка глаз. Они и указывают на искренность собеседника.

Злость

Одна из самых неприятных эмоций, которую людям труднее всего скрыть. Главные показатели злости — складки между бровями, широкие ноздри, поднятые крайние уголки бровей, сужение и напряжение глаз. Особое внимание обратите на рот: он или плотно закрыт, будто скован, или открыт, но губы в форме квадрата, а челюсть выдвинута вперед.

Отвращение

Если собеседнику или сама ситуация, об этом будут свидетельствовать его суженные глаза, приподнятые щеки, раздутые ноздри и сморщенный нос. Верхняя губа непроизвольно поднимется вверх, будто закрутится. Брови при отвращении опускаются вниз.

Страх

О проявлении даже малейшего страха свидетельствуют брови, которые приподняты, но при этом не изгибаются. Они скорее в горизонтальном положении. Глаза открываются шире обычного, но в них отсутствует блеск, в отличие от удивления. Дополнительные подсказки о наличии страха – это расширенные ноздри и приоткрытый рот.

Грусть

Когда человек расстроен, его брови остаются в плоском положении, но при этом опускаются вниз вместе с кожей над глазами. Губы сжаты, уголки рта опускаются вниз, нижняя губа выдвигается вперед и надувается.

Презрение

На презрение указывает или пристальный взгляд, или сверху вниз. Рот и губы в прежнем положении, они скованны, но при этом появляется полуулыбка. Брови, глаза и морщины не меняют положения.

Как распознать ложь по мимике?

Ученые доказали, что в мозге существуют две нейронные связи, которые отвечают за микромимику. Когда , эти связи начинают «бороться», в следствие чего появляется разночтение эмоций. Особую роль в выявлении обмана играет связь жестов и мимики.

  • Взгляд в сторону . Отвод глаз говорит об отсутствии интереса человека к событиям вокруг него или о желании скрыть информацию. Иногда появляется противоположная реакция – пристальный взгляд в глаза. Такая реакция возникает, когда человек знает, что при обмане отводить глаза в сторону не рекомендуется.
  • Нервное покусывание губ . Такое движение свидетельствует о беспокойстве собеседника или о желании соврать
  • Частое моргание . Данная реакция – следствие неожиданного вопроса или стрессовой ситуации, из которой один выход – выкрутиться и соврать.
  • Мгновенные касания носа . Ученые говорят, что во время лжи нос начинает чесаться, поэтому обманщик резким движением его протирает.

Как применять знания о микромимике?

Учитывая, что каждая эмоция по-разному проявляется, запомнить все особенности не так просто. Большую роль играет практика и терпение. Запомните выражения одной эмоции, и ищите ее проявления в глазах своего собеседника. Чтобы постичь эту науку можно даже потренироваться на близком друге или любимом человеке. Наблюдая за ним, делайте вывод, а потом поинтересуйтесь, были ли вы правы в своих суждениях.

Если вы хотите понять мысли человека, начните с элементарного: смотрите ему в глаза! Именно эта часть нашего лица является зеркалом души. Подделать блеск в глазах практически невозможно, поэтому они свидетельствуют об отношении человека в окружающим его событиям.

Не забывайте о связи , которые проявляет человек. Наличие искренней эмоции проявляется в полной гармонии этих невербальных знаков. Если возникает дисбаланс, это свидетельствует о проявлении лжи.

Возможные ошибки :

  • Мысли о том, что понять эмоции можно любого человека. Есть люди, которые умеют владеть собой и каждым своим движением. Часто это «картежники» или шахматисты, успех которых напрямую зависит от сдержанности и самоконтроля.
  • Обобщение. Не забывайте про менталитет, культуру и национальность человека. Вызвать улыбку у немца трудно, однако это не говорит неискренности, в то время как американцы не могут спокойно реагировать на «каменное выражение» лица.
  • Поспешные выводы только по одной эмоции. Каждый человек индивидуален, поэтому перед выводами рекомендуется узнать человека ближе.
  • Применяется распознавание мыслей человека при общении с малознакомым человеком, с ребенком-подростком, шефом или подчиненными и с противоположным полом. В этих ситуациях крайне важно знать, о чем думает собеседник!
29 декабря 2013

Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Как это сделать?

И все-таки он врет! Пытается скрыть волнение, но жесты и мимика всегда выдадут человека. Вон как глаза бегают, пальцы по столу тарабанят. Хотя нет, в следующий момент прямо мне в глаза смотрит. И взгляд искренний такой, открытый, прямо в душу проникает… Верить ему или нет? Может, я вообще неправильно понимаю значение мимики его лица…

Как перестать нервничать при общении с людьми? Научиться бы читать человека как открытую книгу! Чтобы ни тени сомнений не оставалось в том, каковы его истинные намерения, мысли и чувства. Говорят, есть способ точно судить о характере и поведении человека – по его жестам и мимике. Это как читать людей по внешним признакам. У меня пока плохо получается. Может, есть способ стать профессионалом в этом деле?

Как понять человека по мимике и жестам: дорога проб и ошибок

В попытках понять, как читать человека по жестам и мимике, люди создали целую науку – физиогномику. Как было бы удобно проникать в тайники человеческой души через всем заметные и понятные мимику и жесты! И как легко было бы понимать психологию людей. По внешним признакам мы хотим:

    распознать ложную информацию через понимание жестов людей и их значения,

    получить расшифровку черт лица человека,

    научиться по мимике и жестам определять состояние собеседника, определить скрытые эмоции человека в разговоре.

К сожалению, наши попытки определить с помощью жестов и мимики психологию человека и глубинные мотивы его поступков часто терпят крах.

Обладатель высокого лба на поверку оказывается не великим гением, а заносчивым пустозвоном. Тот, кто щурился, глядя на вас с явным недоверием, на самом деле просто забыл дома очки. Коллега, который нервно отстукивает ногой и теребит галстук, не пытается вас «подсидеть», а просто куда-то опаздывает. Вот и читай после этого книги по психологии людей…

Так имеют ли какое-то значение жесты и мимика в психологии? Может, мы просто неверно что-то определяем в языке тела и жестов? Недостаточно тренировались?

Жесты и мимика в психологии человека – вторичные признаки психических свойств

Мимика и жесты действительно имеют значение, они и правда отражают внутреннее состояние человека. Но их расшифровка – вторичный инструмент. Эффективно применять анализ мимики и жестов можно только на базе точного знания об устройстве человеческой психики. Иначе вы постоянно будете теряться в догадках, почему человек сейчас зачесал нос, к примеру? Врет или сомневается, смущается или вспоминает? А может, и правда чешется, и тайный язык жестов и мимики тут вообще ни при чем?

Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает другой подход к тому, как понять психологию людей. Она объясняет, что тело и душа человека действительно неразрывно связаны. Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Разбираясь в психологии человека – поведение, мимику и жесты наблюдают как уточняющие детали. Как это сделать?

Читаем жесты и мимику человека системно

Рассмотрим на простых примерах. Перед нами человек с кожным вектором. Что можно сказать о психологии этого человека и как по поведению и жестам это выражается?

От природы ему заданы такие свойства:

    подвижность и целеустремленность,

    соревновательность и высокая амбициозность,

    устремление к имущественному и социальному превосходству – это природный добытчик.

Его психика гибкая и адаптивная, способна быстро перестраиваться под изменения среды.

Тело человека, его жесты и мимика полностью соответствуют психологии. Тело кожника стройное, подвижное, гибкое. И мужчины, и женщины с кожным вектором буквально «лавируют» в толпе, ни с кем не сталкиваясь. Если кожный человек достаточно реализован в своих свойствах (военный, спортсмен, руководитель среднего звена) – он организован и подтянут, ловок и точен – ни одного лишнего движения. Жесты такого человека и их значение действительно могут сказать о нем много.

Однако человек с такими же свойствами в состоянии стресса или при недостатке социальной реализации выглядит совсем иначе.


По его языку тела и жестам видно, что он буквально «мельтешит»:

    крутится, постукивает пальцами рук по столу,

    качает или стучит ногой,

    попеременно хватается то за одно дело, то за другое, не в силах довести ничего до конца,

    в состоянии раздражения его характерный жест – грозить пальцем.

Можем ли мы по таким жестам и мимике характеризовать психологию этого человека? Определить, способен ли он на деструктивные действия в наш адрес?

Выясняется, что одних внешних признаков недостаточно. Мимика лица имеет значение, но нужна точная системная диагностика, понимание психики изнутри, чтобы точно понять – кто перед нами?

    Вариант 1. Это развитый кожник. Руководитель серьезной фирмы или кадровый военный, инженер или технолог, профессиональный спортсмен. В ситуации сильного стресса он может демонстрировать описанные выше жесты и мимику. Поводом может стать серьезный крах его амбиций (не получил продвижение в карьере, «провалил» соревнование). Однако кожник с таким уровнем развития не станет лгать на каждом шагу или обворовывать вас.

    Вариант 2. Поведение человека, его жесты и мимика внешне выглядят так же. Однако глубокое системное распознание изнутри позволяет увидеть, что перед вами кожник недостаточно развитый. В силу детских психотравм и/или неблагоприятных обстоятельств он не научился реализовывать свои природные свойства в социуме. Тогда вместо «добытчика» он остается неразвитым, просто вором, склонным к покраже в той или иной степени. И лгать такой человек может «не моргнув глазом» – если ему это выгодно.

Поэтому без знания психологии человека только по поведению и жестам – у людей получаются ошибочные суждения.

Жесты и мимика человека с анальным вектором

Совсем другие жесты и мимика прослеживаются в психологии носителей анального вектора. Это от природы люди малоподвижные, усидчивые, скрупулезные. Обладают тщательностью и вниманием к деталям, феноменальной памятью. В потенциале это лучшие учителя, они устремлены передавать опыт и знания. Перфекционисты, люди качества, желающие исправить малейшую ошибку или неточность.

Природа дает им тело, мимику и жесты, идеально соответствующие устремлениям психики. Это коренастые, полноватые люди, предпочитают сидячий образ жизни.

Развитый и реализованный человек с анальным вектором:

    Тщательность в работе и желание исправить ошибку делают его профессионалом.

    Обладает открытым, честным лицом. Его язык мимики и жестов читать не трудно. Это люди, неспособные лгать от природы.

    Прекрасный отец и муж (главная ценность обладателя анального вектора – это семья и дети).

    Благодарный человек, с уважением относится к людям в целом.

Однако, когда носитель анального вектора испытывает сильный стресс или недостаток развития и реализации, мы наблюдаем совсем другую картину:

    способность учить становится стремлением поучать всех и вся,

    тщательность в деталях выражается в том, что человек подмечает и подчеркивает ошибки и несовершенства других, критиканствует,

    честность выражается в том, что он «рубит правду-матку» в лицо, не задумываясь о причинении боли окружающим,

    вместо благодарности человек зациклен на обидах и том, что ему «недодали» чего-либо,

    в языке жестов и мимики такого человека читаются упрек и укоризна: тяжелый взгляд исподлобья, характерный жест – угроза кулаком.

Можно ли узнать по жестам и мимике намерения такого человека? Предсказать его поведение, понять, насколько он опасен для вас? Одни только внешние признаки (мимика и жесты) ничего не дадут. А вот при глубинном, системном распознании человека вы будете точно знать, кто перед вами:

    Вариант 1. Это развитый обладатель анального вектора. Профессионал своего дела, педагог, аналитик или критик, ученый. Его стресс временный и может быть вызван социальными или сексуальными фрустрациями.

    Вариант 2. Перед вами человек, который не получил достаточного развития своих свойств. Тогда он может быть пожизненным критиканом и «гряземазом». Более того: именно анальные мужчины имеют склонность к насильственным преступлениям. Понимание законов психики позволяет распознавать таких людей не по жестам, а по всем их проявлениям с первого взгляда. Ведь психология человека первична, а жесты, мимика и даже поведение – только следствие.

В каждом из векторов человеческой психики (всего их восемь) есть целая палитра состояний, степени развитости и реализации. А внешние проявления этих состояний, кроме мимики и жестов, дают голос, лицо человека, его слова и, конечно, его действия. Чтобы определять все это, не нужно ходить с многотомниками книг по психологии человека и читать их на ходу. Есть способ намного проще.

Мимика и жесты – вторичны

Жесты и мимика в поведении человека – вторичны. Они лишь «внешний фасад» тайников нашей души. Сегодня есть способ любые состояния людей. Для тех, кто освоил это, – нет тайны в том, как читать другого человека и понимать о нем все:

Если вы хотите не только понимать эмоции, язык жестов и мимики человека, но и читать его психику, как открытую книгу, начать можно с Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Человек - это настолько интересное создание, что все проявления его сущности, личности и чувств воспринимаются с интересом. Мимика лица, например, может рассказать о людях немало любопытных подробностей, даже если сами они при этом молчат. Жесты тоже способны выдать чужое состояние. Наблюдая за людьми, можно узнать много интереснейших подробностей, которые помогут разобраться с правдой или ложью, эмоциями, настроением и прочими особенностями окружающих. Психология мимики по-настоящему обширна. Чтобы изучить её полноценно, не хватит одной статьи и даже книги. Тем не менее некоторые правила и подсказки помогут научиться хотя бы элементарным психологическим «трюкам» для использования их в дальнейшем.

Общая информация и определения

Физиогномика - это искусство чтения человека по его внешним признакам, в частности по лицу, его выражению, чертам и мимике. Определить можно как внутренние качества и некоторые психологические данные, так и состояние здоровья. Этот метод нельзя назвать полностью научным, но многие им интересуются очень серьёзно ввиду его некоторой обоснованности.

Мимика - это выражение лица, при котором человек выдаёт свои внутренние ощущения, переживания, и другие душевные качества.

Жесты - это телодвижения, чаще всего рукой/руками, сопровождающие или заменяющие слова индивида, их совершающего.

Поза - положение тела. Человек сидит, стоит или лежит так, как нравится/удобно/комфортно именно ему.

Жесты, позы, мимика - всё это играет важную роль в людских жизнях. Без них не обходится ни один человек, а потому, если научиться их правильно распознавать, то жить станет проще и интереснее. Мимика и жесты в общении используются повсеместно и автоматически, не каждый в состоянии их контролировать. Благодаря этому у более наблюдательных и внимательных личностей появляется возможность изучать людей.

Лицо и мимика

Что лучше всего расскажет о человеке? Разумеется, лицо. Именно оно способно выдать человека с потрохами, когда тот испытывает какие-то эмоции, реагирует на что-то, врёт или говорит правду и т. д. Язык мимики богат и разнообразен. Бывает сложно запомнить абсолютно всё, но элементарные черты искренней радости, например, или разочарования сохранить в памяти можно. А также научиться скрывать собственные чувства.

Несмотря на то, что мимика и жесты человека вплотную взаимосвязаны, рассмотрены они будут отдельно. Итак, поехали.

Реакции

Мимика лица человека проявляется по-разному, и чаще всего её можно узреть в человеческих эмоциях. Последние, в свою очередь, показываются в реакциях. В зависимости от их проявления можно узнать, что испытывает человек от полученной информации. Сложность заключается в том, что одни боятся, другие не хотят, а третьи стесняются демонстрировать собственные эмоции. Из-за этого придётся успеть заметить быструю, непроизвольную реакцию, которая появляется самой первой. Зачастую полностью проконтролировать её почти невозможно, особенно неподготовленному человеку. Поэтому определить собеседника, которые тот уже через секунды, скорей всего, уберёт со своего лица, можно, если действовать быстро и крайне внимательно.

Эмоции

Итак, продолжим. Как уже говорилось чуть выше, мимика в общении проявляется посредством выражения эмоций, исходящих из реакции. Ниже приведены самые яркие и значимые из них, а также способы их выражения:

  • Радость, счастье . Брови и губы расслаблены, уголки последних приподняты с обеих сторон, щёки тоже приподняты, а в уголках глаз небольшие морщинки.
  • Злость, раздражение . Брови напряжены, сведены вместе и опущены, рот плотно закрыт. Зачастую зубы сведены вместе, как и губы, уголки которых при гневе или сильном недовольстве смотрят вниз.
  • Презрение . Ухмылка. Уголок рта с одной стороны приподнят и виден лёгкий прищур в глазах.
  • Удивление. Губы и лицо в целом расслаблены, глаза округлее обычного состояния, брови взметнулись вверх, а рот приоткрыт.
  • Страх. Брови и верхние веки приподняты, а нижние напряжены, как и всё лицо в целом, глаза распахнуты.
  • Печаль, огорчение. Чуть опущенные верхние веки и приподнятые брови, расслабленные губы с уголками, смотрящими вниз, а также пустой, потухший взгляд.
  • Отвращение . Напряжена и приподнята верхняя губа, брови сведены вместе, образуя небольшую складку, и немного опущены, щёки тоже слегка поднимаются вверх, а нос чуть сморщен.

Помимо прочего, разобраться с эмоциями помогут картинки. Мимика на них изображена неплохо, что наглядно демонстрирует внутренние чувства и переживания изображённых людей. Смайлы, к слову, тоже не зря придуманы. Зачастую мимика лица у них неплохая, благодаря чему они и пользуются спросом при попытке передачи эмоций через интернет. Ведь общение здесь в основном происходит буквами, которыми не всегда получается передать ощущения, испытываемые в тот или иной момент.

Состояние человека

Иногда бывает достаточно немного понаблюдать за людьми, чтобы увидеть, какие они есть. Мимика лица сказывается на человеке, причём не только «одноразово», но и на всю жизнь. Чем ярче ваш собеседник проявлял себя, тем больше вы сможете о нём выяснить.

Большой лоб чаще всего имеют умные люди. Это не значит, что их познания велики во всём. Иногда бывает, что человек знает много информации в одной области, но совершенно несведущ в другой. Если у вашего знакомого большой лоб, но никаких признаков особого интеллекта не проявляется, возможно, он ещё просто не нашёл своё дело.

Блестящие глаза и оживлённый взгляд означают увлечённость человека кем-то/чем-то. Обычно такое бывает у любопытных детишек, которым интересно всё на свете. Напротив, если взгляд человека потухший и безразличный, значит, состояние у него подавленное, возможно, близкое к депрессии.

Если при смехе в уголках глаз появляется много морщинок, это означает, что человек добрый, весёлый и жизнерадостный.

Обкусанные губы обозначают, что человек любит подумать и чаще всего нервничает при принятии решения. Иногда люди начинают автоматически так действовать прямо при собеседнике, поскольку не могут что-то решить.

Твёрдый, развитый подбородок (зачастую он квадратный) показывает сильную волю человека. Поскольку люди, когда добиваются своих целей (даже в споре), напрягают нижнюю часть лица, она начинает развиваться. При частых победах подбородок становится сильным и твёрдым, что доказывает умение человека достигать намеченных целей. Исходя из этого, в случае если нижняя часть лица у собеседника мягкая, слабая и неразвитая, можно предположить, что его легко сломить. Он не станет идти до конца, если впереди появится серьёзное препятствие.

Чем больше на лице различных выпуклостей, неровностей, «впадин», «выступов» и т. д. (впалые щёки, выпуклые скулы, например), тем эмоциональнее и вспыльчивее человек. Он запросто способен впасть в и ярко и живо выплеснуть на окружающих свои переживания.

Жестикуляция

И мимика, и жесты в общении дают понять, что и как человек говорит:

  • Открытые ладони означают доверие и открытость. Если человек периодически обнажает перед вами внутреннюю сторону кисти, значит, ему нечего от вас скрывать, и чувствует в вашем обществе он себя неплохо. Если же собеседник постоянно прячет руки в карман, заводит их за спину или совершает другие подобные «скрытные» движения, вероятно, ему не очень-то комфортно. Это может быть как неприязнь к вам, так и вина/стыд за прошлые поступки.
  • Руки, расположенные у щеки, означают задумчивость. Обычно в такие моменты человек усиленно размышляет о чём-то, пытается сообразить, как поступить в данной ситуации и пр.
  • При нервозности или, что вероятнее, неуверенности в себе человек начинает дотрагиваться либо до шеи, либо до находящихся на ней объектов вроде кулона, цепочки и т. д. Помимо этого, он может начать грызть ручку.
  • Кивок головы знаменует согласие. Порой люди бесконтрольно кивают, сообщая тем самым на подсознательном уровне, что чужое мнение им по нраву. Мотание головой, наоборот, означает, что человек с вами не согласен. Так же как и кивок, иногда это происходит автоматически.

Позы

Открытая мимика и жесты в общении - это, конечно, хорошо, но нельзя забывать и про позы человека, которые тот принимает во время разговора:


Как распознать правду и ложь по человеку

Вот почему многих интересуют подробности нашей статьи - все хотят знать, как читать мимику лица человека, как видеть, когда вам нагло врут, а когда говорят чистую правду. Некоторые способы разоблачить лгуна приведены ниже, но помните, что, возможно, врунишка о подобных фокусах уже давно и прекрасно знает, а потому пользуется ими умело и ловко, обманывая окружающих так, что

  1. Когда человек говорит неправду, его зрачки непроизвольно сужаются. Если вы предварительно успели заметить исходное состояние глаз собеседника, то вы поймёте, что он лукавит, после уменьшения зрачков.
  2. Когда человек лжёт, он отводит взгляд. Происходит это из-за того, что подсознательно ему стыдно за неправдивую информацию, которую он говорит.
  3. Когда человек врёт и знает о предыдущем способе, он пристально смотрит в глаза. Чаще всего он настолько «заигрывается», что даже почти не моргает. Это тоже способно выдать лжеца.
  4. Взгляд врущего человека перемещается с одного предмета на другой, не задерживаясь на чём-то одном. Иногда это просто признак нервов, но чаще всего - лжи.
  5. Благодаря сжатию скуловых мышц у врущего человека на лице появляется некое подобие полуулыбки-полуухмылки.
  6. Направление взгляда также скажет, правду или ложь вам приходится слышать от собеседника. Если человек смотрит вправо, вероятнее всего, вам преподносят ложь, если влево - правду. Однако это правило действует при условии, что говорящий правша, в противном случае читать наоборот.

Особенности заграничного языка мимики и жестов

Не везде общаются теми же способами, что и у нас. Разумеется, имеется в виду не человеческий язык, а язык жестов, поз и мимики. Приведённый ниже список с указанием конкретных стран и некорректных действий поможет не попасть в просак при иностранцах.

Азия. Следите за руками и ногами. Первыми нельзя прикасаться к чужой голове и волосам, поскольку для азиатов это самое святое, что есть в человеке. Ноги, в свою очередь, тоже не надо распускать, правда, вообще. Даже случайное прикосновение (к любой части тела) может вызвать панический ужас, а то и злость со стороны азиатов. Всё потому, что, в отличие от головы, ноги считаются самым «низким», что есть в человеческом теле.

Ближний Восток. Поднять вверх большой палец - это всё равно, что послать человека в зад. Дети, правда, показывают этот жест частенько, пытаясь тем самым раздразнить окружающих.

Бразилия. Жест «всё О’кей» (большой палец соединён с указательным, образуя ноль, а остальные пальцы торчат «наружу») здесь имеет примерно тот же смысл, что у нас средний палец.

Венесуэла. Жест «всё О’кей» здесь обозначает гомосексуальную принадлежность.

Италия. Жест «Коза» из рок-музыки обозначает здесь измену и неудачливость. Т. е. если вы покажете кому-нибудь этот знак, вы намекнёте, что считаете его полным лохом, которому изменяет вторая половина. На севере Италии нельзя также прикасаться к подбородку, поскольку это означает, что вы как будто показываете человеку средний палец.

Фиджи. Рукопожатие считается фирменным знаком республики, из-за чего не надо пугаться, если собеседник будет крепко и долго держать вашу руку в своей. Это лишь признак вежливости, и длиться он может действительно немалое количество времени, вплоть до конца разговора.

Франция. Жест «всё О’кей» здесь обозначает гомосексуальную принадлежность, а почёсывание подбородка - тот же самый средний палец.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, какую роль в жизни человека играет мимика лица, а также жесты, позы и прочие физиологические особенности, которые сложно контролировать. Конечно, профессионалы вроде агентов ФСБ или ФБР не проявят себя в щекотливых ситуациях, но если ваше окружение не состоит из настолько "крутых" знакомых, то вы всегда сможете «прочитать» человека и узнать о нём много нового.

Как сделать свое лицо красивым? Как формируется лицо? Что нужно делать, чтобы выглядеть красивым. Эмоции, мимика… Об этом статья…

Кто упражняет свое лицо?

Думаете никто? – Ошибаетесь.

Вот маленькая девочка крутится возле зеркала. Мама её упрекает: «Нельзя так! Перестань красоваться! Так приличные девочки не делают!». И после девочка это делает втихаря. Когда никто не видит.

А, может, уже и не делает никогда, чувствуя запретное.

От чего зависит красота лица? Об этом читайте в статье…

Не знаю, чего боятся родители, запрещая детям изучать своё лицо, тренировать мимику. Может быть, родители боятся, что ребенок научится манипулировать родителями, используя свое лицо? Что ребенок будет их обманывать?

Изображать грусть, при этом не грустить.
Изображать повиновение, при этом не повиноваться.
Может и так?

Впрочем, родители, просто сами так приучены. Их в детстве отучили «кривляться» перед зеркалом. А родителей отучили их родители…

– Так некультурно! Так не положено! Так нельзя!

Даже легенду про Нарцисса придумали, который долго смотрел на свое отражение и стал цветком.

От чего зависит красота лица?

Пишу на ноутбуке эту статью, в кафе, попивая любимый кофе с молоком… За соседним столиком о чем-то беседуют три девушки.

Именно наблюдение за ними – и дало идею для статьи.

Вроде бы – красавицы. Но… Нет.

Красивые тела. Осиные талии, подчеркнутая грудь. Видно, занимаются своими телами эти девушки.

Может, йога, танцы, бег, тренажерный зал – не знаю. Плюс, наверное, диеты разные. Видно – над телами они работают, с тараются.

Чудесные волосы, у каждой свой стиль. На лицах – незаметные следы косметики, каждая старалась хорошо выглядеть.

Но уверен – никто из них не занимается над развитием и изменением своего лица.

Одна-две дежурные улыбки (для фотографий) – вот и весь арсенал мимики.

Каждая из них могла бы стать красавицей. Такой девушкой, с которой хотелось бы посидеть в кафе, за чашечкой кофе.

Очароваться… И влюбиться…

А всё для этого есть.

Осталось – поработать над лицом

Над выражением губ, глаз, бровей.

И если бы они поработали над своим лицом, не только с помощью косметики, – были бы красавицами.

Но… Увы…

Как формируются лица?

У тех людей, которые часто бывают недовольны – вырабатываются недовольные лица.

Грустные лица получаются у тех, кто чаще всего грустит. Закрытые лица, без эмоций – у осторожных, недоверчивых людей. А веселые лица появляются у жизнерадостных людей.

Важно постоянно следить за своим выражением лица.

Всегда. Или как можно чаще.

И не допускать недовольство, разочарование, грусть. Даже в самых обычных ситуациях.

Когда мы пьем чай в кафе, например.

А если и допускать, то чтобы и в этом случае лицо оставалось красивым.

(Ну, пусть некрасивым – как хотите!)

Важно заранее изучить свое лицо как мы разговариваем, как мы радуемся, удивляемся, восхищаемся.

Это мы так обиделись?
Это мы так показываем недовольство?

А как мы обижаемся? Как выражаем недовольство?

А если какая-то эмоция нам не нравится – ее можно изменить, развить, натренировать.

В этом месте я часто слышу критику. Что, мол, это – нечестно, неестественно, не правильно. Что, мол, кому дано – тем дано, а если не дано – значит, не дано! Нельзя этому учиться!

Обычно, я не настаиваю и не спорю.

Да, кому-то повезло больше, а кому-то меньше.

Я знаю красавиц, которые втайне от всех проводят часы перед зеркалом, изучая себя, свое лицо.

Экспериментируя. Пробуя новые эмоции. Очаровывая себя. Разговаривая с собой, представляя собеседников и их лица.

Но никто в этом не признается.

Почему? Потому что это – очень интимно. Так же, как и секс с собой. В этом же тоже никто не признается? Верно?

Но если вы увидите богатство эмоций на лице, красивые выражения губ и глаз – скорее всего, это результат тренировок.

Умничка, девочка!

Понятно, что не только лицом нужно заниматься

Тем более, не впадать в крайность, занимаясь только мимикой.

Важно научиться и другим навыкам.

В том числе и ораторским искусством, тренером которого я являюсь.

Лично знаю таких красавиц, которые работают над своим лицом.

Впервые об этом услышал еще в студентчестве, и не поверил собственным ушам.

А потом сам купил себе большое зеркало. – Угадайте, для чего? – И даже прогулял лекцию, остался в общежитии, чтобы никто не видел, как я тренирую свою улыбку.

Потом были жесты. Те, что у меня сейчас.

Развитием мимики занимаются актеры, артисты, фотомодели…

Видели чудесный фильм “Артист”? Если нет – посмотрите обязательно! Рекомендую. Фильм без слов, поэтому все основано на мимике лица, жестах, эмоциях.

Пройдет время…

Думаю, пройдет время, и моя статья станет совсем неактуальной.

Мир девушек, да и парней, будет заниматься тренировкой и развитием своего лица.

А пока, как говорится: “Все в наших руках”

Прямо сейчас идите к зеркалу. Изучите все свои эмоции!

Все! И гнев, и радость, и раздражение – тоже!

А еще очень важно: говорите перед зеркалом! Научитесь удивляться, красиво. Научитесь выражать благодарность. Заинтересованность.

Ведь лицо в движении бывает куда чаще, чем статическое.

Улыбаться уголками глаз. Улыбаться уголками губ.

Научитесь менять лицо и улыбаться во время разговора.

Улыбаться уголками губ.
Улыбаться уголками глаз.

И тренироваться-тренироваться-тренироваться…

И еще. О женских лицах. Если женщина хочет понравиться мужчинам, то какое выражение лица она должна тренировать? А?

Верно. Мужчин привлекают такие лица, на которых читается желание секса. Такие лица тоже нужно тренировать, если это важно.

А какие лица отталкивают?

Страх и испуг делают лица такими, что к ним приближаться не хочется. Это защитная реакция. Маска. И, жаль, именно с такими лицами чаще всего и встречаются люди.

Страх, испуг, недовольство уродуют наши лица. И, если такое состояние у девушки не редкость – оно делает надежный отпечаток на лице. И сделать такое лицо красивым будет все сложнее и сложнее.

Улучшая характер мы улучшаем внешность.

Наше поведение и эмоции связаны с нашей внешностью, нашим лицом. Наиболее частые эмоции формируют характер, и формируют наше лицо. Поэтому напрямую связь нашего характера с нашими лицами. Так что будьте добрее! Не допускайте раздражительность. Улучшая характер, мы улучшаем свою внешность.

Я восемь лет руководил клубом практической психологии. Мы проводили множество различных занятий и тренингов, совершенно разных. Но были и такие занятия, направленные внутреннюю и внешнюю красоту, на гармонию. И я видел, как “расцветали” люди и менялись лица.

Есть чудесное стихотворение на нашу тему человеческих лиц.

О красоте человеческих лиц. Поэт, Николай Заболоцкий , великолепно раскрыл тему красоты человеческих лиц. Сравнить лица с фасадами домов – чудесная метафора, согласитесь…

О красоте человеческих лиц

Николай Заболоцкий

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Есть еще одно стихотворение. Владимира Высоцкого. Все та же тема, но раскрыта по другому. Можете пролистать, если не интересно, и читать статью дальше.

МАСКИ

Владимир Высоцкий

Смеюсь навзрыд среди кривых зеркал,
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал –
Как на венецианском карнавале

Что делать мне? Бежать, да поскорей?

А может, вместе с ними веселиться?
Надеюсь я – под маскою зверей
У многих человеческие лица.

Все в масках, париках – все, как один.
Кто сказочен, а кто – литературен.
Сосед мой справа – грустный арлекин,
Другой палач, а каждый третий – дурень.

Я в хоровод вступаю хохоча,
Но все-таки мне неспокойно с ними, –
А вдруг кому-то маска палача
Понравится, и он ее не снимет?

Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным?
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?

Вокруг меня смыкается кольцо,
Меня хватают, вовлекают в пляску.
Так-так, мое обычное лицо
Все остальные приняли за маску.

Петарды, конфетти! Но все не так…
И маски на меня глядят с укором.
Они кричат, что я опять не в такт,
Что наступаю на ноги партнерам.

Смеются злые маски надо мной,
Веселые – те начинают злиться,
За маской пряча, словно за стеной,
Свои людские подлинные лица.

За музами гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться:
Что, если маски сброшены, а там
Все те же полумаски-полулица?

Я в тайну масок все-таки проник.
Уверен я, что мой анализ точен:
И маска равнодушья у иных –
Защита от плевков и от пощечин.

Но если был без маски подлецом,
Носи ее. А вы? У вас все ясно.
Зачем скрываться под чужим лицом,
Когда свое, воистину, прекрасно?

Как доброго лица не прозевать,
Как честных угадать наверняка мне?
Они решили маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.

P.S. Важное дополнение напоследок.

Раз вы уже дочитали статью до этого места, что мне очень приятно.

Это неожиданное наблюдение (для себя) я сделал в поезде. А езжу я очень часто, работа такая.
Проснувшись рано я смотрел в окно купе и на красивую спящую девушку напротив. Это, конечно же, неприлично, смотреть на девушек, когда они спят. Но она спала. У нее была чудесная грудь, под футболкой. Красивые длинные волосы. Правильные черты лица… И уставшее недовольное лицо, и потому не красивое лицо.

Я сидел и моделировал в уме, какая она будет, когда проснется?
Застывшее недовольство уже проявилось в морщинах на лице. Я подумал, что эта девушка часто так засыпает. И что она могла быть куда красивее, чем сейчас. Если бы чаще улыбалась. И улыбалась перед сном.

Сон занимает треть нашей жизни. Засыпая – вспомните об этой статье! Улыбнитесь!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Мимика и её разновидности

Введение

1. Развитие мимики

2. Типы мимики

3. Параметры анализа

3.1 Типичные выражения лица

5. Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью

Введение

Мимика (греч. мймйчпж -- подражатель) -- выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека -- радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п. Также животные при биокоммуникации, например приматы, часто используют мимику для выражения некоторых чувств.

Мимика -- один из вспомогательных способов общения людей. Сопровождая речь, она способствует её выразительности.

1. Развитие мимики

С давних пор человечество знакомо с физиогномикой. Искусство чтения лица особенно было развито в Японии и Китае в Эпоху средневековья. В этих странах писались огромные трактаты по физиогномике, создавались школы, где она терпеливо и тщательно изучалась. В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя, из накопленного материала физиономисты пытались определить характер и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах.

2. Типы мимики

Различают:

· непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

· произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).

3. Параметры анализа

Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. «Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения. В связи с этим мы говорим об универсальных или специфических мимических знаках, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Обычно мимику анализируют:

· по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;

· на основе ее физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия -- асимметрия, динамика, амплитуда);

· в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определенной культуре, выражения принятые в социальной группе, индивидуальный стиль выражения);

· в феноменологическом плане («топография мимического поля»): фрагментарный, дифференциальный и целостный анализ мимики;

· в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют.

Можно также осуществлять анализ мимики, исходя из тех впечатлений-эталонов, которые формируются в процессе восприятия человеком мимических картин, окружающих людей. Актуальные образы-эталоны включают признаки, которые не только характеризуют модель, но являются достаточными для ее опознания».

3.1 Типичные выражения лица

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

Радость: грубы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

Интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

Счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

Удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

Отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек, словно подавился или сплевывает;

П резрение , бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

Страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции ); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;

Гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

Стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или "бегают" из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

Скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

4. Национальные особенности невербального этикета общения иностранцев

Интересно знать о значении жестов иностранцев, с которыми приходится общаться, национальные особенности зарубежных жестов и мимики.

Прекрасно зная язык, мы рискуем все же не понять своего зарубежного собеседника, если не знакомы с принятыми в его стране правилами поведения, символикой общения.

Так, например, если мы стучим или звоним у двери, в которую собираемся войти, то конголезцы не позволяют себе этого, они голосом изображают звук: «кокорроко».

Чтобы сказать «нет», турки не поводят головой от плеча к плечу, а поднимая голову, щелкают при этом языком. При решительном отрицании у арабов позволительно, укусив ноготь большого пальца, отбросить руку вперед. А малайские негры просто опускают глаза (мы бы приняли этот жест за согласие).

Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец на нос.

Если американец сделает рукой жест «уходи отсюда», то в ресторане Буэнос-Айреса к нему тотчас подойдет официант: именно таким жестом обычно подзывают в его стране. А собравшись подозвать кого-нибудь жестом в Европе, американец не дождется его, так как для большинства европейцев этот жест означает «до свидания».

Дли нас останется непонятным жест англичанина, закрывающего руками глаза, рот и уши (что означает: «Я ничего не знаю»). Но мало где поймут русского, который вместо того чтобы сказать слово «деньги», потирает большой палец о средний и указательный.

Движение пальца из стороны в сторону в США и Италии означает легкое осуждения или угрозу; в Голландии отказ.

В Англии женщина на улице, как правило, первой приветствует мужчину. Это означает, что ей хотят предоставить право -- и именно в Англии это является нормой вежливости -- решать, желает ли она лично подтвердить свое знакомство с данным мужчиной или нет.

Выражая приветливость, индонезиец сутулится, почти непрерывно кивая головой. Европейцу в этом видится самоуничижение.

Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец ударит себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча себе по лбу и при этом, вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает ее слегка сумасшедшей.

Если поднимают вместо большого средний палец, то это имеет оскорбительное значение «сядь на это». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись». У итальянцев это обозначает цифру «1». В Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.

Сцепленные указательные пальцы у араба, говорят о том, что он предлагает вам дружбу, но не забудьте, во избежание недоразумений, что в Марокко этим жестом предупреждают о вражде.

Поднятые брови в Германии обозначают восхищение; в Англии выражение скептицизма.

Американец, соединив большой и указательный палец в виде буквы «О», говорит этим жестом: «Все в порядке». Японец же, исходя из символики, принятой в своей стране, решает, что американец просит денег, а во Франции этот жест означает «ноль» или «ничего». Американцы презирают японских портье, принимая их за бесстыдных вымогателей, поскольку те, приглашая пройти, постоянно поднимают кверху ладонь. Они не берут чаевых и не догадываются, что компрометируют себя жестом, которым пользуются американские попрошайки.

Привыкнув к свободе в общении, американец недоверчиво относится к напряженной позе, низким поклонам японца, который к тому же непрерывно кивает ему головой. Хотя японец вовсе не выражает этим согласия, он просто показывает, что слушает и воспринимает. Зато японцам кажется, верхом неприличия привычка американцев класть ноги на стол при посторонних.

Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем по носу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорят находиться в состоянии алкогольного опьянения.

Когда француз чем-то восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он потирает указательным пальцем основание носа, то это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.

Люди племени мискито в Гондурасе целуют своих маленьких детей носом и называют это «слышать их запах». Один исследователь, который долго жил среди этого племени, отмечает, что «наша манера целоваться вызывает у них отвращение и считается смягченной формой каннибализма». В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом прощания.

У некоторых племен принято при виде незнакомого до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда «для приветствия снимают головной убор, обувь и другие предметы одежды».

5. Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью

мимика невербальный этикет иностранец

В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя, из накопленного материала физиономисты пытались определить характер человека и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах. Многие учёные пытались доказать необходимость изучения физиогномики, например, Ч.Дарвин, отвечая на вопрос: "Что есть научного в так называемой науке о физиогномике?", писал "Каждый индивидуум сокращает преимущественно только определённые мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными", дальше слов дело не пошло, до сих пор физогномиика не считается серьёзной наукой. Тем не менее, изучение связей между чертами характера и мыслями человека и выражением его лица, необходимо, прежде всего, актёрам, художникам, тем, кто работает с людьми, а также следователям, психологам, учителям, продавцам, и многим другим.

Четыре из пяти органов чувств расположены в области лица, с их помощью мы получаем информацию об окружающем нас мире. Глаза, нос, уши, рот эти своеобразные антенны двадцать четыре часа в сутки сообщают, что делается вокруг. Обычно наиболее интенсивно человек воспринимает эту информацию в возрасте до пяти или шести лет. Это хорошо видно на лице ребёнка до семи лет, у него большие, распахнутые глаза которые, кажется, хотят увидеть всё на свете, вздёрнутый нос, что старается почувствовать, даже самые тонкие запахи, рот, куда отправляется всё, что только туда может войти, уши, слышащие самые тихие звуки, одним словом, в этот период человек познаёт мир, и его органы чувств ему в этом помогают. Но со временем острота чувств проходит, и человек уже не замечает всего того, что раньше доставляло ему столько удивления и радости, а это значит, что его мозг привык к влиянию окружающего мира, и такие чувствительные антенны, теперь не нужны. Психика человека начинает с трудом принимать перемены, то есть постепенно становится ригидной, и это сразу отражается на человеческом лице. Начинается процесс редукции, это значит, что понемногу глаза западают и теряют свой блеск, им уже не так интересно всё происходящее вокруг, рот сжимается в узкую и упрямую щель, а лицо теряет свою подвижность.

Характер становится более замкнутый, человек медленно уходит в себя. Такие изменения происходят у всех с разной скоростью, это не зависит от возраста, у некоторых в восемьдесят лет лицо ещё только начинает изменяться, у других к восемнадцати изменения уже закончены.

Человек, лицо которого быстро утратило свою живость, отличается пессимизмом и со страхом относится к новому, неизбежные перемены в жизни воспринимаются им очень болезненно, он судорожно цепляется за старое. В его характере преобладают черты интроверта. Уговорить такого человека предпринять что-то, что каким-то образом изменит его жизнь, весьма сложно. Эти люди часто считают, что в сорок лет всё закончено, и им только остаётся ждать своего часа. К счастью, такой тип людей в чистом виде, то есть с таким характером от природы, встречается не часто. Чаще люди, с подобным поведением, страдают каким-либо недугом, или переживают большие неприятности, но когда недуг проходит, а всё плохое заканчивается, человек преображается буквально на глазах у окружающих, он молодеет, его антенны выходят, наружу принимая сигналы внешнего мира, он опять интересуется всем новым и восприимчив к переменам.

Иногда нам встречаются люди, которые, будучи в довольно солидном возрасте, даже несмотря на морщины и седину, выглядят очень молодо. Зачастую их энергии и оптимизму завидуют те, что значительно младше по возрасту. У таких людей лица не подвержены процессам редукции и их антенны не закрываются до глубокой старости, а это значит, что стремление к познанию и тяга ко всему новому у них остаётся надолго. Экстраверты по типу характера, эти люди навсегда остаются большими детьми. Они с легкостью заводят знакомства, их довольно просто втянуть в какую-либо авантюру. Но так, же легко они бросают начатое, чтобы заняться чем-то более новым и интересным. Их блестящие глаза и открытые лица делают таких людей очень популярными в обществе.

Порой, увидев лицо человека мы, невольно, находим в нём сходство с лицом старого морского волка, а иногда даже кажется, что это лицо вылепил не слишком старательный скульптор, настолько бывает груба работа. Очень уж оно неровно, выступающие скулы, впалые щёки, вообще на нём много впадин и выступов, оставленных сильными эмоциями, возникающими довольно часто. Обладатель такого лица легко входит в состояние аффекта, то есть когда возникает сильное эмоциональное возбуждение, а у такого человека это случается довольно часто, он не в состоянии контролировать своё поведение. Аффективное лицо может принадлежать как экстраверту, так и интроверту, в равной степени. У экстравертов, с открытыми лицами, и у интровертов, с редуцированными, аффекты, естественно, разные, если у экстраверта гнев, злость, обида сразу же, бурно выплёскивается наружу, то у интроверта отрицательные эмоции бурлят внутри, в течение долгого времени, разъедая его душу.

Натянутость или, наоборот, расслабленность мышц лица немало расскажет внимательному наблюдателю. У человека, у которого наблюдается гипертонус мимики, то есть излишняя напряженность мышц, что может проявляться в различных подёргиваньях и тиках, как правило, очень много тревожащих его проблем, они могут быть реальными или надумаными, это не столь важно, главное эти проблемы не на минуту не дают забыть о себе, часто даже ночью такой человек просыпается с мыслью: "А всё ли я правильно делаю? Не обойдут ли меня конкуренты?", и т.д. и т.п. Нередко страхи, такого рода, не позволяют человеку принимать новые, кардинально меняющие ситуацию, решения, он слишком боится того, что всё, что с таким трудом строилось, рухнет, и ему всё нужно будет начинать заново. Но, тем не менее, такие люди энергичны, легки на подъем, и если уверены в успешности нового предприятия, то будет им заниматься с большим энтузиазмом, кроме того, у них сильнее выражена способность к принятию решений, ярче выражена потребность в общении.

Совершенно иначе ведёт себя человек с расслабленной мускулатурой, (гипотонусом), лица, у него наблюдается, более или менее выраженное обвисание щёк, полуприкрытые, сонные глаза, чуть открытый рот, а на лице, зачастую, выраженье полного равнодушья. Их мысли текут медленно, а действия лишены энергии и энтузиазма, они делают что-либо лишь потому, что так надо, была бы, их воля они бы вообще ничего не предпринимали. Таким людям лень решать какие-либо проблемы, да и собственно проблем у них нет. Все они рассасываются сами собой. Нужно заметить, что мышечный гипертонус и гипотонус только отражают состояние нервной системы, её возбудимость и устойчивость. Чем выше мышечный тонус, тем легче возбуждается нервная система, и чем скорее гипертонус сменяется гипотонусом, тем менее она устойчива. Последнее чаще всего наблюдается у обладателей аффективных лиц.

Физогномисты делят лицо человека на три части, мысленно, разумеется, первая, из которых называется витальной, от слова "vita" что в переводе с латыни значит "жизнь", она показывает, насколько сильно человек отстаивает своё право на существование. Входящий в эту часть подбородок, ясно даёт, понять в какой степени человек использует свои волевые качества, чтобы добиться поставленной цели. Замечено что в те моменты, когда нужно отстоять свою точку зрения человек неосознанно начинает напрягать мышцы нижней части лица, чем чаще и чем успешней он отстаивает свои права, достигая, таким образом, своих целей, тем лучше развивается его подбородок. Гармонично развитый подбородок говорит о том что, тот, кому он принадлежит, в большинстве случаев, достигает намеченного, хотя он способен отказаться от цели, если видит что её достижение, по тем или иным причинам, нецелесообразно. Человек подбородок, которого, слишком развит, часто он имеет квадратную форму, идёт к цели напролом, танком сметающим всё на своём пути, его абсолютно не волнует, что будет после того как намеченное будет достигнуто. Он пойдёт штурмовать новые высоты. Обладатель маленького, как бы мягкого, подбородка, способен отступить от задуманного лишь представив себе возможные препятствия. Но всё вышесказанное утрачивает свой смысл, в случае, если человеком владеет сильное желание, или нежелание, добиться чего-либо.

Вторая зона, которая включает в себя щёки, скулы, нос, рот, называется эмоциональной. Рот, как наиболее подвижная часть человеческого лица, первым реагирует на измения эмоционального фона, отражая, пусть даже на долю секунды, те эмоции, которые в данный момент испытывает человек. Гнев, радость, печаль, обида, презрение, всё это выражает изгиб губ, даже если их владелец отлично владеет собой, и хочет скрыть своё настроение, всё равно на мгновение эмоция отразится на лице, в большей степени в области рта, важно только не пропустить этот миг. Если вы заметили, что ваш собеседник слегка обкусывает губы, знайте, в данный момент он что-то напряженно обдумывает, прервать его размышления или нет, решать вам. Когда человек оказывается в критической ситуации, которая для него представляет вызов, он часто закусывает не только губы, но и язык. Эта привычка берёт своё начало в самом раннем детстве, когда младенец, насытившись материнским молоком, выталкивает грудь движением языка. Психологи сняли скрытой камерой биллиардистов. Мастера практически не "использовали" язык, начинающие же высовывали его при каждом более сложном приёме. Нос также очень хорошо передаёт чувства, которые испытывает человек в данный момент. При возбуждении, любого происхождения, крылья носа начинают раздуваться. Если же человек увидит нечто что вызывает у него чувство брезгливости, его нос немедленно сморщится.

Зона, включающая в себя верхнюю часть лица, лоб, брови и глаза, называется интеллектуальной. В глазах чётко отражаются мыслительные процессы, их скорость и направление. Оживленный взгляд, блестящие глаза, даже неопытному наблюдателю, скажут, что их обладатель увлечён какой-то идеей и полон энтузиазма. И наоборот, потухший взор, полуприкрытые глаза, ясно говорят о подавленном состоянии человека, или, что ещё хуже, о его депрессии. Американские учёные открыли, что люди смотрят в шести разных направлениях - в зависимости от того, что происходит у них в мозгу. У правшей от рождения, вспоминающих, то, что они видели, будет взгляд направлен вправо - вверх, если же они что-то преставляют, к примеру, как бы выглядел бритый дикобраз, то взгляд немедленно переместится влево - вверх. Вспоминая звучание, допустим, гитары правша посмотрит вправо, а воображая какой-то звук, влево. Вниз - влево человек с правосторонней ориентацией смотрит, когда хочет припомнить вкус, запах, ощущение, и в противоположном направлении, ведя внутренний диалог. Что же касается человека-левши, то у него всё-то же самое, но в зеркальном отражении, проверить кто перед вами, правша или левша, нетрудно, достаточно попросить человека вспомнить какой-либо звук или образ и посмотреть на движения его глаз. В китайской физиогномике, морщинки, возникающие в уголках глаз, при смехе, называются "хвост золотой рыбки". Так вот чем больше и пышнее этот "хвост", тем добрее и отзывчивей тот, кому он принадлежит. На человеческих лицах, над глазами, нередко, можно увидеть, два небольших свода особенно они заметны у людей с высокой наблюдательностью. Как правило, они означают повышенную внимательность и желание помочь.

Не всегда, хотя и очень часто, большой лоб является признаком большого ума, порой обстоятельства складываются, так что человек не может развить свой интеллектуальный потенциал. А бывает, так что очень умный, в одной области знаний человек, - совершеннейший невежда в другой. Так что с оценкой ума у окружающих нужно быть крайне осторожным.

У многих взрослых видна борозда посередине лба, которая свидетельствует об интровертивности и высокой степени самоанализа. В случае если человек часто концентрируется, сосредотачивается на чём-либо, у него образуются несколько вертикальных складок над переносицей.

Существенное значение для эволюционной и социальной психологии представляют исследования мимики как способа усиления, ослабления, дополнения или маскировки того, что выражено словами. Использование мимики как средства регуляции эмоций имеет практическое значение и для психотерапии и для совершенствования межличностных взаимоотношений.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование роли мимики и жестов в процессе общения. Сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур. Психологические закономерности соответствия человека, мимики и жестов. Использование семиотической системы невербального общения.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2013

    Общее представление о невербальных аспектах коммуникации. Описание языка телодвижений человека, как средства невербального общения, и его значимости. Значения жестов: ладони, кистей и рук, рука-лицо, головой, ухаживания. Руки в качестве барьеров.

    презентация , добавлен 02.03.2013

    Кинесические и проксемические, психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Разновидности коммуникационных жестов. Взгляды и их проявления при визуальном контакте. Характеристика традиций общения у людей разных культур.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Сущность невербальных средств общения. Особенности и функции невербальных сообщений. Социальное и психологическое значение выражения лица (мимики). Характеристика поз, жестов и допустимого расстояния между собеседниками, т.е. межличностного пространства.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Коммуникативный акт общения. Интонации голоса и особенности лексики. Значение жестов. Роль мимики и пантомимики. Корректировка своих действий, учитывая особенности невербального общения. "Фишки" управленческой деятельности или способы приспособления.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Знаковые системы неречевого общения: мимика, жест, поза, запах, взгляд. Взгляд – зеркало души. Фонетико-физиологический континуум и континуум телодвижений. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Основные разновидности взгляда.

    реферат , добавлен 02.07.2010

    Невербальное общение как неречевая форма общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации. Основные правила беседы. Роль невербального общения и соблюдение правил его этикета. Сущность ассоциирования эмоций с мимикой.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Сущность невербального общения. Подходы к нему: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный. Виды невербального общения: голос, внешний вид, улыбка, взгляд, движения, танец, походка, жесты, прикосновения, объятия, мимика.

    реферат , добавлен 09.07.2008

    Изучение особенностей невербальных средств общения. Их научная классификация: экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика), тактильные (рукопожатие, прикосновения), пространственные движения, визуально-контактный взгляд (направление, длительность).

error: