В скорбех и печалех утешение. Икона Божьей Матери, "В скорбех и печалех Утешение" В скорбях и печалях утешение перевод

    В середине 19 века Слободской Христорождественский монастырь во время настоятельства игумении Пульхерии был избран Матерью Божией для прославления Своей иконы, получившей название " В скорбех и печалех Утешение".

    Обстоятельства первоначального происхождения образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» неизвестны, но письмо иконы свидетельствует о том, что она очень древняя. Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию.

    После кончины святителя в 1654 году икона была доставлена в Афонский монастырь Ватопед, где и пробыла до октября 1849 года, когда был открыт русский Андреевский скит. Тогда проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий передал икону новооткрываемому скиту как благословение от обители. Образ стал келейной святыней основателя русского Андреевского скита на Афоне иеросхимонаха Виссариона (Вавилова). Когда 11 октября 1849 года последовало открытие этого скита, иеросхимонах Виссарион благословил братию образом со словами: «Да будет сия икона вам отрадою и утешением в скорбях и печалях». Образ этот украшен был богатой серебряной с позолотой ризой с бриллиантовым венцом на главе Богоматери.

    В 1863 году в Слободской прибыл с Афона для сбора пожертвований для устроения Андреевского скита иеромонах Паисий и привез с собой эту икону, которая была поставлена в Христорождественском женском монастыре.

    Первое чудо от иконы зафиксировано 19 ноября 1863 г. в женском монастыре в честь Рождества Христова в г. Слободском, где игуменией была монахиня Пульхерия, дочь о. Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита, - обрел дар речи 18-летний учащийся Вятского духовного училища Владимир Неволин.

    «Отец Володи, бывший священник с. Кырмыж, а потом – иеромонах Успенского Трифонова монастыря Неон, возил его к разным врачам, но бесполезно – болезнь не проходила. Владимира отдали учиться живописи к слободскому купцу А.А. Пашкину, державшему иконописную мастерскую. Прошло почти шесть лет… Во время молебна пред иконой Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение" Владимир горячо молился Пресвятой Владычице. И когда он после молитвы припал губами к иконе, то почувствовал жар, который начался с языка и распространился по всему телу. После молебна Владимир вернулся домой и снова принялся за живопись. Но духовная радость не покидала его. Задумчиво смотря на брата своего хозяина, он неожиданно сказал: «Какой чудный бриллиантовый венец у Божией Матери». И тут же с удивлением, ужасом и восторгом воскликнул: «Да ведь я говорю?». Потрясенный брат хозяина только и мог промолвить: «Молись, молись, Володенька…»

    Тотчас поспешили к о. Паисию, уже собиравшемуся увозить святыню. Конечно, отъезд пришлось отменить. Был отслужен благодарственный молебен. Весть о чуде быстро распространилась по городу, к иконе началось настоящее паломничество. Исцеления полились, как говорится, рекой. Сама игумения Христорождественского монастыря, страдавшая ревматизмом, получила исцеление от святого образа Богородицы. 22 ноября заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской церкви г. Слободского Параскева Овчинникова, 24 ноября исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног 7-летняя девочка Ксения Кайсина и от припадков 3-летний мальчик Петр Лихачёв, 25 ноября - от беснования А. Г. Шуктомова, 5 декабря от воспаления кости 4-летний мальчик Василий Кибардин. За 2 месяца после 1-го чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств.

    Эта волна чудес перевернула души горожан. Изменился весь строй жизни: были забыты светские развлечения, люди ежедневно приходили в храм или принимали святыню у себя дома. Сестры же обители буквально ночевали в храме.

    Через некоторое время икону пришлось отправить в Вятку, а на прощальном молебне уже освящали точный список с чудотворной иконы. С великой верой и благодарностью за исцеление над ним трудился исцеленный Владимир Неволин, который написал образ всего за несколько дней.

    А в Вятке, в свою очередь, был настоящий порыв почитания. Икона находилась в женском Преображенском монастыре. Двери храма не закрывались ни на минуту. Икону носили по городским храмам. За это время было зафиксировано множество исцелений. Но отец Паисий должен был отправляться на Афон… Икону увезли. Долго еще в сердцах горожан было волнующее чувство посещения Божией Матери.

    Впечатляющим событием стало строительство храма во имя иконы «В скорбях и печалях Утешение» в вятском Преображенском женском монастыре. Настоятельница обители во время пребывания образа в Вятке дала обет – построить храм в честь чудотворной иконы - и с честью выполнила его.

    Храм в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», г. Вятка.

    Списки чудотворной иконы можно встретить во многих храмах Вятской епархии. В 1999 году престол одного из храмов бывшего мужского Крестовоздвиженского монастыря в г. Слободском был освящен в честь иконы «В скорбех и печалях Утешение».

    19 ноября (по старому стилю) 1866 года в Слободском Христорождественском монастыре на список чудотворного образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» была торжественно возложена присланная с Афона позолоченная риза, а в воспоминание первого исцеления от иконы (немого юноши, который и выполнил список), в монастыре совершалась особо торжественная служба. В этот день и было установлено празднование в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы (2 декабря по новому стилю).

    По решению братии Андреевского Афонского скита в Россию была привезена чтимая икона уже навсегда. В обители же на Афоне оставлена точная копия с этой иконы.

    27 марта 1890 года святыня была доставлена в Россию и помещена в Санкт-Петербурге в Благовещенском соборе при подвории Андреевского скита. В самой обители была оставлена его точная копия. Граждане города день и ночь спешили толпами поклониться чудотворному образу. Благодать Божия тогда же изволила прославить икону Богоматери многочисленными чудотворениями.

    Сейчас образ находится в санкт-петербургском Свято-Никольском соборе (в алтаре), а чтимый список со святой иконы – Слободском Христорождественском женском монастыре. В 1999 году престол одного из храмов бывшего мужского Крестовоздвиженского монастыря в г. Слободском был освящен в честь чудотворного образа.

    В Алексиево-Акатовом женском монастыре г. Воронежа также хранится список с афонской святыни, на котором написано: «сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году икона замироточила.

Среди многочисленных образов Царицы Небесной икона «В скорбях и печалях утешение», фотографии которой представлены в этой статье, занимает особое место, несмотря на то что её оригинал не дошёл до наших дней, а в православных храмах представлены лишь копии. Эта святыня явилась даром, принесённым на российскую землю с древнего Афона, и здесь прославившимся явленными через неё чудесами.

Внешний вид оригинала святого образа

По сохранившимся спискам нетрудно составить представление о том, как выглядела икона «В скорбях и печалях утешение». Описание её можно найти также и в дошедших до нас документах. Это был небольших размеров в центре которого помещалось поясное изображение Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. Им предстояли святой Иоанн Предтеча и

Христос, держа в левой руке скипетр, правой благословлял всех, принявших его учение. В нижней части иконы, а также на боковых створках изображались фигуры святых, подвигами своими прославившие Господа. Именно этот богородичный образ вошёл в историю под названием «В скорбях и печалях утешение».

История иконы

Своими корнями она уходит в древнюю Богородицы «В скорбях и печалях утешение» впервые упоминается в документах, относящихся к XVII веку. Известно, что она принадлежала константинопольскому патриарху Афанасию III, впоследствии канонизированному и причисленному к Вместе с ним она впервые попала в Россию в 1653 году, откуда после его блаженной кончины перешла к одному из Ватопедского монастыря.

В давние времена патриарх Афанасий III проживал на святом Афоне, в Ватопедском монастыре. В 1849 году на месте, где находилась его келья, был открыт ставший известным впоследствии Свято-Андреевский скит, первый игумен которого, Виссарион, в качестве благословения получил от настоятеля обители эту икону, так как она была прежде келейным образом проживавшего здесь предстоятеля византийской церкви.

Первое явление иконы на святой Руси

В те годы сбором средств для святой обители, среди прочей братии, занимался и направленный с этой целью в Санкт-Петербург иеромонах Феодорит. Чтобы поддержать инока в этом трудном, но жизненно необходимом деле, ему была послана икона «В скорбях и печалях утешение», поскольку в монашеской жизни и тех, и других предостаточно.

В августе 1853 года она была отправлена морем в Одессу и далее почтой доставлена в Петербург. Видимо, в XIX веке почта России работала не лучше, чем в наши дни, потому что святой образ за время пути получил значительные повреждения. В городе на Неве он оставался в течение шести лет, сопутствуя иеромонаху Феодориту в исполнении его послушания и призывая на него благословение Царицы Небесной. Когда же в 1859 году тот вернулся на Афон, святой образ вновь оказался в обители.

Чудеса, явленные в Курской губернии

На этот раз лишь четыре года икона «В скорбях и печалях утешение» провела под греческим небом, и вновь её путь лежал в Россию, теперь в Курскую губернию, куда отправился иеромонах Паисий с той же целью, что и его предшественник Феодорит - сбора денежных средств для братии. Именно отсюда слава о чудесах, явленных через неё Царицей Небесной, разошлась во все концы страны.

Случаи исцелений, происшедших по молитвам, вознесённым Богородице перед её чудотворным образом, записывались в специальные книги, хранившиеся долгие годы для укрепления веры и благочестия в народе. Первый из них датируется 1863 годом. Случай сам по себе уникальный, а потому следует остановиться на нём подробнее.

Студент, поражённый немотой

Как явствует из церковной книги приходского храма села Кырмыж Вятского уезда, один студент вятского духовного училища, происходивший из весьма религиозной семьи, на паперти при входе в храм был остановлен странником, который попросил его передать некое сообщение отцу юноши, ставшему к тому времени иеромонахом.

Юноша по легкомыслию пренебрёг его просьбой. Вскоре в ночном видении он узрел трёх светозарных мужей, упрекнувших его в содеянном и посуливших скорое наказание. На следующее утро студент был поражён немотой. В течение шести лет он безмолвствовал. К тому времени их храм посетила икона «В скорбях и печалях утешение». Приложившись к ней по завершении молебна, молодой человек вдруг ощутил в языке некий жар и тотчас же обрёл дар речи.

Обилие чудес, явленных иконой

Этот поразительный случай был занесён в церковную книгу и заверен подписями многочисленных свидетелей. С этих пор чудеса обильно изливались на всех, кто с верой и надеждой приступал к святому образу. Перелистывая пожелтевшие от времени листы, мы узнаём о том, что в том же году, 20 октября, подобное чудо свершилось с женой местного дьячка Акулиной Фроловой, с детства страдавшей крайним косноязычием.

Спустя месяц здравие было даровано мещанину Савелию Ермакову, долгие годы прикованному к постели параличом ног, а буквально на следующий день была спасена умиравшая от молодая купчиха Елизавета Мартынова. Всех случаев, описанных в книге, не перечислить, а сколько их осталось неведомыми для потомков!

Дар святого Афона российской земле

Когда иеромонаху Паисию пришла пора возвращаться на Афон, чудотворная икона вместе с ним покинула калужскую землю. Святыня оставила в народе столь много воспоминаний о полученных через неё исцелениях, что на Святую гору посылались из России сотни писем с просьбой вернуть её хоть на короткое время.

В 1876 году, к великой радости россиян, икона Богородицы «В скорбях и печалях утешение» вновь появилась на нашей земле, привезённая в Ростов, а в 1890 году братия Свято-Андреевского скита приняла решение навсегда отправить её в Санкт-Петербург, где к тому времени было открыто афонское подворье. Сопровождать бесценный дар поручили будущему игумену скита иеромонаху Иосифу.

Дорога к Невским берегам

Весь путь святыни в город на Неве был обставлен с необычайной торжественностью. В Одессе по случаю её прибытия отслужили торжественный молебен в соборном храме, во время которого чудесным образом исцелились две бесноватые женщины. Далее путь иконы лежал в Ростов-на-Дону, где были также засвидетельствованы факты ниспосланной через неё на страждущих Божьей благодати.

Это же повторилось и далее, сначала в Новочеркасске, а затем в Москве, пока, наконец, святой образ не прибыл на подворье афонского монастыря в Петербурге, где его встречали колокольным звоном при стечении огромного числа богомольцев. На всём протяжении пути иеромонах Иосиф аккуратно заносил в тетрадь случаи исцелений, которые приносила молитва иконе «В скорбях и печалях утешение», не забывая при этом удостоверять их подписями свидетелей. Таких эпизодов им зафиксировано более двадцати.

Неусыпное моление перед иконой

Особое значение богородичная икона «В скорбях и печалях утешение» приобрела в годы Первой мировой войны. Сохранились сведения о том, что митрополит Петроградский Владимир (Богоявленский) в 1915 году повелел совершать перед ней неусыпное моление о ниспослании русскому воинству победы над врагом. Оно сопровождалось чтением акафиста, специально написанного для этого чудотворного образа, каждый икос которого завершается прошением об избавлении от зла и всех горестей, ведь для этого и была дарована людям икона «В скорбях и печалях утешение».

Акафист в полной мере выражает то значение, которое чудотворная икона имела для всех, кто прибегал к её помощи. Она была своего рода связующим звеном между Заступницей Небесной и родом человеческим, за грехи свои уязвленным скорбями и бедами. Молитва перед ней открывала возможность непосредственного общения с Божьей Матерью, неустанно молящейся о нас перед престолом Своего Сына.

Списки с чудотворной иконы

О том, где находится оригинал иконы в настоящее время, ничего не известно. По некоторым данным, её забрали с собой иноки афонского подворья, когда в 1929 году их насильственно переселяли из Ленинграда в посёлок Славянка, однако никаких подтверждений этому нет. Следы её теряются в водовороте событий тех лет. Сегодня все, кто желал бы вознести перед ней молитвы к Божьей Матери, могут найти в православных храмах лишь выполненные с неё списки, также наделённые силой чудотворения.

Среди них - копия, выполненная в 1863 году по распоряжению известного российского юриста и историка К. А. Неволина, получившего по молитве перед иконой исцеление от недуга. Она была украшена ризой, специально изготовленной мастерами Афона, и помещалась в Вятском Христорождественском монастыре. Через год при его же участии в Вятке появился ещё один чудотворный список с иконы, выполненный для Свято-Никольского собора.

Известно, что игуменья Преображенского женского монастыря в 1882 году по обету, данному ей Пресвятой Богородице, построила в честь этого святого образа собор в Вятке, в котором хранилась долгое время специально написанная для него икона «В скорбях и печалях утешение». Значение её благочестивого деяния выходит за рамки чисто религиозного акта. В тот год, когда в стране ещё не утихла скорбь по безвинно убиенному императору-освободителю Александру II, создание копии знаменитой иконы и возведение для неё храма во многом способствовали привнесению мира и спокойствия в гражданское общество.

Празднование иконы икона В скорбях и печалях Утешение происходит2 декабря (19 ноября по старому стилю).

О чем молятся иконе В скорбях и печалях Утешение: молятся при параличе и расслаблении, об исцелении страждущих головной болью, об исцелении душевных и телесных болезней при немоте, косноязычии, заикании.

Икона В скорбях и печалях Утешение

Молитва иконе Богородицы В скорбях и печалях Утешение

О Пречистая Богородице, Мати милосердая! Все мы, недостойные, преклоняем ныне пред Материнскою любовию Твоею колена умов и сердец наших и умоляем Тя, Пречистая: воззри на скорбное житие наше, яви милосердие Твое страждущим душам нашим. Бедствия и слезы всюду и всюду окружиша юдоль земнаго жития нашего. Раздоры, нестроения, ссоры и вражда наполниша сердца наша - нет мира, нет покоя посреде нас. О Ты, Великая и Благословенная Мати, великие страдания Сына Твоего люто претерпевшая, утоли, Милосердая, печаль многовоздыхающих душ наших. Пролеи на житие наше светозарный свет Материнства Твоего! Буди Матерью милосердия всем скорбящим и болёзнующим. Отри слезы плачущим, подними упавших, уврачуи в болезнех сущих, поддержи малодушных, утеши страждущих, да в сиянии не земныя любвё Твоея, исполнимся небесныя радости и добре понесем крест жития до кончины нашея, и достигнем вечныя обители Христа Бога нашего, идеже со святыми Его и Ангелами небесными восхвалим Пречестнбе и великолёпое имя: Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Самое подробное описание: молитва божией матери в скорбях и печалях утешение - для наших читателей и подписчиков.

2 декабря - праздник иконы Божией Матери «В скорбях и печалях утешение». Молитва

икона БогоМатери « В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ »

Икона “В скорбях и печалях утешение”: описание, фотографии, значение. История иконы, акафист, молитва иконе

Среди многочисленных образов Царицы Небесной икона «В скорбях и печалях утешение», фотографии которой представлены в этой статье, занимает особое место, несмотря на то что её оригинал не дошёл до наших дней, а в православных храмах представлены лишь копии. Эта святыня явилась даром, принесённым на российскую землю с древнего Афона, и здесь прославившимся явленными через неё чудесами.

Внешний вид оригинала святого образа

По сохранившимся спискам нетрудно составить представление о том, как выглядела икона «В скорбях и печалях утешение». Описание её можно найти также и в дошедших до нас документах. Это был небольших размеров трехстворчатый складень, в центре которого помещалось поясное изображение Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. Им предстояли святой Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов.

Христос, держа в левой руке скипетр, правой благословлял всех, принявших его учение. В нижней части иконы, а также на боковых створках изображались фигуры святых, подвигами своими прославившие Господа. Именно этот богородичный образ вошёл в историю под названием «В скорбях и печалях утешение».

История иконы

Своими корнями она уходит в древнюю Византию. Икона Богородицы «В скорбях и печалях утешение» впервые упоминается в документах, относящихся к XVII веку. Известно, что она принадлежала константинопольскому патриарху Афанасию III, впоследствии канонизированному и причисленному к лику святых. Вместе с ним она впервые попала в Россию в 1653 году, откуда после его блаженной кончины перешла к одному из старцев афонского Ватопедского монастыря.

В давние времена патриарх Афанасий III проживал на святом Афоне, в Ватопедском монастыре. В 1849 году на месте, где находилась его келья, был открыт ставший известным впоследствии Свято-Андреевский скит, первый игумен которого, Виссарион, в качестве благословения получил от настоятеля обители эту икону, так как она была прежде келейным образом проживавшего здесь предстоятеля византийской церкви.

Первое явление иконы на святой Руси

В те годы сбором средств для святой обители, среди прочей братии, занимался и направленный с этой целью в Санкт-Петербург иеромонах Феодорит. Чтобы поддержать инока в этом трудном, но жизненно необходимом деле, ему была послана икона «В скорбях и печалях утешение», поскольку в монашеской жизни и тех, и других предостаточно.

В августе 1853 года она была отправлена морем в Одессу и далее почтой доставлена в Петербург. Видимо, в XIX веке почта России работала не лучше, чем в наши дни, потому что святой образ за время пути получил значительные повреждения. В городе на Неве он оставался в течение шести лет, сопутствуя иеромонаху Феодориту в исполнении его послушания и призывая на него благословение Царицы Небесной. Когда же в 1859 году тот вернулся на Афон, святой образ вновь оказался в обители.

Чудеса, явленные в Курской губернии

На этот раз лишь четыре года икона «В скорбях и печалях утешение» провела под греческим небом, и вновь её путь лежал в Россию, теперь в Курскую губернию, куда отправился иеромонах Паисий с той же целью, что и его предшественник Феодорит – сбора денежных средств для братии. Именно отсюда слава о чудесах, явленных через неё Царицей Небесной, разошлась во все концы страны.

Случаи исцелений, происшедших по молитвам, вознесённым Богородице перед её чудотворным образом, записывались в специальные книги, хранившиеся долгие годы для укрепления веры и благочестия в народе. Первый из них датируется 1863 годом. Случай сам по себе уникальный, а потому следует остановиться на нём подробнее.

Студент, поражённый немотой

Как явствует из церковной книги приходского храма села Кырмыж Вятского уезда, один студент вятского духовного училища, происходивший из весьма религиозной семьи, на паперти при входе в храм был остановлен странником, который попросил его передать некое сообщение отцу юноши, ставшему к тому времени иеромонахом.

Юноша по легкомыслию пренебрёг его просьбой. Вскоре в ночном видении он узрел трёх светозарных мужей, упрекнувших его в содеянном и посуливших скорое наказание. На следующее утро студент был поражён немотой. В течение шести лет он безмолвствовал. К тому времени их храм посетила икона «В скорбях и печалях утешение». Приложившись к ней по завершении молебна, молодой человек вдруг ощутил в языке некий жар и тотчас же обрёл дар речи.

Обилие чудес, явленных иконой

Этот поразительный случай был занесён в церковную книгу и заверен подписями многочисленных свидетелей. С этих пор чудеса обильно изливались на всех, кто с верой и надеждой приступал к святому образу. Перелистывая пожелтевшие от времени листы, мы узнаём о том, что в том же году, 20 октября, подобное чудо свершилось с женой местного дьячка Акулиной Фроловой, с детства страдавшей крайним косноязычием.

Спустя месяц здравие было даровано мещанину Савелию Ермакову, долгие годы прикованному к постели параличом ног, а буквально на следующий день была спасена умиравшая от родильной горячки молодая купчиха Елизавета Мартынова. Всех случаев, описанных в книге, не перечислить, а сколько их осталось неведомыми для потомков!

Дар святого Афона российской земле

Когда иеромонаху Паисию пришла пора возвращаться на Афон, чудотворная икона вместе с ним покинула калужскую землю. Святыня оставила в народе столь много воспоминаний о полученных через неё исцелениях, что на Святую гору посылались из России сотни писем с просьбой вернуть её хоть на короткое время.

В 1876 году, к великой радости россиян, икона Богородицы «В скорбях и печалях утешение» вновь появилась на нашей земле, привезённая в Ростов, а в 1890 году братия Свято-Андреевского скита приняла решение навсегда отправить её в Санкт-Петербург, где к тому времени было открыто афонское подворье. Сопровождать бесценный дар поручили будущему игумену скита иеромонаху Иосифу.

Дорога к Невским берегам

Весь путь святыни в город на Неве был обставлен с необычайной торжественностью. В Одессе по случаю её прибытия отслужили торжественный молебен в соборном храме, во время которого чудесным образом исцелились две бесноватые женщины. Далее путь иконы лежал в Ростов-на-Дону, где были также засвидетельствованы факты ниспосланной через неё на страждущих Божьей благодати.

Это же повторилось и далее, сначала в Новочеркасске, а затем в Москве, пока, наконец, святой образ не прибыл на подворье афонского монастыря в Петербурге, где его встречали колокольным звоном при стечении огромного числа богомольцев. На всём протяжении пути иеромонах Иосиф аккуратно заносил в тетрадь случаи исцелений, которые приносила молитва иконе «В скорбях и печалях утешение», не забывая при этом удостоверять их подписями свидетелей. Таких эпизодов им зафиксировано более двадцати.

Неусыпное моление перед иконой

Особое значение богородичная икона «В скорбях и печалях утешение» приобрела в годы Первой мировой войны. Сохранились сведения о том, что митрополит Петроградский Владимир (Богоявленский) в 1915 году повелел совершать перед ней неусыпное моление о ниспослании русскому воинству победы над врагом. Оно сопровождалось чтением акафиста, специально написанного для этого чудотворного образа, каждый икос которого завершается прошением об избавлении от зла и всех горестей, ведь для этого и была дарована людям икона «В скорбях и печалях утешение».

Акафист в полной мере выражает то значение, которое чудотворная икона имела для всех, кто прибегал к её помощи. Она была своего рода связующим звеном между Заступницей Небесной и родом человеческим, за грехи свои уязвленным скорбями и бедами. Молитва перед ней открывала возможность непосредственного общения с Божьей Матерью, неустанно молящейся о нас перед престолом Своего Сына.

Списки с чудотворной иконы

О том, где находится оригинал иконы в настоящее время, ничего не известно. По некоторым данным, её забрали с собой иноки афонского подворья, когда в 1929 году их насильственно переселяли из Ленинграда в посёлок Славянка, однако никаких подтверждений этому нет. Следы её теряются в водовороте событий тех лет. Сегодня все, кто желал бы вознести перед ней молитвы к Божьей Матери, могут найти в православных храмах лишь выполненные с неё списки, также наделённые силой чудотворения.

Среди них – копия, выполненная в 1863 году по распоряжению известного российского юриста и историка К. А. Неволина, получившего по молитве перед иконой исцеление от недуга. Она была украшена ризой, специально изготовленной мастерами Афона, и помещалась в Вятском Христорождественском монастыре. Через год при его же участии в Вятке появился ещё один чудотворный список с иконы, выполненный для Свято-Никольского собора.

Известно, что игуменья Преображенского женского монастыря в 1882 году по обету, данному ей Пресвятой Богородице, построила в честь этого святого образа собор в Вятке, в котором хранилась долгое время специально написанная для него икона «В скорбях и печалях утешение». Значение её благочестивого деяния выходит за рамки чисто религиозного акта. В тот год, когда в стране ещё не утихла скорбь по безвинно убиенному императору-освободителю Александру II, создание копии знаменитой иконы и возведение для неё храма во многом способствовали привнесению мира и спокойствия в гражданское общество.

Молитва божией матери в скорбях и печалях утешение

икона БогоМатери « В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ »

Икона «В скорбех и печалех Утешение» представляет собой створчатый складень. Была келейной святыней иеросхимонаха Виссариона, основателя русского Андреевского скита на Афоне. 11 октября 1845 года отец Виссарион передал свою икону братии скита. Прославление её совершилось в России, в Вятской губернии, в 1863 году, когда в город Слободской для сбора пожертвований прибыл с Афона иеромонах Паисий, привезший с собой икону БогоМатери «В скорбех и печалех Утешение».

Вскоре от иконы Божьей Матери произошло чудо исцеления. Восемнадцатилетний сын священника Николая Неволина Владимир после проявленного непослушания был уже шесть лет немым. Опечаленный отец отдал сына учиться иконописи и брал с собой в разные села для росписи иконостасов. Один из соучеников немого отрока возжелал отслужить пред привезённой с Афона иконой молебен, и когда после молебна они начали прикладываться к образу, произошло чудесное знамение: едва Владимир коснулся иконы устами, как почувствовал, что с ним происходит что-то необычное. Он заметил на языке и во всём теле необыкновенное ощущение теплоты и начал свободно говорить. Это событие подтверждено многими свидетелями. Чудотворную икону Божьей Матери оставили в России в Петербурге, в Благовещенском храме при подворье Старо-Афонского Андреевского скита. На Афон послали точную её копию.

На иконе «В скорбех и печалех Утешение» при Богородице изображены святые: Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, Антоний Великий, Евфимий, Онуфрий, Савва, Спиридон, Георгий Победоносец, Николай Чудотворец и Димитрий Солунский. В настоящее время подлинник иконы находится в Свято-Никольском соборе Санкт-Петербурга.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» молятся об исцелении страждущих головной болью, немотой, параличом, расслабленных, об исцелении душевных и телесных болезней.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «В скорбех и печалех Утешение»

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли!

Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненныя сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

К Богородице прилежно ныне притецем, грешинии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовущее из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся, и тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные “духовные” практики.

Древняя икона «В скорбях и печалях утешение» и ее фотографии

Священный образ Матери Спасителя по-своему дополняя, раскрывает икона «В скорбях и печалях утешение». Она на особом счету, хотя до нашего времени, к сожалению, не дошла в первозданном виде. Сегодня в православных храмах есть только копии. Сей святой дар был когда-то доставлен на Русь с древнего Афона, где и являлись с помощью этой святыни и свершались чудеса, принесшие иконе славу.

Описание оригинала

Какова была первая икона помогают представить сохранившиеся списки и уцелевшие документы. В них говорится, что представлена она была в виде складня (30×40 см) с тремя створками.

Центральное место занимало изображение Богоматери по пояс, в жемчужном венце и в золоченной чеканной ризе. Венец над Матерью держит пара ангелов. Предвечный Младенец в золотом венце и в таком же чеканном одеянии был у нее на руках, со скипетром в левой руке, а св. Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов им предстояли. Принявшим учение, Спаситель правой рукой посылает свое благословление.

По низу и боковым створкам расположены изображения многих святых. В нижней части: преп. Антоний и Евфимий Великие и др. Великомученики на конях представлены в створках: Георгий Победоносец с одной стороны и Димитрий Солунский - с другой. Изображены и иные святители.

Известно, что оригинал сохранял святые мощи. Описанный образ Богородицы и остался навсегда в православной иконописи как «В скорбях и печалях утешение».

Исторические факты

Первые упоминания об иконе встречаются еще в письменах Византии. В документах XVII в упоминается ее принадлежность патриарху Афанасию III (Константинополь). Благодаря ему, в 1653 г она попадает на русскую землю. Как не стало обладателя (1654 г), складень переходит в Ватопедский монастырь.

Афанасий III жил и служил Господу в Ватопедском монастыре (св. Афон). В 1849 г на келейном месте предстоятеля византийской церкви стал действовать всемирно известный в дальнейшем Свято-Андреевский скит. Икона Божией Матери была передана как благословение игумену Виссариону.

В те времена, чтобы собирать средства для скита, в Санкт-Петербург был отправлен иеромонах Феодорит. Для поддержания в столь важном деле ему посылается и икона «В скорбях и печалях утешение». Летом 1853 г сначала она на корабле прибывает в Одессу и только потом уже в столицу.

К сожалению, пока образ доставляли в Санкт-Петербург, его повредили. Целых 6 лет икона путешествовала с Феодоритом, когда тот выполнял свое важное поручение. В обитель на св. Афон возвращение иконы состоялось лишь в 1859 г.

Явленные чудеса

Только лишь 4 года побыла в Греции икона, затем отправлена вновь в российские земли. Миссия все та же – теперь уже с иеромонахом Паисием. В этот раз ей предстояло в Курской губернии собирать средства для монастыря.

С этих пор слава о чудесах, происходивших с помощью этой иконы, разнеслась по всей России. Чтобы укрепить веру в Господа в людях, все чудесные явления, свершившиеся после молений Богородице перед данным образом, фиксировались записями в книгах. Их хранили и берегли, как свидетельство о чудотворности иконы.

Первый случай чудесного исцеления произошел с немым студентом в вятском уезде в 1863 г. О нем свидетельствует запись в церковной книге приходского храма в с. Кырмыж. Сам молодой человек был из религиозной семьи и обучался в духовном училище. Однажды он входил в храм, а на паперти его останавливал некий странник. Ему было нужно, чтобы юноша просто пересказал своему батюшке кое-какое сообщение. Студент оставил просьбу без внимания.

После этого снится ему сон, где трое святых осуждают его за легкомыслие и обещают наказать. Утром парень уже не мог выговорить ни слова. Он онемел. Шесть лет прошло в молчании, и вот икона была доставлена в сельский храм. Когда молебен завершился, не говорящий много лет приложился к ней. Он почувствовал, что язык его как бы горит и после уже смог говорить.

Случались и иные чудеса. Они благодатно изливались на тех, кто полный веры подходил к образу с молитвой. Имеются тому многочисленные свидетели, подтвердившие свои слова подписями.

Тогда же, когда обрел дар речи несчастный студент, в октябре 20-го, косноязычная жена дьячка Акулина Фролова, которая с самого детства едва произносила слова, после молитвы стала говорить. В ноябре того же года выздоровел и Савелий Ермаков, мещанин, долгое время парализованный. Через день роженица Е. Мартынова, жена купца, терявшая последние искры жизни от горячки после рождения ребенка, обрела силы и здоровье.

Подобных чудес описано немало в книге. Еще больше осталось незафиксированных.

Дар афонских старцев

Возвернулся благополучно иеромонах Паисий в Грецию и увез туда икону. Однако, народ не забыл ее силу и чудеса. Полетели жалостные письма в святой Афон, в которых православные молили вернуть полюбившийся образ хоть на краткое время.

В 1876 г в Россию опять привозят эту икону Богородицы в славный город Ростов. В 1890 г решено оставить ее на русской земле навсегда, в Санкт-Петербурге.

Там уже было свое подворье и иеромонах Иосиф должен был ее туда доставить. По пути в столицу икона посещала разные города: Одессу (исцелились две бесноватые), великий Ростов-на-Дону, Новочеркасск и даже побывала в Москве. Повсеместно на страждущих снизошла благодать. Встречали ее толпы богомольцев, непрестанно слышался колокольный звон.

Все чудесные явления, связанные с молитвой иконе, были записаны и засвидетельствованы. Всего известно 20.

Полюбившаяся икона и в страшные годы раздоров дарила свою силу верующим. Во время Первой мировой митрополит Петроградский Владимир повелел всем молиться о победе . Читался специальный акафист.

Существующие списки

На сегодня никто не сможет сказать, где находится оригинал и сохранился ли он. По одной версии в 1929 г он увезен иноками афонского подворья. Их выселили из Ленинграда, и они должны были проживать в п. Славянка. Точно ли это, неизвестно. Желающие помолиться Царице Небесной перед иконой, могут сделать это лишь перед списками с нее. Считается, что и они обладают целительной силой.

В числе известных копий – икона от 1863 г. Изготовлена афонскими мастерами по заказу господина К. А. Неволина (историка и юриста), чудесным образом исцелившегося от страшного недуга молитвами. Находилась в Христорождественском монастыре (г. Вятка). В 1864 г сделан другой список по распоряжению того же исцеленного деятеля для Свято-Никольского собора (г. Нолинск).

В 1882 г в честь святого образа построен собор в Вятке. В нем долгое время хранился список «В скорбях и печалях утешение». Еще один список (1890 г) в соборе Андреевского скита и в храме с. Вишкиль.

Немногие старинные списки иконы живы и по сей день. Один - в Слабодском Свято-Екатерининском соборе. Другой, созданный в 1913 г, – в Царскосельском Екатерининском с-ре. Сохраненный список представлен и в Санкт-петербургском Никольском соборе.

В Алексеево-Акатовом монастыре с Божьей помощью сохранен чудотворный список (1905 г) . Икона мироточила в июле 1999 г.

В чем помогает икона?

Исходя из названия иконы уже можно понять в чем помогает она людям.

Обычно обращаются к иконе с просьбами об исцелении, в нуждах, в печалях. Просят избавить от уныния, помочь в различных тяжелых жизненных ситуациях.

В службе иконе используют тропарь, кондак и акафист иконе Божьей Матери «Утоли моя печали» .

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене, грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя, грешнаго, к тихой и безмятежной жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице, Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя Преблагая и скорая Заступнице, покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление; и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: Радуйся, Благодатная, Радуйся, Обрадованная, Радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою! Аминь.


Происходит из афонского Свято-Андреевского скита. Прославилась многочисленными чудесами.

Описание иконы
Икона (не сохранилась) представляла собой створчатый складень размером 40 на 31 см. В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий Великий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом. На окладе над Богородицей были изображены 2 ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы св. мощей архидиак.Стефана, прп. Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских; «стиль письма указывал на многовековую древность этой иконы».
История иконы
Восходит к XVII веку. Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию. После смерти святителя в 1654 г. она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском монастыре.
В день открытия Андреевского скита (22 октября 1849) проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву) как благословение от обители и в связи с тем, что этот образ ранее был келейной иконой патриарха Афанасия III Пателлария, на месте кельи которого и возник Андреевский скит
В августе 1853 г. икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в Санкт-Петербург иером. Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В ноябре он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 г., вернувшись на Афон, возвратил ее в обитель. Перед кончиной в 1862 г. игумен Виссарион (Толмачёв) передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех».
В августе 1863 г., во время второго пребывания иконы в России на период сборов иером. Паисием средств для устроения Андреевского скита, в Казанской губернии икона проявила чудотворную силу при исцелении людей.
Первое чудо от иконы зафиксировано 19 ноября 1863 г. в женском монастыре в честь Рождества Христова в г. Слободском, где игуменией была монахиня Пульхерия, дочь о. Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита, - обрел дар речи 18-летний учащийся Вятского духовного училища Владимир Неволин. На Рождество 1857 г. он отправился в с.Кырмыж Вятского уезда. 31 декабря на паперти храма некто приказал передать весть его отцу иером. Неону, насельнику Слободского Крестовоздвиженского монастыря, и предостерег, что если он этого не сделает, то пострадает. Юноша не исполнил веления и вскоре стал чувствовать недомогание. В 1-й день Великого поста он имел видение 3 светозарных мужей, один упрекнул его в неисполнении приказа и предрек наказание - немоту. Владимир рассказал о видении сестре, жене священника. В тот же день он онемел. Спустя 6 лет, когда Владимир после молебна приложился к иконе, то ощутил «в своем языке жар, который распространился по всему телу». Вернувшись домой, неожиданно заговорил. Первыми его словами были: «Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!»

С этого момента исцеления от иконы стали совершаться непрерывно. 22 ноября заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской церкви г. Слободского Параскева Овчинникова, 24 ноября исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног 7-летняя девочка Ксения Кайсина и от припадков 3-летний мальчик Петр Лихачёв, 25 ноября - от беснования А. Г. Шуктомова, 5 декабря от воспаления кости 4-летний мальчик Василий Кибардин. За 2 месяца после 1-го чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств.
В 1876-1882 гг. икона снова находилась в России в сопровождении иеромонаха Иезекииля, опять наблюдались исцеления больных. В 1890 г. икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию). Сопровождал ее будущий игумен скита иером. Иосиф. 3 марта икону торжественно встретили в Одессе, где в соборном храме получили исцеление от беснования 2 девочки. 14 марта - на ст. Борки. 16 марта - в Ростове-на-Дону, где также был зафиксирован случай исцеления от беснования. Затем икону встречали в Новочеркасске, в Москве, на афонском подворье скита в Санкт-Петербурге.
В местах остановок служились молебны при стечении огромного количества верующих. В 1890-1891 гг. иером. Иосифом в Санкт-Петербурге зафиксировано 21 исцеление от различных недугов. С 17 сентября по 2 октября икона находилась в Угличе и его окрестностях, и здесь от нее также совершались исцеления.
6 февраля 1915 г. на петроградском подворье Андреевского скита митрополит Петроградский Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы русскому воинству.
Местонахождение иконы в настоящее время неизвестно. Возможно, в 1929 г. ее взяли с собой монахи подворья, когда были вынуждены покинуть обитель и переселиться в пос. Славянка под Ленинградом.
В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список с иконы, сделанный в 1890 г.
Чтимые списки
В России несколько списков с иконы находилось в Вятской губернии.
Первый список был сделан Неволиным после исцеления в 1863 г. и находился в Вятском Христорождественском монастыре. 19 ноября 1866 г. его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке.
В 1864 г. Неволиным был создан еще один список для собора во имя свт. Николая в г. Нолинске Вятской губернии.
В 1882 г. игуменией Вятского Преображенского монастыря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещен список, оставленный иером. Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губернии в праздничные дни 12 декабря, когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 января.
В 1883 г. был создан список для храма с. Вишкиль Вятской губернии.
В настоящее время один из чтимых списков находится в Слободском Свято-Екатерининском соборе.
В Софийском соборе в Царском Селе находилась икона, написанная в 1913 г. в Андреевском скиту. Надпись на ее обороте свидетельствует о том, что в том же году икона была подарена священномученику Вениамину (Казанскому), епископу Гдовскому, от Андреевского скита. Из надписи в нижней части киота известно, что в 1917 г. эта икона была отдана митр. Вениамином в утешение жителям Царского Села после убиения священномученика Иоанна Кочурова, пресвитера Екатерининского собора. После того, как собор был взорван в 1939 году, многие иконы оттуда были сожжены прямо на Соборной площади. Икона чудом сохранилась. В 1995 году ключарь Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге протоиерей Борис Глебов передал ее в Софийский собор, где она находилась до последнего времени. В декабре 2012 года святыня была возвращена в возрожденный Царскосельский Екатерининский собор.

В Санкт-Петербурге один из списков находится в Никольском соборе.
Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 г. в келье свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря на Афоне, сохранился в Алексеево-Акатовом женском монастыре Воронежа. На нем есть надпись: «сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году, вскоре после возвращения из реставрации икона замироточила, причем в один из июльских дней струйки мира полились из глаз Пресвятой Богородицы.
Почитание иконы
В службе иконе используются тропарь, кондак и акафист иконе Божией Матери «Утоли моя печали».

error: