В поселке мещерский готовится к сдаче храм казанской иконы божией матери. В поселке мещерский готовится к сдаче храм казанской иконы божией матери Для желающих оказать помощь

В Западном административном округе столицы в рамках «Программы-200» строится храм Казанской иконы Божией Матери на 300 прихожан.

Как сообщил руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы , храмовый комплекс на территории общей площадью 4300 квадратных метров возводится в поселке Мещерский.

Для этой церкви власти подобрали особое памятное место, где ранее находилась святыня, уничтоженная во время революции. Проект храма создавался под эту конкретную территорию. Храм Казанской иконы Божией Матери расположен в окружении прудов и лесопарковой зоны, благодаря чему гармонично вписывается в окружающую среду.

В ходе строительства на участке застройки были найдены исторические реликвии времен Александра Невского.

Руководитель Департамента, курирующий «Программу-200» от московского Стройкомплекса, рассказал, что согласно индивидуальному проекту, новый храм построен в классических традициях псковско-новгородского зодчества. Здание храма будет однокупольным с луковичным завершением и насыщенным декором. Храмовый комплекс станет современным прототипом древних храмов Новгорода и Пскова, хотя возводится с использованием современных технологий — из монолитного железобетона, добавил .

На сегодняшний день на храме завершены работы по устройству кровли, проведены инженерные коммуникации. На Доме притча, где практически завершены все работы, ведется внутренняя отделка. В самом храме она продлится до конца мая, затем уложат мраморные полы.

Планируется, что в июле начнется монтаж иконостаса, сдача храмового комплекса запланирована на осень текущего года.

В ходе инспекционного объезда депутат Госдумы, советник Мэра Москвы и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир Ресин, курирующий Программу по строительству православных храмов в столице, рассказал о том, что эта стройка может служить ярким примером тому, как необходимо работать и организовывать весь процесс строительства.

По его словам, храм не только украсит местность с эстетической точки зрения, но и обогатит духовную жизнь района. Кроме того, здесь, на границе Москвы и области, за последние годы сложилась неплохая рекреационная зона, и строительство храма станет еще одним значимым импульсом в развитии района. Проект благоустройства прихрамовой территории будет нацелен на объединение Баковского лесопарка со стороны области и Мещерского парка с прудом московского одноименного поселка. В результате будут созданы замечательные зоны отдыха, которые станут центром притяжения для жителей всего округа. Также было отмечено, что на возведение храма потребовалось менее двух лет, эта стройка одна из тех, на которые надо равняться, поскольку и качество работ и набранные темпы строительства находятся на высоком уровне.

«Программа-200» реализуется полностью на пожертвования. Для сбора средств создан благотворительный Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы», сопредседателями которого являются Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Село Мещерское.

В 1627 г. на этом месте была пустошь, называвшаяся Макеева на р. Рожае. Ею владел князь Булат (во святом крещении Иван) Михайлович Мещерский (в 1620 г. он был воеводой в Бежецке).

В 1636 г. она перешла к его сыну князю Ивану Ивановичу, который на пустоши построил дом, и Макеево стало сельцом.

В 1685 г. сельцо перешло к его сыну князю Фёдору Ивановичу Мещерскому, дворянину московскому (он «дневал и ночевал у гроба царицы Натальи Кирилловны в 1694 г.), который в 1695 г. построил деревянную церковь Покрова Божией Матери.

В 1708 г. вдова князя, Матрена Илларионовна, продала село дьяку Адриану Григорьевичу Ратманову (с 1686 г. подьячий Поместного приказа, с 1693 по 1712 г. - дьяк того же Приказа), у которого оно в том же году было куплено стольником Матвеем Васильевичем Колычевым.

В 1767 г. перешло к капитану лейб- гвардии Преображенского полка Петру Ивановичу Голохвастову (ум. 1789), он был женат на Евдокии Дмитриевне Спасителевой, и в 1799 г. к его сыну отставному секунд-ротмистру Николаю Петровичу Голохвастову (жена -Елизавета Степановна Ушакова).

Церковь Покрова за ветхостью была уничтожена. Она стояла на кладбище в с. Мещерском.

В 1817 г. на месте храма была поставлена часовня в виде каменного столпа с иконой .

Сохранившиеся до наших дней постройки в с. Мещерское относятся ко времени (с 1817 г.), когда усадьба принадлежала барону Льву Карловичу Боде (1787-1859), чей труд навсегда запёчатлён в облике Московского Кремля. Лев Карлович происходил из древней немецкой дворянской фамилии, был сыном полковника французской службы, женатого на англичанке Марии Киннерслей, и родился в Эльзасе, в замке отца.

В 1795 г. его родители переселились из Франции в Новороссию, в имение, пожалованное Екатериной II . В 1798 г. Боде поступил в Шкловский кадетский корпус, а в 1801 г. уехал за границу с матерью, которая отправилась хлопотать о возвращении имения, отобранного во время революции. За границей сначала он сделался пажом, а в 16 лет офицером в войсках курфюрста Гессен-Кассельского. После Аустерлицкого разгрома, "слыша возмущавшие его суждения, он почувствовал стыд находиться в бездействии, на службе чужого государя", так как, несмотря на чужеземное происхождение, был русским патриотом.

В 1806 г. он вернулся в Россию и поступил юнкером в лейб-егерский полк, которым командовал граф Эммануил Сен-При и в числе офицеров которого было много эмигрантов. Догнав полк на походе, в бою при Гутштад-те, спас жизнь графа Сен-При и получил солдатский Георгий. С1812 по 1814 гг. он состоял адъютантом при графе Штейнгеле, а затем при Витгенштейне, в 1815 г. получил орден Святого Георгия 3-й степени, а в Париже был произведён в полковники.

В январе 1815 г. он женился на Наталии Фёдоровне Колычевой (1790-1860), приятельнице его сестёр, и скоро вышел в отставку. Прожив несколько лет в Санкт-Петербурге и Москве , он переехал с семьей, для поправления дел, в с. Колычево Балашовского уезда, откуда в 1850 г. холера снова заставила его вернуться в Москву. Здесь благодаря родству с князем П.М. Волконским он получил стал сначала советником Дворцового управления, затем его начальником, с большой квартирой в кавалерских корпусах (на их месте сейчас Дворец съездов), где семья прожила 25 лет.

Он имел придворные звания камергера, гофмаршала и обер-гофмейстера, был попечителем Московского Дворцового архитектурного училища. При нём поднят Царь-колокол , с XVIII в. находившийся в яме; ему поручены были восстановление теремов и постройка большого Кремлёвского дворца. Крайне аккуратный в денежных делах, он любил и умел строить, через его руки прошли громадные суммы, так как государь Николай Павлович вполне доверял барону Боде (что создало ему в Москве много завистников). Он получил звезду святого Александра Невского, особую медаль с брильянтами и надписью "Благодарю" за постройку дворца и 40 тыс. рублей на уплату долгов; от Александра II звезду святого Владимира 1-й степени.

Домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы выстроена в 1853 г. архитектором Фёдором Фёдоровичем Рихтером (1808-1868), членом Миланской Академии Художеств, академиком Императорской Академии Художеств, директором Московского Дворцового Архитектурного училища, старшим архитектором по постройке Кремлевского дворца (автор Владимирского и Андреевского залов), возглавлявшему работу по обмеру и описанию памятников древнего русского зодчества и многие из них реставрировавшего.

Церковь в Мещерском - единственная сохранившаяся церковная постройка архитектора в Подмосковье, Рихтер почти не имел частной практики и не гонялся за заказами.

Ф.Ф. Рихтер родился в семье художника в Петербурге в 1808 г., поступил в Академию Художеств вольнослушателем, во время прохождения академического курса работал рисовальщиком в чертежной при постройке Исаакиевского собора .

В 1833 г. он получил за «проект здания для жительства богатого помещика» золотую медаль 1-й степени, и был оставлен при Академии для усовершенствования. Послан в Рим, где занялся реставрацией форума Траяна, «здесь учился много и совестливо».

В 1837 г. Совет Академии постановил объявить ему «особенную похвалу» «за успешные занятия в чужих краях по части архитектуры». Он написал целое исследование-обобщение опыта работы по восстановлению форума Траяна.

В 1840 г. Миланская Академия Художеств избрала его своим членом. В том же году Рихтер вернулся в Россию. По возвращении он получих звание академика Императорской Академии Художеств, и с 1841 г. - профессора 2-й степени, направлен на строительство Большого Кремлевского дворца (с 1843 г. - старший архитектор по постройке Кремлевского дворца).

С 1842 по 1863 г. - директор Московского Дворцового Архитектурного училища. Рихтер был послан в Москву и для того «чтобы поднять уровень архитектурного образования». Большое внимание уделялось в училище нравственному воспитанию: при Рихтере из наказаний была исключена розга, практиковался перевод в низший класс для старших, «а в младших классах - стояние на коленях, ручная расправа - по затылку, за уши». Если он видел, что кто-нибудь из учеников падал духом, то он сам являлся к нему на квартиру со словами одобрения - и это при его многочисленных работах, в то время, когда директор для ученика обыкновенно казался чем-то недостижимым. Ученики приобретали в училище твердые знания постоянно применяемые на практике. Большая доля участия выпускников училища в «снятии и издании чертежей старых русских зданий». В работе над изданием «Памятников древнего русского зодчества» Рихтеру помогали историки (текст к издаваемым тетрадям писал Забелин). Рихтер реставрировал Кремлевские соборы, палаты бояр Романовых, заведовал постройкой Оружейной палаты, состоял в Комиссии по построению храма Христа Спасителя в Москве.

Ф.Ф. Рихтер скончался после «кратковременной острой болезни».

Рядом с Покровской церковью находится часовня -усыпальница владельцев усадьбы. Барон Л. К. Боде скончался 29 апреля 1859 г. в Москве и был погребён сначала в Мещерском, в 1867 г. прах перенесён в склеп под церковью с. Лукино близ Москвы.

Жена Льва Карловича Боде, Наталия Фёдоровна - дочь капитана Фёдора Петровича Колычева, последняя представительница старинного дворянского рода. Она рано лишилась отца. Смерть нескольких дядей и брата, убитого в 1812 г., сделала её богатой наследницей, но дела её были запутаны.

Выйдя замуж за барона Боде, сама горячая и властная, она сумела переделать себя и по чувству долга подчинилась воле мужа. Они прожили 45 лет, окружённые детьми (которых было 11 человек) и многочисленными внуками. Наталия Фёдоровна отличалась глубокой религиозностью, собрала целую библиотеку духовно-нравственных книг на французском языке и воспитывала детей в строго православном духе, хотя её муж был лютеранин. Она была очень благообразна, высокого роста, прямая, сухая, со всегда крепко сжатыми губами. Под старость стала ещё богомольнее и каждый день посещала богослужения в домовой церкви.

Она умерла от удара в с. Мещерское через год после смерти мужа и была похоронена в часовне у церкви.

В 1867 г. прах перевезён в с. Лукино.

Их сын Лев (1820-1855) владел селом, когда его родители состарились. Он был предводителем дворянства Подольского уезда, к которому относилось Мещерское. Похоронен у правого клироса церкви.

Его брат Михаил (1824-1888), обер-гофмейстер, историк, археолог, помощник директора Оружейной палаты и вице-президент Комиссии по построению Храма Христа Спасителя, в 1875 г. он получил герб и фамилию Колычевых и стал называться Боде-Колычев.

Он был женат на Александре Ивановне, урожденной Чертковой (1827-1898). Его сестра Мария Львовна Боде (1818-1864) с 1862 г. ушла в монастырь (монахиня Паисия).

После Льва Львовича Покровское перешло к его сыну Якову Львовичу Боде, который продал село.

В 1890 г. усадьбой Мещерское владела жена полковника Надежда Михайловна Левашевская.

В 1891 г. Московская земская управа выкупила имение под психиатрическую больницу. Для организации психиатрической лечебницы был приглашен только что вернувшийся из длительной политической эмиграции известный психиатр Павел Иванович Якобий.

К концу 1892 г. в Покровском-Мещерском под больницу были приспособлены старые усадебные постройки и выстроен новый деревянный павильон. Работы велись с расчетом на прием в больницу 100 больных.

Якобий утверждал, что строительство психиатрической больницы нужно начинать независимо от проведения статистических исследований, не отрицая при этом, что «внимательная и хорошо обставленная перепись душевнобольных в губернии необходима, но не для того, чтобы этим руководствоваться при размерах больницы.., а чтобы иметь возможность, взяв ее за начало, начать постепенно постоянный учет всех больных и принимать где и когда нужно, профилактические мероприятия».

Он считал, что «число больниц, а не размер должно увеличивать с расширением помощи душевнобольным», что «каждый район должен иметь лечебницу на 60-200 коек и эти больнички должны умножаться в числе при дальнейшем развитии помощи психически больным, а не увеличиваться в размерах, т. к. притяжение ими свежих случаев истощается на очень небольшом расстоянии».

11 января 1893 г. Губернское собрание возвратило Управе проект, представленный Якобием, предложив переработать его заново, предварительно проведя повторную перепись душевнобольных губернии, ибо статистические исследования 1887 г. были недостаточно точны и не позволяли определить общее число и процентные отношения между различными группами душевнобольных.

В 1893-1895 гг. на строительстве Мещерской больницы работал архитектор Александр Фёдорович Крюгер (1861 - ?).

В феврале 1893 г. Управой на вакантное место был приглашен Владимир Иванович Яковенко (1857-1923); ему поручили составить новый проект в соответствии с последним требованием губернского земского собрания.

Проект В. И, Яковенко по устройству больницы был представлен на обсуждение специального совещания, проходившего в апреле 1894 г. под председательством профессора А. Я. Кожевникова при участии С. С. Корсакова, В. П. Сербского, В. Р. Буцке, М. П. Литвинова, А. А. Токарского, Ф. Ф. Эрисмана. Как и при обсуждении проекта П. И. Якобия вновь встал вопрос о том, помещать ли хроников в больницу и нужна ли колония при больнице?

Психиатры высказывали почти единое мнение, что «безусловно необходимо принять в больницу больных свежезаболевших, буйных и опасных беспокойных»..., что «колония весьма необходима и она создается жизнью самой больницы»..., что земство должно распространить свои заботы на всех больных и для спокойных физически крепких хроников выплачивать вспомоществование на дому. Совещание согласилось с основными положениями проекта. Кроме того, оно признало необходимым строительство трудовых мастерских и устройство зала развлечений для больных. Учитывая, что в больнице «будет всегда очень большой прием новых больных, требующих большого внимания и будут преобладать больные беспокойные и буйные», совещание решило, что на одного врача более 50 человек больных «дать невозможно», старших надзирателей дать по одному на павильон, младших же - по одному в смену на каждое отделение.

Количество младшего (низшего) медперсонала устанавливалось в отношении от 1:5 до 1:6. На этом же совещании В. И. Яковенко внес свой проект проведения текущей статистики, в котором предложил составить для каждого земского медицинского участка подробные списки душевнобольных с обозначением характера и формы болезни...

Строительство психиатрической больницы продолжалось с 1895 по 1905 г. Московская губерния получила специализированное образцовое психиатрическое учреждение. Устройство павильонов, их размещение с искусно продуманным использованием рельефа и живописных окрестностей, планировка территории больницы и совершенно новая самобытная организация всей внутренней жизни этого учреждения на основе передовых научных достижений были проникнуты духом гуманности, везде царил целебный уют.

В 1904 г. в с. Любучаны и д. Ивино, расположенных недалеко от больницы, был создан семейный патронаж; к концу 1905 г. в 15 крестьянских семьях находилось 49 больных. В патронаж направлялись больные в хронической и конечной стадии различных форм психических заболеваний (раннего слабоумия, параноидного слабоумия, органического поражения мозга, паралитического слабоумия, эпилептического слабоумия и т. д.) в возрасте от 22 до 65 лет. Условия жизни и состояние здоровья патронажных больных наблюдались надзирателем, который обходил ежедневно все квартиры, не менее раза в неделю больных навещал врач больницы.

Больные еженедельно мылись в больничной бане, где проходили медицинский осмотр и взвешивание.

Для обсуждения всех наиболее важных медицинских, административных и хозяйственных вопросов был образован больничный Совет, в который, кроме директора больницы, входили все врачи (ординаторы, ассистенты), провизор и губернский санитарный врач Подольского уезда, а также другие компетентные в обсуждаемых вопросах лица (священник, смотритель, бухгалтер, заведующие лавкой, цейхгаузом, кухней и прачечной).

В первый организационный период с В.И. Яковенко работали врачи: Н.Н. Реформатский, Е.А. Генина, М.П. Глинко; позднее в больницу приходят В.А. Тромбах, А.М. Терешкович, В.И. Васильев, В.В. Балицкий, Н.Н. Тырнов, Е.Д. Тараников, П.Н. Голдобин, И.Д. Певзнер, А.С. Розенталь, А.А. Прозоров, Д.К. Лебедев, И.Н. Сухов, Е. И. Альтшулер и др.

С 1900 г. доктором С.П. Цветаевым начаты пато-анатомические вскрытия трупов, проводятся клинические и бактериологические исследования. Благодаря инициативе врачей и служащих больницы организуется медицинская и народная библиотека, которой многие годы заведовал врач Н.Н. Тырнов.

В 1911 г. больница приняла участие на Международной выставке гигиены в Дрездене, а позднее в 1913 г. - на Всероссийской гигиенической выставке. На последней выставке Московскому губернскому земству была присуждена высшая награда - Почетный диплом «За многолетние заботы о широкой постановке попечения о душевнобольных, за устройство и ведение дела в Покровской психиатрической больнице».

Вместе с тем продолжалось переполнение больницы, организованный при больнице центральный патронаж не мог обеспечить всех нуждающихся в этом душевнобольных.

Врачами больницы в 1911 г. была организована вторая психиатрическая перепись населения Московской губернии, которая обнаружила количество душевнобольных, вдвое превышающее число, полученное при переписи 1893 года. На основании углубленного анализа результатов переписи и накопленного врачами больницы опыта в вопросах психиатрической помощи в 1913 г. на XVIII губернском съезде были вновь подняты вопросы о ее децентрализации и более тесной связи со всей врачебно-санитарной организацией.

В смету расходов больницы закладывались расходы на церковные требы.

В 1911 г. на церковные требы при Покровской лечебнице с. Мещерского: на жалование священнику - 600 рублей (588 больных), прибавка за выслугу 10 лет - 300 рублей; на жалование причетнику - 240 руб. Прибавка за выслугу лет, 3 года - 60 руб. Продовольствие на 365 дней - 323 руб. 95 коп.

Сторожу при часовне - жалование 180 руб., продовольствие - 263 руб., 95 коп. Погребение умерших 100 погребений (погребение умерших, оправка могил, постановка крестов) - 600 руб. Прочие расходы - 40 руб., всего - 640 руб.

В 1913 г. больнице, на Всероссийской гигиенической выставке, была присуждена высшая награда. Продолжалось переполнение больницы, организованный при больнице центральный патронаж не мог обеспечить всех нуждающихся в нём душевнобольных.

В августе 1914 г. в Покровской больнице так называемый запасной барак с залом для увеселения больных и сотрудников, был переоборудован по госпиталь для раненных.

Покровский храм в с. Мещерском стал больничным, в 1906 г церковным старостой в нём был врач, директор больницы Михаил Платонович Глинка (род. 1860 г.)

В 1886 г. он окончил курс медицинских наук по специальности «душевные болезни». Он был назначен директором больницы после отставки В.И. Яковенко.

В Покровско-Мещерской школе в 1900 г. законоучителем был священник Сергей Васильевич Георгиевский, учительницей - Лидия Ивановна Яковенко.

Основное направление психиатрической помощи населению при советской власти до 1930-х гг. не было связано с именами, работавших в в Покровско-Мещерской больнице вместе с В.И. Яковенко, докторов. Психиатры искали причины упадка искусства и нравственности в обществе, ставшие заметными к началу XX в., в охватившем человечество патологическом процессе вырождения.

Согласно сформулированной в середине XIX в. французскими психиатрами Б.-О. Морелем и Моро де Туром теории вырождения, или дегенерации, в результате ухудшения условий жизни число болезней неуклонно увеличивается. Накапливаясь в поколениях одной семьи, физические и психические болезни приводят к ее вымиранию, а в конечном счете могут привести к вырождению человеческого рода в целом.

В статье "Вырождение и борьба с ним", написанной в 1908 г., Бехтерев обвинял капитализм и те социальные проблемы, которые он создает - конкуренция, бедность, подавление личности, - в том, что прогрессивное развитие человечества пошло вспять. Он призывал времена, "когда, наконец, заблудшее человечество... увидит, что все - братья, и что между ними не должно быть борьбы за существование"

После свержения монархии в феврале 1917 г. показалось, что обещанные времена наступили. Однако оставалось еще многое сделать, чтобы причины, ведущие к вырождению, прекратили действовать. Шла война, и психиатрический отдел Красного Креста не справлялся с потоком душевнобольных из армии. В тылу психиатрические больницы получали все меньше топлива, лекарств и продуктов; больных, чтобы не умерли с голоду, приходилось отпускать на все четыре стороны.

У Временного правительства, помимо психиатрии, было много других забот, и врачам приходилось решать вопросы самим на экстренных съездах Союза психиатров.

Вслед за этим наступили еще более тяжелые годы. Те врачи, кто не уехал из России, не был убит, не погиб от голода и болезней, стали свидетелями разрушения сложившейся системы здравоохранения.

В 1923 г. число пациентов всех психиатрических больниц России и Украины сократилось почти вчетверо по сравнению с предвоенным временем (12 950 человек в 1923 г. по сравнению с 42 229 в 1912 г.). Хотя в дальнейшем ситуация со снабжением стала медленно улучшаться, положение в больницах оставляло желать лучшего. Из-за нехватки персонала и переполнения больниц снова стали применяться смирительные меры, участились случаи насилия, в палатах появилась вооруженная охрана - все, с чем так боролись работники земской психиатрии.

Пытаясь остановить разрушение, обезлюдевший Союз психиатров пошел на сотрудничество с новым правительством, которое в апреле 1918 г. учредило комиссию по психиатрии, ставшую с образованием

Наркомздрава его секцией. Сотрудничество с правительственными органами, с одной стороны, дало психиатрам возможность проводить свои решения в жизнь, а с другой - поставило точки над i в вопросе об их подчиненности государству.

Если в апреле 1917 г. психиатры планировали создать общественный орган для руководства практической психиатрией в стране, то теперь стало ясно, что они будут следовать стратегии Наркомздрава. К удивлению старых врачей, эта стратегия не имела ничего общего с восстановлением уже зарекомендовавшей себя системы земской психиатрии и казалась в те годы совершенно утопической.

Назначенный на пост наркома здравоохранения Н. А. Семашко выступил с концепцией новой советской медицины. Он настаивал на трех принципах - бесплатная, управляемая из одного центра, и профилактическая, или социальная медицина.

Идея социальной медицины, состояла в том, что, поскольку здоровье и болезнь определены обществом, здравоохранение должно начинаться с социальных мероприятий. Базовым учреждением социальной медицины должно было стать такое, которое бы сочетало в себе функции лечебные, профилактические и просветительские. Прототипом его могли служить противотуберкулезные диспансеры, уже существовавшие в европейских странах.

В России перед первой мировой войной проект организации антиалкогольного диспансера (вернее, попечительства-амбулатории по типу туберкулезных диспансеров) выдвинул молодой врач клиники Московского университета Л.М. Розенштейн (1884-1934).

"Великий перелом" докатился до психогигиены в начале 1930-х и был связан с атакой на социальную медицину в целом. Сторонников социальной психиатрии обвиняли в тенденции все здравоохранение подменять психогигиеной, "лечить, учить, направлять и руководить, вмешиваться во все более сложные отношения растущей жизни". Цифры, полученные в результате диспансеризаций, объясняли неоправданным расширением понятия болезни.

Одной из причин конца социальной медицины было то, что ее создатели переоценили прочность партийной поддержки и, проводя свои обследования, долгое время не чувствовали опасности, которую представляло для правительства обнародование результатов.

В советское время Покровский храм был закрыт, разрушены были его пятиглавие, верхние ярусы закомар и колокольня .

Он был перестроен, разделён перекрытием на два этажа, и в нём открыли кафе (1960-1970-е гг.).

Пожилая женщина в 1980-х гг. рассказывала, что почти все супружеские пары, которые после регистрации "гуляли" в этом кафе, распались.

В наше время храм возвращён верующим.

В 1994 г. разобрано межэтажное перекрытие, храм очищен от мусора, в нём начались богослужения.

В Мещерском сохранился усадебный дом, построенный во 2-й половине XIX в. Л.Л. Боде, готическая башня (административный корпус больницы), хозяйственные корпуса и остатки парка.

В советское время здания усадьбы были в запущенном состоянии и искажались перестройками.

В наше время усадебные постройки Покровского-Мещерского реставрируются.

Рядом с Мещерским - бывшая усадьба Мальвинское-Отрадное, где восстановлен деревянный усадебный дом.

Усадьба принадлежала помещице Лидии Николаевне Мальвинской-Хлюстиной.

В 1910 г. здесь поселился Владимир Григорьевич Чертков, друг, единомышленник и издатель сочинений графа Льва Николаевича Толстого . Владимир Григорьевич, сын командира лейб-гвардии Преображенского полка, члена Военного Совета, помощника председателя Главного комитета по устройству и образованию войск, генерал-адъютанта, хорошо знавшего императора



Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

АДРЕС: Пересечение улицы Воскресенская с Мещерским проспектом

НАСТОЯТЕЛЬ: протоиерей Александр Тараканов

Генеральный подрядчик: ЗАО «Декра Констракшн энд девелопмент»

30 декабря 2018 года архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Западным и Северо-Восточным викариатствами города Москвы, совершил чин малого освящения храма Казанской иконы Божией Матери в Мещерском .

Официальный сайт храма: mesherahram.ru ( m-blago.ru)

СТРОИТЕЛЬСТВо:

14 июля 2019 года , в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Мещерский г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери - однокупольный, с луковичным завершением, покрытым смальтой. Проект разработан архитектором Андреем Оболенским, который создал собирательный образ по древнерусским канонам.

На стройплощадке рабочие нашли множество древних артефактов. В прошлом на этом участке стояла церковь. Самые ранние сведения о «пустоши Ваулино» датируются 1628 годом, в то время она принадлежала церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, что близ Гостиного двора в Китай-городе. Во время Отечественной войны 1812 года село Ваулино оказалось на пути и русской, и французской армий, в непосредственной близости от Старой Смоленской дороги (Можайское шоссе), по которой армия Наполеона входила в Москву. Французы стали на постой в селе, а в храме был организован госпиталь для солдат, раненных на Бородинском поле. Умерших здесь же и хоронили на погосте (в советское время кладбище сравняли с землей).

Из документов, свидетельств и воспоминаний очевидцев Отечественной войны 1812 года известно, что корпус графа Остермана-Толстого и летучий отряд генерала Дорохова действовали прямо на территории леса близ села Ваулино (ныне территория Мещерского парка). При отступлении французскими солдатами было сожжено село Ваулино вместе с церковью. «Сожжен. Француз. Село Ваулино» отмечалось на картах вплоть до середины 1920-х гг. Кроме упомянутой надписи на карты наносили точку с крестом - местонахождение утраченного храма. В книге священника Николая Скворцова «Уничтоженные в Московском уезде церкви» (1905 года издания) содержится описание храма.

17 ноября 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была образована приходская община, и зарегистрирована местная религиозная организация. 17 июня 2008 года распоряжением Правительства Москвы был выделен земельный участок площадью 0,43 га рядом с прудом в Мещёрском для строительства храма Казанской иконы Божией Матери. В 2012 году храм Казанской иконы Божией Матери вошел в Программу строительства 200 православных храмов в городе Москве.

2 сентября 2013 года штатным священником храма был назначен протоиерей Александр Тараканов. По ходатайству и.о. настоятеля храма и общины 27 января 2014 года распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла (№ 02-76) протоиерей Александр в дополнение к несомому послушанию был назначен председателем приходского совета храма.

Весной 2014 года был построен временный деревянный храм, освященный 3 июня епископом Выборгским и Приозерским Игнатием. Начались регулярные богослужения, еженедельно служилась Литургия.

В декабре 2015 года подрядчик начал строительство нулевого цикла здания храма вместимостью 300 прихожан и дома причта. В 2018 году строительство храма было завершено, стены были расписаны. 29 декабря 2018 года было получено разрешение на ввод храмового комплекса в эксплуатацию. 30 декабря 2018 года архиепископ Егорьевский Матфей освятил храм малым чином.


Новости прихода:

В новом храме Казанской иконы Божией Матери в Солнцеве художники расписывают стены. ОБЪЕЗД ЗАО

В Западном округе завершается строительство трех храмов. ОБЪЕЗД ЗАО



В 2017 году стоит задача – достроить храм Казанской иконы Божией Матери в Солнцево. ОБЪЕЗД ЗАО

Поселок Мещерский вновь обрел свой храм (видео)



ИСТОРИЯ:

Поселок Мещерский был основан в 1903 году на землях, принадлежащих Герою Отечественной войны 1812 года князю Мещерскому. И здесь до революции высился величественный Казанский собор, который в 30-е годы был уничтожен большевиками.

Наша Программа вернет народу утраченную святыню.

Заступница Земли Русской

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

Именно этот святой образ помог ополчению купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободить Русь от иноземных захватчиков.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.

Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930‑х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы. Возвращен Церкви и Казанский собор в северной столице, в котором покоится прах фельдмаршала Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона – незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

История

В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 тысяч русских людей были освобождены из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство.

Но уже в 1579 году Казань опустошил страшный пожар. Начался он в доме купца Онучина. После пожара девятилетней дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла девочке, что под развалинами их дома находится чудотворный образ Пресвятой Девы, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве.

Божия Матерь точно указала место, где надо была искать икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным. Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, и та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города в сопровождении огромной толпы народа направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону никак не удавалось.

Тогда копать принялась сама Матрона, и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан.

Митрополит передал икону отцу Ермолаю (будущий священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси), наиболее почитаемому в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. Отец Ермолай написал тропарь новоявленной иконе «Заступнице Усердная», который знала вся Святая Русь.

Через десять лет на месте обретения чудотворной иконы митрополит Ермоген (отец Ермолай принял постриг с именем Ермоген в Московском Чудовом монастыре и вскоре был назначен на Казанскую кафедру) основал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской. Причем юная Матрона Онучина (и ее мать) приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей. Совершив первый молебен перед святым образом, митрополит Ермоген составил сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Документы и сказания XVII века свидетельствуют о множестве чудес, явленных святым Казанским образом. С его помощью была взята одна из башен Китай-города, захват которой предопределил успех общего штурма 4 ноября 1612 года:

Во время Смуты, когда Москва была занята поляками, а Патриарх Ермоген томился в темнице, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому. Три дня русское ополчение держало пост и усердно возносило молитвы перед Казанской иконой Божией Матери.

В осажденном Кремле находился тогда архиепископ Элассонский (из Греции) Арсений. Ночью к нему в келью явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что «заутра Москва будет в руках осаждающих (ополчение Пожарского) и Россия спасена». В подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни.

Святой Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль.

В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте их встретил архиепископ Арсений, несший чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли.

В память об освобождении Москвы от поляков 4 ноября (22 октября) установлено празднование Казанской Божией Матери, а 21 (8) июля вспоминается чудесное обретение иконы.

Перед Полтавской битвой в 1709 году русский царь Петр I с войском молился перед Казанской Божией Матерью, а в 1721 году перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811-м образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812-м, и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября (4 ноября), когда выпал снег и ударили сильные морозы. Сама Заступница пришла на помощь воинам.

Есть также множество документальных свидетельств о том, что Казанская икона Божией Матери помогла нашей стране и в годы Великой Отечественной войны.

Приведем цитату из сборника «Россия перед вторым пришествием»:

«Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России… Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви – Митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат)… Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего (кроме иконы Божией Матери). Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.

«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, – сдавать нельзя. Пусть вынесут, – сказала Она, – чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».

Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву.

Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил, чтобы удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда – город был спасен…»

«Ватиканский» образ Казанской

В 2004 году дипломатия Ватикана предприняла попытку добиться согласия Русской Православной Церкви на приезд Папы Иоанна Павла II в Россию, используя в качестве удобного предлога предложение передать в дар Русской Церкви некий Казанский образ неясного происхождения, хранившийся в личных покоях Папы с марта 1993 года и якобы являвшийся той самой прославленной русской святыней, явленной в 1579 году в Казани. Старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталья Чугреева дает такую характеристику Казанского образа из Ватикана: «Казанская икона, находящаяся в Ватикане, представляет собой список с явленного в Казани образа, который по стилю письма можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной - серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: тип Лика Богоматери не «грекофильский», а более «русифицированный», взгляд Ее и Лик более, чем на древних образах, обращен к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесен по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века».

«Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 года в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. 21 июля 2005 года патриарх передал образ Казанской епархии во время торжественной церемонии открытия Благовещенского собора в Казанском Кремле.

Тропарь,

глас 4-й

Заступнице усердная, Мати Господа Вы шняго, за всех мо лиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твори ши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Гопоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиле нною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

3 июня в поселке Мещерский епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, управляющий Западным викариатством, освятил деревянную часовню на месте строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Для местных жителей это радостное событие означает возрождение духовной жизни в поселке.

Новый храм, - говорит местная жительница Ирина Разуваева, - будет практически на том же самом месте, где стояла церковь, разрушенная в 30-е годы. Для всех верующих это очень отрадное событие, поскольку очень долго никакого храма в поселке не было. Некоторые из прихожан немного волнуются о том, что церковь будет рядом с нашей зоной отдыха, а вот мне кажется, что это очень неплохо, поскольку молодежь будет ходить мимо и, может быть, многим захочется зайти в храм.

На месте часовни предполагается воздвигнуть каменную церковь Казанской иконы Божией Матери. Этот образ особо почитается в русском народе. С этой иконой связано освобождение Москвы от польских интервентов во времена Смутного времени. Ополченцы во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым прославили икону Казанской Божией Матери как покровительницу и защитницу Земли Русской.

Владыка Игнатий уточнил, что в рамках «Программы-200» вместе с храмом будет возведен и приходской духовно-культурный центр.

Строительство храмов не есть индивидуальное дело настоятеля или епископа, - подчеркнул он в своем слове к верующим. - На Руси строили храмы всем миром, и я призываю прихожан приложить свои силы, кто сколько сможет, на строительство сего храма. Это дело, которое мы творим для людей и для Бога.

По материалам «Вечерней газеты»

Смотрите Видео

Для желающих оказать помощь

Реквизиты храма Казанской иконы Божией Матери
в поселке Мещерском города Москвы

Полное наименование:
Местная религиозная организация – Православный приход храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Мещерском, гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви

Сокращенное наименование:
Приход храма Казанской ик. Б.М. в пос. Мещерском г. Москвы

Юридический адрес:
119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 90, стр. 1
Тел./факс 8-495- 443-77-43, 8-499-500-30-36
Бухгалтерия: 8-499-500-30-35

Банковские реквизиты:
ИНН/КПП 7704249290/772901001, р/счет 40703810100000001093 в ЗАО КБ «Гагаринский»,
БИК 044525429, к/счет 30101810400000000429

ОКПО 72064164, ОКАТО 45286590000, ОКВЭД 91.31, ОКОНХ 98700,
ОГРН 1037739589117 от 12.02.2003 г.

Исполняющий обязанности Настоятеля храма – протоиерей Димитрий Иванов
Председатель Приходского совета – протоиерей Александр Тараканов
Казначей – Дорохова Надежда Александровна

Вид платежа: на строительство храма

«Эта стройка из тех, на которые надо равняться - и по качеству работ, и по темпам строительства», - сказал В. Ресин.

По его словам, уже установлен каркас главного купола. Скоро будет готово здание, после чего начнется облицовка стен кирпичом. Осенью планируется установить на купол золоченый крест.

Проект храма индивидуальный, он создавался специально для этой территории Москвы. Церковь будет однокупольной, с луковичным завершением и богатым декором. За основу взяты псковско-новгородские каноны.

Территорию благоустроят, объединив Баковский лесопарк со стороны области и Мещерский парк с прудом одноименного московского поселка.

«К началу следующего отопительного сезона в здание дадут тепло, чтобы в зимнее время проводить внутренние отделочные работы», - отметил В. Ресин.

Закончены основные работы и в приходском доме, там идет внутренняя отделка помещений. Ввод храмового комплекса намечен на 2018 год.

Напомним, программа строительства православных храмов («Программа -200») развернута во всех округах столицы, кроме Центрального . Ее цель - обеспечить жителей города храмами недалеко от дома.

Программа реализуется полностью на пожертвования. Для сбора средств создан благотворительный Фонд поддержки строительства храмов города Москвы, сопредседателями которого являются мэр Москвы Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Программу курирует советник мэра, советник по строительству Патриарха Московского и всея Руси, депутат Госдумы Федерального Собрания РФ Владимир Ресин - он является председателем рабочей группы фонда.

error: